Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
 Тактика осмотра места происшествия при расследовании квартирных краж
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Банковское дело, финансы и кредит

курсовая работа

Роль Центрального Банка РФ в организации системы платежей и расчетов



СОДЕРЖАНИЕ
Лист
ВВЕДЕНИЕ 3
Принцип и организация расчетов 5
Расчеты через корреспондентские счета, открываемые
в других банках 12
Расчеты с банками ближнего зарубежья 22
Электронные платежи 25
Межбанковский клиринг 37
Пластиковые карты 39
Вступление Банка России в банк международных расчетов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 48
ВВЕДЕНИЕ
Основными целями деятельности Центрального банка (Банка России) являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов1.
Таким образом, создание и поддержание и должном состоянии платежной системы является одной из ключевых задач Банка России наряду с проведением денежно-кредитной политики и поддержанием устойчивости банковской системы.
Платежная система состоит из системы учреждений, набора инструментов и процедур, используемых для передачи денежных средств между физическими и юридическими лицами с целью выполнения возникающих у них ежедневно платежных обязательств. В соответствии с законодательством Банк России обеспечивает общее руководство платежной системой, ставя во главу угла необходимость обеспечения ее эффективности, стабильности, надежности и безопасности.
Реформирование платежной системы в России началось в 1992 г. и явилось многоплановой правовой, методологической, организационной и технической работой.
За прошедший период платежная система развивалась путем внедрения новых форм расчетов и совершенствования банковских технологий. На смену платежным требованиям пришли платежные поручения, электронные документы стали вытеснять традиционно использовавшиеся ранее документы на бумажных носителях. В связи с этим стали внедряться новые формы передачи информации в учреждениях Банка России; началось осуществление экспериментальных проектов по электронным платежам. В результате всех проведенных мероприятий объем средств в расчетах Банка России сократился.
ПРИНЦИП И ОРГАНИЗАЦИЯ РАСЧЕТОВ
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Принципами организации Банка России являются1:
1. Единство.
2. Системность.
3. Централизованность.
4. Вертикальная структура управления.
Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Высшим органом Банка России является Совет директоров коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России. Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4) определяет структуру Банка России;
5) принимает решения:
о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
о величине резервных требований;
об изменении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме выпуска наличных денег;
о порядке формирования резервов кредитными организациями;
6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;
7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;
Основными целями деятельности Банка России являются:
защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
Основными задачами ЦБ России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
3)является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;
Для реализации возложенных на него функций ЦБ России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
По каждому звену, входящему в систему Центрального банка, действуют соответствующие положения. В частности, Приказом Банка России от 7 октября 1996 г. № 02-373 (приложение 1), было утверждено Типовое положение о Расчетно-кассовом центре Банка России.
Согласно этому Положению, головной расчетно-кассовый центр, межрайонный расчетно-кассовый центр, районный расчетно-кассовый центр (в дальнейшем именуется РКЦ) являются структурными подразделениями Банка России, действующими в составе территориального учреждения Банка России.
Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
РКЦ осуществляет свою деятельность на основе федеральных законов, настоящего Положения и иных нормативных актов Банка России.
Взаимоотношения РКЦ с обслуживающими кредитными организациями, представительными и исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления, органами федерального казначейства, другими клиентами строятся на договорной основе.
Руководство РКЦ и ответственность руководителей структурных подразделений РКЦ возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителей территориального учреждения Банка России в порядке, определяемом советом директоров Банка России.
Начальник РКЦ руководит деятельностью РКЦ и действует от имени Банка России на основании доверенности, выданной в порядке передоверия начальником территориального учреждения.
Начальник, главный бухгалтер, руководители структурных подразделений РКЦ и их заместители несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за обеспечение соблюдения законодательных актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Чтобы оценить суть изменений, внесенных Кодексом в правовое регулирование расчетных отношений, достаточно вспомнить, что в ГК 1964 года все регулирование расчетов исчерпывалось единственной статьей, предусматривавшей, что "платежи по обязательствам между государственными организациями, колхозами и иными кооперативными и общественными организациями производятся в порядке безналичных расчетов через кредитные учреждения, в которых указанные организации в соответствии с законом хранят свои денежные средства. Порядок и формы расчетов определяются законодательством Союза ССР".
До введения в действие Гражданского кодекса РФ (части второй) практически вся регламентация безналичных расчетов регулировалась правилами, содержащимися в подзаконных актах, и прежде всего в нормативных актах Госбанка СССР, а затем и Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Указанные правила не обладали авторитетом закона и не отличались стабильностью.
В отличие от ранее действовавшего законодательства Кодекс включает нормы, регулирующие наиболее принципиальные правоотношения в сфере расчетов, в частности устанавливает правила, касающиеся основных форм безналичных расчетов (расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, по инкассо, расчеты чеками).
При подготовке главы 46 ГК РФ учитывались положения международных банковских правил, а также обычаев, применяемых в международной банковской практике: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо коммерческих документов, положения Единообразного закона о чеках. Принимались во внимание опыт, накопленный в ходе применения Положения Банка России от 25.11.97 № 5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации" (приложение к письму Центрального Банка РФ от 9 июля 1992 года № 14 "О введении в действие Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации" (приложение 2)), разъяснения и рекомендации, содержащиеся в многочисленных письмах и телеграммах Банка России последних лет, а также практика арбитражных судов по разрешению соответствующих споров.
Результатом такой работы явился свод правил, регулирующих расчетные отношения, которые объединены в самостоятельную главу 46 Кодекса. Что касается банковских правил, то они могут содержаться в нормативных актах Центрального банка, издаваемых лишь в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными федеральными законами.
Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов1. В качестве законного платежного средства на всей территории России выступает рубль, обязательный к приему по нарицательной стоимости. Использование иностранной валюты как платежного средства допускается только в случаях, порядке и на условиях, определенных законом или в установленном им порядке.
Если дело касается расчетов между гражданами, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в Кодексе отсутствуют какие-либо ограничения. Такие расчеты могут осуществляться как в безналичном порядке, так и наличными деньгами без ограничения суммы. В случаях же, когда речь идет о расчетах между юридическими лицами или о расчетах с участием граждан, которые связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, такие расчеты должны производиться в безналичном порядке. Расчеты наличными деньгами могут производиться только если иное не установлено законом.
Законом РФ "О денежной системе Российской Федерации" было установлено, что расчеты между юридическими лицами, а также физическими лицами по платежам, сумма которых превышает размеры, установленные Правительством России, осуществляются только в безналичном порядке. К примеру, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 ноября 1994 года предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами был определен на уровне 2 млн. рублей по одному платежу.
Как правило, безналичные расчеты должны осуществляться через банк и иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета организаций и предпринимателей, принимающих участие в расчетах. Однако законом может быть предусмотрен другой порядок расчетов. Использование иной конструкции осуществления расчетов может быть также обусловлено избранной контрагентами формой расчетов.
Кодекс не содержит исчерпывающего перечня форм расчетов, которые могут быть использованы участниками имущественного оборота, а ограничивается регулированием основных из них: расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо. Стороны по договору вправе избрать любую из существующих форм расчетов. При этом их выбор ограничен формами расчетов, предусмотренными законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а также иными формами расчетов, которые могут осуществляться в соответствии с применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
РАСЧЕТЫ ЧЕРЕЗ КОРРЕСПОНДЕНТСКИЕ СЧЕТА, ОТКРЫВАЕМЫЕ В ДРУГИХ БАНКАХ
В связи с вступлением в силу с 1 марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса Российской Федерации и определением в нем очередности списания средств с банковских счетов клиентов и корреспондентских счетов кредитных организаций Банк России сообщает порядок проведения операций по указанным счетам, установленный ст. 855 Гражданского кодекса Российской Федерации1.
