Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление международными делами (администрация МИД) и государственный протокол России
 Разработка мероприятий для совершенствования кадровой политики ООО "Агат"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

курсовая работа

Участие России в международных фондах



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Система ООН 4
Программы и фонды ООН по оперативной деятельности 6
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ООН 8
Специализированные организации научно-технического
профиля 11
МНОГОСТОРОННИЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ И
ТОРГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 28
ВВЕДЕНИЕ
Активное и прагматичное включение в деятельность международных организаций является одним из внешнеэкономических и внешнеполитических приоритетов России. С уходом в прошлое конфронтации и утверждением многополюсного мира объективно повышается значение механизмов многостороннего взаимодействия. Значимость участия в международных организациях тем более высока, что позволяет в немалой степени компенсировать сужение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР. Ведь в большинстве этих организаций Российская Федерация признана государством - преемником Советского Союза.
Международные организации, в которых участвует Россия, а их более 300, можно условно подразделить на три группы:
- организации системы ООН;
- специализированные экономические и научно-технические организации;
- многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения - организации так называемой бреттон-вудской системы.
Все эти организации не призваны напрямую осуществлять внешнеэкономические связи. Их целью не является извлечение прибыли, они финансируются из бюджета, составленного из взносов стран-членов и внебюджетных добровольных средств. В то же время в своей совокупности они имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики. В них (прежде всего в первой и третьей группе) во многом создается как бы правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи.
СИСТЕМА ООН
Глобальное объединение, насчитывающее 184 члена, ООН имеет для России важнейшее значение. Вовлеченность нашей страны в деятельность ООН велика и разнообразна.
Сегодня ООН превращается из просто мирового "парламента", арены отстаивания государствами своих политических интересов в оперативную организацию, осуществляющую программы в различных областях - социально-экономической, политической, гуманитарной, экологической и др.
Эффективность и отдача от участия России в международных организациях не может оцениваться лишь в абсолютных ветчинах, хотя речь идет о многих десятках миллионов долларов, поступающих в виде научно-технической, экономической, социальной информации, ноу-хау, документов и материалов. Так, в последние годы во многих организациях приняты и уже осуществляются специальные программы содействия России и другим странам переходного периода. Россия имеет статус получателя технического содействия в рамках всей системы ООН. Это открывает перспективу получения нами дополнительной помощи по линии системы ООН, в том числе и финансовой. Помимо этого часть российских взносов в бюджеты ООН и спецучреждений возвращается в виде технического и иного содействия, оказываемого России по линии этих организаций.
Важно и другое. Система ООН, финансовые возможности которой ограниченны, может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему кредиторов - как стран, так и неправительственных организаций, частного сектора.
Наконец, для России важно использование накопленного в ООН уникального мирового опыта решения социально-экономических проблем.
Этот опыт позволил начать предоставление по линии ООН экспертизы странам с переходной экономикой по вопросам макроэкономической политики, создания институциональной системы рыночного хозяйства, в том числе в области приватизации, развития мелкого и среднего бизнеса (ПРООН), совершенствования статистической службы (Статкомиссия ООН), перестройки системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности (через межправительственную группу экспертов в этой области), регулирования иностранных инвестиций и по проблематике специальных экономических зон (Комиссия ООН по ТНК). Один из главных позитивных факторов в получении подобного технико-консультационного содействия заключается в сравнительно небольших затратах по сравнению с теми расходами, которые Россия понесла бы в случае выхода на коммерческий рынок международных экспертных услуг. При этом качественный уровень содействия отвечает самым высоким международным стандартам. Кроме того, существенный эффект при получении Российской Федерацией содействия по линии системы ООН (по сравнению с двусторонними каналами) достигается благодаря присущей ООН нейтральности и объективности при предоставлении услуг.
Естественно, не все в деятельности ООН и учреждений ее системы безупречно, и Россия в координации с основными плательщиками в бюджеты этих организаций предпринимает усилия по повышению их эффективности, сокращению расходов на их функционирование. Так, для России в настоящее время все более актуальной задачей становится координация деятельности расширившихся программ международных организаций по содействию Российской Федерации и другим странам переходного периода.
Система ООН - это разветвленный организм. Наиболее универсальным органом ООН является Генеральная Ассамблея (ГА). В ней принимают участие все государства-члены. Работа ГА ООН идет по комитетам. Второй (экономический и финансовый) комитет является основным нормотворческим элементом системы. Принятые в нем резолюции и решения служат основой для работы всех других органов и программ ООН, имеющих отношение к социально-экономическим вопросам.
Главным уставным органом ООН по осуществлению международного социально-экономического сотрудничества является Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС). Повестка дня его ежегодных и специальных сессий охватывает практически весь спектр проблем в экономической, торгово-политической, экологической, социально-гуманитарной и правовой областях, здравоохранении, образовании и т. д.
В рамках ЭКОСОС функционируют вспомогательные органы - отраслевые и региональные. Это, например, Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по социальному развитию, Комиссия по науке и технике в целях развития. Комиссия по устойчивому развитию, Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии, Комиссия по транснациональным корпорациям, Комиссия по населенным пунктам, Комитет по природным ресурсам, Комитет по планированию развития, Группа экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения, Группа экспертов по госадминистрации и финансам, Комитет экспертов по транспортировке опасных грузов, Группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности и др.
Региональные экономические комиссии являются вспомогательными органами ЭКОСОС по социально-экономическому развитию отдельных регионов. Всего их пять: Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА). Россия является полноправным членом ЕЭК и ЭСКАТО и активно участвует в их работе.
К примеру, деятельность ЕЭК охватывает все основные отрасли (наука и техника, промышленность, энергетика), а также разработку общеевропейских норм и стандартов в области транспорта, охраны окружающей среды, жилищного строительства, сельского и лесного хозяйства, статистики, перевозки опасных грузов и др. Их внедрение в России способствует ускорению процесса ее интеграции в европейское и мировое хозяйство.
Российские министерства и ведомства, участвующие в деятельности ЕЭК, имеют возможность получать информацию о новейших направлениях и тенденциях научно-технической политики, что, по оценкам ЕЭК, дает заинтересованным сторонам ежегодную экономию в десятки миллионов долларов на проведение соответствующих научно-технических разработок и приобретение ноу-хау за рубежом. Практическое значение имеет использование ЕЭК для приобщения к европейскому и мировому опыту в области приватизации и перевода экономики на рыночные отношения.

1.1. Программы и фонды ООН по оперативной деятельности
Большой интерес для России представляют такие фонды и программы ООН в области оперативной деятельности, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Фонд ООН по народонаселению (ЮНФПА), Всемирный продовольственный совет (ВПС), Мировая продовольственная программа (МПП).
Сотрудничество с этими организациями открывает значительные потенциальные возможности для России в деле получения технического и иного содействия. Так, ПРООН является основным финансирующим и исполняющим учреждением по выполнению технических проектов в рамках системы ООН. Ежегодный бюджет программы, который складывается из добровольных взносов, составляет порядка 1 млрд. долл. В рамках разрабатываемых ПРООН проектов для России привлекаются дополнительные ресурсы двусторонних и многосторонних доноров. Уже осуществляются проекты по предоставлению консультационных услуг заинтересованным российским ведомствам, по переквалификации руководителей российских предприятий с учетом требований рыночной экономики, по охрана экологии Черного и Каспийского морей и ряд других.
