|
|
Центральные органы Федеральной исполнительной власти: структура, правовой статус, эффективность деятельности1. Оглавление Введение 3 Глава 1. Конституционные основы организации государственной власти 6 Власть в демократическом государстве 6 Принцип разделения властей 8 Система органов государственной власти, их структура и компетенция 13 Глава 2. Центральные органы федеральной исполнительной власти 17 2.1. Структура центральных органов федеральной исполнительной власти РФ, порядок формирования и отставки, полномочия 17 2.2. Статус центральных органов федеральной исполнительной власти и эффективность их деятельности 19 Заключение 26 Литература 28 Введение В основе конституционного устройства Российской Федерации лежат общественные отношения. Причем формой таких отношений являются волевые общественные отношения, с которыми связано осуществление государственной власти. И это понятно, ибо Конституция, властные структуры государства, правовой статус человека и т. д. - все это относится к сфере государственно-правовой надстройки, возвышающейся над социально-экономическим базисом общества. Необходимо не просто вскрыть характер общественных отношений, лежащих в основе государственного строя РФ, но и доказать и показать , как указанные отношения с естественной необходимостью находят соразмерное выражение и воплощение в конституционном устройстве государства. Иначе говоря, нужно вывести их господствующих в обществе общественных отношений адекватную модель ее конституционной организации. А это неизбежно предполагает абстрагирование от всего случайного, второстепенного, нехарактерного в способе организации и осуществления государственной власти. Общеизвестно, что государственная власть является разновидностью социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться в различных качествах, обладать определенными признаками. С одной стороны, она является средством социального управления, представляет собою отношение между людьми, их организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек (коллектив). В то же время это отношение обеспечивает выявление и преобладание властной воли, связано со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица. В целях реализации своих функций власть использует особую систему средств и методов воздействия.1 Государственная власть, обладая всеми этими признаками, опирается в реализации своих функций на государственный аппарат. Однако государственный аппарат осуществляет государственную власть порой весьма различными способами, средствами, методами и по различным принципам и схемам, которые определяются историческими, политическими традициями, конституционно-правовыми установлениями той или иной страны. Практически во всех демократических странах в качестве конституционной основы, конституционного принципа осуществления государственной власти используется принцип разделения властей. Еще древние греки использовали этот принцип, чтобы укрепить государственный строй. Суть его в том, что государственная власть исходит от народа, едина и неделима, самостоятельна и не зависит ни от какой другой власти. Каждое государство само определяет степень важности тех или иных гарантий конституционного строя, но одной из основных гарантий, такая как разделение властей, присуща каждому государству. Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическую страну, следовательно, организация органов власти, их деятельность должны отвечать нормам демократического государства. Именно поэтому в нашей стране разделена Конституционно на исполнительную, законодательную и судебную. Ни одна из них не имеет превосходства над другой властью. Разделение властей объективно выражается в специализации государственных органов по видам их деятельности, которые наделяются соответствующей компетенцией и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью контролировать и взаимно сдерживать друг друга. При этом ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и изолированно действовать ни одна из них тоже не может. Поэтому они должны взаимодействовать, образуя единый государственный механизм. Эффективность деятельности всех трех ветвей власти определяется эффективностью деятельности каждой из них, а также их внутренним устройством и эффективностью деятельности каждой из них. Правительство Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти. Как одним их обязательных условий продуктивной деятельности Правительства является рациональная структура организации федеральной исполнительной власти. Немаловажное значение имеет и статус Правительства РФ, закрепленный Конституцией РФ. Правительство, находясь в одной упряжке с другими ветвями власти испытывает на себе их воздействие и само, воздействуя на них, тем самым обеспечивает наиболее качественное управление государством. При этом повышается эффективность его деятельности. Глава 1. Конституционные основы организации государственной власти 1.1. Власть в демократическом государстве Характеристика Российской Федерации как демократического государства выражает необходимость обеспечения в стране реального действия прав и свобод человека, народовластия, а также разделения властей и народовластия. Власть представляет собой возможность распоряжаться или управлять кем-либо и чем-либо, подчиняя своей воле других. Власть - явление социальное. Она возникает вместе с возникновением человеческого общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое обеспечивается различными средствами, включая и принуждение. С возникновением государства возникает и государственная власть, выступающая в качестве одного из существенных его признаков. Основные элементы государственной власти - общая воля и сила, способная обеспечить подчинение ей всех членов общества. С государственной властью тесно связан суверенитет государства. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет общий порядок, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства Конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти. "Конституция Российской Федерации и федеральные законы, - указывается в ч.2 ст.4 Конституции, имеют верховенство на всей территории Российской Федерации"1. Важным фактором суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. "Российская Федерация, - указывается в ч.3 ст.4 Конституции, - обеспечивает цельность и неприкосновенность своей территории"2. Российское государство - единое государство, поэтому суверенитет Российской Федерации, как сказано в ч.1 ст.4 Конституции, распространяется на всю ее территорию. В демократическом государстве должен быть гарантирован реальный народный суверенитет. "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, - сказано в ч.1 ст.3 Конституции, - является ее многонациональный народ". Сам термин "народовластие" (перевод слова "демократия" с греческого) указывает на то, что речь идет о власти народа. Признание народа в качестве носителя суверенитета, единственного источника государственной власти является выражением народного суверенитета, который означает, что народ ни с кем не делит свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Как уже отмечалось, Конституция Российской Федерации закрепляет принадлежность власти многонациональному народу России, его полновластие. Это значит, что никто, кроме самого народа, не может претендовать на государственную власть в Российской Федерации. "Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону", сказано в ч.4 ст.3 Конституции. Таким образом, народовластие означает принадлежность всей государственной власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от форм волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражают волю тех, кого они представляют: всего народа, населения проживающего на той или иной территории. Непосредственная демократия - это осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. К таким формам относятся выборы, референдумы, всенародные и местные обсуждения вопросов государственной и общественной жизни и т. д. "Высшим непосредственным выражением власти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации в ч.3 ст.3, - является референдум и свободные выборы". Таким образом, мы выяснили, что вся полнота власти в демократическом государстве принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти. Но для того, чтобы какой-либо государственный орган или несколько таковых не имели возможность сконцентрировать в своих руках всю власть и бесконтрольно, пользоваться, ею, в, демократическом, государстве применяется принцип разделения властей. Принцип разделения властей В России гражданское общество складывается медленно, и пока еще нельзя говорить, что оно сложилось. Еще не сформировались полностью демократические традиции и мощные политические партии, представляющие интересы различных групп населения. Можно говорить только о начале этого процесса. В таких условиях чрезвычайно важно найти оптимальный баланс разделения властей, не допускающий возникновения авторитарного режима. Примером реального осуществления принципа разделения властей может служить Конституция США и практика развития этого принципа на основе Конституции в законодательстве США, решениях Верховного суда и политической жизни данного государства. Кроме Соединенных Штатов Америки и в других странах этот принцип нашел свое воплощение на практике. Например, французская демократия за прошедшие более чем 30 лет "переварила" невиданное в ее истории ограничение парламентской власти, установленное Конституцией V Республики. Нынешний французский вариант разделения властей представляет собой, безусловно, сильную (но не диктаторскую) фигуру Президента, сильную исполнительную власть и отнюдь не второстепенный по своей роли парламент. Ясно, что разные ветви власти никогда не будут равны. В каждой стране складывается своя система ценностей и авторитета власти. Важно только, чтобы одна власть не подавляла другие. В своем классическом виде теория разделения властей сводится к тому, что для обеспечения свободы граждан различные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны осуществляться различными органами, независимыми друг от друга. Однако для обеспечения свободы, согласно этой теории, недостаточно одного лишь распределения власти между несколькими органами. Кроме взаимного равновесия этих органов нужно, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другим, и чтобы каждый из них был бы гарантирован от посягательства на его самостоятельность. В результате различные ветви власти, организованные подобным образом, не подчинены друг другу, однако находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой. Ни одна из них не может ничего сделать без другой, и в случае несогласия между ними вся государственная деятельность должна остановиться. В годы Советской власти принцип разделения властей был, отвергнут как чуждый и неприемлемый. В лучшем случае он рассматривался, выражаясь словами К. Маркса, как обыкновенное промышленное разделение труда, примененное к государственному механизму в виде упрощения контроля1. Создание государства нового типа, государства социалистического, неразрывно связанного с уничтожением буржуазного парламентаризма и строительством новых, социалистических