Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Совершенствование методов управления персоналом ЗАО "Промконтакт"
 Управление комплексом коммерческой жилищной недвижимости (по адресу: г. Москва, ул. Нежинская)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Экономика

курсовая работа

Отечественная безработица: специфика и направления регулирования



1. План работы:
Введение.............................................................................3
1. Понятие безработицы как экономического явления.....................5
1.1. Причины безработицы............................................................5
1.2. Последствия безработицы.........................................................9
2. Особенности безработицы в российской экономике..................13
2.1. Состояние безработицы в России на сегодняшний день...............13
2.2. Регулирование отечественной безработицы...............................18
Заключение........................................................................26
Список использованных источников........................................30
Введение.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс.
Однако, даже в промышленно развитых странах число безработных достигает "рекордного" уровня. Так, например, в 1993 году число незанятых рабочих в развитых странах достигло 34 млн. человек. Таким образом, проблема безработица является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики.
Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 %.
До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.", в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.
Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
1. Понятие безработицы как экономического явления.
1.1. Причины безработицы.
Действие причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. К таким причинам относятся:
демографические факторы, а именно, движение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, влияющее на динамику предложения рабочей силы на региональном рынке труда;
миграция трудоспособного населения (в настоящее время в России выделяются регионы, традиционно привлекательные для мигрантов, и районы возможного оттока населения в изменившихся социально-экономических условиях);
отраслевая структура хозяйства региона. При прочих равных условиях рынки труда регионов, в которых сосредоточены предприятия, характеризующиеся глубоким спадом производства, оказались в наибольшей степени подвержены кризисным явлениям;
возможное банкротство предприятий в регионе;
природные (землетрясения, другие стихийные бедствия) и ан-тропогенные (осуществление военных операций) факторы. Как правило, их действие приводит к увеличению спроса на рабочую силу в регионе, что обусловлено необходимостью проведения на его территории восстановительных работ.
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Одно из самых ранних объяснений дано в труде английского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец 18 века ) "Опыт о законе народонаселения". Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Недостаток этой теории состоит в том, что она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Довольно тщательно исследовал безработицу К. Маркс в "Капитале" (вторая половина 19 века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, т.к. если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает, или хотя бы рассасывается, несмотря на то что рост капитала происходит еще более высокими темпами.
Маркс допускал и другие причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развития рыночного хозяйства.
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сменяют друг друга, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Заслуга Кейнса в разработке теории безработицы в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения не весь доход потребляется, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и, как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Интересна трактовка безработицы видного английского экономиста А. Пигу, который в своей известной книге "Теория безработицы" (1923 г.) обосновал тезис о том, что на рынке труда действует несовершенная конкуренция. Она ведет к завышению цены труда. Поэтому многие экономисты указывали, что предпринимателю выгоднее заплатить высокую заработную плату квалифицированному специалисту, способному увеличить стоимость выпуска продукции. За счет высокопроизводительного труда предприниматель имеет возможность сократить рабочий персонал (действует принцип: лучше взять одного на работу и хорошо ему заплатить, чем держать 5-6 человек с меньшей зарплатой). Но все же эта теория не может дать полного объяснения источников безработицы. Да и статистика не подтверждает положение о том, что армия безработных всегда пополняется за счет работников со сравнительно низким уровнем заработной платы.
Кроме того, уровень безработицы зависит от уровня внутреннего валового продукта (ВВП).
В экономической теории используется два показателя, которые могут обрисовать объективную картину экономической нестабильности на рынке труда. Это уровень безработицы и средняя ее продолжительность.
Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и измеряется как доля официально зарегистрированных безработных к численности занятых в производстве.
Продолжительность безработицы характеризует среднее время перерыва в работе.
Для расчета показателей безработицы по методике, разработанной международной организацией труда (МОТ) производится сбор данных на основе выборочных опросах населения. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу; сколько времени он уже потратил на трудоустройство; какие действия он предпринимал с этой целью. Исходя из ответов на вопросы, к безработным относят лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активными поисками работы; были готовы приступить к работе.
Не занятых в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы (то есть экономически активного населения). Многие люди из этой категории могут трудиться, но не делают этого в силу тех или иных причин. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Автоматически исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.
