Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Развитие коллективных инвестиций в России: паевые инвестиционные фонды
 Выявление и коррекция фонетико-фонематических нарушений у детей дошкольного возраста
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Литература

реферат

История ораторского искусства



1.
ПЛАН
СТР.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АНТИЧНЫЕ РИТОРИКИ 4
2. ТЕОРИЯ КРАСНОРЕЧИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И
В НОВОЕ ВРЕМЯ 14
3. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
Список литературы 25
ВВЕДЕНИЕ
Зачем и кому сегодня может понадобиться риторика - учение об ораторском искусстве, - теории красноречия? Взаимосвязь логики и риторики. Искусство убеждения - это не только сила логических аргументов. Логическая аргументация, вся мощь и сила доказательств не может переубедить человека, который не желает менять свою позицию. Почему риторика не ограничивается областью достоверного знания? практика человеческого общения не сводится к цепочкам строгих логических рассуждений, а наоборот, весьма часто сталкивается с неожиданными действиями и высказываниями, как раз высказывания и придают многим выступлениям особую убедительность, наиболее воздействующую на слушателей.
1. АНТИЧНЫЕ РИТОРИКИ.
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования. Риторика дает ответ на эти вопросы. Риторика - особая наука о законах "изобретения, расположения и выражения мыслей в речи"1. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли "искусством управлять умами" (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки - "Ораторское искусство".
"Как оратор - удивительное триединство жеста, мимики и слова. Прирожденный разжигатель. С ним можно завоевать мир", - так отозвался в своем дневнике Геббельс о будущем лидере фашистской партии. Не в этой ли колдовской силе гитлеровского слова разгадка былой популярности его чудовищных идей?
Слово использовали для самых неблаговидных целей: чтобы превратить неправду в истину, а истину в ложь... В то же время, согласно другой традиции, ведущей свое начало еще от Сократа и древнерусской житийной литературы, риторика была призвана служить благородным идеалам нравственности, добра и красоты. Перефразируя классика, можно сказать: слово - поистине страшная сила.
Древние греки осознали это еще в VI - V веке до н. э. В искусстве убеждения ежедневно состязались в греческих судах, риторских школах, на народных собраниях. А спустя два с половиной тысячелетия древний культ красноречия вновь переживает ренессанс: исследования психолингвистов, филологов, политологов подтвердили, что риторика является основным средством создания имиджа лидера.
Ораторское искусство в элементарных формах появляется с возникновением человеческого общества. Дар слова, как лучший способ выражения разнообразных процессов внутренней жизни человека, как мощное орудие подчинения своей воле других, как способ живого общения, стал, по сути, краеугольным камнем в утверждении могущества человека.
По мере развития общества появилась настоятельная потребность в убеждающем слове, возникло само понятие "ораторства" - для обозначения убеждающего действия слова.
Красноречие стало искусством в условиях рабовладельческого строя, который создал определенные возможности для непосредственного влияния на разум и волю сограждан с помощью живого слова оратора. Расцвет риторики совпал с расцветом афинской рабовладельческой демократии, когда ведущую роль в государстве стали играть три учреждения: народное собрание, совет пятисот, народный суд. Во всех трех учреждениях искусство живого слова играло существенную роль, помогая раскрытию сути дела и его успешному решению, а в суде красноречие стало важнейшим условием успешного завершения судебного разбирательства.
Первое целостное представление об античном красноречии дают источники эпохи Перикла (V в. до н. э.). Сам этот государственный и политический деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей (например, знаменитое "Надгробное слово", произнесенное им во время похорон афинян, павших в первый год Пелопонесской войны).
В этот же период возникла теория красноречия, риторика. Ее основы заложили Коракс, Лисий и Горгий.
Коракс дает такое определение риторики: "Красноречие - это служанка убеждения". Он первый делает попытку разделить ораторскую речь на части: вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение.
Мастерами красноречия в Древней Греции были софисты (V в. до н. э.). Они проводили словесные баталии между выразителями различных взглядов, состязались в остроумии и виртуозности оперирования живым словом. Софисты считали целью своих теоретических и практических занятий с молодежью подготовку ее к общественной жизни, готовили также риторов (профессиональных ораторов). Развили искусство проведения дискуссии, умения строить доказательство, подняли уровень культуры логического мышления. Один из первых учебников красноречия был написан софистом Горгием.
