Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Проект мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности на ОАО "Строймаш"
 Договор имущественного страхования
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Выдаем микрозаймы безработным без проверки кредитной...
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Этика

курсовая работа

Межличностные коммуникации, их сложности



СОДЕРЖАНИЕ
1. Межличностные коммуникации и их особенности 3
2.Психологические барьеры коммуникаций 13
2.1. Как уменьшить психологические барьеры 14
2.2. Психодиагностика коммуникативных
способностей 15
3. Этно-психологические сложности коммуникативного
процесса. 20
3.1. Личная Территория 20
3.2. Зональные Пространства 21
3.3. Зональные Пространства у Разных Наций 24
3.4. Различие Пространственных Зон у Горожан и Жителей
Сельской Местности 26
3.5. Территория и Собственность 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

1. Межличностные коммуникации и их особенности
Умение ладить с людьми - одна из главных проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку, особенно, если он - бизнесмен. Но это также относится и к домохозяйке, и к архитектору, и к инженеру. Исследование, приведенное несколько лет назад под руководством фонда Карнеги для повышения квалификации учителей, вскрыло один важный и знаменательный факт, позже подтвержденный дополнительными исследованиями, выполненными Технологическим институтом Карнеги. Эти исследования показали, что финансовый успех специалиста в любой отрасли экономики лишь на пятнадцать процентов зависит от его знаний по специальности и на восемьдесят пять - от его личных качеств и способности повести за собой людей.
Особое внимание в ходе социально-психологического изучения групп и коллективов уделяется взаимоотношениям. Они, в свою очередь, делятся на официальные и неофициальные, отношения руководства и подчинения (в частности, лидерства), деловые и личные, рациональные и эмоциональные.
Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами. В отличие от них неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.
Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные - как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы.
В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки,которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения - это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком. Такие отношения обязательно сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями; они далеко не всегда основаны на действительной, объективной информации о человеке.
Отношения руководства и подчинения мы уже кратко рассмотрели на примере лидерства.
Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором - законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга, и это характерно, в частности, для дальнейшего рассмотрения их в учебнике.
Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определенно относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Все это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. Как согласовать сложную динамику и ситуативную изменчивость внутригрупповых отношений с относительной личностной устойчивостью?
Это можно сделать, предположив зависимость межличностных отношений не только от включенных в них людей, но также и от социальных ситуаций, в которых эти отношения формируются и развиваются, т.е. встав на позиции интеракционизма в интерпретации поведения и отношений личности. Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств.
У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой стороной, положительной или отрицательной, он выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включен в данный момент времени. Иначе говоря, поведение человека в группе определено не только личностью, но и особенностями группы.
Замечена такая закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон в личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива и чем ближе она находится к корпорации (так называют группу, в которой складываются отношения, противоположные коллективистским), тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений (рис. 1).
Поясним то, что изображено на этом рисунке. В верхней его части кружками показаны два индивида - члены некоторой группы. Допустим, что вне группы положительное и отрицательное в проявлениях личности уравновешено и поэтому возникающие эпизодические отношения эмоционально нейтральны. Таковыми они являются, например, в только что образованной из случайных людей группе. Эти отношения нестабильны и в любой момент могут непредсказуемо измениться, повернуться в любую сторону, что показано двусторонними полукруглыми стрелками по краям на второй сверху части рисунка.

Рис. 1. Влияние групп разного уровня развития на поведение личности и межличностные отношения в группе: (+) - положительное в личности и межличностных отношениях; (-) - отрицательное в личности и межличностных отношениях; (-) - отношения; (¦) - поворот отношений в любую сторону
В развитом коллективе благодаря особым нормам отношений, способствующим проявлению лучших сторон в личности и препятствующим проявлению худших, человек вынужден вести себя положительно по отношению к товарищам по группе. В корпорации, напротив, часто поощряются индивидуалистические наклонности, и групповая мораль, характерная для таких малых групп, вынуждает индивидов с целью самозащиты и отстаивания своих личных интересов проявлять себя в системе взаимоотношений с худшей стороны.
Мы описали возможную динамику взаимоотношений в микрогруппе-диаде, включающей только две личности. Такие группы довольно широко представлены в действительности. Они включают, например, близких друзей, молодые семьи; они же наиболее часто встречаются в любой малой группе, так как отношения между достаточно большим количеством людей всегда можно представить в виде конечного множества взаимоотношений, имеющихся между всевозможными парами людей, на которые можно разделить группу.
Однако в целом отношения в малой группе не сводимы к диадическим, поскольку для каждой пары наугад взятых людей можно выделить значимых для них других членов той же самой малой группы, отношения которых к каждому члену данной пары влияют, в свою очередь, на их личные взаимоотношения. Следовательно, парные взаимоотношения всегда строятся с учетом отношений с другими окружающими данную пару людьми.
По этой причине более представительной моделью отношений, имеющихся в любой малой группе, является система взаимоотношений, существующих в микрогруппе-триаде. Их возможные варианты в тех же обозначениях, которые использованы на рис.1, показаны на рис. 2.

