|
|
Механизм создания и функционирования территориальных инновационных фирм и центровСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ с. 3 ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ФИРМ И ЦЕНТРОВ с. 8 1.1. Основы инновационного предпринимательства. с. 8 Роль государственного и муниципального регулирования инновационного бизнеса. с.11 Особенности формирования субъектов инновационного предпринимательства. с.15 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ФИРМ И ЦЕНТРОВ с.17 2.1. Постанова задачи и обоснование проекта. с.17 Организационные мероприятия по формированию центра инновационного предпринимательства. с.19 Разработка структуры управления и механизма деятельности инновационного центра. с.21 Мероприятия по осуществлению проекта. с.24 МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ФИРМ И ЦЕНТРОВ с.27 Процедура создания территориальных иннова- ционных фирм и центров. с.27 Система управления инвестиционных фирм и центров. с.29 Взаимодействие инновационных фирм с органами власти. с.30 Расчет экономической эффективности проекта. с.31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. с.34 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. с.35 Введение. На протяжении десятилетий многие в Советском Союзе полагали, будто мерилом экономического успеха служит физический объем продукции той или иной отрасли промышленности. Подобные взгляды, в гораздо меньшей степени, живы и по сей день. Конечно, физический объем производства в какой-то мере является показателем экономического развития, но как показал опыт развития стран в последние 30 лет основой экономического благополучия является объем и скорость инновационных процессов. Инновационный процесс включает в себя открытие или изобретение чего-то нового и внедрение этого нового в производство новых товаров и услуг по новым технологиям с целью экономии ресурсов, вовлечение в производство новых ресурсов для удовлетворения беспредельных потребностей людей. Если увеличение объемов производства не способствует повышению благосостояния, ибо выпускаются товары, не нужные людям, то измерение экономического процветания валовыми показателями может дать весьма обманчивые результаты. В СССР громадное количество трудовых ресурсов было сосредоточено в промышленности при полном пренебрежении сферой услуг. В советской промышленности в 1988 г. было занято 40,4 % трудоспособного населения, в то время как в США в 1986 г. - всего лишь 22,2 %. Для сравнения в Соединенных Штатах 75,1 % активного населения было занято в сфере услуг, между тем как в Советском Союзе в этом секторе экономики работало лишь 40,3 %. В сфере распределения, т.е. в оптовой и розничной торговле, и на предприятиях общественного питания в советской экономике трудилось 8 % трудоспособного населения, в то время как в американской экономике - 22,2 %. В самой советской промышленности ресурсы были сконцентрированы в машиностроении, куда входят многие предприятия по производству вооружений, и прочих отраслях военно-промышленного комплекса. В системе централизованного планирования военно-промышленному комплексу был гарантирован преимущественный доступ к ценным ресурсам страны в ущерб другим секторам экономики. В частности, предприятиям ВПК в первоочередном порядке предоставлялись энергетические и сырьевые ресурсы, валютные резервы и щедрые бюджетные ассигнования под инвестиционные проекты. Неустанная погоня за достижениями в области тяжелой индустрии привела к возникновению структурного дисбаланса. Согласно некоторым оценкам, в 1988 г. ВНП Советского Союза составлял 583 млрд. долл., в то время как в Соединенных Штатах он равнялся 7881 млрд. Несмотря на это, Советский Союз вырабатывал на 70 % больше стали, чем Соединенные Штаты, - 163 млн. т по сравнению с 90 млн. т в США. Иными словами, на каждый доллар валового национального продукта Советский Союз производил в 15 раз больше стали, чем Соединенные Штаты. Из закона об ограниченности ресурсов и беспредельности потребностей с неизбежностью следует, что СССР производил гораздо меньше продукции других категорий, в частности потребительских товаров и услуг. Ярким свидетельством тому служат размеры сектора розничной торговли в 1988 г.. Советский розничный сектор заметно уступал в размерах розничному сектору любой страны с рыночной экономикой. В 1988 г. в Советском Союзе на каждые 10 000 жителей приходилось всего лишь 20 магазинов, в то время как в США - 61, а в Италии - 175 магазинов. После ликвидации ценового контроля в 1992 г. в России резко выросло количество предприятий розничной торговли, что проявилось в возникновении огромного множества киосков в крупных городах. Утверждения, будто Россия превращается в базар и что Россия - слишком великая страна и ей не пристало опускаться до уровня нации лавочников были экономически не правомерны. Эти утверждения были не правомерны с позиций чистой макроэкономики но отражали в какой-то мере истину, учитывая, что в это же время происходил спад в легкой промышленности и о каких- либо внутренних инвестициях, а тем более инновациях в производстве потребительских товаров и речи не шло. Самый сильный спад произошел именно в производстве потребительских товаров. В торговлю, начиная с 1992 года, переместились значительные трудовые ресурсы. Появление огромного числа невиданных ранее товаров, импортных товаров, вызвало повышенный спрос на потребительские импортные товары. Невиданные для занятых в промышленности доходы получали в торговле импортными товарами вчерашние инженеры, студенты и школьники. Это явление привело последовательно к финансовым кризисам 1994 и 1998 годов к дальнейшему обнищанию населения. В 1999 году некоторый рост ВВП сопровождается снижением розничного товарооборота, что свидетельствует о низкой эффективности российской промышленности. Дисбаланс промышленности, унаследованный от СССР исправляется во многом ни за счет перераспределения ресурсов в производстве, повышения эффективности производства, а за счет снижения объемов производства всех отраслей и особенно потребительских товаров. Низкая покупательная способность населения дополнительно накладывает ограничения на финансовые средства в инвестиции и инновации в производство потребительских товаров. Ожидать, что в ближайшее время Россия выйдет на уровень финансирования инноваций, необходимый для роста производства, за счет внутренних источников финансирования не приходится. Бюджетных средств не хватает на нищенскую зарплату коммунальным служащим, врачам, учителям. Тем ни менее есть рост производства некоторых видов высокотехнологичных товаров. Но этот рост столь медленный, и если учитывать, что время жизни большинства товаров не превышает сегодня 5-10 лет и продолжает снижаться, то вопрос об организации инновационного предпринимательства на государственном уровне, от федерального до муниципального и местного самоуправления превращается в один из важнейших вопросов государственной безопасности. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Результат инновационной деятельности должен приносить прибыль и окупаться за 1-3 года. Понятие инновации статично. Деятельность по созданию, освоению и распространению инноваций называется инновационным процессом. Инновационный процесс представляет собой единый поток. Его отдельные стадии - научная разработка технической идеи, новой технологии, доведение ее до промышленного использования, получение нового продукта, его коммерциализация - значительно различаются по организации труда, методам управления и финансирования и т.п. Но тем не менее эти стадии взаимообусловлены и обеспечивают успех инновационного процесса лишь при интеграции их в единое целое. Факторы, влияющие на успех научно - технического нововведения Наиболее важными являются следующие факторы: Ориентация на рынок Соответствие целям организации Эффективная система отбора и оценки проектов Эффективное управление проектами и контроль Источник творческих идей Восприимчивость организации к нововведениям Индивидуальная и коллективная ответственность Совершенствование инновационного механизма на отдельной стадии не обязательно повышает результативность процесса в целом. Если ценные фундаментальные идеи не используются для разработки новых технологических процессов, а новые технологии не превращаются в товары общественного спроса или находят лишь очень узкое применение в локальных сферах, то потенциал данного направления НТП практически не реализуется для потребительского спроса. Пионерные результаты на отдельных стадиях утрачивают свою ценность на других и мало способствуют совершенствованию всего общественного производства. Научно - техническое нововведение как результат сложных взаимодействий Идея => Проектное => Проект => Продукт предложение Научные и Знания технические рыночных знания потребностей Основы создания и деятельности инновационных фирм и центров. Общее ускорение научно-технического прогресса требует быстрой разработки и внедрения новшества в качестве защиты от морального старения. В ключевой области современного НТП - микроэлектронике - скорость накопления опыта характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным отставанием отраслей, где широко применяется электроника. Технические характеристики сверхбольших интегральных схем каждые 2 года улучшаются в 4 раза Таким образом, механизм инновационного процесса будет эффективным тогда, когда обеспечит интеграцию всех его стадий, скорость разработки новшеств, быстрое их внедрение и распространение на другие сферы общественного производства. Развитые капиталистические страны за последние 20-25 лет накопили значительный опыт организации инновационного процесса. Прежде всего следует отметить множественность тех путей и форм, с помощью которых достигается интеграция стадий, диффузия изобретений, их коммерциализация и т.п. Поэтому ниже, везде, где содержание хоть в какой-то мере допускает приведение результатов мирового опыта в инновационном предпринимательстве это будет делаться. Основы инновационного предпринимательства. Когда речь идет об инновационном процессе, возникает вопрос о его главных носителях, о хозяйствующих субъектах, которые осуществляют реальное обновление производства. Своеобразие экономического развития капиталистической экономики в последние годы выдвинуло на первый план в научно-техническом прогрессе мелкие капиталы, индивидуальных инициаторов. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что в последнее двадцатилетие до половины всех нововведений в промышленности США обеспечивалось небольшими фирмами, предприятиями и лабораториями. Не вдаваясь в детали полемики о том, чья роль - крупного или мелкого бизнеса - больше в современном научно-техническом прогрессе, отметим, что сложилось своеобразное разделение функций: крупные корпорации (зачастую с транснациональной активностью) безусловно являются главными носителями инновационного процесса в той его части, где он связан с освоением новшества, превращением его в массовый продукт или применяемую в массовом производстве технологию. Связанные с сотнями тысяч поставщиков крупные промышленные организации "рассеивают" инновации на широкие сферы общественного производства. В то же время мелкие капиталы и организации, более подвижные и гибкие, успешно выполняют функцию разработки научно-технических идей, доводки их до приемлемых для внедрения и рентабельных технологий. На этих первых стадиях инновационного процесса роль мелких и средних предприятий весьма значительна. В данной главе рассматривается только новые формы инновационного предпринимательства, доказавшие свою эффективность. По существу модели инновационного процесса различаются (если иметь в виду организационную сторону дела) тем, как задействован творческий потенциал человека, какими способами и на каких принципах создается коллектив людей, занятых в сфере научно-технического прогресса. Несколько упрощая, можно выделить ряд моделей инновационного процесса в США, Японии и странах Западной Европы. Рисковое венчурное предпринимательство -"американский метод" инноваций. По своим размерам капитал, занятый в рисковом бизнесе, невелик. Так, в середине 1980-х гг. общий фонд рискового финансирования не превышал 2 % от валовых капиталовложений в промышленность США (около 10 миллиардов долларов). Инициаторами рискового предприятия чаще всего выступает небольшая группа лиц - талантливые инженеры, изобретатели, ученые, менеджеры-новаторы, желающие посвятить себя разработке перспективной идеи и при этом работать без ограничений, неизбежных в лабораториях крупных фирм, подчиненных в своей деятельности жестким программам и централизованным планам корпораций. Такой метод организации исследований позволяет максимально использовать потенциал научных кадров, освобождающихся в этом случае от влияния управленческой бюрократии. Некоторые исследователи видят в рисковом предприятии своеобразную форму защиты талантов от потерь на стартовых участках инновационного процесса. Рисковая форма организации поисковых разработок в последние годы получила