Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Оценка рыночной стоимости жилого дома (по адресу: Московская область, г. Королев, ул. Горького, 33)
 Механизм управления информационно-аналитическим обеспечением в органах местного самоуправления (на примере Администрации Кировского района г. Саратова)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Международное право

контрольная работа

Характеристика отрасли, ответственность за нарушение



1. П л а н:
Общая характеристика отрасли; становление, источники,
субъекты, их права и обязанности, основные институты отрасли,
механизмы сотрудничества................................................................... 3
Ответственность за нарушение норм отрасли...................... 8
Список литературы..................................................................... 15
Общая характеристика отрасли; становление, источники,
субъекты, их права и обязанности, основные институты отрасли,
механизмы сотрудничества
Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.
Международно-правовая защита окружающей среды четко выделилась в настоящее время в системе общего международного права как самостоятельная, специфическая сфера регулирования. Возникновение все новых видов и областей взаимодействия человека с окружающей его средой расширяет предмет международно-правового регулирования по защите окружающей среды. На современном этапе главными и устоявшимися можно считать: предотвращение, сокращение и устранение ущерба окружающей среде из различных источников (в первую очередь посредством загрязнения); обеспечение экологически обоснованного режима рационального использования природных ресурсов; обеспечение комплексного режима охраны исторических памятников и природных резерватов; научно-техническое сотрудничество государств в связи с защитой окружающей среды.
Система международно-правового регулирования защиты окружающей среды обладает внутренней структурой, достаточно устойчивыми взаимосвязями, а также собственной нормативной основой и источниками. В отечественной правовой науке высказывалось авторитетное мнение, что она обладает и собственными институтами. Практически устоялся термин "международное право окружающей среды" (МПОС)1.
Однако структурное формирование МПОС пока не завершено. Свидетельство тому - сохраняющееся тяготение некоторых принципов и норм, касающихся защиты окружающей среды, к другим отраслям международного права, особенно к морскому и воздушному. Речь идет о тех тесно связанных с ресурсопользованием отраслях и институтах международного права, в рамках которых начинало формироваться МПОС. Кроме этого целый ряд формирующихся специальных принципов и норм по защите окружающей среды страдает недостаточно конкретным содержанием.
Окончательному завершению формирования МПОС как самостоятельной отрасли международного права в значительной степени способствовала бы его кодификации. Этот вопрос неоднократно выдвигался в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Универсальный кодифицированный акт по аналогии с другими отраслями международного права позволил бы систематизировать сложившиеся в данной сфере принципы и нормы, закрепив тем самым правовую основу равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.
Защита окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении всей совокупности специальных принципов и норм МПОС2.
В рамках данного принципа А.С. Тимошенко выделяет: 1) рациональное использование природных ресурсов; 2) обязанность государств и других субъектов международного права принимать все меры для защиты природной среды; 3) обязанность государств и других субъектов международного права оценивать потенциальный результат действий на своей территории на экологическую безопасность других территорий; 4) стремление государств к повышению эффективности охраны окружающей природной среды; 5) обязательство государств принимать все меры для недопущения применения атомного, биологического, химического и других видов оружия массового поражения3.
Кроме этого обобщающего принципа можно выделить ряд специальных принципов отрасли.
Конвенция о биологическом разнообразии выделяет в качестве принципа охраны окружающей природной среды право государств имеют суверенное право разрабатывать свои собственны ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции (ст. 3).
Кроме того, на основе анализа Конвенции 1992 г, а также Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного средства воздействия на окружающую среду 1977 г. можно выделить следующие специальные принципы отрасли:
1) Принцип запрета военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду в концентрированном виде выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.
2) Обеспечение экологической безопасности как принцип начинает складываться в последние годы. Он отражает прежде всего глобальной и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды.
3) Принцип международно-правовой ответственности государств за ущерб окружающей среде предусматривает ответственность за существенный ущерб экологическим системам за пределами национальной юрисдикции или контроля.
Развитие международного права окружающей среды происходит в основном договорным путем. По данным Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), в настоящее время зарегистрировано 152 многосторонних договора в этой области.
