Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Проблема адекватности перевода на русский язык романа Раймона Кено "Голубые цветочки"
 Управление рекламной кампанией в рамках интегрированных маркетинговых коммуникаций финансово-кредитного учреждения
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

контрольная работа

Сравнительный социально-экономический анализ Южной Кореи и Тайваня; мировой рынок ссудных капиталов



Содержание
лист 1. Сравнительный социально-экономический анализ Южной Кореи и Тайваня 3 2. Мировой рынок ссудных капиталов 15 Список литературы 20

1. Сравнительный социально-экономический анализ
Южной Кореи и Тайваня
Тайвань входит в число двадцати самых мощных в экономическом отношении стран мира. Его валютные резервы составляют 90,6 миллиардов долларов и по этому показателю Тайвань занимает второе место в мире (после Японии). Тайвань сохраняет высокие темпы наращивания своего экономического потенциала. Стратегия развития экономики определяются официальными шестилетними планами национального развития. В обрабатывающей промышленности наиболее развиты радиоэлектронная, химическая, судостроительная, текстильная, кожевенно-обувная, швейная отрасли. Тайвань занимает ведущее место в мировом производстве компьютерного оборудования, электронной бытовой аппаратуры, одежды, обуви, спортивных яхт, камфары. В значительных масштабах на мировой рынок поставляется продукция мебельного, металлургического, химического производств и точного машиностроения.
Относительно промышленности сельское хозяйство Тайваня занимает скромное место. Тем не менее на острове значительны масштабы производства риса, зерновых, сахарного тростника, бетеля, кокосов, бамбука, сорго, чая, тропических фруктов и овощей. В животноводстве ведущее место принадлежит разведению свиней и птицы. Неплохо развито на Тайване рыболовство.
Остров покрыт густой сетью железных дорог (длина - 4209,1 км на 1994 год). Основные порты Тайваня - Гаосюн, Цзилун, Тайчжун, Хуалянь, Суао. Объемы экспорта и импорта Тайваня превышают сто миллиардов долларов ежегодно. Основные торговые партнеры: США, Япония, Гонконг. Китай с Тайванем напрямую не торгует, тем не менее такая торговля существует и занимает весьма значительное место. Денежная единица Тайваня - тайваньский доллар.
Значительным шагом стало создание в 1996 г. экономических зон расширения экспорта. Ориентированные на экспорт отрасли промышленности, намереваясь использовать преимущества низкооплачиваемого труда, начали проникать на мировые рынки. В сельскохозяйственном секторе были успешно внедрены новые виды продуктов и экспорт этих продуктов энергично поощрялся.
Политическая стабильность, трудолюбивая и добросовестная рабочая сила, социальное спокойствие позволили Тайваню привлечь значительные иностранные инвестиции, что способствовало ускоренному промышленному росту. В течение тридцати с лишним лет иностранный капитал был особенно активен в двух отраслях национальной промышленности - производстве электротоваров и машиностроении. Так, в период с 1973 по 1983 г. лидерами по объемам привлеченных средств в тайваньской экономике были: машиностроение (46 % от общего объема инвестиций в отрасль), производство электротоваров (42 %), неметаллическая минеральная продукция (28 %), резиновая и нефтехимическая отрасли (19 %). За 1984-1994 гг. структура распределения инвестиций в основном была прежней: доля прямых иностранных инвестиций в машиностроение была равна 35 %, в производство электронных и электрических изделий - 24 %, в резиновую промышленность - 33 %.
Инвестиции в экономику Тайваня - это не только вложение капитала, но и вклад в развитие новых технологий, успешный переход от традиционной продукции к ее высокотехнологичным видам, повышение качества менеджмента. Кроме того, развивая контакты с иностранными компаниями, тайваньские фирмы получали более выгодных партнеров по импорту материалов и оборудования, новые рынки для экспорта.
Индустрия высоких технологий с начала 70-х гг. стала движущей силой в развитии обрабатывающего сектора национальной экономики Тайваня. С целью формирования среды, максимально способствующей развитию промышленных технологий, правительство в 1980 г. основало научно-индустриальный парк Ксинчоу и предприняло шаги по поощрению инвестиций. Предприятиям, расположенным в этой зоне, предоставлялись многочисленные льготы. Возможность аренды земли и производственных мощностей вместо их покупки снизили затраты этих предприятий, а гранты на исследовательские и внедренческие проекты в области технологических новаций стали своего рода дополнительной льготой для предпринимателей, наградой за их усилия, направленные на постоянное развитие технологических инноваций. Различные административные, налоговые льготы стимулировали развитие среды, способствующей экономическому росту. Для этнических китайцев, приехавших из других стран, и прочих иностранцев, работающих в парке, были открыты двуязычные школы и другие образовательные центры. К 1995 г. Республика Китай на Тайване заняла третье место в мире среди крупнейших производителей информационной продукции. Значительный вклад в это достижение внес парк Ксинчоу. Совокупный объем продаж предприятий парка в 1995 г. превысил 280 млрд НТД (10,3 млрд дол. США). Информационная продукция, производимая в основном в пределах парка, составила значительную долю мирового рынка: сетевые интерфейсные карты (35 % мирового производства), "мыши" для компьютеров (80 %), сканеры (60 %). Тайвань стал вторым крупнейшим мировым производителем компьютерных терминалов.
Столь стремительный успех производства информационных технологий был во многом обусловлен не только хорошим качеством и приемлемыми ценами, но и крупными капиталовложениями (т. н. реинвестирование), полученными от продаж, развития широкой сети гарантийного и постгарантийного сервиса во многих регионах мира, а также способностью компаний-производителей чутко реагировать на любые изменения конъюнктуры рынка.
