|
|
Акционерные общества, государственный сектор в экономике, межгосударственная экономическая интеграция + задачаПЛАН. 1. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА. 3 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ. 9 3. МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. 16 ЗАДАЧА. 23 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 24 1. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике России и сложившейся в данный момент кризисной экономической и политической ситуации отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей в стабилизации экономического положения в стране. Поэтому рассматривать перспективы акционерной собственности в России имеет смысл в тесной связи с нуждами и проблемами нашего народного хозяйства, учитывая в первую очередь экономическую целесообразность дальнейшего развития акционерного предпринимательства. Это принципиальный вопрос, заслуживающий особого внимания. Акционерным обществом является организация, созданная на основе добровольного оглашения юридических и физических лиц (в том числе и иностранных), объединивших свои средства путем выпуска акций, и имеющая целью удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли. Общества осуществляют любые виды деятельности, за исключением запрещенных законодательством РСФСР. Хозяйственная деятельность обществ в оборонных отраслях промышленности, в отраслях, занятых добычей драгоценных и редких металлов, минералов, сырья, леса, пушнины, осуществляется с разрешения Совета Министров РФ. В целях защиты интересов государства и в связи с общественной необходимостью Совет Министров РФ может определить также другие отрасли, в которых осуществление хозяйственной деятельности для обществ ограничивается. Акционерные общества создаются без ограничения срока деятельности, если иное не оговорено в их уставе. Общества являются юридическими лицами, имеют фирменное наименование, зарегистрированный фирменный знак, печать со своим наименованием и фирменным знаком. Права юридического лица общество приобретает с момента его регистрации. Акционерные общества обладают полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, сбыта, установления цен, оплаты труда, распределения чистой прибыли. Общество вправе совершать все действия, предусмотренные законом. Деятельность акционерного общества не ограничивается оговоренной в уставе. Акционерные общества могут иметь представительства, филиалы на территории РФ и за границей, а также участвовать в капитале других обществ. Акционерное общество может быть открытым или закрытым, что отражается в уставе. Акции открытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласия других акционеров. Акции закрытого общества могут переходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе. Акционеры отвечают по обязательствам общества в пределах личного вклада в капитал. Акционеры не вправе требовать от общества возврата их вкладов за исключением случаев, предусмотренных уставом общества. Акционерное общество несет ответственность по своим обязательствам всеми активами (всем имуществом). Если недобросовестные действия директоров и членов правления общества привели к его несостоятельности, суд может возложить на них ответственность по возмещению ущерба, причиненного обществу. Заметим, что данное утверждение часто не соответствует действительности (вспомним печально известные АО "МММ" и АО "Чара-банк"). Уставной капитал таких "финансовых пирамид" был небольшим (у АО "МММ" - всего 100000 рублей), что не позволяло выплатить компенсацию всем акционерам одновременно. Создание акционерного общества включает в себя заявление учредителями о намерении создать акционерное общество, осуществлении подписки на акции, проведения учредительной конференции, государственной регистрации акционерного общества. Учредителями акционерного общества могут выступать российские юридические лица и граждане. Учредители заключают между собой договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию акционерного общества и ответственность перед лицами, подписавшимися на акции, и третьими лицами. Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до регистрации общества. Акции приобретаются акционерами при создании акционерного общества на основе договора, заключаемого с его учредителями. При дополнительном выпуске акций в связи с увеличением уставного фонда, если иное не предусмотрено уставом общества, они могут быть реализованы также по договорным ценам, получены по наследству, в порядке правопреемства юридических лиц и по иным основаниям. Акции могут быть реализованы их держателями непосредственно либо через банки. При создании акционерного общества акции могут быть распространены путем открытой подписки на них, либо в порядке распределения всех акций между учредителями. Открытая подписка на акции при создании акционерного общества организуется учредителями. Акции могут быть реализованы учредителями непосредственно либо через банки. При этом учредители должны быть держателями акций в размере не менее 25 процентов уставного фонда в течение двух лет. Учредители публикуют извещение о предстоящей открытой подписке, в котором должно быть указано фирменное наименование будущего акционерного общества, предмет, цели и сроки его деятельности, состав учредителей, дата проведения учредительной конференции, предполагаемый размер уставного фонда, номинальная стоимость акций, их количество и виды, преимущества и льготы учредителей, место проведения, начальный и конечный срок подписки на акции, состав имущества, которое вносится учредителями, наименование банка и номер расчетного счета, на который должны производиться первоначальные взносы. По решению учредителей в указанное извещение могут быть включены и другие извещения. Срок подписки на акции не может превышать 6 месяцев. Лица, участвующие в подписке на акции, должны внести на счет учредителей предварительный взнос в размере не менее 10 процентов номинальной стоимости акций, на которые они подписываются, после чего учредители выдают им письменное обязательство продать соответствующее количество акций. По истечении указанного в извещении срока подписка прекращается. Если к этому моменту не удалось покрыть подпиской 60 процентов акций, учреждение акционерного общества признается несостоявшимся, а лицам, подписавшимся на акции, в течение 30 дней возвращаются внесенные ими денежные