|
|
Контрольная работа 3Вопрос №1 (2) Место аудита в системе государственного контроля. Отличие аудита от ревизии. Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных субъектов предпринимательской деятельности, среди которых достойное место может занять институт аудиторства. Его главная цель - обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и налоговой отчетности. Данные по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций у юридических объектов могут быть объективно подтверждены независимым аудитором. В этой связи в России за последние годы проведена определенная работа по становлению института аудиторства. Принят Указ Президента об аудиторской деятельности в РФ от 22 декабря 1993 г. №2263. Этим указом утверждены временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, образована комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. За период после принятия данного Указа правительством РФ утверждён ряд нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации, определены порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и порядок выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности, определены субъекты, которые должны подвергаться обязательному аудиту. Так, законодательное закрепление аудита (обязательные ежегодные проверки деятельности различных экономических субъектов аудиторскими организациями) закреплено в обновленных законодательных актах: а) по банковскому аудиту - в ст.43 и 45 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" от 02.12.90 г с изменениями, внесенными Законом РСФСР от 13.12.91 г. и др.; б) по балансу, операциям и по счетам Центрального банка России - в ст. 8 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" от 02.12.90 г; в) по бухгалтерской отчетности предприятий с иностранными инвестициями и иностранных юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91г. с последующими изменениями и дополнениями; г) правило об обязательном аудите было распространено на инвестиционные фонды, а также на страховые организации и компании (в ст.29 Закона Российской Федерации от 27.12.92 г "О страховании" и др.). Возможность (хотя и не обязательность) проведения аудиторских проверок других экономических субъектов также содержится в в ряде нормативных актов. К середине 90-х гг они дополнились положениями о подтверждении достоверности бухгалтерской отчетности различных экономических субъектов, неоднократно упомянутых в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской Федерации, в Законе Российской Федерации "Об акционерных обществах", в ряде постановлений Правительства Российской Федерации, в частности от 07.12.95 п № 1355 с последующими дополнениями. Утверждены основные критерии деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Далее, правило об обязательном подтверждении публикуемой отчетности независимой аудиторской организацией закреплено в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и т.д. Например, в ст. 155 Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 г., предусмотрена возможность проведения аудиторских проверок акционерных обществ с целью подтверждения годовой финансовой отчетности; Положение об аудите содержалось в законодательстве о ценных бумагах и др. Но надо сказать, что аудиторская деятельность в Российской Федерации не подменяет и не заменяет государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, который осуществляют соответствующие специально уполномоченные государственные органы. Среди них: а) Министерство финансов России со Счетной палатой; б) Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов России; в) органы валютного контроля (включая Федеральную службу по валютному и экспортному контролю); г) органы таможенного контроля (включая государственный таможенный комитет); д) Государственная налоговая служба Российской Федерации, Департамент налоговой полиции и др. По Временным правилам в Российской Федерации установлены крупные штрафные санкции для аудиторов, вплоть до полного возмещения убытков, понесенных государством и проверяемым субъектом, при неквалифицированном выполнении аудита. Но критерии квалификации аудита пока не установлены. Аудит в системе государственного контроля не должен занять место налоговой инспекции. Необходимо решительно возражать против попыток переложить на аудиторов ответственность за контроль над точным исчислением и поступлением в бюджет налогов от предприятий. Между тем, в печати уже высказывались предложения, в соответствии с которыми надо освободить налоговую инспекцию от контроля за налогообложением юридических лиц, передав эти функции аудиторам, а самих аудиторов подвергать крупным штрафам в тех случаях, если налоговая инспекция и налоговая полиция предъявляют санкции к различным проверенным экономическим субъектам. Современный аудит - это особая организационная форма контроля. Он неплохо зарекомендовал себя в условиях развитой рыночной экономики, даже экономики условно-рыночной, переходного типа, которая сложилась сейчас в России. Говоря другими словами, современный аудит - это неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка. В этом и состоит его особенность. В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия, соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям, соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства. Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдение действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Отличие аудита от ревизии заключается в следующем: Прежде всего, АУДИТОР отличается от РЕВИЗОРА по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д. Цель аудита - выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности, оказание услуг, помощь, сотрудничество с клиентом Цель ревизии - выявление недостатков с целью их устранения и наказания виновных. Характер аудита - предпринимательская деятельность. Характер ревизии - исполнительская деятельность, выполнение распоряжений Основа взаимоотношений аудита - добровольность, осуществление на основе договоров. Основа взаимоотношений при ревизии - принудительность, осуществление по распоряжению вышестоящих или государственных органов. Управленческие связи аудита - горизонтальные связи, равноправие во взаимоотношениях с клиентом, отчет перед ним. Вертикальные связи - отчет перед вышестоящим начальством Принцип оплаты услуг аудита - оплату производит клиент оплату производит вышестоящее звено или государственный орган. Практические задачи аудита - улучшение финансового положение клиента, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), помощь и консультирование клиентов. Задача ревизии - сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений. Результаты аудита - аудиторское заключение - документ, имеющий юридическое значение для всех юридических физических лиц, органов государственной власти и управления, органов самоуправления и судебных органов. Итоговая часть аудиторского заключения, содержащая запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, может быть опубликована. Результаты ревизии - акт ревизии - внутренний документ, в котором отмечаются все выявленные, даже незначительные, недостатки. Акт должен быть передан вышестоящему и другим органам. Вопрос №2 (39) Аудит на предприятиях общественного питания Торговля, общественное питание, снабженческо-бытовая и другие виды посреднической деятельности относятся к сфере обращения. Вне зависимости от того, является ли продукция средством производства или средством потребления, вся она учитывается на счете 41 "Товары". Приобретаемая продукция может перерабатываться или доводиться до товарного вида. В этом случае используются счета производственного назначения (общественное питание). К счету 41 "Товары" могут быть открыты субсчета: 41-1 "Товары на складах"; 41-2 "Товары в розничной торговле"; 41-3 "Тара под товаром и порожняя"; 41-4 "Покупные изделия"; 41-5 "Предметы проката" и др. К ОСОБЕННОСТЯМ УЧЕТА И АУДИТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: ОПРИХОДОВАНИЕ ТОВАРА НА СЧЕТЕ 41 "ТОВАРЫ" БЕЗ НДС - В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЧЕТА 42 "ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА" В ОСНОВНОМ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ СЧЕТА 20 "ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО". НАЧИСЛЕНИЕ НДС НА ТОРГОВУЮ НАЦЕНКУ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ. Затраты, связанные с торговой деятельностью, учитываются на счете 44 "Издержки обращения", которые списываются на счет 80 "Прибыли и убытки" в соотношении реализованного товара и оставшегося не реализованным на складе, в магазине. Товары могут учитываться по покупным или продажным (розничным) ценам. Валовой доход определяется как разница между суммами товара, реализованного по продажным и покупным ценам. При учете товаров по продажным ценам торговая надбавка (скидка) отражается на счете 42 "Торговая наценка (скидка, накидка)". Торговая наценка (скидка, накидка) предоставляется для покрытия расходов торгового предприятия и получения дохода и является частью розничной стоимости товаров. Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 г. № 576 на предприятиях розничной (оптовой) торговли, включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов, применяется регулирование торговых (оптовых) надбавок и ограничение уровня рентабельности. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1992 г. № 717 органам исполнительной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и С.