Софисты постоянно подчеркивали силу слова. Так, Горгий в речи "Похвала Елене" пишет: "Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить". Но, чтобы слово приобрело власть над людьми, над ним нужно постоянно работать. Поэтому красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: "Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся - или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны".
Популярность учителей-софистов была необычайно велика. Они ездили по всей Греции, выступая перед слушателями и помогая желающим овладеть красноречием. Как правило, софисты были "людьми почитаемыми и богатыми. Многие из них выполняли дипломатические поручения, например Гиппий и Горгий; известно, что Продик занимался государственной деятельностью, Протагор составлял законы. По преданию, самому знаменитому из софистов- Горгию-была поставлена золотая статуя за его речь в Олимпии - призыв греков к единодушию в борьбе против их врагов. Но есть сведения, что эту статую Горгий поставил себе сам.
Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Именно они заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. А убеждать, как считал, например, Горгий, может только искусно составленная речь; при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста - научить "делать слабое мнение сильным". Отсюда значение слова софизм - преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить "малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее- новым", он может сделать людей "своими рабами по доброй воле, а не по принуждению".
Софисты умели насмешкой уничтожать довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.
Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. Учили о том, что "речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру", использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и закругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства.
Во времена софистов риторика была "царицей всех наук".
Но наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427-347 гг. до н. э.) и Аристотель (384-322 гг. до н. э.).
Платон так определяет предмет и сущность риторики: "Красноречие - мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота"1.
Целую эпоху в развитии теории ораторского искусства составляет творчество Аристотеля - "универсальнейшей головы среди древнегреческих философов".
Создавая искусство красноречия, Аристотель значительно расширил предмет риторики по сравнению с существовавшими до него взглядами. Риторика, учит Аристотель, не относится к какому-нибудь отдельному классу предметов. Она способна находить средства убеждения относительно каждого предмета. Этим она отличается от специальных наук - врачебного дела, арифметики, геометрии и т.д. Риторика - искусство, соответствующее диалектике. Она носит характер всеобщности. Риторикой пользуются на каждом шагу: она одинаково необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей жизни отдельного человека, так и в делах государственного значения.
Сформулировав цель риторики, ее всеохватывающий характер, Аристотель учит тому, чем должен пользоваться оратор для достижения своей цели. Рассматривая способы убеждения, используемые оратором, Аристотель делит свою "Риторику" на три части.
В первой части анализируются принципы, на основе которых оратор может принудить к чему-либо своих слушателей.
Вторая часть характеризует личные качества и особенности оратора, с помощью которых он может вызвать доверие слушателей и таким образом вернее достичь своей цели.
В третьей части Аристотель рассматривает технические стороны риторики: способы выражения, которыми стоит пользоваться в речи, а также построение речи. Он выделяет четыре части речи - предисловие, рассказ, доказательство, заключение - и подробно обосновывает важность каждой части для достижения убедительности речи.
Наиболее выдающимся мастером ораторского искусства Древней Греции считается Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Представитель рабовладельческой знати, он был защитником демократического устройства. Наиболее известны его политические речи периода борьбы Афин за свою самостоятельность против господства Македонии. Демосфен возглавлял антимакедонскую партию, его речи против царя Македонии Филиппа вошли в историю и стали нарицательными ("филиппиками" мы называем сейчас гневные обличительные речи). Риторика была призванием Демосфена, сделала его учителем ораторского искусства, образцом оратора, но прежде он сам "сделал себя", преодолев настойчивостью и огромным трудом свои физические недостатки и ошибки первых выступлений. Демосфен довел искусство составления речей и ораторскую технику до совершенства. Своим примером он подтвердил важный принцип риторики: оратором может стать каждый, если не пожалеет времени и труда.
"В возрасте семи лет Демосфен потерял отца, унаследовав большое состояние (общая стоимость его имущества достигал; почти пятнадцати талантов1, но опекуны с ним обошлись бесчестно: часть наследства они присвоили себе, остальное же оставили совершенно без надзора, так что даже учителям его жалованье выплачивалось не полностью.
Едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек свои) опекунов к суду, а так как всевозможными увертками они ухитрялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс.
Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно только затем, чтобы вернуть себе имущество. Его первое выступление народ встретил недовольными выкриками v насмешками над нелепым построением речи: ее периодь показались запутанными, а доказательства чересчур неестественными и натянутыми. К этому, говорят, добавлялась некоторая слабость голоса, неясное произношение и прерывистое дыхание, создававшее паузы между периодами и затемнявшее смысл произносимого.
Он понял, что упражнения мало что дают или даже вовсе бесполезные тому, кто пренебрегает произношением и мастерством исполнения. Он устроил под землею особое помещение и ежедневно, ни на что не отвлекаясь, спускался туда отрабатывать сценические приемы и укреплять голос, а нередко проводил там по два и по три месяца подряд, наполовину обрив себе голову, чтобы от стыда невозможно было показаться на людях, даже если сильно захочется.
Мало того - даже случайные встречи, беседы, деловые переговоры он использовал как повод и предлог для того, чтобы хорошенько поработать. Оставшись один, он поскорее спускался в свое подземелье и повторял весь разговор с начала до конца со всеми относящимися к делу доводами. Те речи, которые ему приходилось слышать, он тщательно изучал, по памяти восстанавливая ход рассуждений и периоды; к словам, ему сказанным кем-то другим или своим собственным, он придумывал всевозможные поправки и способы выразить те же мысли иначе. Отсюда возникло мнение, что от природы Демосфен был малоодарен, но все мастерство свое и умение приобрел тяжким трудом. (...) Вот что, казалось бы, подтверждало это со всей очевидностью: нелегко было услышать Демосфена выступающим без подготовки, и даже, когда народ вызывал его, сидевшего в Собрании, по имени, требуя выступить, он не вставал с места, если не обдумал и не приготовил речь заранее.
Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал об этом от самого Демосфена, уже глубокого старика. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос укреплял тем. Что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхания, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в декламации. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили. "Но ты же ничуть не пострадал от этого!" - сказал ему Демосфен. "Это я-то ничуть не пострадал?!" - вскричал тот человек. "Вот теперь,- ответил Демосфен,- клянусь Зевсом, я слышу голос оскорбленного и пострадавшего". Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения."1
Под влиянием греческой риторики стало развиваться красноречие в Древнем Риме. В III в. до н. э. начинается процесс эллинизации римской культуры - заимствование культурных достоинств Древней Греции. Он постепенно охватил все сферы жизни, в том числе и риторику.
Ораторское искусство в Древнем Риме обладало огромной движущей силой. По свидетельству Цицерона, чье имя еще в древности стало нарицательным для оратора, в республиканском Риме на человека, владеющего словом, смотрели, как на бога. "Есть два искусства, которые могут поставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искусство полководца, другое - искусство хорошего оратора"1 Республиканский Рим решал свои государственные дела дебатами в народном собрании, сенате и суде, где практически мог выступить каждый свободный гражданин. Поэтому владение словом было необходимым условием для римского гражданина, желавшего участвовать в управлении государством.
Интенсивная общественная жизнь в Риме времен республики как нельзя более способствовала развитию ораторского искусства, а относительная свобода слова - его широкому распространению, так что красноречие в эту эпоху имело форму, доступную большинству, и носило, до известной степени, народный характер. Но с гибелью республики пришло в упадок и римское классическое красноречие. Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Цицерона - одного из самых выдающихся ораторов мира. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.) - видный теоретик красноречия. Суть своей риторической системы он изложил в трех книгах - "Об ораторе", "Брут", "Оратор". В первой книге он развивает теорию ораторского искусства; во второй представлен идеал оратора, которому стремился Цицерон; в третьей показано историческое развитие ораторского искусства.
Вся сила оратора, считает Цицерон, - в умении подчинить себе своего слушателя. Красноречивым будет тот, кто на форуме и в гражданских судебных процессах будет выступать так, что убедит, доставит удовольствие, подчинит себе слушателей.