распространение и в ряде других стран. Однако исследователи часто называют ее американским феноменом не только по происхождению, но и из-за особого предпринимательского ("американского") стиля, необходимого для выживания и процветания рискового дела и особой государственной поддержке малого предпринимательства в США на государственном уровне в последние 30 лет. Необходимый капитал, такие предприниматели получают от крупных корпораций, частных фондов, государства на льготных условиях, позволяющих им свободно распоряжаться этими средствами для научных целей. Поскольку результаты поисковых работ неизвестны, есть значительный риск для такого предприятия. (Поэтому финансирующий его капитал называется рисковым.) Если же предприятие добивается успеха, оно превращается в самостоятельную хозяйственную единицу или переходит в собственность главных вкладчиков капитала (корпорации, фонда, частных лиц). Рисковый бизнес отнюдь не случайно получил свое название. По оценке американского исследователя, из 250 рисковых фирм, основанных в США еще в 60-х гг., "выжили" лишь около трети, 32% были поглощены крупными корпорациями, 37% обанкротились. И лишь единицы превратились в крупных продуцентов высоких технологий. Новые формы взаимодействия людей появились в японском инновационном процессе. Японская модель организации исследовательского и внедренческого процесса в крупных фирмах основана на принципах тесной кооперации науки и производства. За годы технологической гонки в Японии была отработана система организации поисковых работ и внедрения их результатов на ключевых направлениях НТР. Впервые такая система была применена в разработке электронно-вычислительной техники. По мнению исследователей истории этой важной отрасли, она ушла вперед так далеко и так быстро главным образом благодаря новым формам кооперации в исследовательском и внедренческом процессе . Международная межфирменная кооперация в европейских странах - метод повышения эффективности НИОКР Процессы интеграции в сфере НИОКР, начавшиеся в целом давно, вошли в качественно новую стадию в начале 1980-х гг. Как грибы после дождя, появляются совместные международные проекты фирм на ключевых направлениях научно-технического прогресса. Главным моментом деятельности подобных консорциумов является распространение результатов исследований и "ноу-хау" между участниками для дальнейшего самостоятельного производства. Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности в названных "традиционных" формах осуществляется в рамках "научных парков". Старейший и крупнейший из "научных парков" США -Стэнфордский (в 1981 г. отметил свое 30-летие). Он расположен в Калифорнии, на землях, принадлежащих Стэнфордскому университету и сдаваемых в аренду сроком на 51 год "высокотехнологичным" компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много инженеров-исследователей. В течение 30 лет парк развивался довольно равномерно: в 1975 г. в нем насчитывалось 70 компаний и 17 тыс. занятых, в 1981 г. - 80 компаний и 26 тыс. занятых, и парк был объявлен заполненным. Роль государственного и муниципального регулирования инновационного бизнеса. Роль государственного, (федерального и регионального правительства) и муниципального регулирования инновационного бизнеса велика во всех странах. Более 40% процентов всех инвестиций в инновации осуществляют государственные субъекты различного уровня. Очень полезен пример японской программы по развитию инновационного бизнеса. Японская модель "научных парков" предполагает строительство совершенно новых городов - так называемых "технополисов", сосредоточивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство. Проект создания "технополисов" - одно из важнейших стратегических направлений "шестицелевой" программы японского правительства по завоеванию Японией прочных позиций технологического лидера. Особенность этого проекта, разработанного совместно центральными и местными органами власти, академически ми и деловыми кругами под эгидой Министерства внешней торговли и промышленности Японии (МВТП), принятого им в 1982 г. и рассчитанного на период с 1984 по 1990 г. (впоследствии, ввиду финансовых трудностей, продленный до 2000 r. в синтезировании целей разных сроков и уровней. Долгосрочная цель - превращение Японии из "имитатора" и "рационализатора" в творца технологий. Реализация проекта "Технополис" должна позволить Японии уже в 90-х гг. вести творческие исследования по информационным системам, биотехнологии и новым материалам. Более близкая цель - ускорение передачи технологий из Токио и другие крупных городов в регионы, стимулирование развития периферийных хозяйственных комплексов. Последнее должна помочь Японии решить социально-экономические проблемы связанные с диспропорциями ее регионального развития чрезвычайно высокой концентрацией научной, экономической и промышленной жизни в Токио и еще нескольких центpax и обезлюдением сельских районов из-за оттока людей в города. Как подчеркивает американский специалист га японским "технополисам" Ш.Тацуно, "стратегия "технополисов" - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интелектуализации всего японского хозяйства. Надо отметить, что все виды инновационного во всех развитых странах предпринимательства имеют государственную поддержку. Очень строгие антимонопольные законы в европейских странах допускают создание различных видов и форм объединений крупнейших фирм в области инноваций, малые фирмы получают государственное финансирование, наконец существуют государственные инновационные фирмы. В России инновационное предпринимательство имеет поддержку. Выбор приоритетных направлений исследований и разработок играет важную роль в государственной научно - технической политике. Приоритетные направления исследований и разработок реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно - техническому обеспечению социальных программ, программ международного сотрудничества. Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий. При отборе критических технологий учитывают их влияние на конкурентоспособность продукции и услуг, качество жизни, улучшение экологической ситуации и т.п. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно - технической политике. Приоритетными направлениями развития науки и техники в России являются информационные технологии и электроника, производственные технологии ( лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др. )% новые материалы и химические продукты, технологии живых систем ( например биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование. В рамках этих направлений выделены 77 критических технологий. Разработка перечисленных направлений ведется в рамках государственных научно - технических программ, программ научных центров, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, важнейших народнохозяйственных программ и проектов, международных и региональных программ и проектов. Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, Мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Государственным комитетом РФ по науке и технологиям. Можно также выделить программы создания технологий, машин и производств будущего, перспективных информационных технологий; разработку новейших методов биоинженерии. Кроме того, государственные научно - технические программы предусматривают создание новых лекарственных средств; развитие медицины и здравоохранения; решение социальных проблем. Действующие государственные научно - технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно - технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно - технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы. Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Статус Государственного научного центра присваивается Постановлением Правительства РФ научным организациям, предприятиям, высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно - экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, в случае если результаты их научных исследований получат международное признание. Такие организации пользуются особой поддержкой. Отметим, что присвоение организации статуса Государственного научного центра не означает изменения ее организационно - правовой формы. Государственные научные центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий, услуг сторонних организаций, необходимых для выполнения программ, финансируемых из средств федерального бюджета; импортных таможенных пошлин и др. К началу 1996 г. в России было свыше 60 Государственных научных центров. Государственная научно - техническая программа представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно - технических проблем развития науки и техники. Программы отбираются с учетом социально - экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств. На 1996 г. в России действует 41 государственная научно - техническая программа. Среди них можно выделить особо важные: создание высокоэффективных и чистых и ресурсосберегающих технологий в энергетике, химии, металлургии; новых материалов; технологий и оборудования для строительства и транспорта. Ряд крупных проектов по приоритетным направлениям науки и техники финансируются целевым назначением Министерством науки и технологий РФ из средств Федерального бюджета. Одним их видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно - техническая программа. Федеральная научно - техническая программа содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению. Цели федеральных научно - технических программ состоят в получении новых знаний в области фундаментальной и прикладной науки; решении научно - технических проблем; создании конкурентоспособной техники, технологии, материалов, обеспечивающих общее повышение уровня знаний и практическую реализацию качественно новых научных идей и технологий, развитие научно - технического и экспортного потенциала России. Утверждаемые федеральные научно - технические программы должны обладать: существенной значимостью для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада; принципиальной новизной и взаимоувязанностью программных мероприятий ( проектов ), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно - технических достижений. В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ. Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно - технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий по достижению программных целей. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов. Федеральные научно - технические программы разрабатываются на среднесрочный ( пятилетний ) период в соответствии с Федеральным законом " О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации. Программа может быть отнесена к федеральному уровню, если выполняются следующие условия: соответствие программы и входящих в ее состав проектов приоритетным направлениям развития науки и техники и перечню критических технологий; значимость ( существенная ) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники; невозможность решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость государственной поддержки; принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно - технических результатов; возможность влияния на структурные соотношения в технологическом укладе экономики и повышение эффективности производства; достаточность ( полнота и взаимоувязанность ) системы программных мероприятий для решения поставленных задач; реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, материально - технической базы и других необходимых ресурсов. Особенности формирование субъектов инновационного бизнеса. В России организационными структурами инновационного менеджмента являются организации занимающиеся инновационной деятельностью, научными исследованиями и разработками. В соответствии с рекомендациями Руководства Фраскати в России действует следующая классификация научных организаций по секторам науки и типам организаций. Содержание государственного сектора: организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом, включая федеральные и местные органы. Бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством, за исключением организаций, относящихся к высшему образованию. Содержание предпринимательского сектора: все организации и предприятия, основная деятельность которых связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящихся в собственности государства. Сектор высшего образования: университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источника финансирования или правового статуса; научно - исследовательские институты, находящиеся под непосредственным контролем высших учебных заведений или ассоциированные с ними; организации, непосредственно обслуживающие высшее образование. Бесприбыльный частный сектор: частные организации, не ставящие своей целью получение прибыли ( профессиональные общества, союзы, ассоциации, общественные, благотворительные организации, фонды); кроме фондов, более, чем наполовину финансируемых государством, которые относятся к государственному сектору. Особенности разработки структуры инновационных фирм