|
|
Банкротство юридического лицаСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Характеристика банкротства 5 2. Признаки банкротства 8 2.1. Общие признаки банкротства 8 2.2. Ранние признаки банкротства 9 2.3. Стадии банкротства 9 2.4. Предупреждение банкротства 11 3. Порядок рассмотрения дел о банкротстве предприятий 14 3.1.Кредиторы предприятия-должника 14 3.2. Арбитражные управляющие 14 3.3. Досудебная санация 16 3.4. Порядок рассмотрения дел о банкротстве предприятий (организаций) 16 3.5. Характеристика наблюдения 18 3.6. Внешнее управление предприятием-должником 20 3.7. Конкурсное производство 22 3.8. Мировое соглашение 26 3.9. Добровольное объявление о банкротстве предприятия-должника 28 3.10. Ответственность за неправомерные действия при осуществлении процедур банкротства 29 3.11. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36 ВВЕДЕНИЕ Институт банкротства является важнейшим элементом рыночной экономики. Его назначение состоит в добровольной или принудительной ликвидации несостоятельных юридических лиц, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдения, либо внешнего управления не обеспечивает необходимого уровня платежеспособности предприятия. Банкротство является той гранью, которая предполагает прекращение конкретной или иной деятельности должника. Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, так как она предполагает получения прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Ликвидация безнадежных неплатежеспособных должников является положительной мерой. Она выводит неэффективные предприятия из числа действующих. Признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц - его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому законодательство предусматривает комплекс мер по восстановлению платежеспособности должника, направленных на предотвращение массовых банкротств. Угроза банкротства побуждает не только предпринимателя, но и органы государственного управления принимать активные меры к восстановлению активного баланса и улучшению деятельности коммерческих предприятий, о чем убедительно свидетельствует опыт ЗИЛа, АЗЛК, КАМАЗа и других крупных организаций, которые недавно были кандидатами в банкроты. В то же время процедура банкротства часто является положительной мерой и для должника. Она позволяет ему погасить свои обязательства за счет имеющегося и освободившись от долгов, начать новое дело. В советский период в России процедура банкротства, как способ прекращения предпринимательской деятельности, практически не применялась. Первый Гражданский кодекс 1922 года содержал нормы, регулирующие отношения, возникающие при несостоятельности гражданских и торговых товариществ и физических лиц. На практике указанные положения не получила широкого распространения. В законодательстве не был установлен четкий порядок осуществления этих правил. В начале 60-х годов нормы о банкротстве были исключены из соответствующих законодательств. В законодательстве Российской Федерации институт банкротства получил правовое закрепление с принятия Указа Президента РФ "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применению к ним специальных процедур" (июль 1992 года), а также в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 года, затем в статьях 61 и 65 Гражданского кодекса Российской Федерации. Было также принято много других нормативных актов, большинство которых сейчас утратило силу. Большое значение имеют и разъяснения Высшего арбитражного суда РФ по отдельным вопросам, многие из которых применимы к положениям нового Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)", принятый 8 января 1998 года, вступил в силу с 1 марта 1998 года. В курсовой работе рассмотрен круг вопросов, характеризующих банкротство юридических лиц. 1. Характеристика банкротства "Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Банкротами могут быть объявлены: Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий); Некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда; Граждане, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянские (фермерские) хозяйства, отсутствующие должники" (гл. 1 Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 года). Должником считается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленные законом сроки. Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Обязательными платежами являются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджеты соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ. Неравномерное развитие экономики и отдельных ее частей, колебание объемов производства и сбыта, значительные спады производства характеризуются как кризисная ситуация и следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций, а как общую закономерность, свойственную рыночной экономике. Кризисные ситуации, возникшие в результате отсутствия соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономики предприятия и неспособности продолжения финансового обеспечения производственного процесса. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер либо прекращения деятельности данного предприятия и его ликвидации, что, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Банкротство значительной части фирм, особенно новых, зафиксировано во всех странах, где ведется подобная статистика. Английские исследователи отмечают, что около 70-80% новых фирм прекращают свою деятельность к концу второго года существования. С закономерностями рыночной экономики связан и определенный характер жизненного цикла предприятия, также характеризующий процессы возникновения кризисных ситуаций и банкротств. Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут и стимуляторами развития, и факторами, тормозящими развитие. Рыночная экономика, на протяжении многих десятилетий и столетий являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и по возможности защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства и поддержки предприятия. Система банкротства и поддержки предприятий: организационная структура; применяемые процедуры; методическое обеспечение; участники; цели и принципы; юридическое и нормативное обеспечение; подготовка кадров; социальная защита; предотвращение банкротства; диагностика состояния предприятия. Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки в Российской Федерации с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства (8). Формирование таких механизмов в России было начато с принятия Указа Президента РФ "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применению к ним специальных процедур" (июль 1992 года), а также в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 года, затем в статьях 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением закона о банкротстве. Большое значение имеют и разъяснения Высшего арбитражного суда РФ по отдельным вопросам, многие из которых применимы к положениям нового Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)", принятый 8 января 1998 года, вступил в силу с 1 марта 1998 года. Система банкротства включает в себя целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических структур, обеспечивающих государственными органами власти. Исходным пунктом системы является установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов. Основное звено этой системы - объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком. Цель создания и приведения системы банкротства в России - необходимость структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной деятельности основных структур, производящих товары и услуги. Достижение этой цели происходит при соблюдении следующих основных принципов: Установление единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования системы коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий; Предоставление должникам, выполняющим свои обязательства, возможности возобновить свою деятельность; Введение системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде; Создание системы мер для возрождения бизнеса; Создание механизма регулирования финансовых дел фирм - должников, выполняющих свои обязательства, в целях их оздоровления без сворачивания бизнеса; Создание коммерческой и правовой системы для поощрения работы честных и надежных партнеров и формирование приемлемой процедуры разрешения финансовых споров; Ограждение правовой и административной структуры от возможностей ускорения развала предприятия и возникновения споров и тяжб; Сохранение в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, которые имеют финансовые трудности; Создание механизмов, представляющих и надежно защищающих интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволяющих справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника. Это краткий перечень принципов функционирования системы банкротства, направленных на сохранение предприятий, имеющих шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка (7). 