|
|
Институт референдума в Российской Федерации1. Содержание Введение 3 1. Референдум: понятие, виды, значение, формы. 4 1.1. Виды референдумов 5 1.2. Референдумы в нашей стране 9 1.3. Референдумы субъектов РФ 9 2. Законодательство о референдуме 16 2.1. Вопросы референдума Российской Федерации 17 2.2. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Российской Федерации 18 2.3. Федеральный закон 18 3. Право на участие в референдуме. 19 4. Инициатива проведения и назначение референдума. 21 4.1. Инициатива проведения референдума 21 4.2. Организация референдума. 24 4.3. Порядок реализации инициативы проведения референдума 25 4.4. Назначение референдума Российской Федерации 27 5. Подготовка референдума. Голосование и определение его результатов. 28 5.1. Подготовку референдума 28 5.2. Формирование комиссии 28 5.3. Порядок голосования 29 5.4. Виды вопросов, выставляемых на референдум 30 5.5. Определение результатов референдума. 31 5.6. Юридическая сила решения, принятого на референдуме 32 5.7. Правовые последствия референдума. 35 Заключение 36 Литература 38 Введение Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации. Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения. Цель данной курсовой работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме. Референдум: понятие, виды, значение, формы. Советский энциклопедический словарь характеризует референдум как всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса. Что такое институт референдума и зачем он нужен?, какова мировая практика референдума?, как учитывается волеизъявление народа при принятии важных государственных решений? На эти и другие вопросы постараемся дать ответ в данной курсовой работе. Референдум Российской Федерации - всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом и голосует лично. Участие в референдуме Российской Федерации является свободным. В ходе референдума Российской Федерации никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. В последнее время все большее распространение получает референдум (плебисцит), который имеет разнообразные формы: По предмету референдумы делятся на: конституционные; законодательные; по международным вопросам; по административным вопросам. По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера: консультативные; "дозаконодательные"; совещательные; "послезаконодательные"; ратифицирующие. Референдумы также бывают обязательными и факультативными. Предмет референдума - это вопрос, подлежащий решению посредством народного голосования. Виды референдумов. 1. Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом. Например, ч. 2-4 ст. 89 Конституции Швейцарской конференции 1874 г. разрешает выносить на референдум федеральные законы и постановления общего значения. Значит, предметом референдума может стать практически любой вопрос, отнесенный к федеральной конституции. В некоторых странах устанавливаются ограничения, например, ст. 75, ч. 2 Конституции Италии устанавливает, что на референдум не выносятся законы: о налогах, о бюджете, об амнистии и помиловании, об уполномочии на ратификацию международных договоров. См.: §46, ч. 6 Конституции Дании не выносит на референдум финансово-бюджетные программы, предоставление гражданства, статус монарха и т.д. Таким образом, факультативный референдум может быть обязательный и необязательный. А Обязательный, в свою очередь может быть абсолютным и относительным (если другим способом решение не может быть принято). Например, в Конституции Испании ст.151,ч.2 "что референдум для провинций необходим для утверждения устава об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества. А согласно Конституции Швейцарии, ст. 123, ч. 1 "пересмотренная федеральная конституция или ее часть вступают в силу, если они были одобрены большинством швейцарских граждан, принявших участие в голосовании и большинством кантонов". Иногда референдум предусматривает в качестве обязательного средства разрешения разногласия между конституционными органами власти. Согласно Швейцарской Конституции, ст. 120, ч. 1 если один из штатов (палат) Федерального Конституционного Собрания (парламента) вынесет постановление о пересмотре Конституции, а другой совет не согласиться, то вопрос выносится на референдум. В первом случае - это абсолютно-обязательный референдум. Во втором случае - относительно-обязательный. В большинстве случаев местные референдумы факультативны, предметом обязательного референдума являются изменения территориального устройства, иногда финансовые проблемы Например, венгерский закон 1999г. о местном самоуправлении предусматривает народное голосование по вопросам: 1) об объединении и разъединении общин; 2) об образовании новой общины; 3) о создании местного представительного органа и о его разделении; 4) по вопросам, которые определены самоуправленческим постановлением. Не могут выноситься на референдум:вопросы: 1) о бюджете; 2) о местных налогах; 3) о кадровых вопросах Нередко конституции и законы запрещают повторное проведение референдума, если принятое решение отрицательное, например, в Италии, повторный референдум, не ранее, чем через 5 лет, в Венгрии 2 года, если это проект Конституции, то через год. 2. Отменительный Народное вето, т.