Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Психологическая готовность детей к школе
 Золотодобывающая промышленность РФ
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Конституционное право

курсовая работа

Сравнительные характеристики конституций РФ, Греции и Латвии



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ 5
1.1. Основы конституционного строя 5
1.2. Статус человека и гражданина 8
2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 16
2.1. Глава государства и исполнительная власть 16
2.2. Законодательство и судебная власть 22
3. ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 27
3.1. Политика территориальной власти 27
3.2. Местное самоуправление 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ВВЕДЕНИЕ
Термин "конституция" (от лат. constitutio - установление, утверждение) употреблялся еще античными мыслителями. Так назывался один из видов декретов римских императоров. В эпоху феодализма применялась и формулировка "основ ной закон", которая теперь используется как аналог конституции. Одна ко ни в античном мире, ни в средние века современного понятия конституции не было, не существовало тогда и основных законов, которые служили бы юридической базой текущей правотворческой деятельности Теоретическое обоснование необходимости такого акта, разработка понятия "конституция", принятие первых конституций (США 1787 г. Франции и Польши 1791 г.) были связаны с борьбой молодой революционной буржуазии, возглавившей широкие слои народа, против феодального строя и феодального права, "права-привилегии" (К. Маркс)1.
В современной науке конституционного права термин "конституция" употребляется в двух основных значениях: конституция фактическая и конституция юридическая.
Фактическая конституция - это реально существующие основы общественно-политического строя, действительное положение личности в той или иной стране.
Конституция юридическая - это документ, основной закон (несколько основных законов) имеющий высшую юридическую силу, принимаемый и изменяемый особом порядке, регулирующий в большем или меньшем объеме основы социально-экономического строя, политической системы, правового статуса личности, духовной жизни общества, т.е. имеющий особый объект,
Высшая юридическая сила конституции означает, что все остальные законы, иные акты, правоприменительная практика должны соответствовать ей, иначе они недействительны. Особый порядок принятия конституции обычно предполагает принятие конституции специально созываемым для этого учредительным собранием, другим высшим представительным органом (парламентом) квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/5 и т.д.) всего состава парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда для этого требуется и референдум.
Конституции обычно состоят из преамбулы (введения), глав (разделов, частей), статей, которые в свою очередь могут делиться на пункты, обозначенные цифровой или буквенной нумерацией. В редких случаях (например, в Венгрии) вместо статей имеются параграфы. Завершается конституция переходными и заключительными постановлениями, которые предусматривают преемственность государственной власти, порядок создания новых органов. Во многих конституциях есть приложения, содержащие схемы, образцы, различные перечни (например, полномочий федерации и субъектов), текст клятвы президента и др. Неотъемлемой частью конституции являются в некоторых странах (США и др.) поправки к ней, они не вносятся в текст, а прилагаются к конституции.
По вопросу о значении конституции в жизни страны существуют разные взгляды. Во время борьбы против королевского абсолютизма в прошлом, а в некоторых странах Востока и теперь идеологи борьбы за демократию, исходя из волюнтаристских концепций, придают конституции решающее значение в установлении общественного и государственного строя страны. С их точки зрения, все зависит от идей, которыми руководствуются создатели конституции: общественный строй будет справедливым, если принять "хорошую" конституцию. Конечно, на бумаге можно написать любой текст конституции. Но если этот текст не будет соответствовать социально-политическим условиям, он останется мертвой буквой. В условиях коммунистических режимов в Болгарии, Румынии, Чехословакии в конституциях провозглашалась полнота власти парламентов и местных советов, перечислялись обширные права граждан и назывались такие важные гарантии, которых было в основных законах стран западной демократии. Однако действительность не соответствовала этим положениям.
Для того чтобы конституция действовала, она должна учитывать реальные условия страны, уровень правовой культуры населения и многие другие факторы общественной жизни. Но это не значит, что конституция - лишь простой слепок существующей ситуации.
В данной курсовой работе будет проведен сравнительный анализ конституций Российской Федерации, Греции и Латвии в части, устанавливающей основы конституционного строя этих государств, их высших органов государственной власти и закрепляющей принципы территориальной политики и муниципального управления.
1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
1.1. Основы конституционного строя
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие "конституционный строй" включается нечто большее, чем формальное соблюдение конституции. Это понятие применимо только к такому государству, в котором конституция надежно охраняет права и свободы человека и гражданина, а все право соответствует этой конституции, но главное - государство действует в соответствии с конституцией и во всем подчиняется праву. Конституционный строй, таким образом, не сводится к факту существования конституции, а становится реальностью только при двух условиях: если конституция соблюдается и если она демократическая.
Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституций, называется конституционным строем2.
Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки.
Установление конституционного строя начинается с определения принципов организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом. Эти принципы как раз и составляют содержание гл. 1 Конституции Российской Федерации "Основы конституционного строя". Общество свободных людей (гражданское общество) как бы указывает государству на его обязанность служить человеку и предъявляет определенные требования в отношении организации и пределов государственной власти.
Значение гл. 1 Конституции РФ исключительно велико. По существу, именно здесь формулируется гуманистическая направленность конституционного строя, содержатся гарантии от этатизма, т.е. установления тотального государственного контроля за общественной жизнью. Принципы организации государства закрепляются здесь в самой общей форме, они как бы создают фундамент конституционного строя, а конкретно раскрываются в последующих главах Конституции, и поэтому некоторые положения как бы гарантированы дважды (федерализм, право собственности, разделение властей и др.).
Очень важное указание содержится в ч. 2 ст. 16, где говорится, что никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Это свидетельствует о том, что они пользуются наивысшей юридической силой.
Из содержания норм, входящих в главу "Основы конституционного строя", прежде всего следует обязанность государства охранять общественные устои, вытекающие из свободы людей. Таким образом, не государство регламентирует общественную жизнь, становясь над ней, а общество предъявляет требования к государству. В этой главе также закрепляются форма правления и общие гарантии против узурпации власти. Из суммы подобного рода норм-принципов обычно складывается ответ на вопрос, является ли то или иное государство конституционным или нет.
Конституция Российской Федерации не только объявляет положения гл. 1 основами конституционного строя, но и закрепляет невозможность их изменения иначе, как в усложненном порядке, установленном настоящей Конституцией. Согласно ст. 135, основы конституционного строя не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Это может сделать только Конституционное Собрание, созываемое на основе федерального конституционного закона, и только в случае, если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такое намеренное усложнение порядка пересмотра гл. 1 служит одной цели: сделать основы конституционного строя как можно более стабильными.
Нормы-принципы, включенные в главу "Основы конституционного строя", составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:
гуманистические основы конституционного строя;
основные характеристики Российского государства;
экономические и политические основы конституционного строя;
основы организации государственной власти. Именно потому, что эти нормы-принципы закрепляют только основы конституционного строя, многие из них затем раскрываются и даже как бы дублируются в различных главах Конституции.
Следует отметить, что конституционное право зарубежных стран, признавая важность категории "конституционное государство", обычно не пользуется термином "основы конституционного строя". Такой специальной главы нет в конституциях Греции и Латвии. В конституциях этих стран встречаются краткие главы: "Форма государственного правления" (Греция) и "Общие положения" (Латвия).