В 1992 году страны СНГ подписали Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей и природной среды и Протокол об обязанностях, правах и ответственности участников Соглашения. В рамках этого сотрудничества образован Межгосударственный экологический совет (МЭС) и Межгосударственный экологический фонд.
Многие договоры заключены под эгидой Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК): Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 года с дополняющими ее протоколами; Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий 1992 года; Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года; Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 года.
Важные природоохранные соглашения заключены под эгидой Европейских Сообществ: Конвенция о защите дикой фауны и флоры и природных сред их обитания в Европе 1979 года; Соглашение по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и технологических катастроф 1987 года; Европейское соглашение о запрещении использования некоторых веществ в моющих и чистящих средствах 1968 года и др.
Защита и сохранение флоры и фауны регулируются Конвенцией об охране дикой фауны и флоры и природных средств их обитания в Европе 1979 года, Соглашением стран АСЕАН об охране природы и природных ресурсов 1985 года.
В области защиты морской среды от загрязнения и использования ресурсов Мирового океана действуют Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Конвенция о предотвращении загрязнения моря с судов 1973 года, Конвенция об охране морских живых ресурсов Антарктики 1982 года и др.
Защите атмосферы от загрязнения посвящены Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 года и Монреальский протокол к ней 1987 года, рамочная Конвенция об изменении климата 1992 года.
Защита флоры и фауны от истребления и вымирания предусмотрена Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 года, Соглашением об охране полярных медведей 1973 года, Конвенцией об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года, Конвенцией о биоразнообразии 1992 года и др.
Защита глобальной окружающей среды от ядерного заражения регламентируется Конвенцией о физической защите ядерного материала 1980 года, Конвенцией об оперативном оповещении о ядерной аварии 1986 года о Конвенцией о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации 1986 года и рядом других.
Защита окружающей среды от ущерба в результате использования военных средств предусмотрена Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года, Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 года, Конвенцией о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их использованием 1989 года.
2. Ответственность за нарушение норм отрасли
Доктрина современного международного права понимает под международной ответственностью государств всю совокупность юридических последствий, наступающих для субъектов международных отношений в результате совершения международного правонарушения4.
Мы считаем, что институт международной ответственности за ущерб окружающей среде должен включать в себя хорошо разработанные механизмы ответственности в связи с основными видами деятельности, причиняющими экологический ущерб. К последним относятся: загрязнение, заражение окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, земель, морской среды); истощение возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов (почв, вод, лесов, некоторых полезных ископаемых, биоресурсов); хищническая добыча животных, промысел которых ограничен международными квотами, либо редких и исчезающих видов, экзотов; изменение погоды и климата; повреждение озонового слоя Земли и некоторые другие. Следует также различать специфику ответственности за ущерб, причиненный окружающей среде государства, и за ущерб среде, находящейся за пределами национальной юрисдикции. Определенные отличия механизма международной экологической ответственности должны иметь место при нарушении обязательств, вытекающих из норм обычного международного права, по сравнению с обязательствами, зафиксированными в международных соглашениях5.
Нормы об ответственности государств за нарушения норм международного экологического права содержатся в различных источниках международного права. В качестве примера можно привести Конвенцию 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного средства воздействия на окружающую среду.
С точки зрения круга участников данная конвенция является многосторонним международным договором. Данный договор является также открытым, так как п. 1. ст. IX устанавливает, что "настоящая Конвенция открыта для подписания всеми государствами. Любое государство, которое не подпишет Конвенцию до вступления ее в силу в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, может присоединиться к ней в любое время". С точки зрения сроков действия Конвенция является бессрочной (ст. VII). Конвенция 1977 г. соответствует принципам международного права, в особенности отмечаются принципы 1) суверенного равенства всех государств в решении экологических проблем; 2) мирного разрешения международных споров в данной сфере; 3) невмешательства во внутренние дела.
Интересы охраны окружающей среды и экологической безопасности неразрывно связаны с ограничением экологической войны. Особое внимание в современных условиях заслуживает понятие "экоцид". Надо отметить, что экоцид - это само явление, формой которого может быть экологическая, геофизическая или метеорологическая война. Кроме того, экоцид - это и международно-правовая категория, один из видов международного преступления.
В доктрине международного права до сих пор отсутствует общепризнанное определение понятия "экоцид". В российской и зарубежной печати и литературе специальный анализ экоцида с биологической и юридической точек зрения встречается очень редко.
