|
|
Гражданство Российской ФедерацииПлан. стр. 1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации 3 2. Правовое регулирование гражданства. Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей 9 3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации 19 Библиография 23 1. Понятие и основные принципы российского гражданства. Морально-политическое и юридическое содержание гражданства Российской Федерации. Принципы и нормы, применяемые государствами для регламентирования вопросов населения как в области внутреннего, так и международно-правового регулирования, определяются конкретной исторической ситуацией и по мере изменения исторических условий меняются. В настоящее время основой правового положения лица как в государственном, так и в международном праве является гражданство.1 Отметим, что до 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование "граждане Российской Республики".2 Действующая Конституция Российской Федерации, провозглашая в статье 2 приоритет и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших основ конституционного строя, в той же главе 1 (ст.6) устанавливает и основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации. Это обусловлено тем, что гражданство - это первичный элемент конституционно-правового статуса личности, определяющего её взаимоотношения с государством. Конституционные нормы о гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются Законом РФ от 28 ноября 1991 г. "О гражданстве Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993г. и 6 февраля 1995 г. Определённый в этом Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. № 386 в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. № 2299. Нормы о гражданстве содержатся и в ряде других актов, например в конституциях республик, Семейном кодексе, а также в международных договорах Российской Федерации.3 Итак, объем прав и свобод, которыми человек может пользоваться в государстве, а также объем возлагаемых на него этим государством обязанностей находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него определенного гражданства. Гражданство является одним из элементов правового статуса личности. В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения: - гражданство как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству; - гражданство как правоотношение, то есть взаимные права и обязанности государства и гражданина; - гражданство как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства. Гражданство, будучи основой правового положения личности в государстве, одновременно является объектом одного из важнейших его прав. Обладая гражданством, человек получает возможность в полной мере реализовать свои права и свободы, но вместе с тем он несет ответственность перед государством, которое обязан защищать. В Российском Законе о гражданстве подчеркнуто, что взаимоотношения человека и государства базируются именно на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это дополнение налагает на государство обязательство соблюдать международные нормы, устанавливающие права и основные свободы человека.1 Легальное определение гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ от 28.11.1991 г. "О гражданстве Российской Федерации"2: Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. В этой дефиниции выделены главные сущностные черты, характеризующие гражданство. Правовой характер связи лица с государством выражается в её юридическом оформлении. Гражданство - это правовое, а не фактическое состояние, которое документально оформляется в отношении каждого человека. Устойчивый характер отношений гражданства заключается в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающем расторжения этой связи в одностороннем порядке. Указание на взаимность прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина знаменует новый подход к определению содержания отношений гражданства, поскольку в концепциях советского периода сущность связей по гражданству сводилась только к такому признаку, как распространение на лицо суверенной власти государства.3 Не все законы о гражданстве государств - участников СНГ содержат легальное определение понятия гражданства. В наиболее полном, логически развернутом виде оно содержится в преамбуле Закона о гражданстве России. Преамбула Закона России характеризует также основные цели закона, призванного обеспечить осуществление принципов и норм международного права и Конституции Российской Федерации, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных условий для каждого гражданина, защиту и покровительство России гражданам, находящимся за ее пределами. В краткой преамбуле Закона "О гражданстве Грузии" дано несколько иное определение понятия гражданства: "Гражданство означает политико-правовой союз лица с государством Грузия..." Термин "союз" впервые встречается в практике легального определения гражданства законами рассматриваемых стран. Однако его нельзя признать неприемлемым либо в корне отличным от термина "связь" лица с государством или "отношение" между ними (Закон Молдовы). В преамбулах или первых статьях законов о гражданстве Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана даны аналогичные определения. Но они отличаются от российского и грузинского вариантов одним логико-юридическим нюансом: гражданство определяет постоянную правовую (политико-правовую) связь лица и государства, выраженную в их взаимных правах и обязанностях. По Закону Беларуси гражданство определяет принадлежность лица к государству, обусловливает совокупность прав и обязанностей (лица) и их защиту со стороны государства (ст. 1). По закону Туркменистана "гражданство... определяет принадлежность лица к государству и устойчивую правовую связь между ними", а также рассматривается как неотъемлемый атрибут государственного суверенитета республики. В рекомендательном законодательном акте Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О согласованных принципах регулирования гражданства" рекомендуется понятие: "Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей". Подчеркивается также, что "гражданство - неотъемлемый атрибут государственного суверенитета". Такое обобщение преобладающей тенденции понимания гражданства и его роли можно считать приемлемым по содержанию. Оно, несомненно, лучше выражает демократическое содержание отношения человека и государства, чем старая формула "принадлежность лица к государству". Во всех легальных определениях гражданства общими являются основные признаки гражданства: устойчивая правовая (или политико-правовая) связь человека с государством, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей, как неотъемлемый элемент суверенитета государства. Эти содержательные признаки можно считать устоявшимися и бесспорными. Таким образом, в новых законах о гражданстве преодолена формула "гражданство - принадлежность к государству". Она сохранилась, и то в реформированном виде, только в законах Беларуси и Туркменистана. Различия же между основными способами легальных определений гражданства состоят в вопросе о том, что представляет собой гражданство - нормативный постулат, который "определяет" названные содержательные признаки, или совокупность этих признаков и их взаимосвязь. Последнее определение гражданства содержится лишь в законах России и Грузии. Даже в рекомендательном акте Межпарламентской Ассамблеи СНГ дано определение, содержащееся в большинстве законов о гражданстве.1 Основные принципы гражданства установлены Конституцией Российской Федерации. Они содержатся в главах 1 и 2. В ст. 6 Конституции установлено, что гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это прежде всего означает, что российское гражданство - гражданство открытое и не зависит от расы, языка, национальности и других обстоятельств, а только от воли человека принять или выйти из российского гражданства. Но приобретение или прекращение гражданства не является односторонним актом, зависящим от усмотрения только самого гражданина. Для этого необходимо согласие государства. Таким путем обеспечивается одно из важнейших условий института гражданства - закрепление устойчивой связи между гражданином и государством. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. В ст. 61 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы страны или выдан другому государству. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства: государство заботиться о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внутри страны, так и за ее пределами. За границей обязанность защиты граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом. Принцип единого гражданства конкретизирован в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве и означает, что граждане России, постоянно проживающие на территории республики в составе федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Федеративное устройство России, наличие в ее составе государств-республик обусловливает существование, наряду с гражданством Российской Федерации, гражданства республик. В связи с этим принцип единого гражданства приобретает особую значимость. Он конкретизирован в ч. 2 ст. 2 Закона о гражданстве и означает, что граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории республики в составе федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики (ч. 2 ст. 22 Закона). Наличие у лица гражданства Российской Федерации и гражданства республики не означает, что он имеет двойное гражданство. Это два уровня правовых связей человека - с федеративным государством и с его субъектом - в рамках единого гражданства. Не может быть такого положения, когда гражданин республики не является одновременно гражданином Российской Федерации. А такая возможность вопреки федеральной Конституции предусмотрена, например, в ч. 7 ст. 11 Конституции Республики Дагестан. Противоречило бы федеральной Конституции и установление республиканскими актами каких-либо условий приобретения гражданином Российской Федерации гражданства республики, кроме постоянного проживания на ее территории. Вообще следует констатировать неопределенность в соотношении федеральной и республиканской регламентации вопросов гражданства. Неопределенность и противоречивость в решении данного вопроса особенно наглядно проявились в Договоре Российской Федерации и Республики Татарстан от 15 февраля 1994 г. "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан" (Российская газета, 17 февраля 1994 г.). Статья IV Договора относит к ведению федерации и ее органов "гражданство в Российской Федерации" (что соответствует ст. 71 федеральной Конституции), ст. III к совместному ведению органов власти федерации и Республики Татарстан - " общие и коллизионные вопросы гражданства", а ст. II к исключительному ведению республики - "вопросы республиканского гражданства". Все это создает возможность для подрыва республиканскими актами принципа единства гражданства. Отнесение ст. 71 Конституции Российской Федерации к исключительному ведению федерации "гражданства в Российской Федерации" (п. "в"), а не только вопросов "гражданства Российской Федерации", означает, что федерация регламентирует как федеральное гражданство, так и обязательные для субъектов федерации общие правила, касающиеся гражданства. В то же время в конституциях большинства республик установлено, что гражданство такой-то республики приобретается и прекращается в соответствии с республиканским законом, т.е. считается вопросом исключительного ведения республики. В связи с этим необходимо более четкое законодательное определение соотношения федеральной и республиканской компетенции по вопросам гражданства. В Законе о гражданстве установлено лишь, что республики должны привести свое законодательство в соответствие с данным Законом (ч. 2 ст. 50), а также что Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации при рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства учитывает мнение той республики в составе федерации, на территории которой лицо намерено поселиться, о целесообразности его приема в российское гражданство или восстановления в нем (ч. 2 ст. 34).1 Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех граждан независимо от оснований приобретения. Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований приобретения. Не устанавливаются никакие ограничения, различия в правовом статусе граждан, категории граждан в зависимости от того, как и когда они приобрели гражданство Российской Федерации. Конкретным проявлением этого принципа является полное равноправие женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одного из супругов не влечет за собой изменения гражданства другого супруга (ст. 6 Закона). Это полностью соответствует международной Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г. В то же время в целом ряде стран установлены различия в правовом статусе граждан в зависимости от оснований приобретения гражданства, действует принцип: жена следует гражданству мужа. В Конституции и Законе о гражданстве определены и иные принципы российского гражданства - недопустимость лишения гражданина Российской Федерации своего гражданства или права изменить его; возможность иметь двойное гражданство; сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами России; защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами. После долгих лет отрицания в России наконец признается двойное гражданство. (ст. 62 Конституции РФ). Это означает, что гражданин Российской Федерации одновременно может иметь гражданство другого государства. Наличие другого гражданства не умоляет прав и свобод россиянина, но и не освобождает его от выполнения обязанностей перед страной, например, воинской обязанности. Принадлежность лица к гражданству определенного государства имеет для него существенное значение, так как каждое государство имеет свои исторические, культурные, политические традиции, разный уровень экономического развития. Далеко не одинаково и правовое положение отдельных групп населения в пределах одного государства - собственно граждан и иностранцев, а также лиц без гражданства. Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными изъятиями. В ст. 62 Конституции РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства предоставляются права и возлагаются обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Например, они не подлежат призыву на военную службу, не пользуются избирательными правами, не могут занимать государственные должности и т.п. Ко всем категориям населения страны относятся обязанности соблюдения законов страны пребывания, уважения прав и интересов окружающих лиц. Различия между правовым статусом гражданина РФ и иностранца касаются, в основном, политических прав и обязанностей. Такие же ограничения касаются и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Лицами без гражданства являются те, кто не может доказать наличия у них какого-либо гражданства. Апатризм представляет собой отрицательное явление, поскольку отсутствие гражданства ставит лиц без гражданства в невыгодное положение, так как они не могут притязать на защиту их прав каким-либо государством. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их территории.1 Состояние гражданства возникает у беженцев, которых вынуждает покидать их Родину борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация в стране2. Некоторым беженцам государство может предоставить право убежища. Это право является одним из ярких проявлений государственного суверенитета. Государство само определяет кому и на какой срок оно предоставляет убежище. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на Родине за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями. Право убежища состоит в гарантии безопасности лица на территории страны пребывания, в невысылке и невыдаче его государству, где оно может быть подвергнуто преследованию, в предоставлении этому лицу ряда основных прав и свобод.3 Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища утверждено Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746.4 Согласно пункту 4 этого Положения, лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется. 2. Правовое регулирование гражданства. Закон о гражданстве Российской Федерации 1991 г. Приобретение и прекращение гражданства. Гражданство детей. Гражданство относится к числу тех правовых институтов, содержание и значение которых в обществе всецело обусловлено взаимоотношениями как отдельной личности, так и населения в целом с государственной властью. Гражданство - это определенная правовая связь лица с государством, влекущая распространение на это лицо правовых последствий. Уже в структурном построении определения понятия гражданства следует различать три основных взаимосвязанных между собой элемента: а) общее понятие гражданства; б) правовые последствия, вытекающие для лица из факта обладания им гражданства; в) связь (отношение) между общим понятием гражданства и его правовыми последствиями. Определить общее понятие гражданства - значит раскрыть содержание специфической правовой связи между лицом и государством. Гражданство не представляет собой ни права, ни совокупности прав, а служит лишь предпосылкой, создающей возможность применения к лицу правовых норм. Нельзя рассматривать гражданство в отрыве от прав и обязанностей гражданина, но и нельзя сводить правовую связь, определяемую в качестве гражданства к этим правам и обязанностям. Гражданство, возникшее у лица, сохраняется у него, как правило, пожизненно. Сущность гражданства заключается в том, что лицо и государство находятся в такой специфически определенной правовой связи, которая сама по себе служит основанием для того, чтобы на это лицо в полную меру могла распространяться юрисдикция данного государства. Гражданство, характеризуемое как правовая связь лица с государством, носит сугубо объективный характер, хотя в свою очередь, служит необходимым условием, предпосылкой для установления правового статуса гражданина. Гражданство - это такая правовая связь лица с государством, которая, обуславливая постоянное, полное и устойчивое распространение на это лицо юрисдикции, является тем самым необходимой предпосылкой для возможного применения к лицу законов данного государства. Любое лицо, независимо от того, является ли оно гражданином государства, иностранцем или лицом без гражданства, проживая на территории определенного государства, находиться под юрисдикцией его суверенной власти, т.е. находиться в известной правовой связи с государством. Нормы Российского права распространяют свое действие на всех лиц, проживающих в РФ, независимо от их принадлежности к гражданству. В силу этого Российские законы обязательны не только для Российских граждан, но и для иностранцев, а также лиц без гражданства. Исключение составляют лишь иностранцы, пользующиеся так называемым правом экстерриториальности, и лица без гражданства обязаны во всем подчиняться российским законам и выполняют установленные правовые обязанности. Таким лицам предоставляется в полном объеме гражданская и иная правоспособность. Всякие изъятия и ограничения для этой категории лиц устанавливаются Российскими законами (В соответствии с нормами Российского права иностранцы и лица без гражданства не пользуются избирательным правом, а также не могут служить в Российской Армии, они не допускаются к замещению административных должностей в Российских государственных учреждениях и т.д.). Специальные правила для иностранцев могут быть установлены соглашениями с иностранными государствами.1 Институт гражданства регулируется прежде всего нормами конституционного права, а также специальными законами государства. 28 ноября 1991 года был принят закон "О гражданстве РСФСР", который вступил в силу 6 февраля следующего года. Настоящий Закон призван обеспечить осуществление норм и принципов международного права и Конституции РСФСР, относящихся к гражданству и правам человека, создание наиболее благоприятных правовых условий для каждого гражданина РСФСР, защиту и покровительство РСФСР гражданам РСФСР, находящимся за ее пределами". Все вопросы приобретения или утраты гражданства регулируются государствами по их усмотрению. Это, однако, в соответствии с принципом государственного суверенитета, не означает, что каждое государство может произвольно устанавливать свой порядок приобретения гражданства, не считаясь с международными нормами. Наоборот, в ст.9 Закона "О гражданстве Российской Федерации" указано, что если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержаться в Законе, применяются правила этого договора. Закон Российской Федерации о гражданстве содержит специальную ст. 49, посвященную порядку применения на территории России законодательства бывшего СССР по вопросам гражданства, в которой сказано, что прекращается действие "тех положений Закона СССР "О гражданстве СССР" и постановления Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 г. "О порядке введения в действие Закона СССР "О гражданстве СССР", а также других нормативных актов СССР, которые противоречат настоящему Закону Российской Федерации". Такая норма позволила применить нормы законодательства СССР, не противоречащие Закону о гражданстве России, к решению проблем основных субинститутов гражданства - о принадлежности к гражданству России, признании гражданства за всеми гражданами бывшего СССР, постоянно проживающими на территории Российской Федерации (ст. 12 и 13); об упрощенном приобретении гражданства России всеми гражданами СССР, постоянно проживающими на территории других республик бывшего СССР (ст. 18); о восстановлении гражданства бывшим гражданам Российской Федерации, лишенным гражданства без их свободного волеизъявления (ч. 2 ст. 20). Столь подробной регламентации "переживания старых законов" как бывшего Союза, так и Российской империи, относящихся к обстоятельствам, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству, нет ни в одном другом независимом государстве, возникшем после прекращения существования СССР. Часть 2 ст. 12 Закона о гражданстве Российской Федерации предусматривает, что при решении вопросов принадлежности к гражданству Российской Федерации применяются не только акты законодательства России и республик в ее составе, но и международные договоры Российской Федерации, бывшего СССР, а также существовавшего до 7 ноября (25 октября) 1917 г. Российского государства, действовавшие на момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству Российской Федерации. Эти и некоторые другие нормы российского закона о гражданстве свидетельствуют о стремлении России создать наиболее благоприятные условия приобретения российского гражданства для широкого круга бывших советских граждан, сохраняющих как этнические, так и различные культурно-бытовые связи с Россией и желающих укрепить их признанием гражданства России. Гражданство в России приобретается по следующим основаниям, предусмотренным Законом: 1) в результате его признания; 2) по рождению; 3) в порядке его регистрации; 4) в результате приема в гражданство; 5) в результате восстановления в гражданстве РФ; 6) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям; 7) по иным основаниям, предусмотренным Законом. Перечень оснований приобретения российского гражданства во многом обусловлен тем, что Закон был принят в период распада СССР и стояла задача определить прежде всего, кто из граждан СССР является российским гражданином. В СССР республиканское гражданство не имело четкого и полного правового оформления, хотя и действовал принцип, что оно определяется по месту постоянного проживания гражданина СССР. Признание гражданства Российской Федерации поэтому и стало одним из оснований его приобретения в сложившихся исторических обстоятельствах. Хотя, строго говоря, это скорее определение в Законе, кто считается российским гражданином, а не приобретение гражданства изначально. В ч. 1 ст. 13 Закона установлено, что гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона (т.