|
|
Общественный и государственный строй Афин в v—iv вв. до н.э.1. ПЛАН страница ВВЕДЕНИЕ 3 §1. ОРГАНЫ ВЛАСТИ 7 §2. ПРАВО 17 § 3. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 19 3.1. Причины раннего экономического разви- тия и особенности экономической системы гречес- кого рабовладения. 19 3.2. Кризис греческого рабовладения. 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 ЛИТЕРАТУРА 28 ВВЕДЕНИЕ Данная курсовая работа посвящена вопросам общественного и государственного устройства Афин в V-IV вв. до н. э. В системе рабовладельческих государств Древней Греции Афины занимают особое место. Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывалась на занятиях людей. Здесь еще в критомикенский период ремесло, строительное дело достигли высокого уровня. С древних времен наряду с морской торговлей процветал морской разбой. В Древней Греции в классический период не было единого централизованного государства, меньше сказывалось влияние жречества. В отличие от стран Древнего Востока, Греция гораздо позднее вступила в рабовладельческую формацию. Тирания как форма правления преобладала лишь на первой стадии рабовладельческой эпохи. Однако рабство здесь достигло наивысшего развития, особенно к концу V-началу IV столетия до н. э. Вот об этом периоде древнегреческой цивилизации и пойдет речь в данной работе. Классическое рабство - одна из центральных проблем историографии античности независимо от того, считают ли те или иные исследователи рабство фундаментом античной цивилизации или нет. Вряд ли можно встретить крупную работу по различным аспектам истории и культуры древних обществ, в которой так или иначе проблема классического рабства не стоит или не подразумевается. В современной литературе исследуются самые различные стороны и аспекты античного рабства: техника производства, различные категории рабов, источники рабства, рабские восстания, участие рабов в ремеслах, в горных разработках, в государственном аппарате, рабы как литературные типы, религиозные воззрения рабов и мн. др. Опираясь на концепцию общественно-экономических формаций, российское антиковедение считает античное рабство не просто одним из социально-экономических явлений античности, а основой господствующего способа производства. Последний определяется как рабовладельческий способ производства, как структурообразующий элемент всей общественно-экономической формации. В системе его выделяется состояние производительных сил и производственных отношений через анализ главной и ведущей ветви античной экономики - сельского хозяйства и аграрных отношений. При таком подходе та часть античного рабства, которая была связана с сельскохозяйственным производством, приобрела приоритетное значение в исследовании принципиальных проблем античного общества и античной экономики. Однако нельзя сказать, что эта важнейшая проблема уже исчерпана. Античное сельскохозяйственное рабство изучено далеко не полно. В частности, мало привлекла и привлекает внимание ученых проблема рабского труда как экономической категории. Рабство зачастую исследуется со слишком общих позиций и главным образом юридического и социального положения, т.е. без привязи тех или иных отношений рабства к определенному экономическому типу. А ведь отношения, например, в товарных виллах были одними, в латифундиях - совсем другие, а в крупных поместьях с мелким землепользованием зависимых работников и традиционным производством представляли собой третий вариант. Да и сами понятия ведущего экономического типа и основной производственной ячейки классической эпохи в современной историографии античности являются еще недостаточно определенными. Поэтому исследованиям в области экономики рабства зачастую не хватает системности и строгости анализа. До сих пор в науке ощущается влияние аболиционистских воззрений на рабство как на проклятие рода человеческого, что так или иначе влияет на общий подход к античному рабству как экономической системе. В связи с этим такие аспекты проблемы рабского труда, как специализация и кооперация работников, рентабельность хозяйства, производительность труда, планирование, понятие товарного производства, ценообразование, организация трудового процесса, необходимые издержки на содержание рабов, зачастую не столько подвергаются объективному исследованию, сколько рассматриваются с заранее занятых негативных позиций. Период общественно-экономической формации выражает наиболее существенные черты общественного развития в определенную эпоху человеческой истории. Но в каждую такую эпоху, охватывающую довольно продолжительный период, общественные отношения не стоят на одном месте, происходит возникновение, складывание, функционирование и отмирание одних форм и рождение других. В марксисткой историографии выделение трех главных стадий (патриархальное, раннее рабство; зрелое, или классическое, рабство; разложение рабства) является общепринятым и для всех других. Но понимание особенностей этих стадий, различий между ними было далеко не ясным и носило, скорее, количественный характер. Показывалось, что в классический период рабы превратились в обыкновенных производителей и этим он отличался от патриархального и позднего рабства. Вместе с тем понимание рабства самого по себе в рамках трех стадий, по существу, оставалось более или менее одинаковым. Историками отмечалась лишь разница в степени жестокости рабовладельцев и в материальном положении (одежда, пища) рабов. Система эксплуатации, характер классовой структуры и основного противоречия, роль государства различались ими в основном по количественному признаку. Дальше подчеркивалось сходство между стадиями, чем их различия, а