Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Переоборудование звукотехнического комплекса кинотеатра "Стрела" в г. Москва
 Влияние индивидуально-психологических особенностей на потребительский выбор (на примере азартных игр)
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Муниципальное право

реферат

Предприятие как объект муниципальной собственности



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Контролирующие органы субъектов федерации 4
2. Образование предприятий 7
3. Приватизация предприятий 11
4. Особенности сделок, предметом которых является
предприятие 17
4.1. Купля-продажа предприятия 17
4.2. Ипотека предприятия 22
4.3. Аренда предприятия 24
5. Прекращение деятельности предприятия 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации "Местное самоуправление ... обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". Задача местных органов самоуправления - обеспечить эффективное управление.
В состав муниципального предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе земельные участки, здания, сооружения. Понятие предприятия как недвижимости, которая используется для предпринимательской деятельности, имеет особенности. Его нельзя сводить к комплекту оборудования для производства определенной продукции, потому что превращение такого комплекта оборудования в предприятие нуждается в дополнительных действиях по организации на его основе процесса производства. Предприятие как недвижимость составляет единый имущественный комплекс, включающий не только все виды имущества, предназначенные для его деятельности, но и неимущественные права, индивидуализирующие предприятие, права и обязанности продавца продукции и покупателя, в том числе долги. Это дает возможность сразу использовать предприятие для определенной производственной деятельности.
В качестве объекта права - недвижимого имущества предприятие может принадлежать любым субъектам - участникам предпринимательской деятельности. В настоящей работе мы рассматриваем муниципальное предприятие как объект недвижимости.
1. Контролирующие органы субъектов федерации
Органы местного самоуправления ведут учет муниципальной собственности и их реестр. В городах правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России наделен Комитет по управлению имуществом города.
Муниципальной собственностью могут являться объекты недвижимости и нежилые помещения, а также земельные участки, на которых они расположены. Так, например, предприятия (организации), более 50% мощностей которых могут быть использованы для удовлетворения потребностей г. Москвы как столицы и субъекта Российской Федерации, также относятся к государственной собственности г. Москвы.
Объекты недвижимости, находящиеся на балансе предприятий (организаций), относятся к тому же уровню собственности, что и балансодержатель (за исключением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, перечисленных в п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.93 №8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий").
Предприятия и организации - балансодержатели, отвечающие за содержание, эксплуатацию, ремонт и восстановление зданий, относящихся к муниципальной собственности, должны представлять свои учредительные документы в Горкомимущество для внесения в Реестр государственной собственности города.
Горкомимущество обеспечивает инвентаризацию и оценку муниципального имущества в установленном порядке, проводит работы по разграничению муниципальной собственности, ведет реестр муниципального имущества, находящегося на территории или в собственности города.
Комитет по управлению имуществом города также имеет право выступать арендодателем, оформлять договоры аренды муниципального имущества, осуществлять передачу прав (по конкурсу или на аукционе) на аренду, в том числе долгосрочную.
Горкомимущество ведет регистрацию имущественных прав в отношении муниципального имущества и вправе требовать от государственных органов оформления сделок в отношении этого имущества таким образом, чтобы они вступали в силу только после их регистрации в Горкомимуществе. Помимо этого Горкомимущество создает комиссии по проверке законности заключения и выполнения договоров, изменяющих имущественные права на муниципальное имущество, подписывает акты проверки и представляет их в суд или арбитражный суд, а также, в случае необходимости, направляет в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Горкомимущество в пределах своей компетенции имеет право запрашивать информацию о деятельности всех предприятий, учреждений, организаций, фондов имущества, органов государственного управления, местной администрации и местного самоуправления на территории города в объемах, необходимых для осуществления его функций и полномочий, в том числе и для ведения реестра муниципального имущества. Предприятия, учреждения, организации, органы государственного управления обязаны предоставлять указанную информацию в установленные Горкомимуществом сроки.
Комитет по управлению имуществом города образует в административных округах свои территориальные агентства, которые являются структурными подразделениями Горкомимушества и наделены его полномочиями в отношении объектов на территории соответствующего административного округа.
Горкомимущество разрабатывает и представляет проекты правовых актов города по вопросам управления государственной собственностью.
На территории города учету Горкомимуществом и горБТИ подлежат все нежилые помещения, основными документами на которые являются: технический паспорт, городской реестр и свидетельство на право полного хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды. Учет переданных нежилых помещений, находящихся в собственности города, Горкомимущество осуществляет путем оформления и выдачи свидетельств установленного образца юридическим и физическим лицам, за которыми закрепляются соответствующие помещения.
2. Образование предприятий
Предприятие как единый имущественный комплекс создается во вновь образованных коммерческих организациях из взносов их учредителей и участников и из доходов от последующей производственной деятельности. Так муниципальные предприятия создаются органом местного самоуправления на базе имущества, составляющего муниципальную собственность.
