|
|
Аудит операций по движению денежных средств на счетах в банкеПлан. Введение 3 1. Сущность и значение аудита 5 1.1. Понятие и цели аудита. 5 1.2. Задачи аудита операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка 10 1.3. Общее положение по учету операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка 11 2. Методика аудита операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка 16 2.1. Программа аудита операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка 16 2.2. Оценка учета и внутренний контроль операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка 19 2.3. Методы и приемы аудита, применяемые при проведении операций по учету денежных средств на счетах в учреждени- ях банка 24 3. Результаты проверки по учету операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка 27 3.1. Документирование результатов проверки 27 3.2. Назначение, принципы составления и составные части аудиторского заключения 28 3.3. Аналитическая часть аудиторского заключения 30 Заключение 32 Список литературы 33 Приложения Введение. Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации утверждены Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263. Этот документ определяет правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности как независимого вневедомственного финансового контроля. Он действует до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации закона Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Временные правила применяются при осуществлении аудиторских проверок деятельности всех экономических субъектов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также органов государственной власти и управления всех уровней и органов местного самоуправления. При этом под экономическими субъектами понимаются независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения, организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных задач, принципов, методов, содержания аудита операций по движению денежных средств на счетах в банке конкретного предприятия - ООО "Торс - Стелла". Данное предприятие в соответствии с действующим законодательством, не подлежит обязательному аудиту, он может осуществляться только по инициативе учредителей или руководства самого предприятия. В связи с этим аудит его деятельности, даже в рамках отдельно взятого, узкоспециализированного вопроса, представляется актуальным. ООО "Торс - Стелла" имеет расчетный счет в АКБ "Алеф - банк" г. Москвы. Численность работающих - 12 человек, что позволяет, в соответствии с действующим законодательством, отнести это предприятие к числу малых предприятий. 1. Сущность и значение аудита. 1.1. Понятие и цели аудита. Аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов или аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг. Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит - это проверка предприятия специализированными аудиторскими организациями. Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица - аудиторы и юридические лица - аудиторские фирмы. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, создаваемые в целях осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, или самостоятельно, то есть, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности, включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право: а) самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов Российской Федерации, а также конкретных условий договора с экономическим субъектом, либо содержания поручения органа дознания, прокурора, следователя, суда и арбитражного суда; б) проверять у экономических субъектов в полном объеме документацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки; в) получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц; г) привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в других аудиторских фирмах, а также иных специалистов; д) отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации. Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны: а) неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства Российской Федерации; б) немедленно сообщать заказчику, а также государственному органу, поручившему провести аудиторскую проверку: - о невозможности своего участия в проведении аудиторской проверки данного экономического субъекта вследствие отсутствия лицензии, позволяющей произвести аудиторскую проверку данного экономического субъекта; - о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом работы или какими-либо иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения; в) квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги; г) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Аудиторы и аудиторские фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской деятельности. Внутренний аудит - это организованная на самом экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Федерации, инициативная - по решению экономического субъекта. Уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки или препятствование ее проведению влечет за собой взыскание на основании решения суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции: штрафа с экономического субъекта в сумме от 100- до 500-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда; штрафа с руководителя экономического субъекта в сумме от 50- до 100-кратного размера установленной законом минимальной оплаты труда. Орган дознания и следователь при наличии санкции прокурора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудитору или аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения уголовного дела. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором или аудиторской фирмой и, как правило, не должен превышать двух месяцев. Государственные органы, по поручению которых проводится аудиторская проверка, обязаны создать надлежащие условия для ее проведения, а также при необходимости обеспечить личную безопасность аудиторов и членов их семей. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Проверяемый экономический субъект имеет право получать от аудитора (аудиторской фирмы) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанностях сторон, а после ознакомления с заключением - о нормативных актах, на которых основываются замечания и выводы аудитора (аудиторской фирмы). Руководители и иные должностные лица проверяемого экономического субъекта обязаны: а) создавать аудитору условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по запросу аудитора разъяснения и объяснения в устной и письменной форме; б) оперативно устранять выявленные аудиторской проверкой нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки. Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Основные показатели (содержание, объем и формы) принятой в Российской Федерации бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов определяется законодательством Российской Федерации, нормативными актами Правительства Российской Федерации и другими нормативными документами. Предприятие "Торс - Стелла" по своей организационно- правовой форме не подлежит обязательному аудиту. За весь период деятельности предприятия к нему не применялся порядок осуществления аудиторской проверки, связанный с поручением прокуратуры, органов дознания и следствия. Внутренние аудиторские, ревизионные и иные службы на предприятии не созданы. Основную контрольную функцию осуществляет главный бухгалтер предприятия в ходе текущей деятельности. Данный порядок следует оценить как негативный, так как из-за отсутствия должного контроля к предприятию неоднократно применялись штрафные санкции со стороны контролирующих органов, связанные, в основном, с наличием недостатков в учете, вследствие чего занижалась налогооблагаемая база при расчете отдельных видов налоговых платежей. В связи с этим можно было бы порекомендовать предприятию обратиться в инициативном порядке к независимой аудиторской фирме во избежание дальнейших нарушений законодательных норм. 1.2. Задачи аудита операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка. Четкая организация расчетов между поставщиками и покупателями оказывает непосредственное влияние на ускорение оборачиваемости оборотных средств и своевременное их поступление на счета в банке. Взаимоотношения с персоналом, выполняющим производственное задание, также влечет за собой движение по расчетному счету предприятия, так как все эти расчеты осуществляются в денежной форме после получения средств с расчетного счета в банке. В связи с этим вопросы правильного учета денежных средств и расчетов, соответствия операций по расчетному счету в банке действующему законодательству приобретают важное значение для предприятий всех форм собственности. В связи с этим задачи аудита операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка можно определить следующим образом: 1) аудит своевременного и правильного документирования операций по движению денежных средств и расчетов; 2) аудит использования денежных средств строго по целевому назначению; 3) аудит своевременных и правильных расчетов с бюджетом, банком, персоналом; 4) аудит соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками; 5) аудит своевременного и правильного учета поступивших и уплаченных сумм на корреспондирующих со счетом 51 балансовых счетах; 6) аудит состояния внутреннего контроля за операциями и остатками на расчетном счете предприятия. 1.3. Общее положение по учету операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка. Предприятие ООО "Торс-Стелла" осуществляет денежные рассчеты либо наличными деньгами, либо в виде безналичных платежей. Безналичные расчеты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчетному счету в АКБ "Алеф-банк" г. Москвы. Безналичные расчеты осуществляются по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу сырья, материалов, готовой продукции, проч. Их учитывают на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 45 "Товары отгруженные" и др. К нетоварным операциям относят расчеты с коммунальными учреждениями, научно-исследовательскими организациями, учебными заведениями и т.