|
|
Понятие и сущность государства и права1. Содержание Введение.............................................................................................3 Глава 1. Государство - политическая организация общества. Понятие суверени- тета. Суверенитет народа и суверенитет государства. Государственная власть.....................................................................................6 Глава 2. Признаки государства..................................................................13 Глава 3.Классовое и общесоциальное в государстве.......................................17 Глава 4.Социальное назначение государства................................................23 Глава 5. Основные концепции государства..................................................28 Заключение..........................................................................................30 Литература..........................................................................................31 Введение На определенной стадии развития общества возникает государство. Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая социальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию1. Государство руководит обществом осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с общественным, отделен от него. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения. Функции государства обусловлены его задачами и зависят от его сущности и изменяются по мере ее изменения, по мере перехода к сущности иного порядка. Общество возникло раньше государства и имело определенные органы управления. Государство возникает на определенной стадии развития общества и не является только органом управления. Оно отличается от просто органов управления, имеет определенные признаки. Во-первых, это наличие отделенной от общества публичной власти. Власть в государстве осуществляется специальным государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-вторых, разделение населения на территории. Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других, существующих в обществе организаций. Во-первых, государство - это единая организация власти в масштабах всей страны. Во-вторых, государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от других государств в международных отношениях, так и внутренним - независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям. В-третьих, наличие специального аппарата принуждения. В четвертых, только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты (законы, указы, постановления и т.п.). Форма государства как совокупность его внешних признаков представляет собой организацию государственной власти в стране, которая выражается в форме государственного правления, форме государственного устройства ив виде политического режима. Таким образом, форма имеет три грани своего выражения: определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти; способ территориального устройства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной, местной власти; методы и приемы осуществления государственной власти. Формы государственного правления характеризуют структуру высших органов государственной власти, распределение компетенции между ними, взаимоотношений этих органов друг с другом. Вопрос о сущности государства тесно связан с вопросом о власти. Власть всегда означает навязывание, чьей то воли, а с другой подчинения ей. Государство диктует свою волю гражданам и соответственно обществу в целом. Поэтому государственную власть определяют как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на социальные принудительные учреждения. В разных обществах и государствах характер государственной власти различен. Это зависит от того уровня развития, на котором находится данное общество. Государственная власть вызвана для удержания власти господствующих классов, но на определенном этапе развития эта задача государственной власти, а вместе с ней и самого государства уменьшается и возникает необходимость осуществления других задач, стоящих перед государством в большей мере. Общим понятие, объединяющим суть, содержание и форму государства является понятие государственного строя, т.е. совокупности общественно-политических отношений, выражающих наиболее принципиальные свойства, взаимосвязи и взаимодействие в механизме организации и функционирования государства. Глава 1. Государство - политическая организация общества. Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет государства. Государственная власть. О том, как, в силу каких причин возникло общество, в научных представлениях прошлого и настоящего нет однозначного решения. Однако всеми мыслителями, как правило, выделяется обязательный формальный признак общества - совокупность индивидов, обладающих сознанием и волей. Что же придает совокупности индивидов характер общества? Как подтверждают историческая и социологическая науки, объединение индивидов в человеческое общество происходит лишь на основе общего интереса. Без общих интересов общество немыслимо. Такому утверждению нисколько не противоречит то обстоятельство, что в одном и том же обществе, могут быть интересы не только сходные, но противоположные друг другу1. Всякий человек имеет свой личный интерес, и как бы он не приспосабливался к общественной среде, его индивидуальные интересы будут сохраняться. Поэтому общие интересы могут объективно противоречить интересам индивидуальным. Главное состоит в том, какие из этих интересов преобладают. Организованность общества зависит от гармоничного сочетания общих и индивидуальных интересов его членов. Несовместимость этих интересов ведет к дестабилизации общественной жизни. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Это позволяет достичь совместными усилиями тех целей, которые недостижимы для отдельного человека. К. Маркс, например, коротко определяет общество как "продукт взаимодействия людей"2. Но не всякая совокупность людей, объединенная общими интересами, является обществом. Зрителей в театре объединяет общий интерес, - но это не общество. Совокупность индивидов должна быть заинтересована не только в чем-то, находящемся в не ее, но и должна осознавать, что эта цель достижима только при совместном стремлении к ней. Это означает, что у совокупности людей должна быть заинтересованность друг в друге, дающая возможность осуществления интересов каждого. Однако не всякая совокупность взаимодействующих индивидов на базе общих интересов образует общество (коллектив рабочих после выполнения работ по строительству дома может распасться). Обществом можно назвать только такую совокупность людей, в которой индивиды связаны между собой интересами, имеющими постоянный и объективный характер. Такие общественные связи обеспечивают нормальное функционирование сообщества людей, его воспроизводство и саморазвитие. Общество не произвольное или принудительное объединение людей, ведь вне общества, вне социальных связей человек со временем теряет качества существа, одаренного волей и сознанием. К. Маркс был, безусловно, прав, говоря, что сущность человека состоит во всей совокупности его общественных связей. Человек - причинная клеточка общества. Но общество не есть механический конгломерат индивидов. Это сложное социальное образование, состоящее из многообразных связей и отношений, складывающихся между членами общества и их различными объединениями. Для общества, как объединения взаимодействующих индивидов характерен организующий фактор, который определяет границы человеческого поведения в интересах всего общества. Эту функцию выполняет само общество через соответствующие органы власти и вырабатываемые им правила общественного поведения. В процессе длительного, но неуклонного развития первобытнообщинного общества постепенно создавались предпосылки для его качественного преобразования. По мере совершенствования орудий труда люди приобретали все новые производственные навыки, повышалась производительность труда, культура, нравственность, становились более разнообразными и противоречивыми интересы членов общества. Важную роль при переходе от первобытнообщинного к качественно новому способу производства сыграло общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному разделению трудовых функций между мужчиной и женщиной. Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение скотоводства от земледелия. Затем от земледелия отделилось ремесло. Позже обособилась группа людей, занимающимся обменом товаров, - купцов. Общественное разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок к росту производительности труда. В этих условиях человек стал производить большее количество продукта, чем необходимо для поддержания его собственной жизни. В результате этого появился избыточный продукт, что и привело, в конечном счете, к возникновению частной собственности. Как это происходило? Избыточный продукт создавал возможность накопления у отдельных семей, их глав, прежде всего у старейшин и военачальников, орудий труда, запасов товаров, а позже и обособленных участков земли. Так появилась частная собственность. Общество стало дифференцироваться по имущественному признаку. Появились богатые и бедные, их интересы стали противоречить друг другу. Первые стремились к упрочнению своего экономического преимущества, другие - к изменению своего зависимого положения. В этих экономических условиях родоплеменная организация власти оказалась бессильной. Она была не приспособлена для того, чтобы управлять делами такого общества, в котором интересы индивидов стали несовместимыми. Поэтому требовался уже другой властный орган, который смог бы обеспечить преимущество одних членов общества за счет других. Координация общественных отношений в таких условиях теряет свое равновесие. Общество, в силу его раскола на экономически неравны группы (классы) людей, объективно порождает организацию власти, которая должна, с одной стороны, поддерживать интересы имущих, а с другой - сдерживать противоборство между ними и экономически зависимой частью общества. Такой организацией, выделившейся из общества, стало государство. Опираясь на многолетние исследования Льюиса Моргана, Ф. Энгельс писал, что благодаря государству экономический господствующий класс становится и политически господствующим классом1. Государство - это особая общественная организация, которая, в отличие от организации власти первобытного общества, состоит из специальных органов, постоянно занимающихся управлением общественными делами. В.И. Ленин писал, что "государство есть продукт, и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены"2. Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой организации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоническое развитие общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право, и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. "Там, где отсутствует власть закона, -писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя"1. Цицерон говорил о государстве как о "деле народа", как о правовом общении и "общем правопорядке". Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. Понять природу государства, - значит, выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт. Существование государства в качестве политической организации в обществе связано, прежде всего, с тем, что оно является особой организацией политической власти. Политическая власть характеризуется способностью влиять на направление деятельности людей, социальных групп, слоев классов посредством экономических, идеологических организационно-правовых воздействий, а также с помощью авторитета, традиций, насилий. Это мощный фактор организации и регулирования совместной деятельности людей, средство упрочнения их взаимоотношений, способ обеспечения порядка и стабильности в обществе. Политическая власть обладает концентрированной силой, превращающей ее в действенный фактор социального бытия. Такой силой выступают различные институты государства, организационно оформляющие власть и придающие ей постоянно функционирующий и общеобязательный характер. Этими институтами являются государственные органы власти с их материальными придатками в виде армии, карательных органов, тюрем, суда, а также правовые нормы. Другими словами, главное отличие политической власти от власти вообще корениться в ее нерасторжимой связи с той или иной формой и степенью развития государственности. Политическая власть, по сути дела, получает материальное воплощение в системе органов и учреждений, образующих ее механизм. Будучи воплощенной в государственно-правовые институты, политическая власть становиться государственной властью. Вот почему эти два понятия, по существу, являются идентичными и в качестве таковых применяются в юридической литературе. С государственной властью тесно связан суверенитет государства. Суверенитет государства - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. Суверенное государство - это государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет правопорядок и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Важным фактором суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Признание народа в качестве носителя суверенитета, единственного источника государственной власти является выражением народного суверенитета, который означает, что народ ни с кем не делит свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было сил, использует ее исключительно в своих собственных интересах. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом. Понятие "гражданское общество" - одно из основных в теоретическом наследии классиков государственно-правовой мысли - было долго забыто в отечественной юридической науке и практически сведено к понятию "производственные отношения". На самом деле "гражданское общество" - категория гораздо более широкая, чем эти отношения. Она включает в себя богатство общественных отношений за пределами политического государства: экономические, социальные, идеологические, нравственные, религиозные, культурные и др. Именно гражданское общество составляет реальную основу государства. В этой связи ценным является то, что государство и гражданское общество представляют как единство формы и содержания, в котором форма представлена политическим государством, а содержание гражданским обществом. Таким образом, государство вообще и современное государство в частности представляют собой политическую организацию общества. Политический параметр государства глубоко раскрывает сущность государства, хотя далеко и не исчерпывает ее. Глава 2. Признаки государства Как уже говорилось выше одним из основных свойств государства является то, что оно представляет собой политическую организацию. Не менее важным свойством государства является и то, что оно представляет собой особую структурную организацию. Это находит выражение в наличии у него специального аппарата в лице особого разряда людей обладающих публично - властными полномочиями и профессионально занимающихся выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя общества, в том числе путем принуждения. Именно эта характеристика государства как организации публичной власти наряду с некоторыми другими ее специфическими чертами делает государство не просто политической организацией классового общества, а его особой политической организацией. Ведь государство не единственное орудие осуществления политической власти. Наряду с ним имеются и другие достаточно эффективные средства реализации этой власти, которые носят негосударственный характер. Это политические партии и движения, профсоюзы, трудовые коллективы и т.д. От них государство отличается четко структурированной системой специальных государственных органов, осуществляющих его многообразные внутренние и внешние функции. Когда в результате развития производительных сил, разделения труда и накопления имущества в руках отдельных лиц и групп произошла глубокая дифференциация общества, и оно разделилось на классы и иные социальные образования, произошло окончательное обособление существовавших ранее, в доклассовом обществе, в основном лишь в зародыше особых институтов. Отныне они стали осуществлять не просто потестарную власть, а политическую публичную власть. Причем на определенных этапах своего дальнейшего развития, осуществление власти происходило, прежде всего, в интересах господствующих классов. Его разнообразные структуры и становились постепенно государством, придавая ему вид структурной организации классового общества. Основные органы государства - это правительственный аппарат, административная и финансовые системы, вооруженные силы, полиция, суд, карательные учреждения. Систему этих органов иногда называют собственно государством. Государство сводится именно к такому выделенному из человеческого общества аппарату управления, писал В.И. Ленин. И хотя такое понимание сущности государства, безусловно, неполно и односторонне, оно охватывает все же важный аспект его сущности, подчеркивая структурный характер его организации, наличие разветвленной системы самых разнообразных и тесно взаимосвязанных между собой системы разнообразных органов. Еще одной принципиальной характеристикой государства выступает его существование в качестве территориальной организации. Имеется в виду разделение населения по территориальному признаку и территориальная целостность государства. Если негосударственные организации в состоянии объединять людей по мировоззрению, политическим устремлениям, роду занятий, профессиональным интересам и т.