Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Защита прав потребителей при совершении сделок и выполнении обязательств с автотранспортом
 Понятие и виды переводов на другую работу
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Культурология

контрольная работа

Русская культура XIX века



1.
План:
лист
1. КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. 3
НАУКА 4
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 6
2. КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ
(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА) 11
НАУКА 11
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 14
Список литературы 19
1. КУЛЬТУРА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX в. огромное влияние оказали два события в истории страны - Отечественная война 1812 г. и движение декабристов.
Эпоха 1812 г.- важный этап в развитии национального самосознания. Общая идейная атмосфера предвоенных лет и периода Отечественной войны вызвала небывалый патриотический подъем в стране. Успешное завершение войны воспринималось современниками как национальная победа, предотвратившая иноземное порабощение.
Передовые люди России стали осознавать это время как важный этап в жизни народа и страны. Первыми среди них были декабристы. "Война 1812 г.,-писал И. Д. Якушкин, - пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в политическом его существовании". В. Г. Белинский писал о 1812 г. как о эпохе, с которой "начиналась новая жизнь для России", подчеркивая, что дело не только "во внешнем величии и блеске", но прежде всего во внутреннем развитии в обществе "гражданственности и образования", которые были "результатом этой эпохи".
Важнейшим событием общественно-политической жизни России было восстание 14 декабря 1825 г. Декабристы, их идеи, борьба, даже поражение и смерть оказали большое влияние на умственную и культурную жизнь русского общества. Они "...пробудили душу у нового поколения", открыли "новую фазу нашего политического развития" (А. И. Герцен). Первое революционное выступление против самодержавия потерпело поражение, но оно разбудило умы передовых людей России, заставило сильнее биться пульс общественной жизни.
В социально-экономической жизни страны во второй четверти XIX в. все более определенно обозначались процессы, свидетельствовавшие не только о разложении, но и о кризисе феодально-крепостнической системы, дальнейшем развитии капиталистического уклада. Шел процесс углубления социальной дифференциации, формирования новых общественных сил.
Массовое применение техники, связанное с промышленным переворотом, т. е. переходом мануфактуры в фабрику, было качественно новым моментом в развитии производительных сил в последние предреформенные десятилетия. Ручная прялка заменялась механическим веретеном, набойная доска - пирротиной и цилиндро-печатной машиной, ручной ткацкий стан вытеснялся (правда, медленно) механическим станком, пудлингование шло на смену кричному способу производства чугуна, паровая машина - конному приводу. К этому времени относится зарождение отечественного машиностроения. Основная масса машиностроительных заводов дореформенного времени возникла в 30-50-е годы. Здесь изготовлялись паровые двигатели, рабочие машины и механизмы, главным образом для текстильных предприятий. В 1831 г. в России возникло первое механическое заведение для производства сельскохозяйственных машин.
Паровые двигатели стали использоваться на транспорте. В 1815 г. на Неве появился первый пароход, а с конца 30-х годов началось железнодорожное строительство. Открытое в 1851 г. железнодорожное сообщение между Москвой и Петербургом имело большое значение в развитии внутренних экономических связей.
Но все же в первой половине XIX в. основным видом транспорта оставался гужевой и водный, а главными путями сообщения - шоссейные, а часто просто проселочные, немощеные дороги и реки. Железнодорожных путей к 1861 г. в России насчитывалось всего около 1,5 тыс. верст, что для огромных пространств страны было очень незначительно.
В 40-50-е годы возросло практическое применение научных достижений. Современники отмечали, что на данных механики и химии "основаны все фабричные производства и без познания в оных фабрики никак не могут производить". В химии развивалось прикладное направление, связанное с обработкой марены, изготовлением новых красителей, производством хлорной извести, серной кислоты. Практическое значение имело открытие в 1842 г. профессором Казанского университета Н. Н. Зининым анилина, искусственного красителя для текстильного производства.
Все эти новые явления в состоянии производительных сил были определенным показателем роста уровня культуры материального производства, причем развитие производительных сил в последние предреформенные десятилетия происходило в сфере капиталистического производства. По существу, возможность их прогресса на феодальной основе уже исключалась.
Политика самодержавия в отношении культуры тормозила прогрессивные общественно-культурные начинания. В этом проявилась неспособность абсолютизма в условиях кризиса феодально-крепостнической системы отражать общенациональные интересы. "...Власть только о том думает, как бы замедлить умственное движение",-писал Герцен о времени Николая I. Как бы в подтверждение этих слов министр народного просвещения С. С. Уваров заявил в начале 30-х годов о необходимости "умножать, где только можно, число умственных плотин".
Уже в последнее десятилетие царствования Александра I эти идеи начали определять политику правительства в области просвещения. В школьном образовании усилилось влияние церкви и религии, в обществе распространились различные формы религиозной пропаганды, мистицизм. Вместе с тем по распоряжению правительства в 1822 г. закрылись все масонские ложи. В 1817 г. было создано Министерство духовных дел и народного просвещения во главе с А. Н. Голицыным - председателем Российского библейского общества (существовало до 1824 г.). Отсутствие богословия в учебном плане Московского университета отличало его в XVIII в. от других европейских университетов. Но в 1819 г. во всех российских университетах учреждались кафедры "богопознания и христианского учения" и вводился курс богословия. В начальных школах по предложению московского митрополита Филарета было запрещено изучение книги "О должностях человека и гражданина", из курса уездных училищ исключены начала естественной истории и технологии, сократились курсы географии и истории. "Науки, изощряющие ум, не составляют без веры и без нравственности благоденствия народного, обучать грамоте весь народ принесло бы более вреда, чем пользы, науки полезны только тогда, когда как соль употребляются в меру, смотря по состоянию (т. е. сословию) людей", - писал в докладе царю в 1824 г. А. С. Шишков, бывший тогда министром народного просвещения. В этих словах был сформулирован принцип сословности образования, ставший главным в политике правительства Николая I по отношению к школе.
