Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Вексельное обращение в РФ
 Проблема адекватности перевода на русский язык романа Раймона Кено "Голубые цветочки"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Литература

реферат

Особенности и многообразие характера Печорина в романах «герой нашего времени», «княгиня Лиговская»



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3 1. ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ПЕЧОРИНА В НЕЗАКОНЧЕННОМ РОМАНЕ "КНЯГИНЯ ЛИГОВСКАЯ" 5 2. МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" 9 ЛИТЕРАТУРА 21 1. ВВЕДЕНИЕ
"Герой нашего времени" Лермонтова, как и "Евгений Онегин" и "Капитанская дочка" Пушкина, "Мертвые души" Гоголя и "Кто виноват?" Герцена - начало русского реалистического романа", - отличал в комментарии к роману Лермонтова "Герои нашего времени" известный литературовед Виктор Андронович Мануйлов.1
Не упоминая термина реализм, всегда говорил о "Герое нашего времени" как о произведении, отвечающем на важнейшие вопросы современности, и произведении, верно и по-новому отражающем действительность, т. е. произведении реалистическом, Виссарион Григорьевич Белинский. Приведем хотя бы следующие высказывания критика: "В основной идее романа г. Лермонтова лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке, вопрос, на который откликнутся все, и потому роман должен возбуждать всеобщее внимание, весь интерес нашей публики. Глубокое чувство действительности, верный инстинкт истины, простота, художественная обрисовка характеров, богатство содержания, неотразимая прелесть изложения, поэтический язык, глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широта и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие эстетической, самобытность и оригинальность - вот качества этого произведения, представляющего собой совершенно новый мир искусства...".2
Понимание романа "Герой нашего времени" как произведения реалистического, впервые выдвинутое Белинским, получило глубокое конкретно-историческое осмысление и всестороннюю разработку в литературоведении (Б.М. Эйхенбаум, Е.Н.Михайлова, В.В. Виноградов, Э.Э. Найдич, Г.Н. Фридлендер и др.).
Образ центрального героя романа следует рассматривать во всей его сложности и противоречивости как отражение важнейших противоречий русской действительности 30-х годов, иначе говоря, как образ реалистический, в отличие, например, от Мцыри и Демона.
Итог многолетнему изучению литературоведами романа Лермонтова подвела Ебщества.Н. Михайлова в книге "Проза Лермонтова". Вот как она сформулировала историко- литературную природу и проблематику "Героя нашего времени": "В этом вершинном создании Лермонтова его исконная проблема, проходящая, как сквозная нить, через все почти лермонтовские произведения, - проблема личности и общества - получила полноту реалистического воплощения. Перенесение тяжбы человека и общества на реальную историческую почву современности сразу дало жизнь, краски, глубину тому, что абстрактно и односторонне намечалось в творениях Лермонтова-романтика...".3
Таким образом, усилиями нескольких поколений русских критиков и литературоведов выработалось понимание "Героя нашего времени" как произведения реалистического, являющегося следующим шагом в развитии русской реалистической прозы после Пушкина и предвосхищающего мастерство Тургенева, Льва Толстова и Чехова.
Какими же путями Лермонтову удалось показать в реальной обстановке характерного героя своего времени, - человека одаренного и мыслящего - раскрыть его характер?

ОСОБЕННОСТИ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ПЕЧОРИНА В НЕЗАКОНЧЕННОМ РОМАНЕ "КНЯГИНЯ ЛИГОВСКАЯ"
В 1836 году Лермонтов пишет прозаический роман "Княгиня Лиговская" (напечатан в 1882 г.) Именно здесь перед нами впервые появляется Григорий Александрович Печорин. Уже в этом романе его характер раскрывается в основном реалистически. Это выразилось в изображении со стороны, объективно, рассказчиком, стоящим при всей автобиографичности повести повествования над героем.
