Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Налоговая система РФ и направления ее совершенствования
 Организация строительства участка автодороги 3-ей технической категории в снегозаносимом районе Самарской области
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

курсовая работа

Налоги и социальная справедливость



СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
Виды налогов 6
Налоговая политика 13
Налоговые реформы 19
Заключение 24
Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
Налоги - это обязательные платежи физических (населения) и юридических лиц (предприятий, организаций), взимаемые государством..
Со стороны государства в любой стране налоги выполняют Следующие функции: фискальную, регулирующую, стимулирующую, распределительную (перераспределительную). С помощью фискальной функции формируются государственные денежные фонды, необходимые для выполнения государством хозяйственно-политических функций.
С фискальной функцией налогов связано происхождение известного афоризма: "Деньги не пахнут" - древнеримский император Веспасиан ввел налоги на отхожие места; экзотические виды налогов рождаются и в наше время: правящая партия Гвинеи ввела в своей стране налог "на мир", оценив каждый год без войны в сумму, эквивалентную 700 бельгийским франкам, изымаемую из кошельков граждан Гвинейской Республики; в Австрии горнолыжники обязаны при каждом спуске с горы платить специальный "гипсовый налог", средства которого передаются австрийским клиникам. В Австрийских Альпах ежегодно около 150 тыс. лыжников получают травмы, а на лечение, тратится примерно один миллиард шиллингов в год.
Используя регулирующую функцию, государство изменяет условия налогообложения (вводит одни и отменяет другие налоги), применяет систему налоговых ставок, льгот и штрафов, чем .способствует решению важнейших социально-экономических проблем.
Стимулирующая функция заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, льготами и санкциями, государство стимулирует развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли экономики.
Во многих странах сумма прибыли, направляемая на техническое перевооружение, реконструкцию, освоение и расширение производства, освобождается от налогообложения.
Распределительная (перераспределительная) функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите.
Государство в практике налогообложения соблюдает следующие принципы:
Обязательность, т.е. принудительность и неотвратимость уплаты налога;
Стабильность, или устойчивость основных видов налогов и налоговых ставок в течение ряда лет;
Равнораспределенность, заключающаяся в равномерном распределении налогового бремени среди налогоплательщиков, чтобы относительная налоговая нагрузка была равнозначной для субъектов с разными уровнями доходов;
Социальная справедливость, проявляющаяся в установлении налоговых ставок и льгот таким образом, чтобы все налогоплательщики были в приблизительно равных условиях, а налогоплательщики с низким уровнем доходов - в щадящих условиях.
Уплата любого налога представляет собой определенным образом организованный процесс, включающий следующие элементы:
Субъект налога - физическое или юридическое лицо, обязанное по закону платить налог;
Объект налогообложения - то, что облагается налогом (доход, имущество, сделка);
Источник обложения - фонд или средства, из которых уплачивается налог;
Единица налогообложения - основа измерения объекта обложения (натуральная или денежная единица);
Налоговая ставка - установленный государством размер налога на единицу обложения.
Налоговые ставки могут быть твердыми и долевыми. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Долевые ставки выражаются в долях объекта обложения (если в сотых долях объекта обложения, то называются процентными). Долевые ставки могут взиматься прямо пропорционально величине объекта обложения, тогда они называются пропорциональными. Если ставки возрастают по мере роста величины объекта обложения, то они называются прогрессивными.
Налоговая льгота - полное или частичное освобождение налогоплательщика от налогообложения в соответствии с действующим законодательством (не облагаемый налогами минимум дохода, налоговый вычет, скидка).
Государство использует три способа взимания налога:
У источника - изъятия налога до получения дохода;
По декларации - взимания налога после получения владельцем дохода.
По кадастру - взимание налога по реестру, включающему перечень типичных объектов налогообложения, классифицируемых по внешним признакам, с указанием средней доходности объекта. Кадастровый метод имеет большую историческую практику. В современной налоговой системе значительное развитие получили способы изъятия налогов у источника и по декларации.
При взимании налога "у источника", т.е. в момент выплаты дохода объектом налогообложения являются фиксированные доходы (например, заработная плата рабочих), начисленные налоги удерживаются сборщиком-посредником (бухгалтерией) еще до получения дохода субъектом налогообложения.
При взимании налога "по декларации" налогоплательщик предъявляет в налоговые органы официальное заявление (декларацию) о полученных им за определенный период доходах. Взимание декларативного налога используется для обложения нефиксированных доходов или при множестве, их источников (например, при работе налогоплательщика в нескольких учреждениях). В зависимости от уровня государственной власти, вводящей налоги и распоряжающейся налоговыми поступлениями, различают центральные и местные налоги. В государствах с федеративным устройством налоговая политика осуществляется на трех уровнях: правительственном, региональном, местном.
