|
|
Теневая экономикаСодержание Стр. Введение 3 1. Историческое развитие теневой экономики 5 2. Теневая экономика и начало реформы 8 3. Методические особенности расчетов по теневой экономике 13 3.1. Методики расчетов 13 3.2. Количественные оценки объемов и структуры теневой экономики 15 3.3 Утечка валюты 19 4. Теневая экономика и предприятия 21 4.1. Налоговая преступность предприятий 24 4.2. Совершенствование ответственности предприятий за налоговые преступления 28 5. Теневая экономика и рынок труда 33 6. Развитие теневой экономики в мире 35 7. Позитивное воздействие теневой экономики 37 Заключение 39 Список литературы 41 Введение До настоящего времени не существует единого понятия теневой экономики, причем толкование этого понятия различно как в разных странах, так и разными авторами, что, в общем-то, естественно. Даже набор терминов, употребляемых для обозначения понятия теневой экономики, очень широк: "неформальная", "подпольная", "скрытая", "подземная", "подводная", "неофициальная" и т.д. 90 - годы стали периодом остро вспыхнувшего в России научного общественного интереса к явлению теневой экономики. Собственно теневая экономика не является вновь возникшей проблемой. Однако до недавнего времени это была тема для закрытых обсуждений в кругу специалистов. В открытой печати появлялись статьи, отражавшие отдельные стороны теневой экономики. Но фактически отсутствовал макроэкономический подход к данной проблеме. Существует и версия системы национальных счетов, рекомендованная ООН, Евростатом. Согласно ей к теневой экономике относится экономика: "скрытая" - разрешенная законом, но не показываемая; "неформальная" - представляет собой деятельность предприятий, функционирующих на законных оснований, принадлежащих домохозяйствам и обеспечивающих деятельность этих хозяйств; "нелегальная" - незаконное производство и сбыт товаров и услуг.1 В экономической литературе, и тем более в публицистике, в категорию теневой экономики вкладывают различное содержание. К теневой экономике относят всю экономическую деятельность, которая по разным причинам не учитывается официальной статистикой и, соответственно, не включается в ВНП. Методологически теневую экономику условно можно разделить на три части: 1) легальная экономическая деятельность, не учитываемая в официальной статистике из-за мелкого и мельчайшего ее оборота (как правило, при оказании мелких услуг, посредничестве и индивидуальной трудовой деятельности в сфере промыслов и приусадебном личном хозяйстве; 2) легальная экономическая деятельность, в рамках которой происходит нарушение хозяйственного или уголовного законодательства; 3) нелегальная, противозаконная экономическая деятельность, когда экономическая преступность оказывается тесно связанной с уголовной преступностью (так называемая "мафия", или организованная преступность). Приведенное деление теневой экономики чисто условно. Но как методологический прием оно весьма полезно, во-первых, чтобы вычленить из теневой экономики некриминальную ее часть, а, во-вторых, чтобы более глубоко исследовать экономические процессы, связанные с нарушениями законов. 1. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Уже в послевоенное время стало использоваться производство дефицитных товаров народного потребления в подпольных цехах или путем сверхурочной работы на неучтенном ("левом") сырье в цехах государственных предприятий. Возник клан так называемых "цеховиков". Именно снизу стала формироваться практика раздачи взяток вверх и по горизонтали заинтересованным лицам, обеспечивающим оборот нелегального капитала. В начале 60-х годов объем теневой экономики находился на уровне 3-5 млрд. руб. в год (в текущих ценах). Первые ростки коррупции укреплялись, расширялись границы и сферы нелегальных промыслов. В 70-е годы правоохранительными органами уже фиксировались более масштабные операции. Произошел всплеск корыстной ориентации в широких слоях общества. Ценностные ориентации стали заметно смещаться в индивидуалистическую и потребительскую сферы. По мере повышения общего уровня жизни стали входить в моду престижные высокие потребительские стандарты. Приток нефтедолларов в 70-е годы способствовал росту импорта качественных западных потребительских товаров, в том числе и по нелегальным каналам. На внутреннем рынке быстро расширялось нелегальное предложение услуг. Под все больший контроль теневой экономики попадали должности, связанные с распределением дефицита. Широко стали использоваться приемы искусственного создания дефицита, переброски в спекулятивных целях крупных оптовых партий товаров из столицы на периферию. К началу 80-х годов сформировалось шесть основных каналов распределения теневых доходов и капиталов. Первый и второй каналы связаны с созданием условий для функционирования (обеспечение материально-технической базы - помещения, транспорт, фондодержатели, товароведы, грузчики и пр.; финансового капитала - как правило, в виде "черной кассы", "черного нала"). Третий канал - защита от нежелательных ревизий и проверок. Четвертый - сверхпотребление. Пятый - тезаврация, т.е. превращение денег в сокровища или ценную недвижимость. И, наконец, шестой канал - сбережение теневых капиталов (рублей) в "чулках" в домашних условиях. Если давать количественные оценки, то, согласно данным ВНИИ Прокуратуры СССР, до 1/4 доходов в теневой экономике тех лет уходило на создание благоприятствующей ей инфраструктуры, т.е. на подкуп официальных лиц, которые распределяли фонды и обладали контрольными функциями. Еще 1/4 - на защиту от правоохранительных органов. Наконец, "теневики" с наивысшими доходами часть своих денег из оставшейся половины переводили в золото, драгоценные камни, произведения искусства, т.е. тезаврировали их. По другим оценкам, каждый третий рубль, отпечатанный фабрикой Гознак, не возвращался в банк, не лежал на сберегательном вкладе, а обращался по каналам теневой экономики или держался в "кубышках". Оборот теневой экономики во второй половине 80-х годов (1988-1989 г.г.) достигал 70-90 млрд. руб., занятость в ней составляла около 30 млн. человек. По данным Министерства финансов (1985 г.), в стране фиксировалось примерно 400 "официальных", т. е. не скрывавших своих доходов миллионеров. Это, как правило, бывшие деятели искусства и культуры. Число подпольных миллионеров достигало примерно 30 тыс. Совокупная стоимость их имущества (движимого и недвижимого) приближалась к 200-240 млрд. руб. Заметим, что совокупное богатство в СССР оценивалось в те годы в 4 трлн. руб., а общая стоимость личного имущества всего населения - около 700 млрд. руб.2 При наличии множественности каналов, по которым из государственного обращения отсасывались значительные денежные суммы, невозможно было и думать об обеспечении равновесия между товарной и денежной массой. Все шло к кризису бюджета, его дефициту, пополнять который можно было посредством увеличения внешних долгов и денежной эмиссии. Таким образом, 80-е годы уже совершенно отчетливо показали, что проблема теневой экономики является чрезвычайно серьезной. Ее влияние на макро- и микроэкономические процессы требовало к себе самого пристального внимания со стороны, как ученых, так и общественности. Если обращаться к средствам массовой информации, то на страницах печати, как правило, находили отражение вопросы спекуляции и нелегальной перепродажи дефицитных товаров, т. е. круг экономической преступности, истоки которой лежали в отсутствии равновесия между спросом и предложением. Другую часть теневой экономики создавала практика жесткого экономического управления. Отмечалось, что в условиях административно-командной системы сформировалось целое поколение руководителей, которые оказались втянутыми в нелегальную деятельность. В сфере специалистов обсуждались и предлагались различные методы и технологии искоренения теневой экономики. Часть ученых и практиков предлагали легализацию теневой экономики с полной "амнистией" нелегально нажитых капиталов. Но таких было немного. В основном звучали слова о том, что криминальный капитал очень опасен, и его необходимо изолировать, от честно заработанных доходов. В частности, обсуждалась идея внедрения "электронных денег", которые позволили бы лишить накапливаемые капиталы "анонимности". Между прочим, эта идея жива и по сей день. Предлагалось дать возможность дельцам вложить деньги в контролируемую государственную собственность, начать продавать им арбатские особняки, "мерседесы", драгоценности. И, наконец, провести денежную реформу. Однако данная идея подвергалась резкой критике. 