|
|
Основные формы правления, судебные системы конституционного права зарубежных стран1. Содержание: 1. Основные формы правления в зарубежных странах 3 2. Судебные системы некоторых стран мира 13 Список литературы 17 1.ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Темой нашего реферата будут отношения между высшими государственными органами в трех ведущих государствах - США, Великобритании и, отчасти, Франции. Основные формы правления в этих государствах - президентская республика и парламентское правление. Конституционная основа отношений между высшими государственными органами в указанных государствах имеет много различий. Существенны также особенности конституционно-правовой техники, принятой в разных государствах, в частности государствах континентальной Европы или относящихся к англо-американской правовой системе (и здесь, однако, имеются значительные различия в зависимости от того, какая конституция действует - писаная, как в США, или неписаная, как в Великобритании). Парламентарная монархия в Великобритании - исторически первая форма правления на основе буржуазного конституционализма - как это на первый взгляд ни парадоксально, в немалой мере повлияла и на возникновение президентской формы правления в США. Конституционная система Великобритании начала XIX столетия оказала существенное влияние не только на установление формы правления в Скандинавских странах, в Бельгии, Люксембурге, Голландии (т.е. в конституционных монархиях), но отчасти и в остальных капиталистических государствах. Во Франции влияние британской конституционной системы сказалось на конституции 1875 года. Форма правления в США сложилась под воздействием конституционных порядков в Англии после так называемой "славной революции" 1688 года и последующего их развития в первой половине XVIII столетия. Поборниками английской конституционной модели были консервативно ориентированные творцы американской конституции, в том числе один из самых значительных теоретиков американского конституционализма - А. Гамильтон. Бесспорно, конституционная действительность Англии конца XVII и первой половины XVIII столетия в определенной мере повлияла на американскую конституцию. При парламентской форме правления в ее классическом виде верховная государственная власть принадлежит парламенту, что выражается в так называемом суверенитете парламента. Правительство создается парламентом и ответственно перед ним, оно нуждается в доверии парламента, а если в нем отказано, - подает в отставку. В конфликтах между правительством и парламентом существенна роль главы государства, который может принять отставку правительства и поручить формирование нового правительства другому лицу или отставку не принять, что влечет за собой обязанность распустить парламент и назначить новые выборы. Глава государства, если речь не идет о монархии, с ее правом наследования, в принципе избирается парламентом, либо - в федеративных государствах или в государствах, чья структура приближается к федеративным государствам, - особым собранием, куда входят члены парламента и делегаты верховных органов административно-территориальных звеньев. Вторая из основных демократических форм правления - президентская - исходит в отношениях между исполнительной и законодательной властью из принципа их конкуренции. Президентская форма правления в ее историческом прототипе - конституционной системе Соединенных Штатов - основана на концепции разделения властей Дж. Локка и Ш. Монтескье, конкретизированной творцами американской конституции, прежде всего А. Гамильтоном, Т. Джефферсоном и Д. Мэдисоном, в системе сдержек и противовесов. Наиболее отчетливо проследить все характерные черты президентской республики можно на примере США. США являются крупнейшей и наиболее развитой страной в мировом сообществе. Соответственно ее политическая система представляет собой сложное и разнопорядковое социальное образование. Важной исторической особенностью политической системы США является то, что она формировалась под воздействием и на основе старейшей действующей конституции страны. Это придает политической системе США, ее институтам небывалую устойчивость, стабильность и социальное могущество. Государство США - ядро политической системы американского общества. Государственное властвование является основным системным качеством государства, как элемента политической системы. Именно в функции властвования проявляется ведущая роль американского государства, формируется устойчивость, стабильность всех других институтов общества. Подобная роль государства обеспечивается, во-первых, путем издания законов и других нормативно-правовых актов, устанавливающих общеобязательные правила поведения; во-вторых, повседневной