Н.Ф. Реймерс определяет экоцид с точки зрения биолога как преднамеренное разрушение среды обитания, всего живого, приводящее к биоциду. Биоцид, по его мнению, представляет собой истребление всего живого на больших территориях6.
В последних изданиях "Словаря иностранных слов" "экоцид" рассматривается как "уничтожение среды обитания народа с помощью применения дефолиантов, разрушения дамб и других сооружений". Некоторые исследователи связывают экоцид с международными конфликтами, определяя его "как преднамеренное разрушительное воздействие на природную среду народа с целью нанесения ущерба противнику главным образом за счет ее изменения путем подрыва его экосистем"7. Другие пишут об экоциде как "преднамеренном действии одного государства, использующего свои ресурсы для посягательства на население, культуру и производство биологического продукта другой страны, на ее природную среду"8. Иногда термин "экоцид" не употребляется, а говорится о "разрушительном воздействии на все экосистемы, цель которого подорвать экономику противника, снизить уровень жизни его населения, лишить способности вести войну или даже лишить надежды на выживание в будущем".
Однако, чтобы представить юридически обоснованное определение экоцида, надо провести анализ юридической сущности этого явления как международного правонарушения.
В статье 19 проекта статей об ответственности, подготовленном Комиссией международного права ООН, говорится, что "международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушения рассматриваются как преступление международным сообществом в целом, составляет международное преступление". При перечислении таких деяний в пункте 3 этой статьи слово "экоцид" не названо, а сказано о "серьезном нарушении международного обязательства, основополагающего для охраны окружающей человека среды, так же как и обязательств, запрещающих массовое загрязнение атмосферы и морей".
В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества упоминание о природной среде встречается в статье 22 (исключительно серьезные военные преступления). Таким преступлением является "исключительно серьезное нарушение принципов и норм международного права, применимых в вооруженном конфликте". В число таких актов входит "применение методов или средств ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде". Формулировка этого подпункта дословно приведена из пункта 3 статьи 35 и статьи 55 Дополнительного протокола I.
По замыслу данного проекта статьи военное преступление обязательно предполагает следующее: деяние, образующее состав преступления, подпадает под любую из шести категорий, предусмотренных в подпунктах a-f пункта 2; такое деяние представляет собой нарушение принципов и норм международного права, применимого в вооруженных конфликтах; это нарушение является исключительно тяжелым. Именно сочетание этих трех элементов дает основание квалифицировать какое-либо действие или бездействие в качестве военного преступления для целей проекта кодекса.
Проект статьи 26 Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде), устанавливающий международную уголовную ответственность за нанесение обширного, долговременного и серьезного ущерба природной окружающей среде, в качестве прямого источника имеет пункт 1 статьи 55 Дополнительного протокола I. Однако применение настоящего проекта статьи не ограничено вооруженными конфликтами, как в случае статьи, упомянутой выше. Для применения данного положения надо, чтобы были налицо три элемента: должен иметь место ущерб "природной окружающей среде"; есть условие "нанесения обширного, долговременного и серьезного ущерба"; и необходимо, чтобы этот ущерб был причинен "преднамеренно".
Серьезность ущерба определяется тремя факторами, учитывающимися в совокупности: масштабами или тяжестью ущерба, его продолжительностью во времени и размерами географических районов, затрагиваемых этим ущербом.
"Враждебное намерение", "враждебное использование", "преднамеренное воздействие" предполагают прямой умысел. Но если причинен ущерб окружающей среде в результате неосторожных действий, то как его квалифицировать? Неосторожность выступает в двух формах. Если предвидится возможность наступления опасных последствий, но легкомысленно рассчитывается на их предотвращение, то речь идет о преступной самонадеянности. Если же не предвидится возможность наступления опасных последствий нарушения, хотя их можно и надо предвидеть, то речь идет о преступной небрежности. Направленность умысла и порог воздействия тесно взаимосвязаны. В результате неосторожных действий также может быть причинен существенный вред другим государствам и международному сообществу. В связи с этим можно предположить, что решающим фактором при квалификации экологического ущерба, наносимого экоцидом как международным преступлением и международным деликтом, по которому наступает международно-правовая ответственность, необходимо руководствоваться направленностью умысла, а не размерами последствий. Не следует повторять недостатки Конвенции 1977 года: толкование некоторых ее положений затруднено. Экоцид - это международное правонарушение, имеющее место во всех случаях использования природной среды во враждебных целях, независимо от размера ущерба. Масштаб вредных последствий имеет значение при квалификации экоцида как преступления против мира и безопасности человечества.
