|
|
Эпоха возрождения в России XIII в. Реформы Петра и процесс европеизации во всех областях русской жизниПЛАН ЛИСТ ВВЕДЕНИЕ 3 КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. 6 2. СОЗДАНИЕ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ. КНИЖНОЕ ДЕЛО 8 3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ 12 4. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ 14 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА 16 6. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 Список литературы 22 ВВЕДЕНИЕ В современных историко-культурных исследованиях время позднего феодализма рассматривается как новый период в общественно-культурном развитии феодальной эпохи. Он характеризовался появлением таких черт и особенностей, которые отличали его от предшествующего средневекового этапа: светскость культуры, рационализм, буржуазные формы общественного сознания. Началом этого нового периода в историко-культурном развитии обычно считается рубеж XVII-XVIII вв. Русская культура на этом рубеже развивалась под влиянием трех взаимосвязанных процессов, истоки которых проявились еще в предшествующем столетии: происходило дальнейшее обмирщение культуры, развивалось личностное начало, наконец, преодолевалась ее национальная замкнутость. Но, отмечая преемственность культуры петровского времени с культурой XVII в., следует подчеркнуть, что это было не плавное развитие, лишенное качественных сдвигов, а скачок, сопровождавшийся появлением многочисленных новшеств. При Петре - впервые возникли: печатная газета, музей, регулярный город, специальные учебные заведения, ассамблеи, отечественные художники-портретисты и т. д. В то же время многое из того, что в XVII в. лишь пробивало себе путь и проявлялось в виде тенденций развития, в годы преобразований приобрело столь бурный рост и масштабность, что создавалось впечатление об отсутствии преемственности с предшествующим временем. Таковы гражданское зодчество, переводная литература и печатание книг светского содержания, обмирщение храмовой архитектуры, установление культурных связей с другими народами. Особо следует остановиться на личностном начале. "Табелью о рангах" ему было придано государственное значение. Не родовые традиции, а личные способности открывали доступ к вершинам власти и богатству. Колорит эпохе придавали не родовитые люди, косневшие в средневековых представлениях о своей исключительности, а безвестные дельцы, не имевшие знатных предков, но энергичные и сильные личности, такие, как Меншиков, Курбатов, Шафиров и др. Преобразования, охватившие все стороны жизни страны, не могли быть проведены без подъема общего культурного уровня населения, в первую очередь господствующего класса. Разросшийся бюрократический аппарат требовал грамотных чиновников; армии и флоту необходимы были офицеры, усвоившие военное и морское дело; строительство крепостей, каналов и мануфактур побуждало иметь людей, владевших техническими знаниями. Все это вызывало расширение сети учебных заведений и реорганизацию системы обучения. Богословские предметы в школах уступили место математике, астрономии, геодезии, фортификации, инженерному делу и другим наукам. Это было качественно новое явление. Обмирщение школы, преобладание среди преподаваемых дисциплин точных наук является характерной чертой постановки образования. Наряду с учебными заведениями, открытыми в первый период преобразований (Навигацкая, Артиллерийская школы - в 1701 г.. Инженерная -в 1712 г., Медицинское училище -в 1707 г.), сеть школ в дальнейшем пополнилась открытыми в 1714 г. цифирными школами в губерниях. Дети изучали в этих школах арифметику и начала геометрии, причем в роли преподавателей выступали выпускники Навигацкой школы. К концу первой четверти XVIII в. по губерниям были открыты 42 цифирные школы с 2000 учащихся. Дети духовенства проходили обучение в 46 епархиальных школах, а дети солдат - в гарнизонных школах. При металлургических заводах на Урале и в Олонецком крае правительство организовало первые в России горные школы, готовившие специалистов горнорудного дела. С расширением сети школ связано появление разнообразной учебной литературы. Учитель Славяно-греко-латинской академии Федор Поликарпов в 1701 г. выпустил "Букварь словенскими, греческими, римскими письмены учатися хотящим". В 1703 г. вышла знаменитая "Арифметика, сиречь наука числительная" Леонтия Магницкого, в течение полувека служившая основным учебным пособием по математике. Учебник Магницкого давал практические советы, например, как определить глубину колодца, высоту стен и т. д. Самое крупное достижение в развитии отечественной науки состояло в открытии в 1725 г. Петербургской Академии наук. Инициатива ее организации принадлежит Петру, при его участии составлялся проект Устава Академии. В отличие от западноевропейских академий, материально обеспечивавших себя издательской деятельностью, устройством лотерей, Петербургская Академия наук имела твердый государственный бюджет. При Академии, являвшейся научным центром страны, был создан университет для подготовки научных кадров из русских "младых людей". Все это создавалось государством. Распространению научных знаний способствовало развитие типографского дела. В первой четверти XVIII в. было открыто несколько новых типографий: в 1705 г. посадский человек Василий Киприянов открыл первую частную типографию, в 1711 г. начала работать типография в Петербурге, печатавшая материалы официального