Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Совершенствование методов управления персоналом ЗАО "Промконтакт"
 Экономическое содержание и роль бюджета в развитии экономики
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Мировая экономика и международные отношения

курсовая работа

Анализ последствий вступления России в ВТО на ее стратегии и экономическую политику



СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Характеристика и организационная структура ВТО 5
2. Правовая структура ВТО 10
3. Основные последствия и проблемы вступления 13
России в ВТО
4. Главные цели и задачи переговорного процесса 22
Заключение 26
Список использованной литературы 28
ВВЕДЕНИЕ
В начале 80-х гг. XX в. в экономическую науку, практику и политику прочно вошел новый термин "глобализация". Глобализация - сложный, многогранный и часто противоречивый процесс. Приведем цифры, его характеризующие. В конце 90-х гг. мировой экспорт товаров превысил 6 трлн долл., мировой экспорт услуг, регистрируемый статистикой, составил 1,7 трлн долл. Производство иностранных предприятий, принадлежащих иностранным компаниям, но находящихся на территории других государств, достигло 12 трлн долл. Если сложить эти цифры и исключить около 3-4 трлн долл., составляющие двойной счет, то полученная сумма составит примерно 12 трлн долл. Валовой внутренний мировой продукт в конце 90-х гг. XX в. составил около 30 трлн долл.
Таким образом, интернационализированная часть мировой экономики достигла около половины внутреннего валового продукта всех стран мира. Это одновременно показатель степени глобализации мировой экономики и ответ на вопрос, почему во второй половине 80-х гг. стало ясно, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) как межгосударственная международная структура и комплекс правил, регулирующих взаимоотношения правительств в сфере международной торговли, необходимо существенно модернизировать и перейти от де-факто международной организации к полноправной международной торговой организации и к созданию своеобразного кодекса правил движения на мировом рынке товаров и услуг, кодекса общего и обязательного для всех стран. В результате на гребне глобализации мирового хозяйства в середине 90-х гг. XX в. (в 1995 г.) возникло новое учреждение - Всемирная торговая организация (ВТО).
Всемирная торговая организация образована на основе хрупкого компромисса, достигнутого в последние недели Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.)1. ВТО часто называют наследницей и правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Россия стремится занять в международном разделении труда положение, соответствующее ее демографическому, промышленному и научному потенциалу, став при этом равноправным партнером на мировом рынке. В этом смысле присоединение к ВТО - абсолютно логичный и верный шаг. Присутствие в ВТО представляется позитивным и с позиций консолидации внутренних реформ и их успешного завершения, одним из важнейших условий присоединения является приведение внутреннего законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. Законодательная среда внутри страны просто обязана стать более надежной и прогрессивной, - и гарантией исполнения целого ряда внутренних законов будет участие страны в ВТО, что в результате должно послужить целям проводимых экономических и социальных реформ.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА ВТО
Соглашение об учреждении ВТО, вступившее в силу с 1 января 1995 г., состоит из преамбулы, в общей форме повторяющей преамбулу ГАТТ, 16 статей и четырех приложений, содержащих правовые инструменты ВТО. Соглашение предусматривает создание единой многосторонней структуры для реализации 56 правовых документов, составляющих правовую систему ВТО. Статья II Соглашения устанавливает, что документы, названные в приложениях 1, 2, 3, являются неотъемлемыми частями Соглашения, их положения создают права и обязанности для всех членов ВТО. Страны, присоединившиеся к ВТО, должны принять их без каких-либо изъятий и исключений и обязаны привести свои национальные законодательства в соответствие с нормами этих документов. Приложение 4 содержит Соглашение о торговле гражданской авиатехникой и Соглашение о правительственных закупках, создающие обязательства только для стран, их подписавших.
Главной целью организации является содействие беспрепятственному, свободному, справедливому и предсказуемому развитию торговли. На нее также возлагаются задачи по развитию комплексной, более жизнеспособной и устойчивой многосторонней торговой системы, включающей в себя ГАТТ, ранее достигнутые результаты по либерализации торговли и все результаты Уругвайского раунда. Реализацию этой цели и задач, распространяемых в отличие от ГАТТ на торговлю услугами, предполагается осуществлять посредством выполнения функций, предписанных Соглашением об учреждении ВТО. К ним относятся:
содействие выполнению, администрированию и приведению в действие соглашений Уругвайского раунда и любых иных будущих договоренностей;
предоставление форума для проведения переговоров среди стран-членов по вопросам дальнейшей либерализации торговли и проблемам, подпадающим под мандат организации;
поддержание функционирования механизма по Обзору торговой политики;
сотрудничество с МВФ, Всемирным банком и другими международными организациями.
