Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Психологическая готовность детей к школе
 Источники гражданского права
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

реферат

Сырьевой и энергетический сектор России в процессе трансформации



СОДЕРЖАНИЕ
I. Современное состояние топливно-энергетического
комплекса России и его структура 3
II. Управление предприятием в переходном периоде 9
2.1. Функции управления 11
2.2. Структура управления 13
2.3. Стратегическое управление 14
III. Реформирование хозяйственных организаций в
ТЭК и роль отраслевых особенностей 16
IV. Принципы построения новых хозяйственных структур 21
V. Энергетическая стратегия России на ближайшие 10 - 15 лет 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
I. Современное состояние топливно-энергетического комплекса России и его структура
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Российской Федерации представляет собой сложную систему - совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных ТЭР, так и преобразованных видов энергоносителей. Это касается тепловой и электрической энергии.
В состав ТЭК входят взаимодействующие и взаимообусловленные подсистемы: отрасли топливной промышленности (угольная, нефтяная, газовая, сланцевая, торфяная) -добывающая подсистема и электроэнергетика, преобразующая ТЭР в энергоносители. Эти подсистемы тесно связаны с энергомашиностроением, электротехнической, атомной промышленностью и со всеми отраслями - потребителями топлива и энергии. Через гидроэнергетику осуществляется связь ТЭК с водным хозяйством страны.
ТЭК - важнейшая структурная составляющая экономики России, один из ключевых факторов роста производительности труда, жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Он производит около 30% промышленной продукции России, оказывает существенное влияние на формирование бюджета страны, обеспечивает примерно 50% ее экспортного потенциала. Основные фонды ТЭК составляют третью часть производственных фондов страны.
Располагая богатым потенциалом энергетических ресурсов, Россия до 1988 г. систематически наращивала их добычу, доведя ее почти до 15% суммарного производства ТЭР в мире при доле России в населении Земли менее 3%.
Развал за последние годы системы управления хозяйством без создания эффективной новой ТЭК России с предприятиями других отраслей промышленности, особенно в ближнем зарубежье, к распаду централизованной системы материально-технического снабжения ТЭК. Быстрая инфляция, высокие налога, малые инвестиции дефицит бюджетных ассигнований привели к многократному сокращению вводов новых производственных мощностей и строительных заделов в отраслях ТЭК России. Это вызвало резкий спад добычи нефти, угля, остановило рост и даже снизило добычу природного газа, привело к спаду промышленного производства.
В 1995 году по сравнению с достигнутыми ранее максимальными уров-нями добыча нефти составила только 54%, угля - 52%, природного газа - 92%, производство электроэнергии - 79%. В целом производство первичных энергоресурсов в 1995 и 1996 г.г. достигло только около 74 и 73% уровня 1990 г., а их потребление - 78% при уменьшении за последние пять лет валового внутреннего продукта страны до 60%.
Экспорт ТЭР из России после резкого спада в 1990 - 1993 гг. стабилизировался в 1994 г. и несколько увеличился в 1996 г. Основу экспорта бывшего СССР составили нефть и нефтепродукты, в энергетическом эквиваленте их экспорт почти сравнялся с экспортом газа.
Сложившаяся тревожная ситуация в топливно-энергетическом комплексе России, дальнейшее углубление энергетического кризиса в условиях перехода страны к рыночной экономике, несмотря на наметившиеся в ряде направлений положительные сдвиги, может оказать серьезное негативное влияние на экономическую безопасность страны в целом, на жизнедеятельность всех сфер экономики и населения, социально-экономическую стабильность общества и независимость государства.
Топливная промышленность. В состав топливной промышленности входят угольная, газовая, нефтяная отрасли, обеспечивающие добычу минерального топлива - главного источника энергии в электроэнергетике и технологического сырья в промышленности (углехимической, нефтехимической, газохимической отраслях). Доля топливной промышленности в промышленно-производственных основных фондах топливно-энергетического комплекca составляет около 60%.
Потенциальные запасы топливно-энергетических ресурсов Российской Федерации составляют около 6000 млрд. т. (почти 50% мировых запасов), промышленные, разведанные запасы - около 300 млрд. т. На долю угольных запасов приходится 88 - 90%, нефти и природного газа 10- 12%.
Запасы топливно-энергетических ресурсов размещены по территории России неравномерно: значительная их доля располагается в восточных районах - в Сибири и на Дальнем Востоке.
Огромные потоки угля, нефти и газа (в количестве около 1000 млн. т. у. т.) отсюда ежегодно направляются в дефицитные районы европейской части России, СНГ и на экспорт в страны Восточной и Западной Европы. Топливно-энергетический баланс в настоящее время можно охарактеризовать как нефтегазовый: если в 1940-х гг. доля нефти и газа в СССР не превышала 20%, то в 80-х гг. и в 1995 г. составила более 80%, а доля угля снизилась до 14,5%.