это приводило к тому, что формации не рассматривались как особые качественные состояния общества, различающиеся по ряду фундаментальных признаков. Каждая стадия - это особое качественное состояние, своя система в рамках всей формации, особый социальный организм внутри большого организма всей формации. В связи с таким пониманием характера каждой формации проблема ее периодизации приобретает большую степень фундаментальности и значимости в исследовании, выдвигаются новые аспекты анализа. К. Маркс выделяет две стадии в развитии экономики классической древности в целом: первую стадию патриархальной системы рабства, рассчитанной на производство непосредственных средств существования, которая, кроме того характеризуется господством мелких самостоятельных ремесленников, слабым развитием рабовладельческого хозяйства как такового, невысоким уровнем торговли и ремесла, товарного и денежного обращения, и вторую стадию - формирование рабовладельческой системы, направленной на производство прибавочной стоимости, превращения рабства в основу производства, господство рабовладельческого способа производства, появление крупного рабовладельческого земледелия и ремесла, развитие торговли, товарного производства и обращения. Для древнегреческих полисов рубежом, разделяющим указанные ступени развития экономики, выступает конец V в. до н. э., для римской истории определяется как позднейший период республики. §1. ОРГАНЫ ВЛАСТИ Народное собрание - высший орган власти. Высшим органом власти считалось народное собрание полноправных афинских граждан мужского пола в возрасте не моложе 20 лет. Собрание (экклесия) созывалось 2 - 3 раза в месяц, оно избирало должностных лиц, принимало или отклоняло законы. Роль народного собрания была весьма значительна. Формально любой вопрос войны и мира, внешней политики, финансов, правосудия мог быть поставлен на обсуждение. Голосование было тайным, за исключением выборов на военные должности. Каждый гражданин мог выступить и высказать свое мнение по всем вопросам, вносить законопроект. С 462 г. до н. э. на высшие государственные должности, кроме должностей стратегов и казначеев, мог ли избираться все граждане, независимо от имущественного ценза. Закон вступал в силу лишь после рассмотрения Советом пятисот и судом присяжных. Он вывешивался для всеобщего обозрения. Всякий афинский гражданин мог добиваться через народное собрание отмены любого закона, особенно если этот закон нарушал принципы демократии (графэ параномон). Если обвинение подтверждалось, автора законопроекта могли лишить гражданских прав. Это нововведение долгое время сводило на нет попытки аристократов изменить конституцию страны. Афинский гражданин мог предъявить обвинение любому должностному лицу в злоупотреблении властью, и, если это подтверждалось судом, виновный немедленно отстранялся от занимаемого поста. Совет пятисот. Наиболее важным по значению органом был Совет пятисот (Совет был учреждён во время политических реформ Солона, первоначально это был Совет четырёхсот; в его состав могли избираться все свободные, кроме батраков и нищих, Совет действовал от имени собрания). Его члены избирались по жребию народным собранием, к избранию допускались граждане не моложе 30 лет, если они платили налоги, оказывали почтение родителям. Кандидат проходил проверку на политическую зрелость (докимасию). Совет являлся высшим постоянно действующим правительственным учреждением. В этих целях он был разбит на 10 дежурных частей - пританий. 50 членов Совета, представители одной из фил, являлись дежурными в течение одной десятой части года. ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ1. СОВЕТ ПЯТИСОТ И НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ На все должности, входящие в круг обычного управления, афиняне выбирают кандидатов по жребию, за исключением казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом и попечителя водопроводов2. На эти должности избирают поднятием рук. ...Кроме то-то, поднятием рук избирают и на все военные должности. Совет состоит из пятисот членов, избираемых по жребию, по 50 от каждой филы. Обязанности пританов3 исполняет каждая из фил по очереди, как выпадет жребий, первые четыре - по 36 дней каждая, а следующие шесть - по 35 дней каждая (как известно, афиняне считают год по луне). Те из состава Совета, которые несут обязанности пританов, имеют общий стол в фоле4, получая на это деньги от государства. ...Они собирают и Совет и народ - Совет ежедневно, кроме неприсутственных дней, а народ - четыре раза в каждую пританию. При этом они составляют программу, сколько дел и что именно предстоит обсуждать Совету в каждый день и где должно происходить заседание. Кроме того, они назначают и народные собрания. Одно - главное, в котором полагается производить проверку действий властей - находит ли народ их распоряжения правильными, затем обсуждать вопросы относительно продовольствия и защиты страны; далее, в этот день могут делать чрезвычайные заявления все желающие; наконец, полагается читать описи конфискуемых имуществ и заявления об утверждении в правах наследства... Другое народное собрание назначают для рассмотрения ходатайств; тут всякий желающий, возложив молитвенную ветвь, мог рассказать народу о каких пожелает личных или общественных делах. Остальные два народных собрания отводятся для всех прочих дел...1 Председателем пританов бывает одно лицо, избранное по жребию. Оно состоит председателем в течение ночи и дня, и нельзя ни пробыть в этой должности дольше, ни дважды занимать ее одному и тому же человеку. Председатель хранит ключи от храмов, в которых находятся казна и документы государства и