Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Проектирование и ввод в эксплуатацию оросительной системы
 Экспертные системы: характеристика, назначение, основные компоненты, классификация
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Физкультура

курсовая работа

Построение спортивной тренировки (на примере циклических видов спорта)



ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 6
1.1. Различные взгляды на построение спортивной тренировки 8
1.2. Современный опыт и практика. 13
ГЛАВА 2 Метод построения спортивной тренировки 16
2.1. Особенности современного этапа развития спорта 16
2.2. Тренировочный процесс 20
2.3. Формы построения тренировки 22
2.4.Циклические виды спорта 23
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 26
3.1. Годичный план тренировочной работы 26
ВЫВОДЫ 31
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ВВЕДЕНИЕ
Энциклопедический словарь дает следующее определение спорту: "спорт - это составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений".
Только ли для проведения соревнований нужен спорт и физкультура? Спорт - это общественное явление, а физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная, прежде всего, на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека необходимых ему в повседневной жизни.
Быть здоровым - это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие.
Для поддержания здоровья человеку просто необходимо заниматься физической культурой и спортом, правильно питаться и чередовать труд и отдых, закаливать свой организм. Кроме этого, необходимо психоэмоциональное равновесие. Под влиянием всестороннего воспитания, рациональной физической и интеллектуальной тренировки и общественно-полезной деятельности формируется гармонично развитая личность, основными чертами которой являются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Тренировка - это систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения. Также под тренировкой принято понимать педагогический процесс, который без ущерба для здоровья дает возможность достичь высоких результатов посредством овладения определенными специальными знаниями, подготовить организм к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достижения к моменту соревнования наибольшей работоспособности., планомерного систематического развития физических способностей, морально-волевых качеств и адаптации организма к условиям специфической деятельности мышц, связанной с занятиями спортом.
Учесть все эти факторы, создать необходимые условия физического развития общества в целом и каждого его члена в отдельности, добиваться высоких спортивных результатов призвана наука теория и методика спорта. Несмотря на накопленный опыт, для достижения спортсменами более высоких результатов, не теряют своей актуальности теоретико-методические подходы к программированию и построению тренировочного процесса.
Решая специфические задачи физического воспитания (по развитию физических способностей, укреплению здоровья, формированию двигательных навыков и т.д.) проблема построения спортивной тренировки привлекает все большее внимание. Она интересна, прежде всего, для практики спорта, поскольку спортивные достижения растут год от года и вопрос правильного, оптимального построения спортивной тренировки не теряет своей актуальности.
Тренировка - это не только обучение техническим элементам и движениям, приучение организма ко все большим нагрузкам, это многосторонний педагогический процесс, имеющий специфическую форму организации, превращающий ее в сложное системное воздействие на личность и физическое состояние человека. По своему содержанию тренировка есть активная и систематическая специализированная двигательная деятельность, направленная на всестороннее воспитание спортсмена, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы. Все это обеспечивается в ходе многолетней тренировки постепенно, с определенной очередностью в решении этапных задач и последовательностью в овладении новыми вершинами спортивного мастерства.
Целью курсовой работы является изучение накопленного опыта по вопросу построения и программирования спортивной тренировки на примере циклических видов спорта (лыжный спорт), а также исследование факторов, влияющих на достижение высоких спортивных результатов (в частности, выносливости).
Для достижения поставленной цели будут рассмотрены формы построения тренировки, как способы упорядочения ее содержания, предусматривающие целесообразное использование нагрузок различной преимущественной направленности, т.е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает требуемый тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсмена. При выполнении работы использованы разнообразные методы исследования: изучение литературы по данному вопросу, непосредственное наблюдение и экспериментальная работа во время прохождения производственной практики в лыжной спортивной секции.
ГЛАВА 1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Построению спортивной тренировки в литературе уделено достаточно много внимания. В данной курсовой работе использованы в основном материалы книг Ю.В.Верхошанского "Программирование и организация тренировочного процесса", Арпада Чанади "Футбол. Тренировка.", Л.П.Матвеева "Проблема периодизации спортивной тренировки" и Г.В.Березина "Лыжный спорт".
О необходимости построения спортивной тренировки упоминается уже в древнегреческих источниках. Известно, например, что в эпоху расцвета олимпийских игр древности участники состязаний должны были пройти не менее чем десятимесячный период предварительной подготовки и затем еще месяц готовиться и проводить испытания на месте состязаний под руководством специальных лиц. Эти требования показывают, что значение достаточно продолжительной подготовки уже было определено.
В спортивно-методических пособиях конца XIX-начала XX вв. подготовка к состязаниям ограничивалась обычно 2-3 неделями. Например, в одном из распространенных в то время руководств по гребному спорту утверждалось, что квалифицированным спортсменам вполне достаточно 15-20 дней для достижения "такого совершенства, какого они только способны достигнуть".
Автор уверяет: "Пытались продолжить время этой тренировки до 5-6 недель, но всегда оказывалось, что... молодые люди скорее слабеют, чем укрепляются..."1.
Один из наиболее известных спортивных специалистов начала текущего столетия М. Мерфи в своей книге "Тренировка в легкой атлетике", опубликованной в 1913 г. пишет: "В отношении почти всех упражнений спортсмен должен употреблять от восьми до десяти недель для тренировки... Никто не должен заниматься тяжелой тренировкой в течение более длинного периода, чем указанный выше"2. Правда, Мерфи допускает для некоторых видов спорта (бег на средние и длинные дистанции) предварительную кроссовую тренировку, а также рекомендует легкоатлетам применять зимой некоторые специально-подготовительные упражнения.
Постепенно становилось очевидным, что нерегулярная и непродолжительная подготовка не в состоянии обеспечить ни высоких спортивных достижений, ни полноценных педагогических результатов занятий спортом. В литературу все настойчивее начинает проникать мысль о необходимости увеличить продолжительность спортивной тренировки. Особого внимания в этой связи заслуживает работа Б. А. Котова "Олимпийский спорт", опубликованная в 1916 -1917 гг. Она, по мнению Л.П. Матвеева, интересна во многих отношениях, и прежде всего тем, что автор, несмотря на отставание дореволюционной России в развитии спорта, сумел подняться значительно выше распространенных взглядов. Опираясь на прогрессивные тенденции отечественного и международного спортивного опыта, Б. А. Котов одним из первых высказался за непрерывность и этапность тренировочного процесса. Всю тренировку автор подразделяет на три главных периода: "общую тренировку", "подготовительную" и "специальную".