Угольная промышленность. На территории Российской Федерации сосредоточено более 84% запасов угольных ресурсов бывшего СССР - от бурых углей до антрацитов Балансовые запасы достигают более 300 млрд. т. углей, в том числе по категории А+В+С, - 209 млрд. т., по категории А+В - 87 млрд. т. Утвержденные в 1989 г. Геологическим комитетом по запасам топлива и сырья угольные ресурсы составляют 180 млрд. т. (А+В+С,), из них более 60% - коксующиеся угли.
Наиболее значительными запасами угольных ресурсов располагают Западно-Сибирский район - Кузнецкий бассейн каменного угля и Восточно-Сибирский - Канско-Ачинский бассейн бурого угля с преимуществом его открытой добычи.
По последним уточненным данным, доля Западно-Сибирского района (Кузнецкий бассейн) в суммарных угольных запасах страны составляет более 50%, Восточно-Сибирского - более 30%.
Главными угольными бассейнами России межрайонного значения являются Кузнецкий (Западно-Сибирский район), Печорский (Северный район) и Южно-Якутский (Дальний Восток) с преобладающими запасами коксующихся высококачественных углей, из них более 50% пригодны для открытой добычи. Главный буроугольный бассейн страны - Канско-Ачинский.
Нефтедобывающая промышленность. Запасы нефти и газа в общих топливно-энергетических ресурсах страны составляют 10 - 12%. Среднегодовой прирост добычи нефти (с учетом газового конденсата) составлял до 1988 г. 15 млн. т. Это было возможно в связи с освоением новых нефтяных месторождений, сосредоточенных в Западно-Сибирском экономическом районе, занимающем первое место в стране по запасам нефти (Сургутское, Нижневартовское, Усть-Балыкское, Самотлорское месторождения). На втором месте находится Волго-Уральская нефтеносная зона. Значительные запасы нефти в Северном районе, не территории Восточно-Сибирского района, в Дальневосточном районе, на Северном Кавказе.
Максимальный уровень добычи нефти в России был достигнут в 1987-1988 г.г. - более 560 млн. т. (при общесоюзной добыче в СССР 624 млн. т.) за счет главной нефтяной базы страны - Среднего Приобья в Западной Сибири. Однако неподготовленность геологоразведочных работ, снижение среднегодового дебита нефтяных скважин привело к резкому спаду добычи - до 516 млн. т. в 1990 г. и около 306 млн. т. в 1995 г.
В настоящее время добычей нефти занимаются главным образом российские нефтяные акционерные компании: Лукойл - 58,5 млн. т., ЮКОС - 36 млн. т., Сиданко - 23 млн. т., Тюменская нефтяная компания (НК) - 23 млн. т., Сургутнефтегаз - 33 млн. т., Сибирская НК -18,6 млн. т., Роснефть - 12,9 млн. т., Татнефть - 25 млн. т., Башнефть - 25 млн. т. и др. Они диктуют на внутреннем рынке страны высокие цены на нефть (по сравнению с 1992 г. цены возрастали ежегодно в десятки раз, их рост был выше, чем в остальных отраслях промышленности). Это явилось главной причиной резкого увеличения цен на энергоносители, различные виды топлива (продукцию нефтепереработки), повлияло на стоимость промышленной продукции и рост тарифов на всех видах транспорта.
Нефтеперерабатывающая промышленность. Нефть - это важное исходное сырье для химии и нефтехимии. Она перерабатывается на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) и нефтехимических комбинатах (НХК), где выпускается большое количество различных видов нефтепродуктов.
В 1995 г. первичная переработка нефти составила 180 млн. т. К основным факторам, влияющим на размещение нефтеперерабатывающей промышленности, относятся: сырьевой (районы добычи нефти) и потребительский (районы потребления нефтепродуктов).
Основные направления магистральных нефтетрубопроводов: из Западной Сибири к районам европейской части России, в страны СНГ и Западной Европы - западное, юго-западное, северо-западное, в Казахстан - южное и в Восточную Сибирь - восточное.
Газовая промышленность. Быстро развивающейся отраслью топливно-энергетического комплекса является газовая промышленность. Продукция этой отрасли обеспечивает потребность всей промышленности (около 45% общего народнохозяйственного потребления), тепловой электроэнергетики (35%), коммунального бытового хозяйства (более 10%). Газ - самое экологически чистое топливо и ценное сырье для производства химической продукции.
Запасы газовых ресурсов вместе с нефтяными в России составляют 10 - 12% суммарных запасов ТЭР страны и оцениваются в 49 трлн. куб. м. Основные запасы природного газа (около 80%) размещены в Западно-Сибирском экономическом районе. Добыча газа в 1995 г. составляла 595 млрд. куб. м (при ранее достигнутых максимальных объемах добычи в России 643 млрд. куб. м, а в СССР - 815 млрд. куб. м в 1990 г.).
Главное достижение отрасли за последние 20 лет - создание крупнейшего Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, обеспечивающего более 80% всей добычи природного газа.
Основные потребители природного газа размещены в европейской части России, поэтому главные газотранспортные потоки направляются из Западной Сибири в западном, юго-западном, северозападном направлениях для газоснабжения юго-западных районов страны, СНГ, стран Западной и Восточной Европы.