-Петербурга предоставлено право разрешать предприятиям торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения независимо от подчиненности и форм собственности самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок на реализуемые товары (продукцию). Госкомцен РФ и Госналогслужба РФ письмом соответственно 24 сентября 1993 г. и 27 сентября 1993 г. № 01-17/1199-23 и ВЗ-4-05/153Н "О формировании свободных (рыночных) цен" сообщили, что размер торговой надбавки определяется продавцом товара самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка, с обязательным включением в нее издержек обращения (затрат по приобретению и реализации) продавца и НДС. Она не может превышать предельного уровня, устанавливаемого местными органами исполнительной власти. Когда размеры торговых надбавок не регламентированы или не приняты решения об их ограничении, размер надбавок не должен превышать 25% (с НДС), а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 45%. Случаи применения продавцом товара торговой надбавки, превышающей предельный уровень, рассматриваются как нарушение дисциплины цен, а излишне полученная выручка подлежит изъятию в бюджет. После реализации товаров валовой доход, который образуется от торговой наценки, определяется расчетным путем и списывается по среднему проценту пропорционально объему реализованного товара и оставшемуся на складе, в магазине. Вне зависимости от способа учета (по покупным или продажным учетным ценам) валовой доход отражается по мере поступления средств или по мере отгрузки товаров. Все остальные операции производятся в общеустановленном порядке согласно Плану счетов бухгалтерского учета и Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. К МЕТОДАМ АУДИТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ТОВАРОВ, ОБНАРУЖЕНИЕ ТОВАРОВ НАХОДЯЩИХСЯ НА ОТВЕТСТВЕННОМ ХРАНЕНИИ СОПОСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ БУХГАЛТЕРСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА И ВЫЯВЛЕНИЕ ПАРТИЙ ТОВАРОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПУТИ ВЫЯВЛЕНИЕ СЛУЧАЕВ НЕОПРАВДАННОГО СПИСАНИЯ ТОВАРОВ И НЕПРИБЫТИЯ ГРУЗОВ ПРОВЕРКА ОБОСНОВАННОСТИ ВЫСТАВЛЯЕМЫХ ПРЕТЕНЗИЙ, НАЛИЧИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СЛУЖЕБНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ И ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ НАКАЗАНИЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ВИНОВНЫХ ЛИЦ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДОКУМЕНТОВ СТРОГОЙ ОТЧЕТНОСТИ, НАПРИМЕР ДОВЕРЕННОСТЕЙ И ДР. ДОКУМЕНТОВ. При проведении аудиторской проверки необходимо установить: - правильность оформления первичных документов, на основании которых принимаются на склад товары, основными из которых являются: товарно-транспортная накладная, счета-фактуры, а при приемке груза от железной дороги - грузовые квитанции. Особое внимание следует обратить на накладные, по которым получены товары непосредственно на складе поставщика, в которых должно быть указано: наименование поставщика, наименование товара, количество и цена товара, стоимость товара, должности и подписи лиц, отпустивших и получивших товар (с расшифровкой фамилии), печать предприятия-поставщика. В случае необходимости к накладным должен быть приложен сертификат качества, необходимые лабораторные анализы; - полноту оприходования поступившего на склад товара. Проверка проводится по первичным документам, а в случае необходимости проводится встречная проверка на предприятии, отгрузившем товар. Следует помнить, что товары должны приходоваться чистым весом, за вычетом безвозмездных отходов (нормы отходов должны указываться в документах поставщика); - правильность ведения аналитического учета товаров в бухгалтерии и своевременное выведение остатков товара. При необходимости нужно провести сплошную или выборочную инвентаризацию товаров; - предъявлены ли претензии поставщикам в случае расхождения фактического наличия с наличием, указанным в сопроводительных документах или в случае поставки товаров несоответствующего качества; - произведена ли проверка весового хозяйства в соответствующих специализированных предприятиях; - правильно ли учитываются товары в розничной торговле (магазинах, палатках, лотках, в буфетах предприятий общественного питания). Товары должны учитываться в стоимостном выражении, кроме ювелирных изделий из золота, платины, серебра и драгоценных камней и других ценных товаров, которые должны учитываться по количеству, цене и сумме; - правильность установления розничных цен на реализуемые товары. Следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок; - правильность отражения операций с тарой; стеклянная посуда, принятая у населения, учитывается наравне с товаром; - правильность списания естественной убыли. Следует помнить, что убыль в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия с 1997 г. за счет чистой прибыли организации, а сверх нормы - за счет виновных лиц. Нормы могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм прибыль рассматривается как недостача сверх норм; - соблюдаются ли порядок применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, рекомендации по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин, и правила эксплуатации этих машин. Особое внимание следует обратить на следующее: в соответствии с п. 2.4 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением перевод показаний суммирующих денежных счетчиков на нули (гашение) может производиться при вводе в эксплуатацию новой машины и при инвентаризации, а при необходимости, в случае ремонта денежных счетчиков в мастерских, только по согласованию с контролирующей организацией с обязательным участием ее представителя. Под контролирующей организацией понимаются органы Госналогслужбы РФ. Согласно п. 2.5 вышеуказанных правил, перевод показаний суммирующих денежных счетчиков, контроль счетчиков до и после их перевода на нули оформляется актом по ф. № 26. В соответствии с п. 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин, при осуществлении денежных расчетов с населением контрольные ленты, копии чеков и других документов, подтверждающих суммы принятых наличных денег, должны храниться на предприятии в упакованном виде в течение 15 дней после проведения последней инвентаризации и проверки товарного счета; - своевременно ли проводится инкассация наличных денег. Соблюдается ли лимит хранения наличных денег в кассе. Следует помнить, что лимит хранения наличных денег в кассе предприятия устанавливает учреждение банка, в котором обслуживается данное предприятие; - соблюдается ли порядок ведения кассовых операций; полнота оприходования выручки от реализации товаров; - правильность и своевременность составления материально ответственными лицами товарных счетов. Сроки сдачи отчетов в зависимости от объема реализации установлены от 1 до 10 дней; - правильность и своевременность проведения инвентаризаций и выведения результатов; меры, принятые к погашению недостачи, если таковая выявлена; - правильность начисления НДС. У предприятий розничной торговли облагаемым оборотом является: а) по товарам, включая импортные, реализуемым по свободным розничным ценам, - сумма разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они закуплены у поставщиков, включая сумму налога; б) по товарам, реализуемым по государственным регулируемым ценам, - сумма торговых скидок. Торговая надбавка (скидка) применяется к ценам, включающим НДС. Предприятия розничной торговли при реализации товаров по ценам с НДС 10 и 20% производят исчисление налога за отчетный период (месяц, квартал) с суммы дохода по средней расчетной ставке. Средняя расчетная ставка определяется как отношение общей суммы налога, приходящейся на поступившие за отчетный период товары, к их стоимости исходя из цен поставщиков, включая сумму налога. В этих целях указанные выше предприятия должны вести аналитический учет сумм налога, оплаченных поставщиком за поступившие товары. При наличии раздельного учета товаров в разрезе установленных ставок НДС исчисление и уплата налога производятся исходя из полученного дохода от реализации товаров каждого вида по соответствующим расчетным ставкам. Проверка показывает, что некоторые бухгалтеры не видят необходимости в ведении счета 19, считая, что услуги не имеют остатка, из-за чего вся сумма НДС, содержащихся в стоимости услуг, может быть отнесена в дебет счета 68, субсчета "Расчеты с бюджетом по НДС и спецналогу". Действительно, большинство услуг не имеет остатка. Но это не относится к транспортным услугам, которые распределяются между реализованными товарами и остатком товаров на конец месяца. Следовательно, не все транспортные услуги включаются в издержки обращения отчетного периода, а следовательно, НДС, включенные в транспортные услуги, относящиеся к остатку товаров, должны остаться как сальдо на счете 19. Кроме того, торговые предприятия приобретают для своей деятельности основные средства, материалы, МБП, в стоимость которых также включен НДС. Некоторыми предприятиями приобретаются также и нематериальные активы. НДС, включенные в стоимость вышеуказанных активов, должны обязательно учитываться на соответствующих субсчетах к счету 19. Учтенные на этих субсчетах суммы списываются в уменьшение платежей в бюджет по основным средствам и нематериальным активам со следующего месяца после ввода их в эксплуатацию, по материалам и МБП - по мере отпуска их в расход или эксплуатацию. На этих субсчетах тоже может быть остаток НДС. - правильность и законность создания резерва естественной убыли по продовольственным товарам. Следует помнить, что резерв естественной убыли могут создавать: предприятия торговли, имеющие склады, базы овощных и продовольственных товаров; холодильники и хладокомбинаты; - соблюдаются