содержания: указы, манифесты, реляции. Небольшие типографии существовали при Сенате, Александре-Невской лавре и основанной в 1715 г. Морской академии. Помимо учебной и специальной литературы, типографии печатали календари, пользовавшиеся среди читателей большим спросом. В них сообщались сведения о времени восхода и захода солнца, об ожидавшихся затмениях, о погоде. С 1708 г. книги гражданского содержания стали печататься новым шрифтом, более упрощенным и четким, чем витиеватый церковнославянский шрифт, который использовался теперь только в служебных книгах. Вместо старых буквенных вошли в употребление арабские цифры. Распространению просвещения и научных знаний способствовало расширение культурных связей с западноевропейскими странами. В Голландию, Англию, Францию, Италию группами и в одиночку отправлялись русские для обучения кораблестроению и кораблевождению, живописи, архитектуре, медицине и т. д. В общей сложности при Петре было отправлено за границу свыше 1000 волонтеров. Некоторые из них внесли существенный вклад в развитие культуры России. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета "Ведомости". При дворе Алексея Михайловича выходили в одном экземпляре рукописные "Куранты", сообщавшие заграничные известия для царя и его приближенных. Петровские "Ведомости" имели более широкий круг читателей, они помещали информацию о ходе военных действий, о строительстве промышленных предприятий, розыске полезных ископаемых, о важнейших событиях международной жизни. Пропаганду научных знаний осуществляла также открытая в 1719 г. для всеобщего обозрения Кунсткамера -первый в России естественно-исторический музей. В Музее демонстрировались зоологические и минералогические коллекции, искусные изделия, а также "монстры" -живые и заспиртованные уроды. Отправку волонтеров за границу, ровно как и издание газеты и учреждение музея, финансировало государство. Только оно в это время располагало ресурсами, чтобы преодолеть отсталость России в распространении научных знаний и культуры. 1. КУЛЬТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В. Петровская эпоха занимает важное место в истории культуры России, поскольку в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший далеко идущие последствия для судеб отечественной культуры. Сложность этого времени, стремление осмыслить происходившие изменения, место западного опыта в культурных преобразованиях всегда вызывали большой научный и общественно-культурный интерес к деятельности Петра I. Еще в XIX столетии в буржуазной историографии и литературоведении был сформулирован тезис об исторической обусловленности петровских преобразований, которые были "...естественным и необходимым явлением в народной жизни, в жизни исторического, развивающегося народа"1. Исследование советскими учеными истории этого времени, а особенно предшествовавшего "бунташного" столетия подтвердили правоту такого взгляда. В современной историографии общепризнанной является оценка петровской эпохи как времени решительного скачка в хозяйственной и культурной жизни страны, имевшего внутренние предпосылки, но резко ускоренного вмешательством государственной власти. Однако в литературе последних лет встречаются утверждения, что при Петре "...строительство новой России носило символический характер", а русская культура строилась как "сколок с культуры европейской"2. Петровские реформы не имели характера коренных социальных преобразований, проводились в интересах дворянства и повлекли за собой ухудшение положения народа и усиление крепостнического гнета. Но они активизировали имевшиеся еще внутренние, потенциальные ресурсы феодализма и тем самым способствовали экономическому и культурному развитию государства. Абсолютизм явился решающей силой в утверждении новой светской культуры, ибо от того, как шел этот процесс, зависела судьба петровских преобразований. Созданная государственной властью система со-циокультурных учреждений (светские школы, типографии гражданской печати, Академия наук и др.), указы, законодательно закреплявшие культурные новшества, не только расширяли сферу новой культуры, но и способствовали ее воспроизводству. Все эти обстоятельства влияли на историко-культурный процесс, определяли его особенности, в частности, практицизм, ускорение темпов распространения новой культуры, развитие тех ее областей, в которых было заинтересовано правительство (школа, книжное дело, научные знания, градостроительство). При изучении истории русской культуры первых десятилетий XVIII в. нельзя не учитывать характера личности Петра I, этого "действительно великого человека", по словам Ф. Энгельса3. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности монарха, разрушение церемонности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований. Осуществление многих реформ, особенно в области культуры, встречало немало противодействий со стороны поборников "ветхозаветности" и старины. В числе противников преобразований оказалась и православная церковь. Такая позиция церкви во многом определила политику к ней со стороны абсолютизма. С ликвидацией патриаршества и созданием Синода (1721) церковь фактически потеряла самостоятельность в духовной жизни общества, что уменьшало ее влияние на общественно-культурную жизнь. С утратой церковью своей самостоятельности менялось значение религиозного мировоззрения как преобладающей формы выражения духовного творчества. Стало возможно более быстрое развитие рационализма, формирование нового взгляда на человеческую личность, ее творческого потенциала, утверждение личностного начала в культуре. 