Существенный эффект в плане обеспечения притока в Россию необходимой гуманитарной, особенно медицинской, помощи (медикаменты, вакцины, медоборудование), а также технического содействия в реорганизации и совершенствовании системы здравоохранения и социальной защиты детей и охраны материнства может принести дальнейшее углубление сотрудничества с ЮНИСЭФ - организацией по развитию детского здравоохранения и социального обеспечения. Только в 1992-1993 гг. через эту организацию удалось привлечь в Россию гуманитарного содействия более чем на 4,5 млн.. долл., в частности на дефицитные вакцины. Имеются значительные возможности использовать экспортно-консультативную базу ЮНИСЕФ для налаживания в России необходимой нам системы "социального мониторинга".
ЮНКТАД. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) является органом Генеральной Ассамблеи ООН В круг ведения ЮНКТАД входит: поощрение международной торговли, особенно с целью ускорения экономического развития, в частности торговли между странами, находящимися на различных уровнях развития; установление принципов и политики, касающихся международной торговли и соответствующих проблем экономического развития; разработка рекомендаций для проведения в жизнь указанных принципов; содействие координации деятельности других учреждений в рамках системы ООН в области международной торговли и соответствующих проблем экономического развития; принятие в случае необходимости мер в сотрудничестве с компетентными органами ООН для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли. В последние годы в деятельности ЮНКТЛД появились новые важные элементы, что связано в первую очередь с проведением в 1992 г. Конференции ЮНКТАД-VIII в Картахене. На сессии были приняты основополагающие решения об изменении деятельности организации по четырем главным направлениям: пути развития, новое международное партнерство в целях развития, глобальная взаимозависимость, устойчивое развитие.
2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ ООН
Специализированные учреждения являются межправительственными международными организациями. Они связаны с системой ООН, прежде всего отчетностью перед уставными органами Организации, но самостоятельны в бюджете и выборе политики, имеют собственные секретариаты и программы. Вопросы функционирования этих учреждений решаются на сессиях их межправительственных органов - основных и вспомогательных.
Эти организации заняли прочное место в международном сотрудничестве в конкретных областях своей компетенции, причем их деятельность имеет практический народнохозяйственный интерес для России. Например, информация, получаемая по линии только Международной океанографической комиссии ЮНЕСКО (организации ООН по вопросам образования, науки и культуры), помимо других направлений сотрудничества с этой организацией, оценивается специалистами в десятки миллионов долларов.
ЮНИДО. Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) - одно из ведущих специализированных учреждений ООН, осуществляющее координацию деятельности системы ООН в области международного промышленного сотрудничества и содействия промышленному развитию отдельных стран и регионов мира.
Деятельность ЮНИДО осуществляется посредством выполнения проектов технической помощи странам по трем основным направлениям: разработка промышленной политики и промышленных прогнозов; содействие промышленному развитию путем инвестиций, разработки и передачи новых технологий; консультативная помощь в выборе путей совершенствования промышленной и научно-технической инфрастуктуры. Объем технической помощи, предоставленной ЮНИДО в 1992 г., составил свыше 135 млн. долл. Наряду с этим инициировано почти 2900 инвестиционных проектов на общую сумму 1,5 млрд. долл.
Деятельность ЮНИДО по целому ряду направлений представляет значительный практический интерес для России. Прежде всего, это разработка концепций промышленного развития и международного сотрудничества, передача технологий, промышленная экология, энергетика, конверсия, содействие промышленному инвестированию, свободные экономические зоны, стимулирование сотрудничества на уровне предприятий, промышленный менеджмент, приватизация, помощь малому и среднему бизнесу.
Организация обладает отлаженным механизмом изучения перспективности и детальной проработки проектов промышленного сотрудничества и технической помощи, подготовки технико-экономических обоснований, увязки своих проектов с более широкими программами многостороннего и двустороннего сотрудничества. В осуществлении программ ЮНИДО участвуют 3,5 тыс. инженерно-консультативных организаций и фирм различных стран, 1,4 тыс. фирм - производителей оборудования, 16 тыс. экспертов и консультантов.
Сотрудничество Российской Федерации с ЮНИДО в последние годы заметно активизировалось. Главной его целью стало использование потенциала ЮНИДО для содействия хозяйственным реформам в российской промышленности.
Помощь России ЮНИДО оказала в подготовке концепции свободной экономической зоны "Большой Владивосток". Подписаны соглашения об участии ЮНИДО в проектах модернизации фармацевтической промышленности Санкт-Петербурга (финансирование - за счет фирм США), производства инвалидных колясок на базе конверсии оборонных предприятий Санкт-Петербурга (финансирование - за счет Программы развития ООН), подготовки бизнес-плана модернизации Тюменского моторного завода (финансирование - из бюджета Тюменской области) и др.
Особое значение приобретает сотрудничество с ЮНИДО в области привлечения иностранных инвестиций в российскую промышленность. Организация располагает сетью центров содействия промышленному инвестированию, расположенных в ведущих западных странах, в Японии, Южной Корее и др., что позволяет прорабатывать инвестиционные предложения, опираясь на разветвленный банк данных о потенциальных инвесторах и об их запросах в отношении объектов приложения капитала.
Однако ЮНИДО занимается не только "стыковкой" инвестиционных предложении, но и поисками потенциальных источников финансирования для их реализации. В рамках этой деятельности ЮНИДО организовала в ноябре 1992 г. в Вене Инвестиционный форум для России и других стран СНГ, на который было представлено около 200 инвестиционных проектов, проработанных экспертами ЮНИДО. Намечено проведение ряда инвестиционных форумов для российских регионов.
МОТ. Международная организация труда (МОТ) является одним из крупнейших спецучреждений. Сфера компетенции - социально-трудовые взаимоотношения. Отличительной чертой МОТ является то, что в ее деятельности принимают непосредственное участие с правом голоса, наряду с правительствами стран-членов, неправительственные структуры в лице национальных профсоюзных центров и объединений предпринимателей.
Борьба МОТ против дискриминации в области труда и занятости, за ликвидацию принудительного труда тесным образом переплетается и существенно дополняет деятельность ООН в области зашиты основных прав человека. В МОТ действует эффективный механизм контроля за соблюдением международных трудовых норм, страны-члены ежегодно отчитываются о применении ими ратифицированных конвенций МОТ.
Радикальная перестройка социально-трудовых отношений в России, расширение сотрудничества с зарубежными странами обусловливают необходимость применения в российском законодательстве международных социально-трудовых стандартов, разработанных и принятых МОТ.
Как правопреемница СССР в МОТ Россия ратифицировала 50 конвенций (Приложение 1); как самостоятельное государство Российская Федерация ратифицировала две конвенции МОТ (в конце 1997 г. - Конвенцию № 156, в марте 1998 г. - Конвенцию № 105). Страны ближнего зарубежья проводят такую работу значительно более активно.
Правительство РФ в порядке законодательной инициативы и в соответствии со ст. 104 Конституции РФ и ст. 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" внесло в Государственную Думу на ратификацию четыре международно-правовых документа, принятых Генеральной конференцией МОТ (постановление Правительства РФ от 1 октября 1997 г: № 1270): Конвенцию 1947 г. об инспекции труда № 81) и Протокол 1995 г. к ней. Конвенцию 1978 г. о регулировании вопросов труда (№ 150) и Конвенцию 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде (№ 155).
Анализ официальных документов и позиций государственных и общественных институтов России позволяет сделать вывод о том, что с предложением ратифицировать в числе первых именно эти документы МОТ солидарны все заинтересованные субъекты: президент, парламент, правительство, профсоюзные и предпринимательские объединения, научные организации, специалисты.