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений владельца счета и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.
При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов (далее - группа 1);
во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору (далее - группа 2);
в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды (далее - группа 3);
в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований (далее - группа 4);
в пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности (далее - группа 5).
Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов. Выдача денежных средств на неотложные нужды не производится.
В связи с этим устанавливается следующий порядок проведения расчетных операций по корреспондентским счетам кредитных организаций.
Кредитные организации обязаны обеспечивать: право клиента беспрепятственно распоряжаться средствами, хранящимися на его счете; своевременность осуществления платежей по поручениям клиентов в пределах имеющихся на их счетах средств, а также по собственным обязательствам в соответствии с установленной выше очередностью платежей. Платежи могут производиться с корреспондентских счетов кредитных организаций, открытых в учреждениях Банка России или в других кредитных организациях.
Учреждения Банка России, кредитные организации, ведущие счета "Лоро" кредитной организации-корреспондента, клиринговые организации (далее именуемые "учреждения банка") производят списание денежных средств с корреспондентского счета кредитной организации на основании распоряжения владельца счета (далее именуемого "кредитная организация").
Без распоряжения кредитной организации списание денежных средств, находящихся на корреспондентском счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом.
Ограничение прав кредитных организаций на распоряжение денежными средствами, находящимися на корреспондентском счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, установленных законом.
Кредитная организация осуществляет платежи клиентов в пределах имеющихся средств на их расчетных, текущих, бюджетных счетах в порядке установленной очередности. При расчетах платежными поручениями последний экземпляр платежного поручения возвращается клиенту с отметкой "ПРИНЯТО К ИСПОЛНЕНИЮ", проставляется дата, штамп банка, подпись операционного работника.
Клиентам рекомендуется представлять в кредитную организацию расчетные документы накануне наступления срока платежа (платежи в бюджет, внебюджетные фонды, плановые платежи). Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа от клиента.
Средства, списанные с расчетных, текущих, бюджетных счетов клиентов и неоплаченные кредитной организацией из-за отсутствия средств на корреспондентском счете, учитываются кредитной организацией как просроченная кредиторская задолженность на балансовом счете № 915 "Документы, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации".
Остатки средств по указанному счету учитываются при расчете подлежащих перечислению в Центральный банк Российской Федерации, обязательных резервов.
После списания средств со счетов клиентов кредитная организация формирует расчетные документы по группам очередности платежей, а внутри группы - по срокам платежей. Для представления документов в учреждение банка по каждой группе очередности и по сроку платежа кредитная организация составляет отдельное платежное поручение, к которому прилагаются два экземпляра расчетных документов клиентов и опись расчетных документов (указывается номер расчетного документа, дата, сумма). Срок платежа и его очередность (группы 1, 2, 3, 4, 5) заполняются кредитной организацией в соответствующих графах платежного поручения (приложение № 3). К внебюджетным фондам (третья группа очередности) относятся государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (включая суммы пени, штрафы, финансовых санкций по платежам в Пенсионный фонд Российской Федерации), фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования. Учреждения банка не принимают к исполнению платежные поручения, в которых кредитная организация не проставила очередность платежей. Если срок платежа на документе не проставлен, то сроком платежа считается дата его принятия от кредитной организации. Документы, по которым предусмотрены сроки платежа (платежи в бюджет, внебюджетные фонды, плановые платежи), кредитным организациям рекомендуется представлять в учреждения банка за день до срока платежа.
Учреждения банка не проверяют соответствие законодательству очередности и сроков платежа, указанных кредитными организациями в платежных поручениях.
Поступающие в учреждения банка инкассовые поручения налоговых органов и инкассовые поручения с приложенными к ним в установленных случаях исполнительными документами судов на взыскание в бесспорном порядке платежей с корреспондентских счетов кредитных организаций, регистрируются учреждениями банков в журнале, составляемом в одном экземпляре, с указанием номера корреспондентского счета кредитной организации-плательщика, номера и суммы каждого инкассового поручения. При наличии средств на корреспондентском счете кредитной организации поступившие в течение операционного дня инкассовые поручения подлежат исполнению в тот же день. При недостаточности средств на корреспондентском счете исполнительные документы, поступившие до 11 часов, предъявляются к оплате в этот же операционный день. Документы, поступившие после 11 часов, предъявляются к оплате на следующий операционный день.
Поступившие в учреждение банка расчетные документы (платежные поручения кредитных организаций, инкассовые поручения), чеки кредитных организаций, подлежащие оплате с их корреспондентских счетов, исполняются в указанной выше очередности.
Прием и учет поступающих в учреждение банка расчетных документов и чеков осуществляется в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и также настоящими указаниями. Учреждения банка исполняют документы, предъявленные к корреспондентскому счету кредитной организации, в течение операционного дня, исходя из наличия на нем средств на начало операционного дня. Документы, предъявленные после окончания операционного дня, при наличии средств исполняются не позднее следующего операционного дня. При наличии технических возможностей учета сумм, поступающих в пользу кредитной организации в течение операционного дня, операции по корреспондентскому счету кредитной организации могут производиться с учетом этих сумм.
Разногласия, возникающие по несвоевременной оплате расчетных документов, рассматриваются между получателем средств и плательщиком в соответствии с действующим законодательством.
При недостаточности средств на корреспондентском счете кредитной организации в учреждении банка допускается частичная оплата платежных поручений кредитных организаций по платежам, относящимся к первой- четвертой группам очередности, в виде оплаты приложенных к нему отдельных документов клиентов. Частичная оплата документа клиента не допускается. Оплата документов клиентов производится в очередности, указанной в описи к платежному поручению.
На лицевой стороне частично оплачиваемого платежного поручения кредитной организации проставляется штамп "Частичная оплата", а на оборотной стороне (всех экземпляров документа) производится запись о дате и сумме частичного платежа и нового остатка, запись заверяется подписью ответственного исполнителя. Платежное поручение с приложенными к нему документами клиентов кредитной организации и описью помещается в картотеку к внебалансовому счету № 9920.
При частичной оплате платежного поручения кредитной организации используется мемориальный ордер.
Мемориальный ордер составляется в двух экземплярах с указанием в нем даты и номера оплачиваемого платежного поручения кредитной организации:
- 1-ый экз.- остается в документах дня учреждения банка плательщика;
- 2-ой экз.- направляется кредитной организации плательщика.
В таком же порядке производится частичная оплата инкассовых поручений налоговых органов и судов, предъявленных к корреспондентскому счету кредитной организации. В этом случае мемориальный ордер составляется в трех экземплярах (третий экземпляр посылается в кредитную организацию получателя).
При недостаточности средств для оплаты всей суммы платежного поручения по платежам, относящимся к пятой группе очередности, кредитная организация сама определяет для оплаты состав платежных поручений клиентов и представляет новое платежное поручение, которое может быть проведено в полной сумме.
В целях ускорения платежей допускается определение состава поручений клиентов, подлежащих оплате, и исправление суммы в платежном поручении кредитной организации доверенным лицом кредитной организации. Для этого кредитная организация представляет в учреждение банка оформленную в установленном законодательством порядке доверенность, а также обязательство представить на следующий рабочий день новое платежное поручение.
Доверенным лицом может быть только работник кредитной организации (владельца счета).
Доверенное лицо, отобрав для оплаты расчетные документы, исправляет в платежном поручении сумму цифрами и прописью и заверяет их своей подписью. На оборотной стороне платежного поручения доверенным лицом приводится и подписывается перечень платежных поручений, не подлежащих оплате в этот операционный день. На следующий рабочий день после оплаты исправленного платежного поручения кредитная организация представляет в отдельном конверте платежное поручение на сумму, соответствующую исправленной. Учреждение банка проверяет идентичность всех реквизитов поручений и подшивает оба поручения (исправленное и вновь представленное) в документы дня.