Для обеспечения имущественных интересов кредиторов в законе установлен обязательный минимальный размер уставного (складочного) капитала в денежном выражении. До принятия специальных законов размер этого капитала определяется Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г.1 Для муниципальных предприятий размер уставного фонда не должен быть менее 1000-кратного размера минимальной оплаты труда в месяц на дату представления устава предприятия для регистрации.
Уставный капитал не следует отождествлять с имуществом коммерческих организаций. Их имущество уже при создании организации может быть больше или меньше чем уставный капитал. В процессе хозяйственной деятельности имущество коммерческих организаций подвергается существенным изменениям и по видам, и по размерам. Если при подведении годовых итогов деятельности размер уставного капитала становится ниже указанного минимума, общество подлежит ликвидации. Участники общества могут восполнить недостаток средств, если желают его сохранить.
На случай появления у общества долгов, превышающих его имущество, ГК вводит понятие чистых активов. Если фактическая стоимость принадлежащего обществу имущества за вычетом стоимости имеющихся у него долгов стала ниже установленного законом минимума, общество подлежит ликвидации. Это правило тоже имеет целью защитить имущественные интересы кредиторов.
На основе Устава и учредительного договора учредители-организации должны открыть в банке счет для внесения в него денежных взносов. Если на основе учредительного договора взносы составляют иное имущество - вещи или имущественные права, то последние оцениваются в денежном выражении. Согласно ст. 34 Закона "Об акционерных обществах" не менее 50 процентов уставного капитала общества должно быть оплачено к моменту регистрации общества учредителями, а оставшаяся часть - в течение последующего года, если иное не будет установлено Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Форма оплаты акций общества при его учреждении определяется договором о создании общества или уставом. Оценка имущества, вносимого в качестве вклада, производится по соглашению учредителей. Однако, при оплате дополнительных акций и иных ценных бумаг неденежными средствами Закон требует, чтобы оценка имущества производилась Советом директоров (наблюдательным советом), а в некоторых случаях - независимым оценщиком (аудитором).
В составе имущества предприятия, как правило, присутствуют основные средства. К последним, согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденном Минфином РФ от 20 марта 1992 г. с изменениями от 26 декабря 1994 г.1 относятся материально-вещественные ценности, используемые в качестве средств труда и действующие в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере. В частности, к основным средствам относятся: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. Таким образом, в составе предприятия как недвижимости могут быть и отдельные объекты недвижимого имущества -здания, сооружения и др.
К нематериальным активам в составе предприятия относятся права из авторских и иных договоров, объекты смежных прав, программы для ЭВМ, базы данных и др., патенты на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания и др. В составе имущества предприятия могут быть права на пользование земельным участком, природными ресурсами.
В состав имущества предприятия входят оборотные средства, в том числе денежные средства, сырье, материалы, а также готовая продукция, права требования и долги, другие объекты, которые предназначены для производственной деятельности предприятия. Причем, существуют виды такого имущества, которое может находиться лишь в государственной или муниципальной собственности.
Определено правовое положение унитарных муниципальных предприятий. Для них ГК предусматривает специальную правоспособность. Имущество унитарного предприятия является муниципальной собственностью и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Устав предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
В ГК различаются два вида унитарных предприятий: предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенный завод). Права первых в отношении закрепленного за ними имущества являются более широкими. Предприятие самостоятельно управляет имуществом. Его права ограничены лишь в отношении недвижимости. Оно не вправе самостоятельно продавать принадлежащие ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника (п. 2 ст. 295 ГК).
Казенное предприятие, основанное на праве оперативного управления, ограничено и в распоряжении движимым имуществом. Для этого оно должно получать согласие собственника. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Такие права собственник в отношении других предприятий не имеет. Существенной особенностью правового положения казенного завода является то, что РФ несет субсидарную (дополнительную) ответственность по обязательствам казенного завода при недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).
3. Приватизация предприятий
Правовое регулирование предприятий, созданных в порядке приватизации, определяется специальным законодательством, которое имеет приоритет по отношению к общим нормам ГК о приобретении права собственности. Как правило, при приватизации муниципальных предприятий, имущественный комплекс сохраняется. Он меняет собственника, правовую организационную форму. Ведь при приватизации происходит преобразование муниципальной собственности в частную собственность граждан или организованных ими юридическим лиц. Эти отношения регулируются Законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 3 июля 1991 г.1, в который неоднократно были внесены существенные изменения, а также многими указами Президента РФ и Основными положениями Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1-го июля 1994 г., утвержденными Указом Президента РФ от 22 июля 1994 г., которые должны действовать до утверждения новой Государственной программы приватизации2.
