Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Золотодобывающая промышленность РФ
 Психологическая готовность детей к школе
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Физкультура

курсовая работа

Характеристика физического качества быстроты и особенности ее развития в процессе занятий физическими упражнениями



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА БЫСТРОТЫ 4
1.1. Формы проявления быстроты в спорте 4
1.2. Физиологические, биохимические и морфологические
основы быстроты 6
2. БЫСТРОТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА 9
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ БЫСТРОТЫ 15
3.1. Методы развития быстроты 16
3.2. Взаимосвязь компонентов тренировочной нагрузки с
изменениями параметров состояния квалифицированных
легкоатлетов 16
3.3. Экспертные системы для планирования тренировочного
процесса 21
3.4. Тренажеры в легкой атлетике 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
В данной работ рассмотрено качество быстрота применительно к легкой атлетике. Изучены формы проявления быстроты, физиологические, биохимические основы быстроты. Рассмотрены некоторые методики повышения быстроты. История спорта учит, что за счет любой методики можно прогрессировать лишь определенное время, а далее требуется обновление методического багажа. И если в технических видах легкой атлетики возможности для прогресса значительно шире, чем в циклических (за счет применения различных технических новинок), то в области гладкого бега все определяется, в основном, методологическими концепциями. И именно в гладком беге в последние 10-15 лет наиболее резко проявились недостатки методологии.

ХАРАКТЕРИСТИКА КАЧЕСТВА БЫСТРОТЫ
При оценивании физического качества "быстрота" возникают определенные трудности. По логике вещей физическое качество "быстрота" нужно измерять в единицах скорости (м/с или рад/с). Но достижение предельной скорости в любом движении зависит не от одного, а от нескольких факторов: от силы работающих мышц, от осевого момента инерции разгоняемого звена (совокупности звеньев) тела, от степени релаксации мышц-антагонистов, от координации работы мышц. К тому же из четырех так называемых элементарных проявлений физического качества "быстрота", по которым принято его оценивать, только одно (причем далеко не самое информативное) - предельная скорость свободного движения - измеряется в единицах скорости. Остальные три: "градиент силы" - в кгс/с, латентное время простой сенсомоторной реакции - в с, частота малоамплитудных возвратных движений - в Гц или разах/с. То есть физическое качество "быстрота" определяют косвенным путем, используя корреляционные зависимости. Естественно, проблема учета локализации физического качества отнюдь не снимается.
Трудности, сопряженные с измерением физического качества "быстрота" изолированно от физического качества "сила", вызвали появление понятия "скоростно-силовые качества", недопустимого в рамках концепции физического качества хотя бы уже потому, что не имеет единой единицы измерения и отражает не одну, а две качественно особые базовые стороны моторики. Понимая это, иногда говорят о скоростно-силовых возможностях либо способностях, тем самым формально выводя эти стороны моторики за рамки концепции физического качества, но оставляя в то же время в ее рамках физического качества "выносливость", "гибкость", "ловкость".
1.1. Формы проявления быстроты в спорте.
Под быстротой, как физическим качеством, мы понимаем способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом предполагается, что выполнение задания длится небольшое время и утомления не возникает.
Можно выделить три основные (их называют еще элементарными) формы проявления быстроты: латентное время двигательной реакции, скорость одиночного движения (при малом внешнем сопротивлении), частота движений.
Элементарные формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. В особенности это касается показателей времени реакции, которые в большинстве случаев не коррелируют с показателями скорости движения. Можно отличаться очень быстрой реакцией и быть относительно медленным в движениях и наоборот.
Сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты. В практике приходится встречаться с комплексным проявлением быстроты. Так, в спринтерском беге результат зависит от времени реакции на старте, скорости отдельных движений (отталкивания, выноса бедра и пр.) и темпа шагов (табл. 1).
Таблица 1.

Практически, конечно, наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания), а не те элементарные формы проявления быстроты, которые отмечены выше. Однако скорость в целостном сложнокоординированном движении зависит не только от уровня быстроты, но и от других причин. Например, в беге скорость передвижения зависит от длины шага, а длина шага, в свою очередь, от длины ног и силы отталкивания. Поэтому скорость целостного движения лишь косвенно характеризует быстроту человека, и при детальном научном анализе именно элементарные формы проявления быстроты являются наиболее показательными.
Во многих движениях, выполняемых с максимальными скоростями, различаются две фазы: фаза увеличения скорости (фаза "разгона"), фаза относительной стабилизации скорости. Характеристикой первой фазы является стартовое ускорение, второй - дистанционная скорость. Можно обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью и наоборот. В одних видах спорта главным является стартовое ускорение (баскетбол, теннис и др.), в других важна лишь дистанционная скорость (прыжки в длину и др.).