С практической точки зрения МОТ является важным форумом для обсуждения актуальных вопросов социальной политики и обладает большим опытом по решению социально-трудовых проблем, которым активно пользуются страны-члены. В рамках МОТ разработано 172 конвенции и 181 рекомендация, охватывающие широкий круг социально-трудовых вопросов, энциклопедия по безопасности и гигиене труда, различные практические руководства и своды правил по конкретным трудовым вопросам, пособия по менеджменту и профессиональному обучению. В последнее время были приняты такие важные акты, как конвенции о безопасном использовании химических веществ на производстве, о защите интересов трудящихся в случае банкротства работодателя, о предупреждении крупных аварий на производстве. При МОТ действует Международный институт социально-трудовых исследований и Международный центр по подготовке кадров.
Информационно-экспертный потенциал МОТ используется для создания в России современной системы трудовых отношений. В целом становление современной системы трудовых отношений и соответствующего законодательства России осуществляется при широком использовании норм, разработанных в МОТ. Например, в 1993 г. МОТ дала экспертную оценку проекта основ законодательства об охране труда и проекта основ законодательства о труде Российской Федерации с точки зрения их соответствия нормам МОТ и мировой практике. При содействии МОТ в России внедряется концепция социального партнерства. Это нашло, в частности, отражение в создании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоящей из представителей правительства, профсоюзов и работодателей, целью которой является согласование социально-экономической политики, развитие системы социального партнерства, содействие урегулированию коллективных трудовых конфликтов.
Специалисты МОТ оказывают также помощь в проведении обзора рынка труда, совершенствовании статистики труда, разработке нового российского классификатора профессий, обновлении статистики трудовых затрат, формировании современных служб занятости.
В рамках Международного центра МОТ по подготовке кадров осуществляется обучение представителей частного сектора экономики России по следующим темам: современное управление предприятиями, содействие развитию малых предприятий, развитие предпринимательских навыков.
Также МОТ оказывает содействие в создании в России независимых и социально ответственных предпринимательских организаций, в трансформации деятельности профсоюзов применительно к условиям рыночной экономики и проводит для них соответствующие мероприятия.
ВОЗ. Участие России в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) обеспечивает нашей стране уникальную возможность широкого использования большого научного, организационно-методологического, учебного, нормотворческого, кадрового и, частично, финансового потенциала этой международной организации. Большое практическое значение для здравоохранения России имеет ее участие в Международной программе по медицинским последствиям чернобыльской аварии, в Глобальной программе по борьбе со СПИДом, Расширенной программе иммунизации, в программе ВОЗ по гигиене окружающей среды, в программе действий по основным лекарственным средствам, в программах ВОЗ по охране здоровья и планированию семьи.
2.1. Специализированные организации научно-технического профиля
Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирный почтовый союз (ВПС), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) представляют собой, в сущности, нормотворческие механизмы регулирования многосторонних режимов телекоммуникаций, метеорологических наблюдений, защиты интеллектуальной собственности, почтовых служб, авиационных и морских перевозок, сотрудничества в сельском хозяйстве. Без этих учреждений сегодня невозможно международное сотрудничество в соответствующих областях.
Так, значительный интерес для экономики страны представляет участие в МСЭ - организации по развитию международного сотрудничества в области средств связи. Посредством международной регистрации частотных присвоении и связанных с ними позиций геостационарных спутников обеспечивается международная правовая защита частотных присвоении наземной и спутниковой радиосвязи и радиовещания от вредных помех. Путем разработки рекомендаций по техническим и эксплуатационным аспектам наземной и спутниковой радиосвязи осуществляется регламентация и международная стандартизация устройств, средств и систем электросвязи аналоговой и цифровой передачи данных, обеспечивается их совместимость и надлежащее качество соответствующих услуг в международном масштабе. Участие в работе исследовательских комиссий создает благоприятные условия для защиты интересов России при разработке норм и рекомендаций в области электросвязи, получения информации от производителей наиболее передового оборудования.
Эффективность участия в ВМО - организации по международному сотрудничеству в области гидрометеорологии - обусловливается спецификой задач, решаемых этой организацией, многие из которых вообще не могут быть решены одной или несколькими странами (исследование глобальной циркуляции атмосферы, Мирового океана, климата планеты и его изменений, истощения озонового слоя, уменьшение опасности стихийных бедствий, сбор, обработка и распространение оперативной информации о фактическом прогнозируемом состоянии природной среды и т. п.). Основная деятельность ВМО проходит в рамках научно-технических программ, результаты которых с большой эффективностью используются в национальных интересах
Значительные выгоды приносит участие России в деятельности ВОИС - организации, обеспечивающей защиту интеллектуальной собственности. Оно создает правовую основу эффективной охраны российских изобретений и товарных знаков за рубежом, содействует развитию экспорта, позволяет оказывать влияние на ход формирования и пересмотра международных соглашений в области охраны промышленной собственности, в частности в таких передовых областях, как программное обеспечение ЭВМ, интегральные схемы, генная инженерия, биотехника и др. Участие России в ряде технических программ ВОИС обеспечивает обмен опытом и международную кооперацию в вопросах хранения, обработки и поиска патентной и научно-технической информации. При активном содействии ВОИС был разработан пакет российских законов об охране промышленной собственности, что обеспечило их соответствие международным нормам.
Большие выгоды обеспечивает участие в двух международных организациях по стандартизации - Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК) (не входят в систему ООН). Око позволяет использовать в отечественной стандартизации международно признанные стандарты и тем самым сокращать затраты и время на их разработку, достигать высокого качества продукции, создавать более широкие возможности выхода отечественной продукции на международный рынок.
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) занимается решением ключевых проблем агропромышленного комплекса как на национальном, так и на международном уровне. По размеру бюджета ФАО является крупнейшим специализированным учреждением ООН. Россия имеет статус наблюдателя при ФАО, что дает определенный доступ к ее информации и экспертизе. Полноправное членство в ФАО способствовало бы укреплению российского АПК за счет доступа к уникальным базам данных и международному опыту и экспертизе в сфере сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства, переводу АПК на рыночные рельсы, разработке аграрного законодательства, совершенствованию системы налогообложения и т. д.

МНОГОСТОРОННИЕ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЕ И ТОРГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
В последние годы в мировой экономике прослеживается устойчивая тенденция к росту ссудных инвестиций. Как показывает мировой опыт, практически ни одно государство в мире при создании развитой рыночной экономики не могло обойтись без внешних заёмных финансовых ресурсов.
В современном мире экспорт ссудного капитала осуществляется как по государственной, так и по частной линии, на двусторонней и многосторонней основе, на льготных и коммерческих условиях. По целевому назначению это могут быть официальная государственная помощь развитию, кредиты на осуществление конкретных инвестиционных проектов, техническая помощь, экспортные кредиты, облигационные займы и др.
Большая часть ссудных инвестиций приходится на международные финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК, ЕБРР, АзБРР и др.), крупные коммерческие банки и банковские консорциумы, национальные фонды экономического сотрудничества с зарубежными странами и др.
Как свидетельствует мировая практика, более жёсткие условия займов и кредитов предлагают частные банки и государственные организации при кредитовании экспортных поставок. С точки зрения обычных коммерческих условий (срок кредита, льготный период, уровень процентной ставки) наиболее предпочтительными являются кредиты международных финансовых организаций и двусторонняя помощь развитию. Исходя из этого в основном строится структурная политика правительства России по привлечению ссудных инвестиций.
Международные валютно-финансовые и торговые организации - ГАТТ, МВФ, МБРР - формально входят в систему ООН как спецучреждения, но фактически являются независимыми организациями.
