|
|
Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ 5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВВЕДЕНИЕ В конституционном праве традиционно выделяют две формы правления: монархию и республику1. При этом под республикой понимается форма правления в которой главой государства является президент, а законодательные полномочия принадлежат представительному органу, который обычно носит название парламента. Возможны различные варианты соотношения функций президента и парламента. В одних странах президент обладает значительными полномочиями в сфере исполнительной власти, многими полномочиями в законодательной и судебной сфере, - в других выполняет, в основном, представительские функции. Исходя из этого производится деление республик на президентские, суперпрезидентские, полупрезидентские и парламентские. Соотношение полномочий исполнительной и законодательной властей является одной из основополагающих характеристик любого политического режима. И исполнительная власть, и законодательная наделены определенными полномочиями по контролю друг над другом. При президентской системе в ее демократическом варианте глава государства и правительства непосредственно вовлечен в целый комплекс взаимоотношений с высшим законодательным органом. Полупрезидентская модель, с одной стороны, ограничивает прерогативы президента в законодательном процессе, но с другой - наделяет его полномочиями по роспуску парламента. В условиях парламентарной системы президент может оказать лишь опосредованное воздействие на деятельность парламента. В данной контрольной работе мною будут произведен сравнительный анализ полномочий президента и парламента в президентской (США) и парламентской (ФРГ) республиках. Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ Как уже отмечалось выше, каждая из ветвей власти в демократическом государстве имеет свои полномочия, которые определенным образом соотносятся с полномочиями других ветвей. Поэтому для анализа взаимодействия президента и парламента необходимо выявить их полномочия в различных сферах. Важнейшей функцией государства является законотворческая. В основных законах большинства стран провозглашено, что законодательные полномочия принадлежат парламенту. В то же время при описании государственного устройства некоторых стран используется формулировка о том, что законодательная власть принадлежит и парламенту, и президенту. Кроме того, характеризуя полномочия президента, часто упоминают о его активной роли в процессе формирования законодательства. Конгресс США и германский Бундестаг обладают значительными полномочиями в законотворческой деятельности. Именно они наделены правом рассматривать различные законопроекты и утверждать законы. Различной является роль президентов этих стран в законодательном процессе. Наиболее важным правом президента в данной сфере является право на законодательную инициативу. В такой парламентской республике как ФРГ, президент Германии этим правом не наделен. Правом законодательной инициативы в Германии обладают федеральное правительство, депутаты Бундестага и члены Бундесрата2. В то же время, как это ни парадоксально, в такой классической президентской республике, как США, президент формально не располагает правом законодательной инициативы. Конституция США предоставляет это право исключительно высшему законодательному органу страны - Конгрессу США, а точнее, членам обеих его палат. Конституция США устанавливает: "Все законодательные полномочия, сим установленные, предоставляются Конгрессу Соединенных Штатов..." (ст. 1.1). Исходя из этого в большинстве источников указывается, что президент США, министры федерального правительства, губернаторы штатов и иные должностные лица, по его мнению, таким правом не обладают3. Напротив, американские юристы М.Дж. Скидмор и М.К. Трипп считают, что право Президента США на законодательную инициативу подразумевается ст. II раздела 3 Конституции США4. В реальности Президент США оказывает влияние на законодательный процесс, в основном, через ежегодные послания Конгрессу. В итоге он играет самую активную, а часто - ведущую роль в законодательном процессе. Президент Германии также обладает некоторыми возможностями влиять на законодательный процесс и на Бундестаг. Однако это право является в значительной степени косвенным: только по предложению правительства и с согласия Бундесрата Федеральный Президент может объявить о состоянии законодательной инициативы, то есть возможности принимать законы Бундесратом без участия Бундестага (абз. 1 ст. 81 Основного закона ФРГ). В отличие от права на законодательную инициативу, полномочие утверждать законы присуще президенту при всех системах правления. Располагая им, президент завершает процесс принятия закона, придавая ему силу правового акта, обязательного к исполнению для всех граждан. В том, что парламент принимает законы, а президент их утверждает, в очередной раз обнаруживается внутреннее единство государственной власти и проявляется тесное