е. референдум допускается лишь для решения вопроса о полной или частичной отмене закона (или акта)(См. Конституцию Италии). Специфическим предметом референдума является вопрос о роспуске или созыве парламента. Такой предмет встречается не часто. Например, Конституция княжества Лихтенштейн 1921г., ст.48 предусматривает такую возможность. Роспуск парламентов в результате народного голосования может иметь место в некоторых германских землях (например, Берлине) Инициаторами проведения референдума могут выступать государственные органы; избиратели. С помощью референдума правящие круги иногда обходят правительственные учреждения. Однако этому институту не может быть дана односторонняя оценка. Термин "референдум" (от латинского "referendum"- то, что должно быть сообщено) голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение. В некоторых странах (например, в Югославии) референдумом называют любое голосование, но это исключение. В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом. Решение может приниматься: посредством утвердительного или отрицательного ответа на поставленный вопрос; посредством выбора между разными вариантами предлагаемого решения (народный выбор - встречается редко). Голосование избирателей называют еще плебисцитом (от латинского "plebiscitum" - решение народа): С точки зрения юридической, различий нет - это полные синонимы. С точки зрения стиля - плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер: вопрос о государственной принадлежности, спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.д. Иногда в литературе референдум трактуется как всенародный опрос (в частности, так его характеризовала сталинская конституция СССР 1936г.), но понятие "опрос" предполагает, что результаты не имеют обязательного значения ни для публичной власти, ни для граждан. В некоторых странах, например, в Швеции, существующий институт именуется консультативным референдумом. Болгарское законодательство на основе Конституции 1971г. трактует "народный опрос" как обобщающий для референдума и всенародного обсуждения законопроектов. Бразильская Конституция (ст.14) среди способов осуществления народного суверенитета называет и референдум и плебисцит, однако в ст.49 (п. XV) определен предмет плебисцита, но не референдума. Значит, здесь референдум носит консультативный характер, а плебисцит - решающий. В демократических государствах не смотря на то, что всенародный опрос не имеет обязательного характера, власти считаются с мнением избирателей, например, в 1972г. в Норвегии был проведен консультативный референдум о вступлении в общий рынок. Более половины принявших участие в опросе высказались "против" и Правительство воздержалось. Референдум может быть использован: как противовес представительной демократии; как средство обойти парламент и принять государственное решение вопреки ему. Например, согласно Конституции Французской Республики 1958 г. (ст. II) Президент по предложению Парламента или по совместному предложению обеих палат может предать на референдум любой законопроект. Но Де Голль, единолично назначал в 1962 и 1969г. референдумы, первый из которых повлек даже изменения Конституции. Референдумы в нашей стране. Практика проведения референдумов в нашей стране не велика. Приведу небольшую историческую справку о событиях приведших к необходимости проведения референдума. С 1990 КПСС утрачивает монополию на власть, возникают новые политические партии. В 1990 разрабатывается проект нового союзного договора, расширяются права республик. В апреле 1991г. центр и 9 республик (кроме Прибалтики, Грузии, Армении, Молдавии) подписывают новый союзный договор. В Вильнусе и Риге проходят столкновения с военными. На март 1991 назначен референдум за сохранение СССР и пост Президента РСФСР. В марте начинаются забастовки с требованием отставки Президента и роспуска Верховного Совета. Референдум подтверждает раскол общества. В июне 1991 Ельцин становится Президентом. 19.08.91 -ГКЧП. Восемь республик заявляют о своей независимости. В декабре 1991 образуется СНГ. Референдум по проекту Конституции Российской Федерации, состоявшийся 12 декабря 1993 года принял Конституцию РФ, действующую и по сей день. 25 апреля 1993 на референдуме решался вопрос о необходимости проведения досрочных выборов в народные депутаты. По справке Национальной службы новостей, в голосовании участвовало 64,5% от числа избирателей, 46,2 млн. чел. Ответили "да", 20,7 млн.чел. - "нет"1. Важнейшим событием декабря 1993 года были выборы в Федеральное собрание и референдум по Констиуции. Референдумы субъектов РФ. В 1993-94 годах в Рязанской области было запланировано проведение эксперимента Миннаца по местному самоуправлению и был подписан соответствующий договор между Миннацем и администрацией области, на основе которого рабочая комиссия разработала пакет предложений. Комиссия предложила принять закон Рязанской области "Об устройстве органов власти местного самоуправления", который основывался бы на 3 вариантах организации местного самоуправления - городском и двух сельских. В 25 районах и городах 7 апреля 1996 г. были проведены референдумы, на которые были вынесены ключевые положения из уставов муниципальных образований. В четырех районах прошли сельские сходы. Во всех 29 территориях были проведены выборы в органы местного самоуправления, а в 9 районах - выборы глав муниципальных образований. Норма явки избирателей для признания референдума состоявшимся была установлена в 50%. Референдумы не состоялись в четырех районах. На референдум выносились следующие вопросы: 1) Способ избрания главы местного самоуправления. 2) О статусе и о механизме принятия устава. 3) Порядок назначения на должности в структурах и структурных подразделениях администраций. Из-за низкой явки референдум в Рязани не состоялся. Практика местных выборов и референдумов в области показала, что избиратели, как правило, поддерживают избрание глав администрации населением, а принятие Уставов - представительными органами. Любые другие решения часто вызывают конфликты, нарекания, избирательную апатию. Суета вокруг референдума в Рязани в 1996 г., особенно со стороны исполнительных властей области и города, а потом отказ от него, непомерное использование обоюдоострого оружия демагогии и юридического манипулирования, путаная история с уходом бывшего мэра Рязани Маркова, наконец, труднообъяснимая авантюра с похищением депутата горсовета, председателя подкомиссии по торговле, землеустройству и жилищно-коммунальному хозяйству А.