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И НАЧАЛО РЕФОРМЫ В научной среде и в кругах широкой общественности к середине 80-х годов сформировалось устойчивое мнение о том, что бороться с теневой экономикой сугубо уголовно-правовыми методами неэффективно и неперспективно. Необходима экономическая реформа, которая позволила бы ослабить "путы" директивной экономики. В старой модели экономики рынок противопоставлялся плану. Упор делался на прямое распределение ресурсов через систему материально-технического снабжения. При осуществлении конкретных мер, разрабатываемых в рамках предлагаемого реформирования экономики, учитывалось, что план и рынок будут дополнять друг друга. Экономическими регуляторами со стороны государства должны были стать налоги, кредиты, цены, бюджет и др. Эти новые элементы, были вынесены на обсуждение в иске 1987 г. Предполагалось, что комплексная реформа будет осуществляться с 1 января 1991г. В 1987-1988 гг. параллельно и с упреждением стали внедряться в практику экономические регуляторы оплаты труда, стимулирующие, по замыслу разработчиков реформы, высокопроизводительный труд. С этой целью государство перешло к экономическому регулированию зарплаты. Однако, при этом, как отмечал академик А. Аганбегян, не очень удачно были установлены нормативы формирования зарплаты. Она вышла из-под контроля, стала неконтролируемо расти. Это вызвало новую волну несбалансированности на финансовом рынке. Все же последующие попытки ввести более жесткие экономические регуляторы формирования зарплаты провалились. В начале 1989 г. стала осуществляться реформа банковской системы. К началу 1989 г. вместо трех находившихся на госбюджете банков было создано около 90 новых банков - коммерческих, кооперативных, инвестиционных и др., которые действовали уже по принципу самофинансирования. Таким образом, формировался денежный рынок. Подчеркнем, что в это время в народном хозяйстве и у населения наблюдался переизбыток денег. И вот здесь при анализе влияния теневой экономики на процесс реформирования народного хозяйства следует особо остановиться на проблеме взаимосвязи роста теневой экономики и становления кооперативного сектора. Образно говоря, кооперативный сектор и кооператоры "подлили масла в огонь" в процесс разбалансирования денежного обращения. По свидетельству того же Аганбегяна, переход к кооперативам был сделан с крупными ошибками. Разрешили создавать кооперативы, не введя налоговой системы. В условиях деформированной экономики дали возможность кооперативам свободно устанавливать цены, а дефицит на рынке привел к тому, что кооперативы стали извлекать доходы за счет деформированности рынка. Налог на деятельность кооперативов ввели фактически только с середины 1989 г. Только тогда установили определенную форму контроля кооперативных цен. Кооперативы же стали в ответ сокращать фонд воспроизводства, "проедать" деньги. И, что самое характерное, кооператоры сразу же подключились к неконтролируемому переводу огромных сумм безналичных денег в наличные. Началась эра беспрецедентного по своим масштабам явления - "обналичивания денег", их неконтролируемого циркулирования в экономике. В кооперативы направлялся поток "грязных денег", добываемых организованной преступностью от торговли наркотиками, оружием, "живым товаром". Феномен негативного влияния теневой и подпольной экономики на денежное обращение, на финансовую систему в целом обязывал незамедлительно искать адекватные ответы государства и общества по его пресечению. Наиболее опытные специалисты из государственного аппарата, в первую очередь, из правоохранительных органов, а также ученые преодолевали иллюзии первичного этапа рыночного реформирования экономики, связанные с надеждой, что рынок быстро исправит положение, автоматически сбалансирует спрос и предложение, устранит бюрократические барьеры в экономике и т.п. Примером более трезвого отношения к действительности служила практика развитых зарубежных стран. Ведь не только отношения административно-директивной экономики воспроизводят экономические нарушения и преступления. Но и рынок, в несоизмеримо большей степени, ведет к криминализации экономики. Проблема в общем, виде состоит в том, что стремление решить ее только через ужесточение контроля за экономической сферой имеет свои пределы, выходя за которые общество перестает быть демократическим. При тотальном же уходе государства из сферы управления экономикой наступает еще более страшное время. Контроль за экономикой и обществом захватывает мафия. В экономике надо наводить порядок и контроль, но это должен быть умный контроль и не тоталитарный порядок. А именно, между экономическим хаосом и потенциально криминальным тоталитаризмом и стала с 1990 г. балансировать Россия. Поэтому неудивительно, что в 1989-1990 г.г. вновь обострился процесс резкого размежевания позиций общественных и политических деятелей, ученых, работников государственного аппарата по поводу выработки отношения к теневой экономике, к мерам по ее легализации, способам изоляции криминального капитала. Характерно, что именно на рубеже 80-х-90-х годов произошло кардинальное изменение взглядов некоторых влиятельных специалистов на проблему теневой экономики. Против нее стало выступать опасно, да и невыгодно. Примечательна в этом плане позиция экономиста и политического деятеля профессора Г. Попова. Будучи народным депутатом СССР, он утверждал, что теневая экономика может существовать только в условиях, когда люди получают деньги не за работу, а за выполнение плана, за показатели или же работают в секторах и сферах, которые экономически не нужны. Именно неповоротливость плановой экономики, согласно его рассуждениям, являлась главной причиной разрастания нелегальной экономической деятельности. Теневая экономика гибче, маневреннее, динамичнее. Она проникает в политические и экономические структуры, используя их к своей выгоде. В последнем Попов видел грозную опасность для развивающихся демократических процессов. В законе о собственности (1989 г), предупреждал он, отсутствует процедура передачи государственной собственности. Это порождало двойную угрозу. С одной стороны, открывались широкие возможности для вкладывания криминального капитала в государственный сектор. С другой стороны, этим процессом могли воспользоваться бюрократические структуры. Реален, по его оценке, был и третий, наиболее опасный вариант, когда теневые дельцы и бюрократы "срастутся" и станут действовать заодно. Последующие события показали, что реализация экономической реформы протекала именно по третьему варианту. Примечательно при этом, что именно Попов, будучи избран мэром Москвы в июне 1991 г., превратился в главного идеолога "беловоротничковой" коррупции. Он предлагал узаконить взятки чиновникам московской мэрии, ввести расценки за их услуги для предпринимательских кругов. Чтобы не надо было ломать голову бизнесменам (и отечественным, и западным) кому и сколько давать, а ввести просто тарифы, "сетку взяток". Именно с такого рода апологетическими воззваниями он стал выступать на телевидении, в средствах массовой информации. Поэтому сегодня, можно говорить о том, что если теневая экономика советского периода была "платой за административный социализм" (по выражению Г.Х. Попова), то сегодняшняя мафиозно-клановая теневая экономика - плата за номенклатурный капитализм. Ведь именно коррумпированные политики, чиновники и хозяйственники возглавили процесс стремительного разрастания экономической преступности, срастания российской организованной преступности с международными криминальными кланами. Сетуя на политическую пассивность кооператоров, Попов в 1987-1988 гг. выдвинул тезис о том, что только "вложение денег в политику - единственная гарантия сохранения оставшихся денег". Позже эту установку реализовали собственники-банкиры. По свидетельству крупнейших представителей банковских кругов - Б. Березовского, В. Гусинского и др., - уже в 1996 г более половины капитала России контролировалась узкой группой банкиров. Другими словами, в течение лишь пяти коротких лет Россия пробежала дистанцию в концентрации капиталов, которую самые развитые страны мира проходили в течение двух столетий. Специфика нынешнего олигархического режима в России заключается в неразделенности государственной (исполнительной) власти и частного бизнеса, приватизации властных полномочий государства чиновниками, ставшими "по совместительству" предпринимателями, или бизнесменов-банкиров, ставших в одночасье важнейшими фигурами в структуре государственной власти. Весьма примечательна в этой связи параллель с особенностями протекания экономической реформы в КНР. В этой стране рыночные отношения "обросли" как бы цивилизационными коррумпированными связями, стали стилем и образом жизни чиновников всех уровней. Теневая экономика в России 90-х годах мощно разрасталась, структурировалась и к настоящему времени обрела четко выраженный кланово-криминальный характер. Переломным здесь стал 1992 г. когда в России началось осуществление радикальной либеральной реформы. Вот тут-то и сказалось в полной мере то обстоятельство что вся серьезность угрозы, исходящей от теневой экономики, во всей ее масштабности не осознавалась. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТОВ ПО ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ 3.1. Методики расчетов Методики для определения количественных показателей, характеризующих теневую экономику по отдельным направлениям, секторам и видам деятельности, в максимально возможной степени опирались на данные отчетности соответствующих министерств, ведомств и организаций, а также на материалы выборочных обследований. Эта работа завершалась экспертной процедурой, в рамках которой согласовывалась вся анализируемая информация. Значительных согласительных процедур потребовали данные, используемые для определения масштабов уклонения от налогов как юридических, так и физических лиц. С этой целью привлекались данные Госналогслужбы, налоговой полиции. Счетной палаты и материалы территориальных органов власти. Было установлено, например, что от уплаты налогов в 1995 г. уклонились не менее 40 млн. человек, из которых почти 10 млн. скрыли доходы, превышающие годовую сумму в 80-100 млн. руб. при среднедушевом доходе населения за указанный год примерно в 6,5-7,0 млн. руб. Из юридических лиц каждое третье недоплачивало налоги, а не менее четверти зарегистрированных предприятий вообще не отчитывалось перед соответствующими органами и не платило налогов. В результате, по официальной статистике, с 1992 г. по 1995 г. отмечалась устойчивая тенденция к сокращению налоговых поступлений по отношению к ВВП: если в 1992 г. доля их в ВВП составляла 25,6 %, то в 1995 г. - уже 20,9°/о. Еще быстрее падал удельный вес налоговых поступлений в федеральный бюджет: с 13,4 % в 1992 г он снизился до 8,3 % в 1995г.3 Сложилась своеобразная "субкультура" ухода от уплаты налогов. Это занижение выручки и прибыли, расчеты через третьих лиц, использование бартера и взаимозачетов, расчеты наличными, создание дочерних структур, проведение расчетов через посреднические фирмы и т п. Угрожающих масштабов уклонение от налогов (и в целом сокрытие объемов деятельности) достигло в области производства и реализации алкогольной продукции. Если обратиться к анализу соотношений, характеризующих поступление акцизов по ликероводочному ассортименту в общем объеме поступлений акцизов, то можно заметить стремительное падение "водочной" компоненты. Так, за период с начала 1994 г по сентябрь 1996 г. указанная доля уменьшилась с 38,8 до 7,7 %. Проверки предприятий, имеющих официальные лицензии на производство и разлив алкогольной продукции, показывает, что на каждом втором предприятии налоговое законодательство нарушается. В сфере нелегального алкогольного бизнеса за последние три года была пресечена деятельность более 5 тыс. производств. Но по абсолютным размерам нелегального производства внутри России лидируют, по данным МВД, все-таки предприятия, имеющие лицензии. В результате либерализации внешней торговли резко криминализировалась область импортных поставок алкогольной продукции в Россию. До 1993 г. на российском рынке реализовывалось около 150 млн. дал. ликероводочных изделий отечественных производителей. Импорт в те годы составлял 50 млн. дал; но уже за 1993-1995 гг. доля отечественной алкогольной продукции в общем, объеме ее реализации на российском рынке, согласно официальным данным, снизилась с 82 до 30 %. Российский рынок за последние годы оказался заполнен ложной экспортно-импортной продукцией, поставляемой без соответствующей маркировки, в нестандартной упаковке, без акцизных и специальных марок. В итоге оборот нелегального рынка алкогольной продукции (включая производство, экспорт-импорт и сферу обращения) к концу 1995 г. по России, согласно нашим оценкам, был на 75-80 % выше по сравнению с официальными данными. Еще в одном случае эта методика расчетов связана с нелегальным автомобильным рынком. Это - весьма сложный "сектор" теневой экономики. Он складывается из следующих элементов: объемы приписок и неучтенной продукции в сфере производства автомобилей и объемы неучтенных услуг в автосервисе; неучтенные работы и услуги в сфере торговли автомобилями и запчастями; трансакционные расходы (услуги посреднических фирм) и оплата "услуг" рэкетиров (своеобразный "налог" организованной преступности), оборот криминальных структур, организующих угоны и реализацию краденых автомобилей. О масштабах криминального авто бизнеса можно судить по следующим косвенным показателям. За последние годы выпуск легковых автомобилей в России находится на уровне 800 тыс. машин в год. На экспорт отправляется около 200 тыс. автомобилей, и примерно 150 тыс. легковых машин поступает легально по импорту. В то же время на учет в Госавтоинспекции ежегодно ставится порядка 1,4-1,5 млн. легковых автомобилей. Именно полученная разница и включает краденые машины из Европы. 3.2. Количественные оценки объемов и структуры теневой экономики Остановимся на более подробном анализе и описании количественных оценок масштаба и структуры теневой экономики. Обращает на себя внимание динамичность развития теневой экономики. Если, согласно расчетам, в 1990-1991 гг. доля теневой экономики в ВВП составляла порядка 10 % -11 %, то в 1995 г. она (по самым умеренным оценкам) достигла 45 %. В абсолютном выражении объем теневой экономики составил примерно 750 трлн. руб. Эта цифра в 4 раза превышала совокупный объем капитальных вложений в народное хозяйство России в 1991 г., в 1,6 раза - величину розничного товарооборота, в 7 раз - объем платных услуг населению. Уже первый год так называемой либерализации экономики стал годом свободы для криминальных сообществ. Годовой объем теневой экономики в 1992 г. возрос по сравнению с 1991 г в 25 раз и преодолел "триллионный" рубеж. Произошел первый резкий сдвиг в соотношениях темпов роста между официальной и неофициально экономикой в пользу последней. Данная тенденция сохранялась на протяжении всех последующих лет "кардинального реформирования" народного хозяйства России. В скорости развития теневая экономика достигла пика в 1994 г. когда осуществлялся первичный крупномасштабный передел государственной собственности. Оценивая результаты экономической политики правительства последних 4-5 лет, а также более чей четырехкратный рост объемов теневой экономики по отношению к ВВП и почти стократный рост абсолютных ее размеров в текущих ценах, можно сказать, что такой результирующий эффект имеет всеобъемлющее негативное значение для экономики России и российского общества в целом. Особо отметим то обстоятельство, что, к настоящему временя рухнули последние романтические надежды на возможное облагораживание "черного рынка". Эти мечты остались лишь в помыслах радикальных реформаторов. В реальной же практике общество и отдельные предприниматели столкнулись с действительно "волчьим оскалом" экономической преступности. Агрессивный, антигуманный, уголовно окрашенный характер теневой экономики стал в первую очередь проявляться в основных чертах пере структурирования криминального бизнеса. Доминирующими секторами теневой экономики по динамике развития стали: наркобизнес, нелегальный оборот алкогольной и табачной продукции, нелегальное производство и продажа оружия и боеприпасов, содержание "криминальных зданий", институт киллерства, порнобизнес и нелегальный оборот "человеческого материала" (торговля рабами, изъятие человеческих органов и торговля ими и т.д.), нелегальный оборот недвижимости, а также антиквариата, исторических ценностей и реликвий в целом. В 1993-1995 г.г. в теневой экономике все более рельефно стали выделяться две ее разновидности: Недетерминированная (случайная, стохастическая) и детерминированная (организованная). Первая связана с нерегулярными, случайными заработками большей части населения при производстве и оказании услуг. Другую разновидность теневой экономики можно соотнести к легальной и полулегальной деятельностью граждан, по разным причинам не попадающую в официальную отчетность. Вторая компонента теневой экономики соотносится с организованной экономической преступностью ("черной" экономикой). В последние 2-3 года Госкомстат России стал более полно учитывать часть "серой" экономики через доучет объемов работ и услуг в торговле, общественном питании, строительстве и ряде других отраслей народного хозяйства, в домашних хозяйствах. В настоящее время обе эти разновидности, по нашим оценкам, пока на равных представлены в теневом обороте. Однако, если государство не примет соответствующих мер экономического и правового характера, то доля уголовно-криминальной части в теневой экономике уже в ближайшие два-три года может подняться до 65 -70 %. В промышленности криминализация экономики была тесно связана с нарастанием "безденежья" предприятий, увеличением доли бартера в расчетах между отдельными предприятиями. В целом за 1995 г. было зафиксировано 212 тыс. экономических преступлений. По сравнению с 1991 г. общее количество регистрируемых экономических преступлений увеличилось в 1,5 раза, а их тяжких видов - почти в 5 раз. За 1996 г. "прибавка" в общем числе зарегистрированных преступлений в сфере экономики составила 28 тыс., т.