Рис.2. Варианты взаимоотношений в микрогруппе - триаде
Межличностные отношения членов группы-триады, как и взаимоотношения участников группы-диады, могут быть трех типов: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему, напротив, отрицательно). Различные сочетания этих типов отношений порождают разные варианты взаимоотношений в группе-триаде. Первый вариант - гармонические взаимоотношения (А). Они характеризуются тем, что между тремя различными парами, на которые может быть разделена группа-триада, складываются или только положительные, или только отрицательные взаимоотношения. В идеальном случае, например, в небольшой группе, включающей трех друзей, между составляющими группу людьми могут существовать лишь положительные взаимоотношения. Во всех других случаях между двумя парами имеются положительные или отрицательные взаимоотношения, а между членами третьей пары - противоположные им по знаку.
Второй вариант триадных микрогрупповых отношений (Б) - противоречивые. При таких взаимоотношениях в какой-либо одной паре внутри группы-триады один из ее членов относится к другому положительно, а тот к нему - отрицательно. Совместимыми диадическими называются такие противоречивые отношения, когда в группе-триаде можно выделить хотя бы одну пару людей, имеющих между собой хорошие личные взаимоотношения. Несовместимыми противоречивыми называются отношения, система которых характеризуется тем, что в ней нет ни одной пары с положительными личными взаимоотношениями. Наконец, совместимыми триадными можно назвать такие взаимоотношения, при которых, несмотря на их противоречивость, группа-триада как социально-психологическая общность продолжает сохранять свое единство за счет того, что, по крайней мере, две пары из трех возможных, выделяемых в ней, имеют между собой хорошие личные взаимоотношения. Тем самым они как бы нейтрализуют отрицательное влияние на сплоченность группы противоречивых отношений в третьей паре.
Взаимоотношения в группах-триадах могут быть и конфликтными. Для них характерно то, что в группе невозможно выделить ни одной пары, внутри которой имелись бы положительные личные взаимоотношения. В силу этого обстоятельства данная группа как социально-психологическая общность людей вообще не может сохраняться и распадается. Среди конфликтных отношений можно, в свою очередь, выделить два возможных варианта. Первый - это частично-конфликтные взаимоотношения, при которых между одними парами индивидов имеются конфликтные, а между остальными - неодинаковые отношения. Второй вариант - конфликтные взаимоотношения существуют между всеми возможными парами, на которые может быть разделена данная группа. Этот тип взаимоотношений называется "полноконфликтным".
Если объединить варианты взаимоотношений, существующих в группах-диадах и группах-триадах, то можно получить достаточно представительную картину отношений, которые встречаются в малых группах.
Состав микрогрупп и соответственно структура отношений в них бывают очень сложными. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие четыре и даже пять человек, соединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко; поэтому можно считать, что группы-диады и группы-триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать много полезного для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе.
Статическую картину внутригрупповых отношений можно получить с помощью методики, которая называется социометрия. Слово "социометрия" буквально обозначает "социальное измерение". Чаше всего этот термин используют для характеристики комплекса методик, предназначенных для исследования личных, эмоционально-непосредственных отношений: взаимных симпатий и антипатий людей, их взаимной привлекательности и непривлекательности, авторитетности или неавторитетности. Кроме того, социометрическая методика позволяет выявить лидера в группе или коллективе, а также оценить их сплоченность.
Процедура применения методики следующая: 1. Члены группы получают инструкцию, в которую заложен социометрический критерий - основание для проявления взаимных эмоциональных отношений. Таким критерием может явиться любой повод, в частности - некоторая предполагаемая совместная деятельность членов данной группы. 2. Исходя из заданного критерия, членам группы предлагается высказаться друг о друге, осуществить взаимные выборы или отклонения, предпочесть или отвергнуть друг друга. Делается это на основе серии специальных вопросов, отвечая на которые члены группы в письменной форме выражают свои предпочтения друг другу. 3. Полученные письменные ответы на соответствующие вопросы статистически обрабатываются и представляются в виде социометрической матрицы, различных социограмм и социометрических индексов, по которым судят о системе межличностных, эмоционально-непосредственных личных отношений в данной группе и о положении, занимаемом каждым членом группы в системе этих отношений.
Перед началом социометрического исследования члены группы получают инструкцию примерно следующего содержания (приводимый текст инструкции предназначен для изучения коллектива офиса):
"Уважаемые коллеги! Ваш коллектив существует уже давно. За это время вы хорошо узнали друг друга и между вами сложились определенные отношения: симпатии и антипатии... Представьте себе, что создается новый коллектив, и каждый из вас по собственному желанию определяет его состав. Кого из ваших коллег вы обязательно включили бы вместе с собой в новый коллектив? Кого бы вы точно не включили? Как вы думаете, а кто включит вас? Кто вас определенно не включит в состав нового коллектива ? На каждый из этих вопросов необходимо дать письменный ответ, перечислив в порядке предпочтения (отклонения) коллег по офису в соответствии со смыслом вопроса".
Полученные от членов группы письменные ответы переносятся в специальную таблицу, которая называется "социометрическая матрица" (рис.3). Матрица устроена следующим образом. Слева по вертикали и сверху по горизонтали перечислены фамилий членов изучаемого коллектива в одном и том же порядке (лучше в алфавитном). В социометрическую матрицу переносятся данные о выборах, сделанных каждым членом группы. Их порядок обозначается цифрами. Взаимные выборы обводятся кружками. В нижней строке матрицы и в ее крайнем правом столбце представляются результаты суммирования индивидуальных выборов, а именно: в нижней строке содержатся суммы выборов, полученных каждым членом группы, а в правом столбце - суммы выборов, сделанных каждым членом группы (соответственно, ожидаемых выборов и ожидаемых отклонений, просто отклонений - ответы на второй, третий и четвертый вопросы).
Просматривая нижнюю строку матрицы, можно определить, кто из членов группы получил больше всего выборов. Этого человека, вероятно, и следует считать лидером в данной группе.
Социометрическая матрица не позволяет получить достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе, поэтому кроме нее для графического представления результатов используются специальные диаграммы, называемые

Рис. 3. Социометрическая матрица (фрагмент)
социограммами. На соответствующих рисунках в условной системе обозначений представляются выявленные в исследованной группе взаимоотношения.
Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Первые представляют всю систему внутригрупповых отношений в целом, вторые - отношения, сложившиеся между отдельными группировками внутри группы или отдельными членами группы с остальными. Групповые социограммы, в свою очередь, также имеют две разновидности: масштабная социограмма (рис. 4) и социограмма-мишень (рис. 5). На масштабной социограмме члены группы изображаются в виде кружков, соединенных между собой стрелками, направленность которых указывает на характер отношений, а длина свидетельствует о близости этих отношений. Чем ближе друг к другу изображены члены группы на данной социограмме, тем лучше имеющиеся между ними взаимоотношения.