Назаров, стремительно исчезнувшим из тем СМИ, свидетельствовали об отсутствии продуманной, рассчитанной линии. В заключение остается сказать, что 8 декабря одновременно с выборами главы администрации области и города Рязани прошли выборы глав муниципальных образований в 7 районах (Захаровском, Клепиковском, Кораблинском, Пронском, Рязанском, Шиловском и Чучковском) и двух городах (Сасово и Скопин) области. Выборы глав проводились там в связи с тем, что на референдумах по основным положениям Уставов этих муниципальных образований в апреле 1996 года население не поддержало положение об избрании глав муниципальных образований представительным органом. Основные выводы: Уровень участия делает практически бесполезным использование в городах такой формы волеизъявления как референдум. Ни подтвердить, ни учредить, ни отменить что-либо с его помощью просто невозможно - заранее ясно, что решение из-за низкого участия будет нелегитимным. На селе же референдум, благодаря высокому участию, наоборот, открывает при умелом использовании весьма широкие политические и правовые возможности. Другой аспект низкого участия в городах (в основном это относится к Рязани) - ослабленность городских представительных органов местного самоуправления угрозой их делегитимации из-за потери кворума, крайняя затрудненность принятия ряда решений, повышенная зависимость от решений, устанавливающих уровень участия, особый, постоянно находящийся под угрозой срыва выборов тип избирательных компаний. На селе такой проблемы не существует. Там установленный уровень участия (25%) перекрывается с большим запасом и представительные органы местного самоуправления всегда укомплектованы полностью. Немаловажную роль для для референдума играет возрастной ценз, так например, пенсионеры, как известно, не только значительно активнее участвуют в голосованиях всех типов, но и существенно более зависимы от властных и управленческих процессов муниципального уровня, так что их активность на муниципальных выборах и референдумах вполне закономерна, хотя народ уже не верит в продуктивность и целесообразность прямого волеизъявления ( референдум) и прочие2. Еще одним примером примером референдума субъекта РФ, является несостоявшийся референдум Республики Ингушетия, назначенный на 1 марта 1998 г. На всенародное обсуждение Указом Президента Республики Ингушетия N 298 от 29 декабря 1997 г. был поставлен вопрос: "Поддерживаете ли Вы принятие закона Республики Ингушетия "О правоохранительной и судебной системе Республики Ингушетия?", но референдум не состоялся, так как Верховный Суд Российской Федерации Указ Президента Республики Ингушетия по данному вопросу признал недействительным. В решении Верховного Суда РФ от 17 февраля 1998 г. сказано следующее: "Назначение субъектом Российской Федерации референдума по проекту закона, затрагивающего вопросы судоустройства и прокуратуры, противоречит ст.71 Конституции Российской Федерации и ч.4 ст.13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании противоречащим закону Указа Президента Республики Ингушетия N 298 от 29 декабря 1997 г. "О назначении на 1 марта 1998 г. референдума " с вопросом: "Поддерживаете ли Вы принятие закона Республики Ингушетия "О правоохранительной и судебной системе Республики Ингушетия?" При этом он ссылался на то, что принятый Президентом Республики Ингушетия названный Указ противоречит требованиям ч.4 ст.13 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Представитель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации также просил признать Указ Президента Республики Ингушетия незаконным. Представители Президента Республики Ингушетия с предъявленным требованием не согласились и просили оставить заявление без удовлетворения, указав на то, что в соответствии с ч.3 ст.11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В нарушение этой нормы Конституции Российской Федерации, по их мнению, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" фактически произведено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в вопросах назначения и проведения референдума в субъекте Российской Федерации, в том числе установлено, какие вопросы не могут выноситься на референдум субъекта. Однако в силу ст.15 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации 17 февраля 1998 г. заявление заместителя Генерального прокурора РФ удовлетворил по следующим основаниям. В соответствии с ч.4 ст.13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на референдум субъекта РФ не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ. Как установлено судом, Президент Республики Ингушетия назначил референдум по проекту закона, который в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия устанавливает организационные и правовые основы функционирования правоохранительной и судебной системы Республики Ингушетия с учетом национальных, социально-политических и иных факторов, характерных для Ингушетии, а также определяет иной порядок их формирования и деятельности в отличие от предусмотренного, в частности, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Затрагиваемые в указанном проекте закона Республики Ингушетия вопросы касаются судоустройства и прокуратуры, которые согласно п."о" ст.71 Конституции Российской Федерации отнесены к ведению Российской Федерации, а кадры судебных и правоохранительных органов в силу п."