Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Разработка системы управления персоналом на предприятии (на примере ООО "Парус")
 Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ и их совершенствование
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Концепции современного естествознания (КСЕ)

реферат

В.Ф. Зуев – основатель методики естествознания



Содержание
стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Годы становления и учебы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Участие в экспедициях, издание научных отчетов, разработка
методики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Педагогическая деятельность В.Ф. Зуева, использование им материала,
накопленного в путешествиях . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Примеры применения методики естествознания, разработанной
В.Ф. Зуевым. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Введение
В Большой Советской Энциклопедии написано: "Зуев Василий Федорович (1754 - 1794), русский естествоиспытатель и путешественник, академик Петербургской АН (1779). Автор "Путешественных записок 1782" и первого русского учебника по естествознанию "Начертание естественной истории" (ч. 1-2, 1786); основатель методики естествознания, т.е. совокупности наук о природе.
Академик Василий Федорович Зуев, географ и натуралист, сыграл выдающуюся роль в развитии педагогических идей в России. Зуев принимал деятельное участие в первоначальной организации русской общеобразовательной школы, был автором первого учебника естественной истории, первым методистом естествознания и наставником первой группы учителей по этому предмету.
Педагогическая деятельность Зуева в годы его жизни не была оценена по достоинству: он даже подвергся преследованию за нее. Позднее она была забыта, и лишь в советскую эпоху, через сто пятьдесят лет после смерти Зуева, его роль в истории русского просвещения получила надлежащую оценку.
Имя Зуева теперь вошло во все руководства по методике естествознания, о нем упоминают преподаватели, читающие этот курс в педагогических вузах.
1. Годы становления и учебы
Василий Федорович Зуев родился в 1752 г. Он происходил из крестьян Тверской губернии. Отец его был солдатом Семеновского полка, который стоял в Петербурге. Жены солдат-гвардейцев имели право проживать при мужьях в особой слободе, а дети пользовались некоторыми льготами. Вследствие этого Зуев в возрасте 12 лет был принят в гимназию, которая тогда существовала при Академии наук.
Зуев оказался очень способным учеником и вынес из этой гимназии знание языков, что ему весьма пригодилось впоследствии. Он окончил гимназию в возрасте 16 лет.
2. Участие в экспедициях, издание научных отчетов,
разработка методики
Сразу же после окончания гимназии Зуев был зачислен в состав возглавляемой академиком П. С. Палласом экспедиции, которая направлялась в Восточную Сибирь.
Эта экспедиция продолжалась шесть лет (1768-1774), освоила огромный маршрут и оказалась для молодого Зуева незаменимой школой.
Петр Симон Паллас, выдающийся натуралист XVIII в., которого по справедливости ставят на один уровень с Линнеем и Бюффоном, был универсальным ученым. Он занимался зоологией, ботаникой, географией и геологией, а также исследованиями этнографического и экономического характера. Экспедиция изучала животный и растительный мир огромных районов, а, кроме того, знакомилась с нравами, обычаями и промыслами живущего там населения.
Само собою понятно, что участие в таком путешествии, да еще под руководством знаменитого ученого было для Зуева своего рода практическим университетом. На третий год путешествия, когда экспедиция была в Западной Сибири, Зуев был уже настолько подготовлен к самостоятельным исследованиям, что Паллас послал его одного, в сопровождении нескольких казаков из Челябинска через Тобольск и Березов в Обдорск (теперь Салехард), который был тогда крошечным поселком на нижней Оби. Из Обдорска Зуев должен был проехать на оленях на берега Ледовитого океана, в район Карской губы.
Целый год продолжалась эта самостоятельная экспедиция Зуева (1771-1772), причем он выполнил свою задачу блестяще, несмотря на то, что ему было только 19 лет. Зуев был первым исследователем, который пересек Северный Урал со стороны Сибири. Он привез из своего путешествия коллекцию редких птиц, коллекцию морских животных и даже живого белого медвежонка, по которому Паллас впервые составил научное описание этого полярного зверя.
В марте 1772 г. Паллас отправил Зуева в новое путешествие, из Красноярска вниз по течению р. Енисея до самого моря. Это путешествие продолжалось около полугода, причем Зуев добрался до устьевой части Енисея, где теперь раскинулся город и порт Дудинка, а в то время это была совершенная пустыня.
По материалам своей обской и енисейской поездок Зуев написал свои первые научные статьи: об оленях и о быте остяков (хантов) и ненцев (самоедов). Эти интересные работы Зуева были посланы в Петербург и заслушаны в Академии наук, а затем Паллас использовал их при описании своего путешествия, изданного на немецком и русском языках.
Вернувшись из экспедиции Палласа в 1774 г., Зуев получил заграничную командировку на пятилетний срок для "усовершенствования в науках". Таким образом, к его опыту полевого натуралиста-путешественника прибавилось знакомство с западной университетской наукой. Сначала он поехал в голландский город Лейден, где обучался в местном университете в качестве студента-медика. (В ту эпоху естественные науки преподавались на медицинских факультетах; отдельных биологических факультетов не существовало.) В Лейдене Зуев занимался анатомией, физиологией, химией, физикой и естественной историей. Затем он переехал в г. Страсбург, который принадлежал тогда Франции. Страсбургский университет, где преподавание велось на французском языке, славился своими Научными силами. Особое влияние имел на Зуева зоолог Иоганн-Фридрих Герман, многосторонний ученый, который проводил на своих лекциях идею родственной связи между отдельными группами животных с постепенными переходами между видами, другими словами, вносил в свой курс элементы трансформизма.
В Страсбурге Зуев изучил французский язык, притом так хорошо, что позднее стал употреблять его в своей личной переписке.
Вернувшись осенью 1779 г. в Петербург, Зуев представил в Академию наук диссертацию на латинском языке, заглавие которой можно по-русски передать так: "Теория превращения насекомых, примененная к другим животным". В этой работе, которая долго оставалась неизвестной и изучена лишь в наше время, автор проводит мысль о всеобщей изменчивости в природе, причем в животном мире эта изменчивость выражается в форме метаморфоза, особенно ясно выраженного в царстве насекомых.
Однако слишком смелые воззрения молодого ученого не встретили сочувствия у академиков и показались им излишними. Зуеву пришлось заменить эту диссертацию другой - о перелете птиц, которая и получила одобрение академической конференции 12 октября 1779 г. Зуеву было присвоено звание адъюнкта Академии наук, и с той поры началась его самостоятельная научная деятельность в Академии.
На первых порах Зуев стал приводить в порядок зоологические коллекции академической кунсткамеры, основанной еще Петром I и представлявшей собою обширное и пестрое собрание всевозможных редкостей из трех царств природы. Зуев вплотную занялся ихтиологией, причем описал на латинском языке несколько редких видов рыб, неизвестных до того в науке. Однако это занятие не удовлетворяло его, и он искал работу, более отвечавшую его склонностям полевого исследователя.
Такой случай вскоре представился. В 70-х годах XVIII в., после войны с Турцией, Россия получила обширные области в районе Черного моря. В 1779 г. близ устья р. Днепра начал строиться новый город и порт Херсон, который должен был служить одним из опорных пунктов растущей черноморской торговли. Экономические и политические интересы России требовали научного изучения нового края. Академия наук не могла остаться чуждой этим требованиям и ответила на них организацией исследовательских экспедиций на юг России. Одна из таких экспедиций была направлена в 1781 г. в Херсон, а затем - на Крымский полуостров, который тогда еще не был присоединен к России.
20 мая 1781 г. небольшой экспедиционный отряд, под водительством Зуева двинулся из Петербурга на юг России. В состав этого отряда, кроме самого Зуева, входили: переводчик Тимофей Кириак, рисовальщик Степан Бородулин, охотник-стрелок Денисов и прикомандированный солдат, взятый для охраны казенного багажа. Путь экспедиции лежал на Москву, а оттуда через Калугу, Тулу, Орел, Курск, Харьков, Полтаву, Кременчуг в Херсон, куда экспедиция прибыла через четыре с половиной месяца - 7 октября 1781 г. и осталась там на зимовку. Ехали в нескольких повозках на почтовых лошадях, которые перепрягались на каждой станции для замены новыми. В более крупных городах экспедиция останавливалась на несколько дней или даже недель. Тогда Зуев собирал сведения о числе жителей города, их занятиях и промыслах, о местной торговле, о заводах, фабриках, школах и т. д. При этом Зуев старался достать планы и карты города и прилегающих мест. Степан Бородулин тем временем зарисовывал общие виды городов и различные достопримечательности пути, а охотник Денисов стрелял и набивал чучела птиц, если среди них попадались редкие виды.