Независимо от того, содержатся или не содержатся в основном законе рассматриваемых государства специальные главы об основах конституционного строя и как они названы, нормы-принципы, относящиеся к понятию основ конституционного строя, присутствуют в разных главах конституции, в специальных законах или признаются судебной практикой во всех цивилизованных странах. Конституция Российской Федерации включает отдельную главу об основах конституционного строя, скорее всего, с целью укрепления правовых гарантий против сползания к этатизму и подавления свободы народа, что особенно важно для страны, в которой осуществляется переход от тоталитарного государства к демократическому.
Под гуманистическими основами конституционного строя следует понимать такие его основополагающие принципы, которые закрепляют ведущую роль граждан в государственном строительстве. Человек, гражданин, народ - таковы главные действующие лица, которыми и во имя которых создается конституционный строй.
Проведем краткий анализ конституционного строя рассматриваемых в работе государств (РФ, Греция и Латвия).
Как уже было отмечено, в понятие основ конституционного строя в целом входят закрепленные конституцией характеристики государства. Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления.
Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной демократической республики означает, в первую очередь, что в стране действует республиканская форма правления. Все граждане России имеют право участвовать в формировании законодательной власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избирать главу государства - Президента Российской Федерации. Республиканская форма правления предоставляет широкие возможности для реального воплощения принципа народовластия, наиболее полного и последовательного отстаивания интересов большинства россиян высшими органами власти, сформированными самим населением.
Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения, автономную область, 10 автономных округов. Представительные (законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших направлений государственно-правовой деятельности, принимают законы и иные нормативно-правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.
В таком многонациональном государстве, как Россия, федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной, ибо федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего многонационального народа России с интересами каждой нации и народности3.
Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам предоставляются все известные современной политико-правовой практике формы участия населения в делах государства и формировании его органов, свобода слова, митингов, шествий и демонстраций и иные политические права (см. об этом гл. 2 Конституции). В стране принимаются меры к реальному осуществлению каждым гражданином предоставленных ему прав и укреплению законности и правопорядка.
В конечном счете, закрепленные Конституцией формы государственной власти соответствуют передовому опыту государственного строительства зарубежных стран, учитывают исторические и национальные особенности России и создают оптимальный режим для реализации политической, экономической и иных свобод россиян. Проведение принципа разделения властей в системе федеральных органов государственной власти придает устойчивый характер демократическим преобразованиям в Российской Федерации, делает невозможным сосредоточение власти в руках одного лица и введение авторитарного режима.
Принципиально важным является конституирование государства Российской Федерации в качестве правового. Далеко не все конституции развитых демократических государств содержат подобные положения. Однако признание Российского государства правовым на сегодняшний день надлежит рассматривать не как реальность, свершившийся факт, а как одну из первостепенных задач, которые предстоит решить в ходе реформирования России и создания процветающего общества.
Конституция Греции провозглашает (ст. 1), что государственный строй Греции - парламентарная республика; фундаментом государственного строя является народный суверенитет; вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется в порядке, определенном Конституцией; уважение и защита достоинства человека являются первоочередной обязанностью государства; Греция, следуя общепризнанным нормам международного права, стремится к укреплению мира, справедливости, а также к развитию дружественных отношений между народами и государствами; господствующая религия в Греции - религия восточно-православной Церкви Христовой, которая является автокефальной и управляется Священным Синодом.
Провозглашая Латвию независимой демократической республикой, Конституция вполне традиционно формулирует принцип народного суверенитета: "суверенная власть принадлежит латышскому народу" (ст. 2). Именно народ и является основой представительного правления. Как и большинство западноевропейских конституций, Конституция Латвии не упоминает принцип разделения властей, исходя из него при определении конкретных механизмов взаимодействия между государственными органами и их компетенции.
1.2. Статус человека и гражданина
Положение личности в обществе, основные права, свободы и обязанности граждан регламентируются нормами конституционного права. Обеспечение прав и свобод граждан составляет главный смысл демократического правового государства, но степень развитости этого института обусловлена многими особенностями социально-экономического положения, политического режима в каждой стране. Права и свободы грубо попираются в тоталитарных государствах, они лишены необходимых гарантий в развивающихся странах. Проблема защиты прав и свобод остается актуальной и во многих развитых демократических государствах4.
Институт конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина занимает особое место в системе отрасли конституционного права РФ. Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции РФ, что говорит о значении, которое придает законодатель этому институту. Отметим, что положения данной главы могут быть изменены в особом, усложненном режиме путем созыва Конституционного Совещания.
Статья 2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Эта статья раскрывает важнейшую сторону характеристики Российской Федерации как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в комментируемой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции Российской Федерации исключительных случаях, при особых, как правило, временных обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью является важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с "общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.5
Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод, а также обязанностей человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.
К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Они составляют относительно небольшую часть всех прав и свобод.
Причины, по которым одни права и свободы закрепляются в Конституции, другие - в текущем законодательстве, не произвольны.
Можно выделить следующие причины, от которых зависит выбор того или иного уровня правовых актов для закрепления прав и свобод.
1. Значимость данного права и данной конституционной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.
2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и данной свободы. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Именно такого рода права и свободы закрепляются конституционно.
3. Особые юридические свойства основных прав и свобод, специфика их реализации. Эти права и свободы:
а) составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иными нормативными актами.
б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждым человеком и гражданином, либо за каждым гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы, устанавливаемые нормами не конституционного, а других отраслей права, увязываются с обладанием лицом различными статусами.
в) характеризуются всеобщностью, они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина. Признавая то или иное право основным, государство исходит из возможности осуществления его всеми. Этим обусловливается процесс расширения основных прав и свобод по мере создания соответствующих социально-экономических предпосылок. Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются от других прав и свобод основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Они не связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности и принадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует о том, что основные права и свободы выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его волеизъявлению, принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от его правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободы могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные же права и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участника правоотношения;
д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются в нормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, - в Конституции;
е) обеспечиваются повышенной правовой охраной.
Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.6
Конституционно-правовое регулирование в целом тоже связано с закреплением обязанностей лица. Но в отличие от других отраслей конституционное право выполняет здесь двоякую роль.
Подобно всем отраслям права, оно закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений - обязанности лица как избирателя, как депутата, как члена различных органов государственной власти и органов местного самоуправления, как обладателя многих других конституционно-правовых статусов.
Вместе с тем конституционное право выполняет в закреплении обязанностей человека и гражданина и специфическую роль. Оно закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые:
1) имеют всеобщий характер;
2) не зависят от конкретного правового статуса лица;
3) закрепляются на высшем, конституционном уровне.
К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества. Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности распространяются на каждого человека, другие - только на гражданина Российской Федерации.
В конституционно закрепленных основных обязанностях выражены наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности человека и государства.
Соблюдение основных обязанностей обеспечивается всеми мерами правового и общественного воздействия..
Таким образом, основные обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Различие между понятиями "право" и "свобода" в достаточной мере условно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждого избирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданина государства.