Передача кредитными организациями и учреждениями Банка России расчетных документов в подразделение, обеспечивающее автоматизированную обработку учетно-операционной информации, по каналам связи осуществляется в следующем порядке.
Передача на обработку (оплату) платежей по первым четырем группам очередности осуществляется кредитными организациями и учреждениями Банка России в специальном сеансе или по согласованному временному графику.
При подготовке электронного файла для передачи информации по каналам связи кредитная организация и учреждения Банка России располагают расчетные документы с учетом их очередности оплаты, установленной законодательством, и срока платежа.
Кредитная организация обязана организовать работу клиентуры с учетом своевременной доставки информации для обработки документов по первой-четвертой группам очередности в установленное в регионе время.
При автоматизированной обработке учетно-операционной информации обеспечивается оплата расчетных документов по первой- четвертой группам очередности, переданных в указанном специальном сеансе передачи в следующем порядке: оплачиваются расчетные документы, переданные кредитными организациями, затем расчетные документы, переданные учреждениями Банка России.
Оплата производится в порядке следования расчетных документов в электронном файле в пределах наличия средств на корреспондентском счете.
Расчетные документы, переданные кредитной организацией в других сеансах, оплачиваются в пределах наличия средств на корреспондентском счете после оплаты расчетных документов, переданных в специальном сеансе.
Расчетные документы, не принятые к оплате по причине необеспеченности средствами на корреспондентском счете, возвращаются кредитной организации.
Кредитная организация в следующем операционном дне представляет их к оплате, включив в передаваемый по каналам связи электронный файл с учетом очередности оплаты и срока платежа.
В случае, когда кредитная организация при передаче расчетных документов на обработку по каналам связи не в состоянии обеспечить описанный выше порядок, расчетные документы на оплату платежей по первой-четвертой группам очередности должны представляться в учреждения Банка России.
За проведение определенных расчетных услуг Банк Росси взимает плату.
Расчетной услугой Банка России является услуга по переводу денежных средств (списание, перечисление, зачисление) через расчетную сеть Банка России, включающая в себя полный цикл обработки платежа: прием расчетного документа, обработку расчетного документа, соответствующую используемой технологии расчетов, выдачу расчетного документа кредитной организации получателя средств (если выдача расчетных документов предусмотрена используемой технологией расчетов), осуществление проводок по банковским счетам и выдачу выписок из лицевых счетов.
Плата за расчетные услуги Банка России взимается с кредитных организаций (филиалов) (далее по тексту - кредитные организации), по счетам которых проводятся операции по списанию средств (в том числе по списанию средств без распоряжения владельца счета, а также списанию при частичной оплате расчетных документов)1.
Плата за расчетные услуги Банка России взимается расчетно-кассовыми центрами и другими подразделениями расчетной сети Банка России (далее по тексту - учреждения Банка России) по местонахождению счетов кредитных организаций.
Отношения по оплате расчетных услуг Банка России регулируются Типовым дополнительным соглашением к Договору корреспондентского счета, учитывающим платность расчетных услуг Банка России, заключаемым Банком России с кредитными организациями.
В случае отказа кредитной организации в заключении с Банком России Соглашения Банк России производит по счету кредитной организации
Осуществление расчетов по платежам между коммерческими банками путем установления двусторонних корреспондентских отношений и использования открытых друг у друга корреспондентских счетов типа "лоро" и "ностро" будет производиться в обычном порядке, а осуществление расчетов через третий банк ("расчетный банк") - на основании специального разрешения Банка России1.
Поскольку деятельность "расчетного банка" может привести к возникновению системных рисков, за этими банками будет осуществляться особый надзор со стороны Банка России, в соответствии с которым такой банк будет обязан соблюдать более жесткие нормативы аналогично нормативам, предусмотренным для клиринговых (расчетных) палат2.
В целях ограничения системных рисков Банк России продолжит работу над созданием пруденциальных норм регулирования корреспондентских отношений кредитных организаций.
Центральный банк будет поддерживать многосторонние соглашения "расчетных банков", направленные на ограничение рисков и унификацию правил расчетов, в том числе создание крупных двухуровневых клиринговых палат.
Исходя из введения в действие новых Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации и Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ, устанавливаются новые форматы следующих документов: платежного требования, платежного требования-поручения, заявления на аккредитив.
Платежные требования, платежные требования-поручения, заявления на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения), применяемые при различных рассчетах в РФ, начиная с 1 января 1998 года должны оформляться на бланках Общероссийского класификатора технической документации ОК 011 - 93 ( класс "Унифицированная система банковской документации") (Приложение № 4).
3. РАСЧЕТЫ С БАНКАМИ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ
Попытки создания общей расчетно-платежной системы стран СНГ начались сразу после того, как в июле 1992г. Россия ввела национальную валюту, тем самым прекратив существование рублевой зоны СССР. С тех пор предлагалось несколько вариантов систем взаиморасчетов. В частности, предлагалось использовать для определения курсов валют новый способ котировки - дилинговую котировку - и описано ее применение в двух общеизвестных процедурах курсообразования - в методе двойного аукциона и методе фиксинга. В настоящей время считается, что использование дилинговой котировки в методе фиксинга ("дилинговый фиксинг") повышает ликвидность курсообразующей процедуры и ограничивает возможность спекулятивной игры, а значит, предотвращает резкие колебания курсов котируемых валют1.
В России и в странах ближнего зарубежья биржевой валютообменный механизм имеет три уровня: валютная биржа - механизм курсообразования, ее расчетная палата - гарант исполнения обязательств сторон сделки (банков - участников торгов), и уполномоченные банки - иностранные расчетные агенты банков - участников торгов, хранящие средства клиентов в национальных валютах на их корреспондентских счетах и перемещающие эти средства в рамках национальных расчетно-платежных систем. Как альтернатива трехуровневой системе "биржа -расчетная палата - уполномоченные банки" может выступать одноуровневая система филиалов МКЦР (Международного клирингового центра расчетов), расположенных в каждой из стран-участниц расчетов. Используемая при этом процедура курсообразования предполагает плавающие курсы национальных валют, функции биржи, ее расчетной палаты и уполномоченных банков объединяются и исполняются сетью филиалов МКЦР.
Предлагаемая схема разработана на основе "Соглашения о создании Платежного союза государств - участников СНГ" и имеет следующие особенности:
платежи осуществляются без физического перемещения денежных средств стран Содружества через границы;
безналичные средства в той или иной национальной валюте (принадлежащие как резидентам, так и нерезидентам) учитываются на счетах местных филиалов МКЦР, подпадающих под юрисдикцию Центрального (Национального) банка соответствующего государства;
курсы пересчета (конвертирования) одной валюты в другую устанавливаются в ходе расчетных сессий, доступных участию любых банков, обслуживающих участников внешнеэкономической деятельности; ни одна из валют не имеет приоритета (в том числе не используется в качестве общей расчетно-денежной единицы), не требуется также введения синтетической расчетно-денежной единицы; расчетно-платежная система может быть введена в действие поэтапно, начиная с операций между двумя странами, постепенно включая в себя операции с валютами других заинтересованных государств.

Система позволяет проводить чисто арбитражные сделки с валютами, а также обслуживать платежи по внешнеторговым контрактам, в которых валюта сделки (стоимость поставляемого товара/услуги) и валюта платежа (валюта, в которой производятся расчеты по контракту) будут совпадать и определяться в национальной валюте поставщика (экспортера).
Предлагаемая технология состоит из совокупности процедур, осуществляемых для каждой пары котируемых валют, для которых:
- в ходе расчетной сессии определяется текущий курс их взаимного конвертирования и производится взаимозачет встречных обязательств;
- в ходе платежной сессии производится оплата контрактов в пользу экспортеров.