и центров. Постановка задачи и обоснования проекта. В ситуации экономического спада, бюджетного дефицита, финансовых трудностей большинства предприятий, снижения покупательной способности населения осуществить полный инновационный процесс для любого региона России а счет внутренних ресурсов региона маловероятно. Нет надежд и на достаточное финансирование федеральным центром. Поэтому главной задачей создания инновационного регионального центра является привлечение прямых иностранных частных , государственных инвестиций, частных инвестиций российских предприятий для производства самых современных потребительских товаров, имеющих устойчивый сбыт как внутри страны, так и за рубежом. Инновационный центр должен представлять из себя что-то подобное модели японского "технополиса". На выделенной территории, расположенной достаточно близко от крупного города региона на льготных условиях по финансированию, налогооблажению и требованиям различных контролирующих структур фирмы получают право строить предприятия, производящие новейшие потребительские товары. Товары должны производиться по новейшим технологиям, иметь большое время жизни, требовать или допускать дальнейших усовершенствований. Для фирм обязательным условиям является подключение к инновационному процессу высшие учебные заведения города и региона, предприятия региона. Очень важен вопрос о размещении заказов на производство комплектующих среди предприятий города. Кроме того товары должны соответствовать перечню основных инновационных направлений для Российской Федерации. Иностранную фирму можно привлечь льготными условиями по налогооблажению, наличием дешевой и достаточно образованной рабочей силой, возможностью получать дешевые комплектующие, гарантированной поддержкой органов государственной власти всех уровней и общественностью региона. Естественно, любая фирма пойдет в "технополис" только при условии длительности временного существования. Срок жизни фирмы в "технополисе" должен быть не меньше 50 лет при условии выполнения фирмой всех условий нахождения в технополиса. Появление такого технополиса даст региону дополнительные рабочие места, дополнительные налоговые поступления, дополнительного финансирования учебных заведений, дополнительную инновационную информацию как минимум в областях организации современного массового производства, инновационного менеджмента, маркетинга, организации коммунального хозяйства. Организации подобного центра мешают определенные внутренние факторы. Социально экономические факторы: Лоббирование руководителей и владельцев региональных предприятий, настроенных изоляционистски, или тех, кто боится за свое социально-экономическое благополучие. Определенной сложности в выделении удобного земельного участка под "технополис". Многие земельные удобные участки розданы под виллы и дачи. Отсутствие средств на финансирование начальных этапов проекта. Социально психологические факторы: Противодействие некоторых общественно-политических кругов, видящих в иностранцах врагов российского суверенитета и величия России. Личные и меркантильные амбиции региональных участников проекта и государственных служащих. Зависть к тем, кто может получить благополучие при работе на предприятиях "технополиса" . Организационные факторы: Несоответствие российского законодательства в части наиболее эффективного и приемлемого для всех участников юридического оформления условий существования "технополиса. Новизна для России подобных организаций. Несоответствие различных требований и стандартов по экологии, техники безопасности, эксплуатации оборудования и ресурсов, инфраструктуры принятых в России и за рубежом. К политическому фактору надо отнести возможность прихода к власти регионального правительства, враждебно настроенного к "технополису". К внешним факторам надо отнести: Противодействие той части крупного бизнеса России, которая выступает против проникновения иностранного капитала по конкурентным и политическим мотивам. Деятельность некоторых политических изоляционистских партий всероссийского масштаба. Некоторая политическая нестабильность. Разные крупные политические деятели России по разному понимают инвестиционные процессы в России. Противодействие проекту, как элементу политической борьбы с существующей властью. Меркантильные интересы федеральных чиновников. Сложности поиска фирм, согласных участвовать в проекте. Без финансовой поддержки регионального правительства на начальном этапе проект осуществить невозможно. Организационные мероприятия по формированию центра инновационного предпринимательства. Можно утверждать, что в России бурно развивается инновационное предпринимательство в производстве услуг (особенно связи)В настоящее время инновационная деятельность в регионах Наиболее приемлемой организационной структурой для предлагаемого инновационного проекта является Фонд. Учредителями фонда должны являться высшие учебные заведения региона, региональное правительство, мэрия города или их полномочные представители, а также частные предприятия, российские и зарубежные. Фонд должен быть открытым, и в состав его учредителей может вступать любая фирма, или иная организация, принимающая участие в деятельности "технополиса". Условное название такого фонда может быть: "Инновационный фонд по созданию регионального технополиса". Для удобства в дальнейшем фонд будет наименоваться "Фонд технополис". Для создания фонда необходимы следующие организационные мероприятия. 1. Региональные органы власти должны создать центр для организации фонда. В задачу центра должно входить проработка примерных учредительских документов и представление их всем заинтересованным организациям и общественности. Учредительские документы должны отражать не только интересы региона и заинтересованных организаций, но и тех организаций, чьи интересы может задеть "технополис". Главной задачей центра - собрать и объединить общей миссией учредителей фонда. 2. После предварительной организации, учредители сами создают рабочую структуру фонда, в обязанность которой входит оформление учредительских документов, подробнейшего бизнес - плана. 3. Очень важным этапом, который может проходить по времени со вторым этапом, является привлечение фирм, готовых участвовать в проекте. Поиск фирм должен быть повседневной деятельностью фонда. 