органов народного представительства, одним из важнейших принципов, организации которых является ликвидация разделения между законодательной и исполнительной властей, соединения законодательства с управлением. Такими органами были признаны стать Советы, через которые народ должен был осуществлять принадлежащую ему государственную власть. Все другие государственные органы признавались подконтрольными и подотчетными Советам. Разделение властей - один из основных принципов конституционного строя России. В ст. 10 Конституции указывается, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеративное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Таким образом, согласно Конституции России, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное, взаимное уравновешивание, при котором ни одна из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и сотрудничества. Для того чтобы обеспечить принцип разделения властей не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии, Конституция РФ в ст.11 предусматривает соединения принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, ее республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением. "Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти"1. "Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративными и нормативными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий"2. В системе разделения властей исключительное место принадлежит институту главы государства. Важность и необходимость института главы государства заключается в том, что глава государства координирует деятельность всех высших органов государственной власти, выражает интересы всего общества, служит носителем и гарантом государственного суверенитета3. В ст.1 Конституции 1993 года есть указание на то, что Российская Федерация - есть "правовое государство с республиканской формой правления" 4. Если Российская Федерация есть демократическое государство, следовательно, вопрос о власти в России должен решаться так, как он решается в большинстве стран демократии. Но при решении данного вопроса в нашей стране есть некоторые особенности, которые отличают Российскую Федерацию от других стран. Хотя в Конституции не говориться о разнородности Российской республики, все-таки следует отметить, что Российская Федерация не является парламентской Республикой, и это настолько очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и назвать ее президентской республикой в собственном смысле этого понятия нельзя, ибо президент наделен такими полномочиями, которые не вписываются в классическую модель президентской формы правления. В президентской республике президент является главой исполнительной власти. В качестве классического примера можно рассмотреть Конституцию США. В ней, в частности, провозглашается, что исполнительная власть находится в руках Президента Соединенных Штатов Америки. В Конституции Российской Федерации дело обстоит иначе. Согласно ст.110 Российской Конституции исполнительная власть осуществляется Правительством Российской Федерации. Т.е. Президент Российской Федерации выведен Конституцией за пределы исполнительной власти. Но вместе с тем, он оказывает мощное воздействие на нее, ибо, согласно ст.111 Конституции, Президент Российской Федерации сам назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Более того, в ст.113 говориться, что Председатель Правительства определяет основные направления его деятельности, не только руководствуясь Конституцией, федеральными законами, но и указами Президента Российской Федерации. Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных структур государства, которое делает его более могущественной фигурой, чем президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное выражение в п.3 ст.80, согласно которому, Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В этом коренится юридическое основание всесилия Президента Российской Федерации. И последнее отличие Российской Федерации от традиционно - федерализванных государств в мировой практике состоит в отношении Конституции РФ 1993 года к федеративному устройству России. Статус субъекта Российской Федерации придается не только национально - государственным образованиям, но и обычным административно - территориальным единицам. В мировом сообществе федераций основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно-правовым выражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях, лишенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим полагается и отличие в их функциональном назначении. В Российской Федерации совмещается сугубо территориальный и национальный принцип построения федеральной организации государства. Несмотря на указанные выше особенности Российская Федерация, стремясь стать демократическим государством, закрепила принцип разделения властей в Конституции и осуществляет его на практике, при этом наделив Президента РФ особой, отличительной от других президентов властью. Принцип разделения властей имеет особо большое значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной власти, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему "сдержек и противовесов", направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Он обеспечивает, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех ее структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами. 1.3.