1. ВИДЫ НАЛОГОВ
Введенная с 1 января 1992 г. налоговая система Российской Федерации включает три группы налогов:
Общегосударственные (федеральные) налоги , взимаемые центральным правительством на основании государственного законодательства страны и направляемые в госбюджет;
Республиканские налоги, взимаемые органами управления национально-государственных и административных образований в составе Российской Федерации на основе законов данных республик; и направляемые в республиканские бюджеты;
Местные налоги, взимаемые местными .органами государственной власти и поступающие в местные бюджеты.
Состав налогов и сборов Российской Федерации определен законом "Об основах налоговой системы РСФСР".
Налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов (заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества налогоплательщика (земли, строений, ценных бумаг).
Косвенные налоги - это налоги на товары или услуги, которые фиксируются в виде надбавки к цене или тарифу. В случае прямого налогообложения сумма налога вносится плательщиком непосредственно в казну. При косвенном налогообложении сумма налога, полученная владельцем (продавцом) товаров или услуг и их реализации от покупателя, перечисляется государству.
В Российской Федерации действует следующая система основных
прямых налогов:
1. Прямые налоги, удерживаемые с юридических лиц, - налог на прибыль предприятия (корпоративный налог); налог на имущество предприятия; земельный налог.
2. Прямые налоги, взимаемые с физических лиц (населения) - подоходный налог с населения; поимущественный налог с населения; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; налог на владельцев транспортных средств.
Важнейшим прямым налогом, взимаемым с юридических лиц, является налог на прибыль предприятий. Его плательщики - это предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, а также иностранные компании, занимающиеся предпринимательской деятельностью в России.
Объектом обложения является валовая прибыль предприятия представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (основного капитала), иного имущества и доходов от внереализационных операций за вычетом суммы расходов по этим операциям.
Прибыль от реализации основных фондов (основного капитала) и иного имущества представляет собой разницу между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов (имущества) с учетом переоценок, инфляции.
Доходы от внереализационных операций - это доходы, получаемые от долевого участия в совместных предприятиях, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, являющимся собственностью предприятия.
Ставка налога на прибыль устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в процентном отношении к объекту обложения (долевая пропорциональная ставка).
В настоящее время действует ставка налога на прибыль в размере 32% для бирж и брокерских контор, а также на прибыль от посреднических операций - в размере 45%. При получении предприятием иных видов доходов по ним рассчитываются другие, установленные законом ставки налога, а на суммы этих доходов сокращается валовая прибыль предприятия, с которой должен взиматься налог по ставке 32%.
Размеры ставок налога на прибыль в России не превышают фактически действующие ставки в промышленно развитых странах. По результатам мировой практики максимальная ставка на прибыль не должна превышать уровень 35%, иначе компании теряют заинтересованность в развитии и расширении производства.
По своему экономическому содержанию аналогом отечественному налогу на прибыль предприятий в промышленно развитых странах является налог на прибыль корпораций (корпорационный налог).
Чистая прибыль, подлежащая обложению, уменьшается на сумму разрешенных налоговых льгот и скидок, которых, к примеру, в США насчитывается более 100. Предоставление налоговых льгот носит выборочный характер, определяясь приоритетами государственной социально-экономической политики, следовательно, субъекты и объекты налоговых льгот могут меняться. В настоящее время в США налоговые льготы преимущественно предоставляются предприятиям для стимулирования развития наукоемких и экспортных производств; расширения занятости. Наряду с налоговыми льготами и скидками применяются и другие виды "облегченного" налогообложения, к которым относятся налоговые кредиты и отсрочка уплаты налогов или полное освобождение от налогов..
Налоговый кредит - это сумма вычета, производимого из начисленных налогов. Основным видом налоговых кредитов выступает инвестиционный кредит, являющийся скидкой с суммы налога на прибыль. Величина скидки зависит от доли новых капиталовложений (реинвестируемой прибыли, т.е. присоединяемой к накапливаемой прибыли). К налоговым кредитам относится также и кредит по налогам, выплаченным за рубежом, представляющий разницу между суммой налога, уплаченного за рубежом, и той суммой, которую необходимо уплатить в стране нахождения компании.
Отсрочкой уплаты налогов пользуются в основном вновь образованные компании. Например, во Франции акционерные компании в первые два года своей деятельности полностью освобождаются от налога на прибыль, после третьего года деятельности налогообложению подлежит 25% прибыли, и только начиная с шестого года работы облагается вся прибыль. Значительно реже в налоговой практике встречается полное освобождение от налога. В соответствии с налоговыми кодексами от налога освобождаются вклады корпораций на благотворительные нужды, на развитие культуры, образования. Меценатство и спонсорство характерны для многих крупных компаний промышленно развитых стран. Так, в Японии фирма "Токи-кики", производящая сантехническое оборудование, открыла библиотеку аквакультуры, а "Мицубиси-дэнки", выпускающая электроприборы, на свои средства поставила оперу "Кармен".
Другим видом прямых налогов с юридических лиц является налог на имущество предприятий. Плательщиками этого налога являются предприятия, имеющие самостоятельный баланс и являющиеся собственниками имущества, находящегося на территории Российской Федерации. Налогообложению не подлежит имущество, используемое для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также имущество вновь созданных предприятий в течение первого года с даты их государственной регистрации.
