|
|
Государственное управление в сфере охраны животного мира1. ПЛАН: ВВЕДЕНИЕ..................................................................................... 3 (1. Понятие государственного управления в сфере охраны животного мира, его задачи, система органов.......................... 5 (2. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира............................................................................. 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................. 22 Список литературы........................................................................ 23 В В Е Д Е Н И Е В окружающем мире насчитывается в настоящее время более миллиона видов животных. Правда, если отбросить насекомых, их число составит примерно 250 тысяч (из них около 90 тысяч обитают на суше)1. Животный мир - один из важнейших компонентов окружающей природной среды. Он участвует в различных взаимосвязях в живой природе, влияет на формирование растительного покрова и естественное плодородие почв, на биологические свойства воды. Животный мир выступает в качестве природного ресурса, используемого для получения пищевых продуктов, пушнины, технического и лекарственного сырья, необходимого для удовлетворения нужд населения. Велико значение животного мира для научных, воспитательных и эстетических целей. Охрана наземных животных была, по видимому, первой попыткой человека оптимизировать взаимодействие природы и общества. Это объясняется тем, что осуществляющееся на протяжении веков истребление животных в процессе охоты создало серьезные проблемы в обеспечении человека продуктами животного мира. Меры по охране и контролю за охраной диких животных осуществлялись еще до начала нашей эры. Почти одновременно с этим началась охрана лесов, как мест сосредоточения животных. В настоящее время, в условиях крайне тяжелой экологической обстановки, нужны иные, более качественные рычаги защиты животного мира. Речь должна идти о новых моделях государственности, о создании новой модели государства, не просто правового, а экологически устойчивого. Все основные функции государства должны быть экологизированы, а сама экологическая функция наполниться качественно новым содержанием и превратиться из декларативной в действующую. В этом процессе одна из важнейших ролей должна быть отведена Правительству Российской Федерации, как органу исполнительной власти общей компетенции, напрямую осуществляющему охрану и контроль животного мира. 1. Понятие государственного управления в сфере охраны животного мира, его задачи Государственное управление в сфере охраны животного мира - это организующая деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению целей и задач, связанных с охраной животного мира. Содержание государственного управления составляет деятельность аппарата государства, всех его подразделений, организационная работа, призванная обеспечить эффективное функционирование всех сфер общественной жизни в области охраны и контроля за рациональным использованием животного мира, на основе определенных организационно-правовых норм, применяемых в практике. Формами государственного управления, его внешними проявлениями служат акты управления (нормативные, директивные, индивидуальные), административные соглашения, материально-технические действия. Государственное управление в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира объединяет в себе три основных направления управленческой деятельности государства: а) социально-экономическое (сфера экономики, финансов, кредитно-денежной системы, промышленность, сырье, топливо, оборудование, фонды продтовары, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, банки); б) административно-политическое (вопросы внешней политики, обороны, органы общественного порядка, общественной и государственной безопасности); в) социально-культурное (сфера народного образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения); Формы государственного управления в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира во многом зависят от того, в какой мере используется нормативно-правовой массив и правовые механизмы экологического права. Формы управления выводятся по существу из форм деятельности государства, это: 1) правотворческая - подготовка проектов нормативных документов к их принятию и изданию (или по санкционированию, приданию юридической силы другим актам, нормам); 2) правоисполнительная - ее также называют исполнительно-распорядительной, оперативно-исполнительной, включая организаторскую работу, деятельность по реализации юридических норм, в том числе когда государственные органы совершают индивидуально-регулятивные действия, т.е. на основе юридических норм в индивидуальном порядке решают тот или иной вопрос, относящийся к данному конкретному случаю. Например, решают вопрос о приостановлении сброса сточных вод, изъятия земельного участка при нарушениях правил природопользования, определяют порядок использования природного объекта и т.д.; 3) правоохранительная - форма деятельности государственного управления выражается в контроле за соблюдением экологического законодательства, надзоре, привлечении виновных лиц к юридической ответственности, рассмотрению юридических дел в судах, в других юрисдикционных органах, исполнении решений юрисдикционных органов, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер. Методы государственного управления представляют собой воздействие на поведение и деятельность управляемых. Они подразделяются на: административные - собственно управленческие, т.