Особую категорию представляют военнослужащие. Число лиц, состоящих на действительной воинской службе, входит в величину совокупной рабочей силы, а при определении численности рабочей силы, занятой в гражданском секторе экономики, эта категория экономически активного населения не учитывается, что сказывается в расчете общей нормы безработицы и нормы безработицы для гражданского сектора. Эти показатели отражают удельный вес безработных в численности совокупной рабочей силы и численности рабочей силы данного сектора соответственно. Расхождение между величинами составляет около десятой доли процента, и в публикациях чаще встречается последний показатель.
Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицы причины финансового характера, так как Государственный фонд занятости способен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятости только при уровне безработицы не более 3%.
1.2. Последствия безработицы.
За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна, например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию, сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставит необходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такая цена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростом компенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в форме потерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости части рабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математически выразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышает естественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНП составляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путем роста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. При другом варианте экономической политики занятость населения могла бы увеличиться на 4,5 млн. человек.
В отчете Госкомстата за 1996 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица.
Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил, что российские источники "самым бесчеловечным образом" скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица в России в 1996 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать "мертвые души" чтобы сократить налоги.
В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количества рабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990 по 1995 гг. Количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн.
Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице.
В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. При сохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканские страны по глубине расслоения общества по доходам.
Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до 21,4 млн. человек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%).
Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.
Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2002 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%.
Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.
Уровень безработицы, достигнутый в 1995-1996 годах, говорит за то, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.
2. Особенности безработицы в российской экономике.
2.1. Состояние безработицы в России на сегодняшний день.
Рыночные реформы радикально изменили многие сферы жизни российского общества, в том числе и трудовые отношения. Появилась занятость основная (та, которую человек считает основной, или дающая основной доход, или занимающая больше времени) и дополнительная (вся остальная, кроме основной). При этом не учитывается занятость в домашнем и личном подсобном хозяйстве, не приносящая дохода.
Неотъемлемой чертой рыночной экономики стала безработица - временная незанятость экономически активного населения. Причины, приводящие к напряженному положению на региональном рынке труда, могут носить естественный (циклический, обусловленный чередованием этапов развития экономической системы) и структурный характер. В настоящее время в России критическое состояние региональных рынков труда может быть объяснено действием в первую очередь структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны и спадом производства в налогооблагаемом секторе экономики, что ведет к сокращению спроса на рабочую силу. При этом эластичность падения спроса на рынке труда в зависимости от снижения объемов производства остается сравнительно невысокой.
Уровень безработицы в России один из самых высоких в мире. Последние данные официальной статистики о безработице в России вызывают повышенную тревогу. Число людей, не имеющих работы, продолжает стремительно расти. Но и это количество безработных явно занижено. Но даже если использовать официальные цифры, получится, что Россия имеет один из самых высоких уровней безработицы в мире. Весьма симптоматично, что недавно Госкомстат РФ внес коррективы в официальные статистические данные начиная с ноября 1998 года в сторону повышения. В настоящее время около 7% всех безработных мира - наши соотечественники1.
По данным Госкомстата РФ, в конце апреля 1999 года 10,4 млн человек, или 14,2% экономически активною населения не имели занятия, но активно его искали. Все они в соответствии с методологией МОТ труда классифицируются как безработные. При этом в органах службы занятости в качестве безработных было зарегистрировав лишь 1,8 млн человек, или 2,5% экономически активного населения.
В сентябре прошлого года МОТ опубликовала доклад, из которого явствует, что 1 млрд работников, или треть от мировых трудовых ресурсов, не имеют работы, заняты неполный рабочий день или получают зарплату ниже прожиточного минимума. Из них 150 млн человек - не имеющие работы, но активно ее ищущие. Остальные вынуждены работать гораздо меньше, чем они бы хотели, или их зарплата не соответствует прожиточному минимуму в стране проживания. Эти работники хоть и не являются безработными в соответствии с методологией МОТ, однако к занятым их также нельзя отнести. В России число таких работников до сих пор точно не определено. Но вряд ли можно назвать трудоустроенным человека, получающего меньше 2 рублей в час, а такую зарплату имеют, например, продавцы некоторых магазинов в Псковской области.
Поэтому к 10,4 млн российских безработных можно смело прибавить по меньшей мере столько же. Тогда уровень безработицы в России возрастет до 20% к экономически активному населению. Но и обладая сейчас уровнем в 14,2%, Россия значительно превосходит по этому показателю подавляющее число стран Центральной Европы и Юго-Восточной Азии.