Haлог на имущество - это республиканский (региональный) налог. Его конкретная ставка определяется Верховными Советами республик в составе Российской Федерации, краевыми (областными) Советами народных депутатов в зависимости от видов деятельности предприятий. однако данная ставка не дифференцируется по отдельным предприятиям. Предельная налоговая ставка на имущество предприятия уставлена на уровне 1 % от стоимости актива баланса предприятия.
Ставки поимущественного налога с юридических лиц в про. мышление развитых странах невысоки. К примеру, в Германии ставка данного налога определена в размере 0,6% от совокупной стоимости имущества. В основе общей оценки имущества лежит суммарная оценка всех элементов имущества: недвижимое имущество компании включается в суммарный показатель по цене его реализации на момент оценки, а движимое имущество -по остаточной стоимости.
При обложении имущества учитывается система вычетов и льгот. Так, в Германии минимальная величина имущества фирмы в стоимостном выражении, с которой разрешено брать налог, составляет 20 тыс. марок.
Одним из важнейших прямых налогов, взимаемых с юридических лиц, является земельный налог, величина которого, как правило, регулируется земельным законодательством. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и определяется в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Налог на городские земли исчисляется по средним ставкам в зависимости от экономического района России, категории города с учетом его статуса, уровня социально-культурного потенциала, исторической и рекреационной ценности территории.
К юридическим лицам, являющимся плательщиками земельного налога, относятся:
предприятия, учреждения и организации, уплачивающие налог по полной ставке в зависимости от зоны экономической ценности территории;
жилищные фонды (государственные, общественные, кооперативные), уплачивающие налог на землю в размере 3% от установленных в городе ставок.
От уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, искусства и кинематографии, образования и здравоохранения, финансируемые за счет государственного бюджета.
В некоторых промышленно развитых странах (Германия, Великобритания, Франция) также действует поземельный налог. Налогообложению подлежат земельные участки, принадлежащие компаниям, а также строения, находящиеся на этих землях. От уплаты налога освобождены государственные учреждения, церковь, больницы, учреждения дошкольного воспитания.
Основным налогом с личных доходов граждан является подоходный налог с физических лиц. Данный налог взимается с совокупного дохода, полученного гражданином за год как в денежной, так и в натуральной формах:
а) облагаемый доход у всех граждан уменьшается на 1 %, направляемый в пенсионный фонд;
б) у всех граждан оставшаяся сумма дохода уменьшается на величину минимума заработной платы по основному месту работы, где находится трудовая книжка;
в) годовой доход граждан по основному месту работы, имеющих иждивенцев, уменьшается за каждый проработанный месяц на сумму Минимальной месячной заработной платы; при этом данную льготу получает каждый из супругов на каждого ребенка в возрасте до 8 лет, студента или учащегося дневной формы обучения - до 24 лет и на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода;
В соответствии с законом предусматривается декларирование всех доходов населения за год независимо от источника извлечения. Декларацию о совокупном годовом доходе подают лишь те граждане, которые имеют источники дохода помимо основного места работы. Граждане, не имеющие дополнительных доходов, от предоставления декларации освобождаются.
Разновидностью прямых налогов на движимое и недвижимое имущество является налог на имущество граждан. По закону Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" объектом обложения выступает следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты, самолеты и другие транспортные средства (за исключением автомобилей, мотоциклов и других самоходных машин и механизмов на пневмоходу, собственники которых уплачивают налог с владельцев транспортных средств).
Ставка налога на строения, помещения и сооружения определена в размере 0,1 % их инвентаризационной стоимости. Ставки же налога на транспортные средства устанавливаются в зависимости от мощности мотора (с каждой лошадиной силы).
Уплаченные налоговые суммы поступают в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
Для большинства стран поимущественный налог является одним из важнейших источников пополнения бюджета. В США поимущественный налог (с физических и юридических лиц) дает около 30% всех налоговых поступлений в бюджет.
Налог с наследства и дарений взимается со стоимости имущества, переходящего в собственность принимающих его физических лиц в порядке:
а) наследования;
б) дарения.
Налогообложению подлежат: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, предметы антиквариата, ювелирные изделия, валютные ценности, ценные маги. Ставки налога зависят от степени родства наследодателя (дарителя) и наследника (получателя дарения). Более низкие ставки едены для передачи наследства и дарений по прямой линии (от родителей к детям). По этому налогу установлены многочисленные льготы.
К прямым налогам можно отнести и взносы в фонд социального страхования. Эти взносы представляют собой специальные платежи физических и юридических лиц государству и предназначены для дальнейшего оказания услуг населению (выплаты пенсий, пособий по уходу за ребенком, на медицинское обслуживание).
В России физические лица осуществляют отчисления в Пенсионный фонд (в размере 1 % от начисленной заработной платы), юридические лица отчисляют взносы с фонда оплаты труда: в Пенсионный фонд -28%, в государственный фонд занятости - 2%, на обязательное государственное медицинское страхование - 3,6%, на социальное страхование - 5,4%.
