Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Пособия при деторождении
 Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ и их совершенствование
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Инвестиционный менеджмент

курсовая работа

Инвестиционная деятельность предприятия



План
Стр.
Введение 3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ 5
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1. Виды инвестиций и их значение. Анализ капитальных вложений по их видам. 12
2.2. Анализ источников финансирования инвестиционных проектов. 14
2.3. Ретроспективная оценка эффективности инвестиций. 16
Анализ эффективности долгосрочных финансовых вложений. 17
3. ИНВЕСТИЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ, В СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДРЯДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО "РОССТРОЙ" 18
3.1. Характеристика деятельности подрядной организации. 18
3.2. Финансовое положение подрядной организации ОАО "Росстрой". 20
3.3. Деловая активность строительной организации. 20
3.4. Инвестиции в основной капитал. 22
3.5. Основные фонды. 25
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИКУ РФ 26
Заключение 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение
Одним из важнейших путей стабилизации и развития экономики России является расширение инвестиционной деятельности, прежде всего за счет мобилизации и более эффективного использования внутренних ресурсов страны. Вместе с тем должна возрастать и роль иностранных инвесторов.
Вложение иностранных капиталов обусловлено рядом факторов. Решение о вывозе капитала за границу принимается инвестором после анализа внутреннего и зарубежного инвестиционного климата. При этом принимается во внимание и стабильность политической и экономической ситуации в стране, и уровень рентабельности предполагаемых капиталовложений, и наличие определенных льгот для иностранных инвесторов. Рентабельность в значительной степени зависит от стоимости сырья и рабочей силы, а льготы для иностранных инвесторов могут касаться как уровня налогообложения, величины и процедуры таможенных сборов и акцизов, так и существования "дедушкиных оговорок" (sunset clause), позволяющих иностранному инвестору в течение ряда лет руководствоваться теми нормами и законами, на основании которых принимались решения о вложении капитала. Последний момент крайне важен для стран с быстро меняющейся законодательной базой.
Все перечисленные вопросы стали крайне актуальными для России в ходе структурных преобразований, осуществляемых в настоящее время.
В данной курсовой работе рассмотрены основные направления по проблеме иностранных инвестиций для России, для строительной организации ОАО "Росстрой". Актуальность выбранной темы заключается в необходимости изучения основных теоретических и практических наработок ведущих специалистов в области экономики, права, инвестиционного менеджмента, с тем, чтобы лучше понять и разобраться в механизме привлечения средств для отечественного предприятия. Для дальнейшей работы в любой сфере деятельности и чтобы быть компетентным участником новых экономических преобразований, необходимы глубокие знания первопричин возникновения инвестиций, их источников, правовых основ привлечения и размещения, налогообложения, льгот, опыт других стран, специфику своей страны в этой области и многое другое.
Интересны не утихающие споры по проблемам моделирования теоретических концепций привлечения инвесторов. Управляющие компаний и инвестиционные консультанты разделились на два лагеря, придерживающихся весьма разных подходов в вопросах стратегии принятия инвестиционных решений. Но, скорее всего, и это заметно по общей обстановке на рынке инвестиционных фондов, необходимые капиталы российская экономика сможет получить только в том случае, если условия для размещения инвестиций в России будут относительно лучше, чем в странах, конкурирующих за привлечение капитала. Изучая высказывания, факты, аналитические работы и другую информацию, касающуюся действительного положения дел в сфере иностранных инвестиций в России, убеждаешься в том, что, скорее всего, эту самую благоприятную почву для инвестиций российским политикам, экономистам, ученым придется подготавливать еще долго.
Теоретически при структурной перестройке происходит перелив капитала (в основном через инвестиции) из стагнирующих отраслей в динамично развивающиеся (поэтому спад производства в стагнирующих отраслях можно считать естественным). Однако в России именно этого и не происходит. Более того, структурные преобразования сопровождаются высокой инфляцией, безработицей, политической и правовой нестабильностью; наблюдается снижение инвестиционной активности.1
Существуют две возможности активизации инвестиционной деятельности: мобилизация национальных ресурсов и привлечение иностранного капитала. И в первом и во втором случае необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, при котором национальные ресурсы будут мобилизованы (и даже возвращены из-за границы) и эффективно вложены в экономику страны, а иностранные инвестиции будут допущены в те отрасли и регионы и в том количестве, которые отвечают интересам России.
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
Отсутствие в настоящее время сложившейся рыночной конкуренции среди национальных предпринимателей, дешевая рабочая сила, емкий рынок относительно дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления и, самое главное, высокий процент прибыли, во много раз превышающий среднюю прибыль в странах со зрелой рыночной экономикой, делают российскую экономику привлекательной для иностранных предпринимателей. Однако большинство иностранных инвесторов, не желая рисковать большими суммами, лишь формируют структуры для своей предпринимательской деятельности, не наполняя их финансовыми средствами, выжидая, когда ситуация будет более стабильной. Для предпринимательства с иностранным капиталом в целом характерны небольшой уставный фонд, стремление привлечь дополнительные средства в форме краткосрочных кредитов, диверсифицированные направления деятельности, ориентация на продажу готовой продукции за СКВ.
На 1 октября 1994 г. общее количество совместных предприятий (с различными организационно-правовыми формами) составило 12 570, включая предприятия со 100 %-ным иностранным капиталом. Проблема достоверности статистических данных, характеризующих деятельность предприятий с иностранными инвестициями, состоит в том, что регистрацией иностранного капитала на территории России (по ходу изменения нормативных актов) занимались несколько учреждений: сначала Минфин СССР, затем Минфин РСФСР, впоследствии ставший Минфином РФ, наконец. Комитет по иностранным инвестициям. Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. Комитет по иностранным инвестициям был расформирован и создано федеральное агентство международного сотрудничества и развития (РАМСИР), деятельность которого была весьма разнообразна, в том числе включала анализ процесса проникновения иностранного капитала в российскую экономику, а также регистрацию его различных форм. При этом в рамках Минфина СССР регистрация СП велась без уточнения их организационно-правовой формы (ТОО, АО и т.д.), более того, регистрация АО проводилась отдельно от СП, а передача иностранцам акций на вторичном рынке ценных бумаг регистрируется до сих пор лишь в налоговой инспекции. Поэтому ко всем статистическим данным, связанным с иностранными инвестициями, следует относиться достаточно осторожно. Однако, даже учитывая это, можно проследить определенные тенденции.
Во-первых, несмотря на известные политические, экономические, социальные проблемы в стране, наблюдается явный рост числа предприятий с иностранными инвестициями: в 1991 г. было зарегистрировано 1825 предприятий; в 1992 г. - 4461; в 1993r - 5419; в 1994 - 4297.
Число предприятий, вносимых в Государственный реестр, растет, а резкое падение их регистрации в августе 1991 г. и августе - октябре 1993 г. объясняется известными политическими событиями в стране.
