Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Формы денег и их эволюция
 Экспертная оценка объекта недвижимости (ЖСК "Полянка")
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Физкультура

курсовая работа

Характеристика физического качества сила и особенности ее развития в процессе занятий физическими упражнениями



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО СИЛА 4
2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ 6
2.1. Особенности воспитания силы в различных видах спорта 6
2.2. Использование силовых упражнений во вспомогательных
целях 7
2.3. Изменения максимальной мышечной силы после
различных физических упражнений 8
2.4. Экспериментальные исследования в ходе тренировки
высококвалифицированных спортсменов в волейболе 11
3. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА СИЛОВОЙ
подготовки спортсменов. 21
3.1. Средства и методы общей физической подготовки 21
3.2. Задачи силовой подготовки в отдельные периоды
тренировки 24
3.3. Использование тренажеров 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ВВЕДЕНИЕ
Управление тренировочным процессом включает в себя комплекс мероприятий, позволяющий тренеру целенаправленно переводить состояние организма спортсмена из исходного в запланированное. Важная задача управления - получение объективной информации о различных сторонах деятельности, об уровне подготовленности, индивидуальных особенностях спортсмена и создание моделей тренирующих воздействий, которые отражают пути индивидуализации тренировочного процесса. Только здесь можно найти резервы роста спортивных достижений.
Критерием эффективности деятельности волейболиста служит точность пространственных, временных и силовых параметров, целесообразное сочетание которых является источником повышения точности.
В работе рассмотрено совершенствование физического качества силы на примере волейболистов высокой квалификации.

1. ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО СИЛА
Физическое качество "сила" - некоторая обобщающая предельная характеристика способности развивать силу тяги основных, наиболее значимых групп скелетных мышц при их произвольной импульсации. В связи с зависимостью предельной силы тяги мышцы от скорости ее укорочения или удлинения (зависимость "сила - скорость" измерять силу мышцы (мышечной группы) можно только в изометрическом режиме: количественно определять силу мышечной группы измерением при различных скоростях ее укорочения или удлинения нельзя: полученные значения окажутся разными - в зависимости от соотношения скоростей (показатели могут различаться в несколько раз, если скорости очень различны). Поэтому сравнение показателей предельной силы тяги мышечной группы при разных суставных скоростях с целью сравнения уровней ФК "сила" лишено смысла и условие измерения его только в изометрическом режиме строго обязательно. В связи с этим некорректны и попытки ввести понятия "динамическая сила", "медленная сила", "быстрая сила", "взрывная сила", "дифференциальная сила", "интегральная сила"; они методологически неправомочны и могут существовать разве только как своего рода прикладной (и уж никак не научный) сленг. Следует добавить, что "интегральная сила" и "дифференциальная сила" выражаются в иных, чем сила, единицах измерения и не отражают свинств мышцы развивать ту или иную предельную силу тяги - уже поэтому нельзя рассматривать их в рамках физического качества "сила".
Измерение и оценивание физических качеств "сила" и "гибкость" (а в известной мере -также качеств "быстрота" и "выносливость" сталкиваются с однотипными принципиальными трудностями, связанными: 1) с анатомической локализацией измерении (выбор рабочей точки при измерении силы, выбор анатомических ориентиров при измерении гибкости), 2) с учетом количественного различия индивидуальных соотношений локальных проявлений этих качеств и разной значимости их для решения двигательных задач в различных видах спорта. По пункту 1 еще можно найти приемлемые стандартизующие решения, но по пункту 2 необходимо прибегать к весовым коэффициентам, об единых значениях которых для разных видов спорта, разных направлений физического воспитания и массовой физкультуры вряд ли удастся договориться - слишком различны относительные значимости локальных проявлений качеств, а значит, нужны разные системы коэффициентов.
2. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ СИЛЫ
2.1. Особенности воспитания силы в различных видах спорта
Изложенные выше общие положения, касающиеся методики воспитания силы, справедливы во всех случаях, когда стоит задача повышения силовых возможностей.
Однако, естественно, в разных видах спорта будут свои особенности воспитания силы.
Для каждого вида спорта характерна своя, наиболее типичная, топография силы. Так, у штангистов более всего развиты разгибатели рук, ног и туловища; у гимнастов по сравнению со спортсменами других специальностей - приводящие мышцы плечевого сустава и т. п. Примеры топографии силы для представителей некоторых видов спорта приведены на рис. 1. Увеличение силы в разных видах спорта различно связано с изменением мышечной массы: в одних видах спорта (метания, например) нужна абсолютная сила, в других (гимнастика, легкоатлетические прыжки) - относительная.
Различен во многих видах спорта и характер концентрации усилий. В некоторых из них (плавание, лыжный, гребной спорт и др.) усилие производится плавно на относительно длинном пути; резкие, "взрывные", движения здесь не пригодны. Для других видов типична предельная концентрация усилий, стремление проявить силу "взрывом" - в минимальное время (метания, тяжелая атлетика, спринт). Характер применяемых средств должен соответствовать специфике проявления усилий. Так, для представителей второй из указанных групп спорта упражнения с эспандером, резиной и т. п. будут не столь типичны, как для представителей первой. В их тренировке больше представлены динамические скоростно-силовые упражнения: толчки и рывки штанги, метания тяжелых снарядов, прыжки с отягощениями и т. п.
Основной причиной, определяющей специфику методики воспитания силы в разных видах спорта, является необходимость повышения силы в определенном сочетании с другими физическими качествами, в особенности с быстротой и выносливостью. Наконец, в каждом виде спорта необходимо проявлять силу во вполне определенном движении, поэтому и при воспитании силы надо обеспечить наивысшее развитие силовых возможностей в рамках двигательного навыка, соответствующего правильной спортивной технике.
Силовые упражнения, применяемые в разных видах спорта, целесообразно разделить на 3 группы:
1) упражнения неспецифического воздействия (например, у копьеметателя - приседания со штангой;
2) аналитические упражнения, направленные на развитие мышечных групп, ведущих для данного вида спорта (у копьеметателя, например, разгибателей плечевого сустава);
3) упражнения, совершенствующие силу в рамках основного спортивного навыка (метания ядер из-за головы и т. п.).
2.2. Использование силовых упражнений во вспомогательных целях.
