|
|
Основные изменения в уголовном праве стран запада в новейшее времяПЛАн ВВЕДЕНИЕ 3 1. УГОЛОВНОЕ ПРАВО АНГЛИИ 5 2. УГОЛОВНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ 12 3. УГОЛОВНОЕ ПРАВО США 21 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 28 1. ВВЕДЕНИЕ Данная работа посвящена основным изменениям, произошедшим в уголовном праве стран Запада в новейшее время. Современное право, в отличие от института государства в XX веке развивается достаточно плавно. Право в меньшей степени, чем государство испытывает на себе последствия политических катаклизмов. Оно в большей степени сориентировано на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человеческого общения1. В особенности это касается права уголовного. Уголовное право относится к древнейшим отраслям права. В отличие от финансового, таможенного, банковского, и т.д., отраслей права, возникших уже после возникновения соответствующих институтов, уголовное право, возникло одновременно с появлением первых законов. Уголовное право является не только одной из наиболее древних отраслей права, но и одной из самых консервативных. Изменения в уголовном праве всегда происходили постепенно, обычно в связи с серьезными изменениями в социальной структуре общества и в государственно-правовом устройстве. Основные изменения, произошедшие в уголовном праве стран Запада в новейшее время, будет рассмотрены мною на примере Англии, Франции и США. Первый параграф данной работы будет посвящен уголовному праву Англии, характеризующемся в основном, наличием значительного числа прецендентных норм. Во втором параграфе будет рассмотрено уголовное право Франции, которое подверглось кардинальному изменению в связи с принятием в 1992 г. нового Уголовного кодекса. Так как уголовное право Франции подверглось самым серьезным изменениям за последнее время, этот параграф будет самым значительным по объему. Наконец, третий параграф будет посвящен уголовному праву США, которое также подверглось существенным изменениям после окончания второй мировой войны. 1. Уголовное право Англии Особенностью уголовного права, как и вообще права Англии является наличие двух важнейших источников права, прецедентов и статутов. Нормы общего права, развивавшиеся в течение столетий, постепенно дополнялись и заменялись нормами статутного права, образовав в итоге гибкий свод правил. Поэтому нельзя сказать, что в Англии общее право вытесняется статутным правом. Статутное право является вторым основным источником современного уголовного права Англии. Если обратиться к истории, то можно увидеть, что с течением времени в системе источников английского уголовного права роль статутов по сравнению с общим правом заметно возрастает. Особенно усилилось влияние статутов со второй половины XIX в. Еще в начале XIX в. считалось, что статутное право не должно противоречить принципам общего права, а тем более отменять их. Законы либо декларировали, либо исправляли некоторые нормы общего права. Многие английские юристы и сегодня аналогичным образом оценивают роль статутного права. И действительно, очень часто в статутах дается лишь законодательное воплощение норм, выработанных статутным правом. Основные принципы уголовной ответственности по-прежнему устанавливаются нормами общего права, хотя некоторые из них, например, принципы, касающиеся сговора и покушения, получили законодательную регламентацию в актах парламента. Как правило, законодательные акты в области уголовного права устанавливают ответственность за конкретные преступления. Очень часто издание статута бывает делом случая, являясь, по существу, ответом на вопрос, возникший в судебном деле. Например, таким образом появилась в 1976 г. новая формулировка изнасилования, что было связано с рассмотрением дела Моргана и отчетом по данному вопросу, подготовленному комитетом Хейброна2. Помимо статутов к источникам английского уголовного права относится делегированное законодательство. Как отмечают английские юристы, преимущество делегированного законодательства состоит в том, что оно дает возможность быстро принимать и изменять постановления, не представляя их на утверждение парламента. Делегированное законодательство является действительным лишь тогда, когда оно не выходит за рамки полномочий, предоставленных парламентом. Если же оно является ultra vires (т.е. выходит за рамки полномочий), то признается недействительным. Высшей формой делегированного законодательства является "приказ в Совете", которым вводятся в действие многие законы. Фактически "приказ в Совете" издается правительством и просто санкционируется Тайным Советом. "Приказы в Совете" и другие делегированные акты публикуются Издательством Ее Величества в сборнике Statotory Instruments. В уголовных статутах часто содержатся отсылки, предоставляющие Государственному секретарю полномочия, связанные с применением таких актов. Эти полномочия могут, например, касаться исполнения отдельных видов наказаний и т.