Во-вторых, доля иностранного капитала в среднем составляет 35 - 45 % и стабильно растет, что связано, с одной стороны, со стремлением подучить льготное налогообложение для структур, имеющих долю иностранного капитала более 30 %, а с другой стороны, с огромной заинтересованностью отечественных предпринимателей в СКВ, оргтехнике, некоторых видах сырья, комплектующих, современном оборудовании. Довольно трудно определить общую сумму иностранного капитала, вложенного в российскую экономику. К примеру, общая сумма уставного фонда предприятий с иностранными инвестициями, созданных в 1992 г., превышала 83 млрд. руб., из них - 184 млн. долл.; в 1993 г. - более 1327 млрд. руб. и 668 млн. долл. Сразу же встает вопрос об определении курса рубля по отношению к американскому доллару (к другим СКВ соответственно). После отмены с 1 января 1992 г. коммерческого курса рубля (1 долл. =1,8 руб.) и разрешения использовать рыночный курс при формировании уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями стало возможным сформировать уставный фонд за 50 - 100 долл., поскольку допустимый его минимум - 10 тыс. руб.
Участие иностранных инвесторов в уставном капитале предприятий с иностранными инвестициями с марта 1992 г. по 1 января 1995 г. ориентировочно составило свыше 1,8 млрд. долл. США.
Не рискуя значительными суммами, иностранные предприниматели часто формируют структуры (получают аккредитацию, открывают представительства, организуют СП или фирмы со 100 %-ным иностранным капиталом) для того, чтобы в более благоприятной экономической ситуации оказаться на российском рынке готовыми к немедленной практической деятельности (полностью оформленные документы для ведения хозяйственной деятельности, открытые рублевые и валютные счета, подобранные помещения и персонал, деловые контакты и потенциальные партнеры и т.д.).
Отсутствие инвестиционного курса рубля, резкие колебания рыночного курса и вследствие этого использование различных курсов при формировании уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями не дают возможности реально оценить наличие иностранного капитала в российской экономике. Кроме того, сложность вызывает контроль за формированием уставного фонда, т. е. своевременным (50 % - в течение месяца, 100 % - в течение года) переводом иностранными инвесторами своей доли. По данным Государственной налоговой службы, около 50 % СП не сформировали свои уставные фонды своевременно.
В-третьих, при анализе направлений деятельности предприятий с иностранными инвестициями в отечественной экономике, прежде всего, необходимо подчеркнуть, что практически все они имеют достаточно широкий спектр деятельности для поиска наиболее прибыльных и стабильных секторов экономики, для возможности перелива капитала из одного сектора в другой, поэтому при анализе статистических данных нужно иметь в виду, что одно и то же предприятие может заниматься, например, и добычей нефти и газа, и строительством, и издательской деятельностью.
Несмотря на увеличение числа действующих предприятий с иностранными инвестициями, их доля в объеме промышленного производства составляет не более 2,5 %, однако возрастает значение в сфере внешнеэкономической деятельности: по оценкам, в 1993 г. на них пришлось более 6 % российского экспорта и около 13 % импорта.
Отраслевые приоритеты, избираемые зарубежными вкладчиками капиталов и их российскими партнерами, во многом не совпадают с приоритетами структурной политики Правительства России. Первые тяготеют, прежде всего, к сфере услуг и недостаточно представлены в машиностроении, в частности в производстве наукоемкой продукции.
По сведениям Госкомстата, в первом полугодии 1994 г. действующие в России предприятия с иностранными инвестициями экспортировали из страны товаров на 1 596 млн. долл., что на 445 млн. долл. больше показателей по импорту. При этом экспорт увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 10,5 раза, а импорт - в 12 раз. Вместе с тем доля предприятий с иностранными инвестициями в общероссийском экспорте остается небольшой, всего 7,4 %. Основными покупателями их продукции были Великобритания - 27 %, Германия - 16,3, Чехия - 6,1, Япония - 5,4 %.2
Из новых тенденций в организации предприятий с иностранными инвестициями следует отметить рост числа предприятий со 100 %-ным иностранным капиталом, без участия российских предпринимателей, но в связи с падением курса рубля размер уставных капиталов таких предприятий в конвертируемой валюте в целом снижается. При этом США в настоящий момент занимают лидирующее положение, как в организации СП, так и в создании американских предприятий в России.
По размеру уставного фонда зарегистрированные предприятия с иностранными инвестициями распределяются следующим образом:
Размер уставного фонда, млн. руб. % от общего числа предприятий
Более 100 0, 4
10 - 100 3,8
1-10 19,8
менее 1 76,0
Как указывает газета "Крисчен сайенс монитор", в настоящее время западным инвесторам на российских рынках лучше всего сочетать настойчивость с осмотрительностью. "Вкладывайте капиталы понемногу, не питая чрезмерных надежд, и когда установится рынок, у вас будет на нем место", - повторяет она рекомендацию, которую зачастую дают консультанты фирмам, стремящимся прочно обосноваться в России. Главное - ориентироваться на долгосрочную перспективу и запастись терпением. Любому западному предпринимателю следует помнить об экономических интересах России, а не только "о доходах и твердой валюте".
С другой стороны, в России, в свою очередь, должны понимать, что иностранные инвесторы не могут заниматься простой благотворительностью. Они не могут рисковать своими капиталами, а должны получать определенный доход от своей деятельности. Вот почему в настоящее время иностранные инвесторы применяют в России минимально рисковую стратегию, в основном сосредоточив свои инвестиции на следующих направлениях:
на крупных сырьевых проектах, где прибыль гарантируется произведенным продуктом и где финансирование может быть поддержано международными финансовыми организациями;
на низко затратной индустрии потребительских товаров и услуг, где инвестиции незначительны и/или могут осуществляться в форме подержанного технологического оборудования;
на предприятиях, где может быть интернационализирована вся производственная цепочка: загрузка сырья, обработка, выход готовой продукции, так что они оказываются относительно независимыми от нестабильной обстановки в России.
Приведем некоторые данные распределения по отраслям и видам деятельности предприятий с иностранными инвестициями, внесенных в Государственный реестр предприятий (каждое предприятие занимается несколькими видами деятельности, данные из учредительных документов предприятий на 1 октября 1998 г.).
Таблица 1.
Совместные предприятия (%)

В России и за рубежом предпринимались попытки оценить потенциальную инвестиционную емкость российского рынка и спрогнозировать темпы притока иностранного капитала на ближайшую перспективу. В большинстве оценок, которые делались с учетом нынешней структуры финансирования капитальных вложений, фигурируют цифры 5 - 20 млрд. долл., выражающие прогнозный приток иностранных инвестиций в российскую экономику в год и к концу столетия.
Таблица 2.
Предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (%)

Однако, принимая во внимание ход структурного реформирования российской экономики, низкую инвестиционную активность, а также экономико-правовые условия предпринимательской деятельности, определяющие инвестиционный климат в России, на сегодняшний день такие прогнозы могут показаться чересчур оптимистичными, даже если учитывать, помимо первоначальных вложений, будущие реинвестирования.
Иностранным инвесторам предоставлена возможность, вкладывать капиталы в любые отрасли российской экономики (разумеется, кроме тех, на которые распространяются запретительные статьи соответствующих законов или подзаконных актов). Они могут: инвестировать средства во вновь создаваемые и модернизирующиеся предприятия, в ценные бумаги, приобретать право на интеллектуальные ценности. При этом на территории РФ могут действовать четыре типа предприятий с участием иностранного капитала (в соответствии с критерием принадлежности капитала):
предприятия с долевым участием иностранного капитала (СП), а также их дочерние предприятия и филиалы;
предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, а также их дочерние предприятия и филиалы;
филиалы иностранных юридических лиц;
представительства иностранных фирм.