Истинный оратор, полагает Цицерон, "должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такою, как у лучших лицедеев.1
В "Ораторе" формулируются требования, которые следует соблюдать для того, чтобы быть совершенным оратором. Первое среди них - широкое образование, эрудиция, знание различных философских систем, права, теории ораторского искусства. Широкое философское образование - важнейшее необходимое условие ораторского искусства. При этом наиболее полезными для оратора являются две философские науки - этика и логика.
Еще один любопытный практический вывод делает Цицерон в трактате "Брут": "...оратор должен владеть двумя основными достоинствами: во-первых, умением убеждать точными доводами, а во-вторых, волновать души слушателей внушительной и действенной речью; и гораздо важнее бывает воодушевить судью, чем убедить его".2
К сочетанию рационального и эмоционального как необходимому условию действенности речи Цицерон возвращается не раз, в различных своих произведениях. Так, в книге "Об ораторе" он пишет, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувствами, чем правилами и законами, и поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике. Существенное условие успеха оратора, считал Цицерон, - учитывать интересы, особенности аудитории. Критерием эффективности речи и целью красноречия служит одобрение римского народа: "Только тот оратор велик, который кажется великим народу".3
В риторических сочинениях Цицерона содержится много полезных наставлений для оратора в области композиции речи, стиля, использования фигур речи и юмора, фонетического оформления речи, артистизма и др.
Важную роль в развитии античной риторики сыграли труды Марка Фобия. Квинтилиана (36-96 гг. н. э.). Его главное сочинение "Образование оратора" представляет собой свод выводов предшествующих теоретиков красноречия и обобщение своего собственного 20-летнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката. Советы и наставления Квинтилиана не утратили своей актуальности и сегодня: в преобразованном виде их можно найти в большинстве современных учебников красноречия. Таковы, например, рекомендации начинать и кончать речь более сильными аргументами, подкреплять и развивать природное дарование оратора теоретическим обучением, упражнением и подражанием, а также требование "говорить только о тех вещах, которые знаешь" и др.
Значительно подробнее, чем Цицерон, Квинтилиан разрабатывает вопрос о логических основах речи и ее украшениях, а также технику красноречия. Трактат " Об образовании оратора" содержит специальные разделы о манере поведения оратора перед слушателями, о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений, о постановке дыхания и голоса. Все эти частные вопросы, полагает Квинтилиан, существенны для обеспечения успеха оратора.
Эпоха Цицерона и Квинтилиана была периодом наивысшего расцвета римского ораторского искусства, но она же явилась одновременно и его конечным пределом. Римское классическое красноречие умерло с гибелью республики: постепенно сошла на нет чисто политическая риторика, сузились возможности судебного ораторского искусства. На первое место выдвинулось парадное (эпидейктическое) красноречие с его пышностью и преувеличенным вниманием к форме.
В средние века, в эпоху феодализма, классическое красноречие утратило свое влияние на общественную жизнь. Новый расцвет риторики наступил лишь во времена буржуазных революций.
2. ТЕОРИЯ КРАСНОРЕЧИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА И В НОВОЕ ВРЕМЯ
Падение рабовладельческой Римской империи в конце V в. знаменовало собой переход к новой феодальной формации. Отношения равноправного партнерства свободных граждан сменяются иерархической субординацией сеньоров и вассалов.
Новая социально-экономическая организация обусловила существенные изменения во всех сферах духовной жизни, в том числе и в риторике.
Господствующим жанром становится церковное красноречие, главной особенностью которого являются догматизм и схоластика.
Христианская церковь обратила свое слово ко всем без исключения: и к богатому вельможе, и к бедному крестьянину. Церковная проповедь стала самой распространенной формой устного массового общения, и одновременно - одним из инструментов политической пропаганды: значительная часть проповедей напрямую соотносилась с идеологическими запросами, утверждая соответствующие нормы нравственности и социального поведения.
Проповедование предполагало довольно высокий уровень ораторского мастерства. На основе проповеди развивается средневековое ораторское искусство, воспринявшее основные нормы античной риторики и формальной логики, опыт древних ораторов.