е. прямой приказ обеспечиваемый возможностью государственного принуждения; экономические - создание непосредственно прямой материальной заинтересованности в выполнении гражданами и юридическими лицами управленческих решений; идеологические - различные формы пропаганды, агитации, воспитания, преподавания экологических эколого-правовых знаний. В отличии от форм управления методы означают способы деятельности, решения тех или иных вопросов. Закрепленные в законодательстве или выведенные на его основе наукой методы управления являются наиболее активным средством улучшения управления, так как постоянно, непосредственно, оперативно позволяют решать вопросы, достигать поставленных целей управления. В законодательстве и юридической науке различаются методы убеждения и принуждения. Они применяются активно и в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира. Важное значение имеют методы обязательных предписаний (велений, куда входят и запреты, носящие обязательный характер), рекомендаций, санкционирования, разрешения. В управлении в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира они конкретизируются в своих специфических методах. К ним относится в частности: метод запрещения (например, запрещение пользоваться земельным участком до установления его границ и выдачи документа, вводе в эксплуатацию объектов без устройств, предотвращающих загрязнения атмосферы и водоемов), метод приостановления (например, приостановление сброса сточных вод, пользования земельным участком, лесом и в др. Случаях нарушения правил пользования); метод изъятия (например, земельного участка водного объекта и др. При нарушении правил природопользования); к нему примыкает метод прекращения права пользования природных объектом в установленных законом случаях. Особенно широко в рассматриваемой сфере управления применяются методы согласования и разрешения (согласования землепользователями вопросов об изъятии земель сельхозназначения для других нужд с землепользователями; мест строительства объектов, влияющих на состояние вод; ликвидации и консервации горнодобывающих предприятий; проведение взрывных работ и других опасных работ). Метод разрешения применяется широко в организациях пользования объектами экологической системы и их охраны (лесопользование осуществляется по лесорубочным билетам, ордерам; выдача разрешений на организацию туристических баз, лагерей, на молевой сплав леса; выдача разрешений на специальное водопользование и т.д.). Указанные методы прямо закреплены в Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды", в земельном, водном, лесном законодательстве и законодательстве о недрах, законами об использовании и охране животного мира и охране атмосферного воздуха, Положениями о заповедниках, памятниках природы и др. Природно-заповедных объектах, в иных нормативных актах, регламентирующих вопросы охраны природной среды. Их цель - обеспечение выполнения требований и мероприятий в области охраны и контроля за рациональным использованием животного мира, соблюдение законодательства в данной области, сохранение природных богатств России в интересах нынешнего и будущих поколений, улучшение всей окружающей человека природной среды. Государственное управление в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира осуществляется на основе закрепленных в законодательстве общих принципов управления. К ним относятся: законность, сочетание территориального и отраслевого управления. Законодательством установлены специфические принципы охраны природы, которые так же учитываются в управлении. К ним относятся: комплексность, всеобщность, планомерность, использование для охраны природы возможностей научно-технического прогресса, международное сотрудничество в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира. Задачи государственного управления в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира определяются целями управления. Бесцельного управления нет и быть не может. Следует различать конечную цель и промежуточные цели. Конечная цель - достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Следовательно, качество окружающей среды является не объектом, а целью государственного управления в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира. Промежуточные цели (средства) - это те конкретные показатели качества окружающей природной среды, которые выявляются на каждом конкретном этапе, промежутке времени для достижения конечной цели. Например, минимальный уровень вредных выбросов в атмосферу и водоемы, максимальный уровень озеленения населенных пунктов, лесовосстановление и др. Из промежуточных целей складывается конечная цель управления. Управление в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира строится на основе определенных организационно-правовых принципов - основополагающих положений, закрепленных в законодательстве или на его основе выводимых наукой. Можно выделить три группы принципов: принципы общие для государственного управления в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира, специфически проявляющиеся в управлении в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира (законность и др.); принципы экологической деятельности, которые входят в содержание управления, являются т его основными направления (целевое и комплексное природопользование и охрана окружающей природной среды, учет достижений научно-технического прогресса и др.); принципы хозяйственной деятельности в указанной области (материальная заинтересованность, себестоимость, прибыль и др. Их называют также экономическими, опосредуемыми правом). Общие закономерности процессов и систем управления в технических устройствах, живых организмах и человеческих организациях, т.е. общие (кибернетические) принципы управления. Это например: соответствие субъекта управления объекту управления: иерархия между звеньями системы; прямая и обратная связь. В управленческом процессе используются системный, функциональный и структурный анализ, специальная методика прогнозирования и моделирования, теория информации, теория решений. Управленческий процесс цикличен и включает ряд последовательно сменяющих друг друга стадий: выявление проблемы, нуждающейся в разрешении, и ее анализ; выработку на этой основе проекта решения; рассмотрения проекта, его экспертную оценку, согласование с заинтересованными организациями и органами; утверждение проекта решения (придание ему обязательной юридической силы); доведение решения до исполнителей, организации, выполнение решения и контроль за его выполнением2. В рамках данной работы нами будет рассмотрена только проблема контроля за охраной животного мира в Российской Федерации. Понятие "животный мир" формулируется в ст. 1. Закона Российской Федерации "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ. Животный мир понимается как - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации. Это определение является исчерпывающим и не подлежит дополнительному толкованию или изменению. Между тем в других нормативных актах, посвященных охране и контролю за рациональным использованием животного мира используются и другие термины. Так Лесной кодекс республики Башкорстан оперирует понятием "животные", используя его так же как и термин "животный мир". Р.