Из-за нехватки средств, Зуев вынужден был (для продолжения путешествия) занимать деньги у местной администрации и у частных лиц. Академия новых средств не выделила, находя эту экспедицию ненужной тратой сил, времени и денег. Ход экспедиции приостановили. Но в Калужской губернии Зуев познакомился с крестьянином Екимом Андреевым - неграмотным знахарем, который оказался, однако, недюжинным знатоком лекарственных растений; он даже разводил их у себя в огороде.
В Туле Зуев встретил механика Бобрина, который изобрел жатвенную машину и усердно трудился над постройкой "вечного двигателя". В Харькове Зуев свел знакомство с изобретателем Захаржевским, который строил разные физические приборы и даже изготовлял астрономические телескопы до 10 футов в длину, причем линзы для них 6-8 дюймов в диаметре шлифовал сам.
Зуев решился съездить на русском военном корабле в Константинополь (Стамбул), где пробыл более месяца, посетив и другие турецкие города. Назад он вернулся 9 марта 1782 г. сушей - через Болгарию, Валахию, Молдавию и Бессарабию. Эта поездка Зуева не была предусмотрена маршрутом экспедиции и впоследствии была поставлена ему в вину.
Вскоре после возвращения из Турции Зуев отправился в Крым. Выехал он 12 апреля 1782 г., взяв с собой только рисовальщика Бородулина. Как уже указано выше, Крым не принадлежал тогда России. (Присоединение его произошло позднее, в 1783 г.). Вовремя путешествия Зуева Крымский полуостров и прилежащие степи составляли самостоятельное Крымское ханство, во главе которого стоял хан Шан-Гирей (Шагин-Гирей). Поездка Зуева оказалась неудачной, даже опасной для жизни. Как раз в это время на полуострове произошло восстание татар, недовольных Шан-Гиреем. Разыгравшиеся события не позволили Зуеву объехать полуостров: он побывал только в Карасубазаре (теперь Белогорск) и Феодосии, которая называлась тогда Кефой и была столицей ханства. Из Кефы нашему путешественнику пришлось спешно бежать в Керчь и спасаться в Россию через Азовское море.
Экспедиция Зуева возвратилась в Петербург 30 сентября 1782 г., привезя на нескольких подводах богатые сборы, поступившие в академическую кунсткамеру.
Описание этого путешествия появилось много позднее - в 1787 г. под заглавием "Путешественные записки Василья Зуева от С. Петербурга до Херсона". Вышла только первая часть записок, которые вскоре, в 1789 году, были изданы на немецком языке. Вторая часть, куда должно было войти описание Крыма и других районов Причерноморья, в свет не вышла.
3. Педагогическая деятельность В.Ф. Зуева
и использование им материала, накопленного в путешествиях.
Вскоре после возвращения Зуева из его экспедиции в Причерноморье он занялся педагогической деятельностью. Эта, полоса его жизни нас в особенности интересует, и мы остановимся на ней более подробно.
В XVIII в., до школьной реформы 1786 г., в России, как известно, не существовало государственной системы общеобразовательной школы. Петр I заводил школы профессионального типа, которые отвечали ближайшим потребностям экономического и политического развития России. Общее же Образование находилось в частных руках и стояло на весьма низком уровне.
В городах существовали так называемые вольные школы. Это были, в основном, простые школы грамоты. Их содержали: люди разного звания - представители церковного причта, отставные военные невысокого ранга, канцеляристы, писаря и т. д. Обучали в таких школах чтению, письму и иногда правилам арифметики. В Петербурге в 1784 г. насчитывалось:17 таких школ.
Для детей дворян и вообще привилегированных сословий существовали пансионы, содержавшиеся, как правило, иностранцами. Из архивных данных видно, что в Петербурге в 1784 г. таких пансионов было 24, причем в них обучалось 319 мальчиков и 119 девочек. В числе содержателей этих пансионов были немцы, французы, реже англичане. Так, например, в Петербурге был пансион французского уроженца Ивана Ланье, Федора Рейнкена, выходца из Пруссии, англичанки девицы Какс и проч. В Москве таких пансионов насчитывалось 12, причем в числе их содержателей был даже итальянец - Иван Бартоллий. В этих пансионах плата была высокая. Там обучали, главным образом, языкам, а из остальных предметов - математике, истории, географии и рисованию. Естествознание и физика нигде не преподавались.
Учение было поставлено в большинстве случаев слабо, так как учителя сами были недостаточно сведущи в науках. Среди учителей один был раньше бухгалтером, другой - отставным фельдфебелем, третий оказался "мастером брильного дела", т. е. парикмахером, и т. д. Но и эти школы охватывали лишь незначительное число детей. Большинство детей низших сословий оставались неграмотными. Между тем быстро развивавшееся государство и темпы его экономики требовали образованных людей.
При таких обстоятельствах правительство Екатерины II приступило в 80-х годах к организации системы народного образования, которая охватила бы не только столицы, но губернские и уездные города. Для осуществления этой задачи 7 сентября 1782 г. была создана правительственная "Комиссия об учреждении народных училищ", во главе которой был поставлен сенатор Петр Завадовский, будущий министр народного просвещения. Предполагалось открыть школы не только во всех главных городах России и подготовить для них учителей, но и создать учебники и учебные пособия.
К концу XVIII в. в России было уже 315 училищ при 750 учителях и 19915 учащихся. Открываемые комиссией училища разделялись на малые (в уездных городах) и главные (в губернских городах). Курс малых училищ продолжался два года и состоял в изучении русской грамоты, арифметики и закона божьего. Курс обучения в главных училищах продолжался пять лет и включал, кроме указанных предметов, географию, историю, физику и естествознание (минералогию, ботанику и зоологию). Таким образом, в начале 80-х годов. XVIII в. естественная история впервые сделалась предметом школьного преподавания.
Для организации такого большого дела была необходима помощь многих сотрудников. Надо было подобрать состав учителей для главного народного училища св. Петра, которое было первым открыто в Петербурге, и для учительской семинарии при нем, которая готовила учителей для провинции.
В числе прочих к педагогическому делу был привлечен и Зуев в качестве преподавателя главного народного училища и лектора учительской семинарии. Это случилось 9 декабря 1783 г., приблизительно через год после возвращения Зуева из экспедиции на юг России. Ему было назначено жалованье 400 руб. в год и присвоено звание профессора. Кроме того, он был произведен в чин коллежского асессора, по тому времени немаловажный.
Зуев вел уроки в училище и, кроме того, читал лекции студентам учительской семинарии, готовя их в преподаватели естественной истории. Помимо лекций семинаристы посещали уроки Зуева в школе. Из сохранившихся архивных данных не видно, давали ли семинаристы пробные уроки под руководством Зуева, но по общему ходу занятий это весьма вероятно, так как семинария была открыта при училище и тесно с ним связана.
4. Примеры применения методики естествознания,
разработанной В.Ф. Зуевым.
При введении естествознания в русскую школу никаких русских учебников по этому предмету не существовало. Первое время Зуев вел преподавание по запискам, но потребность в учебнике, как для школьников, так и для студентов была неотложной. Составить такой учебник предложили самому Зуеву, и он с интересом взялся за эту работу. Через полтора года, в мае 1785 г., книга была готова. В журнале Комиссии об учреждении народных училищ под числом 27 мая записано: "Сочиненную г. коллежским асессором и Главного училища профессором Зуевым натуральную историю, признанную от Комиссии для употребления народных училищ годною и удобною, напечатать в типографии содержателя Брейткопфа в числе 3 тысяч экземпляров".
Книга вышла в свет в январе 1786 г. под заглавием "Начертание естественной истории, изданное для народных училищ Российской империи". Руководство было напечатано без имени автора как официальное издание. Редактором книги был академик Паллас, который дал о ней очень хороший отзыв и немало помог автору в процессе ее составления.
Несомненно, что перед Зуевым как автором учебника стояла очень трудная задача. Ведь это был первый на русском языке труд такого рода, для которого не было готовых образцов, а иностранные руководства не подходили к русским условиям и не годились для этой цели. Не было также никакой программы по естествознанию для школ, приходилось самому составлять ее и по ней писать учебник. Не было также никаких методических инструкций для учителей о том, как надо преподавать новый предмет. Словом, на долю Зуева выпала большая организационная и научно-литературная педагогическая работа, с которой он справился превосходно.