Для человека, привыкшего к силовым упражнениям, они являются прекрасным тонизирующим средством, улучшающим состояние двигательного аппарата и самочувствие. Выполнение в небольшом объеме силовых упражнений положительно сказывается на результатах в физических упражнениях как в день занятий с тяжестями, так и на следующий. Этот эффект положительного последействия используется спортсменами при построении микроцикла и в особенности при подведении к соревнованиям. Так, многие сильнейшие прыгуны в высоту за день до соревнований (или даже утром в день соревнований) проводят кратковременную тренировку с тяжестями весом 70-80% от максимального.

Рис. 1. Топография силы представителей некоторых видов спорта. Штриховкой отмечены наиболее развитые мышечные группы (по Мюррею и Карповичу)
Непосредственно после однократного выполнения силового упражнения легче осуществляются движения с небольшим отягощением. По контрасту они кажутся более легкими. Подобный эффект "облегчения" используют для повышения результата в скоростно-силовых движениях. Например, тренер предлагает занимающемуся выполнить прыжок с дополнительным отягощением и затем - без него. При этом удается добиться улучшения результата и (или) большей легкости выполнения.
Существенное значение имеют силовые упражнения как средство профилактики травм-растяжений, разрывов и пр. Достаточная сила мышц и высокие эластические свойства и прочность связок являются хорошей гарантией предупреждения случайной травмы.
В каждом виде спорта необходимо выявить те мышечные группы и суставные связки, которые чаще всего травмируются, а затем целенаправленно укреплять. Например, у боксеров, волейболисте, баскетболистов - мышцы кисти, у акробатов-прыгунов, у легкоатлетов и представителей спортивных игр - коленный и голеностопные суставы, у спринтеров- мышцы задней поверхности бедра. При этом важно выполнять движения во всех возможных для данного сустава направлениях. Например, для голеностопного сустава-не только тыльное и подошвенное сгибание, но также отведение, приведение, круговое движение. Необходимо также подбирать упражнения, обеспечивающие максимальную амплитуду сокращения соответствующих мышц. Так, лучшим средством предупреждения травм двусуставных мышц задней поверхности бедра будут упражнения, в которых значительное напряжение этих мышц сочетается с наибольшим изменением их длины. Напомним, что эти мышцы наиболее растянуты при сгибании в тазобедренном и разгибании в коленном суставе; больше всего укорочены-при разогнутом тазобедренном и согнутом коленном суставах.
Методы развития силы и скоростно-силовых качеств
1. Метод кратковременных усилий характеризуется выполнением упражнений, в которых волейболист проявляет силу, наибольшую для него в данном занятии (предельные или максимальные усилия) и составляющую 80-95% максимального уровня (околопредельные или большие). Упражнения с предельными усилиями выполняют не больше одного раза в подходе, с околопредельными-до трех раз.
2. Метод до отказа характеризуется выполнением упражнении с усилиями 40-60% максимальных до наступления утомления.
3. Метод непредельных (30-50% максимальных) усилий, но упражнения выполняют с предельной скоростью.
4. Сопряженный метод характеризуется развитием силы и скоростно-силовых качеств в процессе выполнения технических приемов или их частей. Например, выполнение нападающего удара с отягощением на руках или ногах.
5. Метод круговой тренировки. Упражнения подбирают таким образом, чтобы в работу последовательно вовлекались основные группы мышц. Задания индивидуальны для каждого волейболиста.
Вначале упражнения выполняют с усилиями, составляющими 50-60% максимальных, по мере повышения уровня подготовленности дозировку увеличивают. По направленности круговая тренировка бывает силовой, скоростно-силовой; она может быть скоростно-силовой и сочетаться с технической подготовкой.
Физическая подготовка подразделяется на общую и специальную.
Общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств, двигательных навыков, совершенствование функциональной деятельности организма, и улучшение состояния здоровья. Задача специальной физической подготовки - развитие физических качеств, специфических для игры в волейбол.
Средствами общей физической подготовки являются общераз-вивающие упражнения, направленные на: развитие быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости в процессе использования ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также в занятиях другими видами спорта; укрепление связочного аппарата, голеностопных, коленных, плечевых и лучезапястных суставов, определенных групп мышц и т. д.; воспитание осанки; компенсация относительно одностороннего воздействия па занимающихся упражнений по технике, тактике и двухсторонней игры в волейбол.
К средствам специальной физической подготовки относятся упражнения, которые: сходны с основным видом упражнений не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений; способствуют развитию отдельных групп мышц, несущих основную нагрузку при выполнении спортивного упражнения.
Подбор специальных упражнении должен обеспечить строго направленное развитие всех физических качеств н одновременно способствовать совершенствованию техники.
2.3. Изменения максимальной мышечной силы после различных физических упражнений
Многочисленные исследования мышечной силы, проводившиеся физиологами и спортивными врачами после совершения физических упражнений или различных видов производственной работы, показали, что в одних случаях сила (большей частью сгибателей кисти руки или разгибателей спины) остается без изменений, в других же случаях она увеличивается или уменьшается. При этом при различных физических упражнениях процент лиц, у которых сила изменилась в сторону увеличения или уменьшения или осталась без изменений, сильно варьирует.
В табл. 1 приводятся данные о влиянии различных физических упражнений на силу мышц кисти руки. Из этих данных видно, что, например, при беге с увеличением дистанции с 1 до 5 км число лиц, повысивших силу мышц кисти, уменьшилось с 58 до 27%, а число лиц, понизивших эту силу, возросло с 33 до 43,5%.
Следует всегда иметь в виду, что в процессе мышечной работы как в самих мышцах, так и в иннервирующих их центрах и в вегетативных органах происходит сложный комплекс процессов, который в одних фазах приводит к улучшению, а в других - к ухудшению работоспособности. Явления нарастания работоспособности и последующего развития утомления, наблюдаемые в изолированных нервно-мышечных препаратах, показывают, что химизм мышц изменяется то в сторону улучшения работоспособности, то в сторону ухудшения. При этом в зависимости от интенсивности и длительности работы, интервалов между мышечными сокращениями и т. д. временные показатели улучшения, и ухудшения работоспособности сильно варьируют. Так в опытах Конных (табл. 2) после преодоления 200-метровой полосы препятствий, т. е. после кратковременной работы, становая" сила увеличилась у 60% лиц и незначительно уменьшилась у 15%. После кросса на 3000 м увеличение силы наблюдалось только в 10%, а уменьшение - в 70%. После же пробега на лыжах уменьшение становой силы было отмечено у всех лыжников, причем в некоторых случаях сила снижалась почти на 1/4-1/3.
