|
|
Характеристика физического качества сила и особенности ее развития в процессе занятий физическими упражнениямиСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО СИЛА 4 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ 6 2.1. Особенности воспитания силы в различных видах спорта 6 2.2. Использование силовых упражнений во вспомогательных целях 7 2.3. Изменения максимальной мышечной силы после различных физических упражнений 8 2.4. Экспериментальные исследования в ходе тренировки высококвалифицированных спортсменов в волейболе 11 3. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА СИЛОВОЙ подготовки спортсменов. 21 3.1. Средства и методы общей физической подготовки 21 3.2. Задачи силовой подготовки в отдельные периоды тренировки 24 3.3. Использование тренажеров 32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36 ВВЕДЕНИЕ Управление тренировочным процессом включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий тренеру целенаправленно переводить состояние организма спортсмена из исходного в запланированное. Важная задача управления - получение объективной информации о различных сторонах деятельности, об уровне подготовленности, индивидуальных особенностях спортсмена и создание моделей тренирующих воздействий, которые отражают пути индивидуализации тренировочного процесса. Только здесь можно найти резервы роста спортивных достижений. Критерием эффективности деятельности волейболиста служит точность пространственных, временных и силовых параметров, целесообразное сочетание которых является источником повышения точности. В работе рассмотрено совершенствование физического качества силы на примере волейболистов высокой квалификации. 1. ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО СИЛА Физическое качество "сила" - некоторая обобщающая предельная характеристика способности развивать силу тяги основных, наиболее значимых групп скелетных мышц при их произвольной импульсации. В связи с зависимостью предельной силы тяги мышцы от скорости ее укорочения или удлинения (зависимость "сила - скорость" измерять силу мышцы (мышечной группы) можно только в изометрическом режиме: количественно определять силу мышечной группы измерением при различных скоростях ее укорочения или удлинения нельзя: полученные значения окажутся разными - в зависимости от соотношения скоростей (показатели могут различаться в несколько раз, если скорости очень различны). Поэтому сравнение показателей предельной силы тяги мышечной группы при разных суставных скоростях с целью сравнения уровней ФК "сила" лишено смысла и условие измерения его только в изометрическом режиме строго обязательно. В связи с этим некорректны и попытки ввести понятия "динамическая сила", "медленная сила", "быстрая сила", "взрывная сила", "дифференциальная сила", "интегральная сила"; они методологически неправомочны и могут существовать разве только как своего рода прикладной (и уж никак не научный) сленг. Следует добавить, что "интегральная сила" и "дифференциальная сила" выражаются в иных, чем сила, единицах измерения и не отражают свинств мышцы развивать ту или иную предельную силу тяги - уже поэтому нельзя рассматривать их в рамках физического качества "сила". Измерение и оценивание физических качеств "сила" и "гибкость" (а в известной мере -также качеств "быстрота" и "выносливость" сталкиваются с однотипными принципиальными трудностями, связанными: 1) с анатомической локализацией измерении (выбор рабочей точки при измерении силы, выбор анатомических ориентиров при измерении гибкости), 2) с учетом количественного различия индивидуальных соотношений локальных проявлений этих качеств и разной значимости их для решения двигательных задач в различных видах спорта. По пункту 1 еще можно найти приемлемые стандартизующие решения, но по пункту 2 необходимо прибегать к весовым коэффициентам, об единых значениях которых для разных видов спорта, разных направлений физического воспитания и массовой физкультуры вряд ли удастся договориться - слишком различны относительные значимости локальных проявлений качеств, а значит, нужны разные системы коэффициентов. 2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ 2.1. Особенности воспитания силы в различных видах спорта Изложенные выше общие положения, касающиеся методики воспитания силы, справедливы во всех случаях, когда стоит задача повышения силовых возможностей. Однако, естественно, в разных видах спорта будут свои особенности воспитания силы. Для каждого вида спорта характерна своя, наиболее типичная, топография силы. Так, у штангистов более всего развиты разгибатели рук, ног и туловища; у гимнастов по сравнению со спортсменами других специальностей - приводящие мышцы плечевого сустава и т. п. Примеры топографии силы для представителей некоторых видов спорта приведены на рис. 1. Увеличение силы в разных видах спорта различно связано с изменением мышечной массы: в одних видах спорта (метания, например) нужна абсолютная сила, в других (гимнастика, легкоатлетические прыжки) - относительная. Различен во многих видах спорта и характер концентрации усилий. В некоторых из них (плавание, лыжный, гребной спорт и др.) усилие производится плавно на относительно длинном пути; резкие, "взрывные", движения здесь не пригодны. Для других видов типична предельная концентрация усилий, стремление проявить силу "взрывом" - в минимальное время (метания, тяжелая атлетика, спринт). Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления усилий. Так, для представителей второй из указанных групп спорта упражнения с эспандером, резиной и т. п. будут не столь типичны, как для представителей первой. В их тренировке больше представлены динамические скоростно-силовые упражнения: толчки и рывки штанги, метания тяжелых снарядов, прыжки с отягощениями и т. п. Основной причиной, определяющей специфику методики воспитания силы в разных видах спорта, является необходимость повышения силы в определенном сочетании с другими физическими качествами, в особенности с быстротой и выносливостью. Наконец, в каждом виде спорта необходимо проявлять силу во вполне определенном движении, поэтому и при воспитании силы надо обеспечить наивысшее развитие силовых возможностей в рамках двигательного навыка, соответствующего правильной спортивной технике. Силовые упражнения, применяемые в разных видах спорта, целесообразно разделить на 3 группы: 1) упражнения неспецифического воздействия (например, у копьеметателя - приседания со штангой; 2) аналитические упражнения, направленные на развитие мышечных групп, ведущих для данного вида спорта (у копьеметателя, например, разгибателей плечевого сустава); 3) упражнения, совершенствующие силу в рамках основного спортивного навыка (метания ядер из-за головы и т. п.). 