Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление оптимальным планированием ассортимента, ориентированного на потребителя
 Репродуктивное здоровье женщин в Российской Федерации и перспективы его улучшения
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Философия

контрольная работа

Общество и общественные отношения



1. План:
лист
1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ 3
2. ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 5
3. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ 9
4. СОВРЕМЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 12
Многоликий и противоречивый мир 12
Незападные цивилизации, или традиционное общество 13
Западная цивилизация 14
Куда ведут реформы? 14
Противоречия переходного периода 16
Список литературы 17
1. ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВА КАК СИСТЕМЫ
Говоря о философии в целом, мы указываем, что в наиболее общем смысле ее объектом выступает система "мир - человек", в рамках которой можно выделить различные предметные уровни (гносеологический, онтологический, аксиологический, прагматический и т.д.), отражающие специфику наиболее общего философского подхода к бытию. Однако само понятие мира также неоднородно, и в нем можно, в частности, выделить, например, мир живой и неживой природы и т.д. Человек также является частью мира, его особой структурой, основным признаком которой выступает его социальность. Соответственно объект философии, которая занимается обществом в целом как частью бытия, включается в нашей схеме в подсистему "мир". Это своеобразный мир социального, который целесообразно обозначать, как отмечает К.Х. Момджян, термином "социум".
Здесь человек выступает не только как некий абстрактный субъект познания (как, например, в гносеологии) и не только как отдельная личность, наделенная индивидуальными свойствами, но и как социальное существо. То есть он является носителем свойства конкретного социального, т.е. определенной подструктуры социума. Поэтому понять человека без исследования его "социальной среды обитания" невозможно, так же как невозможно (кроме общих банальных рассуждений) сделать обоснованные выводы об общих социальных закономерностях.
Таким образом, для понимания сущности общества, прежде всего необходимо выделить и отличить его от других подсистем бытия. Здесь возникает первая сложность, так как понятий общества существует огромное множество и любая социальная группа - от клуба любителей пива и общества рыболовов до партийной или профсоюзной организации - может себя вполне правомерно обозначать как общество. Наша задача - исследовать не любые социальные группы или их механическую совокупность (это может стать предметом отдельного социологического анализа), а выделить некоторые общие признаки, позволяющие говорить об обществе в целом и одновременно абстрагироваться от всех несущественных признаков применительно к нашему пониманию. В результате мы получаем предварительное широкое определение: общество представляет собой образование, соединяющее в себе "существенные свойства и признаки любого самодостаточного социального коллектива, существовавшего, существующего или способного существовать в истории" (Момджян ).
Соответственно объект философии применительно к обществу можно конкретизировать: наша общая схема "мир - человек" примет относительно общества следующий вид: "социум (как подструктура бытия) - общество (как форма бытия социальности)". В рамках данного предмета получают свое уточнение и перечисленные выше общие предметные уровни философии. "Философия не сможет выполнить своей предметной задачи, если ограничится абстрактным анализом социальности и оставит в стороне собственно общество, не обратится к всеобщим, исторически универсальным способам и формам организации человеческих коллективов, имеющих право на это название" (Момджян).
Приведенное выше определение хотя и дает нам общее представление об обществе, выделяя его из ряда иных образований, тем не менее недостаточно эффективно и требует своего дальнейшего уточнения. Поскольку общество представляет собой очень сложное образование, целесообразно проводить данное уточнение, используя системный подход.
В общем плане, суть системного подхода заключается в рассмотрении любого исследуемого объекта как системы, внутри которой можно выделить элементы и установить структурные связи между ними. Элемент здесь представляет некую далее неразложимую единицу предмета или явления, которая выполняет в рамках системы определенные функции. Структура представляет собой связь между элементами, которая обеспечивает целостность и форму существования объекта. Но поскольку внутри системы структура реализуется как устойчивая связь, обеспечивающая относительную устойчивость всей системы, она представляет собой совокупность объективных, законов, выражающих эту связь. Исходя из этого, сущность системного подхода применительно к обществу заключается в исследовании его элементов, структурных уровней и общественных законов.
Общество является целостной системой, так как здесь структура может порождать новые качества, которыми не обладают отдельные элементы общественной системы. Дифференцированность и разнообразие общественных связей позволяют рассматривать общество еще и как высокоорганизованную систему, внутри которой могут быть собственные подсистемы, что придает ей чрезвычайную гибкость и устойчивость. В качестве таковых обычно выделяют экономическую, социальную, политическую и духовную подсистемы.
Общество - это органическая целостная система, так как активность структурных (общественных) связей в ней очень высока, что делает ее способной к саморазвитию.
Специфика общественной системы заключается также в том, что ее элементы могут быть относительно самостоятельны (иметь собственную логику развития), представляя собой высокоразвитые образования. Поэтому здесь важным фактором выступают принципы целесообразности системы и специфические культурно-человеческие отношения (нравственные, правовые, религиозные нормы и т.д.), из которых исходит и на которые ориентируется человек. Именно поэтому простая совокупность знаний о перечисленных подсистемах общества, достигаемая в таких науках, как экономика, политология, социология, не даст нам полного представления об обществе. Каждая из этих наук опирается на собственную предметную область, то есть интерпретирует исследуемый объект, выделяя только экономические (или же политические, социальные, духовные и т.д.) отношения, абстрагируясь от всех остальных. Поэтому экономика дает лишь экономические знания об обществе, политология - политологические и т.д. С другой стороны, мы не получим действительного понимания общества, исходя лишь из анализа общества "вообще", так как общественные закономерности носят конкретный характер.
Говоря о системном подходе, мы отмечали, что одним из его компонентов является определение элементов в качестве далее неделимой и неразложимой единицы, которая выполняет в данной системе соответствующие функции.
