Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка бизнес-плана строительства АЗС
 Проектирование системы управления персоналом на предприятии "Элекс-ком"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Культурология

реферат

Архитектурный образ «дворянского гнезда»



СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Дворянская усадьба как феномен русской культуры 4
2. Усадьба Шереметьевых в Останкино 7
Заключение 13
Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Выбор темы рефераты обусловлен значением усадьбы в культуре России. На протяжении многих веков усадьба являлась важным компонентом отечественной культуры.
Об актуальности данной темы говорит и то, что сейчас ощущается повышенное внимание к истории Москвы, особенно среди молодежи. Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины, ее культурное наследие.
Усадебная культура является неотъемлемой частью национального историко-культурного наследия. Русская усадьба - огромный пласт отечественной истории и культуры, с которым тесно связаны литература, музыка, живопись, различные виды искусств. Самоценность усадебного быта воспета в поэзии П. А.Вяземского, А. А. Фета, А. К. Толстого, автобиографических книгах Л. Н. Толстого, романах И. А. Гончарова Н. С. Лескова, драмах и повестях А. П. Чехова. В усадебных постройках и парках воплощались лучшие и самые прогрессивные архитектурные идеи своего времени: над проектированием и строительством зданий и садово-парковых работали выдающиеся архитекторы, нередко приглашенные для этих целей из-за границы. В усадьбах десятилетиями собирались художественные коллекции живописи, скульптуры, мебели, хранились и пополнялись ценнейшие библиотеки и архивы - здесь были центры культурной и общественной жизни дореволюционной России.
Своеобразные исторически сложившиеся предпосылки возникновения и развития русской усадьбы сделали ее ярко выраженным национальным явлением.
А.А.Фет задавался вопросом: "Что такое русская дворянская усадьба с точки зрения нравственно-эстетической?" И сам отвечал: "Это "дом" и "сад", устроенные на лоне природы, когда человеческое едино с "природным" в глубочайшем органическом расцвете и обновлении, а природное не дичится облагораживающего культурного возделывания человеком, когда поэзия родной природы развивает душу рука об руку с красотой изящных искусств, а под крышей усадебного дома не иссякает особая музыка домашнего быта, живущего в смене деятельности труда и праздного веселья, радостной любви и чистого созерцания". Русская усадьба является феноменом, во многом определившим облик всех тех, кто в ней проживал, и в первую очередь правящего сословия - дворянства. Усадьба осмысливается как знак России, символ отечественной культуры в изобразительном искусстве, литературе, музыке и в домашнем образовании.
Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами.
1. Дворянская усадьба как феномен русской культуры
Русская дворянская усадьба в качестве явления художественной культуры изучена мало, хотя существует литература, посвященная усадебным культурным центрам этого времени.
Художественный мир русской дворянской усадьбы слагался из сочетания различных видов искусства, художественной и общественной жизни, культурного, хозяйственного и повседневного быта, комфортабельной и одновременно изысканной архитектурной средой гармонично вписывавшейся в живую природу. Это компилятивное сочетание не только было тесно связано с процессами, происходившими в русской художественной культуре XIX века, но и оказывало на эти процессы значительное влияние.
Воспетая писателями и поэтами дворянская усадьба с одной стороны, сама была своеобразным феноменом культуры. Усадьба являлась составной частью провинциальной культуры и в то же время принадлежала и культуре городской, таким образом участвуя во взаимном обмене этих двух полюсов культуры, способствуя их обогащению и укреплению.
В XIX в. в усадебном строительстве доминирует классицизм. Этот стиль "способствовал сохранению цельности человеческой породы, утверждая, что все противоречия могут быть преодолены". Именно гармония "дома", "сада" и "природы", о которой писал Фет, и нашла свое отражение в классицизме. Отсюда стремление обособить, отделить и сгармонизировать островок усадьбы. Она давала ощущение независимости и свободы (культ античности). Усадьба укрепляла веру человека в свое благополучие. Она была родиной дворянину (человеку), здесь проходило его детство, сюда он возвращался, чтобы смерть избавила от старости.