Учебник Зуева состоит из двух частей. Первая часть распадается на отделы - "Ископаемое царство" и "Прозябаемое царство". Вторая часть содержит описание "Животного царства". В отделе, посвященном неживой природе, автор рассказывает о землях, камнях, солях, горючих веществах, полуметаллах, металлах и окаменелостях. Отдел, посвященный растениям, начинается кратким физиологическим очерком о жизни и строении растений. Затем следует описание отдельных растений в такой группировке: деревья, кустарники, садовые и дикорастущие травянистые растения, огородные растения, культурные злаки, луговая растительность, мхи, папоротники, лишайники и грибы.
Зоологический отдел обширнее ботанического и также состоит из монографических описаний, сгруппированных в таком порядке: звери, птицы, земноводные (куда отнесены амфибии и рептилии), рыбы, насекомые (куда отнесены также ракообразные, пауки и многоножки) и черви (сюда отнесены, кроме собственно червей, все остальные животные, которым не нашлось места в других классах). Больше всего уделено места млекопитающим и птицам. В целом было описано 66 млекопитающих, из которых 53 принадлежат к русской фауне.
Вот некоторые извлечения из этого учебника В.Ф. Зуева "Начертание естественной истории" (1786 г.):
"Ископаемое царство"
1. Разделение природы на три "царства" - минеральное, растительное и животное, которое Зуев провел в своем учебнике, утвердилось с той поры в русской учебной литературе по естествознанию и дожило до XX в. Восходящий порядок, в котором Зуев предложил изучать природоведческий материал, был для своего времени также новым и необычным. Учебники начального естествоведения, выходившие на Западе, строились совершенно иначе: курс начинался с изучения животных, затем переходили к растениям и под конец - к минералам.
Новаторство Зуева в этом отношении имеет то существенно-важное значение, что он впервые применил к учебному материалу план постепенного усложнения тел природы, в связи с различным их появлением во времени, а такая установка является одной из предпосылок эволюционного мировоззрения.
2. Принятое автором разделение ископаемых - на земли, камни, соли, горючие вещества, металлы и окаменелости - соответствует системе знаменитого минералога Абрама-Готтлиба Вернера, профессора Горной академии во Фрейбурге. Система минералогии, разработанная Вернером, пользовалась в XVIII в. большой популярностью. Она основана на изучении наружных признаков минералов, для описания которых Вернер создал обширную, тщательно разработанную терминологию. Под влиянием взглядов Вернера находился также русский академик Василий Севергин, который много от него заимствовал в своей большой работе "Первые основания минералогии или естественной истории ископаемых тел". (Кн. 1 и 2. СПб., 1798.) Влияние Вернера простиралось и на минералогический труд Г. И. Фишера "Ориктогнозия, или краткое описание всех ископаемых веществ". (М., части 1 и 2, 1918-1820.)
В эпоху Зуева система Вернера, опубликованная в 1774 г., была последним словом науки. С этой системой конкурировала и постепенно ее вытеснила система классификации минералов не по внешнему виду, а по внутренним химическим признакам (системы Томсона, Берцелиуса, Деви и др.). Однако до такой замены Зуев не дожил.
3. Земли (Erden - по Вернеру) Зуев делит на пыловатую, известковую, глинистую и песковатую, разумея под этим почвы, известь, глины и пески. Соответственно этим рубрикам делятся и камни: пыловатыми каменьями Зуев называет различные глинистые сланцы, под известковыми каменьями разумеет плотный известняк. мрамор, известковый шпат и другие известняки, глинистыми . каменьями называет тальк и его разновидности, песковатыми каменьями - различные песчаники, а также кварц и его разновидности. Сюда же автор относит и многие драгоценные и полудрагоценные камни, состав которых в то время не был достаточно известен.
4. "Красная английская земля" - по Вернеру - красная железна" охра.
5. "Шиферная чернь" - черная разновидность слоистой глины.
6. Умбра - землистая разновидность бурого железняка, из которого отмучиванием приготовляют темно-бурую малярную краску.
7. В XVIII в. торф называли "турфом", согласно общепринятой терминологии Вернера. У Севергина также - "турф". (Ч. 1, стр. 23.)
8. "Болус" - желтая или желто-бурая глина, содержащая окись железа. В старину имела лекарственное применение и продавалась в виде таблеток -отсюда болус назывался тисненой или "печатной" глиной.
9. "Столовый шифер" или "крышечный шифер" - разновидности плотного глинистого сланца, которые позднее стали называться аспидный сланец и кровельный сланец.
10. "Черный мел", иначе рисовальный сланец, тонкоземлистый, мягкий, черного цвета.
11. Оселок, иначе пробирный камень, - кремнистый сланец темного цвета, на котором золото и серебро оставляют металлическую черту.
12. Гипс - водный сернокислый кальций, который Зуев ошибочно поместил в разряд известковых каменьев. На отливку статуй и штукатурные работы употребляется отожженный и размолотый в порошок гипс, который неправильно называют в продаже алебастром.
13. "Алабастр" - алебастр - мелкозернистая разновидность натурального гипса ярко-белого цвета; легко обрабатывается и идет на разные поделки.
14. "Зеркальный шпат" - прозрачные, блестящие кристаллические разновидности известкового шпата.
15. "Двоильный шпат" - исландский удвояющий шпат.
16. "Бап, или красный карандаш"-плотная глина красного цвета, с большим содержанием красной окиси железа, которой можно писать и чертить.
17. "Мыловка" - под этим (вышедшим из употребления) названием Зуев приводит тальк. "Блестящая белая мыловка" и "черная мыловка" - мягкие разновидности талька, которые легко растираются и образуют блестки.
18. "Горшечный камень"-плотные разновидности талька, из которого в древности вытачивали сосуды.
19. "Амиант" - старинное название волокнистой разновидности асбеста, известный под названием горного льна - от греческого слона amianthos, что значит "незапятнанный".
20. "Кошачье серебро", "кошачье золото", "блестящая дресва"- разновидности слюды, отливающие серебряным или золотым блеском. В старину измельченным слюдяным порошком засыпали чернила при письме, вместо пропускной бумаги, которая не была еще в употреблении.
21. В эпоху Зуева слюда еще широко применялась вместо стекла для вставки в оконные рамы, особенно в глухой провинции.
22. "Лещадный камень" - плотная разновидность мелкозернистого песчаника.
23. "Переливть" - старинное название халцедона, одной из разновидностей кварца.
24. "Вениса" или "виниса" - старинное название граната.
25. Зуев присоединил к группе кварца ряд полудрагоценных и драгоценных камней, совершенно иного химического состава, которые только по внешности имеют сходство с некоторыми разновидностями кремнезема. Это объясняется тем, что Зуев следовал системе Вернера, который описывал минералы не по химическому составу, а по внешним признакам.
26. "Трап", правильнее "трапп" - изверженные породы темной окраски, к которым относятся: порфиры, диабазы, базальты и проч. Вернер называл их вакками.
27. "Пудинг" - конгломерат.
28. Под названием "дикого сливного (т. е. сплошного) камня" Зуев разумеет граниты и гнейсы, составляющие, по его представлению, внутренние стержни гор.
29. "Дресва" (ошибочно напечатано "древа") - гнилой камень, выветрившийся, легко разрушающийся гранит или рипакиви.
30. В отделе, озаглавленном "О солях", Зуев описал: медный, железный и цинковый купоросы, селитру, поваренную соль, квасцы, буру, нашатырь и глауберову соль. Мы извлекаем из этого отдела описание селитры и поваренной соли.
31. В эпоху Зуева большая часть селитры получалась из природных залежей, искусственное получение селитры (так называемой буртовой) еще не было развито.
32. Из селитры добывается при нагревании с серной кислоты азотная кислота, которая называлась в XVIII в. "крепкой водкой".
33. Смесь азотной и соляной кислот образует так называемую "царскую водку", которую добывали, прибавляя к азотной кислоте поваренную соль.
34. "Соляной спирт" - старинное название соляной кислоты, добываемой из поваренной соли при воздействии на нее серной кислоты при нагревании.
35. Под названием горючие вещества Зуев описал нефть, каменный уголь, асфальт, янтарь, амбру, серу и серный колчедан. В качестве примера мы приводим описание серы. Интересно, что нефть и ее продукты в эпоху Зуева имели крайне ограниченное применение, а именно: нефть употреблялась на юге для освещения в плошках, а в северную и среднюю Россию нефть привозили как лекарственное средство. Амбру, которая является веществом животного происхождения (извержения некоторых китообразных) в XVIII в. принимали за минерал.