Таблица 1.
Влияние бега и ходьбы на лыжах и плавания на разные дистанции на силу мышц кисти руки
Вид физических упражнений Дистанция (в км) Кол.
исследуемых лиц Результаты Максимальн. отклонен. индивид. результ. (в %) увеличен. силы обеих рук или одной уменьшен. силы обеих рук или одной увеличен. силы одной руки и уменьшение другой сила обеих рук не изменилась правая
рука левая рука кол. в % кол. в% кол. в % кол. в % увеличение уменьшение увеличение уменьшение Бег 1 21 12 58,0 7 33,0 2 9.0 - - 21,0 13,0 18,5 16,0 Бег 3 85 32 38,0 23 27,0 15 17,5 15 17,5 20,0 16,5 25,0 19,0 Бег 5 71 19 27,0 31 43,5 8 11,0 13 18,5 30,0 23,0 25,0 22,0 Ходьба на лыжах .... 5 20 6 30,0 6 30,0 7 35,0 1 5,0 26,0 10,5 19,0 12.5 Ходьба на лыжах .... 18 10 5 50,0 4 40,0 -
- 1 10,0 11,5 10,5 25,0 15,0 Плавание 1,5 3 1 33,0 1 33,0 - - 1 33,0 14,0 15,0 7,0 3,0 Всего
210 75 36 72 34,5 32 15,5 31 15 20,5 15,0 20,0 14,5
В целом организме наряду с изменениями свойств самих мышц при работе происходят функциональные изменения в состоянии различных нервных центров, регулирующих деятельность мышц и вегетативных функций. Совокупность возникающих при работе изменений в мышцах и в особенности изменений функционального состояния нервных центров в одних случаях способствует повышению мышечной работоспособности, в частности эффективности силовых усилий; в других - ведет к понижению. Поэтому на фоне продолжающейся врабатываемости, при эмоциональном подъеме и т. д. показатели силы работающих мышц увеличиваются. На фоне же наступления утомления или возникновения эмоций отрицательного характера показатели силы работающих мышц уменьшаются.
Таблица 2.
Количество лиц с различной степенью изменения становой силы после совершения различных мышечных нагрузок
Вид мышечной нагрузки Общ. колич. лиц, совер-шивших упражнения Уменьшение силы (в %) Без изме-нений Увеличение силы (в %) 31 - 40 21 - 30 11 - 20 1 - 10 1 - 10 11 - 20 Преодоление 200-метровой полосы препятствий 20 - - - 3 5 9 3 Кросс 3000 м 30 - 2 5 14 6 3 - Пробег на лыжах 50 км 33 7 8 13 5 - - -
Обычно сила работающих мышц вначале увеличивается, а затем уменьшается. Однако в зависимости от характера работы, а также от индивидуальных особенностей человека длительность фазы увеличения мышечной силы значительно варьирует. Вследствие этого в момент, когда при одной и той же физической нагрузке у одного человека отмечается увеличение силы, у другого она уже может уменьшиться. Кроме того, следует учитывать фазовый характер этих изменений - чередование фаз увеличения работоспособности с фазами уменьшения.

2.4. Экспериментальные исследования в ходе тренировки высококвалифицированных спортсменов в волейболе
Работа посвящена проблемам обоснования тренировки в волейболе и ее научно-методическому обеспечению. В исследовании участвовали высококвалифицированные волейболистки национальной сборной команды (основной и молодежный составы), клубная команда г.Загреба (Югославия) - 45 человек в возрасте от 16 до 28 лет, средний рост которых составил 184,2 см, спортивный стаж - от 5 до 13 лет, спортивная квалификация - кмс, мс, мсмк, змс.
Задачи исследования:
1. Изучить адаптацию организма волейболисток к большим тренировочным нагрузкам в процессе тренировочных сборов по общей физической подготовке, срочное и отставленное восстановление функций.
2. Изучить влияние долговременной адаптации, уровень функциональных возможностей и состояние здоровья высококвалифицированных волейболисток.
Методами исследования служили врачебный осмотр, общий и спортивный анамнез; электрокардиография, поликардиография, реогепатография, измерение артериального давления; проведение ортостатической пробы с регистрацией ЭКГ; анализ крови с исследованием ее кислотно-щелочного состояния (КЩС), гемоглобина, мочевины.
Изучено острое воздействие тренировочных занятий с большими нагрузками; во-вторых, прослежено восстановление функций волейболисток после ударных тренировочных микроциклов и, в-третьих, проанализированы динамика развития тренированности в годичном тренировочном цикле подготовки и формирование морфофункциональных признаков долговременной адаптации организма волейболисток.
Исследования проводились в процессе трехлетнего тренировочного цикла подготовки на 11 учебно-тренировочных сборах (УТС); состояние здоровья оценивалось на основании анализа результатов углубленных медицинских обследований, проводимых на базе МГВФД № 2 и ОВФД г.Екатеринбурга. По состоянию здоровья все волейболистки были допущены к тренировкам о полном объеме.
Тренировочный режим в условиях УТС по функциональной подготовке строился обычно по схеме 3:1 или 2:1 и включал три тренировки в день общей продолжительностью 6-6.5, иногда 7 ч.
Тренировочные занятия отличались высокой интенсивностью и плотностью построения, а также разнообразием средств и упражнений, исключающих монотонность. Использовались беговые упражнения на стадионе или специальной трассе с изменяющимся рельефом, бег в гору, скоростно-силовые упражнения в тренажерном зале (6 станций), скоростные и прыжковые упражнения (3 станции), аэробика, гимнастические упражнения с акробатикой. Последние проводились специалистами по аэробике и гимнастике.
Технико-тактическая и игровая подготовка осуществлялись преимущественно на открытой площадке, скоростные упражнения и прыжковая тренировка - на дорожке с опилочным покрытием. Эмоциональная насыщенность работы достигалась за счет включения в план учебно-тренировочной работы мини-турниров, игры в баскетбол и футбол.
В качестве примера в табл. 3 приводится соотношение средств и методов подготовки на одном из учебно-тренировочных сборов по ОФП.
Таблица 3.