Применительно к обществу в качестве его системного элемента выступают индивиды. Именно они являются неотъемлемым условием любой деятельности, "ее субъектами, т.е. носителями целенаправленной активности, с которыми связаны ее пусковые и регулятивные механизмы" (Момджян). Проще говоря, без активной деятельности человека никакой процесс в обществе невозможен и никакие социальные институты или группы не имели бы места.
Деятельность людей может осуществляться лишь в отношении и при помощи чего-то. В качестве этого могут выступать предметы, с помощью которых люди осуществляют свою деятельность. Среди предметов можно выделить следующие: 1) "предметы труда", т.е. то, на что направлена деятельность человека; 2) "орудия труда", с помощью которых человек осуществляет непосредственное воздействие; 3) средства хранения и транспортировки первого и второго.
Все эти предметы связаны с прямым физическим воздействием или взаимодействием с природой. Однако прямое воздействие может быть оказано и на социальную среду существования. "Это означает, что и скальпель в руках хирурга, и штанга в руках спортсмена, и даже бутерброд, съеденный нами в буфете, принадлежат миру вещей, с помощью которых мы физически изменяем реальность (даже если ею выступает наше собственное тело)" (Момджян).
Совместная деятельность людей связана не только с физическим воздействием на природу и общество, но и с обменом информации между людьми, причем как внутри одного, так и между разными поколениями, что обеспечивает преемственность между ними. Такой обмен и хранение информации осуществляются с помощью особой системы знаков и символов, которые могут представлять собой как обычные предметы, которым придано то или иное культурное и общественное значение, так и их языковое выражение. Совокупность символических и знаковых средств и форм выражения создает особое семиотическое пространство, которое выступает важнейшим условием сознательной общественной деятельности людей, их взаимодействия и коммуникации. Благодаря этому происходят фиксация, хранение и передача общечеловеческих ценностей и принципов, которые становятся далее условием целенаправленной деятельности людей сначала на уровне сознания, а потом и на практическом уровне. Важность этого элемента общества как системы позволяет в общефилософском плане обозначать его как семиосферу (Лотман Ю.М.) по аналогии с такими структурами бытия, как ноосфера, биосфера и т.п.
В качестве важнейшего признака любой системы выступает наличие особой системы связей между элементами, которые мы обозначили как структуру. В качестве такой системы связей в обществе выступают общественные отношения, которые обеспечивают устойчивую связь между элементами конкретной социальной системы. Причем общественные отношения существенно влияют на функционирование элементов, которые подчиняются этим отношениям. Так, например, любой человек может быть включен в самые различные социальные группы, но каждая из них потребует от него в первую очередь выполнения тех функций, которые важны для выживания и функционирования данной группы в целом. Человек может обладать прекрасным голосом и слухом, но в рамках, например, какой-то партийной структуры эти личностные качества будут использоваться в лучшем случае для выкрикивания лозунгов на митингах и пения гимнов. Если деятельность человека будет мешать функционированию системы в целом, то последняя его отторгает. Таким образом, личность адаптируется к общественной системе таким образом, что реализует свои внутренние задатки и способности в рамках различных социальных групп. Поэтому с утра человек может функционировать как студент престижного вуза, по вечерам как член организованной преступной банды, и при этом он может оставаться прекрасным членом семьи, обеспечивая устойчивое функционирование каждой из этих социальных групп. В рамках конкретных общественных отношений человек соответствующим образом использует как реальные, так и знаково-символические предметы, способствующие его деятельности.
2. ТИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОДСИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА
В обществе коллективная человеческая деятельность не случайна, а связана с необходимостью воспроизводства общественной жизни, то есть создания ее предпосылок в виде конкретных элементов общественной системы. Это позволяет выделить основные типы совместной деятельности людей по характеру создаваемых и функционирующих в них элементов. На базе основных типов деятельности, отличающихся определенной автономностью и независимостью друг от друга, образуются основные подсистемы (или внутренние системы) общества. Такая система (например, экономическая или политическая) представляет собой институализацию конкретного типа совместной деятельности людей в виде особым образом организованных общественных институтов, систем коммуникации, воспитания, обучения, постановки и реализации цели.
Материальное производство - важнейший тип совместной деятельности людей, посредством которого, происходит создание вещей и средств деятельности, используемых "во всех ее видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность, "подстраивать ее под свои нужды" (Момджян). Конечно, такое выделение материального производства в качестве типа деятельности представляет собой определенную абстракцию, так как в реальности человек, занимаясь материальным производством, одновременно реализует себя и в иных типах деятельности, например в духовной, нравственной, социальной и т.д.
Материальное производство является основой для всех иных видов деятельности людей, что в некоторых случаях приводило к появлению концепций, в которых данный тип деятельности абсолютизировался и к нему в буквальном смысле сводились все иные типы деятельности. Это характерно для социальных концепций вульгарно-материалистического типа и некоторых вариантов марксизма. Следует отметить, что классический марксизм (К. Маркс, ф. Энгельс) решал данную проблему более гибко, постоянно указывая на примат общественного бытия (то есть всей системы общественных отношений) над общественным сознанием, лишь в конечном счете.
Поэтому, в работах периода становления самого принципа материалистического понимания истории, на первый план, безусловно, выходит проблема "решающей роли" материального производства в жизни людей. Именно материальное производство, пишут Маркс и Энгельс, отличает человека от животного, является предпосылкой человеческой истории. Все иные типы деятельности людей (в нашей терминологии) сводимы к материальному производству до такой степени, что сами выступают как виды такого производства.