36. Полуметаллами Зуев называет такие металлические вещества, которые при накаливании оказываются летучими, т. е. способными испаряться, или превращаются в землистые вещества, неметаллические по виду, причем часто разлетаются. Сюда он причисляет: мышьяк, кобальт, висмут, сурьму, шпиатутер (цинк) и ртуть. По мнению старинных химиков, это происходит потому, что "металлы теряют свой флогистон". В качестве металлов Зуев описал: платину, золото, серебро, медь, железо, олово и свинец. Такое разделение металлов на летучие и нелетучие было позднее отвергнуто, и Севергин уже в 1798 г. от него отказался.
В качестве примеров мы приводим описания золота, серебра, меди и железа.
37. Кровавик, гематит - разновидность красного железняка.
38. Наждак ошибочно считали в XVIII в. железной рудой, вследствие постоянной примеси к нему магнитного железняка и по внешнему виду- иссера-черному, иногда с синеватым отливом. Вернер называет наждак (ferrum ochraceum siniris, что значит синеватое охристое железо. Севергин в 1798 г. еще причислял наждак к железным рудам. (Т. I, стр. 196.) На самом деле наждак - нечистая разновидность корунда.
39. Марганцевая руда по внешнему виду очень напоминает плотный бурый железняк, почему ее и причисляли в XVIII в. к железным рудам под названием "черного железного камня".
40. Фелд-шпат - полевой шпат. Полевые шпаты представляют собою двойную кремнекислую соль калия и алюминия. Зуев пытался выразить их состав как смесь "чистой стекловатой земли", т. е. безводного кремнезема", с "глинистой землей", т. е. с глиноземом.
41. "Шерли", правильнее - шерлы; так Зуев называет разновидности турмалина, вкрапленные в гранит.
42. Зуев делит горы на становые, подъемные и сланцевые. Из его пояснений видно, что под названием становых гор он имеет в виду горы, сложенные из массивных кристаллических пород, в основном - из гранита.
Подъемными горами Зуев называет горы, которые образовались из древних метаморфических сланцев, происшедших в результате разрушения первозданных горных пород и подвергшихся отчасти влиянию "подземного огня".
Наконец, сланцевые горы Зуев характеризует как возникшие из пород, которые "на дно осаждались", следовательно, образовались в результате деятельности морей и океанов.
Таким образом, в основном Зуев правильно объясняет происхождение гор, что для его эпохи было важным научным достижением. В своем учебнике он в сжатой форме отразил новейшие взгляды на этот вопрос.
Едва ли можно сомневаться, что Зуев усвоил эти взгляды под двойным влиянием: с одной стороны, в результате своих поездок по европейской и азиатской России, во время которых он имел возможность обозреть различные формы земной поверхности, начиная с отрогов Урала и горных хребтов Сибири вплоть до Крымских гор; с другой стороны, под влиянием Палласа, спутником которого он состоял в течение шести лет экспедиционной работы. Таким образом, немногословные странички учебника Зуева являются редким примером проникновения в учебную литературу больших научных достижений почти одновременно с тем, как они усвоены самой наукой.
"Прозябаемое царство"
1. "Прозябение" - старинное слово, употребительное в XVIII и в начале XIX в. и равнозначное слову "растение". Отсюда ботаника называлась "прозябословием", ботаники - "прозябословами" и т. п. Зуев употреблял слово "прозябение" наравне со словом "растение".
2. "Строение прозябаемых тел есть клетчатое". Растительная клетка была известна задолго до Зуева. Впервые ее описали в XVII в. Роберт Гук, Неемия Грю и Марчелло Мальпиги.
Эти авторы, рассматривая тонкие срезы растительных тканей, наблюдали структуры, которые они сравнивали с пчелиными сотами, с пивной пеной, с кружевом и т. п. Эта ячеистая структура получила тогда же название "клетчатка" - от слова клетка (сеllula). Старинные наблюдатели видели только стенки растительных клеток, но ничего не знали о внутреннем их содержании и не догадывались о значении клеток. В XVIII в. клеточным строением растительных и отчасти животных тканей занимался петербургский академик Каспар Вольф, современник Зуева, его сотоварищ по академии. Очевидно, Зуев не мог не знать о работах Вольфа. В своей латинской диссертации 1769 г. Theoria generationis Вольф описал клеточные элементы под названием пузырьков (vesiculi), или шариков (globuli). Он видел клетки и даже зарисовал их, но считал их простыми механическими образованиями, вызванными скоплением жидкостей в растительном веществе.
Таким образом, эти старинные микроскописты были не основателями, но лишь предшественниками клеточной теории. В кругу подобных же представлений о клетке, без сомнения, был и Зуев.
3. Зуев не упоминает отдельно о листе, потому что, как и другие натуралисты XVIII в., считал листья простыми выростами стебля.
4. Сообщая, что корень служит для доставления растению "питательного сока", Зуев умалчивает о том, что собственно представляет собой этот сок. Вероятно, он придерживался распространенной в XVIII в. водной теории питания растений, ведущей начало от Ван-Гельмонта и Роберта Бойля, согласно взглядам которых растение получает из воды вещества, которые затем "переделывает" в своем теле (Зуев полагал, что для этого служат сосуды растений), причем получаются различные продукты, которые и находятся в выросшем растении. Эта водная теория дожила до самого начала XIX в.
5. По терминологии Зуева, "тычки" - это тычинки, "маточник" - завязь, "лопастинки" - лепестки.
6. Зуев смотрел на листья как на органы испарения и дыхания растений, но ничего не знал о них как органах воздушного питания.
Значение листьев как органов испарения, при помощи которых растение выкачивает воду из корней и удаляет излишнюю влагу, было известно уже давно. Напротив того, представление о газообмене через листья было в эпоху Зуева делом совершенно новым. Пристли и Ингенгуз только в 1779 г., т. е. за несколько лет до появления учебника Зуева, выяснили, что зеленые листья обладают способностью как-то изменять и "улучшать" состав воздуха; однако сущность такого изменения еще не была выяснена.
Что касается воздушного питания растений при помощи листьев, то это открытие, связанное с именем Сенебье, еще не дошло в то время до России. Основные положения учения о фотосинтезе, заключающиеся в трудах Сенебье и Соссюра, были опубликованы в окончательном виде только в первые годы XIX в., уже после смерти Зуева.
7. Из § 8 и 10 видно, что Зуев придерживался учения о половом размножении цветковых растений. В XVIII в. это учение было новым научным завоеванием, которое одобрялось далеко не всеми учеными. Знаменитый ботаник Турнефор еще в конце XVII в. думал, что части цветка суть органы выделения растений. Лишь к середине XVIII в. стали широко известны опыты Рудольфа Камерариуса и других авторов, посвященные вопросу пола у растений, и половая теория цветка, поддержанная авторитетом Линнея, вошла в науку. Однако даже в начале XIX в. еще находились сомневающиеся, которые резко отвергали эту теорию отчасти по ложно понятым научным данным, отчасти же по моральным соображениям, как теорию, по их мнению, безнравственную, развращающую юношество. Из русских академиков против половой теории цветка горячо выступал директор Ботанического сада Академии наук Иоганн Сигезбек (умер в 1755 г.), по словам которого бог не мог допустить такого "нецеломудрия" в растительном царстве.
Таким образом, и в данном вопросе Зуев был на высоте науки своего времени.
8. В этом параграфе Зуев ясно противополагает две возможных системы изложения ботанического материала: научную систему Линнея,. с делением растений на 24 класса по строению цветка, и принятый Зуевым по педагогическим соображениям порядок, при котором растения разделяются "по внешнему виду и по употреблению", т. е. по легко доступным наружным признакам и применительно к потребностям и пользе человека. Для элементарного школьного учебника, каким является "Начертание естественной истории", Зуев смело высказался за второй путь, отказавшись от научной систематики, хотя сделал это, вероятно, не без колебаний. Таким образом, в его учебнике появилось его деление растений на следующие группы:
1) древесные растения (пальмы, хвойные деревья, лиственные деревья, кустарники);
2) травянистые цветковые растения (цветущие травы, огородные растения, злаки, луговые растения);
3) бесцветковые растения (мхи, папоротники, лишайники, грибы). Главное внимание Зуев обратил при этом на деревья и те из травянистых растений, которые имеют преимущественное значение в хозяйстве человека. Бесцветковым растениям автор уделил только шесть страниц, остановившись на описании съедобных грибов.