Скоростные способности человека вообще довольно специфичны. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленно другие. Проявляется это, в частности, в том, что между скоростями в координационно различных движениях у одних и тех же лиц (бег-плавание; бег-ходьба и др.) не обнаруживается связи. Прямой, непосредственный перенос быстроты происходит лишь в координационно сходных движениях. Так, значительное улучшение результата в прыжках с места немедленно скажется на показателях в спринтерском беге, толкании ядра и других упражнениях, в которых скорость разгибания ног имеет большое значение; в то же время на скорости плавания, удара в боксе, печатания на пишущей машинке это, совершенно не отразится.
1.2. Физиологические, биохимические и морфологические
основы быстроты.
Латентное время реакции слагается из пяти составляющих: появление возбуждения в рецепторе, передача возбуждения в центральную нервную систему, переход возбуждения по нервным сетям и формирование эффекторного сигнала, проведение сигнала от центральной нервной системы к мышце, возбуждение мышцы и появление в ней механической активности. Наибольшее время затрачивается на третью из названных фаз.
Движения, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологическим характеристикам от более медленных. Наиболее существенное различие заключается в том, что при максимальной скорости затруднены сенсорные коррекции по ходу выполнения: рефлекторное кольцо не успевает сработать. С этим связана трудность выполнения достаточно точных движений на больших скоростях.
В очень быстрых и выполненных с высокой частотой движениях, например в спринтерском беге, мышцы работают лишь в крайних точках полной амплитуды движения. Какому-либо сегменту и сообщается кинетическая энергия, затем она гасится при участии мышц-антагонистов и сегменту придается ускорение в обратном правлении. При большой скорости движений активность мышц столько кратковременна, что мышца не успевает за этот период заметно укоротиться. Фактически мышцы работают в изометрическом режиме и чем больше скорость, тем ближе к изометрическому режиму работы. Эффекторная импульсация центральной нервной системы в быстрых и частых движениях выражается в виде концентрированных "залпов" разрядов мотонейронов. Особую значимость приобретает распределение этих "залпов" во времени таким образом, чтобы произошло полное использование внутреннего напряжения мышц при по существу изометрических условиях.
Принято считать, что быстрота, в особенности если она выражается в максимальной частоте движений, зависит от скорости перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно, т. е. от подвижности нервных процессов.
С биохимической точки зрения качество быстроты зависит от содержания АТФ а мышцах и скорости ее расщепления под влиянием нервного импульса, а также от быстроты ресинтеза АТФ. Поскольку скоростные упражнения кратковременны, то ресинтез АТФ осуществляется в данном случае почти исключительно за счет анаэробных механизмов; фосфокреатинового и гликолитического. В таких упражнениях, например, как бег на 100 и 200 м, плавание на 25 и 50 м, доля анаэробных источников в энергетическом обеспечении деятельности" может превышать 90%. Такого рода работа приводит к образованию большого кислородного долга, оплата которого затягивается на несколько десятков минут.
Зависимости между особенностями телосложения и максимальными скоростными показателями человека нет.

БЫСТРОТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА
Под быстротой двигательной реакции понимают латентное время реагирования. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция - это ответ заранее известным движением на заранее известный (внезапно появляющийся) сигнал. Примером может служить старт в беге, скоростная стрельба из пистолета по силуэтам и т. п. Все остальные типы реакций - сложные.
Быстрота двигательной реакции имеет большое прикладное значение. В жизни часто встречаются случаи, требующие ответа с минимальной задержкой во времени. В простых реакциях наблюдается очень большой перенос быстроты: люди, быстро реагирующие в одних ситуациях, оказываются наиболее быстрыми и в других.
Тренировка в различных скоростных упражнениях улучшает быстроту простой реакции - здесь наблюдается значительный перенос быстроты. В обратном направлении перенос отсутствует: тренировка в скорости реакции практически не сказывается на скорости движений.
При воспитании быстроты простой реакции используют несколько методов. Наиболее распространенный заключается в повторном возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или изменение окружающей ситуации. Примеры: повторное выполнение низкого старта в беге, изменение направления движения по сигналу преподавателя, защитное действие в ответ на заранее известный удар партнера в боксе и т. п. Этот метод при занятиях с начинающими довольно быстро дает заметные положительные результаты. К сожалению, в дальнейшем при его использовании быстрота реакции стабилизируется, и последующее ее улучшение происходит с большим трудом. В случаях, когда быстрота реакции имеет большое значение, для ее совершенствования применяют специальные методы, в частности расчлененный метод и "сенсорный" метод.