Система органов государственной власти в РФ, их структура и компетенция Российская Федерация осуществляет свои многообразные функции через органы государственной власти. Орган государственной власти - это гражданин или коллектив граждан, наделенный государственно-властными полномочиями, уполномоченные государством на осуществление его задач и функций и действующие в установленном государством порядке1. Органам государственной власти присущи специфические черты, отличающие их от общественных и иных объединений (организаций). Органы государственной власти образуются в точном соответствии с законом. Их состав определяется Конституцией РФ и принятыми на ее основе нормативно-правовыми актами. Порядок образования органов государственной власти регламентируется законом. Орган государственной власти уполномочен Российским государством осуществлять строго определенные задачи и функции. В этих целях государство наделяет свои органы государственно-правовыми полномочиями. Сущность этих полномочий состоит в том, что органы государственной власти имеют право принимать обязательные решения. Властные полномочия органов государственной власти находят свое воплощение в компетенции конкретного органа государственной власти, закрепленной в соответствующем нормативно-правовом акте. Каждый орган государственной власти имеет четко определенную законом структуру, осуществляет свою деятельность в присущих ему организационно-правовых формах. Законодательством регулируется и процедура деятельности органов государственной власти. Органы государственной власти в РФ составляют единую систему органов государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью и производно от полновластия многонационального народа РФ и его возможности формировать государственные органы. Под системой органов государственной власти РФ понимается совокупность ее высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Это органы осуществляют в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система органов государственной власти состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти. Первая ветвь власти - это органы законодательной власти, которые состоят из парламента РФ, парламентов республик в составе РФ, представительных органов государственной власти других субъектов РФ и местных представительных органов государственной власти. Все указанные органы занимаются в основном нормативной деятельностью. Вторая ветвь власти - это органы исполнительной власти, включающие Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, комитеты, федеральные службы и агентства); правительства, министерства и иные органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации; глав администрации краев, областей, мэров городов федерального значения со своим рабочим аппаратом; глав администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, а также решений вышестоящих органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти делятся на органы исполнительной власти общей компетенции и органы исполнительной власти специальной компетенции. Органы исполнительной власти общей компетенции - это органы, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации). Органы исполнительной власти специальной компетенции - это органы, ведающие отдельными сферами исполнительной деятельности (министерства, государственные комитеты и другие ведомства Федерации и субъектов). Они подразделяются на отраслевые органы (министерства) и органы, осуществляющие межотраслевое управление (госкомитеты). Третья ветвь власти состоит из органов судебной власти, которые предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. От того, каким будет взаимодействие этих трех ветвей власти, зависит эффективность деятельности всей системы государственной власти, а также эффективность деятельности каждой из трех ветвей власти в отдельности. Глава 2. Центральные органы федеральной исполнительной власти 2.1. Структура центральных органов федеральной исполнительной власти РФ, порядок формирования и отставки, полномочия Под структурой федеральных органов исполнительной власти в ст. 112 Конституции РФ понимается перечень центральных органов федеральной исполнительной власти (центральных органов управления), подведомственных Правительству РФ1. Центральным органом федеральной исполнительной власти является Правительство Российской Федерации. Это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. Членами Правительства РФ являются: Председатель Правительства РФ, его первые заместители и заместители, а также федеральные министры. Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу. Это не означает, в принципе, отказа от коллегиального начала в работе Правительства, но закрепляет за его Председателем право выбирать главные участки, на которых будут сосредоточены усилия федеральной исполнительной власти, а также возлагает на него всю полноту ответственности за этот выбор. В тоже время коллегиальный характер заседаний Правительства, широкий и свободный обмен мнениями не копирует просто процедуру принятия решений в представительных и общественных организациях. Здесь предпочтительнее оперативность в принятии решений, более жесткий регламент обсуждения. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Первые заместители, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. В состав Правительства входят федеральные министерства, государственные комитеты, департаменты и агентства. Руководители комитетов, департаментов и агентств не являются членами Правительства РФ, хотя также как и федеральные министры, назначаются по представлению Председателя Правительства РФ. Отставка Правительства РФ - это прекращение им полномочий по следующим причинам: по инициативе самого Правительства, по инициативе Президента РФ и в случае политического конфликта с парламентом в форме вотума недоверия или отказа в доверии. Полномочия Правительства, как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они заключаются в решении важнейших вопросов государственной жизни, относящие к полномочиям исполнительной власти, исходя из границ между законодательной и судебной властями. Можно выделить следующий ряд полномочий: Правительство формирует государственный аппарат и руководит его деятельностью. Фактически Правительство участвует в комплектовании всего государственного аппарата, а также направляет и координирует его деятельность через министерства, департаменты и другие ведомства; участвует в законодательной деятельности; важнейшим направлением деятельности Правительства состоит в исполнении законов, которое требует от Правительства активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Правительство призвано обеспечить в этой области полномочий гарантированный результат; с исполнением законов тесно связана нормотворческая деятельность Правительства. Одно из основных направлений этой деятельности - это издание Правительством различного рода нормативных актов на основе и во исполнение законов. Эти акты принимаются по вопросам, входящим в компетенцию Правительства. одно из основных направлений работы Правительства - это составление и исполнение бюджета. Различные структуры Правительства готовят проект государственного бюджета, его доходную и расходную части. А после утверждения бюджета парламентом контролирует его выполнение; осуществление внешней политики также является одним из основных направлений деятельности Правительства. Характеризуя объем полномочий Правительства необходимо отметить, что полный объем полномочий зависит от статуса Правительства и различен в разных странах. 2.2 Статус центральных органов федеральной исполнительной власти, эффективность их деятельности Президентско-парламентская форма правления, установленная в России Конституцией РФ, предопределила положение Правительства РФ в системе высших органов государственной власти и, сохраняя известную преемственность в законодательной регламентации деятельности Правительства, определила его статус и место в системе этих органов. Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами РФ, что закреплено ст.11 Конституции. Структура исполнительной власти в России замыкается на Президенте РФ, который является ключевой фигурой в государственно-политическом механизме России. Президент, как глава государства призван обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России. В тоже время Президент наделен широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: осуществляя назначения на высшие должности в государственных органах, решая вопросы в области внешних сношений и военной сфере. Согласно ст.110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания приведенных положений ясно, что Правительство является высшим или центральным органом федеральной исполнительной власти. Слово "высший" применительно к этому органу, хотя, в Конституции оно не употребляется. Конституция 1993 года повысила статус Правительства, закрепила его самостоятельность 1. В отличие от прежней Конституции, которая возлагала непосредственное руководство исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту. Правительство РФ, как центральный орган федеральной исполнительной власти вместе с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ образует единую систему исполнительной власти в России. Федеральное Правительство самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его компетенции, направляет работу министров и иных федеральных органов исполнительной власти. По сравнению с Правительством зарубежных стран правовой статус Правительства Российской Федерации в значительной степени законодательно урегулирован и определяется Конституцией РФ, федеральным конституционным законом, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. Прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей достаточно последовательны. Правительство ответственно за проведение социально - экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства, отнесе5нных к ведению Российской Федерации и совместному ведению Федерации и субъектов, входящих в ее состав 1. Правительство реализовывает, намеченные программы по стабилизации экономики и несет всю полноту ответственности за свои решения и действия. От других центральных органов Правительство отличается, прежде всего, предметом и сферой деятельности. Оно занимается не принятием законов, а обеспечением управления экономикой всей страны. Правительство, согласно ст.114 Конституции РФ разработка и представление Государственной Думе проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения после одобрения ФС; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета; осуществление управления федеральной собственностью; обеспечение проведения в РФ проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экономики; обеспечение мер по осуществлению безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; обеспечение обороны страны; Одной из основных функций Правительства является организация исполне- ния федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятия, необходимых мер по допущенным нарушениям. Свои Полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы путем разработки и внесения в Государственную Думу проектов законов, формирующих необходимую правовую базу1. Активное участие Правительства в законодательном процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет бюджета, дают возможность Правительству осуществлять возложенные на него функции и намеченные экономические