9. Следует отметить установку автора, который объясняет особенности растительного мира иначе, чем объясняли ученые того времени. Большинство из них полагало, что, создавая растения, бог-творец "желал показать людям свою благость и всемогущество", почему и развернул такое поразительное разнообразие форм. У Зуева это разнообразие получает не телеологическое, а научное объяснение - как следствие великого разнообразия климатических и почвенных условий, существующих на земле.
10. Сделанное Зуевым подробное исчисление различных полезных применений сосны отражает некоторые бытовые стороны XVIII в. Недостаток в хлебных продуктах на севере, особенно в Сибири, вызывал в то время значительное употребление в пищу соснового луба в сушеном и измельченном виде как суррогата хлеба. Сырой луб как лекарство от скорбута также широко применялся северными народами Сибири. Смолу жгли в маяках за неимением в ту пору других подходящих материалов для освещения.
11. Зуев совершенно правильно отметил достоинства лиственницы как строительного материала, древесина которой противостоит гниению и может сохраняться в постройках сотни лет. Жидкая смола лиственницы и теперь добывается при помощи проделываемых в стволах отверстий и носит в продаже название "венецианского терпентина". Густое светло-красное вещество, вытекающее из глубоких надрубов и из спиленных пней, о котором упоминает Зуев, представляет собою смолистую камедь, отчасти растворяющуюся в воде, и носит народное название "сера". Лиственничная камедь продавалась в северо-восточных городах даже и в XIX в. и употреблялась жителями для жевания как лекарственное средство для санации рта.
12. Древесина пихты лишена смоляных ходов и вследствие своей однородности считалась в старину особенно пригодной для выделки резонирующих музыкальных инструментов, что и отметил Зуев.
13. Из "лесовых дерев" Зуев описал в своем учебнике: дуб, бук, илим, вяз, карагач, граб, ясень, клен, паклен, березу, ольху, липу, осину, тополь, осокорь, иву, ветлу и вербу. Из этих описаний мы извлекли (как наиболее характерные) те, названия которых выше показаны разрядкой.
В научном отношении эти описания в общем довольно правильны. Промысловое значение древесных пород изложено очень подробно и тщательно. Заметим, что хозяйственное применение некоторых пород (например, для крашения материй), указанное Зуевым, в настоящее время уже оставлено, но имеет, без сомнения, историческое значение.
В общем, все эти описания Зуева характеризуются присущими ему как натуралисту чертами: четкостью, ясностью и большой выразительностью, несмотря на сжатость. Чтение этих прекрасных описаний и теперь еще представляет интерес.
14. Зуев описал довольно много плодовых деревьев из числа встречающихся в пределах России. Мы приводим в качестве примеров описание яблони, сливы, вишни и рябины. В учебнике, кроме того, описаны под рубрикой плодовых деревьев: орешник, груша, терновник, черемуха, бузина, калина, боярышник, крушина, жимолость и ряд плодовых деревьев, растущих на юге России: грецкий орех, персиковое дерево, абрикосовое дерево, кизиловое дерево и другие, менее известные. В связи с общей установкой учебника - показать пользу, приносимую растениями, отдел о плодовых деревьях развернут широко. Указания на пищевое, лекарственное и техническое применение различных плодов и ягод даны очень подробно. Автор не забывает упомянуть о том, какие ягоды идут для крашения, какие пригодны для приготовления вина и водок, какие привлекают лесных птиц и т. д.
15. В главе "Примечание к деревам" Зуев в сжатом виде приводит некоторые основные правила лесоводства. Он называет лес "пришлым богатством" хозяина, т.е. таким богатством, которое само собой приходит к человеку, без особого труда с его стороны, и требует только охраны и присмотра.
16. В главе "О кустарниках" Зуев описал около 30 видов кустарников, разделив их на хвойные и лиственные. К хвойным он отнес можжевельник, к лиственным кустарникам - черную и красную смородины, малину, землянику, чернику, бруснику, вереск, крыжовник, багульник, розу, виноград, плющ и проч. В качестве примера мы приводим описание малины и виноградной лозы.
Кроме деревьев и кустарников, растущих в пределах России, Зуев. дал в своем учебнике добавочную главу, названную "Прибавление о знатнейших иностранных хвойных и лиственных древах и кустарниках". Здесь вкратце описаны 33 иноземные древесные породы, в том числе пробковое дерево, красное дерево, апельсинное и лимонное дерева, чайный куст, кофейное и шоколадное дерева, миндальное дерево и др.
Всего Зуев описал в своем учебнике 85 древесных и кустарниковых пород, не считая иноземных; из них 32 плодовых. Ни один учебник последующего времени не приводил столь подробных сведений о древесной флоре России и такого количества данных об их практическом применении.
17. Под именем "цветки" Зуев разумеет травянистые растения, "отличающиеся паче красотою своих цветов" и разводимые отчасти для украшения, отчасти для различного хозяйственного употребления, а также многие дикорастущие. Зуев описал под этой рубрикой: розмарин, шалфей, шафран, табак, ревень, подсолнечник и др., а из дикорастущих; белую и желтую кувшинку, чистотел, зверобой, золотую розгу, ромашку,. василек и др. В качестве примера мы приводим описание: касатика, чистотела, зверобоя, череды (которую автор называет "собачка") и василька посевного.
18. Автор имеет в виду касатик водяной, всюду обыкновенный по болотам, прудам и топким лугам.
19. Под названием "большой чистяк" Зуев описывает чистотел - лекарственное растение, которое растет по сорным местам, около старых стен и т. д. Имеет широкое применение в народной медицине, но для крашения теперь не употребляется.
20. Зуев описывает зверобой продырявленный - летнее растение, часто встречающееся по лугам и полянам. Зверобой и в настоящее время применяется в медицине как вяжущее средство, а иногда (на Кавказе) для крашения.
21. Под именем "собачек" Зуев описывает растение череду с ее характерными цепляющимися семянками, которые "вгрызаются" в шерсть животных и одежду людей, как "собачки".
22. "Огородною зеленью,- пишет Зуев,- называются те травы, кои. сеются в садах и огородах для употребления в поварнях". К огородной зелени автор отнес: картофель, свеклу, морковь, лук, чеснок, капусту, редьку, горох, бобы, огурцы, арбузы, дыни и проч., также многие растения-приправы, как укроп, анис, тмин, петрушку, сельдерей, горчицу, мяту и разные душистые травы, которые частью уже вышли из употребления. Приводим из этой главы описание картофеля, моркови, лука и капусты.
Интересно, что некоторые овощи, распространенные в наше время, в эпоху Зуева были неизвестными, не выращивались в России, например: редис, томаты, баклажаны и др.
23. Картофель в эпоху Зуева только входил в употребление, причем. назывался "земляные яблоки". Зуев говорит о нем как о хорошо известном уже огородном растении ("растение ныне повсюду общее"), однако культура его в России носила в то время ограниченный характер и поначалу встречала недоверие населения. В 1779 г. Петербургская Академия Наук специально наводила справки у страсбургского профессора. Якова Шпильмана, пригоден ли для питания картофель, на что Шпильман ответил 20 февраля 1779 г., что картофель-прекрасный продукт питания. В течение всей второй половины XVIII в. русское правительство старалось распространять посевы картофеля, действуя путем предписаний и приказов, а также наград и премий. Местами насильственные мероприятия по распространению картофеля вызывали сопротивление местного населения, и дело доходило даже до "картофельных бунтов". Лишь в половине XIX в. посевы картофеля прочно вошли в хозяйственный быт народа.
Зуев описывает только четыре сорта культурного картофеля, из них один - кормовой. Клубень картофеля он ошибочно называет "корнем". В настоящее время известно много десятков сортов картофеля, причем различаются сорта: столовые, кормовые, технические, универсальные и проч.; а по времени созревания - ранние, средние и поздние.
24. Из множества сортов капусты Зуев называет "сафойколь", т. е. савойскую капусту, листовую капусту "брунколь" (браунколь) с темно-красными листьями, не завивающимися в кочан; затем упоминает красную кочанную капусту и цветную капусту, всего насчитывает 13 сортов.