ГАТТ. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) является многосторонним договором, действующим с 1948 г. и определяющим права и обязанности участвующих в нем сторон в области внешней торговли и ряде связанных с торговлей областей (валютная политика, налогообложение, международные перевозки, субсидирование производства и экспорта товаров и др.) Основу ГАТТ составляет свод принципов и правил регулирования международной торговли, наличие которого позволяет заменить многочисленные двусторонние торговые договоры и соглашения. Одновременно ГАТТ является постоянно действующим форумом для многосторонних и двусторонних переговоров, контактов и консультаций но всем вопросам внешнеторговой политики стран-участниц. Важнейшей функцией ГАТТ является урегулирование международных торговых споров.
Полноправно участвуют в ГАТТ 106 государств, в том числе все крупнейшие торговые державы мира и большинство стран Восточной и Центральной Европы. В различных формах в работе ГАТТ принимают участие более 150 стран. Россия, Китай и Болгария имеют статус наблюдателя.
В рамках ГАТТ было проведено 8 раундов многосторонних торговых переговоров, в ходе которых было осуществлено последовательное снижение уровней ставок таможенных тарифов стран-участниц, разработаны соглашения о либерализации международной торговли по таким вопросам, как стандарты и другие нетарифные меры регулирования внешней торговли, государственные закупки, международная торговля услугами, торговые аспекты интеллектуальной собственности, зарубежные инвестиции, торговля гражданской авиатехникой и текстильными товарами. Важнейшим из раундов международных торговых переговоров явился "Уругвайский раунд" (1986-1993 гг.).
Одним из главных итогов "Уругвайского раунда" является решение о создании в 1995 г. универсальной Всемирной торговой организации (ВТО), которая включит в себя как Генеральное соглашение по тарифам и торговле, так и весь комплекс достигнутых в ходе "Уругвайского раунда" соглашений и договоренностей. Сфера компетенции новой ВТО значительно расширится, прежде всего за счет вопросов торговли услугами, защиты интеллектуальной собственности и ряда других. Будущая ВТО призвана также повысить эффективность и улучшить механизм регулирования торгово-политических отношений стран-участниц, разрешения споров и разногласий, способствовать улучшению доступа товаров и услуг на рынки, снизить вероятность принятия односторонних торговых репрессалий и торговых войн.
Статус наблюдателя в Совете и на сессиях ГАТТ (предоставлен СССР 16 мая 1990 г.) позволил России познакомиться с правилами действия ГАТТ и начать применять их в ходе реформы своего внешнеторгового механизма Кроме того, Россия участвует в качестве наблюдателя в комитетах ГАТТ по импортному лицензированию, антидемпингу, таможенной оценке, торговле авиатехникой, техническим барьерам в торговле. Участие России в ГАТТ/ВТО в качестве полноправного партнера дало бы возможность эффективно использовать принятые в мире торгово-политические механизмы с целью улучшения условий доступа российских товаров и услуг на основные рынки, а также предупреждения конфликтных ситуаций, нарушающих интересы российских инвесторов и экспортеров.
Россия стремится обеспечить присоединение к ГАТТ/ВТО в возможно более короткие сроки в качестве равноправного партнера. При этом главная задача во время предстоящих переговоров - получение условий членства в ГАТТ/ВТО, максимально приближенных к стандартам, что исключало бы последующее ущемление прав России в торговле.
Процесс вступления будет сопряжен с проведением широкомасштабных и весьма сложных многосторонних переговоров по широкому спектру экономических вопросов, затрагивающих компетенцию десятков российских ведомств (торговая политика, внешнеэкономический механизм России, система тарифного и нетарифного регулирования экспорта/импорта, таможенная система, валютное регулирование, система субсидирования, налогообложения, ценообразования инвестиционного режима, законодательство в области услуг, интеллектуальной собственности, сельскохозяйственной политики и др.). Снижение таможенного обложения, возможное в результате распространения на Россию положений ГАТТ, в том числе решений "Уругвайского раунда", способствовало бы расширению и оптимизации структуры российского экспорта.
МВФ. Международный валютный фонд (МВФ) - международная финансово-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Учреждена в 1944 г., реально начала функционировать в 1946 г. В свое время СССР принял активное участие в выработке устава МВФ на конференции в Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.). Однако надвигавшаяся "холодная война" привела к тому, что советское правительство не подписало соглашения о создании Фонда. В МВФ входит 178 стран. Россия вступила в 1992 г., а в 1993 г. получила первый кредит на поддержку экономических реформ в размере 1,1 млрд. СДР (1,0 млрд. долл.). Условия кредитования, сроки использования в таблице 1. Эти средства были использованы для финансирования дефицита государственного бюджета и создания золотовалютных резервов.
Соглашения с МВФ предусматривают предоставление кредитов двумя частями. Первая выдаётся при заключении соглашения, а вторая - после достижения согласованных макроэкономических показателей. Поскольку Россия не смогла добиться существенного прогресса в достижении финансовой стабилизации, предоставление ей второй части кредитов было приостановлено. Эта часть была выплачена лишь в 1994 г.
В 1995 г. Россия получила от МВФ резервный стабилизационный кредит в размере 6,0 млрд. долл., средства которого также были использованы для финансирования дефицита государственного бюджета и пополнения валютных резервов.
Уставный капитал МВФ составляет 144,6 млрд. долл. (1994 г.). Он формируется за счет взносов стран-членов: 25% выделенной квоты страны-члена оплачиваются в СДР или в свободно конвертируемой валюте, а 75% - в национальных валютах. Наибольшими квотами располагают США - 18,8, Великобритания - 6,5, ФРГ - 5,7, Франция - 4,7, Япония - 4,2%. Квота России составляет 4313,10 млн. СДР (6026 млн. долл.), т. е. 3% уставного капитала МВФ. Руководящими органами МВФ являются Совет управляющих и Директорат.
Совет управляющих проводит ежегодные сессии. Каждая страна назначает своего управляющего, как правило, министра финансов или председателя центрального банка. Директорат состоит из 22 членов от групп стран. Его решения, как правило, принимаются консенсусом.
Важнейшим структурным подразделением Фонда, который, по существу, обеспечивает политическое руководстве, является Временный комитет по вопросам реформы международной валютной системы, который занимается согласованием всех вопросов, касающихся деятельности МВФ, внесения изменений в Устав, пересмотра квот, выпуска СДР, принципов использования ресурсов МВФ и т. д.
Таблица 1.
Кредиты МВФ России, направленные на стабилизацию государственного
бюджета
Год Вид кредита Сумма,
$ млрд. Срок
использования Основные условия 1992 Стабилизационный 1,0 5 лет с отсрочкой погашения на 3 года и 3 месяца Жесткий контроль госбюджетного дефицита и роста денежной массы, ослабление регулирования цен и тарифов 1993-
1994 Структурные преобразования 3,04 10 лет с отсрочкой погашения на 4,5 года То же и постепенная либерализация внешней торговли, в первую очередь экспорта, допуск иностранных инвесторов на финансовый рынок 1995 Стабилизационный 6,0 5 лет с отсрочкой погашения на 3 года и 3 месяца каждого транша То же и ликвидация внешнеэкономического субсидирования, отмена ограничений на экспорт нефти, постепенная отмена госконтроля за экспортно-импортной выручкой 1996-
1998 Расширение кредитования 21,4 10 лет с отсрочкой погашения на 4,5 -5 лет каждого транша Отмена экспортных пошлин на нефть и газ, кредитование повышение акцизов на их добычу, снижение пошлин на импорт, приватизация крупных госпредприятий, ежеквартальное сокращение госбюджетного дефицита и госрасходов, продолжение либерализации экспорта и импорта
Основные направления деятельности МВФ включают регулирование платежных балансов стран-членов (включая предоставление валютных средств на финансирование временных дефицитов платежных балансов), внешней задолженности. Усиливается роль МВФ в выработке концепции преодоления слаборазвитости, координации макроэкономической политики ведущих промышленно развитых стран. Особое значение имеет постоянно расширяющееся взаимодействие МВФ с его "родственной" организацией - МБРР, а также с другими международными организациями, с Парижским и Лондонским клубами.