взаимодействие законодательной и исполнительной властей. В США Президент единолично подписывает поступающие к нему от Конгресса законы. Для утверждения закона Президенту дается 10 дней. Если в это время он не подпишет закон и не вернет его в Конгресс со своими замечаниями, закон вступает в силу без подписи Президента. В ФРГ Федеральный Президент также подписывает законы, принятые парламентом5. Однако в реальности его полномочия значительно меньше тех, что принадлежат Президенту США. Разница заключается в возможности наложить вето на представленный закон. В ФРГ президент такого права не имеет и обязан утверждать все законы, принятые парламентом и представленные ему на подпись канцлером, возглавляющим правительство. В США Конституция предусматривает, что президент должен в течение 10 дней или подписать направленный ему из Конгресса закон, или вернуть его законодателям, т.е. реализовать свое право вето. В случае использования этого права президент обязан представить в Конгресс письменное мотивированное заключение с обоснованием своего отказа от утверждения закона. Причем президент может наложить свое вето только на весь закон, а не на какую-то его часть. Эта правовая норма значительно затрудняет принятие им решения об использовании права вето, поскольку часто президента в том или ином законе не устраивают лишь некоторые положения. В последние десятилетия некоторые американские президенты пытались добиться принятия поправки к Конституции США, дающей право на так называемое постатейное вето, что позволило бы главе исполнительной власти налагать вето на отдельные статьи закона, и прежде всего закона о государственном бюджете. Однако до сих пор попытки федеральной исполнительной власти в США не увенчались успехом. Президентское право вето в США может быть и абсолютным, и ограниченным. Если Конгресс направляет президенту закон менее чем за 10 дней до окончания работы своей сессии, а президент не хочет его утверждать, то тогда глава исполнительной власти намеренно задерживает его у себя и не возвращает со своими возражениями парламентариям, т.е. использует предусмотренное Конституцией право так называемого "карманного вето". В подобных ситуациях, когда до конца парламентской сессии остается меньше положенных для решения президента 10 дней, время работает против законодателей, и "карманное вето" президента становится не относительным, а абсолютным. Если же президент в установленные сроки возвращает со своими возражениями неподписанный закон обратно в Конгресс и у законодателей достаточно времени для ответных действий, то тогда начинает действовать другая норма конституционного права США. Для того чтобы преодолеть президентское вето, депутаты обеих палат Конгресса должны повторно проголосовать за отвергнутый им закон, но уже не простым, а квалифицированным большинством. В большинстве случаев сторонникам закона, против которого выступает президент, не удается собрать 2/3 голосов в обеих палатах, и тогда президентское вето остается в силе. Обладая этим правом, президент получает возможность быть не пассивным участником законодательного процесса, а активно воздействовать на его содержание и направленность. Получая тот или иной закон на подпись, президент имеет право выбора: или поддержать этот закон и утвердить его, или попытаться не допустить его вхождения в силу, наложив на него свое вето. Особой сферой совместного нормотворчества Президента и Конгресса США является бюджетно-финансовая. Формально, по Конституции, Президент лишен каких-либо полномочий в сфере бюджета и финансов. Однако уже с 1921 года подготовка бюджета, а впоследствии и наиболее крупных финансовых биллей была перепоручена исполнительной власти. Фактически в этой области инициатива перешла к Президенту, хотя Конгресс сохранил за собой достаточно весомую роль. Законодатели самостоятельно решают вопрос об увеличении, сокращении или недопущении ассигнований, запрашиваемых исполнительной властью. Бюджет в Соединенных Штатах не имеет силы закона. Принимается он в форме совпадающей резолюции, которая не имеет обязательной силы, не подлежит вето со стороны Президента, но служит основой для принятия финансовых биллей (законов), которые, в свою очередь, принимаются в двух формах. Первоначально принимается разрешающий ассигнования билль, в котором предусматривается осуществление определенных проектов и их финансирование. В то же время никакие выплаты на основании такого закона не производятся. Для этого необходимо принятие билля об ассигнованиях, в котором казначейству дается распоряжение о выделении соответствующих денежных сумм. Оба указанных законопроекта передаются на подпись Президента, который может их отклонить6. Важным правом Президента США является право издавать указы, имеющие силу закона, что также является важным способом влияния на парламент. Само это право специально не оговорено в Конституции США и оно возникло на основе прецедентного права7. Президент США постоянно использует данное полномочие, но оно применяется главным образом в сфере деятельности федерального правительства. Президентские указы могут касаться реорганизации различных органов исполнительной власти, издания правительственных директив, определения условий труда в учреждениях, относящихся к федеральной собственности, и т.