2. Признаки банкротства 2.1. Общие признаки банкротства Признаком банкротства предприятия (организации) считается его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с момента наступления даты их исполнения. Для определения признаков банкротства предприятия-должника должен приниматься в расчет размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займов с учетом процентов, подлежащих уплате должником, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательств по выплате авторского вознаграждения, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника-предприятия (организации), вытекающих из такого участия (8). Подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) не учитываются при определении размера денежных обязательств. При определении наличия признаков банкротства предприятия, должны приниматься в расчет размеры обязательных платежей (налогов, сборов) без учета установленных федеральным законодательством штрафов (пени) и других финансовых (экономических) санкций. Арбитражный суд может возбудить дело о банкротстве, если требования к предприятию-должнику в совокупности составляют не менее 500 минимальных окладов. В соответствии с Федеральным законом, заявление о признании предприятия (организации) банкротом, в связи с неисполнением денежных обязательств в арбитражный суд могут подать предприятие-должник, кредиторы и прокурор. А в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей - предприятие-должник, прокурор, налоговые органы и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы (уполномоченные органы Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда занятости населения, Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования). Например, предприятие-должник имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением должника в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок Федеральным законом (ст. 8) установлены случаи, при наступлении которых предприятие-должник обязано подать заявление в арбитражный суд. 2.2. Ранние признаки банкротства Ранними признаками банкротства являются: а) задержки с представлением отчетности, которые могут свидетельствовать о плохой работе финансовых служб предприятия; б) резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах, особенно: резкое уменьшение денег на счетах (увеличение денег также может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений); увеличение дебиторской задолженности (резкое ее снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции); старение дебиторских счетов; нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности; увеличение кредиторской задолженности (резкое ее снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов деятельности); снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего нарушения баланса долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия); в) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т. д. (7) 2.3. Стадии банкротства Существуют следующие стадии банкротства: Скрытая стадия, при которой происходит скрытое (особенно если не налажен специальный управленческий учет) снижение "цены предприятия"; Снижение "цены предприятия" означает снижение ее прибыльности (это явно проявится в отчетности) или увеличение средней стоимости обязательств, которые предприятие будет вынуждено принять на себя в ближайшем будущем (это может происходить незаметно, если финансовые службы не отслеживают ситуацию на рынке акций и облигаций аналогичных фирм, банковских кредитов). Необходимо рассчитывать "цену предприятия" на ближайшую и долгосрочную перспективу. Вторая стадия - финансовая неустойчивость, т. е. возникновение трудностей с наличностью, некоторых ранних признаков банкротства. Как показывает опыт, при ухудшении ситуации руководители нередко используют авантюрные способы зарабатывания денег, а иногда прибегают к мошенничеству. Третья стадия - юридически очевидное банкротство, т. е. предприятие не может своевременно оплачивать долги (7). Дела о банкротстве могут рассматриваться в судебном и внесудебном порядке (в соответствии с Законом Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятия"). Судебные дела о банкротстве начинаются по заявлению должника (который официально признает свою неспособность своевременно оплачивать долги), кредитора (который подает заявление в том случае, если не получает причитающихся платежей по прошествии 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения), прокурора (при наличии подозрений на ложное банкротство). Арбитражный суд имеет право: признать банкротство, открыть конкурсное производство и по завершении последнего исключить предприятие из реестра действующих; отклонить заявление, если выявляется финансовая состоятельность должника и его способность оплатить долги; приостановить производство в связи с передачей предприятия под внешнее управление или санацию (в первом случае используются внутренние резервы предприятия, во втором конкурсным порядком определяются возможные вкладчики дополнительных средств); согласиться с договоренностью должника и кредиторов об отсрочке долгов. Внесудебная процедура предполагает либо договоренность об отсрочке долгов, либо добровольную ликвидацию предприятия-должника (3). Для выхода из банкротства принимаются экстренные меры по оздоровлению предприятия: смена руководства; изменение организационной структуры предприятия, сокращение аппарата управления, централизация контрольно-плановых функций; установление жесткого контроля затрат; переподготовка персонала, психологическая переориентация; сокращение номенклатуры продукции и услуг; усиленный маркетинг. Одновременно необходимо разрабатывать стратегические меры, которые в большинстве случаев подразумевают последовательное перепрофилирование предприятия. 2.4. Предупреждение банкротства Система контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации имеет важное значение. Основными моментами кризисной ситуации являются - отрицательная реакция со стороны партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные его мероприятия - всевозможные реорганизации (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияния), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия (8). Другим существенным признаком, контролируемым кредиторами, является изменение в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления, поскольку крах предприятий начинается с конфликтов в его высшем руководстве. Другие ранние признаки банкротства связаны с характером изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременностью и качеством представления финансовой отчетности и проведением аудиторских проверок. Задержки представления бухгалтерской отчетности и изменение ее качества, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, ибо о низком уровне персонала - и то и другое являются признаками неэффективности финансового управления. Увеличение или уменьшение материальных запасов может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам. Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение его коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий и т. д. Оздоровление финансового положения предприятия как составная часть управления кризисными состояниями и банкротством предполагает целевой выбор наиболее эффективных средств стратегии и тактики, необходимых для конкретного случая и конкретного предприятия. Изучение опыта преодоления кризисных ситуаций многих предприятий, позволяет сформулировать некоторые общие, обязательные для каждого предприятия процедуры, на основании которых можно выделить два наиболее распространенных вида тактики. Защитная тактика основана на проведении сберегающих мероприятий, основой которых является сокращение всех расходов, связанных с производством и сбытом. Такая тактика применяется, как правило, при очень неблагоприятном стечении внешних обстоятельств и характерна для большинства российских государственных и частных предприятий в 1992 - 1994 гг., характеризующаяся нестабильностью всей экономической системы. Такая тактика, которая может оказаться эффективной для отдельных предприятий, ожидающих оживления деловой активности и благоприятной рыночной конъюнктуры, неприемлема для основной части предприятий. Очевидно, что массовое применение защитной тактики большинством предприятий вызывает еще более глубокий кризис национальной экономики и поэтому не приводит к финансовому благополучию применяющих ее предприятий, что вполне объяснимо - ведь главные причины кризисной ситуации находятся вне предприятия Защитная тактика предприятия ограничивается, как правило, применением соответствующих оперативных мероприятий устранение убытков, сокращение расходов, выявление внутренних резервов, кадровые перестановки, укрепление дисциплины, попытка улаживания дел с кредиторами (отсрочка долгов) и с поставщиками и др. Более эффективна наступательная тактика, т. е. проведение не столько оперативных, сколько стратегических мероприятий. В этом случае, вместе с ресурсосберегающими мероприятиями, проводится активный маркетинг, изучение и завоевание новых рынков сбыта, установление более высоких цен, увеличение расходов на совершенствование производства за счет его модернизации, обновления основных фондов, внедрения перспективных технологий (7). В то же время происходит смена или укрепление руководства предприятия, осуществляются комплексный анализ и оценка ситуации, при необходимости корректируются философия, основные принципы деятельности предприятия, т.е. изменяется его стратегия, в соответствии с чем пересматриваются производственные программы, происходят укрепление позиций предприятия на рынке и завоевание новых сегментов рынка, обновление номенклатуры выпускаемой продукции. Все это находит отражение в разрабатываемой концепции финансового, производственного и кадрового оздоровления, в соответствии с которой, финансовая, маркетинговая, техническая и инвестиционная программы, которые позволяют повысить финансовое благополучие предприятия. В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики и др.), но и органы государственной власти. Роль органов государственной власти (если они не являются собственниками предприятий) отличается от роли других участников системы банкротства. Органы государственной власти должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства. Эффективная реализация целей и задач, стоящих перед системой банкротства, предполагает разработку целого ряда методик и методических разработок, стандартизирующих основные процессы, которая в Российской Федерации уже началась. Применение аналитических методик (по составлению программ финансового, производственно-технического оздоровления, управления, составлению планов инвестиций, внешнего управления, конкурсного производства, санации и т. д.) позволит провести тщательный анализ финансового состояния, системы управления предприятием, его производственной и маркетинговой деятельности. 3. Порядок рассмотрения дел о банкротстве предприятий 3.1. Кредиторы предприятия-должника Кредиторами по денежным обязательствам являются российские и иностранные физические и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Правом на подачу заявления кредитора о признании предприятия-должника банкротом обладают конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника-предприятия (организации) по обязательствам, вытекающим из такого участия (4). При проведении процедур банкротства интересы кредиторов представляют собрание кредиторов и комитет кредиторов, поэтому все действия в отношении предприятия-должника от имени кредиторов осуществляются собранием кредиторов и комитетом кредиторов, которые свои функции осуществляют в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" (2). Участниками собрания кредиторов с правом решающего голоса являются только конкурсные кредиторы, а в части требования по обязательным платежам налоговые и иные уполномоченные органы. В собрании кредиторов может принимать участие представитель работников предприятия-должника. Собрание кредиторов созывается по инициативе арбитражного управляющего, по требованию комитета кредиторов, конкурсных кредиторов и (или) налоговых и иных уполномоченных органов, требования которых по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам составляют не менее 1/3 общей суммы требований, внесенных в реестр требований кредиторов, либо по инициативе 1/3 конкурсных кредиторов Реестр требований кредиторов к должнику ведет арбитражный управляющий. В реестре требований кредиторов должны указываться сведения о каждом кредиторе, размере его требований по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, об очередности удовлетворения каждого требования. 3.2. Арбитражные управляющие В соответствии с Федеральным законом арбитражным управляющим является лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий в соответствии с законодательством. Арбитражные управляющие в зависимости от проведения процедур банкротства подразделяются на: временных управляющих (процедура наблюдения), внешних управляющих (внешнее управление должником), конкурсных управляющих (конкурсное производство). Арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, обладающее специальными знаниями и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника (предприятия, организации, гражданина) и кредиторов. Арбитражные управляющие действуют на основании лицензии, выдаваемой Федеральной службой по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (ФСДН). Арбитражными управляющими не могут быть назначены: лица, осуществлявшие ранее управление делами должника-предприятия (организации); лица, в отношении которых имеются ограничения на осуществление деятельности по управлению делами и (или) имуществом других лиц (дисквалифицированные лица); лица, имеющие судимость. Права, обязанности и ответственность арбитражных управляющих установлены ст. 20 и 21 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". При рассмотрении дела о банкротстве должника-предприятия (организации) применяются следующие процедуры: наблюдение; внешнее управление; конкурсное производство; мировое соглашение; иные процедуры банкротства, предусмотренные Федеральным законом. Очень важно осуществить меры по предупреждению банкротства, по финансовому оздоровлению должника. ФСДН должна вести учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых организаций и представлять предложения по финансовому оздоровлению в Правительство РФ. В соответствии с Федеральным законом в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника - юридического лица, собственник имущества должника - унитарного предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должны принимать меры, направленные на финансовое оздоровление должника, которые могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. 3.3. Досудебная санация Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника (предприятия, организации), применяемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства (4). Досудебная санация осуществляется вышеуказанными лицами в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника-предприятия (организации). При этом должник-предприятие (организация) или иное лицо могут (должны) принимать на себя обязательства в пользу лиц, предоставивших должнику финансовую помощь. Основанием для проведения досудебной санации должно быть наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем, как предоставления финансовой помощи, так и проведения других мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия. Досудебная санация может проводиться за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, за счет бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и соответствующих внебюджетных фондов на условиях, установленных законами. 