К началу 2002 г. членами ВТО стали 144 государства; 30 государств, включая Россию, находятся в стадии переговоров о присоединении к ВТО. ВТО не входит в систему учреждений ООН, но, имея статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями спецучреждений ООН. Ряд государств имеет отдельные дипломатические представительства при штаб-квартире ВТО. Бюджет ВТО составляет 1248 млн швейцарских франков (2000 г.). Доля каждой страны в бюджете ВТО равна ее доле в международной торговле2.
Всемирная торговая организация, так же как и ГАТТ, базируется на следующих основных четырех принципах:
режим наиболее благоприятствуемой нации - отказ от дискриминации среди торговых партнеров;
национальный режим - отказ от дискриминации в отношении импортированных товаров;
тарифная защита местной промышленности - отказ от количественных ограничений в торговле и использование тарифов в качестве основного средства защиты национальных отраслей;
фиксирование уровня тарифов - повышение предсказуемости доступа к рынкам путем отказа от увеличения тарифных ставок, связанных обязательствами в ходе многосторонних переговоров и включенных в национальные списки.
































Рис. 1. Организационная структура ВТО
(основные межправительственные органы)3
Организационная структура ВТО (рис. 1) сложилась на базе развития принципов, заложенных в ГАТТ и совершенствовавшихся около 50 лет. В ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО подчеркивается, что ВТО должна руководствоваться решениями, процедурами и обычной практикой, которым следовали договаривающиеся стороны и органы ГАТТ. Однако в Соглашении об учреждении ВТО отмечается, что ГАТТ, вошедшее в ВТО (ГАТТ-1994), в правовом плане отлично от ГАТТ, датированного 30 сентября 1947 г. (ГАТТ-1947).
Главный орган ВТО - Конференция министров, собирающаяся один раз в два года. Эта Конференция обладает всеми правами ВТО, может осуществлять все ее функции и принимать решения. За время существования организации было проведено четыре конференции - в декабре 1996 г. (Сингапур), в мае 1998 г. (Женева), в декабре 1999 г. (Сиэтл), в ноябре 2001 г. (Катар). В перерывах между конференциями ее функции выполняет Генеральный совет, который также может действовать в качестве органа по разрешению споров и органа по проведению обзоров торговой политики. В этих случаях Генеральный совет имеет отдельных председателей и свои правила процедуры. Он может делегировать свои полномочия трем другим основным органам: Совету по торговле товарами для наблюдения за реализацией многосторонних соглашений по торговле товарами; Совету по торговле услугами для слежения за выполнением ГАТТ; Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, осуществляющему наблюдение за действием Соглашения. Организованы также комитеты по торговле и развитию: по бюджетным, финансовым и административным вопросам. Кроме того, в составе органов ВТО регулярно действуют другие многочисленные комитеты, рабочие группы и группы экспертов.
Создан Секретариат ВТО (Женева) во главе с Генеральным директором, которому даны полномочия назначать других сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функций. С 1999 г. Генеральным директором ВТО является Майк Мур. В настоящее время общая численность сотрудников Секретариата превышает 500 человек. В рамках ВТО продолжает действовать одобренная в рамках ГАТТ-1947 система принятия решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть достигнут, спорный вопрос будет решаться голосованием, причем каждая страна-участница имеет один голос. Статьи IX и X Соглашения об учреждении ВТО определяют процедурные стороны механизма голосования. Такой механизм до последнего времени позволял главным торгующим государствам сохранять контроль за принятием решений в ВТО.
Межгосударственный аппарат ВТО проводит 2000-2500 заседаний в год. В итоге только страны с развитым аппаратом представительств при ВТО в Женеве могут активно участвовать в этом направлении деятельности ВТО и оказывать влияние на ее работу.
2. ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА ВТО
С юридической точки зрения система ВТО представляет собой совокупность основных правовых инструментов-соглашений, разработанных и принятых странами в ходе многосторонних торговых переговоров. К ним необходимо отнести:
многосторонние соглашения по торговле промышленными товарами, включенными в Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ-1994) и ассоциированные с ним соглашения;
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС);
Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС);
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей (ТРИМС);
Договоренность о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров ВТО (ДПРС).