Один из первых вопросов, возникающих при создании предприятий с иностранными инвестициями, - выбор их организационной формы. Этот процесс регулируется комплексом документов. На территории России в соответствии с действующим законодательством могут быть организованы два вида предприятий с иностранными инвестициями: 1) со 100 %-ным участием иностранного капитала и 2) с долевым участием иностранных инвестиций. Это касалось предприятий в области промышленности, сельского хозяйства, торговли, услуг и др.
Эти предприятия функционируют в следующих трех основных формах:
акционерные общества открытого типа (американский аналог Open Corporation);
акционерные общества закрытого типа (американский аналог Closed Corporation);
товарищества с ограниченной ответственностью ТОО (американский аналог - Company Ltd).
Выбор организационной формы зависит от ряда обстоятельств: от поставленных целей, от отношений между партнерами, от вида деятельности и др.
Из всех перечисленных организационно-правовых форм наибольшее распространение в России получили товарищества с ограниченной ответственностью. Они абсолютно преобладают. Это объясняется рядом причин. Во-первых, здесь допускается деление паев. Другими словами, каждый пайщик может поделить свой пай в уставном капитале и тем самым ввести в товарищество новых членов. Акцию же разделить невозможно. Во-вторых, участник (один из учредителей) ТОО может выйти из него и получить при этом свой пай (возмещение его стоимости или затрат в натуральной форме внесенного пая). В акционерном обществе это сделать гораздо сложнее. Но вместе с тем акционерное общество более жизнеспособно, более устойчиво, чем ТОО.
Акционерные общества с иностранным участием создаются либо посредством выпуска акций вновь создаваемых предприятий, либо путем покупки иностранной фирмой пакетов акций уже действующих объектов.
Примечательно, что впервые 4 - 5 лет после принятия законов, разрешающих иностранное инвестирование в России, акционерные общества открытого и особенно закрытого типа создавались крайне медленными темпами. Между тем, как уже было отмечено, именно эти предприятия в силу их большей устойчивости, стабильности и, наконец, более крупных габаритов (объем основных фондов, численность занятых и др.) способны существенно повысить иностранное присутствие в российской экономике.
Представляется, что реальный импульс развитию данной формы призваны придать приватизация, разгосударствление российских предприятий. Ускорение темпов приватизации должно благоприятно сказаться на расширении иностранного участия в акционерных российских предприятиях. Определенный оптимизм в отношении наращивания темпов и масштабов притока иностранных капиталов вселяет Указ Президента Российской Федерации "О совершенствовании работы с иностранными инвестициями" (1993 г.), который предусматривает разработку в месячный срок пакета документов, касающихся:
порядка равного участия иностранных инвесторов в приватизации;
порядка привлечения иностранных инвесторов к конверсии оборонных предприятий;
порядка конверсии внешнего долга России в иностранные инвестиции;
механизма использования залоговых форм привлекаемым иностранным капиталом.
Эти документы должны существенно изменить современное законодательство, касающееся иностранных инвестиций. В частности, должен быть повышен удельный "вес" пакета акций, приобретаемого иностранными инвесторами. В настоящее время он составляет 49 %, т.е. ниже уровня контрольного.
Это сковывает инициативу иностранных инвесторов, ограничивает их право сокращать объем дивидендов в пользу расширения и совершенствования производства.
Показательно, что многие из современных акционерных предприятий с иностранным участием допускают долю в уставном капитале последних 49 %.
Таким образом, из трех предусмотренных российским законодательством организационно-правовых форм наибольшее распространение получили товарищества с ограниченной ответственностью.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Виды инвестиций и их значение. Анализ капитальных вложений по их видам.
Инвестиции (капитальные вложения) - это долгосрочные вложения средств в активы предприятия. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью времени, на протяжении которого предприятие получает экономический эффект (увеличение выпуска продукции, производительности труда, прибыли и т.д.). Это платеж за крупный капитальный элемент, после чего его невозможно быстро перепродать с прибылью, капитал замораживается на несколько лет, данное капитальное вложение будет приносить прибыль на протяжении нескольких лет, в конце периода капитальный объект будет иметь некоторую ликвидную стоимость либо не будет ее иметь совсем.
По своей природе инвестиции делятся: на производственные, коммерческие, финансовые, социальные, интеллектуальные и т.д.
По целевому назначению их можно подразделить на следующие виды:
а) обновление имеющейся материально-технической базы предприятия;
б) наращивание производственной мощности предприятия;
в) затраты на освоение новых видов продукции или технологий;
г) затраты, не связанные с изменением финансовых результатов деятельности (строительство жилья, объектов соцкультбыта, расходы на экологию и др.);
д) долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий, корпоративные совместные предприятия, обеспечивающие гарантированные источники доходов или поставок сырья, сбыта продукции и т.д.;
е) нематериальные активы.
Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения предприятия, но и для экономики, страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного характера, укрепляется материально-техническая база субъекта хозяйствования. Это позволяет предприятиям увеличивать объемы производства продукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции, ее конкурентоспособность.
Задача анализа заключается в оценке динамики и степени выполнения капитальных вложений, а также изыскание резервов увеличения объемов инвестирования.
Субъекты хозяйствования должны не только увеличивать объемы инвестиций, но и повышать их экономическую эффективность, т.е. отдачу. В связи с этим одной из важнейших задач анализа является изучение показателей эффективности инвестиционной деятельности и выявление резервов ее роста.
Основными источниками информации для анализа служат "Отчет о выполнении плана ввода в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений", "Себестоимость строительных работ, выполненных хозяйственным способом", "Отчет о наличии и движении основных средств", данные аналитического бухгалтерского учета, бизнес-плана предприятия, проектно-сметная документация.
Анализ выполнения плана капитальных вложений следует начинать с изучения общих показателей. В первую очередь нужно изучить выполнение плана инвестирования за отчетный год в целом и по основным направлениям.
Изучается динамика инвестиций с учетом индекса роста цен. Наряду с абсолютными показателями необходимо анализировать и относительные, такие, как размер инвестиций на одного работника, коэффициент обновления основных средств производства.
Затем изучаются выполнение плана инвестирования по каждому объекту строительно-монтажных работ и причины отклонения от плана. На выполнение плана строительных работ оказывают влияние следующие факторы: наличие утвержденной проектно-сметной документации, финансирования, обеспеченность строительства трудовыми и материальными ресурсами.
Одним из основных показателей является выполнение плана по вводу объектов строительства в действие. Не рекомендуется начинать строительство новых объектов при невыполнении плана сдачи в эксплуатацию начатых, так как это приводит к распылению средств между многочисленными объектами, растягиванию сроков строительства, замораживанию капитала в незавершенном производстве и в конечном итоге к снижению отдачи инвестиций и эффективности работы предприятия в целом.3
Затягивание сроков строительства приводит к увеличению остатков незавершенного производства, что нежелательно и расценивается как нерациональное использование капитала. В связи с этим следует выяснить, какие изменения произошли в остатках незавершенного строительства за отчетный период. Для этого фактическую сумму затрат по незавершенному строительству на конец года сравнивают с плановой и суммой на начало года и изучают причины отклонений от плана.
Если строительство выполняется хозяйственным способом, то нужно проанализировать себестоимость строительных работ. Для этого фактическую себестоимость выполненных работ сравнивают со сметной стоимостью капитального строительства в целом и по отдельным объектам. Затем изучают причины перерасхода или экономии средств по каждой статье затрат.
Анализируя расход материалов на строительство, сначала необходимо определить влияние двух основных факторов: отклонение от плановых норм расхода материалов и изменение цен на строительные материалы. Повышение цен может быть вызвано инфляцией, изменением рынков сырья, качества материалов, расстояния и способа их доставки.