Наступление политической реакции после подавления движения декабристов ознаменовалось резким усилением цензурных ограничений и запретов. Цензура становилась одним из основных средств борьбы с распространением в обществе прогрессивных идей. Изданный в 1826 г. цензурный устав получил у современников название "чугунного". Цензор мог по своему усмотрению сокращать текст, заменять слова и выражения.
С этого времени вплоть до конца николаевского царствования продолжалось и усиливалось открытое гонение на передовую литературу и журналистику, а годы, последовавшие за революционными событиями 1848 г. в Западной Европе, получили печально известное название "эпохи цензурного террора". Все печатное дело было поставлено, помимо основной цензуры, под контроль секретного комитета по делам печати под предводительством Д. П. Бутурлина. Запрещалось к изданию все, что в малейшей степени, по мнению членов комитета, могло повредить существовавшим в России порядкам, "ослабить должное к власти почтение". В цензурных циркулярах 50-х годов указывалось, что "в книгах для простого народа" нельзя допускать критики правительства, церкви, описывать "бедствия крепостного крестьянства", следовало "избегать говорить о народной воле, о требованиях к нуждам рабочих классов".
НАУКА
Общие социально-экономические процессы предреформенного времени, связанные с генезисом капитализма, оказывали благоприятное влияние на научную жизнь. Рост торгового земледелия и освоение новых земель на юге и юго-востоке страны способствовали успехам в агрономии и почвоведении. Расширение внешних экономических связей обусловило развитие географических исследований. В результате экспедиций русских путешественников были сделаны важнейшие географические открытия. В 1819-1821 гг. в ходе научной экспедиции М. П. Лазарева и Ф. Ф. Беллинсгаузена была открыта Антарктида. Русские ученые исследовали острова Тихого, Ледовитого океанов, Аляску, нижнее течение Амура. В 1845 г. было создано Русское географическое общество, одно из старейших географических обществ мира. Оно внесло крупный вклад в изучение географии России и других стран. В наиболее широких масштабах его деятельность развернулась во второй половине XIX в.
Настоящий переворот в научных представлениях о природе пространства совершил профессор Казанского университета Н. И. Лобачевский (1792-1856), открыв новую геометрическую систему, получившую название неевклидовой геометрии (1826). Однако лишь после смерти ученого его научные идеи получили всемирное признание. Неевклидова геометрия Лобачевского создавала предпосылки для обоснования математических концепций современной физики.
Развитию технической мысли способствовал рост промышленности. В области электротехники физик, академик Петербургской Академии наук (1809) В. В. Петров (1761-1834), демонстрировавший в 1802 г. явление вольтовой дуги, выдвинул идею о практическом применении электрической дуги для сварки и плавления металлов. П. Л. Шиллинг (1786-1837) сконструировал и осуществил в 1832 г. в Петербурге первую линию электромагнитного телеграфа. Б. С. Якоби (1801 - 1874) успешно работал в области создания электродвигателя и основ гальванотехники. Практический опыт, накопленный русской металлургией, послужил основой для появления в этой области крупных специалистов. Выдающимся металлургом был П. П. Аносов (1799-1851). Сделанные им открытия положили начало металлургии высококачественной литой стали. Он раскрыл утерянный в средние века секрет изготовления булатной стали.
В 30-х годах на Нижнетагильском металлургическом заводе крепостными механиками Е. А. и М. Е. Черепановыми была построена паровая железная дорога. Быстрое развитие текстильной, в первую очередь хлопчатобумажной, промышленности содействовало успехам в химии. С именами профессоров Казанского университета Н. Н. Зинина (1812-1880), А. М. Бутлерова (1828-1886) связано создание химической школы, давшей науке много талантливых исследователей.
Русская наука первой половины XIX в. имела значительные успехи в развитии медицины, в частности в хирургии. Н. И. Пирогов (1810-1881), профессор Медико-хирургической академии, стал основоположником военно-полевой хирургии, анатомо-экспериментального направления в этой области медицины. В период Крымской войны он впервые применил наркоз при операции на поле боя, неподвижную гипсовую повязку. Атлас Н. И. Пирогова "Топографическая анатомия" (т. 1-4, 1851-1854) получил мировую известность.
Смелые открытия и научные исследования передовых ученых укрепляли и развивали материалистическую традицию в русской науке.
Общественные науки в первой половине XIX в., несмотря на зависимость от официальной идеологии и политики, отразили в своем развитии остроту социально-экономических и политических противоречий предреформенного времени. Это нашло выражение в усилении социальной направленности философской мысли, в обращении экономической науки к конкретному исследованию буржуазных процессов в России. Интерес к отечественной истории, усиливавшийся в это время, был закономерным явлением национального самосознания. "Никогда изучение русской истории не имело такого серьезного характера, какой приняло оно в последнее время,-писал В. Г. Белинский.-Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".
Событием не только в исторической науке, но и в общественно-культурной жизни России в целом стали первые восемь томов "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина, вышедших в свет в 1818 г. Карамзин (1766-1826) был первым историком, которого читала публика, а не только узкий круг специалистов. Герцен впоследствии писал, что эта книга "весьма содействовала обращению умов к изучению отечества". В первой половине XIX в. зарождается буржуазное направление в русской историографии, связанное с именами профессоров Московского университета С. М. Соловьева (1820-1879) и Т. Н. Грановского (1813-1855).