Общий порядок и способы приватизации предприятий подробно определены в приложениях к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г.3 Там определены порядок подачи, оформления и принятия к рассмотрению заявки на приватизацию, правила оценки стоимости объектов приватизации, положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, установлены порядок и условия организации и проведения аукционов, порядок проведения конкурсов.
Порядок приватизации различается в зависимости от отраслевых особенностей деятельности предприятий. Так, например, специальными нормативными актами определены особенности приватизации в агропромышленном комплексе, отраслевые особенности приватизации предприятий топливно-энергетического комплекса, электроэнергетического комплекса, газового хозяйства, нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения и многих других.
Способ приватизации определяется также величиной предприятий, которые подразделяются на мелкие, средние, крупные. В законодательстве определены критерии и порядок приватизации этих предприятии.
Кроме того, в государственных программах приватизации выделяются объекты, не подлежащие приватизации, предприятия, подлежащие обязательной приватизации, и предприятия, приватизация которых осуществляется специальными актами Правительства РФ или Госкомимущества России. С точки зрения способа приватизации муниципальные предприятия разграничивались на: 1) мелкие предприятия, с численностью работающих до 200 человек, которые подлежат продаже на аукционе или по конкурсу, 2) крупные предприятия, с численностью работающих более одной тысячи человек или балансовой стоимостью основных фондов на 1-е января 1992 г. более 50 млн рублей, которые преобразуются в открытые акционерные общества. Остальные предприятия могут быть приватизированы любым способом.
Самостоятельным способом приватизации является выкуп имущества арендных предприятий. От других этот порядок отличается упрощенным методом оценки имущества, предопределенностью покупателя, особенностью заключения договоров. В настоящее время этот способ приватизации утратил практическое значение, т. к. согласно Указу Президента РФ "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду" от 14 октября 1992 г.1 арендные предприятия преобразовались в хозяйственные общества или товарищества и как самостоятельная организационно-правовая форма не должны существовать.
При всех способах приватизации предприятий от лица собственника имущества - государства выступает соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, Такими органами являются комитеты по управлению имуществом и фонды имущества. Согласно Закону о приватизации соответствующие комитеты субъектов РФ и органов местного самоуправления создают комиссии по приватизации предприятий, подлежащих приватизации, принимают решения о приватизации, осуществляют преобразование муниципальных предприятии путем изменения их организационно-правовой формы, контролируют исполнение законов и правил приватизации.
Для обеспечения хозяйственных интересов приватизированных организаций определена возможность наряду с другим имуществом предприятия приватизировать земельный участок, на котором оно расположено, и необходимый для расширения и дополнительного строительства1. Приватизированные предприятия получили права на аренду занимаемых ими нежилых помещений и выкуп их.
В результате приватизации имущественный комплекс переходит в собственность хозяйственного товарищества, общества или индивидуальных предпринимателей. Трудовые коллективы приватизированных предприятий получили значительные права и льготы, как имущественные, так и социальные. Их решения влияют на конкретный способ приватизации, их представители участвуют в работе комиссии по приватизации, в конкурсной комиссии при продаже предприятия по конкурсу. Работники приватизируемых предприятий имеют право приобрести акции предприятия на льготных условиях, имеют льготы при приобретении предприятия на аукционах и конкурсах. Если же предприятие переходит в собственность иного юридического или физического лица, работники приватизированного предприятия, а также лица, уволенные с него по сокращению численности, получали часть денежной выручки от продажи предприятия. Существенные льготы предусмотрены Законом для инвалидов, работников, занятых, на предприятиях с тяжелыми условиями труда, работников, принадлежащих к отдельным этническим и региональным группам, товариществ, созданных трудовыми коллективами предприятий, относящихся к народным художественным промыслам и др. При приватизации предприятия по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию, материальному обеспечению сельскохозяйственного производства трудовым коллективам предоставлен комплекс дополнительных льгот.
Предварительно проводится большая работа по подготовке предприятий к приватизации, которая включает: подачу заявки на приватизацию, получение решения органа государственного управления, образование комиссии по приватизации, составление плана и определение цены имущества предприятия.
Продажа приватизируемого предприятия осуществляется путем заключения договора купли-продажи, в котором четко определяются права и обязанности продавца и покупателя, порядок оплаты, закреплены иные условия. Право собственности на передаваемое имущество переходит к покупателю в момент регистрации договора (п. 3 ст. 27 Закона о приватизации).
Продажа предприятия как недвижимости существенно отличается от продажи акций этого предприятия. В первом случае имущество переходит в собственность покупателя, в качестве которого выступает созданное в процессе приватизации акционерное общество. При покупке акций, независимо от их количества, бывшие работники приватизированного предприятия и другие лица - акционеры - приобретают только собственность на акции, а не на имущество предприятия. Право собственности на акции переходит к покупателю с момента внесения данных в Реестр акционерного общества, который ведется исполнительными органами акционерного общества.