п. Некоторые президентские указы или прокламации могут вводить чрезвычайные экономические меры, такие, как временное закрытие коммерческих банков или введение государственного контроля над ценами и заработной платой. Наконец, посредством исполнительных указов президент США оформляет свои решения по использованию военной силы в случае возникновения экстренных ситуаций. Указы, прокламации и другие исполнительные акты, изданные президентом США, имеют силу закона. Они не подлежат отмене Конгрессом США, но могут быть аннулированы Верховным судом США, если тот сочтет эти акты не соответствующими американской Конституции. Именно Верховный суд как высшая инстанция конституционного надзора в Соединенных Штатах определяет, превысил ли президент свои полномочия, издав тот или иной указ. Можно отметить, что в Германии право на издание Федеральным Президентом указов ограничено гораздо сильнее, чем в США. Президент Германии издает, в основном, акты, носящие индивидуальный характер: о назначениях, награждениях, помиловании и т.д. Кроме того, большинство решений президента ФРГ подлежит контрассигнации со стороны федеральных канцлеров и соответствующих министров. В целом акты, издаваемые главой государства в ФРГ, не тождественны по своей правовой силе законам и являются административными актами. В отличие от сферы законотворчества, в сфере государственного управления большинство полномочий принадлежит исполнительной власти. Однако и здесь происходит взаимодействие всех властей. Особенно это наглядно происходит при назначении на государственных политические должности. Назначение на политические должности в государственном аппарате Президент производит только по совету и с согласия Сената. В общей сложности Сенат утверждает несколько тысяч кандидатов на должности гражданской и военной администраций. В большинстве своем они утверждаются списком. Однако обсуждение кандидатур судей и высших должностных лиц проходит раздельно и, как правило, жестко8. В большинстве случаев по каждой из кандидатур президента на высшие посты в администрации в сенате проводятся слушания. Эти слушания осуществляет комитет, который курирует соответствующую сферу правительственной деятельности. Каждому члену комитета предоставляются краткие данные о биографии и предшествующей деятельности кандидата на правительственный пост. В течение одного или нескольких дней он отвечает на вопросы сенаторов; кроме того, на эти слушания в комитетах приглашаются общественные и политические деятели, которые знают кандидата и могут охарактеризовать его личные и профессиональные качества. На заседании сената кандидатуры президента, как правило, почти не обсуждаются, и сенаторы ориентируются главным образом на письменное заключение соответствующего сенатского комитета. В итоге простым большинством голосов члены этой палаты утверждают пли отклоняют кандидатуру, представленную главой государства и правительства. После вступления нового президента в должность процесс утверждения всех его кандидатов на правительственные посты растягивается на несколько месяцев, и в течение этого периода назначенные им правительственные деятели осуществляют свои полномочия в качестве исполняющих обязанности на той или иной должности9. Наиболее важным полномочием Президента Германии при формировании правительства, является право предлагать кандидатуру на пост Федерального Канцлера. После выборов в Бундестаг Федеральный Президент, в соответствии со статьей 63 пунктом 1 Основного закона, предлагает парламенту федерального канцлера, который затем избирается без прений; при этом Федеральный Президент может сделать свое предложение независимо от обязательств кандидата в федеральные канцлеры осуществлять определенную программу действий или выполнять определенные служебные обязанности. Данное право Президента является сильно ограниченным. Так как Федеральный Канцлер избирается большинством голосов членов Бундестага, на практике Президент всегда предлагает лидера партии, имеющей большинство голосов в парламенте. Фактически, с момента образования Федеративной республики все кандидаты, выдвигавшиеся на пост Федерального канцлера, были избраны в качестве главы правительства. Если предложенное лицо не избрано, Бундестаг может в течение 14 дней после этих выборов избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов своих членов (Статья 63 пункт 3 Основного закона). Если в течение этого срока избрание не состоялось, немедленно проводится новый тур голосования, после которого избранным считается лицо, получившее наибольшее число голосов. Если избираемое лицо собрало большинство голосов членов Бундестага, Федеральный Президент должен его назначить в течение 7 дней после