Вообще, художественный облик усадьбы был настроен на то, чтобы вся ее среда источала историю. Классицизм связывал прошлое и настоящее, античность и современность. Об античности напоминали:
колонны главного дома;
росписи, подражающие помпейским;
"антикизированная" мебель и утварь.
Скульптурные изваяния в доме, мраморные статуи перед домом и в саду представляли героев древности и мифологические аллегории.
Попадая в господский дом можно увидеть как изделия художников-самоучек, так и произведения лучших портретистов и пейзажистов Западной Европы и России.
В общественной жизни XIX в. было две стороны городская и деревенская. И потому усадьба стала неким символом российской жизни, что она была тесно связана с обоими полюсами общественного бытия.
Не только статуями богаты усадебные коллекции. Каждая усадьба представляет собой картинную галерею. Причем чаще всего они являются не атрибутом богатства и знатности, а подобраны с большим вкусом и идеально вписываются в интерьер.
Почти обязательная принадлежность усадьбы - это фамильные портреты. Портретная галерея предков своим размахом напоминали крупные дворцовые собрания прежних русских вельмож.
Как известно, расцвет дворянских помещичьих усадеб приходился на конец ХVIII - первую половину XIX века. Именно в эти годы сеть усадеб охватила буквально всю европейскую часть России. Как правило в одном и том же уезде можно было встретить жителей Санкт-Петербурга, Москвы, Курска (Барятинские, Юсуповы, Голицыны и т.д.). Обмен новостями, модами, знаниями из самых разных областей науки и искусства делали усадьбу одним из ведущих центров распространения новой информации, охватывающей буквально все сферы жизни русского провинциального общества.
Для обучения детей помещиков в усадьбы приглашались учителя - это были прежде всего студенты, молодые люди, только что окончившие учебные заведения, а также иностранные преподаватели - французы, немцы. Некоторые литературные произведения того времени дают некий образ учителя, хотя и искаженный. Образы создают Фонвизин в "Недоросле", или Пушкин в "Евгении Онегине" ("француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя"). Для исправления этого стереотипа достаточно вспомнить, что многие замечательные отечественные писатели и ученые в молодости занимались репититорством (Чехов и др.) и работали учителями в усадьбах.
Во многих даже самых заурядных усадьбах собирались прекрасные библиотеки, в которых хранились книги и журналы, поступающие не только из Москвы и Петербурга, но и из-за границы. Среди книг встречались не только художественные произведения, но и разнообразные руководства по ведению хозяйства, по строительству. Такие книги стали для многих помещиков тем источником, который определил их художественные вкусы и знания в области строительства, в сельском хозяйстве, позволил расширить многообразие форм природопользования.
Практически все крупные дворянские усадьбы являлись музыкальными центрами. Особое качество и масштабы принимало музыкальное творчество в усадьбах некоторых петербургских вельмож. В Борисовке, принадлежавшей Шереметьевым, была создана прекрасная хоровая капелла, гастролировавшая даже в Москве и Петербурге.
Использование последних достижений ландшафтной архитектуры в конце XVIII-XIX веке привело к тому, что вокруг усадьб не только устраивались пейзажные парки, но и как бы заново создавался весь окружающий ландшафт.
Особую роль играли усадьбы - родовые имения наиболее знаменитых дворянских фамилий или богатых и знатных людей. Для них был открыт доступ к самым последним достижениям в области сельского хозяйства, промышленности, к новым технологиям они знакомились с наиболее передовыми идеями в искусстве, политике, науке.
Влияние усадеб проявлялось не только в жизни дворянства, оно самым существенным образом внедрялось и в крестьянскую культуру. Об этом свидетельствует и использование новых технологий в крестьянских хозяйствах и распространение художественных принципов и стилей, выработанных в профессиональном искусстве, в народном творчестве, включение современных форм декора в убранство фасадов деревенских крестьянских домов и т. д.
Роль усадьбы не ограничивалась внедрением инноваций в культуру провинции, она сыграла огромную роль в возрождении народного искусства, в формировании современной народной культуры. Большинство русских художников, композиторов, писателей впервые познакомилось с народной культурой через усадьбу. Об этом чаще всего писали в связи с творчеством Пушкина, Мусоргского и Толстого. Но такой список мог бы быть бесконечным. В конце XIX века, когда в среде русской интеллигенции была весьма популярной идея о необходимости сохранения и возрождения народного искусства, именно усадьба оказалась наиболее подготовленной к тому, чтобы взять на себя роль лидера в этом благородном деле.