Клиентами филиалов МКЦР, расположенных в различных странах СНГ, являются банки, уполномоченные вести расчеты по внешнеторговым операциям. В каждом местном филиале МКЦР банкам-клиентам (резидентам и нерезидентам) открываются корреспондентские счета в местной валюте. Участником расчетной/платежной сессии того или иного филиала МКЦР является банк - клиент МКЦР, имеющий на своем корреспондентском счете в данном филиале средства в местной валюте, желающий их конвертировать и перевести в другое государство СНГ.
Курс конвертирования для любой пары валют определяется расчетными сессиями, в ходе которых:
- прямой курс валюты страны "А" к валюте страны "Б" в филиале МКЦР, расположенном в стране "А", устанавливается одновременно с определением прямого курса валюты страны "Б" к валюте страны "А" в филиале МКЦР, расположенном в стране "Б". Так, если принять, что МКЦР осуществляет расчеты между двумя странами: Россией и Украиной, и имеет в этих государствах свои филиалы, то курс карб./рос. руб. в украинском филиале устанавливается одновременно с курсом рос. руб./карб. в российском филиале МКЦР. При этом мы исходим из определения, в соответствии с которым прямой курс местной валюты (к валюте иностранной) есть стоимость единицы иностранной валюты, выраженная в единицах местной валюты (при том, что обратным (indirect) курсом является стоимость единицы местной валюты, выраженная в валюте иностранной);
- в той или иной стране филиал МКЦР определяет только прямые курсы местной валюты к валютам других стран - участниц Платежного союза;
- филиал МКЦР в той или иной стране на корреспондентских счетах банков-клиентов (как резидентов, так и нерезидентов) хранит средства только в местной валюте.
4. ЭЛЕКТРОННЫЕ ПЛАТЕЖИ
Создание системы расчетов, работающей и режиме реального времени, является ключевым моментом в развитии платежной системы России1. Переход к работе в режиме реального времени означает переход к такому уровню качества системно-технических решений в осуществлении расчетов, когда время, необходимое для проведения всех процедур по передаче банковской информации между кредитными организациями и ее проверки, будет измеряться секундами, когда момент списания средств со счета плательщика будет совпадать с моментом зачисления средств на счет получателя этих средств. Это возможно лишь при условии полной автоматизации всех организационных и бухгалтерских процедур при наличии соответствующей технической базы.
Система расчетов, работающая в режиме реального времени, основывается на том, что все кредитные организации, включая расчетные и клиринговые палаты, обязаны иметь счета для проведения расчетов в учреждениях Банка России. При этом Банк России допускает как наличие консолидированных счетов, открытых только головным банкам, так и счетов, открытых филиалам банков. Вместе с тем Банк России будет рекомендовать кредитным организациям консолидировать свои счета в Банке России и будет поддерживать усилия в этом направлении, признавая право банков проводить эту работу в сроки, соответствующие их потребностям.
Изначально система расчетов между кредитными организациями в режиме реального времени будет основана на осуществлении расчетов исключительно в пределах имеющихся остатков средств на их корреспондентских счетах в учреждениях Банка России. Одновременно Банк России будет развивать свои возможности по предоставлению банкам краткосрочных внутридневных кредитов для своевременного завершения платежей. По мере совершенствования инструментов денежно-кредитной политики и укрепления российской банковской системы станет возможным переход к автоматическому предоставлению таких кредитов в пределах определенной части обязательных резервов банков, хранящихся в Банке России.
Для этого Банк России будет проводить подготовительную работу, в том числе и техническую, по объединению корреспондентских счетов кредитных организаций со счетами по учету средств обязательных резервов, депонированных в Банке России.
Переход к системе расчетов в режиме реального времени потребует адекватного технического оснащения не только учреждений Банка России, но и всех российских кредитных организаций, совершенствования и унификации стандартов на применяемую ими технику и программное обеспечение, системы обеспечения безопасности.
Создание системы расчетов в режиме реального времени предполагает в ближайшем будущем отказаться от использования в работе Банка России и кредитных организаций бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами. Для этого в короткие сроки Банку России предстоит разработать нормативную базу использования "электронных" документов при осуществлении расчетов, определить правила использования электронной подписи, поставить задачу и обеспечить разработку во взаимодействии с Федеральным агентством правительственной связи и информации (ФАПСИ) сертифицированных программных средств для ее решения, найти методы решения проблем защиты электронных документов, внести предложения об ответственности за нарушение установленных правил.
Проведение расчетов в режиме реального времени потребует существенных усилий и от кредитных организаций, которым нужно будет укреплять свое финансовое положение и повышать эффективность работы по размещению своих активов с тем, чтобы являться полноправными участниками платежной системы. В рамках своих исключительных полномочий по установлению правил осуществления расчетов, а также в целях поддержания нормального и устойчивого функционирования финансовых рынков Банк России считает необходимым осуществление переводов отдельных видов платежей исключительно через свою систему.
При этом использование такой системы будет зависеть не только от суммы конкретной операции, но и от срочности платежа и уровня рисков. К таким платежам, в частности, будут отнесены платежи, связанные с операциями на организованных финансовых рынках, представляющие собой расчетные операции для обеспечения "механизма поставки против платежа", где безотзывность и окончательность расчета является условием ограничения риска, платежи, производимые специализированными расчетными учреждениями для своевременного завершения расчетов (клиринговыми и расчетными палатами).
Введение единообразных сроков расчетов по межбанковским финансовым операциям будет способствовать упорядочению ситуации на межбанковском рынке и приведению ее в соответствие с международными нормами. Поэтому Банк России будет переходить к международным стандартам расчетов по заключаемым межбанковским финансовым сделкам, неотъемлемой частью которых является введение унифицированной даты валютирования по межбанковским переводам.
Развитие системы платежей в режиме реального времени будет основываться на развертывании телекоммуникационной сети Банка России, обеспечивающей бесперебойное (круглосуточное) и качественное функциони- рование платежной системы1.
Наряду с системой платежей, работающей в режиме реального времени, Банк России будет поддерживать функционирование системы несрочных, средних и мелких платежей, базирующейся на обработке многосторонних нетто-расчетов.
Становление информационного общества приводит к расширению роли депозитных денег (денег банковского оборота), поскольку все большее число видов денежных обязательств начинает выполнять денежные функции и превращаться в агрегаты денежной массы, а у самих депозитных денег появляется новый электронный носитель, используемый современными информационными банковскими системами. Таким образом, денежные отношения получают депозитно-электронный тип всеобщего эквивалента, который опосредует функционирование банковской системы.
Анализ действующих систем "электронных денег" показывает, что "электронные деньги" отвечают вышеуказанным свойствам, так как1:
- потенциально высокая, с учетом возможностей современной компьютерной техники, эластичность предложения "электронных денег" ограничивается степенью платежеспособности клиентов и степенью их доверия к банку-эмитенту;
- возрастание меновой стоимости "электронных денег" может происходить путем их изъятия из обращения посредством обмена или выкупа и при ограниченном числе равноценных альтернативных заменителей.
Далее, "электронные деньги" отвечают также всем признакам кредитных денег, к которым в литературе относят: 1) срочность; 2) гарантированность; 3) исполнение функций средства обращения или средства платежа; 4) метод эмиссии как метод введения в обращение; 5) возвратность; 6) разменность.