С граждан, имеющих транспортные средства, взимается налог с владельцев транспортных средств (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу). Размеры налога дифференцированы в зависимости от вида транспортных средств, а также от мощности мотора моторизованных средств.
Налог с владельцев транспортных средств является одним из источников целевых внебюджетных средств дорожных фондов, из которых финансируются затраты на содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог на территории России.
От уплаты налога освобождены отдельные группы населения (инвалиды всех категорий, имеющие мотоколяски и автомобили).
К основным косвенным налогам, которыми облагаются как предприятия, так и население, относятся: Налог на добавленную стоимость (НДС), Акциз, таможенная пошлина (налог на экспорт и импорт).
Налог на добавленную стоимость взимается с части стоимости, которая добавляется на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг).
Количественно добавленная стоимость - это разница между стоимостью продукта, произведенного товаропроизводителем, и расходами на приобретение промежуточных товаров у других товаропроизводителей. добавленная стоимость включает заработную плату с начислениями на социальное страхование, амортизацию основного капитала, расходы на электроэнергию, транспорт, рекламу, проценты за кредит.
НДС обеспечивает стабильность налоговых поступлений в бюджет, имея широкую базу обложения (охватывая практически все виды товаров и услуг).
Универсальный косвенный налог очень трудно "обойти", поскольку скрыть покупку сложнее, чем утаить прямые доходы.
НДС стимулирует экспортную деятельность компаний, поскольку не распространяется на экспортируемые товары.
Налог на добавленную стоимость введен в России с 1 января 1992 г. вместо налога с оборота и налога с продаж.
Объектом обложения НДС является оборот по реализации товаров (кроме экспортируемых), выполненных работ и оказанных услуг на территории РФ.
Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) с учетом применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость. При расчете облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акцизов.
От НДС освобождены: услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), услуги по перевозке пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом, квартирная плата, услуги учреждений культуры и искусства, народного образования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет средств бюджета.
В налоговой практике сумма налога на добавленную стоимость, перечисляемая в бюджет, рассчитывается как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, уплаченного поставщиками за материальные ресурсы, топливо, услуги, стоимость которых включается в издержки производства и обращения.
Поступления средств НДС, как правило, направляются в центральный бюджет страны (правда, в Германии определенная часть данных средств поступает в местные бюджеты).
Акциз - это один из видов косвенных налогов, распространяющийся на предметы массового потребления (спички, табак, спиртные напитки, сахар, соль и другие товары) и услуги (транспортные, коммунальные). Акциз включается в цену товара или в тариф оказания услуги. Приобретая товар (услугу), в цену которого включен акциз, покупатель оплачивает его, хотя непосредственно в бюджет данный налог уплачивает продавец товара.
Законом Российской Федерации "Об акцизах", принятым в декабре 1991 г., акцизами облагаются 19 видов товаров: винно-водочные изделия, шоколад, икра осетровых и лососевых рыб, табачные изделия, меховые изделия, высококачественные изделия из фарфора и хрусталя, ковры и одежда из натуральной кожи. Акциз взимается с единицы товара по твердым процентным ставкам. Ставки установлены государством так, чтобы после уплаты акцизного налога оставшаяся в составе цены прибыль обеспечивала нормально.
Другим косвенным налогом с предприятий и населения являются таможенные пошлины.
Таможенная пошлина - это денежный сбор, взимаемый государством через таможенные учреждения с товаров, имущества и ценностей при пересечении границы страны.
Таможенные пошлины взимаются по ставкам, предусмотренным в таможенном тарифе, который содержит списки товаров, облагаемых таможенной пошлиной. Товары в таможенном тарифе сгруппированы в зависимости от степени обработки (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия) и по происхождению (промышленные, сельскохозяйственные, минерально-сырьевые).
По способу взимания выделяют специфические (со штуки, объема, веса товара) и адвалорные (проценты с цены товара) таможенные пошлины. По специфическим ставкам облагаются готовые изделия, а по адвалорным - сырье и продовольствие.
Ставки таможенных пошлин возрастают по мере повышения степени обработки сырья. минимальные ставки устанавливаются на сырье, что позволяет снижать издержки производства предприятиям обрабатывающей промышленности, импортирующим сырье. С ввозимых полуфабрикатов таможенные пошлины исчисляются по промежуточным ставкам. На импортируемые готовые изделия устанавливаются максимальные ставки.
В зависимости от выполняемых функций выделяют следующие таможенные пошлины:
Фискальные, являющиеся средством мобилизации денежных средств в государственном бюджете; источником выступает разница в уровнях внешнеторговых и внутренних цен на отдельные виды ввозимых на территорию страны товаров или товаров, вывозимых с территории страны;
Протекционные, защищающие внутренний рынок от проникновения иностранных товаров; таможенная пошлина удорожает цену импортируемого товара, что ограничивает его конкурентоспособность;
Преференциальные, т.е. льготные, устанавливаемые государством в отношении всех или отдельной группы товаров некоторых стран и распространяющиеся на товары других государств. Например, уменьшенные ставки таможенного тарифа по отношению к товарам, поступающим в Россию из развивающихся стран.

2. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА
Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, обязывать его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налоговой нагрузки, или налогового бремени, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны.
При увеличении налоговой нагрузки на налогоплательщика (рост количества налогов и увеличение ставок налогов, отмена льгот и преференций) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает резко снижаться. При этом потери бюджетной системы становятся невосполнимыми, так как определенная часть налогоплательщиков разоряется, сворачивает производство, другая часть - находит как законные, так и незаконные пути минимизации установленных и подлежащих ими уплате налогов. В дальнейшем при снижении налогового бремени для восстановления нарушенного производства требуются годы.
Эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика не более 30% его доходов. Налоговая система отдельных стран, например Швеции, построена таким образом, что налогоплательщик отдает в государственную казну 50 и более процентов своего дохода, и это не подавляет его стимулы к развитию производства. В этих странах государство за счет налогов решает многие задачи экономического и социального характера, которые в большинстве других стран налогоплательщик вынужден решать за счет своих доходов,
оставшихся у него после уплаты всех причитающихся налогов. Так что баланс интересов в данном случае сохраняется.
В любом государстве функционируют десятки тысяч предприятий, различающихся между собой не только по видам деятельности, но и по ряду других признаков, которые неизбежно будут влиять при формировании их налогооблагаемой базы и соответственно - на размер уплачиваемых налогов. Это и структура их издержек производства и обращения, связанных с получением дохода, и различная фондоемкость и наукоемкость производства, и уровень их доходности и многое другое. Учитывать все это при формировании налоговой системы необходимо, но крайне сложно. Здесь должен использоваться показатель отношения суммы уплачиваемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. Без него невозможно определить ту черту, за пределами которой государство, уточняя ли перечень налогов, изменяя ли налоговые ставки и отменяя налоговые льготы, не имеет право переступать. При этом оно должно постоянно корректировать этот показатель, приближая его к конкретному налогоплательщику.
Деление налогов на прямые и косвенные носит не абсолютный, а относительный характер в той части, которая относится на переложение уплаты косвенных налогов на конечного потребителя.
Допускают ли спрос и предложение, а также сложившийся уровень цен на продукцию, выпускаемую данным предприятием, возможность переложить дополнительный налог, будь то прямой или косвенный, на плечи потребителя. И если такая возможность есть, то любой налогоплательщик ею воспользуется, вне зависимости от того, прямые или косвенные налоги он при этом платит. Взять, например, такой косвенный налог, как налог на добавленную стоимость. Общеизвестно, что ставка этого налога в нашей стране неоднократно изменялась в сторону ее снижения. За годы реформ она уменьшилась с 28% до 20%, или более чем на четверть. Но к снижению цен, в том числе и розничных, это не привело. При прочих равных условиях, возросли доходы предприятий, но налоговая нагрузка на население осталась прежней. И если возрастет ставка налога на прибыль, или будут отменены льготы по данному прямому налогу, любой товаропроизводитель попытается переложить этот дополнительный налог в цену, что непременно вызовет цепочку роста цен, и тяжесть роста налога опять же отразиться на конечном потребителе.
Нередко сумму уплачиваемых налогов относят к размеру балансовой прибыли предприятия. В результате такого расчета зачастую получается, что у отдельных налогоплательщиков в качестве налогов изымается больше, чем предприятие заработало прибыли за налоговый период.
Часть налогов, и достаточно значительная (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д.), вносится в бюджет из выручки предприятия, фактически уплачивается потребителем продукции, являясь надбавкой к цене предприятия. Отдельные налоги относятся на издержки производства и обращения и тем самым уменьшают балансовую прибыль, к которой предлагается относить сумму налогов, уплачиваемых предприятиями. Объектом некоторых налогов является фонд оплаты труда, и в конечном итоге источником уплаты являются издержки предприятия. Это относится, в частности, к отчислениям в социальные фонды.
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Степень налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах характеризуется следующими данными.

Как показывают приведенные данные, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему валового внутреннего продукта и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП. Увеличение же ставок налогов, равно как и отмена льгот по ним чреваты для этих стран как экономическими, так и социальными негативными последствиями.
Из приведенной таблицы видно что налоговое бремя в целом для российских налогоплательщиков не только не превышает показатель в экономически развитых странах, но и значительно ниже большинства из них. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 33% от валового внутреннего продукта, а с учетом принятой первой части Налогового кодекса, а также внесенного Правительством и принятой Думой в первом чтении его второй части этот предел может снизиться еще на 2 процентных пункта и составить около 31% от ВВП.
По различным оценкам в российской экономике от 25 до 40% ВВП создается в теневом секторе экономики подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50% налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну виде налогов, составляющих более половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.