2.2. Использование силовых упражнений во вспомогательных целях. Для человека, привыкшего к силовым упражнениям, они являются прекрасным тонизирующим средством, улучшающим состояние двигательного аппарата и самочувствие. Выполнение в небольшом объеме силовых упражнений положительно сказывается на результатах в физических упражнениях как в день занятий с тяжестями, так и на следующий. Этот эффект положительного последействия используется спортсменами при построении микроцикла и в особенности при подведении к соревнованиям. Так, многие сильнейшие прыгуны в высоту за день до соревнований (или даже утром в день соревнований) проводят кратковременную тренировку с тяжестями весом 70-80% от максимального. Рис. 1. Топография силы представителей некоторых видов спорта. Штриховкой отмечены наиболее развитые мышечные группы (по Мюррею и Карповичу) Непосредственно после однократного выполнения силового упражнения легче осуществляются движения с небольшим отягощением. По контрасту они кажутся более легкими. Подобный эффект "облегчения" используют для повышения результата в скоростно-силовых движениях. Например, тренер предлагает занимающемуся выполнить прыжок с дополнительным отягощением и затем - без него. При этом удается добиться улучшения результата и (или) большей легкости выполнения. Существенное значение имеют силовые упражнения как средство профилактики травм-растяжений, разрывов и пр. Достаточная сила мышц и высокие эластические свойства и прочность связок являются хорошей гарантией предупреждения случайной травмы. В каждом виде спорта необходимо выявить те мышечные группы и суставные связки, которые чаще всего травмируются, а затем целенаправленно укреплять. Например, у боксеров, волейболисте, баскетболистов - мышцы кисти, у акробатов-прыгунов, у легкоатлетов и представителей спортивных игр - коленный и голеностопные суставы, у спринтеров- мышцы задней поверхности бедра. При этом важно выполнять движения во всех возможных для данного сустава направлениях. Например, для голеностопного сустава-не только тыльное и подошвенное сгибание, но также отведение, приведение, круговое движение. Необходимо также подбирать упражнения, обеспечивающие максимальную амплитуду сокращения соответствующих мышц. Так, лучшим средством предупреждения травм двусуставных мышц задней поверхности бедра будут упражнения, в которых значительное напряжение этих мышц сочетается с наибольшим изменением их длины. Напомним, что эти мышцы наиболее растянуты при сгибании в тазобедренном и разгибании в коленном суставе; больше всего укорочены-при разогнутом тазобедренном и согнутом коленном суставах. Методы развития силы и скоростно-силовых качеств 1. Метод кратковременных усилий характеризуется выполнением упражнений, в которых волейболист проявляет силу, наибольшую для него в данном занятии (предельные или максимальные усилия) и составляющую 80-95% максимального уровня (околопредельные или большие). Упражнения с предельными усилиями выполняют не больше одного раза в подходе, с околопредельными-до трех раз. 2. Метод до отказа характеризуется выполнением упражнении с усилиями 40-60% максимальных до наступления утомления. 3. Метод непредельных (30-50% максимальных) усилий, но упражнения выполняют с предельной скоростью. 4. Сопряженный метод характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или их частей. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках или ногах. 5. Метод круговой тренировки. Упражнения подбирают таким образом, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждого волейболиста. Вначале упражнения выполняют с усилиями, составляющими 50-60% максимальных, по мере повышения уровня подготовленности дозировку увеличивают. По направленности круговая тренировка бывает силовой, скоростно-силовой; она может быть скоростно-силовой и сочетаться с технической подготовкой. Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную. Общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств, двигательных навыков, совершенствование функциональной деятельности организма, и улучшение состояния здоровья. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфических для игры в волейбол. Средствами общей физической подготовки являются общераз-вивающие упражнения, направленные на: развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости в процессе использования ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также в занятиях другими видами спорта; укрепление связочного аппарата, голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т. д.; воспитание осанки; компенсация относительно одностороннего воздействия па занимающихся упражнений по технике, тактике и двухсторонней игры в волейбол. К средствам специальной физической подготовки относятся упражнения, которые: сходны с основным видом упражнений не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений; способствуют развитию отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении спортивного упражнения. Подбор специальных упражнении должен обеспечить строго направленное развитие всех физических качеств н одновременно способствовать совершенствованию техники. 2.3. Изменения максимальной мышечной силы после различных физических упражнений Многочисленные исследования мышечной силы, проводившиеся физиологами и спортивными врачами после совершения физических упражнений или различных видов производственной работы, показали, что в одних случаях сила (большей частью сгибателей кисти руки или разгибателей спины) остается без изменений, в других же случаях она увеличивается или уменьшается. При этом при различных физических упражнениях процент лиц, у которых сила изменилась в сторону увеличения или уменьшения или осталась без изменений, сильно варьирует. В табл. 1 приводятся данные о влиянии различных физических упражнений на силу мышц кисти руки. Из этих данных видно, что, например, при беге с увеличением дистанции с 1 до 5 км число лиц, повысивших силу мышц кисти, уменьшилось с 58 до 27%, а число лиц, понизивших эту силу, возросло с 33 до 43,5%. Следует всегда иметь в виду, что в процессе мышечной работы как в самих мышцах, так и в иннервирующих их центрах и в вегетативных органах происходит сложный комплекс процессов, который в одних фазах приводит к улучшению, а в других - к ухудшению работоспособности. Явления нарастания работоспособности и последующего развития утомления, наблюдаемые в изолированных нервно-мышечных препаратах, показывают, что химизм мышц изменяется то в сторону улучшения