4. После выяснения фирм-кандидатов на участие в "технополисе" вырабатываются требования к фирмам, с учетом мнений фирм-кадидатов. Главными требованиями к фирмам должны быть примерно такие. Способность фирмы построить предприятие на территории "технополиса" не более, чем за два года. Через два года с момента заключения договора должно начаться прибыльное производство. Предприятие должно выпускать высокотехнологические товары, имеющие устойчивый рынок сбыта, обладающие тенденцией к совершенствованию и расширению спроса как за рубежом, так и в России. 5. Важно выяснить все юридические тонкости по регистрации подобного фонда и все возможные федеральные льготы для фирм, которые готовы строить предприятия в "технополисе". После проведения организационных мероприятий и оформлении необходимых документов согласно требованиям статьи 118 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд должен быть зарегистрирован. 2.3. Разработка структуры управления и механизма деятельности инновационного центра Структура управления фондом должна обеспечивать миссию и долгосрочные цели Фонда "Технополис" . Фонд "Технополис" должен обеспечивать на протяжении не менее 50 лет инновационную деятельность, опираясь на предприятия, построенные на территории технополиса и научные и производственные организации региона с целью развития региона. Деятельность фонда должна быть абсолютно открытой в плане инновационной политики финансов. Регулярно должны публиковаться отчеты о деятельности фонда. Высшим органом фонда является собрание учредителей. Учредители фонда выбирают наблюдательный совет фонда, в который входят представители учредителей и общественности. Собрание учредителей назначает генерального директора фонда. Директор фонда назначает руководителей проектов. Каждый проект должен иметь функциональное обеспечение. В деятельности по обеспечению осуществления проекта каждый директор проекта может по необходимости назначать специалистов, которые курируют осуществление проекта. Первым проектом Фонда "Технополис" будет привлечение фирм для строительства предприятий на территории технополиса. Следующим проектом будет строительство предприятий и инфраструктуры на территории технополиса. К моменту начала выпуска продукции предприятиями на территории технополиса, должны действовать инновационные проекты по различным тематикам. На рис. 2 представлена примерная структура управления фондом. Функциональное обеспечение проектов ПРОЕКТЫ Последовательность осуществления рабочих операций Мероприятия по осуществлению проекта При одобрении региональным правительством идеи строительства технополиса необходимо осуществить и профинансировать на правительственном уровне следующие мероприятия. 1. Создать временную рабочую группу в составе не менее 5 человек в задачу которых входит: установить связи с высшими учебными организациями, предприятиями региона с целью обсуждения Устава фонда, деятельности технополиса, выбора и проектирования удобной территори под технополис, установить связи с российскими и зарубежными фирмами с обменом информацией о деятельности фонда и технополиса. Эти работы должны быть проведены за 2-3 месяца. 2. На основе переговоров написать бизнес-план по Фонду и технополису. Подготовить необходимые документы для предоставления в федеральных органах власти с целью получения всемерной поддержки на самом высоком уровне 3. Согласование всех документов с федеральными органами власти, и регистрации Фонда и предприятий, которые будут построены на территори технополиса, как инновационных с целью получения налоговых льгот, в частности снижения налога на добавленную стоимость для предприятий технополиса. Фонд должен получить полномочия заключать договора с фирмами и представлять фирмы федеральным органам власти и оказывать им содействие по заключению необходимых договоров с федеральным правительством. Регистрация Фонда в органах юстиции. 5. Заключение договоров между Фондом и фирмами, которые будут участвовать в строительстве технополиса на основе разработанных документов, законов Российской Федерации и Устава Фонда. Конкурсный отбор фирм, имеющих право на строительство предприятий в технполисе. В основе конкурсных требований следующие условия: продукция предприятий, скорость и условие строительства предприятий, инновационное сотрудничество между предприятиями технополиса с одной стороны и высшими учебными заведениями и предприятиями региона с другой стороны 7. С момента начала строительства предприятий на территории технополиса между фирмами и высшими учебными заведениями региона могут быть заключены договора по инновационным разработкам методов отбора и обучения работников строящихся предприятий. Методы отбора и подготовки персонала должны учитывать специфику трудовых ресурсов в регионе. Фирмы могут создавать учебные центры на базе учебных заведений региона, где обучение будет проводиться по методикам, отработанным фирмой, совместно с учебным заведением. Одной из важнейших задач проекта - строительство предприятий, гостиниц и других элементов инфраструктуры технополиса. На этом этапе фонд должен проводить необходимые работы по согласованию проектов и строительства между фирмами и различными региональными и федеральными органами надзора и региональными подрядчиками. Главной задачей этого этапа осуществления проекта в соблюдении международных и фирменных стандартов строительства и соблюдение сроков монтажно-строительных работ. Этот этап можно рассматривать, как инновационный. Строительные предприятия региона и коммунальные службы познакомятся с современными достижениями в области промышленного и градостроительства, организации коммунального хозяйства и инфраструктуры. Важнейшим этапом в осуществлении проекта будет подбор и обучение работников строящихся предприятий В подборе и обучении персонала важную роль должны сыграть высшие учебные заведения региона. Совместная деятельность фирм и высших учебных заведений по подготовке кадров для предприятий и инфраструктуры технополиса должна проходить через фонд. Время строительства и выхода на оптимальную мощность предприятий технополиса не доолжно превышать принятых мировых стандартов. Следующим этапом в реализации миссии и целей проекта будет работа предприятий и инновационная деятельность по совершенствованию товаров, элементов технологии и менеджмента. На этом этапе работники фонда курируют или непосредственно участвуют в разработке инновационных проектов. Инновационные проекты могут выполняться в совместной деятельности предприятий технополиса и высших учебных заведений, через венчурные фирмы , через временные научно-производственные структуры. Все этапы функционального обеспечения проектов курирует фонд, подключая в нужный момент нужные ресурсы. Обязателен контроль и бухгалтерский учет проекта. Фонд определяет экономическую активность каждого проекта организует независимую экспертизу. Выясняет, имеют ли участники исполнения проекта с региональной стороны необходимые кадры, необходимое материально техническое обеспечение, имеют ли навыки в проведении исследований и разработок, необходимых для выполнения проекта. Механизм создания и функционирования территориальных инновационных фирм и центров. 