Общая тренировка заключалась "в развитии дыхательных органов и укреплении мускулов человека". Определенных сроков для нее не устанавливалось.
Подготовительная тренировка (6-8 недель и больше) отводилась главным образом для развития силы и выносливости ("выдержки") на основе занятий разнообразными упражнениями.
Специальная тренировка предусматривала подготовку в отдельных упражнениях до совершенства. Она подразделена на две части: предварительную (порядка четырех недель) и основную тренировку (также обычно четыре недели, иногда больше). Здесь общая тренировка представляет начальную ступень для новичка, подводящую его к занятиям спортом. Б. А. Котов решает задачу непрерывности тренировки в соответствии с возможностями теории и практики своего времени. Он не столько за круглогодичную спортивную специализацию, сколько за непрерывные занятия в году путем сочетания "летних" и "зимних" видов спорта и применения в "межсезонье" некоторых специально-подготовительных упражнений. Требование совмещать занятия различными видами спорта сыграло для своего времени, безусловно, положительную роль. Б. А. Котов выступил против широко распространенной практики игнорирования всесторонней подготовки, за внедрение непрерывных занятий спортом.
1.1. Различные взгляды на построение спортивной тренировки
За рубежом. В период 20-30-х годов текущего столетия происходят значительные сдвиги как в теории, так и в практике спорта. В зарубежной литературе этих лет наиболее полное представление по вопросам построения спортивной тренировки отражено у европейских авторов, причем главным образом по легкой атлетике. Более полно эти взгляды изложены в капитальном руководстве "Атлетика", опубликованном в 1930 г. Оно явилось результатом сотрудничества группы виднейших специалистов различных стран Европы.
Автор раздела общих основ тренировки Лаури Пикала (Финляндия) формулирует ряд принципов, которые распространяет как на весь процесс многолетних занятий спортом, так и на построение ежегодной тренировки:
1. Тренировочный процесс должен быть подчинен определенному чередованию работы и отдыха. В связи с этим Пикала намечает волнообразные колебания нагрузок в течение отдельных занятий, тренировочных недель, месяцев и года.
2. Количество (объем) тренировочной работы необходимо постепенно уменьшать, а "остроту" (напряженность) ее увеличивать. От большой, продолжительной, "потогонной" работы к относительно небольшим по объему, но "острым" нагрузкам.
3. Необходимо также идти от широкой общей физической подготовки к специальной тренировке. Л. Пикала выделяет в годичном плане тренировки (для взрослого квалифицированного спортсмена) четыре отрезка (периода): предварительный, весенний, летний период тренировки и период осенне-зимнего отдыха.
Предварительная тренировка направлена главным образом на подготовку внутренних органов; вместе с тем здесь предусматриваются специально-подготовительные гимнастические упражнения, специфичные для избранного вида спорта. Главная задача весенней тренировки-"овладение стилем" (т. е. техникой) избранного вида спорта. В летней тренировке предусматривается достижение высшей тренированности и участие в состязаниях. Важнейшим условием предупреждения перетренированности Пикала считает волнообразные изменения нагрузок и чередование их с кратковременным отдыхом.
Осенне-зимний период, как его понимает автор, трудно назвать периодом тренировки. Это скорее "тренировочная пауза" в 3-4 месяца. Четыре-шесть недель из этого времени отводится для полного отдыха; затем спортсмен переключается на легкие, "развлекательные" занятия туризмом, футболом или другими упражнениями.
У Пикала чувствуется стремление не допускать длительных перерывов в тренировочном процессе.
У Манга наметился новый методический путь, при котором задачи различных видов подготовки спортсмена (физической и технической, общей и специальной) решаются не поочередно, а параллельно.
Изложенные взгляды на построение спортивной тренировки получили распространение не только в легкой атлетике, но также и в лыжном спорте (ряд скандинавских специалистов, в Германии Г. Доноп, К. Зеегер, и др.), в плавании (Саито Тахакира и др.), футболе (М. Бэниен и др.) и в других видах спорта.
Периодизация тренировки легкоатлетов выглядит, по Дайсону, следующим образом:
1. "Внесоревновательное время" (сентябрь-март), когда проводится подготовительная работа средствами кроссов, гимнастических упражнений в зале и др.
2. "Предсоревпонательное время" (март) - начало специальной подготовки.
3. "Ранний сезон" (апрель) - наиболее напряженная специальная подготовка.
4. "Средний соревновательный сезон" (май-середина июня) -снижение напряженности тренировки, приобретение "высшей спортивной формы".
5. "Главное соревновательное время" (середина июня и июля).
6. "Позднесоревновательное время" (середина июля - конец августа").
В последующие годы в Англии появляется сразу несколько спортивных руководств, где тренировочный процесс представлен также в виде круглогодичного цикла, но цикл уже делится на 3-4 периода, причем в определенные периоды предусмотрены ежедневные и даже двукратные занятия в день (Ф. Стампфл, С. Дункан, К. Боун, Д. Питерс и др.,).
Американская спортивная тренировка (Бреснаан и Татл) рекомендует для легкоатлетов следующую периодизацию:
1. "Предварительный сезон"-с 15 марта по 1 апреля (сроки указаны для восточных и центральных зон США).
2. "Ранний сезон"-2-15 апреля.
3. "Средний сезон"-16 апреля-15 мая.
4. "Поздний сезон" - 15 мая - 17 июня. Остальное время года отводится для активного отдыха и занятий "дополнительными" видами спорта (различные спортивные игры и т. д.). Однако ряд американских специалистов, не без влияния зарубежного опыта, все определеннее планирует это время как период специализированной тренировки, включая его, таким образом, в тренировочный цикл (под названием "кондиционной" тренировки). Наряду с этим в американской спортивной практике широко используются "сдвоенные" циклы тренировки, которые приурочены к двум спортивным "сезонам" в году: зимне-весеннему ("сезон в закрытых помещениях") и летнему ("сезон на открытом воздухе"). Они находят применение у легкоатлетов, пловцов (Р. Кифут), и в других видах спорта.