л" ст.72 Конституции отнесены к совместному ведению РФ и субъектов РФ. Эти обстоятельства подтверждены материалами дела и по существу не оспаривались представителями Президента Республики Ингушетия. При таком положении принятый Президентом Республики Ингушетия Указ о назначении референдума по проекту закона Республики Ингушетия, затрагивающего вопросы судоустройства и прокуратуры, противоречит ч.4 ст.13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Утверждение представителей Президента Республики Ингушетия о том, что ч.4 ст. 13 названного Федерального закона неправомерно ограничивает права субъектов Российской Федерации на проведение референдума по указанным в ней вопросам ввиду отсутствия разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по этим вопросам в предусмотренном ч.3 ст.11 Конституции Российской Федерации порядке, не может быть признано правильным. Вопросы судоустройства и прокуратуры, которые фактически вынесены на референдум Республики Ингушетия, отнесены к ведению РФ в силу ст.71 Конституции РФ, а не согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данным Федеральным законом (ст.13) фактически закреплены права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на проведение референдумов по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к их ведению, а также определены вопросы, по которым не допускается проведение референдума субъекта РФ, что не может быть расценено судом как разграничение упомянутым Законом предметов ведения между РФ и субъектами РФ, поскольку этим Законом фактически определены лишь вопросы, которые могут быть вынесены на референдумы как Российской Федерации, так и субъектов Российской Федерации, исходя из разграничения предметов ведения между ними, установленного Конституцией Российской Федерации. Учитывая, что Указ Президента Республики Ингушетия принят с нарушением требований ч.7 ст.1 этого Федерального закона, согласно которой федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в РФ, не должны противоречить данному Федеральному закону, Верховный Суд Российской Федерации заявление заместителя Генерального прокурора РФ удовлетворил, Указ Президента Республики Ингушетия признал недействительным. Выводы: Референдум как непосредственное волеизъявление народа имеет преимущество перед представительной демократией, при соблюдении определенных условий: выносимый на референдум вопрос должен быть понятен рядовому избирателю; до референдума должны быть разъяснены через СМИ желаемые или не желаемые последствия принимаемого решения. При соблюдении этих условий на референдум может быть вынесен сложный законопроект, вплоть до проекта Конституции. Вынесенный на референдум субъектов федерации вопрос не должен противоречить Конституции РФ. Законодательство о референдуме До принятия Конституции 1993 года действовала Конституция 1977 года. В 1962 году была создана конституционная комиссия. Стали активно подчеркиваться следующие вопросы: укрепление законности, активное включение граждан в управление общественными делами, повышение роли общественных организаций и общественного. Самоуправления. На 7 внеочередной сессии Верховный Совет принял декларацию о принятии и объявлении Конституции СССР, подчеркнул свою преемственность с предшественниками. Цель - коммунизм. Основа экономики - социалистическая собственность на средства производства. Основа политической системы -Советы. Конституция закрепляла новые формы непосредственной демократии - всенародное обсуждение и референдум, право на обжалование действий должностных лиц и др., на охрану жилища, здоровья, свободы творчества, право республик на выход из СССР, подчеркивалось значение личности, декларировалось уважение и охрана её прав и свобод. Соответствующие положения прав и свобод закреплены в ст.3 действующей Конституции РФ. В ней в частности говорится: 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону. Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации принят 10 октября 1995 г. Он закрепляет право граждан на участие в референдуме Российской Федерации, основные гарантии избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации закреплены Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ. Вопросы референдума Российской Федерации. На референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы: 1) изменения статуса субъектов Российской Федерации; 2) досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования); 3) принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; 4) введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; 5) принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; 6) амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Российской Федерации. Референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Российской Федерации с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса. Федеральный закон. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят Государственной Думой 12 августа 1995 года. Глава IV данного закона посвящена формам прямого волеизъявления граждан и другим формам осуществления местного самоуправления. В частности в статье 22 о местном референдуме говорится следующее: По вопросам местного значения может проводиться местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления . Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. К сказанному необходимо добавить, что составной частью законодательства о референдуме субъекта РФ и о местном референдуме являются конституции (уставы) соответствующих субъектов РФ и их законы о референдумах, например, в г. Москве, Вологодской, Калужской, Кировской, Московской, Рязанской областях. Ряд процедурных вопросов проведения местных референдумов регулируется в соответствии с уставами соответствующих муниципальных образований. Право на участие в референдуме. В референдуме Российской Федерации имеет право участвовать каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет. Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации. Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные Федеральным законом, а также устанавливаемые федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации дополнительные гарантии могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений и дополнений в соответствующие законы. В случае внесения изменений и дополнений в регулирующий проведение выборов, референдума федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, в регулирующие проведение местного референдума положения устава муниципального образования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума указанные изменения и дополнения вступают в силу после окончания избирательной кампании, проведения референдума. Не имеет права участвовать в референдуме Российской Федерации гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. Интересен в этом вопросе опыт зарубежных стран. Также как и в нашей стране, в других странах в референдуме имеют право участвовать все лица обладающие активным избирательным правом. Если, например, условия получения активного избирательного права различны при выборах в разные палаты парламента или другие государственные органы, право участия в референдумах обуславливается активным избирательным правом по выборам в нижнюю палату парламента. Аналогичный принцип действует и при местных референдумах. Так, например, в Австрийском Федеральном законе о народном голосовании 1958г. в редакции 1972г. ч. 1 §5 определяется: "право голоса имеют все мужчины и женщины, которые на день начала компании по проведению народного голосования (§2, ч. 1) обладают правом участвовать в выборах в Национальный совет". Голосование на референдуме равное. Каждый избиратель имеет такое же число голосов, что и любой другой. Вес каждого голоса одинаков. Например, см. ч.1, ст.5 органического закона Испании о регулировании различных видов референдума 1980г. Аналогично с правилами участия в выборах решается вопрос о свободном или обязательном участии в референдуме. На референдуме голоса подаются непосредственно за предлагаемое решение или против него. Голосование является тайным. Инициатива проведения и назначение референдума. Инициатива проведения референдума В статье 15 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. говорится: 1. Инициатива проведения референдума в Российской Федерации принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме . Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации право инициативы проведения референдума может быть предоставлено иным субъектам. 2. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах , могут образовать инициативную группу по проведению референдума, количественный состав которой устанавливается настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, для сбора подписей граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума. 3. Для назначения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума в орган, установленный законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения. 4. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований может быть предусмотрена реализация инициативы проведения местного референдума также в форме собрания участников референдума. Таким образом, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит: главе государства; парламенту; иногда обоим органам; правительству; группе депутатов парламента; региональным органам власти; группе избирателей Право инициативы дает возможность: принятия государственных решений и придания им особого авторитета; оппозиционным партиям обратиться к народу для разрешения спора с правящими партиями. В опыте зарубежных стран референдум по инициативе группы избирателей - петиционный, т.к. подписывается петиция с требованием провести народное голосование по определенному вопросу (одному или нескольким), например, Конституция Венгрии 1949 г. в редакции 1990 г. предусматривает: общенациональное голосование назначается Государственным собранием (парламентом); в ч. 1 §30 - президент республики пользуется правом этой инициативы; Закон XVII о народном голосовании установил это право за Советом министров, не менее 50 депутатам Государственного Собрания, и не менее 50000 избирателей. Инициатор представляет председателю Государственного Собрания предложение с формулировкой вопроса (формулой референдума), при этом Государственное Собрание принимает (отклоняет) решение 2/3 голосов, а положительное решение содержит формулу референдума и дату его проведения (не позднее 3-х месяцев после даты решения) Немногие страны регулируют основы процедуры референдума Конституцией. Конституция Македонии 1991 г. (ст. 73) - Парламент назначает референдум большинством голосов от общего числа депутатов, а ч. 3 статьи - по требованию 150 000 избирателей. По Конституции Хорватии (1990 г.) право назначать референдум имеет только Палата Представителей и Президент, но по предложению правительства с подписью его председателя. В Италии, согласно ст. 75, ч. 5 Конституции, референдум назначается по требованию 500 000 избирателей или 5 областных советов и т.д. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" в статье 8 ". Инициатива проведения референдума" говорит нам следующее: Инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит: 1) не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них; 2) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации. В период между назначением референдума Российской Федерации и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления. Настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. Организация референдума. Обращаясь к международному опыту, можно сказать, что институты организации референдумов аналогичны соответствующим институтам выборов государственных или самоуправленческих органов. Например, испанский закон в ст. 11 предусматривает: производство по референдуму подчинено избирательному праву; права общественных объединений будут распространяться на парламентские политические группы и такие, которые получили на парламентских выборах не менее 3% голосов; избирательские советы будут образованы в течение 15 рабочих дней после декрета о назначении референдума; СМИ публичные - бесплатное время парламентским политическим группам; льготный тариф для