работоспособности, то в сторону ухудшения. При этом в зависимости от интенсивности и длительности работы, интервалов между мышечными сокращениями и т. д. временные показатели улучшения, и ухудшения работоспособности сильно варьируют. Так в опытах Конных (табл. 2) после преодоления 200-метровой полосы препятствий, т. е. после кратковременной работы, становая" сила увеличилась у 60% лиц и незначительно уменьшилась у 15%. После кросса на 3000 м увеличение силы наблюдалось только в 10%, а уменьшение - в 70%. После же пробега на лыжах уменьшение становой силы было отмечено у всех лыжников, причем в некоторых случаях сила снижалась почти на 1/4-1/3. Таблица 1. Влияние бега и ходьбы на лыжах и плавания на разные дистанции на силу мышц кисти руки Вид физических упражнений Дистанция (в км) Кол. исследуемых лиц Результаты Максимальн. отклонен. индивид. результ. (в %) увеличен. силы обеих рук или одной уменьшен. силы обеих рук или одной увеличен. силы одной руки и уменьшение другой сила обеих рук не изменилась правая рука левая рука кол. в % кол. в% кол. в % кол. в % увеличение уменьшение увеличение уменьшение Бег 1 21 12 58,0 7 33,0 2 9.0 - - 21,0 13,0 18,5 16,0 Бег 3 85 32 38,0 23 27,0 15 17,5 15 17,5 20,0 16,5 25,0 19,0 Бег 5 71 19 27,0 31 43,5 8 11,0 13 18,5 30,0 23,0 25,0 22,0 Ходьба на лыжах .... 5 20 6 30,0 6 30,0 7 35,0 1 5,0 26,0 10,5 19,0 12.5 Ходьба на лыжах .... 18 10 5 50,0 4 40,0 - - 1 10,0 11,5 10,5 25,0 15,0 Плавание 1,5 3 1 33,0 1 33,0 - - 1 33,0 14,0 15,0 7,0 3,0 Всего 210 75 36 72 34,5 32 15,5 31 15 20,5 15,0 20,0 14,5 В целом организме наряду с изменениями свойств самих мышц при работе происходят функциональные изменения в состоянии различных нервных центров, регулирующих деятельность мышц и вегетативных функций. Совокупность возникающих при работе изменений в мышцах и в особенности изменений функционального состояния нервных центров в одних случаях способствует повышению мышечной работоспособности, в частности эффективности силовых усилий; в других - ведет к понижению. Поэтому на фоне продолжающейся врабатываемости, при эмоциональном подъеме и т. д. показатели силы работающих мышц увеличиваются. На фоне же наступления утомления или возникновения эмоций отрицательного характера показатели силы работающих мышц уменьшаются. Таблица 2. Количество лиц с различной степенью изменения становой силы после совершения различных мышечных нагрузок Вид мышечной нагрузки Общ. колич. лиц, совер-шивших упражнения Уменьшение силы (в %) Без изме-нений Увеличение силы (в %) 31 - 40 21 - 30 11 - 20 1 - 10 1 - 10 11 - 20 Преодоление 200-метровой полосы препятствий 20 - - - 3 5 9 3 Кросс 3000 м 30 - 2 5 14 6 3 - Пробег на лыжах 50 км 33 7 8 13 5 - - - Обычно сила работающих мышц вначале увеличивается, а затем уменьшается. Однако в зависимости от характера работы, а также от индивидуальных особенностей человека длительность фазы увеличения мышечной силы значительно варьирует. Вследствие этого в момент, когда при одной и той же физической нагрузке у одного человека отмечается увеличение силы, у другого она уже может уменьшиться. Кроме того, следует учитывать фазовый характер этих изменений - чередование фаз увеличения работоспособности с фазами уменьшения. 2.4. Экспериментальные исследования в ходе тренировки высококвалифицированных спортсменов в волейболе Работа посвящена проблемам обоснования тренировки в волейболе и ее научно-методическому обеспечению. В исследовании участвовали высококвалифицированные волейболистки национальной сборной команды (основной и молодежный составы), клубная команда г.Загреба (Югославия) - 45 человек в возрасте от 16 до 28 лет, средний рост которых составил 184,2 см, спортивный стаж - от 5 до 13 лет, спортивная квалификация - кмс, мс, мсмк, змс. Задачи исследования: 1. Изучить адаптацию организма волейболисток к большим тренировочным нагрузкам в процессе тренировочных сборов по общей физической подготовке, срочное и отставленное восстановление функций. 2. Изучить влияние долговременной адаптации, уровень функциональных возможностей и состояние здоровья высококвалифицированных волейболисток. Методами исследования служили врачебный осмотр, общий и спортивный анамнез; электрокардиография, поликардиография, реогепатография, измерение артериального давления; проведение ортостатической пробы с регистрацией ЭКГ; анализ крови с исследованием ее кислотно-щелочного состояния (КЩС), гемоглобина, мочевины. Изучено острое воздействие тренировочных занятий с большими нагрузками; во-вторых, прослежено восстановление функций волейболисток после ударных тренировочных микроциклов и, в-третьих, проанализированы динамика развития тренированности в годичном тренировочном цикле подготовки и формирование морфофункциональных признаков долговременной адаптации организма волейболисток. Исследования проводились в процессе трехлетнего тренировочного цикла подготовки на 11 учебно-тренировочных сборах (УТС); состояние здоровья оценивалось на основании анализа результатов углубленных медицинских обследований, проводимых на базе МГВФД № 2 и ОВФД г.Екатеринбурга. По состоянию здоровья все волейболистки были допущены к тренировкам о полном объеме. Тренировочный режим в условиях УТС по функциональной подготовке строился обычно по схеме 3:1 или 2:1 и включал три тренировки в день общей продолжительностью 6-6.5, иногда 7 ч. Тренировочные занятия отличались высокой интенсивностью и плотностью построения, а также разнообразием средств и упражнений, исключающих монотонность. Использовались беговые упражнения на стадионе или специальной трассе с изменяющимся рельефом, бег в гору, скоростно-силовые упражнения в тренажерном зале (6 станций), скоростные и прыжковые упражнения (3 станции), аэробика, гимнастические упражнения с акробатикой. Последние проводились специалистами по аэробике и гимнастике. Технико-тактическая и игровая подготовка осуществлялись преимущественно на открытой площадке, скоростные упражнения и прыжковая тренировка - на дорожке с опилочным покрытием. Эмоциональная насыщенность работы достигалась за счет включения в план учебно-тренировочной работы мини-турниров, игры в баскетбол и футбол. В качестве примера в табл. 3 приводится соотношение средств и методов подготовки на одном из учебно-тренировочных сборов по ОФП. Таблица 3. Характер средств и методов подготовки, % Общая физическая 38,6 Специальная физическая 13,9 Скоростно-силовая 8,5 Технико-тактическая 17,7 Игровая 7,5 Соревновательная 13,8 Следует подчеркнуть, что соотношение средств и методов подготовки определяется задачами этапа подготовки, сроками выступления команды в основных соревнованиях, а