По данным исследованной литературы нельзя говорить о каких-либо оформленных теориях построения спортивной тренировки.
Исключением является работа по общим основам теории и методики спорта, опубликованная в 1959-1960 гг. группой австрийских специалистов (Л. Прокоп, Ф. Рёсснер и др.), В этом произведении предпринята интересная попытка истолковать ритмические колебания тренировочных нагрузок с точки зрения адаптационной теории Селье (Л. Прокоп). В основу же периодизации тренировочного процесса положено представление о наличии в нем "конструктивных" фаз и фазы использования приобретенных спортивных возможностей (Ф. Рёсснер).
В развитии зарубежного спорта, особенно в социалистических странах, широко использовались и продолжают использоваться достижения советской теории и методики спортивной тренировки.
Крупный шаг в развитии отечественной теории и методики спортивной тренировки связан с именами В. В. Гориневского и Г. К. Бирзина.
"Научные основы тренировки" В. В. Гориневского были основополагающими в смысле подхода к спортивной тренировке как многогранному педагогическому процессу, имеющему свои специфические закономерности. В. В. Гориневский решительно выступил против спортивного "универсализма". "Нельзя,-писал он,-быть спортивным универсалом, т. е. любить и отдаваться всем видам спорта без разбора. Такая универсальность- дилетантизм, не дающий проявиться индивидуальности во всей глубине" Вместе с тем В. В. Гориневский с прозорливостью большого ученого не противопоставляет специализацию всестороннему развитию, а устанавливает связь между ними. Гармоническое всестороннее развитие спортсмена он считает обязательным условием спортивной специализации.
В работе Г. К. Бирзина "Сущность тренировки" ярко выражено стремление рассматривать тренировочный процесс с точки зрения закономерностей развития организма спортсмена. Автор обосновывает необходимость постепенного увеличения тренировочных нагрузок, опираясь на "закон оптимальной силы раздражителя", и критикует в связи с этим распространенные взгляды на утомление, как на физиологически "вредное" явление. Г. К. Бирзин намечает также пути рационального чередования нагрузок и отдыха, говорит о необходимости всестороннего развития, как основы спортивного совершенствования. Он выделил двухэтапность подготовки к соревнованиям, переход от общей подготовки к специальной, сочетание физической и технической подготовки, достаточная интенсивность нагрузок в период специальной подготовки, использование в "межсезонье" дополнительных упражнений и др.
В конце 20-х - начале 30-х годов в нашей стране впервые вводится круглогодичная тренировка. Это явилось стимулом для методических и теоретических исканий в области построения тренировочного процесса. Они нашли отражение в работах А. А. Тиванова и Б. П. Ергина, Б. Н. Взорова, печатных выступлениях И. Сергеева, Н. Г. Озолина и других специалистов.
Работа К. X. Грантыня "Содержание и общие основы планирования процесса спортивной тренировки" примечательна попыткой установить общие черты периодизации для всех видов спорта. Автору свойственно широкое понимание спортивной тренировки, в которую он включает физическую (общую и специальную), техническую, тактическую подготовку спортсмена, а также его нравственное воспитание. Основой планирования тренировочного процесса К. X. Грантынь считает принцип сочетания спортивной специализации с общим всесторонним физическим воспитанием и принцип систематичности. Годичный цикл тренировки подразделяется на три периода:
подготовительный,
основной
переходный.
Основное назначение первого периода - создать предпосылки для специализации в избранном виде спорта путем всесторонней физической подготовки, овладения основами спортивной техники и некоторыми элементами тактики. Содержание второго периода - узкая спортивная специализация. В нем выделено три этапа:
освоение и совершенствование индивидуальных форм техники в характерных для данного вида спорта условиях наряду с дальнейшим совершенствованием функций организма;
подготовка к специфическим для данного вида спорта напряжениям, приобретение спортивной формы;
сохранение спортивной формы для участия в наиболее ответственных соревнованиях.
У К. X. Грантыня перерыв в тренировочном процессе сведен до минимума, совмещение видов спорта допускается лишь в порядке дополнительной специализации и при условии, если оно не противоречит задачам активного отдыха.
1.2. Современный опыт и практика.
В современной практике поднимается вопрос о программировании спортивной тренировки.
Программирование-это упорядочение содержания тренировочного процесса в соответствии с целевыми задачами подготовки спортсмена и специфическими принципами, определяющими рациональные формы организации тренировочных нагрузок в рамках конкретного времени. Программирование-новая, более совершенная форма планирования тренировки, решающая задачу на более высоком научно-методическом уровне и с большей вероятностью достижения цели.
В основе программирования тренировки лежит процедура принятия решения, связанного как с определением общей стратегии подготовки спортсмена, так и с выбором оптимального варианта построения тренировочного процесса. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности. Практически принятие решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки и зависит от опыта тренера.
Выбор решения при программировании тренировки исходит прежде всего из познания специфических закономерностей, присущих процессу становления спортивного мастерства (ПССМ) и определяющих его планомерное развитие во времени. Такие закономерности выявляются на основе изучения особенностей долговременной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и принципиальных тенденций в изменении его состояния в зависимости от организации тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности, их объема и продолжительности.
Результаты исследований в указанных направлениях:
обеспечивают существенное повышение объективности предварительной оценки тренирующего потенциала предполагаемой нагрузки, а следовательно, и вероятности прогноза (предвидения) тренировочного эффекта, который она может обеспечить;
способствуют разработке наиболее рациональных форм организации тренировочной нагрузки.
дают основания к переосмысливанию традиционных принципов построения тренировки.
Итак, программирование-это предварительное определение стратегии, содержания и форм построения тренировочного процесса; организация-прак тическое осуществление его программы с учетом конкретных условий и реальных возможностей спортсмена; управление- контроль и регулирование хода тренировочного процесса по заранее определенным критериям его эффективности.