государственная печать. Он обязан все время оставаться в фоле, равно как и третья часть пританов, которой он прикажет. И когда пританы соберут Совет или народ, он избирает жребием девять проэдров2 по одному из каждой филы, за исключением той, которая несет обязанности пританов, и из их среды, в свою очередь, одного председателя и передает им повестку. Последние, получив ее, следят за порядком и объявляют вопросы, подлежащие обсуждению, ведут подсчет голосов и распоряжаются вообще всеми делами; они имеют право и распустить собрание. Быть председателем нельзя более одного раза в год, а проэдром можно быть однажды в каждую пританию. Кроме того, пританы производят в народном собрании выборы стратегов3, гиппархов4 и прочих властей, имеющих отношение к войне, сообразно с тем, как решит народ... В прежнее время Совет имел право подвергать денежному взысканию, заключать в тюрьму и казнить... Народ отнял у Совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания. Он установил закон, что если Совет признает кого-нибудь виновным или наложит взыскание, то эти обвинительные приговоры и взыскания фесмофеты5 должны представлять на рассмотрение суда, и то, что постановят судьи, должно иметь законную силу. ...И народ ни по какому вопросу не может вынести постановления, если об этом не состоялось предварительного заключения Совета или если этого не поставили на повестку пританы. В силу этого всякий, кто проведет какой-нибудь законопроект без соблюдения этих условий, подлежит обвинению в противозаконии. ВЫБОРЫ ПО ЖРЕБИЮ, ЖАЛОВАНЬЕ, ПОВТОРНОСТЪ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В числе назначаемых по жребию должностных лиц в прежнее время одни избирались из целой филы вместе с девятью архонтами, другие, избиравшиеся в храме Фесея, распределялись по демам. Но так как в демах началась торговля местами, то и на эти должности теперь избирают из целой филы, за исключением членов Совета... Жалованье получает, во-первых, народ, за рядовые народные собрания по драхме1, а за главные - по девяти оболов. Затем, в судах получают по три обола; далее, члены Совета - по пяти оболов, а тем из них, которые несут обязанности пританов, прибавляется на продовольствие один обол. Кроме того, девять архонтов получают на продовольствие по четыре обола каждый... Военные должности можно занимать по нескольку раз, а из остальных ни одной нельзя занимать вторично; только членом Совета можно быть дважды. АРХОНТЫ ...Что же касается так называемых девяти архонтов, то ...в настоящее время избирают по жребию шестерых фесмофетов и секретаря к ним, кроме того, архонта, басилевса и полемарха - одного из каждой филы по очереди... (Аристотель, Афинская полития. Ч. II. М. - Л., 1936, гл. гл. 42-69) Функции Совета были весьма обширны. Он действовал как муниципалитет по управлению всеми службами Афин. В его ведении находилась казна, государственная печать, контроль за должностными лицами. Совет предварительно рассматривал вопросы, которые решало народное собрание. Члены дежурной филы - пританы - вели народное собрание. Совет следил за точным исполнением, принятых собранием законов, при желании он в любой момент мог сдержать радикальные намерения народного собрания. Суд присяжных. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных - гелиэя, которую также учредил Солон. В её состав избирались граждане всех разрядов. Гелиэя была не только главным судебным органом Афин, она также контролировала деятельность должностных лиц. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог стать каждый гражданин по достижении ЗО лет. Гелиэя путем избрания назначала одну десятую часть своих членов для рассмотрения очередного дела. Суд был открытым и гласным. Приговор определялся на основе результатов голосования, который гелиасты осуществляли путем бросания камешков в урны. Решение суда присяжных обжалованию не подлежало. Прения сторон допускались, но для выступления в таком суде нужно было иметь соответствующую подготовку. В ряде случаев гелиэя решала политические вопросы, являлась участником законодательного процесса, могла одобрить или отклонить законопроект. ОРГАНИЗАЦИЯ СУДОВ В состав судебных отделений выборы производят по жребию девять архонтов, каждый в одной филе, а секретарь фесмофетов в десятой филе... Судьями могут быть люди, имеющие свыше тридцати лет от роду, при условии, если они не состоят государственными должниками или не лишены гражданской чести... Большинство судебных отделений состоит из пятисот одного члена, им предоставляется судить по общественным делам. Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей, т. е. тройного суда. Баллотировочные "камешки" - медные с трубочкой посередине; одна половина их - просверленные, другая - цельные. Когда прения сторон закончены, те лица, которым выпало по жребию состоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка - просверленный и дельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, чтобы никто не мог получить ни оба цельных, ни оба просверленных... В суде стоят две амфоры - одна бронзовая, другая деревянная. Они поставлены порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков. В эти амфоры опускают свои камешки судьи. Бронзовая имеет решающее значение, деревянная не берется в расчет. Бронзовая покрыта крышкой с просверленным отверстием, через которое может пройти только один баллотировочный камешек... Перед тем как судьи должны будут приступить к голосованию, глашатай объявляет сначала, не предполагают ли противники обжаловать свидетельские показания. Дело в том,, что. обжалование не допускается, когда судьи начнут подавать голоса. Затем он снова объявляет: "Просверленный камешек - за первого говорившего, цельный - за говорившего последним". После этого судья берет камешек с подставки светильника и, стараясь просунуть трубку камешка так, чтобы при этом не показывать тяжущимся ни просверленного, ни цельного, опускает камешек, выражающий его приговор, в бронзовую амфору, камешек, не имеющий такого значения, - в деревянную. Когда все подадут голоса, служители берут амфору с решающим значением и высыпают на счетную доску, снабженную дырками, все какие есть камешки, чтобы, они лежали на виду и их легко было подсчитывать и чтобы просверленные и цельные были видны тяжущимся. Лица, приставленные по жребию к баллотировочным камешкам, подсчитывают их на счетной доске, отдельно цельные, отдельно просверленные. Затем глашатай объявляет число голосов, причем просверленные идут за истца, цельные - за ответчика. За кого окажется больше, тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый... (Аристотель, Афинская полития. Ч. II. М. - Л., 1936, гл. гл. 42-69) При внесении решений и приговоров суд не всегда был связан законом. Он мог руководствоваться обычаями своей страны и фактически сам создавал нормы права. Гелиэя рассматривала дела о государственной измене, о покушении на демократию, тяжкие уголовные преступления (взяточничество, ложный донос, дело о возврате или возмещении собственности и т. д.). Суд мог приговорить к смертной казни, конфискации имущества, объявить врагом народа, запретить хоронить изменника родины, лишить виновного гражданских прав и т. д. Обвиняемый, не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием. Некоторые категории уголовных дел рассматривались ареопагом, судом эфетов или коллегией одиннадцати. Гелиэя как наиболее демократический орган был использован для борьбы с аристократией. Многие противники афинского строя, в том числе члены ареопага, были осуждены за злоупотребление властью, растраты, взяточничество. Судебные процессы являлись средством политической борьбы. Их публичный характер имел своим следствием дискредитацию прежней знати. По реформе Эфиальта в 462 г. до н. э. Политические функции ареопага были разделены между народным собранием, Советом пятисот и судом присяжных. Ареопаг стал выполнять роль судебного органа. Афинские порядки вызывали злобу аристократов. Платон был недоволен тем, что в Афинах правит "демос, большой и сильный зверь", при котором власть попадает в руки демагогов. По его мнению, правители Афин не обладали опытом, знаниями в управлении государством, а граждане совершали грубую ошибку, избирая должностных лиц по жребию. "Правильным" государством Платон считал только Спарту. Демократизация государственного строя имела положительное значение. Большие общественные работы, проводившиеся при Перикле, обеспечивали занятость большого числа ремесленников, моряков, судовладельцев. Нуждающимся крестьянам давали наделы преимущественно за пределами Аттики. Перикл ввел небольшую плату за участие в работе народного собрания, в суде присяжных, а также членам Совета пятисот. Пособие давалось и тем, кто служил в армии и на флоте. Неимущим гражданам бесплатно раздавался хлеб, деньги на посещение театра. Коллегия десяти стратегов. Важным органом исполнительной власти являлась коллегия десяти стратегов. Ее члены избирались народным собранием путем открытого голосования, а не жеребьёвкой. Разрешалось переизбрание на следующий срок. Это правило в первую очёредь распространялось на военачальников. Лицо, претендующее на должность стратега, должно было иметь определенный имущественный ценз. ДОЛЖНОСТИ, ИЗБИРАЕМЫЕ ПОДНЯТИЕМ РУК Избирают поднятием рук ... на все военные должности, в том числе десятерых стратегов - прежде по одному от каждой филы, а теперь из всего состава граждан... Поднятием рук избирают еще десятерых таксиархов1 по одному из каждой филы. Каждый из них командует гражданами своей филы и назначает лохагов2. Поднятием рук избирают и двух гиппархов из всего состава граждан. Они командуют всадниками, причем берет, каждый себе по пяти фил... В ведении того органа была казна, внешние сношения. Стратеги готовили для народного собрания проекты наиболее важных законов, но они не давали отчетов собранию. Они отвечали перед ним только за должностные преступления. Главное место принадлежало первому стратегу. По свидетельству Фукидида, Перикл, занимавший этот пост бессменно 15 лет, был фактическим руководителем Афинского государства. С середины V в. роль этой коллегии в системе государственных учреждений резко возросла. Это отмечали Аристотель и Плутарх. Возвышение коллегии стратегов означало уменьшение роли ареопага. Права последнего ограничил сподвижник Перикла Эфиальт. Ареопаг стал судом по умышленным убийствам, тяжким телесным повреждениям и поджогам. Члены суда заседали ночью, во время процесса надевали на глаза повязки. Из девяти членов коллегии архонтов приоритет имели первые три: архонт эпоним, базилей, полемарх. Первый архонт рассматривал жалобы афинских граждан и направлял их для рассмотрения по существу. Базилей ведал культами и привлекал к ответственности за святотатство, следил за нравственностью жрецов. По его указанию преступник объявлялся вне закона. Полемарх следил за жертвоприношениями, устраивал поминки в честь павших воинов. Под его началом находились дела, субъектами преступлений которых были метэки, чужестранцы. Фесмофеты определяли порядок рассмотрения дел в суде. Коллегия одиннадцати. Дела разбойников, похитителей рабов рассматривала коллегия одиннадцати. Она избиралась Советом. В ее функции входили: надзор за тюрьмами, исполнение приговоров. Именно здесь совершалась пытка рабов, если они являлись свидетелями