Расчлененный метод в данном случае сводится к аналитической тренировке, во-первых, быстроты реакции в облегченных условиях и, во-вторых, скорости последующих движений. Например, время реакции в низком старте легкоатлетического бега относительно растянуто из-за трудности выполнения начального движения. На руки спринтера давит значительная тяжесть, и быстро снять их с опоры трудно. В таких случаях оказывается полезным отдельно тренировать скорость реакции (например, в положении высокого старта с опорой руками о какие-либо предметы) и отдельно без стартового сигнала скорость первых движений в старте. Подобный аналитический подход приносит хорошие результаты.
Сенсорный метод основан на тесной связи между быстротой реакции и способностью различать небольшие интервалы времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Люди, хорошо воспринимающие микроинтервалы времени, отличаются, как правило, высокой быстротой реакции. Сенсорный метод и направлен на то, чтобы развить способность ощущать мельчайшие отрезки времени и благодаря этому повысить быстроту реагирования. При использовании этого метода тренировка проходит в три этапа.
На первом занимающийся выполняет движение (например, 5-метровый стартовый рывок), стараясь реагировать на сигнал с максимальной скоростью. После каждой попытки преподаватель сообщает ему показанное время.
На втором этапе (он является основным) задание также выполняется с наивысшей скоростью. Но на этот раз преподаватель спрашивает у занимающегося за какое время он, по его мнению, выполнил движение. После этого ему сообщают действительное время. Постоянное сопоставление своих ощущений с тем, что говорит преподаватель, совершенствует точность восприятия времени.
На третьем этапе предлагается выполнять упражнение с различной, заранее обусловленной, скоростью. Это помогает обучать свободному управлению быстротой реакции. |
Значительное улучшение быстроты двигательной реакции - задача весьма сложная. Фактически речь идет о выигрыше сотых, иногда десятых долей секунды. Время зрительно-моторной реакции у лиц, не занимающихся спортом, равно в среднем 0,25 сек., колеблясь от 0,20 до 0,35 сек. У спортсменов оно меньше-0,15-0,20 сек., у некоторых даже 0,10-0,12 сек. Время реакции на звуковой сигнал обычно несколько короче: у нетренированных - примерно в диапазоне 0,17-0,27 сек.; у некоторых спринтеров международного класса оно равно 0,05-0,07 сек.. В значительной части случаев не возникает необходимости в специальной работе над быстротой двигательной реакции: достаточно того улучшения быстроты реакции, которое происходит за счет переноса при занятиях скоростными упражнениями. Особенно ценными здесь являются разнообразные подвижные и спортивные игры, среди которых выделяется баскетбол.
Латентное время реакции может быть несколько улучшено за счет рационального поведения в период, предшествующий реагированию. В частности, имеет значение направленность внимания: при внимании, направленном на предстоящее движение (моторный тип реакции), время реагирования меньше, чем при направленности внимания на восприятие сигнала (сенсорный тип реакции). Быстрота реакции повышается при некотором напряжении мускулатуры. Поэтому, например, при низком старте рекомендуется несколько давить ногами на стартовые колодки (так, в частности, делает рекордсмен мира в беге на 100 м А. Хари, отличающийся исключительно хорошей стартовой реакцией). Быстрота реакции зависит от времени ожидания сигнала; оптимальное время между предварительной и исполнительной командами-около 1,5 сек..
Сложные реакции. Остановимся на двух случаях сложной реакции: реакции на движущийся объект и реакции с выбором.
Наиболее типичные случаи реакции на движущийся объект встречаются в единоборствах, играх с мячом. Рассмотрим, например, действия вратаря при ударе по воротам. Вратарь должен: 1) увидеть мяч, 2) оценить направление и скорость его полета, 3) выбрать план действий, 4) начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 сек. Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент - фиксацию движущегося предмета глазами. Фиксация включает приспособительные изменения двух типов: глазодвигательные (их называют еще офтальмокинетическими) и диоптрические. Так, по данным ряда авторов, при появлении предмета в периферической зоне зрения затраченное время распределяется следующим образом: офтальмокинетические приспособления: скрытый период фиксационного движения глаз-0,175-0,185 сек.; само движение и конвергенция глаз-0,03-0,10 сек.; диоптрические приспособления (здесь основное значение имеет аккомодация глаз)-0,2-0,6 сек. На собственно сенсорную фазу уходит относительно немного времени-около 0,05 сек. Таким образом, в реакции на движущийся объект основное значение имеет умение видеть предмет, передвигающийся с большой скоростью. Эта способность тренируема; именно ее развитию и надо уделять на занятиях особое внимание. Для этого используют упражнения с реакцией на движущийся предмет; тренировочные требования повышаются за счет увеличения скорости, большей внезапности появления объекта, сокращения дистанции. Очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. В тех случаях, когда объект (в частности, мяч в игре) уже фиксирован взглядом до начала перемещения, время реакции значительно сокращается. Здесь приобретает большое значение умение предугадывать полет мяча по действиям игрока, производящего удар. Скорость полета мяча в игре может быть настолько высокой, что реакция непосредственно на летящий мяч становится невозможной. Так, у волейболистов высокого класса скорость полета мяча после нападающего удара достигает примерно 30 м/сек, а время полета мяча до земли- 0,10 -0,12 сек. Тем не менее, волейболистам в отдельных случаях удается брать такие мячи. Это происходит благодаря предугадыванию полета мяча. Точность реакции на движущийся объект совершенствуют параллельно с развитием ее быстроты. Лишь в начале следует отвести несколько занятий, специально направленных на развитие точности реакции. При этом надо объяснить ученикам, что действия необходимо выполнять как бы несколько опережая движущийся объект.