Современный опыт и практика показывают, что построение спортивной тренировки требует всесторонних и глубоких знаний о сущности тренировочного процесса - его содержании и структуре, закономерностях, определяющих его построение и изменение его направленности с ростом мастерства спортсменов. Такие знания должны, во-первых, включать в себя достижения практического опыта и весь комплекс научных данных, освещающих воздействие тренировки на личность и организм спортсмена, и, во-вторых, быть систематизированными таким образом, чтобы обеспечить разработку и аргументацию тех методических положений и принципов, которые непосредственно определяют практическое решение проблем программирования и организации тренировочного процесса.
ГЛАВА 2 Метод построения спортивной тренировки
2.1. Особенности современного этапа развития спорта
Современному этапу развития спорта присущ ряд особенностей, которые оказывают существенное влияние на организацию подготовки спортсменов и ставят перед тренером и спортсменами новые, очень сложные задачи и требования, которые заставляют искать соответствующие формы организации тренировочного процесса.
1. Дальнейшее повышение высокого уровня достижений современных спортсменов требует кардинального усовершенствования как системы подготовки спортсменов высшей квалификации, так и всей организационно-методической системы многолетней подготовки спортсменов.
2. Исключительно высокая напряженность соревновательной борьбы, связанная с возросшей плотностью спортивных достижений участников крупнейших состязаний, неизмеримо повысила требования к качеству, стабильности и надежности технического и тактического мастерства, морально-волевой подготовленности и психологической устойчивости спортсменов в условиях частых и ответственных стартов.
3. Квалифицированные спортсмены достигли столь высокого уровня специальной физической подготовленности, что дальнейшее его повышение становится весьма сложной задачей. Необходимо изыскивать резервы повышения эффективности специальной физической подготовки и в связи с этим рационализировать систему построения тренировочного процесса в целом.
4. Существенно возросли объемы тренировочной нагрузки, что остро поставило проблему ее рационального размещения в рамках годичного цикла и его отдельных этапов. Вместе с тем стала очевидной необходимость критического отношения к механическому наращиванию объемов, как способу повышения эффективности тренировки. Возникла задача поиска, во-первых, наиболее эффективных соотношений нагрузок различной преимущественной направленности и, во-вторых, новых форм организации тренировки, предусматривающих оптимальные условия для полноценной реализации адаптационных возможностей организма спортсмена на основе рациональной взаимосвязи между затратами и восстановлением его энергетических ресурсов.
5. Возросла роль науки в решении методических вопросов тренировки. Подготовка спортсменов высокой квалификации связана с весьма существенными воздействиями на жизнеобеспечивающие функциональные системы организма и выведением их на столь высокий рабочий уровень, что без научных знаний, опираясь лишь на здравый смысл и интуицию, уже нельзя решить сложнейших проблем современной тренировки.
Традиционные принципы и формы построения тренировки, сложившиеся много лет назад утратили свое некогда прогрессивное значение и не удовлетворяют требованиям и задачам подготовки квалифицированных спортсменов сегодняшнего дня. Необходимо искать новые пути рационализации и повышения эффективности тренировочного процесса, возможности совершенствования традиционных принципов и форм построения тренировки. Этому вопросу и посвящена данная курсовая работа.
О том, что такой поиск приносит успех, свидетельствуют высокие достижения спортсменов.
Поиск путей интенсификации тренировочного процесса и повышения соревновательного мастерства обусловил целесообразность широкого использования методического приема, который можно охарактеризовать как моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки.
Суть этого приема описана Ю.В. Верхошанским [2] и выражается в целостном выполнении основного спортивного упражнения в процессе тренировки на высоком уровне интенсивности и с учетом условий и правил соревнований. Такой прием оказывает на организм воздействие, адекватное соревновательному, и позволяет эффективно решать задачи функционального, технического, тактического и психологического совершенствования спортсмена.
Ранее считалось нецелесообразным выполнять в условиях тренировки основное спортивное упражнение в полную силу, на результат или с соревновательной направленностью. Это объяснялось чрезмерными затратами нервной энергии, негативным влиянием на технику, излишним утомлением и т. п. Поэтому в скоростно-силовых видах спорта рекомендовалось использовать широкий круг специальных упражнений, в циклических-дистанции короче или длиннее соревновательной, преодоление их со скоростью соответственно выше или ниже соревновательной.
Однако, как показывают последние данные, нет ничего более "специального", чем основное спортивное упражнение, выполняемое в условиях, приближенных к соревновательным. В литературе описаны весьма показательные результаты экспериментальной тренировки в гите на 1 км с места в соревновательном периоде (май-август) трех групп велосипедистов. Группа, широко использовавшая прием моделирования соревновательной деятельности (1), обнаружила наибольший прирост в спортивном результате (2,5 с), меньшие сдвиги в деятельности кардиореспираторной системы при стандартных нагрузках и более высокий уровень функциональных показателей при предельных нагрузках (рис.1). Группы, тренировавшиеся по традиционной методике (2 и 3), показали меньший прирост спортивного результата (соответственно 2,1 и 0,3 с). Причем группа 3, имевшая меньшую соревновательную нагрузку, чем группа 2, обнаружила снижение функциональных показателей.
Доказана целесообразность проведения лыжниками-гонщиками, бегунами на средние дистанции и гребцами на байдарках и каноэ отдельных тренировок, которые по режиму энергообеспечения работы организма максимально приближены к соревновательным условиям. Подтверждена эффективность увеличения на тренировке объема работы по совершенствованию технического мастерства в условиях, максимально приближенных к соревновательным, в скоростно-силовых видах спорта, например выполнение прыжков в длину, с шестом и тройных с полного разбега (Ю. В. Верхошанский, 1985) или барьерного бега на высокой скорости и дистанциях, приближенных к соревновательной .
Рис. Изменение показателей максимального потребления О2 (1), максимального О2; пульса (2), алактатного (3), лактатного (4) и общего кислородного (5) долга в группах велосипедистов (по С. С. Семашко, 1972)
Моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки - это лишь один из методов подготовки и один из способов интенсификации тренировки. Его роль нельзя переоценивать, а использовать его можно только при работе со спортсменами высокой квалификации, не теряя при этом чувства меры и только при условии хорошей технической и специальной физической подготовленности.