3.4. Порядок рассмотрения дел о банкротстве предприятий (организаций) Рассмотрение дел о банкротстве предприятий в арбитражном суде осуществляется в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 5 мая 1995 г. № 70-ФЗ и Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ (3). Заявление о банкротстве юридических лиц подается в арбитражный суд по месту нахождения должника - юридического лица. В деле о банкротстве участвуют следующие лица: должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; налоговые и иные уполномоченные органы по требованиям по обязательным платежам; прокурор (в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению); ФСДН, а также иное лицо (представитель работников должника, представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия и другие). Производство по делу о банкротстве возбуждается арбитражным судом на основании заявления, поданного должником-предприятием, кредитором, прокурором, налоговым органом и иным уполномоченным органом. Заявления в арбитражный суд подаются в порядке, установленном Законом "О несостоятельности (банкротстве)" и Арбитражным процессуальным кодексом. Заявление предприятия-должника подается в арбитражный суд руководителем предприятия-должника или лицом, его заменяющим, в письменной форме. В заявлении предприятия-должника должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, по оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявленных к бесспорному (безакцептному) списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности, номера счетов должника в банках и в иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; перечень прилагаемых документов. При этом предприятие-должник должно направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом к заявлению предприятия-должника должны быть приложены документы, подтверждающие: уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере; направление копий заявления и приложенных к нему документов. В соответствии с Законом "О несостоятельности (банкротстве)" к заявлению предприятия-должника прилагаются документы, подтверждающие: наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; иные обстоятельства, на которых основывается заявление должника, а также следующие документы: список кредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторской задолженности, с указанием почтовых адресов кредиторов и должников заявителя; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы; решение собственника имущества должника - унитарного предприятия или учредителей (участников) должника - юридического лица об обращении должника в арбитражный суд с заявлением должника; протокол собрания работников должника, на котором избран представитель работников должника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве (2). При несоблюдении установленных Федеральным законом требований арбитражный суд может отказать в принятии заявления о признании должника банкротом, возвратить заявление о признании должника банкротом. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено арбитражным судом в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании предприятия-должника банкротом. По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд может принять следующие акты: решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; решение об отказе в признании должника банкротом; определение о введении внешнего управления; определение о прекращении производства по делу о банкротстве (2). Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случаях: восстановления платежеспособности предприятия-должника; заключения мирового соглашения. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, как правило, вводится такая процедура банкротства, как наблюдение. 3.5. Характеристика наблюдения Под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Действие процедуры наблюдения продолжается до момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или о вынесении им определения о введении внешнего управления или утверждения мирового соглашения (7). С момента введения наблюдения арбитражный суд назначает временного управляющего из числа кандидатов, предложенных кредиторами, или из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника от управления предприятием-должником, но они могут совершать исключительно с согласия временного управляющего следующие сделки: связанные с передачей недвижимого имущества в аренду, залог, с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или распоряжаться таким имуществом иным способом; связанные с распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 10% балансовой стоимости активов должника, связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом предприятия-должника. Органы управления предприятия-должника на стадии наблюдения не имеют права принимать следующие решения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника, о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах, о создании филиалов и представительств, о выплате дивидендов; о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг; о выходе из состава участников должника - юридического лица; о приобретении у акционеров ранее выпущенных акций. Арбитражный суд может отстранить руководителя предприятия-должника в случае, если им не принимаются необходимые меры по обеспечению сохранности имущества должника, если он препятствует временному управляющему при исполнении его обязанностей или нарушается законодательство РФ. В этом случае исполнение обязанностей руководителя предприятия-должника возлагается на временного управляющего, который должен принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводить анализ финансового состояния должника; определять наличие признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства, устанавливать кредиторов предприятия-должника и определять размеры их требований, уведомлять кредиторов о возбуждении дела о банкротстве, созывать первое собрание кредиторов. По окончании наблюдения временный управляющий должен представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности предприятия-должника. Первое собрание кредиторов предприятия-должника должно быть созвано временным управляющим не позднее, чем за 10 дней до даты проведения заседания арбитражного суда, установленной в определении арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом. Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов принимает решение о признании предприятия-должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выносит определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение. С момента принятия арбитражным судом любого из вышеуказанных актов наблюдение прекращается, но временный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до введения внешнего управления или конкурсного производства 3.6. Внешнее управление предприятием-должником Под внешним управлением (судебной санацией) понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению имуществом предприятия (организации) - должника внешнему управляющему. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Внешнее управление вводится немедленно после определения арбитражного суда на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен на 6 месяцев. С момента введения внешнего управления управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, который назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления; прекращаются полномочия органов управления должника, которые должны в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего передать ему бухгалтерскую и иную документацию предприятия (организации), печати и штампы, материальные и иные ценности, снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, аресты имущества предприятия должника и иные ограничения по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут налагаться исключительно в рамках процесса о банкротстве, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам предприятия-должника, сроки исполнения которых наступили до введения высшего управления. В течение срока действия вышеуказанного моратория не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке, приостанавливается исполнение документов по имущественным взысканиям, кроме решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом; не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты. Указанные правила не применяются к денежным обязательствам и обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения внешнего управления. Не распространяется мораторий, в течение срока действия высшего управления, на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, алиментам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" внешний управляющий обязан: принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию; открыть специальный счет для проведения внешнего управления и расчетов с кредиторами; разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления; вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к предприятию-должнику требованиям кредиторов; принимать меры по взысканию задолженности перед должником; рассматривать требования кредиторов и вести реестр их требований; представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана внешнего управления; осуществлять иные полномочия. План внешнего управления должен включать меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника, реализация которого может обеспечить отсутствие признаков банкротства. Мерами по восстановлению платежеспособности предприятия-должника могут быть следующие: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; ликвидация дебиторской задолженности; продажа имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами); продажа предприятия (бизнеса)-должника; иные способы восстановления платежеспособности предприятия-должника. При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам. Все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к получателю предприятия. Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника. Продажа предприятия, а также части имущества проводится, как правило, в форме аукциона в соответствии с требованиями ст. 86 и 87 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Не позднее чем за 15 дней до истечения срока, внешнего управления внешний управляющий должен по установленной форме представить собранию кредиторов отчет, по итогам рассмотрения которого собрание кредиторов может принять одно из следующих решений: о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении установленного срока внешнего управления; об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения. Арбитражный суд утверждает отчет внешнего управляющего и принимает соответствующее решение. Если собрание кредиторов принимает решение о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности и переходе к расчетам с кредиторами, арбитражный суд утверждает это решение. Расчеты с кредиторами внешний управляющий производит в соответствии с реестром требований кредиторов и в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Деятельность внешнего управляющего завершается с момента прекращения внешнего управления, но если арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и конкурсным управляющим назначено другое лицо, внешний управляющий должен исполнять свои обязанности до момента передачи дел конкурсному управляющему. 3.7. Конкурсное производство Конкурсным производством является процедура банкротства, применяемая к предприятию-должнику, признанному арбитражным судом банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Принятие арбитражным судом решения о признании по ходатайству собрания кредиторов должника банкротом является основанием открытия конкурсного производства, срок которого не может превышать одного года, однако арбитражный суд может указанный срок продлить на 6 месяцев. Одновременно с открытием конкурсного производства арбитражный суд назначает конкурсного управляющего (7). Решение об объявлении должника банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется конкурсным управляющим за счет должника в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации". В данной публикации указываются: наименование и иные реквизиты должника, объявленного банкротом; наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве; срок, установленный на предъявление требований кредиторов, который должен быть не менее 2 месяцев с даты публикации; дата принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; сведения о конкурсном управляющем. С даты принятия арбитражным судом решения о признании предприятия (организации) банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется следующее: 1) считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также его отсроченных обязательных платежей; 2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника; 3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной; 4) снимаются ранее наложенные аресты имущества должника и иные ограничения по распоряжению имуществом должника. Не допускается введение (наложение) новых арестов имущества и иных ограничений по распоряжению имуществом должника; 5) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользу третьих лиц, а также исполнение обязательств допускается в соответствии с положениями главы VI "Конкурсное производство" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; 6) все требования к должнику можно предъявлять только в рамках конкурсного производства. Функции конкурсного управляющего. С момента его назначения арбитражным судом к нему переходят все полномочия по управлению делами предприятия-должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника, которое составляет конкурсную массу. Из имущества, составляющего конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на разрешении (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности. С момента назначения конкурсный управляющий осуществляет следующие функции: принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и оценку этого имущества и принимает меры по его сохранности; анализирует финансовое состояние предприятия-должника; предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании; уведомляет работников предприятия-должника о предстоящем увольнении в соответствии с законодательством РФ о труде; заявляет в установленном порядке возражения по предъявленным к должнику требованиям кредиторов; заявляет отказ от исполнения договоров должника в соответствии со ст. 77 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"; принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц; передает на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению; принимает другие меры, установленные Федеральным законом. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий должен использовать только один счет предприятия-должника, на который перечисляются денежные средства должника, поступающие в ходе конкурсного производства, и с которого осуществляются выплаты кредиторам и оплачиваются другие расходы. Все другие счета должника в банках должны быть закрыты, а остатки средств перечислены на основной счет (7). Продажа имущества. Конкурсный управляющий после проведения инвентаризации и оценки имущества должника приступает к продаже его на открытых торгах, если кредиторами (собранием, комитетом) не установлено иное. Имущество, относящееся к оборотоспособному, должно продаваться только на закрытых торгах. Продажа имущества должна проводиться на торгах в форме аукциона. В объявлении о продаже предприятия-должника должны содержаться следующие данные: 1) сведения о предприятии и порядок ознакомления с ним, предельные сроки подачи заявок на приобретение предприятия, которые не могут быть действительны менее 2 недель и более одного месяца с даты опубликования указанного объявления; 2) время, место и форма проведения торгов; 3) порядок оформления участия в торгах; 4) начальная цена предприятия, установленная комитетом кредиторов или собранием кредиторов; 5) размер задатка, сроки и порядок внесения задатка; 6) критерии выявления победителей торгов; 7) порядок оформления результатов торгов; 8) сведения об организаторе торгов. Торги проводятся в форме аукциона. Если на участие в торгах на приобретение предприятия поступила заявка только от одного участника, торги по продаже предприятия не проводятся. При наличии согласия комитета кредиторов или собрания кредиторов предприятие может быть продано без проведения повторных торгов. Продажа предприятия может проводиться на торгах в форме конкурса, условия которого должны быть одобрены комитетом кредиторов или собранием кредиторов. Денежные средства, полученные от продажи имущества предприятия-должника, уступки прав требований должника, перечисляются на основной счет должника и используются для осуществления расчетов с кредиторами. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Вне очереди покрываются судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Расчеты с кредиторами осуществляются конкурсным управляющим в соответствии с реестром требований кредиторов. В соответствии с Федеральным законом требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на момент принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, подлежащих выплате гражданину до достижения им возраста 70 лет, но не менее чем за 10 лет. Если возраст гражданина превышает 70 лет, период для капитализации соответствующих повременных платежей составляет 10 лет. Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. При определении размера требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору, в том числе по контракту, принимается во внимание непогашенная задолженность, образовавшаяся на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника. При определении размера данных требований кредиторов учитывается задолженность должника по обязательству в части, обеспеченной указанным залогом. Вышеуказанные требования кредиторов подлежат удовлетворению за счет всего имущества должника, в том числе не являющегося предметом указанного залога. Задолженность должника по обязательствам в части, не обеспеченной залогом имущества должника, учитывается в составе требований кредиторов пятой очереди. В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджета соответствующего уровня и во внебюджетные фонды. При определении размера этих требований учитывается задолженность (недоимки), образовавшаяся (образовавшиеся) на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Суммы штрафов (пени) и иных финансовых (экономических) санкций подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов пятой очереди. В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При определении размеров требований кредиторов пятой очереди учитываются требования по гражданско-правовым обязательствам, за исключением требований граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требований кредиторов, обеспеченных залогом имущества должника, и требований учредителей (участников) предприятия (организации)-должника, вытекающих из такого участия. Требования по возмещению убытков, взыскание неустоек (штрафов, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и удовлетворяются после погашения задолженности и причитающихся процентов. Требования каждой очереди удовлетворяются после удовлетворения требований предыдущей очереди. Если у должника недостаточно денежных средств, они распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам, подлежащим удовлетворению. Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, в том числе требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, заявленных в установленный срок. Однако требования кредиторов первой и второй очереди, заявленные до окончания расчетов со всеми кредиторами, в том числе после закрытия реестра требований кредиторов, должны быть удовлетворены полностью. Не удовлетворенные требования кредиторов по причине недостаточности имущества должника считаются погашенными. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий должен представить отчет о результатах проведения конкурсного производства в арбитражный суд, который выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации предприятия-должника. 3.8. Мировое соглашение Мировое соглашение - процедура банкротства, которую могут заключить должник и кредиторы на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве. Решение о заключении мирового соглашения от имени конкурсных кредиторов принимается собранием кредиторов, а со стороны предприятия-должника - руководителем предприятия (организации), внешним управляющим или конкурсным управляющим (4). В мировом соглашении могут участвовать третьи лица, которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением. Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно быть подписано всеми участниками, решившими заключить мировое соглашение. Мировое соглашение может быть заключено только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Мировое соглашение вступает в силу со дня его утверждения арбитражным судом и является обязательным для предприятия-должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Не допускается односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения. Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РФ. Также мировое соглашение может содержать и следующие условия: об отсрочке или рассрочке исполнения обязательств должника; об уступке прав требования должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами; о скидке с долга; об обмене требований на акции; об удовлетворении требований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральному законодательству. Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом, поэтому должник, внешний управляющий или конкурсный управляющий в течение 5 дней после заключения мирового соглашения должен представить в арбитражный суд заявление об утверждении мирового соглашения. К заявлению необходимо приложить следующие документы: текст мирового соглашения; протокол собрания кредиторов, принявших решение о заключении мирового соглашения; список всех конкурсных кредиторов с указанием их адресов и сумм задолженности; документы, подтверждающие погашение задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди; письменные возражения конкурсных управляющих, которые не принимали участия в голосовании по вопросу о заключении мирового соглашения или голосовали против его заключения. Арбитражный суд может отказать в утверждении мирового соглашения, если нарушен порядок его заключения, не соблюдена его форма, нарушены права третьих лиц и если условия мирового соглашения противоречат федеральному законодательству и иным правовым актам РФ. Однако отказ в утверждении мирового соглашения не препятствует заключению нового мирового соглашения, в котором будут отсутствовать вышеуказанные нарушения (условия). По заявлению должника, кредитора и прокурора арбитражный суд может признать мировое соглашение недействительным в случаях: если мировое соглашение содержит условия, предусматривающие преимущества для отдельных кредиторов или ущемление прав и законных интересов отдельных кредиторов; если исполнение мирового соглашения может привести должника к банкротству; при наличии иных оснований недействительности сделок, предусмотренных федеральным гражданским законодательством. При признании мирового соглашения недействительным арбитражный суд должен вынести определение о возобновлении производства по делу о банкротстве, которое может быть обжаловано. Арбитражный суд может расторгнуть мировое соглашение в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношении не менее 1/3 требований кредиторов. Расторжение мирового соглашения влечет принятие арбитражным судом определения о возобновлении производства по делу о банкротстве. Утверждение арбитражным судом мирового соглашения в ходе наблюдения или внешнего управления является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве и прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов (на этапе внешнего управления). Если мировое соглашение утверждено арбитражным судом в ходе конкурсного производства, решение арбитражного суда о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не исполняется. С момента утверждения мирового соглашения руководитель предприятия (организации)-должника, внешний управляющий или конкурсный управляющий начинают погашать задолженность перед кредиторами. 