е. на 6 февраля 1992 г. - день его опубликования), если в течение года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Позднее, в 1993 г., постановлением Верховного Совета России признание российскими гражданами в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона было распространено на граждан бывшего СССР, постоянно проживающих на территории России и выехавших временно за ее пределы до 6 февраля 1992 г. в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвратившихся в Россию после вступления Закона в силу. То же относилось при определенных условиях и к военнослужащим (см.: ВВС РФ, 1993, N 29, ст. 1113). Приобретение российского гражданства в результате признания осуществлялось автоматически, подачи заявлений и каких-либо документов для его оформления не требовалось. Определенные особенности предусматривал Указ Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. "О некоторых вопросах реализации Закона Российской федерации "О гражданстве Российской Федерации"". Он установил: считать в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона гражданами Российской Федерации бывших граждан РСФСР, возвратившихся на жительство в Россию до вступления в силу названного Закона, не имеющих подтверждения приобретения российского гражданства в результате признания и продолжающих проживать на территории России на законных основаниях. При этом не имел значения срок регистрации (прописки) указанных лиц на территории России, но оформление гражданства осуществлялось не автоматически, а по их личному волеизъявлению (СЗ РФ, 1994, N 27, ст. 2854). Для признания гражданства Российской Федерации после распада Союза Советских Социалистических Республик избран наиболее демократичный "нулевой вариант". Гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, т.е. на 6 февраля 1992 г. Причем если в это время гражданин отсутствовал в постоянном месте жительства по уважительной причине (в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением) или проходил воинскую службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территории других государств, то по возвращению он признается гражданином Российской Федерации. В течении года (с момента вступления Закона "О гражданстве Российской Федерации" в силу до 6 февраля 1993 г.) каждый мог заявить о своем несогласии состоять в гражданстве Российской Федерации, т.е. отказаться от российского гражданства. Кроме того, в соответствии с Указом Президента гражданами Российской Федерации признаются также бывшие граждане РСФСР, возвратившиеся в Россию до вступления в силу Закона "О гражданстве Российской Федерации"1. Подавляющее большинство людей в мире приобретают гражданство по рождению. Приобретение гражданства по рождению называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципов "прав крови" или "права почвы". В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становиться гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. "Право почвы" в настоящее время сохранило преобладающее значение в некоторых странах Американского континента. А "право крови" практически в чистом виде действует сейчас лишь в скандинавских странах. В законодательстве большинства современных государств предусматривается смешанная система, при которой преобладающее значение "права крови" сочетается с известным влиянием "права почвы". К таким государствам относится и Россия.2 Приобретение российского гражданства по рождению (ст. 14-17 Закона) осуществляется в основном в соответствии с принципом "права крови", т.е. зависит от гражданства родителей. В некоторых случаях применяется и принцип "права почвы", т.е. в зависимости от места рождения. При этом в полной мере соблюдается требование Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Международного пакта о гражданских и политических правах, которые предусматривают: "Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства". Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, является гражданином Российской Федерации независимо от места рождения. Так же решается вопрос, если один из родителей ребенка на момент его рождения состоит в российском гражданстве, а другой - лицо без гражданства. Если же один из родителей состоит в гражданстве Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает российское гражданство, если он родился на территории России либо если по законам страны, где он родился, он стал бы в таком случае лицом без гражданства. Ребенок, родившийся на территории России у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является российским гражданином, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства. Является российским гражданином и ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, а также находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны. Во всех этих случаях действует принцип "права почвы". Споры между родителями о гражданстве детей рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка (ст. 31 Закона). Приобретение гражданства РФ в порядке регистрации - новое положение в законодательстве о гражданстве. Это упрощенный порядок получения российского гражданства, при котором не требуется оформлять ходатайство установленной формы на имя Президента Российской Федерации, а достаточно подать в местные органы внутренних дел заявление установленного образца. Наибольшая группа людей, которая сможет получить гражданство РФ в порядке регистрации - это граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территории Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они в течение трех лет со дня вступления в силу данного Закона (до 6 февраля 1995 г.) заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.1 Всего же Закон предусматривает шесть ситуаций, когда возникают основания для приобретения гражданства в регистрационном порядке: 1) для лиц, у которых супруг либо родственник по прямой восходящей линии (отец, мать) является гражданином РФ; 2) когда хотя бы один из родителей лица, ходатайствующего о приобретении российского гражданства, на момент рождения был гражданином РСФСР, но потом это лицо приобрело иное гражданство по рождению. В течении пяти после достижения 18-летнего возраста, т.