|
|
Принципы налогообложения, НДС, налог на приобретениеСОДЕРЖАНИЕ ЗАДАНИЕ №83 3 ЗАДАНИЕ №34 8 ЗАДАЧА №60 14 ЗАДАНИЕ №86 16 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17 ЗАДАНИЕ №8 Реализация принципов налогообложения в современных условиях Рыночные отношения требуют самостоятельности и ответственности за результаты производства обособленных хозяйствующих субъектов. Налоги при этом становятся важным инструментом управления экономикой. Современная налоговая система России регулируется высшим законом страны - Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального Собрания (парламента) и представительных органов субъектов Федерации относятся общие вопросы налогообложения (ст. 71 и 72). Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются Федеральным законом (ст. 75). Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу (ст. 84). После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом, законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению. Налоговые законы в совокупности оформили целостную налоговую систему, построенную на отношениях подчинения налогоплательщика государству. По структуре, структуре, составу и принципам она отражает в целом общераспространенные в мировой практике положения, действующие в налоговых системах зарубежных стран. Базирующаяся на требованиях рыночной экономики, налоговая система призвана: обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов в бюджет, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства; создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйства с учетом особенностей формирования и перераспределения доходов различных групп населения. Приняты следующие принципы организации российской налоговой системы: однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период; разумное сочетание прямых и косвенных налогов; универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения; строгий порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот; четкая классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция соответствующей власти; точное распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня; стабильность ставок налога в течении довольно длительного времени и простота исчисления платежа. Предусмотрены четкая последовательность при оплате налогов и налоговый календарь. Так, юридические лица обязаны в первоочередном порядке уплачивать федеральные налоги и в последнюю очередь местные налоги и сборы. Российская налоговая система в силу отсутствия необходимого опыта не лишена существенных недостатков. Так, перечисленные выше принципы соблюдаются не всегда. Например, однократность обложения нарушена при взимании НДС с импортных товаров, которые уже несут таможенные пошлины. Нет и четкой классификации налогов в зависимости от органов государственной власти. Все большая часть федеральных налогов становится регулирующими доходами бюджетов регионов и местных органов самоуправления. Не выполняется принцип отсутствия обратной силы налогового закона. Иногда действие закона, подписанного в середине или даже в конце года, распространяется на весь год. К важным недостаткам следует отнести фискальный подход к налогообложению. При решении вопроса о налогах, на первый план выступает доходность бюджета, тогда как регулирующая роль налогов остается без должного внимания, хотя именно она может способствовать экономическому развитию страны. Второй важный недостаток налоговой системы - чрезмерно высокий уровень налогообложения предприятий и организаций. Особенно это касается налога на прибыль. Несмотря на то, что по ставке он сравним с зарубежными странами (США, Япония и др.), в то же время экономическое положение национальных и зарубежных юридических лиц резко отличается, вследствие чего налоговое бремя наших предприятий огромно. Суммарные налоговые платежи по разным оценкам составляют от 40 до 70% доходов юридических лиц, что значительно превышает известный в экономической науке "предельный уровень налогообложения" (50%), при котором еще возможно нормальное развитие производства и не возникает гиперинфляция, приводящая к сокращению поступлений в бюджет в реальном выражении. Высок и уровень косвенных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины), оплачиваемых населением, которые выступают одним из генераторов инфляционного процесса. Большое количество налогов, сборов, отчислений, взносов - федеральных, региональных местных, целевых - осложняет налогообложение. После