Оформление договора купли-продажи предприятия лежит на обязанности продавца - соответствующего фонда имущества - при продаже предприятия на аукционе или по конкурсу не позднее 30 календарных дней с момента подписания сторонами протокола о результатах проведения аукциона или конкурса. При уклонении продавца от заключения договора покупатель вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении заключить договор. При отказе покупателя от заключения договора он теряет ранее внесенный залог.
В настоящее время вопрос о государственной регистрации прав на недвижимое имущество до принятия соответствующего закона решен Указом Президента РФ от 28 февраля 1996 г.1 федеральная комиссия по недвижимому имуществу и оценке недвижимости и ее органы должны вести Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в котором подлежат учету все данные государственной регистрации прав нa недвижимое имущество и сделок с ним.
Покупатель приватизированного предприятия приобретает на него все права собственника. Следовательно, он может продать предприятие другому лицу.
На практике встречаются случаи продажи приватизированных ранее предприятий в собственность государства или местных органов управления. Тогда изменяется форма собственности на данное имущество. Оно снова становится государственным или муниципальным унитарным предприятием и поступает в хозяйственное ведение. На базе приобретенного предприятия может быть создано новое унитарное предприятие.
В практике арбитражных судов встречаются требования нового покупателя распространить на него те права и льготы, которые были установлены законом при первоначальной приватизации. Чаще всего эти споры касаются права выкупить нежилое помещение, если покупка состоялась не в процессе приватизации, а в результате вторичной продажи этого предприятия. Вопрос заключается в том, является ли право на аренду помещения, где это предприятие расположено, и право на его выкуп неотъемлемой частью предприятия как единого имущественного комплекса или это льгота, которая предоставляется государством только тем, кто непосредственно участвовал в приватизации. По этому вопросу необходимо получить четкие разъяснения Высшего Арбитражного Суда. Представляется, что льготы, предоставляемые как работникам и приравненным к ним лицам приватизируемого предприятия, так и первоначальному покупателю предприятия, носят целевой специальный характер и после того, как предприятие было приватизировано, дальнейшая его продажа происходит уже в соответствии с общими правилами ГК. Частично этот вывод подтверждается ч. 2 п. 5 ст. 1 Федерального закона "Об акционерных обществах", принятого 24 ноября 1995 г.1, которая определяет пределы действия законодательства о приватизации в области регулирования особенностей правового положения акционерных обществ, созданных в результате приватизации государственных и муниципальных предприятий. Там установлено, что отчуждение 75% акций, находящихся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее окончания срока приватизации, определенного планом, является юридическим фактом, прекращающим действие законодательства о приватизации в отношении соответствующего акционерного общества, и в дальнейшем его деятельность подчиняется общим нормам ГК и правилам, установленным в Законе об акционерных обществах.
Следует отметить, что в настоящее время многие субъекты РФ приняли свои правила приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые значительно отличаются от приведенных выше норм. Например, приватизация предприятий в г. Москве имеет существенные особенности. Она проводится в соответствии с распоряжениями Правительства Москвы.
Правительство РФ рассмотрело новую государственную программу приватизации, в которой предполагается значительно расширить права субъектов РФ и органов местного самоуправления в приватизации предприятий. Проект предлагает отказаться от льгот трудовым коллективам, меняет принцип оценки имущества предприятия.
4. Особенности сделок, предметом которых является предприятие
4.1. Купля-продажа предприятия
Общие правила продажи предприятий регулируются ст. 559-566 ГК (часть вторая). Предприятие продается в целом как имущественный комплекс.
От этих случаев нужно отличать продажу акций или вкладов хозяйственных обществ и товариществ, когда покупатель не приобретает право собственности на предприятие. Собственником последнего остается хозяйственное общество или товарищество (ст. 66 ГК). Изменяется лишь состав участников этих организаций, имеющих право активно влиять на управление и хозяйственную деятельность этих организаций, для того, чтобы обеспечить их эффективную работу. Иначе складываются правоотношения при отчуждении недвижимого имущества, когда одно юридическое лицо продает другому юридическому лицу часть имущества в виде единого имущественного комплекса. При этом как продавец, так и покупатель остаются субъектами права. Поэтому эти отношения отличаются от реорганизации и ликвидации организаций. В Федеральном законе об акционерных обществах от 24 ноября 1995 г. предусмотрены определенные ограничения для совершения таких сделок. Они не должны нарушать антимонопольное законодательство1. На совершение крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет свыше 50% балансовой стоимости активов, нужно получить согласие общего собрания акционеров большинством в три четверти (ст. 79) и др.