е. до 23 лет это лицо может приобрести российское гражданство в порядке регистрации при предоставлении всех необходимых документов; 3) относится к детям родителей, гражданство РСФСР которых в прошлом было необоснованно прекращено. Это касается лиц, которых лишали гражданства, высылали за границу без их согласия. Теперь их дети в течение пяти лет по достижении совершеннолетия могут приобрести гражданство Российской Федерации в порядке регистрации; 4) касается граждан бывшего СССР, которые не пожелали получить гражданство других государств - бывших советских республик и заявили о своем желании получить гражданство Российской Федерации до 6 февраля 1995 г.; 5) имеет отношение к лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории России или на территории других республик бывшего Союза по состоянию на 1 сентября 1991 года, если до 6 февраля 1993 года они заявили о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; 6) касается иностранных граждан и лиц без гражданства независимо от места их жительства, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состоял в российском гражданстве (подданстве) по рождению и если они в течение одного года после вступления в силу Закона заявят о своем желании приобрести гражданство РФ. Таким образом, новым является приобретение российского гражданства в порядке регистрации (ст. 18 Закона). Этот порядок требует определенных действий со стороны лица, чем отличается от приобретения гражданства в результате его признания. Но он существенно упрощен по сравнению с порядком приобретения гражданства по другим основаниям и предусматривает представление в органы внутренних дел или - при проживании за пределами России - в консульские учреждения по месту жительства: заявления, некоторых документов и уплаты государственной пошлины в размере 10 процентов от минимального размера оплаты труда (см. п. 8 разд. I, п. 4-6 разд. II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации; п/п 9 п. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" в редакции от 31 декабря 1995 г.). Указанный порядок распространяется прежде всего на граждан бывшего СССР, проживающих на территории государств, входивших в состав бывшего СССР, а также прибывших для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 г., если они до 31 декабря 2000 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (п. "г" ст. 18 в редакции Закона о гражданстве от 6 февраля 1995 г.). Это положение Закона касается судеб сотен тысяч людей выходцев из России, оказавшихся за ее пределами в результате распада СССР. Большинство из них родились в России и являлись тем самым ее гражданами. Закон о гражданстве не отрицает российского гражданства этих лиц, но относит его к прошлому. В ч. 2 ст. 13 Закона определено, что лица, родившиеся 30 декабря 1922 г. (дата образования СССР) и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве РСФСР по рождению, если родились на территории РСФСР или если хотя бы один из родителей на момент рождения ребенка был гражданином СССР и постоянно проживал на территории РСФСР. Имеется в виду в данном случае территория РСФСР по состоянию на дату рождения лица. Таким образом, положения ст. 13 и п. "г" ст. 18 названного Закона фактически разделили на две категории граждан бывшего СССР: родившихся на территории России, проживавших в других союзных республиках и возвратившихся затем для постоянного проживания в Россию. Если такой гражданин вернулся до прекращения существования СССР или после этого события, но до вступления Закона о гражданстве в силу (до 6 февраля 1992 г.), то он приобретал российское гражданство путем признания и считался состоящим в этом гражданстве с момента своего рождения. Те же, кто вернулся в Россию после 6 февраля 1992 г., должны были приобретать российское гражданство в другой процедуре - путем регистрации. Факт их отсутствия на территории Российской Федерации в связи с проживанием на день вступления в силу названного Закона в одной из республик бывшего СССР рассматривался правоприменительной практикой исходя из буквального смысла п. "г" ст. 18 этого Закона, как свидетельствующий об утрате ими российского гражданства. Следующим распространенным во всем мире способом приобретения гражданства является прием в гражданство. Прием гражданства иностранцем по его заявлению называется натурализацией. Натурализацией в силу Закона является такой вид приема в гражданство, который не основан на личном выборе лица. Так, в Италии иностранка, вступив в брак с итальянцем, автоматически приобретает гражданство Италии. Натурализация в силу закона может быть правовым следствием установления опеки, признания отцовства, поступления на государственную или военную службу в определенных государствах. В России заключение или расторжение брака с лицом, не являющимся гражданином РФ, не влечет за собой изменения гражданства одного из супругов. Напомним, что гражданство - это устойчивая правовая связь, и по нашему законодательству на него не влияют различные внешние обстоятельства, включая браки. Если россиянки или россияне вступают в брак с иностранцами, это не ведет к изменению их гражданства. Разумеется, если супруги того пожелают, им будут разрешено соответственно приобретение российского гражданства или выход из него. Есть международная Конвенция о гражданстве замужней женщины, она призывает государства давать женщине возможность в облегченном порядке приобрести гражданство государства своего супруга. Российский Закон идет дальше: как мы могли уже видеть, гражданство РФ любой из супругов может приобрести в облегченном регистрационном порядке, если второй супруг - гражданин РФ; соответственно и выход из гражданства происходит в порядке регистрации, если один из супругов - гражданин иностранного государства. Таким образом, наше законодательство лишь против того, чтобы при замужестве гражданство приобреталось или утрачивалось автоматически. Нельзя также приобрести на основании брака гражданство другой страны, не выходя из российского гражданства - наш закон этого не разрешает. Правда, право некоторых стран этому не препятствует, и есть случаи, когда наши соотечественники - чаще женщины - становились гражданами других государств, сохраняя российское гражданство. Наше государство негативно относится к такой практике.1 Индивидуальная натурализация осуществляется на основе личного ходатайства человека о предоставлении ему определенного гражданства. В Российской Федерации такое ходатайство подается на имя Президента РФ, и прием в гражданство оформляется в каждом отдельном случае актом главы государства. Любое дееспособное лицо, достигшее 18 летнего возраста, может ходатайствовать о приеме в российское гражданство, независимо от пола, языка, образования, национальности, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычно натурализация может иметь место после более или менее длительного проживания иностранца на территории данного государства - так называемый "ценз оседлости". В России он составляет для иностранцев и лиц без гражданства всего 5 лет или 3 года непрерывного проживания непосредственно перед обращением с ходатайством, для беженцев указанные сроки сокращаются в двое. Прием в гражданство - это акция двухсторонняя. Одной стороной выступает лицо, ходатайствующее о предоставлении российского гражданства, другой - государство. Любое государство не может безразлично относиться к предоставлению гражданства, поэтому Закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает случаи, когда прием в гражданство не допускается. Отклоняются ходатайства о приеме в гражданство РФ для лиц, которые: а) выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ; б) состоят в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; в) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ. В отличие от некоторых других стран, например США, где круг прав натурализованных граждан несколько уже, чем у прирожденных, в России гражданство является единым и равным, независимо от оснований его приобретения (ст.6 Конституции РФ). Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется по ходатайству лица указом Президента Российской Федерации. Ходатайствовать может любое дееспособное лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в российском гражданстве (ст. 19 Закона). Закон особо оговаривает, что при этом не играют никакой роли происхождение, социальное положение, расовая или национальная принадлежность, пол, образование, язык, отношение к религии, политические и иные убеждения. Обычным условием приема в российское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства является их постоянное проживание на территории России в общей сложности пять лет или три года непрерывно перед обращением с ходатайством. Для беженцев, признаваемых таковыми Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О беженцах", договором Российской Федерации, указанные сроки сокращаются вдвое. Закон о гражданстве определяет и перечень обстоятельств, облегчающих прием в российское гражданство, т.е. дающих право на сокращение установленных для проживания сроков вплоть до снятия этих требований (ч. 3 ст. 19). В то же время определены основания отклонения ходатайств о приеме в российское гражданство. Они применяются к тем, кто выступает за насильственное изменение конституционного строя России; состоит в партиях и других организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами Российской Федерации; осужден и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по российским законам (ч. 4 ст. 19). Следующим способом приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве лица, которое его имело, но по каким-то причинам утратило. По Закону "О гражданстве Российской Федерации" на восстановление российского гражданства прежде всего могут претендовать бывшие граждане России, которые были усыновлены иностранцами или над которыми была установлена опека или попечительство иностранными гражданами. К этой же категории относятся молодые люди, гражданство которых изменилось автоматически с гражданством родителей, переехавшими на постоянное место жительства в другое государство. Указанные лица по достижению совершеннолетия с 18 до 23 лет могут восстановить российское гражданство. Утверждая справедливость гражданство может быть возвращено бывшим гражданам России, лишенным гражданства как утратившим его без их свободного волеизъявления. Восстановление гражданства осуществляется по инициативе бывших граждан РФ в упрощенном , регистрационном порядке. Оптация (выбор гражданства) как способ приобретения гражданства известна нашему законодательству. Она имеет место в случаях, когда какая-то территория переходит в соответствии с международным договором от одного государства к другому. Жителям такой территории обычно предоставляется право выбрать гражданство того или другого государства. Различается позитивная оптация, то есть сохранение прежнего гражданства, и негативная оптация - отказ от бывшего гражданства и получение нового. В ст.12 Закона "О гражданстве Российской Федерации" указывается, что гражданство может быть приобретено по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом. Например, если возникает ситуация, что найден на территории России ребенок (даже если его цвет кожи не соответствует нашему суровому климату), родители которого неизвестны, то он регистрируется в органах ЗАГС как гражданин Российской Федерации, ибо предполагается, что его родители - граждане России. Кроме отношений по приобретению гражданства, российское законодательство регулирует и порядок прекращения гражданства РФ. Прежде всего необходимо еще раз подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации не допускается лишение российского гражданства ни при каких условиях. Институт лишения гражданства как средство расправы с инакомыслящими в России перестал существовать. Прекращение гражданства допускается теперь только на основе добровольного желания лица. Гражданство прекращается вследствие выхода из гражданства по ходатайству гражданина. Закон устанавливает обстоятельства препятствующие выходу из гражданства: неисполнение обязанности перед государством, существенные неисполненные имущественные обязательства перед физическими и юридическими лицами (до исполнения этих обязательств). В то же время Закон устанавливает ситуации, при наличии которых выход из российского гражданства не допускается. Всегда будет отказано в выходе из гражданства, если получена повестка о призыве ходатайствующего на военную службу (до ее прохождения или освобождения от нее в соответствии с законом), а также если в отношении него возбуждено уголовное дело (до окончания производства по делу) или имеется вступивший в законную силу приговор суда (до отбытия наказания или освобождения от него). Гражданство Российской Федерации прекращается в результате негативной оптации, т.е. когда гражданин выбрал гражданство другого государства. Выход из гражданства - акция добровольная. Никто не может запретить человеку изменить свое гражданство. Согласно действующему законодательству, выход их гражданства может осуществляться в упрощенном, т.е. регистрационном порядке. Основанием для рассмотрения вопроса в таком порядке является иностранное гражданство одного из родителей, супруга или ребенка. Согласно Закону, выход из гражданства РФ может иметь место: а) по ходатайству гражданина. Оно подается на имя Президента РФ через органы внутренних дел внутри РФ или консульские учреждения РФ за границей; выход из гражданства оформляется указом Президента, который касается либо одного человека, либо группы лиц, но при этом персонально каждого; б) в порядке регистрации, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство либо если лицо выехало на постоянное жительство в другое государство в установленном законом порядке. Обращение человека в данном случае называется заявлением, оно подается внутри РФ в органы внутренних дел, за границей - в консульские учреждения РФ, которыми и разрешается по существу. Итак, Закон связывает выход из гражданства РФ исключительно с личным обращением человека. Однако одного желания недостаточно. Требуется решение компетентных государственных органов. Ходатайство о выходе из гражданства РФ может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ. Эта формулировка Закона означает, что если у человека есть дети или родители, которых он обязан материально поддерживать, если он платит алименты или долги по исполнительному листу и т.п., в выходе из гражданства РФ может быть отказано, если у РФ нет договора с соответствующим государством, предусматривающим содействие при взыскании долгов с бывшего гражданина. Следует разделять вопросы о выходе из гражданства и о выезде из РФ. Строго говоря, о выходе из гражданства можно просить, оставаясь в России. Соответственно можно желать выезда из РФ, не ходатайствуя о выходе из российского гражданства. Но поскольку взаимосвязь между названными явлениями все же существует, напомним, что в РФ принят Федеральный закон от 18 июля 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"1. По этому Закону российскому гражданину может быть временно ограничено право на выезд из РФ по ряду оснований, в том числе: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям - на 5 лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях - на 10 лет; при призыве на военную службу - до ее окончания; при задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; при осуждении за совершение преступления - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания; при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; при сообщении о себе ложных сведений при оформлении выездных документов - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Для иностранного гражданина выезд из РФ может быть ограничен в следующих случаях: если он задержан по подозрению в совершении преступления или привлечен в качестве обвиняемого - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; если осужден за совершение преступления на территории РФ - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания; если уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; если не выполнил предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов - до выполнения этих обязательств. Из приведенных положений вытекает, что если россиянин выйдет из гражданства РФ, находясь на территории РФ, то Россия потеряет возможность ограничить его выезд по основанию приобщенности к секретным сведениям. Тем более, что Закон о гражданстве не предусматривает возможности отклонения ходатайства о выходе из гражданства РФ по соображениям государственных интересов. И Конституция РФ в ст. 6 провозглашает, что гражданин РФ не может быть лишен права изменить гражданство. Как же быть? Думается, учет интересов государства является естественным условием решения всех вопросов относительно связи лица и государства, что ни в коей мере не ограничивает права гражданина на выход из гражданства. Такой учет интересов государства предполагается при решении любых вопросов, связанных с правами человека и гражданина, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. И, наверное, Россия поступит вполне справедливо, записав в новом Законе о гражданстве, что вопросы выхода из гражданства решаются с учетом государственных интересов РФ.2 Только в одном случае Закон предусматривает прекращение гражданства без согласия лица. Но это относится только к натурализованным гражданам Российской Федерации, которые получили гражданство РФ на основе заведомо ложных сведений или фальшивых документов. Факт обмана устанавливается судом. Однако в соответствии с принципом индивидуальной ответственности за вину решение о предоставлении российского гражданства не распространяется на членов семьи лица, которое было уличено в предоставлении фальшивых документов, если они не знали об этом. Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства - пять лет. По прошествии этого срока российское гражданство, полученное даже на основе фальшивых документов, уже не может быть отменено. Ст. 14 Закона "О гражданстве Российской Федерации" говорит о том, что "ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, являются гражданами РФ независимо от места рождения", т.е. определяющим фактором является "право крови". Однако наше государство заинтересованно в увеличении числа своих граждан, поэтому в спорных или других случаях применяется принцип "права почвы". Так, например, находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ (ст. 16 Закона "О гражданстве Российской Федерации"). Кроме того, в связи с тем, что Россия провозгласила себя правопреемницей СССР, она предоставляет российское гражданство детям, родившимся на ее территории у родителей, состоящих в гражданстве других государств, если эти государства на предоставляют ему своего гражданства. Ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является российским гражданином, а тем более просто решается вопрос, если хотя бы один из родителей - граждане РФ, а другой - лицо без гражданства: ребенок признается гражданином России независимо от места рождения и воли родителей. Если один родитель ребенка - гражданин РФ, а второй - иностранный гражданин, то вопрос о гражданстве ребенка независимо от места его рождения определяется письменным соглашением родителей до исполнения ему 1 года. Если же такое соглашение своевременно не было оформлено, при возникновении спорной ситуации ребенок приобретает российское гражданство, ибо закон всегда на стороне родителя имеющего гражданство Российской Федерации. 3. Производство по делам о гражданстве в государственных органах Российской Федерации. В ст. 32 Закона о гражданстве говорится, что государственными органами, ведающими делами о гражданстве, являются: Президент РФ; Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; Министерство внутренних дел; Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации. Закон о гражданстве конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановление в гражданстве Российской Федерации, разрешение на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства. По всем вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. На основании Закона о гражданстве распоряжением Президента Российской Федерации от 23 июля 1992 года утверждено положение об этой комиссии (ныне действующее Положение утверждено Указом Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 9621). Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства. В задачи комиссии входит подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства. Комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства. К ее компетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав комиссии. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. Поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.2 Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, а также Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации, а вторые - за ее пределами. В их функции входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайств вместе с документами в Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях. Механизм подачи документов по вопросу гражданства установлен в Положении о порядке рассмотрения вопросов Российской Федерации, утвержденный указом Президента от 10 апреля 1992 года.1 (в ред. от 27 декабря 1993 г.) Для решения вопроса о регистрации гражданства подается заявление; решение по этому вопросу принимают соответствующие органы внутренних дел либо Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации; оформляются решения заключением (в необходимых случаях представлением); срок рассмотрения не больше 6 месяцев; решения могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Во всех других случаях приобретения и прекращения гражданства, подпадающих под регистрационный порядок, оформляется ходатайство на имя Президента; решения по этим вопросам принимает Президент; оформляются они Указом Президента; срок рассмотрения ходатайств - не более 9 месяцев; решения обжалованию не подлежат, что не исключает возможности повторного ходатайства через один год. Как заявление, так и ходатайство подаются в письменном виде по установленной форме в орган внутренних дел по месту жительства лица (за пределами Российской Федерации - в соответствующие дипломатические представительства или консульские учреждения). Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации. Согласно ст. 46 Закона о гражданстве решения полномочного органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства РФ либо о принадлежности к гражданству РФ могут быть обжалованы в суд в месячный срок. Обратим внимание на то, что согласно Закону решения Президента РФ по ходатайствам относительно вопросов гражданства являются окончательными и обжалованию в судебном порядке не подлежат. Вместе с тем Закон не запрещает повторно подать такое обращение в адрес Президента. К достоинствам Закона о гражданстве относится то, что предусмотрена возможность обжаловать действия должностных лиц по вопросам гражданства. Согласно ст. 47 отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами РФ, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств или консульских учреждений РФ в Московский городской суд. Итак, мы рассматривали правовые нормы, регулирующие отношения гражданства в российском праве. Совокупность этих норм является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Гражданство является важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объёме закрепленные в Конституции права и свободы личности. Гражданство лица подразумевает признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом. Как уже было указано, положения Закона РФ "О гражданстве" соответствуют международно-правовым нормам (Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 г., Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребенка, Международного пакта о гражданских и политических правах и т.