Вместе с тем понятие "свобода" в большей мере увязано с такими правомочиями личности, которые очерчивают сферу ее самостоятельности, защищают от вмешательства в ее внутренний мир (свободы совести, вероисповедания, мысли, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания).
Понятие "право" в большей мере предполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государства или правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур.
Конституция Греции провозглашает равенство граждан перед законом, а также равенство в правах и обязанностях греков и гречанок.
Согласно Конституции каждый гражданин Греции имеет право: свободно развивать свою творческую личность и участвовать в социальной, экономической и политической жизни страны; пользоваться полной защитой своей жизни, чести, свободы независимо от национальной, расовой или языковой принадлежности, религиозных или политических убеждений; получить компенсацию за несправедливое или незаконное осуждение, предварительное заключение или лишение личной свободы каким-либо иным образом; требовать неприкосновенности жилища, личной и семейной жизни; направлять компетентным властям письменные заявления; выражать и распространять свои мысли устно, письменно или в печати; получать бесплатное образование на всех его ступенях в государственных учебных заведениях; обращаться в суд.
Граждане Греции имеют право на труд, на забастовку; имеют право собираться мирно и без оружия; образовывать союзы и объединения, не имеющие цели получения прибыли; свободно создавать политические партии или присоединяться к ним. Провозглашается свобода совести и свобода творчества. Греческие граждане обязаны участвовать в выполнении публичных повинностей. Кроме того, всякий грек, способный носить оружие, обязан способствовать обороне Родины.
Конституция Греции предусматривает ряд гарантий, обеспечивающих реализацию прав и свобод греческих граждан. Эти гарантии фиксируются прежде всего в качестве обязанности государства по отношению к гражданам. Государство обязано: гарантировать права человека как отдельной личности и как члена общества; планировать и координировать экономическую деятельность в стране, добиваясь обеспечения развития всех отраслей национального хозяйства, с целью укрепления социального мира и защиты общих интересов государства; принимать необходимые меры для введения в эксплуатацию источников национального богатства, содержащихся под землей и морем, а также для развития экономики горных, островных и приграничных районов; заботиться о создании условий полной занятости для всех граждан и о повышении нравственного и материального уровня сельского и городского населения; заботиться о социальном обеспечении трудящихся; принимать меры для обеспечения профсоюзных свобод, беспрепятственного осуществления связанных с ними прав и охраны их от любого посягательства.
Кроме того, государство обязано: охранять природную и культурную окружающую среду, принимать специальные превентивные или репрессивные меры для ее сохранения; охранять семью, брак, материнство и детство; проявлять особую заботу о многодетных семьях, инвалидах войны и мирного времени, вдовах и сиротах - жертвах войны, а также о больных, страдающих неизлечимыми физическими или душевными болезнями; заботиться о здоровье граждан и принимать специальные меры для защиты молодежи, стариков, инвалидов, а также для помощи неимущим; заботиться о предоставлении жилища для тех, кто его не имеет или недостаточно им обеспечен.
Помимо этого государство должно: содействовать развитию и распространению искусства и науки; заботиться об образовании греческих граждан, включая их нравственное, культурное, профессиональное и физическое воспитание, а также развитие их национального и религиозного сознания и формирование их как свободных и ответственных граждан; осуществлять контроль над радиовещанием и телевидением с целью объективного и осуществляемого на равных условиях распространения информации и новостей, а также произведений литературы и искусства, обеспечивая качественный уровень передач, диктуемый специальной миссией радиовещания и телевидения и интересами культурного развития страны.
Другим видом конституционных гарантий, обеспечивающих реализацию прав и свобод греческих граждан, являются запреты, касающиеся деятельности всей системы государственных органов и должностных лиц. Так, в соответствии с Конституцией запрещается: присваивать греческим гражданам и признавать за ними дворянские и другие почетные титулы; использовать право собственности в ущерб общественным интересам; развивать частную экономическую инициативу в ущерб свободе и человеческому достоинству или во вред национальной экономике; любая форма принудительного труда; забастовка судей и служащих корпуса безопасности в любой форме. Полностью запрещаются в какой бы то ни было форме выступления судей, военнослужащих, служащих корпуса безопасности и государственных служащих, а также служащих юридических лиц публичного права, государственных предприятий и органов местного самоуправления в поддержку политических партий.
Кроме того, запрещены: всякие меры административного характера в отношении личности, ведущие к ограничению свободного передвижения или свободного выбора места жительства в стране, а также свободного для каждого грека въезда и выезда из нее; отправление культовых обрядов, нарушающих общественный порядок или нравственные нормы; не допускается прозелитизм; освобождение от выполнения обязанностей перед государством или отказ подчиняться законам по причине религиозных убеждений; цензура и всякие другие предупреждающие меры по отношению к печати; создание высших учебных заведений частными лицами.
Конституция Греции постановляет: никто не может подвергаться преследованию, аресту, заключению в тюрьму или какому-либо иному ограничению свободы, кроме как в тех случаях и таким образом, когда и как это определено законом; никто не может быть подвергнут аресту либо тюремному заключению без обоснованного судебного ордера, который должен быть вручен в момент ареста или задержания, за исключением случаев ареста на месте преступления; нет преступления - не может быть наложено наказание, если нет закона, действовавшего до совершения преступления и определяющего его элементы; не может быть наложено наказание более тяжкое, чем предусмотрено законом, действовавшим в момент совершения преступления; пытки, нанесение любых телесных повреждений, вреда здоровью или применение психологического насилия, равно как и любое иное оскорбление человеческого достоинства, запрещаются и наказываются так, как это определено законом; полная конфискация имущества запрещена; смертная казнь не может применяться за политические преступления, кроме случаев, когда политическое преступление соединено с уголовным; принятие закона, предусматривающего амнистию за преступления общего характера, запрещено; никто не может быть изъят без его согласия из подсудности суда, предусмотренного для него законом; учреждение особых судов и чрезвычайных трибуналов под каким-либо названием не допускается.
Заключительный раздел Конституции Латвии (в ред. 1998 г.) содержит регламентацию одного из важнейших элементов взаимоотношений государства и общества - института прав и свобод.
Именно с этим разделом были связаны особые ожидания, поскольку затянувшееся на многие годы правовое решение столь острых для Латвии проблем гражданства, положение представителей нелатышской национальности во многом является катализатором нестабильности общества. Закон о гражданстве 1994 г. неоднократно менялся, поправки к нему выносились на референдум. Не менее сложно и положение с Законом о государственном языке, очередные правила применения которого вступили в силу 1 сентября 2000 г. Напомним, что предшествующая их редакция получила жесткую оценку экспертов ОБСЕ.
Современная редакция конституционных положений о правах человека могла бы в подобной ситуации установить четкие ориентиры для законодателя. Однако при сравнении конституционных положений с Конституционным законом "Права и обязанности человека и гражданина" (действовавшим с 1992 до 1998 г.) остается много вопросов. Первое, что привлекает внимание, - законодатель отказался от определения содержания института гражданства на конституционном уровне. Таким образом, вопросы, связанные с получением, утратой гражданства, равно как и проблемы двойного гражданства выведены из плоскости конституционной регламентации и могут быть решены обычным законом, что лишает стабильности соответствующие отношения.