Рис. 4. Масштабная социограмма, наглядно представляющая взаимоотношения в группе, включающей 11 человек. На рисунке видно четкое разделение данной группы на две подгруппы а) и б) со своими лидерами А и Б
Социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых обычно равно максимальному числу выборов, полученных лидером. На рис. 5 представлена социограмма-мишень группы, в которой наибольшее число выборов равно 5. Выборы указаны стрелками. В концентрических окружностях члены группы размещены в соответствии с числом полученных ими выборов. Вертикальными и горизонтальными линиями, проходящими перпендикулярно друг другу через центр, вся социограмма-мишень разделена на четыре сектора, представляющих детей разного пола и возраста (всего четыре различных сочетания указанных признаков).
При помощи социограммы-мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в группе, но также о том, какие взаимоотношения сложились между всеми членами группы.
Для более детального анализа положения отдельных членов группы в системе личных взаимоотношений обращаются к построению индивидуальных социограмм (рис. 6).
Данные социометрического обследования группы, представленные в виде матрицы и социограмм, дополняются социометрическими индексами, количественно характеризующими группу. Наиболее известный из них - индекс групповой сплоченности. Он определяется по формуле:

где ?в.в., - сумма взаимных выборов, сделанных членами данной группы; ?max- максимально возможное число взаимных выборов в данной группе.

Рис. 5. Социограмма-мишень, представляющая взаимоотношения в группе, состоящей из 11 человек

Рис. 6. Индивидуальные социограммы, характеризующие положения лидера (А) и не пользующегося признанием, отвергаемого всеми членами группы (Б) в системе личных взаимоотношений
Оно, в свою очередь, устанавливается по следующей формуле:

где п - число членов в изучаемой группе.
2. Психологические барьеры коммуникаций
Взаимоотношения человека с окружающими проходят длительный и сложный путь развития. Прежде всего, они зависят от жизненного опыта и поэтому ограничены возрастными возможностями восприятия и понимания себя и друг друга. Поэтому, естественно, у дошкольников и младших школьников складываются детские взаимоотношения.
Со временем они изменяются и становятся все больше похожими на отношения взрослых людей.
Взаимоотношения конкретного человека с окружающими людьми зависят не только от его собственной социально-психологической зрелости, но и от обстоятельств или социального окружения - группы, к которой он принадлежит, а также группы, в которой он находится в данный момент времени, - состояния общества и его собственного положения в данном обществе и среди окружающих людей.
В отношениях человека к окружающим в первую очередь отражается социальная психология референтных для него групп. Человек, как правило, формирует и изменяет свои психологические установки в зависимости от того, какие люди его окружают и как они к нему относятся.
В периоды социально-экономических и политико-идеологических кризисов человеческие отношения обычно обостряются, ухудшаются по сравнению с тем временем, когда общество является более или менее стабильным.
Отношения людей друг к другу могут проявляться открыто в практических действиях и видимых симпатиях или антипатиях, но могут быть и скрытыми, причём не только от окружающих, но и от самого человека. В первом случае люди выражают своё отношение в высказываниях, жестах, мимике, пантомимике. При скрытых взаимоотношениях - в изменении внутреннего психологического состояния.
Все люди строят свои взаимоотношения по-разному: у одних доминируют открытость, т.е. внешние компоненты отношений, у других - напротив, внутренние, скрытые.
Развивать и совершенствовать человеческие взаимоотношения можно именно в направлении гармонизации внутренних и внешних компонентов. Человек должен уметь внешне вести себя так, чтобы это соответствовало его внутреннему отношению. Но, разумеется, в рамках принятого этикета. Для этого сначала нужно научиться правильно оценивать и контролировать внутренние и внешние компоненты своих взаимоотношений. Как это лучше всего сделать? Необходимо чаще обращаться к анализу своих отношений, задавая себе вопросы: как лично я отношусь к данному человеку? Как я проявляю свое отношение к нему? Соответствуют ли внешние проявления моего отношения к данному человеку моей внутренней установке? Является ли моё отношение к данному человеку правильным, объективным, беспристрастным? И ряд других.
Эти же вопросы можно и нужно задавать не только себе самому, но и близким людям, которые хорошо вас знают и в состоянии правильно оценить ваше отношение.
Как уменьшить психологические барьеры
Система человеческих отношений весьма сложна и включает в себя не только парные взаимоотношения, но и отношения между группами. Эти групповые отношения оказывают влияние и на личные взаимоотношения, поэтому в нашей жизни часто возникает необходимость регулировать не только свои собственные отношения, но и взаимоотношения окружающих людей.
В этой связи обсудим вопрос, как отношения, складывающиеся между одними людьми, зависят от взаимоотношений, образующихся между другими людьми и, в свою очередь, влияют на них. Воспользуемся для этой цели схемой, представленной на рисунке 7. Она указывает на особенности взаимоотношений, характерных для пары (диады) и для группы людей на примере тройки (триады). В левой части рисунка показаны взаимоотношения, складывающиеся между двумя людьми (А и Б) в тех случаях, когда они на некоторое время психологически или физически изолированы от окружающих.

