|
|
СлужащиеПлан. Введение. Служащие органов местного самоуправления. Служащие аппарата политических партий и общественных объединений. Служащие частных предприятий и учреждений. Заключение. Библиография. Введение. За последние годы в нашей стране произошли кардинальные изменения. Произошло размежевание государственной и партийной власти, реально осуществлена многопартийность, возникло самостоятельное, не входящее в систему государственной власти, местное самоуправление, а также вследствие разгосударствления экономики существует обширный сектор частых предприятий. Поэтому стал особо актуален вопрос о регламентации правового статуса лиц, служащих в этих сферах. Правовой статус служащих органов местного самоуправления, аппарата политических партий и общественных объединений, частных предприятий и учреждений регулируется различными правовыми нормативными актами - законодательством о государственной службе, законодательством о труде, а также локальными нормативными актами тех организационных структур, в которых выполняют полномочия служащие, - муниципальных органов, руководства политических партий, частных предприятий и учреждений и т.д. Правовой статус гражданских служащих следует определять исходя из того, что они обладают всеми признаками служащего вообще: занимают должность, осуществляют свою деятельность на возмездной основе, обладают правами и обязанностями, общие способы замещения должностей, основы оплаты труда, прохождения службы и т.д. Однако они обладают и определенными специфическими признаками, которые и будут рассмотрены в данной работе. Служащие органов местного самоуправления. Законодательство о местном самоуправлении и статусе краевых, областных Советов народных депутатов впервые в истории Советского государства разделили государственный аппарат, представлявший до того единую монолитную систему, на аппарат государственный и аппарат местного самоуправления, получивший затем в законодательстве и практике наименование муниципального: до областного (краевого) звена включительно - аппарат государственный, органы местного самоуправления городов и районов до низового звена включительно - муниципальные органы. Естественно, муниципальная система органов самоуправления получила и имеет определенную экономическую, социальную и правоохранительную основу для обеспечения своей деятельности в виде предприятий, учреждений и организаций муниципального подчинения. Появление в системе власти и управления муниципального звена порождает и новую категорию служащих - муниципальных служащих, большинство из которых выделилось из контингента государственных служащих. Становление местного самоуправления и развитие муниципальных отношений в Российской Федерации все с большей настойчивостью потребовали решения одного из важных вопросов в данной области правоотношений. Речь идет о правовом положении многочисленных участников решения вопросов местного значения - работников органов муниципальных образований. В Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1 о муниципальной службе говорится в шести статьях. В статье 1 муниципальная служба определяется как профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий. В п. 4 ст. 3 закрепляется право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе. Статья 21 называется "Муниципальная служба". В ней закрепляется положение о том, что муниципальными служащими являются лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, и что время работы на муниципальной службе засчитывается в стаж, необходимый для предоставления льгот и гарантий. В п. 17 ст. 4 в качестве одного из полномочий федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления называется регулирование основ муниципальной службы, к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации в п. 14 ст. 5 относится принятие законодательства о муниципальной службе. Согласно ст. 60 впредь до принятия соответствующего Федерального закона на муниципальных служащих распространялись ограничения, предусмотренные законодательством для государственных служащих. Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"2 принят Государственной Думой 17 декабря 1997 г. и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 г. (8-ФЗ) Отметим, что в субъектах Российской Федерации и до этого предпринимались попытки самостоятельно, не дожидаясь Федерального закона, принимать собственные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения, возникающие по поводу осуществления муниципальной службы. В качестве одного из них можно назвать Закон Республики Карелия от 5 декабря 1996 г. N 160-ЗРК "О муниципальной службе в Республике Карелия", вступивший в действие с 1 января 1997 г.3 В настоящее время муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование вопросов муниципальной службы осуществляется субъектами Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами. На муниципальных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом. В соответствии с ч. 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", муниципальная служба - это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. Закон Саратовской области от 30 ноября 1998 г. N 57-ЗСО "О муниципальных должностях в органах местного самоуправления в Саратовской области"4 устанавливает Сводный перечень муниципальных должностей, Реестр муниципальных должностей муниципальной, а также Соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы в Саратовской области. Закон Саратовской области "О муниципальной службе в Саратовской области"5 в ч. 2 статьи устанавливает, что муниципальные должности муниципальной службы в Саратовской области, исходя из содержания и объема должностных полномочий, подразделяются на следующие группы: а) высшие муниципальные должности муниципальной службы (4 группа); б) главные муниципальные должности муниципальной службы (3 группа); в) старшие муниципальные должности муниципальной службы (2 группа); г) младшие муниципальные должности муниципальной службы (1 группа)". Законами субъекта Российской Федерации устанавливается соотношение муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы Российской Федерации с учетом квалификационных требований, предъявляемых к соответствующим должностям муниципальной и государственной службы. Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям муниципальной службы в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы. Квалификационные разряды, порядок их присвоения и сохранения при переводе или поступлении муниципальных служащих на иные муниципальные должности муниципальной службы либо государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, а также при увольнении муниципальных служащих с муниципальной службы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Статья 13 Закона Саратовской области "О муниципальной службе в Саратовской области" предусматривает, что муниципальный служащий обязан: а) исходить в своей деятельности из конституционного принципа верховенства прав и свобод человека; обеспечения соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан; б) исполнять законодательство, устав и другие предписания органов местного самоуправления и вышестоящих должностных лиц, решения, принятые населением на сходе, референдуме; в) осуществлять предоставленные ему по должности полномочия; г) своевременно в пределах своих должностных полномочий рассматривать обращения в муниципальные органы в соответствии с поручением руководителя или иного уполномоченного должностного лица муниципального органа и разрешать их в порядке, установленном законодательством и нормативными правовыми актами муниципального образования; д) сохранять государственную и иную, охраняемую законом тайну, обеспечивать их охрану, если это входит в должностные обязанности, сохранять ставшие ему известными в связи с исполнением служебных полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан; е) исполнять приказы, распоряжения, указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, принятые в пределах их должностных полномочий; ж) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных полномочий; з) соблюдать нормы служебной этики и культуры, служебный распорядок, не совершать действий, затрудняющих работу муниципальных органов, а также приводящих к подрыву авторитета государственной и муниципальной службы; и) беречь муниципальную собственность. Должностные лица муниципального образования должны выделять не менее одного полного рабочего дня в месяц для приема граждан по личным вопросам. Служебные адреса и служебные телефоны должностных лиц публикуются в открытой печати не реже одного раза в год. Муниципальный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие - руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административным либо уголовно наказуемым деянием. Обязанности муниципального служащего конкретизируются в уставе муниципального образования и должностной инструкции. Статья 14 Закона Саратовской области "О муниципальной службе в Саратовской области" устанавливает основные права муниципального служащего: а) требовать письменного оформления содержания, перечня и объема своих должностных полномочий и создания условий для их исполнения; б) принимать решения или участвовать в их подготовке в соответствии с должностными полномочиями; в) посещать в установленном порядке для выполнения должностных полномочий предприятия, организации и учреждения, независимо от их организационно-правовой формы; г) запрашивать в установленном порядке от органов государственной власти и местного самоуправления предприятий, учреждений, организаций, граждан, общественных объединений необходимую для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы; д) вносить предложения по совершенствованию муниципальной службы в муниципальные и государственные органы; e) участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной или иного вида службы; ж) повышать квалификацию, проходить переподготовку за счет средств местного бюджета; з) на продвижение по службе, увеличение размера должностного содержания с учетом результатов работы; и) знакомиться со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также приобщать к личному делу свои объяснения; к) требовать служебного расследования для опровержения порочащих его честь и достоинство сведений; л) объединяться в профессиональные союзы; м) на пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы. Муниципальный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные, муниципальные органы или в суд для разрешения споров, связанных со службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестаций, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на службу, ее прохождения, реализации прав муниципального служащего, перевода на другую должность муниципальной службы, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения. Права муниципального служащего конкретизируются и дополняются в уставе муниципального образования и в должностной инструкции. Муниципальный служащий не вправе: 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; 2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа местного самоуправления, членом иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления; 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; 4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией; 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он состоит на муниципальной службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему; 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию; 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве муниципального служащего; 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением им должностных обязанностей; 9) выезжать в командировки за счет средств физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых на взаимной основе по договоренности органов местного самоуправления муниципального образования с органами местного самоуправления других муниципальных образований, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями; 10) принимать участие в забастовках; 11) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений. Муниципальные служащие не вправе образовывать в органах местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Муниципальный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Муниципальный