В 1995 г. Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было включено в Соглашение об учреждении ВТО, определив по существу организационную и правовую структуры новой организации, процедуры и механизм принятия решений. ГАТТ в Соглашении ВТО именуется ГАТТ-1994. Это иной в правовом плане инструмент, чем ГАТТ-1947. Принципиальные отличия этих двух документов следующие: ГАТТ-1947 вошел измененный: с договоренностями о толковании ряда его статей; члены ВТО обязаны привести свои национальные законодательства в полное соответствие с нормами ГАТТ (ранее - в максимальной степени совместимые с национальным законодательством); отдельные соглашения о применении ряда статей ГАТТ стали обязательными для всех членов ВТО (ранее - только для принявших их стран). Кроме того, ряд функций ГАТТ-1947 перешел к ВТО (разрешение споров, организация многосторонних переговоров и др.).
Соглашение об учреждении ВТО содержит более жесткое положение, требующее, чтобы каждый ее участник обеспечил соответствие своих законов, нормативных актов и административных процедур обязательствам, содержащимся в соглашениях, составляющих правовую систему ВТО.
Это теперь прямо относится как к положениям ГАТТ, так и к положениям кодексов, интерпретирующим статьи ГАТТ.
Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) - первое многостороннее межгосударственное соглашение по торговле услугами - важнейший итог Уругвайского раунда.
ГАТС содержит принципы, составляющие основу многосторонней правовой системы, регулирующей торговлю услугами. ГАТС имеет 29 статей, объединенных в шесть разделов: круг ведения и термины; общие обязательства и дисциплина; специальные обязательства; прогрессивная либерализация обмена услугами; процедурные положения; заключительные положения. Составной частью ГАТС являются приложения, касающиеся отдельных видов услуг4.
ГАТС содержит три блока прав и обязательств: собственно ГАТС, в котором сформулированы базисные правовые нормы, относящиеся ко всем видам услуг; основные концептуальные определения; приложения, касающиеся отдельных отраслевых видов услуг, определяющие как конкретные статьи ГАТС должны применяться в отношении этих видов услуг (морской транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, воздушный транспорт), в частности изъятия по ст. II конкретных обязательств стран-членов ВТО в отношении отдельных видов услуг.
Круг ведения ГАТС включает все виды услуг и любые отраслевые направления торговли услугами, кроме услуг, предоставление которых вызвано выполнением правительством функций управления. ГАТС регулирует как трансграничную торговлю услугами, так и торговлю ими в пределах национальной территории. ГАТС определяет торговлю услугами как: их трансграничный обмен; их потребление в пределах национальной территории; их поставки путем "коммерческого присутствия" на территориях других стран; их поставку путем перемещения физических лиц, производящих и продающих услуги, находясь на территории иностранных государств.
Основные положения ГАТС во многом напоминают ГАТТ, именно: национальный режим - иностранные поставщики услуг должны пользоваться, а сами услуги должны осуществляться в соответствии с тем же режимом, что и национальные; режим наибольшего благоприятствования - предполагает одинаковый режим для всех участников и отсутствие каких-либо дискриминаций между участниками Соглашения; гласность (открытость) - вся информация, законы, административные положения и распоряжения, касающиеся регулирования торговли услугами, должны публиковаться; постепенная либерализация путем переговоров в рамках всех сферы торговли услугами.
ГАТС предусматривает две группы обязательств: общие (горизонтальные), распространяющиеся на все виды услуг; конкретные (специфические) в отношении отдельных отраслей, производящих и поставляющих услуги. Обязательства отдельных стран по доступу на рынки суммируются в перечнях обязательств. Эти перечни являются правовыми обязательствами каждой страны. Они создают правовое поле в отношении каждого из четырех видов поставок услуг. Эти перечни составляют часть протокола о присоединении страны к ВТО.
В рамках переговоров Уругвайского раунда была разработана классификационная схема видов услуг, могущих быть предметом торговли. Она включает 161 вид услуг. Эта схема лежала в основе конкретных переговоров, и на ее базе составлены национальные перечни услуг. Она получила название "Классификационная схема ВТО". В рамках ВТО создан Совет по торговле услугами, в круг ведения которого входят все вопросы действия ГАТС. Новый тур переговоров о либерализации торговли услугами начнется в начале нового тысячелетия.
3. ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ
РОССИИ В ВТО
Вновь присоединяющееся государство становится членом ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ним и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. Практика ВТО зарегистрировала самые продолжительные переговоры, продлившиеся 123 мес. (с Болгарией). Переговоры о присоединении КНР превысили эту продолжительность. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах рабочих групп и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.