почты; агиткомпания длится не менее 10 и не более 20 дней и заканчивается в 00:00 часов дня, предшествующего дню голосования; в течение последних 5 дней запрещается публикация, зондаж общественного мнения и моделирование голосования; голосование осуществляется официальными бюллетенями; проверку подсчета голосов осуществляют провинциальными избирательными советами в течение 5 рабочих дней; итоги подводятся Центральным Избирательным Советом и немедленно доводятся председателям правительства и палат парламента; протесты рассматриваются палатами по административным избирательным спорам, которые могут постановить: о недопустимости протеста; о действительности голосования и объявлении его результатов; о действительности голосования и необходимости нового объявления результатов; о недействительности голосования. Порядок реализации инициативы проведения референдума. Статья 33 Федерального закона гласит: Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек для проведения местного референдума. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности. 2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия того уровня, на котором предлагается провести референдум, отсутствует, функции комиссии референдума до ее сформирования временно выполняет орган местного самоуправления данного уровня. 3. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума. 4. Соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума) , а при ее отсутствии орган местного самоуправления , установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям настоящего Федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации при выдвижении инициативы референдума субъекта Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления при выдвижении инициативы местного референдума , а также сообщает об этом в средства массовой информации. 8. В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в котором указываются основания отказа. 9. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. 10. С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. Назначение референдума Российской Федерации. Референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации. До принятия такого решения Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом, прекращаются. Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа. Проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается. Подготовка референдума. Голосование и определение его результатов Подготовку референдума. Подготовку и проведение референдума Российской Федерации осуществляют: 1) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, действующая в качестве Центральной комиссии референдума Российской Федерации; 2) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, действующие в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации; 3) территориальные (районные, городские и другие) комиссии по проведению референдума Российской Федерации; 4) участковые комиссии по проведению референдума Российской Федерации. Формирование комиссии. Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по проведению референдума Российской Федерации формируется в составе 5 - 9 членов не позднее 10 дней со дня опубликования Указа Президента Российской Федерации о назначении референдума Российской Федерации. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии. В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению референдума, формирование территориальной комиссии производится соответствующей комиссией субъекта Российской Федерации по проведению референдума Российской Федерации. Порядок голосования. Порядку голосования посвящены 52 -54 статьи Федерального закона. Остановимся на некоторых ключевых аспектах этих вопросов. 1. Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день. Время начала и окончания голосования устанавливается федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а при проведении местного референдума также уставами муниципальных образований. 2. О времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии, комиссии референдума обязаны оповестить избирателей, участников референдума не позднее, чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного и повторного голосования - в порядке и сроки, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, но не позднее, чем за 5 дней до дня голосования. 3. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается. 4. Бюллетени выдаются участникам референдума, включенным в список участников, по предъявлении паспорта или заменяющего его документа 6. Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате, относящемся к кандидату в пользу которого сделан выбор, либо к позиции " Против всех кандидатов". 7. Избирательный бюллетень, бюллетень для голосования на референдуме заполняется избирателем в специально оборудованной кабине, где не допускается присутствие других лиц. 8. В случае, если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня для голосования на референдуме совершил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии референдума , выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного. Член комиссии референдума выдает избирателю новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке участников референдума против фамилии данного участника референдума. Испорченный бюллетень погашается, о чем составляется акт. Виды вопросов, выставляемых на референдум. 1) Обычно это обращенный к голосующему вопрос, согласен ли он с определенным утверждением, текстом закона, определенным мероприятием и т.д. Ответ должен быть "да" или "нет". 2) бывает "народный выбор" (т.