Характер средств и методов подготовки, % Общая физическая 38,6 Специальная физическая 13,9 Скоростно-силовая 8,5 Технико-тактическая 17,7 Игровая 7,5 Соревновательная 13,8
Следует подчеркнуть, что соотношение средств и методов подготовки определяется задачами этапа подготовки, сроками выступления команды в основных соревнованиях, а также процессами приспособления спортсменок к. нагрузкам и протеканием восстановления, их индивидуальными особенностями.
В целях оценки тренировочных нагрузок и их переносимости была проведена пульсотакометрия 125 тренировочных занятий с помощью спорттестеров с их последующим автоматическим анализом на компьютере "Канон": поел роены графики пульса в процессе тренировки (15-секундный интервал записи), распечатка пульса и математический анализ по зонам пульсовой стоимости (в %) В процессе тренировочных занятий фиксировались последовательность упражнений, время их выполнения, количество повторений, интервалы отдыха между повторениями или сериями, поднятый вес; регистрировалась также частота пульса.
Анализируя пульсотахограммы, сгруппировали тренировочные занятия по их направленности, используемым средствам и продолжительности: специальная физическая подготовка, включающая работу на скоростную и прыжковую выносливость; скоростно-силовая подготовка, включающая работу на скоростную и скоростно-силовую выносливость тренировки по общей физической подготовке, включающие работу на общую выносливость;бег в гору), бег ПO стадиону (2400-3200 м) или по трассе с изменяющимся профилем (3600 м наряду с другими разнообразными средствами ОФП).
Таблица 4.

В табл. 4 представлены средние данные процентов о распределения частоты пульса по зонам пульсовой стоимости тренировочных нагрузок по общей физической и специальной подготовке волейболисток в процессе УТС по ОФП.
Из литературы известно, что при частоте пульса до МО-150 уд/мин организм спортсмена обеспечивается энергией за счет аэробных источников, при частоте же выше 140-150 уд мин к энергообеспечению подключаются анаэробные источники
Оценка тренировочной направленности применяемых упражнений по величине пульса для циклических видов спорта по данным Д.Каунсилмена следующая:
при частоте пульса 120 уд, мин и ниже аэробная направленность составляет 100%.
при 120-150 уд.мин - 90-95% - аэробная. 5-10% -анаэробная:
при 150-165 уд, мин - 65-85% - аэробная, 15-34% --анаэробная:
при 165-180 удмин - 50-65% - аэробная, 35-50% - анаэробная;
при 180 уд мин и выше - более 50%- анаэробная.
Как видно из табл. 2. пульсовая стоимость работы выполненной волейболистками н целом была адекватна направленности тренировочного занятия, отвечая задачам развития планируемых качеств Разумеется, средние данные характеризуют лишь тенденцию сдвигов. Индивидуальный анализ выявил и определенные различия, обусловленные возрастом, особенностями функциональных возможностей кардио-респираторной системы спортсменок и уровнем функциопально и подготовленности.
Так, для юных волейболисток 16-18 лет характерна более напряженная реакция сердечно-сосудистой системы и более высокая пульсовая стоимость одинаковых со взрослыми волейболистами тренировочных нагрузок.
Исследования КЩС крови, проведенные после 50 тренировочных занятий различной направленности, позволили оценить у волейболисток характер метаболических сдвигов. вызванных работой различной мощности. Эти сдвиги были сопоставлены с нормативными показателями, отнесенными к пяти зонам метаболической сто и мост и: аэробно-восстанавливающей; аэробно-тренирующей; смешанной с аэробной направленностью; смешанной с анаэробной направленностью, соревновательно-специфической .
Как показал анализ данных, тренировки, направленные на специфическую физическую подготовку и включающие упражнения на прыжковую и скоростно-силовую выносливость, сопровождались снижением у волейболисток показателей BE крови до -6,4 - (-6,7) ммоль/л. Метаболическая стоимость подобных тренировок, а также тренировок, направленных на развитие общей выносливости (бег в гору), относится к аэробно-тренирующей зоне и способствует развитию и экономизации аэробной производительности.
Тренировки, включающие бег по стадиону (2400-3200 м) по разнопрофильной трассе (3600 м) на время, вызывали у волейболисток снижение показателей BE крови до -13,9 ммоль/л. Метаболическая стоимость данных тренировок носит характер смешанной с анаэробной направленностью, способствуя развитию скоростной выносливости.
При оценке тренировочных нагрузок важно изучать не только острое воздействие, но и отставленное восстановление. Восстановление организма спортсменок после больших тренировочных нагрузок или "ударных" микроциклов - сложный процесс, характеризующийся фазностью и гетерохронизмом, т.е. неравномерным восстановлением отдельных систем и функций. Это обусловливает необходимость использования для изучения отставленного восстановления комплекса методов исследования обменных процессов, состояния сердечно-сосудистой, вегетативной нервной системы, психофизиологических параметров и анализаторных систем.
Переход от "срочного" этапа адаптации к устойчивой "долговременной" основан на формировании структурных изменений во всех звеньях и выражается в повышении функциональной мощности структур и экономичности их функционирования. Это проявляется в изменении аппарата нейрогормональной регуляции, повышении резервной мощности эндокринной системы и ее экономизации, увеличении мощности и экономичности функционирования двигательного аппарата, аппарата внешнего дыхания и кровообращения.
Жизненная емкость легких у волейболисток при этом увеличилась в среднем до 4475 мл (иногда достигала 5500 мл), возрастала по годам общая физическая работоспособность (величина нагрузки в пробе PWC170 составила У 1989 г. в среднем 1151,8 кгм/мин, в 1990 г. - 1162,0, в 1991 г. - 1191,9, достигая 1351 кгм/мин).
В сопоставлении с критериями оценки работоспособности по данным В.Л.Карпмана волейболистки характеризовались высоким уровнем физической работоспособности: у 23,1% она была высокой, у 61,5% - выше средней и только у 15,4% - средней. Вместе с тем в процессе динамических наблюдений отмечены не только повышение уровня физической работоспособности, но и его снижение в тех случаях, когда волейболистка по тем или иным причинам не имела достаточной функциональной подготовки в годичном тренировочном цикле.
Следует подчеркнуть, что функциональная подготовка - это не самоцель, а составная часть подготовки волейболисток, конечный результат которой - выход на запланированные модельные показатели игровой деятельности по таким элементам, как подача, прием, атака, защита, их стабильность ы ходе игр, психологическая устойчивость и надежность. Вместе с тем достичь высокого уровня специальной работоспособности, технико-тактической подготовленности и их стабильности и устойчивости невозможно без хорошей функциональной подготовки.