также процессами приспособления спортсменок к. нагрузкам и протеканием восстановления, их индивидуальными особенностями. В целях оценки тренировочных нагрузок и их переносимости была проведена пульсотакометрия 125 тренировочных занятий с помощью спорттестеров с их последующим автоматическим анализом на компьютере "Канон": поел роены графики пульса в процессе тренировки (15-секундный интервал записи), распечатка пульса и математический анализ по зонам пульсовой стоимости (в %) В процессе тренировочных занятий фиксировались последовательность упражнений, время их выполнения, количество повторений, интервалы отдыха между повторениями или сериями, поднятый вес; регистрировалась также частота пульса. Анализируя пульсотахограммы, сгруппировали тренировочные занятия по их направленности, используемым средствам и продолжительности: специальная физическая подготовка, включающая работу на скоростную и прыжковую выносливость; скоростно-силовая подготовка, включающая работу на скоростную и скоростно-силовую выносливость тренировки по общей физической подготовке, включающие работу на общую выносливость;бег в гору), бег ПO стадиону (2400-3200 м) или по трассе с изменяющимся профилем (3600 м наряду с другими разнообразными средствами ОФП). Таблица 4. В табл. 4 представлены средние данные процентов о распределения частоты пульса по зонам пульсовой стоимости тренировочных нагрузок по общей физической и специальной подготовке волейболисток в процессе УТС по ОФП. Из литературы известно, что при частоте пульса до МО-150 уд/мин организм спортсмена обеспечивается энергией за счет аэробных источников, при частоте же выше 140-150 уд мин к энергообеспечению подключаются анаэробные источники Оценка тренировочной направленности применяемых упражнений по величине пульса для циклических видов спорта по данным Д.Каунсилмена следующая: при частоте пульса 120 уд, мин и ниже аэробная направленность составляет 100%. при 120-150 уд.мин - 90-95% - аэробная. 5-10% -анаэробная: при 150-165 уд, мин - 65-85% - аэробная, 15-34% --анаэробная: при 165-180 удмин - 50-65% - аэробная, 35-50% - анаэробная; при 180 уд мин и выше - более 50%- анаэробная. Как видно из табл. 2. пульсовая стоимость работы выполненной волейболистками н целом была адекватна направленности тренировочного занятия, отвечая задачам развития планируемых качеств Разумеется, средние данные характеризуют лишь тенденцию сдвигов. Индивидуальный анализ выявил и определенные различия, обусловленные возрастом, особенностями функциональных возможностей кардио-респираторной системы спортсменок и уровнем функциопально и подготовленности. Так, для юных волейболисток 16-18 лет характерна более напряженная реакция сердечно-сосудистой системы и более высокая пульсовая стоимость одинаковых со взрослыми волейболистами тренировочных нагрузок. Исследования КЩС крови, проведенные после 50 тренировочных занятий различной направленности, позволили оценить у волейболисток характер метаболических сдвигов. вызванных работой различной мощности. Эти сдвиги были сопоставлены с нормативными показателями, отнесенными к пяти зонам метаболической сто и мост и: аэробно-восстанавливающей; аэробно-тренирующей; смешанной с аэробной направленностью; смешанной с анаэробной направленностью, соревновательно-специфической . Как показал анализ данных, тренировки, направленные на специфическую физическую подготовку и включающие упражнения на прыжковую и скоростно-силовую выносливость, сопровождались снижением у волейболисток показателей BE крови до -6,4 - (-6,7) ммоль/л. Метаболическая стоимость подобных тренировок, а также тренировок, направленных на развитие общей выносливости (бег в гору), относится к аэробно-тренирующей зоне и способствует развитию и экономизации аэробной производительности. Тренировки, включающие бег по стадиону (2400-3200 м) по разнопрофильной трассе (3600 м) на время, вызывали у волейболисток снижение показателей BE крови до -13,9 ммоль/л. Метаболическая стоимость данных тренировок носит характер смешанной с анаэробной направленностью, способствуя развитию скоростной выносливости. При оценке тренировочных нагрузок важно изучать не только острое воздействие, но и отставленное восстановление. Восстановление организма спортсменок после больших тренировочных нагрузок или "ударных" микроциклов - сложный процесс, характеризующийся фазностью и гетерохронизмом, т.е. неравномерным восстановлением отдельных систем и функций. Это обусловливает необходимость использования для изучения отставленного восстановления комплекса методов исследования обменных процессов, состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы, психофизиологических параметров и анализаторных систем. Переход от "срочного" этапа адаптации к устойчивой "долговременной" основан на формировании структурных изменений во всех звеньях и выражается в повышении функциональной мощности структур и экономичности их функционирования. Это проявляется в изменении аппарата нейрогормональной регуляции, повышении резервной мощности эндокринной системы и ее экономизации, увеличении мощности и экономичности функционирования двигательного аппарата, аппарата внешнего дыхания и кровообращения. Жизненная емкость легких у волейболисток при этом увеличилась в среднем до 4475 мл (иногда достигала 5500 мл), возрастала по годам общая физическая работоспособность (величина нагрузки в пробе PWC170 составила У 1989 г. в среднем 1151,8 кгм/мин, в 1990 г. - 1162,0, в 1991 г. - 1191,9, достигая 1351 кгм/мин). В сопоставлении с критериями оценки работоспособности по данным В.Л.Карпмана волейболистки характеризовались высоким уровнем физической работоспособности: у 23,1% она была высокой, у 61,5% - выше средней и только у 15,4% - средней. Вместе с тем в процессе динамических наблюдений отмечены не только повышение уровня физической работоспособности, но и его снижение в тех случаях, когда волейболистка по тем или иным причинам не имела достаточной функциональной подготовки в годичном тренировочном цикле. Следует подчеркнуть, что функциональная подготовка - это не самоцель, а составная часть подготовки волейболисток, конечный результат которой - выход на запланированные модельные показатели игровой деятельности по таким элементам, как подача, прием, атака, защита, их стабильность ы ходе игр, психологическая устойчивость и надежность. Вместе с тем достичь высокого уровня специальной работоспособности, технико-тактической подготовленности и их стабильности и устойчивости невозможно без хорошей функциональной подготовки. Оценка функционального состояния на основе комплексной диагностики на пяти разных этапах годичного тренировочного цикла подготовки свидетельствовала о нормальном ходе развития тренированности и формирования спортивной формы волейболисток к основным стартам сезона. Сопоставление уровня функциональной подготовленности с уровнем технико-тактической и специальной выявило у волейболисток их высокую взаимосвязь, достигнутую за две недели до основных соревнований сезона - чемпионата Европы (рис. 2). Рис. 2. Взаимосвязь уровня функциональной и специальной подготовленности волейболисток за две недели до ответственных соревнований. Как показали анализ проведенных соревнований и оценка игровой деятельности, волейболистки смогли успешно реализовать свой функциональный и технико-тактический потенциал и завоевали звание чемпионок Европы. 3. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ. 3.1. Средства и методы общей физической подготовки. Основным средством подготовки спортсменов служат физические упражнения. Их определенным образом группируют по значимости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условно, однако такой подход дает возможность лучше построить учебно-тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки. Правильно выбрав группу упражнений, тренер может проявить свою творческую инициативу в конкретизации этих упражнений. Расширение круга средств общей и специальной физической подготовки, их рациональное сочетание повышают приспособляемость игрока к нагрузкам различного характера, существенно увеличивая диапазон функциональных возможностей организма. Таким образом, создаются предпосылки для развития наилучшей приспособляемости организма спортсмена к специальным нагрузкам во время игры. Задачи общей физической подготовки: разностороннее физическое развитие занимающихся; укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей организма; расширение диапазона двигательных навыков; развитие физических качеств, особенно гибкости; повышение спортивной работоспособности; стимулирование восстановительных процессов, происходящих в организме. К средствам общей физической подготовки относятся упражнения, которые: позволяют наиболее полно решать задачи разностороннего физического развития и укрепления здоровья; имеют сходство с деятельностью спортсмена по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма в целом (толкание ядра, легкоатлетические прыжки, подвижные и спортивные игры); способствуют более полному развитию основных качеств, необходимых спортсмену-игровику (например, кроссы); способствуют улучшению общей координации движений; помогают более полному и быстрому восстановлению работоспособности организма в процессе напряженной тренировочной работы (главным образом различные подвижные и спортивные игры). Разностороннее физическое развитие спортсмена заключается в пропорциональном развитии всех физических качеств, необходимых для игры. Большинство упражнений, применяемых в процессе общей физической подготовки, оказывает разностороннее воздействие на организм, и в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества. В зависимости от преимущественной направленности они предназначаются для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Все перечисленные физические качества тесно взаимосвязаны. Использование целенаправленных упражнений позволяет ликвидировать определенные недостатки в физическом развитии занимающихся. В спортивной тренировке для развития физических качеств применяются следующие методы: до отказа, максимальных усилий, повторный, переменный, равномерный, интервальный, игровой и соревновательный. Ни одно физическое упражнение немыслимо без проявления силы. В то же время сила мышц способствует проявлению быстроты и, в известной степени, выносливости и ловкости. Сила мышц зависит от общего состояния центральной нервной системы, деятельности коры головного мозга, физиологического поперечника мышц, биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления. Большое значение для спорсмена-игровика имеет умение быстро сокращать мышцы и проявлять большую силу в минимальный отрезок времени. Для развития этого качества спортсмена необходимо подбирать такие средства и методы, которые бы способствовали не только увеличению мышечной силы, но и умению проявлять ее. Для развития мышечной силы в основном применяются методы максимальных, повторных и динамических усилий. Метод максимальных усилий способствует развитию способности проявлять большие мышечные усилия за счет преимущественного усовершенствования нервных процессов и воспитания волн. Подбирают специальные упражнения, в которых требуется проявлять большую и максимальную силу. Выполняют их с небольшими интервалами. При использовании данного метода сила мышц вначале растет быстро. Метод повторных усилий способствует в основном увеличению мышечной массы. Он заключается в непрерывном, многократном выполнении упражнений до появления усталости. Нагрузка при этом может быть средней или большой. Желательно, чтобы применяемые упражнения по характеру имели сходство с нервно-мышечными усилиями, проявляемыми спортсменом в игре. Достигнуть ощутимого прироста мышечной массы можно лишь при длительном использовании этого метода. Метод динамических усилий позволяет воспитывать способность к быстрому проявлению силы. В этом случае максимального силового напряжения можно добиться при перемещении какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. Специфичность основных технических приемов в игре предъявляет высокие требования к силе мышц пальцев, рук, плечевого пояса, туловища, а также мышц ног (бедра, голени, стопы). Это определяет направленность занятий по силовой подготовке. Большинство упражнений для развития силы выполняется с отягощением: упражнения с отягощением (штанга, набивной мяч, мешок с песком, экспандер, сопротивление партнера); упражнения с удержанием веса собственного тела (гимнастические упражнения на снарядах, лазание по канату, отжимания, приседания). Упражнения с отягощением позволяют точно дозировать объем и интенсивность нагрузки, воздействовать как на отдельные мышцы, так и на определенную группу мышц. Вначале их рекомендуется выполнять в медленном темпе, а затем в максимально быстром. Упражнения, развивающие силу, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление. Упражнения с большими отягощениями, в выполнении которых участвует большое число мышц, следует применять с интервалом в один-два дня, а с небольшими отягощениями ежедневно. В зависимости от режима работы мышц упражнения для развития силы делятся на динамические и статические. Динамические упражнения характеризуются сокращением мышцы, в результате чего мышцы укорачиваются и утолщаются. При выполнении статических упражнений мышцы находятся и состоянии напряжения, но не укорачиваются. Использовать их в большом объеме не рекомендуется, так как они отрицательно воздействуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы из-за длительной задержки дыхания. Поэтому статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. 