п. Иногда делегированное полномочие может затрагивать весьма важный вопрос. Так, в Законе о детях и подростках 1969 г. содержится норма, устанавливающая возраст наступления уголовной ответственности с 14 лет (по общему праву уголовная ответственность наступает с 10 лет). Однако в действительности этот параграф может вступить в силу лишь после издания соответствующего приказа Государственного секретаря. Если речь идет о территориальном действии закона, то существует презумпция, согласно которой парламентский акт действует на всей территории Соединенного Королевства, если иное не оговорено в самом акте. Часто в законе содержится норма, распространяющая его действие или исключающая из него Шотландию или Северную Ирландию. Иногда действие закона может специально выходить за пределы Соединенного Королевства, хотя в принципе это противоречит вышеназванной презумпции. Что же касается действия закона во времени, то обычно он вступает в силу с того дня, когда было получено королевского одобрение, если в нем самом не указана иная дата. Чаще всего это связано с тем, чтобы дать возможность заинтересованным лицам подготовиться к вступлению закона в силу. Иногда в законе предусмотрено, что он вступит "в день, который будет указан". Этот день может быть назначен "приказом в Совете" или приказом соответствующего министра. Очень часто различные статьи закона вступают в силу в различное время. Бывают также и такие случаи, когда статья закона вообще не вступает в силу. Делегированное же законодательство вступает в силу в момент принятия. Следует отметить, что английское право толкованию статутов придает особое значение. Если статут составлен четко и в нем была использована недвусмысленная терминология, то необходимости в судебном толковании, как правило, не будет. Наличие двусмысленности, возникшей в результате ошибки при подготовке законодательства, либо использование неопределенных формулировок обязательно потребует дальнейшего толкования статута при его применении. Английские судьи выработали три подхода к толкованию законов. Это - "буквальное" правило, "золотое" правило и правило "исправления зла". "Буквальное" правило применяется в тех случаях, когда слова, употребленные в законе, не имеют альтернативного значения, т.е. толкуются буквально. Если применение буквального толкования приводит к абсурдному выводу, оно не применяется. В том случае, когда закон составлен таким образом, что могут существовать два или более буквальных толкований, суд применяет то из них, которое будет более последовательным и приведет к логическому результату. Такой подход к толкованию называют "золотым правилом". Кроме того, существует еще один подход к толкованию законов, который обычно называют правилом "исправления зла". Суть его в том, что когда целью статута было исправление ошибки ("исправление зла"), суд должен применять такое толкование, которое наиболее отвечает указанной цели. Для толкования закон читается полностью, так как отдельные слова часто имеют иное значение, чем слова, использованные в контексте. Суд должен тщательно изучить как подробное, так и краткое название закона. Заголовки разделов и пояснения на полях не являются частью закона и не влияют на его толкование. Как отмечается в английской юридической литературе, положения, относящиеся к уголовному праву, толкуются особенно ограничительно. Например, Р. Уолкер в своей известной книге, посвященной английской судебной системе, отмечает, что если статут, устанавливающий уголовную ответственность, содержит двусмысленные или неопределенные выражения, он должен толковаться в пользу индивидуума. Из этого общего правила вытекает презумпция, согласно которой исключается ответственность при отсутствии mens rea (вины), которая по общему праву является обязательным элементом преступления. Однако это правило толкования не применяется, когда статут недвусмысленно устанавливает строгую или абсолютную ответственность3. Развитие уголовного права Англии в ХХ веке отражало и меняющиеся общественные условия, в том числе рост преступности. Необходимость перестройки уголовной политики повлекла за собой реформу уголовного права. Наиболее серьезная перестройка английского уголовного права произошла во второй половине ХХ в., особенно после создания в 1965 г. Правовой комиссии, поставившей своей задачей подготовку кодификации права Англии. Особенно энергично комиссия осуществляла кодификационные работы в области уголовного права. К 1985 г. был подготовлен даже проект уголовного кодекса, опубликованный для ознакомления с ним широкой общественности. Однако принятие этого кодекса затормозилось. Имея в виду, в конечном счете, кодификацию уголовного права, Правовая комиссия и парламент проделали большую предварительную работу по систематизации уголовного права Англии. В 60-80-е гг. был принят целый ряд важных актов по вопросам общей части уголовного права. Особое место здесь занял Закон об уголовном праве 1967 г., который отменил ставшее анахронизмом традиционное деление всех преступлений на фелонию и мисдиминор. Еще ранее, в 1945 г., была упразднена и такая средневековая категория преступлений, как измена (тризн). В законодательном порядке была введена новая классификация преступных деяний. Это, прежде всего, выделение более серьезных преступлений, за которые устанавливалось наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Для преступлений данной