д. Их учитывают на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Товарные операции осуществляют с использованием следующих безналичных форм расчетов: платежные требования-поручения; платежные поручения, в порядке плановых платежей, с использованием векселей и др. ООО "Торс-Стелла" вправе открывать в любом банке расчетные и другие счета для хранения свободных денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Следует отметить, что вопрос о количестве расчетных счетов в одной организации решался в различные годы по-разному. В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1006 организация могла иметь в банке только один расчетный счет для осуществления операций по основной деятельности. Указом Президента РФ от 21 марта 1995 года № 291 п.2 Указа №1006 отменен. Организации снова получили возможность иметь неограниченное количество рублевых расчетных счетов, рассчитываться с бюджетом и вести другие расчеты с любого расчетного счета. При этом нужно иметь в виду, что в соответствии с Указом Президента РФ №1006 с целью контроля за первоочередностью платежей в бюджет налогоплательщики обязаны представлять ежеквартально, начиная с отчетности за 4 квартал 1994 года, сведения обо всех расчетных счетах, а также ссудных, депозитных, иных счетах, открытых в банках, и других кредитных учреждениях. С расчетного счета банк оплачивает обязательства, расходы и поручения предприятия, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдает средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды. Операции по зачислению сумм на расчетный счет и списанию с него банк проводит на основании письменных распоряжений владельца расчетного счета (денежных чеков, объявлений на взнос наличных денег, платежных поручений) или с его согласия (оплата платежных требований поставщиков и подрядчиков). Исключение составляют платежи, взыскиваемые в бесспорном порядке по решению Государственного арбитража, народного суда, налоговых или финансовых органов. В бесспорном порядке со счетов предприятия списываются платежи, не внесенные в срок в государственный бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций. При недостатке денежных средств на расчетном счете списание денежных средств со счета осуществляется в последовательности, определенной Гражданским Кодексом Российской Федерации (ст. 855): 1) по исполнительным и приравненным к ним документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов; 2) по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе, по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору; 3) по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчета по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонды обязательного медицинского страхования; 4) по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет; 5) по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований; 6) по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной группе очередности, производится в порядке календарной очереди поступления документов. Ежедневно по соглашению с предприятием банк выдает выписки из его расчетного счета с приложением оправдательных документов. В выписке указывают начальный и конечный остаток на расчетном счете и суммы операций. Бухгалтерия ООО "Торс-Стелла" проверяет правильность сумм, указанных в выписке, и при обнаружении ошибки немедленно извещает об этом банк. Спорные суммы могут быть опротестованы в течение 10 дней с момента получения выписки. Денежные средства , хранящиеся на расчетном счете, учитываются на активном синтетическом счете 51 "Расчетный счет". В дебет этого счета записывают поступления денежных средств на расчетный счет, а в кредит - уменьшение денежных средств на расчетном счете. Основанием записей по расчетному счету служат выписки банка с приложением к ним оправдательных документов. Помимо счета 51 Планом счетов предусмотрено использование счета 55 "Специальные счета в банке". На счете 55 учитывают наличие и движение денежных средств в наличной и иностранной валюте, находящихся в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей) на текущих, особых и специальных счетах, а также движение средств целевого финансирования и поступления в той их части, которая подлежит обособленному хранению. К счету 55 могут быть открыты субсчета: 1 "Аккредитивы"; 2 "Чековые книжки" и др. До настоящего времени специальные счета предприятием ООО "Торс-Стелла" не открывались, все операции по движению денежных средств учитывались только на расчетном счете в "Алеф-банке". 2. Методика аудита операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка. 2.1. Программа аудита операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка. Программа аудита операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка должна разрабатываться в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита". Оно подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г. Целью данного правила является установление норм, применяемых при планировании аудита экономического субъекта. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке общего плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур. Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также в соответствии со следующими частными принципами: а) комплексности планирования; б) непрерывности планирования; в) оптимальности планирования. Принцип комплексности планирования аудита предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита. Принцип непрерывности планирования аудита выражается в увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам. Принцип оптимальности планирования аудита заключается в том, что в процессе планирования следует обеспечить вариантность для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита. При планировании аудита аудиторской организации следует выделить следующие основные этапы: а) предварительное планирование аудита; б) подготовка и составление общего плана аудита; в) подготовка и составление программы аудита. На этапе предварительного планирования аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о: а) внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность; б) внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность предприятия, связанных с его индивидуальными особенностями. Аудитору также следует ознакомиться с: а) организационно-управленческой структурой экономического субъекта; б) видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции; в) основными покупателями и поставщиками; г) организованной системой внутреннего контроля; д) принципами формирования оплаты труда персонала. В общем плане предусматриваются сроки проведения аудита и график его проведения, подготовки заключения. В случае решения провести выборочный аудит формируется аудиторская выборка. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и средством контроля качества работы. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа аудиторских процедур представляет собой перечень действий для детальных конкретных проверок. По рассматриваемому нами предприятию, в соответствии с задачами аудита операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка, план аудита может выглядеть следующим образом: Программа аудита ООО "Торс-Стелла" Проверяемая организация: ООО "Торс-Стелла" Период аудита : 3 квартал 2000 года № Планируемые виды работ Период проведения Рабочие документы 1 Аудит своевременного и правильного документирования операций по движению денежных средств и расчетов; 1-10 октября Выписки по расчетному счету; приложения документов 2 Аудит использования денежных средств по целевому назначению; 11-14 октября -"- 3 Аудит своевременных и правильных расчетов с бюджетом, банком, персоналом; 15-20 октября -"- 4 Аудит соблюдения форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и поставщиками; 21- 23 октября Договора, приложения к выпискам по расчетному счету 5 6 Аудит своевременного и правильного учета поступивших и уплаченных сумм на корреспондирующих со счетом 51 балансовых счетах; Аудит состояния внутреннего контроля за операциями и остатками на расчетном счете предприятия. 23- 31 октября 1-10 ноября Главная книга; учетные регистры 2.2. Оценка учета и внутренний контроль операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка. В ходе аудиторской проверки операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка аудитор обязан изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур. Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам предприятия и особенностям его деятельности. В том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на имеющиеся средства контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально и более выборочно, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты времени на их осуществление. Иными словами, он может не производить сплошной проверки операций по 51 счету за период, а ограничиться выборочной проверкой документов за ряд дней. При оценке эффективности надежности системы внутреннего контроля в целом аудитором используется не менее трех следующих градаций: а) высокая; б) средняя; в) низкая. Аудиторы самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки. Снижение объема и детальности отдельных процедур, произведенное в результате изучения особенности средств контроля предприятия, должно быть аргументировано. Поскольку мнение аудитора об организации системы бухгалтерского учета и эффективности системы внутреннего контроля является основанием для планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторских процедур, то соответственно отсутствие документирования или ненадлежащее документирование особенностей системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия, а также результатов изучения и оценки системы внутреннего контроля этого предприятия может служить в случае предъявления претензий к аудитору доказательством низкого качества оказываемых им услуг. По предприятию ООО "Торс-Стелла" отсутствуют структуры, выполняющие функцию внутреннего контроля. Однако, так как данное предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, такое положение вещей является естественным. Аудитору будет необходимо не ограничиваться выборочной проверкой документации по расчетному счету, а произвести сплошную проверку всех принятых к учету документов. Знакомство с системой бухгалтерского учета ООО "Торс-Стелла" включает в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности: а) учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета; б) организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности; в) распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности; г) организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции; д) порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров; е) порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета; ж) роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности; з) критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок; и) средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета. В штате ООО "Торс - Стелла" числятся 2 бухгалтерских работника: главный бухгалтер и бухгалтер - кассир. Обязанности по ведению и учету операций по счету 51 "Расчетный счет" осуществляет главный бухгалтер. Бухгалтер - кассир в основном привлекаться при необходимости получить деньги с расчетного счета для осуществления расчетов по оплате труда, с подотчетными лицами, с отдельными поставщиками. Хранение документации осуществляется в соответствии с требованиями действующего законодательства. Учетные работы на предприятии не механизированы, осуществляются вручную. Следует иметь в виду, что система бухгалтерского учета предприятия может считаться эффективной, если в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования: а) операции в учете правильно отражают временной период их осуществления; б) операции в учете зафиксированы в правильных суммах; в) операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета; в) зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности; д) ограничена возможность появления злоупотреблений. Эти требования на предприятии в основном соблюдены. Аудитор в ходе проверки должен принимать во внимание, что система внутреннего контроля предприятия должна включать в себя: а) надлежащую систему бухгалтерского учета; б) контрольную среду; в) отдельные средства контроля. Контрольная среда, под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства предприятия, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает в себя: а) стиль и основные принципы управления предприятием; б) организационную структуру; в) распределение ответственности и полномочий; г) осуществляемую кадровую политику; д) порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей; е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей; ж) соответствие хозяйственной деятельности предприятия в целом требованиям действующего законодательства. Руководство несет ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутреннего контроля. От него зависит, чтобы система внутреннего контроля отвечала размерам и специфике деятельности предприятия, функционировала регулярно и эффективно. Эффективная организационная структура предприятия предполагает оправданное разделение ответственности и полномочий сотрудников. Она должна препятствовать попыткам отдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделение несовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, если их сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных или умышленных ошибок и нарушений и затруднять их обнаружение Обычно подлежат распределению между различными лицами такие функции, как: а) непосредственный доступ к активам экономического субъекта; б) разрешение на осуществление операций с активами; в) непосредственное осуществление хозяйственных операций; г) отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете. Эти требования на предприятии не соблюдаются, так как контрольную функцию осуществляет практически один главный бухгалтер. Он же во многом осуществляет непосредственное ведение и учет хозяйственных операций по счетам бухгалтерского учета. Процедура первичной оценки надежности системы внутреннего контроля осуществляется на основе методики и приемов, которые аудиторские организации разрабатывают самостоятельно, но с учетом требований правила (стандарта) аудиторской деятельности. В ходе процедуры первичной оценки надежности системы внутреннего контроля аудитор обязан принимать во внимание, что: а) следует проверять на предмет надежности средств контроля бухгалтерскую и хозяйственную документацию экономического субъекта всего отчетного периода, а не только избранных периодов времени; б) при проверке необходимо уделить большее внимание тем периодам, деятельность в которых имела особенности или различия по сравнению с деятельностью, типичной для всего периода в целом; в) оценка надежности всей системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля как "низкой" не исключает возможности оценки надежности других отдельных средств контроля как "средней" или "высокой". По итогам процедуры первичной оценки надежности аудитор может оценить надежность всей системы внутреннего контроля и отдельных средств контроля как "среднюю" или как "высокую". В этом случае аудиторские процедуры планируются исходя из этого предположения. Все этапы оценки системы внутреннего контроля должны надлежащим образом документироваться с указанием аргументов, которыми руководствовался аудитор, давая соответствующую оценку надежности всей системе или отдельным средствам контроля или принимая решение, оказывающее влияние на планирование аудиторских процедур. Оценку системы внутреннего контроля предприятия ООО "Торс-Стелла" следует отнести к "низкой". Это необходимо учитывать при применении методов и приемов аудита данного предприятия. 