Рис. 7
Их личные взаимоотношения относительно просты и в основном зависят от индивидуальных особенностей и поведения каждого партнёра.
Иная картина возникает, когда взаимоотношения между одними людьми складываются и развиваются на фоне взаимоотношений между другими людьми (правая часть рисунка).
Личные и деловые взаимоотношения между каждой парой в группе-триаде зависят не только от индивидуальных особенностей и персонального поведения членов каждой пары (А - Б, А - В, Б - В), но и от того, как воспринимает и оценивает каждый из членов группы-триады взаимоотношения, существующие в других парах. Такая система человеческих отношений соответствует реальному положению человека в обществе.
Можно ли влиять не только на свои личные взаимоотношения, но и на взаимоотношения, складывающиеся между другими людьми? Да, но для этого требуются несколько иные знания, умения и навыки, чем те, которые необходимы для регуляции сугубо личных, частных взаимоотношений данного человека с другими. Многое зависит и от того, как люди относятся к вам. Если вас любят, то вы в состоянии оказывать достаточно сильное влияние на человеческие взаимоотношения. Если же вас не любят или безразличны к вам, то вряд ли вы будете способны значительно влиять на взаимоотношения других людей.
Рассмотрим возможные приёмы и способы воздействия одного человека на взаимоотношения других людей.
1. Открыто высказать, что отношения, например, ваших коллег между собой вам не нравятся и аргументировать это.
2. Объяснить, какими бы вы хотели видеть эти взаимоотношения.
3. Быть достаточно последовательным в своём собственном поведении по отношению к данным людям. Если в какой-то момент времени вы демонстрируете коллегам, что их взаимоотношения вас устраивают, а в другой момент - обратное, вряд ли вы сможете действенно повлиять на их взаимоотношения. Для этого важно самому разобраться и определиться в своих собственных намерениях и чувствах по отношению к вашим коллегам.
Ни один человек в мире ещё не добился серьёзных успехов в жизни, не научившись строить и укреплять свои отношения с окружающими людьми. Последнее же возможно, если улучшение отношений с окружающими людьми сделает его жизнь насыщенней и богаче.
2.2. Психодиагностика коммуникативных способностей
Коммуникативными называются способности, связанные с установлением, поддержанием и сохранением хороших личных и деловых взаимоотношений человека с окружающими людьми.
В структуру коммуникативных способностей входят общительность и замкнутость. Первая помогает, а вторая мешает установлению нормальных личных и деловых связей с окружающими людьми.
Ниже приводятся две методики, с помощью которых можно оценить общительность и замкнутость (в данном случае склонность к одиночеству), сделав заключение о том, насколько эти два качества развиты у вас.
ОБЩИТЕЛЬНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?
Ответив на соответствующие вопросы, вы сможете сделать вывод относительно вашей общительности. Подберите из числа предложенных те ответы, которые более всего соответствуют манере вашего поведения, и запишите их индексы (например, 1а, 2в, 36 и т.д.). По избранным вами ответам вы сможете оценить степень развитости у себя соответствующего личностного качества.
Вопросы и варианты ответов на них
1. Если вас приглашает к себе в гости человек, которому вы не симпатизируете, примете ли вы это приглашение?
а) да;
б) только в исключительном случае;
в) нет.
2. Представьте, что в гостях вы вынуждены сидеть около человека, которого считаете своим недругом. Как вы себя поведёте?
а) не будете обращать на него внимания;
б) будете отвечать только на его вопросы;
в) попытаетесь завязать с ним непринуждённый разговор.
3. Вы собирались позвонить в дверь одной квартиры. Внезапно услышали, что в квартире возник семейный спор. Что вы сделаете?
а) всё-таки позвоните;
б) подождёте, пока спор прекратится;
в) уйдёте.