Информационную отрасль на Тайване можно представить в виде пирамиды: на вершине - немногочисленная группа людей из числа руководителей компаний, менеджеров и т. п. - "мозговой центр", который отслеживает общие тенденции, происходящие на мировом компьютерном рынке. Между ними существует очень четкое и сбалансированное распределение обязанностей. Основание пирамиды представлено непосредственно малыми и средними предприятиями. В свою очередь среди этих предприятий существует иерархия, носящая горизонтальный характер: одни занимаются собственно изготовлением, другие разрабатывают дизайн продукции, третьи занимаются конструкторско-изыскательскими работами и т. п., причем тратят на это значительные средства. Кроме того, высокая зависимость от импорта комплектующих элементов и современных технологий из США и Японии накрепко привязывает к ним местные компании, и конечный успех во многом обусловлен характером деловых отношений с этими странами.
В 1995 г. в сфере информационно-технологических услуг отмечен рост 16 %, достигнута цифра 1,62 млрд дол. США, что явилось результатом Программы развития национальной информационной инфраструктуры, бурного развития сети Интернет и продолжающегося развития средств мультимедиа6. Компьютерные программы Тайлора все еще преобладают на рынке, хотя прибыль от них уже не столь высока. В долгосрочном плане возможности местного рынка компьютерных программ представляются весьма ограниченными, что побуждает руководство отечественных фирм - производителей таких программ уже сейчас прилагать усилия для формирования глобальной торговой сети в целях продвижения своей продукции и удержания лидерства на китаеязычном рынке компьютерных программ. Опасения для этого реально существуют: Тайваню все труднее становится конкурировать в этом сегменте рынка с Китаем.
В марте 1995 г. было сформировано Координационное управление АТРОЦ, основной задачей которого стало обеспечение иностранным компаниям полного спектра услуг в интересах извлечения максимальной выгоды от реализации внешнеэкономических проектов. Так, всемирно известная корпорация Du Pont уже обнародовала планы своей экспансии на азиатский рынок. Гигант химической промышленности Bayer рассматривает возможность строительства на площади 80 га возле Тайхунг Харбор крупного химического завода. Тайвань рассматривается как один из вероятных кандидатов на сооружение этого завода, что сулит получение огромных прибылей. Что касается других специфических мероприятий по трансформации острова в важнейший региональный экономический узел, стоит отметить программу по снижению в 1999 г. тарифов на импорт с 6,5 % до 5 % и дальнейшую либерализацию в сфере услуг.
Таким образом, подтверждается мысль о высокой степени коррелированности высоких темпов экономического роста изменениями в структуре производства и экспорта и большой долей прямых иностранных инвестиций в национальной экономике. За период с 1986 по 1997 г. доля техноемкой продукции в объеме производства выросла с 24 % до 38,8 %, в то время как доля высоких технологий в общем объеме экспорта за этот же период увеличилась более чем в 2 раза - с 18,4 % до 40,4 % (табл. 1).
Таблица 1
Структура производства и экспорта Год Структура производства по отношению к объему производства, % Структура производства по отношению к технологической эффективности, % традиционная базовая технологически емкая высокая средняя низкая 1986 40,4 35,6 24,0 18,4 33,7 47,9 1987 39,1 34,7 26,3 19,4 35,2 45,4 1988 36,1 36,2 27,7 22,6 36,9 40,6 1989 35,4 35,3 29,3 24,2 38,1 37,7 1990 34,7 34,9 30,4 26,7 38,6 34,7 1991 33,7 35,1 31,2 27,2 38,5 34,3 1992 33,0 34,9 32,2 29,5 38,5 32,0 1993 31,3 35,1 33,6 31,4 40,3 28,3 1994 29,7 36,2 34,1 32,5 42,0 25,6 1995 26,7 37,6 35,7 36,5 41,4 22,0 1996 26,4 35,9 37,7 39,6 38,9 21,5 1997 24,5 36,7 38,8 40,4 40,2 19,3 Государственный бюджет, включающий трансфертные поступления, вплоть до 1990 г. был профицитным, что было важным источником финансовых ресурсов для инвестиций в инфраструктуру. В течение трех десятилетий государственное строительство практически целиком финансировалось за счет профицита баланса текущего счета бюджета (что составляло примерно 30 % от текущих расходов государственного бюджета), и правительство за это время эмитировало крайне незначительный объем государственных ценных бумаг. Однако начиная с 1991 г. объем профицита государственного бюджета стал сокращаться, в основном из-за отрицательных показателей роста доходов центрального правительства.
Одной из причин падения доходов центрального правительства стало сокращение поступлений от налога на корпоративные доходы. Другой причиной стало сокращение налоговых поступлений в бюджет от государственных предприятий. Кроме того, в связи с настойчивыми требованиями законодателей и общественного мнения, правительство в последние годы было вынуждено тратить значительно большую часть бюджета на социальные цели. Под действием этих факторов профицит текущего государственного бюджета упал с 37,7 % до 21,7 % (1991-1994 гг.) и до 8,4 % - в 1995 г. Консервативная политика в области государственных инвестиций, проводившаяся в последние годы, естественно, значительно снизила долю совокупного объема внутренних инвестиций, результатом чего стало недостаточное развитие инфраструктуры.
Дальнейшее развитие решения этих проблем получило в Шестилетнем плане национального развития (1991-1996). Результатом стали 14 важных проектов, реализованных в последние годы, и 12 проектов, работа над которыми ведется в настоящее время. В период с 1988 по 1990 г., перед началом реализации Шестилетнего плана национального развития, ежегодные темпы роста государственных инвестиций составляли до 22,4 %, а в период с 1991 по 1994 г. - 17,1 %.
В качестве ответной меры на снижение профицита и в целях повышения эффективности государственного строительного сектора правительство взяло на вооружение механизм СУП (строительство, управление, передача). Проект может быть реализован частной фирмой и находится определенное время в ее управлении, а потом передается правительству. В то же время осуществлялась приватизация некоторых государственных компаний. Так, в частности, электростанции, бывшие до недавнего времени государственной монополией, в настоящее время открыты для частного сектора, и существует движение в сторону приватизации и дерегулирования в области телекоммуникаций.