Также на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет еще и так называемый кризис платежей, так как доля изъятия через налоги около 33% ВВП рассчитана, исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов, или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике - это не одно и то же. Дело в том, что большинство российские налогоплательщиков уплачивает налоги в бюджет исходя не из принципа "сколько положено по закону и созданной конкретным налогоплательщиком налогооблагаемой базы", а исходя из своих реальных, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых

возможностей. Эти налогоплательщики вносят в бюджет не сколько надо по закону, а сколько хотят или могут. В результате сложилась ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям существенно стали превышать их текущие налоговые платежи. В целом по российской налоговой системе задолженность предприятий и организаций (без сумм штрафов и пеней за просрочку платежей) только в федеральный бюджет увеличилась за 8 месяцев более чем на треть и по состоянию на 1 сентября 1998 г. составила 141,8 млрд. руб., а общая задолженность в федеральный бюджет с учетом пени и штрафов - 239 млрд. руб., при ожидаемом поступлении в федеральный бюджет налогов, контролируемых Госналогслужбой, в течение всего 1998 г. в сумме около 150 млрд. руб.
Совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным еще и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого валового внутреннего продукта. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП.
Немаловажное значение имеет и та экономическая среда, в которой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платить налоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений, политическая, экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянные изменения налоговой системы страны (которые, хочется верить, отомрут с принятием Налогового кодекса), разрушение экономических связей между предприятиями и непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажных факторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки, относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика. Действительно, в этих условиях налоговая нагрузка ощущается значительно острее, чем это было бы при отсутствии дестабилизирующих экономику факторов. Российские предприятия и организации вынуждены нести высокое налоговое бремя в условиях убыточных результатов деятельности каждого второго предприятия, а также острой недостаточности финансовых ресурсов. Преобладание в российской налоговой системе косвенных налогов и налогов с выручки еще более отягощает степень налогового бремени, вынуждая предприятия в условиях низкой рентабельности, а зачастую убыточности, платить налоги за счет сокращения собственных оборотных средств.
Таким образом, перед российской налоговой системой стоит задача постепенного ограничения доли косвенного налогообложения, что должно, с одной стороны, уменьшить относительное налоговое давление на законопослушных налогоплательщиков, а с другой стороны - снизить ограничение спроса и способствовать тем самым подъему российской экономики.
И последний фактор, в немалой степени искажающий сводный показатель налоговой нагрузки в российской налоговой системе. Этим фактором является неоднородность экономического развития отдельных отраслей экономики России, регионов и видов хозяйственной деятельности в части получаемых ими доходов. При этом налоговая система России предусматривает возможность предоставления значительного числа налоговых льгот и преференций в виде инвестиционного налогового кредита, налоговых отсрочек и рассрочек и в других формах вне зависимости от уровня получаемых доходов. Зачастую подобные преференции получают как раз те предприятия и организации, которые имеют относительно больший доход.
Большое значение имеет и то обстоятельство, что в нашей стране установлен различный налоговый режим для предприятий различных отраслей экономики. В частности, освобождены от большинства видов налогов предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также предприятия, которые осуществляют ее переработку: предприятия по производству сельхозпродукции уплачивают в бюджет примерно 7 копеек с каждого полученного от реализации продукции рубля. В то же время средний показатель налоговой нагрузки по обследованным предприятиям составил более 25 копеек с рубля выручки. Естественно, когда в целом в стране через систему налогов перераспределяется, как показывают приведенные выше данные, около трети ВВП, то этот показатель не может учитывать указанную выше неоднородность налоговой нагрузки. Поэтому ясно, что налогоплательщики, не имеющие льготных условий налогообложения, платят в бюджет несколько больше, чем это получается в среднем по стране.
Обычно снижение налогового бремени в первые месяцы, как правило, дает уменьшение суммы налогов, но затем постепенно происходит их рост за счет расширения налогооблагаемой базы. В российских ж условиях снижения налоговых ставок не дает адекватного снижения сумм налогов. В казну недопоступает почти две пятых налогов, которые признали сами налогоплательщики. Поэтому можно безболезненно снизить ставки по НДС и налогу на прибыль на одну треть Это позволит, наряду с другими мерами по финансовой поддержке товаропроизводителей, в ближайшем будущем увеличить налогооблагаемую базу и соответственно - поступления в бюджет. С другой стороны -это даст возможность ряду налогоплательщиков выйти из тени, что также даст прирост налогов.
3. НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ.
Реформирование налоговой системы является результатом поиска тактических решений в развитии экономики России и знаменует переход от политики жесткой финансовой стабилизации к реализации мер по обеспечению экономического подъема.
Смысл налоговой реформы - дать возможность государству выполнять те бюджетные обязательства, которые оно не может не выполнять.