Оценка функционального состояния на основе комплексной диагностики на пяти разных этапах годичного тренировочного цикла подготовки свидетельствовала о нормальном ходе развития тренированности и формирования спортивной формы волейболисток к основным стартам сезона.
Сопоставление уровня функциональной подготовленности с уровнем технико-тактической и специальной выявило у волейболисток их высокую взаимосвязь, достигнутую за две недели до основных соревнований сезона - чемпионата Европы (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь уровня функциональной и специальной подготовленности волейболисток за две недели до ответственных соревнований.
Как показали анализ проведенных соревнований и оценка игровой деятельности, волейболистки смогли успешно реализовать свой функциональный и технико-тактический потенциал и завоевали звание чемпионок Европы.
3. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, СРЕДСТВА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ.
3.1. Средства и методы общей физической подготовки.
Основным средством подготовки спортсменов служат физические упражнения. Их определенным образом группируют по значимости в процессе подготовки. Разделение упражнений в известной мере условно, однако такой подход дает возможность лучше построить учебно-тренировочный процесс, из всего многообразия упражнений правильно выбрать именно те, которые содействуют решению данной задачи обучения на определенном этапе подготовки. Правильно выбрав группу упражнений, тренер может проявить свою творческую инициативу в конкретизации этих упражнений.
Расширение круга средств общей и специальной физической подготовки, их рациональное сочетание повышают приспособляемость игрока к нагрузкам различного характера, существенно увеличивая диапазон функциональных возможностей организма. Таким образом, создаются предпосылки для развития наилучшей приспособляемости организма спортсмена к специальным нагрузкам во время игры.
Задачи общей физической подготовки: разностороннее физическое развитие занимающихся; укрепление здоровья; повышение функциональных возможностей организма; расширение диапазона двигательных навыков; развитие физических качеств, особенно гибкости; повышение спортивной работоспособности; стимулирование восстановительных процессов, происходящих в организме.
К средствам общей физической подготовки относятся упражнения, которые: позволяют наиболее полно решать задачи разностороннего физического развития и укрепления здоровья; имеют сходство с деятельностью спортсмена по характеру нервно-мышечных усилий и режиму работы организма в целом (толкание ядра, легкоатлетические прыжки, подвижные и спортивные игры); способствуют более полному развитию основных качеств, необходимых спортсмену-игровику (например, кроссы); способствуют улучшению общей координации движений; помогают более полному и быстрому восстановлению работоспособности организма в процессе напряженной тренировочной работы (главным образом различные подвижные и спортивные игры).
Разностороннее физическое развитие спортсмена заключается в пропорциональном развитии всех физических качеств, необходимых для игры. Большинство упражнений, применяемых в процессе общей физической подготовки, оказывает разностороннее воздействие на организм, и в то же время каждое из них преимущественно направлено на развитие того или иного качества. В зависимости от преимущественной направленности они предназначаются для развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Все перечисленные физические качества тесно взаимосвязаны. Использование целенаправленных упражнений позволяет ликвидировать определенные недостатки в физическом развитии занимающихся.
В спортивной тренировке для развития физических качеств применяются следующие методы: до отказа, максимальных усилий, повторный, переменный, равномерный, интервальный, игровой и соревновательный.
Ни одно физическое упражнение немыслимо без проявления силы. В то же время сила мышц способствует проявлению быстроты и, в известной степени, выносливости и ловкости.
Сила мышц зависит от общего состояния центральной нервной системы, деятельности коры головного мозга, физиологического поперечника мышц, биохимических процессов, происходящих в работающих мышцах и степени их утомления. Большое значение для спорсмена-игровика имеет умение быстро сокращать мышцы и проявлять большую силу в минимальный отрезок времени.
Для развития этого качества спортсмена необходимо подбирать такие средства и методы, которые бы способствовали не только увеличению мышечной силы, но и умению проявлять ее.
Для развития мышечной силы в основном применяются методы максимальных, повторных и динамических усилий.
Метод максимальных усилий способствует развитию способности проявлять большие мышечные усилия за счет преимущественного усовершенствования нервных процессов и воспитания волн. Подбирают специальные упражнения, в которых требуется проявлять большую и максимальную силу. Выполняют их с небольшими интервалами.
При использовании данного метода сила мышц вначале растет быстро.
Метод повторных усилий способствует в основном увеличению мышечной массы. Он заключается в непрерывном, многократном выполнении упражнений до появления усталости. Нагрузка при этом может быть средней или большой. Желательно, чтобы применяемые упражнения по характеру имели сходство с нервно-мышечными усилиями, проявляемыми спортсменом в игре. Достигнуть ощутимого прироста мышечной массы можно лишь при длительном использовании этого метода.
Метод динамических усилий позволяет воспитывать способность к быстрому проявлению силы. В этом случае максимального силового напряжения можно добиться при перемещении какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью. Специфичность основных технических приемов в игре предъявляет высокие требования к силе мышц пальцев, рук, плечевого пояса, туловища, а также мышц ног (бедра, голени, стопы). Это определяет направленность занятий по силовой подготовке. Большинство упражнений для развития силы выполняется с отягощением: упражнения с отягощением (штанга, набивной мяч, мешок с песком, экспандер, сопротивление партнера); упражнения с удержанием веса собственного тела (гимнастические упражнения на снарядах, лазание по канату, отжимания, приседания).
Упражнения с отягощением позволяют точно дозировать объем и интенсивность нагрузки, воздействовать как на отдельные мышцы, так и на определенную группу мышц. Вначале их рекомендуется выполнять в медленном темпе, а затем в максимально быстром. Упражнения, развивающие силу, необходимо чередовать с упражнениями на расслабление. Упражнения с большими отягощениями, в выполнении которых участвует большое число мышц, следует применять с интервалом в один-два дня, а с небольшими отягощениями ежедневно.
В зависимости от режима работы мышц упражнения для развития силы делятся на динамические и статические. Динамические упражнения характеризуются сокращением мышцы, в результате чего мышцы укорачиваются и утолщаются. При выполнении статических упражнений мышцы находятся и состоянии напряжения, но не укорачиваются. Использовать их в большом объеме не рекомендуется, так как они отрицательно воздействуют на сердечно-сосудистую и дыхательную системы из-за длительной задержки дыхания. Поэтому статические упражнения необходимо чередовать с динамическими.