В 1993-1997 гг. десять из 12 стран СНГ (включая Россию) начали переговоры о присоединении к ВТО, и первой из них в декабре 1998 г. присоединилась Киргизия, затем ряд других государств.
Известно, что Советский Союз в первые послевоенные годы активно участвовал в формировании политических и экономических основ мира. Представители СССР участвовали в разработке Бреттон-вудских соглашений, в Гаванской конференции ООН по торговле и занятости, из документов которой родилось ГАТТ. Однако обстановка, сложившаяся в мире, не позволила Советскому Союзу стать участником ГАТТ. В начале 80-х гг. XX в. представители СССР установили неформальные контакты с Генеральным директором ГАТТ. В середине 80-х гг. со стороны Советского Союза была предпринята попытка стать участником многосторонних торговых переговоров в рамках Уругвайского раунда (она была заблокирована США). Тем не менее в мае 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация унаследовала этот статус в 1992 г. и повела дальнейшую работу по сближению с ГАТТ. В 1994 г. в связи с образованием ВТО это заявление было переадресовано в ВТО. Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО. К началу 1998 г. завершился информационный этап переговоров. Он заключался в ознакомлении стран-членов ВТО с системой внешнеторгового режима России и другими сторонами экономической системы страны, имеющими значение для присоединения к ВТО. В феврале 1998 г. начался собственно переговорный этап, в ходе которого Россия должна определить конкретные условия своего участия в ВТО.
В соответствии с процедурой, установившейся в рамках ГАТТ, а теперь и в ВТО, формальные переговоры о присоединении к ВТО проходят в рамках Рабочей группы, круг ведения которой является стандартным для всех присоединившихся стран и сформулирован следующим образом:
"Изучить заявление Правительства Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании статьи XII и представить Генеральному совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении".
Первый практический шаг к присоединению был сделан в феврале 1994 г., когда был представлен Меморандум о внешнеторговом режиме России (документ L/7410). В 1995 г. начались формальные заседания Рабочей группы и неформальные встречи и консультации.
За прошедший период проделана значительная работа: в течение четырех лет с особой тщательностью изучалось российское законодательство, регулирующее внешнюю торговлю и сопряженные отрасли хозяйств, и было достигнуто согласие участников ВТО перейти к следующему этапу переговорного процесса - выработке условий присоединения России к ВТО. Сейчас переговоры все более приближаются к моменту, когда их итог, с одной стороны, будет зависеть от политического решения России; с другой стороны - от политического решения США, ЕС и Японии, которое откроет путь для России в ВТО.
Переговоры о присоединении России к ВТО породили много вопросов в торговых и промышленных кругах страны: Что получит Россия, присоединившись к ВТО? Сможет ли она реализовать выгоды и преимущества, которые может дать этот шаг, или, прежде всего, окажется перед лицом связывающих обязательств? Какое значение будет иметь этот шаг для развития экономики страны и ее законодательной базы? и др.
Ответить на вопросы прежде всего поможет опыт других государств. Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать "мировая торговая система", базой которой является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать ее организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию ее внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. (Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции.) Вместе с тем договоренности ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.
Далее, членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нем для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьезное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.
Вопрос об участии в ВТО следует рассматривать и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьезные изменения в общей системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран неоднозначно. В этом, в частности, один из уроков Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту "неоднозначность": искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит ее возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причем чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объемом требований и обязательств она встретится при присоединении.
Для вступления в ВТО необходимо приведение российского законодательства в соответствие с правовыми нормами ВТО. Это касается как федерального законодательства, так и законодательства субъектов Федерации. Выполнение Россией одного из главных для членства в ВТО условий связано с обеспечением, помимо соответствия нормам ВТО федеральных нормативных правовых актов, также соответствия последним нормативных правовых актов субъектов Федерации. Перевод на нормы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только для присоединения к ВТО. Правовая работа в этом направлении выведет российское законодательство на правовые нормы, которыми руководствуются все страны мира, уменьшит ведомственный характер законодательных актов и будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых поступают жалобы со стороны не только внешнеторговых партнеров России, но и отечественных экспортеров и импортеров.