4. Что вы сделаете, если вам в гостях предложат нелюбимое блюдо?
а) съедите его, несмотря на отвращение;
б) скажете хозяевам, что не можете съесть это блюдо;
в) пожалуетесь на отсутствие аппетита.
5. Какой бутерброд со стола вы обычно выбираете?
а) самый лучший;
б) самый маленький;
в) ближайший к вам.
6. Что вы предпримете в том случае, если в компании внезапно наступит пауза во время разговора?
а) подождёте, пока кто-нибудь не начнёт разговор вновь;
б) сами найдёте какую-нибудь тему для продолжения разговора.
7. Представьте себе, то вы попали в неприятное положение. Расскажете ли вы об этом своим знакомым?
а) обязательно расскажете первому попавшемуся знакомому;
б) расскажете только самым близким друзьям;
в) не расскажете ни одному человеку.
8. Добавляете ли вы от себя что-либо в рассказы, которые слышали от других людей?
а) да;
б) совсем немного для того, чтобы их улучшить;
в) почти ничего не добавляю.
9. Носите ли вы с собой фотографию своей возлюбленной (возлюбленного) и охотно ли вы показываете её окружающим людям?
а) да;
б) иногда;
в) никогда.
10. Что вы сделаете, если, будучи среди других людей, не поняли рассказанного анекдота или шутки?
а) будете смеяться вместе с остальными, которые поняли суть рассказанного;
б) останетесь серьёзным и не будете смеяться;
в) попросите, чтобы кто-нибудь объяснил вам смысл этого анекдота или шутки. .
11. Что вы предпримете, если, оказавшись в компании, вдруг ощутите резкую головную боль?
а) не будете показывать вида;
б) попросите у кого-нибудь таблетку от головной боли;
в) покинете компанию и уйдёте домой.
12. Что вы сделаете, если, находясь в гостях, узнаете, что по телевидению скоро должны передавать интересную только для вас программу?
а) попросите, чтобы хозяин дома включил вам телевизор;
б) начнёте смотреть телепередачу в соседней комнате, чтобы не мешать остальным гостям;
в) откажетесь от интересующей телепередачи.
13. Вы находитесь в гостях. Когда вы чувствуете себя лучше?
а) когда развлекаете гостей;
б) когда вас самих развлекают другие.
14. Обладаете ли вы привычкой заранее решать, как долго сможете оставаться в гостях?
а) нет;
б) иногда думаю об этом;
в) всегда думаю об этом.
15. Допустим, что корреспондент какой-либо газеты берёт у вас интервью.
а) вы будете довольны, если интервью напечатают в газете;
б) будете стараться, чтобы этого не произошло;
в) вам совершенно безразлично, будет или не будет напечатано в газете интервью с вами.,
16. Способны ли вы внешне беспристрастно относиться к людям, которых внутренне не можете терпеть?
а) да; .
б) иногда, только в виде исключения;
в) не задумывался над этим вопросом.
17. Соглашаетесь ли вы с мнением других людей, "если оно справедливо, но для вас неблагоприятно?
а) всегда;
б) только в том случае, если оно соответствует вашему собственному мнению;
в) никогда.
18. Когда вы прекращаете спорить?
а) чем скорее, тем лучше;
б) когда спор не имеет никакого смысла;
в) после того как убедил своего оппонента.
19. Если вы знаете стихи, то будете ли их читать в незнакомой компании?
а) с удовольствием;
б) да, если об этом попросят;
в) никогда.
20. Представьте себе, что вы живёте во времена графа Монте-Кристо, сидите в тюрьме и внезапно узнаёте, что в соседней камере заключён ваш самый злейший враг. Начнете ли вы с ним перестукиваться?
а) немедленно;
б) только тогда, когда не сможете переносить одиночество;
в) никогда.
21. Есть ли у вас привычка или желание встречать Новый год среди большого скопления людей, например на городской площади?
а) да;
б) нет;
в) Новый год я обычно встречаю один или просто сплю.
В таблице 5 дан ключ к ответам на вопросы приведённого опросника. После расшифровки ответов вы получаете определённую сумму баллов, по которой определяется степень развитости у вас такого качества личности, как общительность.
Таблица 1
Ключ для интерпретации ответов опросника "Общительный вы человек?"