В отличие от поэм и драм именно рассказчик, а не монологи героя, раскрывает читателю характеры и ситуации произведения. Этот процесс обособления рассказчика и героя - примечательная особенность литературы в ее развитии от романтизма к реализму, проявившаяся со всей отчетливостью уже в "Евгении Онегине". Первоначально рассказчик, отделившийся от героя, выступает также как персонаж ("Евгений Онегин", "Повести Белкина", "Мертвые души" и др.). Только тогда, когда реализм достигает своего полного развития, рассказчик как самостоятельное лицо исчезает из произведений, уходит вглубь их фактуры, определяя угол зрения и не нарушая объективности манеры повествования.4
В "Княгине Лиговской" рассказчик отчетливо воспринимается прежде всего в подчеркнутой эмоциональной оценке изображаемого. Она Многообразна: сатирическая, когда речь идет о враждебном ему светском обществе, ироническая и одновременно, но в разной степени, лирическая в рассказе о так или иначе близких ему Печорине и Красинском, в изображении Веры, обладающей живой душой, но капитулирующей перед своей средой (ее замужество).
В центе художественного внимания автора - внутренний мир героев. Тем самым в значительной мере сохраняется тот план изображения, который был основным в романтизме. Душевная жизнь раскрывается конкретно и детально в образах индивидуальных героев (Печорин, Красинский, Вера) и лаконично, обобщенно при групповых характеристиках (публика, покидающая театр, поклонники Негуровой, гости у Лиговских и на балу у баронессы).
Используя пушкинские средства изображения внутреннего мира персонажей, Лермонтов в "Княгине Лиговской" показывает харктеры не непосредственно в их психологическом содержании, а главным образом в их поступках и действиях. Сложность и противоречивость этих героев противостоят одноплановым характерам классицизма и романтизма. Печорин характеризуется взаимоотношениями с Верой, Негуровой, Красинским.
Душевные движения раскрываются главным образом через жесты и мимику. Читатель узнает о горячем желании Печорина встретиться с Верой, о боязни потерять ее из виду, о его тревоге, нетерпении в сцене театрального разъезда из следующей реплики: "С отчаянными усилиями расталкивая толпу, Печорин бросился к дверям".
Но уже в "Княгине Лиговской" обнаруживается иной, незнакомый пушкинской манере, характерно лермонтовский анализ душевного состояния героя.
Аналитический характер портрета Печорина очевиден: черты его внешнего облика раскрываются, точнее, комментируются в их внутреннем значении: он "казался сильного сложения, неспособного к чувствительности и раздражению", "жесты его были отрывисты, хотя часто они выказывали лень и беззаботное равнодушие, которое теперь в моде и в духе века".
Психологически углубленное изображение позволяет увидеть в Печорине все тот же сильный, волевой, демонический характер в его противоречии опустошенностью и внутренней страстностью, приводящем к жестокому эгоизму. Но теперь он дан в многообразных моментах и оттенках своего развития. Сложность характера подчеркнута композицией романа, изложение событий которого нарушает их хронологическую последовательность. В перекрещивающихся отношениях Печорина и светского общества, Печорина и Красинского, Печорина и Веры, Печорина и Негуровой выступает облик каждого из них.5
В отличие от ранних произведений Лермонтова и в развитие намеченного уже в "Маскараде" центральный герой "Княгини Лиговской" последовательно объяснен своим социальным положением: несколько раз подчеркнута его принадлежность к состоятельной части помещичьего класса, к светскому обществу. Уже в начальной портретной характеристике добавлено, "что у родителей его было три тысячи душ в Саратовской, Воронежской, и Калужской губернии". В дальнейшем поведение Печорина прямо объясняется тем, что он был повелителем трех тысяч душ и племянником двадцати московских тетушек. Игра Печорина с Негуровой близка к сатирически обрисованному поведению других ее светских поклонников, "когда какой-нибудь ветренный или беспечный франт не почитает уже за грех уверять шутя в глубокой старости, чтобы после, так, для смеха, скомпрометировать девушку в глазах подруг ее, думая этим придать себе более весу".
Социальная характеристика Печорина становится особенно отчетливой благодаря изображению его конфликта с мелким чиновником Красинским.