3.9. Добровольное объявление о банкротстве предприятия-должника Добровольное объявление о банкротстве предприятия и его ликвидации может сделать руководитель предприятия при наличии признаков банкротства предприятия. Добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации может быть сделано на основании решения собственника имущества должника - унитарного предприятия или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации. Руководитель предприятия-должника не имеет права добровольно объявлять о банкротстве должника и его ликвидации, если от всех его кредиторов не получено письменное согласие. При наличии письменного возражения хотя бы одного кредитора против ликвидации должника руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в двухнедельный срок с момента окончания срока для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника. Если все кредиторы дали письменное согласие на добровольное объявление о банкротстве должника, руководитель должника должен опубликовать в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании Федеральной службы РФ по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению добровольное объявление о банкротстве должника и его ликвидации. В этом объявлении должен быть указан срок для заявления требований кредиторов и возражений кредиторов против ликвидации должника, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации указанного объявления. Руководитель предприятия-должника обязан рассмотреть все требования кредитора, включить их в реестр требований кредиторов и приступить к расчетам с кредиторами в порядке, указанном в главе VI Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)". Организацией всех процедур при добровольном банкротстве и ликвидации должника вместо конкурсного управляющего занимается председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор). В соответствии с Федеральным законом любой кредитор должника (добровольно объявивший о банкротстве и ликвидации должника) в любой момент до завершения процедуры ликвидации должника может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. 3.10. Ответственность за неправомерные действия при осуществлении процедур банкротства В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" руководитель предприятия-должника обязан обратиться с заявлением в арбитражный суд в случаях: когда удовлетворение требований одного кредитора приводит к невозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме перед другими кредиторами; когда органом должника, уполномоченным в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; когда органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника. Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в связи с вышеизложенными случаями не позднее одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств. Если заявление должником не направлено в арбитражный суд в случаях и в срок, указанных выше, руководитель должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед кредиторами, возникшим после истечения срока подачи заявления. Руководитель предприятия-должника, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) могут быть лишены права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами (дисквалифицированы). Если заявление должника подано должником в арбитражный суд, при наличии у должника возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме (фиктивное банкротство), должник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления. В соответствии с Уголовным кодексом РФ заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности (фиктивное банкротство) в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового. В Уголовном кодексе РФ установлена ответственность за преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или в интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия. Такое деяние наказывается штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 5 до 8 месяцев либо лишением свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового. Если при осуществлении процедур добровольного объявления о банкротстве должника и его ликвидации произошло нарушение требований ст. 181-183 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", сокрытие должником имущества, незаконная передача им своего имущества третьим лицам, собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) должника, руководитель должника несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования кредиторов могут быть предъявлены в течение 10 лет с момента ликвидации должника. Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим возложенных на него в соответствии с законодательством обязанностей, что повлекло возникновение убытков для должника и кредиторов, может являться основанием для отзыва лицензии арбитражного управляющего и отстранения его арбитражным, судом от исполнения своих обязанностей. Должник и его кредиторы вправе потребовать от арбитражного управляющего возмещения убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство РФ. 3.11. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий Неплатежеспособным предприятиям может быть оказана государственная финансовая поддержка. Порядок предоставления такой поддержки определен соответствующим Положением (приложение 2 к постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. № 498). На основе этого Положения осуществляется государственное финансирование на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направленное на: восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий; финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе мероприятий, направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств. Безвозвратные государственные ассигнования предоставляются только на: финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; возмещение убытков конкретным предприятиям, если для них действующим законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не обеспечивается возмещение затрат на производство товаров (работ, услуг), что может повлечь их банкротство; финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, принимаемых на полное бюджетное финансирование в статусе, установленном действующим законодательством; финансирование ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников. Во всех остальных случаях государственная финансовая поддержка оказывается исключительно на возвратной основе. Безвозмездные государственные ассигнования отражаются в пассиве баланса предприятия как целевые финансовые поступления и не влекут за собой изменения доли государства, а также его посредников (организаций-агентов) в уставном капитале предприятия. Финансирование мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, в том числе направленных на предотвращение негативных социальных последствий банкротств, производится в соответствии с договором, заключаемым между органом исполнительной власти, осуществляющим финансирование, и Федеральным управлением, обеспечивающим контроль за целевым использованием средств и их возвратностью (в случае финансирования на кредитной основе), с одной стороны, и уполномоченной организацией (агентом) Правительства РФ (субъекта РФ) - с другой. Основанием для предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям являются: наличие плана финансового оздоровления (бизнес-плана), включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и (или) поддержанию эффективной хозяйственной деятельности, согласованного и утвержденного в установленном порядке; наличие поданных в установленном порядке документов на приватизацию для предприятий, подлежащих обязательной приватизации в соответствии с Государственной программой приватизации, утвержденной Указом Президента РФ от 24.02.93 г. № 2284; безусловное соблюдение целевого характера использования ранее предоставленной государственной финансовой поддержки; наличие