Позже Ф. Энгельс, отстаивая данное положение, тем не менее отмечает, что соотношение между общественным бытием и общественным сознанием эволюционирует. В частности, при переходе к подлинному человеческому обществу (то есть коммунизму) сознание станет определять бытие. "Это не значит, что бытие перестанет определять сознание. (Свобода может расцвести лишь на базе необходимости.) Их взаимодействие сохранится. Изменится лишь его характер. Но изменится существенным образом".(Багатурия Г. А.) . И наконец, в знаменитых письмах об историческом материализме 90-х гг., осознав опасность вульгаризации идей Маркса (и даже признав определенную степень совместной с ним вины за это, и в частности тезиса о решающей роли общественного бытия), Энгельс выдвигает тезис об обратном влиянии надстроечной сферы на материальное бытие. "Хотя материальные условия существования являются первопричиной, это не исключает того, что идеологические области оказывают в свою очередь обратное, но вторичное воздействие на эти материальные условия" (Маркс К ., Энгельс Ф.).Таким образом, теоретическая база марксизма хотя, безусловно, содержала в себе возможности жесткой интерпретации указанного тезиса, приводившего к сведению всего богатства деятельности людей к материальному производству, но одновременно диалектический метод к анализу общественных явлений позволял и иную, более гибкую его интерпретацию. Так, например, анализируя соотношение экономики и политики, Энгельс отмечает, что экономические закономерности в целом проложат свой путь, но будут испытывать "на себе также и обратное действие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью" (Маркс К.). То есть человек, как элемент системы действует относительно свободно, пытаясь реализовать свои цели, но в социальных рамках, которые в первую очередь заданы материальным производством.
Кроме того, как отмечает К.Х. Момджян, само материальное производство может выходить за рамки производства только вещей (материальных предметов). Последние, конечно, сохраняют свою материальную оболочку, вещественность (как, например, книга), но представляют собой по существу объекты иной, символической природы. Например, компьютерные программы представляют собой совокупность предметной и символической природы и одновременно могут выступать прямым условием материальной деятельности.
На базе материального производства институализируется прежде всего экономическая подсистема общественной структуры (или экономика общества), которая может различаться по видам производства, характеру основной деятельности и т.д., в рамках которых происходит создание предметов, орудий предметной деятельности и знаково-символических систем, которые выступают далее средствами потребления человеком и обществом.
Организационная деятельность представляет собой систему суще- ствующих в обществе связей между элементами, которые обеспечивают ее функционирование и существование.
Организационная деятельность реализуется, во-первых, как установление и обеспечение связей между элементами общества, причем не только между людьми, но между людьми и предметами. Примером этой коммуникативной формы организационной деятельности "служат различные формы рыночного обмена, в результате которых производители картофеля получают доступ к необходимой им сельскохозяйственной технике и наоборот... транспорт и связь тоже являются формами коммуникативной деятельности - доставляя грузы и сообщения в нужное время к нужным людям, они создают необходимые связи между людьми и предметами" (Момджян).
Во-вторых, организационная деятельность реализуется как форма социального управления. Это более сложный вид деятельности, связанный не только с установлением и обеспечением связей, но регулирующий их. Общество как устойчивая система должно постоянно оптимизировать связи, обеспечивающие его развитие и процветание. Уровни регуляции общественных связей могут быть самыми различными - от управления дорожным движением до управления производством и государством в целом. Особенностью социального управления выступает то, что здесь происходит прямое регулирование деятельности других людей, что порождает организацию особых властных структур различного уровня - от администрации школы до правительства страны.
Поскольку любая система связей сосуществует рядом с другими, то важнейшим принципом управления становится регуляция отношений данной организации с внешними факторами. Например, если руководитель какой-то локальной учебной структуры (декан факультета) не будет следовать общим предписаниям учебного заведения в целом, то факультет будет испытывать "затруднения" в своем функционировании и развитии и в конечном счете данный руководитель должен будет уступить место другому. Если же нарушения (в форме невыполнения указаний) будут слишком сильны, то это может привести и к прекращению деятельности такой структуры.
С другой стороны, руководитель должен учитывать внутренние факторы, т.е. "создавать нормальные организационные условия внутри своей социальной группы: субъект-субъектные... и субъект-объектные" (Момджян). Так, например, эффективность работы конкретной организации зависит от правильно выбранной кадровой политики, материального и морального поощрения членов коллектива за успешную деятельность и, напротив, минимизации тех элементов коллектива, которые мешают его функционированию. Гибкость руководителя при этом состоит в регулировании самого сочетания внешних и внутренних факторов.
На базе организационной деятельности формируется такая важнейшая подсистема общества, как политическая. Она представляет собой особую систему политических институтов, включающих в себя как государственные, так и негосударственные политические структуры.
Негосударственные политические структуры (партии, общественные организации и движения) выполняют, как правило, вспомогательные функции, обеспечивая изначальное формирование направления политики, приход к власти соответствующих политических лидеров. Правда, в рамках некоторых общественных режимов, которые характеризуются отсутствием многопартийной выборной системы, единая правящая партия (или блок таких партий) фактически выступает элементом государственной структуры. Последнее проявляется даже в слиянии соответствующих высших должностей. Важнейшей задачей негосударственных структур в современном демократическом обществе, с одной стороны, является обеспечение легитимности формирования власти, а с другой - напротив, создание партийно-общественной оппозиции к данной конкретной власти, что является необходимым условием нормального функционирования общества.
Государство как политическая структура имеет сложный и дифференцированный характер, зависящий от формы правления, конкретных исторических условий и т.д. Оно выполняет разветвленные функции, которые также реализуются в соответствующих государственных институтах (армия, судебная власть, исполнительная власть и т.д.). Поэтому политическое управление государством не тождественно любому социальному управлению. Это более сложный вид социального управления, направленный на регуляцию жизнедеятельности и сохранение государства, его, по крайней мере, нормальное функционирование. Поэтому просчеты в этой сфере управления чреваты наиболее серьезными последствиями для развития как всего государства, так и каждого человека.