Иностранные инвестиции и помощь, преимущественно из США, действительно имели огромное значение в экономическом развитии Тайваня. Финансовое вливание было необходимым, но недостаточным фактором развития страны. Роль иностранных инвестиций и помощи в стремительном развитии страны не были бы столь значительными, если бы не усердие и предприимчивый национальный характер ее жителей, политическая стабильность и эффективная экономическая политика правительства, в том числе и направленная на поощрение сбережений и инвестиций. Привлечение иностранных инвестиций и помощи сопровождалось продуманной политикой их использования, либерализацией внутриэкономического и внешнеэкономического развития, улучшением качества рабочей силы, решением проблем занятости и роста благосостояния общества. Так, в 1990 г. был отменен государственный контроль за импортом рабочих и стала реализовываться Программа всеобщего медицинского страхования. Постоянное внимание, эффективная и своевременная реализация в области создания инфраструктуры, целенаправленная модернизация промышленности и экспортная ориентация во многом предопределили современное процветание и будущее экономического роста Тайваня. Будущее развитие Тайваня напрямую связано с мировой экономикой. В последние годы правительство республики активно реализовало свои обязательства в сфере международных экономических связей. В октябре 1991 г. Республика Китай на Тайване стала членом АПЕК, а в сентябре 1992 г. получила статус наблюдателя в ГАТТ. С вступлением в ВТО Тайвань получит доступ к новым каналам сотрудничества с мировым сообществом в вопросах торговли в интересах мировой экономики.
Южная Корея. Находится на Дальнем Востоке, на Корейском полуострове, южнее 38-й параллели. Территория: 99,2 тыс.кв.км. Население: 45,7 млн.чел. (янв. 1997 г.). Столица: Сеул (Seoul) - 10,3 млн.чел. (янв. 1998 г.). Административное деление: 9 провинций и 2 города: Сеул и Пусан, имеющие статус провинций. Официальный язык: корейский. Денежная единица: вона = 100 чонам. Национальные праздники: 15 авг. - День освобождения Кореи (1945 г.); 3 окт. - День основания государства. Отмечается с 1948 г. в память об основании в 2333 г. до н.э. первого корейского государства Древний Чосон. Дипотношения с СССР установлены 30 сент. 1990 г. В дек. 1991 г. РФ признана правопреемницей СССР.
Республика Корея - парламентская республика. Действует конституция, вступившая в силу 25 фев. 1988 г. 15 авг. 1948 г. Южная Корея была провозглашена республикой.
Глава государства - президент, избираемый населением путем всеобщего прямого и тайного голосования сроком на 5 лет. По конституции 1988 г. президентская власть значительно ограничена.
Законодательную власть осуществляет Национальное собрание в составе 299 членов, из которых 253 избираются населением путем всеобщего прямого и тайного голосования, а 46 назначаются от политических партий пропорционально числу мест, полученных в результате выборов. Срок полномочий Национального собрания - 4 года.
Исполнительную власть осуществляет президент и правительство во главе с премьер-министром.
Глава государства, Президент Республики Корея - Ким Дэ Чжун (Kim Dae Jun). Избран 18 дек. 1997 г. Вступил в должность 25 фев. 1998 г.
Накапливавшиеся в течение ряда лет кризисные явления в экономике РК в 1997 г. достигли критического уровня. Произошло заметное снижение конкурентоспособности экономики РК, для которой при полной зависимости от импорта энергоносителей и сырья в последние годы стали характерны высокие издержки и чрезмерный рост оплаты труда, завышенные процентные ставки, высокие транспортные расходы, отставание инновационного процесса.
На фоне сократившегося внутреннего спроса рискованная инвестиционная политика крупных финансово-промышленных групп (ФПГ) - "чэболей", пользовавшихся неоправданно льготными кредитами, привела к перепроизводству в ряде отраслей (автомобильная, сталелитейная, химическая), снижению рентабельности производства.
Финансовой кризис перекрыл пути привлечения новых инвалютных средств, вызвал массовое бегство иностранного капитала из Южной Кореи, рост стоимости кредита (свыше 30%), сокращение валютных резервов до 5 млрд.долл. и, как следствие, обвальное падение обменного курса воны по отношению к доллару почти в 2 раза в ноябре-декабре 1997 г.
Для преодоления кризиса в нояб. 1997 г. Южная Корея была вынуждена обратиться к МВФ с просьбой о срочном предоставлении стабилизационных займов. 3 дек. 1997 г. РК и МВФ подписали протокол о намерениях и техническое приложение к нему, определившие условия крупнейшей в истории программы международной помощи Южной Корее (57 млрд.долл.). В обмен на финансовую помощь, сформированную за счет средств МВФ (21 млрд.долл.), ВБ (10 млрд.долл.), АзБР (4 млрд.долл.), а также взносов США (10 млрд.долл.), Японии (5 млрд.долл.), Германии, Канады, Великобритании и Австрии, РК согласилась ускорить финансовую реформу, проведение жесткой фискальной политики, максимальное открытие финансового рынка для иностранных инвесторов.
Правительство обязалось принять меры по сокращению в 1998 г. темпов роста экономики до 3% (с возможным незначительным увеличением лишь в 1999 г.), удержанию инфляции в пределах 5% в год, сокращению дефицита платежного баланса по текущим операциям до уровня 1% ВНП на протяжении 1998-99 гг. Было намечено также открытие рынка краткосрочных облигаций, снятие ограничений на приобретение акций, увеличение допустимого уровня иноучастия в южнокорейских компаниях с 26% до 55%, упорядочение системы найма и увольнения рабочих и служащих.