Печорин высказывает барское безразличие к судьбе бедного, плохо одетого человека, сбитого на улице его санями. По приезде домой "об раздавленном чиновнике не было и помину". Он издевается над ним в ресторации Феникса, под общий смех офицеров, рассказывая о том, "как он сегодня у Вознесенского моста задавил какого-то франта и умчался от погони". Печорин оскорбляет Красинского уплатой за разбитую посуду. В дерзком тоне разговаривает он с оскорбленным в коридоре театра. В ответ на все это Красинский с негодованием бросает ему: "А по какому праву? потому что у вас есть рысак, белый султан? золотые эполеты?"
Внимание к социальной стороне, характеризуя реалистичность изображения Печорина, обнаруживает критическое к нему отношение.
Но сопоставление с Красинским не только усилило критическое изображение Печорина, но и подчеркнуло его превосходство.
Печорин остается незаурядной личностью, обреченной на трагические переживания благодаря своей исключительности.
МНОГООБРАЗИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА ПЕЧОРИНА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"
Роман "Княгиня Лиговская" остался незаконченным. Преодолеть демонизм Печорина противопоставлением ему образа Красинского не удалось. Герой из демократического круга не в силах был противопоставить демонизму более высокие ценности. Борьба за человеческое достоинство привела только к жажде сближения с барской средой. Роман не имел развязки, его нельзя было закончить.
Тем не менее незаконченный и недоработанный роман Лермонтова "Княгиня Лиговская" - в основном реалистическое произведение и является важной вехой в развитии творчества писателя. В нем намечены социальные истоки демонического характера Печорина, дана внутренняя логика его развития и на этой реалистической основе углублено его критическое освещение.
Реализм Лермонтова нашел свое наибольшее характерное выражение в последнем, третьем и единственно законченном его прозаическом романе, "Герое нашего времени" (1840), с тем же демоническим героем в центре, Печориным, набросок которого был дан в "Княгине Лиговской". При всей сложности романа, написанного на реалистической основе, не пронизанного элементами романтической поэтики, он представляет собой законченную структуру, свидетельствуя, однако, о начальной стадии развития реализма, еще близкой к романтизму.
Как это было уже в "Княгине Лиговской", Лермонтов и в "Герое нашего времени", реалистически рисуя характеры, указывает на обстоятельства, определившие облик и судьбу. Несколько раз отмечается принадлежность Печорина к богатому дворянству, к столичному светскому обществу, которое он вынужден был покинуть, по всей видимости из-за участия в дуэли, но с которым он вновь сталкивается на водах ("Княжна Мери"). Сущность его облика дана именно как порождение среды, к которой он принадлежит. Характеры "простых людей" ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") точно так же поставлены в тесную связь с условиями, их сформулировавшими. Роману Лермонтова полностью присущ историзм характерный для реалистического творчества. Он подчеркнут и его заглавием.
Но главный объект художественного внимания Лермонтова - это внутренний мир героя времени, его психология. Как отмечал еще Белинский: "Гегрой нашего времени" - это грустная дума о нашем времени, как и та, которую так благородно, так энергически возобновил поэт свое поэтическое творчество...".6
Уже в центре внимания Пушкина был внутренний мир Евгения Онегина, Ленского, Татьяны. Своеобразие Лермонтова прежде всего в том, что "история души" Печорина дается путем анализа. Если Пушкин рисовал, по определению Н.Г. Чернышевского, "очертания характеров", обнаруживая их прежде всего в поступках, чему в известной мере следовал и Лермонтов, в "Княгине Лиговской", то в "Герое нашего времени" Лермонтов целиком сосредотачивается на аналитическом изображении своего главного персонажа. Склонность Лермонтова к рефлексии, так ярко проявившаяся в его лирике, сказывается и здесь. Характер героя постоянно комментируется автором. Он подвергает анализу не только внешний облик героя, но и его поступки и переживания. Особенно развернут самоанализ Печорина в его "журнале". Этот путь проникновения во внутренний мир человека формулируется и принципиально: "Я заметил, что всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душой ("Тамань"). В другом месте Печорин пишет о возможности проникнуть в суть человеческого характера, "когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой". ("Княжна Мери").