Однако присоединение к ВТО отнюдь не означает лишь приобретения. Очевидны и потери, неизбежно последующие в случае присоединения России к этой организации. Эти потери могут быть следующими:
защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьезно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок;
ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряженное состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части, придется, видимо, компенсировать эти потери с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов;
вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договоренность о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран подпишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда ее обязательства перед ВТО в силу договоренности между странами-участницами союза станут определенным стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других;
членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор.
Присоединение России к ВТО связано с решением многих проблем, но для этого нужно, чтобы они были правильно поняты с учетом правовых особенностей ВТО, о чем и пойдет речь далее.
Главная особенность Заключительного акта, определившая правовую структуру ВТО, состояла в том, что результаты Уругвайского раунда были представлены как единый пакт правовых документов, принятие которых обязательно для стран-членов ВТО без каких-либо оговорок или исключений. Этот принцип "все или ничего" - означал важнейший политический поворот в организации международной торговой системы5.
Такое новое положение в международной торговле создало сложную ситуацию для ряда стран, еще не полностью готовых для реализации новых договоренностей. Немалые трудности возникли в связи с этим для России, и в этом плане она не одинока.
ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и договоренностей. Она выполняет функции организатора будущих торговых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Генерального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) предназначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства международных организаций как системы ООН, так и вне ее.
Есть еще одна важная особенность ВТО - круг ее ведения определяется соглашениями и договоренностями, содержащимися в приложении. Сейчас их 56, и они охватывают торговлю товарами, услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Однако будущие переговоры, решения будущих министерских конференций могут включить в круг ведения ВТО новые вопросы. Уже сейчас обозначились некоторые направления: торговля и экология; прямые иностранные инвестиции; ограничительная деловая практика и режим конкуренции; информационные технологии.
Другими словами, правовая структура ВТО открыта для дальнейшего развития - включения новых направлений. Это может изменить с трудом достигнутый баланс интересов и обязательств. Будущее ответит, сможет ли конструкция, созданная в Марракеше, выдержать эту дополнительную нагрузку и окажется ли она управляемой. Семь лет реализации правовых соглашений ВТО показали, что многие страны не обладают финансовыми кадровыми и правовыми ресурсами для их реализации. Уже на второй Конференции министров (май 1998 г., Женева) отмечалось, что около 60 развивающихся стран не в состоянии реализовать многие правовые положения ВТО. Особенно сложным оказалось положение с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и Соглашением по торговле услугами. На третьей Конференции министров (декабрь 1999 г., Сиэтл) представители развивающихся стран подчеркивали, что многие из них не в состоянии содержать представительства в Женеве и не имеют квалифицированного персонала для участия в сложных многопрофильных заседаниях рабочих органов ВТО и многочисленных рабочих групп, проходящих в Женеве.
Поэтому внимание заслуживает заявление министров "Группы 77" и Китая, распространенное в качестве официального документа 10-й Сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД-Х, Бангкок, 12-19 февраля 2000 г.). В заявлении отмечалось, что хотя либерализация мировой торговли в рамках ВТО и на основе правил ВТО представляет собой мощную силу ускорения экономического роста и развития, выгоды существующей многосторонней системы по-прежнему минуют развивающиеся страны. Продвижение к полной либерализации торговых режимов в секторах, представляющих для них особый интерес, отстает от заданного графика, а между правами и обязательствами в многосторонних торговых соглашениях и в условиях доступа на рынки сохраняется значительная несбалансированность.
Подводным камнем на пути развития ВТО является регионализация торговых потоков и создание замкнутых экономических группировок, которые могут свести к очень маленькой величине ключевой принцип ВТО - принцип наибольшего благоприятствования (НБ), особенно для небольших государств. Сегодня режим НБ действует как в отношениях между крупными блоками (Европейский Союз, НАФТА), более мелкими группировками, так и в отношениях между этими группировками и отдельными странами.
Мировая торговля развивается еще по одному направлению: торговля в рамках крупных транснациональных компаний и торговля между транснациональными компаниями. В этих двух случаях действуют разные экономические интересы, требующие разного правового подхода. Попытки согласовать их в рамках ВТО, очевидно, встретят большие трудности. Все это ставит перед руководителями ВТО сложную задачу - определение правильного курса в развитии правовой и организационной структуры ВТО.
Другая сложность - изменение положения развивающихся стран в правовой структуре ВТО. Ранее отмечалось, что дифференцированный и более благоприятный режим, которым пользовались эти страны в ГАТТ, возможность неучастия во многих договоренностях и соглашениях создавали для них льготный режим в рамках международной торговой системы. Сейчас эти льготы либо исчезли, либо существенно ослабли. В результате возросла напряженность в рамках ВТО в отношениях между развитыми и развивающимися государствами, особенно остро проявившаяся в ходе Конференции министров стран-членов ВТО в Сиэтле и фактически заблокировавшая положительный исход Конференции.