того, как в конце 1993 года субъекты Федерации и местные органы самоуправления получили право вводить дополнительно налоги и сборы на подведомственной территории, не только усилился налоговый гнет, но и возникли разногласия между регионами, так как каждый стремился взять налоги с "чужих". Сложность для плательщиков создает и нестабильность налоговых законов, особенно по налогу на прибыль и НДС. Если указы Президента РФ, законы, постановления правительства публикуются в открытой печати, то множество ведомственных писем, инструкций, приказов с важными изменениями и дополнениями не доходят до налогоплательщиков. В нашей налоговой практике отсутствуют регулярное обновление и публикация сборников, буклетов, брошюр, которые раздаются бесплатно, как принято за рубежом. Порой противоречивость отдельных статей законов, инструкций не дают уверенности плательщику в правильности совершаемых им действий, а налоговым органам оставляют простор для вольного их толкования в пользу бюджета. Все это создает криминальную обстановку - уклонение от уплаты налогов приобретает массовый характер. Неоправданно широкими являются права налоговых органов. ГНС РФ, самостоятельно трактуя положения законодательства, не несет ответственности за собственные ошибки. В случае удовлетворения судом иска налогоплательщика по поводу неправомерных действий налоговых органов, материальный ущерб истцу возмещается за счет бюджета, что не затрагивает интересов налоговых инспекций, допустивших нарушение закона. И все же наряду с отмеченными недостатками необходимо показать безусловно позитивные результаты функционирования российской налоговой системы, которая: несмотря на сложные условия формирования, в целом отвечает требованиям рыночных отношений; даже принимая во внимание непрерывные изменения и дополнения, сохраняет определенную устойчивость и обеспечивает государство значительными налоговыми поступлениями; устанавливает единые правила налогообложения, независимо от организационно правовых форм субъектов хозяйствования и всех физических лиц; построенная с учетом опыта западных стран, дает возможность России присоединиться к мировому рынку, включиться в международные экономические связи. Налоговая система должна находиться в развитии, постоянно совершенствоваться. В существующих условиях к ней предъявляется ряд необходимых требований: создавать возможности и стимулировать процесс капитализации части новой стоимости, без чего невозможно обеспечить рост объема производства; быть предельно простой и легко достижимой для восприятия любым плательщиком; не быть перегруженной большим количеством налогов и высоким уровнем обложения; иметь такой механизм изъятия, который исключил бы массовые злоупотребления, т.е. уклонения от уплаты налогов. В связи с этим определенные надежды возлагаются на разработанный в последнее время Минфином РФ новый Налоговый кодекс РФ, включающий основные принципы обложения налогами, положения о системе налогов и порядок их взимания, а также полномочия налоговых органов, права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушение налогового законодательства. В то же время неоднозначная оценка этого документа многими видными экономистами страны, свидетельствует о том, что ряд его положений нуждается в дальнейшей переработке и совершенствовании. ЗАДАНИЕ №34 Особенности исчисления НДС отдельными категориями плательщиков Особенности исчисления НДС организациями розничной торговли Для расчета НДС можно использовать формулу: (1) где, 00 - облагаемый оборот; Стр - расчетные ставки (16,67; 9,09) У организаций розничной торговли облагаемым оборотом является: - по товарам (включая импортные), реализуемым по свободным рыночным (розничным) ценам: 00=Цр-Цп (2) где, Цр - цена реализации товаров с НДС; Цп - цена приобретения у поставщиков с НДС, т.