средства или иное имущество. До дня созыва учредительной конференции лица, подписавшиеся на акции, обязаны внести с учетом предварительного взноса не менее 30 процентов номинальной стоимости акции. В подтверждение взноса учредители выдают им временные свидетельства. В случае, когда все акции акционерного общества распределяются между учредителями, они должны внести до дня созыва учредительной конференции не менее 50 процентов номинальной стоимости акций. Акционерное общество может выкупить у акционера принадлежащие ему акции для их последующей перепродажи, распространения среди своих работников или аннулирования. Реализация указанных акций должна быть осуществлена в срок не более одного года. В течение этого периода распределение прибыли, а также голосование и определение кворума на общем собрании акционеров производится без учета приобретенных акционерным обществом собственных акций. Акционер в сроки, установленные учредительной конференцией, но не позднее года после регистрации акционерного общества, должен полностью выкупить акции. В противном случае, если иное не предусмотрено уставом общества, он уплачивает за время просрочки 10 процентов годовых с просроченной суммы. По истечении срока выкупа акций акционерное общество вправе реализовать их самостоятельно, как не связанные подпиской. Государственное предприятие по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа может быть преобразовано в акционерное общество путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и трудового коллектива предприятия. По совместному решению трудового коллектива государственного предприятия и уполномоченного на то государственного органа акции распространяются либо путем открытой подписки, либо среди указанных в этом решении организаций и граждан. Средства, полученные от продажи акций, после покрытия долгов государственного предприятия поступают в соответствующий бюджет. Держателем оставшейся нереализованной части акций является уполномоченный на то государственный орган. Представитель этого органа участвует в работе общего собрания акционеров с учетом количества имеющихся у него акций. Акционерное общество, созданное путем преобразования государственного предприятия, является его правопреемником. При этом, члены трудового коллектива на правах акционеров становятся полноправными собственниками данного предприятия и имеют право осуществлять производственную деятельность вне зависимости от вышестоящих органов управления. С другой стороны, все неплатежи этого предприятия, его финансовые обязательства и задолженности переходят в ведение вновь созданного АО, которое в данной ситуации уже не может рассчитывать на дотацию со стороны государства. Учредительная конференция акционерного общества созывается после завершения подписки на акции в срок, указанный в извещении, который не может быть более 2 месяцев с момента завершения подписки. При пропуске указанного срока лицо, подписавшееся на акции, вправе потребовать возврата уплаченной им части стоимости акций. Способ участия лиц, подписавшихся на акции в учредительной конференции (очный, черед представителей, по переписке), определяется в извещении о ее проведении. Учредительная конференция принимает решение о создании акционерного общества и утверждает его устав, избирает совет акционерного общества, а также определяет льготы, предоставляемые учредителям. Учредительная конференция признается правомочной, если в ней участвуют лица, подписавшиеся более чем на 60 процентов акций, на которые проведена подписка. Если из-за отсутствия кворума учредительная конференция не состоялась, созывается повторная учредительная конференция, которая признается правомочной при участии в ней лиц, подписавшихся не менее чем на 40 процентов акций, на которые осуществлена подписка. Если и при вторичном созыве учредительной конференции кворума не будет, акционерное общество считается несостоявшимся. Голосование на учредительной конференции проводится по принципу: одна акция - один голос. Решения о создании акционерного общества, об избрании совета акционерного общества (наблюдательного совета), исполнительных и контрольных органов акционерного общества и о предоставлении льгот учредителям за счет акционерного общества должны быть приняты большинством в 3/4 голосов участвующих в работе конференции лиц, подписавшихся на акции, а остальные вопросы - простым большинством голосов. Устав акционерного общества должен содержать сведения о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости, соотношении акций различных категорий, количестве акций, приобретаемых учредителями, о последствиях неисполнения обязательств по выкупу акций. Все действующие в настоящее время акционерные общества могут быть разделены на три основные группы по признаку их создания. Первая группа - акционерные общества, образованные в результате преобразования и последующей приватизации государственных и муниципальных предприятий в соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента РФ от 1 июля 1992 года N721 или Указом Президента РФ от 29 января 1992 года N66. Вторая группа - акционерные общества, образованные в результате преобразования бывших арендных предприятий в соответствии с порядком, предусмотренным Указом Президента РФ от 14 октября 1992 года N1230. Среди них достаточно большое количество закрытых акционерных обществ. Третья группа - открытые и закрытые акционерные общества, создание которых не было связано с преобразованием и приватизацией государственных и арендных предприятий и осуществлялось в порядке, предусмотренном постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 года N601 ,или в предыдущий период времени постановлением СМ СССР от 19 июня 1990 года N590. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества - одно из направлений разгосударствления собственности, предусмотренное в Законе "О собственности в СССР". Вместе с тем в акционерное общество могут соединиться различные формы базовой собственности в зависимости от держателей (владельцев) акций - предприятий, государства, местных Советов, отдельных граждан. Целесообразность такого преобразования технико-экономически обосновывается, определяются ближайшие последствия и перспективы развития акционерных форм собственности, потенциальные возможности влиять на спрос и предложение рынка, подсчитываются издержки производства и прибыль. Большинство акционерных обществ созданы на базе крупных государственных предприятий в сфере промышленности и строительства как общества закрытого типа, не предлагающие свои акции в открытую продажу всем желающим. Это обстоятельство связано с целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, вплоть до настоящего времени не создана действенная стабильная правовая база для приватизации государственной собственности. Во-вторых, высокий уровень инфляции делает невыгодным привлечение дополнительного капитала посредством выпуска акций, ибо этот капитал быстро обесценивается, а выплата дивидендов по нему должна осуществляться в течение всего периода существования акционерного общества. В-третьих, руководители многих государственных предприятий не спешат с выпуском акций в открытую продажу, ибо опасаются утраты контроля над собственными хозяйствами. На государственном предприятии при преобразовании его в акционерное общество акции выпускаются на всю стоимость имущества и распространяются путем открытой подписки среди организаций и граждан, выбираемых совместным решением трудового коллектива государственного предприятия и вышестоящего органа управления. При этом средства, полученные от продажи акций, после покрытия долгов предприятия поступают в местный бюджет. Держателем оставшейся неиспользованной части акций является государственный орган управления, представитель которого участвует в работе общего собрания акционеров. Согласно закону РСФСР о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР от 3 июля 1991 г., статья 23, назначаются льготы работникам приватизируемых предприятий по приобретению их акций. 1. Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 процентов от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой Государственной программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях. Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятий, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 15 процентов номинальной стоимости акций. 2. Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию или выработавших на приватизируемом предприятии трудовой стаж не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию, сокращению штатов или численности, а также лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на место работы на данном предприятии. 3. Государственной программой приватизации могут быть установлены дополнительные льготы работникам отдельных предприятий или групп предприятий (отраслей). Следует ожидать, что по мере развития процесса приватизации и обострения дефицита финансовых ресурсов на предприятиях государственного сектора экономики все большая их часть начнет преобразовываться в акционерные общества открытого типа. Выводы Использование акционерной собственности и ценных бумаг не ограничивается рамками внутреннего рынка. Акции значительно расширяют возможности совместного предпринимательства. Если мы хотим создавать масштабные совместные предприятия с участием западного капитала, необходимо прежде всего отладить экономический и юридический механизмы их учреждения и функционирования, понятные западным бизнесменам. Смешанные предприятия должны создаваться на акционерной основе. В качестве учредителей с советской стороны могут выступать государственные органы или отдельные предприятия и организации - со всеми правами акционеров, включая порядок получения доходов. Шаги в этом направлении предпринимаются и дают хорошие результаты. 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ. Проблема совершенствования государственного управления экономикой и регулирования рынков относится к числу основополагающих в экономической науке. На современном этапе она является особенно актуальной в связи с общесистемным кризисом и появлением существенных пробелов именно в управлении экономикой. Сейчас происходит давно назревший отход от догматически понимаемых постулатов монетаризма и остро ощущается необходимость новой стратегии государственного управления, основанной на концепции активного участия не только государства-регулятора, но и государства - собственника в рыночных процессах. Управление государственной собственностью. На современном этапе предлагается сделать основную ставку на усиление государственного влияния в экономике путем эффективного использования государственной собственности, которая в годы реформ подверглась продаже. Но полученные от этого суммы, составляя менее 1% ВВП, не играют решающую роль в государственных доходах Дивиденды от всей государственной собственности составили в 1997 г всего около 400 млрд. неденоминированных рублей. В 1998 г поступление дивидендов резко сокращается, и их объем не превысит 0,03% от доходов бюджета. Таким образом, сейчас все еще немалая государственная собственность практически не дает доходов государству. В тяжелые, кризисные периоды совершенствование и координацию системы управления экономикой необходимо строить, опираясь на государственные права собственности, которые не менее значимы и священны, чем частные. Для этого предлагается на основе имеющихся казенных предприятий, государственных унитарных коммерческих предприятий, а также компаний с преобладающей государственной собственностью организационно оформлять государственный сектор экономики, состоящий преимущественно из крупных вертикально интегрированных государственных научно-производственных компаний - государственных холдингов, сформированных в основном по отраслевому принципу. Государственные холдинги организуют управление государственной собственностью, используя средства и методы корпоративного управления. Они формируют систему дочерних предприятий и на основе предусмотренных Гражданским кодексом способов управления ООО, ЗАО, ОАО и других коммерческих предприятий создают управленческие вертикали таким образом, чтобы оставлять за собой контроль над кадровой политикой по всей схеме соподчинения Государственные холдинги являются экономически независимыми предприятиями, действующими на рынке в интересах государства-собственника, оговоренных в уставных документах. Для обеспечения деятельности государственного сектора в финансовой сфере создаются специализированные коммерческие банки с преобладающей долей государственной собственности, образующие вместе с соответствующим государственным холдингом ядро отраслевой (межотраслевой) ФПГ. Специализированные банки организуют департаменты финансового