служащий ежегодно в соответствии с федеральным законом, а также гражданин при поступлении на муниципальную службу обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, которые являются объектами налогообложения. Виды поощрений муниципального служащего и порядок их применения устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Статья 18 Закона Саратовской области "О муниципальной службе в Саратовской области" предусматривает, что за успешное и добросовестное исполнение муниципальным служащим должностных полномочий, продолжительную и безупречную службу, выполнение заданий особой важности и сложности устанавливаются следующие виды поощрений: а) представление к присвоению почетных званий Российской Федерации; б) представление к присвоению почетных званий Саратовской области; в) денежная премия в размере месячного должностного оклада с установленными надбавками; г) благодарность; д) почетная грамота. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные меры поощрения муниципальных служащих с учетом условий и особенностей муниципального образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации. Статья 19 Закона Саратовской области "О муниципальной службе в Саратовской области" в части 2 устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий: а) замечание; б) выговор; в) строгий выговор; г) предупреждение о неполном служебном соответcтвии; д) увольнение. Муниципальному служащему гарантируются: 1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; 2) денежное содержание и иные выплаты; 3) ежегодный оплачиваемый отпуск; 4) медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию; 5) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; 6) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; 7) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей; 8) защита его и членов его семьи в порядке, установленном законами, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей. В случае ликвидации органа местного самоуправления, сокращения штата работников данного органа муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные законодательством Российской Федерации о труде для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, сокращения штата работников. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования могут быть предусмотрены дополнительные гарантии для муниципального служащего. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок и иных выплат к должностному окладу муниципального служащего определяются нормативными актами органов местного самоуправления в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. Муниципальному служащему устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 календарных дней. Для отдельных категорий муниципальных служащих федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск. На муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего в Российской Федерации, устанавливаемые федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности. В случае смерти муниципального служащего, связанной с исполнением им должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с муниципальной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в порядке, определяемом федеральным законом. В стаж муниципальной службы муниципального служащего включается время работы на муниципальных должностях муниципальной службы, выборных муниципальных должностях и государственных должностях. Включение в стаж муниципальной службы иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе. Поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Порядок прохождения муниципальной службы, управление муниципальной службой, требования к муниципальным должностям муниципальной службы определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъекта Российской Федерации. 2. Служащие аппарата политических партий и общественных объединений. Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон Российской Федерации "Об общественных объединениях", законы об отдельных видах общественных объединений. Например, уже действуют Законы Российской Федерации от 8 декабря 1995 года "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" , от 17 августа 1995 года "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", от 26 мая 1995 года "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" ; от 8 декабря 1995 года "О некоммерческих организациях" , в котором, в частности, регламентируются отношения таких организаций с органами государственной власти; от 24 мая 1996 года "О товариществах собственников жилья" и др.6 Деятельность отдельных общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах. Например, в Законе Российской Федерации от 2 декабря 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" одна глава посвящена общественным объединениям инвалидов. Политические партии и движения и общественные организации (и их объединения) различаются, конечно, между co6oй по целям, масштабам деятельности и т.д. Но у них мною и общего: создаются на основе самодеятельности н добровольности, управление внутренними делами на основе самоуправления, выборность руководящих органов и т.д. Общее у них и то, что создается аппарат служащих, статус которых, в принципе, общий. К настоящему времени официально зарегистрировано свыше 30 политических партии, а общественных объединении в России насчитывается свыше 800 видов (профсоюзы, спортивные общества, молодежные организации, организации по профессиям и др.), причем все политические партии содержат аппарат управления с контингентом оплачиваемых служащих, такой же аппарат имеют большинство общественных объединении.7 Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г.)8 в ч.2 п. 4 статьи 5 упоминает, что руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией. Статья 32 этого же закона в ч. 2 устанавливает, что не могут быть предметом коммерческой тайны сведения о численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации. Какие основные особенности характеризуют правовой статус служащих политических партий и общественных объединений? На этих служащих тоже распространяются некоторые общие правила службы и государственной службы: режим трудовой деятельности (трудовое законодательство), те же способы замещения должностей, охрана и защита нрав служащего, включая судебную защиту, те же группы служащих, как и на государственной службе, т.