Чисто российское явление - "профессиональная" (добровольная) безработица. Это когда человек приходит в службу занятости не для того, чтобы получить работу, а чтобы подтвердить свою принадлежность к классу безработных. У такого "профессионала" появляются возможности для другой деятельности, а статус безработного защищает его от претензий блюстителей закона.
По мнению работников не которых отделений Комитета труда и занятости правительства Москвы, примерно 6 из 10 приходящих в службу занятости человек хотят не трудоустроиться, а получить подтверждение статуса безработного. Им предлагают одну работу, другую, третью, однако ни од на их не устраивает, всегда находятся уважительные причины для отказа.
Но самая страшная - застойная безработица Она пока невелика, составляет если считать по методике МОТ, менее 1 процента от общей, но по тяжести не имеет себе равных. Люди, которые длительное время не могут трудоустроиться, не только подавлены морально, они и в профессиональном плане постепенно теряют все что имели: знания, навыки, квалификацию1.
Одна из причин застойной безработицы - невостребованность многих профессий. Эта проблема очень характерна для малых или ориентированных на определенное производство городов. Допустим, человек 15 лет проработал ткачом в текстильном городе. Естественно, он ничего больше не умеет. Но даже если бы и умел, возможность трудоустроиться в этом городе у него практически нулевая, почти все предприятия- текстильные.
Одной из глобальных проблем является избыточная занятость на промышленных предприятиях России.
Трудоизбыточные предприятия в России - весьма загадочный феномен, что подтверждают как масштабы данного явления (по ряду оценок, трудоизбыточные предприятия составляют 2/3 промышленных предприятий), так и степень экономического благополучия таких предприятий. Представляется, что они напрочь выпадают из стереотипа рационального экономического поведения, предполагающего увязку количества и качества рабочей силы с объемами производства.
Но тем не менее избыточная занятость стала одной из характерных черт экономического поведения предприятий в период их адаптации к рыночным условиям. Данные обследований рынка труда (1994-1997 гг.) Центра исследований рынка труда ИЭ РАН, опираются на субъективные (мнения директоров) и объективные (отчетность предприятий) свидетельства сохранения избыточной занятости на российских промышленных предприятиях. Несмотря на значительное абсолютное сокращение занятых на большинстве обследованных предприятий в течение более пяти лет, на рубеже 1995-1996 гг. отмечается заметное увеличение доли избыточных работников. Субъективные оценки показывают распределение трудоизбыточных предприятий по отраслям, формам собственности, размеру и регионам. Объективные данные отражают динамику использования производственных мощностей, число случаев и продолжительность остановок производства, вынужденных отпусков и работы по сокращенному графику по инициативе администраций предприятий.
Проблема избыточной занятости затронула предприятия всех форм собственности, отраслей и размеров. Если на рубеже 1994-1995 гг. отмечалось некоторое сокращение доли трудоизбыточных предприятий, то с середины 1995 г. она вновь начала расти, достигнув по крайней мере 45% обследованных. "По крайней мере" потому, что именно такую долю составили в 1996 г. предприятия, чьи руководители указали на наличие избыточной рабочей силы. Однако еще как минимум 10-15% обследованных предприятий содержат избыточных работников, о чем свидетельствует практика административных отпусков и полных остановок производства1.
Параллельно возросли и средние масштабы избыточной занятости. Она составила в среднем 43% занятых, увеличившись по сравнению с 1994-1995 гг. в 1,6 раза. В 1996 г. на наличие избытка трудовых ресурсов указали 44% обследованных государственных и столько же частных предприятий. В одной из наиболее успешно работающих и рентабельных отраслей - пищевой промышленности - наличие избытка занятых отметили 43% предприятий. Среди предприятий с численностью занятых менее 250 человек избыточная рабочая сила присутствует на 39% предприятий, а с численностью свыше 500 человек - на более 50% предприятий. С 1993 по 1995 г. более чем в два раза возросло число случаев полных остановок предприятий (с 13% в 1993 г. до 33% в 1995 г.). Продолжительность остановок варьирует от нескольких дней до полугода, а средний показатель возрос с пяти недель в 1993 г. до девяти недель в 1995 г. Примерно в два раза увеличилось за тот же период число случаев частичных остановок производства (с 25 до 53%). При этом если в 1993 г. частичные остановки затрагивали в среднем около 15% работников предприятия, то в 1995-1996 гг. - более 1/3 занятых. Доля работников, находившихся в административном отпуске, возросла с 4% занятых на предприятии (май 1993 г.) до 29% (май 1996 г), а доля работающих по сокращенному графику - с 4 до 26% в среднем для каждого обследованного предприятия2.