Сумма затрат на оплату труда зависит от уровня производительности труда и его оплаты. Если темпы роста производительности труда опережают темпы оплаты труда, то достигается экономия заработной платы, и наоборот. Производительность труда строительных рабочих зависит от уровня механизации работ, организации труда, квалификации работников, обеспеченности строительными материалами и т.д.
Затраты на содержание машин и механизмов включают в себя амортизацию, затраты на ремонт, эксплуатационные расходы (нефтепродукты, электроэнергия). Сумма начисленной амортизации не зависит от объема выпущенной продукции, затраты на ремонт техники зависят частично, а эксплуатационные расходы полностью зависят от продолжительности их работы. Поэтому более полное использование машин и механизмов является одним из путей снижения себестоимости строительных работ.
К накладным относятся административно-хозяйственные расходы, затраты на охрану труда и технику безопасности, изготовление проектно-сметной документации, износ инструментов и спецодежды и др. Подробный анализ этих затрат необходим для выявления причин изменения себестоимости строительных работ и резервов ее снижения.
Анализ выполнения плана капитальных вложений на приобретение основных средств. Большой удельный вес в общей сумме капитальных вложений занимают инвестиции на приобретение основных средств. План приобретения машин и оборудования составляется с учетом фактического наличия и плановой потребности предприятия в каждом виде машин, оборудования и инвентаря. Потребность обосновывается расчетами, которые учитывают плановый объем производства продукции и дневную выработку машин. При ограниченном размере инвестиций в первую очередь, планируется приобрести те машины и механизмы, которые играют наиболее важную роль в производственном процессе, и обеспечивают наиболее высокую отдачу инвестиций.
Выполнение плана приобретения основных средств зависит в основном от наличия у предприятия средств финансирования на эти цели.
В процессе анализа устанавливается, насколько обоснована сверхплановая покупка отдельных машин, соответствует ли она потребностям предприятия. При этом следует иметь в виду, что приобретение лишней техники ухудшает финансовое состояние хозяйства, снижает фондоотдачу и отдачу капитальных вложений.
2.2. Анализ источников финансирования инвестиционных проектов.
Успешное выполнение плана капитальных вложений во многом зависит от обеспеченности их источниками финансирования. Одновременно с изучением выполнения плана капитальных вложений нужно проанализировать и выполнение плана по их финансированию.
Финансирование инвестиционных проектов, осуществляется за счет прибыли предприятия, амортизационных отчислений, выручки от реализации основных средств, кредитов банка, бюджетных ассигнований, резервного фонда предприятия, лизинга и т.д. В связи с переходом к рыночной экономике доля собственных источников и кредитов банка возрастает, а бюджетное финансирование сокращается. Большое значение для расширения хозяйственной самостоятельности государственных предприятий имеет данное им право использовать на финансирование плановых мероприятий все свободные финансовые ресурсы, независимо от источников их образования и назначения.
В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по формированию средств для инвестиционной деятельности в целом и по основным источникам и установить причины отклонения от плана. Следует также проанализировать изменения в структуре источников средств на эти цели, установить, насколько оптимально сочетаются собственные и заемные средства. Если доля последних возрастает, то это может привести к неустойчивости экономики предприятия, увеличению его зависимости от банков и других организаций.
Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для предприятия с определенными расходами: выпуск новых акций требует выплаты дивидендов акционерам; выпуск облигаций- выплаты процентов; получение кредита - выплаты процентов по ним, использование лизинга - выплаты вознаграждения лизингодателю и т.д.
Поэтому в процессе анализа необходимо определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.
Основными источниками заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные облигации. Цена кредитов банка равна годовой процентной его ставке. Учитывая, что проценты за пользование кредитами банка включаются в себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую прибыль, цена этого ресурса меньше, чем уплачиваемый банку процент (СП), на уровень налогообложения (Кн):
Цкр=СПх(1-Кн).
Цена такого источника финансирования, как облигации предприятия, равна величине уплачиваемых по ним процентов (Р). Если затраты по выплате данных процентов разрешено относить на прибыль до налогообложения, то цена этого источника финансирования также будет меньше на уровень налогообложения:
Цобл=Pх(1-Кн).
Цена акционерного капитала, как источника финансирования инвестиционной деятельности, равна уровню дивидендов, выплачиваемых по привилегированным и обыкновенным акциям, рассчитанного по средней арифметической взвешенной.
Реинвестированная прибыль также может занимать большой удельный вес в инвестициях. Цена этого источника финансирования на акционерных предприятиях равна примерно уровню дивидендов по обыкновенным акциям, так как операция реинвестирования прибыли равносильна приобретению акционерами новых акций.
Сделаем сравнительный анализ цены источников финансирования на анализируемом предприятии.
Ставка банковского процента - 40 %; уровень налогообложения - 30 %:
Цкр = 40 (1 - 0,3) =28 %.
Уровень дивидендов по обыкновенным акциям - 25,3 %.
Следовательно, относительно более дешевым источником финансирования является реинвестированная прибыль по сравнению с кредитами банка, но она ограничена в размерах. Кредиты банка теоретически не ограничены, но их цена может существенно возрастать с увеличением доли заемного капитала, как платы за возрастающий риск.
2.3. Ретроспективная оценка эффективности инвестиций.
Для оценки эффективности инвестиций используется комплекс показателей.
Дополнительный выход продукции на рубль инвестиций:
Э= (BП1-ВП0) /И,
где Э - эффективность инвестиций; ВП0, ВП1 - валовая продукция соответственно при исходных и дополнительных инвестициях; И - сумма дополнительных инвестиций.
Снижение себестоимости продукции в расчете на рубль инвестиций:
Э = Q1 (С0 - C1) / И,
где С0, С1 - себестоимость единицы продукции соответственно при исходных и дополнительных инвестициях; Q1 - годовой объем производства продукции в натуральном выражении после дополнительных инвестиций.
Сокращение затрат труда на производство продукции в расчете на рубль инвестиций:
Э = Q1 (Т0 - Т1) / И,
где Т0 и Т1 - соответственно затраты труда на производство единицы продукции до и после дополнительных инвестиций.
Если числитель Q1(Т0 - Т1) разделить на годовой фонд рабочего времени в расчете на одного рабочего, то получим относительное сокращение количества рабочих в результате дополнительных инвестиций.
Увеличение прибыли в расчете на рубль инвестиций:
Э= Q1 (П1 - П0)/И,
где П1 и П0 - соответственно прибыль на единицу продукции до и после дополнительных инвестиций.
Срок окупаемости инвестиций:
t = И/ Q1 (П1 - П0), или t = И/ Q1 (С0 - C1).
Все перечисленные показатели используются для комплексной оценки эффективности инвестирования, как в целом, так и по отдельным объектам.4
2.4. Анализ эффективности долгосрочных
финансовых вложений.
Оценка эффективности долгосрочных финансовых вложений производится сопоставлением суммы полученного дохода от данного вида инвестиций со среднегодовой суммой данного вида активов. Средний уровень доходности (ДВК) может измениться за счет:
структуры ценных бумаг, имеющих разный уровень доходности (УДi);
уровня доходности каждого вида ценных бумаг, приобретенных предприятием (ДВКi):
ДВКобщ = (УДi х ДВКi).