Номера вопросов Количество баллов, получаемых за тот или иной вариант ответа на вопросы а) б) в) 1 20 5 0 2 0 5 25 3 5 10 0 4 10 0 5 5 0 5 10 6 5 15 0 7 30 5 0 8 15 5 0 9 0 5 10 10 0 5 10 11 5 10 0 12 0 5 10 13 20 5 0 14 0 5 15 15 10 0 5 16 15 5 0 17 25 5 0 18 0 5 10 19 0 5 10 20 20 5 0 21 5 0 10
Обработка результатов и выводы
Если вы набрали в сумме от 233 до 310 баллов, то качество "общительность" считается у вас сильно развитым. Если сумма набранных баллов оказалась в интервале от 78 до 232, то это качество считается у вас развитым средне. Наконец, если сумма баллов оказалась равной от 0 до 77, то качество "общительность" считается слаборазвитым.
СКЛОННЫ ЛИ ВЫ К ОДИНОЧЕСТВУ?
Предлагаемый далее короткий опросник позволяет оценить, насколько у вас выражена склонность к одиночеству, или необщительность. На каждый вопрос есть два варианта ответов: "да" и "нет".
Вопросы
1. Имеете ли вы склонность после работы пойти прогуляться в одиночестве по городу? а) да; б) нет.
2. Считаете ли вы катастрофой, если вам не с кем поехать отдохнуть за город? а) да; б) нет.
3. Вы договорились о встрече с другом через четыре часа. Сможете ли вы чем-либо заняться в это время? а) да; б) нет.
4. Любите ли вы смотреть в одиночестве на пламя костра? а) да; б) нет.
5. Когда вы заняты чем-то очень важным, раздражают ли вас телефонные звонки и разговоры людей? а) да; б) нет.
6. Любите ли вы ходить пешком? а) да; б) нет.
7. Можете ли вы отметить Новый год в одиночестве и остаться при этом в хорошем настроении? а) да; б) нет.
8. Приглашаете вы на свой день рождения много гостей? а) да; б) нет.
9. Чувствуете ли вы себя свободно, находясь в компании незнакомых людей? а) да; б) нет.
10. Как вы поступите, если окажетесь в чужом городе и не сможете отыскать нужный вам адрес?
а) спросите у прохожего;
б) обратитесь в городское справочное бюро;
в) попробуете всё же отыскать самостоятельно.
11. Любите ли вы делать подарки? а) да; б) нет.
12. Мечтали ли вы стать актёром? а) да; б) нет.
Обработка результатов и выводы
За ответы "да" на следующие вопросы вы получите 1 балл:
1, 3, 4, 5, 6, 7, 10б, 12. Также по одному баллу испытуемый получает за ответы "нет" на вопросы 2, 8, 9, 12. За ответ "да" на вопрос 10в дается 2 балла.
Если вы набрали больше 8 баллов, то склонность к одиночеству у вас развита достаточно сильно. При сумме баллов от 4 до 8 приходят к заключению о среднеразвитой склонности к одиночеству. При результате, меньшем, чем 4 балла, склонность к одиночеству развита слабо.
3. Этно-психологические сложности коммуникативного
процесса.
Много книг и статей было написано на тему о том, как животные, птицы и рыбы устанавливают свою сферу обитания и охраняют ее, но только недавно было обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и территории. Если мы их изучим и поймем их смысл, мы не только обогатим наши представления о своем собственном поведении и поведении других людей, но и сможем прогнозировать реакцию другого человека в процессе непосредственного общения с глазу на глаз. Американский антрополог Эдуард Т. Холл был одним из родоначальников в области изучения пространственных потребностей человека, и в начале шестидесятых годов он ввел термин "проксимика" (от слова proximity - близость). Его исследования в этой области привели к новому пониманию наших взаимоотношений с другими человеческими существами.
Каждая страна представляет собой застолбленную территорию с четко очерченными границами и пограничными войсками, охраняющими эту территорию.
Внутри каждой страны имеется еще одно территориальное деление в виде штатов или графств. Эти территории в дальнейшем делятся на еще меньшие, называемые городами; внутри которых имеются районы, состоящие из улиц, которые сами по себе представляют собой замкнутую территорию для тех, кто живет на них. Обитатели каждой территории объединены невидимым чувством приверженности своей территории, и истории известно немало примеров, когда начинаются кровавые войны и убийства ради защиты своей территории.
Под территорией понимается также пространство, которое человек считает своим, как будто это пространство является продолжением его физического тела. Каждый человек имеет свою собственную личную территорию, которая включает пространство, окружающее его собственность, например, его дом, окруженный забором, машину во дворе, его собственную спальню, его личный стул и, как обнаружил доктор Холл, он имеет также четко обозначенное воздушное пространство вокруг своего тела.
Рассмотрим вопросы, связанные с этим видом территории, и с тем, как люди реагируют на попытки нарушить ее.
3.1. Личная Территория
Физическое тело большинства животных окружено определенной пространственной зоной, которую они считают своей собственной личной территорией. Насколько далеко простирается эта территория, зависит, главным образом от того, как густо населены места, в которых это животное проживает. Подобно животным, человек обладает своей собственной воздушной оболочкой, окружающей его тело, ее размеры зависят от плотности населения людей в месте его проживания. Следовательно, размеры личной пространственной зоны социально и национально обусловлены. Если представители одной нации, например, японцы, привычны к перенаселенности, другие предпочитают широкие открытые пространства и любят сохранять дистанцию. Однако, мы будем вести речь в основном о территориальном поведении народов западных стран. Социальное положение человека может тоже быть значимым при описании расстояния, на котором человек держится по отношению к другим людям, и этот вопрос будет обсуждаться ниже.
3.2. Зональные Пространства
Размеры личной пространственной территории человека средне обеспеченного социального уровня, в принципе, одинаковы независимо от того, проживает ли он в Северной Америке, Англии или Австралии. Ее можно разделить на 4 четкие пространственные зоны.