С 1832 г. в Академии наук присуждались Демидовские премии за научные изобретения, фундаментальные работы в различных областях знаний. Это было значительной материальной поддержкой и моральным вознаграждением нелегкого труда ученых. Фонд этой премии, существовавшей до 1865 г., был учрежден одним из крупнейших русских промышленников П. Н. Демидовым.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Для художественной культуры первой половины XIX в. были характерны быстрая смена идейно-художественных направлений по сравнению с предшествующим временем, одновременное сосуществование разных художественных стилей.
В художественном сознании первых десятилетий XIX в. происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма, когда мотивами действий героя были прежде всего гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.
Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX в. - романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812г. и формирующейся дворянской революционности. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности.
Внимание к отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Отечественная история была предметом раздумий А. С. Пушкина, особенно в последний период его творчества ("Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Медный всадник", "Арап Петра Великого", "История пугачевского бунта"). С осмыслением исторического прошлого России связаны споры вокруг "Философического письма" П. Я. Чаадаева. Пушкин был одним из тех, кто не принял нигилистическую оценку Чаадаева отечественной истории.
В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В. А. Жуковского (1783-1852). Его баллады, исполненные гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской поэзии "душу и сердце", составили "целый период нравственного развития нашего общества", как писал В. Г. Белинский. Развитие лирики от элегически мечтательной до глубоко гражданской, проникнутой чувством борьбы "за угнетенную свободу человека", было характерной чертой романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении. Романтизм обогатил русскую поэзию новыми темами, настроениями, высокими идеалами свободы и борьбы за духовное освобождение личности.
В русле романтического движения закладывались основы русского исторического романа (А. А. Бестужев-Марлинский, М. Н. Загоскин), формировалось понимание национальной самобытности и народности литературы.
Поэты-романтики много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских и античных писателей. В. А. Жуковский был талантливым переводчиком произведений Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем "Илиаду" в переводе Н. И. Гнедича.
Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы,-это проблема народности художественных произведений. Поиск сущности народности первоначально связывался с растущим интересом к отечественной истории. По мнению Н. М. Карамзина, ключ к пониманию самобытности русской литературы надо искать в истории, что и определило широкое развитие исторического жанра в искусстве романтизма. Народность в этот период отождествлялась с национальной самобытностью, т. е. с особенностями уклада народной жизни, быта, костюма и т. д.
Рост национального самосознания, идейное размежевание в культуре находили выражение в более глубоком осмыслении понятия "народность": теперь сию все больше определялось идейной позицией писателя. Если официальная народность исходила из "беспредельной преданности и повиновения самодержавию", то в понимании передовых деятелей культуры народность означала "верность изображения картин русской жизни".
Развивая и углубляя понятие народности литературы, классики русской критики в качестве необходимого ее условия считали соответствие изображаемого писателем в своих произведениях жизненной правде. В. Г. Белинский впервые объяснил смысл народности как классового понятия. По его мнению, истинно народное произведение то, которое отвечает объективным интересам народа. Отражая реальную, тяжелую жизнь простых людей, художественное произведение должно призывать к борьбе за изменение такой жизни. Этот тезис стал одним из главных положений революционно-демократической эстетики.
В последние предреформенныс десятилетия развитие художественной культуры характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это движение особенно связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной литературы Е! культуры в целом роль А. С. Пушкина (1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет".
Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской истории, в период становления дворянской революционности. (Первое стихотворение Пушкина "К другу стихотворцу" было напечатано в 1814 г.) Его творчество - закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем, стоявших перед Россией со времени Петра I до декабристов. С Пушкина началось последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе как художественного направления. "Евгений Онегин" Пушкина был первым русским реалистическим романом, "в высшей степени народным произведением" (В. Г. Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833 г.
Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова (1814-1841), отразившее трудное время - погибшие надежды и наступившее после событий 14 декабря 1825 г. разочарование. Неприятие поэтом окружающей действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман "Герой нашего времени" (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма.
Обличительные тенденции, присущие критическому реализму, получили развитие в творчестве Н. В. Гоголя (1809-1852). "Мертвые души" (1-й том вышел в 1842 г.) - одно из ярких реалистических изображений крепостнической действительности. В. Г. Белинский оценил его как "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни".
Усилению у читателя интереса к реалистическим, остро социальным произведениям во многом способствовала "натуральная школа". Этим понятием обозначается существовавший в 40-50-х годах вид русского критического реализма, преемственно связанный с творчеством Н. В. Гоголя и развивавший его художественные принципы. К натуральной школе относились ранние произведения И. А. Гончарова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского и др. Одним из открытий писателей "натуральной школы" был "маленький человек" с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального внимания русской литературы становилась судьба крепостного крестьянина (повести Д. В. Григоровича, очерки из крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов "Записки охотника" И. С. Тургенева). Новый, невиданный ранее мир русского купечества открыл читателю и зрителю А. Н. Островский.
Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в духовной жизни русского общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально действенный характер, влияние "на понятия и нравы общества" отмечали многие современники. "Наше образование, - писал Белинский, - есть непосредственное действие нашей литературы".
Усложнение общественной жизни определило ведущий характер литературы. Конкретное, гибкое слово могло лучше всего выразить дух эпохи. Многозначность как одно из его качеств позволяло писателю точно воссоздавать образы и картины реальной действительности, показывать сложность внутреннего мира человека. Обличительность и антикрепостнический настрой становятся характерными чертами русской литературы.
В первой половине XIX в. активизируется собирательская и исследовательская деятельность в области русского фольклора. Много занимались этим славянофилы. Собрание народных песен П. В. Киреевского, составившее 11 томов, является наиболее полным сводом русского фольклора.
Состояние театрально-сценического искусства было показателем "общественного просвещения и духа времени" (В. Г. Белинский). Несмотря на монополию императорских театров, начало которой было положено в 1803 г., драматическую цензуру, влиявшую на репертуарную политику, театр играл все более заметную роль в общественно-культурной и идейной жизни страны.
Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра на драматическую и оперно-балетную. Драматические спектакли были перенесены в здание, построенное архитектором О. И. Бове и получившее название Малого театра. Большой театр с 1825 г. предназначался только для оперных и балетных спектаклей. В Петербурге имелось несколько театров, наиболее известный из них - Александрийский (архитектор К. И. Росси), открытый в 1832 г. исторической драмой М. В. Крюковского "Князь Пожарский". В отличие от московского Малого театра, где были сильны демократические традиции в репертуаре, театр северной столицы Российской империи носил официально-парадный характер. Театры существовали также во многих провинциальных городах.
Развитие театрально-сценического искусства подчинялось общим художественным закономерностям. Расцвет романтизма на сцене связан с творчеством замечательного русского актера П. С. Мочалова (1800-1848), прославившегося игрой в пьесах Шиллера и Шекспира. Вершиной его творчества стала роль Гамлета. Успех Мочалова в этой роли объяснялся современным прочтением пьесы. Герой Мочалова воспринимался зрителями как русский Гамлет 30-40-х годов XIX в.
Драматургия А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, особенно А. Н. Островского способствовала утверждению реалистической драмы в театральном репертуаре.
Реформатором актерского искусства, основоположником реализма на русской сцене был великий актер М. С. Щепкин (1788-1863). "Он создал правду на русской сцене, - писал о нем Герцен, - он первый стал не театрален на театре". Метод игры Щепкина явился основой сценической школы реалистического актерского искусства в течение многих последующих десятилетий.
Театр первой половины XIX в. воспитал плеяду замечательных русских актеров, которыми и доныне по праву гордится русская сцена (Е. С. Семенова, В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, М. С. Щепкин, А. Е. Мартынов). В этот период начинается становление режиссуры, искусства оформления спектакля.
Музыка в первой половине XIX в., опираясь на лучшие традиции народности и демократизма, испытала на себе сильное воздействие эпохи 1812 г. Композиторы стали чаще обращаться к героико-патриотическим, национальным сюжетам (опера К. А. Кавоса "Иван Сусанин", 1815). Видным представителем романтизма в музыке был А. Н. Верстовский (1799-1862). В 1835 г. состоялась постановка наиболее известной его оперы "Аскольдова могила", созданной на либретто М. Н. Загоскина.
В обществе усилился интерес к камерным и публичным концертам. Внимание многих композиторов, писателей, художников, привлекали музыкальные вечера у А. А. Дельвига, В. Ф. Одоевского, в литературном салоне 3. А. Волконской. Огромным успехом пользовались летние концертные сезоны в Павловске, которые стали устраиваться с 1838 г., когда сюда была проведена железная дорога из Петербурга. Неоднократно в этих концертах выступал австрийский композитор и дирижер, знаменитый "король вальсов" И. Штраус.
В истории русского музыкального искусства особая роль принадлежит М. И. Глинке (1804-1857). С его именем связано возникновение музыкальной классики, национальной школы в русской музыке. Событием в музыкальной жизни России была постановка оперы Глинки "Жизнь за царя" (1836 г., другое название "Иван Сусанин"). Оперу довольно сухо встретила великосветская публика, "кучерская музыка" не вызвала ее симпатий. Но передовые люди России восторженно приветствовали спектакль. В числе поклонников оперы были Пушкин, Гоголь, Белинский, Одоевский, Хомяков.
Глинка - родоначальник основных жанров отечественной профессиональной музыки. Он "создал национальную русскую оперу, национальную инструментальную музыку... русский национальный романс",- писал о нем В. В. Стасов. Глинка - композитор, для которого высшими принципами искусства были высокая идейность и народность. "Создает музыку народ,-говорил он А. Н. Серову (композитор и музыкальный критик),-а мы, художники, только ее аранжируем". Творчество М. И. Глинки - важная страница в истории отечественной музыкальной культуры.
Для творчества А. С. Даргомыжского (1813-1869) наряду с принципами реализма и народности становится характерным большая социальная, драматическая напряженность, горячее сочувствие к маленькому человеку (опера "Русалка", 1856). Даргомыжский выступил новатором в музыке, привнеся в нее новые приемы и средства музыкальной выразительности. Так, композитор создал реалистически выразительный мелодичный речитатив (опера "Каменный гость"). Эта декламационная форма пения оказала значительное влияние на дальнейшее развитие не только русской классической, но и советской оперы.
Изобразительное искусство не представляло единства в идейно-художественном отношении.
Блестящих успехов достигла архитектура русского ампира. В первой трети XIX в. она продолжала традиции классицизма и была связана с именами А. Д. Захарова (1761-1811), одного из первых зачинателей русского ампира, А. Н. Воронихина (1759-1814),К. И. Росси (1775-1849). Для зодчих этого времени становится характерным синтез архитектуры и скульптуры.
В это время решаются большие градостроительные задачи, создаются монументальные ансамбли Петербурга, формируются площади северной столицы - Дворцовая, Сенатская, Стрелка Васильевского острова.
В Москве стиль русского ампира имел некоторую особенность: более мягкий, интимный характер, что свойственно зданиям и ансамблям, созданным О. И. Бове (1784-1834), Д. И. Жилярди (1785-1845).
В 30-е годы наметились признаки распада художественной системы классицизма. Архитектура все более приобретала функционально-утилитарный характер. Это находило выражение в строительстве доходных домов, которые постепенно стали вытеснять дворянские особняки.
По прямому указу Николая I был создан "русско-византийский" стиль, ставший воплощением в архитектуре идеи "православия, самодержавия, народности". Создателем его был К. А. Тон (1794-1881) - автор проектов Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца, Оружейной палаты.