выборов. Если избираемое лицо не собрало такого большинства, Федеральный Президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг10. Подчиненное положение по отношению к парламенту занимает Президент Германии и в отношении отставки Федерального канцлера. Если Бундестаг обращается к Президенту в соответствии с п. 1 ст. 67 Основного закона с просьбой об отстранении Федерального канцлера от должности, Президент обязан удовлетворить эту просьбу. Президент Германии также наделен правом назначать лиц на ряд важных государственных должностей. Федеральный Президент назначает федеральных министров, государственных министров, парламентских статс-секретарей11. Однако данное право также является ограниченным, так как кандидатуры на эти должности всегда предлагает Федеральный канцлер. Следующая группа полномочий президентов касается их прав на созыв и роспуск парламента. Президенты многих стран мира наделены правом созыва внеочередной (чрезвычайной) сессии парламента. В Конституции США также предусмотрено, что президент может в чрезвычайных случаях созвать обе палаты Конгресса или любую из них (ст. 11 раздела 3). Со своей стороны и Конгресс США может по собственному усмотрению провести свою внеочередную сессию12. В германском праве не существует понятия "сессия парламента". Бундестаг считается находящимся в состоянии постоянной сессии и созывается его председателем на пленарные заседания по мере надобности, хотя, конечно, на практике есть более или менее продолжительный период, когда бундестаг не заседает вообще13. Парламентаризм предполагает не только неприкосновенность парламента как высшего законодательного и представительного органа, но и право исполнительной власти на его роспуск. В том случае, если это право осуществляется в строгих правовых рамках и за роспуском парламента незамедлительно следуют новые парламентские выборы, сам по себе роспуск не подрывает правового статуса этого политического института. В данной сфере Президент Германии обладает большими полномочиями, чем Президент Соединенных штатов. Федеральный Президент имеет право на на роспуск бундестага в том случае, если по инициативе канцлера ставится на голосование вопрос о доверии главе правительства, и большинство парламентариев ему в этом доверии отказывают. Тогда по предложению канцлера президент распускает бундестаг и назначает новые парламентские выборы. Однако если бундестаг, выразив недоверие канцлеру, тут же большинством голосов избирает нового главу правительства, президент утрачивает право на роспуск этой палаты германского парламента (ст. 68.1 Основного закона). Президент при определенных условиях вправе не удовлетворить просьбу правительства о роспуске нижней палаты парламента14. В США Президент вообще не имеет права на роспуск Конгресса, что на первый взгляд вызывает удивление, учитывая президентский характер республики. Однако, на самом деле, такое положение вполне отвечает внутренней логике американской модели президентства, ибо у Конгресса отсутствует право на смещение правительства15. В условиях разделения властей каждая ветвь государственной власти имеет свои прерогативы, статус и права по взаимоотношениям друг с другом. В свою очередь исполнительная власть наделена исключительной компетенцией осуществлять правительственную политику. Особый статус имеет парламент, который, будучи не только высшим законодательным, но и высшим представительным органом, обладает конституционными полномочиями контроля над высшей исполнительной властью. Классическим примером президентской республики, где четко реализовано разделение исполнительной и законодательной власти, может служить США. Конгресс США в значительной степени контролируют кадровую политику президента, поскольку без санкции сената Конгресса США ни один из президентских назначенцев на правительственные посты не может вступить в свою должность. Еще более эффективным средством контроля в руках Конгресса стало его конституционное полномочие утверждать госбюджет, проект которого предлагается президентом. Кроме того, высший законодательный орган США через действующее при нем Главное контрольно-финансовое управление осуществляет постоянный финансовый контроль над органами исполнительной власти и проводит периодические ревизии правительственных ведомств по расходованию ассигнованных им Конгрессом бюджетных средств. Рассматривая вопрос о бюджетно-финансовом контроле Конгресса следует упомянуть об "импаундменте" - отказе Президента расходовать деньги, выделенные по закону Конгрессом. С 1974 года определен следующий порядок разрешения подобных конфликтов. Президент должен обратиться к Конгрессу со специальным посланием, в котором разъясняются причины, повлекшие отказ от использования либо приостановку расходования ассигнованных средств. Преодолеть "саботаж" Президента Конгресс может, санкционируя оспариваемые ассигнования посредством принятия нового билля16. Другими эффективными рычагами контроля над действиями президента и его администрации являются