|
|
Формирование информационной среды обществаТема 6. Формирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода - для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъем лющее информационное поле. В процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. К сожалению, в научной литературе и публицистике нередко информационная среда трактуется как синоним техносферы, что является отражением технократического подхода. Сейчас во всем мире в процессе информатизации сильно превалирует развитие программно-технических средств информатизации ("железо"+ программное обеспечение). Развивается парадоксальная ситуация, когда очень качественной технологией обрабатывается некачественная, неадекватная социальным процессам информация. Системы социальной информации(ССИ) в России практически не существует. ССИ предполагает создание иерархии в социальной информации. При управлении должна использоваться информация о выходе значений ключевых параметров за соответствующие нормативные пределы. При нахождении ключевого параметра в этих пределах информация о его значениях предоставляется только по запросу. Информация по остальному множеству параметров запрашивается лишь в случае выхода ключевых параметров за нормативные пороги. Например, 10-12% - это требующий кардинальных решений порог уровня безработицы в обществе, 14 - это коэффициент, характеризующий катастрофическое соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества. В частности ССИ должна содержать в себе социально-бытовую статистику для информирования населения. Соци альную информацию собирают и обобщают Госкомстат СНГ и Госкомстат РФ. Выпускается журнал "Вестник статистики". Наиболее важным понятием, которое необходимо определить при изучении информационной среды общества является понятие "информационный потенциал". Информационный потенциал в широком смысле - это накопленный в обществе информационный ресурс. Информационный потенциал в узком смысле - это активизированный, введенный в действие информационный ресурс. Информационный потенциал - это информационный ресурс в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими его активизировать и эффективно использовать. В эту совокупность средств, методов и условий должны быть включены[1] не только средства информационной техносферы, но также средства, методы и социальные структуры, способствующие воспроизводству и развитию инфосферы, повышению информационной культуры общества, его интеллектуального потенциала. Таким образом, необходимо единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации. Социальные структуры и институты, необходимые для активизации информационных ресурсов общества - это, например, институты образования и семьи. Особое значение в плане интеллектуализации социальных систем имеют подбор и расстановка кадров, подбор талантов, определение места и роли каждого индивидуального интеллекта (каждой личности) в системе. Здесь важно использовать методику определения интеллектуальных способностей, профессиональной ориентации и другие, широко используемые за рубежом. По аналогии с когнитивными структурами человека, изучаемые психологией, важно выделять когнитивные структуры общества и его подсистем. Это структуры социальной памяти, общественного сознания и общественного мнения, научных и вообще творческих школ и течений, духовной коммуникации и т.д [3]. Социальный интеллект - понятие[2]. В настоящее время формируется важное направление - интеллектуализация социальных систем ( предприятий, управленческого аппарата, общественных организаций, сфер науки, искусства, массовой информации). Важно в рамках работы по информатизации общества организовать исследования прикладного характера (подготовку методик, проектов, рекомендаций) по повышению интеллектуального уровня тех или иных социальных подсистем. Речь идет о формировании методами социальной инженерии информационной среды как основы интеллектуальной среды. Это становится важнейшей задачей прикладного социологического анализа [8]. По данным ЮНЕСКО, в 1982 г. молодежь нашей страны занимала 2-е место в мире по коэффициенту интеллектуализации молодежи, а к началу 90-х годов - уже 42-е. Школьники не справляются с тестами, созданными 10-15 лет назад в расчете на среднего ученика. И дело здесь не во врожденной глупости: доказано, что интеллект в течение жизни изменяется в зависимости от того, упражняет ли его человек[4]. Мир в настоящее время можно условно разбить на четыре группы стран: - страны, производящие сырье, продовольствие и товары народного потребления; страны, производящие техническую продукцию по иностранным лицензиям и частично оригинальные технологии; - страны, производящие оригинальные технологии; - страны, производящие знания. США позволяют себе "сдавать позиции" в любой сфере деятельности ( допускать на свой рынок товары из Японии и т.д.), но не в производстве знаний. США имеют максимум квалифицированного населения - населения, способного приспосабливаться к новым технологиям (осуществлять рецепцию, трансфер технологий) за счет уровня образования. По состоянию на 1995 год в США - 12,5 млн. студентов, а в России - 2,6 млн. студентов. Ряд стран, имеющих современные информационные технологии, научную информацию и знания получа ют, главным образом, из США и других стран, т.е. они не способны создавать знания, которые должны наполнять национальную информационную среду. Такие общества информационными не являются. Информационная культура- это[6]: - новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное бытие; - свобода выхода и доступ к информационному бытию на всех уровнях от глобального до локального, поскольку внутринациональный, внутригосударственный тип информационного бытия так же несостоятелен, как и национальная наука; - новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной интеллектуальной работы, среди черт, определяющих его, уже сегодня ярко проявляется ориентация последнего на саморазвитие и самообучение. Впервые понятие "информационная грамотность" было введено в 1977 году в США и использовано в национальной программе реформы высшего образования. Ассоциация Американских библиотек информационно грамотным человеком назвала личность, способную выявить, разместить, оценить инфор мацию и наиболее эффективно ее использовать[7]. Соотношение понятий компьютерная, информационная грамотность и информационная культура. Состав информационной техносферы как основы информационной среды общества. - обзор разновидностей портативных ПК[5]. 1 группа: программируемые калькуляторы, электронные записные книжки(органайзеры); 2 группа: карманные компьютеры; 3 группа: компьютеры с перьевым вводом(персональные цифровые секретари); 4 группа: ПК-блокноты(notebook); 5 группа: ПК-субблокноты 6 группа: переносные ПК; 7 группа: портативные рабочие станции. Системы видеотекста, при помощи которых можно получить любую информацию из библиотеки(архи ва), не выходя из дома в любое время дня и ночи. Литература: 1. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика-94. М., 1994. 2. Кочетов А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов, 1991. 3. Вовканыч С.И., Парфенцева Н.А. "Социальный интеллект": метафора или научное понятие // Социс, 1993, ј 8, с.153. 4. Ермакова Е. Не дайте себя оболванить и купить! // Правда, 12 октября 1995 года. 5. Кулаков В. Мир портативных ПК // Hard n soft, сентябрь 1994 г., с.16-28. 6. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994, с.56. 7. Медведева Е.А. Основы информационной культуры (программа курса для вузов) // Социс,1994, ј 11, с.59. 8. Каныгин Ю.М., Маркашов В.Е. Информатизация: социальный аспект // Вестник ВОИВТ, 1990, ј 2, с.31. Выступление Ракитова А.И. в Миннауке , статистика по российскому научному потенциалу. Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|