Освобождение от идейно-эстетических установок классицизма в живописи было связано с растущим интересом к человеческой личности, к жизни простых людей. Новое понимание человека, его внутреннего мира получило наибольшее выражение в романтическом портрете. Одним из ярких представителей романтизма был замечательный портретист начала XIX в. О. А. Кипренский (1782-1836). Художник утверждает новый взгляд на человека как на внутренне независимую личность (портрет П. А. Оленина, 1813), подчеркивает романтические черты русской женщины (портрет Хвостовой, 1814). Кипренский создал прекрасный портрет А. С. Пушкина (1827).
Развитие романтизма, а затем и реализма в изобразительном искусстве означало серьезные перемены в академической живописи. В 30-50-е годы идейные каноны академизма, основанные на иерархической ценности жанров, все более устаревали. Сохранялся приоритет исторической живописи; бытовой жанр как полноправный еще не признавался. Идейно-художественные установки академизма вступали в противоречие с требованиями жизни и общественными задачами искусства.
Наиболее ярким представителем классицизма был К. П. Брюллов (1799-1852). Но он привнес в живопись русского классицизма новые романтические черты. Национальным своеобразием русского романтизма в исторической живописи был некоторый трагический налет. В картине Брюллова "Последний день Помпеи" впервые в качестве героя на широком историческом фоне представлен народ, хотя и в идеализированном виде. Брюллов - блестящий мастер парадных портретов ("Всадница", 1832). В портретах последнего периода своего творчества он достиг большого психологизма ("Автопортрет", 1848).
А. А. Иванов (1806-1858) - крупнейший художник XIX в., в творчестве которого было сильно философское, религиозно-нравственное начало. Художник верил в высокое предназначение просвещения, способного указать народу путь к усовершенствованию и социальному обновлению. Главным делом всей его жизни стало монументальное полотно "Явление Христа народу", над которым он работал около 20 лет (1837-1857). Художник стремился выразить веру в духовное возрождение человечества; каждый образ на картине по-своему индивидуален и неповторим.
Новые реалистические тенденции в живописи развивались наиболее плодотворно вне стен академического искусства. Рождение бытового жанра связано с творчеством А. Г. Венецианова (1780-1847). Его картины были открытием в русской живописи 20-х годов ("На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Захарка" и др.): художник изображал повседневную жизнь крестьян, показывал их человеческое достоинство и красоту труда. Венецианов создал свою школу в русской живописи, которая стала значительным явлением в художественной культуре 20-40-х годов и способствовала распространению бытового жанра. У Венецианова было много учеников, получивших специальное образование в училище, открытом им в имении Сафонково (Тверская губерния).
В первой половине XIX в. в г. Арзамасе возникла Арзамасская школа (1802-1862) - первая в России частная художественная школа, основанная А. В. Ступиным, способствовавшая развитию демократической жанровой живописи. Центром художественной жизни Москвы, идейно противостоявшим академизму, стало открытое в 1832 г. Училище живописи, ваяния и зодчества, сыгравшее важную роль в утверждении реализма в русском искусстве. Вначале в нем были только натурные, затем художественные классы. (В 1918 г. училище было реорганизовано во 2-е Свободные художественные мастерские, позднее реорганизованные в Московский художественный институт им. Сурикова и Московский архитектурный институт.)
Родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве был П. А. Федотов (1815-1852). Появление маленьких жанровых картин Федотова на академической выставке 1849 г. произвело настоящую сенсацию. Его творчество тесно связано с литературой и идейным движением 40-х годов XIX в. В частных на первый взгляд событиях художник выразил большие социальные проблемы. Впервые в русской жанровой живописи появились картины, где показывались конфликты, критиковались отдельные стороны общественной жизни ("Свежий кавалер", 1846;
"Сватовство майора", 1848). Драматизм, метафоричность, свойственная художественной манере Федотова, особенно проявились в его последней картине "Анкор, еще анкор!" (1851-1852). П. А. Федотов завершил эволюцию русской живописи первой половины XIX в. и наметил пути ее дальнейшего развития.
В первой половине XIX в. усиливаются связи русской культуры с культурой народов России. Предпосылкой этого явился процесс генезиса капитализма, который способствовал усилению экономических связей не только между внутренними регионами, но и между национальными окраинами, втягивал в "мировое товарное обращение" районы, стоявшие "...в стороне от мирового хозяйства и даже в стороне от истории...". Все это несомненно способствовало общению народов и в области культуры.
Особенностью России как многонационального государства было отсутствие границ, которые отделяли бы метрополию от окраин и обособляли отдельные национальные регионы. Хозяйственные и культурные контакты русского и других народов сказывались на протяжении длительного времени.
Передовая русская культура оказывала большое влияние на начавшийся процесс формирования национальной интеллигенции. В национальных районах открывались светские школы, представители различных национальностей обучались в российских университетах; этому процессу содействовали и личные контакты деятелей культуры. Культурное воздействие на население окраин нередко оказывали русские ссыльные революционеры.
Развивавшиеся взаимные культурные контакты способствовали созданию национальной письменности и языка у многих народов России. Однако становление светской письменности, распространение знаний нередко встречало отпор со стороны консервативной части мусульманского и христианского духовенства, происходило в борьбе против косности и невежества.
Вместе с русскими просветителями и революционными демократами интересы народа отстаивали замечательный украинский поэт-демократ Т. Г. Шевченко (1814-1861), основоположник новой украинской литературы и национального литературного языка, и армянский писатель и философ М. Л. Налбандян (1829- 1866), классики грузинской литературы Н. М. Бараташвили (1817-1845) и И. Г. Чавчавадзе (1837-1907), основатель азербайджанской драматургии, писатель, просветитель М. Ф. Ахундов (1812- 1878).