Реакция выбора, как ясно из ее названия, связана с выбором нужного двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнера или окружающей обстановки. Например, фехтовальщик, взявший защиту, выбирает один из возможных ее вариантов в зависимости от вида атаки противника. Сложность реакции выбора зависит от разнообразия возможного изменения обстановки, в частности в единоборствах - от разнообразия поведения противника. В боксе требования к сложной реакции спортсменов очень велики: противник может попытаться нанести различные удары как левой, так и правой рукой в самой неожиданной последовательности. При воспитании скорости сложной реакции, следуя правилу "от простого к сложному", идут по пути постепенного увеличения числа возможных изменений обстановки. Сначала обучают принимать защиту в ответ на заранее обусловленный удар или укол (защищающийся не знает, когда будет проведена и куда направлена атака); затем ученику предлагают реагировать на одну из двух возможных атак, потом трех и т. д. Постепенно его подводят к реальной обстановке единоборства.
Квалифицированные спортсмены достигают очень высокой быстроты сложной реакции - почти столь же высокой, как и в простой реакции. Достигается это за счет того, что спортсмен реагирует не столько на само движение, сколько на подготовительные действия к нему. В каждом движении всегда есть две фазы: познотоническая, выражающаяся в небольшом изменении позы и перераспределении тонуса; собственно движение. Спортсмены научаются реагировать уже на первую фазу (до начала основного движения). Эту способность можно развить, для чего в тренировке приучают ученика реагировать на нарочито утрированное и заметное выполнение движений, постепенно все больше приближая их к естественным.
Современные исследования быстроты сложной двигательной реакции ведутся с использованием теории информации-новой математической дисциплины, тесно связанной с математической статистикой. Одним из основных понятий теории информации является понятие о степени неопределенной ситуации. Рассмотрим следующий пример: два фехтовальщика стоят на постоянной дистанции друг перед другом, один из них атакует, другой защищается. Допустим, они договорились, что атакующий наносит уколы лишь в голову или руку. Неопределенность ситуации заключается в том, что защищающийся не знает, какой из двух уколов будет нанесен. В другой раз они увеличат число возможных уколов, к примеру, до четырех. Очевидно, что неопределенность ситуации для защищающегося возрастет: он не будет знать, какой из четырех возможных уколов будет нанесен. Отсюда вывод: чем разнообразнее действия атакующего, тем с большей неопределенностью приходится сталкиваться второму фехтовальщику. В теории информации для измерения степени неопределенности вводится специальная количественная мера, так называемая энтропия. Экспериментально показано, что время сложной реакции прямо пропорционально степени неопределенности ситуации. Случаю, когда энтропия равна нулю, соответствует простая реакция.

3. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ БЫСТРОТЫ
Развитие быстроты зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.
Наиболее успешно быстрота развивается в школьном возрасте. Быстрота движений в определенной степени зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Если мышца предварительно оптимально растянута, то она сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность мышц-аптагонистов к растягиванию.
Не менее важно и умение расслабляться, выполнять движение без излишнего напряжения, но с максимальными усилиями.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения: развивающие быстроту ответной реакции; способствующие возможно более быстрому выполнению движений; облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т. п.
Для развития быстроты рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.
Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.
3.1. Методы развития быстроты
1. Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек.-5 мин. в зависимости от характера упражнений и состояния волейболиста).
2. Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т. п.
3. Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
4. Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
5. Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
3.2. Взаимосвязь компонентов тренировочной нагрузки с изменениями параметров состояния квалифицированных легкоатлетов
Был проведен эксперимент, решающий задачу установления взаимосвязей компонентов тренировочной нагрузки различной направленности с изменениями параметров состояния квалифицированных легкоатлетов, учет которых позволил бы осуществлять оперативные коррекции состояния спортсмена.