3.2. Задачи силовой подготовки в отдельные периоды тренировки.
Как известно, в любой спортивной специализации тренировочный процесс делят на три принципиально разных по задачам, характеру и объему тренировочной работы периода-подготовительный, соревновательный и переходный. В зависимости от специализации они могут охватывать годичный или полугодичный цикл спортивной подготовки. Каждый период в зависимости от его направленности ставит строго определенные задачи и перед силовой подготовкой. Особенно это важно для спортсменов высших разрядов, поскольку дальнейшее повышение уровня их физического развития требует более дифференцированного подхода к силовой подготовке.
В начале подготовительного периода необходимо прежде всего восстановить уровень ранее Достигнутых силовых показателей. И только после решения этой задачи можно переходить к дальнейшему развитию силовых возможностей спортсмена.
В соревновательном периоде стоит задача - на протяжении всего периода удержать достигнутые в подготовительном периоде наивысшие показатели силового развития.
Задача в переходном периоде тренировки - сохранить на достаточно высоком уровне развития наименее устойчивые параметры специальных силовых качеств.
Таким образом, для силовой подготовки спортсменов высших разрядов характерны три принципиально различные методические задачи-развитие мышечной силы, удержание определенного уровня ее развития и восстановление. К сожалению, в научно-методической литературе и научно-исследовательских работах, как правило, раскрывают в основном только одну задачу-развитие мышечной силы. Однако обобщение данных спортивной практики и исследований показывает, что каждая из этих задач имеет большое значение и свои специфические особенности. Прежде всего это относится к объему тренировочной работы. Так, исследования, проведенные с копьеметателями высокой квалификации, показали, что для достижения определенных результатов в приседании со штангой на плечах объем тренировочной работы при развитии силы разгибателей ног и туловища должен быть во много раз больше, чем при восстановлении ранее достигнутой силы мышц; и еще больше, чем при ее удержании.
Кроме времени и объема тренировочной работы, каждой из перечисленных задач силовой подготовки соответствуют специфические средства, методы, режимы работы мышц, преодолеваемое отягощение, интенсивность выполнения упражнения, максимальное число повторений упражнения в одном подходе, время. И характер активного отдыха между подходами. В прямой связи с ними находятся особенности методики развития, удержания и восстановления мышечной силы в процессе специальной физической подготовки.
Как уже говорилось, в различных видах спорта специфическое качество силы проявляется либо как взрывная сила, либо как силовая выносливость, либо как силовая ловкость. Методика всех стадий силовой подготовки - развития, удержания и восстановления каждого из перечисленных видов, специфического проявления мышечной силы-играет ведущую роль в процессе подготовки спортсменов высших разрядов.
Средства. К средствам развития взрывной силы относятся многообразные упражнения с отягощением, при выполнении которых в рабочих фазах движения проявляется максимальное ускорение. Например, прыжок - вверх с места толчком двумя ногами со штангой на плечах (на результат), постепенно, увеличивая вес,- в каждом прыжке ускорение при отскоке будет максимальным, хотя и различным. Взрывная сила в данном упражнении будет проявляться до тех пор, пока вес штанги позволит добиваться ускорения в рабочих фазах движения. При дальнейшем увеличении веса штанги, когда, несмотря на усилия спортсмена, ускорение будет равно почти нулю, упражнение станет относиться уже к группе собственно силовых.
Число тренировочных занятий и величина поднятого веса при развитии, удержании и восстановлении силы мышц у высококвалифицированных копьеметателей
Показатели Кузнецов В., заел. мастер спорта Аксенов В., мастер спорта Комаровский Н., мастер спорта Приседание со штангой на


плечах (кг):


а) исходный результат 100 145 150 б) достигнутый результат 130 175 185 Число тренировочных занятий


а) развитие силы 32 38 29 б) удержание силы 6 13 11 в) восстановление силы 10 16 17 Объем нагрузки (в кг) при:


а) развитии силы - 59,500 78,600 57,400 б) удержании силы 8,700 21,100 18,200 л) восстановлении силы 22.500 36,900 35.100
В группу упражнений взрывного характера могут входить упражнения не только с ациклической структурой движения (прыжки, метания, толчок и рывок штанги), но и с циклической, при выполнении которых можно сохранить околопредельную и субпредельную мощность (бег и плавание на короткие отрезки, спринтерские велосипедные гонки на треке). Представляется возможным все упражнения для развития силы в синтезе с быстротой отнести к следующим трем группам.
Первая группа-упражнения, выполняемые с отягощением выше соревновательного, в результате чего скорость движений уменьшается, а проявление силы увеличивается.
Вторая группа-упражнения, которые выполняются с отягощением меньше соревновательного, но с большой скоростью.
Третья группа - упражнения, при выполнении которых вес отягощения равен соревновательному, а скорость движения максимальна.
При выполнении специальных упражнений вес отягощения лимитируется необходимостью сохранять внешнюю и внутреннюю структуру спортивного упражнения. Например, максимальный вес ядра при броске из-за головы одной рукой, позволяющий сохранить взрывной характер усилий, для копьеметателя может достигать 8-9 кг, но внешняя и внутренняя структура упражнения сохранится только в том случае, если вес ядра не больше 2-3 кг (т. е. примерно 25-30% от максимума) и не меньше 600 г.
Те же положения верны и для упражнений циклического характера. Так, для квалифицированных бегунов-спринтеров при беге в подъем (упражнение, акцентирующее развитие силового компонента взрывной силы) крутизна подъема не должна превышать 10-15°, а при беге под уклон (упражнение, акцентирующее развитие скоростного компонента) - 3-5°.
Если сопротивление увеличивать или уменьшать настолько, что структура движения не сохранится, упражнение начнет стимулировать развитие тех мышечных групп, которые при проявлении взрывной силы не принимают непосредственного участия в спортивном упражнении.
При выполнении специально-вспомогательных упражнений, когда развитие отдельных специфических мышечных групп происходит при сохранении только внутренней структуры, вес отягощения может быть значительно выше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100% максимального, позволяющего сохранять взрывной характер усилий.
Методы. Как уже говорилось, взрывная сила специфична для группы скоростно-силовых видов спорта (спринтерских дистанций в различных видах спорта, тяжелой атлетики, метаний, прыжков). Проявляется она и в других видах спорта - футболе, волейболе, баскетболе, акробатике, спортивной гимнастике и т. д.