е. рост экономической преступности превысил за год 10 % . Структура произведенного теневого ВВП еще в большей степени, чем структура ВВП за 1994 -1995 г.г. изменилась в сторону нарастания оборота услуг. Увеличение доли нелегального объема услуг происходило преимущественно за счет финансово-кредитной сферы. На этот новый сектор сферы услуг пришелся основной прирост объема мошенничества и укрытия финансово-кредитных операций от налогообложения. В связи с перемещением в негосударственный сектор основной массы материально-бытовых и культурно-досуговых услуг увеличились также объемы денежных средств, укрываемых от налогообложения и в традиционных видах обслуживания. Если к отраслям, производящим "чистые" услуги, присовокупить услуги (оборот) торговли и общественного питания, то сфера обслуживания начинает с большим отрывом доминировать в области совершения неучтенных и нелегальных сделок и работ. В общей совокупности на нее приходилось в 1994-1995 г.г. 70-75 % условного теневого ВВП. По официальной статистике правоохранительных органов, также наиболее притягательной сферой для преступников стала кредитно-финансовая система. Всего в сфере страхования, кредитов и финансов в 1995 г было зарегистрировано 14 тыс. преступлений. Общая сумма ущерба по ним оценивалась в 140 млрд. руб. Безусловно, официальная отчетность дает представление лишь по выявленной органами милиции части преступлений. Но это - только верхушка "айсберга" экономической преступности. Уже в 1992-1993 гг. мошеннические действия в финансовой сфере приобрели характер обвала. Возьмем, к примеру, "знаменитую" фирму "Властилина". По предварительным оценкам следствия, стоимость ее арестованного имущества составила всего 30 млрд.руб. В то же время номинальные потери ее вкладчиков в 75 регионах России оцениваются в 1,5 трлн. руб., а, по показаниям самой владелицы "Властилины" Валентины Соловьевой, - в 4 трлн. руб. Другими словами, найдено всего 0,2 коп. на каждый украденный рубль. Хищение и сокрытие доходов в банковской, финансовой и страховой сферах нередко осуществляются с помощью фальшивых, искусственных банкротств. С этим явлением Центральный банк РФ борется посредством отзыва лицензий. Так, в первой половине 1996 г обанкротилось свыше 300 кредитных организаций. По причине нарушения банковского законодательства ЦБ РФ были отозваны лицензии у 2225 банков, 430 банков были признаны "проблемными". Для повышения гарантий безусловных выплат, упорядочения страховой деятельности и возможно полного обеспечения гражданских и имущественных исков Минфин и Росстрахнадзор РФ в 1995 г совместным постановлением приняли решение об увеличении уставных фондов страховых компаний до 500 тыс. экю (порядка 2,5 млрд. рублей). Однако большинство страховых организаций к середине 1996 г. так и не прошло перерегистрацию, т.е. действовало нелегально. В III квартале 1995 г. 933 страховые компании получили предписания об устранении выявленных нарушений действующего законодательства, у 54 компаний было приостановлено действие лицензий, у 28 - отозваны лицензии на право занятия страховой деятельностью. В феврале 1996 г решением коллегии Росстрахнадзора было отозвано еще 120 лицензий. В целом в страховом бизнесе криминальная деятельность оказалась связанной с функционированием совместных предприятий и брокерских фирм. Через страховые компании и фирмы стала осуществляться переброска валюты за рубеж. Так, за 1995 г. из России в иностранные банки было переведено более 300 млн. долларов, или 90 % общей выручки от оказания страховых услуг. Огромные потери понесло государство при приватизации государственного имущества. Если в Великобритании от приватизации 3 % собственности казна получила более 100 млрд. долл., то в России от продажи 70 % госсобственности доходы бюджета не превысили 30-35 млрд. долл. Наиболее характерные способы и приемы криминальных операций в финансово-кредитной сфере: это - хищение денежных средств с использованием подложных документов и поддельных банковских гарантий; финансовые аферы с деньгами вкладчиков; должностные злоупотребления руководителей и служащих банков, преступные посягательства на льготные государственные кредиты и их не целевое использование, преступления с пластиковыми карточками; хищения путем внедрения в телекоммуникационные сети банков, а также с использованием компьютерной техники. Сейчас специалисты правоохранительных органов ожидают роста преступлений с использованием поддельных банковских векселей, акций и даже фальшивых реестров. Уже отмечаются мошеннические действия с пакетами акций, выставляемых на продажу, наблюдается активизация деятельности преступных сообществ на рынке ценных бумаг в целях использования его возможностей для "отмывания" преступно нажитых (теневых) капиталов. 3.3 Утечка валюты С 1990 г. контроль государства за соблюдением нормативных актов, регулирующих валютные операции, стал ослабевать. Появление большого количества новых участников внешнеэкономической деятельности, расширение круга банков, получивших право на осуществление валютных операций, банкротство Внешэкономбанка СССР привели к демонтажу системы валютного и ценового контроля со стороны государства. Это обеспечило полную свободу распоряжения валютными средствами для недобросовестных экспортеров и импортеров. В результате активизировалось использование всевозможных каналов утечки валюты из страны при осуществлении легальных экспортно-импортных операций. С 1990-1991 г.г. (а еще более заметно - с 1992 г.) широкое распространение получила практика размещения экспортерами валютной выручки за рубежом. Стали меняться механизмы и схемы организации утечки валюты. Ранее, в 1990-1991 г.г., основной форме не возврата валютной выручки являлась сознательная задержка (около полугода репатриации валюты с последующим использованием) этих средств для импорта. Коэффициент использования задержанных на счетах за рубежом средств на оплату при последующем импорте составлял около 80 %. Другими словами, почти 20 % вырученных средств реально не поступало обратно. С 1992 г развилась тенденция к почти полному вовлечению этих средств в оборот за рубежом. По отдельным оценкам, в 1992 г. от экспорта с расчетами СКВ по вышеуказанным причинам в Россию не было переведено почти 4 млрд. долл. Другой наиболее часто используемой схемой утечки валюты за рубеж стала практика ее перевода под фиктивные импортные контракты без последующей поставки товаров или оказания услуг. Этот канал стал активно эксплуатироваться в основном коммерческими структурами, не имеющими возможности самостоятельно заработать валюту за счет экспорта за рубеж. В последующие годы галопирующей инфляции фактором, стимулирующий операции подобного рода, явилось "бегство от рубля" в связи с неконтролируемым скачкообразным падением его курса. Значительными по объему стали скрытые потери валютной выручки от занижения экспорта и завышения импортных цен участниками внешнеэкономической деятельности. На внешний рынок выходит огромное количество организаций и предприятий, имеющих самое слабое представление о конъюнктуре мировых товарищей рынков. Они определяли эффективность своих экспортно-импортных операций (главным образом бартерных) исходя из цен на внутреннем рынке на экспортируемые и импортируемые товары, что и приводило к ножницам цен, часто непредумышленно. В 1992 г. при экспорте сырьевых товаров новые участники внешнеэкономических связей (в экспорте сырья их было до 30 %) поставляли эти товары по ценам на 5-10 % ниже, чем специализированные внешнеторговые организации. Были случаи, когда отдельные сырьевые товары экспортировались по ценам в 3-5 раз ниже мировых. Стал наблюдаться значительный разброс цен (в среднем около 29 %) при поставках отдельных видов машиностроительной продукции и товаров народного потребления. Здесь доля "новичков" достигала 50-60 % общего числа участников внешнеторгового оборота. В результате только за счет назначения цен мирового рынка потери валюты в 1992 г. составили не менее 1,0 -1,3 млрд. долл. Суммарный же объем утечки валютной выручки в первый год кардинальной либерализации российской экономики достиг 5,5-6,0 млрд. долл. Все большее распространение стал получать ложный экспорт алкогольных изделий, когда в целях уклонения от уплаты акцизов, предприятиями заключались фиктивные контракты с зарубежными фирмами о поставках продукции за рубеж (на экспорт), тогда как винно-водочная продукция реализовывалась на внутреннем рынке. Государство при этом несло убытки в виде разницы между акцизами на производство и таможенными платежами за экспорт. По оценкам ЦБР, ежемесячный вывоз иностранной валюты из России составляет в настоящее время 1,5 - 2 млрд. долл. За 1994-1995 г.