д., то специфическая черта государственной организации состоит в объединении населения определенной территории с последующим разделением последней на административно-территориальные единицы. Другими словами эта черта заключается ограничении государством своей территории. На эту территорию распространяется власть, правовые нормы государства, т.е. его юрисдикция. Как уже отмечалось, до возникновения государства люди объединялись не столько на основе проживания, на определенной территории, сколько по признаку родства. Однако со времени связь членов общин с определенной территорией усиливалась, а при переходе к земледелию стала основной. Исходным пунктом организации общества стало территориальное деление и гражданам предоставили осуществлять свои общественные права и обязанности там, где они поселялись, уже, как правило, безотносительно к родственным отношениям. С характеристикой государства, как особой организации политической власти, как структурной и территориальной организации тесно связан и целый ряд других принципиально важных специфических черт государства, которые коренным образом отличают его от других элементов политической системы общества. Важнейшими среди них являются: монополия на принудительную власть в отношении населения. Никакая другая организация в обществе не имеет право на применение силы, во всяком случае, без санкции государства; суверенитет государственной власти, т.е. ее верховенство и независимость от какой-либо иной власти, право и возможность осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от имени всего общества внутри и вне страны; издание законов и правил, обязательных для всего населения, всех, без изъятия, граждан данного государства; взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета; Очень важно, говоря об основных атрибутах государства, вместе с тем не допустить формирования стереотипа государства, как только комплекса различных учреждений публичной власти, как административного аппарата, обособленного от общества и сверху управляющего им, как механизма, осуществляющего принудительную власть. Государству действительно присуща черта - быть публичной властью, непосредственно с населением не совпадающей и состоящей не только из чиновников, но и их вещественных придатков - различных принудительных учреждений. Между тем такое отображение государства невозможно также без квалификации государства как определенной коллективности, ассоциации, интегрируемой публично-властными отношениями и институтами. Другими словами, когда речь идет о государстве, в первую очередь надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат власти, сколько государственно-организованное общество, или, иначе, политико-территориальную и структурно организованную форму общества. В государстве, как политической организации особого рода воля всех членов общества, также как воля господствующего класса, организуется в единую силу, выступает как единая государственная воля. Такой подход облегчает проникновение в самую глубокую сущность государства. Во-первых, он дает возможность отобразить один из важнейших аспектов действительной структуры этого социального института. Во-вторых, благодаря ему облегчается устранение застарелого политического предрассудка, будто только служащие госаппарата и есть подлинное государство, а все остальные члены общества суть лишь пассивные объекты, испытывающие воздействие данного аппарата. И, наконец, в третьих, подобный подход создает возможность избежать еще один предрассудок - веру в патернализм государства, якобы занимающегося мудрой опекой и отеческим облагодетельствованием своих граждан. Таковы самые общие, отправные характеристики сущности государства. В своем единстве они представляют ту исходную теоретическую конструкцию, которая позволяет двигаться дальше, ко все более полному, всестороннему и целостному воспроизведению рассматриваемого вопроса. Глава 3. Классовое и общесоциальное в государстве Под сущностью государства понимается его классовая природа, использования государства для утверждения власти господствующего класса. Политическую власть отличает от социальной то, что первая выражает потребности, интересы, волю не просто различных групп общества, а таких социальных групп, доминирующее положение среди которых, на протяжении многих веков, занимали и продолжают занимать классы. Выражение, прежде всего классовых интересов, придавало и придает сегодня власти, а вместе с ней и государству политический характер. Но это вовсе не значит, что если в ходе исторического развития вдруг исчезнут классовые различия, то, как утверждается в марксистской литературе, публичная власть полностью утратит свой политический характер. Политический характер государства обусловлен не только тем, что он выступает регулятором классовых отношений. Государство, так или иначе, регулирует отношения между всеми социальными группами, включая и классы. Политика - это, прежде всего сфера отношений между социальными группами, а они существовали, и будут существовать. Классы возникли лишь на определенном этапе развития общества, когда произошло крупное разделение труда и на его основе имущественное разделение членов общества. Социальные группы не перестанут существовать после гипотетического исчезновения классов, теоретически допускаемого в будущем. В обществе всегда будет иметь место дифференциация интересов у различных индивидов и у разнообразных групп. Эти интересы были и будут разными у различных поколений общества, у мужчин и женщин, представителей различных профессий, регионов, религий, национальностей и т.д. регулирование этих интересов и есть политика. А политика нуждается в некоем арбитре, авторитете, т.