В системе подготовки спортсменов высокой квалификации в последнее время наметилась тенденция к повышению доли однонаправленных тренировочных нагрузок. В этом случае тренировочная программа предусматривает применение средств и методов, ориентированных на решение преимущественно какой-либо одной конкретной задачи, которая может выражаться, например, в совершенствовании технического мастерства или развитии той или иной двигательной способности.
Однонаправленность тренировочных нагрузок как методический прием их организации формально не соответствует традиционному принципу комплексной подготовки спортсмена, согласно которому считается целесообразным одновременное (параллельное) решение ряда тренировочных задач как в одном тренировочном занятии, так и на длительных этапах подготовки. В практике заметна тенденция к сосредоточению объемов однонаправленных тренировочных нагрузок на определенных этапах годичного цикла.
2.2. Тренировочный процесс
Тренировочный процесс организуется в соответствии с определенными целевыми задачами, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата и обусловливают необходимую для их реализации программу тренировки. Таким образом, величина прироста спортивного результата-это критерий эффективности тренировки. Спортивный результат есть продукт организованного комплекса внешних взаимодействий спортсмена т.е. такой организации движений и перемещений спортсмена, которая обеспечивает ему эффективное использование его сил и моторного потенциала для решения определенной двигательной задачи.
Упорядочение внешних взаимодействий и увеличение в них доли тех сил, которые непосредственно способствуют успешному решению двигательной задачи,-важнейшее условие прогресса спортивного мастерства, реализуемого в рамках технической и тактической подготовки. Поэтому комплекс внешних взаимодействий спортсмена, присущий соревновательной деятельности, следует выделить в качестве первого объекта управления в системе спортивной тренировки.
Комплекс внешних взаимодействий может быть организован тем эффективнее, чем выше моторный потенциал спортсмена. Именно поэтому в ходе многолетней подготовки спортсмен стремится к совершенствованию своих двигательных возможностей и повышению уровня специфической работоспособности. Отсюда состояние спортсмена, как текущую характеристику его моторного потенциала, следует выделить в качестве второго объекта управления в системе спортивной тренировки.
Комплекс внешних взаимодействий и состояние спортсмена упорядочиваются в необходимом направлении в результате систематической специализированной двигательной активности, которая несет в себе ряд специфических тренирующих воздействий, организуемых таким образом, чтобы обеспечить требуемые изменения в комплексе внешних взаимодействий и в состоянии спортсмена. Следовательно, специализированную двигательную активность, или, как принято говорить, тренировочную нагрузку, надлежит выделить в качестве третьего объекта управления в системе спортивной тренировки.
Таким образом, совокупность названных объектов и представляет собой сложный, иерархически организованный комплексный объект, испытывающий направленное изменение в процессе спортивной тренировки.
В условиях тренировки упорядочивающие воздействия адресуются всем трем составляющим управляемого комплексного объекта одновременно. Однако в основе изменения его состояния в ходе тренировочного процесса лежит определенная циклическая последовательность событий. Задается дозированная тренировочная нагрузка, под влиянием которой происходит изменение состояния спортсмена, что, в свою очередь, влечет за собой изменения в комплексе внешних взаимодействий спортсмена и соответствующий прирост спортивного результата.
С достижением запланированного спортивного результата задаются следующая величина его прироста и новые, более высокие характеристики состояния спортсмена. Исходя из этого, определяются программа и организация тренировочной нагрузки для следующего этапа подготовки, а последовательность выполнения указанных выше условий повторяется на более высоком качественном и количественном уровнях. Цикличность этого процесса в соответствии с принятой в каждом виде спорта периодизацией и составляет содержание подготовки спортсменов.
В книге Ю.В. Верхошанского (1985г) приведена схема разработки общей теории построения тренировки.
Рис. 2. Схема разработки общей теории построения тренировки
Формы построения тренировки
В основе программирования лежит программно-целевой подход, в соответствии с которым содержание, объем и организация тренировочной нагрузки определяются исходя из целевых задач подготовки спортсмена. Целевые задачи включают в себя три главных компонента: задаваемую величину прироста спортивного результата, соответствующие изменения в технико-тактической, психологической и соревновательной подготовленности и объективно необходимые для этого сдвиги в уровне специальной физической подготовленности спортсмена.
Формы построения тренировки-это способы упорядочения ее содержания, предусматривающие целесообразное использование нагрузок различной преимущественной направленности, т. е. такое их сочетание и размещение во времени, которое обеспечивает требуемый тренировочный эффект при оптимальных затратах энергии спортсмена.
Следовательно, время и организация- две тесно взаимосвязанные и взаимовлияющие переменные формы построения тренировки. Содержание и организация тренировки, диктуемые целевыми задачами подготовки и закономерностями адаптации организма к напряженной мышечной работе, определяют необходимое для этого время. В свою очередь, время, лимитируемое календарем соревнований и оптимальной продолжительностью реализации текущего адаптационного резерва (ТАР) организма, влияет на выбор содержания и организацию тренировки. Реальные условия не всегда удовлетворяют оптимальным параметрам этих переменных. Поэтому программирование тренировки требует особой, творческой гибкости, основанной на умении предвидеть эффект той или иной формы построения тренировки и выбрать оптимальный ее вариант.
Циклические виды спорта
Общей для всех циклических видов спорта двигательной задачей является то, чтобы как можно быстрее перемещаться по дистанции и преодолеть ее за возможно короткое время. При этом преимущественная направленность системы движений выражается в эффективном передвижении по дистанции с предельно возможной экономией мышечных усилий и энергии. Таким образом, техническое мастерство в циклических видах спорта определяется силовыми возможностями спортсмена, емкостью и экономичностью расходования энергетического потенциала и эффективностью восстановления его затрат в соревновательных условиях.
Экономизация в расходе энергетических ресурсов организма-специфическая особенность технического мастерства в циклических видах спорта. Например, более квалифицированные конькобежцы при выполнении стандартной нагрузки потребляют меньшее количество кислорода. И поскольку с ростом мастерства МПК увеличивается, то, следовательно, процент использования аэробных возможностей спортсменов при этом уменьшается .