Но окрашенное в религиозные тона ораторское искусство средневековья приобрело и новые качества. Видоизменения были связаны прежде всего с появлением абсолютного авторитета в виде религиозной догмы. О чем бы ни говорил проповедник, он соотносил свои суждения и выводы со Священным писанием. Ссылки на непререкаемый авторитет, с одной стороны, избавляли оратора от необходимости использовать углубленную аргументацию, а с другой - привносили в выступление элементы схоластики.
Несколько веков риторики, постоянно обращающейся к верховному авторитету, наложили на нее свой отпечаток, который в какой-то мере сохраняется и ныне. Отголоски средневековой схоластичности, догматизма, раболепного благоговения перед авторитетом чаще всего проявляются в неоправданном обилии цитат и славословий, бездоказательности речи.1
Но даже в жестких религиозных рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви.
На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст (ум. в 407 г.) считался идеальным византийским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову и о почитании людей, умевших посредством живой речи воздействовать на слушателей.
Другой выдающийся оратор средневековья - Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение. Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника.
Этот тип риторики оказал существенное влияние на культуру всех стран Западной и Центральной Европы, так как его распространению способствовало отсутствие языковых барьеров: проповеди читались исключительно на латинском языке.
Шагом вперед по сравнению с богословской риторикой была средневековая университетская лекция. Она, хотя и читалась в буквальном смысле этого слова (лат. lectio - чтение, lector - чтец) прямо по книге, все же была обращена к явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Позже, в XV- XVI вв., с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.
"Новое время" началось западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью и уже к началу XVI в. ознаменовавшим новую эпоху в истории. Оно сменилось затем эпохой Просвещения. Бурный рост культуры во всех областях, развитие светского мировоззрения, постепенно вытеснявшего богословие, - это наиболее характерные признаки эпохи.
В этих условиях красноречие особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в себя лучшие достижения античной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами.
Среди выдающихся ораторов этого времени следует назвать Яна Гуса (1369-1415), ректора Пражского университета и религиозного проповедника, выступившего против монополии латыни и положившего начало новому чешскому литературному языку.
Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гёте, Г. Лихтенберг и другие. В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору, точных рекомендаций. Вновь, как и в античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие. Характерно в этой связи эмоциональное восклицание Монтеня: "Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, а не к стоящим за ним вещам!"1.
Вот как определяет ораторское искусство французский писатель XVII в. Ж. Лабрюйер: "Красноречие - это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушить ему все, что нам угодно".
Целая программа действий оратора содержится в высказываниях французского физика и философа Блеза Паскаля (1623-1662), высоко ценившего гармонию содержания и формы публичной речи:
"Красноречие - это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в нее вникнуть.
Стало быть, оно состоит в умении установить связь между умами и сердцами наших слушателей и нашими собственными мыслями и словами, а это значит, что прежде всего мы должны хорошо изучить человеческое сердце, знать все его пружины, только тогда наша речь дойдет до него и его убедит. Поставим себя на место тех, кто нас слушает, и проверим на самих себе, верна ли избранная нами форма, гармонирует ли она с темой, производит ли на собравшихся такое впечатление, что они не в силах ей противостоять. Надо, по возможности, сохранять простоту и естественность, не преувеличивать мелочей, не преуменьшать значительного. Форма должна быть изящна, она должна соответствовать содержанию и заключать в себя только необходимое".
Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике.
Леонардо да Винчи считал, что "хорошие ораторы, когда хотят убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями".
3. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО РОССИИ
Значительный вклад в развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева "Риторика" (1699 г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики. Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.
Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав "Краткое руководство к красноречию". В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.
Теория ораторского искусства рассматривается М. В. Ломоносовым в трудах "Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия" и "Российская грамматика". Он дает яркое и образное определение красноречия, перечисляет условия успеха публичного выступления.
"Документы, связанные с опубликованием учебников
М. В. Ломоносова по риторике
О I варианте учебника "Краткое руководство к риторике
на пользу любителей сладкоречия"
(впервые напечатан в 1895 г.)