Педагогический эксперимент проводился в течение 1995 - 1996 гг. на базе Чебоксарского и Новочебоксарского училищ олимпийского резерва и факультета физической культуры Чувашского государственного педагогического института.
Группу испытуемых составили квалифицированные спортсмены, специализирующиеся в скоростно-силовых видах легкой атлетики (18 мужчин и 14 женщин) - члены сборной России и Чувашской Республики. Среди них 18 человек имели I спортивный разряд, 10 - кмс и 4 - мс.
В процессе эксперимента изучались показатели соревновательной деятельности, тренировочной деятельности и состояния спортсменов.
Показатели соревновательной деятельности включали в себя: исходный результат - личный рекорд в избранном виде легкой атлетики за неделю до очередного соревновательного выступления; конечный результат - результат, показанный в данном соревновании; относительный результат - процентное отношение конечного результата к исходному (%); время отдаления от предыдущего старта (дней).
Тренировочная деятельность анализировалась на основе учета объема и интенсивности основных тренировочных средств в процессе наблюдения за спортсменами и изучения спортивных дневников.
Тестирование испытуемых проводилось ежедневно по утрам непосредственно перед началом тренировки в течение предстартового микроцикла (с 5-го по 1-й предстартовый день). Применялись следующие тесты и контрольные упражнения:
- показатели самооценки (настроения, самочувствия, желания тренироваться, готовности к тренировке, желания соревноваться, готовности к соревнованию, скоростных возможностей, силовых возможностей);
- восприятие и воспроизведение интервалов времени:
- показатели максимального, оптимального и дозированного усилий;
- показатели максимального, оптимального и дозированного темпа;
- высота выпрыгивания вверх с участием и без участия рук.
Предполагалось, что наличие определенных приоритетов в выборе тренировочных средств и структуры тренировочной нагрузки приведет к тем или иным изменениям в состоянии спортсмена. Для выявления взаимосвязей между параметрами тренировочной нагрузки и показателями состояния определялись объем, интенсивность и относительная частота использования основных тренировочных средств и соотносились с направленностью динамики отдельных показателей состояния.
В ходе изучения взаимосвязей вычислялась относительная частота применения тех или иных тренировочных средств (беговых упражнений, в том числе с сопротивлением; прыжковых и силовых упражнений с отягощением и без него) и соотносилась с динамикой отдельных показателей состояния (рис. 1).
Выявлено, что спортсмены, чаще применяющие средства силового характера, отличаются положительной динамикой самооценки силовых возможностей и коэффициента силовой активности. Выполнение спортсменами относительно большего объема беговых и силовых упражнений сопоставимо с улучшением самооценки скоростных возможностей. Применение в тренировочном занятии упражнений прыжкового и силового характера с одновременным снижением доли беговых средств приводит к положительным сдвигам в показателях скоростно-силовых качеств. Пробегание коротких отрезков на время связано с улучшением чувства времени на следующий день после занятия. Предпочтение, отдаваемое отдыху, как правило, связано с отрицательной динамикой самооценок, за исключением самооценок настроения и желания соревноваться, отражающих, на наш взгляд, в большей степени эмоциональную сферу личности спортсмена.

А- силовые возможности, В- скоростные возможности, С- ошибка в реакции на время, D- коэффициент силовой активности, Е- прыжок вверх с махом руками.
Рис.1. Относительная частота применения тренировочных средств с учетом направленности динамики показателей состояния, %.
Объем беговых средств был значительно выше в тех случаях, когда отмечена положительная динамика совокупности показателей состояния (рис. 2).
Положительной динамике состояния спортсмена способствует выполнение беговых упражнений с сопротивлением в относительно большем объеме. Не обнаружено каких-либо существенных различий в соотношении объемов прыжковых упражнений. Достаточно высокие различия отмечены при сравнении объемов без внешних отягощении и с отягощениями. Относительно больший объем выполнения силовых упражнений без отягощений и одновременно меньший объем упражнений с отягощениями мало связаны с проявлением общих положительных сдвигов в состоянии организма.

Рис. 2. Объем применяемых тренировочных средств с учетом направленности в динамике показателей состояния организма в целом.
Установлено (рис. 3), что интенсивность беговых средств не имеет существенных различий с динамикой показателей состояния спортсмена. При этом оптимальными являются значения на уровне 83-85%.