В отличие от монастырей, поддерживающих свет религиозно-духовной культуры России, усадьбы играли ведущую роль в сохранении и распространении светской культуры. Однако место церкви в усадьбе было также значительным: ведь усадьба - это комплекс, состоящий из жилого дома, церкви, хозяйственных служб, парка, сельскохозяйственных и лесных угодий. Усадебная церковь являлась тем связующим звеном, которое духовно объединяло господ, дворовых людей и жителей примыкающих к усадьбе деревень, делало их контакты более тесными и более человечными.
При этом хозяева усадьбы имели возможность лучше узнать крестьян, а крестьяне приобщались к более высоким духовным и культурным ценностям. Так, например, можно предположить, что требования к проведению религиозных обрядов, к уровню образованности самих священнослужителей в усадебных церквях были более высокими, чем в обычных сельских храмах.
Взаимодействие светской и духовной культуры, тесное переплетение всех видов и форм культуры - бытовой, хозяйственной, художественной, политической с религиозными нравственными категориями поддерживало усадьбу на передовых рубежах культурной жизни страны.
2. Усадьба Шереметьевых в Останкино
Усадьба Останкино - уникальный по сохранности памятник русской архитектуры XVIII века, расположенный в северной части Москвы.
Когда-то подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды от Кремля и привлекает любителей прекрасного строгими формами классицистической архитектуры, изысканной красотой интерьеров дворца и уединенной тишиной старинного парка.

Рис. 1. Усадьба Останкино
Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких столетий. Первые сведения об Останкине относятся к середине XVI века.
Впервые одно из самых интереснейших мест в Москве упоминается как деревня Осташково в межевой книге по Московскому уезду за 1558 год и числится за Алексеем Сатиным, известной личностью за времена празднования Ивана Грозного. Он выступал против внутренней политики Царя, за что и был казнен. После казни Сатина Иван Грозный подарил Осташково своей жене, а затем и одному из своих опричников - "немчину" Ивану Григорьевичу Орту. В 1584 году оно под именем сельца "Осташково на суходоле" принадлежало дьяку В. Я. Щелканову, а с 1617 года князю И. Б. Черкасскому. Предок Черкасских черкесский князь Семен Андросович в XVI веке приехал на службу к московским государям, за что он сам и весь его род были богато одарены земельными владениями под Москвой, получили покровительство царя и вошли с ним в родство.
В 1743 году деревня Осташково, ставшая селом Останкиным, была отдана в приданое за дочерью князя Черкасского Варварой, вышедшей замуж за сына графа Бориса Петровича Шереметьева, знатного вельможи и сподвижника Петра Великого за воинские заслуги получившего самое высокое звание - генерал фельдмаршала. С того времени Шереметьевы владели Останкиным до самой Октябрьской революции.
Расцвет села Останкино в русской истории с именем графа Николая Петровича Шереметьева, внука героя петровских времен, птенца "гнезда Петрова". Именно при нем был построен знаменитый Останкинский Дворец.
Дворец строился в 1791 по 1799 года, к его строительству на разных стадиях было привлечено много русских и заграничных зодчих. Проекты перестройки были выполнены архитекторами Франческо Кампорези и Джакомо Кваренги, но они не понравились владельцу и он поручил работу крепостным зодчим Алексею Миронову, Григорию Дикушину и Павлу Аргунову, которые завершили работу.
Память крепостного П. И. Аргунова, который повседневно был связан со строительством дворца в Останкине в 1966 году была увековечена: 1-й Останкинский проезд был переименован в Аргуновскую улицу. Впрочем, считается, что таким образом сохранена память обо всей семье русских крепостных художников Аргуновых: Иване Петровиче и его сыновьях Николае и Павле.