Общеизвестно, что подчас главный смысл создания Конституции и состоит именно в том, чтобы обеспечить свободу и безопасность человека, прежде всего, от произвола государственной власти. Конституция Латвии, восприняв, как и большинство современных конституций, идею естественных, неотчуждаемых прав человека, избрала так называемую позитивную модель изложения.
Общий перечень и объем предусмотренных Конституцией прав человека и гражданина вполне соответствует общепринятым демократическим стандартам. Содержащиеся в данном разделе положения могут быть с определенной долей условности сгруппированы в три блока: права, принадлежащие каждому (или всем людям); права, принадлежащие гражданам, и права, подлежащие ограничению на основании ст. 116.
Общий перечень прав, установленных Конституцией, широк и гарантирует всем равенство перед законом и судом, презумпцию невиновности, право на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, защиту чести и достоинства, право на свободу мысли, совести и религиозных убеждений, право на обращение в государственные и местные учреждения с заявлениями, право на социальное обеспечение. Государство гарантирует каждому минимум медицинской помощи, бесплатное основное образование, являющееся обязательным, и защищает право на жизнь в благоприятной среде. Государство принимает на себя защиту основных прав, установленных как Конституцией, так и законами, а также международными договорами. Декларируются важнейшие принципы отделения церкви от государства и право каждого на собственность.
За каждым гражданином Латвии закреплено право на защиту вне пределов Латвии, свободу возвращения в Латвию, защиту от выдачи иностранному государству, а также право на участие в деятельности государства и самоуправления.
Вне предложенной классификации следует указать также право работника на получение оплаты, соответствующей выполненной работе, но не менее установленного государством минимума; право на выходные дни и отпуск; право на коллективный договор и на забастовку.
Отдельная статья закрепляет право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на сохранение и развитие языка, этнической и культурной самобытности. Однако, в отличие от многих Конституций, нет права на создание учебных заведений и обучение на родном языке, а также на использование его при обращении в органы власти в местах компактного проживания национальных меньшинств.
В Конституции Латвии нет предписаний об общепризнанной институциональной гарантии прав человека - институте омбудсмана. Возникший именно в странах скандинавской правовой семьи, он, как свидетельствует практика мирового конституционализма, весьма эффективен, особенно для государств переходного этапа.
Конституционные обязанности гражданина в последние годы в доктрине рассматриваются иногда как не вполне самостоятельный институт, а подчас и не обязательный элемент Конституции7. Однако и в такой трактовке не всегда очевидна логика латвийского законодателя, отказавшегося от имевшихся в указанном конституционном законе 1992 г. таких обязанностей, как защита Родины, воспитание детей, верность конституционным идеалам и обязанность соблюдать законы.
2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1. Глава государства и исполнительная власть
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т.е. не делятся с парламентом, правительством или судебными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть нераскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.
По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины "высшее должностное лицо" и "глава исполнительной власти". Изменение конституционной формулы не означает сужения функции Президента РФ или его "отлучения" от исполнительной власти Термин "глава государства" более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует о появлении четвертой основной ветви власти. Когда тем не менее употребляют термин "президентская власть", то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном - с исполнительной властью.
Характеризуя конституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность его положения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию "Президента всех россиян" независимо от того, как проголосовало большинство избирателей в том или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народ России в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов и регионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемых депутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа и всей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах одних регионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государства вправе контролировать президентов республик и глав администраций других субъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либо общественных объединений, это своеобразный правозащитник и "лобби" всего народа. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единство общегосударственных и региональных интересов.
Как и в других государствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что до отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, вероятно, будет признан и его иммунитет против гражданских исков. В статус Президента РФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в его служебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как в столице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания в них.
Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ. Президент Российской Федерации:
1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,
2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,
3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства,
4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями. Исполнение законов, являющееся по концепции правового государства главной функцией исполнительной власти, объективно требует осуществления большой распорядительной деятельности, которая неизбежно затрагивает права и интересы граждан - защищает их, а порой и нарушает. Отсюда та тщательность, с которой в каждом демократическом государстве подходят к вопросам формирования, организации и ответственности органов исполнительной власти.
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст. 110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Соотношение Правительства с Федеральным Собранием и судами не порождает каких-либо неясностей. Согласно Конституции РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, что предполагает невмешательство в деятельность каждой власти со стороны двух других. Поскольку в Российской Федерации принята президентская форма правления и Правительство РФ несет ответственность в основном перед Президентом РФ, члены Правительства РФ, его Председатель и заместители не могут быть депутатами Государственной Думы (естественно, и членами Совета Федерации). Назначение депутата министром или другим членом Правительства влечет немедленное сложение им своих депутатских полномочий. В то же время Правительство РФ взаимодействует с палатами Федерального Собрания, и особенно с постоянными комитетами и комиссиями, рассматривая их рекомендации и принимая соответствующие меры. Однако при нынешней форме правления не может быть и речи о какой-либо отчетности Правительства РФ перед Федеральным Собранием, обязанности при всех условиях уйти в отставку в случае вотума недоверия и т.д. Председатель Правительства РФ неоднократно игнорировал "вызовы" в Государственную Думу. В то же время Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ обязывает членов Правительства по приглашению палат присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы.
Регламентируя устройство государственной власти, Конституция Греции прежде всего определяет функции государственного механизма и систему органов, осуществляющих их. Так, законодательную функцию осуществляют Парламент и Президент; исполнительную функцию - Президент и Правительство (Совет Министров); функцию правосудия - судебные органы.
Важная роль в деятельности государства отводится Президенту Греческой Республики. Им может быть избран греческий гражданин, имеющий это гражданство не менее пяти лет, достигший 40-летнего возраста и обладающий правом избирать. Его отец должен быть греком. Президент Республики избирается Парламентом путем открытого голосования сроком на пять лет. Избранным на этот пост считается претендент, который получил большинство в 2/3 голосов от общего числа депутатов. Переизбрание Президента Республики возможно только один раз.
Должность Президента Республики несовместима ни с какой иной должностью или видом деятельности. Конституция наделяет Президента Республики широким кругом полномочий. Он представляет государство в международных отношениях, объявляет войну, заключает договоры о мире, о вступлении в союзы, об экономическом сотрудничестве с другими государствами и участии в международных организациях и союзах. О своих решениях по всем этим вопросам Президент информирует Парламент, давая все необходимые пояснения, если интересы и безопасность государства позволяют это. Для вступления в силу актов, издаваемых Президентом по указанным вопросам, требуется их контрасигнация соответствующим министром, а также опубликование этих актов в Правительственной газете.
К компетенции Президента Республики относится назначение Премьер-министра, а по его предложению - назначение и увольнение остальных членов Совета министров и заместителей министров. Он освобождает от обязанностей Совет министров, если он подал в отставку или если Парламент выразил ему недоверие.
