|
|
Лесное право (задачи)Задача 2. Хирург городской больницы, уличенный в самовольной порубке двух дубов стволы диаметром 16 и 24 см. , пояснил: " Лесник в присутствии председателя садоводческого товарищества разрешил мне срубить эти деревья, и я сделал это, так как боялся, что они могут упасть на мою дачу". Убедительны ли такие объяснения с позиции закона ? Такие объяснения с позиции закона неубедительны, поскольку eесник и председатель садоводческого товарищества не обладают полномочиями давать разрешение на порубку деревьев. Однако правомерность действий хирурга определяется тем, относились ли самовольно порубленные два дуба к лесному фонду. Согласно ч. 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статья 58 Конституции РФ устанавливает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Если порубленные дубы относились к лесному фонду, то даже если объяснения хирурга соответствуют истине, данные действия неправомерны и наказуемы. Статья 11 Лесного кодекса РФ1 устанавливает. что в лесной фонд и в леса, не входящие в лесной фонд, не включается древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе землях, предоставленных для садоводства и личного подсобного хозяйства, и землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов). Статья 20 Лесного кодекса предусматривает, что древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности гражданина или юридического лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляются собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению. Согласно статье 134 ЛК РФ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения защиты земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной растительности. Рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях сельскохозяйственного назначения, должны обеспечивать улучшение состояния этой растительности и выполнение ею своих функций. Допускается проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок древесно-кустарниковой растительности. Порядок лесоразведения на землях сельскохозяйственного назначения, ухода за древесно-кустарниковой растительностью, ее использование, охрана и защита, а также государственный контроль за использованием, охраной и защитой этой растительности определяются законодательством Российской Федерации. Таким образом, если только указанные дубы не росли на участке хирурга, он не имел права их рубить без соответствующего разрешения местной власти. Статья 66 ЛК РФ устанавливает, проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуются перевод лесных земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляются на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством. В случаях, если выполнение этих работ связано с рубками, лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством выписывает лесорубочный билет. В рассматриваемом случае хирург, если деревья действительно мешали ему, должен был обратиться в лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством, а не просить разрешения у лесника. Лесной кодекс Российской Федерации не содержит норм, непосредственно предусматривающих юридическую ответственность за лесные правонарушения. В нем сказано, что за нарушение лесного законодательства Российской Федерации виновные лица несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.110). Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Это виновное противоправное действие или бездействие, нарушающее установленный правопорядок в сфере лесных отношений, за которое законом предусмотрена административная ответственность. Административное взыскание за лесонарушения наступает в виде денежного штрафа. Субъектами административной ответственности являются граждане, достигшие возраста 16 лет, и должностные лица. Конкретные составы административных лесонарушений предусмотрены в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях в ст.ст.48, 61-76. Указанные в них размеры штрафов (на граждан - до пятидесяти рублей, на должностных лиц - до ста рублей) подлежали перерасчету применительно к минимальному месячному размеру оплаты труда на основании Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. "О порядке перерасчета штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях". Перерасчет производился в следующем порядке: штраф в размере десяти рублей считался равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, тридцати рублей - одной третьей, пятидесяти рублей - одной второй, ста рублей - одному минимальному месячному размеру оплаты труда и т.д. Основанием для возбуждения производства об административной ответственности является протокол о лесонарушении, лесном пожаре, составляемый должностным лицом государственной лесной охраны (лесником, объездчиком и т.д.). Протокол об обнаруженном лесонарушении вправе составлять также работники милиции, общественные лесные инспектора. В данном случае хирург городской больницы, уличенный в самовольной порубке двух дубов, за незаконную порубку деревьев будет привлечен к ответственности по статье 63 КоАП, предусматривающей ответственность за незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление. Однако вопрос о его административной ответственности должен решаться с учетом положений статьи 18 КоАП: не подлежит административной ответственности лицо, хотя и совершившее действие, предусмотренное настоящим Кодексом или другими нормативными актами, устанавливающими административную ответственность за административные правонарушения, но действовавшее в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, социалистической собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред. Согласно статье 111 Лесного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то