К концу 1997 г. внешняя задолженность страны с учетом займа МВФ превысила 200 млрд.долл. (IV место в мире), произошел обвал фондового рынка (за год общая стоимость акций местных компаний уменьшилась наполовину). ВНП на душу населения в 1997 г. сократился по сравнению с 1996 г. на 11% и составил 9,4 тыс.долл. Индекс потребительских цен увеличился на 4,7-4,9%, при этом некоторые товары (нефтепродукты, газ, раст. масло, сахар, кофе, мука) подорожали на 50-60%. Уровень безработицы возрос до 2,9% (1996 г. - 2%). Объем внешней торговли РК составил около 278 млрд.долл. (1996 г. - 280 млрд.долл.).
Экономический кризис болезненно отразился на социальной сфере: сократилась реальная покупательная способность населения, многие предприятия заморозили или сократили размеры заработной платы, возросла безработица. Государство приостановило строительство ряда общественных объектов, было объявлено о грядущих изменениях в системе пенсионного обеспечения, сокращении размеров социальных субсидий и выплат.
Финансовый кризис в Южной Корее во многом способствовал победе на президентских выборах в дек. 1997 г. лидера оппозиции Ким Дэ Чжуна, сумевшего использовать недовольство южнокорейцев экономической политикой правящей партии. В своей экономической стратегии Ким Дэ Чжун делает основной упор на недопущение резкого снижения уровня жизни населения, создание либеральной экономической модели, ориентированной на поддержку малого и среднего бизнеса. Экономическая программа новой южнокорейской администрации предполагает также структурные реформы в промышленности, ускорение либерализации финансового рынка, развитие НИОКР.
Экономический кризис в Южной Корее проявившийся в истощении валютных резервов, "бегстве" из страны инокапитала, резком обесценивании нацвалюты и повальном банкротстве южнокорейских компаний, выявил целый ряд "хронических болезней" южнокорейской экономики. Наиболее серьезная из них - чрезмерная концентрация капитала в руках небольшого количества финансово-промышленных групп, которые, пользуясь своим привилегированным положением и влиянием на правительство, проводили бесконтрольную политику в области заимствований и инвестиций. Подобная практика привела к колоссальному росту долговых обязательств и образованию структурных диспропорций в экономике. Не менее значимой проблемой стала внутренняя неподготовленность общества к восприятию политики форсированной "либерализации" и "глобализации". После "открытия" внутреннего рынка многие южнокорейские компании, обремененные краткосрочными долгами и не сумевшие найти свое место в международном интеграционном процессе, пали жертвами циклических изменений мировой конъюнктуры, особенно в период азиатского кризиса. Массовые банкротства фактически парализовали финансовый сектор южнокорейской экономики, дестабилизировали кредитно-денежную систему страны.
Выход из создавшейся кризисной ситуации администрация Ким Дэ Чжуна видит в дальнейшем реформировании южнокорейского общества по западному образцу ("параллельное развитие демократии и рыночной экономики"), приближая его экономическую модель к американской и отходя от азиатской. На это были ориентированы и рекомендации стабилизационной программы МФВ, которым правительство РК, хотя и с некоторыми оговорками, следовало на протяжении прошедшего года. В основу этих рекомендаций была положена неоконсервативная модель госрегулирования, предусматривающая, в частности, обеспечение регулирующих функций рынка на основе стимулирования предложения.
Экономическая реформа в Южной Корее осуществлялась под патронажем МВФ в несколько этапов. В период с дек. 1997 г. по апр. 1998 г. основной задачей было преодоление кризиса ликвидности за счет привлечения заёмных средств и кредитов. К марту РК получила инокредитов по линии международных организаций на 21,4 млрд.долл. Южнокорейцам удалось также реструктурировать до 90% своих краткосрочных обязательств иностранным кредиторам, которые в феврале достигали 21,8 млрд.долл. Увеличению валютных резервов способствовал и рост положительного сальдо платежного баланса по текущим операциям - до 18,9 млрд.долл. в апр. В результате в период с середины декабря по конец апреля валютные резервы страны увеличились с 3,9 до 30 млрд.долл.
Вместе с тем, сохраняющийся кризис ликвидности (из-за высоких процентных ставок) вынудил правительство использовать в янв. 1998 г. 1 млрд.долл., полученный от АзБР, на обеспечение гарантий кредитования мелких и средних фирм. В апреле им также был выделен заем в 1 млрд.долл. на приобретение импортных сырья и материалов.
В этот же период правительство вновь пошло на увеличение расчетных показателей бюджетного дефицита (с 0,7% до 1,7% ВВП) и снижение учетной ставки с 22,2% до 14,4%, что должно было способствовать приостановлению экономического спада. Одновременно были начаты реформы в финансово-банковской системе и корпоративном секторе, ликвидированы 55 убыточных корпораций и 5 банков. Для решения проблемы "безнадежных" долгов и помощи банковской сфере правительство выделило допассигнований на 64 трлн. вон, а на помощь безработным - 8,5 трлн.вон.
С июля по сент. 1998 г., правительственные реформы в финансовой сфере и реальном секторе экономики продолжались. К сентябрю удалось достигнуть относительной стабилизации обменного курса национальной валюты (1,3 тыс.вон за доллар против 1700 в начале года), приостановить рост оптовых и розничных цен, контролировать инфляцию в пределах 8%, сократить чистый внешний долг до уровня 1996 г.
Вместе с тем, уже в этот период стало очевидно, что монетаристские рецепты МВФ не в состоянии решить многих проблем южнокорейской экономики - не были приостановлены спад промпроизводства (на 6,2% во втором полугодии по сравнению с 1997 г.), рост безработицы (до 7,3% от трудоспособного населения), продолжалось сокращение совокупного внутреннего спроса (на 9% по сравнению с 1997 г.), из-за непомерных долгов южнокорейских компаний и высоких процентных ставок (свыше 20%) практически не осуществлялись инвестиции в реальный сектор экономики (сократились почти в половину по сравнению с 1997 г., так как банки РК, опасаясь финансовых рисков, предпочитали "крутить" деньги на межбанковском рынке). Обострившиеся к тому же в результате массовых банкротств (к октябрю обанкротилось свыше 20 тыс. компаний) социальные проблемы и явное нежелание крупных ФПГ брать на себя часть бремени по осуществлению реформ вынудили правительство РК ужесточить госрегулирование экономическими процессами (концепция "неолиберального этатизма").