е. разница между продажной и покупной стоимостью. Аналогично исчисляется оборот по товарам, реализуемым по регулируемым розничным ценам (отпускная цена промышленности с НДС + торговая надбавка); - по товарам, реализуемым по государственным регулируемым розничным ценам, приобретенным по ценам с НДС, за вычетом торговых скидок - сумма торговых скидок. Аналогично исчисляется облагаемый оборот по товарам, дотированным из бюджета (также сумма торговых скидок). Торговая надбавка (скидка) применяется к ценам, включающим НДС. Расчет НДС в случае реализации товаров по ценам с налогом в размерах 10 и 20% производится: где, (3) - средняя расчетная ставка, исчисляемая за отчетный период (месяц, квартал); 00 - облагаемый оборот (сумма дохода). Средняя расчетная ставка определяется: (4) где, - общая сумма НДС, приходящаяся на поступившие за отчетный период товары; - стоимость поступивших товаров, исходя из цен поставщиков, включая сумму налога (кроме товаров, в расчетных документах на которые НДС не выделен, необлагаемых и закупаемых у населения). Если в организации поставлен раздельный аналитический учет товаров в разрезе установленных ставок НДС, исчисление и уплата налога производится, исходя из полученного дохода от реализации товаров каждого вида по соответствующим расчетным ставкам. В случае его отсутствия или отсутствия расчета средней ставки исчисление и уплата НДС производятся по наибольшей ставке (16,67%): (5) Особенности исчисления НДС при комиссионной торговле с населением Исчисление налога производится по формуле (5). Облагаемым оборотом является доход в виде комиссионного сбора. Особенности исчисления НДС организациями общественного питания Налог на добавленную стоимость при реализации продукции собственного производства (в т.ч. через розничную торговую сеть) и покупных товаров (включая импортные), исчисляется по формуле (3). В качестве облагаемого оборота выступает доход, полученный в виде торговых надбавок и наценок, применяемых к ценам приобретения с налогом. Средняя расчетная ставка определяется по формуле (4). Особенности исчисления НДС при аукционной продаже товаров (в т.ч. импортных) Исчисление налога от реализации товаров производится: (6) где, ЦР - окончательная цена реализации товаров, включая НДС; ЦП - цена поступления на аукцион, включая НДС; Стр- расчетные ставки (16,67 и 9,09%). Исчисление НДС от реализации платных услуг (включая плату за входные билеты) - по формуле (5), где в качестве 00 выступает выручка от оказания всех платных услуг при проведении аукционов. Особенности исчисления НДС по бирже Биржи определяют сумму налога по формуле (1). Облагаемый оборот в этом случае - доход, полученный в виде комиссионного сбора со сделок, совершаемых на биржевых торгах. Кроме того, налогом облагается плата за предоставление на ограниченный срок брокерских мест, за право участия в торгах, стоимость информационно-коммерческих и других платных услуг. Сумма НДС определяется: (7) где, 00 - облагаемый оборот в виде платных услуг, предоставленных на бирже. Особенности исчисления НДС организациями (предприятиями), оказывающими платные услуги (в т.ч. населению) При исчислении налога в этом случае следует различать платные услуги: 1) цены (тарифы) на которые установлены с включением в них стоимости материалов и запасных частей1; 2) без оформления квитанций при договорных формах организации труда; 3) когда материалы и запасные части оплачиваются заказчиком дополнительно к стоимости работы, включающей НДС2. В первых двух случаях исчисление налога производится по формуле: (8) где, 00 - облагаемый оборот (выручка, полученная от оказания услуг). При этом материалы и запасные части включаются в стоимость услуги по ценам приобретения (без учета НДС и торговой надбавки к ним). В третьем случае налог исчисляется в размере расчетной ставки от облагаемого оборота: (9) где, CВУ - стоимость выполненных и оплаченных заказчиками услуг; СМП - стоимость материала, полученная с заказчиков с НДС; СМУ -стоимость материала, уплаченная поставщикам с НДС. Организации (предприятия) бытового обслуживания, изготавливающие товары для детей из собственных материалов (основная ставка по которым 10%), исчисляют налог следующим образом: (10) где, С3 - вся стоимость заказа, включая стоимость материалов и фурнитуры без НДС, уплаченного поставщикам. Ставка НДС 10% применяется и при изготовлении таких товаров из материалов заказчика. В случае оказания услуг по ремонту и обслуживанию технически сложных товаров и бытовой техники в период гарантийного срока их эксплуатации (включая стоимость запасных частей и деталей), без дополнительной оплаты потребителем, НДС не взимается. Такие услуги оказываются за счет средств, учтенных производителем в цене товара. Особенности исчисления НДС по основным средствам и нематериальным активам Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая взносу в бюджет, при реализации (безвозмездной передаче) приобретенных основных средств и нематериальных активов (кроме льготируемых) определяется в зависимости от даты их покупки: 1) приобретенных до 1992 г. - с полной стоимости их