Более доходный вид инвестиций - вложение средств в акции совместного предприятия по производству сельскохозяйственной продукции. Причем наблюдается рост доходности этого вида инвестиций, в связи, с чем увеличились вложения средств в данный проект и сократились займы другим организациям.
Совместное предприятие является основным поставщиком сырья для анализируемого предприятия, причем на более выгодных условиях. Вложение средств в проект выгодно для предприятия. На первый план здесь выдвигаются не дивиденды, а участие в управлении делами в интересах инвестора.
Доходность ценных бумаг необходимо сравнивать также с так называемым альтернативным (гарантированным) доходом, в качестве которого принимается ставка рефинансирования или процент, получаемый по государственным облигациям или казначейским обязательствам.
3. ИНВЕСТИЦИИ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ, В СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОДРЯДНОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ОАО "РОССТРОЙ"
В строительном комплексе России на 1 января ]999г. функционировало 136 тыс. общестроительных и специализированных организаций, включая ремонтно-строительные организации, тресты механизации и домостроительные комбинаты, пусконаладочные организации, строительные организации потребительской кооперации, буровые организации, осуществляющие глубокое разведочное бурение и другие работы, связанные со строительством разведочных и эксплуатационных скважин на нефть и газ, сооружаемых за счет инвестиций в основной капитал. С 1992г. их количество увеличилось почти в два раза. Рост количества строительных организаций происходил за счет их разукрупнения и приватизации. Так, количество строительных организаций с численностью работающих до 100 человек выросло за этот период в три раза. Кроме государственных, были созданы муниципальные, частные подрядные организации и строительные предприятия со смешанной собственностью. При этом частные подрядные организации составляли около 90 % от общего количества строительных организаций.
3.1. Характеристика деятельности подрядной организации.
Общая численность рабочих в организации 350 человек.
Несмотря на прогрессивные структурные и институциональные изменения в строительном комплексе, объем подрядных работ, выполненный строительной организацией в 1998 г. снизился по сравнению с 1992 г. более чем в три раза, что было обусловлено как спецификой реформирования самого строительного комплекса, так и негативным влиянием отдельных макроэкономических факторов.
Переход в ограниченные сроки от централизованного распределения капитальных вложений, назначения государственных подрядчиков и строгого лимитирования их деятельности, жесткого распределения основных материально-технических ресурсов в сочетании с полной экономической не заинтересованностью работников инвестиционной сферы в результатах своей деятельности, к резкому ослаблению, а затем к полной ликвидации централизованного планирования и экономической свободе в капитальном строительстве, привели к огромному разрыву между резко изменившимися воспроизводственными условиями и состоянием подавляющей части подрядных организаций.
Смена форм собственности и появление большого числа хозяйствующих субъектов хотя и повысили уровень конкуренции и стимулировали рыночную активность, однако далеко не всегда сопровождались появлением истинного хозяина в строительной организации, обеспечением действенного контроля за издержками производства, созданием системы стимулирования работников, и других мер, присущих субъектам, функционирующим в развитой рыночной среде.
В настоящее время среди строительных организаций основной удельный вес приходится на организации с численностью до 100 человек, и практически все они представляют собой малые частные предприятия. На долю средних строительных организаций (с численностью 100 - 200 человек) приходится 3,7 %, а на долю крупных (свыше 200 человек) - всего 2,3 %. Средние и крупные строительные организации - в основном предприятия государственной и смешанной форм собственности.
В общем количестве крупных и средних организаций общестроительные составляют 44 %, специализированные - 43 % и ремонтно-строительные - 13 %. Около 30 % специализированных организаций занимаются строительством автомобильных дорог, выполняют водохозяйственное строительство и электромонтажные работы.
На начало 1992 г. 56 % всего объема подрядных работ производилось государственными строительными организациями. На начало 1999 г. эта доля составляла только 13 %.
Несмотря на то, что подавляющая часть подрядных организаций не является негосударственными, к коренным изменениям в методах хозяйствования, повышению качества и сокращению сроков строительства это не привело.
С 1992 пo 1998 гг. наблюдалось ежегодное падение объемов подрядных работ, выполняемых строительной подрядной организацией "Росстрой". Особенно значительным был спад объемов подрядных работ в 1994 и 1996 гг.
Отмечался высокий уровень цен на продукцию строительства при недостаточной ее конкурентоспособности. По данным независимых экспертов, стоимость 1 кв. м жилой площади, в сопоставимых по комфортности и материалам условиях, в России значительно выше, чем в странах западной Европы (минимальная цена выше только в Швеции, а по максимальной цене в 2 - 4 раза выше в России). И это при условии, что средняя заработная плата в капитальном строительстве в 5 - 8 раз ниже, чем в европейских странах (не говоря уже о США). Часто не обеспечивается выполнение договорных обязательств, отсутствуют весомые гарантии качественного выполнения работ.
В структуре подрядных работ порядка 75 % (с небольшими колебаниями по годам) занимают новое строительство, реконструкция, расширение и техническое перевооружение. Вследствие необходимости поддержания в рабочем состоянии изношенных основных фондов, растет доля работ по капитальному ремонту. Данная тенденция сохранялась и в 1998 г.
Таблица 3.
Структура работ, выполненных по договорам строительного подряда
(в % к итогу) Наименование 1994 1995 1996 1997 Объем подрядных работ - всего 100,0 100,0 100,0 100,0 В том числе:
новое строительство, реконструкция, расширение, техническое перевооружение
73,2
76,4
76,8
75,1 Капитальный ремонт 16,7 17,7 19 21 Текущий ремонт 4,4 1,8 1,9 2,1 Другие подрядные работы 5,7 4,1 2,3 1,8
3.2. Финансовое положение подрядной организации
ОАО "Росстрой".
Структура затрат на производство подрядных робот по элементам характеризуется значительным (более половины) удельным весом материальных затрат, растущих из года в год вследствие инфляции и роста цен на строительные материалы. Доля затрат на оплату труда уменьшилась с 29,3 % в 1992 г. до 23 % в 1996 г. и оставалась такой же в 1997 и 1998 гг. Затраты на один рубль подрядных работ, которые всегда были достаточно высокими, выросли с 83,9 коп. в 1992 г. до 96 коп. в 1998 г. В таких условиях подрядной организации удается не обанкротиться только благодаря тому, что до сих пор она ориентируется в своей деятельности не на обоснование уровня своих расходов, а на оплату заказчиками фактических затрат.
Таблица 4.
Структура затрат на производство подрядных работ
(в % к итогу) Наименование 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Затраты на производство подрядных работ - всего
100,0
100,0
100,0 В том числе:
Материальные затраты
47,6
47,2
46,8
52,0
52,3
53,6
55,7 Затраты на оплату труда 29,3 29,9 27,3 23,8 23,0 23,0 21,3 Отчисления на социальные нужды 10,4 10,7 10,2 9,0 8,7 8,7 8,0 Амортизация основных фондов 2,6 0,9 3,9 3,8 5,4 4,7 3,9 Прочие затраты 10,1 11,3 11,8 11,4 10,6 10,0 11,1
С 1992 г. ухудшалось финансовое положение строительной организации, доля убытка выросла с 7,6 % до 46,2 % в 1998 г.
Просроченная дебиторская задолженность строительной организации "Росстрой", составлявшая в 1992 г. 1,8 млрд. руб. (неденоминированных), достигла в 1998 г. 67,7 млн. руб. Просроченная кредиторская задолженность увеличилась за этот период с 1,5 млрд. руб. до 94,7 млн. руб. Особенно выросла просроченная задолженность во внебюджетные фонды (при снижении задолженности поставщикам) и по платежам в бюджет. С 1992 г. постоянно и значительными темпами увеличивалась также задолженность по заработной плате.