Х. Гиззатуллин указывает, что это является неверным, если термин "животный мир" установлен федеральном законом, то и все иные нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должны использовать только термин "животный мир"3. Следующая глава будет посвящена конкретным полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды вообще и охраны и контроля за рациональным использованием животного мира в частности. 2. Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира В настоящее время существуют некоторые вопросы, связанные с правовым регулированием охраны и контроля за рациональным использованием животного мира на федеральном уровне. В некоторой степени они связаны с толкованием Конституции Российской Федерации, которая в принципе не содержит никаких положений о полномочиях Российской Федерации в данной сфере. Действительно, ни статья 71, Конституции, устанавливающая предметы ведения Российской Федерации, ни ст. 72, устанавливающая предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов ни содержат понятия "животный мир". Исходя из этого можно предположить, что охрана и контроль за рациональным использованием животного мира находится в ведении субъектов Российской Федерации. Многие ученые утверждают поэтому, что центральные органы власти Российской Федерации вообще не могут регулировать данные вопросы, законодательство об охране животного мира должно приниматься только субъектами Федерации и нет необходимости в принятии такого закона на федеральном уровне4. Однако, такая позиция вызывает закономерные возражения многих ученых. Так, Р.Х. Гиззатуллин утверждает, что Конституция Российской Федерации все таки предусматривает полномочия Российской Федерации в сфере охраны и контроля за рациональным использованием животного мира. Так, п. "в" ст. 72 Конституции относит к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Вполне логично предположить, что под "другими природными ресурсами" понимается в том числе и животный мир. Так же и п. "д" ст. 72 Конституции говорит об охране окружающей природной среды, в которую, безусловно, входит и животный мир. Законодательство об охране окружающей среды (и животного мира), упоминается в п. "к" той же статьи. Исходя из этого можно предположить, что охрана и контроль за рациональным использованием животного мира является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов5. Такая позиция представляется более верной, хотя окончательно решить этот вопрос могло бы толкование данной статьи Конституционным Судом Российской Федерации. Таким образом федеральные органы власти обладают определенными полномочиями в области охраны и контроля за рациональным использованием животного мира. Значительными полномочиями в данной сфере наделено Правительство Российской Федерации. Правовой статус Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ. Это закон устанавливает правовую основы деятельности Правительства Российской Федерации, состав правительства Российской Федерации и порядок его формирования, а также компетенцию Правительства Российской Федерации в различных сферах. В сфере охраны окружающей природной среды за Правительством Российской Федерации закреплены следующие полномочия: Правительство Российской Федерации: - обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; - принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; - организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально - сырьевой базы Российской Федерации; - координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий. Более подробно полномочия Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды описываются в ст. 7 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. Согласно этой статье Правительство Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды: - осуществляет реализацию государственной экологической политики; - обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, межгосударственных и региональных экологических программ; - координирует деятельность министерств, ведомств, других учреждений и организаций на территории Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды; - устанавливает порядок образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; - организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды; - устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую - природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; - устанавливает порядок определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия; - принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий и объектов и включении их в природно-заповедный фонд Российской Федерации; - организует систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования граждан; - принимает решения о прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и - подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства; - обеспечивает население необходимой экологической информацией; - руководит внешними связями Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Правительство Российской Федерации может осуществлять и иные полномочия в соответствии с этим Законом. В той или иной степени все эти полномочия осуществляются Правительством и при охране и контроле за рациональным использованием животного мира. Закон Российской Федерации "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ не содержит конкретных полномочий именно Правительства Российской Федерации в этой сфере. Ст. 5, 6 настоящего Закона устанавливают полномочия государственных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны и контроля за рациональным использованием животного мира. К полномочиям федеральных органов относятся: - определение государственной политики в области охраны и использования животного мира; - определение единой