2. СОЗДАНИЕ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ. КНИЖНОЕ ДЕЛО Развитие школы, проблема образования молодых людей впервые при Петре I становится государственной политикой. В практику входит обучение молодежи за границей главным образом корабельному и морскому делу, создается система светской школы. Это связывалось с необходимостью практического осуществления хозяйственных, военных, культурных преобразований. Все более ощущалась потребность в школах в самой России, мысль о создании их высказывалась в некоторых "прожектах", сам Петр считал, что "академии, школы дело есть зело нужное для обучения народного". В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигацких наук - первое светское государственное учебное заведение. За короткое время в столичных городах появилось еще несколько профессиональных школ: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская. При олонецких и уральских заводах по инициативе В. Н. Татищева возникли горнозаводские училища. Эти старейшие профессиональные школы России продолжали существовать и в следующем столетии. Все профессиональные школы, как правило, имели подготовительные отделения, где ученики ввиду не удовлетворительного состояния грамотности обучались письму, чтению и арифметике. Система преподавания в этих школах сильно отличалась от нынешней: отсутствовали привычные уроки, науки изучались последовательно, и каждая составляла особый класс. По мере их освоения ученики переходили из класса в класс без переводных экзаменов. Первоначально в школы принимали дворян и разночинцев, детей "всяких чинов". Однако в Навигацкой школе, например, уже с самого ее возникновения в высшем классе, где преподавались алгебра, геометрия, морские науки, могли обучаться только дети дворян. Вскоре детей разночинцев в эти школы принимать перестали. Постепенно они превращались в закрытые привилегированные учебные заведения для дворян. На базе некоторых профессиональных школ впоследствии образовались высшие специальные учебные заведения. В первой четверти XVIII в. в России стали появляться школы, приближавшиеся по типу к начальной общеобразовательной школе. В 1714 г. в ряде провинциальных городов были организованы цифирные школы. Указ Петра предписывал "всем дворянским и подьячим детям" учиться в этих школах "поголовно". Без получения свидетельства об окончании цифирной школы "жениться их не допускать и венечных памятей не давать". Однако вскоре правительство, как и в случае с профессиональными училищами, стало отступать от провозглашенного Петром принципа. В 1716 г. были освобождены от необходимости учиться в цифирных школах дети дворян, в 1722 г.-дети духовенства в связи с организацией епархиальных училищ. Впоследствии цифирные школы практически прекратили существование и в 1744 г. были слиты с гарнизонными школами, предназначенными для обучения солдатских детей1. В петровское время не принимались в школы крестьяне, особенно строгий запрет был для детей крепостных. В городах продолжали сохраняться старые формы обучения, так называемые школы грамоты; в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Школа первой четверти XVIII в., перед которой стояли прежде всего задачи профессионального обучения, в известной мере способствовала решению этой проблемы. Учеба рассматривалась как особый вид службы дворян, которая при Петре I приобрела новый характер, связанный с появлением системы чинов. Светская направленность знаний, новые формы обучения, связь с практикой в этих школах увеличивали кругозор человека, возможности познания им окружающего мира. Все это существенно расширяло сферы действия светской культуры. Специального учебного заведения для подготовки учителей в России еще не существовало. В профессиональных, цифирных школах учителями обычно работали иностранцы, приглашенные на службу Петром I, специалисты-практики, выпускники самих школ. В России в первой четверти XVIII в. значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без основательной учебной базы, без учебников, справочной литературы, наглядных пособий. За эти годы было издано книг больше, чем за все предшествующие 150 лет с начала книгопечатания. Книга становилась иной по содержанию, оформлению, по своему назначению, превращалась в источник нужных и полезных знаний. Издавались учебники ("Букварь" Ф. П. Поликарпова, "Первое учение отрокам" Ф. Прокоповича), словари, различные руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами. Своеобразной энциклопедией знаний в области математики была для своего времени "Арифметика" Л. Ф. Магницкого. Эту книгу, как и первую печатную грамматику М. Смотрицкого, М. В. Ломоносов назвал "вратами своей учености". Распространение книги-учебника означало прекращение монополии церковной старопечатной книги. Дальнейшим важным шагом в утверждении светской культуры были введение гражданской азбуки и начало гражданской печати. Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710 гг., упростила сложную кириллицу и способствовала дальнейшему разделению сферы светской и церковной книжности. По меткому выражению Ломоносова, "при Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды". Окончательный вариант гражданской азбуки был утвержден Петром I в 1710 г. "Сими литерами,-указывал он,-печатать художественные и мануфактурные книги". Правительство активно использовало книгу для пропаганды проводимых реформ. В указах, регламентах, манифестах, публицистике излагались события внутренней жизни, утверждалась и обосновывалась необходимость преобразований. В России начали издавать официальную печатную газету "Ведомости" (1703), в которой публиковались внутренняя и иностранная хроника, сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях. С 1708 г. начался выпуск массовых ежегодных календарей, не прекращавшийся ни на один год вплоть до настоящего времени. Гражданские календари пользовались успехом, и тираж их для того времени был немалым (до 2 тыс.). В них содержалась разнообразная и полезная информация. Но вместе со сведениями по агрономии, математике, истории, данными о погоде, "плодородии и недородии", "болезнях сего года" можно было узнать и свой гороскоп, и толкование снов. Поставив книгопечатание на службу преобразованиям, Петр I содействовал расширению базы для развития книжного дела. В это время увеличилось число типографий, появились типографии гражданской печати, началась их специализация по виду издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы, духовные книги и т. д.). В Москве в 1705 г. первую гражданскую типографию открыл В. А. Киприанов. Он происходил из мещан Кадашевской слободы и был одним из активных деятелей петровских преобразований. В. А. Киприанов известен как составитель некоторых учебных пособий, соавтор "Арифметики" Л. Ф. Магницкого, в его типографии гравировались таблицы к этой книге. Постепенно в обществе при поддержке государственной власти формировалась система культурно-просветительных учреждений. Возникали светские библиотеки, открывались государственные лавки для продажи книг. В 1714 г. в Петербурге была основана старейшая в нашей стране библиотека. Фонд ее составили книги и рукописи царского собрания Московского Кремля, ряда иностранных библиотек, книжное собрание Петра I. Эта библиотека как книгохранилище вначале существовала при Кунсткамере, первом в России музее, открытом в 1719 г. Впоследствии она, как и Кунсткамера, вошла в состав Академии наук. С 1728 г. библиотека стала доступной для общественного пользования. В 1714 г. открылась государственная книжная лавка в Петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, азбуки учебные, "считание удобное", т. е. таблица умножения, гравюры, календари. В Москве книги можно было купить в лавке Печатного двора, в торговых рядах. Однако книжная торговля в первые десятилетия XVIII в. была еще слабо развита. Она сдерживалась многими факторами: торговцы старопечатными рукописными книгами неохотно распространяли светские издания часто из-за враждебного отношения к петровским преобразованиям, книга дорого стоила, наконец, она была малодоступна, так как грамотность была еще весьма незначительной. Тираж книг в это время был, как правило, невелик, только учебная литература печаталась тиражами в 11-14 тыс. экземпляров. В народной среде продолжала бытовать рукописная, старообрядческая книга, лубочная картина. Известным политическим лубком петровского времени была знаменитая картинка "Как мыши кота хоронили", созданная в среде противников преобразований. Обеспокоенное появлением печатных и рукописных произведений, в которых осуждалась преобразовательная деятельность, правительство в 1721 г. издало указ, запрещавший без разрешения Синода печатать и распространять "листы и картинки". Этот указ положил начало официальной цензуре. 3. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Известным итогом государственных преобразований в области просвещения и науки было учреждение Академии наук. Мысль об организации научного центра возникла у Петра еще в 1718 г., когда он посетил Францию и познакомился с деятельностью Французской академии. В январе 1724 г. проект создания Академии наук и художеств, как она первоначально называлась, слушался в заседании Сената и был утвержден Петром I. Официальное открытие Академии состоялось в 1725 г. уже после его смерти. Особенностью петербургской Академии наук было объединение научно-исследовательских и педагогических функций, что вытекало из необходимости не только развития науки, но и решения проблемы создания отечественных научных кадров. "Ныне в России,- указывалось в проекте, - здание к возращению художеств и наук учинено быть имеет... и такое здание учинить, чрез которое бы не токмо слава сего государства для размножения наук нынешним временем распространилась, но и чрез обучение и расположение оных польза в народе впредь была". В системе Академии находились университет и гимназия. Создание Академии наук было крупным событием в общественно-культурной жизни России. В стране впервые возник научный центр, имевший достаточно оснащенную базу для исследования в различных областях знаний. Академия имела библиотеку, музей, типографию, ботанический сад, обсерваторию, физическую и химическую лаборатории. Некоторые из этих учреждений появились позже как результат развития самой Академии. Из стен академического университета вышли многие крупные ученые, имена которых стали широко известны в русской науке и просвещении второй половины XVIII в. Академический университет закончил М. В. Ломоносов, ставший первым русским академиком. Интерес к научным знаниям в первые десятилетия XVIII в. был связан с практическими потребностями Российского государства в освоении новых территорий, полезных ископаемых, с градостроительством. Преимущественное