менеджмента и инвестиционного проектирования из специалистов, имеющих опыт работы в данной отрасли и обладающих достаточными знаниями по основным отраслевым технологическим процессам, которые совместно с государственными холдингами и предприятиями отрасли разрабатывают инвестиционные проекты, проводят мероприятия по оздоровлению предприятий и повышению их финансовой эффективности Банки организуют необходимые финансовые, страховые, инвестиционные и другие компании и свои отраслевые отделения. В своей деятельности они подчиняются соответствующим законам и инструкциям ЦБ. Специализированные государственные банки берут на себя ответственность за проведение расчетов внутри государственного сектора. Они тут же оплачивают поставки своих государственных клиентов по отгрузочным документам и получают деньги от банков государственных потребителей, которым были проведены поставки. Таким образом, вследствие того что банки обеспечивают решение проблемы управления отраслевыми и межотраслевыми финансовыми потоками, которое входит в их функции и сферу компетенции, расшивается и значительная часть неплатежей. Цели государственных холдингов - обеспечение национальной и экономической безопасности страны и развитие экономики. Эти цели как и конкретные задачи определяются государством посредством индикативных планов. Таким образом, основу государственного сектора должны составить государственные холдинги, созданные на базе естественных монополий и других доходообразующих предприятий и отраслей. Если управление некоторыми монополиями в данный момент невозможно (например, недостаточен принадлежащий государству пакет акций), то государство должно обеспечить такое управление принятием специальных законодательных актов или усилить контроль деятельности данного предприятия, переводя его долги в сферу государственной собственности, осуществляя процедуру банкротства. Государственное стимулирование. Рынок не в состоянии выдвинуть долгосрочные стратегические приоритеты развития, поэтому выработку стратегии роста и приоритетов промышленной политики в большинстве развитых стран берет на себя государство. В этой работе оно обычно опирается на помощь ученых и экспертов Например, в ФРГ Центральный экспертный совет ежегодно представляет парламенту и правительству доклад, в котором содержатся оценка состояния экономики, прогноз перспектив ее развития, приоритеты. В Японии и ряде новых индустриальных стран определенные государством приоритеты в сфере электронизации и информатизации технологии определили развитие экономики на ближайшие десятилетия. С учетом мирового и отечественного опыта в этом направлении возможны следующие меры. Основой роста промышленности на современном этапе является снижение себестоимости за счет уменьшения постоянных издержек и дозагрузки мощностей, которые в машиностроении, перерабатывающей и легкой промышленности загружены в среднем на 50-60%. Образуется порочный круг продукция неконкурентоспособна из-за высокой цены, потому ее производство снижается, уменьшается загрузка мощностей, в результате повышаются доля постоянных издержек и себестоимость, конкурентоспособность падает еще ниже. Разрубить этот узел можно, снизив затраты на топливо и энергетику, транспорт и дозагрузив производственные мощности. Государственный сектор, опираясь на свои холдинги в сферах ТЭКа и транспорта, может разработать программу поэтапного снижения цен на энергоносители, электроэнергию и транспорт, снижая НДС и акцизы этим холдингам, а также рационализировать и в целом уменьшить амортизационные отчисления, учитывая, что созданный единый фонд развития способен функционировать более эффективно, чем отдельные фонды холдингов. Программа снижения цен, НДС и акцизов должна быть обнародована, а сроки изменений цен четко определены, чтобы предприятия могли прогнозировать свое развитие, загрузку мощностей. Допущенное при этом уменьшение поступлений в бюджет может быть компенсировано сокращением бюджетных расходов, а также увеличением налогооблагаемой базы предприятий обрабатывающей промышленности, повышающей объемы выпуска продукции. Другим важным рычагом восстановления экономического развития является повышение государственного спроса на продукцию отраслей, в развитии которых оно в первую очередь заинтересовано Государственная закупка готовой высокотехнологичной продукции при финансовом контроле прохождения средств по всей цепочке платежей вызовет межотраслевой мультипликативный эффект. Использование эмиссионных кредитов ЦБ для ликвидации кассовых разрывов или под связанные кредиты для инвестиций в основной капитал при соответствующем контроле будет практически неинфляционным и может обеспечить существенный дополнительный стимул росту производства. Для контроля за инвестиционными кредитами предлагается открыть специальные инвестиционные счета для использования средств в соответствии с инвестиционной программой. В случае устранения кризиса неплатежей государство, действуя через систему государственных отраслевых банков, будет в состоянии осуществлять принудительные взаимозачеты, включая при этом предприятия-банкроты. Для этого потребуется компьютерная база данных по субъектам рынка и видам долгов и образуются возможные цепочки взаимозачетов. Предполагаемый принудительный взаимозачет должен будет согласовываться с государственными банками, проходить экспертизу, после чего осуществляться при извещении всех его участников. Таким образом, объем взаимных задолженностей может быть значительно уменьшен. Среди отраслей и направлений развития экономики выделим четыре приоритетные группы: имеющие решающее значение для национальной и экономической безопасности страны (оборонная промышленность, железнодорожный транспорт, энергетика, информационные технологии, связь и др.), имеющие важное значение для жизнеобеспечения страны (АПК, коммунальное хозяйство и др.), несырьевые отрасли и макротехнологии, располагающие возможностями завоевать ощутимую часть соответствующего сегмента мирового рынка (космическая и авиационная промышленности, судостроение и др.), отрасли и макротехнологии, обладающие достаточным потенциалом импортозамещения (легкая промышленность, пищевая и др.). В первой группе до 80% рынка будет контролироваться государственным сектором. Частные компании смогут заниматься инновационным бизнесом в оборонных отраслях, а также вопросами конверсии и ликвидации некоторых