программы. На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство федеральная система (структура) управленческих органов органически связанных. Центральные органы управления, входящие в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются. От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально- экономических преобразований и наше движение вперед. В управлении страной из трех ветвей власти на Правительство ложиться основная тяжесть. Слабое Правительство - значит, судьба дела никакими другими ветвями власти решена не будет. С этих позиций понятны истоки и причины постоянных политических коллизий парламента и Президента за влияние на Правительство. Одна из актуальных проблем законодательства заключается в обеспечении необходимого воздействия властей и контроля за деятельностью Правительства. Означает ли самостоятельность органов исполнительной власти их полную независимость и бесконтрольность? В Конституции законодательно закреплена самостоятельность каждой из ветвей власти, тем самым Правительство выведено из своеобразного двойного подчинения, но в тоже время исполнительная власть не остается бесконтрольной в своей самостоятельности. Президент РФ сохраняет мощные рычаги воздействия на Правительство, путем персональных назначений членов Правительства и принятия необходимых решений, в том числе в сфере исполнительной власти. Для организации федеральной исполнительной власти характерно некое разделение обязанностей между Правительством РФ и Президентом. В руках главы государства сосредоточено политическое руководство - определение основных направлений внутренней и внешней политики, утверждение военной доктрины, руководство внешней политикой. На Правительство возлагается проведение мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики. Ряд министерств и ведомств находятся одновременно в ведении Президента и Правительства. Институт двойного подчинения не всегда эффективен. Таким образом, независимость Правительства допустима в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает интересам Президента, определяемым им направлениям внутренней и внешней политики. Все разногласия между Правительством и Президентом, возникающие в процессе работы решаются все равно в пользу Президента. Он может принять решение об отставке Правительства, отменить тот или иной правительственный акт, наконец, издать указ по вопросу, отнесенному к ведению федерального Правительства1. Отношение Федерального Собрания с Правительством определяются прежде всего через принимаемые парламентом законы, которые Правительство как исполнительная власть должна исполнять и приводить в жизнь. Другой наиболее сильный рычаг воздействия парламента на Правительство - утверждение федерального бюджета - обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства. И, наконец, третий рычаг - дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства и вынесение этой палатой вотума недоверия Правительству. Характеристика воздействия на Правительство тех или иных сил будет неполной, если не отметить практически постоянную критику его действий со стороны оппонентов. По этой причине Председатель Правительств РФ и министры находятся в более сложном положении, чем руководители других органов власти. Давление, оказываемое на них "сверху" и "снизу" бывает настолько велико, что вынуждает Правительство лавировать между ними или занимать выжидательную позицию, что сказывается на результате работы исполнительной власти. Вместе с тем, все перечисленные трудности в деятельности Правительства отнюдь не свидетельствуют о том, что слабость или ущербность внутренне присущи исполнительной власти. Напротив, как показывает опыт нашей страны и других стран, влияние и сила Правительства РФ возрастает. Исполнительная власть в отличие от законодательной или судебной всегда работает в "системе", т. е. С определенной административной субординацией и последовательностью внутренней организации, что позволяет, руководствуясь законом, осуществлять управленческие функции и оперативно проводить в жизнь принимаемые решения. Правительство и другие структуры не могут эффективно работать вне рамок единой системы. В унитарном государстве исполнительная вертикаль действует "в чистом виде", т.е. на основе строгой субординации и подчиненности. В федеративном государстве система органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно, сам механизм действий администрации, правительств республик, краев и областей находится в постоянном взаимодействии, сцепке с федеральными властями, и, прежде всего с Правительством и его органами. Особенно это касается обширной сферы предметов совместного ведения. Федеральным законом установлены лишь общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Поэтому одной из важных задач Правительства является определение конкретных форм и методов взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ. Конституция РФ 1993 года упрочила вертикаль исполнительной власти в рамках полномочий Российской Федерации в ст.72 и предметов совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации в ст.72. Законодательное закрепление системы исполнительной власти в этих сферах, как видно из ст.77, ставит Правительство РФ во главу угла как орган, возглавляющий, объединяющий и координирующий деятельность всех исполнительных властных структур, отвечающий за состояние управления делами государства1. Заключение Когда речь идет о том или ином государстве, то в первую очередь встает вопрос о том, как устроена в этом государстве власть, как организованы властные структуры. Вопрос о власти встает всегда. В