оперативно-исполнительной деятельностью специального аппарата по управлению обществом; в-третьих, осуществлением правосудия, контроля и надзора за исполнением правовых предписаний; в-четвертых, путем применения на законном основании государственного принуждения; в-пятых, поддержкой и защитой американских устоев общества, демократических традиций, прав и свобод человека и гражданина. Государственный механизм в США на протяжении двух веков функционирует устойчиво, без каких-либо кардинальных потрясений. Политические партии в США образовались в XIX веке: Демократическая - в 1828 г.. Республиканская - в 1854 г. Демократическая партия была основана в южных штатах сторонниками сохранения плантаторских хозяйств с применением рабского труда. Республиканская партия, опираясь на сторонников в се- верных штатах, выступала за ликвидацию рабства и подневольного труда. С отменой рабства (1865 г.) существенные различия между демократами и республиканцами постепенно сглаживаются. Ныне их партийные платформы отличаются незначительными расхождениями. Демократическая партия и ее лидер президент Б. Клинтон выступают за проведение кардинальных социальных программ внутри страны и оказание более широкой помощи развивающимся странам. Республиканцы выступают за режим экономии, против чрезмерных расходов на социальные программы (образование, медицину, пособия по безработице), за сокращение налогов на предпринимателей, против обширной финансовой помощи иностранным государствам. На промежуточных выборах (ноябрь 1994 г.) республиканцы впервые за последние 40 лет завоевали большинство мест в обеих палатах Конгресса1. В штатах существуют мелкие политические партии, деятельность которых не распространяется на всю страну. В 1919 г. образовалась Коммунистическая партия США. Она не смогла сформироваться в массовую партию. Кандидатов на выборные должности Коммунистическая партия выдвигала лишь в некоторых штатах. Ни один коммунист не избирался в Конгресс США. Не имея прочной социальной базы в американском обществе, компартию постоянно разобщали фракционные внутрипартийные конфликты. После ликвидации КПСС, Коммунистическая партия США лишилась финансовой поддержки и ныне переродилась в небольшую секту сторонников идеологии марксизма-ленинизма. Из других небольших политических партий можно назвать Американскую независимую партию, Международную партию зеленых, Свободную партию, Социал-демократическую партию, Социалистическую трудовую партию. Представительная демократия в США немыслима без функционирования политических партий. Они формируют волю народа, представляют его в представительных органах. Президентская форма правления в США базируется на принципе разделения властей, взаимных независимости и неответственности друг перед другом. Конечно, все эти черты не являются абсолютными, ибо благодаря системе сдержек и противовесов одна ветвь государственной власти призвана уравновешивать другую. Законодательная власть, согласно ст. 1 Конституции США, принадлежит конгрессу, но президент обладает на основании той же статьи правом вето; конгресс принимает решение о финансовых средствах, выделяемых исполнительным органам, президент назначает судей Верховного суда по уполномочию и с согласия сената. Верховный же суд своим известным решением Marbury v. Madison (1803) наделил суды правом толковать конституцию и принимать решения о конституционности законов. Таким образом, судебная власть действует в качестве уравновешивающего механизма как по отношению к власти исполнительной, так и по отношению к власти законодательной. В соответствии с принципом разделения властей ни одна из них не должна быть ответственна перед другой. Президентская форма правления, основанная на разделении властей, не знает понятия высшего государственного органа, из полномочий которого выводятся полномочия остальных государственных органов. В Соединенных Штатах формально имеется три высших государственных органа (конгресс, президент и Верховный суд), которым соответственно и посвящены статьи 1, II и III конституции. Следует отметить, что и в РФ, являющейся президентской республикой, отсутствует как таковой "высший орган государственной власти", его полномочия поделены между Президентом и Государственной Думой, правда, с несомненным перевесом в пользу первого. При президентской форме правления президент является единственным носителем конституционных полномочий исполнительной власти, полномочия остальных представителей исполнительной власти носят производный характер. Поэтому руководители департаментов или иных федеральных ведомств и органов имеют при президенте лишь совещательный голос - принятие решения по всем отнесенным к ведению исполнительной власти вопросам