Методы развития взрывной силы являются общими для всех спортсменов независимо от их специализации, квалификации и индивидуальных особенностей. Причем применяются они в основном комплексно. В видах спорта с ациклической структурой движения это методы синтетического, аналитического и вариативного воздействия, а также повторный; в видах спорта с циклической структурой движения-кроме перечисленных еще интервальный метод. Однако надо сразу подчеркнуть, что комплексы эти строго определенны в зависимости от используемых средств скоростно-силовой подготовки. Так, при выполнении спортивного упражнения применяются методы синтетического воздействия и повторный; в тех случаях, когда спортивное упражнение используется для развития силового компонента, применяются методы аналитического воздействия, повторный и "до отказа"; при выполнении специальных упражнений применяются следующие методы: при избирательном развитии силового или скоростного компонента - метод аналитического воздействия и повторный, при одновременном развитии этих -компонентов-метод вариативного воздействия и повторный.
Особенность применения методов аналитического и вариативного воздействия при развитии взрывной силы заключается в следующем. При аналитическом воздействии на развитие силового компонента необходимо преодолевать сопротивление больше соревновательного. Однако очень важно варьировать его величины-они должны быть не ниже 80 и не выше 100% того предельного веса, который позволяет сохранить специфическую структуру движения. То же самое необходимо делать при аналитическом воздействии на развитие скоростного компонента. Только в этом случае вес сопротивления может быть не больше. 10% предельного, позволяющего сохранять и внешнюю, и внутреннюю структуру движения.
Если придерживаться этих методических указаний, то возможность формирования "жесткого" стереотипа в движениях с увеличенным или уменьшенным сопротивлением будет исключена, поскольку будет происходить частая смена сопротивлений однонаправленного воздействия.
Необходимо отметить, что метод аналитического воздействия предусматривает выполнение в одном тренировочном занятий только специальных упражнений или упражнений с увеличенными либо с уменьшенными сопротивлениями (по сравнению с соревновательным сопротивлением). Если же применяются и специальные упражнения с уменьшенным или увеличенным сопротивлением, и спортивное упражнение, то используется метод вариативного воздействия.
Изучение метода вариативного воздействия-одна из важнейших задач в решении проблемы специальной скоростно-силовой подготовки спортсменов высокой квалификации. Анализ экспериментального материала позволяет охарактеризовать особенности применения этого метода в процессе развития взрывной силы у квалифицированных спортсменов различной специализации.
Выполнение специальных упражнений с сопротивлениями больше соревновательных при определенной интенсивности стимулирует развитие в специфических мышцах, прежде всего силового компонента. Эти упражнения способствуют росту и скоростных качеств, но только в отдельных мышцах, поскольку в одновременную работу включается большое количество двигательных единиц с большим напряжением; тем самым повышается и градиент силы отдельных специфических мышц.
Но, как уже говорилось, проявление взрывной силы как специального вида динамической мышечной силы связано с суммарным напряжением всех специфических мышечных групп, иными словами величина проявления взрывной силы в этом случае зависит и от совершенства межмышечной координации. Однако специфическая межмышечная координация у спортсменов высокой квалификации совершенствуется только тогда, когда спортивное или специальное упражнение выполняется с соревновательной и большей скоростью. Поэтому в процессе выполнения специального упражнения с сопротивлением выше соревновательного, а значит - со скоростью ниже соревновательной, условия для совершенствования межмышечной координации крайне ограничены. Именно в силу этого специальные упражнения с увеличенными сопротивлениями в ходе специального силового развития являются, прежде всего, средствами, стимулирующими развитие силового компонента взрывной силы.
Примерные упражнения для развития силы мышц кистей:
1. Сгибание и разгибание кистей в лучезапястных суставах с сопротивлением партнера (или с гантелями).
2. Вращательные движения кистей в лучезапястных суставах с гантелями в руках.
3. Отталкивание от стены, акцентируя движения кистей. Опираться о стену можно всей ладонью, а не только кончиками пальцев.
4. Броски набивных мячей различного веса сверху вниз, акцентируя движения кистями.
5. Передача сверху двумя руками небольших набивных мячей (0,5-1кг).
6. Вращение кистями палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (5-15 кг).
Примерные упражнения для развития силы мышц плечевого пояса
1. Сгибание и разгибание рук с сопротивлением партнера.
2. Поднимание рук через стороны вверх и обратно с сопротивлением партнера.
3. В упоре лежа партнер держит ноги занимающегося за голеностопные суставы. Занимающийся перемещается переступанием или одновременными толчками руками.
4. В упоре лежа отталкивание от пола с хлопком перед грудью.
5. Броски набивных мячей различного веса из различных исходных положении, на различные расстояния.
6. Закрепляя конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять упражнения, по своей структуре сходные с соревновательными упражнениями, добиваясь изолированного воздействия на ту или иную группу мышц.
Примерные упражнения для развития силы мышц туловища:
1. Вращательные движения туловищем в разных направлениях.
2. Вращательные движения туловищем с отягощением (штанга, меток с песком, партнер).
3. Наклоны вперед и в стороны с отягощением.
4. Подъем штанги на грудь и тяга.
5. Прогибание в пояснице, лежа на животе.
6. Сидя на гимнастической скамейке, наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Это упражнение можно выполнять с отягощением в руках.
Примерные упражнения для развития силы мышц ног:
1. Приседания на одной и на обеих ногах.
2. Приседания и вставания со штангой большого веса на плечах. Разновидностью этого упражнения является вставание со штангой, держа ее сзади (4-8 раз за подход).
3. Полуприседания и быстрые вставания с подъемом на носки. Вес штанги не более 50% максимального (10-15 раз за подход).
4. Выпрыгивание из полуприседа и приседа. Вес-50% максимального, с которым волейболист может подняться из приседа (6- 7 выпрыгиваний за подход). Разновидность этого упражнения-выпрыгивание на одной ноге со штангой весом 30-35% максимального.
5. Подпрыгивания упруго, но не полностью сгибая коленные суставы (до 120°), со штангой такого же веса, что в упражнении 3 (10-15 повторений в подходе).
6. Прыжки со скакалкой на различную высоту в разном темпе.
7. Прыжки с разбега и с места с касанием предметов, подвешенных возможно выше.
8. Прыжки с касанием предметов, подвешенных на оптимальной высоте.