ли сроки реализации продовольственных товаров. Не производится ли реализация товаров с истекшим сроком хранения; - правильность переоценки (уценки, дооценки) товаров, в результате которой изменяется их продажная цена и "порядок оформления документов по переоценке и их отражения, в бухгалтерском учете. Результаты переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма дооценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки отражаются в учете на счете 14 "Переоценка материальных ценностей"; правильность отражения операций при реализации товаров на комиссионных началах. ВИДЫ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПИТАНИИ И МЕТОДЫ ИХ ОБНАРУЖЕНИЯ. К МЕТОДАМ ОТНОСЯТСЯ: СОПОСТАВЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ОПРИХОДОВАННЫХ ИЛИ СПИСАННЫХ ТОВАРОВ С КОЛИЧЕСТВОМ ПОСТУПИВШЕЙ И ВЫБЫВШЕЙ ТАРЫ ВЫЯВЛЕНИЕ СЛУЧАЕВ ХРАНЕНИЯ НА СКЛАДЕ И ПОДАЧИ В ТОРГОВЫЙ ЗАЛ ОДНОИМЕННЫХ ТОВАРОВ ПОВЫШЕННОГО СПРОСА РАЗНЫХ СОРТОВ И ПРОДАЖНЫХ ЦЕН ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННО-СУММОВОГО УЧЕТА ПРИ ЕГО ОТСУТСТВИИ НА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СКЛАДАХ НАЛИЧИЕ И ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНОВ ТОВАРООБОРОТА- ВЫЯСНЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ЕГО ПЕРЕВЫПОЛНЕНИЯ И ОБОСНОВАННОСТИ МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ ТОРГОВЛИ ПРОВЕРКА ТОЖДЕСТВА ОБОРОТОВ И САЛЬДО РЕГИСТРОВ АНАЛИТИЧЕСКОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЕТА, ГЛАВНОЙ КНИГИ, БАЛАНСА И ДРУГИХ ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ОБНАРУЖЕНИЕ ФАКТОВ ОТСУТСТВИЯ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ. Особенности учета товаров, сырья и продуктов питания в кладовых предприятий общественного питания. Учет осуществляется в соответствии с Основными положениями по бухгалтерскому учету на предприятиях общественного питания. В соответствии с этим Положением рекомендовано учет продуктов и товаров в кладовых вести по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) методу, а для этого необходимо разработать и установить учетные цены. Продукты и товары в кладовых можно учитывать как по розничным ценам с наценкой или без наценки, так и по покупным ценам. Важно заметить, что себестоимость выпущенной продукции (блюд) из производства определяется по стоимости продуктов (сырья) и накладным расходам. На предприятиях общественного питания, в отличие от общеустановленного порядка учета производственных затрат, продукты (сырье) на счет 44 "Издержки обращения" не относятся. Поэтому к стоимости продуктов прибавляют сумму издержек обращения, падающих на выпущенную продукцию. Полученная себестоимость (она тоже может пересчитываться на учетные цены) доводится до продажной цены на наценку, которую делают предприятия общественного питания. Операции отражаются следующим образом: - выпуск готовой продукции из кухни - дебет счета 41-2 "Товары в розничной торговле" и кредит счета 20 "Основное производство" и субсчета 42-1 "Торговая наценка"; - реализация продукции - дебет счета 50 "Касса" и кредит счета 46 "Реализация продукции". Одновременно списывается себестоимость реализованной продукции: дебет счета 46 и кредит счета 41-2. Реализованное наложение рассчитывается по среднему проценту и отражается в дебете счета 46 и кредите счета 42-1 "Красным сторно". Предприятия общественного питания при реализации продукции собственного производства начисляют НДС с суммы разницы между продажной и покупной стоимостью товара. Отражается эта разница так: дебет счета 46 и кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом". Методы проверки принято подразделять на две группы: методы фактической проверки; методы документальной проверки. К основным методам фактической проверки, которыми могут пользоваться аудиторы, исходя из права самостоятельно определять формы и методы проверки, руководствуясь требованиями нормативных актов и условий договора с субъектом или содержания поручения государственных органов, относятся: - осмотр; - обследование; - инвентаризация; - контрольный запуск сырья и материалов в производство; - лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции; - экспертная оценка; - опрос; проверка объемов выполненных работ. Осмотр. С помощью этого метода можно выяснить, например, условия хранения имущества, документов; состояние производственных, складских торговых помещений. Осмотру подвергают разнообразные объекты: территорию, места хранения материальных активов, документов, производственное и торговое оборудование, готовую продукцию, контрольно-кассовые машины. В процессе осмотра могут быть обнаружены доказательства, свидетельствующие о нарушениях или злоупотреблениях. Обследование. Обследование представляет собой как бы продолжение осмотра, но с одновременным ознакомлением