по делу. Один из архонтов наблюдал за общественным порядком. Ему подчинялась полиция, которая не только боролась с уголовными преступниками, но и выслеживала тайные собрания, наблюдала за увеселительными сборищами, пиршествами и т. д. Полиция докладывала властям о безнравственном поведении граждан, о фактах праздности, разгульного образа жизни. Она следила за санитарным состоянием города, оберегала памятники старины, достопримечательности ландшафта. На должности полицейских зачисляли метэков и рабов. Ф. Энгельс указывал: "Афиняне учредили, таким образом, одновременно со своим государством также и полицию, настоящую жандармерию из пеших и конных лучников... Но эта жандармерия формировалась из рабов. Эта полицейская служба представлялась свободному афинянину столь унизительной, что он предпочитал давать себя арестовать вооруженному рабу, лишь бы самому не заниматься таким позорным делом"1. Полиция действовала в контакте с агрономами и метрономами. Первые следили за тем, чтобы товары на рынках были без подделок и примесей, вторые - за правильностью мер и весов. Не имели политических прав и свободные, но не афинские граждане (так называемые метэки). Если лицо незаконно присвоило право афинского гражданина, его могли обратить в рабство. В народном собрании преобладали жители столицы, так как крестьяне, будучи занятыми в своем хозяйстве, нередко уклонялись от явки в город. Женщины к участию в политической жизни не допускались. Фактически демократия существовала лишь для зажиточных свободных афинских граждан. ГРАЖДАНСКИЕ СПИСКИ... Теперешнее государственное устройство имеет следующий характер. Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба - граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадцатилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрицательного решения молодые люди опять поступают в разряд несовершеннолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и законно ли рожденный, ...Если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обвинителей пятерых из своей среды и, если будет признано, что он не имеет право быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать... Афинское государство по своей классовой сущности было рабовладельческим, по форме правления - рабовладельческой демократической республикой для свободных граждан. §2. ПРАВО Институт частной собственности на землю в Афинах, особенно после реформ Солона, получил широкое распространение. В руках государства были лишь рудники. Сдача в аренду государственного имущества производилась только с ведома специальных должностных лиц (полетов). Несмотря на высокий уровень развития гражданского оборота, в законах нет детальных предписаний о правах собственника. Формально существовало определение владения как совокупности вещей, благ. Вероятно, пробелы в этом основном институте права восполнялись обычаем. Тем не менее, имущественные интересы частного собственника довольно энергично сохранялись правом на иск путем обращения в суд. Раб являлся объектом права, говорящим орудием и считался собственностью господина. О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины". Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Официально признавалась моногамная семья. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своём доме наложниц. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его. Разрешался брак между дядей и племянницей, между братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Обвинив кого-либо из своих детей в непослушании, непочтительности, совершении позорящего поступка, отец мог лишить его наследства. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве как правило возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Государственными преступлениями считались: измена государству, обман народа, оскорбление богов, внесение противозаконных предложений в народное собрание. По закону от 410 г. до н. э. всякий, кто пытался ниспровергать демократию в Афинах, объявлялся врагом народа, лишался покровительства закона. Его разрешалось безнаказанно убить. Имущество такого преступника конфисковывалось. Особо опасным преступлением считалось убийство в храме. Проклятье ложилось на потомков убийцы. Тяжким преступлением считалось святотатство. Так, повреждение священных маслин, находившихся под защитой ареопага, каралось изгнанием виновного с конфискацией имущества. Тягчайшим наказанием для афинских граждан было лишение политических и гражданских прав (атимия). При наказании смертной казнью осужденному предлагалось самому исполнить приговор. Ему давали яд, меч, веревку. Применялось лишение или ограничение гражданских прав, конфискация имущества, штраф. За хищение и взятки должностные лица карались штрафом в десятикратном размере. Сикофанты за ложные доносы подвергались штрафу. Грабители, разбойники могли быть проданы в рабство. Ночного вора разрешалось убить на месте. Однако последний мог освободиться от наказания, уплатив стоимость вещи или вернув ее. Наказанию могли подвергаться статуи, животные, камни, бревна, если они вызывали смерть человека. Афинских граждан телесному наказанию не подвергали. 1 § 3. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 3.1. Причины раннего экономического развития и особенности экономической системы греческого рабовладения. Природные условия в Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развития частной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские или храмовые хозяйство или общинное производство с его мелочной регламентацией, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях жесткой эксплуатации рабского труда из относительно высокой доходностью. Процесс исторического развития греческого общества протекал в рамках мелких, внутренне сплоченных республик, опирающихся на гражданский коллектив среднезажиточных земледельцев. Социальная структура полисов предполагало существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. сосовокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов. Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнения гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом. В Греции середины V в. до н.э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н.э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику. Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре. Для первого типа полиса (аграрный) было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли (наиболее яркий пример Спарта, а также полисы Аркадии, Беотии, Фессалии и др.). Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа. Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Мегары, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V - IV вв. до н. э. Определение ведущего типа греческих полисов не означает, что сельское хозяйство в них отошло на задний план, перестало быть важной отраслью экономики. Сельское хозяйство в торгово-ремесленных полисах было ведущим наряду с торговлей и ремеслом, являлось основой экономической системы. В целом сельское хозяйство Греции V - IV вв. до н.э. имело следующие особенности: многоотраслевой характер, преобладание трудоемких интенсивных культур (виноградарство, маслиноводство), внедрение рабского труда как основы земледелия, товарная направленность рабовладельческого поместья как нового типа организации сельскохозяйственного производства. Поместья афинских крупных землевладельцев VI-V вв. до н.э. скорее всего представляли собой не единое централизованное производство, обеспеченное рабской силой, а совокупность нескольких относительно небольших участков, может быть, расположенных в разных местах полиса и либо сдаваемых в аренду, либо обрабатываемых на иных условиях. Следует отметить, что описанная структура крупного афинского землевладения должна была переживать серьезный внутренний кризис по мере того, как укреплялось правовое и имущественное положение афинского гражданства, росло его самосознание, увеличивалось богатство афинского полиса, оказавшегося во главе обширного I Морского союза, упрочивалась система афинской демократии с ее продуманной политикой материального обеспечения бедных граждан, интенсивного развития городской жизни и городского ремесла. Прежде всего резко возросло собственное городское население, потерявшее связь с сельским хозяйством, а следовательно, увеличилась и потребность в сельскохозяйственной продукции. С другой стороны, укрепление имущественного и социального положения средних и мелких землевладельцев в государстве должно было лишить крупных землевладельцев источников рабочей силы, необходимой для обработки их участков. В Афинах в V в. до н.э. в сельскохозяйственном секторе экономики возникла и развилась потребность в товарной продукции и в дополнительной рабочей силе, которая в тех условиях могла быть только рабской. Общая экономическая ситуация в Греции в целом и в Афинах в частности (развитие городской жизни, повышение потребности городского населения в сельскохозяйственной продукции, увеличение численности рабов, сокращение зевгитской прослойки и другие признаки кризиса полиса) создавала более благоприятные условия для появления и распространения таких хозяйств. Ремесла и торговля не могли развиваться без привлечения дополнительной рабочей силы. Эту дополнительную рабочую силу давало сельское население, которое в связи с развитием городов и распространением рабовладельческих поместий вытеснялось из сельской местности и скапливалось в пределах городских стен. Этот тип хозяйства определяется как товарная вилла, поскольку в самой структуре имения резко выделялась по своему удельному весу культура, ориентированная на продажу. Товарное поместье было связано с городским рынком самыми разнообразными способами, из которых главными были три: 1) изготовление продукта на вилле (например, приготовление вина, масла) и его вызов в соседний город на рынок, где и осуществлялась его реализация; 2) приготовление продукта и его продажа здесь же на вилле скупщику, переправлявшему затем продукт на городской рынок собственным силами; 3) продажа урожая на корню скупщику, который своими силами собирал урожай, приготовлял продукт, транспортировал его в город и реализовывал на рынке. Основой основ ремесленного производства в целом являлось получение металла и необходимых изделий из него, т.е. металлургия и металлообработка. В классическую эпоху греческие мастера получали металла больше по количеству и лучше по качеству, чем их предшественники, а железо вошло в производство и в повседневную жизнь глубже и шире, чем когда бы то ни было ранее. Для греческого ремесла характерна тесная связь с рынком, где ремесленник продавал свою продукцию, покупал сырье, орудия труда, рабов, продовольствие для их пропитания. Развитие деловой активности в греческих торгово-промышленных центрах, успехи греческого ремесла, специализация эргастериев при устойчивых источниках пополнения рабов делали занятия ремеслом выгодным делом. Довольно многолюдное население торгово-ремесленных полисов с его разнообразными потребностями, все более возраставшими по мере развития городской жизни, недостаток зерна и разных видов сырья для ремесел, с одной стороны, излишки вина и масла, большие запасы различных ремесленных изделий, - с другой, создавали благоприятные условия для бурного развития греческой торговли в целом. Развитие товарного производства, большой объем торговых операций требовали совершенствование расчетных операций. Примитивный обмен товара на товар или на куски валютного металла, которые постоянно нужно взвешивать, был неудобен. Более удобным средством расчета стала монета: небольшой кусочек валютного (золота, серебра, бронзы) металла со строго определенным весом, гарантированным государством, выпустившим эту монету. Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции V - IV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду больших масс рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе V - IV вв. до н. э. непрерывно возрастал. Основными производственными ячейками стали частные хозяйства, будь то мелкие крестьянские участки и рабовладельческие поместья на хоре или разные по размеру эргастерии в городе. Государственные или храмовые хозяйства не получили в Греции такого развития, как в древневосточных обществах. Все эти особенности хозяйственной структуры привели к формированию особой системы классовых отношений, которая может быть определена как развитое рабовладельческое общество, или классическое рабство. Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции V - IV вв. до н. э. Греческое общество классической эпохи на три основных класса: класс рабов, класс мелких свободных производителей и класс рабовладельцев. Для греческих полисов V - IV вв. до н.э. характерно внедрение рабства во все сферы жизни и производства. Возрастает общее количество рабов, и класс рабов превращается в основной по численности класс древнегреческого общества. Раб рассматривался греческим законодательством, общественным мнением как одаренное речью орудие производства, как получеловек. Раб находился в полной власти, был собственностью рабовладельца, последнему принадлежали его рабочее время, его жизнь. Рабы не были однородны. Среди них выделялись группы, различавшиеся своими интересами: рабы, занятые в ремеслах и торговли, рабы сельскохозяйственные, рабы-горняки, рабы, занятые в домашнем хозяйстве и личными услугами, наконец, находящиеся в некотором привилегированном положении государственные рабы: полицейские, тюремщики, писцы, счетчики, глашатаи. Структура полисного коллектива, довольно высокий удельный вес средних прослоек населения, проведение мероприятий по поддержанию стабильности гражданского коллектива не способствовали резкому имущественному расслоению. Состояния рабовладельцев были относительно скромными, слоя сказочно богатых магнатов, располагавших огромными средствами, не сложилась. В греческих полисах с республиканским устройством не было придворной знати, государственной бюрократии, выделенного из общества военного сословия, могущественного жречества. Класс греческих рабовладельцев состоял из собственников земельных владений, ремесленных мастерских, обрабатываемых рабами, торговых кораблей, денежных сумм или рабских контингентов, которые можно отдать в аренду другим лицам и получить таким образом прибыль от их труда. Класс греческих рабовладельцев не был однородным, он делился на несколько фракций. К одной из фракций принадлежали представители старинной земельной аристократии, хранившие родовые традиции. Другой фракцией греческих рабовладельцев, особенно сильной в экономически развитых полисах, была прослойка, основные интересы которой были связаны с процветанием торговли и ремесел, товарного производства и денежного отношения. Греческое рабовладельческое общество состояло не только из рабов и рабовладельцев. Наряду с ними жили и трудились мелкие свободные производители - земледельцы, собственники или арендаторы небольших земельных участков, владельцы ремесленных мастерских, розничные торговцы, поденщики или матросы, обслуживающие морские перевозки, бедный городской люд. По своей численности этот класс не только не уступал, но несколько превосходил общую численность класса рабов, т.е. был одним из самых многолюдных классов греческого общества. Мелкие производители трудились на земельных участках, в ремесленных мастерских, рудниках или на строительстве, где не применяли, как правило, рабского труда. Состав класса свободных мелких производителей был довольно пестрым; можно выделить три основные группы: мелких землевладельцев; ремесленников и торговцев, имеющих гражданские права; ремесленников и торговцев-метеков. Классовая и социальная структура рабовладельческого общества V - IV вв. до н.э. была довольно сложной и расчлененной: антагонизмы и противоречия между основными классами осложнялись острыми столкновениями и внутри каждого класса, как рабовладельцев, так и свободных мелких производителей. Общественные взаимоотношения в греческих полисах представляли собой запутанный клубок противоречий разного порядка. Однако этот комплекс различий социальных столкновений создавался и проявлялся в том или ином политическом или социальном конфликте на основе главного антагонизма эпохи: напряженности между классом умело и жестоко эксплуатируемых рабов и классом рабовладельцев в целом. Иной тип социальной структуры сформировался в полисах аграрного типа. Абсолютное преобладание сельского хозяйства и натуральный характер его производства, господство мелкого землепользования не создавали потребности в дополнительной рабочей силе или труде рабов. Вот почему для Спарты типичен низкий уровень развития рабовладельческих отношений и преобладание различных форм зависимого или полузависимого труда. Для спартанского общества была также характерна незавершенность социальной дифференциации внутри каждого класса, что наложило отпечаток на характер классовых взаимоотношений и противоречий Спарте, которые чаще всего проявлялись в