25. Под названием "нивяная зелень" Зуев разумеет такие растения, которые растут на нивах, т. е. полях и пашнях, и "приносят ежегодно знатное количество мучнистых семян". "По великому плодородию, - поясняет Зуев,- способности расти везде, по важности мучнистого вещества, в семенах их заключающегося, они занимают собою целые государства, они составляют главнейшую пищу народов, богатство и силу государств, они суть тот промысел, что мы называем хлебопашеством".
В качестве "нивяной зелени" Зуев описывает следующие растения: рожь, ячмень, пшеницу, просо, овес, гречиху, пшеничку (так называлась в эпоху Зуева кукуруза), коноплю, лен, крапиву, хмель. Таким образом, кроме злаков, в эту группу отнесены и волокнистые растения. В качестве примера мы извлекаем из учебника описания ржи, пшеницы и кукурузы.
26. В этом описании интересно указание Зуева на способность пшеницы изменяться в зависимости от местных условий, причем одни сорта переходят в другие, например, усатую пшеницу можно превратить в неусатую. Однако мнение о том, что будто бы пшеница перерождается в рожь, автор считает "неразумением простаков".
27. Кукуруза в эпоху Зуева сеялась только на юге, а для средней России была малоизвестной культурой, которая встречалась разве в садах, где разводилась собственно для декоративных целей. Интересно правильное указание Зуева на большую плодородность кукурузы.
"Животное царство"
1. Первые 12 параграфов этого отдела содержат краткий анатомо-физиологический очерк тела высших животных. Этот очерк отражает воззрения ученых конца XVIII в. на жизнь и строение организмов. Зуев руководствовался при этом взглядами своего учителя по Лейденскому университету-известного анатома Фридриха Альбинуса (1715-1778), очень осторожного ученого, который придерживался фактов, не принимая на веру никаких беспочвенных гипотез, которые выдвигались тогда различными учеными. Альбинусу помогал его ученик Эдуард Сандифор, который хорошо поставил занятия студентов по анатомии на трупах. Таким образом, Зуев прошел в годы своего учения в Лейдене хорошую школу. Его анатомо-физиологические представления свободны от грубых ошибок. Так, например, он нигде не пишет, что нервы представляют собою трубки, по которым движутся особые флюиды, как учили в XVIII в., не разделяет популярную в то время теорию преформизма и т. д.
2. Единственное место, где Зуев упоминает (в примечании) о "душе". По сравнению с другими анатомо-физиологическими сочинениями того времени душа занимает в книге Зуева очень скромное место. Вероятно, автор, по условиям времени, все же не мог обойтись в своем учебнике без упоминания об этом идеалистическом факторе.
3. Органы чувств Зуев описывает подробнее, чем другие части тела животных, сообщая об этих органах в общем довольно правильные сведения.
4. Это место показывает, что Зуев все же не мог освободиться от телеологического подхода к природе.
5. Излагается классификация животного мира по Линнею, от которого Зуев и заимствовал разделение животных на шесть классов, причем последний класс (черви) носит сборный характер, заключая, кроме собственно червей, иглокожих, моллюсков, кишечно-полостных и простейших.
Эту систему с небольшими изменениями Зуев заимствовал из первого тома "Системы природы" Карла Линнея. (См. русский перевод А. Севастьянова, СПб., 1804, т. I, стр. 20.)
6. Интересно сопоставить количество видов животных, известных в эпоху Зуева, с современными данными. Зуев знал до 300 видов млекопитающих; в настоящее время их насчитывают свыше 12 тыс. Вместо 2000 видов птиц, указанных Зуевым, число их возросло до 16 тыс., рыб известно до 20 тыс. (Зуев указывает 2000), число видов насекомых перевалило за полмиллиона (Зуев указывает цифру 15 тыс.) и т. д.
7. Плиоск - хвостовой плавник китообразных. Зуев представлял, что такой плавник состоит из сросшихся вместе задних ног, что неверно, так как у китов задние конечности редуцированы.
8. Сообщение Зуева, что продолжительность жизни млекопитающих колеблется между 9 и 40 годами, верно только для большинства домашних животных. Другие живут гораздо дольше (слон до 80 лет и более) или много меньше (мелкие грызуны до 3 лет).
9. В целях упрощения классификации Зуев принял разделение млекопитающих не на отряды Линнея, а на три условных группы:
1) ноготные звери, т. е. такие, которые имеют пальцы, оканчивающиеся различной формы ногтями и когтями;
2) копытные звери, у которых оконечности пальцев одеты роговыми копытами;
3)ластовые звери, у которых сросшиеся пальцы образуют плавники - ласты.
Это разделение принадлежит не Линнею. Зуев взял его у германского зоолога Якоба Клейна (К1е1п, 1685-1759), который оспаривал систему Линнея и выпустил в 1743 г. сочинение на латинском языке, где выражал сомнения по поводу взглядов последнего. Линней разделил млекопитающих на семь отрядов, а именно:
1) Приматы; 2) Тяжелые; 3) Звери; 4) Грызуны; 5) Жвачные; 6) Копытные; 7) Рыбообразные. Зуев предпочел разделение Клейна, основанное на строении конечностей, потому что для педагогических целей оно показалось ему проще и нагляднее, хотя система Линнея, основанная на строении зубов, была, конечно, совершеннее. Но Зуев не придавал той или иной системе большого значения, так как его учебник построен монографически и систематике там отведено незначительное место.
Кроме того, Зуев выделил животных, не встречающихся в России, в особый дополнительный отдел, озаглавленный: "Прибавление о славнейших иностранных зверях" (обезьяна, ленивец, дикобраз, бегемот, носорог, слон, лев, тигр и др.).
10. Зуев, как и Линней, поместил человека среди животного царства, а не выделил его в особую категорию. Как известно, Линней подвергался за это упрекам современников, обвинявших его в неуважении к человеку. Зуев последовал за Линнеем, что со стороны русского автора было еще более смелым поступком, так как Линней писал по-латыни для ученых людей, а Зуев писал по-русски, притом издавал не специальный труд, каким был "Системы природы" Линнея, а общедоступный учебник для русского юношества.
11. По Зуеву, "человек составляет единый только род в поднебесной", иначе говоря, Зуев придерживался монофилитического взгляда на происхождение человеческого рода. Взгляд этот принят и в Современной советской науке - в противность утверждениям некоторых западных расистов, которые пытаются доказывать, что цветные племена иного происхождения, чем белокожие, и представляют совершенно особые, "низшие" расы.
Причиной разнообразия человеческих рас Зуев считает продолжительное влияние климатических условий: "сие не от иного происходит,- пишет он,- как от климата, образа жизни и пищи". Эта прогрессивная точка зрения русского ученого разделяется и современной наукой.
12. Зуев считает, что задача "рассматривать самого себя и прочие создания", т. е. научно познавать природу, такая же неотъемлемая "должность" человека, как и его физические нужды - потребность в пище, одежде и проч. Этим он хочет показать, что научное знание - не пустая прихоть и время провождение, и хочет возвысить деятельность ученых в глазах своих современников.
13. Под названием "ноготные звери" Зуев описал 39 видов млекопитающих, преимущественно хищных; кроме того, несколько насекомоядных, рукокрылых, грызунов и ластоногих. В качестве примера мы приводим описания: собаки, волка, лисицы, кошки, моржа, стеллеровой морской коровы, выдры, хорька, куницы, соболя, медведя, барсука, ежа, крота, выхухоли, мыши домовой, крысы, летучей мыши, пеструшки, суслика, хомяка, тушканчика, белки, зайца и бобра.
Все описания составлены по одному плану. Сначала указывается русское название животного, причем приводятся и его народные, местные наименования, затем описывается внешний вид и образ жизни животного. Последний всегда указывается довольно подробно; иногда такое описание превращается в живописный рассказ с меткими характеристиками биологических особенностей животного, тем более, что многих животных Зуев лично наблюдал в природе. Затем следует описание приносимой животным пользы и его хозяйственного применения. Эта часть всегда изложена обстоятельно, со многими подробностями, которые в иных случаях интересны с исторической стороны.
14. "Мягкая рухлядь" - так в старину называли меха пушных зверей.
15. Требование охраны промысловых животных в эпоху Зуева было новым делом. Его высказывания по этому поводу были одними из первых.
16. Растение, которое Зуев называет Грамен канинум - это злак - пшеница собачья, которая, по народным приметам, поедалась собаками для самоизлечения.
17. Очень поучительно сравнить описание волка у Зуева с подобным же описанием Линнея в "Системе природы". Текст русского автора отнюдь не пересказ Линнея, а гораздо полнее и богаче биологическими подробностями.