Установлено также, что с повышением тренированности в условиях передвижения со стандартной скоростью изменяется соотношение темпа и длины преодолеваемого пути за один двигательный цикл. Более квалифицированные спортсмены выполняют задание с большей длиной шагов или гребков, но при меньшем темпе движений, что является еще одним свидетельством феномена экономизации в уровне энергозатрат .
Существенное значение для рационального и экономичного расходования энергии имеет так называемая раскладка сил на дистанции или тактика прохождения дистанции. Установлено, что равномерный бег энергетически более экономичен, чем переменный. Изменение скорости передвижения в беге у квалифицированных спортсменов в относительно небольшом диапазоне-от 6 до 6,5 м/с-приводит к резкому изменению механизма энергообеспечения. Резко увеличивается величина максимального кислородного долга и его алактатной фракции, происходит значительный сдвиг кислотно-щелочного баланса крови и накопление недоокисленных продуктов обмена. Доказано также, что переменный темп работы, связанный с повышением ее мощности, вызывает прирост анаэробной доли энерготрат за счет активизации гликолиза. При этом работа становится энергетически менее эффективной по сравнению с равномернойной. Однако практически равномерное прохождение дистанции не всегда возможно. Для современного спорта характерна острая тактическая борьба на дистанции, которая как раз и отличается изменением темпа передвижений, длинными (затяжными) ускорениями и бурным финишированием, тем более успешным, чем раньше оно начинается. В данном случае речь идет не об экономизации энергозатрт, а об умении полноценно и эффективно использовать энергетические возможности, что должно быть достигнуто специальной подготовкой в ходе тренировочного процесса.
Практические исследования предшествующие курсовой работе были направлены на построение годичного плана спортивной тренировки для среднеподготовленных спортсменов, занимающихся лыжным спортом в течение 2-4 лет. Возрастной состав спортивной группы колеблется от 14 до 17 лет. Сроки проведения исследования ограничились периодом производственной практики с ___ по___
ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
3.1. Годичный план тренировочной работы
Составляется на основе перспективного плана и содержит распределение материала по периодам, этапам и месячным циклам. В плане приводятся основные средства тренировки, их объем по месячным циклам в конкретных единицах измерения (часы, минуты, километры, килограммы), а также количество тренировочных занятий, контрольных соревнований и т. д. Дополнительно к плану составляется график изменения объема и интенсивности нагрузки в течение года с учетом основных и контрольных соревнований. Тщательно составленный годичный план позволяет подготовить конкретные поурочные планы на месяц и по микроциклам, где указываются не только средства тренировки, но также их объем и интенсивность.
В теории спортивной тренировки различают четыре основных физических качества: выносливость, силу, быстроту и ловкость. В переходном периоде из всех физических способностей следует, прежде всего, поддерживать выносливость. Наряду с силой именно это качество утрачивается быстрее всего. Кривая, характеризующая динамику тренировочных нагрузок по физической подготовке совпадает с общей кривой, отражающей объем нагрузок в переходном периоде. Общая кривая значительно снижается по окончании сезона и начинает заметно повышаться с середины переходного периода.
Контроль и самоконтроль в процессе тренировки проводится параллельно тренером и лыжником. Данные контроля фиксируются в журнале тренера и дневнике спортсмена.
Педагогический контроль включает:
1. Учет фактического выполнения плана тренировки по объему, интенсивности и т. д.
2. Регулярное определение состояния спортсмена (работоспособности, восстановления, желания тренироваться, настроения и т. д.).
3. Измерение уровня развития физических качеств с помощью контрольных упражнений, в том числе подобранных применительно к избранному виду спорта. Комплексные контрольные проверки по общей и специальной физической подготовке проводятся не менее трех-четырех раз в год. Для наблюдения за динамикой развития важнейших физических качеств отдельные контрольные упражнения проводятся один раз в месяц.
4. Контроль за становлением и совершенствованием техники передвижения на лыжах с последующим анализом с помощью средств срочной информации.
5. Определение уровня тренированности спортсмена путем проведения специальной стандартной пробы. Она должна строго соответствовать особенностям лыжного спорта. Для этого можно предложить повторное прохождение одного и того же тренировочного круга по пересеченной местности (1-2 км) с 4-5-минутными интервалами отдыха (5 раз). Систематическое проведение этой пробы позволит судить о росте возможностей лыжника и развитии его спортивной формы.
6. Регистрация всех результатов в контрольных соревнованиях с указанием поставленных задач.
Лыжник обязан вести личный дневник самоконтроля с первых дней тренировки. В дневнике фиксируется содержание тренировки, дозировка нагрузки, работа над техникой, место, условия и время занятия, указываются ошибки и недочеты и все, на что необходимо обратить внимание в дальнейшем.
Особенно важно вести регулярный самоконтроль за общим состоянием и работоспособностью. При этом необходимо учитывать следующие показатели: частоту сердечных сокращений (лежа в постели после сна); самочувствие; вес; желание тренироваться и работоспособность (два последних показателя оцениваются но пятибалльной шкале). Кроме записи в дневнике, все эти показатели необходимо сразу переносить на график, чтобы иметь ясную картину динамики изменения общего состояния и работоспособности.
Таблица
Варианты недельных тренировочных циклов (малые волны) в подготовительном периоде Дни недели 1-й этап- весенне-летний май-июль) 2-й этап- летне-осенний (август- октябрь) 3-й этап - осенне-зимний (ноябрь - декабрь) С шестью тренировками в неделю 1-й ОФП1 ОФП Техническая подготовка на слабопересеченной местности 2-й ОФП СФП Развитие скоростной выносливости 3-й СФП2 ОФП Техническая подготовка на средне- и сильнопересеченной местности 4-й ОФП СФП Развитие скоростной выносливости 5-й ОФП ОФП Техническая подготовка на местности с различным рельефом 6-й СФП СФП Развитие скоростной выносливости 7-й Отдых Отдых Отдых С пятью тренировками в неделю 1-й ОФП СФП Техническая подготовка на слабопересеченной местности 2-й СФП ОФП Развитие скоростной выносливости 3-й ОФП СФП Отдых 4-й Отдых Отдых Техническая подготовка на средне- и сильнопересеченной местности 5-й СФП СФП Развитие скоростной выносливости 6-й ОФП ОФП Техническая подготовка на местности с различным рельефом 7-й Отдых Отдых Отдых
1Общая физическая подготовка.