группы была установлена упрощенная процедура ареста подозреваемого. Для остальных преступлений, как не менее общественно опасных, такая процедура ареста не предусматривалась. В результате целого ряда актов (Закон о преступном покушении 1981 г., Закон об исправлении правонарушителей 1974 г., серия законов об уголовном правосудии - 1982, 1988, 1991 гг. и др.) подавляющее большинство институтов общей части уголовного права оказалось существенным образом реформированным, старинные правила общего права были потеснены. Они сохранили за собой регулирование таких институтов, как нападение, неоконченное преступление, определение характера вины, но большинство составов преступлений было закреплено в статутном праве (Законы о краже 1968 и 1978 гг., Закон о подлогах и фальшивомонетничестве 1981 г.). В результате активной деятельности парламента в сфере уголовной политики к 90-м гг. ХХ в. лишь небольшое число отдельных видов преступлений оказалось в сфере регулирования общего права. В их числе: недонесение об измене, отдельные виды убийств. Основная же масса составов преступлений определяется теперь статутами. Одним из важных направлений реформ уголовного права являются гуманизация и оптимизация наказания. Это нашло свое отражение в фактической отмене смертной казни. Так, в 1969 г. была отменена смертная казнь даже за тяжкое убийство, хотя в Англии формально сохраняют свою силу некоторые старые статуты, предусматривающие смертную казнь по таким преступления, как государственная измена, пиратство и поджог королевских доков. Но практически в течение длительного времени никто не был приговорен к смертной казни за эти преступления4. Следует отметить, что очень часто нормы материального уголовного права содержатся в законах уголовно-процессуального характера. Сюда относится Закон о компетенции уголовных судов 1973 г., Закон о магистратских судах 1980 г., Законы об уголовной юстиции 1982 г. и 1991 г., Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам 1984 г., Закон о полиции 1997 г. и другие акты. Особенность английского уголовного права состоит в отсутствие единого уголовного кодекса. Попытки кодифицировать уголовное право Англии и Уэльса имеют давнюю историю. Первые попытки такого рода были предприняты уполномоченным по вопросам уголовного права в 1833-1849 гг. Ими было подготовлено два законопроекта, охвативших преступления против личности и кражу, которые, хотя и были приняты парламентом в 1853 г., по мнению английских юристов, не принесли большой пользы. В последующие годы также предпринимались шаги, направленные на подготовку уголовного кодекса. Результатом работы комиссий по подготовке уголовного кодекса явилось издание в Англии в разные годы большого числа уголовных законов, часть которых полностью состояла из материальных норм, а другая часть включала также и процессуальные нормы. Эти законы являли собой своеобразные кодексы, охватившие определенные области уголовного права. Например, Закон о преступлениях против личности 1861 г. (с последующими изменениями) предусмотрел ответственность за противоправное поведение, направленное против личности, и, помимо установления наказания за простое и тяжкое убийства, ввел уголовную ответственность за тяжкие телесные повреждения, отравление, нападение, похищение ребенка, двоеженство и незаконный аборт. Закон о краже 1968 г. и Закон об уголовно наказуемом причинении вреда 1971 г. установили ответственность за значительное число преступлений против собственности. Начиная с 1981 г. в Англии развернулась работа над очередным проектом уголовного кодекса, который в 1984 г. был представлен на обсуждение специалистов, а в 1989 г. после доработки был направлен лорду-канцлеру. В его Общей части учтены нормы и статутного, и прецедентного права, регулирующие ныне соответствующие правовые институты5. Что касается развития статутного права на современном этапе, то обращает на себя внимание огромная законопроектная работа, осуществленная Комиссией по реформе права, учрежденной в 1965 г. Эта комиссия подготовила проекты многих законов по различным отраслям права. Помимо этой комиссии разработкой законопроектов занимаются специальные королевские комиссии и Комитет по пересмотру уголовного законодательства, созданный еще до Второй мировой войны. 2. Уголовное право Франции В первой половине ХХ в., особенно при неустойчивых правительствах Третьей республики, осуществление серьезных уголовно-правовых реформ наталкивалось на политические трудности. Изменения в Уголовном кодексе касались главным образом частных вопросов. Во второй половине ХХ в. необходимость усиления борьбы с преступностью, принимающей новые формы (терроризм, экологические преступления), потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, которое почти за два века действия наполеоновского УК основательно устарело. Наиболее благоприятные условия для проведения радикальных уголовно-правовых реформ сложились при Пятой республике, когда формирование правового государства сделало необходимой более эффективную и целенаправленную борьбу с преступностью. Уже в 60-70-х гг. была пересмотрена значительная часть текста УК 1810 г., что привело к декриминализации ряда преступлений или к применению санкций, ограничивающих возможность совершения новых преступлений (запрещение заниматься определенным видом деятельности, конфискация автомобиля и т.