Пристальный интерес к психологии героя приводит и к такой особенности изображения Лермонтовым характера уже в "Княгине Лиговской", как отсутствующее у Пушкина, но развивающее его способ изображения человека - внимание к оттенкам и нюансам душевного склада героя, но понятному взору" ("Княжна Мери").
Эта особенность лермонтовского письма может быть проиллюстрирована портретами героев.
Пушкин дает портрет своих героев скупо, но точно: "...я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно не бритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли бодрого мужчину в хилого старика" (портрет Симеона Вырина из "Станционного смотрителя").
"Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были острижены в кружок; на нем был оборванный армяк и татарские шаровары" (портрет Пугачева из "Капитанской дочки").
Портрет в любом реалистическом произведении Пушкина сохраняет свое своеобразие: краткость, точность названия предмета, объективность.
Лермонтов вслед за Пушкиным дает в сжатом портрете обозначение всех тех элементов, из которых он складывается. Таких портретов, как портрет Вырина или Пугачева, у Лермонтова немало. Вот например, портрет Максима Максимыча: за тележкою "шел ее хозяин, покуривая из маленькой кабардинской трубочки, обделанной в серебро. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти: смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду". По манере письма этот портрет очень близок к пушкинскому портрету Пугачева.
Но, когда Лермонтов рисует более сложные натуры, его прежде всего интересующие, он не только констатирует те или иные особенности внешнего облика героя, но и анализирует их, раскрывая за внешним видом внутренние, душевные качества персонажа. Достаточно вспомнить знаменитый портрет Печорина в повести "Максим Максимыч". Портрет занимает почти две страницы. Мы видим, что отдельные частности внешнего облика Печорина "доказывают", "изобличают", многие из них являются "признаками", "при долгом наблюдении" обнаруживаются черты первоначально незаметные; то, что рассказчик наблюдает, вызывает у него предположения о чертах, свойственных герою в другом положении, и т. д.
Так же характерно внимание к "ускользающему от определения, но понятному взору"6: положение его тела изображало какую-то слабость", "в улыбке было что-то детское", "его кожа имела какую-то женскую нежность, глаза "сияли каким-то фосфорическим блеском", "он имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам".
Подробный анализ обуславливает распространенность портрета.
Пушкин точно называл видимое, Лермонтов пытается проникнуть и в то, что лишь чувствуется. Лермонтов углубляет введенный Пушкиным в литературу метод реалистического изображения. За анализом и за, условно говоря, неопределенными определениями и лежит подлинно пушкинская точность в изображении действительности. Если отвлечься от аналитической стороны, портрет Печорина предстанет в типично пушкинской точности и краткости: "Он был среднего роста, бархатный сюртучок его, застегнутый только на две нижние пуговицы, позволял разглядеть чистое белье ... я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива ... Белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный благородный лоб ... Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные ... Немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза ... они не смеялись, когда он смеялся!..". Анализируя внутренний мир героя, раскрывая его характер, Лермонтов дополняет анализ обобщениями, которые придают повествованию философско-публицистическое звучание. В романе много таких обобщенных рассуждений: таков рассказ Печорина Максиму Максимычу, его размышления перед балом, перед дуэлью, после сообщения Вернера о подозрениях, связанных со смертью Грушницкого, после выстрела Вулича, после его смерти и др. Эти рассуждения, как и в стихотворных лирических "думах", содержат формулы, отточенных до афоризмов: "Если б все люди побольше рассуждали, то убедились бы, что жизнь заботиться", "любовь, как огонь, - без пищи гаснет" и так прочее. Суждения Печорина обнаруживают его умение проникать в противоречия жизни. Часто они звучат как парадоксы, подчеркивая парадоксальность характера и самого Печорина: "Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу"; "мои анекдоты были умны до глупости"; "женщины любят только тех, которых не знают"; "одна меня полюбила за то, что я любил другую". Парадоксальность свойственна и таким словосочетаниями, как "честные контрабандисты", "восхитительное бешенство". Подобными средствами впоследствии широко будет пользоваться Л.Н. Толстой как одним из способов раскрытия сложной и противоречивой психологии своих характеров.