3.3. Деловая активность строительной организации.
Экономические характеристики ситуации в строительном комплексе подтверждаются данными социологических обследований деловой активности строительных организаций, проводимых как самостоятельно Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ, так и совместно с Российским статистическим агентством.
По данным обследований на протяжении 1994 - 1998 гг. прослеживались тенденции к снижению инвестиционной активности, объемов работ, выполненных строительной организацией ОАО "Росстрой"; ухудшалось финансовое состояние предприятия.
По опросам руководителей строительных организаций, государственные предприятия реже других испытывали проблемы. Как в 1997 г., так и в 1998 г. сохранялась дифференциация в загрузке производственных мощностей: чем выше численность работников, соответственно крупнее предприятие, тем выше уровень загрузки.
В течение 1994 - 1998 гг. строительная организация работала на объектах жилищного строительства.
Физический объем работ и число заключенных договоров (по опросу руководителя) имели на протяжении анализируемых периодов тенденцию к снижению, - менее интенсивную во втором квартале и более интенсивную к концу года.
С 1994 по 1997 гг. сохранялась тенденция снижения стоимости строительно-монтажных работ в сопоставимых ценах, однако, в 1998 г. темпы роста цен в строительстве оказались значительно выше уровня 1997 г.
Одновременно продолжалось падение обеспеченности строительного сектора собственными финансовыми ресурсами, что было связано с уменьшением физического объема работ и ростом задолженности заказчиков.
По опросам руководителей строительных организаций различных видов собственности, в 1994 - 1996 гг. государственные предприятия были обеспечены финансовыми средствами на более длительный срок, чем в последующие годы.
В 1997 - 1998 гг. свыше 80 % обследованных подрядных организаций не пользовались услугами коммерческих банков.
В течение 1998 г. доля предприятий, не осуществляющих инвестиции, составляла в среднем свыше 60 %, а рост инвестиций был отмечен лишь у 1 - 2 % предприятий.
В организации в 1998г. наблюдалось замедление темпов снижения прибыли в строительном секторе. Это было обусловлено попытками строительной организации сократить издержки. С одной стороны, - за счет сокращения персонала, с другой - за счет использования остатков строительных материалов, приобретенных по "докризисным" ценам.
По оценкам предпринимателей, основными факторами, ограничивающими производственную деятельность строительных организаций, являлись: неплатежеспособность заказчиков (в 1998 г. по сравнению с 1997 г. возросла значимость этого фактора с 84 % до 91 %), высокий уровень налогов (с 79 % до 80 %), недостаток заказов на работы, высокие стоимость оборудования и процент коммерческого кредита.
В 1998 г. лучшее экономическое положение сложилось у строительных организаций в крупных центральных регионах европейской территории России (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Самарская область). В худшем положении находились строительные организации Красноярского края, Тюменской и Челябинской областей.
3.4. Инвестиции в основной капитал.
Значительное влияние на динамику развития строительного комплекса оказывало снижение инвестиционной активности. Ситуация в инвестиционной сфере в 1992 - 1998 гг. формировалась под воздействием следующих факторов:5
изменения структуры и источников финансирования инвестиционных расходов;
институциональных изменений в национальной экономике, связанных с разгосударствлением;
высоких темпов инфляции;
уменьшения платежеспособного спроса на инвестиции;
роста неплатежей;
изменения структуры инвестиционного спроса и его несоответствия мощностям инвестиционного сектора;
изменения порядка использования амортизации и проведения переоценки основных фондов;
привлечения иностранных инвестиций в экономику России;
финансово-экономического кризиса.
Сокращение общих объемов инвестиций в основной капитал с 1992 по 1998 гг. происходило из года в год беспрецедентными по масштабам темпами. В итоге нынешние вложения в основной капитал составляют лишь порядка одной трети от уровня 1992 г., в том числе в объекты производственной сферы - около 25 %, непроизводственной - около 50 %.
Данные за 1998 г. и 1 квартал 1999 г. свидетельствуют о дальнейшем продолжении инвестиционного кризиса.
Начиная с 1993 г., вследствие недофинансирования не выполняются задания годовых Федеральных инвестиционных программ. В 1993 г. Федеральная инвестиционная программа по вводу в действие производственных объектов была выполнена на 30 %, а в 1998 г. - всего на 5,6 %.
В соответствии с Федеральной инвестиционной программой, по уточненному перечню в 1998 г. было предусмотрено ввести в действие 267 важнейших производственных и социальных объектов, финансируемых за счет государственного бюджета. За 1998 г. введено в действие только 15 объектов, из них 5(1- частично) - в промышленности и агропромышленном комплексе, 4 - на транспорте и 6 (4 - частично) - в социальном комплексе. На каждом пятом объекте строительство не велось. При наличии задолженности по финансированию Федеральной инвестиционной программы, составившей на начало 1999 г. около 11 млрд. руб., в условиях значительных размеров внутреннего и внешнего долга возможны негативные последствия, как при реализации программы текущего года, так и при формировании программы на 2001 г.
Технологическая структура инвестиций в основной капитал ОАО "Росстрой" характеризуется довольно низкой долей затрат на оборудование, инструмент и инвентарь, в среднем 22 - 24 % по годам (для сравнения: в 1990 г. - 40 %). Особенно сократилась доля затрат на оборудование.
Основная часть инвестиционного спроса в рассматриваемом периоде формировалась за счет собственных средств предприятия (прибыли и амортизации). Однако вследствие либерализации цен и жесткой бюджетной и финансово-кредитной политики, начавшейся в 1992 г., собственные финансово-инвестиционные средства предприятия резко сократились, а систематическое их обесценивание в связи с нарастающей инфляцией постоянно ухудшало ситуацию. Индексация амортизационных отчислений не восполняла недостаток финансовых ресурсов. Ситуацию на инвестиционном рынке усугубляет резкое сокращение объемов государственного финансирования. Если в 1992 г. доля бюджетных источников финансирования составляла 26,9 %, в 1993 г. - 32,6 %, то в 1998 г. она уменьшилась до 19,7 %. По оценке Центра, объем государственного финансирования инвестиций в 1998 г. в сопоставимых ценах составил к уровню 1992 г. менее 20 %. За этот же период почти в три раза (с 2,95 % до 1,15 %) снизился их вес в валовом внутреннем продукте.
Таблица 5.
Структура инвестиций в основной капитал по источникам
финансирования (в % к итогу) Наименование 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Инвестиции в основной капитал 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 В том числе по источникам финансирования:
Собственные средства
69,3
57,4
64,2
62,8
63,3
61,5
53,1 В том числе:
Прибыль, остающаяся в распоряжении организации
(фонд накопления)
-
-
-
-
-
-
13,1 Привлеченные средства - - - - - - 46,9 В том числе:
Кредиты банков
-
-
-
-
-
-
4,8 Заемные средства других организаций
-
-
-
-
-
-
4,3 Бюджетные средства 26,9 34,3 25,9 21,8 20,1 19,2 19,7 В том числе:
Из Федерального бюджета
16,6
19,2
13,4
11,5
9,9
9,5
6,5 Из бюджетов субъектов Федерации
10,3
15,1
10,6
10,3
10,2
9,7
12,2 Средства внебюджетных фондов - - - - - - 10,8 прочие 3,7 8,3 9,8 15,4 16,6 19,3 7,4 Из них: Ср-ва от эмиссии акций - - - - - - 0,4 *С учетом средств бюджетного фонда государственной поддержки.