конституция доверила президенту. Эта ситуация, конечно, не исключает, а, наоборот, с учетом гигантского роста деятельности, предполагает, что президент в значительной мере делегирует свои полномочия подчиненным ему звеньям исполнительного аппарата. Гигантское увеличение объема полномочий и функций исполнительного аппарата в 60-80-х гг. не могло не привести к тому, что его деятельность вышла за рамки правил, установленных творцами американской конституции. Преодолевая барьеры, поставленные принципов разделения властей и системой сдержек и противовесов, этот аппарат вторгается в традиционные владения других властей, в особенности законодательной. Президент узурпировал законодательную инициативу, которой формально конституция его не наделяет. В послевоенный период особенно усилилась роль президента в области международных отношений за счет значительного умаления прерогатив конгресса. Развилась практика, обходящая положения ст. II, разд. 2 конституции, в соответствии с которой международные договоры могут быть заключены президентом только с согласия сената: президент использует форму соглашения (agreement), для заключения которого такого согласия не требуется. Именно во внешнеполитических отношениях, касающихся военных, а также экономических вопросов, президент стал почти не контролируемой конгрессом фигурой. Другой основной формой правления является парламентская. Парламентской монархией является Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии, хотя, и здесь проявляются тенденции перераспределения сил в пользу исполнительной власти. Существующая в Великобритании двухпартийная система сложилась в конце XVII века, когда были образованы партии тори и вигов. Начиная с первой мировой войны, фаворитами избирателей являются Консервативная и Лейбористская партии, попеременно сменяющие друг друга у руля государственной власти. Всего же в парламентских выборах обычно участвует более 10 партий. В английской государственно-правовой доктрине принято ставить на первое место в системе государственных органов монарха, который является главой государства и признается источником суверенной власти. Полномочия монарха существуют в форме королевских прерогатив, т.е. исключительных прав, не исходящих от парламента. Политические прерогативы монарха формально являются весьма обширными и серьезными, но на практике в настоящее время самостоятельно им не используются. Поэтому их принято именовать спящими прерогативами. Во взаимоотношениях с парламентом полномочия монарха характеризуются прежде всего тем, что он является составной частью этого органа. Однако монарх не может посещать заседания парламента без специального приглашения. Следующая прерогатива монарха во взаимоотношениях с парламентом - подписание принятых им законов. С этой прерогативой связана следующая - право королевского вето, которою формально имеет абсолютный характер, но с 1707 г. не используется. Наконец, именно монарху в Великобритании принадлежит право роспуска нижней палаты парламента - палаты общин. Во взаимоотношениях с правительством статус монарха гарантируется тем, что он назначает премьер-министра, однако фактически им становится лидер партии, победившей на выборах в палату общин. Поэтому в большинстве случаев акт назначении является формальностью. Все акты, исходящие от королевы, подлежат контрассигнации премьер-министра. В соответствии с конституционным обычаем монарх не может издать ни одного акта без согласия премьер-министра. Парламент Великобритании включает монарха, палату общин и палату лордов. Нижняя палата - палата общин - это общенациональный представительный орган, избираемый на пять лет. Важным структурным элементом палаты общин служат парламентские комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Палатой лордов руководит лорд-канцлер. Она не имеет постоянных комитетов и лишь может по своему усмотрению преобразоваться в комитет всей палаты, а также создавать временные специализированные комитеты для обсуждения конкретного законопроекта. Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой палате. На практике законопроекты рассматриваются нижней палатой, затем передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). Правительство Великобритании имеет весьма своеобразную структуру. Состав кабинета (собственно правительства) и официального правительства не совпадает. Кабинет существует благодаря конституционному обычаю (нет ни одного закона, который устанавливал бы его правовой статус). Министры, возглавляющие наиболее важные министерства, назначаются членами кабинета. В него, кроме премьер-министра, входят 20-22 человека: лорд-канцлер, канцлер казначейства, государственные секретари внутренних дел, обороны, а также министры без портфеля. Правительство формируется премьер-министром, как правило, из депутатов правящей партии в количестве около ста человек. В него входят четыре группы министров. Первая - главы отдельных министерств. Часть из них, занимающая ключевые позиции, входит в состав кабинета. Остальные министры получают лишь выдержки из решений кабинета, касающихся деятельности возглавляемых ими министерств. Изменения в отношениях исполнительной и законодательной власти в пользу первой осуществляются в Великобритании прежде всего путем неадекватного возрастания власти аппарата политических партий. Неадекватное усиление исполнительной власти трансформировало важный принцип парламентского правления - контроль представительных органов над правительством. Ныне все происходит почти наоборот, и скорее правительство контролирует представительный орган. В той же Великобритании правительство, располагая большинством в нижней палате, практически всегда может свести к проформе любые обсуждения, выражение недоверия правительству и т.д. Партийная дисциплина, исключающая возможность голосования депутатов правящей партии против правительства, существенно отличает голосование в палате общин от голосования в конгрессе США. Понятие парламентского контроля все больше формализуется и утрачивает свой первоначальный смысл во всей области неограниченных на словах полномочий парламента. В области законодательства решающие полномочия также перешли к правительству. Парламент почти целиком утратил законодательную инициативу, что фактически усилило исполнительную власть. Понятие законодательной инициативы вообще претерпевает изменения, ибо в ходе длительного процесса подготовки правительством проект закона уже таков, что во многих случаях его обсуждение в палате становится чистой формальностью, не вносящей, как правило, существенных изменений. Другое средство, с помощью которого исполнительная власть фактически узурпирует полномочия парламента, - делегированное законодательство. Общеобязательные нормативно-правовые акты, изданные на основе делегирования законодательных полномочий правительством или иными исполнительными органами, сегодня намного превышают как по своему предметному значению, так и количественно законы парламента. Отношение общеобязательных нормативно-правовых актов, реализованных на основе делегирования законодательных полномочий, и законов парламента составляет ежегодно приблизительно 97%:3%. В целом можно констатировать, что британский парламент утратил по отношению к исполнительной власти почти все самые значительные полномочия. Решения по важнейшим вопросам принимает уже не парламент, а центральные органы правящей политической партии, которые практически институционально и персонально сливаются с кабинетом. Английское государствоведение определяет современную ситуацию в конституционной системе таким образом: власть перешла от парламента к правительству, а от правительства к премьер-министру, - точно отражая двухфазный политический процесс упрочения власти исполнительного аппарата. Вторая фаза выдвинула на первый план премьер-министра, контроль которого над правительством постоянно усиливается, и источник этой силы вовсе не в парламенте, а в собственной партии2. Таким образом, Великобритания осуществляет в настоящее время движение от парламентской фактически к президентской форме правления. Еще дальше этот процесс зашел во Франции. Французская конституция 1958 года, принятая в условиях острого политического кризиса, открыто ликвидировала парламентскую форму правления, существовавшую в стране со времен Третьей и Четвертой республик. Существующая в настоящее время в этой стране форма правления не являясь уже парламентской, все же оставляет парламенту большие полномочия, чем в чисто президентской республике, за что и получила название смешанной или полупрезидентской3. Центральные органы государственной власти Французской республики, в принципе, строятся на основе разделения властей, при некотором преимуществе исполнительной власти по отношению к законодательной. Центральная исполнительная власть - не особенно удачный термин, поскольку эти органы не только исполняют законы, но являются и основным двигателем государственного механизма, предлагая Национальному собранию принятие каких-либо мер. В Пятой республике к числу таких органов относятся Президент республики и правительство. Эти два органа не являются совершенно отделенными друг от друга; правительство, заседающее в статусе Совета министров находится под председательством Президента республики, который, следовательно, составляет часть этого Совета. Однако, Президент и правительство конституируются разными способами, имеют различную продолжительность полномочий и весьма разные права. Соотношение этих полномочий в различные периоды Пятой республики было весьма различным и зависело от партийного состава Национального собрания. В периоды, когда в Национальном собрании находятся в большинстве противники Президента, он обладает точно очерченными в конституции полномочиями; если же в Собрании большинство мест занимают сторонники Президента, то его фактическая власть возрастает - Президент может предлагать меры, входящие в собственную компетенцию правительства. Таким образом проявляется зависимость объема президентской власти от парламента, что невозможно, к примеру в США или в России. 