Психологический анализ помогает обнаружить в характере героя противоречивые, даже, казалось бы, взаимоисключающие черты и устремления, показывает их возникновение и развитие, сосуществование и борьбу, вскрывает внутреннюю логику характера. Скептицизм, опустошенность, скука Печорина, определяющие к окружающим, говорят лишь о том, что его благородные стремления подавлены, что он тяжело переживает невозможность их проявить. Мечты о назначении высоком не убиты в Печорине. Склонность к этим мечтам, крайний субъективизм и ничем не ограниченный максимализм Печорина характеризуют его как романтика. Но романтизм в "Герое нашего времени" из метода отражения преобразовался в объект изображения.
С романтизмом героя тесно связан тон, внутренняя форма, в которой осуществляется анализ (самоанализ) героя, разоблачающего себя и окружающее общество. Это - ирония традиционна для романтизма. Отсутствие жизненной цели, широких связей с людьми и обществом, неудовлетворенность чувством любви, констатация своей опустошенности - все это обусловило ироническое отношение Печорина к самому себе, а затем и ко всему окружающему. Печорин в разговоре с Мери предваряет свою исповедь фразой, придающей его искреннему признанию явно ироническое звучание. В рассказе о контрабандистке иронично трехкратное упоминание "моей ундины". Ироничен и портрет ее. Ирония звучит во внезапных переходах Печорина от рассуждений на высокие темы к низменной действительности. Ирония, усиливаясь, переходит и в иные формы: она оборачивается цинизмом (Печорин домогается любви Мери; циничны слова, обращенные к Вуличу).
Неизбежное при реалистическом изображении приземление героя, непосредственное проявление его "пустых и неблагодарных" страстей обнажало такие стороны его облика и характера, какие при отвлеченно-романтическом его воплощении не могли быть обнаружены за предельно напряженными мучительными переживаниями. Непосредственно изображенные "пустые и неблагодарные" страсти вступали в противоречие с "назначением высоким", что, естественно, вызывало ироническое отношение к их носителю.
Но в основе характера Печорина лежит то самое противоречие, которое Белинский видел в герое лирических стихотворений Лермонтова и какое отмечалось в Демоне, - противоречие между разуверением и жаждой жизни. Это противоречие объясняет неустойчивость характера Печорина, сказывающуюся в несогласованности разума и страстей, в постоянной смене опустошенности и ощущения в себе сил необъятных, в смелости и опасливости, в эгоизме и гуманности и пр., что дает основание и Максиму Максимычу и Мери видеть в нем странного человека.1
Романтический характер Григория Александровича Печорина находится в центре романа. Исключительный интерес автора к проблеме личности обусловил его композицию, соответствовавшую традициям романтической литературы. Но Лермонтов стремится реалистически рассмотреть характер героя. Не воплощение этого характера, а выяснение его сущности, его "понимание" - основная задача произведения. Реалистическое изображение героя требует объективного раскрытия характера, рассказа о многообразных его проявлениях, чтобы достигнуть многогранного изображения главного героя, писателю-реалисту надо было обращаться к другим персонажам, взаимоотношения с которыми помогали бы раскрыть различные стороны основного характера, все это не могло уложиться в выработанный романтизмом жанр поэмы. Еще Пушкин обратился в этих целях от поэмы к роману, правда, на первых порах еще стихотворному.
Примечательно, что Лермонтов не дал "Герою нашего времени" жанрового обозначения. Это "сочинение", как назвал его Лермонтов, состоит из пяти самостоятельных произведений и двух предисловий. В соответствии с поставленной задачей - раскрыть "историю души человеческой" - и следуя жанровым традициям литературы, и прежде занятой в первую очередь внутренним миром человека, большая часть повестей, составляющих роман (три из пяти), является Дневником Печорина, его "журналом". Но дневником в собственном смысле является только центральная повесть "журнала" - "Княжна Мери", "Тамань" и "Фаталист" скорее новеллы, рассказанные Печориным. Так объективность романа изнутри разрушает традиционный субъективистский жанр дневника.1
Характерна система образов рома, ее построение. Каждый из персонажей романа непосредственно соотнесен с главным, не только помогая раскрыть его внутреннее содержание, но и оказываясь чем- то близким и одновременно в чем-то прямо ему противостоящим. Общее между Печориным и другими персонажами позволяет с особенной четкостью показать отличие Печорина от них, его ущербность по сравнению с ними и одновременно бесспорное его превосходство.