9. Прыжки на одной и обеих ногах на дальность.
10. Прыжки на матах, песке, в снегу, в воде.
11. Напрыгивания на предметы различной высоты.
12. Прыжки в глубину с различной высоты с последующим напрыгиванием на предмет.
13. Прыжки с отягощениями весом 3-5 кг.
14. Серии прыжков с преодолением препятствий.
3.3. Использование тренажеров.
В ходе развития силы используются различные тренажеры.
"Голеностопные колодки" (рис. 3). Установка служит для укрепления голеностопных суставов и развития силы икроножных мышц. Это сочетание кронштейна с двумя колодками для ступней. На время тренировки кронштейн устанавливают на гимнастической стенке, колодки прикрепляют к ступням. Держась руками за гимнастическую стенку, волейболист стремится поднять тело, сгибая ступни. Сгибать ноги в голеностопных суставах можно одновременно и попеременно.

Рис. 3.
"Удлинитель рычага стопы". Применяют его для развития силы мышц голени и стопы. К подошве лыжного ботинка крепится доска овальной формы; передний ее кран должен быть несколько выдвинут за передний край ботинка. Основные виды упражнений: поднимание на носки из различных исходных положений (стоя, в приседе и т. д.), выпрыгивание вверх.
"Отягощения для звеньев тела". Устройство предназначено для развития скоростно-силовых качеств. Отягощения прикрепляют на голени у голеностопных суставов и на| руках у лучезапястных суставов и на плече. К широкому ремню пришивают карманы, куда складывают груз (свинец, мешочки с дробью). Карманы делаются из заменителей кожи, клеенки, парусины. Вес отягощении от 0,5 до 2 кг (в зависимости от характера упражнений).
Отягощения для кистей рук представляют собой велоперчатки с карманами па тыльной стороне, куда вкладываются свинцовые плитки различного веса-от 100 г до 1 кг.
Отягощения для всего тела служат главным образом для развития прыгучести, прыжковой, силовом и скоростной выносливости. Они очень разнообразны.
"Пояс". Он может быть постоянного веса (от 1 до 6 кг). Можно также и менять его, вкладывая груз в карманы (до 10 кг). Похож он на пояс пожарников, в остальном он устроен как и отягощения для ног.
"Куртка". В ней груз (свинцовая дробь) равномерно распределен по всей поверхности (вес до 6 кг). В этом приспособлении тяжесть распределяется на все тело, что дает возможность свободно выполнять практически все технические приемы игры. Регулирование веса достигается тем, что часть груза не вшивают, а вкладывают в специальные карманы.
"Мешки с песком". Шьют чехлы из брезента или другого плотного материала, для удобства пришивают к ним лямки. Вес мешков от 3 до 20 кг.
Штанга. Ее используют для развития силы и скоростно-силовых качеств. Вес штанги устанавливают в процентах от собственного веса волейболиста или от максимального веса, который он может поднять.
Тренажер для развития скоростно-снловых качеств. Он представляет собой конструкцию из труб, в которых двигается фиксированная штанга. С помощью системы блоков и тросов можно выполнять упражнения для мышц рук и ног с грузом от 5 до 50кг.
Устройство для развития силы кистей рук. К стене на уровне груди с помощью кронштейна горизонтально крепится деревянная рейка или металлическая труба, к которой прикреплен трос. На другом конце троса закреплен груз. Вращая рейку кистями и наматывая на нее трос, поднимают груз вверх, затем спускают его на пол на мягкую подставку. Вес груза меняют.
Для скоростно-силовой подготовки большое значение имеют упражнения с набивными мячами (1-5 кг в зависимости от характера упражнений), гантелями (0,5-5 кг), скакалками, резиновыми амортизаторами. Применяются также гимнастические стенки и скамейки.
Для развития силы мышц живота и спины применяется наклонная доска. Меняя угол наклона, можно варьировать нагрузку. В зависимости от подготовленности волейболистов можно использовать при этом отягощения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Многолетние исследования высококвалифицированных спортсменов-игровиков показали, что функциональная подготовка - необходимый компонент в структуре годичного тренировочного цикла для достижения высоких индивидуальных и командных спортивных результатов.
2. Тренировочные занятия с большими нагрузками, направленными на повышение общей и специальной физической подготовленности, активно воздействуют на организм спортсменов и при нормальном протекании восстановления после ударных тренировочных микроциклов способствуют правильному развитию адаптации к ним.
3. В процессе тренировок с большими нагрузками требуется медико-биологический контроль за их переносимостью и восстановлением. В случае необходимости важно своевременно использовать средства направленного восстановления для коррекции состояния:
4. В процессе долговременной адаптации у спортсменов-силовиков формируются морфофункциональные признаки улучшения функциональных возможностей систем обеспечения работоспособности и экономизации функций.
5. В динамических наблюдениях за развитием уровня тренированности на разных этапах подготовки выявлено, что при становлении спортивной формы за две недели до ответственных соревнований достигается отчетливая взаимосвязь хорошего уровня функциональной готовности с высоким уровнем технико-тактической и специальной подготовленности спортсменов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Волейбол / Под ред. Айриянц А.Г. М.: Физкультура и спорт, 1976
Донской Д.Д. Законы движений в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1968.
Зациорский В.М. Биомеханика двигательного аппарата человека. М.: Физкультура и спорт, 1981.
Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: Физкультура и спорт, 1970.
Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956.
Кузнецов В.В. Силовая подготовка спортсменов высших разрядов. М.: Физкультура и спорт, 1970.
Легкая атлетика, 1995, № 3, 5.
Теория и практика физической культуры. 1994, № 7.
Теория и практика физической культуры. 1995, № 2.
Теория и практика физической культуры. 1996, № 5,7.

2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Анализ ассортимента парфюмерно-косметических товаров в магазине
 Изучение специфических особенностей управленческой работы, ситуационные задачи, анализ взаимосвязи факторов и результатов строительного производства
Ваши отзывы
Здравствуйте! Хотела скачать готовую работу на тему: "Ненасыщенные поли- и олигоэфиры и процессы их отверждения", а скачивается " Естественно-научные основы современной технологии "вот это. Что я делаю не так?! А видела отзыв,отправленный ранее, молодой человек писал тоже самое, вы не отвечаете на отзывы? Может быть мне следует оплатить эту работу для того чтоб скачать? Выручайте пожалуйста! Очень нужна эта работа!
Vilena

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.