Еще одна проблема возникает в связи с тем, что ВТО сохраняет сложившийся в ГАТТ механизм принятия решений: формально решения принимаются голосованием, но по существу продолжает действовать принцип консенсуса, дающий право главным торгующим нациям сохранять контроль над принятием решений в ВТО. Принцип консенсуса фактически усилен в ВТО своеобразной иерархией принятия решений: предполагается, что к голосованию придется прибегать только в случае (и после того), если консенсуса достигнуть не удается. Это положение узаконено (в отличие от ГАТТ) в Соглашении об учреждении ВТО (ст. IX, п. 1). Принцип консенсуса в организации, охватывающей развивающиеся и развитые страны, богатые и бедные, промышленные и аграрные, может на практике означать главенство при принятии решений более сильных участников мировой торговли. Сможет ли этот принцип выдержать испытание более жесткой, равной для всех дисциплины - вопрос, ответ на который даст только время.
Как уже отмечалось, Россия ведет переговоры о присоединении к международному правовому механизму, конструкция которого во всех деталях в данный момент не известна. Вместе с тем место России в международной торговле и в мировой политической системе в настоящее время таково, что она не может подстроить под себя эту многостороннюю систему. Страны-члены ВТО, вне всякого сомнения, не будут перестраивать ВТО ради присоединения России. Однако, став членом ВТО, Россия, безусловно, сможет влиять на ее дальнейшее развитие. В этом один из аргументов в пользу того, что процесс присоединения не следует затягивать.
4. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает различные пути присоединения к ВТО. В соответствии с Заключительным актом Уругвайского раунда присоединяющиеся страны были разделены на несколько групп. Участницы ГАТТ становились членами ВТО, приняв Соглашение об учреждении ВТО, многосторонние торговые соглашения, а также Генеральное соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности. Страны-участницы Уругвайского раунда нечлены ГАТТ, чтобы стать членами ВТО, должны были завершить переговоры о вступлении в ГАТТ-1947, предоставить перечень своих тарифных уступок по ГАТТ и конкретные обязательства по Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС). Примерно в таком же положении находились развивающиеся страны, принявшие положения ГАТТ на фактической основе. Эти условия выполнили 132 государства, образовавшие ВТО.
В настоящее время вновь присоединяющиеся государства, в том числе и Россия, идут следующим путем. В Соглашении (ст. XII) отмечается, что любое государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своей внешней торговли, может присоединиться к ВТО на условиях, которые будут согласованы между этим государством и ВТО. Решение о присоединении принимает Конференция министров 2/3 голосов стран-членов ВТО. Однако по традиции ГАТТ решение принимается консенсусом.
Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая группа, которую создает Генеральный совет ВТО. Участвовать в работе Рабочей группы могут все страны-члены ВТО. Рабочая группа изучает внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику применения. Значительная часть работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры по вопросу взаимного снижения торговых барьеров, результатом которых должен стать перечень уступок и обязательств в этих областях. Итогом заседания Рабочей группы становится доклад группы Генеральному совету (Конференции) ВТО, содержащий краткое изложение дискуссии, выводы Рабочей группы, а также проекты решения Генерального совета (Конференции) ВТО и протокола о присоединении. Доклад Рабочей группы, решение и протокол о присоединении должны быть одобрены Генеральным советом (Конференцией) ВТО. Генеральный совет принимает их 2/3 голосов. Решение о присоединении страны вступает в силу через 30 дней после его принятия присоединяющейся страной6.
Россия, как отмечалось ранее, ведет переговоры о присоединении к развивающемуся международному правовому механизму. В рамках ВТО продолжаются переговоры по вопросам, оставшимся нерешенными в ходе Уругвайского раунда и включенным во встроенную повестку дня переговоров. Они уже привели к появлению новых соглашений в таких областях, как финансовые услуги, основные телекоммуникационные услуги, информационные технологии, в частности электронная торговля, а также к договоренностям и по ряду других важных направлений. В итоге ВТО 2001 г. стало более сложным экономическим, правовым и административным механизмом, чем ВТО 1995 г. Конечно, то, что России приходится вести переговоры о присоединении к ВТО в условиях, когда эта организация развивается, да и российские экономическая и правовая структуры не стоят на месте, существенно усложняет переговоры о присоединении.
