|
|
Предмет экономической теории и методы ее исследованияПлан лист ВВЕДЕНИЕ 3 ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 5 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20 ВВЕДЕНИЕ Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свои обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Адам Смит, "Богатство народов" (1776) С тех пор, как более 200 лет назад великий экономист Адам Смит написал эти строки, большая часть мира познала эру невиданного процветания. В США и других индустриальных странах большинство людей сейчас может позволить купить себе куда больше, чем просто необходимые продукты питания, одежду и услуги, которые стали частью повседневной жизни. В последние годы, за пределами богатого Севера в развивающихся странах также наблюдается быстрый рост уровня жизни. Но привело ли широко распространившееся процветание к более удовлетворительной жизни для всех людей в богатых странах? Снизилась ли конкуренция? Совсем нет. Большинство людей до сих пор стремится к улучшению своего положения. Компании яростно борются за клиентов, создавая новые продукты, а также улучшая и удешевляя старые. Работники конкурируют друг с другом за рабочие места, заканчивая колледжи, получая специальную подготовку и опыт, который, как они надеются, даст им преимущество на рынке труда. Страны также конкурируют между собой, следуя макроэкономической и торговой политике, предназначенной для создания конкурентного экономического преимущества. Пожалуй, конкуренция даже усилилась. Мы живем в век всемирных рынков, где деньги и товары более легко, чем когда-либо, проходят через национальные границы. Раньше наши конкуренты жили дальше по улице или в соседнем доме. Сейчас же они могут жить в другом полушарии, в Малайзии, Китае или Испании. И впервые все подчиняются одним и тем же правилам игры, правилам всемирной рыночной экономики. Кто может лучше всех адаптироваться к меняющемуся рынку? Кто лучше всех может держаться на гребне волны новых технологий? Ставки в этой игре высоки. Лидеры получают более высокие прибыли и зарплаты, тогда как проигравшие остаются далеко позади. Что же такое экономика? За последние 30 лет область экономики расширилась, включив в себя огромное количество предметов. Каковы же основные определения этой развивающейся науки? Наиболее важные из них гласят, что: экономика... • изучает, как цены на труд, капитал и землю распределены в экономике, и как эти цены используются для размещения ресурсов. • исследует поведение финансовых рынков и анализирует, как они распределяют капитал в остальной экономике. • анализирует влияние государственного регулирования экономики на эффективность рынка. • изучает распределение дохода и предлагает пути помощи бедным, не вредящие экономике. • исследует влияние государственных расходов, налогов и дефицита бюджета на экономический рост. • изучает увеличение и уменьшение безработицы и объемов производства, которые формируют деловой цикл, и разрабатывает государственную политику, направленную на повышение темпов экономического роста. • изучает модели торговли между странами и анализирует влияние торговых барьеров. • исследует экономический рост в развивающихся странах и предлагает пути поддержки эффективного использования ресурсов. Этот перечень достаточно полон, хотя возможно было бы его расширить в несколько раз. А если свести все воедино, то мы получим одно общее определение: Экономика (экономическая теория) - это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства ценных товаров и распределения их среди людей. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ По образному выражению Пола Самуэльсона, экономическая теория является Королевой Общественных Наук. Тронное место на научном пиру ей отведено потому, что проблемы, которыми она занимается, - поистине королевские. Главной среди них является вопрос об источниках богатства нации и способах его увеличения. Недаром в трудах виднейших экономистов прошлого ключевым словом было "богатство". Можно упомянуть хотя бы книгу Адама Смита "Исследование о природе и причине богатства народов", Ивана Посошкова "Книга о скудости и богатстве", "Капитал" Карла Маркса. Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Ксенофонт (445-355 гг. до н.э.) составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием "Экономикс" (от греч. "хозяйство" и "закон"), что можно перевести как "Домострой", т.е. "искусство (законы) управления домашним хозяйством". Он писал, что экономия - это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. По мере возникновения централизованных государств появились попытки определить правила ведения не отдельного, а государственного хозяйства. Понятие "ойкономия" превращается в политическую экономию. Сам термин "политическая экономия" впервые применен в труде французского экономиста Антуана Монкретьена (1575-1622), который называется "Законы общественного хозяйства" ("Трактат политической экономии"), и переводе с греческого - "общественное устройство". ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ СТАНОВИТСЯ НАУКОЙ О ЗАКОНАХ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА Новая наука, обретя название, долгое время не имела точно очерченного предмета, да и занимались ею не "чистые" экономисты. Зачастую интересные экономические этюды создавались философами, писателями, врачами. Так, отец политической экономии Уильям Петти был врачом по образованию, моряком по призванию, имел ученую степень доктора физики и должность профессора анатомии. Политическая экономия очерчивает свой предмет по мере зарождения капитализма (конец XVI - начало XVII вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения, где она занимается торговлей и операциями с золотом, которое стало олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. теrсапtе - торговец). Его сущность: Богатство накапливается в результате внешней торговли, а потому исследовать надо только сферу обращения. Меркантилизм прошел два этапа. На раннем этапе (XV в. - начало XVI в.) он выступал в форме монетаризма, для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию "денежного баланса", в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны. Поздние меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория "торгового баланса". В отличие от ранних поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т.е. осуществлять политику протекционизма (от лат. рго1ес11о - покровительство, защита). Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкре-тьен, У. Стаффорд, Кольбер; в России - Ордын-Нащокин (1605- 1680), Петр I (1672-1725), И.И. Посошков (1632-1726) и др. Завоевав позиции в сфере обращения, буржуазия проникает в сферу производства. Это сразу же отражается в теории: доказывается, что источником богатства является производство, а не торговля, и которой лишь обмениваются созданные блага. Истинным богатством являются не деньги, а товары. Так возникает школа КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ. Начало ей положили Уильям Петти и французский судья Буагильбер. Европа того времени была еще аграрной, поэтому многие экономисты отождествляли производство с сельским хозяйством. Они являются представителями школы ФИЗИОКРАТОВ (от греч. рhisis- природа, кratos - власть). Она сформировалась во Франции в середине XVIII в. и является французским вариантом классической политической экономии. Ее основателем был врач Людовика XV и мадам Помпадур Франсуа Кенэ (1694-1774). Представители: Тюрго, Дюпон де Немур, Мирабо и др. Самыми яркими представителями классической политической экономии являются Адам Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823). В 1777 г. А. Смит выпустил книгу "Исследование о природе и причине богатства народов". Основные идеи А.Смита: • минимальное вмешательство государства в экономику; • рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения под влиянием конкуренции. Эти экономические регуляторы (цены, спрос, предложение, а главное - конкуренцию) он назвал "невидимой рукой". Заслуги классической школы: Главным объектом изучения она сделала сферу производства, а не обращения: Раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказала, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны, т.е. не могут быть отменены ни королями, ни правительствами. Выявила источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев. Дальнейшее развитие экономической науки шло сложными путями. В начале второй половины XIX в. политическая экономия переживала глубокий кризис. Она распалась на две ветви: марксизм и маржинализм. Основатель МАРКСИЗМА - Карл Маркс (1818-1883). Главный труд К. Маркса "Капитал" Энгельс назвал "библией рабочего класса". Предметом своего исследования Маркс считал капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, а конечной целью - открытие экономических законов капитализма. Главным в учении Маркса явилась теория прибавочной стоимости, в которой утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства. Как и А. Смит, К. Маркс считал рынок могучим средством накопления капитала. Но в отличие от Смита, он полагал, что закончится этот процесс обострением классовой борьбы и гибелью капитализма, т.к. его противоречия столь серьезны, что рыночный механизм не сможет с ними справиться. Эта идея до сих пор вызывает споры, т.к. простых ответов на эти вопросы не существует. Критики Маркса доказывают, что капитализм не рухнул, что рабочий класс не обнищал и что предсказания Маркса не подтвердились. Сторонники Маркса полагают, что Маркс прав, т.к. тот капитализм, который он исследовал и гибель которого предрекал, рухнул еще в период Великой депрессии 30-х годов, а ныне существующая рыночная экономика - это уже иная модель, которая является новым, предсказанным Марксом этапом на пути к обществу, которое он назвал "положительным гуманизмом". Экономическое учение Маркса получило широкое распространение в России, в стране, где в начале XX в. положение пролетариата было намного тяжелее, чем в странах Запада. Оно было подхвачено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным, М.А. Бакуниным, первым инициатором перевода "Капитала" на русский язык Г.А. Лопатиным и др. С октября 1917 г. в течение семидесяти лет марксистское экономическое учение в СССР было единственным, а потому господствующим. Все, что рождалось немарксистской мыслью, с порога отвергалось. Лишившись борьбы мнений, марксизм обрел монополию на истину, которая, как всякая монополия, чревата застоем. Сложилась парадоксальная историческая ситуация: Маркс, критически переосмысливший все существовавшие до него экономические теории и отвергавший любые догматы, был в советское время огражден от разумной критики, а его теория, лишившись развития, превратилась в догму. В результате самоизоляция привела марксизм к глубокому кризису. МАРЖИНАЛИЗМ (от франц. таrgiпа1 - предельный), в отличие от марксизма, абстрагировался от изучения сущности капитализма как способа производства, основанного на эксплуатации. Он зародился в 70-е годы XIX в. Его представители: К. Менгер в Австрии, У. Джевонс в Англии, Л. Вальрас в Швейцарии. Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина "политическая экономия" в пользу "экономике". Первым это сделал У. Джевонс, а затем независимо от него А. Маршалл, издавший книгу "Принципы экономики". В отличие от марксизма маржинализм находился под прессом конкуренции идей, которые заставляли его воспринимать новые здравые мысли и методы. Так, его сторонники первыми стали использовать в своих исследованиях математические модели, а в 90-е годы XIX в. А. Маршалл встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Рикардо - классика политической экономии, в результате чего она выиграла и стала называться НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ. Ее представители: Д. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа) и др. Сторонники неоклассического подхода предметом своих исследовании считали "чистую экономику" вне зависимости от общественной формы ее организации, а единичным объектом исследования - поведение и субъективные мотивы "экономического человека" (Ното есопоткиа), который в своей деятельности руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход получил название МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО. Позже маржинализм впитал в себя теорию Д.М. Кейнса, согласно которой рыночное регулирование делает экономику нестабильной, поэтому требуется государственное вмешательство. Д.М. Кейнс (1883-1946) наряду с А. Смитом и К. Марксом является одним из трех величайших экономистов мира. В отличие от неоклассиков Кейнс предметом своего анализа сделал народное хозяйство в целом. Такой подход получил название МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО, а созданное им направление, изложенное в книге "Общая теория занятости, процента и денег", - КЕЙНСИАНСТВОМ. Оценивая маржинализм в целом, в качестве его достоинства можно отметить то его свойство, что он не чурался новых идей, которые оформлялись в соответствующие концепции. При этом главным его постулатом неизменно оставалось изучение предельных величин: предельной полезности, предельного дохода, предельных издержек и т.д. Однако в маржинализме имеется существенное негативное качество: он излишне математизирован, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное - несоциален. Как реакция на неспособность маржинализма решить социальные проблемы возникает ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ направление (от лат. institutum - учреждение). Его представители: Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Гэлбрейт, Г. Мюрдаль и др. Согласно этой теории характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок - лишь часть их. Они выработали идеал общества "социального благоденствия", в котором должны присутствовать: социальные программы, индикативное планирование, участие трудящихся в собственности и управлении производством и другие формы вмешательства государства. В определенной мере эти идеи реализованы в "шведской модели" экономического развития. В экономической литературе СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ можно разглядеть четыре основных направления. Первое строится на незыблемости марксистской концепции. Представители второго синтезируют марксизм с современным кейнсианством (неокейнсианством). Третья тенденция связана с механическим перенесением западной теории в отечественную науку. Представители четвертого ищут принципиально новую концепцию1. Исторический опыт убеждает, что кризис в экономической науке связан с кризисом не только самой науки, но и объекта ее исследования - экономики. В свою очередь, кризис в науке является мощным толчком к ее развитию. В этом можно убедиться, вспомнив, что Великая депрессия 1929 - 1933 гг. способствовала появлению теории Кейнса, которая вывела науку из тупика, а экономику из глубочайшей стагнации. Следует надеяться, что трагический экономический спад, переживаемый современной Россией, будет способствовать появлению принципиально новой концепции, пока еще не известной мировой науке. 2. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ Во всех воззрениях экономистов - от древних мыслителей до современных ученых - просматривается одна общая черта: предметом их интереса всегда остается исследование путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества. Т.о., экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества. В переводе с латинского rationalis - это разумный, целесообразный. На разных ступенях жизни общества рационализация хозяйства осуществляется разными методами, далеко не всегда гуманными по отношению к главному создателю богатства - трудящемуся человеку. В период примитивной техники и неквалифицированного труда повышение эффективности производства могло быть достигнуто лишь за счет откровенного усиления эксплуатации, расточительного отношения как к трудовым, так и к природным ресурсам. В этих условиях марксистская политическая экономия встала на путь защиты прав трудящегося человека, а предметом своих исследований провозгласила анализ характера экономических отношений между трудом и капиталом, анализ производственных отношений. В дальнейшем, по мере распространения научно-технического прогресса (НТП), значительно улучшились условия труда, увеличилось накопленное обществом богатство и доля в нем людей труда. Поэтому проблема эксплуатации в ее прежнем