"Написанное по-русски Краткое руководство по риторике адъюнкта Академии Михаила Ломоносова я просмотрел. Хотя ему нельзя отказать в похвальном отзыве ввиду старательности автора, проявленной им в выборе и переводе на русский язык риторических правил древних, однако краткость руководства может вызвать подозрение, что в нем опущено многое, включаемое обычно в курсы риторики. Такое руководство, если дополнить его, применяясь к вкусу нашего времени, материалом из современных риторов, могло бы служить для упражнений не только в русском, но и в латинском красноречии. Поэтому я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском" языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии. Благодаря этому и прочие славнейшие академики получат возможность вынести заключение о ценности труда и о том, следует ли напечатать его для нужд Гимназии. Ведь если пренебречь этой целью и напечатать книгу для людей, занимающихся риторикой вне Академии, то едва ли можно надеяться на достаточное количество покупателей, которые возместили бы Академии издержки по печатанию."
Из записки академика Миллера, прочитанной на Конференции Академии наук 16 марта 1744 г.
"Следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии."
Из заключения Академического собрания, 1744 г.
О II варианте учебника по риторике "Краткое руководство к красноречию"
(издан при жизни ученого трижды: в 1748, 1759, 1765 гг.)
"Понеже в типографии работы ныне у некоторых наборщиков 1ет, а дабы они праздны не были и втуне жалованья не получали..."
Из решения Академической Канцелярии об издании нескольких учебников, в том числе и Риторики Ломоносова, 1747 г.
"Купцы беспрестанно спрашивают Риторику Ломоносова, экземпляров ее в наличности мало остается."
Из рапорта Зборомирского, академического комиссара по книжным делам, 1750 г.
"Понеже многие охотники почти ежедневно спрашивают и желают иметь у себя изданной мной в свет Риторики на российском языке первого тома, которой ныне в Академической книжной лавке за употреблением в продажу уже давно не имеется, того ради сим представляю, дабы Канцелярия Академии наук благоволила приказать оной Риторики еще потребное число для удовольствия охотников вновь напечатать."
Из рапорта М. В. Ломоносова, 1756 г.
"Язык, которым Российская держава повелевает, по ея могуществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает. И для того нет сумнения, чтобы российское слово не могло приведено быть в такое совершенство, каковому в других удивляемся. Сим обнадежен, предпринял я сочинение сего руководства, но больше в таком намерении, чтобы другие, увидев возможность, по сей малой стезе в украшении российского слова дерзновенно простирались."
М. В. Ломоносов. Из посвящения ко II изданию."1
Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы прежде всего дарования душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В "Риторике" Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.
Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать "нравы человеческие", учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют "возбуждению страстей" образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора.
В своем учебнике Ломоносов приводит много очень метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.
Другая замечательная работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, - это "Правила высшего красноречия", написанные М. М. Сперанским (1772-1839). В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что "основание красноречия суть страсти"1, т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, -это "склонить ум, тронуть сердце".
М. М. Сперанский исходит из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей.
Среди других теоретических работ следует назвать "Краткую риторику" А. Ф. Мерзлякова, учебник риторики Н. ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М. В. Буташевича-Петрашевского и В. Г. Белинского.
Как уже говорилось, университетское (академическое) красноречие было уже в XVII в., а также в более поздний период наиболее передовым жанром русского ораторского искусства. Однако необходимо отметить и значение другого жанра - русского судебного красноречия, которое во второй половине XIX в. выдвинулось на первый план и достигло высокого совершенства как в практической сфере, так и в области разработки теории ораторского искусства.
Его расцвет связан с судебной реформой 60-х годов и введением суда присяжных. Прения сторон в открытых судебных процессах обязывали к тому, чтобы и прокурор, и адвокат, и представитель суда выступали убедительно, доходчиво, ярко. Судебные ораторы осваивали и развивали, речевую культуру, углубляли свои знания, стремились говорить красочно и остроумно. Выдающимися ораторами были Я. П. Карабчевский, Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Андреевский и др. Но для развития теории красноречия важное значение имела деятельность двух выдающихся русских юристов и ученых - П. С. Пороховщикова и А. Ф. Кони.
Оригинальный труд по истории русского судебного красноречия "Искусство речи на суде" был написан П. С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации материала, поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Недаром эта книга периодически переиздается.