развитие получили в это время естественные науки. В ходе экспедиций, организованных правительством, исследовались новые территории, изучались природные ресурсы страны, собирались коллекции по этнографии, минералогии, ботанике, биологии, материалы для составления географических карт. В результате обследований берегов Каспийского моря была впервые составлена карта Каспия. Камчатские экспедиции В. Беринга (30-е годы XVIII в.) открыли пролив, разделяющий Европу и Азию, он получил название Берингова пролива. Это явилось важной вехой в географических открытиях, результатом которых, как известно, было установление очертания материков Земли. Развитие механики и математики также носило прикладной, практический характер. Одним из достижений технической мысли было создание А. К. Нартовым, выдающимся механиком своего времени, первого в мире токарно-винторезного станка. Научные и технические данные применялись при сооружении плотин и механизмов на мануфактурах, при строительстве каналов, доков, корабельных верфей. В петровское время предпринимались попытки написания отечественной истории, был создан труд по истории Северной войны. Петр I интересовался русской историей и заставлял изучать ее своих сподвижников. По его указанию в 1722 г. начался сбор материалов по истории России. Из всех епархий и монастырей было приказано доставлять в Москву рукописи, содержавшие интересные исторические сведения, делать копии, а подлинники "отсылать в прежние места, откуда взяты". Основным руководством по истории России в школах оставался "Синопсис", первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. По переводным учебникам изучали всеобщую историю. 4. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ Преобразования первой четверти XVIII в. во многом определяли изменения в общественном сознании и способствовали возникновению и обсуждению новых, жизненно важных проблем. Научные и культурные контакты России с Западной Европой влияли на проникновение в русское образованное общество гуманистических и рационалистических учений и взглядов. В России в это время были известны книги крупнейших естествоиспытателей и философов: Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса, Пуфендорфа, Лейбница и др. Общественно-политическая мысль XVIII в. выдвинула целый ряд новых политических, социально-экономических, культурных проблем. В первой четверти века центральное место занимала разработка идеологии абсолютизма, причем господствовало официальное направление. Утверждение или неприятие абсолютной монархии - узловой вопрос идейных столкновений. Интересы основной массы дворянства в петровскую эпоху полностью совпадали с политической программой абсолютизма, оппозиция политической власти главным образом была со стороны реакционного боярства и духовенства. Последователи реформ выступали убежденными сторонниками абсолютизма. Одним из крупнейших его идеологов был Ф. Прокопович (1681-1736), теоретически обосновавший право монарха на неограниченную власть, приоритет светской власти над церковной ("Правда воли монаршей", 1722; "Духовный регламент", 1721). Апофеозом самодержавной формы правления стал закон о праве монарха назначать наследника вопреки традиции перехода престола к старшему сыну (этот указ был отменен Павлом I). Идея неограниченной власти в тот период еще во многом опиралась на традиционное понимание ее "божественного" происхождения. Но с распространением в общественном сознании взглядов европейских мыслителей и философов идеология абсолютизма начинала использовать и рационалистические идеи "естественного права", "общественного договора", выработанные раннебуржуазной политической мыслью XVII - начала XVIII в. В общественном сознании утверждается представление о монархическом государстве как высшей форме власти, способной обеспечить "благо" всех подданных. Концепция "общего блага" понималась как достижение благополучия в стране "через служение государственному интересу". Оно становилось обязанностью каждого подданного в соответствии с его сословной принадлежностью. Дворянству при этом отводилась первостепенная роль. Петр I, не отвергавший личное служение отечеству, был для общественных деятелей и мыслителей воплощением идеального монарха. Эта идея продолжала жить в общественном сознании и последующего, XIX столетия. В петровское время усиливается роль государственной власти во внутренней жизни: государственной политикой наряду с управлением, финансами, судопроизводством становятся торговля, мануфактурная и заводская промышленность, образование, книгоиздательское дело. Идеи о необходимости просвещения, хотя и медленно, но все же проникают в сознание общества. В публицистике можно было встретить мнение о целесообразности распространения грамотности даже среди крестьян. "Не худо бы так учинить,-писал И. Т. Посошков,- чтобы не было ни в малой деревне без грамотного человека. И положить им крепкое определение, чтобы безотложно детей своих отдавать учить грамоте"1. Пожелание "иметь крестьян умных и ученых" высказывал и В. Н. Татищев. Однако решение этих проблем, как и других вопросов, которые касались различных сторон жизни, например экономического развития, и ставились общественными деятелями того времени, не затрагивало основ самодержавно-крепостнического строя. Вместе с тем в петровскую эпоху в развитии сознания был сделан важный шаг, связанный с новым пониманием человеческой личности и ее места в обществе. В человеке