3.1. Процедура создания территориальных инновационных фирм и центров. Предлагаемая процедура создания территориального инновационного центра как фонда в рамках которого работают различные фирмы, являющиеся инновационными для данного региона - удачная форма инновационного центра в условиях России. Региональное правительство, как соучредитель фонда, заинтересовано в создании условий для реализации инновационных проектов близкими к идеальным. Но в тоже время Фонд Технополис является общественным фондом. Остановимся подробней на процедуре создания фонда. Соучредителями фонда являются частные фирмы, готовые на условиях, которые обеспечивает фонд, строить инновационные предприятия в технополисе. Доля голосов при решении вопросов связанных с деятельностью фонда должна быть пропорциональна экономическому вкладу в деятельность фонда. Экономический вклад каждой частной фирмы учитывает относительный объем финансов, объем материальной и интеллектуальной собственности, предоставляемых каждой фирмой фонду. Каждая фирма автономна по отншению к фонду. Она должна выполнять два главных обязательства. Первое - это производить высокотехнологическую продукцию на основе самых современных технологий и второе - это осуществлять в регионе реализацию тех инновационных проектов, которые способны выполнять высшие учебные заведения и предприятия региона. Предприятия, построенные на территории технополиса являются собственностью соответствующих фирм и работают независимо друг от друга и от фонда, исключая двух пунктов. Их вес в принятии решений фондом не может быть меньше 50%. Вторую группу учредителей составляют высшие учебные заведения города. Их экономическая составляющая в деятельности фонда, определяющая вес голосов пропорциональна интеллектуальной собственности, представляемыми помещениями и оборудованием необходимыми для реализации отдельных инновационных проектов и стоимостью земли, которую региональная власть передала фонду в вечное пользование. Их вес в принятии решения может составлять 25%-30%. Региональные и муниципальные органы власти составляют третью группу соучредителей. Их экономический вес определяется затратами по обслуживанию инфраструктуры технополиса. В инфраструктуру технополиса входит в том числе особая охрана предприятий и жителей технополиса от всех видов рэкета и правонарушений. Их вес в принятии решений может доходить до 25% и с развитием технополиса и улучшении социально экономической ситуации в регионе доля региональных и муниципальных органов должна уменьшаться. Определение веса всех участников проекта - важнейшая часть процедуры создания территориальных инновационных центров подобного типа. Иностранные фирмы неохотно идут на риск строительства предприятий в России на землях государства, справедливо опасаясь за независимость деятельности предприятий от органов государственной власти. Вторым важнейшим моментом процедуры создания Фонда технополис, как регионального инновационного центра является вопрос о земле. В США этот вопрос достаточно прост. Свободная продажа земли и владение значительными участками земли частными университетами являются важнейшим положительным фактором в создании региональных инновационных центров. В условиях России возможна передача земли фонду в бессрочное пользование или на срок не менее 50 лет, с условием передачи ее в полную собственность после принятия федеральных законов, определяющих частную собстенность на землю. Сам участок земли должен быть достаточных размеров, выходить хотя бы частью на живописную местность, быть не далеко от крупного города. Кроме того очень важно наличие транспортных путей и развязок. Для строительства предприятий на территории технополиса приглашаются фирмы, производящие товары высокого качества, имеющие устойчивый сбыт в развитых странах за рубежом. Товары относятся к приоритетным направлениям развития: информационные технологии и электроника, производственные технологии ( робототехника, лазерные, гибкие производственные системы и т. д.), новые материалы и химические продукты, технологии живых систем, транспорт, топливо и энеогетикаЖ рациональное прпродопользование и т. д. 1. 3.2. Система управления инвестиционных фирм и центров. Одним из важнейших элементов предлагаемого инвестиционного проекта является привлечение крупных иностранных фирм для строительства предприятий в регионе, на территории технополиса. Поскольку крупные зарубежные фирмы как правило являются акционерными обществами, то это открытые коммерческие организации в которых немыслимы любого рода финансовые нарушения. Любые ситуации, могущие вызвать скандалы для иностранных фирм не приемлемы. Поэтому Фонд технополис должен быть сам открытой организацией. Высшим управляющим органом фонда должен являться Совет учредителей, состоящий из представителей учредителей фонда. Голоса представителей должны быть пропорциональны экономическому весу каждого учредителя. Общий вес частных фирм не должен быть меньше 50%. Вес представителей региональных высших учебных заведений не должен быть меньше 25%. остальное может принадлежать органам регионально и муниципальной власти. Члены совета учредителей могут работать на платной основе. Совет учредителей назначает генерального директора фонда .Директор фонда назначает функциональных менеджеров, число которых может меняться в соответствии с количеством и сложностью инновационных проектов, осущестыляемых в рамках фонда. Кроме того должны существовать временные и постоянные отделы, обепечивающие деятельность фонда по вертикали. К постоянным и важнейшим должен быть отнесен отдел контроля и бухгалтерского учета. Все остальные отделы могут формироваться по необходимости. Может быть создан отдел по связям с общественностью. Этот отдел должен будет регулярно отчитываться перед советом учредителей. Связь с общественностью, средствами массовой информации, правозащитными и профсоюзными организациями с целью популяризации деятельности фонда и технополиса в регионе и обеспечению общественной поддержки. Надо подчеркнуть, что все предприятия технополиса ведут самостоятельную производственную и экономическую деятельность по законам Роосийской Федерации для инновационных предприятий. Деятельность по всем моментам реализации инновационных проектов осуществляют учредители фонда и привлеченные организации по взаимным договорам. В компетенцию органов управления фондом входит оказания помощи на всех стадиях реализации проектов и контролю за их соответствием законам. Российской Федерации и Уставу Фонда. Предприятия могут организовывать в рамках фонда различные предприятия и временные коммерческие структуры по инновационной деятельности. 