е. руководители, специалисты, вспомогательный персонал. Отметим, что поскольку КЗоТ РФ не устанавливает иного, на данных служащих полностью распространяются положения КЗоТ. В то же время в статусе служащего аппарата политических партий и общественных организаций много отличного, специфичного: должностные наименования и объем полномочий по должностям устанавливаются этими организациями, также способы замещения каждой должности, определяется порядок прохождения службы, в том числе меры поощрения и меры ответственности. Это в основном вопросы организации службы. Уставы политических партий и общественных объединении как раз и должны регулировать все эти вопросы, в дополнение к ним обычно принимаются нормативные положения руководящих органов. Например, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"9 в п. 4 статьи 16устанавливает, что в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается условия оплаты труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением. Устав Всероссийского общества инвалидов10 (утв. на I съезде Всероссийского общества инвалидов 1 ноября 1991 года) в пункте 25 устанавливает, что для осуществления текущей работы при районных (межрайонных), городских, иных местных, областных, краевых, республиканских в составе РСФСР, иных территориальных и Центральном правлениях создается аппарат. Структура и штатная численность, фонд оплаты труда, функциональные обязанности сотрудников аппарата определяются соответствующими президиумом или правлением в соответствии с действующим законодательством. Первичные организации, являющиеся юридическими лицами, могут создавать аппарат за счет собственных средств, полученных от производственно-хозяйственной деятельности. Состав аппарата формируется председателем соответствующего правления с утверждением на заседании президиума. При перевыборах председателя правления может быть проведена внеочередная аттестация сотрудников аппарата. Сотрудники аппарата, за исключением председателя и заместителей, не могут быть членами выборных органов Всероссийского общества инвалидов. Отметим, что в определенных законодательством случаях служащие общественных объединений могут обладать полномочиями публично-правового характера. Так, статья 45 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей"11 в ч. 2 предусматривает право общественных объединений потребителей в случаях, предусмотренных уставами указанных объединений: - проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг); - проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, участвовать по поручению потребителей при проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей; - участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен; - вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), не соответствующих установленным требованиям к безопасности и качеству товаров (работ, услуг), а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации; - обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). Статья 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"12 устанавливает, что для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы вправе создавать собственные инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми профсоюзами. Профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. Профсоюзные инспектора труда вправе беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, в которых работают члены данного профсоюза, для проведения проверок соблюдения законодательства о труде и законодательства о профсоюзах, а также выполнения работодателями условий коллективного договора, соглашения. Отметим, что статус служащих общественных объединений характеризуется и тем, что данные лица могут являться специальными субъектами юридической ответственности. Так, Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений"13 в ч. 3 ст. 16 указывает, что руководители молодежных и детских объединений, предоставившие ложные сведения о составе и деятельности этих объединений в целях получения государственной поддержки, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и возмещают нанесенный ущерб. Служащие частных предприятий и учреждений. Законодательство о собственности, принятое в 90-х годах сначала на уровне Союза ССР, а затем и в России, и последующее за ним законодательство о предприятиях и предпринимательской деятельности установили множественность форм собственности, их равенство в законе и защите последними основой создания предприятий и учреждений, наряду с государственными, кооперативными и т.д., и частных предприятий и учреждении. Естественно, контингент служащих и здесь необходим для обеспечения нормальной деятельности этих организации. Правовой статус служащих, находящихся на частной службе, сочетает в себе нормы государственного регулирования их деятельности и правила, устанавливаемые собственником предприятия, учреждения.14 Существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: публично-правовой и частно-правовой. Оба могут быть использованы при реализации гражданами России своего конституционного права на труд. Если они реализуют данное право, заключая гражданско-правовые договоры, то применяется частно-правовой метод. Если же они реализуют его в качестве наемных работников, заключая трудовой договор, то возможна комбинация методов. Следует согласиться с Е.