Среди российских политиков, практиков и ученых в целом преобладает точка зрения, в соответствии с которой присоединение России к ВТО безальтернативно. Можно согласиться с мнением экспертов в этой области, что вступление в ВТО - задача почти консенсусная среди основных российских политических сил7.
Однако Россия в ходе переговоров о присоединении должна придерживаться достаточно жесткой политики, чтобы условия присоединения не нанесли ущерба интересам российских производителей и потребителей и не поставили под угрозу национальную экономическую безопасность страны.
Можно выделить, например, несколько задач, которые необходимо решить России в процессе переговоров.
Первая задача в переговорах - убедить страны-члены ВТО в том, что торговый режим и экономическая система страны совместимы с нормами ВТО, и зафиксировать это в документах о присоединении. Решение задачи необходимо для того, чтобы добиваться нормальных обычных условий присоединения, а не присоединяться к ВТО на особых, ограничительных условиях, как это было в прошлом в рамках ГАТТ и ВТО с некоторыми странами.
Вторая задача - добиться сбалансированных условий доступа на российский и зарубежный рынки товаров и услуг. Это необходимо, чтобы иметь возможность защищать стратегически важные отрасли экономики, повышать их конкурентоспособность и возможность равноправного выхода на внешние рынки, а также защищать недостаточно развитые отрасли производства и сферы услуг ("infant industries" - в терминологии ВТО).
Третья задача - добиться отмены в других станах-членах ВТО дискриминационных элементов внешнеторгового режима как тех, что остались от времен "холодной войны", так и появившихся в последние два-три года. Если в ходе переговоров не будет достигнуто согласованной позиции по этим вопросам, то страны, где действуют такие торгово-политические нормы, могут применить условия ст. XIII (Неприменение многосторонних торговых соглашений между отдельными членами ВТО), как это было сделано США при присоединении отдельных стран к ВТО. В связи с изложенным надо подчеркнуть, что, хотя Россия уже открыла свой рынок товаров для иностранных фирм, в ряде стран-членах ВТО сохраняются дискриминационные меры в отношении российского экспорта. Они включают: количественные ограничения импорта; специальные условия для применения антидемпинговых пошлин; "добровольные" ограничения экспорта; жесткие требования, относящиеся к стандартизации и сертификации российских товаров, и др.
Четвертая задача - остановить наметившееся стремление расширительного толкования условий приема в ВТО. В частности, попытки включить в условия присоединения такие вопросы, как проблемы собственности, программы приватизации, в более широком плане - и ход экономических преобразований в стране. Переговорная позиция России в этой области должна содержать четкие аргументированные положения, отводящие попытки включить эти направления в документы о присоединении к ВТО, и одновременно доказательную информацию о том, как эти процессы идут в России, включая объяснение национальных интересов страны, защита которых разрешена в рамках ВТО.
Большое значение при решении четвертой задачи имеет группа вопросов в сфере действия §4 ст. XVI Соглашения об учреждении ВТО, гласящей, что каждый участник должен обеспечить соответствие своих законов, правил и административных процедур своим обязательствам по ВТО. Россия должна, во-первых, четко определить (и отстаивать) круг национальных законов, правил и административных процедур, которые подпадают под действие этого параграфа, ограничив его вопросами, входящими в компетенцию ВТО; во-вторых, обозначить конкретные шаги, сроки и время, необходимые для их решения.
Пятая задача и группа вопросов связаны с тем, что от России могут потребовать немедленной реализации обязательств и условий по доступу на рынки товаров и услуг и включения этого положения в документы о присоединении. Хотя, как известно, страны-члены ВТО имели для этого период времени в пять лет, а в некоторых случаях и больший промежуток времени, России необходимо отстоять право на достаточно продолжительный переходный период для реализации условий и положений ВТО. http://tula.lastdiplom.ru/
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Членство в ВТО дает стране множество преимуществ, - таких, как получение лучших в сравнении с существующими условий для отечественной продукции на внешних рынках, доступ к международному механизму разрешения торговых споров и т. д. К примеру, на сегодняшний день в отношении продукции российской металлургической, химической или легкой промышленности в мире действует более 120 различных ограничений. Прямой ущерб от этих дискриминационных мер исчисляется миллиардами долларов. Присоединение к ВТО, конечно же, не избавляет вообще от ограничительных мер, однако организация эта гарантирует своим членам их применение в рамках международных правил и уложений. В результате, хоть и не сразу, но довольно заметно должны улучшиться условия доступа к мировым рынкам российских товаров и услуг. Понятно, что это позитивно отразится и на экономической деятельности российских предприятий, и, как следствие, на доходах российского бюджета. Ну а, кроме того, у России появятся рычаги воздействия на механизм разрешения внешнеторговых конфликтов и право участия в выработке новых правил международной торговли.