Электроэнергетика. В 1995 г. в России было произведено 860 млрд. кВт/ч электроэнергии. Основная доля (более 70%) производится на тепловых электростанциях (КЭС, ТЭС), использующих преимущественно газовое топливо как наиболее экологически чистое, что особенно важно для районов европейской части страны с высокой промышленной нагрузкой. Доля производства электроэнергии на ГЭС около 20%, на АЭС - более 10%. Удельный вес промышленно-производственных фондов энергетики составляет 42%.
Важнейшие факторы размещения теплоэнергетики - сырьевой и потребительский. Суммарная мощность электростанций России в 1995 г. составила 215 млн. МВт. Единичная мощность крупных тепловых электростанций (удельный вес которых более 50% от общей мощности) -1000, 2000 МВт и более. Их размещение тяготеет к топливным базам восточных районов и к потребителю.
Основным фактором размещения гидроэлектростанций (ГЭС) является сырьевой, т. е. запасы гидроэнергоресурсов (ГЭР), сосредоточенные в основном в Восточной Сибири (35%) и на Дальнем Востоке (более 30%). Поэтому целесообразными районами размещения ГЭС являются прежде всего восточные районы России - Восточная Сибирь и Дальний Восток, запасы ГЭР в которых составляют более 2/3 запасов страны.
Главный фактор размещения атомных электростанций (АЭС) - потребительский. Оптимальны наиболее удаленные от топливных баз места концентрации потребителей с дефицитом топливных ресурсов (1 кг урана - основного топлива, используемого на АЭС, эквивалентен 2500 т высококачественного угля) (10).
II. Управление предприятием в переходном периоде
Осуществляемые в стране экономические реформы позволяют интегрировать народное хозяйство Российской Федерации в мировую экономику и занять в ней достойное место при соблюдении двух главных условий: во-первых, в основу реформ должны быть положены принципы и механизмы, господствующие в мировом экономическом сообществе; во-вторых, при проведении реформ должны быть учтены особенности предшествующего развития и современного состояния экономики страны, национальная культура и поведенческие характеристики населения, продолжительность периода преобразований и другие факторы и условия, формирующие развитие страны.
Российская Федерация как самостоятельное государство взяла курс на проведение рыночных реформ, которые должны обеспечить благосостояние и свободу граждан России, экономическое возрождение страны, рост и процветание отечественной экономики.
Положения новой управленческой парадигмы должны выражать объективные потребности реформируемой экономики и общества в целом; они должны содержать главные, ключевые моменты, использование которых при построении новой системы управления поможет нашей стране ускорить переход к рыночной экономике и осуществить его с наименьшими потерями для общества.
Роль государства состоит в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта, установление кредитных ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т. д. На государство возлагается и задача заполнения внерыночных зон хозяйствования, к которым относятся: экологическая безопасность, социально-экономические права человека (в том числе и защита потребителей), перераспределение доходов, научно-технический прогресс, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений.
Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен. Долевое участие государственных органов будет меняться на протяжении всего переходного периода от значительного в начале до минимального уровня в конце. Различными должны быть и формы государственного воздействия, которые по мере продвижения по пути к рынку будут все в большей мере превращаться в "мягкие" инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т. д.).
Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях.
Важным положением новой парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора. В переходный период государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации.
Преобладание той или иной группы методов зависит от статуса предприятий в экономической системе страны.
Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней
средой маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций и т.д.
Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается организация как целостная система.
Наукой менеджмента не выработаны какие-либо универсальные правила, применяемые при формулировании миссии. Поэтому существует множество самых разнообразных подходов к определению миссии и к ее содержанию, отражающие оценку роли и значения организации в первую очередь со стороны руководителей, принимающих решения. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какова главная цель организации? На первом месте должны стоять интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей производимой продукции), причем не только в настоящее время, но и в перспективе.
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности.
2.1. Функции управления
Цели и задачи управления и менеджеров являются отправным моментом для определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение. Речь идет о функциях, которые являются составными частями любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют общими и в их составе выделяют планирование, организовывание, координацию, контроль и мотивацию.
Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей. Планы содержат перечень того, что должно быть сделано, определяют последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимые для достижения поставленных целей.
Организовывание - вторая функция управления, задачей которой является формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Организовать - это значит разделить на части и делегировать выполнение общей управленческой задачи путем распределения ответственности и полномочий.
Мотивация - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
Контроль - это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. В ней выделяют два основных направления: контроль за выполнением работ, намеченных планом, меры по коррекции всех значительных отклонений от плана. Главные инструменты выполнения этой функции - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.
Координация - это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Характер этих связей может быть самым различным, так как зависит от координируемых процессов.
В условиях роста самостоятельности и ответственности руководителей всех уровней и исполнителей происходит рост так называемых неформальных связей, которые обеспечивают горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры Одновременно сокращается необходимость в вертикальной координации. когда структуры управления становятся плоскими.
При совершенствовании методов управления функционированием региональных межотраслевых комплексов, в частности ТЭК, должно быть предусмотрено в качестве неотъемлемой части управление природоохранной деятельностью в структурах этих комплексов.