3.2. Задачи силовой подготовки в отдельные периоды тренировки. Как известно, в любой спортивной специализации тренировочный процесс делят на три принципиально разных по задачам, характеру и объему тренировочной работы периода-подготовительный, соревновательный и переходный. В зависимости от специализации они могут охватывать годичный или полугодичный цикл спортивной подготовки. Каждый период в зависимости от его направленности ставит строго определенные задачи и перед силовой подготовкой. Особенно это важно для спортсменов высших разрядов, поскольку дальнейшее повышение уровня их физического развития требует более дифференцированного подхода к силовой подготовке. В начале подготовительного периода необходимо прежде всего восстановить уровень ранее Достигнутых силовых показателей. И только после решения этой задачи можно переходить к дальнейшему развитию силовых возможностей спортсмена. В соревновательном периоде стоит задача - на протяжении всего периода удержать достигнутые в подготовительном периоде наивысшие показатели силового развития. Задача в переходном периоде тренировки - сохранить на достаточно высоком уровне развития наименее устойчивые параметры специальных силовых качеств. Таким образом, для силовой подготовки спортсменов высших разрядов характерны три принципиально различные методические задачи-развитие мышечной силы, удержание определенного уровня ее развития и восстановление. К сожалению, в научно-методической литературе и научно-исследовательских работах, как правило, раскрывают в основном только одну задачу-развитие мышечной силы. Однако обобщение данных спортивной практики и исследований показывает, что каждая из этих задач имеет большое значение и свои специфические особенности. Прежде всего это относится к объему тренировочной работы. Так, исследования, проведенные с копьеметателями высокой квалификации, показали, что для достижения определенных результатов в приседании со штангой на плечах объем тренировочной работы при развитии силы разгибателей ног и туловища должен быть во много раз больше, чем при восстановлении ранее достигнутой силы мышц; и еще больше, чем при ее удержании. Кроме времени и объема тренировочной работы, каждой из перечисленных задач силовой подготовки соответствуют специфические средства, методы, режимы работы мышц, преодолеваемое отягощение, интенсивность выполнения упражнения, максимальное число повторений упражнения в одном подходе, время. И характер активного отдыха между подходами. В прямой связи с ними находятся особенности методики развития, удержания и восстановления мышечной силы в процессе специальной физической подготовки. Как уже говорилось, в различных видах спорта специфическое качество силы проявляется либо как взрывная сила, либо как силовая выносливость, либо как силовая ловкость. Методика всех стадий силовой подготовки - развития, удержания и восстановления каждого из перечисленных видов, специфического проявления мышечной силы-играет ведущую роль в процессе подготовки спортсменов высших разрядов. Средства. К средствам развития взрывной силы относятся многообразные упражнения с отягощением, при выполнении которых в рабочих фазах движения проявляется максимальное ускорение. Например, прыжок - вверх с места толчком двумя ногами со штангой на плечах (на результат), постепенно, увеличивая вес,- в каждом прыжке ускорение при отскоке будет максимальным, хотя и различным. Взрывная сила в данном упражнении будет проявляться до тех пор, пока вес штанги позволит добиваться ускорения в рабочих фазах движения. При дальнейшем увеличении веса штанги, когда, несмотря на усилия спортсмена, ускорение будет равно почти нулю, упражнение станет относиться уже к группе собственно силовых. Число тренировочных занятий и величина поднятого веса при развитии, удержании и восстановлении силы мышц у высококвалифицированных копьеметателей Показатели Кузнецов В., заел. мастер спорта Аксенов В., мастер спорта Комаровский Н., мастер спорта Приседание со штангой на плечах (кг): а) исходный результат 100 145 150 б) достигнутый результат 130 175 185 Число тренировочных занятий а) развитие силы 32 38 29 б) удержание силы 6 13 11 в) восстановление силы 10 16 17 Объем нагрузки (в кг) при: а) развитии силы - 59,500 78,600 57,400 б) удержании силы 8,700 21,100 18,200 л) восстановлении силы 22.500 36,900 35.100 В группу упражнений взрывного характера могут входить упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания, толчок и рывок штанги), но и с циклической, при выполнении которых можно сохранить околопредельную и субпредельную мощность (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке). Представляется возможным все упражнения для развития силы в синтезе с быстротой отнести к следующим трем группам. Первая группа-упражнения, выполняемые с отягощением выше соревновательного, в результате чего скорость движений уменьшается, а проявление силы увеличивается. Вторая группа-упражнения, которые выполняются с отягощением меньше соревновательного, но с большой скоростью. Третья группа - упражнения, при выполнении которых вес отягощения равен соревновательному, а скорость движения максимальна. При выполнении специальных упражнений вес отягощения лимитируется необходимостью сохранять внешнюю и внутреннюю структуру спортивного упражнения. Например, максимальный вес ядра при броске из-за головы одной рукой, позволяющий сохранить взрывной характер усилий, для копьеметателя может достигать 8-9 кг, но внешняя и внутренняя структура упражнения сохранится только в том случае, если вес ядра не больше 2-3 кг (т. е. примерно 25-30% от максимума) и не меньше 600 г. Те же положения верны и для упражнений циклического характера. Так, для квалифицированных бегунов-спринтеров при беге в подъем (упражнение, акцентирующее развитие силового компонента взрывной силы) крутизна подъема не должна превышать 10-15°, а при беге под уклон (упражнение, акцентирующее развитие скоростного компонента) - 3-5°. Если сопротивление увеличивать или уменьшать настолько, что структура движения не сохранится, упражнение начнет стимулировать развитие тех мышечных групп, которые при проявлении взрывной силы не принимают непосредственного участия в спортивном упражнении. При выполнении специально-вспомогательных