г. органами внутренних дел было выявлено около 25 тыс. незаконных валютных сделок. Общая сумма незаконно перемещенных за рубеж валютных средств составляет, по самым умеренным оценкам специалистов МВД РФ, от 150 до 300 млрд. долл. Другими словами, внешняя торговля стала "черной дырой" российской экономики. 4. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРЕДПРИЯТИЯ Анализ показал, что теневая активность распространена на предприятиях неодинаково: на некоторых ее почти нет, на других ее масштабы велики. Чтобы выяснить, какова реальная дифференциация предприятий в этой сфере, построили типологию распространения теневой активности работников, используя оценки директоров. Построенная типология включала два типа предприятий где (по оценкам директоров) практически нет теневой активности, где теневая активность значительна. Были проанализированы ряд факторов, которые могут способствовать росту теневой активности на предприятиях ВПК. Были изучены различия в теневой деятельности на предприятиях разных размеров, расположенных в различных регионах, и др. Оказалось, что самым существенным фактором является уровень достигнутого экономического благополучия, причем его воздействие было неожиданным. Наибольший масштаб теневой активности работников - на предприятиях, начавших подъем, среди которых почти 1/3 характеризуются значительной теневой деятельностью. Наименьший - на экономически благополучных предприятиях, при этом на почти 90 % из них отсутствует неформальная хозяйственная деятельность работников. Экономически неблагополучные предприятия занимают промежуточное положение. Теневая деятельность расширяется, когда предприятие начинает менять свой статус, из числа неблагополучных переходит в разряд относительно благополучных. Именно процесс перехода и сопровождается всплеском неформальной активности. Механизм здесь следующий. На благополучных предприятиях, где высока реальная занятость работников, а зарплата относительно выше средней и выплачивается регулярно, работники не имеют возможности для осуществления неформальной хозяйственной деятельности. Кроме того, благополучные предприятия - это предприятия, уже освоившие какую-то рыночную нишу (на рынке гражданской или военной продукции). Они имеют отлаженные производственные и финансовые связи и испытывают меньшую потребность в неформальных способах деятельности. Значит, они не предъявляют "внутреннего спроса" на различные работы, которые выполняются работниками теневым путем. На неблагополучных, "лежащих" предприятиях у людей нет условий для осуществления такой деятельности по другим причинам - из-за слабости материальной базы и отсутствия "внутреннего спроса" на неформальную активность, так как хозяйственная деятельность на них замирает. Поэтому люди, способные работать, или уходят с них, или реально работают "на стороне", используя свое предприятие просто как "место прикрепления". Когда же неблагополучное предприятие начинает "подниматься", во-первых, его материальная база улучшается и, во-вторых, у него при выходе на новый рынок появляется спрос на работы, которые приходится выполнять неформальными способами. В условиях России, где рыночная инфраструктура (банковский сервис, управленческое консультирование, маркетинговые услуги и т.п.) слабо развита, предприятиям, выходящим на новые рынки (или расширяющим свое присутствие на уже знакомом рынке, что также, как правило, требует дополнительной деятельности по вытеснению конкурентов), приходится компенсировать названный недостаток, увеличивая масштабы теневой деятельности. Этот вывод подтверждается следующим анализом. Для этого специально выделили группу предприятий, увеличивших объемы производства. В рамках данной группы проанализировали результаты работы предприятий разных типов в зависимости от масштабов теневой деятельности. Выяснилось, что на предприятиях, на которых практически нет теневой деятельности, ежемесячный прирост был в 1,5 раза ниже, чем на предприятиях, где такая деятельность была значительна. Это говорит об определенной зависимости между расширением производства и масштабами теневой деятельности в нынешних условиях. Результаты обследований предприятий ВПК свидетельствуют о том, что за последние два-три года часть из них перешла из категории неблагополучных в категорию начавших подъем (хотя в последний год положение заметно ухудшилось, произошел спад производства). Это значит, что ВПК в 1996-1997 гг. вошел в начальную стадию роста, сопровождающуюся усилением теневой деятельности. Это не означает, что экономический рост в России всегда будет сопряжен с ростом теневой активности. Такая зависимость сохранится до определенного момента, пока не достигнуты относительное экономическое благополучие и стабильность. Тогда темпы роста снизятся и теневая активность также уменьшится. Иначе говоря, стабильный экономический рост, ведущий к благополучию предприятий и обеспечиваемый на базе обновления технологий, - лучшее "лекарство" от теневой экономики. К сожалению, системный кризис, разразившийся сейчас в нашей стране, отодвигает перспективы его достижения. В теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, имеется специфический набор профессий со своим кодексом поведения, работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создали особые условия работы предприятий. Специалисты, занимающиеся проблемами теневой экономики, стали вести речь даже о "теневом порядке" в российском обществе. Трудно ожидать, что в ближайшие пять-десять лет эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, нас ожидают постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм. 4.1. Налоговая преступность предприятий Теневой бизнес, если отделить его от незаконной по своему характеру деятельности, прежде всего, подразумевает умысел на сокрытие от уплаты налогов, таможенных и других платежей. Как показывает практика, наиболее патентны как раз налоговые преступления, поэтому для определения содержания теневой экономики, для выделения в ней более частных процессов логичнее всего обратиться именно к налоговым преступлениям. Способы уклонения от уплаты других видов обязательных платежей, как правило, либо выявляются контрольными методами, либо по своему характеру идентичны способам уклонения от уплаты налогов. Существуют восемь основных способов уклонения от уплаты налогов. Способы уклонения, не зависящие от вида налога: 1. Сокрытие объектов налогообложения (ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, в том числе с использованием подложных документов и документов фальшивых фирм, не отражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете, уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки, ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по своим бухгалтерским счетам и др.). 2. Занижение объектов налогообложения (внесение в бухгалтерские документы искаженных данных, отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета, создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания и др.). 3. Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов (создание искусственной дебиторской задолженности, отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с намерением не возвращать выручку на счета предприятия, перечисление выручки на счета зависимых структур, не уполномочивая их уплачивать соответствующие налоги, не возврат валютных средств от нерезидентов в срок свыше 180 дней, если это все же нашло отражение в бухгалтерской отчетности, и др.). 4. Неправомерное использование льгот (ведение основного вида деятельности под видом льготированного, включение в штат неработающих пенсионеров-инвалидов и др.). Способы уклонения, характерные для отдельных видов налогов: 5. Занижение налога на прибыль (неправомерное отнесение доходов на финансовые результаты предприятия, искусственное увеличение фонда заработной платы за счет завышения численности работников, завышение вне реализационных расходов и др.). 6. Уклонение от уплаты и занижение НДС (не начисление НДС по взаимозачетам и бартеру, завышение в налоговых декларациях сумм НДС, подлежащих возмещению из бюджета, и др.). 7. Уклонение от уплаты акцизов (внесение в технологию производства подакцизной продукции незначительного изменения вывода ее из-под обложения акцизом, но фактического использования в прежнем порядке). 