Рис.8. Различные зоны
1. Интимная зона (от 15 до 46 см).
Из всех зон эта самая главная, поскольку именно эту зону человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоциональном контакте с ним. Это дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники. В этой зоне имеется еще подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверх интимная зона.
Личная зона (от 46 см до 1,2 метра)
Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на коктейль - вечеринках, официальных приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.
3. Социальная зона (от 1,2 до 3,6 метров)
На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей, например, водопроводчика или плотника, пришедшего, заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе и от людей, которых не очень хорошо знаем.
4. Общественная зона (более 3,6 метра) Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
Обычно наша интимная зона нарушается тем или иным человеком по двум причинам. Первая, когда "нарушитель" является нашим близким родственником или другом, или же человеком, имеющим сексуальные намерения. Вторая, когда "нарушитель" проявляет враждебные тенденции и склонен атаковать нас. Если мы можем терпеть вторжение посторонних людей в наши личные и социальные зоны, то вторжение постороннего человека в интимную зону вызывает внутри нашего организма различные физиологические реакции и изменения. Сердце начинает биться быстрее, происходит выброс адреналина в кровь, и она приливает к мозгу и мышцам как сигнал физической готовности нашего организма к бою, т.е. состояние боевой готовности.
Это означает, что если вы дружелюбно прикоснетесь к руке или обнимите человека, с которым вы только что познакомились, то это может вызвать у него отрицательную реакцию по отношению к вам, даже если он или она будет вам улыбаться и, чтобы вас не обидеть, делать вид, что это ей нравится. Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютно, соблюдайте золотое правило: "Держи дистанцию". Чем интимнее наши отношения с другими людьми, тем ближе разрешается нам проникать в их зоны. Например, только что принятый на работу служащий первое время может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно, но они просто держат его на дистанции социальной зоны, потому что мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную зону.
Дистанция между двумя целующимися может много рассказать вам о характере взаимоотношений между этими людьми. Любовники крепко прижимаются телами друг к другу и находятся внутри интимной зоны друг друга. Совершенно другое будет расстояние, если вы получаете поцелуй от постороннего человека, поздравляющего вас с Новым годом, или от мужа лучшей подруги, поскольку оба будут отставлять нижнюю часть тела, по крайней мере, на расстояние 15 см от вашей.
Исключением из правила, требующего строгого соблюдения дистанционной зоны, являются случаи, когда пространственная зона человека обусловлена его социальным положением. Например, управляющий компанией и один из его подчиненных могут быть компаньонами по рыбной ловле, и, находясь на рыбалке, они пересекают и личную, и интимную зону друг друга. На работе же управляющий будет держать его на расстоянии социальной зоны, соблюдая неписаные правила социальной стратификации.
Скученность людей на концертах, в кинозалах, на эскалаторах, в транспорте, лифте приводит к неизбежному вторжению людей в интимные зоны друг друга, и интересно наблюдать реакцию людей на эти вторжения. Существует ряд не писаных правил поведения западного человека в условиях скученности людей, например, в автобусе или лифте. Это такие правила:
1. Ни с кем не разрешается разговаривать, даже со знакомыми.
2. Не рекомендуется смотреть в упор на других.
3. Лицо должно быть совершенно беспристрастным - никакого проявления эмоций не разрешается,
4. Если у вас в руках книга или газеты, вы должны быть полностью погружены в чтение.
5. Чем теснее в транспорте, тем сдержаннее должны быть ваши движения.
6. В лифте следует смотреть только на указатель этажей над головой.
Часто можно услышать, как людей, ездящих в общественном транспорте на работу, в часы пик, называют жалкими, несчастными, подавленными. Эти эпитеты обычно употребляются из-за того, что у этих людей невыразительные лица, но сторонние наблюдатели ошибаются в своих оценках. Они просто видят, как люди добросовестно выполняют правила поведения в условиях неизбежного вторжения посторонних в их интимную зону.
Если у вас возникнут сомнения по этому поводу, понаблюдайте за собой в следующий раз, когда вы войдете в переполненный кинозал. Как только вы вступили в проход, ведущий к вашему месту, окруженному множеством незнакомых лиц, обратите внимание, что вы начинаете, как запрограммированный робот, подчиняться написанным законам поведения человека в переполненных общественных местах. Когда вы начнете конкурировать со своим соседом за уголок на подлокотнике кресла для опоры руки, вы поймете, почему люди, пришедшие в кино без спутника, обычно не занимают свое место в зале до тех пор, пока не выключат свет или не начнется фильм. Каждый раз, когда мы едем в переполненном лифте, сидим в переполненном кинозале или едем в битком набитом автобусе, окружающие перестают для нас существовать, и до тех пор, пока нас непосредственно не заденут, мы не реагируем на них. Создается такое впечатление, будто своим неосознанным посягательством на нашу интимную территорию люди ставят нас в оборонительную позицию.
Разъяренная толпа или агрессивная группа людей, объединенных единой целью, реагирует на нарушения их территории совершенно другим образом, чем отдельные личности. В действительности происходят следующие вещи: по мере того, как увеличивается толпа и ее плотность, личное пространство каждого отдельного человека становится все меньше, и он принимает враждебную стойку, поэтому с ростом толпы усиливается ее враждебность и агрессивность, и в любой момент может начаться рукоприкладство. Это очень хорошо известно полиции, и она всегда стремится разогнать толпу, чтобы каждый человек вновь обрел свое зональное пространство и успокоился.
Только в последние годы правительство и градостроители стали обращать внимание на то, что многоэтажные жилищные комплексы оказывают отрицательное влияние на человека, поскольку лишают его личной территории. Отрицательные последствия проживания на перенаселенных территориях можно проследить на примере популяции оленей на острове Джеймс, находящимся неподалеку от штата Мэрилэнд. Олени там стали вымирать большими партиями несмотря на то, что в то время корма им было достаточно, хищники отсутствовали и не было никакой эпидемии. Аналогичные явления до этого происходили с крысами и кроликами. Исследования показали, что олени вымирали в результате сверхактивной деятельности надпочечных желез, вызванной стрессовым состоянием животных, создавшемся от того, что в результате роста популяции оленей, они были лишены своей личной территории. Надпочечные железы играют важную роль для роста организма, воспроизводства и сопротивляемости заболеваниям. Таким образом, именно перенаселенность вызвала физическую реакцию на стресс, а не такие факторы как голод, инфекция или агрессивность других животных. Учитывая это, легко понять, почему области, имеющие большую плотность населения, имеют более высокий уровень преступности. Следователи полиции используют специальные методы, построенные на нарушении территории личности, для того, чтобы сломить сопротивление допрашиваемых преступников. Для этого они усаживают преступника на стул без подлокотников, ставят стул в центре комнаты и постоянно во время допроса проникают в его интимную и особо интимную зону, оставаясь в ней до тех пор, пока тот не даст ответ. С помощью таких методов сопротивление преступника очень быстро подавляется.
3.3. Зональные Пространства у Разных Наций
Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный клуб Джейсистов. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он "пристает" к ним. Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим невербальным поведением намекала, что она для них доступна в сексуально" отношении. Эта ситуация подтверждает тот факт, что у многих европейских наций интимная зона составляет только 23-25 см, а у некоторых и того меньше. Датчане чувствовали себя уверенно и непринужденно, находясь на расстоянии 25 см от американца, не подозревая о том, что они вторгаются в его интимную зону, составляющую 18 дюймов. Датчане также чаще используют контактный взгляд, чем американцы, что дало повод для ошибочной оценки их поведения.