производств и вооружений. Качество продукции должно обеспечиваться методами экспертного сравнения с зарубежными аналогами и конкуренцией некоторых видов продукции на мировых рынках. В трех следующих группах государственный сектор будет занимать 30-40% рынка и конкурировать с отечественными акционерными компаниями и ФПГ (занимающими как минимум 20% рынка) крупными, средними и малыми частными предприятиями (от 10 до 30%), а также иностранными транснациональными корпорациями, которые могут допускаться в значительные сегменты рынков для поддержания высококонкурентной среды. Стимулирование развития частных и частно-государственных корпораций и ФПГ, действующих на конкурентной основе в каждом сегменте рынка, является основой государственной промышленной политики. Мировая практика, в частности США, свидетельствует, что в настоящее время три-четыре ТНК контролируют до 80% объема большинства товарных рынков и именно они в совокупности определяют конкурентоспособность той или иной страны. Государство обеспечивает бесплатную консультативную помощь по созданию ФПГ, разъясняет потенциальным участникам преимущества от их организации, приводит в действие все пока нереализованные механизмы, предусмотренные законом "О ФПГ" придание ФПГ статуса консолидированного налогоплательщика, возможность ускоренной амортизации, льготные государственные инвестиционные кредиты. В качестве общего вывода следует отметить, что в результате первого этапа приватизации решить проблему эффективности собственности практически не удалось. Поэтому необходимо продолжить процесс перераспределения собственности через механизмы банкротства, слияний, поощрения менеджеризма и национализации для обеспечения повышения эффективности управления. Государственная поддержка инновационного процесса. Эффективность регулирования экономики государством в период научно-технической революции во многом определяется его влиянием на инновационный процесс. Основным преимуществом централизованной системы управления является возможность концентрации ресурсов и научных кадров на стратегических инновационных направлениях. Передовые страны достаточно близко подошли к оптимальной конвергентной системе инноваций, и нам, не разрушая до конца общепризнанных достижений отечественной науки, следует приблизиться к тому же оптимуму как бы с другой стороны. Для этого предлагается предпринять следующее. В условиях современной России инновационный бизнес является чрезвычайно рискованным и привлечение средств отечественных и зарубежных инвесторов возможно при компенсирующей риски доходности или твердых государственных гарантиях в рамках структур, хорошо контролируемых самими инвесторами. Следует перенести центр тяжести финансирования на целевые программы, создавать инновационные фонды и НФГ именно под выполнение этих программ. Для привлечения иностранных инвестиций необходимо стимулировать создание специализированных организаций по продвижению российских инноваций на зарубежные рынки научно-технической продукции. Регулирование товарных рынков. Так же, как отрасли и отраслевые комплексы, соответствующие им рынки классифицируются по степени их важности для национальной и экономической безопасности страны, использования имеющегося потенциала российских компаний для отвоевания данного рынка у иностранных конкурентов и дальнейшего закрепления на соответствующем мировом рынке. В зависимости от места на классификационной шкале выбирается модель государственного регулирования внешнеэкономической деятельности от значительного протекционизма до полной открытости, а также необходимая степень прямого государственного управления. Государство способствует созданию на каждом привлекательном для страны рынке трех-четырех научно-производственных корпораций и ФПГ, контролирующих до 60-70% внутреннего рынка. Для стратегически жизненно важных рынков одна из этих ФПГ должна иметь форму государственного холдинга Целесообразно также привлекать на некоторые рынки иностранные ТНК, поддерживающие в заданных пределах конкуренцию и способствующие подтягиванию качества продукции к мировому уровню. Регулирующий данный рынок государственный орган (министерство, госкомитет и т. п.) лицензирует его участников и контролирует исполнение установленных правил поведения на рынке и соблюдение нормативов. На стратегически важных или жизнеобеспечивающих рынках (например, продовольственном) холдинг проводит государственную политику, направленную на поддержание целевых цен путем закупки продукции и товарных интервенций. Для экспортоориентированных высокотехнологичных отраслей государство в рамках государственного холдинга создает специализированную компанию, занимающуюся маркетингом, продвижением товаров отрасли на внешние рынки. Для оживления производства государство стимулирует спрос посредством увеличения доходов слабообеспеченных слоев населения при строгом контроле за адресностью поддержки. Повышение пенсий и пособий малоимущим на 20-25% потребует увеличения денежной массы примерно до 50 млрд. руб. Поскольку эта часть населения склонна к сбережениям и расходам в основном на питание зачастую ниже медицинских норм, продовольственный рынок располагает запасами, чтобы без ощутимого повышения цен освоить названную сумму, к тому же растянутую по месяцам. Тенденция увеличения продовольственного импорта и таким образом стимулирования не отечественных, а иностранных производителей сокращается в связи с происходящей девальвацией рубля. Для целевого стимулирования отечественного АПК можно провести повышение пенсий и пособий, полностью или частично обеспечивая их специальными продовольственными купонами, по которым можно приобретать только отечественное продовольствие, наподобие тому, как это сделано в США Государственные капиталовложения в приоритетные отрасли производства можно увеличить за счет долгосрочных эмиссионных кредитов, предоставляемых на основе проработанных инвестиционных проектов, не массированно, а отдельными частями с учетом эффективности использования предыдущих выплат кредита. А чтобы государственные инвестиции не уходили, как было до сих пор, на высокодоходные финансовые рынки, необходимо ввести специальные инвестиционные счета предприятий, открываемые в государственных банках данной отрасли и ими контролируемые. Регулирование товарных рынков во многом определяется регулированием финансового рынка. При этом необходимым