зависимости от того, как устроено государство, зависит, и то, как организованы его властные структуры. В странах демократии власть принадлежит народу, который делегирует ее органам государственной власти. Эти органы, осуществляя управление страной выражают волю народа. Российская Федерация является демократическим государством, что записано в ее Конституции. Следовательно, устройство властных структур должно соответствовать устройству таковых в странах с демократической формой правления. Для того чтобы действие властных структур были действительно выражением воли тех, кого они представляют, без ущемления чьих-либо прав во многих демократических странах используется принцип разделения властей. Это позволяет предотвратить возвышение одной власти над другими, не дает утвердиться авторитаризму и диктаторскому режиму. Позволяет свести к минимуму возможные ошибки в управлении и избежать односторонности подхода к решению тех или иных вопросов. В конечном счете, обеспечивается рационализация и оптимизация деятельности государства, всех ее структур и на этой основе повышается эффективность всего механизма управления государственными делами. В данной работе наиболее подробно рассмотрена одна из ветвей власти в Российской - это исполнительная власть, а конкретнее центральные органы этой власти. Эффективность деятельности этих органов зависит от многих причин. Особое влияние на деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти оказывает взаимодействие этих органов власти с двумя другими ветвями власти - законодательной и судебной. Что бы ни предпринимало Правительство РФ, какие бы решения оно не выносило, но без согласия на то остальных властных органов, результата получено не будет. Вся деятельность исполнительной власти тесно связана с парламентом. Кроме этого особое место занимает взаимодействие исполнительной власти с Президентом РФ. Все разногласия между Президентом РФ и Правительством РФ все равно решаются в пользу Президента РФ, который может даже принять решение об отставке Правительства РФ. Эти воздействия на Правительство со стороны парламента и Президента РФ, а также его оппонентов, ставят Правительство и министров в тяжелое положение и затрудняют его работу. Особое влияние на эффективность деятельности Правительства РФ оказывает рациональная организация федеральной исполнительной власти. Правительство РФ и другие структуры не могут работать эффективно вне единой системы. Механизм действия администраций, правительств республик, краев и областей находится в постоянном взаимодействии федеральными властями. В дальнейшем развитии нашей страны как демократического государства дает возможность полагать, что будут совершенствоваться способы взаимодействия всех властных структур России, усовершенствоваться методы их работы, а, следовательно, будет повышаться эффективность их деятельности. Литература Конституционное право: Учебник. /Под ред. проф. В.В. Лазарева.- М.: Новый Юрист, 1998. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. Учебник. М., 1995. Кутафин О.Е. и др. Государственное право России. Учебник.1996. Стрекозлов В.Г., Казанчев Ю.Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. Учебник. М., 1997. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М., 1996. Конституционное право. Учебник для вузов. / Отв. ред. А.Е. Козлов. -М., Изд-во Бек, 1997. Конституция РФ. Вопросы и ответы. / Е.А. Данилов, Е.М. Ковешников, О.Е. Кутафин и др. М.: Юридическая литература, 1994. Конституционное право. Учебное пособие в 2-х частях. / Авт. И сост. Богданова Н.А. М.,1996. Конституционное государственное право. Справочник. М., 1995. Комментарий к конституции РФ. / Пред. ред. коллегии Л.А.Окуньков. М.: Изд-во Бек, 1994. Конституция Российской Федерации. Комментарий М., 1994. Конституционное право России: Сборник конституционно - правовых актов: в 2-х т. / Отв. ред. О.Е. Кутафин, Сост. Н.А. Михалева.- М.: Юристь, 1998. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию "О действенности государственной власти в России". / Российская юстиция, 1995 Нормативные акты Конституция Российской Федерации 1993г. Федеральный закон "О структуре органов федеральной исполнительной власти". // Российская газета, 1994. Указ Президента РФ от 14 августа 1996г. № 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" //Российская газета, 1996, 22 августа. Указ Президента РФ от 14 августа 1996г. № 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". // Российская газета, 1996, 22 августа. Указ Президента РФ от 6 сентября 1996г. № 1322 "Вопросы федеральных органов исполнительной власти". // Российская газета, 1996, 11 сентября, № 173. 1 Конституционное право: Учебник. /Под редакцией проф. В.В. Лазарева - М.: Новый Юрист, 1998, стр. 319. 1 Конституция Российской Федерации,1993. 2 Там же. 1 Коваленко А.И. Основы конституционного права РФ: Учебное пособие. М.: ТЕИС, 1994,с.3-25. 2 Конституция Российской Федерации 1993. Ст.11. 1 Конституция Российской Федерации 1993г. ч.2, ст.11. 2 Конституция Российской Федерации 1993г. ч.3, ст.11. 3 Конституционное право: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1998, стр. 328. 4 Конституция Российской Федерации 1993г. ч.2, ст.11. 1 Конституционное право: Учебник. / Под ред. проф. В.В. Лазарева.- М: Новый Юрист, 1998, стр. 322. 1 Конституция Российской Федерации 1993г. Ст.112. 1 Конституция Российской Федерации 1993г. Ст.104. 1 Конституция Российской Федерации 1993г. Ст.115 1 Комментарий к Конституции РФ./ Под ред. коллегии Л.А. Окуньков, М.,: Изд-во БЕК, 1994. 28 28 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|