Дворец стоит в старинном парке на берегу пруда. Он построен из дерева, но отштукатурен и производит впечатление каменного. П-образное в плане здание с парадным двором выдержано в стиле зрелого классицизма. Центральная часть акцентирована шести колонным коринфским портиком, стоящем на рустованном выступе первого этажа. Ионические колонны, декорирующие боковые ризалиты, дополняют торжественный облик парадного фасада.

Рис. 2. План дворца
Останкинский дом по убранству и роскоши представлял целый музей: масса бронзы, гобеленов, художественных статуй, картин, венецианские зеркала, всюду мрамор, мозаика, золото, китайский и японский фарфор, мебель с инкрустациями и т.д.
Нижний этаж был обитаем, верхний же представлял великолепный театр, окруженный настоящими чертогами. Сад в Останкине делился на английский и перед домом; аллеи лип были подстрижены стенами и кругами, всюду виднелись мраморные статуи, беседки и т.д. Известно, что создание парка граф поручил англичанину Р. Маннерсу. Перед фасадом усадьбы находился пруд (сохранившийся до наших дней), его окружал лес, который сливался с Марьиной рощей. И только ближайшие к дому аллеи и лужайки носили французский характер.

Рис. 3. План усадьбы
Налево от дворца могучая кедровая роща, по предания, вывезенная из Сибири старым владельцем Останкина, князем Черкасским, бывшем сибирским губернатором. В этой роще стоит мраморная урна над прахом любимой собаки графа. Недалеко отсюда была и "Аллея вздохов" из лип. Между деревьями встречаются вековые дубы, и среди них есть могучий дуб - прародитель всех тамошних дубов, имеющий за собой несколько столетий.
Начало Останкинскому парку было положено еще в середине XVIII века. Окончательно он сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. и состоял из Увеселительного и Прибавочного садов. Территория Увеселительного сада примыкала ко дворцу и включала в себя несколько гармонично соединенных элементов ландшафтной архитектуры: регулярную часть с двумя восьмилучевыми аллеями, партер, некогда опоясанный аллеями "берсо", насыпную горку Парнас, несохранившиеся ныне "собственный садик" и кедровую рощу, а также несколько участков в модном тогда "английском", т.е. пейзажном стиле. В этом же стиле был спланирован и обширный Прибавочный сад с несколькими живописными прудами. Немногочисленные парковые строения до наших дней не сохранились, но имеющиеся чертежи позволяют восстановить их в процессе реставрации Увеселительного сада.

Рис. 4. План увеселительного сада
Император Павел не раз посещал Останкино. Однажды граф Шереметьев приготовил ему однажды следующий сюрприз: когда государь проезжал густую рощу, которая заслоняла вид на Останкино, то вдруг, как бы по мановению волшебного жезла, деревья упали, открыв красивую панораму всего Останкина.
В ожидании государя сделана была от начала рощи до самого Останкина просека, у каждого подпиленного дерева стоял человек и, по данному сигналу, сваливал деревья. Император Павел был очень удивлен, любовался декорацией и благодарил хозяина за доставленное ему удовольствие.
Король был удивлен великолепием Шереметьевского имения. После роскошного обеда король отправился в театр, на котором крепостные актеры сыграли уже игранную при Екатерине пьесу "Самнитские браки"; роскошные костюмы, точные эпохе, были необыкновенно богаты, на артистке, игравшей главную роль, было ожерелье ценой в 100 000 рублей; декорации были написаны Гонзаго.
После шел балет, и затем все гости уже танцевали в залах; под конец был предложен ужин, в зале, в которой ужинали, был устроен роскошный буфет, уступы которого были уставлены драгоценными сосудами. Большие блюда с десертами были накрыты хрустальными колпаками, на которых были представлены разные этрусские фигуры. Дорога, по которой поехал в Москву, была вся освещена горевшими смоляными бочками.
Во время коронационных празднеств императора Александра I Останкино посетил государь - здесь ему был устроен пышный праздник. Государя с семейством встретили полонезом Козловского, слова Державина "Гром победы раздавайся", с пушечными выстрелами; затем была пропета кантата на день коронования государя: "Русскими летит странами на златых крылах молва"; после пел еще графский хор известные тогда куплеты: "Александр! Елизавета! Восхищаете вы нас!.."