Глубже всего характер Печорина проявляется в любви, хотя он и отрицает ее возможность
Бэла привлекла внимание Печорина цельностью своей непосредственной натуры. Несмотря на ее положение пленницы, Бэла показана как цельный сильный и независимый характер. Поэтому особенно большое значение имеет ее отношение к Печорину. Ее любовь к нему подчеркивает значительность натуры самого Печорина. В соотнесенности с Бэлой Печорин раскрывается одновременно и в своей любви к ней, и в жестокости, приведшей Бэлу в конце концов к трагической гибели, в своем превосходстве над нею и в своей ущербности.
Страсть (если не любовь) Печорина к девушке из "естественной" среды показана Лермонтовым - реалистом и в противоположном проявлении. Контрабандистка, как и Бэла, цельная и сильная натура, в которой "было много породы", от поцелуя которой у Печорина в глазах потемнело и голова закружилась, любя другого, дерзко посмеялась над его, Печорина, страстью, чуть не утопив его. В столкновении с контрабандисткой Печорин терпит поражение.
Еще рельефнее вырисовывается характер Печорина в его любви к Вере. Отнюдь не невежественная дикарка и одновременно свободная от кокетства женщина светского круга, Вера вызвала у Печорина наиболее сильное чувство. Это единственная женщина, которую он "не в силах был бы обмануть", но и связать свою жизнь с ней он не в силах. Эгоистичность характера Печорина проявляется в отношениях с Верой особенно сильно.
С иной стороны раскрывается характер Печорина в отношениях к княжне Мери. Эти отношения демонстрируют связь Печорина со светской средой, которой он в то же время противостоит. Один из самых отвратительных пороков светского общества - фальшь и лицемерие - отражен и в образе Печорина. Печорин не приемлет фальши светского общества, и в то же время в романе с Мери он ведет себя насквозь фальшиво, обнаруживая резкую противоречивость своего характера. Однако при всей аморальности поведения Печорина очевидно его интеллектуальное превосходство над наивной княжной и ее матерью.
Характер Печорина раскрывается и в отношениях его с друзьями, с Грушницким, в особенности же с доктором Вернером и Максимом Максимычем.
Еще современники заметили, что Грушницкий - пародия на Печорина1. То, что у Печорина является проявлением существа его характера, у Грушницкого - нарочитость и поза. Он лишь драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Преимущества Печорина по сравнению с Грушницким не столько в том, что Печорин действует как тонкий психолог, Грушницкий же неловко и тупо, сколько в понимании Печориным своих поступков, в то время как Грушницкий фальшив от начала до конца, даже перед самим собой.
В Грушницком реалистически отражена светская среда в определяющих ее чертах - пустоте и пошлости. Печорин даже в самых низменных своих побуждениях, даже там, где он обнаруживает свою принадлежность к этой среде, оказывается стоящим выше ее.
Образом Грушницкого Лермонтов обнажал фальшь столь распространенного тогда романтизма. Тем самым утверждалась жизненность и, следовательно, значительность характера Печорина.
Понимая ничтожество Грушницкого, Печорин только внешне мог быть с ним в дружеских отношениях. В действительности же он постоянно издевается над ним, даже во время дуэли.
Но в светской среде дружба, как и любовь, вообще невозможна.
Разночинец Вернер по своему духовному облику ни в какое сравнение с Грушницким не идет, он "скептик и поэт". Он сильная личность, сильный характер. Печорин и Вернер - во многом родственные натуры. Они тянутся друг к другу, но дружбы между ними не состоялось. Причины лежат как в Печорине, так и в Вернере. Противоречия в характере одного персонажа подчеркивают противоречия в характере другого. Истинная дружба невозможна между людьми, считающими, по словам Печорина, что "из двух друзей один раб другого".