с документами как нормативными, так и оправдательными; с получением объяснений от ответственных лиц. Эффективные результаты дает обследование при проверках технологии производства продукции в цехах, порядка приема, хранения, отпуска и реализации продукции, товаров. Например, в процессе проверки эксплуатации контрольно-кассовых машин, руководствуясь письмом Минфина России от 30.08.93 г. № 104 "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и ст. 4 Закона РФ от 18.06.93 г. № 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" можно встретить нарушения и ошибки. Наиболее часто встречаются следующие: контрольно-кассовые машины регистрируются в налоговых органах без указания показателей счетчиков; в эксплуатации находятся контрольно-кассовые машины, которые разрешены с некоторыми ограничениями к регистрации или в которых к назначенному сроку не выполнена русификация текста чеков и не трансформирована фискальная память; не на каждой контрольно-кассовой машине имеется табличка с заводским номером КОНТРОЛЬ НОРМ ЗАКЛАДКИ И ВЫХОДА БЛЮД НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ОТПУЩЕННОГО ИЗ КЛАДОВОЙ КОЛИЧЕСТВА ПРОДУКТОВ КОЛИЧЕСТВУ ИЗГОТОВЛЕННЫХ БЛЮД И КУЛИНАРНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ПРОИЗВОДСТВЕ - НА КУХНЕ СОБЛЮДЕНИЕ РАЗМЕРОВ И ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ НАЦЕНОК НА ПРОДУКТЫ И СЫРЬЕ, РАСХОДУЕМЫЕ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ДОСТОВЕРНОСТЬ КАЛЬКУЛЯЦИИ ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ И ОБЕДОВ. АНАЛИЗ БРАКА И ОБОСНОВАННОСТЬ ЗАМЕНЫ СЫРЬЯ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПРОДУКЦИИ СОБСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА. Контрольный запуск сырья и материалов в производство применяют в тех случаях, когда необходимо установить фактический расход сырья или материалов на производстве, выход полуфабрикатов, готовой продукции, количество отходов. Применяют его и для проверки действующих или ранее действовавших на предприятии норм расхода сырья и материалов, технологического процесса, производительности оборудования и т.п. Для этого проводят соответствующий производственный эксперимент (например, изготовление образцов изделий, выпечка кулинарной продукции и др.). Перед контрольным запуском сырья в производство следует определить, по каким видам выпускаемой продукции будет проведен эксперимент. При этом учитываются претензии к качеству изделий или сведения о перерасходе по отдельным видам материалов, завышенных нормах и т.д. Если экспериментом ставят цель проверить фактическое производство готовой продукции, то необходимо, чтобы экспериментальное производство осуществлялось в тех же условиях, в том же порядке, в каком оно осуществлялось ранее. Если будет установлено, что характер и условия производства не изменились, то в качестве контрольного может быть принят любой очередной запуск сырья в производство. Благодаря эксперименту уточняются нормы, усиливается контроль за списанием фактического расхода сырья и выходом продукции. Кроме того, могут быть выявлены недостатки в нормировании и технологии производства, искажения в качественных показателях продукции и другие нарушения. Лабораторный анализ качества материалов, товаров, сырья и готовой продукции. Использование данного метода дает возможность контролировать качество поступающих материалов, товаров, сырья, а также готовой продукции и полуфабрикатов; позволяет выявить факты использования некондиционного сырья, несоблюдение норм расхода. Эти и другие факты могут свидетельствовать, например, о нарушении технологического режима, установленных норм и т.д. Анализ может проводиться отделом технического контроля или соответствующими специализированными организациями (инспекцией по качеству и др.). Изъятие проб (образцов) для лабораторного анализа должно производиться в соответствии с инструкциями о порядке инспектирования предприятий определенных отраслей народного хозяйства. Встречная проверка. Она особенно эффективна при изучении операций, связанных с получением товаров, денежных и других средств в одной организации и отпуском их другой. Этот метод состоит в сопоставлении различных экземпляров одного и того же документа. Экземпляры соответствующих документов могут находиться в бухгалтериях разных организаций. Цель такого сопоставления - установить тождество всех экземпляров одного и того же документа. Например, известны случаи, когда подлинная накладная (или ее копия) заменялась подложной, причем по дате, номерам и даже итоговой сумме она не отличалась от подлинной. Это обстоятельство затрудняет обнаружение злоупотребления при сверке расчетов. Однако два экземпляра одной накладной содержали расхождения в наименованиях ценностей, их количестве и ценах, хотя другие реквизиты совпадали. Взаимная проверка