Рис. 3. Интенсивность беговых и силовых средств с учетом направленности в динамике совокупности показателей состояния, %
Интенсивность силовых средств измерялась в процентах от собственного веса спортсмена. Положительной динамике совокупности показателей состояния сопутствует значительно менее высокая интенсивность - 47,5 ± 1,71%, которая, по-видимому, и является наиболее подходящей при выполнении упражнений на силу непосредственно в предсоревновательном микроцикле.
Таким образом, положительная динамика показателей состояния квалифицированных легкоатлетов может быть обеспечена не только выбором адекватных тренировочных средств в общей структуре нагрузки, но и оптимизацией параметров объема и интенсивности этих средств, что позволяет более точно регламентировать тренировочную нагрузку в предсоревновательные дни. Обобщение полученных данных выявило существование возможности управления отдельными показателями состояния спортсмена через изменение параметров тренировочной нагрузки.
3.3. Экспертные системы для планирования тренировочного процесса.
В последние годы в проблемной научно-исследовательской лаборатории МГАФКа создаются экспертные системы для планирования тренировочного процесса.
Предлагается программа, разработанная системой "Бегун" (авторы С. Бурьян, А. Рафалович, Л. Хасин, А. Якимов), при помощи которой может быть спланирован тренировочный процесс на срок до двух месяцев общего и подводящего периодов подготовки бегунов на средние дистанции разной квалификации - от III разряда до мастера спорта.
Настоящая программа построена на 28 дней общего периода для "средневиков", имеющих в беге на 800 м результат 1.55 - 1.57. Содержание тренировочных средств излагается по следующей форме: название метода - длина отрезков - время пробегания отрезков - время отдыха между повторами - количество повторений. Иными словами, формула (200-29,00-1.30)6 расшифровывается так: 6 повторений отрезков по 200 м за 29,00 каждый с перерывами по 1 мин 30с. Если дистанция пробегается единожды, показатели времени перерывов и количества повторений отсутствуют. Содержание фартлека (количество ускорений, их длина и т.д.) определяется тренером.
Перед тренировкой проводится разминка: легкий бег 2-3 км, общеразвивающие упражнения 10-15 мин, ускорения на отрезках до 100 м. В перерывах между разными видами тренировки - легкий бег, ходьба или пассивный отдых 2-5 мин. По окончании тренировочного дня - бег или ходьба 1 км.
1-й день. Средняя на равномерно длительный бег:
1) интервальный медленный бег (300-0.51,00-1.00)4;
2) скоростной бег 100, максимально;
3) повышенный темп 2000-7.40,00-0.00;
4) прогрессирующая серия отрезков 200 (0.29,00/-0.27,00/0.26,00)-2.00;
5) средний темп 2000-8.20,00-0.00.
2-й день. Большая скоростная:
1) скоростной бег 150, максимально;
2) средний темп 1500-6.15,00-0.00;
3) скоростной бег 200, максимально:
4) интервальный медленный бег (200-0.34,00-1.00)6;
5) скоростной бег 100, максимально.
3-й день. День отдыха.
4-й день. Средняя на равномерно длительный бег:
фартлек 5000-20.00,00.
5-й день. Большая на повторную выносливость:
1) повторный с жесткими интервалами (500-1.19,00-2.00)4;
2) повышенный темп 2000-7.40,00;
3) повторный дистанционный (жесткий) (1200-3.25,00-5.00)2.
6-й день. Малая (восстановительная);
восстановительный бег малых тренировок 11 000-55.00,00
7-й день. Средняя специальная:
1) интервальный быстрый бег (200-0.32,00)1.00)5;
2) моделирующий бег 400-0.58-0.10; 200-0.28,00-0.00).
8-й день. Большая на равномерно длительный бег:
1) дистанционный мягкий (1500-5.20,00-6.00)2;
2) повторный метод (200-0.28,00-2.00)5;
3) темповый бег 2000-7.20,00;
4) скоростной бег 60, максимально:
5) интервальный медленный бег (600-1.46,00-1.30)3.
9-й день. День отдыха.
10-й день. Большая специальная:
1) повышенный темп 1500-5.45,00;
2) контрольный бег 800, максимально.
11-й день. Средняя на равномерно длительный бег: фартлек 5000-20.00,00.
12-й день. Малая (восстановительная):
восстановительный бег малых тренировок 11 000-55.00,00.
13-й день. Большая на повторную выносливость:
1) повторный метод (400-1.00,00-3.00)3;
2) средний темп 1500-6.158,00;
3) смешанная серия 300 (0.43,00/0.46,00/0.43,00/0.46,00/ 0.43,00)-2.00;
4) повышенный темп 1000-3.50,00;
5) "лесенка" (короткие и средние отрезки) (800/400/200)-
14-й день. Средняя скоростная: (2.04,00/0.57,00/0.26,00)-4.00.