С сент., 1998 г. акценты в экономической политике администрации были сделаны уже на неокейнсианских методах стимулирования эффективного спроса за счёт дальнейшего снижения стоимости кредита, расширения бюджетного (дефицитного) финансирования, контролируемой эмиссии, ускоренной реструктуризации ФПГ, "рассасывания" безработицы и т.д.
В результате процентная ставка в Южной Корее сократилась с 30% (в начале года) до 8-10% к концу года, расчетные показатели дефицита бюджета были увеличены до 5% ВВП, государство пошло на увеличение ассигнований в фонд занятости, социальных выплат, предоставление кредитов малому и среднему бизнесу. В рамках реформ в корпоративном секторе наиболее заметным событием стало соглашение между пятью крупнейшими ФПГ и правительством, которое предусматривает продажу чэболями нерентабельных дочерних компаний, перераспределение их сфер влияния в ключевых отраслях, а также комплекс мер, которые ФПГ должны осуществлять в целях улучшения своего финансового положения. Новая экономическая политика РК предполагает также использование до 70% бюджетных средств на финансирование госпрограмм в области строительства, НИОКР и образования.
В организационно-правовом плане реформы правительства были сконцентрированы на следующих направлениях.
1. В мае 1998 г. были сняты ограничения на приобретение иностранцами местных компаний путем нежелательных "слияний и поглощений", в результате чего количество отраслей, полностью или частично закрытых для иностранных инвесторов, сократилось до 31. В нояб. в Южной Корее вступил в действие новый Закон о поощрении прямых иноинвестиций, предусматривающий налоговые и прочие льготы иноинвесторам.
2. В сент. в Южной Корее был принят Закон об операциях с иностранной валютой, определяющий порядок их либерализации в два этапа (с 1 апр. 1999 г. и до конца 2000 г.). Законом вводилась в действие новая система госмониторинга за операциями с валютой в целях предупреждения возможных негативных колебаний) на валютном рынке.
3. Приближение уровня управления предприятиями и компаниями к мировым стандартам. В фев. 1998 г. были внесены дополнения в законодательство о банкротстве, в марте - отменена практики предоставления взаимных гарантий по долговым обязательствам между дочерними компаниями.
4. Реформа финансово-банковской сферы. 96 финансовых институтов Южной Корее (по состоянию на окт. 1998 г.) были закрыты или приостановили свои операции.
5. Реформы в корпоративном секторе предусматривали расширение прав держателей акций, улучшение финансового положения корпораций, переход на международную систему отчетности, развитие кооперационных связей между крупным и мелким бизнесом.
200 крупных южнокорейских корпораций и 12 тыс. мелких и средних компаний взяли на себя обязательства представить до конца 1998 г. уполномоченным банкам программы по оздоровлению собственных финансов и реструктуризации.
6. Реформы в области трудовых отношении. В фев. 1998 г., после принятия нового Закона о труде, рынок рабочей силы стал более эластичным. Этому способствовали поправки, предусматривающие возможность как массовых увольнений, так и создания крупных отраслевых профсоюзов.
7. Правительство пошло на сокращение госрасходов как на республиканском, так и провинциальном уровнях, а также приступило к приватизации госпредприятий. Планом приватизации предусматривается поэтапная продажа акций пяти крупных компаний в 1999 г. и шести -в 2000 г. Кроме этого, 76 их дочерних компаний предполагается также приватизировать или ликвидировать. Большое внимание было уделено повышению эффективности работы госаппарата: 50% правительственных постановлений и правил будут упразднены, численность аппарата (на всех уровнях) сократится на 11% до 2000 г.
О результатах реформ администрации Ким Дэ Чжуна можно судить по макроэкономическим показателям 1998 г. По итогам 11 мес. - год спустя после возникновения кризиса - положительное сальдо платежного баланса по текущим операциям составило 27,8 млрд.долл. Положительное сальдо торгового баланса приблизилось к 36 млрд.долл., в то время как за аналогичный период прошлого года оно было отрицательным - 10 млрд.долл. Данные показатели были достигнуты в основном за счет резкого роста объемов экспорта на фоне девальвированной воны (экспорт за 11 мес. достиг 120 млрд.долл., однако эта цифра на 2% меньше прошлогодней) и сокращения на 37% импорта (за 11 мес. объем импорта РК не превысил 85 млрд. долл.).
С начала реформ запасы иновалюты в стране увеличились на 29,6 млрд.долл., достигнув отметки в 50 млрд., что позволяет говорить о стабилизации положения на финансовых рынках. В пользу этого утверждения свидетельствуют также увеличение валютных активов до 132 млрд.долл., укрепление нацвалюты (с 1690 вон за 1 долл. в начале года до 1200 вон в дек. 1999 г.), а также низкие темпы инфляции, не превышающие, как и предписывалось МВФ, 8% по итогам года. При этом индекс потребительских цен за 11 мес. увеличился лишь на 6,8%. Стабилизации финансовой ситуации способствовали, помимо жесткой политики правительства по реструктуризации банковской сферы, благоприятные внешние факторы: снижение процентных ставок в США, усиление курса йены, снижение цен на импортное сырье и материалы, повышение ценовой конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировых рынках.
Несмотря на видимые улучшения в финансовой сфере, говорить о приостановлении кризисных процессов в реальном секторе экономики пока не приходится. В стране по-прежнему продолжается спад промпроизводства (в среднем на 6% по итогам года), отмечается низкая загрузка производственных мощностей, велика доля нереализованной продукции на складах предприятий.