Из всех задач, стоящих перед оратором, П. С. Пороховщиков особо выделяет две: 1) донести до слушателей определенное содержание, на основе логической и языковой правильности обеспечить ясность и понятность речи ("Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья")1; 2) подчинить себе слушателей, заставить их принять предлагаемую позицию: "пленить, доказать и убедить", создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование традиционных ораторских приемов, богатство слога, образность речи.
К работам П. С. Пороховщикова близки также труды по ораторскому искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля А. Ф. Кони ("Приемы и задачи прокуратуры", "Советы лекторам" и др.).
Значительный вклад в развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX - нач. XX в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия, хотя, к сожалению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813-1855), наиболее яркими представителями - В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.
Отдельное направление истории русской риторики - развитие форм политического красноречия в начале XX в. Ораторскому стилк В. И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня актуально и полезно для образования оратора. Новым явлением в развитии теории риторики было создание в 1918 г. в Петрограде Института живого слова, у истоков которого стояли выдающиеся научные и общественные деятели: С. М. Бонди, В. Э. Мейерхольд, А. В. Луначарский, Л. В. Щерба, Н. А. Энгельгардт и другие. Была начата разработка теории красноречия, теории спора, теории словесности, выпущено несколько сборников статей по этим вопросам, организовано обучение лекторов. Однако к началу 30-х годов институт фактически прекратил свое существование, славшись с Институтом языкознания. Разработка теории риторики была прервана на несколько десятилетий, развивался лишь один ее аспект - культура речи и стилистика.
И лишь в 70-е - 80-е годы вновь возродился интерес к риторике как науке и учебному предмету, появляются работы Е. А. Ножина, А. Е. Михневича, Г. 3. Апресяна, А. В. Толмачева и других. Наряду с книгами зарубежных авторов (таких, как П. Сопер, Д. Карнеги, П. Мицич, О. Эрнст) они составляют основной круг учебных пособий для тех, кто хочет овладеть мастерством оратора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хотелось бы отметить, что в наше время изучение риторики звучит очень актуально. Необходимо уметь связывать свои слова с мыслью и так, чтобы тебя поняли другие, и не прибегая к словам "паразитом". Вступая во взрослую жизнь, возникает необходимость красиво и убедительно говорить. От этого может зависеть, как сложится дальнейшая судьба. Например, на собеседовании, при поступлении на работу, слово сказанное не впопад может повредить, не смотря на то, что человек будет достаточно образован.
Риторика позволяет нам научиться выступать публично так, чтобы донести до аудитории свои мысли и убедить ее в вашей правоте, воздействовать на чувства слушателей, а может быть, и побудить их к каким - либо действиям. Осваивая риторику, приобретаются навыки не только выступающего но и слушателя. И если кто-то в силу особенностей своего характера, своих интересов, своего поведения не собирается часто выступать публично, то слушать выступления других приходиться в современной жизни каждому человеку.
Список литературы
Античные риторики. - М., 1978.
Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8 - 9 кл., - М.: 1996.
Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. - М., 1976.
Михайличенко Н.А. Риторика: Учебное пособие для учащихся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля - М.: Новая школа, 1994.
Монтень М. Опыты. Кн.1. - М., 1960.
Сергеич П. С. Искусство речи на суде. - М., 1988.
Скуленко М. И. История политической пропаганды.- Киев, 1990.
1 Античные риторики. - М., 1978. 1 Платон. Сочинения. 1 Талант - самая крупная денежная единица. 1 Плутарх (ок. 45-ок. 127)-древнегреческий писатель и историк. 1 Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. - М., 1976. 1 Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме. - М., 1978. 2 Там же. 3 Там же. 1 Скуленко М. И. История политической пропаганды.- Киев, 1990. 1 Монтень М. Опыты. Кн.1. - М., 1960. 1 Кохтев Н.Н. Риторика: Учеб. пособие для учащихся 8 - 9 кл., - М.: 1996. 1 Сергеич П. С. Искусство речи на суде. - М., 1988. 24

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Как складывается рабочий день студента
 Возникновение и развитие марксистской философии
Ваши отзывы
jc1vfa
🔴 Transfer 51 549 $. Withdrаw => https://telegra.ph/BTC-Transaction--669026-03-13?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& 🔴

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.