упражнений, когда развитие отдельных специфических мышечных групп происходит при сохранении только внутренней структуры, вес отягощения может быть значительно выше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимального, позволяющего сохранять взрывной характер усилий. Методы. Как уже говорилось, взрывная сила специфична для группы скоростно-силовых видов спорта (спринтерских дистанций в различных видах спорта, тяжелой атлетики, метаний, прыжков). Проявляется она и в других видах спорта - футболе, волейболе, баскетболе, акробатике, спортивной гимнастике и т. д. Методы развития взрывной силы являются общими для всех спортсменов независимо от их специализации, квалификации и индивидуальных особенностей. Причем применяются они в основном комплексно. В видах спорта с ациклической структурой движения это методы синтетического, аналитического и вариативного воздействия, а также повторный; в видах спорта с циклической структурой движения-кроме перечисленных еще интервальный метод. Однако надо сразу подчеркнуть, что комплексы эти строго определенны в зависимости от используемых средств скоростно-силовой подготовки. Так, при выполнении спортивного упражнения применяются методы синтетического воздействия и повторный; в тех случаях, когда спортивное упражнение используется для развития силового компонента, применяются методы аналитического воздействия, повторный и "до отказа"; при выполнении специальных упражнений применяются следующие методы: при избирательном развитии силового или скоростного компонента - метод аналитического воздействия и повторный, при одновременном развитии этих -компонентов-метод вариативного воздействия и повторный. Особенность применения методов аналитического и вариативного воздействия при развитии взрывной силы заключается в следующем. При аналитическом воздействии на развитие силового компонента необходимо преодолевать сопротивление больше соревновательного. Однако очень важно варьировать его величины-они должны быть не ниже 80 и не выше 100% того предельного веса, который позволяет сохранить специфическую структуру движения. То же самое необходимо делать при аналитическом воздействии на развитие скоростного компонента. Только в этом случае вес сопротивления может быть не больше. 10% предельного, позволяющего сохранять и внешнюю, и внутреннюю структуру движения. Если придерживаться этих методических указаний, то возможность формирования "жесткого" стереотипа в движениях с увеличенным или уменьшенным сопротивлением будет исключена, поскольку будет происходить частая смена сопротивлений однонаправленного воздействия. Необходимо отметить, что метод аналитического воздействия предусматривает выполнение в одном тренировочном занятий только специальных упражнений или упражнений с увеличенными либо с уменьшенными сопротивлениями (по сравнению с соревновательным сопротивлением). Если же применяются и специальные упражнения с уменьшенным или увеличенным сопротивлением, и спортивное упражнение, то используется метод вариативного воздействия. Изучение метода вариативного воздействия-одна из важнейших задач в решении проблемы специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов высокой квалификации. Анализ экспериментального материала позволяет охарактеризовать особенности применения этого метода в процессе развития взрывной силы у квалифицированных спортсменов различной специализации. Выполнение специальных упражнений с сопротивлениями больше соревновательных при определенной интенсивности стимулирует развитие в специфических мышцах, прежде всего силового компонента. Эти упражнения способствуют росту и скоростных качеств, но только в отдельных мышцах, поскольку в одновременную работу включается большое количество двигательных единиц с большим напряжением; тем самым повышается и градиент силы отдельных специфических мышц. Но, как уже говорилось, проявление взрывной силы как специального вида динамической мышечной силы связано с суммарным напряжением всех специфических мышечных групп, иными словами величина проявления взрывной силы в этом случае зависит и от совершенства межмышечной координации. Однако специфическая межмышечная координация у спортсменов высокой квалификации совершенствуется только тогда, когда спортивное или специальное упражнение выполняется с соревновательной и большей скоростью. Поэтому в процессе выполнения специального упражнения с сопротивлением выше соревновательного, а значит - со скоростью ниже соревновательной, условия для совершенствования межмышечной координации крайне ограничены. Именно в силу этого специальные упражнения с увеличенными сопротивлениями в ходе специального силового развития являются, прежде всего, средствами, стимулирующими развитие силового компонента взрывной силы. Примерные упражнения для развития силы мышц кистей: 1. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера (или с гантелями). 2. Вращательные движения кистей в лучезапястных суставах с гантелями в руках. 3. Отталкивание от стены, акцентируя движения кистей. Опираться о стену можно всей ладонью, а не только кончиками пальцев. 4. Броски набивных мячей различного веса сверху вниз, акцентируя движения кистями. 5. Передача сверху двумя руками небольших набивных мячей (0,5-1кг). 6. Вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (5-15 кг). Примерные упражнения для развития силы мышц плечевого пояса 1. Сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера. 2. Поднимание рук через стороны вверх и обратно с сопротивлением партнера. 3. В упоре лежа партнер держит ноги занимающегося за голеностопные суставы. Занимающийся перемещается переступанием или одновременными толчками руками. 4. В упоре лежа отталкивание от пола с хлопком перед грудью. 5. Броски набивных мячей различного веса из различных исходных положении, на различные расстояния. 6. Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, по своей структуре сходные с соревновательными упражнениями, добиваясь изолированного воздействия на ту или иную группу мышц. Примерные упражнения для развития силы мышц туловища: 1. Вращательные движения туловищем в разных направлениях. 2. Вращательные движения туловищем с отягощением (штанга, меток с песком, партнер). 3. Наклоны вперед и в стороны с отягощением. 4. Подъем штанги на грудь и тяга. 5. Прогибание в пояснице, лежа на животе. 6. Сидя на гимнастической скамейке, наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Это упражнение можно выполнять с отягощением в руках. Примерные упражнения для развития силы мышц ног: 1. Приседания на одной и на обеих ногах. 