полномочия Конгресса принимать или отвергать предложения главы государства и правительства в сфере законодательства, утверждать или отклонять международные договоры, подписанные президентом, санкционировать или запрещать использование президентом вооруженных сил в военных и других действиях. Помимо этого, под общим контролем парламентариев находится вся структура органов исполнительной власти, поскольку учреждение каждого нового министерства и другого правительственного ведомства требует не только согласия президента, но и соответствующего законодательного акта Конгресса. Важным полномочием Конгресса в отношении федеральной исполнительной власти в США является также право законодателей запрашивать и получать от правительства информацию о его деятельности. Это полномочие реализуется в различных формах, включая ежегодные послания президента Конгрессу, а также вызов на слушания в комитеты обеих палат министров, их заместителей и других высокопоставленных правительственных деятелей. Самого президента США в соответствии с американскими политическими традициями законодатели не вызывают на свои парламентские слушания, но члены его администрации практически ежедневно участвуют в этих слушаниях, где они разъясняют политику правительства, информируют законодателей о текущих и предстоящих действиях своих ведомств и отвечают на многочисленные вопросы парламентариев. Отказ членов правительства от участия в парламентских слушаниях, равно как и предоставление ими законодателям ложной или неполной информации рассматриваются в США как "неуважение к Конгрессу", чреватое уголовной ответственностью. Одним из наиболее испытанных средств контроля Конгресса за исполнительной властью остается право постоянных и расследовательских комитетов Конгресса проводить расследования деятельности правительственных органов. Расследовательские и специальные комитеты палат образуются для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем и правонарушений в деятельности правительственных органов. В ряде случаев создавались объединенные специальные комитеты палат Конгресса. Расследовательские и специальные комитеты Конгресса имеют право заседать в любое время и в любом месте Соединенных Штатов. Они имеют право вызывать свидетелей и требовать предоставления необходимых документов. Слушания в комитетах, как правило, проводятся открыто. За отказ отвечать на вопросы комитета вызванные на слушания лица могут быть подвергнуты штрафу либо тюремному заключению на срок до одного года17. В то же время президент США имеет право на так называемую "привилегию исполнительной власти". Она состоит в том, что под предлогом конфиденциального характера той или иной информации о деятельности его правительства, разглашение которой, по его мнению, нанесет ущерб государственным интересам, президент вправе отказаться предоставлять Конгрессу какие-то сведения18. Контрольные функции Конгресса над деятельностью президента включают в себя и применение такой крайней меры, как отрешение главы государства и правительства посредством процедуры импичмента. К этой же форме контроля Конгресса США следует отнести и им-пичмент. В США Конгресс правомочен своей властью без каких-либо действий со стороны Верховного суда США отстранить президента от должности. Субъектами ответственности являются Президент, вице-президент, судьи и должностные лица исполнительной власти. Основания привлечения к импичменту - измена, взяточничество или иное тяжкое преступление. Инициатива возбуждения импичмента принадлежит Палате представителей, осуществление суда - Сенату19. Бундестаг ФРГ обладает значительно меньшими полномочиями в области контроля за Федеральным Президентом. Однако, это обусловлено тем, что Президент фактически и не имеет значительных полномочий в сфере исполнительной власти, которые было бы необходимо контролировать. Основные механизмы сдержек и противовесов в государственной системе Германии направлены на контроль парламента над правительством и Федеральным Канцлером. Президент ФРГ заключает международные договоры с другими государствами, но эти договоры должны быть одобрены бундестагом. Кроме того, законодатели вправе предъявить главе государства обвинения, которые если их поддержит Федеральный конституционный суд является основанием для отстранения его от должности20. Успешное взаимодействие двух ветвей власти обеспечивается наличием специальных служб по взаимодействию. В США такой является Служба по связям с Конгрессом21. В настоящее время процесс взаимодействия имеет следующую схему. Помощнику Президента по связям с конгрессменами подчиняется небольшой аппарат в количестве 12 человек. Именно эти сотрудники находятся на передовой в работе с конгрессменами. Структура Службы по связям с Конгрессом, ее функции, объем полномочий, официальные названия должностей стандартны, повторяются от администрации к администрации. Служба является одним из структурных подразделений Исполнительного аппарата Президента. В Службу входит: совет по связям с