виде организованных восстаний илотов или борьбы за власть между многочисленными кликами, носившей верхушечный характер.2 3.2. Кризис греческого рабовладения. Греческий полис предоставил благоприятные возможности для развития экономики, формирования социальной структуры, политической организации и культуре греческого народа. Он развивался как основная ячейка рабовладельческого общества. Широкое развитие рабства, превращение его в основу общественных отношений было заложено в самой полисной структуре, предполагавшей господство частной собственности, рост товарных связей, создание благоприятных условий для политической деятельности и культурной жизни основной массы граждан. Рабовладельческие отношения характеризуются прежде всего глубоким внедрением рабства в производство, как в сельской местности (в рабовладельческих поместьях и даже в ряде крестьянских хозяйств), так и в городских мастерских и на стройках, рациональной организацией и высокой степенью эксплуатации рабов. В полисах сформировались такие передовые политические идеи, как идея демократической республики, получившая наиболее полное выражение в афинской демократии, и понятие гражданина как носителя четко осознанных прав (право на материальную помощь со стороны государства, право на политическую деятельность, службу в ополчении, равноправие и независимость от какого-нибудь лица или учреждения), понятие свободы. Широкое распространение рабского или зависимого труда, его рациональная организация, активное участие граждан в политической деятельности, развитие личности гражданина создавали благоприятные условия для подъема культурного творчества. Однако греческий полис исчерпал свои внутренние потенции к середине IV в. до н.э. и вступил в период кризиса. Развитие рабства подрывало единство гражданского коллектива, вело к имущественной и социальной дифференциации, разложению гражданского коллектива, обострению социальных и классовых противоречий. Существование многочисленных независимых мелких и мельчайших полисов, постоянно враждующих друг с другом, вызвало общую нестабильность и политический хаос, которые ставили вопрос о самом существовании этой формы. Выходом из кризиса стало включение ранее независимых полисов в рамки крупного государства, верховные правители которого взяли на себя обеспечение внутреннего порядка и внешней безопасности для входящих в это государство полисов, предоставив им в остальных делах внутреннюю автономию.3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Политическое устройство Афин было самым передовым в странах Древнего мира. Свойствами её демократии были: участие граждан в принятии законов, отправлении правосудия, выборность, сменяемость и подотчетность должностных лиц, относительная простота управления, коллегиальность решения вопросов, отсутствие бюрократизма. Формула закона начиналась словами: "Совет и народ решили". Вряд ли случайно, что именно в этот период Афины, по словам К. Маркса, переживали расцвет внутренней жизни. Высочайший уровень культуры и научной мысли получил всеобщее признание. Однако нельзя допускать идеализацию институтов, афинской демократии. Она держалась на рабстве, жестоком угнетении полусвободных граждан, чужестранцев, вольноотпущенников. Даже в годы расцвета демократии в Афинах свободных было гораздо меньше, чем рабов. Афинское государство служило интересам рабовладельцев, которые эксплуатировали рабов и неимущих свободных. Основная масса афинских граждан попадала в зависимость от богатых, стала презирать физический труд, превращалась в нищих. Именно это явилось одной из главных причин гибели Афинского государства, указывает Ф. Энгельс в труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства". ЛИТЕРАТУРА Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. - Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21. История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П. Н. Галанза, т. 1. М., 1963. История Древней Греции. Под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокшанина, Н. Н. Пикуса. М.,1972. Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Макаровой В. В. Издательство Ленинградского университета. Л., 1977. Колобова К. М., Глускина Л. М. Очерки истории Древней Греции. Л., 1958. Аристотель. Афинская полития. Ч. II. М. - Л., 1936. Кечекьян С. Ф. Государство и право Древней Греции. М., 1963. Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964 1 Здесь и далее Аристотель о государственном строе Афин V - IV вв. до н. э. См. Аристотель. Афинская полития. Ч. II. М. - Л., 1936. 2 Аристотель писал "Афинскую политию" в IV в. до н. э., т. е., когда афинская демократия уже клонилась к упадку. 3 Пританы - дежурные члены Совета. 4 Фол - здание круглой формы, находившееся недалеко от здания Совета. 1 Имеются в виду заявления о преступлениях против государства. 2 Проэдр - член Совета, председательствующий в Совете и народном собрании. 3 Стратег - военачальник. 4 Гиппарх - начальник конницы. 5 Фесмофеты - председательствовавшие при рассмотрении важнейших судебных дел. 1 Драхма - серебряная монета (4,37 г). Делилась на 6 оболов. 1 Таксиарх - начальник пехоты. 2 Лохаг-начальник отряда (лоха). 1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 118-119. 1 Федоров К. Г. История государства и права зарубежных стран. Под ред. Макаровой В. В. Издательство Ленинградского университета. Л., 1977. Стр. 31-33. 2 История государства и права зарубежных стран. Учебник под ред. П. Н. Галанза, т. 1. М., 1963. Стр. 35-100. 3 История Древней Греции. Под ред. В. И. Авдиева, А. Г. Бокшанина, Н. Н. Пикуса. -М.,1972. Стр. 144-189. 22 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|