е. власти, немыслимой без определенной силы, пусть демократически контролируемой или даже представленной самим населением. Организацией этой силы является та или иная форма государственности, существующей реально или в потенции. Политика и та или иная форма государственности практически постоянные спутники социальной жизни общества на определенных этапах его существования. В свое время Ф. Энгельс писал: "К государству стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития пришли сначала только в целях удовлетворения своих общих интересов и для защиты от внешних врагов. Только после того как произошел раскол на противоположные классы, у государства появляется еще одна, принципиально новая функция - посредством насилия охранять условия существования и господства правящего класса против класса угнетенных" В дальнейшем, однако, в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса господствовала другая концепция генезиса государства. В соответствии с ней государство не может возникнуть на почве, свободной от классов и классовых антагонизмов. Государство - продукт и главное орудие классовой борьбы. И это была ошибочная концепция, сформированная на предыдущем уровне исторических знаний в условиях острой политической борьбы. Марксистская теория, отталкиваясь от того, что в классовом обществе государство имеет не просто волевую, а классово-волевую природу, утверждали, что политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого. Отсюда следовало, что государство - это средство, орудие, инструмент и даже машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления угнетенных классов. Разумеется, вообще отбрасывать положения о классовой функции государства было бы неверно. Особенно, когда речь идет о переломных периодах в человеческой истории, например, в эпоху становления капитализма. Тогда доминантой общественного развития действительно была жесткая социальная ломка человеческого общества по классовым параметрам. На протяжении долгих столетий все многообразие типов и модификаций государства имело общий источник - соотношение интересов не вообще социальных групп и слоев, а именно классов с интересами общества в целом. Сегодня же классы как социальные группировки человечества во многих случаях постепенно начинаю утрачивать свои всепроникающие, детерминирующие государственную власть способности. В первую очередь это относится к развитым странам Запада, по отношению к которым, трактовка марксизмом государства, как орудия политического господства одного класса над другим требует переосмысления, но, разумеется, без лишнего отрицания. Избрание в качестве основной детерминанты класса отношение к средствам производства, да и вообще принцип анализа общества, когда в основу кладется производственная деятельность людей, в наши дни трудно, если невозможно, применить к анализу современных развитых обществ. Это связано с тем, что сейчас лишь около 1/3 граждан заняты этой деятельностью и обладание информацией, квалификацией, талантами приносят больший статус и власть, чем обладание овеществленными средствами производства. Вряд ли, вообще, таких обладателей сегодня можно вычленить в отдельную группу. Характеризуя государство, как политическую организацию общества, необходимо во многом пересмотреть такие постулаты марксистской теории, как "класс - основная единица общества и главный субъект истории". В современных условиях становиться все более очевидным, что чем сильнее роль идеального фактора и слабее базисная роль производственных отношений, тем уже основы бытия класса как главной структурирующей единицы общества. Соответственно сужается и познавательная сила понятия "класс", что становиться ясно, если эту категорию сопоставить с реальными процессами, развертывающимися в современном обществе - и внутри классовых общностей и за их пределами. Применительно к самим классам данное понятие требует модификации для изучения слоев, косвенно участвующих в создании прибавочной стоимости. При исследовании лиц наемного труда, входящих в состав собственников, применение понятия "класс" становиться проблематичным, ибо в наемном труде данных групп сняты черты классовой полярности. Эта проблематичность резко возрастает, когда исследуется феномен классоподобных образований, т.е. общностей, природа которых определена не только и даже не столько их связью с общественным производством, но и иными факторами (власть и общественные функции). Подобное образование есть класс в одном отношении и некласс - в другом. Как и любое явление, государство внутренне противоречиво. Это диалектическое противоречие заключается в том, что государство одновременно выражает классовый и общесоциальный интересы. Само это противоречие вытекает из того, что подавление сопротивления угнетаемых классов на определенном этапе развития государства отнюдь не единственная задача государства. Будучи официальным представителем всего общества, заведуя его общими делами, оно выражает и общенациональные интересы. Поэтому можно говорить о государстве как о носителе некой общей функции, т.