Б. Хохловым, трактующим "отрасль трудового права как единство государственно-нормативного и договорного регулирования общественных отношений, возникающих в сфере труда". Действительно, с одной стороны, в области общественных отношений, регулируемых трудовым правом, применяется публично-правовой метод государство устанавливает лишь принципы регулирования трудовых отношений и гарантии для работников, являющиеся обязательными для работодателей, или устанавливает конкретные условия для работников бюджетной сферы. С другой стороны, работодатель через коллективный и индивидуальные договоры конкретизирует условия труда. Стороны трудового договора могут достаточно свободно устанавливать условия договора, не нарушая однако установленных государством гарантий (это тоже существенное отличие от принципов регулирования общественных отношений гражданским правом). Работодатель может улучшить эти условия по сравнению с гарантиями, установленными в законодательстве, но не может ухудшить. В противном случае такие условия договоров о труде являются недействительными. Казалось бы, почему при заключении трудового договора работник и работодатель не могут быть абсолютно свободными? Да именно потому, что трудовое право имеет предметом своего регулирования отношения, отличные от предмета регулирования гражданского права. Трудовое право, являясь по своей сути "правом социальной защиты", предусматривает ряд защитных мер по отношению к наемным работникам, чего не может обеспечить в сфере реализации способностей к труду гражданское право, базирующееся на принципе абсолютного равенства сторон.15 Государственное регулирование охватывает здесь нормирование труда (продолжительность рабочего дня, дни отдыха, праздничные дни и т.д.), социальное страхование, действует пенсионное законодательство, т.е. речь идет о государственных нормах, обязательных для служащих всех категорий и видов. В частном порядке, т.е. собственником предприятия и учреждения или органом, кому собственник поручил управление. регулируются все иные вопросы организации и функционирования службы: учреждение должностей и установление должностных полномочий, порядок замещения должностей (в рамках определенных законодательством способов) и прохождения службы и т.д. Прекращение служебных отношений, т.е. увольнение от должности, должно производиться в соответствии с законодательством. Оплата труда - по усмотрению собственника. Оплата труда руководителей, специалистов и служащих производится, как правило, на основе должностных окладов, которые устанавливаются администрацией организации в соответствии с должностью и квалификацией работника. Этим категориям работников может устанавливаться и иной вид оплаты труда - в процентах от выручки, в долях от прибыли и др. (см. ст. 81 КЗоТ РФ). Схемы должностных окладов в производственных отраслях народного хозяйства носят, как правило, отраслевой характер. Должностные оклады определяются администрацией предприятия при приеме служащего на работу. Руководители предприятий вправе устанавливать оклады работникам без соблюдения средних окладов по штатному расписанию и без учета соотношений численности отдельных категорий работников, но в пределах тех средств, что предназначены на оплату труда служащих данной категории. Предприятие вправе само определять общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждать штаты.16 В то же время установление окладов не может быть произвольным, а должно соответствовать существующей на предприятии системе оплаты труда Рассмотрим пример судебной практики. Аникина, Величковский, Юдин, Сазонов обратились к АООТ "Рязаньгоргаз" с иском о взыскании разницы в заработной плате. Они ссылались на то, что с 1 августа 1996 г. на предприятии произведено повышение окладов всем работникам, кроме них, а в сентябре 1996 г. они были уволены по п.1 ст. 33 КЗоТ РФ в связи с сокращением штата. Октябрьский районный суд г. Рязани в иске истцам отказал. Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда решение отменила и дело направила на новое рассмотрение. Президиум Рязанского областного суда определение кассационной инстанции отменил с оставлением в силе решения суда первой инстанции. Заместитель Председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос о частичной отмене постановления президиума областного суда с оставлением в силе кассационного определения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 11 ноября 1997 г. протест удовлетворила, указав следующее. Отказывая истцам в удовлетворении иска о взыскании разницы в заработной плате, районный суд сослался на ст.ст.77, 80 КЗоТ РФ и исходил из того, что администрация предприятия имеет право самостоятельно определять вид, систему оплаты труда, размер тарифных ставок и окладов. Повышение же должностного оклада каждому работнику произведено индивидуально с учетом личного вклада и качества труда. С такой позицией согласился и президиум областного суда. Однако эти выводы сделаны без надлежащего учета требований норм материального права, регулирующих спорные отношения. Как видно из материалов дела, все истцы - руководители и специалисты АООТ "Рязаньгоргаз". В соответствии со ст.80 КЗоТ РФ предприятия, учреждения, организации самостоятельно определяют вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах. Согласно ч.2 ст.81 КЗоТ РФ должностные оклады руководителей, специалистов и служащих устанавливаются администрацией предприятия, учреждения, организации в соответствии с должностью и квалификацией работника. Таким образом, установление окладов не может быть произвольным, а должно соответствовать существующей на предприятии системе оплаты труда. Вместе с тем приказом от 1 августа 1996 г. с 1 июля 1996 г. были повышены должностные оклады всем руководителям и специалистам АООТ, кроме истцов. Мотивом этого послужило лишь предстоящее увольнение истцов с работы в связи с сокращением штата по приказу от 10 июля 1996 г. Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, вопреки ст.50 ГПК РСФСР, не предложил ответчику представить доказательства того, что введение новой сетки должностных окладов с сохранением в ней прежних размеров окладов подлежащим увольнению истцам соответствует Положению об оплате труда в АООТ "Рязаньгоргаз", коллективному договору, должности и квалификации истцов. Кроме того, в деле отсутствуют и не учтены судом действовавшие на момент издания приказа коллективный договор, Положение об оплате труда работников АООТ "Рязаньгоргаз" или иной локальный акт, регулирующий вопросы оплаты труда на предприятии. Не исследовались судом также отраслевое тарифное соглашение, регулирующее с учетом специфики предприятия оплату труда, и решение правления АООТ от 4 июля 1996 г., на которое сделана ссылка в приказе от 1 августа 1996 г. Суд не принял во внимание и то обстоятельство, что сохранение истцам прежних, более низких окладов лишь в связи с предстоящим увольнением противоречит ст.37 Конституции Российской Федерации, запрещающей какую-либо дискриминацию при выплате вознаграждения за труд. Таким образом, суд первой инстанции с учетом подлежащих применению норм материального права неправильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, нарушил нормы процессуального права, регулирующие вопросы представления сторонами доказательств. В связи с этим кассационная инстанция правильно отменила решение районного суда и направила дело на новое рассмотрение.17 Работник выполняет свою трудовую функцию с соблюдением внутреннего трудового распорядка организации. Под этим понимается порядок, установленный внутри организации, где трудится работник. Он включает в себя порядок взаимоотношений работника и администрации, которая по поручению собственника управляет трудом в организации, и порядок взаимоотношений между работниками в процессе труда. С учетом сказанного важнейшими элементами внутреннего трудового распорядка являются: основные права и обязанности работников и администрации, режим рабочего времени работников, порядок их поощрения и привлечения к ответственности. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка. Он оделяется прежде всего правилами внутреннего трудового распорядка, утверждаемыми общим собранием (конференций) работников организации по представлению администрации (ч.1 ст. 130 КЗоТ РФ). В названных правилах с учетом специфики организации закрепляются основные обязанности работников и администрации, устанавливается порядок использования рабочего времени и т.п. В развитие этих правил администрация в установленном порядке принимает графики сменности, графики отпусков и иные локальные акты. В некоторых отраслях народного хозяйства (на железнодорожном, речном, морском, воздушном транспорте и т.д.) действуют уставы или положения о дисциплине. Таково, например. Положение "О дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. В этих актах определяется и сфера их действия. Обычно они распространяются на работников основных (ведущих) профессий отрасли.18 Таким образом, правовой статус частного служащего определяется собственником в том объеме, в котором он не определен действующим законодательством. Отметим, что элементом правового статуса служащих частных предприятий и учреждений является их аттестация. Одним из юридических оснований изменения конкретных условий трудового договора является аттестация работников. Основная цель аттестации - проверка соответствия квалификации и деловых качеств работника выполняемой им работе, а также результатов его труда. Аттестация работников проводится на основе соответствующих нормативных актов. Обязательной периодической аттестации подлежат работники определенных категорий. К таким работникам относятся, например, лица, занимающие должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта (см. Положение о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта. - Бюллетень нормативных актов, 1994, N 7). В результате проведенной аттестации определяются квалификационные категории и разряды оплаты труда работника. Аттестация проводится периодически один раз в три-пять лет. Однако в отдельных случаях может проводиться и досрочная аттестация. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационной комиссии утверждаются руководителем учреждения, организации, предприятия и доводятся до сведения аттестуемых работников в срок не менее одного месяца до начала аттестации Если эти сроки нарушены, то результаты аттестации признаются недействительными. Подготовка к проведению аттестации организуется администрацией учреждения, организации, предприятия при участии соответствующих профсоюзных органов. Она включает следующие мероприятия: 1) подготовку необходимых документов на аттестацию; 2) разработку графиков проведения аттестации; 3) определение состава аттестационной комиссии; 4) организацию разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестаций. Для проведения аттестации руководителем предприятия назначается аттестационная комиссия. Она возглавляется заместителем руководителя предприятия. В ее состав включаются руководители подразделений, высококвалифицированные специалисты, представители выборных профсоюзных организаций. В необходимых случаях могут образовываться несколько аттестационных комиссий. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник признается соответствующим определенной должности и разряду оплаты. Результаты аттестации сообщаются работнику сразу же после голосования. По результатам аттестации выносится решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности. Следует иметь в виду, что аттестационная комиссия может признать работника соответствующим занимаемой должности и определенным условиям, например, при условии улучшения работы и выполнения рекомендаций комиссии с повторной аттестацией через один год. Решение аттестационной комиссии носит рекомендательный характер. Руководитель учреждения, организации, предприятия с учетом рекомендаций аттестационной комиссии вправе: повысить или понизить должностной оклад; установить, изменить или отменить надбавку к окладу; повысить работника в должности или освободить от должности; понизить или повысить работника в классном звании и квалификационной категории. В случае признания работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности или выполняемой работе руководитель предприятия вправе: 1) оставить его в прежней должности; 2) перевести его на другую работу; 3) может последовать увольнение работника по п. 2 ст. 33 КЗоТ. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров в РФ.19 Отметим, что применительно к некоторым должностям законодательством предусмотрены особенности правового регулирования. Так, следует отметить, что трудовые отношения с руководителем организации имеют ряд особенностей. Главное отличие правового положения управляющего организации заключается в том, что, с одной стороны, он представляет интересы собственника и выполняет функции работодателя по отношению к иным работникам возглавляемой им организации, а с другой стороны, - сам является наемным работником. Важная характерная черта положения директора - неопределенный круг обязанностей. Все обязанности названной категории служащих сложно даже перечислить в трудовом договоре (контракте). Генеральный директор осуществляет руководство всей текущей деятельностью организации: действует без доверенности от ее имени, в том числе представляет ее интересы, совершает от ее имени сделки, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми его подчиненными, и т.д. Значимой особенностью трудового договора (контракта) с руководителем является повышенная ответственность сторон. Вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором, последний может быть расторгнут. С 1 января 1996 г. введен в действие Федеральный закон "Об акционерных обществах" (N 208-ФЗ от 26 декабря 1995 г.). Он определяет порядок создания и правовое положение акционерного общества, права и обязанности акционеров, совета директоров, исполнительного органа общества, правила защиты их прав. Согласно ст. 69 названного Закона, образование и досрочное прекращение полномочий исполнительного органа общества (директора, генерального директора) осуществляется по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этого вопроса не отнесено к компетенции совета директоров. Внесение пункта о возможности досрочного прекращения договора с руководителем по решению учредителей (участников) организации является принципиально важным при составлении трудового договора (контракта) с руководителем.20 Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г.)21 в статье 7 применительно к должности главного бухгалтера устанавливает, что главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации; подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций. Применительно к должности кассира надо отметить, что Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (Утвержден решением Совета Директоров ЦБР 22 сентября 1993 г. N 40) в п. 39 возлагает ответственность за соблюдение Порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров. Отметим, что применительно к отдельным отраслям хозяйственной деятельности для отдельных категорий служащих установлены определенные требования, связанные с их квалификацией, опытом работы, особенностями биографии, а также ограничения. Так, Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"22 устанавливает, что руководители охранных предприятий, а также персонал этих предприятий (далее - охранники), оказывающие услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов. При этом вместо документов, подтверждающих наличие юридического образования, специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика и стажа работы в оперативных или следственных подразделениях, требуется представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности. Руководителям охранных предприятий, а также охранникам, оказывающим услуги, перечисленные в части четвертой настоящей статьи, не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"23, регламентируя предоставление лицензии, указывает, что анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими, должны содержать сведения: о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет; о наличии (отсутствии) судимости. В завершение необходимо отметить, что определенные категории служащих частных предприятий и учреждений являются специальными субъектами административной ответственности. Согласно ст. 15 КоАП должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. За некоторые административные правонарушения к ответственности привлекаются только те лица, которые занимают определенное служебное положение или обладают определенной профессией. Это так называемые специальные субъекты административной ответственности. Должностные лица являются именно такими специальными субъектами. Во многих статьях Кодекса предусмотрена административная ответственность таких лиц. В некоторых статьях непосредственно дан перечень должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности. Согласно, например, ст. 90 КоАП, расточительное расходование электрической и тепловой энергии влечет предупреждение или наложение штрафа на руководителей предприятий, учреждений, организаций, главных инженеров, главных энергетиков (главных механиков) предприятий, начальников цехов, руководителей административно-хозяйственных служб учреждений и организаций. В других статьях Кодекса избран иной подход к определению круга должностных лиц, подлежащих ответственности. Так, например, за выпуск на линию транспортных средств, имеющих неисправности, при наличии которых запрещается эксплуатация транспорта, ответственность могут нести "должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств" (ст. 123). Однако большинство статей Кодекса не содержит не только исчерпывающего перечня, но даже и указаний на видовые признаки должностных лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за нарушение тех или иных правил. В подобных случаях правоприменительные органы каждый раз вынуждены устанавливать исходя из должностных инструкций, в круг служебных обязанностей какого работника входило исполнение (или обеспечение исполнения) установленных правил.24 Заключение. Итак, мы рассматривали правовой статус гражданских служащих, т.