В области регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением обусловленных кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от хода выполнения этой программы стране предоставляются валютные средства, предусмотренные кредитным соглашением с МВФ. В условиях долгового кризиса наличие такой программы и соответствующего соглашения с МВФ стало рассматриваться как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны и необходимое условие облегчения ее долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов.
В августе 1992 г. МВФ одобрил первый транш резервного кредита (4,1 млрд. долл.) на сумму 1 млрд. долл. для России, который был полностью использован к январю 1993 г.; МВФ готов создать фонд стабилизации рубля (6 млрд. долл.).
В апреле 1993 г. МВФ принял решение о введении в действие нового вида кредита - кредита системных преобразований для стран, которые испытывают затруднения в связи с отменой централизованной системы внешней торговли и переходом к торговле по мировым ценам. Кредиты предоставляются в размере до 50% квоты сроком на 10 лет с началом погашения через четыре с половиной года на условиях значительно более мягких, чем традиционный резервный кредит. Одним из условий получения этого кредита является подтверждение намерения осуществлять сотрудничество с МВФ по поводу подготовки соглашения по резервному кредиту. Россия получила системный кредит в размере 3 млрд. долл. Осваивается первый транш в 1,5 млрд. долл.
Соглашения России с МВФ имеют особое значение, поскольку они служат ориентиром для всех остальных кредиторов и иностранных инвесторов.
Поскольку, руководство фонда постоянно консультируется с транснациональными компаниями и крупнейшими коммерческими банками при выработке "конкретной политики по отношению к конкретным странам", невыполнение рекомендаций фонда чревато для должников большими неприятностями. Даже частные иностранные банки не принимают решение о сотрудничестве, "пока вы не договоритесь с фондом".
В последние годы заметно повысилась и перестала скрываться роль США в деятельности фонда. За требованиями МВФ к странам-заемщикам ясно проступают интересы Америки. Наиболее распространенные и адресуемые ныне России требования - как можно более скорое изменение статуса госпредприятий, ликвидация госсубсидий, сокращение военного и социального бюджета, отказ от коммерческих контрактов с "недружественными США странами", недопущение ограничений на импорт потребительских товаров, отмена всякого регулирования цен...
Отметим, что ни одна развитая страна - член ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) уже более двадцати лет не пользуются кредитами МВФ, опасаясь ущемления своего экономического суверенитета. У совета директоров фонда есть специальные рекомендации для наиболее "перспективных должников-заемщиков": для получения новых кредитных порций проведите конверсию задолженности страны в акции своих стратегических предприятий. То есть, по существу, отдайте их под иностранный контроль. В 1984-1998 годах такие операции вынуждено было провести около 20 государств на общую сумму 85 млрд. долл. По данным ЮНИКАД на очереди сейчас как раз Россия...

Всемирный банк. Идея создания Международного банка реконструкции и развития (МБРР), который часто называют Всемирным банком, родилась в июле 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г. Бреттон-Вудс (США). Всемирный банк начал работу в июне 1946 г. Целями Банка являются оказание помощи в развитии экономики стран-членов и ее структурой перестройке, содействие частным иностранным инвестициям путем предоставления гарантий или участия в займах и иных капиталовложениях, предоставляемых частными инвесторами, содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов. В МБРР по состоянию на 1993 г. входят более 170 стран мира, включая страны СНГ и Восточной Европы.
Высший орган Всемирного банка - Совет управляющих. Каждая из стран - членов Всемирного банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне министра.
В настоящее время Всемирный банк сконцентрировал свое внимание исключительно на развивающихся странах, а также на государствах Восточной Европы. Его основные направления деятельности включают средне- и долгосрочное кредитование инвестиционных объектов в различных отраслях экономики этих стран. Он также принимает активное участие в подготовке проектов, юс техническом и финансово-экономическом обосновании.
Новым направлением деятельности Банка, непосредственно не связанным с кредитованием инвестиционных объектов, стало финансирование программ структурной перестройки, сначала в развивающихся, а затем и в бывших социалистических странах Восточной Европы.
В 1993 г. Всемирный банк утвердил займы на общую сумму 23,7 млрд. долл. на осуществление проектов и программ экономического развития, направленных на перестройку национальной экономики стран-получателей. Выплаты по займам, как правило, начинаются через пять лет после их предоставления, займы должны быть погашены за 15-20 лет. Часть средств, которые Всемирный банк дает взаймы развивающимся странам, он получает в качестве взносов от стран-членов. Однако большую часть этих средств Банк получает за счет продажи своих облигаций на мировых финансовых рынках.
Российская Федерация вступила в Международный банк реконструкции и развития в июне 1992 г. Уставный капитал Банка составляет 184,1 млрд. долл.
Страны оплачивают 20% своих квот в уставном капитале, причем 2% - в конвертируемой, а 18% - в национальной валюте. Квота России - 3033 млн. долл. Уставной фонд делится на 1 840 500 акций с номинальной стоимостью в 100 тыс. долл. каждая, которые предоставляются только но подписке. В настоящий момент подписной капитал МБРР достиг 176,4 млрд. долл. На начало 1996 г. России принадлежало 44 795 акций, что составляло 2,94% подписного капитала Мирового банка.
Кредитное сотрудничество МБРР со странами-заёмщиками строится на основе утверждаемой для каждой страны стратегии. Ныне действующая стратегия для России была принята в июне 1995 г. и предусматривает возможность получения ежегодно 6-7 кредитов на общую сумму от 1,2-1,5 млрд. долл. в зависимости от хода экономических преобразований.
На начало 1996 г. между Россией и МБРР было подписано 20 соглашений о займах для финансирования проектов в различных секторах экономики России. Из них иступили в силу 17 соглашений (в 1992 г. млрд.- 1, в 1993 г. млрд.- 2, в 1994 г. млрд.- 3, в 1995 г. 10, в 1996 г. - 1) на общую сумму около 4,2 млрд. долл.
Таблица 2.
Перечень проектов МБРР в России (начало 1996 г.)
Наименование займа
Размер займа, млн. долл. Дата подписания
Дата вступления
в силу Первый восстановительный 600,0 16.11.92 29.12.92 Первый нефтяной 610,0 12.08.93 15.11.93 Поддержка программы приватизации
90,0
15.05.93
17.12.93 Развитие службы занятости
и социальной защиты
70,0
26.04.92
9.09.94 Восстановление и содержание автодорог
300,0
22.06.94
21.11.94 Поддержка сельскохозяйственных реформ
240,0
22.06.94
21.11.94 Поддержка осуществления
земельной реформы
80,0
22.06.94
2В.04.95 Второй нефтяной 500,0 27.09.94 25.05.95 Подготовка специалистов в области управления и финансов 10,0 25.03.95 7.06.95 Ликвидация последствий аварии ни нефтепроводе
в Коми 99,0 25.04.95 29.06.95 Модернизация налоговой службы 16,8 25.04.95 3.07.95 Жилищный 400,0 25.04.95 27.07.95 Развитие финансовых институтов 200,0 22.06 94 23.07.95 Поддержка предприятий 200,0 27.09 94 31.07.95 Управление окружающей средой 110,0
6.02.95
30.08.95.