Линней пишет: "Волк. Хвост имеет вниз загнутый. Шерсть на нем большею частью желто-серая. Ходит стадами, нападает на рогатый скот, на лошадей, свиней, убивает собак. В лесу же труслив и недоверчив; протянутой веревки боится, в отворенные ворота не входит, но через огород прыгает. Звук охотничьего рога для него несносен. Слух и обоняние имеет отличные. Случка в январе. Волчица носит 10 недель и мечет от 5 до 9 слепых щенят. Совершенного возраста достигает на третьем году, живет от 15 до 20 лет. Побуждаем будучи жестоким хладом и голодом, нападает на людей и на однородных себе животных. Долее может пробыть без пищи, нежели без питья. Ходит, поджав ногти, шею легко ворочает". (Система природы. Перевод А. Севастьянова. СПб., 1804, т. I, стр. 269-270.)
18. Волчьи клыки, насаженные на рукоятки, вследствие их твердости и гладкости употреблялись в старину ремесленниками, в том числе позолотчиками ("золотарями"), в качестве гладильного или лощильного инструмента.
19. "Носки"-в данном случае ручные копья, которые метали на ремне.
20. В XVIII в. кузова рессорных карет подвешивали на толстых прочных ремнях, для выделки которых применялась моржовая кожа.
21. У морской коровы задние конечности отсутствовали. Ее хвостовой плавник был образован из мускулов и кожного покрова.
22. Ластьи - род капканов.
23. Зуев приводит интересные подробности о жизни медведя - результат личного опыта автора, вынесенного им из сибирского путешествия.
24. Автор упоминает об анальных железах, которые имеются у барсука и других представителей семейства куньих. Сведения о том, что барсук сосет жир из этих желез, неверны и, возможно, объясняются тем, что барсук во время спячки кладет голову между задними ногами.
25. Зуев, повидимому, недооценивал пользу, которую приносят кроты, истребляя во множестве личинок вредных насекомых. Неправильно указание, что кроты поедают корешки растений - кроты питаются животной пищей.
26. Хвост выхухоля (голый или покрытый редкими волосками) употреблялся в старину как средство от моли, потому что он издает сильный мускусный запах, вследствие выделения желез, находящихся у основания хвоста.
27. "Магазейн" - склад. Слово это в эпоху Зуева только начинало входить в русскую речь и еще не склонялось. Позднее оно превратилось в слово "магазин" и приобрело право гражданства в русском языке, означая не только склад, но и лавку.
28. Сибирская мышь - мышь-малютка водится преимущественно в Сибири и на Дальнем Востоке.
29. Обращает на себя внимание красочное описание миграций пеструшки, или лемминга,- первое по времени в русской зоологической литературе.
30. "Пенсели"-кисточки. Слово вышло из употребления в русской речи.
31. "Съизподи"-с нижней стороны. Слово вышло из употребления.
32. Сеноставец, иначе пищуха - грызун, который водится на плоскогорьях Средней Азии и на Камчатке. Интересен тем, что запасает на зиму сено в виде небольших кучек-копен. Зуев имел возможность хорошо ознакомиться с этим зверьком в Сибири. Чекуша - карликовая пищуха, встречается в долинах Урала.
33. "Бобровая струя" - выделение половых желез самца бобра, которое употреблялось в медицине и носило название. Принималось внутрь как успокоительное при припадках средство.
34. Из копытных зверей Зуев описал: лошадь, осла, верблюда, кабаргу, оленя, лося, козла, барана, корову и свинью. Ниже приведены все эти описания, кроме кабарги.
35. "Камелот", или "камлот"; так называлась грубая материя из верблюжьей шерсти, которая шла на одеяла, полости, халаты и т. п.
36. "Дзерна" - серна.
37. "Урусом" Зуев называет европейского зубра.
38. "Заволока" - старинный способ лечения, который состоял в том, что при болезнях костей и суставов в месте страдания под складку кожи продевался фитиль, смоченный скипидаром, что вызывало сильное местное раздражение с приливом крови.
39. Весьма интересно указание Зуева, что в XVIII в. пробовали производить скоту профилактические прививки заразного начала.
40. "Ветчиной" Зуев везде называет слой подкожного сала. Позднее это слово получило иное, расширенное значение.
41. "Желудками"-дубовыми желудями.
42. Зуев, как и Линней, полагал, что киты выбрасывают через носовые отверстия воду, что неверно: выбрасывается воздух с примесью пара и водяных брызг.
43. Под неправильным наименованием "белуха" Зуев описывает полярного, или гренландского кита, в настоящее время почти истребленного. Под названием "коростяная белуха" автор упоминает о ките-полосатике. Последний меньше гренландского кита и имеет спинной плавник, который Зуев называет "жирным пером" (стр. 75).
В настоящее время под именем белух разумеют крупных дельфинов желто-белого цвета, длиною 4-5 метров, обитающих в Северном Ледовитом океане и ведущих стадный образ жизни.
44. Зуев описывает нападение на крупного кита хищных зубастых китов-касаток, которые, действительно, терзают его и рвут даже язык. Однако рассказ о том, что кит нарочно отдает свой язык на съедение, чтобы избавиться от врагов, является баснословием.
45. "Носки" - гарпуны, род зазубренных дротиков, прикрепленных на длинном ремне.
46. Указание автора, что кости птиц наполнены "мозговиною", неточно. Большие кости наполнены воздухом, так как туда заходят отростки воздушных мешков.
47. Перья, которые Зуев называет "плавильными", позднее получили название маховых перьев. Местом прикрепления больших маховых перьев является редуцированная и сильно вытянутая кисть передней конечности, которую Зуев называет "кулаком".
48. Говоря о двух белках яйца (кроме желтка), Зуев различает наружный жидкий белок и внутренний, или средний белок, более плотный, который прилегает к желтку.
49. В качестве хищных птиц Зуев описал черного орла, сокола, скопу, кречета, сову, филина и сыча.
50. Под именем "белый филин" Зуев описал белую сову - обитателя тундры, которую ему приходилось часто видеть.
51. Под названием "соровых" (от слова "сор") птиц Зуев объединил представителей из нескольких отрядов вороновых, дятловых, сизо-воронковых, кукушек и др.
52. В числе водяных птиц Зуев описал: гуся, лебедя, утку, гагу, крохаля, пеликана, баклана, гагару и мартышку. Мы приводим описания тех из них, которые выше набраны разрядкой.
53. В числе голенастых птиц автором описаны: журавль, аист, цапля, фламинго, колпица, дрофа и стрепет. Мы приводим описание первых трех.
54. Из куриных птиц (Зуев пишет "куряных") он описал: курицу, глухаря и тетерева, которые и приведены нами. Кроме того, в книге описаны павлин и индейский петух.
55. В числе воробейных (воробьиных) птиц Зуев описал: жаворонка, скворца, дрозда, снегиря, щегла, чижа, соловья, ремеза и ласточку. К воробьиным он причислил и голубя, которого теперь относят к отряду голубиных.
56. Следуя авторитету Линнея, Зуев объединил амфибий и рептилий в один класс земноводных, или, как выражались русские переводчики Линнея, "двустихийных" животных. По описанию Линнея, "сердце у них об одном желудке или дуплеце, кровь красная, холодная, легкие произвольнодышущие".
57. К бегающим земноводным Зуев причислил черепах, лягушек и ящериц, причем к ящерицам отнес крокодила и хамелеона. Отдельно описана ящерица -летающий дракон. Описания эти очень беглы и поверхностны по сравнению с описаниями млекопитающих и птиц. По-видимому, Зуев не считал нужным осведомлять подробней учащихся о таких бесполезных или малополезных животных, упустив из вида значение лягушек и жаб в деле истребления вредных насекомых.
58. "Буфон" - автор имеет в виду жабу - по ее латинскому наименованию.
59. Имеется в виду зеленая съедобная лягушка.
60. Под ползающими земноводными Зуев разумеет змей, из которых он описал только три вида, более интересных: гремучую змею, удава и очковую змею. Наших же обыкновенных змей - ужа и гадюку - Зуев оставил в стороне. В данном случае выказалась некоторая ограниченность установки Зуева - описывать только "полезных" животных. Гадюка также имеет значение в хозяйственной деятельности человека, хотя и отрицательное. Она жалит не только человека, но и скотину на пастбищах, о чем, конечно, следовало бы упомянуть.
61. Под названием "лютого змея" Зуев описывает гремучую змею, водящуюся в западной части США.