реализации; 2) приобретенных и реализованных в 1992 г. по ценам, превышающим цену покупки: (11) 3) приобретенных после 1991 г. (кроме вышеуказанного п.2): (12) где, - сумма налога, учтенная в продажной цене; - сумма налога, не отнесенная на расчеты с бюджетом до момента продажи основных средств и нематериальных активов. В случае продажи жилых домов (отдельных квартир), основных средств, введенных в эксплуатацию после окончания строительства, числящихся на балансе организаций (предприятий) по стоимости, отражающей фактические затраты по строительству (включая уплаченные суммы НДС по товарам, работам, услугам, использованным при строительстве), облагаемый оборот определяется: 00 = СР - ЗФ, (13) где, СР- стоимость реализации; ЗФ - фактические затраты. Есть особенности при исчислении облагаемого оборота при реализации основных средств (материальных ценностей), полученных организациями (предприятиями) в качестве взноса в уставной фонд. Здесь два варианта: 1) в случае уменьшения размера уставного фонда на величину взноса, облагаемый оборот - полная стоимость реализуемых основных средств (материальных ценностей); 2) при неизменном размере уставного фонда облагаемый оборот рассчитывается: 00 = ЦР - ЦУФ, (14) где, ЦР - цена реализации (продажная цена); ЦУФ- цена, зафиксированная в уставном фонде. ЗАДАЧА №60 Ателье по пошиву верхней одежды в отчетном периоде: приобрело материалы (ткань) на сумму 180000 руб.; реализовало эту ткань заказчикам при приеме заказов на пошив с торговой надбавкой 25%; предъявило заказчикам стоимость услуг по пошиву - 240000 руб.; оплатило услуги транспорта, услуги по ремонту швейных машин, электроэнергию - 36000 руб. Рассчитать сумму НДС за отчетный период. Решение: 1) Исчисление НДС для организаций (предприятий), оказывающих платные услуги (в т.ч. населению) производится по формуле: где, - величина НДС, подлежащая перечислению в бюджет; CВУ - стоимость выполненных и оплаченных заказчиком услуг; СМП - стоимость материала, полученная с заказчиков; СМУ -стоимость материала, уплаченная поставщикам, если материалы и запасные части оплачиваются заказчиком дополнительно к стоимости работы с НДС. 2) Произведем вычисления: 3) При оплате ателье услуг транспорта, услуг по ремонту и электроэнергии на сумму 36000 руб., оно в т.ч. заплатило НДС. При ставке 16,67% величина НДС составила (разность между ценой услуг с НДС и без НДС): Ответ: 47509,5 руб. НДС должно быть внесено в бюджет; 6001,2 руб. выплачено при оплате услуг транспорта, ремонту и за электроэнергию. Итого выплачено: 53510,7 руб. НДС. ЗАДАНИЕ №86 Предприятие - должник рассчитывается с другим предприятием автомобилями. Объяснить, должно ли предприятие, получившее автомобили, платить налог на приобретение автотранспортных средств. Ответ: Согласно налоговому законодательству, плательщиками налога, о котором идет речь, являются юридические лица, или граждане, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, приобретающие автомашины путем купли - продажи, обмена, лизинга, взносов в уставной фонд. Если указанное в вопросе предприятие приобрело автомашины от своего должника в счет долга, образовавшегося в результате несвоевременной оплаты какой - либо услуги или другой сделки, то облагаемой базой в этом случае является стоимость услуги (получения товара) на момент заключения сделки. Т.е. налог на приобретение автотранспортного средства в этом случае выплачивается, если предприятие, получившее автомашины, не пользуется установленными законом льготами по указанному налогу, например не является пассажирским муниципальным автотранспортным предприятием и не собирается использовать полученные автомашины (автобусы) для перевозки пассажиров на соответствующих маршрутах, о чем может быть предоставлен определенный подтверждающий документ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ "Налоги и налогообложение" под редакцией Русаковой И.Г., Кашина В.А.: ЮНИТИ 1999 г. Миляков Н.В. "Налоги и налогообложение". Курс лекций. М.: ИНФРА - М, 1999 г. Инструкция ГНС РФ от 11.10.1995 №39 "О порядке исчисления и уплаты НДС" (в редакции с изменениями и дополнениями). М. 1999 г. Павлова Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации. "Финансы" №1, 1998 г. 1 Ремонт и изготовление обуви, услуги парикмахерских, прачечных, химчисток и т.д. 22222 Пошив одежды и изделии из меха, ремонт автотранспорта, мебели, ювелирных изделии и т.д. 1 16 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|