Как уже отмечалось, разработка и создание новых форм организации и управления производством обусловлены переходом к рыночным отношениям, изменением многих нормативных и законодательных актов. В ходе подобных преобразований необходимы не только существенные структурные сдвиги в развитии различных отраслей нефтегазохимического комплекса с учетом их приоритетности и очередности проведения, но и осуществление внутри них организационно-экономических преобразований, обеспечивающих трудовую мотивацию, высокорентабельное производство, его научно-техническое развитие, а также решение социальных проблем.
2.2.Структура управления
Структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию отдельных действий по их выполнению. Поэтому ее можно рассматривать как обратную сторону характеристики механизма функционирования (как процесса реализации структурных связей системы управления). Связь структуры с ключевыми понятиями управления - его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями - свидетельствует о ее огромном влиянии на все стороны работы организации; Именно поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур, изучению тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и задачам.
Многосторонность содержания структур управления предопределяет множественность принципов их формирования.
Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления. Разновидностями органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления. Главным свойством таких структур, известных в практике управления как гибкие и адаптированные, является присущая им способность сравнительно легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываясь в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.
2.3. Стратегическое управление
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.
Практика показывает, что те организации, которые осуществлял ют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли.
Стратегия организации- это генеральный план действии, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.
В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают: корпоративную стратегию - стратегию организации в целом; бизнес-стратегию - стратегию отдельного стратегического подразделения организации; функциональную стратегию - стратегию функциональной зоны хозяйствования.
Стратегическое управление представляет процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Он включает постановку целей, выработку стратегии определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных
Выделяют два основных конечных продукта стратегического управления. Один из них - потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем.
Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде (21).
III. Реформирование хозяйственных организаций в ТЭК и роль отраслевых особенностей
Реформирование производственной структуры отраслей ТЭК направленное на усиление роли рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, имеет особенности прежде всего методические и организационные
Важная черта реформирования ТЭК - четкое представление о соотношении рыночных методов и государственного регулирования в целях устойчивого и надежного энергоснабжения населения предприятии и организаций. Наряду с рыночными целями главная из которых - извлечение максимальной прибыли, перед предприятиями ТЭК стоит целый ряд проблем социального и общеэкономического характера.
ТЭК во многом остается под прессом неэкономических воздействий со стороны государства: жесткой привязки поставщиков и зачастую бесплатной поставки энергоресурсов потребителям, изымания высоких налогов, искусственного сдерживания цен на энергоносители, местничества местных органов власти.
Существующая схема управления ТЭК полностью еще не отошла от отраслевого принципа, а она призвана обеспечивать в новых экономических условиях сбалансированность интересов потребителей и производителей энергоресурсов субъектов РФ и Федерации в целом.
Газовая промышленность и электроэнергетика относятся к уникальным технологически взаимосвязанным системам, охватывающим своими магистральными сетями основную часть обжитой территории России. Особенностью их является то, что сложившаяся на первом этапе реформирования организационно-хозяйственная структура в виде РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России", куда входят оренбургские предприятия "Оренбурггазпром" и "Оренбург-энерго", по-видимому, наиболее соответствует нынешней реальной ситуации в российской экономике.
В газовой промышленности вертикально интегрированная структура РАО "Газпром" охватывает весь технологический цикл добычи и переработки газа, его транспортировку по магистральным трубопроводам и подземное хранение. При этом правительство индексирует цену на газ, единую для всех потребителей России, сдерживает общий рост цен на внутреннем рынке за счет доходов от экспорта.
В процессе рыночных преобразований путем создания РАО "ЕЭС России" удалось сохранить единую систему энергоснабжения страны, обеспечивающую в условиях общего спада производства, разрушения хозяйственных связей, взаимных неплатежей надежное электроснабжение промышленных потребителей и социальной сферы страны, что тоже можно отнести к особенностям реформирования ТЭК. К последним следует отнести также решение проблемы формирования оптового рынка электроэнергии (как общесистемного федерального, так и зонального), хотя на сегодня еще не сформирована нормативно-правовая база, регламентирующая функционирование электроэнергетики в рыночных условиях.
Особого подхода к реформированию требует угольная промышленность. Несмотря на снижение добычи угля, прогноз на период до 2010 г. составлен с учетом гарантированного спроса. При этом потребуется технологическая реконструкция угледобычи в пользу открытого способа, расширения доли углеобогащения, создания экологически чистых технологий комплексного использования угля. Это должно сочетаться с необходимым реформированием угольной промышленности, составной частью которого должны стать: закрытие особо убыточных и неперспективных предприятий, создание вертикально интегрированных акционерных угольных компаний, реструктуризация отрасли (1).
Проведенный анализ реформирования отраслей ТЭК показывает, что в настоящее время функции и полномочия Федерации и ее субъектов по управлению топливно-энергетическим комплексом неоправданно рассредоточены и нечетко установлены. Из-за этого резко сократились реальные возможности проведения целенаправленной политики по обеспечению народного хозяйства топливно-энергетическими ресурсами, снизилась управляемость предприятиями комплекса, происходит серьезная деформация структуры и организации первичных звеньев производства, предпринимаются несогласованные действия федеральных и региональных органов власти (2).