е. предоставление голосующему двух или более вариантов решения вопроса). При этом может быть предложено: отметить (например, "крестом") предпочитаемый вариант; ответить "да" или "нет" ("жесткое" требование); положительный ответ, два или более вариантов ("мягкое" требование). Опыт зарубежных стран: например, Швейцарская Конституция. Ст. 12, ч. B, предусматривает: если 100 000 избирателей предложат проект поправки к Конституции, а федеральное собрание выдвинет контрпроект, то избирателю могут быть предложены три вопроса: предпочитает ли он проект избирателей действующим положениям Конституции; предпочитает ли он контрпроект действующим положениям Конституции; какой из двух проектов должен вступить в силу, если оба проекта получат поддержку на референдуме. Вывод: если оба проекта получили поддержку, то решение определяется ответом на третий вопрос. Этот вид формулы не стоит смешивать со случаем, когда на референдум вынесено несколько вопросов. Определение результатов референдума. 1. Участковая комиссия референдума составляет протокол об итогах голосования на соответствующем участке референдума. 2. Протокол участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования должен содержать: а) номер экземпляра; б) обозначение уровня референдума; в) слово "Протокол"; г) наименование комиссии референдума с указанием номера участка референдума; д) строки протокола: строка 1: число участников референдума, внесенных в список; строка 2: число бюллетеней для голосования на референдуме, полученных участковой избирательной комиссией, комиссией референдума; строка 3: число избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной (окружной) комиссии референдума; строка 5: число погашенных бюллетеней для голосования на референдуме; строка 6: число бюллетеней для голосования на референдуме, выданных участникам референдума в день голосования;(7, 8, 9 - вне помещения) строка 10: число действительных бюллетеней строка 11: число недействительных бюллетеней для голосования на референдуме, в том числе отдельными строками 12 и 13 - число бюллетеней, признанных недействительными на основании пункта 12 статьи 56 настоящего Федерального закона, и число бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций; строка 14 и последующие строки: число голосов участников референдума, поданных за позиции "да" или "нет", содержащиеся в бюллетенях для голосования на референдуме. е) перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу; ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов избирательной комиссии, комиссии референдума и их подписи; з) дата и время подписания протокола; и) печать избирательной комиссии, комиссии референдума. 3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Юридическая сила решения, принятого на референдуме. 1. Решение, принятое на референдуме в Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. 2. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, действует на всей территории Российской Федерации. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, действует на территории данного субъекта Российской Федерации. Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования. 3. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, регистрируется в органах государственной власти или органах местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов соответствующего уровня. 4. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме соответственно, но не ранее двух лет после его принятия либо признано недействительным в судебном порядке. 5. Отмена судом решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть произведена по следующим основаниям: нарушение установленного настоящим Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования порядка проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, повлекшее невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума ; несоответствие закона, на основании которого проводился референдум субъекта Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, а также федеральному конституционному закону, федеральному закону, действовавшим на момент проведения данного референдума, несоответствие устава муниципального образования, на основании которого проводился местный референдум, Конституции Российской Федерации, а также федеральному закону, закону субъекта Российской Федерации, действовавшим на момент проведения данного референдума, повлекшие невозможность с достоверностью определить результаты волеизъявления участников референдума; противоречие решения, принятого на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, а для местного референдума - также и закону субъекта Российской Федерации. 6. Признание итогов голосования недействительными более чем на одной четверти участков референдума влечет за собой признание недействительными результатов референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума. В зарубежной практике вопрос о действительности голосования решается следующим образом: Итальянский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие большинство зарегистрированных граждан (действует обязательный вотум). Венгерский закон требует, чтобы в голосовании приняло участие более половины избирателей, и более половины голосовавших одинаково ответили на вопрос. Испанский закон никакого порога не устанавливает. Одобренным считается решение, за которое подано большинство действительных голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Согласно австрийскому Федеральному конституционному закону ст. 45, ч. 1 "При проведении народного голосования решение принимается простым большинством". По Конституции Македонии, ст. 73 решение считается принятым, если за него подано большинство голосов, при условии, что в голосовании приняло участие более половины из общего числа. В Намибии, по Конституции 1990 г. ст. 132, ч. 3 предусмотрено, что конституционная поправка 2/3 от общего числа голосов. В Швейцарии для принятия обычного закона требуется относительное большинство голосов, конституционной поправки - абсолютное большинство в большинстве кантонов. В Италии на местных референдумах предложение считается