есть постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1992 г. N 67 "Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации". Эта норма соответствует статье 1064 ГК РФ: вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Поэтому хирург, уличенный в самовольной порубке двух дубов, должен будет возместить стоимость этих двух дубов. Задача 3. В д. Ишлеи, что в Чувашии, разрушен склад минеральных удобрений: развалена крыша, сорваны двери, мешки и контейнеры вскрыты, удобрения рассыпаны. На стене надпись: " Без противогаза в помещение не входить " В дождливую погоду видно, что ливень смывает яды в овраг, а оттуда в р. Цивиль, а затем в Волгу. Разъясните, есть ли основания для привлечения к ответственности лиц, виновных в ненадлежащем хранении ядохимикатов ?. Правовая система предусматривает четыре вида ответственности должностных лиц и граждан за правонарушения - дисциплинарную (включая материальную), административную, гражданско-правовую и уголовную. Предприятия, учреждения и организации привлекаются лишь к административной и гражданско-правовой ответственности. Статья 130 Водного кодекса РФ2 устанавливает, что лица, виновные в нарушении водного законодательства Российской Федерации, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Штрафы за административные правонарушения налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от обязанности устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба. Административная ответственность наступает за административные правонарушения, предусмотренные административным и иным законодательством. Водные административные правонарушения - часть административных правонарушений. В Законе об охране окружающей природной среды закреплено более 15 экологических правонарушений. Водные правонарушения - это во многом экологические правонарушения. Поэтому в необходимых случаях возможно применять и отдельные меры, предусмотренные в этом Законе. Далее, в статье 5 Водного Кодекса понятие водного отношения берется довольно широко. Эта статья решает вопросы регулирования водных отношений в связи с регулированием отношений по поводу земель, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, подчеркивая, что эти отношения регулируются и водным законодательством в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны вод. Водное законодательством наряду с горным законодательством регулирует также отношения в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод. Как известно, в ВК нет перечня правонарушений и ответственности за них, поэтому можно применять ст. 84 Закона об охране окружающей природной среды3. Статья 82 Закона об охране окружающей природной среды устанавливает: 1. Должностные лица и иные виновные работники предприятий, учреждений, организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами несут дисциплинарную ответственность за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение нормативов качества окружающей природной среды и требований природоохранительного законодательства, с учетом их трудовой функции или должностного положения. 2. Руководители предприятий, учреждений, организаций и иные виновные работники могут быть полностью или частично лишены премий или иных средств поощрения за невыполнение планов и мероприятий по охране природы, нарушения нормативов качества окружающей природной среды и природоохранительного законодательства. Статья 83 Закона об охране окружающей природной среды устанавливает: Должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством. Кодекс об административных правонарушениях в статье 57 предусматривает, что загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозии почв и другие вредные явления, влечет наложение штрафа на граждан в размере до пятидесяти рублей и на должностных лиц - до ста рублей. Уголовный кодекс РФ в статья 250 ("Загрязнение вод") устанавливает: 1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. 2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет. Статья 131 Водного кодекса устанавливает, что граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Указанная специальная методика определена постановлением Правительства РФ N 632 от 28 августа 1992 г. Здесь имеются в виду лицензии на сброс, выброс, размещение отходов в установленных нормативах и плата за них также в установленных размерах. Субъекты Федерации вправе дополнять, устанавливать свои методики. Как правило, субъекты РФ такие свои методики имеют. В соответствии с изложенным, лиц, виновные в ненадлежащем хранении ядохимикатов, должны быть привлечены к административной ответственности по статье 57 КоАП РСФСР, а если попадание ядов в водные объекты повлекло последствия, указанные в статье 250 Уголовного кодекса РФ ("Загрязнение вод") - то к уголовной ответственности. Кроме того, данные лица с учетом их трудовой функции или должностного положения в соответствии со статьёй 82 Закона об охране окружающей природной среды понесут дисциплинарную ответственность за нарушение требований природоохранительного законодательства. После того, как согласно статье 131 Водного кодекса юридическое лицо, причинившие ущерб водным объектам, возместит его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, виновные лица в соответствии со статьёй 83 Закона об охране окружающей природной среды понесут материальную ответственность. 1 Закон РФ от 29 января 1997 г. \ Собрание законодательства РФ, 1997 ? 5 2 Закон РФ от 16 ноября 1995г. \ Собрание законодательства РФ 1995. ? 47 3 Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 5 марта 1992 г., N 10, ст. 457, в "Российской газете" от 3 марта 1992 г. Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|