С одной стороны, вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что "электронные деньги" являются видом кредитных денег. Вместе с тем можно встретить и другое утверждение, на наш взгляд, более правильное, что электронные записи, хранящиеся в техническом устройстве (электронном кошельке или персональном компьютере), представляют собой просто средство мобилизации денег, находящихся в банке. Само по себе техническое устройство - это не деньги, а средство, которое дает доступ к деньгам, хранящимся на счете эмитента. Электронные деньги, бесспорно, представляют собой новый платежный носитель, но отнюдь не революционный. Использование понятия "платежный (точнее "денежный") носитель" позволяет нам показать справедливость именно второй точки зрения. В течение долгого времени не существовало невещественного феномена, способного быть носителем денежных отношений. Во второй половине XX в. невещественный феномен появился - его роль стали выполнять записи в памяти ЭВМ. Таким образом, приобретение депозитными деньгами новой формы (формы "электронных денег") завершает процесс дестафации денег (т. е. исчезновения вещественных средств обращения и платежа) и знаменует собой эру информационных (дематериализованных) денег.
Любое исследование тем или иным образом затрагивает вопросы терминологии и классификации, но в отношении "электронных денег" данные вопросы приобретают особую актуальность с учетом новизны предмета и практического отсутствия серьезных исследований в отечественной науке. Само понятие "электронных денег" довольно неоднозначно, и не всякую новую систему можно им определить. В связи с тем, что "электронные деньги" разрабатывались в основном как розничный финансовый продукт, их часто смешивают с аналогичными платежными инструментами, в первую очередь - с платежными картами.
Принципиальное отличие платежной карты от "электронных денег" состоит в том, что при совершении сделок с использованием платежной карты должен дебетоваться счет, на котором хранятся принадлежащие клиенту денежные средства (при дебетовой схеме) или средства кредита, предоставленного клиенту (при кредитной схеме), при совершении же сделок с использованием "электронных денег" денежные средства списываются со счета эмитента. "Электронные деньги" также существенно отличаются от так называемых "средств доступа" (access devices), которые дают возможность клиенту управлять своим банковским счетом с совершением по нему банковских операций и техническое решение которых также предполагает использование технического средства (карты, компьютера и т. п.).
Общей характеристикой систем "электронных денег" является использование клиентом предварительно оплаченной суммы обязательств эмитента, расчет по которым между клиентом и эмитентом произведен до начала осуществления операций клиентом, поэтому выделение в качестве основных элементов систем "электронных денег" видов технических средств, используемых для осуществления операций, является неправильным с точки зрения принципов "электронных денег"1.
Мы предлагаем следующие варианты классификации систем "электронных денег":
в зависимости от используемых технических средств:
а) системы, использующие микропроцессорные (смарт) карты ("электронные кошельки"), и
б) системы, использующие программное обеспечение ("цифровые электронные деньги").
В зависимости от способа обработки и хранения данных об операциях: а) централизованные системы "электронных денег" или "подконтрольные" (auditable) - системы с отражением всех операций по счету клиента ("balance-based systems"2) и 2) децентрализованные системы "электронных денег" или "неподконтрольные" (unauditable) -системы с функциями запоминания отдельных денежных единиц, идентифицируемых по номеру и соответствующих определенному номиналу ("note-based systems").
В зависимости от формы организации: а) одноуровневые системы "электронных денег", включающие только эмитента (эмитентов); б) двухуровневые системы "электронных денег", включающие эмитента (эмитентов) и банки-распространители; и в) трехуровневые системы "электронных денег", включающие эмитента (эмитентов), банки-распространители и клиринговый банк (банки), обеспечивающие завершение межбанковских расчетов по операциям с "электронными деньгами".
В зависимости от формы учета балансовых обязательств: а) системы "электронных денег", в которых учет обязательств в размере суммы эмиссии "электронных денег" осуществляется на балансе эмитента; б) системы "электронных денег", в которых учет обязательств осуществляется на балансе уполномоченной эмитентом организации, не имеющей права осуществлять активные операции.
В зависимости от способа перевода денежной суммы: 1) системы "электронных денег" с возможностью непосредственного перевода денежной суммы от одного клиента к другому, при котором участие эмитента не обязательно; 2) системы "электронных денег", в которых перевод денежной суммы от одного клиента к другому осуществляется с участием эмитента.
В зависимости от валюты обязательства эмитента: 1) одно валютные системы "электронных денег" и 2) мультивалютные системы "электронных денег".
В зависимости от степени сохранения анонимности операции: 1) системы полной анонимности и 2) системы ограниченной анонимности, когда "лицо" клиента может быть установлено с использованием определенных технических процедур.
В зависимости от необходимости получения подтверждения эмитента на совершение операции:
1) системы, предполагающие возникновение кредитных обязательств клиента (CyberCash) и требующие подтверждения эмитента или уполномоченного им лица (процессингового центра и т. п.) и
2) системы, не предполагающие возникновения кредитных обязательств клиента (DigiCasli, Cyber-Coin, NetCasli и др.) и не требующие подтверждения эмитента.
Исходя из приведенной выше типологии, можно попытаться сформулировать определение "электронных денег". Данное определение может описывать две стороны "электронных денег": как (финансового продукта или как денежной стоимости, имеющей специфическую форму. Беря за основу первую, мы можем определить "электронные деньги" как предоплаченный финансовый продукт, вторая же сторона позволяет характеризовать "электронные деньги" как "денежную стоимость в валютных единицах, хранящуюся в электронной форме в электронном устройстве, находящемся по владении клиента". Определение "электронных денег" с точки зрения используемого для хранения денежной стоимости технического средства является слишком узким и привязывает функциональные характеристики "электронных денег" к технологическим, что не совсем оправданно.
Внедрение "электронных денег" с новой силой заставило звучать давний вопрос о допустимости денежной эмиссии не только государством. Предполагая, что "электронные деньги" являются скорее желательным фактором экономического развития, поскольку до настоящего времени ни один из центральных банков не сделал официальных заявлений о запрете или ограничении использования систем "электронных денег" в своей стране, могут быть сформулированы три альтернативных способа осуществления их эмиссии:
а) право эмиссии "электронных денег" может рассматриваться в качестве государственной монополии;
б) право эмиссии "электронных денег" может быть делегировано государством какому-либо частному финансовому институту. При этом возможны различные варианты построения взаимоотношении между данным институтом и государством (от осуществления общего банковского надзора за его деятельностью до участия в капитале), в том числе с последующим приданием "электронным деньгам" статуса законного платежного средства. В качестве примера можно привести английский опыт, когда в 1697 г. правительство Англии предоставило Банку Англии монопольное право на ведение правительственных расчетов, постановив, что отныне все платежи правительству должны производиться через данный банк, а к 1780 г. мелкие банки обратились к практике хранения своих средств в Банке Англии, который, таким образом, уже начал приобретать черты центрального банка. Весьма вероятно, что обстоятельства, способствовавшие приобретению центральным банком монополии на выпуск банкнот, могут возникнуть на определенном этапе в будущем и в отношении "электронных денег". Частный случай данного варианта - когда функции эмитента возлагаются на одно учреждение. Таков подход, например, компании Mondex, который допускает на территории одного государства создание только одного учреждения, несущего ответственность за эмиссию и погашение электронных денег", выраженных в одной национальной валюте (учреждение - инициатор).
При избрании рассматриваемого подхода в качестве основного важно разработать систему мониторинга, гарантирующую обязательное информирование центрального банка об общем объеме эмиссии "электронных денег" уполномоченными учреждениями. Например, в Канаде, где система Mondex внедряется такими же быстрыми темпами, как и в Англии, Банк Канады обязал организации, осуществляющие эмиссию, еженедельно отчитываться о количестве выпущенных в обращение "электронных денег".
в) право эмиссии "электронных денег" может без ограничений предоставляться кредитным учреждениям. В этом случае можно провести аналогию с режимом эмиссии банкнот согласно Закону о свободной банковской деятельности (Free-Banking Law), принятому в 1838 г. в штате Нью-Йорк. В соответствии с этим законом любому человеку либо ассоциации предоставлялись эмиссионные права при условии депонирования в офисе Контролера ценных бумаг определенного вида на сумму эмиссии.