е. служащих органов местного самоуправления, аппарата политических партий и общественных объединений, частных предприятий и учреждений. Основная особенность правового статуса этих лиц состоит в том, что этот статус определяется как законодательством, так и локальными нормативно-правовыми актами, действующими на уровне муниципальных образований, общественных объединений, конкретных предприятий и учреждений. Если применительно к муниципальной службе существует развернутая система федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации, то в отношении иных видов гражданских служащих централизованное правовое регулирование осуществляется явно недостаточно. Представляется, что это упущение законодателя требует скорейшего устранения, поскольку по характеру своей деятельности данная группа лиц находится в крайне уязвимом положении - они в силу закона обязаны блюсти в том числе и публичные интересы, несут определенную юридическую ответственность за соблюдение законодательства, и в то же время находятся в зависимости от своих работодателей, чьи частные интересы могут и не совпадать с публичными. Таким образом, гражданские служащие нуждаются в повышенной правовой защите, что позволит как отстоять их собственные интересы, так и укрепить законность в государстве в целом. Библиография. Конституция Российской Федерации. М.: Юристъ, 1998 Закон РФ "Об общественных объединениях" от 9 октября 1990 г.// СЗ РФ, 1995, N 21, ст. 1930, Закон РФ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 г. // СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503; N 33, ст. 3340; 1996, N 3, ст. 145 Закон РФ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций" от 28 июня 1995 г. // СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503; N 33, ст. 3340; 1996, N 3, ст. 145 Закон РФ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г //. СЗ РФ N3, 1996, no. 148 Федеральный закон от 21 ноября 1996 г N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"// "Российская газета" от 28 ноября 1996 г. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изм. и доп. от 17 марта 1997 г., от 26 ноября 1996 г, от 22 апреля 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506 Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г., N 16, ст. 1801 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145 Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г., N 2, ст. 224 Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. N 6, ст. 492 Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" "Российская а" от 16 января 1996 г., Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888 Закон Саратовской области от 30 ноября 1998 г. N 57-ЗСО "О муниципальных должностях в органах местного самоуправления в Саратовской области" // "Саратовские вести" от 16 декабря 1998г № 249 (2020) и от 17 декабря 1998г № 250 (2021) Постановление Саратовской областной Думы от 21 мая 1997 г. N 41-763 "О муниципальной службе в Саратовской области" // Текст документа получен из Саратовской областной Думы Определение СК Верховного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. "Установление окладов не может быть произвольным, а должно соответствовать существующей на предприятии системе оплаты труда" (Извлечение) // Вестник Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 3, стр. 7 Устав Всероссийского общества инвалидов (утв. на I съезде Всероссийского общества инвалидов 1 ноября 1991 года) // Текст Устава опубликован в книге "Социальная защита инвалидов". Нормативные акты и документы, Москва, "Юридическая литература", 1994 г. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: "Зерцало", ТЕИС,1996 Кельцева А.А. "Особенности заключения и расторжения трудового договора (контракта) c руководителем организации" // "Законодательство", 1997, N 4 Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1997 Куренной А.М. Трудовой договор: понятие, содержание и порядок заключения. // "Законодательство", 1997, N 1, с. 46 Лютцер В.Л., Муниципальная служба. // "Законодательство", 1998, N 1 Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996 Постатейный Комментарий к КЗоТ Российской Федерации. //Ответственный редактор - академик, доктор юридических наук, профессор К.Н. Гусов, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. - М.: "Проспект", 1996 Трудовое право: Учебник. // Отв. ред. Смирнов О.В. - М.: "ТЕИС", 1996 1 Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506 2 Собрание законодательства Российской Федерации от 12 января 1998 г., N 2, ст. 224 3 Лютцер В.Л., Муниципальная служба. // "Законодательство", 1998, N 1 4 "Саратовские вести" от 16 декабря 1998г № 249 (2020) и от 17 декабря 1998г № 250 (2021) 5 Постановление Саратовской областной Думы от 21 мая 1997 г. N 41-763 "О муниципальной службе в Саратовской области" // Текст документа получен из Саратовской областной Думы 6 А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: "Зерцало", ТЕИС,1996 С. 239 7 Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996 С. 136 8 Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145 9 Собрание законодательства Российской Федерации от 20 апреля 1998 г., N 16, ст. 1801 10 Текст Устава опубликован в книге "Социальная защита инвалидов". Нормативные акты и документы, Москва, "Юридическая литература", 1994 г. 11 Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях" "Российская а" от 16 января 1996 г., 12 СЗ РФ N3, 1996, no. 148 13 СЗ РФ, 1995, N 27, ст. 2503; N 33, ст. 3340; 1996, N 3, ст. 145 14 Манохин А. Д., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А. Российское административное право. /Учебник. М.: Юристъ, 1996 С. 138 15 Куренной А.М. Трудовой договор: понятие, содержание и порядок заключения. // "Законодательство", 1997, N 1, с. 46 16 Трудовое право: Учебник. // Отв. ред. Смирнов О.В. - М.: "ТЕИС", 1996 17 Вестник Верховного Суда Российской Федерации, 1998 г., N 3, стр. 7 18 Трудовое право: Учебник. // Отв. ред. Смирнов О.В. - М.: "ТЕИС", 1996 19 Постатейный Комментарий к КЗоТ Российской Федерации. //Ответственный редактор - академик, доктор юридических наук, профессор К.Н. Гусов, зав. кафедрой трудового права и права социального обеспечения Московской государственной юридической академии. - М.: "Проспект", 1996 20 Кельцева А.А. "Особенности заключения и расторжения трудового договора (контракта) c руководителем организации" // "Законодательство", 1997, N 4 21 "Российская газета" от 28 ноября 1996 г. 22 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г., N 17, ст. 888 23 Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 февраля 1996 г. N 6, ст. 492 24Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. - М.: "ПРОСПЕКТ", 1997 С. 43 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|