инвестиционной политики в области охраны и использования животного мира; - разработка и совершенствование федерального законодательства в области охраны и использования животного мира, контроль за его соблюдением; - координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования животного мира в пределах территории Российской Федерации; - организация и осуществление охраны, государственный контроль и регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности на территории Российской Федерации, - объектов животного мира, постоянно или временно населяющих континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации, и среды их обитания; - установление порядка предоставления лицензий на пользование животным миром, а также предоставление лицензий на использование - объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности; - установление порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы диких животных, их частей и полученной из них продукции, а также предоставление разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы таких животных, их частей и полученной из них продукции; - установление порядка определения платы за пользование животным миром и ее предельных размеров; - проведение единой научно-технической политики, разработка и утверждение типовой нормативно-методической документации, - организация и финансирование фундаментальных и прикладных научных исследований в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; - осуществление мер по восстановлению объектов животного мира и среды их обитания, нарушенных в результате стихийных бедствий и по иным причинам; - ведение Красной книги Российской Федерации; - участие в создании особо охраняемых природных территорий и акваторий; - установление единой для Российской Федерации системы государственного учета объектов животного мира и их использования, - единого порядка ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира; - создание специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания; - установление федеральных стандартов, правил, лимитов и нормативов в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; - установление порядка государственной статистической отчетности в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; - обеспечение проведения государственной экспертизы, включая государственную экологическую экспертизу, предпроектной и проектной документации при строительстве и реконструкции хозяйственных объектов и производств в части охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира; - защита прав, охрана исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов и этнических общностей на территориях их проживания в части сохранения и устойчивого использования объектов животного мира; - разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира между субъектами Российской Федерации; - заключение и реализация международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования животного мира. Часть из этих полномочий реализуется только специальными органами по охране окружающей природной среды, часть органами общей (межотраслевой) компетенции к которым относится и Правительство Российской Федерации. Рассмотрим полномочия Правительства Российской Федерации более подробно. Одной из важнейших функций Правительства Российской Федерации в области контроля за использованием животного мира является установление системы органов отраслевой компетенции, уполномоченных осуществлять данный вид контроля и регулировать положение в данной сфере. Для решения этой задачи Правительство Российской Федерации принимает постановления, где указываются органы, уполномоченные на осуществление охранных и контрольных функций в данной сфере. Действующее в настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания" устанавливает, что органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в Российской Федерации являются Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральная служба лесного хозяйства России, Федеральная пограничная служба Российской Федерации и их территориальные органы. Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания определяются положениями об этих органах. Правительство Российской Федерации разрабатывает и утверждает положение о порядке ведения государственного учета, государственного кадастра, и государственного мониторинга объектов животного мира. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. устанавливает, что установить, что государственный учет объектов животного мира, государственный кадастр объектов животного мира и государственный мониторинг объектов животного мира, постоянно или временно обитающих на территории Российской Федерации, а также в пределах континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, ведутся по единым для Российской Федерации правилам, утверждаемым Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов. Важным моментом в деятельности Правительства Российской Федерации является контроль за использованием объектов животного мира. В данной сфере Правительство Российской Федерации: - устанавливает перечень государственных органов по охране, контролю и использованию объектов животного мира; - устанавливает перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; - устанавливает порядок получения лицензий на пользование объектами животного мира; - утверждает порядок и правила пользования объектами животного мира; - устанавливает плату за пользование объектами животного мира и ее предельные размеры. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, устанавливается постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1289 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты". Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1996 г. № 13 устанавливают, что - добывание объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях в целях сохранения этих объектов, регулирования их численности, охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, обеспечения традиционных нужд коренных малочисленных народов и в иных целях. - добывание объектов животного мира производится только на основании разрешения, выдаваемого Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды. Рассмотрение заявления о выдаче разрешения и выдача разрешения осуществляются за плату. - лица, получившие разрешения, регистрируют их в территориальном органе по охране окружающей среды. - по факту каждого добывания на месте составляется акт с указанием количества добытых объектов животного мира, времени, места, орудий добывания, фамилий лиц, ответственных и привлеченных для добывания. - сроки и способы добывания объектов животного мира определяются в соответствии с целями добывания и не должны наносить ущерб естественным популяциям этих видов животных и местам их обитания. - орудия и способы добывания объектов животного мира должны обеспечивать избирательность действия и снижать нанесение физических и психических травм животным. Платность природных ресурсов является одной из основ природоохранного законодательства Российской Федерации. Этот принцип используется и при использовании объектов животного мира. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" устанавливает, что за плату предоставляются в пользование следующие объекты животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям: - отнесенные к объектам охоты; - отнесенные к объектам рыболовства; - принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации; - не отнесенные к объектам охоты и рыболовства и не принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Плата за пользование указанными объектами животного мира взимается с российских и иностранных юридических лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Конкретные размеры платы за пользование объектами животного мира, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и видов пользования объектами животного мира на основании предельных размеров платы, утверждаемых Правительством Российской Федерации. Помимо всего этого Правительство Российской Федерации имеет определенные полномочия в проведении экологического контроля на территории Российской Федерации, одним их видов которого является контроль за животным миром. В качестве примера нормативных актов Правительства Российской Федерации в данной сфере можно привести постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. "О должностных лицах государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органах, осуществляющих государственный экологический контроль" и постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. № 461 "Об утверждении положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности". З А К Л Ю Ч Е Н И Е Охрана и контроль за рациональным использованием животного мира в настоящее время не дань моде и даже не просто забота о перспективе будущего развития. Это насущная необходимость уже в настоящее время, обусловленная дестабилизацией экологической ситуации, ее резким осложнением, продолжающейся деградацией природных систем. Проблема экологического неблагополучия представляет сейчас реальную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности страны. Правовая база охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время еще плохо сформирована. К сожалению следует констатировать, что в настоящее время Правительство Российской Федерации не имеет четкой концепции в области охраны природы и, в частности, животного мира. Принятая 1 апреля 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации в которой проблемам экологии уделяется достаточно большое внимание, в настоящее время пока остается только на бумаге. Между тем, слова Мориса Стронга о том, что "или будет спасен весь мир, или погибнет все цивилизация"6 особенно актуальны в настоящее время применительно к проблемам охраны окружающей природной среды. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Конституция Российской Федерации Архипкин С.В. Государственно-правовое обеспечение рационального природопользования. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Гиззатуллин Р.Х. Правовая охрана животного мира республики Башкорстан. Автореф. дисс. канд. юрид наук. М., 1996 Лори А. Живой океан. Л., 1976. Бринчук М.М. Проблемы совершенствования экологического законодательства субъектов Российской Федерации // Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах Российской Федерации. Панкратов И.Ф. Сыроедов Н.А. Законодательство об охране и использовании животного мира. М., 1983. Марченко М. Н. Теория государства и права. М.. 1995 Экологическое право России / Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. М., 1997. Федеральный закон "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ Федеральный закон "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. № 2060-1. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 67 "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию объектов животного мира и среды их обитания" Постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 1289 "О перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты". Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1997 г. № 1251 "О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах" Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. "О должностных лицах государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органах, осуществляющих государственный экологический контроль" Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 1998 г. № 461 "Об утверждении положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности". Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. 1 Лори А. Живой океан. Л., 1976, с. 4 2 Экологическое право России / Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. М., 1997, с. 185. 3 Гиззатуллин Р.Х. Правовая охрана животного мира республики Башкорстан. Автореф. дисс. канд. юрид наук. М., 1996, с. 17. 4 Бринчук М.М. Проблемы совершенствования экологического законодательства субъектов Российской Федерации // Теоретические основы формирования экологического, аграрного, земельного, предпринимательского законодательства в субъектах Российской Федерации. Оренбург, 1997, с. 10. 5 Гиззатуллин Р.Х. Правовая охрана животного мира республики Башкорстан. Автореф. дисс. канд. юрид наук. М., 1996, с. 19-20. 6 Марченко М. Н. Теория государства и права. М.. 1995, с. 120. 3 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|