Как известно, международное правонарушение характеризуют следующие необходимые признаки: противоправность деяния и вред (ущерб). Противоправность поведения - нарушение международных обязательств в форме действия или бездействия, противоречие между правовой нормой (обязательство) и поведением государства. Статья 16 проекта об ответственности государств гласит: "Нарушение государством международного обязательства налицо в том случае, когда деяние этого государства не соответствует тому, что требует от него указанное обязательство". Экоцид как международно-правовая категория, как международное преступление должен иметь характерные признаки международного правонарушения, которые существуют в международном праве9.
Конвенция определяет порядок действий государств в случае совершения экоцида. Согласно п. 3 ст. 5 Конвенции любое государство-участник настоящей Конвенции, которое имеет основание полагать, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, может подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций. Такая жалоба должна содержать всю относящуюся к делу информацию, а также все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность.
Следует отметить, что сама Конвенция не предусматривает реальных механизмов воздействия на государство-нарушителя. В ней лишь отмечается, что Совет Безопасности может провести расследование и признать факт нанесения ущерба. Очевидно, в данном случае следует руководствоваться общими нормами о международной ответственности.
Субъектами международной ответственности могут быть только субъекты международного права. Традиционно выделяют два вида международной ответственности: политическая ответственность, которая выражается в форме сатисфакций, и материальная ответственность10.
Проблемами ответственности за причинение ущерба окружающей среде занимается ряд ученых, которые уделяют особое внимание нормам материальной ответственности и механизму компенсации ущерба11.
В целом, однако, следует отметить, что проблема международной ответственности за ущерб окружающей среде пока не нашла комплексного решения в доктрине международного права. Обсуждение механизма международной экологической ответственности носит пока фрагментарный характер и не объемлет всей совокупности аспектов данной проблемы. Данная ситуация объясняется, с одной стороны, сложностью теоретических проблем института международной экологической ответственности, а с другой, нежеланием государств в большинстве случаев формулировать такую ответственность в виде юридически обязательных договорных норм.
Л И Т Е Р А Т У Р А
Международное право / Под. ред. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. М., 1995.
Вопросы международного права, М., 1976.
Курс международного права в 6-ти томах. М., 1969, т. 5.
Тимошенко А.С Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986.
Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы Под ред. Н.Ф. Реймерса. М., 1982.
Галяметдинова А.Ю. Угроза экоцида // Московский журнал международного права, 1998.
Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного средства воздействия на окружающую среду.
Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г.
Устав ООН.
1 Международное право / Под. ред. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. М., 1995, с. 578. 2 Вопросы международного права, М., 1976, с. 82. 3 Тимошенко А.С Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986, с. 60-64. 4 Курс международного права в 6-ти томах. М., 1969, т. 5, с. 411-443. 5 Тимошенко А.С Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986, с. 169. 6 Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы Под ред. Н.Ф. Реймерса. М., 1982, с. 139. 7 Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М., 1984, с. 107; Фокин А.В., Хозин Г.С. Экоцид в политике американского империализма. М., 1985, с. 139. 8 Троянов И.А., Быстров Л.Г. Экоцид в Индокитае. М., 1985, с. 16. 9 Галяметдинова А.Ю. Угроза экоцида // Московский журнал международного права, 1998, № 2. 10 Международное право / Под. ред. Колосова Ю.М., Кузнецова В.И. М., 1995, с. 259-261. 11 См.: Тимошенко А.С Формирование и развитие международного права окружающей среды. М., 1986, с. 168. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Влияние эксплуатационных потерь нефтепроводов на состояние окружающей среды
 Разборочные работы и очистные процессы
Ваши отзывы
Огромное спасибо! Не знаю чтобы я без Вас делала! Вчера сдала курсовую на "отлично", преподаватель был в восторге! На весеннюю сессию обязательно обращусь сразу к вам.
Ольга

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.