является разновидностью встречной. Она проводится по взаимосвязанным операциям в одной организации. Пользуясь контрольным сличением, можно выяснить, не было ли приписок в инвентаризационных ведомостях, не было ли завоза товаров и других ценностей без документов. Часто этот метод применяют при проверке складских товарных операций. Для этого сопоставляют данные последней инвентаризации с предыдущей у одного и того же лица на определенную дату в течение межинвентаризационного периода. Например, по данным инвентаризации на 1 августа, в кладовой столовой числилось яблок - 150 кг. С 1 августа по 15 октября включительно согласно документам на склад поступило 1795 кг. За тот же самый период было отпущено 2000 кг. Следовательно, на 16 октября на складе были излишки - 55 кг. Позднее, 19 октября, на тот же склад было оприходовано от буфета 55 кг яблок. По состоянию же на 20 октября согласно инвентаризационной описи на данном складе яблок не значилось. Этот факт может свидетельствовать о бестоварности приходной накладной от 19 октября. Дополнение обобщенных результатов контрольного сличения подобным изучением ежедневного движения ценностей с подсчетом их остатков на конец каждого дня позволит выявить расход этих ценностей за отдельные дни, превышающий сумму первоначального остатка и прихода. Такое положение может быть результатом различных причин. Например, необоснованного уменьшения остатков ценностей на начало проверяемого периода, реализации неоприходованных ценностей, наличия бестоварных расходных документов. Основные нормативные документы: Инструкция по определению розничного товарооборота и товарных знаков юридическими лицами, их обособленными подразделениями независимо от форм собственности, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание (Госкомстат РФ от 01.04.96 №25) О свободе торговли (Указ Президента РФ от 29.01.92 №65 с изм. И доп. от 23.06.92 №657) Новые правила продажи отдельных продовольственных и непродовольственных товаров (Постановление Правительства РФ от 08.10.93 №995) Основные положения по бухгалтерскому учету сырья (продуктов), товаров и производства в предприятиях общественного питания (Министерство торговли СССР от 13.03.86 №260) Об учете в системе потребкооперации торговых наценок на товары (Минфин РФ № 04-02-04 , от 25.02.92, Госналогслужба РФ от 25.02.92 № НП-4-01/31н) О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (Закон РФ от 18.06.93 №521-1) Инструкция о порядке начисления и уплаты НДС (Росналогслужба от 11.10.95 №39) Нормы естественной убыли продовольственных товаров в торговле и инструкция по их применению (Приказ Минторговли СССР от 02.04.87 №88) Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (Комитет по торговле от 20.04.95 №1-550/32-2) Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 г. №34н). Вопрос №3 (62) Водитель служебного автомобиля ВАЗ-2104 в феврале получил 900 000 руб. под отчет на ГСМ. В конце месяца в бухгалтерию был представлен отчет, согласно которому по чекам АЗС на бензин израсходовано 700 000 руб. при средней цене за 1 литр 2000 руб., включая НДС (или без НДС - 1725 руб. (2000-2000*13,79%/100% = 1725 руб.)). При этом по путевым листам пробег составил 3200 км, а общий расход бензина - 310 литров. Остаток аванса водитель внес в кассу фирмы. Норма расхода бензина 8,5 литров на 1 км (видимо, опечатка - на 100 км) плюс 10% -зимняя надбавка. На счетах бухучета данная операция отражена следующим образом: Дата Содержание операции Документ Сумма тыс.руб. Корсчета Дт Кт 01.02.9 Выдано из кассы водителю Р/о №23 от 01.02.9 900 71 50 28.02.9 Оприходовано приобртен. (оплаченного) бензина за вычетом НДС А/о №15 от 28.02.9 603,47 10 71 28.02.9 НДС по приобретенному ГСМ Расчет 96,53 19 71 28.02.9 Списание стоимости израсходованного бензина Километраж автомобиля 534,75 20 10 28.02.9 Списание НДС по использованному бензину Расчет 85,5 68 19 28.02.9 Возврат остатка по выданному авансу П/о № 17 от 28.02.9 200 50 71 1. 700 000 : 2000 = 350 л - приобрел бензина Списано израсходованного бензина 310 л по показанию одометра Исходя из списанной суммы: 310 л * 1,725= 534,75 тыс. руб. Норма расхода бензина на 100 км - 8,5 л + 10% = 9,35 л 310 л : 0,0935 = 3315,5 ? 3316 км, тогда как по путевым листам пробег составил 3200 км На 3200 км * 0,0935 = 299,2 ? 300 л т.е. можно списать только стоимость 300 литров бензина 300 * 1,725 = 517,5 тыс. руб. НДС - 82,5 тыс. руб. Оставшуюся сумму 603,47 - 517,5 = 85,97 тыс. руб. - необходимо отнести в Дт 71 Кт 10 и сообщить об этом подотчетному лицу НДС - 14,03 тыс. руб. Дт 71 Кт 19 Таким образом, на счетах бухгалтерского учета должен быть указан остаток бензина на конец месяца, НДС, включенный в транспортные услуги, относящиеся к остатку товаров, должен остаться как сальдо на счете 19 и списывается в уменьшение платежей в бюджет по материалам - по мере отпуска их в расход или эксплуатацию., в путевом листе должна быть отметка о наличии остатка бензина (50 л). Бухгалтером в данном случае проявлена халатность, т.