д.). В 1981 году в результате длительной борьбы демократических сил из уголовных наказаний была исключена смертная казнь. Вместе с тем для обеспечения эффективной работы с наиболее опасными деяниями была осуществлена криминализация и пенализация терроризма, нарушений в сфере окружающей природной среды, безопасности труда. Существенной либерализации подверглась сама система исполнения наказаний (уменьшение сферы применения лишения свободы, создание режима "полусвободы", особенно при краткосрочном заключении), когда содержание осужденного в местах заключения сочетается с пребыванием его в домашних условиях. В июле 1992 г. результатом предшествующего широкого реформирования уголовного права стало принятие нового Уголовного кодекса Франции, который вступил в силу в 1994 г. и полностью заменил собой УК 1810 г. Новый Кодекс существенно отличается от предшествующего как по своей структуре, сложившейся из четырех взаимосвязанных, но самостоятельных законов, так и по своим основным принципам, предполагающим усиление борьбы с социально опасными преступлениями, но сохраняющим в целом демократическую и гуманистическую направленность. В центр уголовно-правовой охраны в соответствии с новым кодексом становится государство и "священное право собственности", как в Уголовном Кодексе 1810 г., а человек, его основные права и свободы6. Весьма радикальному пересмотру подверглись общие положения об уголовной ответственности, которые вобрали в себя новеллы, внесенные в уголовное право Франции в предшествующие десятилетия. Так, новым для УК Франции является включение в его текст на основе обобщения предшествующей законодательной практики целого ряда норм, предусматривающих уголовную ответственность юридических лиц. При этом уголовной ответственности могут быть подвержены не только предпринимательские и т.п. объединения, но и территориальные единицы, если их преступные деяния "совершены при исполнении деятельности, являющейся предметом договора о передаче государственно-властных полномочий"7. По мнению Н.Е. Крыловой новый Уголовный кодекс Франции характеризуется следующим: 1. Преемственностью и эволюцией своих положений по сравнению с кодексом 1810 г. что, выражается в терминологии, в делении преступных деяний на три основные группы: преступления, проступки и нарушения, в делении преступных деяний по их природе на общеуголовные и политические, в правовых последствиях покушения, в сохранении основных видов наказаний и т.д. Эволюция затронула положения УК об уголовном законе, о субъекте преступного деяния, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, об освобождении от уголовной ответственности и наказания и др. Особенная часть отразила иную иерархию правоохраняемых ценностей, в которой на первом месте находится личность, включила ряд новых составов и т.д. Преемственность нового УК Франции обеспечивает стабильность правовой системы Франции в целом, эволюция - поступательное развитие французского уголовного права и делает новый кодекс более эффективным, криминологически и социально обоснованным правовым инструментом. 2. Основными концептуальными идеями реформы УК Франции стали: реализация принципов правового государства в уголовно-правовой области; реализация принципа примата международного права над внутригосударственным; защита основных прав человека, его жизни, здоровья, психической и физической неприкосновенности, чести достоинства, безопасности, благоприятной окружающей природной среды; существенное обновление УК с учетом современных потребностей в борьбе с преступностью; создание новой системы наказаний. 3. Общая часть УК Франции существенным образом изменена. Она регламентирует действие уголовного закона во времени и в пространстве, уголовную ответственность юридических лиц, формулирует понятия исполнительства, соисполнительства и соучастия, по-новому формулирует понятие невменяемости и вводит понятие ограниченной вменяемости, а также устанавливает новые обстоятельства, исключающие преступность деяния. 4. Новый УК Франции, стремясь к строгому соблюдению принципа законности, вместе с тем, по мнению Н.Е. Крыловой, от этого принципа отступает, признавая источником уголовного права постановление исполнительных органов власти. Данное положение в работе обосновывается. 5. УК Франции впервые законодательно закрепляет материальный критерий дифференциации преступных деяний, однако, вопрос о понятии и основных признаках преступного деяния нельзя считать окончательно разрешенным. 6. Уголовная ответственность юридических лиц, согласно УК Франции 1992 г., является дополнительной, обусловленной и специальной. Юридические лица могут быть привлечены к ответственности только наряду с физическими лицами, а не вместо них, при наличии двух необходимых условий: совершение преступного деяния в пользу юридического лица его руководителем или председателем; в случаях, специально предусмотренных законом. 7. Институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, в УК 1992 г. недостаточно теоретически и практически разработан. К примеру, законодательная формулировка института состояния необходимости не отражает его специфических особенностей и затрудняет его отграничение не только от института правомерной защиты, но и института принуждения к совершению преступного деяния. 8. УК Франции 1992 г. тщательно разрабатывает новую систему наказаний: основных, дополнительных и альтернативных. При этом УК отказывается от категории вспомогательного наказания, от особого правового режима мер безопасности, от деления уголовных наказаний на "мучительные и позорящие" и "только позорящие", от некоторых "политических" наказаний: высылки и гражданской деградации. Смертная казнь, отмененная в октябре 1981 г., не содержится в перечне наказаний УК 1992 г. Кодекс вводит лишение свободы сроком до тридцати лет как промежуточную ступень между существовавшими ранее двадцатью годами и пожизненным лишением свободы. Для юридических лиц УК 1992 г. разрабатывает специальную систему наказаний, основное место в которой занимают наказания имущественного характера. 9. Реализация в УК Франции 1992 г. принципа индивидуализации уголовной ответственности и наказания не может быть оценена однозначно. Так, Н.Е. Крылова выражает свое несогласие с предоставлением суду неоправданно больших полномочий в области смягчения наказаний, особенно за преступления. Напротив, такие институты, как замещение исправительных наказаний, режим полусвободы, исполнение наказаний по частям, отсрочка назначения наказания, заслуживают, по ее мнению, положительной оценки и могли бы быть восприняты российским уголовным правом. 10. Система Особенной части нового УК Франции отличается единством, распределением преступных деяний на самостоятельные разделы в соответствии с родовым объектом посягательства, определенной иерархией правоохраняемых ценностей: личность, собственность, основополагающие интересы нации, государственная власть и государственное управление, правосудие, общественный порядок и т.д. 11. Особенная часть УК 1992 г., в целом, характеризуется, с одной стороны, приоритетностью защиты личности и ее основных прав, повышенной защитой определенных групп потерпевших, широким применением институтов деятельного раскаяния и добровольного отказа для освобождения от уголовной ответственности и наказания либо смягчения последнего, с другой стороны, расширением уголовной репрессии и усилением наказуемости в области тяжких преступлений против личности, собственности и государства8. Изменившаяся во второй половине ХХ в. шкала общественных ценностей, новая структура самих преступных деяний повлекли за собой и существенные изменения в особенной части УК Франции. Если в XIX в. уголовно-правовая репрессия имела своей целью, прежде всего, защиту публичных государственных интересов, то теперь на первое место (вторая книга) выдвигаются преступления и проступки против человека. В этом отношении новый УК следует общечеловеческим, гуманистическим и демократическим принципам (прежде всего Всеобщей декларации прав человека и гражданина 1948 г. ООН, а также Европейской конвенции по правам человека). Эта книга начинается с изложения преступлений против человечества, и впервые включила в себя определение и осуждение таких особо опасных действий против человечества, как геноцид (ст. 211-1). К геноциду непосредственно примыкают и другие преступления, направленные против человечества как такового. Это депортация, обращение в рабство, массовое или систематическое осуществление казней без суда, похищение людей, пытки или акты жестокости, совершаемые по политическим, философским, расовым или религиозным мотивам, и т.д. Лица, виновные в указанных преступлениях, могут караться пожизненным заточением. Уголовноответственными за преступления против человечества могут быть объявлены и юридические лица. Центральное место во второй книге занимает также раздел, посвященный посягательствам на личность. На первом месте здесь стоит умышленное лишение жизни человека, которое рассматривается как умышленное убийство (ст. 221-1). Особенно выделяются и наказываются пожизненным заключением умышленные убийства, которые предшествуют другому преступлению, предумышленные убийства, убийства несовершеннолетних, родственников по восходящей линии, лиц, находящихся в особо беспомощном состоянии. В условиях глубокого морально-нравственного кризиса общества УК предусмотрел ряд посягательств, связанных с сексуальной агрессией, и, прежде всего, с изнасилованием, которые в зависимости от обстоятельств совершения этих преступлений могут наказываться различными сроками тюремного заточения, вплоть до пожизненного заключения. В Уголовном кодексе усилены наказания для лиц физических и юридических, связанных с незаконной торговлей наркотическими средствами, что связано с особой опасностью и распространенностью этих преступлений в современном французском обществе. Способы охраны личности от различного рода посягательств в новом Кодексе весьма разнообразны и юридически тщательно проработаны. Это и наказание за подстрекательство к самоубийству, за похищение и незаконное удержание людей, в частности в виде заложников, что особенно типично для последних десятилетий, за различные виды посягательств на достоинство лица, сводничество. Новыми формами защиты личности является охрана от посягательств на частную жизнь. В Кодексе приводятся самые разнообразные виды запрещенного умышленного посягательства на интимность частной жизни другого лица. Эти посягательства могут осуществляться в разных формах, в том числе путем перехватывания, записывания или передачи без согласия автора слов, произнесенных в частном порядке или конфиденциально; путем фиксирования, записи или передачи изображения какого-либо лица, находящегося в частном месте, без его согласия; путем использования аппаратов слежения за разговорами на расстоянии и т.