2.2. Регулирование отечественной безработицы.
Считаю нужным сказать несколько слов о регулировании безработицы вообще.
В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Многие подходы к решению этой проблемы использовались на практике в конце 70-х годов, в не столь уж отдаленном прошлом, во время нефтяных кризисов. Далее будет рассмотрен взгляд на преодоление безработицы с точки зрения двух школ: кейнсианской и монетаристской.
В 1950-х годах в политике государственного регулирования применялись кейнсианские методы. Кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потреблений и инвестиций).
Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...".
Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.
Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.
Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.
Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.
В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.
Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.
С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.
Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.
Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.
Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.
В целом, пути преодоления безработицы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.
Теперь же, поговорим непосредственно о регулировании отечественной безработицы.
Суть в том, что действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.
Во-вторых, потому что борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.
В-третьих, потому что финансовая стабилизация невозможна без продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для сокращения которого она и создавалась1.
Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвёртых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.
В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку тем предприятиям, где планируется массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые льготы для тех предприятий, которые принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные матери, "чернобыльцы", "афганцы").
Напряжённое состояние рынка труда предполагает проведение антикризисных мероприятий, а также неизбежное привлечение федеральных финансовых ресурсов для вывода его из кризисного состояния.
Первая группа мероприятий предусматривает создание дополнительных, а также сохранение и поддержку экономически целесообразных рабочих мест, развитие временной занятости. Реализация этих мероприятий возможна на основе использования средств местных (а в случае исключительной остроты ситуации - и федерального) бюджетов для финансирования инвестиционных проектов, проведения конкурсов работодателей на получение средств из ФЗН в целях организации рабочих мест, предоставления налоговых льгот работодателям, создающим и сохраняющим рабочие места, финансирования общественных работ и стимулирования самозанятости населения.
Вторая группа предполагает содействие миграции трудоспособного населения на работу за пределы региона.
Третья группа должна способствовать организации системы непрерывного образования (включая образование с продленными сроками обучения), которой можно охватить часть лиц, ищущих работу.
К последней, четвертой, группе мероприятий относится расширение масштабов досрочного пенсионирования (в том числе временного), однако это требует значительных средств, и такой способ будет иметь ограниченное распространение.
Несколько более простой представляется антикризисная программа в том случае, если напряженная ситуация на региональном рынке труда сложилась в результате миграции в регион трудоспособного населения. Необходимо принять меры, которые противодействовали бы социально-экономической адаптации трудоспособных беженцев и вынужденных мигрантов в трудоспособном возрасте в регионе с напряженной ситуацией на рынке труда по сравнению с регионами, в которых имеются благоприятные условия для приема и размещения, трудоспособных мигрантов. Такую цель можно достичь путем непредоставления дополнительных (сверх предусмотренных федеральным законодательством) социальных, трудовых и иных гарантий. В исключительных случаях федеральные органы власти могут принимать прямые административные запреты на расселение беженцев и вынуж-денных мигрантов в таком регионе или формировать для них специальные компактные пункты проживания и финансировать последние из федерального бюджета.
За последние два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.
В мире накоплен большой теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.
Похоже, что еще несколько лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.
Парадоксально, но до сих пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.
Заключение.
Как в итог для проделанной работы следует сказать несколько слов относительно данной поблемы. Россия, видимо, еще долго будет блуждать в поисках своей экономики, приближенной к идеалу, но некоторые шаги можно и следует сделать уже сейчас.
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Для этого должна быть сознательно ограничена роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической "защищенности" от безработицы. И главное, надо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов, формирование и использование которых контролируются на трехсторонней основе, но не государственной бюрократией или чиновниками внебюджетных фондов.
Необходимо рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечения к труду.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь имитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.