Один из принципиальных вопросов, который должен быть решен, - допущение или недопущение эмиссии организациями, не являющимися банковскими. Страны - участницы так называемой "Труппы десяти" (G-10) не смогли прийти в свое время к окончательному решению по данному вопросу, центральные же банки стран Европейского союза в 1994 г. высказали мнение, что эмиссия должна быть прерогативой только кредитных организаций3, хотя делались некоторые исключения в отношении организаций, оказывающих платежные услуги только в своей стране, на которые распространяются требования относительно уровня ликвидности и надзор за операциями которых осуществляет учреждение, контролирующее операции кредитных учреждений.
Существует понимание того факта, что деятельность эмитента "электронных денег" в экономическом смысле сходна с приемом вкладов банками, в связи с чем эмитент должен действовать только с разрешения и под надзором компетентных инстанций, по всей видимости, тех же, которые регулируют деятельность банков. Во Франции монополия кредитных учреждений на эмиссию и управление платежными средствами была урегулирована банковским законом от 24 января 1984 г. В США Бюджетное управление Конгресса США заявило в своем отчете за июнь 1996 г., что выпуск "электронных денег" частными компаниями может негативно повлиять на способность Федеральной резервной системы контролировать денежную массу и управлять ею.
В случае допущения эмиссии "электронных денег" частными институтами в той или иной форме возникает дилемма - в качестве чего воспримет экономика эмитируемые обязательства: как потенциальный финансовый актив или как платежное средство. Если "электронные деньги" воспринимаются как объект для инвестиций, их оборачиваемость уменьшается и эмитент получает доход от использования денежных средств, внесенных клиентами.
Допущение частной эмиссии "электронных денег" ставит также вопросы об их влиянии на денежную массу. Можно говорить о двух теоретических взглядах.
1) Если считать, что денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству, то новые производные деньги только изменяют (модулируют) масштаб денежной массы, ее меру, единицу измерения, принципиально не изменяя ее общего объема.
2) Если же исключить из определения денежной массы частные платежные средства, то по мере вытеснения физической наличности "электронными деньгами" последние начинают эффективно контролировать часть денежной массы. Центральному банку в данном случае придется принять меры по пересмотру денежных агрегатов, включив в них "электронные деньги", эмитированные отечественными и зарубежными финансовыми институтами. Чтобы получить объективный ответ, необходимо провести анализ нескольких факторов.
Развитие систем "электронных денег" может оказать серьезное конкурентное влияние на существующие системы расчетов, как частные, так и системы, принадлежащие центральным банкам; как электронные, так и системы расчетов с использованием традиционных платежных инструментов. Осуществление валовых расчетов в режиме реального времени для мелких платежей в настоящее время невыгодно в связи с их высокой стоимостью. С широким внедрением "сетевых" систем мелкие платежи могут осуществляться на валовой основе, а сами системы будут составлять серьезную конкуренцию действующим оптовым системам. В странах с развитым чековым оборотом (в первую очередь, США) замещение налично-денежного оборота будет идти по пути использования электронных чеков. Результатом может быть создание систем расчетов электронными чеками в реальном времени, включая малые платежи минуя клиринговые палаты, что может привести к сокращению их численности или укрупнению.
В настоящее время осуществление расчетов является прерогативой банковских учреждений. Оформление электронных платежей происходит через платежные поручения (Приложение № 5).
Одной из тенденций, которая и сейчас проявляется все более отчетливо, является выход на рынок "электронных" финансовых услуг представителей нефинансового сектора. Это, в первую очередь, фирмы - разработчики программного обеспечения и коммуникационные фирмы. Так, если системы "электронных денег" интегрируются с телефонными компаниями, транспортными агентствами, сетями ведущих супермаркетов и магазинов, то очевидным следствием такой эволюции будет увеличение числа пользователей и создание замкнутых расчетных систем. Другой тенденцией является активное стремление банков к внедрению в сферы, традиционно для них ограниченные, такие, как торговля, посредством возможностей электронной коммерции.
Можно говорить о трех тенденциях развития систем "электронных денег": диверсификации, сегментации и консолидации. Различие и разнообразие продуктов, целевая ориентация и объединение инфраструктуры - это черты, которые видны в уже действующих электронных системах денежных расчетов и которые неизбежно проявятся в отношении систем "электронных денег".
Для потребителей системы "электронных денег" открываются возможности по дистанционному управлению своими денежными средствами путем внедрения в практику новых платежных инструментов. Ключевыми факторами, которые определят отношение потребителей к системам "электронных денег", будут достижение (или недостижение) ими таких показателей, как удобство, высокая скорость совершения операций, простота обращения, обеспечение контроля за платежами и их безопасность, анонимность, возможность передачи третьим лицам.
5. МЕЖБАНКОВСКИЙ КЛИРИНГ
Банк России, регулируя и контролируя платежную систему страны, не намерен монополизировать ее, считая, что в ней есть функции, выполнение которых коммерческими организациями может оказаться более выгодным и удобным для экономики. В частности, важную роль в развитии платежных отношений могут сыграть негосударственные расчетные и клиринговые организации, система прямых расчетов кредитных организаций через взаимные корреспондентские счета1.
Банк России намерен стимулировать и поддерживать развитие негосударственных расчетных и клиринговых систем, уделяя самое серьезное внимание регламентированию и надзору за этой деятельностью2.
Деятельность клиринговых палат будет осуществляться на основе их лицензирования Банком России. На первоначальном этане будут действовать две модели лицензии - для расчетов с предварительным депонированием средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении и без предварительного депонирования средств на счетах банков-участников в клиринговом учреждении (классическая модель).
Учитывая, что системы клиринга связаны, с одной стороны, с рисками ликвидности, а с другой - с техническими и информационными рисками, и совокупность этих рисков через эффект распространения в финансовой сфере может привести к системным рискам, в отношении этих систем будут устанавливаться более жесткие экономические нормативы для осуществления банковского надзора за их деятельностью.
Участие в клиринговых системах будет добровольным, и все кредитные организации будут иметь право в них участвовать в установленном Банком России порядке1.
В целях сокращения риска Банк России установит объективные критерии допуска каждой кредитной организации к участию в многостороннем клиринге.
Начата работа по использованию стандартов EDIFACT.
Предполагается стандартизация правил осуществления расчетов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, а также разработка единой банковской системы классификации и кодирования в соответствии с общегосударственными и международными классификаторами.
Работы по развитию стандартизованного профиля и системы сертификации, а также созданию новых стандартов проводятся совместно с Госстандартом России, Роскоминформом, ФАПСИ, Российской академией наук, ассоциациями российских коммерческих банков.
6. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ
Одним из важнейших направлений реформы платежной системы будет являться сокращение наличных денег в обращении. В целях увеличения доли безналичного оборота будет проводиться работа по созданию в России условий для внедрения расчетов пластиковыми картами.
Центральный банк будет осуществлять методологическое руководство и регулирование системы расчетов посредством пластиковых карт (Приложение № 6). Будут разработаны общие нормы использования пластиковых карт, регламентирующие различные стороны отношений участвующих в расчетах сторон с тем, чтобы обезопасить пользователей.
Важным аспектом расширения сферы применения пластиковых карт является разработка стандартов на пластиковые карты и оборудование, обеспечивающих унификацию носителей, способы защиты на них информации, а также гарантирующих необходимый уровень безопасности при выполнении операций с пластиковыми картами.
В настоящее время Инвестбанк занимается развитием электронной платежной системы с использованием смарт-карт "Золотая Корона".