д. Третья книга посвящена преступлениям и проступкам против собственности. Здесь особое внимание законодатель уделяет борьбе с кражами и другими видами хищения чужого имущества, вымогательством, шантажом, мошенничеством и иными аналогичными преступлениями. Лишь в последней, четвертой книге говорится о преступлениях и проступках против нации, государства и общественного порядка. Эта книга начинается с раздела о посягательствах на основополагающие интересы нации. Под таковыми понимается (ст. 410-1) независимость нации, неприкосновенность ее территории, ее безопасность, республиканская форма ее институтов. Специальный раздел в этой книге посвящен борьбе с терроризмом, одним из опаснейших преступных явлений конца ХХ в. В Кодексе особо выделяется угон летательного аппарата или иного транспортного средства. Предусматривается усиление ответственности за совершение террористических актов. В новый Кодекс введены специальные статьи, направленные на борьбу с коррупцией, например с нарушением должностными лицами долга честности, в частности взимание им не причитающихся ему сумм под видом предусмотренных законом, незаконное получение выгод и т.д. Кроме уголовного кодекса, источниками уголовного права во Франции являются различные законы и подзаконные акты. Достаточно часто нормы Уголовного кодекса в той или иной степени являются бланкетными, отсылая к другим нормативным актам. В области ответственности должностных лиц публичной службы за различные злоупотребления таковым, например, является Закон о правах и обязанностях государственных служащих от 13 июля 1983 г9. Весьма симптоматичным для конца ХХ в., ознаменовавшегося ростом организованной преступности, является заключительный, пятый раздел, специально посвященный объединениям преступников. Само участие в объединениях преступников карается 10 годами лишения свободы и штрафом в 1 миллион франков. В целом особенная часть Уголовного кодекса 1992 г. характеризуется следующими чертами: 1) последовательной реализацией принципов и норм международного права; 2) приоритетом защиты прав личности; 3) иерархией правоохраняемых ценностей; 4) повышенной защитой некоторых групп потерпевших; 5) обновлением составов; 6) расширением уголовной репрессии и усилением наказуемости в области тяжких преступлений; 7) наличием институтов добровольного отказа от совершения преступления. Все составы, содержащиеся в кодексе 1992 г. Н.Е Крылова делит на 1) составы, практически без изменений перешедшие из кодекса Наполеона; 2) составы, подвергшиеся серьезным изменениям; 3) составы, содержавшиеся до включения в кодекс в других нормативных актах; 4) составы, впервые появившиеся в новом уголовном кодексе10. 3. Уголовное право США Уголовное право США характеризуется в первую очередь отсутствием единого Уголовного кодекса общефедерального значения и наличием уголовных кодексов у всех штатов. В соответствии с Конституцией США уголовное право, за исключением тех его норм, которые имеют общефедеральное значение, отнесены к юрисдикции отдельных штатов (раздел 8 ст. 1 Конституции США). Федеральное уголовное законодательство и законодательство штатов не дополняют друг друга, а существуют независимо друг от друга11. Противоречия, а также и пробелы в уголовном законодательстве отдельных штатов легко использовались преступным миром. Поэтому в середине ХХ в. параллельно с движением за модернизацию федерального Уголовного кодекса развернулось движение за унификацию уголовного законодательства на уровне штатов. Одним из результатов этого движения стала разработка Институтом американского права в 1962 г. Примерного уголовного кодекса. Хотя этот кодекс имеет неофициальный характер и служит лишь как образец рационального и более совершенного в технико-юридическом отношении документа, он оказал большое влияние на уголовные кодексы отдельных штатов, способствовал их сближению. Его принятие как бы явилось приглашением штатам принимать свои уголовные кодексы на его основе. Первым на это откликнулся штат Нью-Йорк, принявший в 1965 г. уголовный кодекс, в целом соответствующий примерному. Итогом стало принятие новых уголовных кодексов в более чем 40 штатах, причем если уголовный кодекс штата Нью-Йорк испытал на себе сильное влияние Примерного кодекса, то уголовное законодательство других штатов испытало на себе влияние уже нью-йоркского законодательства12. Эти кодексы в большей степени, чем предыдущие, отличаются единообразием, более высоким уровнем систематизации и общей либеральной