Все это снижает эффективность функционирования ТЭК в новых условиях, мешает формированию полноценных хозяйственных структур, действующих на контролируемом государством энергетическом рынке (4).
К отраслевым особенностям, оказывающим существенное влияние на формирование и совершенствование хозяйственных организаций ТЭК, следует отнести в первую очередь те из них, которые вызваны спецификой его основной продукции.
1. Многокомпонентный состав добываемого топлива. Это предполагает наличие широких производственных, технологических связей предприятий, занимающихся добычей, с перерабатывающими предприятиями на основе комбинирования производства, и прежде всего в форме комплексной переработки сырья, каким являются нефть, газ, уголь.
Комплексное использование углеводородного сырья и угля более всего достигается при тесной кооперации специализированных предприятий, занятых доведением различных компонентов топлива до конечных видов продукции и их реализацией потребителям, использованием отходов производства (12).
Наиболее подходящими для этих целей являются новые хозяйственные организации, в составе которых обычно имеются разно-профильные структурные подразделения (предприятия); Такие объединения предприятий выступают в настоящее время в виде ассоциаций, акционерных компаний и т.п (15).
Виды добровольных объединений предприятий с учетом аналогов, существующих в современной отечественной и зарубежной хозяйственной практике, а также их отличительные характеристики представлены на схеме 1.

Схема 1. Организационные формы совместной деятельности предприятий
2. Подавляющая часть продукции отраслей ТЭК пользуется большим спросом не только на внутрироссийском, но и на мировом рынке в силу ее высокой конкурентоспособности. В послании Президента страны Федеральному собранию (1996 г.) говорится:
"Мы располагаем блоком отраслей и производств, которые уже сейчас производят конкурентоспособную продукцию. В основном это энергоносители, сырье, продукция первого передела. Наличие этого блока - преимущество России перед другими странами, проходившими структурную перестройку, и его надо использовать. Но это временное преимущество, скорее - средство выживания, чем долгосрочная ориентация.
3. Предприятия отраслей ТЭК, назначение которых добывать, перерабатывать, транспортировать и генерировать топливо, передавать потребителям энергию, являются по существу узкоспециализированными.
Это относится как к добывающим топливо предприятиям и предприятиям электро- и теплоэнергетики, которые производят (добывают) фактически монопродукцию, так и к перерабатывающим различное топливо предприятиям, где нередко получают десятки разнообразных видов конечной продукции, во многих случаях характерных для предприятий не топливно-энергетических отраслей (13).
Специализированные предприятия легче кооперируются друг с другом, в том числе на базе развития комбинирования производства. Между такими предприятиями проще и целесообразнее налаживать тесные производственные связи, особенно (при усилении суверенизации) на территории одного субъекта Российской Федерации (23).
На многих предприятиях (в первую очередь в угольной промышленности) происходит процесс реструктуризации производства, который означает его перестройку с целью выживания в условиях конкуренции, рынка. Реструктуризация промышленности (в том числе угольной), обусловливаемая влиянием носящих системный характер макроэкономических процессов, является объектом экономической оценки и управления. Реформирование современной угольной промышленности предполагает ее реструктуризацию в регионах страны (15).
4. Продукция ТЭК в своей массе относится к первостепенным компонентам нормального жизнеобеспечения людей и деятельности всех современных предприятий (организаций). Надежное, устойчивое функционирование отраслей ТЭК должно удовлетворять возрастающие (прежде всего со стороны населения и предприятий коммунально-бытового сектора) потребности в своей продукции.

IV. Принципы построения новых хозяйственных структур
На современном этапе вхождения экономики России в рынок акционерные общества представляют собой основную организационно-правовую форму современных крупных предприятий. Гражданский кодекс РФ и принятый в соответствии с ним Федеральный закон "Об акционерных обществах" дают определение акционерных хозяйственных структур.
В более широком смысле акционерное общество - это одна из форм организации хозяйственной деятельности. Причем, как показывает мировая и российская практика, акционерные общества, являясь основной формой организации современных крупных предприятий, представляют собой наиболее совершенную на сегодня правовую форму организации экономики. Основными чертами акционерных обществ являются:
разделение акционерного капитала на равномерные, свободно обращающиеся доли - акции;
ограничение ответственности участников по обязательствам общества только взносами в капитал общества.
Акционирование в России стало возможным в результате проведенной приватизации государственных (муниципальных) предприятий, вследствие которой произошло перераспределение собственности, был образован корпоративный сектор экономики и началось становление рынка ценных бумаг. Таким образом, задачей второго этапа приватизации является продажа акций созданных акционерных обществ.
По данным Госкомимущества РФ, на 1.03.96 г. в России было приватизировано 119661 предприятие, или 57,4% общего количества государственных предприятий по состоянию на начало процесса приватизации. Стоимость приватизированного имущества составила 1 735 274 млн. руб. В федеральной собственности закреплены контрольные пакеты акций 3719 акционерных обществ, из них в размере 51% акций пакеты АО "Золотая акция" 1230 акционерных обществ (13).