По окончании обеда высокие посетители приглашены были в темную комнату, обращенную окнами на двор, и оттуда смотрели блистательный фейерверк. Блестящая иллюминация, устроенная Шереметьевым, от Останкина тянулась на пять верст к Москве и стоила ему несколько десятков тысяч рублей.
Второв в своих записках говорит, что на всем пути стояли какие-то изобретенные особые машины, в конструкцию которых входила серебряная ткань. Теперь нельзя представить той роскоши, блеска, которыми отличались почти все московские собрания эпохи восшествия на престол Александра I - возможен ли теперь, например, маскарад с пятнадцатью тысячами гостей, вроде того, который был устроен в Слободском дворе по случаю коронации императора?
Не менее богатый праздник в Останкине дали опекуны молодого графа, во время пребывания двора с новобрачными в 1817 году; в это время посетил не имение Шереметьевых и прусский король Вильгельм III, отец новобрачной. Прием царственных особ состоялся утром, в полдень был здесь утренний спектакль, давали русскую пьесу: "Семик или Гулянье в Марьиной роще". Пьеса эта долго не сходила в то время с репертуара; она была не что иное, как большой дивертисмент из песен и плясок.
Самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников - Церковь Живоначальной Троицы конца XVII века с девятиярусным резным иконостасом. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки церкви, остальные - к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле "московского узорочья" возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами.

Рис. 5. Церковь Живоначальной Троицы
Строилась церковь князьями Черкасскими, владевшими усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века. При них Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. Усадьба была в то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд принимали императрицу Елизавету Петровну.
После смерти графа Н.П. Шереметьева 2 января 1809 года все его имение (в том числе и Останкино) перешло к единственному сыну, графу Дмитрию Николаевичу, которому в то время не было и шести лет от роду. Поэтому всей собственностью юного графа распоряжались его опекуны. Но эти "заботливые" опекуны, во время долгой опеки, все свозили, уничтожали, и продавали даже с аукциона все движимое имение, все памятники, постройки, здания, сооружения и прочее, прикрываясь недостатком средств для штата. Нашествие французов в 1812 году пришлось как раз к стати. Ссылаясь на посещение неприятелей подмосковных имений Шереметьева, они списали огромные списки вещей, будто бы расхищенных или уничтоженных французами.
Но на самом деле французы тоже "постарались", благополучно разграбив большую часть имения Шереметьевых. Солдаты графа де Мильгама прославились вандальским разрушением: они разбили мраморные вазы, искалечили скульптуры, изломали мебель, расстреляли из ружей картины, написанные знаменитыми художниками.
Побывав в 30-х гг. в Останкине, А.С. Пушкин отметил в своих заметках запустение в усадьбах: "Роговая музыка не гремит в рощах Останкино и Свирлово (Свиблово)... Плюшки и цветные фонари не освещают английских дорожек, ныне заросших травой, а некогда усаженных миртовыми и померанцевыми деревьями, насчитывающими сотни лет своего существования. Барский дом дряхл...".
В 1918 году Останкинский дворец был добровольно передан государству последним владельцем Останкина графом С. Д. Шереметьевым. В 1919 году он был открыт для посещения и стал называться Музеем творчества крепостных.
Но в настоящее время Останкино ассоциируется, в основном, с телецентром и знаменитой Останкинской башней. А не зря она так знаменита, ведь эта башня видна из любой точки Москвы, она является архитектурным центром телевизионного и радио комплекса, который был заложен 22 апреля 1964 года.
Недалеко от исполинской иглы находится здание длиной 415 и шириной более 100 метров. Четырехэтажный корпус из сборного железобетона, стекла и алюминия как бы охватывает центральную, 12 - этажную башню. Здесь размещаются студии и редакции телецентра. Площадь всех его 4 тысяч помещений - 173 тысячи квадратных метров.
Рядом, на улице Академика Королева к 1980 году создали новый теле радиокомплекс, который после Олимпийских игр был включен в состав Телецентра в Останкине.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении кратко охарактеризуем другое яркое "дворянское гнездо", а именно усадьбу Архангельское (имение Голицыных, Юсуповых), а также царские усадьбы Коломенское, Измайлово, Воробьево.