Второй восстановительный 600,0 7.07.95 28.09.95 "Портфельный" 40,0 7.07.95 3.01.96 Развитие городского общественного транспорта 328,8 6.10.95 В силу
не вступил Развитие стандартизации 24,0
Не подписан
В силу
не вступил
Реконструкция газораспределительных сетей 106,5 Не подписан
В силу не вступил Всего 4655,1
Первой заём от Мирового банка Россия получила в 1992 г. Первый грант резервною кредита МБРР составил 719 млн. СДР (специальных прав заимствования), что соответствует примерно 1 млрд. долл., которые были размещены на депозитных счетах Центрального банка России. В этом же году Мировой банк предоставил 600 млн. долл. в качестве первой части восстановительного займа.
В 1993 г. были подписаны соглашения с МБРР о предоставлении займа в размере 120 млн. долл. на осуществление программы приватизации и о восстановительном займе для нефтяной промышленности в размере 610 млн. долл. Этот кредит стал самым крупным за всю историю функционирования Мирового банка.
По итогам деятельности в 1992/93 финансовом году Россия входила в число крупнейших клиентов МБРР и по размеру предоставленных займов занимала 3-е место после Китая и Мексики. На долю России приходится почти 70% всех кредитов, предоставленных республикам бывшего СССР.
В начале 1995 г. между Правительством Российской Федерации и МБРР было подписано соглашение о предоставлении России займа в размере 110 млн. долл. для реализации программы по управлению окружающей средой. Реализация программы предусматривает поддержку политики России в области охраны окружающей среды, финансирование проектов в области экологической эпидемиологии, управления качеством вод и водных ресурсов, управления опасными отходами и разработку национальной программы по привлечению и стимулированию инвестиций в оздоровление экологической обстановки.
На начало 1996 г. 34,9% стоимости всех кредитов, предоставленных Мировым банком России, приходилось на займы, направленные на структурные преобразования и поддержку экономических реформ, 26,5 - на развитие топливно-энергетического комплекса, 9,5 млрд.- на модернизацию финансового сектора, 9,5 млрд.- на развитие городского хозяйства, 7,2 млрд.- на развитие транспортной системы, 5,7 млрд.- на развитие агропромышленного сектора, 5,0 - на охрану окружающей среды, 1,7% - на социальные нужды.
В последующие два года Россия может рассчитывать на получение от МБРР ещё 4,6 млрд. долл. При этом приоритет будет отдаваться топливно-энергетическому и агропромышленному комплексам, объектам инфраструктуры и экологическим проектам.
Перспективная деятельность Банка в России строится в соответствии с программой кредитования России на 1996-1998 гг., которая была одобрена в 1995 г. Межведомственной комиссией по сотрудничеству с международными финансово-экономическими организациями и "Группой семи".
Программа включает 24 займа для финансирования различных проектов на общую сумму около 6,3 млрд. долл. (в среднем по 8 займов на сумму около 2,1 млрд. долл. в год). Программа предусматривает возможность внесения корректировок относительно объёма и сроков реализации некоторых проектов по согласованию с Банком.
Основу будущей программы заимствований у Мирового банка составляют проекты в области энергетики и инфраструктуры; займы на смягчение социальных последствий рыночных реформ, при условии соблюдения жёсткой микроэкономической дисциплины; институциональные преобразования по созданию благоприятного инвестиционного климата, поддержка отраслей промышленности, где осуществляются глубокие структурные преобразования.
С учётом сложившейся экономической ситуации в России, важное значение имеют займы МБРР социальной направленности. Общая сумма проектов в социальной сфере, подготовка которых ведётся в настоящее время (проект поддержки социальной инфраструктуры в регионах, проект по медицинскому оборудованию, проект передачи и реструктуризации жилого фонда, структурная перестройка социальной сферы, проект по реформированию системы здравоохранения, проект по развитию образования), составляет около 1,5 млрд. долл.
Таблица 3.
Перспективные проекты МБРР в России (1996-1998 гг.)
1996 финансовый год (июль 1995 г. млрд.- июнь 1996 г.) Размер,
млн..долл. Проект разработки стандартов 24 Проект поддержки региональной социальной инфраструктуры 150 Проект медицинского оборудования 300 Проект ремонта мостов 300 Проект передачи и реструктуризации жилого фонда 300 Проект создания совместного предприятия по нефтедобыче 600 Структурная перестройка социального сектора 500 Восстановление центральной части Санкт-Петербурга (инженерный проект) 30
Итого: 2104
1997 финансовый год (июль 1996 г. млрд.- июнь 1997 г.)
Демонстрационный проект по закачке газа в нефтяные пласты 57
Региональный проект развития сельского хозяйства 250 Обеспечение гарантий коммерческих сделок 300 Проект структурной перестройки угольной промышленности 500
Заём на структурную перестройку аграрного сектора 500 Проект по реформированию системы здравоохранения 80 Краснодарский энергетический проект 500 Развитие российского рынка ценных бумаг 63 Итог): 2250 /9.98 финансовый год (июль 1997 г. млрд.- июнь 1998 г.)
Проект по развитию образования 200 Порты 200 Водоснабжение и канализация 300 Поддержка предприятий 300 Проект жилищного финансирования 200 Проект ремонта шоссейных дорог (для Дальнего Востока) 300 Проект транспортировки нефти 400 Небанковские финансовые учреждения 200 Итого: 2100 Прочие проекты (приоритетность и график работы подлежат определению) Правовая реформа Модернизация налоговой службы Совершенствование кредитно-финансовой системы для АПК Восстановление центральной части Санкт-Петербурга (инвестиционный проект) Центральное отопление Обновление аэропортов Московский городской транспорт Железная дорога Сбыт и распределение сельскохозяйственной продукции Региональное развитие сельского хозяйства Газораспределение Нефтеперерабатывающие сооружения (возможная гарантийная операция) Бурейская ГЭС Развитие частного сектора Развитие финансовых учреждений
К этим займам также примыкают займы на структурную перестройку в области сельского хозяйства (500 млн. долл.) и угольной промышленности (500 млн. долл.).
Предоставление таких займов МБРР обусловливается выполнением Россией ряда условии, к которым относится, в частности, проведение радикальных преобразований в социальной сфере, последствия которых пока трудно предсказуемы и по которым нет окончательного согласия на российской стороне.
Проведение указанных реформ напрямую увязывается с предоставлением России кредитов Международного валютного фонда в рамках программы расширенного финансирования, причём Банку в этой связи отводится центральная роль в осуществлении контроля за соблюдением Россией взятых в данной области обязательств.
Это предоставляет МБРР большие возможности в плане воздействия на социально-экономическую ситуацию в России и политику правительства. При этом Банк руководствуется в основном своими собственными аналитическими разработками, которые не всегда применимы к условиям России.
Между тем, как показывает опыт других стран с переходной экономикой, где Банк действует по данному образцу (например, Польши), указанные реформы следует проводить с чрезвычайной осторожностью, учитывая реально существующие правовые, административные и социально-политические факторы.
Со Всемирным банком связаны три другие дочерние организации: Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Они составляют так называемую группу Всемирного банка. Для финансирования слаборазвитых стран на особо льготных условиях, выгоднее тех, которые предоставляются МБРР, предназначена МАР. Основной целью МФК является привлечение ресурсов - внешних и внутренних - для развития частного предпринимательства в развивающихся странах. Поощрением потоков инвестиций, в частности в развивающихся странах, занимается МАГИ, предоставляя гарантии от некоммерческих рисков (вводимые странами валютные ограничения, экспроприация, вооруженные конфликты и т. п.). Россия вступила во все организации группы Всемирного банка.