В Оренбургской области суммарный объем эмиссий акций зарегистрированных АО составил 15508 млн. руб. Объем вторичной эмиссии - 20 000 млн. руб. Эти объемы ценных бумаг являются значительным потенциалом для развития рынка ценных бумаг.
Акции из госпакетов предприятий, предлагаемые для продажи на денежных аукционах, можно разделить на две большие группы. Первая - ликвидные акции, т.е. акции предприятий, которые активно обращаются на вторичном рынке. Вторая - неликвидные, т. е. хождение которых на вторичном рынке ограничено ввиду отсутствия спроса, что приводит к сужению круга потенциальных участников проводимых аукционов. Существует еще третья группа акций, впервые предлагаемых к продаже на фондовом рынке, ликвидность которых будет определена только по итогам торгов. Наибольшим спросом на рынке пользуются в первой группе акции предприятий ТЭК, и в первую очередь акции нефтяных компаний (19).
Среди лиц, действующих на фондовом рынке, можно выделить две крупные группы: институциональные и индивидуальные инвесторы. Инвестиционные компании, инвестиционные фонды и холдинги относятся к группе институциональных инвесторов. Названные структуры являются финансовыми компаниями, основной вид деятельности которых - выпуск своих ценных бумаг для мобилизации капитала и его размещение в ценные бумаги других эмитентов. В основе дохода инвестиционной компании (фонда) лежат дивиденды и проценты по ценным бумагам, а также доходы от роста рыночной цены ценных бумаг, находящихся в ее портфеле. Кроме того, инвестиционная компания (фонд) взимает со своих инвесторов плату за профессиональные услуги (17).
В отличие от обычных компаний, действующих в сферах производства, торговли, транспорта и др., инвестиционные компании вкладывают свои капиталы в портфели ценных бумаг. На практике это выглядит следующим образом: инвестиционные компании (фонды) привлекают средства индивидуальных или некрупных институциональных инвесторов и приобретают на них ценные бумаги других компаний или правительства. Они вкладывают свои средства
в акции, облигации или средства рынка краткосрочных капиталов и выпускают под них свои бумаги (чаще всего акции).
Следует отметить, что в условиях неразвитого финансового рынка создание инвестиционных компаний и фондов призвано в первую очередь мобилизовать мелкие сбережения на инвестиционные цели, причем с понижением риска для индивидуальных инвесторов (20).
Специфичной разновидностью институциональных инвесторов являются холдинговые компании, которые, владея контрольными пакетами акций других компаний и фирм, осуществляют по отношению к ним координирующие, управленческие, финансово-кредитные, инвестиционные и другие функции при сохранении их юридической, оперативной и экономической самостоятельности. Именно поэтому за ними закрепилось название, происходящее от английского слова "holding" - "владеющий".
Появление холдинг-компаний (ХК) связано с высоким уровнем развития акционерной формы собственности, которая позволяет различным с точки зрения сфер приложения капиталов компаниям осуществлять без прямого слияния функциональное взаимодействие как бы под "одной крышей". Каждая ХК является своего рода вершиной пирамиды, построенной из нескольких (иногда десятков) акционерных компаний, действующих в различных отраслях и сферах экономики. Таким образом, холдинговая компания, возглавляющая систему акционерных обществ, фирм, их дочерних предприятий и филиалов, взаимосвязанных как совместным владением акционерных капиталов, так и соответствующими хозяйственными отношениями, дает возможность и системе в целом, и каждому звену этой системы функционировать с большей эффективностью.
Таким образом, к холдинговым можно отнести все компании, корпорации, партнерства, тресты и ассоциации, которые прямо или косвенно владеют 25% акций с правом голоса или осуществляют контроль над действиями руководства одного либо нескольких банков или компаний. В то же время, функционируя в системе холдинга, контролируемые им компании сохраняют свое название, самостоятельно отвечают перед акционерами и органами надзора за свою финансово-хозяйственную деятельность.
Статус холдинга дает юридическое право осуществлять стратегическое руководство деятельностью дочерних компаний. В руках аппарата управления холдинговой компании, как правило, сосредоточены такие важные рычаги управления, как инвестиционная политика, финансирование приоритетных направлений инновационной деятельности, рыночная стратегия. Аккумулируя значительные финансовые ресурсы, холдинг может помочь дочерней компании быстро сменить технологию, вид производимой продукции, резко повысив ее конкурентоспособность.
В промышленности почти все российские холдинги формировались при активной помощи государства, поскольку образование холдингов - один из способов преодоления ломки хозяйственных связей, разделения сложившихся крупных производственных структур и их инфраструктуры. Вместе с тем особого отношения требует реорганизация хозяйственных комплексов базовых отраслей народного хозяйства, сохранение накопленных технологических достижений в этих отраслях, восстановить которые при потере
будет проблематично, а порой и просто невозможно. Так, по данным газеты "Коммерсанта Daily" (№ 170, 1993 г.), за второе полугодие 1993 г. было создано 7 крупных промышленных холдингов и еще 12 компаний подали заявки в Госкомимущество РФ. На 1.01.96 г., по данным Госкомимущества, в России уже было более 1,4 тыс. холдинговых компаний.