ВВП Южной Кореи в 1998 г. снизился по сравнению с 1997 г. на 5,9%, при этом темпы снижения до сих пор не приостановлены (в I кв. падение на 3,9%, во II и III - на 6,8%, в IV - на 6%).
В условиях продолжающегося кризиса в стране южнокорейцам так и не удалось достигнуть одной из главных целей своей экономической политики - увеличения притока прямых иноинвестиций, призванных дать импульс отечественной промышленности. Несмотря на то, что прирост иностранных инвестиций в сент. 1998 г. составил 22,6% по сравнению с сент. 1997 г., в целом за 1998 г. объем привлеченных инокапиталовложений не превысил 9 млрд.долл., что было ниже ожидавшихся показателей.
Непростой продолжает оставаться ситуация и в социальной сфере. Безработица охватила около 2 млн.чел. (7,8%), что несет в себе опасность трудовых и социальных конфликтов. ВНП на душу населения с 9511 долл. в 1997 г. сократился в 1998 г. до 6463 долл. (за основу подсчетов взят средневзвешенный курс в 1400 вон за доллар, инфляция - 8,5%, экономический спад - 7%, прирост населения - 0,89% за год). В результате РК по такому показателю, как ВНП на душу населения, отодвинулась с 34-го на 42-е место в мировой классификации.
Позитивные тенденции, наблюдавшиеся в экономике РК во второй половине 1998 г. и достигнутые, во многом благодаря реализации предложенного МВФ пакета антикризисных мер, в целом сохранятся и на протяжении 1999 г. Ожидается дальнейшее увеличение положительного сальдо торгового и платежного балансов, валютных резервов, стабилизация обменного курса национальной валюты, рост совокупного индекса стоимости акций южнокорейских компаний. Несмотря на ожидаемое улучшение финансового положения в реальном секторе экономики (которое произойдет, если правительству удастся реализовать свою промполитику и реструктурировать местные ФПГ), объемы промпроизводства начнут расти, лишь во второй половине 1999 г., после того, как цикл экономического кризиса в Южной Корее достигнет своей нижней точки и в экономике начнется оживление.
Положение на финансовом рынке. Дебют евро не привнес каких-либо существенных новых моментов в ситуацию на валютном и фондовом рынках РК, наметившаяся тенденция к росту курса нацвалюты продолжает сохраняться.
Укрепление воны (до 1150 ед. за долл. к концу янв. 1999 г. по сравнению с курсом в 1200 вон за доллар в начале 1999 г.) было связано с усилением японской йены относительно доллара США, а также с наплывом инокапитала на фондовый рынок РК. Если эти два фактора сохранятся и впредь, то к концу 1999 г. курс может достигнуть 1100 вон за доллар. Однако подобный сценарий маловероятен. Он не устраивает местных экспортеров, чья конкурентоспособность на мировом рынке может заметно понизиться. Дабы избежать этого и стабилизировать нацвалюту правительство РК намерено снизить ставку рефинансирования с нынешних 6,5 до 5%. В условиях низких процентных ставок у корпораций появится дополнительный стимул покупать иностранную валюту на сеульском валютном рынке и они откажутся от иностранных заимствований. При этом минфин и ЦБ РК исходят из того, что им удастся удержать под контролем естественный в условиях низких процентных ставок приток спекулятивного капитала на местный фондовый рынок и рынок недвижимости.
Оценивая возможные последствия введения евро для южнокорейской экономики, некоторые местные эксперты отмечают, что возможный перелив мирового капитала в финансовые инструменты еврозоны повысит стоимость акций европейских компаний и негативно повлияет на приток иностранных инвестиций в южнокорейскую экономику, что затруднит задачу снижения процентных ставок в Южной Корее и стимулирования экономического роста. К тому же единый европейский рынок ценных бумаг, который использует евро, не сможет быстро смягчить давление на РК при аккумулировании средств, так как стоимость заимствований на этом рынке будет сравнительно высокой с учётом возможных рисков.
В случае укрепления новой европейской валюты на фоне снижения обменного курса доллара ожидается усиление конкуренции со стороны американских фирм как на местном, так и на мировом рынках. Если США пойдут на дальнейшее снижение учетных ставок, то это "подхлестнет" курс воны, что также не на пользу южнокорейцам.
Снижение курса евро, в свою очередь, может нанести ущерб южнокорейскому экспорту, которому придется конкурировать с более дешевыми европейскими товарами (страны ЕС являются третьим после США и Японии торговым партнером РК).
Несмотря на подобные опасения, представители официальных кругов Южной Корее склонны оценивать введение евро более оптимистично. Так, из заявлений министра финансов и экономики РК Ли Гю Сона следует, что единая европейская валюта значительно сократит затраты на внешнеторговые операции со странами Зап. Европы и будет способствовать увеличению товарооборота с ними. В Сеуле также исходят из того, что появление евро ограничит доминирование доллара (и, соответственно, США) в мировой экономике и сделает ситуацию на финансовых рынках более контролируемой и прозрачной. В условиях дефляционной политики рынок облигаций евро предоставит РК дополнительные возможности для сбора средств и преодоления кризиса. Устойчивая валюта евро предоставит РК еще больше шансов на поставку в Европу своих товаров и будет содействовать инвестициям европейских предприятий в южнокорейскую экономику. Одновременно евро создаст хорошую основу для стабилизации валютного рынка, так как ЦБ будет иметь возможность выбрать евро в качестве резервной валюты, тем самым сможет теснее увязать национальную валюту с евро или валютами основных торговых партнеров и в дальнейшем не будет использовать для взаимных расчетов доллары в нынешнем объеме.
2. Мировой рынок ссудных капиталов
Мировой рынок ссудного капитала (МРСК) представляет собой систему отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития.