Международная финансовая корпорация (МФК) - независимый член МБРР. В отличие от МБРР МФК работает на микроуровне, финансируя негосударственные программы, непосредственно отдельные предприятия, компании, банки и др. Россия официально вошла в МФК в апреле 1993 г.
Первыми двумя проектами МФК в России стали проекты финансирования предприятий нефтегазовой промышленности. Международная финансовая корпорация предоставила кредит в размере 70 млн. долл. на разработку Ардалинского нефтяного месторождения в Тимано-Печорском регионе (60 млн. долл.) и увеличение производительности существующих нефтяных и газовых скважин, внедрение методов разделения скважин по фракциям нефти в Томской области (10 млн. долл.).
В середине 1994 г. МФК открыла кредитную линию в размере 15 млн. долл. Международному московскому банку (ММБ). Эта среднесрочная кредитная линия является первым вложением МФК в финансовый сектор России и предполагает расширение кредитования малых и средних предприятий. МФК не только финансирует проекты, но и консультирует по вопросам приватизации, банковскому делу, фондовым рынкам, иностранным инвестициям.
Европейский банк. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - единственная международная финансовая организация, членом и одним из учредителей которой был СССР. Официально Банк приступил к операциям в апреле 1991 г.
Деятельность ЕБРР направлена на содействие структурной перестройке экономики и государствах Восточной Европы, России и других странах СНГ. Кроме того, к приоритетным направлениям деятельности Банка следует отнести содействие процессу приватизации, объединению энергетических, транспортных и телекоммуникационных сетей Европы, реформе банковских систем, защите окружающей среды.
Членами ЕБРР в настоящее время являются 57 стран совместно с Европейским союзом и Европейским инвестиционным банком.
Уставный капитал Банка составляет 13 млрд. долл. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций составляет 4,3 млрд. долл., что соответствует 30% первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Эта сумма подлежит оплате пятью равными ежегодными взносами. Число голосов распределяется в соответствии с количеством акций. Квота России в капитале ЕБРР - 40 тыс. акций, или 4% (на долю вывшего СССР приходилось 6%), что позволяет ей иметь собственного директора в Совете директоров.
Мандат ЕБРР предусматривает преимущественное (не менее 60%) направление его финансовых ресурсов на поддержку деятельности негосударственных коммерческих структур, причём проекты такого рода должны осуществляться без государственных гарантий.
Руководящими органами ЕБРР являются Совет управляющих и Совет директоров. Каждый член Банка представлен в Совете управляющих и назначает одного управляющего и одного его заместителя. Совет директоров ЕБРР состоит из 23 членов.
Банк предоставляет средства исходя из принципов надежности проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени, необходимого для принятия коммерческих решений. За период деятельности ЕБРР его правление одобрило около 45 проектов на сумму порядка 4,7 млрд. долл. Совокупные обязательства Банка по этим проектам составили около 1,3 млрд. долл., хотя реальное использование открытых кредитных и инвестиционных линий пока несколько ниже. Более половины всех операций приходится на Польшу и Венгрию.
В соответствии со стратегией ЕБРР в отношении России планируется осуществление 39 проектов технического содействия и 38 проектов, предусматривающих финансовое участие Банка. Общая стоимость проектов ЕБРР - 9,5 млрд. долл., из которых непосредственно Банком выделяется 1,5 млрд. долл.
К 1994 г. Совет директоров ЕБРР одобрил 20 проектов кредитного содействия на общую сумму свыше 1,7 млрд. долл., из которых 590 млн. долл. - средства Банка. Из указанных 20 проектов в нефтегазовом секторе реализуется 8, в области банковского дела и финансов - б, телекоммуникаций - 2, в других областях - 4. Подписано 10 соглашений по указанным выше проектам, финансовое участие Банка в которых составляет около 400 млн. долл. Объем реально инвестированных средств составляет около 120 млн. долл.
В рамках многостороннего содействия со стороны "семерки" предусмотрено долевое участие ЕБРР в Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства (150 из 300 млн. долл.). В рамках реализации Программы приватизации и структурных преобразований планируется выделить около 425 млн. долл.
В утверждённой 30 ноября 1994 г. Стратегии деятельности банка в отношении России определены следующие приоритетные направления: содействие развитию промышленных предприятий; поддержка финансового сектора; разработка энергетических ресурсов; поддержка важнейших инфраструктурных объектов.
Большое внимание в новой Стратегии ЕБРР уделяется налаживанию политического диалога с российским руководством, работе напрямую с российскими предприятиями, увеличению числа финансовых посредников в России, а также развитию рынка ценных бумаг.
На начало 1995 г. правлением банка одобрен 41 инвестиционный проект с общей суммой капиталовложений в размере 1,2 млрд. долл. С учётом выделения средств другими международными финансовыми организациями, на финансирование этих проектов потребуется 3 млрд. долл.
Один из крупнейших проектов стоимостью более 500 млн. долл. предусматривает создание в России региональных венчурных фондов. Первый из них уже организован в Смоленской области, а к 1996 г. должно быть учреждено ещё 9, в том числе в Екатеринбурге, Челябинске, Санкт-Петербурге, Перми, Западной Сибири и др. Фонды будут вкладывать свои средства в перспективные проекты, преимущественно через российские финансовые учреждения.
Среди наиболее важных, с точки зрения потенциального воздействия на экономику, являются проекты развития финансовых учреждений и поддержка мелкого и среднего бизнеса. На эти два проекта, тесно связанные между собой, ЕБРР выделили 200 млн. долл.
Значительные ресурсы ЕБРР направляет в топливно-энергетический комплекс, и, прежде всего, в нефтяную и газовую промышленность России. В настоящее время здесь финансируется 5 проектов общим размером 500 млн. долл. На развитие морского транспорта направлено 100 млн. долл., и другие отрасли российской экономики ещё 100 млн. долл.
На заключительной стадии находится подготовка соглашения о предоставлении через ЕБРР безвозмездной субсидии на повышение безопасности российских атомных электростанций на сумму около 100 млн. долл.
Кроме того, Россия является крупнейшим получателем средств технической помощи, оказываемой странами-донорами и международными организациями через ЕБРР. Ежегодная стоимость поставок товаров и услуг в рамках технической помощи составляет около 100 млн. долл.
В настоящее время Консультативным советом Банка одобрено 63 таких проекта (объем содействия - порядка 48,2 млн. долл.). В процентном отношении наибольший объем помощи приходится на приватизацию (53,5%) и инфрастуктуру (36,3%).
Максимальный срок кредитов ЕБРР млрд.- 10 лет для предприятий и 15 лет для объектов инфраструктуры. Ставка кредита базируется на ставке предложения продавца на лондонском межбанковском рынке депозитов млрд.- важнейший ориентир процентных ставок на международном рынке ссудных капиталов, фиксируется на основе ставок ведущих банков. В начале 1996 г. ставка составляла 4,5%.
Если по проекту имеются государственные гарантии, то ставка кредитов превышает 4,5 примерно на один пункт. Если таких гарантий нет, то ставка повышается в соответствии с риском и конкретными рыночными условиями.