перестали видеть только источник греховности (как об этом постоянно твердила церковь), его начали воспринимать как активно действующую личность, ценность которой определялась прежде всего приносимой отечеству пользой. Не богатство и знатность предков, а ум, храбрость, личные качества помогали теперь человеку занять достойное место в обществе. Таковы были некоторые из сподвижников Петра I. Однако эти новые веяния и взгляды, новые идеалы человека - гражданина и патриота - формировались в обществе, где продолжало существовать и даже усиливаться крепостное право, лишавшее основную массу населения - крестьянство - элементарных человеческих прав. В целом петровская эпоха представляет важную веху в развитии общественного сознания, связанную с ликвидацией монополии церкви в духовной жизни, развитием светского знания, рационалистических и научных идей, формированием концепции абсолютизма как оптимальной формы политической власти в России, появлением новых идейно-художественных тенденций. 5. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА Изменения в жизни русского общества отражались в художественной культуре - литературе, театрально-музыкальном, изобразительном искусстве. Искусство становилось светским, более разнообразным в жанровом отношении, получало активную поддержку государственной власти, начинало занимать принципиально новое место в духовной жизни. Большое идейно-художественное значение имело развитие авторского начала в искусстве, тесно связанное с новой концепцией человеческой личности. Но вместе с появлением новых тенденций художественная культура первых десятилетий XVIII в. сохраняла еще черты предшествующего столетия и носила в целом переходный характер. В литературе продолжали бытовать старые формы, но содержание литературных произведений менялось, появлялся новый герой. Первая четверть XVIII в. была временем расцвета повести ("гистории"). Широко известна "Гистория о российском матросе Василии Кориотском", в которой отразились идеология и реальная жизнь той поры. Эта история должна была убедить читателя, что уважение, почет и богатство достигаются благодаря личным качествам человека, а не знатности его рода. В настоящее время проявляется большой интерес к этим повестям, многие из которых еще не опубликованы. Рассматриваемый период занимает важное место в процессе становления нового литературного языка. Введение гражданской азбуки в известной мере обособило сферы светской и церковной книжности и способствовало укреплению светского делового языка, который в это время "выступил в роли средней нормы литературности" (В. В. Виноградов). Однако для литературы петровской эпохи характерна большая языковая пестрота. Продолжал широко бытовать церковнославянский язык, кириллицей печатались и светские издания, в частности некоторые учебники. Наряду со старославянизмами, исконно русскими речевыми оборотами и выражениями стали использоваться иностранные слова, многие из которых сохранились в системе современного русского языка (например, "гавань", "рейд", "каюта" и др.). Среди писателей и публицистов начала XVIII в. выделяется фигура Ф. Прокоповича, труды которого заложили основы теории литературы нового времени, художественно-эстетических принципов раннего классицизма (трактат "О поэтическом искусстве", "Риторика"). Впервые обратившись в трагедокомедии "Владимир" к сюжету из отечественной истории (принятие христианства на Руси), он положил начало национально-исторической проблематике в русской драматургии. Из-за резкой антиклерикальной направленности эта пьеса не публиковалась до 70-х годов XIX в. Светская музыкальная культура была представлена несложными, бытовыми формами военной, застольной, танцевальной музыки, широкое распространение получили канты - вид многоголосной бытовой песни, заимствованный из Литвы и Польши еще в предшествующее столетие. Канты были разнообразными по содержанию, но в основном носили торжественный характер и исполнялись на празднествах в честь военных побед России. Первая четверть XVIII в. связана с большими успехами в развитии архитектуры и изобразительного искусства. В строительстве Петербурга, столицы России с 1712 г., нашли наиболее полное воплощение принципы архитектуры нового времени: предварительный план застройки города, выработка особого типа регулярной планировки городских ансамблей с системой улиц, кварталов, площадей. Строительством Петербурга, начавшегося с 1703 г., занималась созданная для этой цели "Канцелярия от строений". В 1714 г. Петр I запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Правительство сосредоточило здесь большое число квалифицированных русских мастеров; массы крестьян из центральных уездов возводили новую столицу. Для строительства Петербурга были приглашены иностранные архитекторы - Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. Только после 1724 г. в нем стали участвовать и русские архитекторы - И. К. Коробов, М. Г. Земцов. В России начала XVIII в. возникали и другие новые города - Азов, Таганрог. Произошли изменения в застройке старых городов, в которых находили отражение новые веяния в быту, укладе жизни. Возводилось много светских зданий, некоторые специального назначения. Например, в Москве на Красной площади была построена "Комедийная хоромина", предназначавшаяся для театральных представлений; строились также помещения для мануфактур. Памятники архитектуры петровского времени (Петропавловский собор, здание двенадцати