На практике данный рынок выглядит как единство и взаимодействие рынков трех уровней: национальных, региональных, мирового. Последнее означает, что стираются границы между этими рынками (так как наблюдается либерализация международных перемещений ссудного капитала даже в развивающихся странах), сокращается степень автономности национальных рынков (они подвергаются тем же потрясениям, что и мировой), растет их интеграция и унификация операций. Так, крах на Гонконгской фондовой бирже 23 октября 1997 г. ознаменовал начало мирового финансового кризиса, охватившего не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и страны Западной Европы, США, Латинскую Америку, Россию и другие. Падение индекса корпоративных бумаг на 14% в Гонконге привело к падению курсов валют Малайзии, Сингапура, Филиппин, Индонезии и других стран, на Нью-Йоркской фондовой бирже индекс Доу-Джонса упал на 554 пункта.
В качестве причин кризиса выделяют:
• спекулятивные атаки, целью которых является получение прибыли на резких колебаниях финансовых рынков;
• переоцененность фондовых рынков, их "перегрев", а так как за фазой подъема всегда следует фаза спада, многие менеджеры инвестиционных компаний переводят свои средства на другие рынки;
• высокая степень взаимосвязи национальных экономик в системе мирового хозяйства;
• интернационализация финансовых рынков, начавшаяся еще с 70-х годов в рамках промышленно развитых стран, а в 90-е годы переместившаяся и на регион развивающихся стран.
Мировой рынок ссудного капитала имеет сложную структуру, представленную на рисунке 1.

Рис. 1. Схема структуры мирового рынка ссудного капитала
Мировой кредитный рынок - это особый сегмент МРСК, где осуществляется движение капитала между странами на условиях срочности, возвратности и платы процентов.
Данный рынок состоит из двух подсегментов - мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов, имеющих определенные особенности (см. табл. 2).
Таблица 2.
Отличия мирового денежного рынка и мирового рынка капиталов.
Критерии Мировой денежный рынок Мировой рынок капиталов 1.Форма экспорта капитала в виде денег (депозитов), то есть международного покупательного и платежного средства в виде самовозрастающей стоимости - банковские кредиты и займы 2.Сроки кредитов краткосрочный характер (до 1 года) среднесрочный и долгосрочный характер (более 1 года) З.Цель
кредитов для пополнения оборотных средств для пополнения основного капитала 4.Сфера применения кредита обслуживание сферы обращения - международной торговли обслуживание процесса расширенного производства -строительство, реконструкция
Ведущими импортерами капитала на мировом кредитном рынке являются промышленно развитые страны, при этом доля стран ОЭСР составляет 86%. Крупнейшим заемщиком являются США, на втором месте находится Великобритания. Крупнейшими в мире кредиторами выступают Япония и Швейцария (см. табл. 3).
Таблица 3.
Крупнейшие кредиторы и заемщики на мировом рынке капиталов в начале 90-х годов (в % к итогу)
Кредиторы Заемщики Япония 53 США 27 Швейцария 8 Великобритания 9 Тайвань 6 Канада 8 Нидерланды 6 Мексика 6 Германия 5 Саудовская Аравия 6 Гонконг 5 Испания 5 Бельгия 4 Италия 5 Китай 2 Австралия 5 Прочие 11 Прочие 29 Итого 100 Итого 100
В последние десятилетия растут займы развивающихся стран, в 1995 году они составили 110 млрд долл., а основными заемщиками являются НИС Юго-Восточной Азии, Китай, Бразилия и Аргентина.
Начало 80-х годов ознаменовалось для мирового рынка ссудных капиталов обострением проблемы международной задолженности, в центре которой традиционно находится вопрос о долгах развивающихся стран, составлявших в 1992 г. около 1,7 трлн долл. (37,6% ВВП этих стран). Внешняя задолженность восточноевропейских реформирующихся стран (включая государства бывшего СССР) составила 192 млрд долл. (24,9% ВНП). Внешняя задолженность России зарубежным странам и международным организациям к 1998 г. составила около 140 млрд долл., в то время как задолженность стран России, в свою очередь, составляет по разным оценкам 140-176 млрд долл. Так, Куба должна 28 млрд долл., Монголия - 18 млрд долл., Вьетнам - 17 млрд долл., Индия - 16 млрд долл., Сирия - 11 млрд долл. Из всех должников РФ лишь страны ЮВА, Магриба, Египет и Индия стараются выплатить долги, хотя и не в валюте.
Мировой финансовый рынок - это сегмент МРСК, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ценных бумаг и различных обязательств.
На первичном рынке осуществляется непосредственно эмиссия облигаций, акций и т.д., тоща как на вторичном рынке происходит централизованная или нецентрализованная (в виде фондовых бирж) купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг.
С начала 90-х годов мировой финансовый рынок становится все более влиятельным в ММК. В 1995 году его объем оценивается в 1 258 млрд долл. (по сравнению с 1992 г. он вырос в 2 раза), причем 85% приходится на промышленно развитые страны, и только 15% - на развивающиеся страны.
Высокие темпы роста на данном рынке имеют операции с облигациями: если в 1986 году их объем оставлял лишь 558 млрд долл., то в 1992 году он оценивался уже в 1,7 трлн долл. Объем облигационных займов в 1995 году достиг 461 млрд долл. В настоящее время размеры эмиссии облигаций значительно выше, чем акций. Основными эмитентами таких "бумаг" являются корпорации, а им более выгодно эмитировать облигации - это обходится дешевле, привлекает средства, не увеличивая число акционеров, они быстро размещаются.