К положительным моментам относится и необходимость внедрения в российское законодательство стабильных, предсказуемых правил игры и единых со всем международным экономическим сообществом подходов в применении механизмов регулирования внешнеторговой деятельности. Распространение этих правил на Россию повысит ее инвестиционную привлекательность и сделает более предсказуемыми организационно-правовые условия для российских субъектов экономики.
Разумеется, вступая в ВТО, любая страна принимает на себя соответствующие обязательства, в том числе и касающиеся расширения доступа к своему внутреннему рынку, то есть открывает его перед иностранными поставщиками товаров и услуг. Определение конкретных условий доступа на внутренний рынок и является главным предметом переговоров о присоединении, которые, как свидетельствует мировая практика, могут продолжаться годы, а то и десятилетия.
"Необходимо отдавать себе отчет в том, что вступление в ВТО имеет для России как целый ряд плюсов, так и несколько неизбежных минусов, негативное воздействие которых и стремится минимизировать наше правительство, - говорит министр финансов Российской Федерации Игорь Кудрин. - В первую очередь, Россия будет ограничена в применении инструментов государственного регулирования экономических обменов и субсидий. Кроме того, возможности защиты внутреннего рынка товаров и услуг от иностранной конкуренции будут ограничены четырьмя инструментами, такими, как экспортный тариф, антидемпинговые, защитные и компенсационные тарифы".
Вместе с тем, очевидно, что вступление в ВТО само по себе вряд ли приведет к какому-то взрывному росту отечественного экспорта или даже его заметному немедленному увеличению.
Во-первых, ВТО стимулирует в основном торговлю готовыми изделиями и наукоемкой продукцией, тогда как основу российского экспорта составляют пока сырье и топливо (которые и так допускаются на внешние рынки почти без ограничений).
Во-вторых, структура российского экспорта крайне инерционна и не может быть быстро изменена в сторону перерабатывающих отраслей ввиду чрезмерной изношенности производственных мощностей отечественной промышленности (и транспорта), ее недогрузки и заторможенности технического прогресса в стране.
В-третьих, по мере преодоления кризиса, растущий спрос на отечественную продукцию предъявляет внутренний рынок, что уже привело к ряду ограничений на экспорт.
Наконец, Россия уже сейчас имеет доступ к основному объему тарифных льгот, зафиксированных ВТО, через свои двусторонние торговые соглашения со странами - членами этой организации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Документы Первой международной практической конференции ВТО и интересы предпринимателей. - М., 1997.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Изд-во Торгово-промышленной палаты (ТПП), 1997.
Дюмулен И.И. Нетарифные ограничения в международной торговле (Зарубежный опыт). - М.: Всероссийская Академия внешней торговли, 1998.
Дюмулен И.И. Современное таможенно-тарифное регулирование (Зарубежная практика). - М.: Всероссийская Академия внешней торговли, 1998.
Зименков Р.И. Россия и ВТО // Экономика. Предпринимательство. Окружающая среда. - 1999. - № 1-2.
Потапов М.А. Проблемы присоединения Китая к ВТО: плюсы и минусы // Проблемы Дальнего Востока. - 2000. - № 3.
Россия на пути в ВТО / Руководитель работы чл.-корр. РАН И.С. Королев. - М.: ИМЭМО, 2001.
Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. - М.: Финансы и статистика, 2002.
Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. - М., 2000.

1 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Изд-во Торгово-промышленной палаты (ТПП), 1997. С. 23. 2 Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 381. 3 Источник: Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 382. 4 Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. - М.: Изд-во Торгово-промышленной палаты (ТПП), 1997. С. 129. 5 Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. - М., 2000. С. 214. 6 Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник / Под ред. Р.И. Зименкова. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 399. 7 Смирнов П.С., Хребтов В.А. Россия на пути в ВТО. - М., 2000. - С. 71. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Изучение влияния личности на группу и группы на личность
 З.Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии
Ваши отзывы
yu1qvq
рџ“„ You got a transaction from our company. WithdrР°w =>> https://telegra.ph/BTC-Transaction--190132-05-10?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& рџ“„

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.