Духовная деятельность, связанная с производством духовных ценностей, имеет специфику, заключающуюся в том, что создаваемые в ней предметы потребления, хотя и имеют соответствующее материальное выражение, выступают лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Поэтому хотя любая достаточно тяжелая книга может служить средством забивания гвоздей, тем не менее, эта ее возможная функция не выражает собой сущности данного объекта как носителя определенной информации и системы ценностей. "Вколачивать" в голову идеи приходится через их образное и чувственное восприятие, которое, в свою очередь, зависит не только от теоретичности или ценности идеи как таковой, но и от целой системы социокультурных и психических обстоятельств, формирующих указанное образное и чувственное восприятие.
В качестве принятой системы классификации видов духовной деятельности выступает понятие общественного сознания, представляющее собой "не совокупность индивидуальных сознании членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология, общественная психология и формы сознания)(ФЭС). Таким образом, общественное сознание институализируется в соответствующие формы организации, в рамках которых реализуются те или иные виды духовного отношения к миру. Так, например, наука как одна из форм такой организации выражает собой рационально-теоретические и познавательные устремления человека, мораль - нравственные, религия реализует собой необходимость такого компонента человеческого сознания, как вера. Кроме этого, можно говорить о политическом и правовом сознании, искусстве, философии и т.д.
Одна из возможностей различить разные формы духовной деятельности заключена в специфике сознания самого человека. Человек как материальное существо относится и к миру физическому и является представителем животного царства, и одновременно он существо духовное, обладающее сознанием и переживающее свое состояние в мире. Как существо физическое и животное он всецело подчиняется соответствующим закономерностям, хотя и может их корректировать. А вот как существо мыслящее и переживающее мир он реализует это в соответствующих продуктах разума и эмоций.
Соответственно духовная деятельность человека может быть рационально-теоретической (или рефлексивной), которая на знаково-символическом уровне упорядочивает мир, опираясь на возможный уровень достижения объективного знания. Такая духовная деятельность является реализацией не только чисто познавательного интереса (что, безусловно, имеет место), но является важнейшим условием практического освоения человеком мира.
Однако человек не только познает мир, но и переживает его на уровне эмоционального и художественного восприятия. Эта форма духовной деятельности обозначается как ценностно-эмоциональная. Здесь на идеальном уровне вырабатываются системы ценностей и нравственных устоев, которыми руководствуется человек в своей жизни, на почве которых происходит формирование следующего поколения. Ценностно-эмоциональная форма духовной деятельности помогает человеку выжить в стрессовых ситуациях, когда время принятия решения ограниченно и человек поступает согласно своим убеждениям и вере. Поэтому нельзя говорить о предпочтительности рационально-теоретических или ценностных компонентов сознания. Они дополняют друг друга, позволяя человеку более эффективно адаптироваться в мире.
Так как человек выступает как существо познающее и переживающее, то и типы выражения данных форм отношения к миру не существуют в чистом виде. Так, например, наука, олицетворяющая собой познавательное отношение в чистом виде, не свободна от систем ценностей. Прежде всего, такой самодовлеющей ценностью выступает сам поиск истины. Кроме того, сама наука эволюционирует таким образом, что в ней все более осознается необходимость выработки систем норм и ценностей, контролирующих, например, использование научных достижений в интересах, а не во вред человечеству. С другой стороны, искусство как выражение ценностного отношения к миру, безусловно, осуществляет познавательные функции, давая человеку представление о мире через особую систему образов. Кроме того, существует прямое предметное использование искусством или религией достижений научно-технического прогресса. Так, священник для увеличения собственной аудитории может читать проповеди по телевидению, а художник использовать новейшие средства компьютерной графики для создания уникальных произведений.
И, наконец, еще одним важнейшим типом человеческой деятельности выступает социальная деятельность. Это один из самых сложных типов деятельности, так как в результате ее создается главный элемент общественной жизни - человек. Реализуется он в двух взаимосвязанных между собой формах: общественное производство человека и его индивидуальное самопроизводство.
3. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Важнейшим аспектом исследования общества выступает анализ исторического процесса, выявление его смысла и значения, решение проблемы направленности исторического процесса и т.д.
Сам термин "история" очень многозначен. Он употребляется и как характеристика некой смены событий, то есть того, что уже было (осталось в истории). Поэтому мы можем говорить об истории Земли, истории города или страны, нашей семейной истории и т.д. Соответственно история присутствует в любой науке, характеризуя эволюцию ее предметного содержания, фиксируя то, что уже было в данной науке и на чем базируется ее современное состояние (история физики, история математики, история философии и т.д.).
Применительно к обществу история чаще всего понимается как совокупность событий прошедшей общественной жизни. И, наконец, история понимается как особая наука, предметом которой являются знания о прошедших событиях. То есть история - это "область человеческого познания, которая устанавливает, классифицирует и интерпретирует свидетельства о том, что случилось некогда с людьми на долгом и трудном пути развития человечества, образующих его стран и народов".
История может пониматься и как синоним понятия "социум". "Философы нередко говорят о "законах истории", имея в виду не законосообразность исторических событий, вызывающую острейшие споры среди историков, а законы социума в их субстанциальном отличии от законов природы" (Момджян). Такие варианты существуют в социальной философии.
И, наконец, существует группа концепций, которые можно было бы отнести к философии истории, которые исходят из того, что история не есть лишь знание о прошлом. Последнее связано с целым рядом причин.