3.3. Взаимодействие инновационных фирм с органами власти Взаимодействие с органами государственной власти осуществляет Фонд технополис согласно Устава фонда. Главным принципом общения является открытость, исключающая всякие противозаконные связи и связи наносящие ущерб третьим лицам. Государственные органы, как соучредители фонда будут заинтересованы в эффективной работе и достаточно быстро решать все проблемы. Проблемы будут возникать объективно, ввиду определенного несоответствия импортного оборудования требованиям различных Гостов Российской Федерации. Могут периодически возникать различные трудности, которые должен решать директор фонда и, по необходимости члены, Совета учредителей. Основная обязанность органов власти должна быть в обеспечении экологической безопасности деятельности всех сотрудников Фонда и особенно иностранных и иногородних граждан. Экология понимается в широком смысле и учитывает не только удобства быта но и защиту от различных противоправных воздействий на участников инновационных проектов. Расчет экономической эффективности проекта. Предлагаемый проект рассчитан на привлечение основной массы инвестиций за пределами региона. Строительство предприятий и инфраструктуры технополиса может проводиться за счет фирм, согласившихся участвовать в проекте. Поэтому будет рассчитана экономическая эффективность только региональных инвестиций. От региона требуются финансовые затраты только на начальном этапе. Затраты связаны с оплатой труда временной комиссии по подготовке проекта и оплаты органов управления "Фондом технополис" до момента получения прибыли построенных предприятий. После получения прибыли предприятиями финансовыми издержками бюджета можно пренебречь. Рассчитаем затраты на организацию предварительного проектирования и организации фонда. Комиссия пусть состоит из 8 человек. Срок деятельности комиссии шесть месяцев. Затраты на деятельность комиссии учитывая месячную зарплату (по 500 долларов), на аренду помещения, приобретение оргтехники и расходных материалов - 20000 долларов, плюс командировочные расходы 20000 долларов. Итого Оt1=(500*8*6)+20000+20000=64000 долларов. Оплата руководителей фонда первые полтора года (20 месяцев) 10 человек по 500 долларов в месяц. Ot2=500*10*20=100000 долларов Очевидно, что общий отток денежных средств составляет О=164000 долларов. Возврат денег в бюджет начнется через два года. Будем учитывать только подоходный налог с работников одного предприятия с числом занятых 1000 человек. Средняя заработная плата работников 500 долларов в месяц. Пусть бюджет будет получать минимум 12% от дохода. Налоговые поступления в бюджет составят 60000 долларов в месяц. В год приток денежных средств составит П=720000 долларов Найдем общий поток средств через два .три и четыре года. Для этого рассчитаем отток средств с учетом коэффициента дисконтирования, считая, что бюджет выделил сумму О всю сразу к началу этапа предварительного проектирования. Возьмем процентную ставку для валютных вкладов в 20%. Коэффициенты дисконтирования равны для трех лет r=0,579 и для четырех лет 0,482. При условии, что предприятие начнет давать прибыль через три года после начала работ над проектом, то поток реальных денег Ф за три года составит Ф=П-О/r Ф=720000-164000/0,579 Ф=436763 доллара. Поток реальных денег для момента получения прибыли предприятием через четыре года с момента начала работы над проектом составит Ф=720000-164000/0,482 Ф=379751 Региональному бюджету есть смысл вложить дополнительно в проект 50000 долларов с целью ускорения строительства за год. Можно рассчитать показатель эффективности использования инновации. Э=Д*р/С В данной формуле С - общая сумма затраченных средств на реализацию проекта и очевидно, что С равно О/r. Общий доход от проекта за один год равен 720000 долларов. Д=720000 долларов Вероятность Р осуществления подобного проекта не ниже, чем 0,5. Р=0,5 Эффективность работы предприятия за два года строительства предприятия и года работы на территории технополиса составит 1. Результат впечатляющий. Нет смысла считать остальные коэффициенты и показатели. Выгода инновационных инвестиций в экономику России огромна. Заключение. Инновационный менеджмент на базе привлечения иностранных инвестиций экономически исключительно выгоден. При создании условий типа технополиса иностранные фирмы пойдут в Россию и будут не разочарованы. Если гарантировать иностранным инвесторам длительный срок работы, то при десяти процентной норме прибыли, которую получить в России легко, затраты на строительство современного предприятия окупятся для фирмы за 5-10 лет. Российские фирмы, закупающие новейшее оборудование и технологии за рубежом сталкиваются очень часто с трудностями сбыта. Внутренний рынок сильно ограничен из-за низкой платежной способности населения, а выход на зарубежный требует огромных дополнительных затрат. Инновационная деятельность за счет внутренних ресурсов предприятий в России развивается достаточно быстро в последние годы. Организация финансово-промышленных групп на инновационных направлениях - перспективная организация инновационной деятельности. Но ничто не может сравниться по эффективности с прямыми иностранными инвестициями в массовое производство товаров инновационных товаров. К экономическому эффекту инновационных инвестиций можно отнести расширение производственной и научной сферы региона при появлении в регионе инновационного для региона, устойчиво прибыльного крупного предприятия. Предложенная идея инвестиционного фонда для создания технополиса может привлечь иностранные инвестиции. ЛИТЕРАТУРА Инновационный менеджмент, учебник, под ред. С.Д. Ильенковой, М., Банки и биржи, "Юнити", 1999 Пиннингс Й. Новая технология и организационные структуры. М., Экономика, 1990 Руднев А.В. Инновационный менеджмент. М. ГАУ, 1998 Твисс Б. Управление научно - техническими нововведениями. М. Экономика, 1989 1 13 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|