2.3. Методы и приемы аудита, применяемые при проведении операций по учету денежных средств на счетах в учреждени- ях банка. В ходе аудиторской проверки операций по учету денежных средств на счетах в учреждениях банка аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом предприятии. Изучение системы бухгалтерского учета должна в обязательном порядке документироваться в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы используются следующие типовые формы: а) специально разработанные тестовые процедуры; б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии; в) специальные бланки и проверочные листы; г) блок-схемы и графики; д) перечни замечаний, протоколы или акты. Серьезные недостатки системы бухгалтерского учета, а также рекомендации по их устранению отражаются в письменной информации аудитора руководству предприятия. Аудитор в ходе проверки обязан проверить соответствие проводимых по расчетному счету операций требованиям нормативных документов и отразить в рабочей документации случаи нарушений. Аудитор должен убедиться в том, что операции по расчетному счету: а) выполняются с одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях; б)фиксируются в бухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерского учета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности; в) в случае расхождений руководством предпринимаются надлежащие действия. Аудитору следует убедиться в применении на предприятии таких процедур внутреннего контроля операций по расчетному счету, как: а) арифметическая проверка правильности бухгалтерских записей; б) проведение сверок расчетов; в) проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководителя; г) использование для целей контроля информации из источников, расположенных вне данного предприятия; д) осуществление мер, направленных на физическое ограничение доступа несанкционированных лиц к операциям по расчетному счету, к системе ведения документации и записей по бухгалтерским счетам. При аудите предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, аудиторы должны учитывать специфические особенности таких субъектов. Для них характерным является то, что бухгалтерский учет ведется ограниченным числом работников, и, кроме того, законодательно допускается совмещение обязанностей лица, ответственного за ведение учета и за хранение товарно-материальных ценностей. Таким образом, аудитор в ходе проверки таких предприятий не должен требовать в полной мере разделения ответственности и полномочий сотрудников. В субъектах малого предпринимательства доверие аудитора к эффективности системы внутреннего контроля обычно ниже, чем для средних и крупных предприятий, и по этой причине мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности должно в большей мере определяться аудиторскими процедурами по существу. 3. Результаты проверки по учету операций по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка. 3.1. Документирование результатов проверки. Аудиторское заключение представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности состояния учета операций по движению денежных средств на счетах в учреждении банка проверяемого предприятия. Оно должно выражать оценку аудитора соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерского учета нормативным актам Российской Федерации. По результатам проверки аудитор должен выразить мнение о достоверности в форме безусловно положительного, условно положительного или отрицательного аудиторского заключения, или отказаться в аудиторском заключении от выражения своего мнения. В безусловно положительном аудиторском заключении мнение аудитора означает, что бухгалтерский учет подготовлен таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение операций по расчетному счету предприятия нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В условно положительном аудиторском заключении мнение аудитора о предприятии означает, что за исключением определенных обстоятельств отражение операций по расчетному счету предприятия соответствует нормативным актам, действующим в Российской Федерации. В отрицательном аудиторском заключении мнение аудитора о достоверности означает, что в связи с определенными обстоятельствами учет подготовлен таким образом, что он не обеспечивает во всех существенных аспектах отражения операций по расчетному счету предприятия нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Отказ аудитора от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерского учета операций по расчетному счету предприятия означает, что в результате определенных обстоятельств аудитор не может выразить и не выражает свое мнение в установленной форме. Мнение аудитора должно быть выражено так, чтобы предприятию были очевидны его содержание и форма. В приложениях к настоящей курсовой работе в соответствии с задачами аудита движения денежных средств на счетах в учреждениях банков и разработанной программой аудита приведены рабочие документы аудитора в виде таблиц и перечня типовых вопросов, при помощи которых возможно, во всех существенных отношениях, дать оценку соответствия совершенных ООО "Торс-Стелла" операций по расчетному счету требованиям действующего законодательства. Принимая во внимание, что документы проверены аудитором не в выборочном, а в сплошном порядке, и тот факт, что аудитором не были обнаружены существенные недостатки при совершении операций по расчетному счету предприятия, допустимо, что его мнение о состоянии внутреннего контроля предприятия в этом отдельно взятом вопросе, будет положительным. Следовательно, свой вывод аудитора, проверивший данный участок работы, оформит в виде положительного аудиторского заключения (приложение №1). 