д.). Также можно отметить, что содержание этого Закона обусловлено историческими особенностями момента его принятия (распад СССР, наличие лиц, ранее вынужденных эмигрировать или лишенных гражданства). Гуманизм российского законодательства о гражданстве наглядно проявляется в таких вопросах, как регулирование гражданства детей, беженцев и т. д. В Конституции РФ закреплены основные принципы российского гражданства, которые конкретизируются в текущем законодательстве. Проведенный анализ этого законодательства подтверждает, что содержание норм, регулирующих отношение гражданства, полностью соответствует конституционному определению Российской Федерации как правового, демократического, социально ориентированного государства, признающего высшей ценностью человека, его права и свободы. Можно сделать вывод том, что в утверждении этих положений российское право более последовательно, чем законодательство других стран СНГ. Как было показано в первой главе данной работы, нормы, регулирующие отношения гражданства в российском праве, эффективно реализуются в судебной практике. В то же время необходимо отметить наличие определенных проблем в отечественном законодательстве. Так, представляется, что требуется закрепить в Законе о гражданстве, что вопросы выхода из гражданства решаются с учетом государственных интересов РФ. Кроме того, необходимо привести законодательство о гражданстве субъектов РФ в соответствие с федеральными нормами. Библиография. Законодательно-нормативные акты Конституция Российской Федерации 1993 года. Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1"О гражданстве Российской Федерации" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1992 г. № 6. Ст.243; Закон Российской Федерации от 17 июня 1993 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР". // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1993 г. № 29. Ст. 1112. Федеральный закон от 6 февраля 1995 г. № 13-ФЗ "О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 1995, № 7, Ст. 496 Федеральный закон от 20 декабря 1995 г. N 202-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" // Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 28 декабря 1995 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 52, ст. 5110 Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах"с изм. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 июля 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 30 июня 1997 г., N 26, ст. 2956 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с изм. от 18 июля 1998 г. N 110-ФЗ // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 августа 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4029 Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ 1992 г. № 17. САПП РФ, 1994 № 4. Ст. 302; Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" // Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 29 июля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3601 Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 962 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава." // "Российская газета", 18 августа 1998 г. Указ Президента РФ от 24 апреля 1998 г. N 449 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам гражданства" // Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 30 апреля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 апреля 1998 г., N 17, ст. 1919 Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР". Ведомости Верховного Совета СССР. 1981 г. № 26. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой А.Б.Смирнова" // Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 28 мая 1996 г. Собрании законодательства Российской Федерации от 20 мая 1996 г. N 21, ст. 2579 Определение СК Верховного Суда РФ от 12 июля 1994 г. "Гражданин Российской Федерации не может быть выдан другому государству иначе как на основе закона или международного договора" (Извлечение)// Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, 1995 г., N 6, стр. 5 Бюллетень Верховного Суда РФ, 1997 № 11, с. 6-7. Литература Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы.// "Законодательство". 1997, № 6, с. 66 Андребченко Л. В., Белоусов Е. В. Беженцы и вынужденные переселенцы (правовые проблемы) // Государство и право, 1995, №5. Боярс Ю. Р. Вопросы гражданства в международном праве. / М.: Международные отношения, 1986. Козлова Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник, М.: Юристъ, 1996 Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд "Правовая культура", 1996 Конституционное право России: Лекции. Саратов 1995 г. Кошков Г. М. Некоторые проблемы о рационализации законов "О гражданстве РФ" // Реализация Конституции России. Саратов, 1994 г. Маликов М. К. Гражданство РФ и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, №8. Мицкевич А. В., доктор юридических наук. Комментарий к законодательству государств - участников СНГ о гражданстве. // М.: Юрид. лит., 1996. Шевцов В.С. Гражданство в Советском союзном государстве. М., 1969 г. ________________"___" сентября 2000 года 1 Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. - М. "Международные отношения", 1986 С. 3 2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации : Учебник., М.: Юристъ, 1996 С. 156 3 Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд "Правовая культура, 1996 С. 36 1 Конституционное право России; Лекции. Саратов, 1995 С. 77 2 Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 6. Ст. 243 3 Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Указанное произведение, С. 155 1 Мицкевич А. В., доктор юридических наук. Комментарий к законодательству государств - участников СНГ о гражданстве. // М.: Юрид. лит., 1996 1 Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд "Правовая культура", 1996 с. 37 1 Боярс Ю.Р. Указанное произведение, С. 144 2 Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О беженцах"с изм. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 июля 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 30 июня 1997 г., N 26, ст. 2956 3 Закон СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" / Ведомости Веровного Совета СССР, 1981, № 26 4 Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 "Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища" // Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 29 июля 1997 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30, ст. 3601 1 Шевцов В.С. Гражданство в Советском Союзном государстве./ М. 1969 1 Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О гражданстве РСФСР" / Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1993 № 29, Ст. 1112. 2 Конституционное право России : Лекции. Саратов, 1995, С. 86 1 Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М: Фонд "Правовая культура", 1996 с. 39 1 Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы.// "Законодательство". 1997, № 6, с. 66 1 Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с изм. от 18 июля 1998 г. N 110-ФЗ // Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 августа 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 19 августа 1996 г. N 34, ст. 4029 2 Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы.// "Законодательство", 1997 № 6, с. 66 1 Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. / "Российская газета", 18 августа 1998 г. 2 Указ Президента РФ от 24 апреля 1998 г. N 449 "Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам гражданства" // Текст Указа опубликован в "Российской газете" от 30 апреля 1998 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 апреля 1998 г., N 17, ст. 1919 1 Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, № 17, Ст. 952 PAGE 23 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|