Продажа предприятия как единого имущественного комплекса может быть обусловлена разными причинами и имеет разные последствия. Результатом продажи может быть реорганизация или ликвидация предприятия как юридического лица или же сохранение его в качестве самостоятельного субъекта
права. Как выше указывалось, при приватизации муниципальных предприятий приобретение имущественного комплекса бывшим трудовым коллективом этой организации влечет реорганизацию юридического лица в виде преобразования его из муниципального предприятия в хозяйственное общество или товарищество. При добровольной ликвидации юридического лица возможно приобретение единого имущественного комплекса предпринимателем, который образует на его базе свое предприятие.
При продаже государственных предприятий-банкротов из состава имущественного комплекса предприятий исключается имущество специального назначения, не подлежащее приватизации, и, по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления, объекты социально-культурной сферы, а также жизненно важные для данного региона объекты социальной и коммунальной инфраструктуры. Указанные объекты переходят в государственную собственность субъекта РФ или муниципальную собственность. Исключение имущества из состава имущественного комплекса определяется разделительным балансом.
Правом приобретения в собственность предприятий и участия для этого в конкурсе при продаже предприятий-должников обладают любые физические и юридические лица, в том числе и иностранные. Исключения составляют юридические лица, имеющие установленные законом ограничения, в частности, по
антимонопольному законодательству или законодательству о приватизации. Решение об обязательной продаже предприятия-должника может быть принято Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве).
Покупатель предварительно вносит залог в размере 100% от начальной цены имущества.
Обязательным условием конкурса является погашение не менее 20% просроченной кредиторской задолженности предприятия-должника в срок не более одного месяца со дня заключения договора купли-продажи и обязательство по реорганизации предприятия в месячный срок с момента его приобретения в собственность. Условиями конкурса могут быть и другие требования, как то: сохранение производства отдельных видов товаров (работ, услуг), сохранение численности рабочих мест, объем инвестиций в производство.
В Указе Президента РФ от 2 июля 1994 г. предусмотрена возможность продажи имущества (активов) ликвидируемых предприятий-должников, если конкурс по продаже единого имущественного комплекса не состоялся или по результатам анализа финансового состояния продажа предприятия признана нецелесообразной. В этом случае предприятие ликвидируется на основании норм о банкротстве с предварительным уведомлением кредиторов. При несогласии кредиторов с решением о внесудебной ликвидации предприятия-должника возбуждается дело в арбитражном суде о несостоятельности (банкротстве) указанного предприятия.
В других случаях продажа предприятий совершается на основе положений ГК. Во второй части ГК имеются специальные параграфы в главе 30 "Купля-продажа": § 7 "Продажа недвижимости" (ст. 549-558) и § 8 "Продажа предприятий" (ст. 559-566). Это новые нормы, которые впервые включены в ГК. Они будут применяться в случаях, когда продавец в силу различных причин желает продать предприятие, в том числе в случаях нуждаемости в денежных средствах, перехода к другим занятиям, желании обновить оборудование и т. п., а также при принудительной продаже предприятия. Во всех таких ситуациях на стороне покупателя могут выступать предприниматели различных организационных форм.
Хотя ст. 559 ГК определяет в качестве объекта продажи "предприятие в целом как имущественный комплекс" следует считать, что на основании п. 2 ст. 132 ГК нормы всего § 8 применяются и при продаже части предприятия. Эта часть должна представлять собой обособленный имущественный комплекс. Во всех случаях в договоре должны быть указаны определенные данные, позволяющие установить предмет продажи, в том числе расположение предприятия на соответствующем земельном участке. До подписания договора должны быть составлены и рассмотрены сторонами: акт инвентаризации, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия, а также перечень всех долгов (обязательств), включенных в состав предприятия, с указанием кредиторов, характера, размеров и сроков требования.
Договор продажи предприятия, как и другого недвижимого имущества, должен заключаться в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и приложением к нему перечисленных выше документов. Договор согласно ст. 560 ГК подлежит обязательной государственной регистрации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона о введении в действие части второй ГК впредь до введения в действие Федерального закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренных ст. 550, 5б0 и 574 ГК, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких договоров.
Продавец предприятия не может передавать покупателю права, полученные им на основе разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В юридической литературе правильно указывалось на то, что в состав продаваемого имущества может быть включена фирма, но не фирменное наименование. В соответствии с п. 4 ст. 54 фирменное наименование является средством индивидуализации коммерческой организации и неотчуждаемо1. В состав передаваемого имущества могут быть включены другие средства индивидуализации самого предприятия - товарные знаки, знаки обслуживания, вывески и т. п.