С одной стороны, мы всегда говорим о прошлом из настоящего состояния, в котором мы находимся сегодня. Следовательно, хотим мы или нет, мы даем такую трактовку событиям прошлого, которую навязывает нам сегодняшняя социокультурная ситуация. То есть, говоря словами Марка Блока, мы понимаем прошлое с помощью настоящего.
С другой стороны, знания о прошлом позволяют нам очень часто сделать выводы не только относительно настоящих, но и будущих событий. "Незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем. Более того, если бы общество полностью детерминировалось лишь ближайшим предшествующим периодом, оно, даже обладая самой гибкой структурой, при таком резком изменении лишилось бы своего костяка; при этом надо еще допустить, что общение между поколениями происходит, я бы сказал, как в шествии гуськом, т.е. что дети вступают в контакт со своими предками только через посредство родителей" (Блок М).
Следовательно, временное поле истории - не аналог динамическому пониманию хода течения времени, когда признается существование только настоящего (прошлого уже нет, будущего еще нет). Время в истории включает в себя и прошлое, и настоящее и будущее, связывая их деятельностью людей. Как отмечал Марк Блок, история - это "наука о людях во времени" (Блок М). Именно такое понимание, как нам представляется, и составляет подлинный смысл философии истории.
Таким образом, мы вновь возвращаемся к пониманию специфики философии, связанной с "предельностью" постановки и решения проблем. Так было относительно бытия и познания, так было относительно общества и точно так же дело обстоит относительно понимания истории.
Философ должен, с одной стороны, уточнить само понятие истории, проведя сравнительный анализ тех представлений, которые имеются во всех науках об истории. Это стандартная задача той области философии, которая реализуется на особом уровне философского исследования аналогично решению философских проблем естествознания (например, философские проблемы физики или биологии).
Одновременно внутри философии происходит решение более содержательных задач, которые связаны с "целостным восприятием объекта, каковым в данном случае выступает уже не "общество вообще", а реальная история его существования. Проблема философии связана с масштабом человеческой истории, с вопросом о ее "предельно допустимых" субъектных измерениях."(Момджян). Здесь философ должен дать обобщающее философское решение проблемы исторического развития, описав его как цепочку исторических закономерностей.
Это, в свою очередь, предполагает возможность конструирования достаточно большого числа моделей исторического развития, которые выдвигают собственные представления о смысле истории, базирующиеся на совокупности соответствующих закономерностей. Рассмотрим некоторые из этих моделей.
Так, Н.Я. Данилевский, рассматривая развитие истории как естественный процесс, выделял основные культурно-исторические типы развития, которые всегда присутствуют в истории человечества: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-фииикийский, халдейский, или древнесемитический, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, европейский. Именно эти основные типы определили развитие человеческой истории. Причем некоторые из них развивались локализованно, стараясь не выходить на контакт с другими, например китайский. Поэтому они не оказали существенного влияния на тенденции исторического развития. Другие же, напротив, за счет коммуникации и преемственности с другими типами обеспечивали взаимовлияние, определяя магистральные пути развития человечества. Наиболее ярким примером последнего является греческий тип, определивший становление общеевропейского типа в целом, вплоть до сегодняшнего дня.
О. Шпенглер в рамках данной модели также выделяет в истории человечества основные 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-арабская, западно-европейская, майя. Упоминает он и формирующуюся русско-сибирскую культуру. Каждая культура имеет тысячелетний цикл развития, который завершается смертью культуры и ее переходом в цивилизацию. "Принципиальное отличие культуры от цивилизации заключается в том, что последняя выступает синонимом бездушного интеллекта, мертвой "протяженности", в то время как первая - это жизнь, творческая деятельность и развитие"2.
Одновременно Шпенглер полагает, что, поскольку в истории действует человек или совокупность людей (народы), то и закономерности исторического развития не могут быть уподоблены развитию физического или иного естественно-научного процесса. Поэтому он приписывает каждому типу культуры своеобразные обобщенные психологические параметры, которые выражают "душу" данной культуры. В результате греко-римская культура обозначается как аполлоновская и связана с понятиями красоты и гармонии. Это некий ушедший культурный идеал. Арабская культура реализует магические тенденции. Европейская культура проникнута фаустовскими стремлениями, определившими практическую силу и устремленность данного типа, но одновременно и его слабость и обреченность. В результате перед нами "не столько поиск законов в истории, сколько рассуждения философа над судьбами европейской цивилизации, живописание ее достоинств и пороков, предсказание ее исторических перспектив. История, как единый исторический процесс, подчиняющийся общим закономерностям, развивается в идеалистическом варианте в концепции Гегеля, а в диалектико-материалистической трактовке - в концепции Маркса.
Очень интересную модель развития мировой истории предлагает Карл Ясперс.
Ясперс рассматривает историю как единый процесс, который имеет единые истоки и общую цель. В результате, пишет он, "перед нашим взором разворачивается такая картина исторического развития, в которой к истории относится все то, что, во-первых, будучи неповторимым, прочно занимает свое место в едином, единственном процессе человеческой истории и, во-вторых, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия" (Ясперс).
Стержнем философской концепции Ясперса выступает понятие "осевого времени", которое пронизывает все человечество и все его проявления - от разнообразия веры в Бога до научных изысканий. Мыслитель обозначает это историческим периодом 800-200 гг. до н.э., а суть его связана прежде всего с возникновением сразу в нескольких точках земного шара философии. "Новое, возникшее в эту эпоху... сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность... Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира...
В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности" (Ясперс).
Осевое время характеризуется следующими особенностями:
1. Внутри него происходит исчезновение целостных древних культур, из которых остаются лишь фрагменты, которые вписались в осевое время и используются им.
2. Осевое время проявляет себя как культурная значимость и сохранение общих целей человечества, вплоть до наших дней.