Согласно данным информационного агентства "Рейтер", оборот фондовых рынков крупнейших мировых финансовых центров в 1996 г. составлял:
• Великобритания (Лондон): 6 000 млрд долл. (облигации), 2300 млрд долл. (иностранные акции), 400 млрд долл. (национальные акции);
• Германия (Франкфурт-на-Майне): 6 000 млрд долл. (облигации), по 1700 млрд долл. (иностранные и национальные акции);
• США (Нью-Йорк): 4 200 млрд долл. (иностранные акции), 4000 млрд долл. (национальные акции);
• Франция (Париж): 1 800 млрд долл. (облигации), 200 млрд долл. (национальные акции);
• Япония (Токио): 1 700 млрд долл. (облигации), 1 600 млрд долл. (национальные акции);
• Швейцария (Цюрих): 400 млрд долл. (облигации), 300 млрд долл. (национальные акции);
• Россия (Москва): 200 млрд долл. (облигации);
• Гонконг: 100 млрд долл. (национальные акции).
Особым звеном МРСК является еврорынок, на котором осуществляются депозитно-ссудные операции в евровалютах и в производных от них финансовых ресурсах. Еврорынок сформировался в начале 60-х годов.
Евровалюта - это свободно-конвертируемые валюты, функционирующие за пределами национальных границ страны-эмитента, и не подлежащие контролю со стороны государственных финансовых органов.
Валовый объем банковских депозитов за границей (без повторов) в 1995 г. оценивается в 4,2 трлн долл. Объемы ежедневных сделок еврорынка ежегодно растут: в 1993 г. - 900 млрд долл., а в 1995 г. - более 1 300 млрд долл. По оценкам экспертов, в начале 90-х годов соотношение объемов оборотов евровалютного рынка и объемов мировой товарной торговли оцениваются как 60: 1.
По мере развития еврорынка в международном движении ссудных капиталов ослабляется значение национальных рынков. Например, размер новых эмиссий облигационных займов в 1994 г. на еврорынке был в 3,7 раза выше, чем на национальных рынках капиталов в совокупности. В сфере банковского кредитования еврорынок в 12,4 раза превосходит национальные.
Мировой рынок ссудного капитала на современном этапе своего развития имеет ряд особенностей.
1. Высокая степень монополизация данного рынка. Все операции МРСК осуществляют лишь 1 000 банков, на мировом финансовом рынке функционирует 43 транснациональных банка (ТНБ), мировой рынок ценных бумаг контролируется фактически 8 финансовыми компаниями, из которых 6 американские, во главе находятся инвестиционные банки "Мерилл Линч" и "Морган Стенли".
2. Происходит концентрация ссудного капитала посредством слияний и взаимопереплетений субъектов МРСК. В последнее десятилетие банки стали проводить новую стратегию получения конкурентных преимуществ путем перекрестного владения финансовыми ресурсами. Например, второй по величине германский банк "Дрезденер-банк" и французский банк "Банк Националь де Пари" на основе перекрестного владения акциями осуществляют совместную деятельность в Испании. В последние годы различные национальные банки объединяются в международные банковские консорциумы, финансовыми ресурсами которых распоряжается выбранный банк-менеджер. Банками-менеджерами являются: "Дойче Банк", "Креди Свиз Банк", "Морган Стэнли", "Нокура Секьюритиз".
3. Доступ заемщиков на МРСК ограничен. Так, заемщики МВФ и Всемирного Банка имеют привилегированный доступ на данный рынок.
4. МРСК обладает потенциальной неустойчивостью, которая вызвана ростом масштабов валютно-финансовых и кредитных операций, ускорением передачи прав собственности, либерализацией валютного контроля, отрывом данного рынка от реального сектора экономики, производящего товары, услуги и технологии.
5. На МРСК отсутствуют четкие пространственные и временные границы - он функционирует непрерывно по часовым поясам с Востока на Запад.
6. МРСК тесно связан с современными научно-исследовательскими разработками - особенно современных мощных телекоммуникационных систем связи (спутниковая, компьютерная, электронная почта, сотовая связь, СВИФТ, СЕДЕЛ, Рейтер - 2000).
7. Для МРСК характерны универсальность и унификация операций, что ведет к упрощению и единообразию процесса совершения операции и оформления документации по ним. Например, в Женеве в 1930 и 1931 годах приняты Международная вексельная и чековая конвенции.
Таким образом, процесс международной миграции капитала имеет различные формы реализации на практике и отражает стратегические цели ведущих государств мирового хозяйства, активно участвующих во всех формах МЭО. Участие страны в различных формах ММК отражает уровень интеграции данной страны в мировое хозяйство и является современным признаком существования последнего.
Международная миграция капитала объективно ведет к укреплению внешнеэкономических и политических связей стран в мировом хозяйстве, к росту их взаимосвязи и взаимозависимости, а также к увеличению экономического и технического потенциала стран, к росту благосостояния отдельных национальных экономик и мирового хозяйства в целом.
Список литературы
Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. -М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999.
Борисовская А.А. Мировой финансовый кризис 1997-98 гг.: причины и последствия // США: ЭПИ, 1998, № 5.
Буторина О. Мир готовится к ЕВРО. // Эксперт, 1997, № 45.
Географическая карта мира, часть 1. Общая характеристика мира. Максаковский В.П. -Ярославль, Верхневолжское книжное издательство, 1996.
Кочетов Э.Г. Система международных хозяйственных связей: геоэкономическая модель.// США: ЭПИ, 1996, № 5.
Портной М.А. Тенденции развития мирового рынка капиталов и адаптационные возможности РОССИИ.//США: ЭПИ, 1997, № 1,2.
Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. -М., 1996.
Чебанов С. Иностранные инвестиции: тенденции 90-х годов. // МЭиМО, 1997, № 3.
Экономическая география отдельных зарубежных стран. Родионова И.Н. -М.: " Московский лицей", 1997.

19

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Динамика занятости и безработицы в регионах России
 Современные концепции лидерства
Ваши отзывы
i8k5il
↔ Transfer 36 720 USD. Gо tо withdrаwаl => https://forms.yandex.com/cloud/65db11965d2a06eb0179d25d?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& ↔

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.