е. публичной власти, которая принадлежит не господствующему классу, а всему обществу и осуществляется с целью его поддержания. Иначе говоря, социальную природу государства можно охарактеризовать только с учетом противоречивых государства, то, что оно является связующей силой цивилизованного общества, а не только машиной подавления угнетенного класса. Указанное противоречие в деятельности государства, выражающего в одно и тоже время классовые и общесоциальные интересы, реально существует в виде противоречия между государством и гражданским обществом. Как политическая форма этого общества государство есть выражение общности, тогда как гражданское общество, напротив, - выражение различия. Целью всякого государства выступает всеобщий интерес. Взаимоотношение между государством и обществом характеризуется конфликтом между общим и частным интересом, расколом между политическим государством и гражданским обществом, что, однако, не выводит их за рамки диалектического единства. Тесно переплетаясь, обе стороны единства могут превращаться на какое-то время в политическую общность, в которой государственное становиться неотличимым от общественного. Гражданское общество находится в состоянии непрерывного противоречивого взаимодействия, характер которого во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство может проглотить его, узурпировав права и свободы граждан. Вот почему государство как форма должна отвечать своему содержанию - внутренним потребностям гражданского общества. Об этом писал еще И. Кант. Следуя ему можно сказать, что гражданскую свободу нельзя сколько-нибудь значительно нарушить, не нанеся ущерба всем отраслям хозяйства, особенно торговле, а тем самым не ослабляя сил государства в его внутренних делах. Чтобы функция государства как выражения общности диалектически сочеталась с его ролью как инструмента классового господства, оно вынуждено брать на себя миссию известного компромисса между различными общественными силами и их интересами, т.е. каждый раз находить форму разрешения основного противоречия. Таким образом, анализ главного противоречия государства показывает, что оно, будучи формой устройства общества, олицетворяет в своем лице как общие интересы (интересы нации или общества в целом), так и интересы специальные (интересы господствующего класса). В различные периоды исторического развития того или иного государства, различны и соотношения и приоритет тех или других. Можно сказать, что имеет место своеобразное раздвоение сущности государства. Оно выступает не только бездушной машиной классового подавления, но и инструментом поддержания общественного порядка, выполнения общих задач. Охраняя те или иные классовые интересы, государство не может не расплачиваться за это хотя бы частично, обеспечивая, например всем гражданам одинаковую безопасность. Отсюда прогрессирующее возрастание регулятивной роли государства, разрастание всей системы соответствующих механизмов, призванных максимально ограничить сферу классового принуждения и насилия. Глава 4. Социальное назначение государства. Выявление сущности государства предполагает рассмотрение вопроса о его соотношении с социално-экономическим строем. Решение этого вопроса в отечественной теории государства ранее традиционно опиралось на марксистское учение об общественно-экономических формациях, т.е. на формационный подход. В соответствии с марксистскими положениями о формационном подходе сущность государства, как и других социальных институтов, в конечном счете, определялась экономическим фактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом, а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначе говоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем общества. Оно вторично, экономика первична. Экономическая структура общества каждой данной эпохи, подчеркивал Ф.Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется в последнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюда производный характер государства от социально-экономического строя. Сегодня наряду с формационным подходом к решении вопроса о социальном в государстве широко применяется и другой, получивший в общественных науках название цивилизационного подхода. Понятие "цивилизация" утвердилось в европейской науке в эпоху Просвещения и с тех пор приобрело такую же многозначность, как и понятие "культура". С учетом этой многозначности и разрабатывается сегодня цивилизацинноый подход. В самом общем виде понятие "цивилизация" можно определить как социокультурную систему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельности в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регулируемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей. Цивлизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда не государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формациционной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства. Достигается это влияние на экономические факторы выработкой стереотипов поведения, которые либо способствуют, либо мешают производительному труду. А стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет человека формируются именно в той сфере человеческой деятельности, которая обозначается термином "культура" и "цивилизация". В итоге "цивилизация", ее уровень, ее ценности влияют и на социальную, в том числе государственную организацию общества. Словом, культурно-идеологические принципы жизни вполне способны ослабить влияние способа производства и тем самым прервать поступательное формационное развитие, как производства, так и обусловленного им процесса формирования и функционирования государства. Свидетельством этому являются примеры циклического развития государственных форм в некоторых странах арабского мира, Китае, Америке до IX века и т.д. И наоборот, социокультурные, духовные факторы могут резко усилить формационный прогресс экономики и государственно-правовой сферы. Каждое отдельное государство становится поле борьбы двух видов воздействия на него: формационного, т.е. материально-производственного, и культурно-духовного, цивилизационного. Какая из них победит даже, в конечном счете, заранее сказать нельзя. Именно с этим связаны альтернативность и многовариантность развития в государственной и других сферах общественной жизни. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что глубокое проникновение в сущность государства, правильное понимание соотношения государства с социально-экономическим строем предполагает использование обоих подходов: формационного и цивилизационного. Социальное назначение государства проявляется в основных наиболее важных направлениях его деятельности. В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения всей страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средства реализации этих задач. Содержание задач государства определятся различными внутренними и внешними факторами. Так кризисные явления в экономической жизни страны требуют концентрации усилий государства, всех его органов на решение экономических задач. Рост преступности заставляет государство своевременно предпринимать серьезные практические действия по усилению борьбы с ней, выявлению и устранению причин и условий, которые ее порождают. Угроза внешней агрессии мобилизует государственный механизм на подготовку населения страны к ее отражению. Государственные функции характеризуются некоторыми общими чертами: содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера общественных отношений, на которые они воздействуют. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства. Функции государства носят комплексный собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности. Функции государства следует отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществлять либо специальные уполномоченные органы, либо структурные подразделения различных органов государства. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Функции государства можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние функции это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. К ним относятся, во-первых, экономические функции, выражающиеся в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме. Во-вторых, социальные функции. Они призваны обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества в независимости от их непосредственного участия в производстве благ. В третьих, функции финансового контроля, которые выражаются в выявлении и учете государством доходов государства. В четвертых, функции охраны правопорядка. Это деятельность государства направлена на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В пятых, природоохранительная функция. Она является жизненно важной функцией любого современного государства. Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать такие внешние задачи как: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами, обеспечение обороны страны от возможных внешних агрессией. Таким образом, функции государства - это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Глава 5. Основные концепции государства. История человечества знает немало форм устройства того или иного государства. В зависимости от того, как устроено государство, как устроена государственная власть различаются и функции государства. Высшей формой государства является правовое государство, которое в ходе общественного прогресса приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех его граждан, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ, индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают свободу права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие. Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек, его разнообразные интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личных прав и свобод. Прочная социальная основа государства представляет стабильность его правовых устоев. Правовое государство - это одновременно и социальное государство. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Режим правовой государственности утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности, во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п. Заключение Постижение сущности государства составляет одну из основных задач теории государства. Познать природу государства, - значит, выявить главное в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении, понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм бытия, как самостоятельный и целостный социальный институт. Государство является политической организацией общества. Раскрытие сущности государства не возможно без его осмысления как политической организации общества. Под сущностью государства понимается его классовая природа, использование государства для утверждения власти господствующего класса. Государство тесно связано с таким понятием как государственная власть, без которой оно не может осуществлять свои функции и осуществлять свою социальную роль в обществе. Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений. Список литературы Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. - М.:"Юристь", 1996, Т.1. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. - М.:"Юристь", 1996, Т.2 Теория государства и права. Под ред. Марченко М.Н., М, 1993. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций 2-е изд. - М.: Манускрипт, 1996. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. - СПб., 1914. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. - М.: БЕК, 1994. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М. ИНФРА-М-НОРМА, 1997. Бутенко А.П. Государство: его вчерашняя и сегодняшняя трактовка. // Государство и право. 1993, №7. Джунусов М., Мансуров Т. Лики суверенитета. Суверенитет в призме социальной истории. - М., 1994. Ильин И.А. О сущности правосознания. - М. 1993. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение / Политические проблемы теории государства. - М., 1993. Общая теория права и государства. Под ред. академика РЕАН В.В. Лазарева. - М.:"Юристь", 1996. 1 Учебник для юридических вузов./Под ред. академика РЕАН В.В. Лазарева, М.:"Юристь", 1996, с.43. 1 Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911, с. 98. 2 К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. Т.27. с. 402. 1 К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 21, с.166. 2 В.И. Ленин Полн. соб. соч. Т. 33, с.7. 1 Аристотель. Политика. М., 1911, с.165. 9 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|