одобренным, если его поддержало большинство зарегистрированных депутатов в коммунах. Правовые последствия референдума. Практически речь идет о юридической силе акта, принятого путем референдума. Если речь идет о Конституции, проблем нет - она обладает высшей юридической силой; Если речь идет об обычном законе, принятом парламентом, приоритет должен быть отдан референдуму. Возможно или невозможно изменение либо отмена закона, утвержденного или принятого на референдуме обычным парламентским путем? В нашей стране возможно все, а вот, например, по Венгерскому закону решения, принятые на референдуме, обязательны для Государственного Собрания. Отсюда, закон, принятый Государственным Собранием и вынесенный на референдум, но не прошедший его, вступить в силу не может. Несовершенство конституционного законодательства дает возможность по конституциям, принятым на референдуме, согласно текстам которых решения, принятые на референдуме могут подлежать частичному пересмотру парламентом без обращения к избирателям. Заключение Вместо заключение мне хочется привести электоральную статистику активности избирателей на прошедших в нашей стране референдумах. Референдум 1991 г. за сохранение СССР проголосовало в РФ 71,34% за пост Президента РФ - 69,85% В результате Президент - есть, СССР -нет. Апрельский референдум 1993г. за доверие Президенту - 58,76% одобрение Президента - 53,04% за перевыборы Президента - 31,71% за перевыборы депутатов - 43,06% Референдум 12 декабря 1993 г. за Конституцию проголосовало 55,22%.3 По всей вероятности, в скором времени нас ждет еще один референдум. 1.628.000 россиян требуют референдума по экологии. Инициативной группой по сбору подписей для проведения референдума "За природу" по состоянию на 29 сентября собрано уже 1 628 000 подписей, сообщается в пресс-релизе, который распространил в пятницу вечером федеральный штаб по проведению референдума. Согласно Федеральному Конституционному закону "О референдуме в Российской Федерации", для проведения референдума требуется 2 миллиона подписей. Инициаторы референдума отмечают, что темпы сбора подписей продолжают увеличиваться. Необходимость референдума вызвана значимостью вопросов при неэффективности иных способов гражданского противодействия лоббистским стремлениям Минатома легализовать ввоз в Россию радиоактивных отходов и узковедомственным интригам Министра природных ресурсов, стремящегося подобрать под себя противоречивые функции активной эксплуатации (добыча, продажа) и охраны природных ресурсов, т.е. по сути ограничения этой же эксплуатации. На референдум планируется вынести 3 вопроса: 1.Вы за запрет ввоза из других государств на территорию России радиоактивных материалов на хранение, захоронение или переработку? Вы за то, чтобы в России был федеральный государственный орган по охране окружающей среды, отдельный как от органов по использованию, так и от органов по управлению природными ресурсами? Вы за то, чтобы в России была юридически самостоятельная государственная лесная служба? Ранее члены экологических организаций обращались к общественности (открытое письмо от 19 июля 2000) и Президенту РФ (последний раз 19 сентября 2000), предлагая альтернативные решения проблем, инициировали социологический опрос, показавший масштабы поддержки "зеленых" в обществе (87%), проводили акции на Горбатом мосту с призывом к Премьер-министру учесть мнение общественности. Все эти мероприятия, включая референдум, имеют конечной целью привлечение внимания к обсуждаемым вопросам и принятию необходимых решений. Литература Боголюбов С.А. Референдумы по экологическим проектам // Государство и право. 1999. .№ 11. С. 31-37. Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Правовое содержание института референдума и его место в системе непосредственной демократии в Российской Федерации // Право и жизнь. 1995. №7 С.42-56. Закон РСФСР от 16 октября 1990 г. "О референдуме РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 21. Ст. 230. Конституции республик в составе Российской Федерации: Сб. документов /Под ред. и с вступ. статьей Н.А. Мкхалевой. М.:Манускрипт, 1995.384 с. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 1-2 / Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: Б.ЕК. 1995. 778 с. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. Принята Верховным Советом РСФСР "12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15-декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября ) 1991 г. и законами Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992 г. - М.: Известия, 1993. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. М" Юрид, лит., 1997.64с. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М.: Центр конст. исследований Московского обществ, науч. фонда, 1997. 702 с. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1993 г. № 1633. // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №42. Ст. 3995. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участке в референдуме граждан Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339; 1999. № 14. Ст. 1653. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 22 апреля и 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст.1378. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995г. "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 42. Ст.3921. Чиркии В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юристъ, 1997. 568 с. 1 Источник: Российские регионы накануне выборов-95. Аналитическое управление Президента Российской Федерации. Москва. "Юридическая литература", 1995 2 Авдонин В.С. Разделение властей в Рязанской области // Органы государственной власти субъектов Федерации. - М., 1998. (в печати). 3 Интернет-медиа "Общество.ру". Зарегистрировано в Государственном комитете РФ по печати. Гл.ред. - Ю.Абрамов 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|