к. километраж автомобиля не соответствует наличию оправдательных первичных документов, и не указан остаток материалов на конец месяца. В ходе проверки использовалось сопоставление учетных и отчетных показателей с установленными нормативами (нормативная проверка), которое позволяет выявить завышение (занижение) себестоимости продукции (работ, услуг), занижение размера удержаний из заработной платы, в том числе подоходного налога, занижение размеров отчислений во внебюджетные фонды, ошибки в применении норм естественной убыли товаров, в исчислении и уплате налога на добавленную стоимость и других налогов. Наличие же сверхлимитной кассовой наличности может обернуться штрафами, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 23.05.94 г. № 1006 "Об осуществлении мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", к организациям, нарушившим правила работы с наличными денежными средствами, которые налагаются налоговыми инспекциями на основании данных проверок. В ходе аудиторских проверок следует учитывать и другие ограничения, установленные правительственными и ведомственными актами. Проверка соответствия отраженных в документах операций установленным правилам дает возможность выяснить правомерность разнообразных хозяйственных операций. Выявить хищения материальных ценностей и др. Счетный контроль позволяет выяснить правильность сделанных в документах, в бухгалтерских регистрах в формах отчетности вычислений (правильность таксировки, подсчета переходящих остатков ценностей в отчетах материально-ответственных лиц, подсчета итогов и т.п.). Счетный контроль обычно сопровождается применением других методов документальной проверки. Одним из методов, использованных в данной проверке, является сопоставление данных документов, отражающих операции, с данными документов, которые явились основанием для этих операций. Можно было также проверить наличие остатка бензина, чтобы выявить факт хищения. При проверке авансовых отчетов подотчетных лиц необходимо обратить внимание на следующее: имеются ли приказы (распоряжения) о выдаче работнику сумм в подотчет правильность и своевременность составления авансовых отчетов; правильность возмещения затрат на хозяйственные нужды; наличие оправдательных документов; полнота и своевременность сдачи в кассу остатка подотчетной суммы; правильность составления бухгалтерских проводок по операциям с подотчетными лицами; правильность выведения остатков на конец месяца по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами"; соответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере №7 по счету 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и главной книге. Порядок выдачи денег под отчет определяется порядком ведения кассовых операций. Выдача производится при наличии кассы и без кассы - выдается чек из кассы банка. Подотчетные суммы на хоз. расходы выдаются в размере 2-х-дневной потребности не более, чем на 3 дня. Если вне места нахождения предприятия - в размере 10-ти-дневной потребности до 15 дней., но в настоящее время практикуется выдача денег на приобретение ГСМ сроком до 1 месяца. Подотчетные суммы, не возвращенные работниками в установленные сроки, списываются следующим образом: Д 84 К 71. Если эти суммы могут быть удержаны из зарплаты, то делается запись: Д 70 К 84. Или, если они не могут быть удержаны: Д 73 К 84. Если средства были выданы без установления срока их возврата и на момент проверки отраж. по Д сч. 71, то оснований для включения этой суммы в налогооблагаемые суммы не имеется. Позже после установления факта списания со сч.71 задолженности подотчетного лица без предоставления соответствующих документов суммы подотчетных средств, необоснованно списанных с работника, подлежат включению в совокупный доход работника и облагаются налогом. На руководителя предприятия может быть наложен штраф от 2 до5 МГОТ за необеспечение ведения БУ в соответствии с действующим порядком, а на гл. бухгалтера - за ведение БУ с нарушением законодательства. В результате двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах сумма всех оборотов по Д счетов должна равняться сумме оборотов по К. На этом равенстве строится контроль за полнотой отражения на предприятии хозяйственных операций. ЛИТЕРАТУРА Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита,- М.: Филинъ Рилант, 2000. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.1998г. Овсийчук М.Ф. "Аудит. Организация. Методика проведения", Москва, 1996 год, ТОО "Интехтех". Шеремет А.Д., Суйц В.П. "Аудит. Учебное пособие", Москва, 1995 год, "Инфра-М". 1 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|