Ряд полномочий Президента касается деятельности Парламента. Парламент Греции собирается каждый год в первый понедельник октября на очередную сессию, продолжительность которой в общей сложности не должна быть менее пяти месяцев в году. Президент Республики может созвать Парламент на его обычную сессию раньше, чем в октябре, а также на чрезвычайную сессию, когда сочтет это нужным. Кроме того, Президент вправе всего один раз отложить проведение парламентской сессии: либо отсрочив ее открытие, либо прервав ее работу. Временное приостановление работы сессии Парламента Президентом Республики не может длиться более 30 дней.
Президент также имеет право распустить Парламент. При этом Конституция строго определяет те обстоятельства, при наличии которых он может этим правом воспользоваться:
1) когда два состава Правительства подали в отставку или им было выражено недоверие Парламентом;
2) когда Правительство, пользующееся доверием Парламента, предложило Президенту распустить Парламент.
Предложение, указанное в последнем случае, Правительство может сделать лишь в том случае, если Парламенту предстоит принять решение по жизненно важному для греческого народа вопросу. Роспуск Парламента в этом случае преследует цель - провести новые выборы, чтобы народ новым голосованием выразил Парламенту свое доверие, необходимое для решения данного вопроса8.
Президент Республики обязан опубликовать принятые Парламентом законы в месячный срок с момента их принятия, однако он может в течение этого времени вернуть в Парламент законопроект, изложив мотивы возврата. Решение по возвращенному Президентом законопроекту Парламент принимает на пленарном заседании. Если Парламент вновь примет данный законопроект абсолютным большинством голосов депутатов, он становится законом и Президент обязан опубликовать его в течение 10 дней с момента его вторичного принятия Парламентом.
Президент Республики также уполномочен: обращаться с согласия правительства с посланиями к народу; объявлять по решению Парламента референдум; возглавлять вооруженные силы страны; назначать и увольнять государственных служащих в соответствии с законом; награждать орденами.
Президент осуществляет свои полномочия посредством декрета. Представляет интерес то обстоятельство, что Конституция наделяет Президента Республики правом издавать декреты, имеющие силу закона. Подобные декреты он правомочен издавать при чрезвычайных обстоятельствах, в случае непредвиденно возникшей необходимости и если это предлагает Правительство. Декреты Президента, имеющие силу закона, должны быть представлены на утверждение Парламента в течение 40 дней с момента их издания или в течение 40 дней с момента созыва сессии Парламента.
Президент Республики может по предложению Правительства издать декрет об объявлении осадного положения. Однако это относится к случаям, когда Парламент не заседает или если его нельзя созвать в настоящий момент по объективным причинам. Подобный декрет должен быть внесен на одобрение Парламента не позднее чем через 15 дней после его издания.
Согласно Конституции, Президент Республики не несет ответственности за действия, совершенные им при выполнении своих обязанностей, исключая случаи, когда речь идет о государственной измене или предумышленном нарушении Конституции. За противоправные действия, не связанные с выполнением Президентом его обязанностей, преследование Президента откладывается до истечения срока его полномочий.
Следует отметить, что изменения, внесенные в Конституцию в марте 1986 г., затронули главу, которая посвящена Президенту Республики. Так, был ликвидирован Совет Республики, который ранее создавал Президент. Кроме того, Президент был лишен права: распускать Парламент по той причине, если он считает, что деятельность Парламента находится в противоречии с общественным мнением; назначать референдум; издавать декреты об амнистии осужденных лиц за политические преступления; объявлять осадное положение, если Парламент находится на сессии или может быть созван на сессию.
Правительство Греции определяет общую политику страны и руководит ею в соответствии с предписаниями Конституции и законами.
Главой государства в Латвии является президент. Президент Латвии не входит в систему исполнительной власти Латвии и рассматривается Конституцией как глава государства, наделенный традиционными полномочиями представительства государства в международных отношениях, в области обороны. В современных реалиях Латвии особенно важна роль Президента как гаранта согласия в обществе и третейской стороны в политических конфликтах.
Исходным моментом в определении правового статуса Президента является избрание его парламентом. Конституция устанавливает, что кандидат, претендующий на пост Президента, должен обладать полной дееспособностью, быть гражданином Латвии, достичь 40 лет. В декабре 1997 г. в Конституцию включено дополнительное условие, в чем-то предопределенное результатами президентских выборов в Литве. Кандидат не может обладать двойным гражданством.
Президент избирается простым большинством голосов парламентариев закрытым голосованием. После внесения изменений в 1997 г. срок полномочий Президента увеличен на год и равен теперь четырем годам. Конституция допускает замещение поста Президента одним и тем же лицом не более двух сроков подряд.
Влияние Президента на формирование Кабинета Министров ограничивается правом назначения его главы. При этом Президент связан в своем выборе расстановкой сил в парламенте, доверие которого является необходимым условием существования правительства. Президент может созвать и вести лишь чрезвычайные заседания Кабинета.
Полномочия Президента в законодательном процессе сводятся к праву законодательной инициативы, опубликованию законов и праву отлагательного вето, что вполне типично для парламентарной республики.
Характер взаимоотношений Президента и парламента определен тем, что, как уже отмечалось, Президент может лишь инициировать роспуск Сейма, но не более.
В свою очередь парламент наделен правом сместить Президента большинством не менее 2/3 голосов. Однако Конституция не приводит ни одного основания для подобного решения Сейма. Очевидно, что столь значимый по своим последствиям механизм при отсутствии четкой, именно конституционной фиксации оснований отрешения Президента способен реально обострить политическую ситуацию.
Поскольку Конституция не предусматривает поста вице-президента, в определенных ситуациях обязанности Президента Республики исполняются председателем Сейма. В числе возможных оснований, наряду с отказом от должности, смерти либо отзыва Президента, также и нахождение его вне границ государства, а также возникновение иных препятствий для исполнения обязанностей (ст. 52). В Конституции нет каких-либо ограничений полномочий председателя Сейма, исполняющего функции Президента, что не вполне традиционно.
В руках парламента и решение вопроса об уголовном преследовании Президента, которое возможно лишь при согласии Сейма. Статус Президента не предполагает его политической ответственности, которая возлагается на премьер-министра либо соответствующего министра, контрасигнующих все акты Президента (ст. 53). Конституция называет лишь два дискреционных акта: инициатива роспуска Сейма и вручение мандата на формирование Кабинета Министров.
Выбор ныне действующего Президента Латвии во многом показателен для состояния современного общества и институтов власти. В ходе избирательной кампании подтвердилось отсутствие сложившихся сильных политических партий и объединений, имеющих постоянную опору среди населения. Незавершенный процесс становления институтов гражданского общества вкупе с весьма уязвимой и малоэффективной политикой государства в отношении некоренных народов, составляющих именно в Латвии (в сравнении с иными государствами Балтии) весьма значительный процент населения, делает парламентские и президентские выборы мало прогнозируемым процессом, а правительственные кризисы - частыми.
2.2. Законодательство и судебная власть
Высшим представительным органом Греции является однопалатный Парламент, избираемый сроком на четыре года прямым, всеобщим и тайным голосованием граждан, имеющих право голоса. Участие в выборах Парламента в Греции является обязательным. Кандидаты в депутаты Парламента должны достичь ко дню выборов 25-летнего возраста.