направленностью. Уголовное законодательство штата обычно представляет собой главу или раздел в его Своде законов. Деление преступлений на две основные группы - фелонии и мисдиминоры - было позаимствовано в США из английского права. В ходе развития законодательства по штатам эта классификация претерпела заметное изменение. Фелонии и мисдиминоры были в свою очередь разделены на несколько классов. Но, тем не менее, эта традиционная классификация сохранилась и во второй половине ХХ в., когда в самой Англии в результате реформы права эта средневековая классификация была упразднена. В уголовном праве США фелонии по сравнению с мисдиминорами - это тяжкие преступления, которые влекут за собой лишение свободы на срок более года. Соответственно группу мисдиминоров составляют менее тяжкие деяния. Различия между этими двумя группами преступлений имеют не только материально-правовое, но и процессуальное значение. Так, в отношении лиц, совершивших тяжкие преступления, требуется меньше формальностей для ареста, но в то же время необходимо привлечение к делу адвоката. Одной из особенностей уголовного права США является наличие в нем значительного количества источников на уровне каждого штата, в том числе и подзаконных. Такое положение не является сложившимся случайно, а именно принципом формирования системы уголовного законодательства. Таким образом он закреплен в упоминавшемся уже выше уголовном кодексе штата Нью-Йорк, п. 1 ( 10 которого устанавливает, что уголовным преступлением может признаваться любое деяние, запрещенное любой нормой права, принятой правительственным органом, в т.ч. приказом, инструкцией и т.д. Основными видами наказаний в ХХ в. в США на федеральном и штатном уровне выступают смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. В качестве дополнительных наказаний судом назначаются конфискация имущества, установление обязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав (например, на вождение машины) и т.д. В целом в ХХ в. система наказаний в американском праве по сравнению с XIX в. существенно либерализировалась, что нашло отражение, в частности, в отношении к смертной казни. В прошлом веке она предусматривалась как в федеральном законодательстве, так и в законах отдельных штатов в случае совершения тяжких государственных или общеуголовных преступлений. Широкое движение за отмену смертной казни развернулось в США позже, чем во многих странах европейского континента, лишь во второй половине ХХ в. В результате некоторые штаты приняли заказы об отмене смертной казни. Сократилось число смертных приговоров и в тех штатах, где таковые предусматривались законодательством. С 1967 г. в США, по существу, был установлен мораторий на исполнение смертных приговоров, что привело к образованию своеобразной "очереди смертников". Поскольку указанный мораторий не имел официального значения, а суды штатов выносили новые смертные приговоры, в 1972 г. Верховный суд США сформулировал свою принципиальную позицию по этому вопросу. Суд признал смертные приговоры, вынесенные на основе действовавших тогда уголовных законов штатов, в качестве "жестоких и необычных" мер наказания, противоречащих VIII поправке к Конституции. Суд рекомендовал штатам пересмотреть их законодательство с тем, что бы более точно определить условия назначения смертной казни как исключительной меры наказания. Законодательные органы штатов последовали указанию Верховного суда, и в новом своем решении 1976 г., а затем и в последующих решениях Верховный суд признал, что в существующих условиях смертная казнь, в принципе не является антиконституционной мерой наказания, но, ссылаясь на ту же Конституцию, суд ограничил возможность ее применения некоторыми условиями: совершение тяжкого убийства или убийства, последовавшего в результате другого тяжкого преступления. Применение смертной казни не допускалось к лицам, не достигшим к моменту преступления 16 лет. При вынесении приговора суду присяжных должна была быть предоставлена возможность выбора между смертной казнью и пожизненным заключением. К началу 90-х гг. ХХ в. смертная казнь (электрический стул, газовая камера и т.д.) продолжала сохраняться как мера наказания в 36 штатах. Смертная казнь предусматривается также и федеральным законодательством, главным образом в случаях совершения тяжких государственных, воинских, а также некоторых общеуголовных преступлений. Так, специальным актом в 1988 г. Конгресс предусмотрел установление смертной казни в случае убийства торговцами наркотиков федерального служащего. Основным наказанием за совершение тяжкого уголовного преступления является лишение свободы на разные сроки вплоть до пожизненного. В зависимости от характера преступления и личности преступника лишение свободы может назначаться с отбыванием наказания в тюрьмах с разным режимом. Уголовное законодательство США последних десятилетий отходит от практики предоставления судьям возможности устанавливать неопределенные сроки лишения свободы с правом тюремной администрации практически предрешать вопрос об условном освобождении заключенного. В частности, Комплексный закон о контроле над преступностью 1984 г. предписывает федеральным судам