2Специальная физическая подготовка.
Таблица 2
Варианты недельных тренировочных циклов (малые волны) в соревновательном периоде (январь - апрель)
Дни недели Содержание тренировки С шестью тренировками в неделю 1-й Техническая подготовка с умеренной интенсивностью на среднепересеченной местности 2-й Развитие скоростной выносливости 3-й Техническая и тактическая подготовка в различных условиях 4-й Скоростная тренировка с применением повторного или интервального методов 5-й Отдых 6-й Соревнования или контрольная тренировка (прикидка) 7-й Соревнования или контрольная тренировка (прикидка) С пятью тренировками в неделю 1-й Отдых 2-й Развитие скоростной выносливости 3-й Техническая подготовка с умеренной интенсивностью на среднепересеченной местности 4-й Скоростная тренировка с применением повторного или интервального методов 5-й Отдых 6-й Соревнования или контрольная тренировка (прикидка) 7-й Соревнования или контрольная тренировка (прикидка), или техническая и тактическая подготовка в различных условиях
Под выносливостью понимают способность спортсмена выполнять тренировочные нагрузки достаточное длительное время без значительного снижения работоспособности. Специфические для лыжного спорта движения с течением времени вызывают усталость. Быстрое преодоление этой усталости - важная задача, для решения которой в лыжниках необходимо воспитывать выносливость. На основе изученной литературы и опыта тренера, с его помощью был разработан новый комплекс упражнений для развития общей выносливости спортсменов. Он включает в себя ходьбу, бег, плавание, игровые и соревновательные упражнения. В соответствии с нововведением спортивная тренировка была построена следующим образом:
1-й день (в переходный период (летом)) - ходьба 8-10 км по ровной местности (минимум 1 час - непрерывно) При этом должен соблюдаться темп ходьбы.
2-й день - плавание в бассейне. После разминки на суше и в воде спортсмены плавают на длинные дистанции (200-600 м) без учета времени. При этом каждый обязан проплыть предписанную ему индивидуальную дистанцию. Нагрузки должны быть продолжительными, но не слишком интенсивными.
3-й день - отдых
4-й день - плавание в бассейне на короткие дистанции на время. 3-4 цикла заплывов с коротким промежутком между ними.
5-й день - кросс или бег по лесистой местности. При этом для обеспечения постепенности повышения нагрузки сначала предусмотрена прогулка быстрым шагом, затем тренировка в беге с постепенным переходом на быстрый бег. Учитывая индивидуальную тренированность спортсменов, каждому в дневник записывается индивидуальная дистанция.
Дозировка бега:
На первой беговой тренировке дистанция не превышает 1500-2500м. После разминочного бега на 300-400 м и гимнастики бег на отрезках по 400-500 м. Темп сначала очень легкий. Между отдельными отрезками отдых по 2-4 мин: прогулка, несколько упражнений на расслабление и дыхательных.
С каждой тренировкой дистанция пробега увеличивается на 400- 500 м. По плану, в первые две недели периода фундаментальной подготовки закладываются основы выносливости, а с увеличением суммарной дистанции длина пробегаемых отрезков уменьшается. На практике это означает, что запланированные на конец второй недели 3500-4000 м бега будут состоять из отрезков по 200-300 м, пробегая которые лыжники слегка наращивают темп и сокращают паузы отдыха.
На третьей-четвертой неделе рекомендовано пробежать всю дистанцию непрерывно. В дальнейшем то же, но быстрее. В ходе сезона подобные беговые задания позволят поддерживать уровень общей выносливости.
Планирование беговой нагрузки в целях повышения общей выносливости в первые две недели периода фундаментальной подготовки.
Первая неделя. 1-я тренировка: 1600 м отрезками по 400 м с паузами отдыха по 4 мин; 2-я: так же 2000 м; 3-я: 2400 м отрезками по 350 м с паузами отдыха по 3 мин;
Вторая неделя. 4-я тренировка: так же 3000 м; 5-я: 3200 м отрезками по 300 м в постепенно повышающемся темпе с паузами отдыха по 3 мин; 6-я: 3000 м отрезками по 300 м. с паузами отдыха по 3 мин; 7-я: 4000 м отрезками по 250 м в среднем темпе с паузами отдыха по 2 мин.
План будет корректироваться применительно к конкретным условиям. Кроме того, необходимо учитывать суммарную нагрузку конкретной тренировки.
ВЫВОДЫ
Для программирования тренировки исключительно важное значение имеет рабочая, планирующая и учетная документация тренера. От документации во многом зависит успех подготовки его учеников.
Планирующая документация - это, прежде всего, формализация идей, лежащих в основе стратегии подготовки спортсмена, идеальное воссоздание предстоящего тренировочного процесса, требующее совершенно конкретного, однозначного ответа на бесчисленное множество вопросов как принципиального, так и частного характера. Разработка планирующей документации - это стимул к логическому мышлению тренера, мобилизации его творческих возможностей и, наконец, к восполнению недостающих знаний, необходимых для прогноза, предвидения исхода того или иного варианта построения тренировки.
Не менее важное значение имеет и учетная документация, отражающая реальные значения параметров тренировочного процесса и выступающая в качестве объективного основания к оценке его эффективности.
Большая роль в повышении информативности, практической значимости и научно-методической ценности документации тренера принадлежит ее форме. Последняя должна обеспечивать наглядность и доступность содержащегося в ней материала, а главное, отражение в этом материале принципиальных стратегических особенностей построения тренировки.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Можно рекомендовать следующие основные формы документации для программирования и контроля тренировки.
1. Принципиальная модель системы построения тренировки в годичном цикле.