1) скоростной бег 100, максимально;
2) повышенный темп 1000-3.50,00;
3) скоростной бег 150, максимально;
4) средний темп 1500-6.15,00;
5) скоростной бег 60, максимально.
15-й день. День отдыха.
16-й день. Большая на равномерно длительный бег:
1) темповый бег 3000-11.00,00;
2) повторный с жесткими интервалами (200-0.29,00-1.00)5;
3) дистанционный мягкий (1200-4.12,00-5.00)2;
4) скоростной бег 60, максимально;
5) интервальный быстрый бег (400-1.06,00-1.30,00)4.
17-й день. Средняя на повторную выносливость:
повторный дистанционный (жесткий) (1000-2.50,00-4.00)2.
18-н день. Малая (восстановительная):
восстановительный бег малых тренировок 10 000- 50.00,00.
19-й день. Большая специальная:
1) интервальный медленный бег (300-0.51,00-1.00)4;
2) моделирующий бег 600-1.28,00-0.20; 400-0.59,00.
20-й день. День отдыха.
21-й день. Большая на повторную выносливость:
1) повторный с жесткими интервалами (200-0.29,00-1.30)6;
2) темповый бег 1500-5.30,00;
3) серия с сокращением интервалов отдыха: 300-0.46,00-(2.00/1.30/1.00/0.40);
4) средний темп 1000-4.10,00;
5) "лесенка" (короткие и средние отрезки): 600/400/200)-(1.28,00/0.56,00/0.26,00)-4.00.
22-й день. Средняя скоростная:
1) скоростной бег 100, максимально;
2) средний бег 1000-4.10,00;
3) скоростной бег 200, максимально.
23-й день. Малая (восстановительная): восстановительный бег малых тренировок.
24-й день. Большая на равномерно длительный бег:
1) интервальный медленный бег (300-0.52,00-1.00)6;
2) скоростной бег 60, максимально;
3) "лесенка" с длинными отрезками:
(1200/1000/800)-(3.50,00/3.10,00/2.30,00)-4.00;
4) повторный метод (200-0.28,00-2.00)5;
5) повышенный темп 4000-15.20,00.
25-й день. Средняя на повторную выносливость:
1) прогрессирующая серия отрезков:
200-(0.29,00/0.28,00/0.27,00/0.26,00)-2.00;
2) средний темп 1000-4.10,00-0.00;
3) повторный с жесткими интервалами (300-0.44,00-1.00)2;
4) повышенный темп 1000-3.50,00;
5) серия с сокращением интервалов отдыха 300-0.46,00-1.30/1.00/0.40).
26-й день. Малая (восстановительная):
1) восстановительный бег малых тренировок 10 000-50.00,00.
27-й день. Большая скоростная:
1) скоростной бег 150, максимально;
2) интервальный медленный бег (200-0.34,00-1.00)7;
3) скоростной бег 150, максимально;
4) темповый бег 1000-3.40,00.
5) скоростной бег 200, максимально.
28-й день. Малая (восстановительная):
восстановительный бег малых тренировок 10 000-50.00,00.
3.4. Тренажеры в легкой атлетике
В 70-80 годах тема применения тренажеров в тренировке легкоатлетов была весьма актуальной. Учитывая, что вопросы становления техники выполнения легкоатлетических упражнения и сейчас находится в центре тренерского внимания, рассмотрим один из тренажеров, применяемый для совершенствования способности к отталкиванию в спринтерском беге.
На рисунке 4 представлено устройство, состоящее из скобы (1), пояса (2), ролика (3), шнура тягового средства (4), датчиков (5) и нагрузочного блока (6).
Одна пара датчиков устанавливается в носковой части обуви, вторая - крепится на ремнях, опоясывающих бедра в их верхней части. Датчик под ступнями в беговой обуви срабатывает на опоре, а датчики на бедрах - в момент их взаимного касания при параллельном положении бедер. Датчики электрически связаны с нагрузочным блоком, основная функция которого - посредством регуляции вращения ролика создавать сопротивление шнуром тягового средства только в определенных фазах бегового шага. Нагрузочный блок задает условия работы опорной ноги в двух фазах: 1) амортизации и 2) отталкивания. В обеих фазах тяговое усилие шнура тягового средства может быть направлено как в сторону противоположную направлению бега, так и в сторону бега. Величина тягового усилия, направленная в сторону противоположную направлению бега, не должна превышать 8% от массы тела спортсмена, а величина тягового усилия, направленная в сторону бега - 4%.
Шнур тягового средства на половину своей длины намотан на ось ролика.