устанавливать точные сроки лишения свободы для лиц, совершивших преступление с применением насилия, а также для рецидивистов. Гуманизация уголовного права получила свое выражение в широком использовании такого вида наказания, как пробация, которая является своеобразной альтернативой к лишению свободы. Она не предполагает тюремного заключения, но ставит осужденного на определенный срок под жесткий контроль специальной службы наблюдения. Штраф применяется в соответствии с кодексами штатов как в качестве альтернативной санкции за тяжкие преступления, причем предусматривается уплата крупных сумм, так и в качестве основной меры наказания при совершении мисдиминора (как правило, в небольших размерах). В последние десятилетия уголовная политика и право США направлены на скоординированную борьбу со сравнительно новыми и опасными видами преступлений (с организованной преступностью, торговлей наркотиками, компьютерной преступностью и т.д.). Координация усилий федеральных органов и соответствующих органов штатов в области компьютерной преступности нашла свое выражение в Законе 1986 г., предусматривающем наказания за незаконное использование базы компьютерных данных, а также за другие злоупотребления в сфере электронной техники. Под влиянием этого закона к концу 80-х гг. в США легислатуры 47 штатов приняли аналогичные законы, призванные предотвратить компьютерную преступность. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Выше уже подчеркивалось, как, в отличие от других государственных институтов, неторопливо развивается наука права. Нетороплив и законодательный процесс в данной отрасли. Неудивительно поэтому, что во Франции, например, до 1993 г. действовал еще Кодекс Наполеона 1810 г., а в Германии до сих пор действует уголовный кодекс, принятый еще в конце прошлого века (правда уже в новой редакции). Тем не менее, некоторые существенные изменения в уголовном праве зарубежных стран происходят. Особенно это проявилось во второй половине XX века, характеризующейся серьезными изменениями, направленными на защиту прав человека, формированием многих данной отрасли в рамках международного права, оказывающего сейчас самое непосредственное воздействие на внутригосударственное право. В рамках данной работы мною были рассмотрены изменения в зарубежном уголовном праве на примере трех стран: Англии, Франции, США. Проделанная работа, позволяет, на мой взгляд, сделать следующие выводы: Уголовное право стран Западной Европы и США, находится в зависимости от влияния исторически сложившейся системы права в данной стране (в Англии это обычное право, в США - сложная система взаимодействия законодательства федерации и штатов) и характеризуется, прежде всего, преемственностью по отношению к предыдущим нормативным актам в этой области Основным изменением в данной области стала постановка в центр уголовно-правового законодательства большинства цивилизованных стран не охраны государства и "священного права собственности", как, например, в Кодексе Наполеона 1810 г., а человека, его основных прав и свобод13; общая тенденция к гуманизации уголовного права. К другим важным изменениям можно отнести криминализацию и декриминализацию различных проступков, связанные с изменениями в общественном сознании; появление новых преступлений, связанное, прежде всего, с развитием постиндустриального общества и появлением новых общественных отношений. Список литературы История государства и права зарубежных стран / Под. общ. ред. Жидкова О.А. и Крашенинниковой Н.А. М., 1998. Уголовное законодательство зарубежных стран. М., 1998. Уголовное законодательство зарубежных стран. М., 1990. Новый уголовный кодекс Франции. М., 1993. Крылова Н.Е. Новый уголовный кодекс Франции. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1996. Крылова Н.Е. Ответственность за должностные злоупотребления во Франции // Вестник МГУ. Сер. 11. 1998, № 1. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., Юридическая литература, 1993. 1 История государства и права зарубежных стран / Под. ред. Жидкова О.А. и Крашенинниковой Н.А. М, 1998, с. VII. 2 Уголовное законодательство зарубежных стран. М., 1998, с. 6. 3 Уголовное законодательство зарубежных стран. М., 1998, с. 8. 4 История государства и права зарубежных стран / Под. общ. ред. Жидкова О.А. и Крашенинниковой Н.А. М, 1998. 5 Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. Справочник. М., Юридическая литература, 1993, с. 34. 6 Новый уголовный кодекс Франции. М., 1993. 7 История государства и права зарубежных стран / Под. общ. ред. Жидкова О.А. и Крашенинниковой Н.А. М, 1998, с. 650. 8 Крылова Н.Е. Новый уголовный кодекс Франции. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1996, с. 10-13. 9 Крылова Н.Е. Ответственность за должностные злоупотребления во Франции // Вестник МГУ. Сер. 11, 1998, № 1, с. 90. 10 Крылова Н.Е. Новый уголовный кодекс Франции. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1996, с. 38-39. 11 Уголовное законодательство зарубежных стран. М., 1990, с. 45. 12 Уголовное законодательство зарубежных стран. М., 1998, с. 58. 13 Новый уголовный кодекс Франции. М., 1993 1 13 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|