По состоянию на 31.12.98 Инвестбанком эмитировано около 3 500 карточек "Золотая Корона". Карточка принимается к оплате в торговых и сервисных точках Калининграда, а снять наличные деньги с карточки можно во всех офисах Инвестбанка, в том числе иногородних. Для того, чтобы владельцы карточек имели круглосуточный доступ к личным карт-счетам, Банк приобрел и установил в Калининграде первые электронные банковские автоматы. С помощью банкоматов можно не только получить нужную сумму в любое время суток, но и перевести деньги со счета на карточку (т.е. "пополнить" карточку), проверить состояние карт-счета.
В ближайшее время планируется возобновить обслуживание держателей пластиковых карт VISA и EuroCard/MasterCard.
Банк "Санкт-Петербург", принципиальный член международной платежной системы VISA, открывает карточные счета в рублях или долларах США и выдаёт международные банковские карты VISA следующих типов:
VISA ELECTRON - для физических лиц;
VISA CLASSIC - для физических и юридических лиц;
VISA GOLD - для физических и юридических лиц;
VISA BUSINESS - для юридических лиц.
Картами VISA Вы можете воспользоваться повсюду, где увидите хорошо знакомый логотип VISA. Более 12 миллионов торговых точек, 460 тысяч банкоматов и 390 тысяч касс банков в 247 странах мира гарантируют Вам современный уровень сервиса.
Держатель индивидуальной карты VISA по своему усмотрению может оформить несколько дополнительных карт для членов своей семьи.
При открытии карточного счёта клиент сам выбирает валюту счёта - рубли или доллары, для любого типа карт, в зависимости от своих предпочтений и планируемого места использования карты. Международная карта может использоваться за рубежом и в России вне зависимости от валюты счёта (рубли или доллары). Средства на карточном счёте не подлежат декларированию при пересечении государственной границы.
Держатель может воспользоваться денежными средствами уже на следующий банковский день после их внесения на свой счёт. При оплате товаров и услуг или получении наличных в национальной валюте страны пребывания конвертация в расчётную валюту системы VISA происходит по курсу и правилам, установленным системой VISA. Конвертация в валюту счёта производится по курсу ЦБ РФ на день списания средств со счёта клиента.
Каждая из предлагаемых карт - от самой демократичной VISA ELECTRON до элитной VISA GOLD - ориентирована на определённый слой Держателей.
Принципиальным преимуществом для клиентов - Держателей банковских карт VISA, эмитируемых Банком "Санкт-Петербург", является то, что Банк имеет собственный Процессинговый центр в Санкт-Петербурге, что делает обслуживание карт более оперативным и комфортным для Держателей.
VISA ELECTRON - самая доступная и демократичная международная банковская карта для частных лиц. Открыв карточный счёт в рублях или в USD, Вы можете пользоваться этой картой для: получения наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных денег, имеющих специальные терминалы оплаты товаров и услуг в предприятиях торговли и сервиса, принимающих карты VISA ELECTRON. В России карта VISA ELECTRON часто используется в качестве "зарплатной карты", т.е. на карточный счёт, прикрёпленный к данной карте, зачисляется заработная плата Держателя.
VISA CLASSIC - классическая карта системы VISA. Эта карта позволит расплачиваться не только через электронные, как карта VISA ELECTRON, но и через механические устройства, что более чем в три раза увеличит сеть приёма Вашей карты. VISA CLASSIC обеспечивает Держателям право на дополнительные услуги: резервирование мест в отеле, оплата по карте аренды автомобиля, срочная замена карты и т.д.
Вы можете приобрести карту для расчетов только на территории России (Visa Classic Domestic). Такая карта стоит дешевле.
VISA GOLD - карта предназначена для клиентов с высоким уровнем доходов, часто бывающих за границей, предъявляющих повышенные требования к качеству услуг и согласных за это платить. В число обязательных видов сервиса, предоставляемых Держателям карты VISA GOLD, входят возможность бесплатного получения медицинских и юридических справок в стране пребывания, услуги по переводу (при посредничестве компании SOS), экстренное обслуживание в случае утери карты (при посредничестве службы всемирной поддержки Держателей ) и т. д.
VISA BUSINESS - карта предназначена для выдачи уполномоченным сотрудникам Организации.
Использование карты сделает более удобным контроль и учёт подотчётных сумм в Организации, избавит от необходимости конвертировать рублёвые средства при оплате корпоративных расходов за рубежом (в соответствии с валютным законодательством). Карта даёт право на получение денежных компенсаций за различные причиненные неудобства при зарубежных поездках (например, за задержку рейса). Держателю карты VISA BUSINESS во время пребывания за границей предоставляется широкий спектр бесплатных услуг.
7. ВСТУПЛЕНИЕ БАНКА РОССИИ В БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях1.
Банк России выдает разрешения на создание банков с участием иностранного капитала и филиалов иностранных банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральными законами.
Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов предполагает создание и использование целостных систем стандартизации и сертификации банковских технологий. В настоящее время разработаны концепции таких систем, которые являются основой для создания полной взаимосогласованной совокупности стандартов в данной сфере, так называемого стандартизованного профиля, а также для выработки методик сертификационных испытаний и аккредитации испытательных лабораторий и сертификационных центров.
Создаваемый стандартизованный профиль будет гармонизирован с международными стандартами в банковской сфере. Банк России будет активно способствовать принятию национальных стандартов, совместимых с международными. В настоящее время частично разработаны фрагменты стандартизованного профиля, регламентирующие функциональные части банковских автоматизированных систем, интерфейсы пользователей, технические средства, средства и методы защиты информации, средства и методы проектирования, программные средства, форматы электронных банковских сообщений. Разработана и утверждена в установленном порядке совокупность SWIFT-ориентированных форматов электронных сообщений. Начата работа по использованию стандартов EDIFACT.
Предполагается стандартизация правил осуществления расчетов, правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы, а также разработка единой банковской системы классификации и кодирования в соответствии с общегосударственными и международными классификаторами.
Работы по развитию стандартизованного профиля и системы сертификации, а также созданию новых стандартов проводятся совместно с Госстандартом России, Роскоминформом, ФАПСИ, Российской академией наук, ассоциациями российских коммерческих банков1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время Банк России считает необходимым наметить основные среднесрочные пути дальнейшего совершенствования платежной системы. Целью этого является создание к началу следующего столетия современной автоматизированной системы расчетов, работающей преимущественно в режиме реального времени. Для достижения этой цели Банк России намерен предпринять решительные действия в области нормативно-правового регулирования платежей и расчетов, усиления надзора за деятельностью и рисками кредитных учреждений в этой сфере, создания современной телекоммуникационной и информатизационной среды.
Модернизация платежной системы России приведет к существенному ускорению оборачиваемости денежных средств, расширению временных рамок работы платежной системы до 16 - 20 часов. При этом платежная система будет проектироваться таким образом, чтобы обеспечить необходимую гибкость, позволяющую иметь "расчетные окна", совпадающие по времени с функционированием различных сегментов финансового рынка, что позволит российским потребителям банковских услуг эффективно использовать свои денежные средства не только в расчетах внутри страны, но и в международных платежных системах.
Банк России не намерен монополизировать систему расчетов в России, будучи уверенным в том, что в рыночной экономике есть место для негосударственных расчетных и клиринговых палат, в первую очередь для организации расчетов на финансовых и товарных рынках и осуществления расчетов с большими встречными обязательствами кредитных учреждений внутри замкнутой группы участников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский Кодекс Российской Федерации.
Письмо Банка России от 09.07.92 № 14 "О введении в действие Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями.
Положение о порядке проведения платежей и расчетов по клирингу без предварительными депонирования средств на счетах банков-участников и клиринговом учреждении Банка России от 07.05.94.
Постановление Правительства РФ от 17.11.94.
Федеральный закон от 26.04.95 № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с изменениями и дополнениями.
Письмо Банка России от 01.09.95 № 187.
Федеральный закон от 03.02.96 № 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности" с изменениями и дополнениями.