Рис. 9. Приемлемое расстояние для беседы между городскими жителями.
Продвижение в интимную территорию человека лица противоположного пола является способом выражения его интереса к этому человеку и называется заигрыванием. Если заигрывание не принимается, этот человек отступает и соблюдает в дальнейшем дистанцию. Если же ухаживания принимаются, человек позволяет "нарушителю" оставаться внутри его интимной зоны. То, что для датчан являлось нормальным общественным поведением, интерпретировалось американцами как их сексуальное заигрывание. Датчане же думали, что американцы были холодны и недружелюбны, потому что они устранялись от удобной для их общения зоны.

Рис. 10. Отрицательная реакция женщины, на чью территорию вторгается мужнина. Она отклоняется назад, пытаясь установить нужную дистанцию. Однако, беда заключается в том, что мужчина может оказаться сельским жителем с маленьким объемом личного пространства, он пытается приблизиться на расстояние, которое больше устраивает его. Женщина может воспринять это движение как сексуальный жест.
Недавно на конференции я заметил, что когда встречались и беседовали два американца, они стояли друг от друга на расстоянии 90 см и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора. Когда же разговаривали японец и американец, то они медленно начали передвигаться по комнате. Американец постоянно отодвигался от японца, а японец постепенно наступал, приближаясь к нему. Тем самым каждый из них пытался приспособиться к привычному и удобному для него пространству общения. Японец, чья интимная зона составляет 25 см, постоянно делал шаг вперед, чтобы сузить пространство. При этом он вторгался в интимную зону американца, заставляя его отступать на шаг назад, чтобы расширить свое зональное пространство. Видеозапись этого эпизода, воспроизведенная с ускорением, создает впечатление что оба они танцуют по конференцзалу, и японец ведет своего партнера. Становится понятным, почему при бизнес-переговорах азиаты и американцы посматривают друг на друга с некоторым подозрением Американцы считают, что азиаты "фамильярны" и чрезмерно давят", азиаты же считают, что американцы "холодны и слишком официальны". Незнание культурно обусловленных различии в интимных зонах различных людей может легко привести к недопониманию и неверным суждениям о поведении и культуре.

3.4. Различие Пространственных Зон у Горожан и Жителей
Сельской Местности
Как упоминалось выше, объем личного пространства, необходимыми для обитания, зависит от плотности населения людей в том месте, где люди выросли. Тем, кто вырос в редконаселенных сельских местностях, требуется более просторное личное пространство, например, тот, кто воспитывался в населенных столичных городах. Потому, как человек протягивает руку для рукопожатия, можно судить, проживает ли он в крупном городе или в отдаленной сельской местности. У городских жителей их личная воздушная оболочка составляет 46 см, и именно на столько протягивается кисть руки при рукопожатии (рис.11). В таком случае руки собеседников встречаются на нейтральной территории. Люди, выросшие в районном городе, где плотность населения невысокая, могут иметь личную оболочку до 1,2 метра в радиусе или более, и именно на этом расстоянии находится, кисть руки от тела, когда сельские жители здороваются за руку (рис.12). Сельские жители обычно стоят прочно на земле и наклоняются навстречу вашему рукопожатию в то время как городской житель сделает шаг вперед при рукопожатии. Люди, выросшие в отдаленных или малонаселенных сельских районах, обычно имеют очень большие потребности в Личном пространстве, достигающем 9 метров. Эти люди предпочитают не здороваться за руку, а лучше на расстоянии помахать друг другу рукой (рис.13).

Рис.11. Два городских жителя обмениваются рукопожатием.

Рис. 12. Два человека из небольшого города.
3.5. Территория и Собственность
Человек расценивает свою собственность или площадь, регулярно используемую им, как свою личную территорию, подобно личному воздушному пространству, и готов биться, чтобы защитить ее. Такие вещи как собственный дом, офис и машина представляют территорию, имеющую четко обозначенные границы в форме стен, ворот, заборов и дверей. Каждая территория может иметь несколько подтерриторий. Например, у женщины в доме есть свои личные территории, такие как кухня или прачечная, куда она запрещает кому-либо входить в тот момент, когда она там работает. Бизнесмен имеет любимое место за столом переговоров, посетители имеют любимые места в кафетерии, а у главы семьи в доме есть свой любимый стул. Эти места обычно маркируются тем, что на них владелец оставляет свои вещи, или же тем, что постоянно садится только на свое место. Посетитель кафетерия может даже дойти до того, что вырежет ножом свои инициалы на "своем" месте за столом, а бизнесмен отметит свою территорию за столом тем, что поставит на него свою пепельницу, положит ручку, книгу или салфетку, занимающую расстояние его интимной зоны в 46 см. Доктор Десмонд Моррис, наблюдая за местами в читальном зале библиотеки, установил, что если оставить книгу или личную вещь на столе в читальном зале, то это сохранит вам место в среднем в течение 77 минут, а если повесить пиджак на спинку стула, то место сохраняется в течение 2 часов. Члены семьи дома могут пометить свое любимое место своей личной вещью типа трубки или журнала, положив его на место или рядом с ним, чтобы заявить свои права на владение этим пространством.

Рис. 13. Люди из малонаселенных районов
Человек в состоянии знать свою психологию, но при определенных условиях. Прежде всего, ему необходимо научиться вести систематические наблюдения за собой и за реакциями людей на свое собственное поведение. Для того чтобы образ психологического Я человека постоянно совершенствовался, наблюдения за собой должно стать для него некоторого рода привычкой. Желательно также, чтобы наблюдаемые реакции других людей человек постоянно соотносил с собственными ощущениями и действиями, мог определенно судить о том, какое воздействие и какую конкретную реакцию он вызывает, а также наоборот: какая реакция другого человека является следствием того или иного конкретного действия.
Важно также не просто наблюдать за собой, но и быть экспериментатором для себя, т.е. сознательно предпринимать разнообразные действия с расчетом на то, чтобы внимательно проследить за тем, какие реакции они вызывают, каким психологическим следствием ведут. Важно также научиться анализировать причинно-следственные связи, существующие между собственными действиями и поступками других людей.
Учитывая эти рекомендации, можно добиться определенных успехов в межличностных отношениях среди своих коллег.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дейл Карнеги. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М. "Прогресс", 1992;
Аллан Пиз. Язык телодвижений. "Издательский дом Гутенберг", 1997;
Немов Р.С. Психология."Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997;
Немов Р.С. Практическая психология."Гуманитарный издательский дом ВЛАДОС", 1998;
"Социальная психология и этика делового общения", Ред. Лавриненко В.Н. М., 1995
Мескон Т.Х., Альберт М. "Основы менеджмента", М., 1992
Сухарев В. Этика и психология делового общения. М., 1998.

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Валютные биржи
 Контрольная работа (договорное право) 2
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2021
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.