62. Под именем "найя" Зуев описывает кобру, или очковую змею. Кобра встречается не только в Восточной Индии, как указывает Зуев, но и во всей южной Азии. В пределах СССР встречается в южной части Узбекистана и в южной Туркмении.
63. "Летучая щелочная соль", о которой упоминает автор, это - углекислый аммоний - кристаллическое вещество с сильным запахом аммиака. Углекислый аммоний и в настоящее время применяется при укусах змей как наружное средство (в 3-6%-ном растворе) .
64. Замечание не совсем верное, и противоречащее тому, что самим автором сказано выше.
65. Из бесперых рыб Зуев описал угря, зубатку, а также саблю-рыбу, правильнее - меч-рыбу. Приводим описание первых двух.
66. В настоящее время и мясо, и кожа зубатки находят широкое применение. Во времена Зуева ее почти не ловили, в настоящее же время улов зубатки составляет до 8% тралового лова. Кожа ее, при выделке напоминающая шагрень, идет в галантерейный товар, мясо употребляется в пищу.
67. Из подгорлых рыб Зуев описал треску и налима. Приводим оба описания.
68. Под названием подгрудных рыб Зуев описал: окуня, судака, ерша, камбалу, скумбрию, солнечную рыбу, которую автор называет "кузнецом", и рыбу-прилипало, которую он называет "ремора". Приводим описание первых четырех.
69. Из подбрюшных рыб Зуев описал: семгу, форель, сига, нельму, ряпушку, снетка, сельдь, сома, щуку, пескаря, сазана, карпа, линя, карася, плотву. Приводим описание большинства этих рыб.
70. "Кунжа" - правильнее кумжа - дальневосточный лосось.
71. Крошица и пеструшка-местные названия форели.
72. Муксун, омуль - рыбы, принадлежащие к роду сиговых; хариус - представитель рода хариусовых; таймень принадлежит к роду лососей. Все это - речные рыбы, водящиеся в больших сибирских реках.
73. Салакушка - мелкая разновидность сельдевых; анчоус, или хамса, принадлежит к другому семейству - анчоусовых; бешеная рыба, или железница,- каспийская сельдь, еще мало известная в XVIII в., которую ввел в употребление в 50-х годах XIX в. акад. К. М. Бэр.
74. Плиоск - задняя половина тела с хвостом.
75. В эпоху Зуева сомину не употребляли в пищу, так как народ брезговал этой рыбой, которая питается лягушками, пожирает всякую падаль, даже гнилые тряпки.
76. Это употребление давно оставлено.
77. Зуев упоминает о вышедшем из употребления промысле изготовления серебристых бус, наподобие крупного жемчуга, для чего в стеклянные шарики наливалась клеевая эмульсия из толченой рыбьей чешуи
78. Замечание Зуева о том, что некоторые насекомые имеют большое число ног, объясняется тем, что он причислял к насекомым также ракообразных, паукообразных и многоножек под общим наименованием "бескрылые насекомые".
79. Этот абзац относится к пчелам и муравьям, где такие отношения Зуев толкует антропоморфически.
80. Некоторые названия жуков, приводимые Зуевым, вышли из употребления. Так, под наименованием "жуки" он разумеет собственно жуков, то есть копров и навозников; "туры" - жуки-оленероги; "гробокопы" - могильщики и мертвоеды; "козявки" - жуки-листоеды; "скачки" - щелкуны; "пеуны"-скакуны; "носатики" -долгоносики; "короткошеи" - златки; "водяные тараканы" - плавунцы и водолюбы и проч.
81. "Травяная кобылка" -цикада; "светонос" -светоноска.
82. "Кармазин" - старинное название для материи темно-красного цвета.
83. "Дрики" - старинное название оводов.
84. Кровососка лошадиная
85. Под названием бескрылых насекомых Зуев описывает ракообразных, пауков и многоножек.
86. "Бихорхо" - сольпуга. Справка Зуева о том, что укусы тарантула излечиваются звуками музыки, является баснословием.
87. "Иулы" - кивсяки.
88. Следуя классификации Линнея, Зуев отнес к шестому классу под условным названием "черви" всех прочих беспозвоночных, кроме членистоногих. Объясняется это тем, что в XVIII в. еще очень мало знали о внутреннем строении низших беспозвоночных и потому составили из них сборный класс, нечто вроде склада различных форм, недостаточно изученных. Этот класс делился на три отдела: "кишковатых червей", куда входили собственно черви, "черепокожих червей", под которыми разумели моллюсков, имеющих раковину, и "скользких червей", куда входили голые слизни, а также головоногие моллюски, медузы и иглокожие.
89. Это определение класса червей взято у Линнея. Выражение "безобразные" здесь употреблено в смысле не имеющие "образа", определенной формы, т. е. меняющие свою форму.
90. Здесь автор отразил старое народное поверье, будто бы волосатик внедряется под кожу людей и животных.
91. "Морским киселем" называли медуз.
92. Старинное название съедобных ракушек - мидий.
93. Озерные раковины-перловицы, так как их створки употреблялись в старину для растирания и разведения красок живописцами, о чем Зуев упоминает.
94. "Змеиные головки" - мелкие раковины ципрей и олив, служившие для украшения и в качестве мелкой монеты.
95. "Перламут" - морское ушко, раковина которого богата превосходным перламутром.
96. "Молоток" - двустворчатый моллюск с изогнутой раковиной причудливой формы.
97. Различные виды крупных океанических моллюсков с извитой раковиной, служившие для декоративных целей.
98. Под именем особливых животных Зуев разумеет таких животных, которые не вместились в шестой класс Линнея и потому выделены автором в особую, дополнительную главу. Сюда вошли: губки, гидроидные и коралловые полипы, а также наливочные животные, или инфузории.
О простейших в XVIII в. имели еще смутное представление - научное изучение их только начиналось. В 12-м издании "Системы природы", 1767 г., Линней назвал мир простейших "хаосом", самым названием показав на спутанность и неопределенность тогдашних знаний. Первым, кто серьезно занялся в XVIII в. изучением наливочных животных, был датский зоолог Отто Мюллер, работа которого, написанная по-латыни, вышла в 1773 г., т. е. незадолго до того времени, когда Зуев издал свой учебник. Неудивительно, что Зуев отвел в своей книге очень мало места простейшим. Он привел несколько русских названий для описанных разными авторами форм, но их даже трудно отождествить с известными ныне в зоологии. Можно предположить, что "кружилко" - это, вероятно, коловратки, которые способны прикрепляться к предметам; вначале их также причисляли к наливочным животным, как и угриц - микроскопических червей, которые тоже фигурируют в списке Зуева под названием "глисты".
Заключение
"Для Петербургской Академии Наук XVIII в. Зуев является довольно характерной фигурой. Он был одним из представителей тех молодых сил, которые постепенно вырастали в обстановке полуиностранного ученого учреждения, каким была в XVIII в. Петербургская Академия Наук"1.
"Рассматривая деятельность Зуева в целом, насколько она выяснена в свете произведенных в последнее время исследований, надо признать его крупным ученым и просветителем XVIII в. Он не сделал каких-либо выдающихся научных открытий, но он внес серьезный вклад в дело научного познания нашей родины со стороны биологической, естественно-географической и отчасти экономической.
Кроме работы по добыванию научных знаний, Зуев сыграл важную роль в деле их распространения через школу и просветительную литературу XVIII в. Он оставил незабываемый след в истории естественноонаучного образования в России, обнаружив при этом редкие дарования педагога-методиста и учителя учителей"2.

Список литературы
1. Зуев В.Ф. Педагогические труды. М., 1956.
2. Начертание естественной истории, изданное для Народных училищ Российской Империи... Ч.1-2. Спб., 1786.
3. Путешественные записки Василья Зуева от С.-Петербурга до Херсона в 1781- 1782 годах. Спб,. 1787.
4. Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. К двухсотлетию со дня рождения. М.-Л., 1955.
1 Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. К двухсотлетию со дня рождения. М.-Л., 1955. С.321. 2 Райков Б. Е. Академик Василий Зуев, его жизнь и труды. К двухсотлетию со дня рождения. М.-Л., 1955. С.322. 1

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 История и перспективы развития экономического анализа
 Понятие помилования и амнистии и их сходство и различие
Ваши отзывы
i8k5il
↔ Transfer 36 720 USD. Gо tо withdrаwаl => https://forms.yandex.com/cloud/65db11965d2a06eb0179d25d?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& ↔

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.