Модель должна наглядно и лаконично отражать общую стратегию и принципы организации тренировочного процесса. Поэтому ее следует строить в графической форме. Принципиальная модель- хорошая школа профессионального мышления тренера. Вместе с тем графическая форма принципиальной модели построения тренировки - выразительная и простая возможность для тренера донести свои идеи до учеников, которым предстоит их реализовать. От того, насколько они поймут смысл этих идей, во многом зависит успех тренировки.
2. Количественная модель системы построения тренировки (групповая или индивидуальная). Она разрабатывается на основе принципиальной модели и включает в себя количественную модель динамики наиболее существенных показателей специальной физической и технической подготовленности спортсменов с учетом календаря соревнований. Предусматривает общий годовой объем нагрузки по всем средствам подготовки и его распределение по месяцам, ориентированное на реализацию заданной модели динамики специальной подготовленности спортсменов.
3. Программа тренировки для большого этапа подготовки разрабатывается с недельной периодичностью в организации тренировочной нагрузки. Предусматривается конкретное распределение средств нагрузок различной преимущественной направленности по микроциклам с учетом целевых задач большого этапа и индивидуальных особенностей подготовки спортсменов. Является основным рабочим документом, в соответствии с которым тренер организует и контролирует тренировочный процесс.
4. Индивидуальная карта спортсмена включает динамику реально выполненного объема тренировочной нагрузки по основным средствам подготовки, а также соответствующие изменения контрольных характеристик, отражающих динамику состояния спортсмена и его спортивного результата. Составление ее - важное условие для контроля и управления ходом тренировочного процесса, а главное, для последующего анализа его эффективности и выводов на будущее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Программирование - новая и более совершенная форма планирования тренировочного процесса. Необходимость в ней со всей очевидностью исходит из требований сегодняшнего дня, а возможность ее разработки подготовлена всем ходом развития науки и практики спорта.
Наиболее перспективными направлениями научного поиска является изучение закономерностей долговременной и так называемой компенсаторной адаптации организма спортсмена к напряженной мышечной работе и наблюдение принципиальных тенденций в динамике состояния спортсмена на длительных этапах подготовки в зависимости от задаваемой тренировочной нагрузки (ее содержания, объема и организации).
Дальнейшая разработка вопросов программирования спортивной тренировки должна вестись и с учетом ее общих педагогических принципов, но на основе специального экспериментального поиска. Программирование недопустимо понимать как следование некоей инструкции, предписывающей жесткий порядок в организации тренировочного процесса. Это так же бессмысленно, как попытка создания алгоритма для шахматной игры. Программирование в спорте - это искусство, которое, базируясь на определенных принципах, оставляет тренеру возможность творческой инициативы в принятии окончательного решения.
Такие принципы нашли свое концентрированное выражение в моделях системы построения тренировки в годичном цикле. Однако их практическое использование для программирования тренировочного процесса требует дальнейшей разработки целого ряда частных методических вопросов. Последние касаются упорядочения тренировочной нагрузки в границах больших этапов подготовки и составляющих их микроциклов, а также рациональных способов объединения содержания этих микроциклов в единую систему с учетом специфики вида спорта и задаваемой нагрузки, периода подготовки, квалификации спортсмена и присущей ему индивидуальности.
Главная роль в решении таких вопросов принадлежит тренерам, педагогическое мастерство и методический опыт которых в данном случае должны сказать свое решающее слово, но лишь при условии, если они дополнены достаточными знаниями из физиологии спорта. Это важно как для практического использования и дальнейшего совершенствования сформулированных принципов программирования тренировки, так и для профессиональной подготовки самих тренеров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Березин Г.В., Бутин И.М. Лыжный спорт. - М.: "Просвещение"
Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: "", 1985
Залесский М. Стань сильным. - М.: "Детская литература", 1991
Лукин К.В.,Филиппов Г.Н. Поготовка спортсмена-многоборца. - М.: изд. ДОСААФ СССР, 1980
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: , 1977
Матвеев Л.П. Проблема периодизации спортивной тренировки. - М.: "Физкультура и спорт", 1965
Матвеев Л.П. Советская система физического воспитания. - М.: "Знание",1980
Матвеев Л.П. Спортсменам о спортивной форме. - М.: "Физкультура и спорт", 1966 изд. 2-е
Сб. обзорных статей "Наука и спорт" (перев. с англ.) Предисловие Зациорского В.М.и проф. Туманяна Г.С. - М.: "Прогресс", 1982
Чайковский А.М., Шенкман С.Б, Зациорский В.М. Искусство быть здоровым. - М.: "Физкультура и спорт", 1987
Чанади А. Футбол. Стратегия. - М.: "Физкультура и спорт", 1981
Чанади А. Футбол. Тренировка. - М.: "Физкультура и спорт", 1985
Указания к работе: - после прочтения удалить лист.
Желтым цветом выделены места, вызывающие сомнение. Необходимо уточнить след. вопросы:
Была ли практика и где она проходила, если это не существенно, то надо уточнить место прохождения (в работе практика проходит в спортивной лыжной секции), не плохо было бы написать реальное название секции, Ф.И.О. тренера. Время прохождения практики также играет роль, так как взят летний период тренировок. Можно уточнить данные нагрузок для рассматриваемой возрастной группы или поменять группу спортсменов и соответственно спортивную квалификацию.
Важен срок практики. Успел ли студент за это время сделать определенные выводы по поводу применения разработанной программы или результаты будут известны только к моменту написания диплома? Или вообще результат будет виден только после проведения контрольных соревнований?
От решения этих вопросов зависит построение третьей главы. В частности будут туда добавлены графики, отражающие результаты новых тренировок или нет. Во всем остальном работа закончена.
1 Цит. По А.Д. Бутковскому "Из чтений по истории и методике телесны упражнений" Спб., 1910, стр.32 2 М.С.Мерфи Тренировка в легкой атлетике, Цит. 1924 г., стр.15 1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Материальное стимулирование
 Понятие и функции трудового договора
Ваши отзывы
Здравствуйте! Большое спасибо за отлично выполненный заказ. Диплом я защитил на отлично. Через год защищается жена – так что я опять к вам :) С искренним уважением.
Владимир Н.

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.