2. Назначение, принципы составления и составные части аудиторского заключения. В аудиторском заключении указывается объект аудита ( операции по расчетному счету ООО "Торс-Стелла"); отчетный период; наименование предприятия. При составлении заключения аудитор должен принимать во внимание все существенные обстоятельства, установленные в результате аудита. Использование принципа существенности означает, что в нем изложены все существенные обстоятельства, обнаруженные при проведении аудита В аудиторском заключении, кроме безусловно положительного, должны быть ясно и полно изложены все существенные обстоятельства, приведшие к составлению аудиторского заключения, отличного от безусловно положительного. Если в результате аудита предприятие произвело необходимые исправления в учете, то аудиторское заключение не должно содержать указаний на эти поправки. Стоимостные показатели в аудиторском заключении должны быть выражены в валюте Российской Федерации. В аудиторском заключении исправления не допускаются. Оно должно состоять из трех частей: вводной, аналитической и итоговой. Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторе.Она должна включать: - название документа в целом - "Аудиторское заключение"; - юридический адрес и телефоны; - номер, дату выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию на осуществление аудиторской деятельности, срок действия лицензии; - номер свидетельства о государственной регистрации; - банковские реквизиты; - фамилии, имена и отчества аудиторов. Аналитическая часть представляет собой отчет аудитора об общих результатах проверки соблюдения предприятием законодательства при проверяемых операций. Итоговая часть представляет собой мнение аудитора о достоверности совершаемых операций. Она включает: - название данной части; - кому адресована итоговая часть; - наименование предприятия; - объект аудита; - указание на нормативные акты, в соответствии с которыми проводился аудит; - изложение существенных обстоятельств, приведших к составлению аудиторского заключения в форме, отличной от безусловно положительного; - мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерскго учета операций предприятия; - дату аудиторского заключения. В итоговой части должно быть описано распределение ответственности между предприятием и аудитором. При этом подразумевается, что: - предприятие несет ответственность за подготовку и достоверность бухгалтерских данных, в отношении которой проводится аудит; - аудитор несет ответственность за высказанное мнение о достоверности бухгалтерского учета операций. Итоговая часть должна содержать указание на нормативный акт, регулирующий аудиторскую деятельность в Российской Федерации, а также кратко описывать подход аудитора к проведению аудита. 3.3. Аналитическая часть аудиторского заключения. Аналитическая часть должна включать: - название данной части; - кому адресована аналитическая часть; - наименование предприятия; - объект аудита; - общие результаты проверки состояния внутреннего контроля; - общие результаты проверки состояния бухгалтерского учета; - общие результаты проверки соблюдения законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Аналитическая часть должна быть адресована исполнительному органу, осуществляющему функцию управления предприятием. Изложение общих результатов проверки состояния бухгалтерского учета должно включать: - общую оценку соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета - описание выявленных в ходе аудита существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета. Изложение общих результатов проверки соблюдения экономическим субъектом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций должно включать: - цель и характер рассмотрения совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству и нормативным актам при проведении аудита; - общую оценку соответствия, во всех существенных отношениях, совершенных предприятием финансово-хозяйственных операций применимому законодательству; - описание выявленных в ходе аудита существенных несоответствий в совершенных предприятием финансово-хозяйственных операций применимому законодательству; - ответственность исполнительного органа предприятия за несоблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций. Примерная форма возможного аудиторского заключения по операциям по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка по ООО "Торс-Стелла" приведена