Обязательства продавца перед третьими лицами, основанные на прежней деятельности продавца, могут быть переведены на покупателя. Однако, кредиторы по обязательствам, включенным в состав передаваемого предприятия, должны быть заранее письменно уведомлены о продаже предприятия. Ведь во многих случаях продавец предприятия не в состоянии исполнить свое обязательство, а перевод долга на покупателя не может быть произведен автоматически, т. к. согласно ст. 391 ГК для этого необходимо получить согласие кредитора. Установлено, что кредитор, который не был уведомлен или который не сообщил письменно о своем согласии на перевод долга, вправе потребовать от продавца прекращения или досрочного исполнения обязательства и возмещения причиненных ему убытков, либо о признании договора продажи предприятия недействительным, в соответствующей части или полностью. После передачи предприятия покупателю продавец и покупатель несут солидарную ответственность по включенным в состав предприятия долгам, которые были переведены на покупателя без согласия кредитора.
Характерной для продажи недвижимости, в том числе для продажи предприятия, является неразрывная связь предмета продажи с земельным участком, на котором находится предприятие. Если продавец является собственником земельного участка, то покупателю вместе с предприятием передается и право собственности на земельный участок, необходимый для производственной деятельности предприятия. Если продавец не является собственником земли, то к покупателю переходит право пользования участком, которое принадлежало продавцу - право аренды, пользования и др. При этом закон не требует согласия собственника земельного участка при продаже предприятия (ст. 552 ГК). Однако, при изменении целевого использования земельного участка продавец предприятия должен получить предварительное согласие собственника земли. В противном случае сделка будет недействительна.
Цена приобретаемого предприятия является существенным условием договора купли-продажи. Поэтому она должна быть четко обозначена в договоре. Как правило, цена определяется по соглашению сторон на основании проведенной инвентаризации и заключения аудитора. Предполагается, что в обусловленную цену включается и цена на передаваемый земельный участок или на право его использования.
Сама продажа предприятия осуществляется в три этапа:
Заключение договора купли-продажи и его государственная регистрация (в настоящее время нотариальное удостоверение).
Передача предприятия по передаточному акту.
Государственная регистрация права собственности покупателя на приобретенное предприятие.
Покупатель может сохранить приобретенное предприятие в качестве обособленного имущества юридического лица или же присоединить его к своему имуществу, создав на его основе внутреннее подразделение другой организации, или, если это индивидуальный предприниматель, непосредственно управлять им. Согласно ст. 66 ГК на основе приобретенного предприятия может быть создано юридическое лицо - хозяйственное общество - даже с единственным участником. Последний будет иметь права, предусмотренные ГК, законом о соответствующем хозяйственном обществе, учредительными документами товарищества или общества.
В ст. 60 ГК предусмотрены гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Учредители юридического лица обязаны письменно уведомить кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является юридическое лицо, и возмещения убытков.
Договоры купли-продажи предприятий подчиняются всем требованиям закона об условиях действительности сделок.
4.2. Ипотека предприятия
Специальной сделкой, предметом которой значится недвижимость, является ипотека предприятия. Передача предприятия как имущественного комплекса в ипотеку допускается при наличии согласия собственника имущества предприятия и только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится предприятие, или части этого участка. В случаях, когда залогодатель не имеет права собственности на земельный участок, в ипотеку передается принадлежащее ему право пользования им на условиях и в объеме, принадлежащих собственнику недвижимости. В состав заложенного имущества входят относящиеся к данному предприятию материальные и нематериальные активы, в том числе здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, готовая продукция, права требования, патенты и другие исключительные права. Часть недвижимого имущества, раздел которого в натуре невозможен без изменения его назначения, не может быть самостоятельным предметом ипотеки. Состав имущества предприятия, передаваемого в ипотеку, и оценка его стоимости определяются на основе полной инвентаризации имущества предприятия и заключения независимого аудитора. Так как переданное в ипотеку предприятие продолжает работать, то в состав заложенного имущества включаются и доходы, полученные в период ипотеки и улучшения. Залогодержатель вправе осуществлять ипотечный контроль над имуществом. Без согласия залогодержателя он не вправе передавать имущество предприятия в залог, совершать сделки, направленные на отчуждение недвижимого имущества предприятия.
Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации. Последняя осуществляется по месту нахождения предприятия в пределах района (города).
В законе установлены определенные ограничения в отношении суммы и срока обязательства, обеспеченного ипотекой. Сумма такого обязательства должна составлять не менее половины стоимости активов предприятия. Срок его исполнения должен составлять не менее года. В противном случае право на обращение взыскания на предмет ипотеки возникает у залогодержателя по неисполненному обязательству по истечении одного года с момента заключения договора, об ипотеке. В случае неисполнения обязательства, обеспеченного ипотекой, взыскание на предприятие может быть обращено только по решению суда. Покупатель приобретает предприятие как имущественный комплекс со всеми правами и обязанностями этого предприятия с момента государственной регистрации права собственности на приобретаемое имущество.