Государственная энергетическая политика осуществляется в регионах в соответствии с положениями федеральной целевой программы "Топливо и энергия". Первая такая программа была разработана в 1993 г. В соответствии с отмеченным выше Указом Президента РФ в 1995г. была разработана и в начале 1996 г. утверждена Правительством РФ вторая федеральная целевая программа "Топливо и энергия" на период с 1996 по 2000 г.
Научной основой разрабатываемых региональных программ развития ТЭК стали "Методические рекомендации по разработке энергетической стратегии региона", подготовленные в 1992-1993 гг. большим коллективом научных работников и специалистов различных организаций под руководством члена-корреспондента РАН А. А. Макарова.
Опыт последних лет (1994-1996 гг.) показал, что роль администраций (правительств) субъектов РФ и их руководства в экономической жизни регионов значительно повысилась. Они все в большей степени используют права, предоставленные им Конституцией Российской Федерации, многие из них вполне адаптировались в условиях экономической самостоятельности.
По решению Правительства РФ в 1996 г. сначала были снижены вдвое, а затем и отменены ставки пошлины. Для восполнения возникших в связи с этим потерь федерального бюджета существенно повышены акцизы и, кроме того, поднялась более чем на 10% цена прокачки нефти. Очевидно, эти изменения существенно повлияют на рост цен на продукты нефтепереработки, которые в том или ином ассортименте и количестве из Оренбургской области вывозятся в Казахстан и Киргизию. Возможное увеличение экспортных цен составит почти 30%. Это, конечно, положительно скажется на финансовом обеспечении нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий, но может привести к превышению инфляционного лимита, устанавливаемого Мировым валютным фондом для России, а главное, ограничит закупки нефтепродуктов низкорентабельными их потребителями в России со всеми возможными при этом последствиями (8).
Сказанное подтверждает мнение многих специалистов о том, что путь повышения цен на топливо и тарифов на электроэнергию не может стать определяющим для обеспечения финансового благополучия предприятий ТЭК. Цены и тарифы на энергоресурсы выступают в общей системе цен, функционирующей в стране, экономических измерителей, социальных ориентиров, которые взаимосвязаны (2).
Таким образом, поиск источников финансирования развития ТЭК, топливо- и энергообеспечения, повышения эффективности использования энергоресурсов в регионе должен вестись в основном вне системы ценообразования, хотя это не исключает ее совершенствования.
Финансовое обеспечение энергосбережения является одной из важнейших проблем процесса энергоснабжения. При этом задача заключается в нахождении такого объема инвестиций, который позволил бы добиться заданных уровней экономии энергоресурсов в регионах и в стране в целом. В соответствии с предыдущей (1993 г.) Федеральной целевой программой структурной перестройки топливно-энергетического комплекса "Топливо и энергия" (подпрограмма "Энергосбережение России") в течение первых трех лет потребность России в топливе и энергии должна была сократиться за счет энергосбережения на 35-40 млн. т у.т. При этом стоимость сэкономленного топлива (в ценах 1995 г.) должна была составить 10 трлн. руб. в год (13).
Затраты на реализацию программы в 1995-1997 гг. были определены в размере 10,1 трлн. руб., в том числе в 1995 г. - 0,5, в 1996 г. - 4,6 и в 1997 г. - 5,0 трлн. руб.
Как предусмотрено в "Энергетической стратегии России (Основные положения)", в рамках контролируемого рынка государство должно обеспечить проведение активной инвестиционной политики путем создания условий для самофинансирования предприятий ТЭК и расширения круга отечественных и иностранных инвесторов (24).
V. Энергетическая стратегия России на ближайшие 10 - 15 лет
Энергетической стратегией России на ближайшие 10-15 лет предусмотрено дальнейшее развитие электрификации за счет экономически и экологически обоснованного использования ТЭС, АЭС, ГЭС и нетрадиционных возобновляемых видов энергии, повышение безопасности и надежности действующих энергоблоков АЭС первого и второго поколений, освоение энергоблоков АЭС третьего поколения повышенной безопасности, включая реакторные установки малой мощности (22).
Структурная политика в области энергетики в соответствии с "Экономической стратегией России" предусматривает:
широкое использование как традиционных, так и новых энергетических ресурсов;
интенсификацию освоения местных энергоресурсов для ГЭС;
кратное увеличение использования в первую очередь возобновляемых ресурсов солнечной, приливной, ветровой энергии, биогаза;
увеличение доли природного газа в суммарном производстве ТЭР, расширение его использования в экологически неблагоприятных районах и для газификации села;
приоритет глубокой переработки и комплексного использования углеводородного сырья;
повышение качества углепродуктов, стабилизацию, затем наращивание угледобычи (в основном открытым способом);
преодоление спада и умеренный рост добычи нефти в Западной Сибири;
формирование новых центров добычи нефти и газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке (1).
Региональная энергетическая политика сочетает естественное стремление регионов к самоуправлению и самообеспечению конечными энергоносителями (электрической и тепловой энергией, моторным и бытовым топливом) с сохранением единства ТЭК России как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции страны. Для этого необходимо развивать единые федеральные энергетические системы (электроэнергетическую, газо- и нефтеснабжающую), совершенствовать действующие и создавать новые межрегиональные и межотраслевые топливно-энергетические связи и базы.