Отмечая огромную роль передовых деятелей русской культуры в идейно-художественном развитии и воспитании представителей национальной интеллигенции, следует иметь в виду взаимовлияние культур. Знакомство с культурой народов России обогащало и расширяло кругозор русских писателей, художников, композиторов, помогало им более глубоко осознавать общность социальных и политических проблем, стоявших перед всеми народами Российской империи.
2. КУЛЬТУРА ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)
НАУКА
Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали "необычайным успехам умственного движения" (К. А. Тимирязев).
Однако в реальной жизни было немало факторов, тормозивших научный прогресс. Русские ученые часто испытывали недостаток материальных средств, подчас полное равнодушие к результатам своей работы со стороны не только официальных лиц, но даже тех промышленных кругов, которые, казалось бы, в первую очередь должны были быть заинтересованы в использовании отечественных научных и технических достижений.
Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание. В середине 60-х годов "Современник" отмечал, что "во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической".
Серьезный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в. (Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.).
С деятельностью научных обществ связан созыв всероссийских съездов ученых-естествоиспытателей, врачей, археологов, юристов. Это была новая форма научной жизни, обусловленная развитием науки, все более настоятельной необходимостью коллективного обсуждения научных проблем. Съезды способствовали обмену опытом, популяризации науки, распространению практики. В России проводились и международные съезды ученых, русские ученые избирались почетными членами европейских академий и научных обществ.
Во второй половине XIX в. отечественная наука, опиравшаяся на материалистические и научные традиции, достигла небывалых успехов. Достижения русской науки, связанные с развитием мировой науки, сильно подняли ее международный авторитет. "Возьмите любую книгу иностранного научного журнала,- писал К. А. Тимирязев в середине 90-х годов,- и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство".
С именем Д. И. Менделеева (1834-1907) связано открытие в 1869 г. одного из основных законов естествознания - периодического закона химических элементов. Менделеев предсказал существование элементов, которые были еще не известны в то время " которые действительно были открыты впоследствии.
Большими успехами отмечена работа ученых-физиков, среди которых имя А. Г. Столетова (1839-1896), создателя отечественной физической школы, по праву нанимает одно из первых мест.
Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П. П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н. М. Пржевальского (1839-1888), Ч. Ч. Валиханова (1835-1865). С именем Н. Н. Миклухо-Маклая (1846-1888) связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.
Научные идеи ученых-естествоиспытателей, успехи русского естествознания в целом основывались на материалистическом понимании природы, укрепляли материализм как философское направление. К середине XIX в. в русской философии имелась солидная материалистическая традиция. Одним из крупнейших представителей философского материализма "домарксова периода" был Н. Г. Чернышевский. Он выступал сторонником учения Фейербаха, в основе которого лежал антропологический материализм (люди - продукт природы, их сознание - функция телесного органа, т. е. мозга). Основываясь на учении Фейербаха, Чернышевский объяснял и некоторые общественные явления; это учение и составило философскую основу его эстетической теории.
В укреплении материалистической традиции русской науки исключительно важны достижения в физиологии. В 1863 г. в журнале "Медицинский вестник" была напечатана работа И. М Сеченова (1829-1905) "Рефлексы головного мозга", заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь, пропагандист и популяризатор научных знаний, Сеченов создал физиологическою школу, из которой вышел И. П. Павлов (1849-1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога
Русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда "Происхождение видов путем естественного отбора" появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г. По словам К. А. Тимирязева, отношение к Дарвину в 60-е годы "было мерилом современности или отсталости научных взглядов".
К числу первых русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А Н Бекетов (1825-1902). Развитие эволюционного учения в России связано с именем И. И. Мечникова (1845-1916) и А. О. Ковалевского (1840-1901), созвавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1883 г. явление фагоцитоза, способности защитных свойств организма Работы Мечникова имели мировую известность Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции.
В развитии дарвинизма и естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К. А. Тимирязева (1843-1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии. Он был автором известных научно-популярных книг "Краткий очерк теории Дарвина", "Чарльз Дарвин и его учение".
Во второй половине XIX в. были достигнуты крупные успехи в области электротехники. П Н.Яблочков (1847-1894) изобрел первую практически пригодную дуговую электрическую лампу без регулятора ("свеча Яблочкова"), а А. Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания. Ему принадлежит приоритет в применении вольфрама для тела накала. Изобретение радиотелеграфа А. С. Поповым (1859-1905/1906) относится к числу выдающихся мировых открытий. 25 апреля (7 мая) 1895 г. ученый выступил на заседании Русского физико-химического общества с докладом о результатах изучения проблемы использования электромагнитных волн для передачи сигналов на расстоянии.
В 70-80-е годы над созданием первого русского самолета работал А. Ф. Можайский (1825-1890). Основоположником современной аэродинамики был Н. Е. Жуковский (1847-1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К. Э. Циолковского (1857-1935), преподавателя гимназии в г. Калуге, основоположника современной космонавтики.
Возросший интерес к гуманитарным наукам был связан с развитием общественного сознания, обострением идейной борьбы. В отличие от естествознания они более тесно соприкасались с политикой и идеологией и являлись одной из форм общественного сознания.
Во второй половине XIX в. в России ученые-гуманитарии плодотворно работали в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования. В 60-70-е годы развернулась научная деятельность С. М. Соловьева. Его капитальный труд "История России с древнейших времен", над которым ученый работал много лет вплоть до своей смерти (за период с 1851 по 1879 год было издано 29 томов), стал крупнейшим достижением русской историографии периода подъема отечественной буржуазной науки. Для этого времени характерен большой интерес в обществе к проблемам всеобщей новой и древней истории, западному средневековью, славяноведению, востоковедению.
Большой вклад в развитие исторической науки внес В. О. Ключевский (1841-1911). "Курс русской историк" и другие его произведения посвящены общим вопросам русской истории, вопросам крестьянства, проблемам возникновения и отмены крепостного права.
Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г. В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа "Социализм и политическая борьба".
В области филологии и лингвистики много сделал И. И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф. Ф. Фортунатов (1848-1914). В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А. С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П. В. Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.
Интенсивная работа велась в области русской фольклористики, ширилось собирательство и исследование устного народного творчества. Изданные труды были чрезвычайно ценны содержавшимся в них богатым фактическим материалом. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В. И. Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы "Толковый словарь живого великорусского языка", который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В. И. Даля неоднократно переиздавался.
Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем в первую очередь этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов).
Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания. "Просвещение и наука,-писал в 1884 г. известный народоволец Г. А. Лопатин,-имеют свою обязательную логику, которая неотразимо приводит их адептов к выводам, не имеющим ничего общего с поддержкой самодержавия".
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства заключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. "Серьезную содержательность" искусства как его особенность отмечал художественный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906).
Искусство критического реализма, который становится основным художественным направлением, было тесно связано с идейными исканиями того времени. Оно не только описывало жизнь, но и анализировало ее, пыталось раскрыть и объяснить свойственные ей противоречия. Критический реализм 60-70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство, как никогда, близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским. Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г. Чернышевского. В диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855), положившей начало разработке материалистической эстетики в России, он впервые поставил задачу связи эстетической мысли с задачами преобразования действительности. Искусство, по мнению Чернышевского, это проявление реальной человеческой сущности, поэтому "прекрасное есть жизнь". Общественная функция искусства должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в вынесении "приговора о явлениях ее". Подобный тезис представлял собой новый аспект в понимании искусства. Эстетическую платформу Чернышевского разделял Н. А. Добролюбов (1836-1861), перу которого принадлежат глубокие и содержательные работы о творчестве многих русских писателей XVIII-XIX вв.
В художественной литературе второй половины XIX в. нашли отображение социальные сдвиги, которые произошли в пореформенной России. Отечественной литературе всегда было свойственно "стремление к решению задач социального бытия" (М. Горький). Дух обличительства, критическое отношение к существующей действительности были характерны для произведений русских писателей первых пореформенных десятилетий. Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути борьбы с ним. Правда, эти пути по-разному понимались: одни видели избавление от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека, другие призывали к активной, открытой борьбе против них. Но русскую литературу всегда отличали демократизм, любовь к простому человеку, стремление помочь ему освободиться от векового угнетения.
Литература пореформенного времени представляла собой "яркое созвездие великих имен". В эти годы создавали произведения крупнейшие русские писатели, творческий путь которых начался еще в предшествующую эпоху. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60-70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место принадлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.).
С общественным подъемом связано появление демократического романа, в котором действующим лицом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского "Мещанское счастье" и "Молотов"), первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова "Глумовы", "Горнорабочие"). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского "Что делать?", опубликованный в "Современнике" в 1863 г. Это было повествование о "новых людях", их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имел огромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи.
Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов было появление так называемого антинигилистического романа ("Некуда" Н. С. Лескова; "Взбаламученное море" А. Ф. Писемского и др.).
60-70-е годы - время расцвета и наибольших достижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818-1883) и Ф. М. Достоевский (1821-1881). В романе Тургенева "Отцы и дети", опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи - разночинцев и демократов.
Творчество Ф. М. Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной темой писателя.
Разночинская молодежь своим идейным вождем считала Н. А. Некрасова (1821 -1877/78). Тема народа, его исканий и надежд занимала в поэзии Некрасова центральное место. В это время он создал свое крупнейшее произведение - поэму "Кому на Руси жить хорошо", в которой дана реалистическая картина жизни русского крестьянства. В творчестве Некрасова выражена не только мечта о счастье народа, но и вера в его силы, способные сбросить оковы крепостного рабства.
Вершиной русской литературы XIX в. стало творчество Л. Н. Толстого (1828-1910). Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике "великие вопросы" (В. И. Ленин). Писателя всегда волновали судьбы народа и Родины (историческая эпопея "Война и мир"). Одним из острых социальных литературных произведений современности стал роман Толстого "Анна Каренина", в котором он, изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор буржуазно-помещичьему строю, его морали, нравам, устоям.
Состояние театра в пореформенную эпоху определялось успехами отечественной драматургии. Театральная общественность привлекала внимание к животрепещущим вопросам развития театра: улучшение профессионального актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных антреприз.
Монополия казенных театров под влиянием требований прогрессивной общественности в 1882 г. была отменена. Однако еще раньше частные театры стали возникать под видом "домашних спектаклей", "семейных вечеров" и т. д. Так, появились в Москве Артистический кружок - общественно-художественная организация (1865-1883), созданная по инициативе А. Н. Островского, Н. Г. Рубинштейна, В. Ф. Одоевского; первый народный театр на Политехнической выставке (1872).
Основными центрами театральной культуры продолжали оставаться Малый и Александринский театры. Однако значительно выросло число театров и театральных трупп в провинциальных городах России, появился новый демократический зритель, главным образом из разночинской среды. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции. С усилением острых проблем в общественной жизни в театре рос интерес к современной бытовой драме.
Развитие русского театра во второй половине XIX в. неразрывно связано с именем А. Н. Островского (1823-1886), который считал театр "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты и музеи". Драматургия Островского - замечательное явление национальной художественной культуры. С постановки пьесы "Не в свои сани не садись" в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре. В 1882 г. в связи с 35-летним юбилеем литературной деятельности Островского И. А. Гончаров писал: "Литературе Вы принесли целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой, русский, национальный театр". На драматургии Островского воспитывались многие талантливые русские актеры (П. М. Садовский, Н. X. Рыбаков, П. А. Стрепетова, А. Е. Мартынов, Н. А. Никулина и др.).
Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась на состоянии музыки. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829-1894) было организовано Русское музыкальное общество "для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов". Общество устраивало симфонические и камерные концерты. В Петербурге по инициативе А. Г. Рубинштейна (1862), а затем в Москве (организатор Н. Г. Рубинштейн, 1866) были открыты консерватории, положившие начало профессиональному музыкальному образованию в России.
В Петербурге в 60-е годы композитором М. А. Балакиревым и преподавателем пения Г. Я. Ломакиным была открыта бесплатная музыкальная школа, существовавшая до 1917 г. Она ставила задачу распространения музыкальных знаний, пропаганды сочинений Глинки, Даргомыжского, композиторов "могучей кучки", лучших произведений зарубежной музыки (Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза и др.).
Во второй половине XIX в. огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов "могучая кучка" [М. А. Балакирев (1836/37-1910), М. П. Мусоргский (1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородин (1833-1887), Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)]. Это название дал ему музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов. Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60-70-х годов. Одной из основных черт эстетики и музыкального творчества композиторов "могучей кучки" было стремление передать в музыке "правду жизни", национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор, тяготели к историко-эпическим сюжетам и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы ("Борис Годунов", "Хованщина" М. П. Мусоргского). Композиторы "могучей кучки" много сделали для собирания и изучения музыкального фольклора, издав в 60-70-х годах несколько сборников русских народных песен.
Выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем П. И. Чайковского (1840-1893). Он один из величайших композиторов нашей эпохи, оставивший обширное творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты "Лебединое озеро", "Спящая красавица"; оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама"; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл "Времена года" и др.).
Национальная и глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия.
Чайковский создал основные произведения в 70 - 80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь, призывал к борьбе с темными силами зла и несправедливости. Наряду с лирическим жизнеутверждающим началом музыке Чайковского присущи черты трагедийности, особенно сильные в его последних произведениях.
Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. "Наша эпоха, - писал критик, - все дальше и дальше отходит в сторону от "чистой" музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания".
Прогрессивная общественная мысль ставила новые задачи и перед живописью. Одна из статей "Современника" (1859) призывала художников "вдохновляться историей и движением современного общества".
Академия художеств, продолжая сохранять значение основного центра профессиональной подготовки, превратилась в консервативное учреждение, отстаивала программу и идейные установки искусства в прежних академических рамках, уже не отвечавших веяниям времени. Это привело к публичному разрыву с Академией группы одаренных художников - ее выпускников во главе с И. Н. Крамским ("бунт 14-ти протестантов"), что имело огромный общественный резонанс. Уход из Академии (1863) и создание свободной "Артели художников" стали предпосылкой для возникновения нового направления в русской живописи, с самого начала противопоставившего себя Академии художеств.
60-е годы составляют в истории русского изобразительного искусства определенный внутренний этап с преобладанием социально-бытового жанра. "Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или нескольких художников,- писал В. В. Стасов,- а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жизни".
С наибольшей полнотой атмосферу 60-х годов отразило творчество В. Г. Перова (1833-1882) (картины "Сельский крестный ход на пасхе", "Проводы покойника", "Тройка" и др.).
Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения "Товарищества передвижных художественных выставок" (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по инициативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин "Артели художников", имевшая успех.
Передвижничество - ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.
Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих [Н. А. Ярошенко (1846-1898) - "Курсистка", "Студент", "Кочегар"].
Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан). Картина А. К. Саврасова "Грачи прилетели", показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.
Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность. Их картины передавали социальный портрет эпохи, который "...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею" (И. Е. Репин).
Замечательную страницу русского искусства составило творчество И. Е. Репина (1844 - 1930). художника огромного таланта, глубокой жизненной правды и поразительной разносторонности. Мировоззрение И. Е. Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. Новое, не известное искусству 60-х годов отношение к народу показал Репин в картине "Бурлаки на Волге" (1873). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Успешно работая в области портретного жанра, он создал серию блистательных образов - людей своей эпохи. Вершиной мастерства Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).
Художники-передвижники неоднократно обращались к исторической тематике, причем в их полотнах преобладала национальная тема. Они использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому трактовали исторические сюжеты, показывая отечественную историю через психологическую драму отдельной, как правило, выдающейся личности (Н. Н. Ге. "Петр I допрашивает царевича Алексея", 1871; И. Е. Репин. "Иван Грозный и сын его Иван", 1885).
Основные достижения исторической живописи этого времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848-1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, проявления народной борьбы против официальной государственности и церковности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории ("Утро стрелецкой казни", 1881; "Боярыня Морозова", 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинца.
Близок к передвижникам по своим эстетическим воззрениям М. М. Антокольский (1843-1902), сыгравший большую роль в развитии русской реалистической скульптуры. Он создал серию исторических произведений ("Иван Грозный", "Петр I", "Нестор-летописец", "Ярослав Мудрый" и др.). А. М. Опекушин (1838-1923) - один из представителей монументальной скульптуры - был автором памятника А. С. Пушкину в Москве. Открытие памятника великому русскому поэту, созданного на добровольные пожертвования, состоялось в июне 1880 г. и стало событием огромного культурного значения.
Список литературы
Зезина М., Кошман Л., Шульгин В. История русской культуры. М.,1990.
История культуры России. М..1994.
История искусств. М.,1994.
Очерки русской культуры второй половины XIX в./ Под. ред. Н. М. Волынкина. М., 1976.
Познанский В. В. Очерки русской культуры первой половины XIX в. М., 1970.
Гусарова А. Мир искусства. М., 1972.
1 7

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Прецедент торгового права (задача)
 Выполнение рабочей документации. Общие положения
Ваши отзывы
tl7hig
Hello World! https://racetrack.top/go/hezwgobsmq5dinbw?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b&

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.