Среди замечательных архитектурных ансамблей, построенных под Москвой в конце XVIII - начале XIX века, одно из первых мест по праву занимает Архангельское.
Традиции русской национальной культуры, на редкость многообразно представленные в Подмосковье, отразились и в замысловатых узорах наличников крестьянских домов, и в облике архитектурных ансамблей дворянских усадеб, построенных в XVIII - начале XIX века. К числу таких усадеб принадлежит и Архангельское. Но прежде чем стать выдающимся памятником русского классицизма, Архангельское прошло путь длиной почти в три столетия.

Рис. 6. Усадьба Архангельское
В числе первых в усадьбе сооружались флигеля с оранжереями над Москвой-рекой. На рисунке 1786 года, сделанном, видимо, рукой крепостного художника (известно, что у Н.А. Голицына он был), изображен один из этих флигелей вместе с прилегающим к нему участком регулярного парка. Это часть большого партера со стриженными в виде шпалер деревьями. Фоном для них служит зеленая стена, также созданная из стриженых лип.
Неизвестный архитектор предпочел не замыкать оранжереями перспективу парка, как в Кускове, а поставил их по сторонам большого партера, создав своеобразную раму, сквозь которую пейзаж за Москвой-рекой стал восприниматься как естественное продолжение парка. Бесконечные дали открываются с большого холма, склоны которого были использованы для устройства террас с балюстрадами и белокаменными подпорными стенами. Подобные террасы, характерные для парков Италии и весьма редкие в подмосковных усадьбах, сооружались по проекту работавшего в России итальянского архитектора Д. Тромбаро (1742-1838).
Партер и террасы были украшены разнообразной скульптурой: 14 львов, 4 собаки, 28 бюстов, 2 гладиатора и 8 "разных штук" упоминаются в описи 1810 года.
В 20-х годах XIX века окончательно складываются интерьеры дворца, в основном сохранившиеся до наших дней.
Ансамбль получил свое окончательное завершение после перестройки террас парка, которая проводилась архитектором В.Г. Дрегаловым в 1829-1830 годах. В.Г. Дрегалов переделал подпорные стены верхней и нижней террасы, построил над обрывом к Москве-реке две беседки и новые оранжереи.
Так в течение полувека трудом нескольких поколений была создана эта усадьба, которая, по словам известного литератора того времени Нестора Кукольника, "более походит на царское, нежели на боярское поместье". Восхищаясь Архангельским, он не обошел молчанием и тех, кому усадьба была обязана своим существованием.
Дворцово-парковый ансамбль в Архангельском, основные элементы которого сложились на рубеже XVIII и XIX столетий, возник в период расцвета архитектуры классицизма.
Это нашло свое выражение в облике дворянских усадеб конца XVIII-начала XIX века. При всем многообразии архитектурных замыслов, расположения и размеров усадеб они имели общие принципы построения ансамбля. Все это в полной мере можно отнести и к Архангельскому.
Традиционной аллеей, которая с московской дороги через рощу вела гостей во дворец, открывается въезд в усадьбу. Кроме нее с востока и запада в Архангельское шли две другие, обсаженные липой дороги, но главная перспектива имеет особое назначение парадного въезда, откуда открывается вид на Большой дом.
Не совсем верно широко распространенное мнение о том, что парковая скульптура в Архангельском сделана в основном итальянскими мастерами, Многие скульптуры, действительно, сделаны итальянцами-мраморщиками; они сделаны в России из мрамора, который князь Н. Б. Юсупов специально заказывал и привозил из Каррары. Подобную скульптуру делали известные в то время итальянские мастера С. П. Кампиони и братья Трискорни, большую часть жизни прожившие в России. Менее известным мастером был итальянец Карл Сильвестр Пенно, который, судя по документам, в течение многих лет выполнял заказы Н. Б. Юсупова.