условием подъема экономики является стабильность национальной валюты не столько по отношению к доллару и другим СКВ, сколько в контролируемой государством предсказуемости ее изменений. Финансовый кризис показал, что в период становления рынка акций государство должно не только институционально регулировать его через ФКЦБ, но и непосредственно влиять на котировки акций крупнейших предприятий со значительной долей государственной собственности. Это может быть осуществлено путем купли-продажи акций в нужные моменты специализированными финансовыми структурами, действующими в интересах государства. Для этого можно также использовать стабилизационный кредит МВФ или эмиссионный кредит ЦБ. Биржевая статистика показывает, что целенаправленные покупки (продажи) акций на сумму около 50 млн. долл. способны в течении дня поднять (опустить) курс акций на 12-15%, что приводит к росту капитализации российских компаний на 5-6 млрд. долл., тем самым увеличивая их инвестиционную привлекательность и стимулы к развитию. Государство может реализовать свои цели обеспечения наблюдаемости и управляемости экономикой, осуществляя следующие мероприятия по установлению контроля над информационными рынками: информационно обустроить основные товарные рынки, обеспечить лицензирование участников рынка, сертификацию используемой информации, обучение специалистов по каждому сегменту рынка, создать базы данных по всем участникам рынка, их активам, финансовому состоянию, задолженностям и т д. Выводы Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важную роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство. Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Государственный сектор существовал во многих странах задолго до развития капитализма; он включал почту, частично транспортную службу, изготовление оружия и др. По мере становления системы государственного регулирования экономики государство строило, выкупало у частных собственников хозяйственные объекты, главным образом в сфере инфраструктуры, тяжелой промышленности, функционирование которых было необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала. Значительная часть госсектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний. В целом госсектор служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате госсектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта. Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и вследствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов госсектора частным фирмам. В 80-90-х гг. эта тенденция заметно усилилась. 3. МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. В настоящее время в мировой экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно этот процесс проявляется через деятельность ТНК. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства. Понятие, содержание и факторы интеграции. Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических отношений между ними, в том числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик. Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совместной экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные региональные хозяйственные комплексы с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления. Самая простая форма экономической интеграции - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и, прежде всего, таможенные пошлины. Другая форма - таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем, чтобы обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов. Таможенный союз дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы. Более сложной формой является общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом свободу передвижения капитала и рабочей силы, а также согласование экономической политики. Но высшей формой межгосударственной экономической интеграции является экономический и валютный союз, совмещающий все указанные формы интеграции с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики. Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон. Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (фирмам) более широкий доступ к разного рода ресурсам (финансовым, материальным, трудовым), к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки. Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран - участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран. В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий развития отдельных наиболее отсталых районов, смягчение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие систем здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения. Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рассмотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс. Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объективных взаимообусловленных факторов, среди которых важнейшее место занимают: 1) глобализация хозяйственной жизни; 2) углубление международного разделения труда; 3) общемировая по своему характеру научно-техническая революция; 4) повышение открытости национальных экономик. Главные интеграционные группировки мира. Как следует из анализа теорий интеграции, ее объективный характер не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-тихоокеанском регионе - Тихоокеанское сообщество, в Евразии - СНГ. Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка. Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций: - Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу в 1951 г.; - Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.; - Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); договор вступил в силу с 1958 г. Наряду с официальным названием употреблялись иные наименования: Европейское сообщество (ЕС) или просто Сообщество. С 1 ноября 1993 г., после вступления в силу Маастрихтских соглашений, официальное название этой группировки - Европейский союз. Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников. К настоящему времени в ЕС практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны вплотную подошли к окончательному оформлению экономического, валютного и политического союзов. В ЕС как полноправные члены входят 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, Финляндия, Швеция. В перспективе к ЕС должны присоединиться остальные страны Центральной и Восточной Европы. В 1991-1992 гг. были подписаны соглашения об ассоциации стран Восточной Европы с ЕС, которые предусматривают сближение законодательства ассоциируемых стран с законодательством ЕС, расширение внешнеэкономических связей, создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. По большинству промышленных товаров ЕС с 1995 г. отменила пошлины для стран Восточной Европы; по черным металлам и текстильным товарам свободный доступ в ЕС будет введен в 1996-1977 гг. Во второй половине 90-х гг. промышленные товары ЕС начинают свободно поступать на внутренние рынки ассоциируемых стран. Но для того чтобы иметь право претендовать на членство в ЕС, страны Восточной Европы должны обеспечить выполнение целого ряда условий, таких как стабильность институтов, гарантирующих демократию; правовой порядок; соблюдение прав человека и защита национальных меньшинств; наличие функционирующей рыночной экономики; способность справляться с конкуренцией и действием рыночных сил в Союзе; способность принять на себя обязательства членства, в том числе задачи создания политического, экономического и валютного союза. Пока страны Восточной Европы не обладают всеми необходимыми экономическими и социальными предпосылками для того, чтобы стать полноправными членами ЕС. Таким образом, в недалеком будущем к объединенной Европе могут принадлежать Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Болгария, Румыния, Албания, а также Кипр и Мальта, Турция. Вступить в ЕС стремятся страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), получившие статус ассоциированных членов ЕС. Не исключено, что в перспективе членами ЕС могут стать Украина, Белоруссия и Молдавия. Пока что отношения со странами СНГ развиваются в рамках обычных торговых соглашений. Для них процесс сближения с ЕС не может быть ни быстрым, ни легким, учитывая, что почти все бывшие советские республики имеют экономические отношения прежде всего с Россией и друг с другом, а не с Западной Европой. Партнерство России с Европейским союзом юридически оформлено в июне 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме: расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации, науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами, поощрение частных инвестиций и т. д. Однако реализация СПС в полной мере возможна лишь после ратификации его парламентами всех стран ЕС и России, для чего требуется определенное время. Чтобы приблизить момент выполнения достигнутых договоренностей в июне 1995 г. было подписано Временное соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не требуют ратификации, т.е. не ведут к изменению законодательства государств, участвующих в Соглашении. Вступившее в силу с 1 февраля 1996 г. Временное соглашение охватывает режим торговли товарами, ряд областей таможенного дела, стандартизации, конкуренции, обеспечения прав интеллектуальной собственности. Вместе с тем ЕС отказывается признать рыночной характер российской экономики и считает, что необходимые политические, экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС еще не созрели. СНГ как наиболее важная для России интеграционная группировка. Бывшие советские республики являются главными экономическими и политическими партнерами России. Перспективы развития Российской Федерации во многом определяются тем, как будут складываться ее отношения именно с этой группой стран, и прежде всего с теми, которые являются участниками СНГ. В состав СССР входили республики со значительной дифференциацией масштабов экономики и уровня экономического развития. Другая особенность каждой бывшей союзной республики состояла в том, что уровень концентрации производства был очень высок и ориентировано оно было не на локальную и даже не на республиканскую, а на общесоюзную социально-экономическую эффективность. Единое экономическое пространство бывшего СССР представляло собой жесткую замкнутую систему, во многом базировавшуюся на крупных специализированных предприятиях, ориентированных на нужды друг друга. Политический распад Советского Союза повлек за собой процесс разрушения экономических связей между бывшими союзными республиками, который продолжается до сих пор (прежде всего из-за продолжающегося в них кризиса). В результате единое экономические пространство распалось, появились таможенные границы. Однако одновременно во многих из этих стран нарастает контртенденция - стремление к более тесному экономическому сотрудничеству. В то же время часть республик проявляют колебания в этом вопросе, а некоторые республики взяли курс на сворачивание прежних связей (это относится прежде всего к Прибалтийским республикам). В настоящее время существует два сценария дальнейшего развития сообщества республик: 1) автономное вхождение в мировой рынок; 2) согласованная модернизация общего экономического пространства республик. Второй сценарий пользуется поддержкой большинства бывших советских республик, в том числе России. Ряд республик бывшего СССР в 1992 г. образовали Содружество Независимых Государств, главными задачами которого являются экономическая и политическая интеграция ее участников, точнее, реинтеграция на новой основе - рыночной и тесно связанной с мировым рынком. Основой экономического механизма СНГ является Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 г.). На его основе предусматривается прохождение ряда этапов: вначале ассоциация свободной торговли, затем таможенный союз и, наконец, общий рынок. В последнее время завершается становление ассоциации свободной торговли, в которой отменены взаимные пошлины. Создается таможенный союз, в котором действует единый внешний тариф. Вводится в жизнь ряд элементов общего рынка. Главными инструментами взаимодействия стран СНГ являются ежегодные встречи глав государств и глав правительств стран-участниц. В сфере экономики исполнительным органом является Межгосударственный экономический комитет. В настоящее время просматриваются три основные модели дальнейшего развития интеграции бывших союзных республик: - дальнейшая интеграция через механизм СНГ; - создание нового интеграционного объединения; - сближение России на двусторонней основе с теми государствами, которые готовы наиболее активно с ней интегрироваться и подписать с ней соответствующие соглашения. Первый вариант в настоящее время представляется наиболее приемлемым. Правда, Содружество существует уже несколько лет и подписаны десятки соглашений между его участниками, однако процессы становления идут противоречиво. Но