3. Народы, "не вписавшиеся" в осевое время, оказались вне истории, они в историческом смысле "застыли".
4. Признаком осознания значения осевого времени выступает "взаимопроникновение" перечисленных выше особенностей и их понимание представителем каждой культуры.
Таким образом, схема мировой истории выглядит следующим образом.
Из общих истоков человечества возникает период доисторического существования, которое географически располагается в четырех мировых точках - Египет, Двуречье, Инд, Хуанхэ. Начиная с 800 г. до н.э. происходит формирование мировых культур как духовной основы человечества. Это культуры Индии и Китая и культура Европы.
Период осевого времени характеризуется поляризацией на западную и восточную европейскую культуры, и в этот же период возникает мощная исламская культура. Западная культура порождает современную науку и технику и реализует рационалистический стержень развития, что постепенно связывает все регионы земного шара, породив схожую систему коммуникации, выступая фактором культурной интеграции. Собственно, с этого момента, пишет Ясперс, и начинается мировая история в ее современном значении. "В доисторическое время в объединенных группах людей, лишенных сознания своей взаимосвязи, происходило лишь повторяющее воспроизведение жизни, еще очень близкой к природной. Вслед за тем в нашей короткой, предшествовавшей сегодняшнему дню истории произошло как бы соприкосновение, объединение людей для свершения мировой истории, духовное и техническое оснащение перед началом пути".(Ясперс).
Мировая история реализует тенденцию к единому миру человечества. Соответственно связующим звеном современной единой культуры выступают Америка и Европа, которые в "чистом виде" отражают интегративные тенденции развития науки и техники.
Далее идут культуры, истоки которых лежат в осевом времени, которые не являются прямым следствием научно-технического прогресса, но в настоящее время также всецело от него зависят. Это Россия, базирующаяся на восточных традициях, и относительно самостоятельная культурная традиция стран, базирующихся на исламе. Сюда же относятся культуры Индии и Китая.
И, наконец, существует негритянская культура, которая раздвоилась. Часть ее осуществила "скачок" в мировую культуру, минуя адаптацию к осевому времени, а другая часть представляет собой вымирающие народы. Не вошли в мировую культуру, "застыли" культуры стран типа Перу и Мексики. Таким образом, доистория характеризуется простым сосуществованием людей, обусловленным лишь географическими условиями и индивидуальными свойствами людей. Здесь в качестве господствующего связующего фактора выступает общность языка. Это своеобразная бессознательная фаза истории. Культуры здесь практически не соприкасаются.
Период осевого времени выступает как начало культур. Культуры здесь хотя и соприкасаются, но по существу они не связаны между собой. Это система локальных культур, отдельных историй. Хотя сфера всеобще универсального здесь расширяется.
И, наконец, наступивший период мировой истории характеризуется мощнейшими интегративными процессами и переходом человечества от системы локальных культур к единой человеческой культуре; основой этого выступает наука. Отметим, что Ясперс это писал задолго до компьютеров, которые необозримо усилили данные интегративные тенденции, подтверждая правоту его тезиса о том, что "предпосылкой здесь служит реализованная возможность всемирного общения. Эта фаза - еще не историческая реальность, но предвосхищение грядущих возможностей..." (Ясперс).
Таким образом, наступление всемирной истории есть не что иное, как реализация ее основного смысла и цели, которые заключаются в единстве человечества. В результате этого достигается не завершение истории (как объективного процесса), но ее преодоление. Мы начинаем воспринимать настоящее, пишет Ясперс, "как вечность во времени. История ограничена далеким горизонтом, в котором настоящее значимо как прибежище, некое утверждение себя, решение, выполнение. Вечное являет себя как решение во времени. Для трансцендирующего сознания экзистенция истории растворяется в вечности настоящего... В этой перспективе каждый человек должен задать себе вопрос - какое место он там займет, во имя чего он будет действовать" (Ясперс).И наконец, это позволяет понять, что в рамках исторического процесса человеку принадлежит особая роль, так как он, будучи элементом целостной общественной системы, может способствовать направлениям, выбор которых лежит в полосе свободы... зависит от решения людей. Следовательно, человек может либо способствовать распадению системы, ускорять ее естественный конец как живого образования, либо, напротив, усложнять биосферную систему, что, в свою очередь, "ведет к увеличению разнообразия: от одного этноса отпочковываются два-три новых. То и другое являются либо концом старого, либо началом нового этноса. Поэтому все этносы имеют свои начала и конец. Исключение -жесткие системы, потерявшие способность к развитию и выпавшие из биосферы".(Ясперс).
4. СОВРЕМЕННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Многоликий и противоречивый мир
Современное человечество - это более 5 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотен государств;
это многообразие экономических укладов, форм социально-политической и культурной жизни.
Одна из причин такого разнообразия - различие природных условий, физической среды, обитания людей. Эти условия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь на хозяйственную деятельность человека. В древности климат, плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли и разведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда и производство различных изделий. Природные условия сказываются не только на характере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого оружия. Естественная среда обитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношения между людьми, на складывавшиеся формы собственности.
В самом деле, почему появилась частная собственность на землю в древних Греции и Риме? Среди других причин этому способствовали природные условия. Разнообразный ландшафт:
горы, долины, леса, множество небольших рек - затруднял образование у древних греков и римлян больших общин. Твердые почвы требовали тяжелого труда земледельцев, суровые зимы побуждали заботиться о создании запасов продуктов, семян для будущего урожая. Все это заставляло надеяться прежде всего на собственные силы.
Наряду с природными условиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средой существования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их с другими племенами, народами, государствами. Вот что писал об этом Г. Плеханов: "Так как почти каждое общество подвергается влиянию своих соседей, можно сказать, что для каждого общества существует в свою очередь известная общественная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влиянии, испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не может быть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то же самое время другим обществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде, которая может быть - и действительно часто бывает - очень похожа на историческую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогда не бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элемент разнообразия... в процесс общественного развития".