Подобно тому, как подлинная любовь оказалась доступной, далекой от светского и даже вообще цивилизованного общества девушке Бэле, носителем искреннего и теплого дружеского чувства дан еще более демократичный, чем доктор, человек - скромный штабс-капитан Максимыч. Это скромный, сердечный сдержанный в своих чувствах человек, по словам рассказчика, - "достойный уважения".
Дружеское отношение Максима Максимыча свидетельствует о наличии в облике и характере Печорина черт, привлекательных и для Максима Максимыча. Но и Максим Максимыч, столкнувшись со своеобразным характером Печорина, вынужден признать невозможность подлинной дружбы в нынешнем веке, лишний раз подчеркивая противоречивость Печоринского характера. При последней встрече Максим Максимыча с Печориным присутствует автор - рассказчик. Мы наблюдаем ее как бы со стороны, глазами третьего лица, что позволяет читателю объективно судить о характерах героев. Печорин не хотел обидеть Максима Максимыча. Но искренний, дружеский порыв Максима Максимыча наталкивается на холодный характер Печорина. Обиженный холодностью Перина, Максим Максимыч говорит ему: "Где нам, необразованным старикам, за вами гонятся!.. Вы молодежь светская, гордая; еще пока здесь под черкасскими пулями, так вы туда - сюда... а после встретимся, так стыдитесь и руку протянуть нашему брату".
При всей привлекательности образа Максима Максимыча, при всем том, что его естественность и простота импонировали Печорину, его простоватость и наивность, его смирение, полное отсутствие у него какого бы то ни было критицизма к общественной действительности того времени до известной степени объясняют холодное, даже грубое отношение к нему Печорина, невозможность для него внутренней близости с Максимом Максимычем.7
Но, с другой стороны, при несомненном превосходстве Печорина над Максимом Максимычем обращение его с этим так расположенным к нему стариком говорит о его полной замкнутости в самом себе, о его эгоистическом и черством характере.
Печорин ищет деятельное, активное начало в жизни. Деятельное начало в характере Печорина подчеркивают персонажи, "естественные" характеры, близкие к природе, волевые, энергичные (Казбич, Азамат, контрабандистка). В этом - их сила и обаяние. Своей активностью они отличаются от других "детей природы" - от Бэлы, от Максима Максимыча, с которыми их объединяет цельность натур. Каждый из них - своеобразная личность: собранный, волевой Казбич, неуравновешенный, пылкий юноша Азамат, из них проявляет свою активность в естественных для него условиях жизни. Характеру Печорина эти деятельные личности очень близки. Примечательно, например, что острейшую боль, вызванную невозможностью догнать Веру, он переживает очень сходно с тем, как Казбич свое несчастье - потерю любимого коня. Но социальная и духовная невозможность для Печорина действовать в духе этих героев лишний раз подчеркивает неизбежность его ухода в себя, замкнутость его характера, обреченность на пустую деятельность.
Опустошенность Печорина и постоянно одолевавшая его скука, чувство одиночества, противостояние всему окружающему миру, при всей активности его натуры настойчиво выдвигают перед ним вопрос о смерти Лермонтов показывает путем сопоставления его с другими персонажами. В романе настойчиво звучит лейтмотив смерти. Погибают отец Бэлы, сама Бэла, Грушницкий, Вулич, наконец, Печорин. Причем, все они умирают преждевременно, и, за исключением Печорина, обстоятельства гибели которого остаются неизвестными насильственной смертью.
Умирает Бэла, глубоко и преданно любящая Печорина. Последними словами Грушницкого были: "Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места."