Перспективным направлением деятельности ЕБРР в России может стать помощь в развитии рынка капитала. В частности, совместно с российскими партнёрами ведётся работа по созданию в России депозитных банков. Особое внимание предполагается уделять поддержке экспортоориентированных предприятий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В новом взаимозависимом мире значение многосторонних механизмов для России объективно повышается, в частности потому, что позволяет в немалой степени компенсировать сужение внешнеэкономических и внешнеполитических возможностей России по сравнению с СССР.
Особое значение имеет для России участие в ООН как глобальном объединении и специализированных учреждениях ее системы. Хотя финансовые возможности содействия со стороны ООН ограниченны, она может выступать катализатором международного сотрудничества и привлечения к нему доноров. Кроме того, в Россию ежегодно по каналам ООН поступает научно-техническая и социально-экономическая информация, ноу-хау, документы и материалы на десятки миллионов долларов. Высокое качество экспертизы ООН дополняется еще одним существенным преимуществом - ее нейтральностью и объективностью.
Специализированные учреждения ООН являются, по сути, незаменимыми на сегодня нормотворческими механизмами регулирования многостороннего сотрудничества в отдельных отраслях.
Многосторонние валютно-финансовые и торговые учреждения выполняют важнейшую регулирующую роль в торговле и валютно-кредитной области. Их значение для российской экономики в контексте ее перехода к рынку трудно переоценить. Так, например; процесс либерализации торговли в рамках ГАТТ имеет ключевое значение для российского экспорта, соглашения с МВФ рассматриваются как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны и необходимое условие облегчения ее долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов.
В организациях ООН во многом создается правовое пространство, в рамках которого осуществляются внешнеэкономические связи. В этом смысле система ООН и бреттон-вудские учреждения имеют важнейшее значение для российской и мировой экономики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1998.
БИКИ. 1999, № 22.
Литературная газета. 1999, 3 марта.
Международная жизнь. 1999,№3.
Мостовский Г.Н. Верить ли в благотворительные займы. Социс. 1998, № 1.
Российская газета. 1999, 21 дек.
Труд за рубежом. 1998, № 3.
Человек и труд. 1998, №7.
Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя./ Под ред. А.С. Булатова. М.: Изд. БЕК, 1995.
Приложение 1.
КОНВЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (по состоянию на
15 сентября 1998 г.)
Наименование конвенции Дата регистрации ратификации 1. Конвенция № 11 " О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском хозяйстве" (1921г.) 10.08.1956 2. Конвенция № 13 " О б использовании свинцовых белил в малярном деле" (1921г.) 10.10.1991 3. Конвенция № 14 " О еженедельном отдыхе на промышленных предприятиях" (1921г.) 22.09.1967 4. Конвенция № 16 " Об обязательном медицинском освидетельствовании детей и подростков, занятых на борту судов" (1921г.) 10.08.1956 5. Конвенция № 23 " О репатриации моряков" (1926г.) 04.11.1969 6. Конвенция № 27 " Об указании веса тяжелых грузов, перевозимых на судах" (1929г.) 04.11.1969 7. Конвенция № 29 " О принудительном или обязательном труде" (1930г.) 23.06.1956 8. Конвенция № 32 " О защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов" (пересмотренная в 1932 г.) 04.11.1969 9. Конвенция № 45 " О применении труда женщин на подземных работах в шахтах любого рода" (1935г.) 04.05.1961 10. Конвенция № 47 " О сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю" (1935г.) 23.06.1956 11. Конвенция № 52 " О ежегодных оплачиваемых отпусках" (1936г.) 10.08.1956 12. Конвенция № 69 " О выдаче судовым поварам свидетельств о квалификации" (1946г.) 04.11.1969 13. Конвенция № 73 " О медицинском освидетельствовании моряков" (1946г.) 04.11.1969 14. Конвенция № 77 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду в промышленности" (1946г.) 10.08.1956 15. Конвенция № 78 "О медицинском освидетельствовании детей и подростков с целью выяснения их пригодности к труду на непромышленных работах" (1946г.) 10.08.1956 16. Конвенция № 79 "Об ограничении ночного труда детей и подростков на непромышленных работах" (1946г.) 10.08.1956 17. Конвенция № 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947г.) и протокол 1995 к Конвенции № 81 02.07.1998 18. Конвенция № 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948г.) 10.08.1956 19. Конвенция № 90 "О ночном труде подростков в промышленности" (1948г.) 10.08.1956 20. Конвенция № 92 "О помещениях для экипажа на борту судов" (пересмотрена в 1949г.) 04.11.1969 21. Конвенция № 95 "Об охране заработной платы" (1949г.) 04.05.1961 22. Конвенция № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949г.) 10.08.1956 23. Конвенция № 100 "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951г.) 30.04.1956 24. Конвенция № 103 "Об охране материнства" (пересмотренная в 1952г.) 10.08.1956 25. Конвенция № 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957г.) 02.07.1998 26. Конвенция № 106 "О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях" (1957г.) 22.09.1967 27. Конвенция № 108 "О национальных удостоверениях личности моряков" (1958г.) 04.11.1969 28. Конвенция № 111 "О дискриминации в области труда" (1958г.) 04.05.1961 29. Конвенция № 113 "О медицинском осмотре рыбаков" (1959г.) 04.11.1969 30. Конвенция № 115 "О защите трудящихся от ионизирующей радиации" (1960г.) 22.09.1967 31. Конвенция № 116 "О частичном пересмотре конвенций, принятых Генеральной Конференцией Международной организации труда на своих первых тридцати двух сессиях, с целью унификации положений о подготовке Административным советом Международного бюро труда докладов о применении конвенций" (1961г.) 04.11.1969 32. Конвенция № 119 "О снабжении машин защитными приспособлениями" (1963г.) 04.11.1969 33. Конвенция № 120 "О гигиене в торговле и учреждениях" (1964г.) 22.09.1967 34. Конвенция № 122 "О политике в области занятости" (1964г.) 22.09.1967 35. Конвенция № 124 "О медицинском освидетельствовании молодых людей с целью определения их пригодности к труду на подземных работах в шахтах и рудниках" (1965г.) 04.11.1969 36. Конвенция № 126 "О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов" (1966г.) 04.11.1969 37. Конвенция № 133 "О помещениях для экипажа на борту рыболовных судов". Дополнительные положения (1970г.) 27.08.1990 38. Конвенция № 134 "О предупреждении производственных несчастных случаев среди моряков" (1970г.) 05.10.1987 39. Конвенция № 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973г.) 03.05.1979 40. Конвенция № 142 "О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов" (1975г.) 03.05.1979 41. Конвенция № 147 "О минимальных нормах на торговых судах" (1976г.) 07.05.1991 42. Конвенция № 128 "О защите трудящихся от профессионального риска, вызываемого загрязнением воздуха, шумом и вибрацией на рабочих местах" (1976г.) 03.06.1988 43. Конвенция № 129 "О занятости и условиях труда и жизни сестринского персонала" (1977г.) 03.05.1979 44. Конвенция № 150 "О регулировании вопросов труда: роль, функции и организация" (1978г.) 02.07.1998 45. Конвенция № 155 "О безопасности и гигиене труда и производственной среде" (1981г.) 02.07.1998 46. Конвенция № 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981г.) 11.02.1998 47. Конвенция № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвылидов" (1983г.) 03.06.1988 48. Конвенция № 160 "О статистике труда" (1985г.) 27.08.1990

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Бизнес-план создания новой производственной фирмы
 Учет и контроль расчетных операций
Ваши отзывы
Здравствуйте! Заказ получен! Огромное спасибо, очень довольны! Надеемся на дальнейшее сотрудничество! С уважением!!!
Макс

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.