В соответствии с Конституцией лица, занимающие оплачиваемые должности, офицеры вооруженных сил и органов безопасности, служащие местных органов управления или других юридических лиц публичного права, мэры и представители муниципальных советов, управляющие или председатели административных советов юридических лиц публичного права, государственных или муниципальных предприятий, нотариусы, хранители ипотек и записей ипотечных регистров не могут выдвигаться кандидатами и быть избраны депутатами, если они не уйдут в отставку до своего выдвижения. Отставка считается действительной, если прошение о ней подано в письменном виде.
Обращает на себя внимание ряд предписаний, касающихся порядка деятельности греческого Парламента. Так, Конституция устанавливает, что издаваемые Парламентом законы принимаются как на заседании Парламента, так и на заседаниях двух образуемых Парламентом секций. Вместе с тем Конституция определяет круг законов, которые принимаются только на заседании Парламента. Таковыми, например, являются законы: о выборах депутатов, о государственном бюджете, о свободе совести, об изменении государственной границы, о собственности, о деятельности политических партий, об ответственности министров, об осадном положении, о цивильном листе (сумма, представляемая ежегодно) Президенту Республики, об аутентичном толковании законов и др9.
Парламент Греции вправе принимать законы, которые он считает необходимыми. Следовательно, предоставление права принимать законы по определенному кругу вопросов парламентским секциям имеет лишь цель повысить эффективность законодательной деятельности Парламента, а не в коем случае не ограничить его законодательные полномочия.
Примечательно, что Конституция предусматривает возможность учреждения при Парламенте специальной службы, задачей которой является научное обеспечение его законодательной деятельности.
Касаясь права законодательной инициативы, которое принадлежит Парламенту и Правительству, надо обратить внимание на те условия, при наличии которых это право может быть реализовано. Так, к каждому вносимому на рассмотрение Парламента законопроекту должны быть приложены мотивы, а в самом законопроекте ясно сформулирована его основная цель. Это требование особо важно для законодательной деятельности Парламента, ибо оно позволяет выявить, во-первых, какой общественной потребностью продиктовано издание данного закона и, во-вторых, какие юридические и другие меры необходимо принять для достижения данной цели. Кроме того, ясно сформулированная цель законопроекта является критерием для оценки законопроекта с точки зрения его целостности и логичности.
Парламенту, в соответствии с изменениями, внесенными в марте 1986 г. в Конституцию, предоставлено исключительно важное право, ранее принадлежавшее Президенту Республики, а именно: право вводить в силу на части территории или на всей территории страны (при наличии предусмотренных Конституцией обстоятельств) закон об осадном положении, учреждать чрезвычайные суды и приостанавливать действие ряда статей Конституции, касающихся прав граждан.
Греческий Парламент наделен правом не только законодательствовать, но и осуществлять контроль за деятельностью Правительства. Так, Парламент, может выразить недоверие Совету министров, что приводит к прекращению его полномочий.
Обращают на себя внимание и те предписания, которые касаются ответственности членов Правительства и заместителей министров, а также роли Парламента в их привлечении к ответственности. Согласно ст. 85, члены Правительства, равно как и заместители министров, несут коллективную ответственность за общую политику Правительства, а каждый из них - за действия, совершенные ими при осуществлении своих полномочий в соответствии с предписаниями законов об ответственности министров. Примечательно положение Конституции о том, что "Письменное или устное указание Президента Республики ни в коем случае не освобождает министров и их заместителей от ответственности".
Парламент, согласно ст. 86, уполномочен выдвигать против действующих или бывших членов Правительства и заместителей министров, в соответствии с законами об ответственности министров, обвинение в специально создаваемом для этой цели суде. Председателем этого суда, как установлено Конституцией, является председатель Ареопага (Верховного кассационного суда). В его состав, кроме того, входят 12 судей, назначаемых по жребию председателем Парламента на открытом заседании из числа членов Ареопага и председателей апелляционных судов, назначенных на должность до предъявления обвинения.
Таким образом, Конституция предусматривает серьезные гарантии, обеспечивающие конституционно установленную субординацию между Парламентом и Правительством.
Правосудие в Греции осуществляется судами, состоящими из постоянных судей, которые пользуются личной и профессиональной независимостью. При исполнении своих обязанностей судьи подчиняются только Конституции и законам. Деятельность постоянных судей находится под надзором судей более высокого ранга, а также генерального прокурора и заместителей прокурора Ареопага. Надзор за деятельностью прокуроров осуществляется судьями Ареопага и прокурорами более высокого ранга. Судьи назначаются президентским декретом на основе закона, определяющего условия их пригодности и порядок отбора. Они назначаются пожизненно.
Суды делятся на суды по административным, уголовным и гражданским делам. Суды обязаны не применять закон, содержание которого противоречит Конституции.
Парламенту отведена ключевая роль в государственном механизме латвийского государства. Являясь единственным органом, полномочия которого исходят непосредственно от суверенного народа, Сейм доминирует в системе органов государства. Именно он избирает Президента Республики и имеет решающее влияние на формирование правительства. Конституция Латвии в полном соответствии с господствовавшей в момент ее принятия доктриной либерально-демократического государства детально прописывает не только порядок формирования, но и систему внутренней организации парламента, статус его членов, законодательную процедуру.
Однопалатный парламент Латвии, вернувший свое историческое наименование - Сейм, состоит из 100 народных представителей. Он формируется на основании всеобщего, равного, прямого, тайного голосования по пропорциональной системе. Срок полномочий Сейма после изменений, внесенных в Конституцию в 1997 г., увеличен на год и равен четырем годам. Активное избирательное право принадлежит полноправным гражданам Латвии, достигшим 18 лет, а после достижения 21 года у них возникает и право быть избранными в члены парламента.
Статус депутата Сейма определен в традиционных для европейских конституций стандартах. Депутаты, выступая как представители всей нации, не связаны императивным мандатом и не могут быть отозваны избирателями (ст. 14). Они обладают иммунитетом от судебного, административного и дисциплинарного преследования за голосование или мнения, высказанные в ходе исполнения депутатских обязанностей. Все ограничения депутатской неприкосновенности (арест, обыск, судебное преследование) возможны только после получения согласия на эти действия со стороны Сейма (либо в период между сессиями - его президиума).
В связи с этим заслуживают внимания два положения Конституции, допускающие преодоление депутатского иммунитета. Первое вполне традиционно: застигнутый на месте совершения преступления депутат может быть арестован. А вот второе встречается реже. Конституция допускает привлечение депутата к судебной ответственности в случае распространения им ложных, порочащих честь сведений либо сведений, касающихся частной или семейной жизни. Более того, депутат может быть привлечен к ответственности, даже если при этом находится при исполнении своих служебных обязанностей, последующая санкция Сейма также не предусмотрена (ст. 28).
Сейм работает в сессионном порядке, причем его заседания могут проводиться лишь при участии не менее 1/2 состава парламента.
Допускается совмещение депутатского мандата и членства в Кабинете Министров. Единственным ограничением для депутата Конституция называет запрет на получение заказов и концессий от государства (в т.ч. и на имя другого лица). Все остальные вопросы депутатского статуса решаются в регламенте Сейма.