коллегий Д. Трезини в Петербурге, Меншикова башня И. П. Зарудного в Москве и др.) составляют важную часть нашего культурного наследия. Новым явлением в художественно-изобразительном искусстве начала XVIII в. стала гравюра, широко распространившаяся ввиду сравнительно недорогого способа производства. Изготовление гравюр поощрялось правительством. Художников привлекали, как правило, современные события: военные баталии, торжественные марши войск, виды новой столицы. Наиболее известным мастером в области гравюры был А. Ф. Зубов. В гравюре утверждалось новое, светское содержание искусства, она становилась непременным элементом учебной литературы, газет, календарей. Вместе с тем в ней сохранялись изобразительные приемы "народных картинок", лубка. В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета. Портрет - ведущий жанр в русском изобразительном искусстве на протяжении всего XVIII столетия, и появление его было "одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи" (И. Э. Грабарь). Развитие портретного жанра в петровское время связано с общими идейно-художественными процессами в культуре. Вместе с тем в портрете продолжалась традиция древнерусского искусства с его высоким гуманизмом и нравственностью. Закономерным явлением в переходе от средневековья к новому времени было развитие парсуны. Становление портретной живописи связано с именем И. Н. Никитина (ок. 1690-1742). Он происходил из духовной среды, начал свое художественное образование в живописной мастерской Оружейной палаты, был в числе первых пенсионеров, обучавшихся в Италии. Портретам Никитина присущи реализм, интерес к внутреннему миру человека, глубина проникновения в характер. К числу наиболее талантливых его работ относятся портреты - канцлера Г. И. Головкина, "Напольный гетман", "Петр I на смертном ложе", в которых художник далеко опередил своих современников по глубине и форме художественного выражения. Принципы искусства нового времени нашли выражение в творчестве А. М. Матвеева (род. между 1701 и 1704-1739), портретам которого присущи лиризм, изящество и мягкость формы ("Автопортрет с женой"). В начале XVIII в. в России работало много иностранных живописцев, среди которых наиболее известными были И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк. 6. НОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ. ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ Перемены в общественно-культурной жизни, бытовом укладе, нравах русского общества были очень значительными. При Петре I произошло "изменение всей знаковой системы Древней Руси" (Д. С. Лихачев); вводились новая одежда, новая иерархия чинов, закрепленная "Табелью о рангах", была учреждена новая система орденов, в том числе высший военный орден Андрея Первозванного. В 1721 г. Россия стала империей, Сенат присвоил Петру I титул императора. В этом году впервые была проведена новая церемония коронации. Впоследствии этот торжественный акт сопровождал вступление на престол каждого нового монарха. Но все новшества касались в основном дворянства, зажиточного купечества. Крестьянство, мелкий городской люд, податные сословия они почти не затрагивали. Ношение европейского платья (камзолы, чулки, башмаки, галстуки, шляпы), бритье бороды были обязательными для дворян и купцов. Несоблюдение этих новых обычаев влекло большой денежный штраф. Крестьяне, которым разрешалось носить бороду, должны были платить специальный "бородовой налог". Обычно он взимался при въезде в город. Право не брить бороду, носить платье старого покроя было сохранено за духовенством. По сравнению с предшествующим временем темп жизни очень изменился и казался даже стремительным. "Под грохот пушек и стук топора" (А. С. Пушкин) вошла Россия в число великих держав. Среди петровских преобразований было введение нового летосчисления. Указ Петра I (январь 1700 г.) предписывал перейти на порядок счета лет от так называемого Рождества Христова, принятого во всех европейских странах. По старому русскому календарю новый год начинался с 1 сентября и счет годам велся от сотворения мира, которое якобы произошло за 5508 лет до появления Христа. Переход к новому летосчислению произошел на основе юлианского календаря (старый стиль); в большинстве стран Западной Европы в то время использовали григорианский календарь (новый стиль)1. В начале XVIII в. появляется регулярное почтовое сообщение (правда, ямская гоньба была известна уже с конца XVI в.). От Петербурга до всех "знатных" городов была организована почта для пересылки правительственной официальной корреспонденции. Позднее почтовые конторы стали устраиваться во всех губерниях, чтобы "способы к пересылке писем всякому свободны были". Почта, перевозимая лошадьми, обычно на 13-14-й день после отправления из Москвы достигала северной столицы. Особенностью общественного быта петровского времени было появление новых форм общения, развлечений, многочисленных светских праздников с иллюминацией, фейерверками и маскарадами. С этого времени берет начало новогодний праздник с наряженной елкой и "огненными потехами". В 1702 г. в Москве открылся первый публичный театр. На Красной площади в "Комедийной хоромине" труппа иностранных актеров в течение нескольких лет разыгрывала светские пьесы: трагедии из античной жизни, комедии Ж.