Главной проблемой экономических преобразований, начавшихся в 1991 г., являются сохраняющиеся крайне ограниченными возможности внутренних накоплений и неспособность в полной мере компенсировать нехватку государственных финансовых ресурсов для преодоления кризиса в инвестиционной сфере.
Неразрешимой остается проблема привлечения заемного капитала на инвестиционные цели. Для предприятия ОАО "Росстрой" главный сдерживающий фактор - завышенная цена кредитных ресурсов. Для банков таким фактором является высокий риск несвоевременного возвращения кредитов. Кроме того, определенное значение имеют достаточно большие сроки окупаемости инвестиций.
Перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через рынок акций и других корпоративных ценных бумаг, особенно после финансового кризиса, достаточно неопределенные.
Таблица 6.
Иностранные инвестиции в ОАО "Росстрой" (млрд. руб.)

Основные объемы иностранных валютных инвестиций накоплены в финансово-кредитной сфере.
Объемы поступления иностранных инвестиций в отрасль "строительство" были различными (в среднем за год по 132 млн. долл.), но динамика их была неравномерна. По преимуществу инвестиции из-за рубежа поступали в виде прямых инвестиций, т.е. вкладов в уставные фонды строительных организаций, и кредитов их совладельцев, а также прочих инвестиций за счет кредитов Мирового банка, направляемых в рамках программы "Жилище" на строительство жилья, развитие коммунальной инфраструктуры и индустрии стройматериалов.
Строительство является одной из отраслей, а которых действует значительное число иностранных фирм. Финские, турецкие, югославские, немецкие и другие иностранные строительные компании все более овладевают подрядами на строительство в крупных городах России как жилых, так и административных зданий, а также различного рода реставрационных и восстановительных работ.
3.5. Основные фонды.
Крайне неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере, сохраняющаяся все годы реформ, оказывает негативное влияние на качественные характеристики воспроизводственного процесса основных фондов. В основной массе это физически и морально изношенный основной капитал, он постарел и в значительной части достиг возраста, когда необходимо его быстрое выбытие.
Коэффициент обновления (ввода) основных производственных фондов уменьшился с 7 % в 1991 г. до 1,6 % в 1998 г. Следует отметить, что если не будет увеличен коэффициент обновления основных производственных фондов, то общий коэффициент износа начнет возрастать с еще большей скоростью, чем до 1990 г., тем самым еще интенсивнее будет протекать процесс старения основных фондов.
По оценкам специалистов, реально востребовано только 50 - 55 % всего основного капитала, остальная часть по степени изношенности не отвечает спросовой конъюнктуре и требует замены. При этом коэффициент выбытия неиспользуемого и устаревшего оборудования в России в 4 - 5 раз ниже, чем в промышленно развитых странах.
Обновление производства с целью обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции на основе передовых технологий связано главным образом с вводом в строй новых предприятий.
Таблица 7.
Воспроизводственная структура инвестиций в основной капитал по объектам производственного назначения (в % к итогу)

Хотя воспроизводственную структуру инвестиций производственного назначения в 1997 г. можно считать более прогрессивной чем в 1992 г. (удельный вес нового строительства увеличился с 27 % до 37 %), ситуация с вводом в действие новых предприятий остается сложной.
На начало 1998 г. основные фонды организации, относящихся к отрасли "строительство", составляли 4,0 %. Основной удельный вес в структуре основных фондов подрядных организаций занимают здания, сооружения, машины и оборудование. За период с 1992 г. по 1998 г. увеличился уровень износа основных фондов подрядных организаций даже в большей степени, чем в целом по экономике, и произошло замедление обновления парка строительных машин. Что явилось следствием отрицательной динамики объемов инвестиций, направляемых на укрепление материальной базы подрядных организаций.
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА
В ЭКОНОМИКУ РФ
Переход от централизованной экономики к рыночной, включающий сложные политические, экономические, институциональные реформы, представляет собой чрезвычайно трудный процесс и не существует какой-либо универсальной модели, которую можно было бы использовать в России в качестве образца.
Одним из важнейших вопросов экономических реформ в России является вопрос о том, какую роль может сыграть иностранный капитал в преодолении инвестиционного кризиса и как его привлечь, не нарушая российские национальные интересы.6
Перед тем как ответить на них, необходимо определить национальные интересы и выделить отрасли экономики, развитие которых с помощью иностранного капитала отвечало бы сформулированным целям.
Кроме того, возможно выявление отраслей экономики, проникновение в которые иностранного капитала можно было бы ограничить исходя из того же принципа. В предложенной работе такими приоритетными отраслями названы нефте- и газоперерабатывающая, химическая промышленность, цветная и черная металлургия, деревообработка и производство строительных материалов. Отраслью, в которой иностранные инвестиции следовало бы ограничить, названа торговля.
Поскольку решение проблемы привлечения иностранного капитала должно быть логическим продолжением внутриэкономической политики России, то вполне естественно, оно связано с комплексным проведением реформы налоговой системы, системы страхования, банковской сферы и сферы внешнеэкономической деятельности.
Для повышения инвестиционной активности в России представляется целесообразным:
1) разработать порядок привлечения частных инвесторов к финансированию приоритетных проектов совместно с государством и под его гарантии;
2) при сотрудничестве с международными финансовыми институтами сделать акцент на прямое их финансирование по сравнению с предоставлением кредитов;
3) при организации инвестиционной деятельности обеспечить привлечение средств как государственных, так и частных, как российских, так и иностранных, исключительно на конкурсной основе (на инвестиционных торгах);
4) создать комплексную систему страхования инвестиций, которая бы включала не только обязательства и гарантии российского правительства (которых явно недостаточно в нестабильной политической и экономической ситуации), но и активизацию сотрудничества с иностранными государственными организациями тех стран, которые осуществляют капиталовложения в российскую экономику путем заключения двусторонних соглашений о взаимной защите капиталовложений. Кроме того, необходима активизация отношений с МАГИ.
Нынешняя государственная политика в вопросе привлечения иностранных инвестиций отличается излишней либерализацией, в результате чего государственное воздействие на привлечение и деятельность иностранного капитала в предпринимательской форме практически сведено к нулю. В условиях переходного периода и непрекращающейся дезинтеграции экономики иностранный капитал получает полную свободу действия.
На федеральном уровне решение вопросов об иностранных инвестициях рассредоточено между различными органами исполнительной власти, которые слабо координируют свою работу. В настоящее время нет возможности иметь абсолютно достоверную информацию относительно иностранного присутствия в российской экономике: информация с мест о регистрации предприятий с иностранными инвестициями поступает нерегулярно, сложно контролировать операции с ценными бумагами, не регламентирована регистрация инвестиций в контрактной форме.
Если в дальнейшем политику стимулирования иностранных инвестиций предполагается проводить более упорядочение, то наряду с уже упомянутыми рычагами государственного и административного воздействия, необходимо рассмотреть вопрос о создании федерального органа исполнительной власти по иностранным инвестициям. Деятельность такого органа могла бы быть результативной только в том случае, если бы он централизовал всю проблематику, связанную с иностранными инвестициями в России и российскими инвестициями за рубежом. В его компетенцию могли бы входить также вопросы, связанные с проведением международных инвестиционных торгов, инвестиционное наполнение кредитов, реализация федеральных инвестиционных программ с иностранным участием, капитализация задолженности, концессионные договоры и соглашения о разделе продукции, страхование от политических рисков и т.д.