Однако в последнее время предпринимаются попытки "спрятать" растущую официальную безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других "нарушителей" новых правил, вводимых, кстати, "задним" числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.
Не следует заблуждаться по поводу того, что с ускорением структурных преобразований и ростом производства в рыночных параметрах экономики уровень безработицы будет снижаться, и надеяться, что она всегда будет находиться в пределах "социально допустимого" (по критериям МОТ) норматива. По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики.
Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально-экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к "рассасыванию" безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально-трудовой сферы1.
Исходя из выше изложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда. За последние 4 года численность занятого населения сократилась на 9 %.
Безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Например, в 60-х годах в США естественной безработицей считались 4% от занятой рабочей силы. Сегодня этот уровень поднялся до 5-6%, что связано с изменением демографического состава рабочей силы и институциональными изменениями.
До недавнего времени Правительство России не обращало должного внимания на данную проблему, что вызывало достаточно справедливые опасения. Но положение отчасти поменялось с принятием "Программы социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 г.", в которой упор делается на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости.
Будем надеяться, что данный нормативный акт не станет простой порчей бумаги, а будет эффективно претворяться в жизнь, став предпосылкой для экономического возрождения России.
Сегодняшняя информация о масштабах безработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровень безработицы приблизительно в 5 раз, что создает дополнительную тревогу и без того нестабильной экономике России.
Список использованных источников:
А. Московская. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России. - "Вопросы экономики", 1998, № 1.
Ведяпин В.И. Общая экономическая теория. - М., 1995 г.
Волгин Н. Сколько ликов у российской безработицы? - "Экономика и жизнь", 1999, № 3.
Глазачев М. Уровень безработицы в России один из самых высоких в мире. - "Экономика и жизнь", 1999, № 24.
Гринберг Р., Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику. - Российский экономический журнал, 1997, № 1.
Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы / Под ред. д. э. н., профессора А. И. Добрынина. - 3-е изд., доп. -М.: ИНФРА-М, 1998.
Долгопятова Т. Российские предприятия в переходной экономике. М., 1995.
И. Заславский, к. э. н. К характеристике труда в современной России. - "Вопросы экономики", 1997, № 2.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. Экономикс. - М., 1995 г.
М. Гарсия-Исер, О. Голодец, С. Смирнов. Критические ситуации на региональных рынках труда. - "Вопросы экономики", 1997, № 2.
Остапчук А., Красников Е. Мы живём лучше, чем считается, но хуже, чем хотим. - Московские новости, 1997, № 50.
Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, изд-во "Феникс", 1996.
Ю.Симагин. Об оценках масштабов дополнительной занятости населения. - "Вопросы экономики", 1998, № 1.
Обследование рынка труда в промышленности России в 1994 г. М.: ИЭ РАН, 1995; Механизмы адаптации внутреннего рынка труда предприятий к новым экономическим условиям. М.: ИЭ РАН, 1995г.
1 Глазачев М. Уровень безработицы в России один из самых высоких в мире. - "Экономика и жизнь", 1999г., №24. 1 Волгин Н. Сколько ликов у российской безработицы? - "Экономика и жизнь", 1999, № 3. 1 А. Московская. Избыточная занятость на промышленных предприятиях России. - "Вопросы экономики", 1998, № 1. 2 Обследование рынка труда в промышленности России в 1994 г. М.: ИЭ РАН, 1995; Механизмы адаптации внутреннего рынка труда предприятий к новым экономическим условиям. М.: ИЭ РАН, 1995г. 1 М. Гарсия-Исер, О. Голодец, С. Смирнов. Критические ситуации на региональных рынках труда. - "Вопросы экономики", 1997, № 2. 1 И. Заславский, к. э. н. К характеристике труда в современной России. - "Вопросы экономики", 1997, № 2. 30

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Понятие менеджмента, суть управленческой деятельности
 Развитие личности при нарушении слухового анализатора
Ваши отзывы
y5sx06
рџ—ѓ You got a gift from user. GРѕ tРѕ withdrР°wР°l => https://out.carrotquest.io/r?hash=YXBwPTYyNTczJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzI3NDEzNjI3NzgwMDcyNTMzJmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnRlbGVncmEucGglMkZHby10by15b3VyLXBlcnNvbmFsLWNhYmluZXQtMDUtMTAmcm

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.