Конституция не предусматривает возможности самороспуска Сейма. Роспуск парламента может быть инициирован только Президентом Республики. Однако характер взаимоотношений этих органов по Конституции таков, что эта процедура имеет обоюдоострый характер и может стоить Президенту его поста. В полном соответствии с главенствующей ролью парламента вопрос о его роспуске может быть решен только избравшим его народом. По инициативе Президента проводится народное голосование, и только в случае одобрения решения о роспуске более чем 1/2 его участников Сейм считается распущенным. При ином исходе голосования (более 1/2 голосует против роспуска) смещенным со своего поста считается Президент (ст. 48, 50).
Конституция определяет компетенцию парламента как бы через призму основной его функции - осуществление законодательной власти, поместив соответствующие предписания именно в раздел о законодательстве. Парламент Латвии - орган с относительно определенной компетенцией. При этом Конституция устанавливает сферу исключительных законодательных полномочий Сейма, в пределы которой не может вторгаться второй субъект, наделенный правом осуществлять законодательную власть - народ. Так, на народное голосование нельзя выносить законы о бюджете, о займах, налогах, таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении и начале войны, заключении мира, объявлении и прекращении действия режима исключительного положения, мобилизации и демобилизации, равно как договоры с другими государствами (ст. 73).
Все остальные законопроекты могут быть предметом народного голосования, которое Конституция позволяет использовать и как своеобразный третейский суд в конфликте между государственными органами. Подобная ситуация вполне соотносима с принципом народного суверенитета.
Обратим внимание, к примеру, на механизм, предусмотренный ст. 72 Конституции. Президент Республики наделен правом задержать опубликование закона на два месяца (он также обязан это сделать по требованию не менее 1/3 депутатов). Закон, не подписанный Президентом, может быть вынесен на народное голосование, в ходе которого и решается конфликт между парламентом и Президентом (либо сторонниками и противниками закона среди депутатов). Однако сам референдум может состояться только по требованию не менее 1/10 части избирателей. При этом важно соблюдение следующих процедурных правил: Президент или депутаты могут воспользоваться своим правом лишь в течение семи дней после принятия закона. Избиратели могут инициировать проведение референдума только в течение двух месяцев. При нарушении указанных правил народное голосование не может состояться и закон подлежит безусловной публикации.
Результатом референдума, в котором примет участие не менее 1/2 избирателей, участвовавших в выборах последнего состава парламента, может быть отмена закона.
Вопросам судебной системы посвящен специальный раздел Конституции. В соответствии с демократическими принципами осуществления правосудия закреплена независимость судей и подчинение их только закону. Судьи утверждаются парламентом и несменяемы.
Институт конституционного контроля построен по европейской модели, предполагающей создание специализированного органа. Правовой статус Конституционного суда Латвии также определен одной из статей раздела "Суд". В пределах своей компетенции Конституционный суд рассматривает дела о соответствии законов Конституции, а также другие вопросы, отнесенные законом к его компетенции. Конституционный суд вправе признать утратившими силу законы и другие акты10. Его судьи утверждаются Сеймом по той же схеме, что и при избрании Президента Республики - большинством не менее 51 голоса в результате закрытого голосования.
Отправление правосудия возможно лишь органами, предусмотренными законом, в установленном им порядке. Конституция допускает создание на основе особого закона военных судов, однако не содержит, как большинство современных конституций, прямого запрета на создание чрезвычайных судов. Так называемые специализированные суды (арбитражные, третейские, по трудовым спорам) создаются на базе норм гражданского законодательства. Так, в 1998 г. Законом об изменении Гражданско-процессуального кодекса созданы патентные суды.
Правосудие осуществляется районными (городскими), окружными судами и Верховным судом. Трехзвенная система судебных органов была установлена Законом от 15 декабря 1992 г. "О судебной власти"11 и лишь через шесть лет получила ранг конституционных норм.
Закон "О судебной власти" интересен еще и тем, что если в тексте Конституции Латвии не упоминается о принципе разделения властей, то в Законе четко закреплено, что независимая судебная власть существует наряду с законодательной и исполнительной властями (ст. 1).
3. ПОЛИТИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ И
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
3.1. Политика территориальной власти
Центральной проблемой любой федерации является проблема территориального "разделения власти" - разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центом, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. В нашей стране в силу ряда причин (о чем речь пойдет ниже) разграничение полномочий в основном пошло не по законодательной линии, а по линии договорных отношений между центром и субъектами Федерации.
Разграничение предметов ведения и полномочий по вопросам совместного ведения в сфере законодательного регулирования осуществляется только федеральными законами. В сфере же иного нормативно-правового регулирования и в сфере государственного управления разграничение может проводиться как федеральными законами, так и договорами и соглашениями.
Особого внимания заслуживает п. "н" ст. 72 Конституции РФ. По нему в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления. Попытки Государственной Думы законодательно определить эти общие принципы встретили серьезное сопротивление в регионах, и прежде всего со стороны руководителей исполнительных органов власти субъектов Федерации. Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" 1995 г. принят в штыки региональной элитой и до сих пор фактически не выполняется в большинстве субъектов РФ (об этом отдельный разговор). Закон же "Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вот уже три года не может выйти из стен Законодательного Собрания. Несколько вариантов этого законопроекта, предложенных Государственной Думой, были отвергнуты большинством членов Совета Федерации.
Конституция РФ (ч.2 ст. 11) устанавливает, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Эта норма расположена в главе "Основы конституционного строя", из чего вытекает ее основополагающий и незыблемый характер. Эту норму следует рассматривать в неразрывной связи с другими основами федеративного устройства страны, и особенно с теми, которые закреплены в ст. 5 Конституции РФ. Вполне логично, что если субъекты Федерации имеют свои конституции (уставы) и законодательство, то они должны иметь собственные органы государственной власти, которые бы эти конституции (уставы) и законы принимали, исполняли и применяли.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что положение об органах государственной власти в субъектах РФ следует в Конституции РФ сразу же после перечисления (в ч.1 ст. 11) федеральных органов государственной власти. Законодатель не указывает субъектам РФ, как должны именоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ самостоятельно. Но он дает им ясно понять, что схема основных органов и их взаимоотношений должна соответствовать федеральной, т.е. включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному Собранию и Правительству на федеральном уровне.
3.2. Местное самоуправление
Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституционного строя - свидетельство принципиального изменения отношения государства к местным органам власти, несомненный признак правового государства.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция устанавливает, что оно в пределах своих полномочий самостоятельно. Установление "пределов полномочий" едва ли не самое сложное и деликатное дело, здесь возможна чрезмерная пестрота и разнообразие, поскольку установление общих принципов местного самоуправления согласно Конституции (п. "н" ст. 72) входит в совместное ведение Федерации и ее субъектов. Однако несомненно, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, управлять муниципальной собственностью и решать ряд вопросов по развитию систем обслуживания населения. Вмешательство в эти вопросы органов государственной власти субъектов Федерации или самой Федерации недопустимо. Наиболее сложная и трудная для усвоения часть ст. 12 Конституции гласит: "Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Если бы законодатель имел в виду закрепление гарантии местному самоуправлению от вмешательства органов государственной власти, то он вполне мог бы ограничиться закреплением принципа самостоятельности. Очевидно, что здесь утверждается принципиальное различие между государственной властью и самоуправлением. Но в чем оно? То, что местное самоуправление есть тоже власть, вытекает из ст. 3 Конституции, но власть здесь понимается как власть народа, а не государства. Эта власть отличается от государственной тем, что она не может применять принуждение - для этого не предусмотрено правовых форм. Но можно ли отгородить местное самоуправление от государства, представить его как государство в государстве? Очевидно, нет, ибо тогда разрушается понятие суверенитета Российского государства, который распространяется на всю территорию России.