данный механизм уже действует, созданы и продолжают создаваться органы, которые будут управлять процессами ре-интеграции; государства-участники принимают решения, ведущие к сближению. Второй вариант- это идея Евразийского союза, который призван сформировать качественно новые условия для развития межгосударственных и межнациональных отношений на постсоветском пространстве. В нем предлагается ввести общее гражданство; границы государств станут внутренними границами, не препятствующими свободному перемещению людей и товаров. Данная идея отпугивает некоторые государства своей схожестью с организацией Советского Союза. Поэтому в ближайшее время вряд ли возможно привлечь к ней все страны СНГ. Третий вариант. Ближе всего к нему стоят Россия, Белоруссия и Казахстан. Фактически он уже реализуется и эти три государства становятся как бы эпицентром интеграции в рамках СНГ, ее ядром. В целом этот вариант не противоречит первому. Торгово-экономическая сфера является интеграции одним из самых перспективных направлений интеграции в рамках СНГ. Уже сейчас с большинством бывших советских республик Россия заключила двусторонние соглашения о режиме свободной торговли и таможенном сотрудничестве. Подписано также многостороннее Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. К сожалению, не начал в полную силу действовать на практике Экономический суд СНГ. Второе направление - это производственная сфера. Создание условий для развития специализации и кооперации, свободного образования транснациональных промышленно-финансовых групп, производственных объединений и финансово-кредитных организаций, установление единого антимонопольного законодательства, снятие каких ~бы то ни было ограничений на инвестирование капитала стран - участниц СНГ может помочь восстановлению разрушенных технологических цепочек на всем постсоветском пространстве. Третье направление - социальная сфера, и прежде всего-свободное перемещение рабочей силы и снятие всяких ограничений на получение работы и жилья гражданами из всех стран СНГ во всех странах - его участницах. Четвертое направление - расчетно-платежные отношения. Всеми странами Содружества 9 октября 1994 г. было подписано Соглашение о создании платежного союза стран СНГ, который в будущем сменится валютным союзом. В соответствии с Соглашением расчеты между хозяйствующими субъектами должны осуществляться децентрализованно через коммерческие банки и валютные рынки без существенного вмешательства государств, с применением рыночного обменного курса для всех видов внешнеэкономических операций и через либерализацию режима обмена остатков средств на счетах нерезидентов в их национальную валюту. Это будет способствовать бесперебойным расчетам между странами и послужит альтернативой для нереализованной идеи рублевой зоны. Выводы Экономическая интеграция представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Основные формы международной экономической интеграции - зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз. Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК. Наиболее зрелой формой экономической интеграции является существующий в Западной Европе ЕС, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз. Реализация принятого в 1987 г. Единого европейского акта предусматривает также создание в Западной Европе единого европейского экономического пространства, в которое войдут и другие европейские страны. Распад СССР привел к разрушению единого народнохозяйственного комплекса страны, разрыву хозяйственных связей между бывшими союзными республиками, что отрицательно сказалось на их развитии. Перед ними встала проблема сохранения единого экономического пространства, которое предполагает максимальное использование преимуществ интеграции, тем более что 3/4 их хозяйственных связей приходится на Россию. Помимо этого мощными интегрирующими факторами являются сложившиеся на протяжении многих лет совместного взаимодействия производственная и социальная инфраструктура, культурная и языковая общность, единство научно-исследовательской сферы, информационной системы. ЗАДАЧА Швейная фабрика за счет кредита банка (на 3 месяца) вложила в производство 1,6 млн. руб., в т.ч. на зарплату - 200 тыс. руб. Банковский процент за кредит - 10%. Норма прибавочного продукта - 200%. Определить: 1. доход банка; 2. прибыль фабрики; 3. предпринимательский доход. Решение 1. Сперва определим доход банка, он составляет: 1,6 * (0,1*3/12) = 1,6 * 0, 025 = 0,04 млн. руб. (или 40 тыс. руб.) за период кредитования, равный, по условию, трем месяцам. 2. Теперь проведем дисконтирование, т.е. вычислим доход (расчетную величину чистой производительности капитала) при известной банковской процентной ставке, которая в этих расчетах играет определяющую роль. Дисконтирование осуществляется по формуле: Д = Дt / (1+r), где Д - текущая дисконтированная стоимость актива, Дt - ежегодный будущий доход от актива, инвестированного на период, равный t лет, r - норма процента. Итак, по приведенный формуле найдем предпринимательский доход: Д = [(1,6 - 0,2) * 2] / (1 + 0,1) = 2,54 млн. руб. 3. Таким образом, прибыль фабрики составит 2,54 - (1,6 + 0,04) = 0,9 млн. руб. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Андрюшенко В.И. Книга акционера для чтения и принятия решений. - М.: Финансы и статистика, 1994. Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Учебное пособие для юридических вузов. - М., 1993. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. - М., 1993. Есипов В. М. Теневая экономика. - М., 1997. Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. - М.: Изд-во РЭА им. Плеханова, 1994. Закон РСФСР от 25 декабря 1990г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Закон РСФСР от 3 июля 1991г. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика). - М., 1996. Камаев В. Д. и колл. авт. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: "ВЛАДОС", 1994. Камаев В. Д. Экономическая теория: Учебник. - М., 1998. Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М. Н., Кисилевой Е. А. - Киров, 1994. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. Курс лекций. - М., 1997. Основы предпринимательской деятельности. Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1996. Экономика: Учебник /Под ред. Булатова А.С., 2-е изд., перераб. и доп. - М.: изд-во БЕК, 1999. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|