Кроме скульптуры парк украшают беседки, павильоны, памятные колонны. Сейчас с террас почти не видны скрытые разросшимися деревьями две наиболее старые постройки, оставшиеся еще со времен Голицына. Это малый дворец "Каприз" и центральная часть бывшей "Библиотеки" - павильон "Чайный домик", получивший такое название в XIX веке. После пожара 1829 года, когда сгорели деревянные крылья этого павильона, фасад его был заново отделан архитектором В.Г. Дрегаловым.
Недалеко от этих построек в 1819 году Е. Д. Тюрин построил еще один павильон - "Храм Екатерины". Это небольшая, напоминающая портик античного храма беседка, в глубине которой помещена бронзовая фигура богини правосудия Фемиды, сделанная по модели скульптора М. И. Козловского. Статуя Фемиды была аллегорией, прославляющей достоинства императрицы, которой посвящены строки, взятые из Т. Тассо.
В западной части парка, недалеко от дворца, находятся два самых поздних в Архангельском памятника. Сливается с черными стволами деревьев скульптура "Скорбь" - бронзовая фигура юноши с гаснущим факелом. Скульптура, исполненная немецким мастером К. Г. Бартом, установлена в 1908 году. В аллее, украшенной бюстами античных богов и философов, стоит памятник Пушкину.
До сих пор строительство в царских усадьбах не рассматривалось как особое явление в истории русского зодчества XVII века, в котором возрастает удельный вес царского усадебного строительства в общерусском архитектурном процессе. До второй трети XVI в. безусловно определяющим в зодчестве Московской Руси было строительство в Москве, и в первую очередь в Московском Кремле. Именно там возникали постройки, дававшие начало новым типологическим линиям (ярчайшие примеры - Успенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого). Тогдашние усадебные храмы Александровской слободы как времени Василия III, так и эпохи Ивана Грозного по преимуществу развивали формы, появившиеся в зодчестве столицы. И даже шатровые церкви получили распространение не непосредственно вслед за строительством храма Вознесения в Коломенском, а в 1560- 1570-е годы, когда был сооружен собор Покрова на Рву на главной городской площади Москвы. Возможно, строительная деятельность правителей в своих усадьбах на этом этапе еще воспринималась как частная и поэтому не вызывала массовых подражаний. Характерно, что церковь Борисова городка, наиболее близкая по облику к церкви Вознесения в Коломенском, была выстроена Борисом Годуновым также в собственной усадьбе.
Необычными для древнерусского зодчества была Воробьевская усадьба - около 170 м по фасаду, что далеко превосходило все существовавшие к тому времени дворцовые здания Москвы и приближало масштаб нового дворца к привычному для европейских монархов. Впрочем, по мнению Н.В. Султанова, внутри дворца этот масштаб нарушался членением интерьера на относительно небольшие ячейки-клети (9*9 аршин). Однако надо учесть, что помещения указанного размера - около 40 м2 - в XVII в. воспринимались не как небольшие, а, напротив, как вполне обширные и просторные, учитывая отсутствие опор и двухсаженную (четырехметровую) высоту.
Не менее плодотворным строительство в дворцовых усадьбах оказалось для развития церковного зодчества. В 1671 г. началось строительство Покровского собора в Измайлове. Мастера повторили предписанные им размеры александровской постройки. Однако возведенный в Измайлове собор разительно отличался от прототипа, и не только отсутствием подклета и пятиглавием вместо единственной главы. Основной нетрадиционной его особенностью стало идеально центричное решение внутреннего пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Благой М.Т. Архитектурные памятники. - М.: Наука, 1989.
История русской культуры. Т. 8. - М., 1952.
Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. - М., 1990.
Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. - М.: Наука,1998.
Милюков Н.В. Очерки истории русской культуры.- М.: Знание, 1989.
Стернин Ю.Г. Усадьба в поэтике русской культуры // Русская усадьба. Вып. 1(17). М. - 1994.
Турчин В.С. Усадьба и судьба классицизма в России // Русская усадьба. Вып. 1(17). М. - 1994.
Фет А.А. Воспоминания. - М.: Детская литература, 1988.

15

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Назначение и конструкция детали
 Методы и приемы, повышающие качество обучения иностранному языку
Ваши отзывы
tl7hig
Hello World! https://racetrack.top/go/hezwgobsmq5dinbw?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b&

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.