Ясно, что органы местного самоуправления не могут обойтись без издания нормативных актов - без этого их деятельность неминуемо выльется в произвол. Но если они издают правовые нормы, как это предусмотрено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. (ст. 19), то, следовательно, эти органы вправе применять принуждение. Чем же тогда они отличаются от органов государственной власти? Как видим, предложенное Конституцией решение вопроса о правовой природе местного самоуправления порождает много вопросов.
Представляется, что местное самоуправление, хотя оно не входит в систему органов государственной власти, по своей природе все же является частью государственной власти. Местное самоуправление действует в соответствии с конституциями и законами, а, следовательно, оно производно от государства. Статьей 12 Конституция как бы позволяет гражданскому обществу на местном уровне решать свои проблемы без вмешательства органов государственной власти, а только через собственные органы, но тоже наделенные властными полномочиями (нормотворческими и исполнительными, но не судебными). Это не суверенная власть, и она не может выходить за свои пределы - в противном случае правомерно вмешательство органов государственной власти. Каждый гражданин участвует в создании органов местного самоуправления, но этот же гражданин является субъектом всего российского конституционного права, он участвует в общенародном волеизъявлении (выборах) при создании органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Местное самоуправление поэтому не может быть ничем иным, как автономной по своим полномочиям и деятельности частью общей российской государственности и государственности субъектов Российской Федерации. Такое понимание местного самоуправления, похоже, утверждается в его практическом развитии.
В соответствии с такой природой местного самоуправления следует понимать муниципальное право как совокупность правовых норм, регулирующих организацию и деятельность органов местного самоуправления. В своей основной части это - институт конституционного права, поскольку его основными источниками являются Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов Федерации, законы Российской Федерации и ее, субъектов, Указы Президента России и др. Но в то же время источниками выступают акты самих органов местного самоуправления, вследствие чего муниципальное право предстает как Комплексная отрасль. Эта отрасль имеет свою систему, принципы, гарантии и формы ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно отметить, что во всех трех рассматриваемых странах идут интеграционные процессы, углубление которых может привести к серьезным изменениям государственного устройства и основных институтов власти.
Конституционные реформы в Греции и Латвии интенсивно стали проводиться после Первой и Второй мировых войн. Интеграционная динамика активно проявилась в создании сбалансированной экономической и финансовой системы.
Во всех трех странах используются все возможные политико-правовые средства, направленные на обеспечение реальных гарантий демократической власти, прав и свобод человека, защиту государства и общества от угрозы возрождения тоталитаризма и фашизма.
В Латвии утвердилась парламентарная республика. В этой стране глава государства - президент избирается парламентом. При осуществлении своих полномочий президент обычно связан позицией правительства, опирающегося на поддержку большинства депутатов нижней (или единственной) палаты парламента. Эту палату президент может распустить в установленных конституцией случаях и назначить новые выборы. Роспуск, как правило, бывает необходим, когда палата оказывается не в состоянии сформировать правительство, но иногда допускается и в иных случаях правительственного кризиса.
Двухпалатная структура парламента хотя и усложняет законодательный процесс, но способствует более тщательной проработке текстов законопроектов, учету разнообразных социальных интересов, препятствует принятию скоропалительных государственных решений.
Судебная власть подверглась реформам практически во всех рассматриваемых странах. В числе приоритетных задач судебной власти защита прав и свобод человека и гражданина. Усилены гарантии независимости судей и судебной власти в целом.
К числу новых конституционных институтов следует отнести счетные (РФ) или контрольные палаты (в Литве).
По-иному определен статус публичной власти на местах. Как правило, новое конституционное регулирование обеспечивает необходимые правовые условия для функционирования действительного местного самоуправления.
Практически везде новые конституционные акты регулируют основы такого института непосредственной демократии, как референдум. Конституция Латвии предусматривает народную законодательную инициативу.
В области внешней политики и политики безопасности, все три государства настаивают на соблюдении суверенитета, однако в области внутренней политики взят курс на децентрилизацию в управлении, на расширение участия граждан в осуществлении государственной власти.
Движение к правовому государству, приверженность к соблюдению прав и свобод приобретает устойчивый характер. Конституционное право и национальные правовые системы чутко реагируют на интеграционные процессы, происходящие в Европе.
К сожалению, существует определенный разрыв между тем, что записано в конституционных актах стран, и реальной политической практикой. Он тем больше, чем ниже уровень политической и правовой культуры конкретного общества. Однако конституции служат важным инструментом повышения этой культуры, представляя собой авторитетный ориентир для политической и административной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Латвии (Латвийской Республики) от 15 февраля 1922 г.
Конституция Греции (Греческой Республики) от 11 июня 1975 г.
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1993. №3-4. Ст. 15.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма - Инфра-М, 2000.
Дурденевский В.Н. Послевоенные Конституции Запада. М., 1924.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 1998.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.). - М., 1999.
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.). - М.: Фонд "Правовая культура", 2002.
Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. - №1.
Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. - М.: БЕК, 1999.
Маклаков В.В. Эволюция конституционных прав и свобод в странах Западной Европы. - М.: ИНИОН РАН, 1991.
Митюкова М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. - М., 1999.
Никифорова М.А. Сравнительное конституционное право. - М., 1996.
Сахаров Н.Л. Институт президента в современном мире. - М., 1994.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1999.

1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юристъ, 1999. С. 12-13. 2 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. С. 98. 3 Комментарий к Конституции Российской Федерации (Под ред. Окунькова Л.А.). - М.: Фонд "Правовая культура", 2002. С. 12-14. 4 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. С. 78. 5 Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Кудрявцева Ю.В.). - М., 1999. С. 35. 6 Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 1998. С. 75. 7 Никифорова М.А. Сравнительное конституционное право. - М., 1996. С. 254-259. 8 Сахаров Н.Л. Институт президента в современном мире. - М., 1994. С. 118. 9 Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. - №1. С. 108. 10 Митюкова М.А. Конституционные суды на постсоветском пространстве. - М., 1999. С. 29. 11 Ведомости Верховного Совета и Правительства Латвийской Республики. 1993. №3-4. Ст. 15. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Криминалистическое исследование оружия и следов его применения
 Продажа дома, грабители безработники
Ваши отзывы
Спасибо, все получил. С вами работать просто одно удовольствие, отдельное спасибо за оперативность. Не первый и не последний раз к вам обращаюсь... Кстати, рекомендую Вас всем своим одногруппникам.
Стормовцев Василий

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.