Однако если отвлечься от некоторых уникальных, присущих каждому конкретному обществу черт, то можно утверждать, что : и сегодня, как много веков назад, человечество представлено двумя основными типами цивилизации, уходящими своими корнями в далекое прошлое.
Незападные цивилизации, или традиционное общество
Первый тип цивилизаций - традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, где земля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имела определенный участок земли, который давался ей во временное пользование. Господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом на овладение внешними ^природными процессами. Человек согласовывал свою деятельность с ритмами природы, максимально приспосабливаясь к окружающей среде. Не случайно, например, принцип "у вэй" у древних китайцев требовал невмешательства в протекание природных процессов.
Этот тип общества, получивший название традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен многими государствами "третьего мира": странами Азии и Африки, сравнительно недавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовных ценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию к природным условиям, не поощряется Стремление к их целенаправленному преобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, на самосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколения к поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится выше экономической.
Однако преобладавшие в хозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые в ранний период существования традиционных обществ способствовали их экономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота создаваемых человеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не только постепенное исчерпание природных богатств, но и застой в развитии техники. Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран "третьего мира" экономическую отсталость. Большую роль в общественной жизни этих стран играет религия. В тех из них, где господствующей религией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской цивилизации, основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этим вероучением.
Западная цивилизация
Исследователи западной цивилизации XX в. называют ее по-разному: техногенная, индустриальная, научно-техническая. Но независимо от названия западное общество во многих чертах противоположно традиционному обществу, хотя также имеет достаточно глубокие исторические корни.
Вы уже знаете, как происходило становление индустриальной цивилизации, вобравшей в себя достижения античной культуры, западноевропейского средневековья, эпохи Возрождения. Данная цивилизация существует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его более суровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивное производство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных сил общества, постоянного совершенствования орудий труда, способов воздействия на природу.
В связи с этим формировалась и новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная, творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации стали постоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценность приобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательные способности человека, его возможности преобразовывать мир.
Таким образом, "созерцательности" традиционных обществ противостояло деятельностное начало западных обществ.
В отличие от традиционных обществ, где первостепенное значение имеют коллективные формы человеческого общежития, западная цивилизация выдвинула в качестве важнейшей ценности независимую, автономную личность, что, в свою очередь, послужило основой для выработки идей о неотъемлемых правах человека, о гражданском обществе и правовом государстве.
Научные открытия и технические новшества, в частности изобретение конвейера, позволили наладить массовое производство. Индустриальный мир стремился к наращиванию объемов, скоростей, мощностей. Почти во всех отраслях господствовала гигантомания: огромные предприятия, гигантские стройки, величественные сооружения... Из середины XX столетия 80- 90-е гг. виделись такими: по железным дорогам мчатся поезда, которые перевозят сразу несколько тысяч пассажиров; в небесных просторах летают самолеты с огромной вместимостью и скоростью, в 10 раз превышающей скорость звука; моря и океаны бороздят суда грузоподъемностью в миллионы тонн. В эти прогнозы верили.
Куда ведут реформы?
Кризис общества показал: так дальше жить нельзя, нужны значительные перемены. Несмотря на преследования инакомыслящих, в 60-70-х гг. усилилась критика сложившейся административно-бюрократической системы, рождались проекты реформ в экономике и политике. Во второй половине 80-х гг. был провозглашен курс на проведение назревших преобразований. Однако представление о том, какие изменения необходимы, какие общественные порядки следует создавать, сложилось не сразу. Оно уточнялось в ходе начавшихся реформ, но мере того как все более ясным становилось тяжелое положение страны.
Первоначально намечалось совершенствование системы, которое должно было привести к ускорению развития страны и прежде всего экономики. Жизнь довольно быстро показала, что таким путем вывести общество из кризиса не удается. Был сделан вывод, что следует не совершенствовать, а перестраивать основы общественного строя. Решительные шаги по пути реформ были сделаны после событий 1991 г. Куда приведет начавшееся движение по пути преобразований? Какое направление следует им придать?
На эти вопросы даются разные ответы.
Многие сторонники социалистической идеи считают, что необходимо создать новую модель социализма - гуманный, демократический социализм, для которого человек является не средством, а целью. Этой позиции противостоит другая: отказаться от проектирования новых моделей общества и идти по пути, проверенному в опыте и достижениях наиболее развитых капиталистических стран.
Существует и третья точка зрения: не спорить о понятиях ("социализм", "капитализм"), а последовательно решать назревшие проблемы общественного развития, двигаться вперед по пути демократических преобразований. Ученые же в дальнейшем определят, как назвать сложившееся общественное устройство. Однако есть ряд ориентиров, которые лежат в русле коренных демократических реформ и признаются сторонниками различных политических сил. Главный среди этих ориентиров таков:
1.Для человека должны быть созданы условия жизни и труда, достойные современной цивилизации. Имеются в виду прежде всего гражданские права и свободы, реализация прав граждан на уровне признанных международных норм; исключение любой дискриминации по национально-этническим, политическим, половозрастным признакам; надежная законодательная защита личности и достоинства гражданина; свободное самоопределение человека в его мировоззрении и духовных интересах; свобода совести; повышение роли суда и общественных организаций в защите гражданских прав.
2. В экономической области имеется в виду рыночная экономика с разнообразными равноправными формами собственности;
3. В социальной сфере - равные возможности собственными усилиями создавать свое благополучие, социальная защита детей, престарелых, инвалидов; в политическом плане - общество, демократически устроенное, с парламентской системой, принципом разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, верховенством закона.