4.3. Аренда предприятия

Известные особенности имеют и сделки на аренду предприятия. В законе установлены правовые особенности аренды предприятия как имущественного комплекса, используемого для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 656-664 ГК). Права арендодателя на занятие определенной деятельностью на основании разрешения (лицензии) не переходят на арендатора, если иное не установлено законом или иным правовым актом. Однако это не освобождает арендодателя от соответствующих обязательств перед своими кредиторами. Права и обязанности по отношению к работникам предприятия регулируются правилами о реорганизации юридического лица.
Предприятие может быть передано собственником в аренду только после завершения расчетов с кредиторами. Последние должны быть до передачи предприятия письменно уведомлены арендодателем и могут потребовать от арендодателя прекращения или досрочного исполнения обязательств. По долгам, переведенным без согласия кредиторов, арендодатель и арендатор несут солидарную ответственность.
Подготовка предприятия к передаче является обязанностью арендодателя. Сама передача предприятия в аренду производится по передаточному акту, а моментом заключения договора аренды и возникновения по нему прав и обязанностей сторон определен момент государственной регистрации.
Во время аренды арендатор обязан поддерживать предприятие в надлежащем техническом состоянии, включая его текущий и капитальный ремонт. Он несет расходы, связанные с эксплуатацией предприятия, включая обязательные платежи и налоги если иное не предусмотрено договором. На основании ст. 136 ГК плоды, продукция и доходы, полученные от использования арендованного имущества, являются собственностью арендатора. Если иное не предусмотрено договором, арендатор вправе без согласия арендодателя вносить изменения в состав арендованного имущественного комплекса, проводить его реконструкцию, расширение, техническое перевооружение. Срок договора аренды сейчас в ГК не установлен. Поэтому применяется правило ст.610, согласно которому срок аренды определяется договором, если специальным законом не установлены максимальные сроки договора для отдельных видов аренды. Если срок в договоре не определен, или установленный срок истек, договор считается заключенным на неопределенный срок. Однако, при установленном законом максимальном (предельном) сроке аренды, договор по истечении предельного срока прекращается.
При прекращении договора имущественный комплекс должен быть возвращен арендодателю. Подготовка предприятия к передаче теперь является обязанностью арендатора и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором.
Размер и способы внесения арендной платы определяются в договоре аренды, однако ст. 611 ГК и многочисленные нормативные акты регулируют эти отношения сторон в отношении различных объектов.
5. Прекращение деятельности предприятия
Право собственности на предприятие как единый имущественный комплекс прекращается по общим правилам, установленным в главе 15 ГК (ст. 235-243) за исключением ст. 240, 241. Чаще всего единый имущественный комплекс прекращает существовать в результате распродажи в отдельности входящих в него объектов, в частности при банкротстве или по добровольному решению предпринимателя.
Ликвидация юридического лица в силу несостоятельности (банкротства) влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. В этом случае имущество юридического лица, как правило, прекращает быть единственным комплексом. Оно идет на удовлетворение требований кредиторов, а оставшееся имущество передается учредителям (участникам), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми, актами или учредительными документами юридического лица. Основанием ликвидации предприятия также может быть:
а) добровольное решение учредителей, либо органа юридического лица, в том числе в связи с истечением срока, достижением цели, ради которой оно было создано;
б) признание судом недействительной регистрации юридического лица;
в) решение суда в случае осуществления юридическим лицом незаконной деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона либо иных правовых актов.
Для коммерческих организаций наиболее значительным основанием ликвидации предприятия является признание судом юридического лица несостоятельным, т. е. банкротом. Этот случай подробно регулируется законодательством. Ведь признание юридического лица банкротом затрагивает не только его имущественные интересы, но и права и интересы большого круга третьих лиц - работников юридического лица, его кредиторов, партнеров и др. и имеет значительные социальные последствия.
Причины неплатежеспособности могут быть разные. Это и неполучение средств за отгруженную продукцию и затоваривание собственного производства продукцией, не имеющей сбыта, неэффективная финансовая деятельность и прямые злоупотребления администрации.
В такой ситуации многие предприятия стали на путь самоликвидации, сокращения численности работающих, сдачи производственных площадей в аренду коммерческим организациям, параллельной организации частных мелких фирм и перекачивания туда государственных средств и имущества.
Институт банкротства юридических лиц регулируется ст. 64, 65 ГК, Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий", принятым 19 ноября 1992 г.1 Среди других актов особое значение имеют: Указ Президента РФ "О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 22 декабря 1993 г. и изданное в развитие данного Указа постановление Правительства РФ "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г.2 В последнем определены| критерии для признания организации несостоятельной и предусмотрены меры финансовой поддержки до ее ликвидации, а также порядок ликвидации.