2. СУДЕБНЫЕ СИСТЕМЫ НЕКОТОРЫХ СТРАН МИРА Судебная система США достаточно проста и в целом базируется на положении статьи III Конституции: "Судебная власть Соединенных Штатов осуществляется Верховным судом и теми низшими судами, которые будут время от времени учреждаться Конгрессом" (разд. 1). Члены Верховного суда и другие федеральные судьи назначаются президентом США и пребывают в должности "пока ведут себя безупречно" и их жалованье "не может быть уменьшено во время их пребывания в должности" (ст. III разд. 1). Указанные конституционные положения призваны обеспечить независимость судей. Формулировка "пока ведут себя безупречно" практически обеспечивает судьям пожизненное пребывание в должности. Во главе федеральной судебной системы поставлен Верховный суд США. Он состоит из 9 членов. В качестве суда первой инстанции Верховный суд выступает "по всем делам, касающимся послов, других официальных представителей и консулов, а также по тем, в которых штат является стороной" (разд. 2 ст. III). В основном же он выполняет апелляционную юрисдикцию. Однако, наиболее интересной функцией Верховного суда США является функция конституционного контроля. В отличие от многих стран мира, в том числе и России, в США нет специального органа конституционного контроля, каким у нас, например, является Конституционный суд РФ. В Конституции США вообще функции конституционного контроля отсутствуют как таковые. Они оформились на основании судебного толкования конституции. Содержание конституционного контроля в США включает следующие правомочия судов: властное толкование конституции, проверка конституционности законов Конгресса и легислатур штатов, нормативно-правовых актов исполнительной власти, а также установление норм права в форме судебных прецедентов4. Особенностями конституционного контроля в США являются: во-первых, вопрос о неконституционности закона или другого акта возникает, когда эти акты уже опубликованы и вступили в силу. Во-вторых, Верховный суд рассматривает вопрос о конституционности акта не вообще, не в самостоятельном производстве, а лишь в связи со слушанием какого-либо судебного дела (так же, как и Конституционный суд РФ), решая таким образом "судьбу закона на основе дела". В-третьих, в случае, если акт будет признан неконституционным, то он теряет юридическую силу. Верховный суд США стоит во главе всей судебной системы страны. Закон о судоустройстве 1789 г. установил трехзвенную федеральную судебную систему: Верховный суд, апелляционные и окружные суды. Окружные суды (94) - рассматривают дела общей юрисдикции на основе федеральных законов по первой инстанции. В округе существуют также специальные суды: налоговый, таможенный, претензионный (по искам к правительству). Апелляционные суды (12) рассматривают жалобы на решения окружных судов, а также на решения налоговых и претензионных судов. По таможенным делам имеется специальный апелляционный суд. Отдельную систему образуют военные суды. Наряду с федеральной судебной системой в каждом штате существуют свои суды. Они функционируют параллельно, что следует из системы американского федерализма. Судебные системы в штатах весьма разнообразны. Нет двух штатов с одинаковым судоустройством, каждый штат в этом отношении уникален5. Единственно общее: в каждом штате во главе судебной системы стоит Верховный суд штата. Наиболее простая судебная система сложилась в штате Западная Виргиния: полицейские суды, окружные суды и Верховный суд штата. В отличие от США, в Великобритании нет единого высшего судебного органа власти. Его функции поделены между тремя высшими судебными учреждениями. Следует отметить, что и в РФ, также три высших судебных органа: Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд, однако, в Соединенном королевстве такое разделение проведено по иным признакам. В состав верховных судов входят: Высокий суд, Суд короны и Апелляционный суд. Высокий суд состоит из 78 судей и подразделяется на три отделения: королевской скамьи, канцелярского, по семейным делам. Жалобы на решения высокого суда подаются в Апелляционным суд. В