понимании, оставаясь актуальной, потеряла былую остроту. Однако у общества появились новые трудности, связанные с истощением природных ресурсов, с возрастающими затратами на подготовку специалистов высокой квалификации и другими факторами производства. Носители этих идей предмет своих исследований стали ориентировать на проблемы эффективного хозяйствования в мире ограниченных ресурсов. Как видно, по мере развития общество переставляет акценты в одной и той же проблеме - поиске законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства. Параллельно с этим меняются акценты и в направлении экономических исследований. Но основная линия остается неизменной. Важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в ее процессе, имеют две стороны - объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Значит, экономическая теория охватывает всю совокупность этих отношений. Их ОБЪЕКТИВНАЯ сторона связана с действием объективных экономических законов; СУБЪЕКТИВНАЯ - с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов. С учетом вышесказанного назначение экономической теории можно было бы определить следующим образом: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИЗУЧАЕТ ЗАКОНЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ВЕДЕНИЯ ХОЗЯЙСТВА И ПОВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ И В РАЗНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ. Итак, экономическая теория, во-первых, изучает экономические законы. Что же такое экономический ЗАКОН? В экономических исследованиях ученым приходится иметь дело не только с отдельными, изолированными фактами, но и с их большим массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается методом индукции (от лат. inductio - наведение), т.е. логического умозаключения от частных, единичных случаев к общему выводу. Обобщения проверяются противоположным методом, называемым дедукцией ( от лат. deductio - выведение), т.е. логического умозаключения от общих суждений к частным выводам. МНОГОКРАТНО ПРОВЕРЕННЫЕ И ПОДТВЕРЖДЕННЫЕ ОБОБЩЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ЗАКОНАМИ. Они выражают необходимые устойчивые регулярные зависимости между свойствами экономических явлений и процессов и являются объективными. За экономическими фактами, единичными и обобщенными, стоят экономическая деятельность людей и те отношения, в которые вступают люди в процессе этой деятельности. ЗНАЧИТ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ - ЭТО ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЗАКОНАМИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЛЮДЕЙ. Экономические законы относятся к социальным, общественным, и этим они отличаются от законов природы. Второе отличие в том, что естественные законы вечные, а экономические носят исторически ограниченный характер. В зависимости от продолжительности действия экономические законы разделяются на специфические и общие. Специфические экономические законы характерны для каждой отдельно взятой формации. Например, законы распределения материальных благ при рабстве или феодализме. Общие экономические законы действуют во всех экономических формациях. Например, закон роста производительности труда, закон экономии времени и другие. Из определения предмета экономической теории следует, во-вторых, что она изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях. В МИКРОЭКОНОМИКЕ за основу анализа берется наименьшая хозяйственная единица - отдельная фирма, объединение и т.п. МЕЗОЭКОНОМИКА изучает законы и поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства (агропромышленный комплекс, военно-промышленный комплекс, региональная экономика и др.). В МАКРОЭКОНОМИКЕ исследуется экономика страны в целом. Объектами макроэкономики являются доход и богатство общества, темпы и факторы экономического роста и т.п. Макроанализ нацелен на решение народнохозяйственных проблем: борьбу с инфляцией, безработицей, стимулирование деловой активности и т.д. МЕГАЭКОНОМИКА изучает законы и поведение мировой экономики в целом. Из определения предмета экономической теории следует, в-третьих, что она изучает законы рационального хозяйствования и поведение хозяйствующих субъектов в разные исторические эпохи. Однако в классификации мировой истории на разные эпохи у экономистов нет единого мнения. Так, марксистская теория выделяет пять общественно-экономических формаций (первобытное общество, рабство, феодализм, капитализм, коммунизм) и исследует действие экономических законов в каждой из них (хотя современная наука иначе классифицирует мировую историю и для ее изучения пользуется иными подходами). ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КАК ЛЮБАЯ ДРУГАЯ НАУКА, ИСПОЛЬЗУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ ОБРАЗУЮТ МЕТОДОЛОГИЮ, ВКЛЮЧАЮЩУЮ В СЕБЯ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. ОНИ МОГУТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕНЫ НА ОБЩЕНАУЧНЫЕ И ЧАСТНЫЕ. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ - ЭТО ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОСНОВАННЫЕ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИМИ ФИЛОСОФАМИ И РАЗВИТЫЕ ПОСЛЕДУЮЩИМИ ПОКОЛЕНИЯМИ УЧЕНЫХ. СОГЛАСНО ЭТИМ МЕТОДАМ ВСЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОТИВОРЕЧИВЫ И НАХОДЯТСЯ В ПОСТОЯННОМ ДВИЖЕНИИ. При изучении этих процессов используется сочетание исторического и логического подходов. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т.