Государственная политика, нашедшая отражение в законодательстве о банкротстве, направлена в первую очередь на предотвращение ликвидации предприятия. Для этого предусмотрены санация - меры финансовой поддержки юридического лица, введение внешнего управления, в том числе назначение кредиторами или арбитражным судом управляющего имуществом на срок не более 18 месяцев, продажа предприятий.
В результате реорганизационных процедур - санации и внешнего управления единый имущественный комплекс сохраняется. Такие меры направлены на улучшение экономического положения организации, являются последней попыткой со стороны государственных органов управления и арбитражного суда помочь организации ликвидировать структуру ее неудовлетворительного баланса и сохранить единый имущественный комплекс.
Если эти меры не принесли успеха, то ликвидация предприятия может быть осуществлена в добровольном или принудительном порядке.
Решение о добровольной ликвидации вправе принять само юридическое лицо с согласия всех кредиторов, о чем публикуется официальное сообщение в "Вестнике Высшего Арбитражного суда". Руководитель предприятия передает свои функции конкурсному управляющему, который назначается с согласия кредиторов.
Порядок проведения собрания кредиторов определяется Примерным регламентом, утверждаемым Федеральным управлением, если иной порядок не утвержден соглашением кредиторов. Конкурсный управляющий утверждается Федеральным управлением по делам о несостоятельности. Последнее осуществляет контроль над решениями и проведением добровольной ликвидации предприятия.
Принудительная ликвидация организации-должника осуществляется по решению арбитражного суда. Основной целью этой процедуры является обеспечение имущественных интересов кредиторов должника, обеспечение сохранности оставшегося имущества и последующее справедливое распределение этого имущества между кредиторами в соответствии с положениями закона. Одновременно конкурсное производство охраняет участников от неправомерных действий в отношении друг друга. Порядок конкурсного производства подробно регулируется Законом о банкротстве и ст. 62-65 ГК. Процессуальные вопросы определяются ст. 14, 22, 28, 32, 91, 143 Арбитражного процессуального кодекса1. Продажа имущества ликвидируемой организации с публичных торгов определяется ст. 448 ГК и специальными нормативными актами. После завершения всех расчетов ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается арбитражным судом вместе с отчетом о деятельности комиссии и Конкурсного управляющего. После утверждения отчета арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства и юридическое лицо исключается из единого государственного реестра регистрации юридических лиц.
Все требования считаются погашенными. Предприятие как субъект права и как имущественный комплекс прекращает свое существование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях осуществления радикальной политической реформы важным элементом процесса развития народовластия в России стало внедрение самоуправленческих начал. Местное самоуправление является логическим выражением процесса демократизации. Конституция РФ 1993 года (ст.3., п. 2) впервые относит местное самоуправление к числу основ конституционного строя России и определяет его в качестве самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Тем самым впервые на конституционном уровне закреплено существование независимой от государства системы власти народа, созданной для решения вопросов местного значения.
Муниципальная собственность признается и защищается ст.8 Конституции РФ наравне с государственной, частной и иными формами собственности. Согласно ст. 130 Конституции РФ к числу основных вопросов местного значения, для решения которых органы местного самоуправления наделяются соответствующими полномочиями, относятся вопросы владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Так органы местного самоуправления в установленном порядке вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский Кодекс Российской Федерации, Часть вторая. М., 1996.
Указ Президента РФ от 10.01.93 №8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий".
Жариков Ю.Г. , Масеевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование/ М.: Бек, 1997.
Казанчев Ю.Д., Писарев А. Н. Муниципальное право/ Учебник. - М.: Новый Юрист, 1998.
Права на недвижимость регистрирует государство/ 1998., Выпуск № 21.
Теория и правила антикризисного управления/ Учебник, М., 1996.

1 СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1194. 1 БНА РФ. 1992. № 6. С. 4; БНА РФ. 1994. № 11. С. 41. 1 ВВС РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927. 2 СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478. 3 ВВС РСФСР. 1992. № 3. Ст. 93. 1 ВВС РФ. 1992. № 43. Ст. 2423. 1 ВВС РФ. 1992. № 25. Ст. 1427. 1 СЗ РФ. 1996. № 10. Ст. 880. 1 СЗ РФ. 1996. № 1, Ст. 1. 1 Теория и правила антикризисного управления/ Учебник, М., 1996. 1 Комментарий к ГК РФ, Части второй. М., 1996. 1 САПП. 1993. № 52. Ст. 5070. 2 СЗ РФ. 1994. № 5. Ст. 490. 1 Жариков Ю.Г. , Масеевич М.Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. М.: Бек, 1997. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Исторический музей, музей Востока
 Отношения собственности: содержание, формы и их значение в рыночной экономике
Ваши отзывы
Запросил работу на тему "Технология производства земляных и железобетонных работ", а скачалась работа на тему " Естественно-научные основы современной технологии " ОЧЕНЬ СТРАННО!
Юрий

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.