8. Уклонение от уплаты подоходного налога (получение материальной помощи, персонального вознаграждения или возвратной ссуды, безвозвратное получение денежных средств из под отчета, непредставление или искажение данных в декларации o крупном годовом доходе и др.). Четвертый - восьмой способы не подразумевают сокрытия финансово-хозяйственной деятельности, ни ее результатов. Они сводятся лишь к неправомерному бухгалтерскому учету, в то время все произведенные обороты денежных средств учтены. Такой же характер сокрытия в основном наблюдается и при неисполнении других требований закона. Все операции в принципе учитываются, то характер нарушения ведения учета выявляется без помощи специальных средств правоохранительных органов, и они вполне контролируемы государством. Иной характер носят первые три способа уклонения от налогообложения. Первый включает в себя финансово-хозяйственные операции и полностью скрытые от бухгалтерского учета, то есть от государственного контроля. Полное сокрытие своей экономической деятельности и наиболее опасный вид уклона от налогового и любого другого государственного контроля и поэтому более всего подходит под понятие "теневая экономика". Такого рода теневая экономика свойственна любой стране, как правило, характеризуется как "скрытая" в международном понимании этого слова. Ее легко выделить из легальной экономики, на подобную деятельность предусмотрено соответствующее уголовное наказание (в российском законодательстве - ст. 171 УК РФ "На нелегальное предпринимательство", ст. 188 "Контрабанда", ч. 1, а также статьи УК РФ, предусматривающие наказание за неуплату налоговых таможенных платежей). Вместе с тем сокрытие операций от контроля со стороны налоговых органов может происходить и путем маскировки этих oпераций под видом другой деятельности, для которой предусмотрены льготы или которая регулируется иным законодательством. В таком случае учитывается совсем не та операция, которая имела место на деле. Совершается псевдооперация. Второй способ уклонения от налогообложения состоит в том, чтобы скрыть от проверяющего часть произведенного оборота. Последняя либо вновь "вливается" в легальный оборот и учитывается в следующей финансово-хозяйственной операции, либо выделяется и прямо или с помощью определенных операций полностью или на время выводится из-под легального учета и становится теневой. В российской экономике значительная часть неучтенных средств фактически "не покидает" легальные обороты предприятий и учитывается впоследствии. Включенные в общий легальный процесс производства, они "растворяются" в нем и не могут быть выделены. Относить такие обороты к теневой экономике нельзя, несмотря на то, что часть их скрывается от налогообложения. Финансово-хозяйственные операции, сопровождающиеся сокрытием части оборота, можно считать теневыми только в том случае, если последняя выводится из легального оборота для проведения других неучтенных финансово-хозяйственных операций и хозяйственная выгода от учтенной части совершенной операции отсутствует или не является основной, лишь прикрывая ее теневой характер. Такая операция самодостаточна и представляет собой законченный оборот. Ее можно считать сопутствующей теневой операцией. Например, АО "Тулачермет" в соответствии с заключенными договорами с фирмами "Марк-Рич" и "Дурхам-АГ" (Швейцария) осуществляла поставки продукции на общую сумму 7,6 млн. долл., из которых 4,2 млн. в нарушение законодательства были переведены на счета "третьих" фирм в ряде стран Европы. Вся, не поступившая на транзитный валютный счет предприятия выручка, не была отражена в документах бухгалтерской отчетности. Не учтено и дальнейшее движение этих средств предприятия. Третий способ включает методы уклонения от уплаты налогов в бюджет, отдельные из которых в настоящий момент вообще не являются нарушением налогового законодательства. Могут совершаться сделки, находящие отражение в бухгалтерском учете, по ним рассчитываются необходимые налоги, однако средства в бюджет не поступают, так как их не оказывается на расчетном счете налогоплательщика. С помощью определенных финансово-хозяйственных операций они выводятся из одного легального оборота и направляются в другой оборот, который сам по себе тоже может быть легально оформлен. Данные финансово-хозяйственные операции, естественно, не могут быть прямо учтены. Поэтому они либо не отражаются в учете вообще, либо, что чаще всего, маскируются под другие виды операций. В подобном случае они также представляют собой псевдооперации и могут, как подпадать под понятие "налоговая преступность", так и выходить за его рамки. Таким образом, существуют способы уклонения от налогообложения, при которых происходит сокрытие налогооблагаемой базы, то есть совершается налоговое правонарушение. Однако финансово-хозяйственные результаты деятельности сами по себе не скрываются, при необходимости представляются проверяющему и контролируются государством. Следовательно, подобную деятельность нельзя считать теневой. Вместе с тем к теневой экономике могут относиться финансово-хозяйственные операции, маскирующиеся под легальные. Их противоправность также в полной мере не может быть установлена контролирующими органами, поскольку подлинный смысл операций ускользает и для его выявления требуется использование специальных средств правоохранительных органов. Итак, в рамках теневой экономики можно выделить три операций: полностью выводимые из-под бухгалтерского учета; направленные на сокрытие части оборота; проводимые под видом других операций. 4.2. Совершенствование ответственности предприятий за налоговые преступления Особое значение при отнесении той или иной операции к теневой имеет доказательство того, что в результате нее были выведены средства из легального (отраженного в бухгалтерском учете) оборота предприятия, что направлено прежде всего на уклонение от уплаты налогов. Российским законодательством предусмотрен ряд мер по борьбе с налоговыми, валютными, банковскими и другими экономическими преступлениями и правонарушениями. Вместе с тем они считаются выявленными уже сразу после их документирования на одном из хозяйствующих субъектов. Затем накладываются санкции, при необходимости возбуждается уголовное дело, и работа контролирующих и правоохранительных органов на этом заканчивается. Проводить же дальнейшую разработку в целях выявления связей между отдельными нарушениями, а также вскрывать реальные денежные потоки не обязательно, так как подобные задачи не предусмотрены существующим законодательством. Применение уголовного законодательства по налоговым преступлениям к операциям в теневой экономике приводит к тому, что уголовные дела возбуждаются за уклонение от уплаты налогов с доходов от фиктивных, реально неосуществленных сделок или неуплату налогов с фактически недействующих организаций. В случае с фиктивным экспортом, например, виновное лицо осуждается за неуплату налогов по несовершенной экспортной операции, сущность же и размер реальной сделки остаются вне уголовного разбирательства. Лица, применяющие фальшивые реквизиты несуществующих фирм, могут быть привлечены к ответственности только за неуплату подоходного налога, однако суть совершаемой сделки равноценна сделкам юридических лиц, и неуплаченный налог, поэтому должен быть реально иным. Таким образом, несмотря на то, что отдельные правовые нормы для борьбы с теневой экономикой в России имеются, они носят ограниченный характер и способны противостоять лишь некоторым ее элементам. Для эффективной борьбы с теневой экономикой необходимы разработка и введение в УК РФ статьи, предусматривающей ответственность за "организованное налоговое преступление", объективной стороной которого были бы проведение финансово-хозяйственных операций, специально направленных на уклонение от уплаты налогов, а также то же деяние, совершенное должностными лицами двух или более хозяйствующих субъектов по сговору. Сформулированная уголовная статья имеет большое преимущество перед другими статьями Уголовного кодекса, применяемыми для борьбы с теневой экономикой, так как она охватывает ее в целом, способна объединить в себе все эпизоды дела и привлечь к ответственности всех его участников. Вместе с тем выявление сложной теневой сделки и доказательство связи всех ее частей между собой, а также проведенной операции с уклонением от уплаты налогов на практике могут вызвать серьезные затруднения. Кроме того, вне сферы действия этой статьи оказывается простая псевдооперация. Для более эффективной борьбы с теневой экономикой целесообразно признать противоправными некоторые формальные признаки данного явления по принципу ст. 193 УК РФ. Предлагается считать противоправным такой