в приложении №1. Приложение Аудит своевременного и правильного учета поступивших и уплаченных сумм на корреспондирующих со счетом 51 балансовых счетах по ООО "Торс-Стелла" за 3 квартал 2000 года. №№ п/п Дата Сумма Корреспондирую-щий счет Замечания 1 1.07.00 5000 62 -"- 2 5.07.00 1562 50 -"- 3 11.07.00 380 76 -"- 4 24.07.00 1650 60 -"- 5 4.08.00 250 62 -"- 6 6.08.00 1000 69 -"- 7 14.08.00 500 48 -"- 8 4.09.00 3400 08 -"- 9 17.09.00 780 70 -"- 10 22.09.00 100 50 -"- 11 27.09.00 4800 90 -"- Приложение Аудит своевременного и правильного документирования операций по движению денежных средств и расчетов за 3 квартал 2000 года ООО "Торс-Стелла". Остаток на расчетном счете на 1.07.00 года - 3220 = №№ п/п Дата Оборот по дебету Оборот по кредиту Наличие приложений 1 1.07.00 5000 Имеются 2 5.07.00 1562 -"- 3 11.07.00 380 -"- 4 24.07.00 1650 -"- Итого за июль 5380 3212 5 4.08.00 250 -"- 6 6.08.00 1000 -"- 7 14.08.00 500 -"- Итого за август 750 1000 8 4.09.00 3400 -"- 9 17.09.00 780 -"- 10 22.09.00 100 -"- 11 27.09.00 4800 -"- Итого за сентябрь 3500 5580 -"- Итого 9630 9792 Остаток на расчетном счете на 1.10.00 года - 3058= Приложение. Аудит использования денежных средств ООО "Торс-Стелла" по целевому назначению за 3 квартал 2000 года. №№ Вопрос Соответствие 1 Имеются ли другие расчетные счета ООО "Торс-Стелла", кроме счета в Алеф-банке? нет 2 Наличие валютного счета? нет 3 Допускались ли неправильные перечисления авансов и платежей по бестоварным счетам и другим незаконным операциям? нет 4 Допускались ли факты оплаты в порядке услуг счетов других организаций, не имеющих отношения к ООО "Торс-Стелла" нет 5 Имелись ли случаи, когда наличные деньги, полученные в банке на хозяйственные или командировочные расходы, использовались организацией не по целевому назначению нет 6 Наличия случаев проплаты с расчетного счета сумм, не обоснованных договорами, расчетами бухгалтерии, другими первичными документами нет Приложение. Аудит своевременных и правильных расчетов с бюджетом, банком, персоналом. №№ Содержание Июль Август Сентябрь 1 Наличие инкассовых поручений, выставленных к расчетному счету нет нет нет 2 Соблюдение сроков перечисления платежей в бюджет и внебюджетные фонды от фонда оплаты труда до 15 числа до 15 числа до 15 числа 3 Соблюдение сроков выплаты зарплаты до 15 числа до 15 числа до 15 числа 4 Соблюдение сроков перечислений налоговых платежей в срок в срок в срок 5 Соблюдение сроков, установленных в плане-графике банка при гашении сумм кредита в срок в срок в срок Приложение Аудит состояния внутреннего контроля за операциями и остатками на расчетном счете ООО "Торс-Стелла" за 3 квартал 2000 года. Остаток на расчетном счете на 1.07.00 года - 3220 = №№ п/п Период Остатки на 1 число по выписке банка Остатки на 1 число по главной книге Расхождения 1 Июль 5388 5388 Нет 2 Август 5138 5138 -"- 3 Сентябрь 3058 3058 -"- Заключение. Рассмотрев содержание, цели, основные принципы и методы аудита предприятия по операциям по движению денежных средств на счетах в учреждениях банка, следует отметить, что аудит как независимый способ оценки реального состояния бухгалтерского учета является незаменимым инструментом, при помощи которого можно достоверно и комплексно выявить и устранить недостатки в учете и отчетности любого предприятия. Нормативная база совершения аудиторских действий в настоящее время достаточно подробно разработана, что позволяет аудиторам объективно выразить мнение, сложившееся в ходе проверки конкретной организации, спланировать свои действия, обобщить результаты в форме типового документа - аудиторского заключения. Возникновение новых стандартов и правил, регламентирующих аудиторскую деятельность, свидетельствует о внимании законодательных органов к вопросам совершенствования аудита. Развитие нормативной базы предполагает более серьезный и всесторонний контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, действующих в условиях рыночной экономики. Список литературы Гражданский Кодекс Российской Федерации (Ч.I и II). Федеральный закон от 21.11.96г. №129-ФЗ "О бухгалтерском учете" с изменениями и дополнениями. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, инструкция по его применению (утверждены приказом Минфина СССР от 1.11.91 г. №56) с изменениями и дополнениями. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина от 29.07.98 года №34-н Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6) Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6) Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г., протокол N 1) Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2263). Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Планирование аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6) Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" (одобрен Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г., протокол N 1) Вещунова Н.Л., Неелова Н.В. Основы бухгалтерского учета. - М: Финансы и статистика. 1998. Козлова Е.П., Парашутин Н.В., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. - М: Финансы и статистика. 1998. 1 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|