Таким образом, речь идет о формировании механизмов гражданского общества и правового государства, о демократизации не только государственной системы, но и всей общественной жизни. Все это должно послужить мощным стимулом повышения социальной активности и самодеятельности масс.
Радикальные перемены должны произойти в области культуры, образования. Они призваны открыть широкий простор духовному развитию человека и общества, в котором он живет, свободному проявлению талантов, способностей и предприимчивости во всех областях деятельности.
Насколько жизненны эти ориентиры? Реальны ли такие изменения? Их реальность зависит прежде всего от точного анализа действительной жизни нашего общества, тенденций его развития. Она связана и с правдивой оценкой исторического опыта стран, испытавших различные варианты экономических и политических порядков.
Важен также учет богатого, разностороннего опыта мировой социал-демократии, которая внесла существенный вклад в проведение социальных реформ в интересах трудящихся.
Жизненность политических ориентиров демократической реформации определяется опорой на лучшие достижения человеческого разума, на накопленный во всем мире опыт эффективного хозяйствования, решения социальных проблем, развития демократии. Такой опыт может быть использован лишь с учетом особенностей развития России. Обновленное общество не может быть ничем иным, как воплощением достижений мировой цивилизации и исторического творчества народов России. Переход к нему требует преодоления конфронтационного подхода, противопоставлявшего современные социальные системы. Ведь и в зарубежных странах, и у нас происходят во многом сходные по своему содержанию изменения, вызванные развитием современных производительных сил, научно-техническим прогрессом. Ряд процессов, происходящих в нашем обществе, имеют общецивилизационный характер, поскольку в той или иной форме имели и имеют место в настоящее время в других странах.
Итак, мы кратко ответили на поставленный в начале параграфа вопрос: каковы направления изменений, происходящих в нашем обществе? Однако переход оказался нелегким.
Противоречия переходного периода
Начатые в нашей стране реформы вызвали глубокие перемены в обществе, затронув все сферы жизни людей. Преобразованиям подверглась и экономика, и политическая система. На месте сверхцентрализоваиного государства возникли независимые республики. Стала суверенным, независимым государством и Российская Федерация. Вместе с другими республиками она составила Содружество Независимых Государств. В жизнь вошли свободомыслие и гласность. Внешняя политика освободилась от скрытого и явного противостояния государств.
Однако задачи преобразований в огромной стране, переживающей глубокий кризис, оказались чрезвычайно сложными. Новизна задач привела к тому, что в поисках верных решений .допускались ошибки, а по ряду вопросов принятие необходимых мер запаздывало. Это усугубляло обстановку в стране. Ухудшилось продовольственное снабжение, в ряде районов возникли межнациональные конфликты, ослабла государственная и трудовая дисциплина, возросла преступность.
Когда же преобразования подошли к решающему этапу - перераспределению власти и собственности, резко обострилась политическая борьба между возникшими в стране многочисленными партиями, движениями, различными социальными группами. Реформы затронули интересы тех, в чьих руках была реальная власть, и кто от имени народа распоряжался общественным богатством. Усилилось противодействие со стороны не желавшей перемен части бюрократического слоя, а также со стороны тех социальных сил, которые приспособились к прежней системе, гарантировавшей им минимум материальных благ независимо от трудового вклада. Представляющие их политические организации выступили против радикальных изменений, за сохранение командно-бюрократической системы. Усилилась борьба и среди сторонников реформ по вопросу о темпах и методах их осуществления.
Дальнейшее углубление кризиса проявилось в росте цен, снижении жизненного уровня подавляющего большинства граждан, в падении производства, обострении политической борьбы. В такой обстановке наше общество вступило в период наиболее глубоких преобразовании.
Современное российское общество - это сложное соединение прошлого и настоящего, переплетение разнообразных интересов, объективных и субъективных факторов, сочетание накопившихся ранее противоречий и противоречий переходного периода.
Как выйти из нынешнего кризиса? Ответ на этот вопрос зависит от оценки проводимых реформ. Исследователи обобщили различные суждения в трех вариантах оценок. Первый: реформирование идет правильным путем и отвечает национальным интересам России. Второй: стратегия реформ выбрана верно, но методы ее реализации нуждаются в корректировке. Третий: курс реформ выбран неверно, не соответствует условиям и особенностям российского общества.
Политическая борьба на всех уровнях должна вестись конституционными средствами, в рамках законов. Беспорядок, нарушения законности не только не способствуют выходу страны из кризиса, но и еще больше усиливают нестабильность в обществе.
Важным условием выхода из кризиса является гражданское согласие, сотрудничество различных, социальных и политических сил, заинтересованных в проведении реформ, в поддержании конституционного порядка. Конфронтация, разжигание враждебности к тем или иным социальным группам, нациям, политическим организациям создают опасность гражданской войны с ее разрушительными последствиями.
Список литературы
Арефьева. Общество. Познание. Практика. М. 1994 г.
Багатурия Г. А., Выгодский В. С. Экономическое наследие Карла Маркса. М.
1976 г.
Блок М. Апология истории. М. 1986 г.
Введение в философию. Ч. 2. М. 1989 г.
Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М. 1991 г.
Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М. 1996 г.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42
Миронов В.В. Философия. Учебник. м. 1998 г.
Момджян К.Х. Введение в социальную философию. М.1997 г.
Филосовский Энциклопедический Словарь. М. 1983 г.
Человек и общество. М. 1999 г.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель. М. 1991 г.
10

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Контрольная работа 04
 Оценка результатов деятельности персонала организации
Ваши отзывы
Подтверждаю получение заказа по менеджменту. Спасибо за хорошую работу.
Corsar

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.