При тяговом усилии, направленном в сторону противоположную направлению бега, в момент постановки ноги на опору датчик под ступней опорной ноги посылает сигнал на нагрузочный блок, который тормозит вращение ролика и, тем самым, шнур начинает разматываться с тягового средства, создавая сопротивление перемещению бегуна в фазе передней опоры - амортизации.
В момент, когда бедра ног параллельны, и датчики на бедрах касаются друг друга, сигнал поступает на нагрузочный блок, который прекращает торможение ролика: шнур начинает разматываться с оси ролика, а тяговое сопротивление, препятствующее продвижению бегуна вперед отсутствует в последующих фазах - отталкивании, разгоне, проносе ноги, торможении и опускании к опоре. В момент постановки другой ноги на опору датчик под ступней посылает сигнал на нагрузочный блок, приостанавливающий разматывание шнура с ролика и вновь создающий тяговое сопротивление на мышцы опорной ноги в фазе амортизации.
Таким образом, устройство обеспечивает нагрузку на мышцы опорной ноги в режиме "динамического срыва", позволяющего перевести сконцентрированные в фазе амортизации напряжения мышц в более высокую скорость движения в фазе отталкивания.
При использовании тренажера для акцентированной нагрузки на мышцы опорной ноги в фазе отталкивания нагрузочный блок работает в режиме, создающем тяговое сопротивление продвижению бегуна только в фазе отталкивания. В момент, когда бедра бегуна параллельны и датчики на бедрах замыкаются, сигнал поступает на нагрузочный блок, тормозящий вращение ролика. В результате создается тяговое усилие со стороны шнура тягового средства в фазе отталкивания. В момент отрыва толчковой ноги от опоры происходит размыкание датчика под ступней, сигнал с которого поступает на нагрузочный блок, и ролик начинает вращаться, а тяговое сопротивление со стороны шнура на бегуна достигает нулевой отметки в фазах разгона, проноса, торможения, опускания к опоре, амортизации. И только в момент, когда датчики на бедрах замыкаются и тормозится вращение ролика, создается нагрузка на мышцы опорной ноги в фазе отталкивания.

Рис.4.
При тяговом усилии, направленном в сторону бега в режиме совершенствования работы опорной ноги в фазе амортизации, нагрузочный блок создает нагрузку только в фазах отталкивания, разгона, проноса, торможения, а в фазе амортизации нагрузка отсутствует. В режиме совершенствования ре боты опорной ноги в фазе отталкивания нагрузочный блок задает нагрузку только в фазах разгона, проноса, торможения, опускания к опоре, амортизации, а в фазе отталкивания нагрузка отсутствует.
Устройство для тренировки спринтеров является эффективным средством развития способности к отталкиванию опорной ноги в беге.
Подбор средств сопряженного воздействия, совершенствующих мышцы опорной ноги в фазе амортизации или отталкивания, должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей техники бега, уровня специальной физической подготовленности и этапа тренировки. Только в этом случае обеспечивается тренировочный эффект направленного развития способности к отталкиванию и корректировка двигательных действий опорной ноги в беге с максимальной скоростью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для совершенствования физического качества быстроты необходимо подбирать упражнения развивающие быстроту ответной реакции; способствующие возможно более быстрому выполнению движений; облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Для развития быстроты рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.
Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.
Подбор средств воздействия должен осуществляться с учетом индивидуальных особенностей техники бега, уровня специальной физической подготовленности и этапа тренировки. Только в этом случае обеспечивается тренировочный эффект.
Положительная динамика показателей состояния квалифицированных легкоатлетов может быть обеспечена не только выбором адекватных тренировочных средств в общей структуре нагрузки, но и оптимизацией параметров объема и интенсивности этих средств, что позволяет более точно регламентировать тренировочную нагрузку в предсоревновательные дни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968.
Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970.
Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956.
Легкая атлетика, 1995, № 3, 5.
Теория и практика физической культуры. 1994, № 7.
Теория и практика физической культуры. 1995, № 2.
Теория и практика физической культуры. 1996, № 5,7.

1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Ценовая политика в России: особенности и основные проблемы (теоретический вопрос и 3 задачи)
 Разработка организационной структуры службы управления персоналом
Ваши отзывы
ybd6xq
рџ”‘ Sending a transaction from us. Continue =>> out.carrotquest-mail.io/r?hash=YXBwPTY0MDcyJmNvbnZlcnNhdGlvbj0xNzkzOTE5MjE4MTE1MTUyODMxJmFjdGlvbj1jbGlja2VkJnVybD1odHRwcyUzQSUyRiUyRnJlZGxpbmtiaXRzLnRvcCUyRmdvJTJGeTJiNDAzJTJGMjNiNCZyYWlzZV9vbl9lcnJvcj1GYWx

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.