-Б. Мольера и др. Новой формой общения стали ассамблеи. Они устраивались согласно указу царя в домах вельмож. На ассамблею приглашались иностранные купцы, женщины должны были быть в европейских платьях. Здесь танцевали, вели беседу, играли в шашки, шахматы, в отдельной комнате мужчины могли курить. В обществе курить считалось неприличным. При преемниках Петра ассамблеи превратились в балы и сохранились на протяжении длительного времени как форма общения и отдыха дворянства. В среде образованного русского общества распространялись музицирование, игра на клавикордах, скрипке, флейте. Светская музыка исполнялась на ассамблеях, на торжественных празднествах, во время прогулок в Летнем саду, в домах вельмож, где стали устраиваться концерты любительских оркестров. Особый царский указ делал обязательным посещение этих концертов для столичного дворянства. Вместе с новыми светскими формами развлечений получили распространение "правила хорошего тона". В специально издававшейся литературе ("Приклады, како пишутся комплименты разные", 1708; "Юности честное зерцало", 1717) можно было узнать образцы деловых, дружественных, любовных писем, свод житейских наставлений и нравоучений, правил поведения в обществе молодых дворян. Эти книги, неоднократно переиздававшиеся, способствовали становлению нового быта, пропагандировали новую мораль. Культурные преобразования первой четверти XVIII в. определяли основное направление историко-культурного развития. Однако культура этого времени представляла еще своеобразный сплав новаций и традиций (появление светской школы и сохранение патриархальных форм обучения; развитие светских знаний и предоставление Синоду права цензуры; новое отношение к человеку и сохранение крепостной зависимости, бесправного положения основной массы народа; во многом переходный еще характер литературы и искусства и т. д.). Новая светская культура еще довольно ограниченно проникала в среду дворянства и купечества; крестьянство же вовсе было лишено возможности приобщения к ней. Правительство отнюдь не стремилось к распространению культурных преобразований в среде крестьян. ЗАКЛЮЧЕНИЕ После смерти Петра I наступили сложные времена и в политической, и в общественно-культурной жизни России. Многочисленные дворцовые перевороты и борьба различных группировок внутри господствующего класса за власть, наконец, тяжелое время правления Анны Иоановны, бироновщина создавали обстановку, не благоприятную для развития культуры. В эти годы активизировалась деятельность сил, оппозиционных преобразованиям. Однако попытки изменить направление историко-культурного процесса были безуспешными: дело Петра не только устояло, но и получило дальнейшее развитие - реформы в различных сферах русской жизни, в том числе и в области культуры, стали необратимыми. Для этого времени характерно стремление части русской аристократии, членов Тайного Верховного Совета, ограничить абсолютную власть монарха (заговор верховников в период правления Анны Иоановны), т. е. в общественном сознании начинали формироваться идеи ограничения абсолютизма. Они исходили от боярства, сторонников центробежных государственных сил. Победа оппозиции грозила повернуть Россию вспять, разрушить только недавно возведенное здание русского абсолютизма. Однако он устоял, так как был поддержан дворянством и купечеством - теми силами, которые выступали с поддержкой петровских преобразований. Это свидетельствовало о прочности идеологического фундамента, заложенного в петровскую эпоху, когда такие понятия, как "абсолютизм" и "преобразования", воспринимались как синонимы. Прочность и органичность культурных преобразований объяснялась объективной необходимостью их для жизни общества. "Обмирщение" культуры и разрыв с традициями изоляционизма, подъем национального самосознания безусловно ускорялись в связи с активной правительственной поддержкой, но стали возможны благодаря предпосылкам, созданным в предшествующем столетии. Список литературы Водарский Я.Е. Население России в конце XVII - начале XVIII в. - М., 1977. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. - М.,1991. Жигалова С. Художественная культура русской деревни XVIII в. - М.,1989. Зезина М., Кошман Л., Шульгин В. История русской культуры. - М., 1990. История культуры России. - М. ,1993. Кирилов И.К. Цветущее состояние Всероссийского государства. - М., 1977. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. Павленко Н.И., Андреев И.Л. и др. История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. - М.: Высш. шк., 1998. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. - М., 1937. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом // Избранные труды. Записки. - М., 1983. Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX в. - М., 1985. 1 Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом // Избранные труды. Записки. М., 1983. С. 52. 2 Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII - начала XIX в. М., 1985. С. 4, 11. 3 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 20. 1 Солдатские дети - это дети рекрутов, родившиеся во время их службы в армии. Введенная при Петре I рекрутская система комплектования армии предполагала пожизненную службу солдат. Отданный в рекруты, его жена и дети уже не принадлежали к прежнему сословию. 1 Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. С. 247. 1 Григорианский календарь был введен в нашей стране после Октября 1917 г. в соответствии с Декретом СНК от 14 февраля 1918 г. Старый юлианский календарь сохранился в православной церкви. 15 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|