его составе 18 судей, именуемых лорд-джастисами и возглавляемых хранителем судебных архивов. Суд короны - это новое образование, созданное Актами о суде 1971 г. Он рассматривает уголовные дела. Его состав многообразен. В зависимости от вида преступления дело может рассматривать либо судья Высокого суда, либо окружной судья, либо рикордер (барристер или солиситор, временно исполняющий обязанности судьи). Если обвиняемый не признает себя виновным, в рассмотрении дела участвуют жюри присяжных. Решения Апелляционного суда могут быть обжалованы в Апелляционный комитет палаты лордов Дела рассматриваются минимум тремя лордами по апелляции. Каждый отдельно высказывает свое мнение по делу. Помимо высоких судов в Англии действуют разнообразные нижестоящие инстанции, которые рассматривают около 90% всех дел. Важнейшие низшие суды по гражданским делам - это суды графств. Важным звеном судебной системы Великобритании являются магистраты - простые граждане, на которых возложена роль мировых судей. Их общее число около 20000; это не профессиональные юристы, вознаграждения они не получают. Как известно, институт мировых судей существовал до революции и в России, сейчас же, когда едет речь о необходимости его возрождения в РФ, может быть полезен опыт организации системы мировых судей в других странах. Крайней сложностью отличается судебная система Франции. Судебная система Франции многоступенчата, и ее можно разделить на две ветви - собственно судебную систему и систему административных судов. Кроме того, есть суды со специальным назначением. Низшую ступень в системе судебной юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Хотя дела в этом трибунале рассматриваются единолично судьей, но в суде состоит несколько магистратов. Магистратами в этом суде являются судьи трибунала большой инстанции командируемые на три года. Трибунал большой инстанции приходится один на департамент, но в больших департаментах есть по нескольку таких трибуналов. Эти трибуналы делятся на палаты. Трибунал рассматривает гражданские дела, иски о собственности, дела о разводах, споры о гражданстве и др. Во Франции существует 34 апелляционных суда, в юрисдикции которых входит от 2 до 4 департаментов. Апелляционный суд всегда выносит свои решения коллегиально. Независимо от апелляционного суда в каждом департаменте имеется суд присяжных; есть суды присяжных и по делам несовершеннолетних; обжалование решений этих судов производится в Кассационный суд. Состав суда присяжных - три члена а его председатель обязательно является членом апелляционного суда. В состав суда входит 9 присяжных, подбираемых по спискам избирателей. Во Франции действует значительное число судебных органов специального назначения: торговые суды, формируемые коммерсантами посредством двухстепенных выборов, советы прюдомов (всего в стране 281). Кроме того, существуют 409 судов по арендным делам, учреждаемых на паритетной основе и рассматривающих споры между арендодателями и арендаторами. На вершине судебной иерархии находится Кассационный суд. Он является кассационной инстанцией и имеет очень сложную структуру. В его состав входят пять палат по гражданский и одна - по уголовным делам. Некоторые дела рассматривают в смешанном составе (не менее трех палат), когда дело затрагивает компетенцию нескольких палат с целью избежать создания противоречий внутри самого суда. Во Франции в качестве отдельной существует ветвь административной юстиции, возглавляемая Государственным советом; в нее входят административные и апелляционные административные суды. Отдельное звено судебной системы составляют также военные суды6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Иностранное конституционное право. М.: Юристъ, 1997. Конституционное право зарубежных стран / Отв. ред. Страшун Б.А. - М.: Бек, 1995. Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М.: Юридическая литература, 1985. Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. М., 1976. Филиппов С.В. Судебная система США. М.: Наука, 1980. Современные Соединенные штаты Америки, М.: Политиздат, 1988. Сборник документов по истории государства и права зарубежных стран. М., 1993. 1 Иностранное конституционное право. М.: Юристъ, 1997, с. 4. 2 Благож Й. Формы правления и права человека в буржуазных государствах. М.: Юридическая литература, 1985, с. 166. 3 Мишин А.А. Государственное право буржуазных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости. М., 1976, с. 132. 4 Современные Соединенные штаты Америки, М.: Политиздат, 1988, с. 46. 5 Филиппов С.В. Судебная система США. М.: Наука, 1980, с. 117. 6 Иностранное конституционное право. М.: Юристъ, 1997, с. 116-119. 16 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|