Деятельность такого органа федеральной власти должна быть максимально адаптирована к условиям рынка. С одной стороны, он мог бы активно участвовать в формировании государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и отвечал бы за ее реализацию, с другой стороны, проводил бы конкретную работу в сфере бизнеса.
Предложенные действия должны были бы иметь под собой согласованную правовую основу. Механизм их реализации должен быть четко определен в новых законах об иностранных инвестициях, о концессиях, о свободных экономических зонах и в некоторых других, отсутствие которых в настоящее время значительно сдерживает не только приток иностранных инвестиции в российскую экономику, но и проведение экономических реформ.
Заключение
Данная курсовая работа позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на довольно заметный количественный рост числа создаваемых в России предприятий с иностранным участием, социально-экономический эффект от привлечения иностранных инвестиций в масштабе государства остается невысоким. За редким исключением эти предприятия вывозят традиционные экспортные товары и закупают продукцию, выгодную для реализации на внутреннем рынке. Крайне медленно решаются задачи, связанные с передачей передовой зарубежной технологии и удовлетворением потребностей страны в необходимых товарах и услугах.
Анализ вышесказанного позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день ни формы присутствия иностранного капитала в российской экономике, ни направления его деятельность не соответствуют национальным российским интересам.
Государственная политика в этом вопросе отличается излишней либеральностью, точнее сказать, отсутствует вообще какая-либо государственная политика по привлечению и эффективному использованию иностранного предпринимательского капитала.
Однако именно государственная политика должна создать такие условия присутствия иностранного капитала, чтобы они в наибольшей степени соответствовали общенациональным интересам, а не интересам отдельных российских предпринимателей, или, что еще хуже, отдельных иностранных инвесторов.
Реализация глубоко продуманной и всесторонне обоснованной государственной инвестиционной политики позволит успешнее решать задачи структурной перестройки хозяйства, создавать условия стабилизации, а затем и развития экономики страны.
Если суммировать всю приведенную выше информацию, то необходимы следующие шаги и механизмы поддержки условий иностранных инвестиций в России в целом.
Изменение системы налогообложения, которая должна стимулировать развитие бизнеса в целом и иностранных инвестиций в частности, эта система не должна носить только фискальный характер. Эта же группа мер должна существенно улучшить учетную политику, делая ее прозрачной для инвестора и акционеров компаний.
Предпринимательство должно быть освобождено от препятствий бюрократии и бесконечных проверок, инвестиции должны регистрироваться не по разрешительному, а по уведомительному принципу.
Развитие финансовой инфраструктуры в направлении ее тесного и заинтересованного взаимодействия с производительными силами, а не пирамидальными структурами.
Создание вторичного рынка для малых и средних компаний.
Предоставление иностранному инвестору его первого требования - разделение рисков, в частности, в виде долевого вложения средств третьей стороной либо обеспечение для него серьезных финансовых гарантий со стороны федерального или областного бюджетов.
В любом случае, инвестиционный капитал ищет тот рынок, где есть возможность развития и появления новых предприятий. В обществе без развитого духа предпринимательства инвестиционному капиталу делать нечего.
Основным направлением повышения эффективности инвестиций является комплексность их использования. Это означает, что с помощью дополнительных капитальных вложений предприятия должны добиваться оптимальных соотношении между основными и оборотными фондами, активной и пассивной частью, силовыми и рабочими машинами и т.д.7
Важными условиями повышения эффективности инвестиционной деятельности являются сокращение сроков строительства и незавершенного производства, снижение стоимости вводимых объектов, а также правильная их эксплуатация (полное использование проектных мощностей, недопущение простоев техники, оборудования и т.д.).
На начало 1999 г. ситуацию в строительном комплексе РФ можно охарактеризовать как достаточно сложную. В то же время следует отметить, что на строительном рынке набирают силу отечественные производители. Причем те, которые в докризисные времена пребывали на вторых и третьих ролях. Известно, что в результате массового ухода с российского рынка после 17 августа 1998 г. зарубежных производителей, потерпели крах и многие российские подрядчики, которые, так или иначе, зависели от их поставок. И наоборот те, кто пытался наладить производство по лицензиям лучших зарубежных фирм, работая с отечественными поставщиками, увеличили темпы строительства, естественно заполнив вакуум, образовавшийся после исхода зарубежных производительных сил.
Для совершенствования деятельности строительного комплекса, повышения конкурентоспособности строительной продукции необходимо решить ряд важных проблем.
В первую очередь должен быть сформирован экономический механизм, который не позволял бы подрядчику искусственно завышать свои расходы и увеличивать стоимость строительства различными путями. Возможно даже введение государственного контроля за ростом цен и ценообразованием в строительстве.
Для создания полноценного строительного рынка следует всемерно развивать систему заключения контрактов на строительство новых и расконсервированных объектов на основе подрядных торгов. Для этого необходима регламентация процедур переговоров, их гласности и ужесточения контроля за проведением торгов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Виленский П.А., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Академия Народного хозяйства при правительстве РФ. М.: Издательство "Дело", 1998.
Доможирова Н. Н. Привлечение Российскими предприятиями иностранных инвестиций. // Финансы. - 1999. - № 7.
Инвестиционно-финансовый портфель: Кн. инвестиц. менеджера/ Отв. ред. Ю.Б. Бубин, В.И. Солдаткин. - М.: "Соминтэк", 1993.
Кредиты. Инвестиции. - М.: Приор, 1994.
Морозов В. Методы оценки качества инвестиционных проектов. // Экономист. - 1998. - № 7.
Мобиус Марк. Руководство для инвестора по развивающимся рынкам/ Пер. с англ. С. Мироненко и др. - М.: Антон: Гривна +, 1995.
Политэкономия (история экономических учений, экономическая теория, мировая экономика): Учебник для вузов / Под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1999.
Розенберг Д.М. Инвестиции: Терминологический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997.
Халевинская Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России: Учебное пособие. М.: Финстатинформ, 1995.
Шарп Ф. Инвестиции. - М.: ИНФРА-М, 1997.


1 Халевинская Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России: Учебное пособие. М.: Финстатинформ, 1995. 2 Доможирова Н. Н. Привлечение Российскими предприятиями иностранных инвестиций. // Финансы. - 1999. - № 7. 3 Виленский П.А., Лившиц В.Н., Орлова Е.Р., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Академия Народного хозяйства при правительстве РФ. М.: Издательство "Дело", 1998. 4 Морозов В. Методы оценки качества инвестиционных проектов. // Экономист. - 1998. - № 7. 5 Халевинская Е.Д. Предприятия с иностранным капиталом в России: Учебное пособие. М.: Финстатинформ, 1995. 6 Шарп Ф. Инвестиции. - М.: ИНФРА-М, 1997. 7 Мобиус Марк. Руководство для инвестора по развивающимся рынкам/ Пер. с англ. С. Мироненко и др. - М.: Антон: Гривна +, 1995. 28 10

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Windows 95/98. Программа «Проводник». Работа с папками
 Верховный суд РФ, порядок образования, структура, компетенция
Ваши отзывы
Спасибо большое за работы. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество. С наступающим!
Krasotulya

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.