Проблемы налоговой реформы во многом связаны с состоянием предприятий реального сектора экономики - основного базового элемента налогового поля экономики. Снижение за последние годы уровня рентабельности в больших отраслях экономики сопровождалось повышением удельного веса убыточных предприятий
Удельный вес убыточных предприятий в экономике России, % от общего числа

Анализ финансового состояния предприятии, имеющих задолженность перед бюджетом, показывает, что денежные платежи в структуре расчетов должников занимают не более 5%. Предприятия не имеют возможности снижать цены на свою продукцию настолько, чтобы потребители могли расплатиться с ними "живыми деньгами". Продажу продукции по ценам ниже себестоимости налоговые органы рассматривают как нарушение налогового законодательства и штрафуют поставщиков за занижение прибыли, пусть и фиктивной. В результате искусственно завышаются размеры налоговых отчислений предприятий.
В настоящее время налоговая служба начала изучать распределение налоговых платежей между разными группами предприятий (раньше такого анализа не проводилось). Есть предприятия, которые платят 60-70% положенного объема налогов, и есть предприятия, выплачивающие их в размере от 5 до 12%. Они нашли для себя лазейки в законодательстве и хорошо развиваются.
Снижение налоговой нагрузки на предприятия может положительно сказаться на темпах экономического роста национального хозяйства. Так, при уменьшении налогового бремени в нефтяном комплексе с нынешних 50-60% до 35-40% от выручки (экспертная оценка) появятся средства, которые позволят сократить падение добычи нефти, снизить цены на производимую продукцию, увеличить платежеспособный спрос и за счет этогоповысить абсолютную величину поступления налогов в бюджет. Кроме того, создание новых рабочих мест у буровиков, строителей, машиностроителей, металлургов откроет дополнительные источники налогообложения.
Эффект от снижения налоговой нагрузки на нефтяной комплекс проявится в ускорении экономического роста и повышении рентабельности производства. По расчетам специалистов РАН, снижение налогового пресса на продукцию нефтегазового комплекса на 10 трлн. руб. обеспечит дополнительный прирост ВВП на 3%, а на 15 трлн. руб. - около 4%.
Низкая инвестиционная активность предприятий объясняется неплатежами, в том числе со стороны государства, преобладанием интересов управляющих и работников предприятий над интересами собственника, высокими издержками производства и недостатками в подготовке менеджеров, низким совокупным платежеспособным спросом. Из-за проблем с исполнением бюджета практически не развернут бюджет развития. В первом полугодии 1997 г. государственные инвестиции были профинансированы в размере 26,7% от уточненного лимита с учетом секвестра, а по федеральной инвестиционной программе - в размере 18,5%. В практически неощутимых объемах погашена задолженность по инвестициям на конкурсной основе в коммерческие высокодоходные проекты.
Важнейшей проблемой является поддержка структурной перестройки российской экономики. Однако освобождение от налогообложения любых инвестиций, направляемых на капиталовложения, не может способствовать решению этой задачи так как, структурная перестройка предполагает закрытие отдельных видов производств, бесперспективных с точки зрения народнохозяйственных интересов. Поощряя освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на их развитие, налоговая система тем самым стимулирует закрепление существующих деформаций общественного производства. С учетом реальных возможностей инвестиционного комплекса поощрение инвестиций со стороны государства может идти по линии крайне ограниченного и четко обозначенного круга объектов и сфер деятельности, что обычно и происходит в мировой практике.
В политике Правительства РФ по стимулированию деловой активности преобладает склонность к предоставлению широкомасштабных льгот, введению стимулирующих систем налогообложения, применяемых в странах, в хозяйстве которых доминируют добыча и производство сырья.
Действующие в соответствии с налоговым законодательством льготы не оказывают существенного влияния на инновационное поведение предприятий, поскольку они фрагментарны, не охватывают все стадии инновационного цикла. Основная масса льгот по НДС распространяется лишь на первую стадию инновационного цикла и не затрагивает стадии производства, реализации, использования и обслуживания нововведений. Такой подход не стимулирует предприятия к производству и применению новой техники и технологии. НДС искусственно увеличивает цену новых товаров и услуг, сокращает спрос на них.
К стимулирующим инновационную активность льготам по налогу на прибыль в действующем налоговом законодательстве относятся:
уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму затрат по финансированию капиталовложений для развития производственной и непроизводственной базы;
уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму дивидендов физическим лицам при их инвестировании внутри предприятия в производственную и социальную инфраструктуру;
исключение из налогообложения суммы прибыли (до 50% суммы налога), направленной на строительство, реконструкцию и обновление, освоение новой техники и технологии (для малых предприятий);
уменьшение налогового платежа на 10% от цен закупаемого.
Однако на практике эти льготы не имеют целенаправленно стимулирующего инновационную деятельность характера.
Законом разрешено установление дополнительных льгот органами власти национально-государственных и административно-территориальных образований для отдельных категорий плательщиков налога на прибыль в пределах суммы налога, исчисляемой в бюджет соответствующего уровня. Это дает возможность региональным органам государственной власти оказывать регулирующее воздействие на повышение инновационной активности предприятий.