Исключительно сильная натура, подобная печоринской, сказывается в выстреле Вулича. Но спокойствие Вулича во многом внешнее. Вулич напоминает доктора Вернера. Оба они очень близки к Печорину, но вместе с тем Печорин решительно противостоит им своей последовательностью. В самом деле, в отличие от Вулича, Печорин, много рефлектируя, очень сдержанно думает о смерти. Он холодно замечает: "Я когда угодно готов подвергнуть себя смерти." Отправляясь на дуэль, он думает: " Что же? Умереть, так умереть! Потеря для мира небольшая". Отправляясь в Персию, на вопрос Максима Максимыча, когда он вернется, Печорин отвечает жестом, "который можно было бы перевести следующим образом: вряд ли! да и зачем?" Печорин не только рассуждает о смерти , он постоянно ставит себя в опасные для жизни ситуации: смертью грозили ему столкновения с "головорезами" и "разбойниками" - горцами, охота на кабанов, встреча с контрабандистами, дуэль с Грушницким, обезоруживание пьяного казака.
Основой такого безразличия к смерти у Печорина было его безразличие к жизни, обусловленное его одиночеством: "И, может быть, я завтра умру!.. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно. После этого стоит ли труда жить?" Но эта запись заканчивается характерным признанием: "а все живем - из любопытства: ожидаешь чего-то нового ... Смешно и досадно!" В этом весь Печорин - сильная, талантливая личность, сложный, противоречивый характер.
И основная функция всех персонажей романа состоит в том, чтобы этот характер раскрыть. Это лишний раз подчеркивает эгоцентризм этого характера. Печорин занят только самим собой. Он проявляет власть над чужой душой (Бэла, Мери, Вера), управляет чувствами других людей (Грушницкий, Мери), испытывает собственную волю (Вулич, казак из "Фаталиста"). И Лермонтов достигает своей цели. Сперва загадочный, непонятный в своих побуждениях характер главного героя к концу романа во всей своей полноте и сложности раскрывается перед читателями.
ЛИТЕРАТУРА
Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т., т.4. М., Изд-во АН СССР, 1959.
Виноградов Б.С. Образ повествователя в романе Лермонтова "Герой нашего времени". - "Лит. в школе", 1956, №1.
Мануйлов В.А. и Гиллельсон. М.И. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., "Худ. лит.", 1972.
Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. Изд. 2-е, доп. Л., "Просвещение", 1975.
Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., Гослитиздат, 1957.
Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т. Т. 1. Авт.: У. Фохт, С. Тураев, И. Усок, Ю. Манн. М.: "Наука", 1972.
Удодов Б.Т. М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Изд-во Воронежского ун-та, 1964.
Фридлендер Г.М. Лермонтов и русская повествовательная проза. М., "Рус.лит.", 1965.
1 Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. Изд. 2-е, доп. Л., "Просвещение", 1975, с. 3. 2 Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13-ти т., т.4. М., Изд-во АН СССР, 1959, с. 146-147. 3 Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова. М., Гослитиздат, 1957. с. 205. 4 Подр. см.: Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т. Т. 1. Авт.: У. Фохт, С. Тураев, И. Усок, Ю. Манн. М.: "Наука", 1972. с. 36, 146-147, 150-163, 192-228. 5 См.: Е.Н. Михайлова. "Княгиня Лиговская". В кн. "Проза Лермонтова. М., Гослитиздат, 1957, гл. IV. 6 В.Г. Белинский. Полн. собр. соч., т. IV, с. 266. 1 Например, см.: Удодов Б.Т. "Герой нашего времени" как явление историко-литературного процесса. - В кн.: М.Ю. Лермонтов. Исследования и материалы. Изд-во Воронежского ун-та, 1964, с. 510-543. 1 Например, см.:Фридлендер Г.М. Лермонтов и русская повествовательная проза. -М., "Рус.лит.", 1965, № 1, с.33-40. 1 М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. Сост. В.А. Мануйлов и М.И. Гиллельсон. М., "Худ. лит.", 1972, 568с. 7 Например, см.: Виноградов Б.С. Образ повествователя в романе Лермонтова "Герой нашего времени". - "Лит. в школе", 1956, №1, с.20 - 28. 1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Проблемы экономического развития ведущих стран Запада и Японии в начале XX в. (до Великой депрессии)
 Культура предпринимательства
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.