общественными организациями; отдел по межправительственным отношениям; отдел по внутренней политике; отдел по экономической политике; отдел по связям Президента и правительства; отдел по обеспечению Президента юридическими советами; отдел по бюджету и финансам. Кроме того, специальные чиновники по связям с Конгрессом имеются и в других звеньях аппарата, таких, например, как Совет национальной безопасности, Административно-бюджетное управление, Совет по качеству окружающей среды. Управление представителя США на торговых переговорах, Управление вице-президента США. Таким образом, только в Белом Доме контактированием с конгрессменами занято более полусотни сотрудников. Сотрудники Службы по связям с Конгрессом обеспечивают не только поддержку законодательных инициатив Президента, но и поддерживают его политические инициативы, как правило внешнеполитические22. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Большинство важнейших государственных функций (законотворчество, бюджетный процесс, назначение высших должностных лиц) в президентских и парламентских республиках не принадлежит полностью ни одной ветви власти. Полномочия в данных сферах распределены таким образом, что законодательная и исполнительная власть не могут реализовывать их в одиночку и должны искать компромисса с другой ветвью. Судебная власть служит контролирующим механизмом, особенно велика роль Верховного суда США, который является в этой стране и органом конституционного правосудия. В целом, высший законодательный орган в Соединенных Штатах располагает широкими полномочиями, позволяющими ему в достаточной степени контролировать деятельность президента и его администрации, не нарушая при этом принцип разделения властей и сохраняя независимость исполнительной власти в пределах ее компетенции. В ФРГ, безусловно, парламент наделен большим объемом важнейших государственных полномочий. В условиях ФРГ необходимо говорить о разделении власти, в основном между Бундестагом и правительством, а не Бундестагом и президентом. Президент Германии выполняет по большей части представительские функции. Практически все важные решения Президента должны пройти контрасигнатуру Федерального канцлера или соответствующего министра. Однако роль президента Германии повышается при вынесении вотума недоверия канцлеру, при роспуске парламента и т.п., т.е. в моменты политических кризисов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Горгес Р. Так работают правительство и парламент. М., 1993. Конституция США. Поправки к Конституции. М., 1997. Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, конгресс, законодательство (Опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в США) // Государство и право. 1998. № 1. Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. Мишин А.А., Барабашев Г.В. Государственное право буржуазных и развивающихся стран. М., 1989. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. М., 1993. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. 1 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 150. 2 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 437. 3 См. например: Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, Конгресс, законодательство (Опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в США) // Государство и право. 1998. № 1. С. 80; Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 109; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. 4 Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. М., 1993. С. 200. 5 Горгес Р. Так работают Правительство и парламент. М., 1993. С. 55-56. 6 Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 117. 7 Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. М., 1993. С. 201. 8 Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 119. 9 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 115. 10 Горгес Р. Так работают Правительство и парламент. М., 1993. С. 9-10. 11 Горгес Р. Так работают Правительство и парламент. М., 1993. С. 11, 16, 19. 12 Скидмор М.Дж., Трипп М.К. Американская система государственного управления. М., 1993. С. 201. 13 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 436. 14 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1999. С. 160. 15 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 117. 16 Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 118. 17 Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 122. 18 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 137. 19 Лафитский В.И. Контрольные полномочия Конгресса США // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 122. 20 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 141-142. 21 Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М., 1993. С. 29-40, 181-193. 22 Косопкин А.С., Нефедова Т.И. Президент, Конгресс, законодательство (Опыт взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей в США) // Государство и право. 1998. № 1. С. 86, 87. 17 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|