Рассмотрение системы льгот, предоставляемых по другим каналам, позволяет сделать вывод о том, что проводимая в настоящее время налоговая политика еще не имеет четко выраженной направленности на стимулирование инновационной деятельности субъектов предпринимательства. Имеющиеся в законодательстве налоговые льготы в основном относятся к организациям и учреждениям науки, образования, финансируемым из бюджета, и в меньшей степени - к предприятиям, действующим в сфере производства, где создается и используется значительное количество нововведении. Все это требует изменения налоговой политики - углубления дифференциации по отношению к различным налогоплательщикам и повышения ее гибкости с учетом быстро меняющейся экономической ситуации, ясно выраженных инновационных приоритетов.
Практика западных стран по предоставлению налоговых льгот позволяет сделать следующие утверждения.
1. При совершенствовании налогового механизма необходимо учитывать слабую чувствительность предприятий к незначительным налоговым льготам (например, к снижению на 5-10% налогов на прибыль) и использовать сильнодействующие экономические стимулы.
2 Система налоговых льгот в равной степени распространяется на все отрасли экономики и не дает преимущества перспективным наукоемким производствам.
3. Права органов власти регионов в проведении самостоятельной налоговой политики, направленной на стимулирование предприятий в обновлении производства, должны быть ограничены.
При выработке целостной системы стимулирования научно-технического прогресса необходимо учитывать, что с позиций влияния на уровень инновационной активности предприятий наибольшее значение имеют налоги на добавленную стоимость, прибыль, имущество, землю, таможенные пошлины, отчисления во внебюджетные фонды.
Для предприятий России необходим особый подход в построении налоговых механизмов и налоговой политики. Степень эластичности налоговой базы по налоговой ставке в разных секторах российской экономики различна. Низкие налоговые ставки оказывают большее стимулирующее воздействие на инвестиционную активность в частном секторе и значительно меньшее - в государственном.
Важным регулятором инновационной активности предприятия является амортизационная политика. Действующая амортизационная система требует совершенствования. Сейчас ослаблен контроль за использованием амортизационных отчислений на цели воспроизводства основных фондов. Государственные и приватизированные предприятия распыляют амортизационные отчисления, используют их в составе оборотных средств, на выплату заработной платы, резервируют на банковских депозитах с целью получения высокого дохода в виде депозитного банковского процента и т. д.
Деятельность предприятий в сфере расширения производства, внедрения достижений НТП, охраны природы и некоторых других направлениях следует поощрять, разрешая капитализацию (с последующей ускоренной и нелинейной амортизацией) затрат на эти цели, что активизирует процесс обновления материально-технической базы отечественных товаропроизводителей. Капитализируются, в частности, затраты на НИОКР, на разведку, подготовку и освоение природных месторождений, на природоохранные мероприятия.
Имеются серьезные сомнения в достоверности информации, на основе
На ухудшение .условий экономического роста РФ повлиял и мировой финансовый кризис, способствовавший оттоку части иностранных инвестиций из России.
Чтобы не допустить снижения показателей экономической динамики, необходимо компенсировать российским производителям негативные последствия событий на мировых финансовых и товарных рынках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можно сделать вывод, что российская налоговая система построена таким образом, что реальное налоговое давление на предприятия в значительной мере выше, чем в странах с развитой рыночной экономикой.
В связи с этим при анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской экономики, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, не величину налоговых ставок важнейших видов налогов, а распределение налогов между категориями плательщиков, а также специфику формирования налогооблагаемой базы.
В принципе налоговая система России построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо "дискриминации" налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем в российской налоговой системе осуществляется перекладывание налогового бремени на определенный, все сужающийся круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление. Одновременно с этим негативное влияние на сбор налогов и формирование показателя среднего налогового бремени во все большей степени оказывает так называемый теневой сектор экономики. Поэтому вопрос о снижении налогового бремени в российской налоговой системе в значительной степени привязан к решению проблемы расширения налогооблагаемой базы за счет вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, расчистки неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины. Создание благоприятных налоговых условий функционирования легальной экономики, т.е. законопослушных налогоплательщиков целиком и полностью зависит от решения этих проблем. Но самое главное, что необходимо сделать в первую очередь - это резко снизить налоговый гнет на российских налогоплательщиков. Следует уменьшить ставки налогов, и в первую очередь налога на добавленную стоимость, налога н прибыль и акцизов на водку и ликероводочную продукцию.
ЛИТЕРАТУРА
Лайкам К. Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы.//Вопросы экономики. - 1998. - №10. с. 139.
Основы предпринимательской деятельности /Под ред. В.М. Власовой.-М.: Финансы и статистика, 1995.
Пансков В.Г. Налоговое бремя в Российской налоговой системе.//Финансы. - 1998. - №11. С. 18.
Рыночная экономика. т.2. ч.2. М.: СОМИНТЭК. 1992.
Штарев С.С. Использование налоговых механизмов в обеспечении нового качества экономического роста.// ЭКО. - 1998. - № 5. С. 53.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Реклама, стимулирование сбыта и пропаганда
 Первичный учет и отчетность в банках
Ваши отзывы
Подтверждаю получение заказа по менеджменту. Спасибо за хорошую работу.
Corsar

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.