формальный признак "тонизации" капиталов, как намеренное совершение фиктивной сделки, и ввести в Уголовный кодекс статью "Псевдосделка" со следующей диспозицией: "оформление сделки с намерением изначально полностью или частично не выполнить ее условия". При этом цель совершения такой сделки не важна для признания ее противоправной, поскольку намерение заключить фиктивную сделку само по себе предполагает, что за ней должна скрываться противоправная операция, так как иная цель такой сделки не имеет смысла. В основе теневой деятельности лежит стремление хозяйствующих субъектов не платить налоги и другие сборы в бюджет. В то же время ответственность за отдельные, связанные с этим нарушения в УК РФ рассредоточена по различным статьям, отражающим некоторые формальные признаки теневой экономики. Для эффективной борьбы с данным явлением необходимо объединить (хотя бы на организационном уровне) все преступления, на основе которых лежит уклонение от уплаты налогов и других сборов в бюджет, в одну группу - преступления в сфере теневой экономики. В нее наряду с предложенными выше нужно включить следующие статьи: - ст. 171 "Незаконное предпринимательство"; - ст. 172 "Незаконная банковская деятельность"; - ст. 173 "Лжепредпринимательство"; - ст. 188 "Контрабанда", ч. 1; - ст. 193 "Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте"; - ст. 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей"; - ст. 198 "Уклонение гражданина от уплаты налога"; - ст. 199 "Уклонение от уплаты налога с организаций". В настоящее время борьба с проявлениями теневой экономики возложена как минимум на четыре государственных органа: МВД, ВЭК, Госналогслужбу, ФСНП России. Каждый из этих органов действует в своей области и не охватывает всю сферу теневой экономики. Таким образом, стимулируется "растаскивание" достаточно целостного явления на различные части при отсутствии у каждого из перечисленных органов желания и компетенции доводить дело до логического завершения. Координация их деятельности также не приводит к положительным результатам, поскольку нет головного органа, организующего борьбу с теневой экономикой.4 Так, в сложных схемах уклонения от налогообложения всегда присутствуют фиктивные фирмы. Однако из-за того, что признаки объективной стороны налогового преступления при этом не усматриваются, расследование уголовного дела по факту незаконного предпринимательства приходится передавать по подследственности в МВД России. Разрывается логическая цепочка сложного преступления. Две части, по сути, одного преступления вынужденно могут расследоваться двумя правоохранительными органами, что препятствует полному и всестороннему его раскрытию. Подобная же картина наблюдается и в случае с выявлением нарушения валютного законодательства, связанного с невозвращением валюты из-за рубежа. Как правило, здесь применяются сложные схемы по выводу денежных средств из легального оборота, связанные с нарушениями уголовного, налогового, валютного и банковского законодательства, а значит, с точки зрения эффективности и полноты выявления и расследования преступления эту работу должно координировать одно ведомство. Необходимость передавать материалы другим органам для принятия решения и уголовные дела по подследственности не позволяет полностью "раскрутить" всю цепочку преступлений. Валютные нарушения выявляет налоговая полиция, решения по ним принимает ВЭК России, а расследует преступления МВД России или прокуратура. Та же ситуация может возникнуть и у МВД России. Проводя следствие о незаконном предпринимательстве, следователи МВД не обращают внимания на возможные связи данного преступления с налоговыми преступлениями других лиц, так как это не входит в их компетенцию; в лучшем случае появившиеся материалы сразу направляются в органы налоговой полиции. Отсутствие прав по борьбе с налоговой преступностью и необходимых подразделений не позволяет МВД России осуществлять эффективную борьбу с теневой экономикой в целом. В то же время придание ему подобных функций означало бы фактическую ликвидацию ФСНП России как самостоятельного органа. Государственная налоговая служба Российской Федерации занимается выявлением налоговых правонарушений и не обладает оперативным аппаратом для исследования их глубинных причин, лежащих в сфере теневой экономики. В силу своего статуса она не может охватить этот феномен в целом. ФСНП России, прежде всего, отвечает за выявление и пресечение налоговых преступлений. В настоящее время их объективной стороной выступает налоговое нарушение одного налогоплательщика. Таким образом, получается, что она работает лишь по следам Госналогслужбы или дублирует ее функции. Наоборот, сосредоточение у ФСНП России полномочий по борьбе с теневой экономикой, в том числе и через выявление и пресечение "организованных налоговых преступлений", повысило бы статус федеральных органов налоговой полиции в системе правоохранительных органов и позволило бы более эффективно выполнять данную работу. ФСНП России может выступать координатором по организации борьбы с теневой экономикой, в то время как ведущая роль МВД России могла бы быть реализована в области борьбы с остальными видами экономических преступлений. Такое разграничение компетенции двух правоохранительных органов дало бы возможность четко определить функции каждого из них и исключить ненужное дублирование и разобщенность. Вместе с тем МВД России как головному правоохранительному органу принадлежит бесспорная роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением. Для борьбы с теневыми операциями необходимо создание комплексной системы контроля за экономикой, построенной по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами Необходимо установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. Непосредственная борьба с теневой экономикой - удел правоохранительных органов. 5. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И РЫНОК ТРУДА Теневая экономика является огромным резервуаром, значительно расширяющим границы рынка рабочей силы. По нашим расчетам, в 1994 -1995 г.г. с теневой экономикой в качестве рабочей силы соприкасалось примерно 58-60 млн. человек (включая слой собственников и менеджеров, наемных работников, а также пенсионеров и подростков). Это - лица, как с полной, так и с неполной занятостью. Согласно экспертным оценкам, на условиях полной занятости в теневой экономике в 1995 г. было задействовано около 9 млн. человек, или более 15 % от общей численности работников, вовлеченных в теневую экономику. Почти четверть этой величины составляет преступный мир (наркодельцы, киллеры, охранники, финансовые мошенники, крупные расхитители государственного имущества и т.п.). Эпизодически "теневым образом" подрабатывают в урочное или неурочное время (при пересчете в среднегодовую численность занятых) 36 млн. человек. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СФЕРА Дополнительная занятость, особенно ее криминальная компонента довольно существенно меняет уровень и структуру используемого ВВП. 75 % теневого ВВП в 1994 г. и уже 80 % в 1995 г. было связано с расходами на конечное потребление. Из общей же величины для 1995 г. (600 трлн. руб.) примерно такая же доля ВВП (75%) пришлась на расходование средств (потребление) в домашних хозяйствах. Однако данная позиция требует дополнительного тщательного изучения. Проблема заключается в том, что весьма значительная часть средств, используемых на потребление в домашних хозяйствах, является фактически инвестициями. Капиталы инвестируются (тезаврируются) частными лицами в покупку недвижимости (квартир и нежилых помещений по фиктивным документам, коттеджей), автотранспортных средств (а также сдачей последних в нелегальный прокат), золота и других драгоценных металлов, а в последние годы - земельных участков. В пере распределительных процессах кроется целый "букет" социальных противоречий. Интенсивные перераспределительные процессы в теневой экономике расширяют возможности многих семей, повышают доходную и расходную часть их бюджетов. Ведь подавляющая часть доходов у лиц, подрабатывающих нелегальным образом, формируется в "элитарной" экономике, обслуживающей так называемых новых русских. Однако огромная часть национальных потребительских ресурсов поглощается узким кругом семей, структура личного потребления которых характеризуется роскошью и излишествами, иногда превышающими эталоны высших групп потребления на Западе. Если соотнести усредненные теневые доходы и потребительские расходы с официальными данными, то, по нашим расчетам, весь объем теневых "продаж" в 1995 г. составил 388 трлн. руб., или 58 % официального уровня розничного товарооборота и платных услуг. Это - весьма существенное расширение емкости потребительского рынка. Но еще раз подчеркнем, что за явлением роста реальных доходов части российского населения и больших размеров его экономической активности скрывается накапливаемый год от года негативный потенциал по отношению к проводимым реформам, так как благополучие малых групп зиждется на обнищании больших масс населения, резкой криминализации экономики и, в конечном счете, отторжении честных производителей от создаваемого ими богатства. 6. РАЗВИТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В МИРЕ Австралийские и германские экономисты опубликовали совместное исследование о масштабах и динамике развития теневой экономики в различных регионах мира, в основу которых положен анализ этой проблемы в 67 государств за период с 1970 г. Из-за отсутствия прямых данных ученым пришлось воспользоваться косвенными сведениями. Для того чтобы сделать приблизительные выводы о масштабах теневой экономики в разных странах в различные периоды, они сравнивали, например, такие показатели, как количество энергии и финансовых ресурсов, используемых в легальной экономике, с общим количеством фактически используемой энергии и денег. Согласно результатам их исследования, наиболее распространен этот вид экономической деятельности в начале 90-х годов был в развивающихся странах: в африканских государствах его доля в среднем составляла - 44 % ВВП, в странах Центральной и Южной Америки - 39 %, Азии - 35 %. Значительно меньшей эта доля была тогда в реформируемых государствах: 26 % - в республике бывшего СССР, 21 % - в государствах Центральной и Восточной Европы. В странах - членах ОЭСР доля нелегальной экономики была в пределах 13-15 % ВВП.5 При этом авторы пришли к выводу, что чем больше масштабы коррупции в стране, тем больше доля теневой экономики. Что касается динамики развития теневой экономики, то в большинстве государств ЦВЕ ее масштабы в 90-е годы сначала увеличивались, затем стали уменьшаться. Например, в Польше в 1990 г. они составляли - 20 % ВВП, в 1991 г.- 24 %, а в 1995 г. - 13 % (критерием в данном случае послужило потребление электроэнергии). Исключением из этой тенденции явилась Румыния, где доля теневой экономики после развала СЭВ постоянно росла: с 1990 г. по 1995 г. она увеличилась с 25 по 30 %, соответственно. Если общая тенденция развития нелегальной экономической деятельности в странах ЦВЕ направлена в сторону снижения, то в промышленно развитых государствах - в сторону повышения. Например, в США она увеличилась с 4 % (в среднем за период 1970 - 1975 г.г.) до 9 % (в 1996 - 1997 г.г.), в ФРГ - с 5 % до 15 % соответственно, в Италии - с 11 % до 27 % ВВП. Ученые полагают, повышательная тенденция в промышленно развитых странах связана в первую очередь с увеличением налогового бремени. 7. ПОЗИТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ Обычно оценки теневой экономики бывают крайне негативными. Но если оценивать это явление объективно, исключив, естественно, криминальную его часть, то можно выявить и элементы позитивного воздействия теневой экономики. Главное - это то, что теневая экономика обеспечивает значительную часть потребителей необходимыми товарами и услугами. Масштабы теневой экономики свидетельствуют: спрос есть. Есть спрос, будет и конкурентоспособное предложение, ведь доходность теневого бизнеса оказывается достаточно высокой. Таким образом, функционирование теневой экономики способствует удовлетворению покупательского спроса. Причем в условиях командно-административной экономики - экономики всеобщего дефицита существовали сектора, в которых кроме как на теневой бизнес рассчитывать не приходилось. Важно и то, что удовлетворение покупательского спроса происходит, прежде всего, в отношении семей с низким уровнем доходов. Этот факт был отмечен в докладе генерального директора МОТ "Меняющийся мир труда: главные проблемы будущего" (1986 г.). В этом докладе также справедливо отмечаются и другие потенциальные преимущества теневого сектора: легкость вложения капитала в бизнес с высокой степенью риска, возможность и тяга к использованию местного сырья и др. Функционирование теневой экономики способствует смягчению напряженности на рынке труда. С одной стороны, безработица является питательной средой для теневого бизнеса, с другой - именно благодаря ей у "теневиков" появляется возможность использовать самую дешевую рабочую силу и смягчать, таким образом, напряженность на рынке труда. В России из стран СНГ в 1992 -1997 г.г. переселилось 5 млн. человек. Нелегалов-мигрантов насчитывалось около 700 тыс. человек. Ряд телевизионных репортажей по каналу НТВ весной 1998 г., посвященных труду в России нелегалов из стран СНГ, ярко показал положение этих наемных рабочих-рабов конца двадцатого века. Можно при желании найти и другие положительные моменты в функционировании теневой экономики. Однако совершенно очевидно то, что все они не идут ни в какое сравнение с теми разрушительными последствиями, которые влечет за собой теневой бизнес. Заключение В заключение данной курсовой работы можно предложить ряд мер по ликвидации теневой экономики, или хотя бы снижения ряда ее показателей. В целом система мер по антикриминализации российской экономики должна отражать несколько направлений, характеризующих представленные ими действия. Первое - меры социально-экономического характера. Они должны быть направлены на кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений: преодоление глубоких разрывов в уровне денежных доходов различных социальных групп и слоев населения; существенное снижение безработицы; восстановление национальной промышленности и сельского хозяйства, капитального строительства, собственно отраслей и секторов народного хозяйства; поднятие престижа честного труда и честных заработков. Необходимо срочно провести мероприятия по совершенствованию налоговой системы, предусмотреть упрощение порядка исчисления налогов. Второе - необходимость как принятия новых законов, статей и норм, так и немедленного введения обязательной криминологической экспертизы проектов законов, указов и подзаконных актов, относящихся к осуществлению экономической политики. Среди тех законодательных актов, которые крайне актуально принять, следует назвать следующие: о борьбе с организованной преступностью и отмыванием преступных доходов; о происхождении собственности; о лжебанкротстве; о лжепредпринимательстве; о монополистическом сговоре; о подделке ценных бумаг; о переводе денег из страны в страну; о не возврате или сознательной задержке возврата кредитов и прочих нарушениях в сфере финансово-кредитных отношений; о сохранении государственной тайны и коммерческих секретов; о конфискации имущества, выявленного после осуждения преступников и наказания сообщников, прятавших это имущество; о защите участников уголовного процесса; об ответственности за приватизационные правонарушения и др.6 Третье - меры по повышению современного технического, боевого и организационного обеспечения правоохранительной системы, укреплению авторитета судов, и налаживанию эффективной работы органов таможенного контроля налоговой инспекции и полиции, запрещению частных вооруженных формирований. Только комплексный подход может позволить ослабить "криминальный пресс" на российскую экономику, даст новый импульс честному предпринимательству, поможет производителям с меньшими издержками доводить товар до потребителей. Список литературы 1. Бунич А.П., Гуров А.И. Теневая экономика. - М.: Экономика, 1991 г. 2. Косалс Л. Теневая экономика как особенность российского капитализма.// Вопросы экономики. - 1998г.- № 10 с.59 - 82. 3. Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России.// Вопросы экономики. - 1999 г. - № 3 с.38 - 51. 4. Николаев И.А. Теневая экономика: причины, последствия перспективы.// Общество и экономика. - 1998 г. - № 6 с. 31- 49. 5. О развитии теневой экономики в мире.// БИКИ. - 1999 г. - № 21 с.4. 6. Политэкономия: Учебник для вузов / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗОА "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999 г. 7. Теневая экономика в России: истоки и статистика.// Политэконом. - 1997 г. - № 1 с. 39 - 54. 1 Бунич А.П., Гуров А.И. Теневая экономика. - М.: Экономика, 1991 г. Стр. 3. 2 Теневая экономика в России: истоки и статистика.// Политэконом. - 1997 г. - № 1. - с. 39. 3 Теневая экономика в России: истоки и статистика.// Политэконом. - 1997 г. - № 1. - с. 43. 4 Макаров Д. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России.// Вопросы экономики. - 1999 г. - № 3. - с.45. 5 О развитии теневой экономики в мире.// БИКИ. - 1999 г. - № 21. - с.4. 6 См.: Николаев И.А. Теневая экономика: причины, последствия перспективы.// Общество и экономика. - 1998 г. - № 6. - с. 44. 21 39 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|