Положение Банка России от 01.03.96 № 244 "О порядке проведения операции по списанию с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организации" с изменениями и дополнениями.
Письмо Банка России от 15.03.96 № 255 "Об организации межбанковских расчетов на территории Российской Федерации".
Приказ Банка России от 7 октября 1996 г. № 02-373 "Об утверждении Типового положения о Расчетно-кассовом центре Банка России".
Положение Банка России от 25.11.97 № 5-П "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Российской Федерации".
Указание ЦБР от 3 декабря 1997 г. № 31 - У " О введении новых форматов расчетных документов" ( с изменениями от 22 февраля 1999 г.).
Положение Банка России от 08.12.97 № 7-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России ".
Банковская система России. Настольная книга банкира. Кн. II. - М.: ДеКА, 1995.
Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М., Финансы и статистика, 1998.
Березина М.П. Безналичные расчеты в экономике России. - М.: Консалтбанкир, 1997.
Березина М.П., Крупнов Ю.С. Межбанковские расчеты. -М.: Финстатинформ, 1994.
Клиринг и межбанковские финансовые инструменты. - М.: Дело, 1994.
Магометов М.А. Общая расчетно-платежная система для стран с ограниченно конвертируемыми валютами //Деньги и кредит, 1996 - № 6.
Общая теория денег и кредита / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М., 1995.
Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. П.Ф. Жукова. - М.: Банки и биржи: Юнити, 1995.
Поляков В.П., Московкина Л.A. Основы денежного обращения и кредита: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1995.
Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение № 1.
Приказ ЦБР от 7 октября 1996 г. N 02-373
"О Типовом положении о расчетно-кассовом центре Банка России"
В связи с утверждением Советом директоров Банка России Типового положения о расчетно-кассовом центре Банка России (протокол от 6.09.96 N 45) приказываю:
1. Административному департаменту ЦБ РФ в срок до 15 октября 1996 г. довести до территориальных учреждений Банка России Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России.
2. Руководителям территориальных учреждений Банка России в срок до 15 ноября 1996 г. привести Положение о расчетно-кассовом центре на территории региона в соответствие с Типовым положением о расчетно-кассовом центре Банка России.
3. Признать утратившим силу Временное типовое положение о расчетно-кассовом центре территориального Главного управления Центрального банка РСФСР (Банка России), утвержденное Советом директоров Банка России 26 апреля 1991 года (протокол N 18) и дополнение к нему от 16 мая 1991 г. N 10-1/80.
4. Типовое положение о расчетно-кассовом центре Банка России вступает в силу с 15 ноября 1996 года.
Исполняющий обязанности
Председателя Центрального банка
Российской Федерации С.В.Алексашенко Приложение № 2.
Письмо ЦБР от 9 июля 1992 г. N 14
"О введении в действие Положения о безналичных расчетах
в Российской Федерации"
(с изменениями от 19 мая 1993 г., 26 декабря 1997 г.)
Направляем для руководства в работе Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, разработанное Центральным банком России в соответствии с Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации и правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 года N 2837-1 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние".
Положение вводится в действие с 1 июля 1992 года. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации отменена календарная очередность платежей и предоставлено право предприятиям, организациям и учреждениям по своему усмотрению определять очередность платежей с их счетов с учетом действующих законов Российской Федерации.
С банков снята ответственность за начисление и взыскание пени. Устанавливается, что при несвоевременной оплате поставленной продукции покупатель (плательщик) уплачивает пеню в порядке, предусмотренном в договоре между поставщиком (получателем) и покупателем (плательщиком).
Положение предусматривает отмену расчетов платежными требованиями.
Вместе с тем, учитывая традиционно сложившиеся отношения поставщиков и покупателей, банки, в соответствии с заключенными договорами, вправе принимать платежные требования, в том числе и с помещением их в картотеку, однако без учета по внебалансовому счету.
Положение предлагает банкам принимать платежные поручения плательщиков на перечисление средств только при наличии денег на их счетах.
Положение вносит изменения в порядок расчетов платежными требованиями-поручениями. С целью защиты интересов поставщика предусматривается зависимость вручения плательщику отгрузочных документов по поставленным грузам от своевременной их оплаты.
Временно, до 1 октября 1992 года, сохраняется порядок приема, учета и хранения платежных требований и инкассовых поручений на списание средств со счетов предприятий, организаций и учреждений без их согласия в случаях, предусмотренных законодательством.
Центральный банк России просит довести Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации до всех коммерческих (кооперативных) банков, хозяйств региона и провести соответствующую разъяснительную работу.
С 1 июля 1992 года утрачивают силу Правила безналичных расчетов в народном хозяйстве от 30 сентября 1987 года N 2, письма Госбанка СССР от 26 августа 1988 года NN 149, 150, от 9 января 1989 года N 176, от 12 декабря 1989 года N 252, от 27 марта 1990 года N 278, от 28 сентября 1990 года N 325.
Телеграммой ЦБР от 2 октября 1992 года N 218-92 установлено, что впредь до особых указаний сохраняет свою силу порядок приема, учета и хранения платежных требований и инкассовых поручений на списание средств со счетов предприятий, организаций и учреждений без их согласия в случаях, предусмотренных законодательством.
Нормы правил N 2 и указанных писем в части, относящейся к безакцептному и бесспорному взысканию средств со счетов предприятий, организаций и учреждений (пп.25,26,279-292,305) с учетом настоящего письма, сохраняют силу до 1 октября 1992 года.
Л.М.Алякина
Приложение № 3

Приложение № 4
Приложение № 5

Приложение № 6
ОБРАЗЦЫ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ


РЕЦЕНЗИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

1 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.) 1 Федеральный закон от 26 04 95 № 65-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" с изменениями и дополнениями. 1 Банковское дело / Под ред. О. И. Лаврушина. М., Финансы и статистика, 1998. 1 Положение Банка России от 01.03.96 № 244 "О порядке проведения операции по списанию с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организации" с изменениями и дополнениями. 1 Положение Банка России от 08.12.97 № 7-П "О порядке расчета и взимания платы за расчетные услуги Банка России ". 1 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.) 2 Стратегия развития платежной системы России. Утв. Советом директоров Банка России протокол № 15 от 01.04.96 / Деньги и кредит 1996 - № 6. 1 Магометов М.А. Общая расчетно-платежная система для стран с ограниченно конвертируемыми валютами / Деньги и кредит, 1996 - № 6. 1 Стратегия развития платежной системы России. Утв. Советом директоров Банка России протокол № 15 от 01.04.96 / Деньги и кредит 1996 - № 6. 1 Стратегия развития платежной системы России. Утв. Советом директоров Банка России протокол № 15 от 01.04.96 / Деньги и кредит 1996 - № 6. 1 Шамраев А.В. Денежная составляющая платежной системы: правовой и экономические подходы / Деньги и кредит, 1999 - № 7. 1 Общая теория денег и кредита / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. - М., 1995. 1 Стратегия развития платежной системы России. Утв. Советом директоров Банка России протокол № 15 от 01.04.96 / Деньги и кредит 1996 - № 6. 2 Клиринг и межбанковские финансовые инструменты. - М.: Дело, 1994. 1 Положение о порядке проведения платежей и расчетов по клирингу без предварительными депонирования средств на счетах банков-участников и клиринговом учреждении Банка России от 07.05.94. 1 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря 1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г., 4 марта, 31 июля 1998 г., 8 июля 1999 г.) 1 Стратегия развития платежной системы России. Утв. Советом директоров Банка России протокол № 15 от 01.04.96 / Деньги и кредит 1996 - № 6. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Япония
 Договор дарения
Ваши отзывы
tl7hig
Hello World! https://racetrack.top/go/hezwgobsmq5dinbw?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b&

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.