2. Приседания и вставания со штангой большого веса на плечах. Разновидностью этого упражнения является вставание со штангой, держа ее сзади (4-8 раз за подход). 3. Полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки. Вес штанги не более 50% максимального (10-15 раз за подход). 4. Выпрыгивание из полуприседа и приседа. Вес-50% максимального, с которым волейболист может подняться из приседа (6- 7 выпрыгиваний за подход). Разновидность этого упражнения-выпрыгивание на одной ноге со штангой весом 30-35% максимального. 5. Подпрыгивания упруго, но не полностью сгибая коленные суставы (до 120°), со штангой такого же веса, что в упражнении 3 (10-15 повторений в подходе). 6. Прыжки со скакалкой на различную высоту в разном темпе. 7. Прыжки с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных возможно выше. 8. Прыжки с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте. 9. Прыжки на одной и обеих ногах на дальность. 10. Прыжки на матах, песке, в снегу, в воде. 11. Напрыгивания на предметы различной высоты. 12. Прыжки в глубину с различной высоты с последующим напрыгиванием на предмет. 13. Прыжки с отягощениями весом 3-5 кг. 14. Серии прыжков с преодолением препятствий. 3.3. Использование тренажеров. В ходе развития силы используются различные тренажеры. "Голеностопные колодки" (рис. 3). Установка служит для укрепления голеностопных суставов и развития силы икроножных мышц. Это сочетание кронштейна с двумя колодками для ступней. На время тренировки кронштейн устанавливают на гимнастической стенке, колодки прикрепляют к ступням. Держась руками за гимнастическую стенку, волейболист стремится поднять тело, сгибая ступни. Сгибать ноги в голеностопных суставах можно одновременно и попеременно. Рис. 3. "Удлинитель рычага стопы". Применяют его для развития силы мышц голени и стопы. К подошве лыжного ботинка крепится доска овальной формы; передний ее кран должен быть несколько выдвинут за передний край ботинка. Основные виды упражнений: поднимание на носки из различных исходных положений (стоя, в приседе и т. д.), выпрыгивание вверх. "Отягощения для звеньев тела". Устройство предназначено для развития скоростно-силовых качеств. Отягощения прикрепляют на голени у голеностопных суставов и на| руках у лучезапястных суставов и на плече. К широкому ремню пришивают карманы, куда складывают груз (свинец, мешочки с дробью). Карманы делаются из заменителей кожи, клеенки, парусины. Вес отягощении от 0,5 до 2 кг (в зависимости от характера упражнений). Отягощения для кистей рук представляют собой велоперчатки с карманами па тыльной стороне, куда вкладываются свинцовые плитки различного веса-от 100 г до 1 кг. Отягощения для всего тела служат главным образом для развития прыгучести, прыжковой, силовом и скоростной выносливости. Они очень разнообразны. "Пояс". Он может быть постоянного веса (от 1 до 6 кг). Можно также и менять его, вкладывая груз в карманы (до 10 кг). Похож он на пояс пожарников, в остальном он устроен как и отягощения для ног. "Куртка". В ней груз (свинцовая дробь) равномерно распределен по всей поверхности (вес до 6 кг). В этом приспособлении тяжесть распределяется на все тело, что дает возможность свободно выполнять практически все технические приемы игры. Регулирование веса достигается тем, что часть груза не вшивают, а вкладывают в специальные карманы. "Мешки с песком". Шьют чехлы из брезента или другого плотного материала, для удобства пришивают к ним лямки. Вес мешков от 3 до 20 кг. Штанга. Ее используют для развития силы и скоростно-силовых качеств. Вес штанги устанавливают в процентах от собственного веса волейболиста или от максимального веса, который он может поднять. Тренажер для развития скоростно-снловых качеств. Он представляет собой конструкцию из труб, в которых двигается фиксированная штанга. С помощью системы блоков и тросов можно выполнять упражнения для мышц рук и ног с грузом от 5 до 50кг. Устройство для развития силы кистей рук. К стене на уровне груди с помощью кронштейна горизонтально крепится деревянная рейка или металлическая труба, к которой прикреплен трос. На другом конце троса закреплен груз. Вращая рейку кистями и наматывая на нее трос, поднимают груз вверх, затем спускают его на пол на мягкую подставку. Вес груза меняют. Для скоростно-силовой подготовки большое значение имеют упражнения с набивными мячами (1-5 кг в зависимости от характера упражнений), гантелями (0,5-5 кг), скакалками, резиновыми амортизаторами. Применяются также гимнастические стенки и скамейки. Для развития силы мышц живота и спины применяется наклонная доска. Меняя угол наклона, можно варьировать нагрузку. В зависимости от подготовленности волейболистов можно использовать при этом отягощения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Многолетние исследования высококвалифицированных спортсменов-игровиков показали, что функциональная подготовка - необходимый компонент в структуре годичного тренировочного цикла для достижения высоких индивидуальных и командных спортивных результатов. 2. Тренировочные занятия с большими нагрузками, направленными на повышение общей и специальной физической подготовленности, активно воздействуют на организм спортсменов и при нормальном протекании восстановления после ударных тренировочных микроциклов способствуют правильному развитию адаптации к ним. 3. В процессе тренировок с большими нагрузками требуется медико-биологический контроль за их переносимостью и восстановлением. В случае необходимости важно своевременно использовать средства направленного восстановления для коррекции состояния: 4. В процессе долговременной адаптации у спортсменов-силовиков формируются морфофункциональные признаки улучшения функциональных возможностей систем обеспечения работоспособности и экономизации функций. 5. В динамических наблюдениях за развитием уровня тренированности на разных этапах подготовки выявлено, что при становлении спортивной формы за две недели до ответственных соревнований достигается отчетливая взаимосвязь хорошего уровня функциональной готовности с высоким уровнем технико-тактической и специальной подготовленности спортсменов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Волейбол / Под ред. Айриянц А.Г. М.: Физкультура и спорт, 1976 Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968. Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956. Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: Физкультура и спорт, 1970. Легкая атлетика, 1995, № 3, 5. Теория и практика физической культуры. 1994, № 7. Теория и практика физической культуры. 1995, № 2. Теория и практика физической культуры. 1996, № 5,7. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|