е. отвлечение от второстепенных его свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении, т.е. формируется логическое понятие, или экономическая категория, например товар, цена, деньги, конкуренция и т.п. Такой способ изучения называется методом научной абстракции. К ЧАСТНЫМ МЕТОДАМ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ОТНОСЯТСЯ: НАБЛЮДЕНИЯ, ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ СИНТЕЗА И АНАЛИЗА, ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ, КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАКОНОВ И КАТЕГОРИЙ, ИХ ПРОВЕРКА, ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, КОНСТРУИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ, ИХ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ И Т.П. Математические модели выражаются с помощью графиков и математических уравнений. Следует заметить, однако, что увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Экономическая теория тесно связана с такими науками, как история, философия, статистика, математика и другие. В системе экономических наук она занимает центральное место. Существуют несколько функций экономической теории: познавательная функция; практическая функция - обеспечить на основе теоретических разработок экономическую политику; прогнозтическая; методологическая, т.е. экономическая теория исследует общее (и экономические отношения, и производительные силы) и является методологической базой для других наук, т.к. выявляет общие экономические законы, которые являются исходной методологической посылкой для исследования в других науках. идеологическая. Будучи наукой общественной, она должна ответить на три вопроса: ЧТО производить? КАК производить? ДЛЯ КОГО производить? В командной экономике все эти вопросы решают центральные органы управления. В рыночной экономике за правительством закрепляется обязанность принимать участие лишь в решении третьей задачи путем составления и реализации социальных программ и перераспределения доходов. Все остальные вопросы разрешаются с помощью рынка. Как удачно сформулировал Ю.А. Львов, фирмы производят те товары, которые приносят наибольший доход. Этим решается вопрос, ЧТО производить. Используют те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты, этим решается вопрос, КАК производить. Население сообразует свои покупки с ценами товаров и со своими доходами, этим решается вопрос, ДЛЯ КОГО производить1. Конечно, эта простая схема в жизни усложняется, но суть от этого не меняется. Выводы: 1. Экономические теории развивались в поисках ответа на вопросы, поставленные хозяйственной практикой. В ходе моделирования теории исследователь пользуется позитивными и нормативными утверждениями. Позитивное утверждение описывает, что было, что есть, что может быть. Нормативное утверждение - это мнение о том, что должно быть, и оно, как правило, выводится из позитивного. Теории формулируются в виде позитивных утверждений. 2. На основе экономической теории определяется экономическая политика. Ее задача - найти варианты и механизмы решений экономических проблем. В ходе реализации экономической политики совершенствуется вся экономическая система, что, в свою очередь, на новую ступень поднимает экономическую теорию. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Понимание законов всемирного рынка - не единственная причина, по которой люди сегодня изучают экономику. Одни занимаются этим, надеясь сделать деньги, другие считают, что они не были бы грамотными без понимания законов предложения и спроса. Одни интересуются улучшением состояния окружающей среды, другие - причинами, по которым страны типа России и Китая переходят от планируемой экономики к рыночной. Как вышеперечисленные, так и многие другие причины могут служить достаточным аргументом для изучения экономики. Но все же мы должны прийти к пониманию того, что есть еще одна более чем веская причина для изучения экономической теории. Всю нашу жизнь, от колыбели до могилы, мы будем сталкиваться с жестокой правдой экономики. Как избиратели мы будем принимать решения по вопросам дефицитов государственного бюджета, налогов, свободной торговли, инфляции и безработицы, которые не могут быть поняты, пока вы не освоили основы этого предмета. Выбор профессии - это наиболее важное экономическое решение, которое мы примем в своей жизни. Наше будущее зависит не только от наших возможностей, но и от экономических сил, неподвластно вашему контролю влияющих на вашу зарплату. К тому же экономика может помочь нам вложить деньги, сэкономленные вами из ваших доходов. Значение экономики состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов. Именно здесь экономика вносит свой уникальный вклад. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 1998. Курс экономической теории. Чепурин М.Н. Киров. 1995г. Леусский А. И. Экономическая теория: предмет науки//Известия СПбУЭФ. - 1995. - № 1. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - СПб., 1992. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Принципы, проблема и политика. М., 1992. Основы экономической теории. Саратов, 1997. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. ЭКОНОМИКА. Бином - КноРус. Москва, 1999. Экономический образ мышления. Хейне П. Издательство "Москва". М. 1991г. 1 См. Леусский А. И. Экономическая теория: предмет науки//Известия СПбУЭФ. - 1995. - № 1. 1 См. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. - СПб., 1992. 1 19 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|