Техническая политика в области энергетики ориентируется на:
коренное повышение экономической и энергетической эффективности всех стадий добычи отказ от чрезмерной централизации
энергоснабжения разработку качественно новых технологий и технических средств
Главным средством достижения целей и реализации приоритетов энергетической стратегии будет формирование энергетического рынка, контролируемого государством с помощью:
ценовой и налоговой политики, ликвидирующей перекосы цен на энергоносители
формирования конкурентной среды в энергетике
совершенствования законодательства и разработки достаточно полной системы нормативных актов,
создать систему стимулов и условий для энергосбережения и эффективности производства и использования энергии;
дерегулировать экспорт энергоресурсов и импорт энергетического оборудования и материалов при сохранении эффективного государственного контроля за соблюдением интересов страны;
проводить активную инвестиционную политику, создавая условия для самофинансирования топливно-энергетических предприятий и иностранных инвесторов для минимизации бюджетных капитальных вложений.
В перспективе 2000 - 2010 гг. исключительно важным направлением признано развитие отраслей высокоэффективных качественных видов жидкого и газообразного топлива для нефтехимии. К настоящему времени разведанность запасов в европейских регионах России и Западной Сибири достигает 65 - 70% по нефти и 40 - 45% по газу, в то же время Восточная Сибирь и Дальний Восток освоены только на 6 - 8%, а главные направления развития нефтеперерабатывающей промышленности за последние десятилетия - это укрепление и комбинирование мощностей по первичной переработке нефти, внедрение оборудования крупнотоннажных комплексов по намечаемому углублению процессов переработки нефти до 75% к 2000 г. и до 82 - 84% к 2010 г., что позволит сократить объем производства мазута и значительно увеличить производство светлого моторного топлива, нефтехимической продукции для органического синтеза и полимерной химии (16).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борисюк Н.К., Давыдов Б.А. Реформирование хозяйственных предприятий при переходе к рынку М.: 1997.
2. Бороздин Ю. В. О некоторых вопросах становления рыночной экономики // Вопросы экономики. 1990. № 9.
3. Ботвинник М. Планирование-первый признак цивилизованной экономики // Экономист. 1993. № 5.
4. Газеев М. X. Теоретические и методологические проблемы формирования рыночной экономики в отраслях топливно-энергетического комплекса. М.: ВНИИОЭНГ, 1990.
5. Горбунов Э. Структурная политика в условиях эволюционного перехода к рынку // Экономист. 1992. № 11.
6. Горбунов Э. Инвестиционные ресурсы структурной перестройки в 1995 - 1997 г.г. // Экономист. 1995. №3.
7. Мастепанов А. Возможности экспорта энергоносителей // Экономист. 1992. №4.
8. Методические рекомендации по разработке энергетической стратегии региона /Под рук. А.А. Макарова. М.: ИНЭИ, 1993.
9. Мехциер Л.И. Производственные объединения - новая модель М.: 1989.
10. Родионова А.В. Экономическая география России М.: 1998.
11. Разработка программы реструктуризации и реформирования угольной промышленности России. М.: Ин-т конъюнктуры рынка угля, 1994.
12. Реструктуризация угольной промышленности (Теория. Опыт. Программы. Прогноз) / Под ред. Ю. Н. Малышева. М.: Компания "Рос-уголь", 1996.
13. Новая энергетическая политика России / Под общ. ред. Ю. К. Шафраника М.: Энергоатомиздат, 1995.
14. Орлов А. Проблемы малого предпринимательства // Экономист. 1995. № 6.
15. Основные направления реструктуризации угольной промышленности России. М.: Росуголь, 1995.
16. Сидоров А.С. Планирование технического перевооружения отрасли промышленности. М.: Знание, 1980.
17. Стародубровский В. Переход к рынку. Некоторые уроки опыта // Вопросы экономики. 1991. № 1.
18. Федиченко А. Концепция государственной инвестиционной политики на 1995 год // Экономист. 1994. № 10.
19. Холдинговые компании, создаваемые в процессе приватизации государственных предприятий // Экономика и жизнь. 1994. № 12.
20. Цигичко А., Витин А., Криночкин И. Привлечение инвестиций в условиях формирования акционерного капитала // Экономист. 1994. № 5.
21. Управление организацией (учебник) М.: 2000.
22. Энергетическая стратегия России (Основные положения). М., 1994.
23. Энергетика России в переходный период: проблемы и научные основы развития и управления / Под ред. А. П. Меренкова. ЕЭИ им. Л. А. Мелентьева. Новосибирск.: Наука, 1996.
24.Яковец Ю. В. Революция в экономике, ключевые проблемы, противоречия, перспективы перестройки. М.: Экономика, 1990.
25. Ясин Е. Г. Хозяйственные системы и радикальная реформа. М.: Экономика, 1989.

1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Ветеринарная вирусология
 Основные принципы международного права
Ваши отзывы
Здравствуйте! Заказ получен! Огромное спасибо, очень довольны! Надеемся на дальнейшее сотрудничество! С уважением!!!
Макс

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.