согласованного с Федеральным управлением плана-графика финансирования, необходимого для обеспечения запланированных санационных мероприятий; наличие средств соответствующих источников обеспечения санационных мероприятий. Согласно постановлению Правительства РФ от 20.05.94 г. № 498 государственная финансовая поддержка не предоставляется неплатежеспособным предприятиям также в случае, если в течение трех лет до момента обращения предприятия за поддержкой (за исключением предприятий, для которых в соответствии с законодательством установлены условия хозяйствования, при которых не возмещаются его затраты на производство товаров (работ, услуг) ему предоставлялась такая поддержка. Указанным выше постановлением Правительства РФ Федеральному управлению поручено выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) предприятий вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности в случае неисполнения предприятиями обязательств по платежам в федеральный бюджет или внебюджетные фонды. Органом (органами), осуществляющим от имени государства финансирование санационных мероприятий, в зависимости от источников финансирования может выступать: Министерство финансов РФ либо уполномоченный финансовый орган субъекта РФ, если источником финансирования санационных мероприятий выступает федеральный бюджет либо бюджет субъекта РФ; Федеральный орган (орган) исполнительной власти субъекта РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться средствами отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, если источником финансирования являются указанные фонды. Средства государственной финансовой поддержки подлежат перечислению в соответствии с согласованным планом-графиком и могут использоваться исключительно на финансирование мероприятий, предусмотренных утвержденным планом финансового оздоровления (бизнес-планом). В случае если установлено нецелевое или неэффективное использование государственных средств, выделенных на финансирование санационных мероприятий, невыполнение плана-графика поступления средств, а также невозможность достижения поставленных целей, Федеральное управление обязано прекратить осуществление (внести в арбитражный суд ходатайство о досрочном прекращении) указанных мероприятий. Если государственная финансовая поддержка оказывается неплатежеспособному предприятию в порядке применения реорганизационных процедур при решении вопроса о признании его несостоятельным (банкротом), предусмотренные планом-графиком финансирования суммы стартовых платежей должны быть перечислены не позднее чем за 5 дней до истечения срока подачи ходатайства о применении реорганизационных процедур в арбитражный суд. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" определены общие положения и некоторые особенности осуществления отношений, связанных с банкротством градообразующих, сельскохозяйственных, страховых организаций, а также кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, граждан. Некоторые статьи Закона посвящены особенностям банкротства индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства. В отдельной главе Закона изложен механизм применения упрощенных процедур банкротства и порядок осуществления банкротства отсутствующего должника. Федеральный закон о банкротстве начал применяться с 1 марта 1998 г., его положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, будут введены в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в ГК РФ. Не могут быть признаны банкротами в порядке, предусмотренном Федеральным законом, казенные предприятия, а также унитарные предприятия, не основанные на государственной и муниципальной собственности, к которым применяются нормы о казенном предприятии в соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона "О введении в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ. По проблемам банкротства Правительство РФ приняло постановления: а) "О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства" от 22 мая 1998 г. № 476; б) "О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций" от 27 мая 1998 г. № 516; в) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" от 1 июня 1998 г. № 537. Практический интерес для руководителей предприятий (организаций), других должностных лиц имеет письмо Пенсионного фонда РФ "О Федеральном законе от 2 января 1998 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 23 марта 1998 г. № 09-28/2029, в котором даны ответы на наиболее актуальные вопросы, связанные с применением названного Закона. Когда все другие мероприятия оказываются неэффективными, применяется ликвидация предприятия (юридического лица). Это происходит в тех случаях, если при своевременном окончании деятельности предприятия не будет предотвращено банкротство. Ликвидация может быть вызвана внутренними или общими внешними экономическими причинами, а также происходит и по воле администрации предприятия, когда все другие мероприятия оказываются неэффективными (4). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Управление в период кризиса - решающая и организующая деятельность при особых (сложных, опасных) условиях и обстоятельствах. В англо-американской практике дела о банкротстве с течением времени стали рассматриваться не в уголовных, а в специальных судах по банкротству и находятся в ведении штатских (гражданских) судов. В США этот процесс был формально закончен в 1973 г., когда при Конгрессе США была организована комиссия по вопросам банкротства. Терминологические и правовые изменения вызвали и изменения в позициях общественности, предпринимательской морали, общественном мнении и т. д. Если ранее понятие "банкрот" или "неплатежеспособный должник" вызывало негативную реакцию, то теперь банкротство воспринимается чаще всего нейтрально. Если еще несколько лет назад неплатежеспособность была редким явлением, то в настоящее время так называемая вторичная неплатежеспособность никого не удивляет. Управление в период кризиса постепенно ограничилось следующими действиями: диагностика состояния фирмы; мероприятия на случай нежелательного развития; без качественных формальных и содержательных изменений (например, программа консолидации); предусматривающие качественные и содержательные изменения (например, санация, объединение, преобразование), предупредительная ликвидация (защита от банкротства), конкурс или погашение (банкротство). В период происходящих экономических преобразований банкротство рассматривается как следствие административных и организационных изменений и изменений имущественных отношений. Речь идет об относительно медленном процессе улучшения положения предприятия, который возможен во многих случаях только при методической помощи специализированных фирм. При этом сохраняются организационная структура предприятия, предмет его деятельности, объем выпуска продукции и т. д. Изменяются в основном управление, стиль работы, методы контроля, выполняются мероприятия по экономии, уточняется калькуляция и т. д. Поскольку весь этот процесс можно скрыть от общественности и, следовательно, доверие к предприятию сохраняется, этот способ наиболее предпочтителен и систематически используется, прежде всего, в денежной сфере (банковском деле), в которой доверие общественности имеет наибольшее значение. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Гражданский Кодекс РФ. Часть 1. Уголовный Кодекс РФ. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Арбитражный процесс: Учебник для вузов./Под ред. проф. М.К. Треушникова. - М.: Зерцало, 1995 Гражданское право. Учебник. / Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. - М.: Изд-во ТЕИС, 1996 Комментарий к ГК РФ./Под ред. О.Н. Садикова. М., 1998 Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарии к Федеральному закону РФ "О несостоятельности (банкротстве) "./Отв. ред. проф. Орловский Ю.П.- М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический Дом "Юстицинформ", 1998 Справочник директора предприятия./ Под ред. М.Г. Лапусты. - М.: Инфра-М, 2000 Экономика предприятия: Учебник./Под. ред. проф. О. И. Волкова. - М.: Инфра-М, 1999 1 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|