Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Документирование страховой деятельности
 Проектирование системы управления персоналом на предприятии "Элекс-ком"
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...
 Описание проблемы отношения людей к природе в сочинении по...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Педагогика

реферат

Воспитание детей в семье эскимосов




СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Расположение 4
2. Быт эскимосов 6
3. Состав семьи и взаимоотношение ее членов 8
4. Общественный быт и его влияние на воспитание 11
5. Труд эскимосов, детей 13
6. Традиционные праздники 15
7. Обряды 17
8. Игра и игрушка в роли воспитателей 18
9. Народный фольклор 20
Заключение 22
Список использованных источников 24
ВВЕДЕНИЕ
Эскимосы живут на северо-востоке России, на Чукотском полуострове, в США - на острове Святого Лаврентия и на Аляске (около 30 тысяч), в Канаде (около 25 тысяч). Происхождение эскимосов спорно. По-видимому, их прародиной была Северо-Восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря.
С VII до XIII-XV веков шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих. Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками. Моржа добывали на плавучих льдах, тюленей отстреливали с каяков, на нерпу в начале зимы расставляли подо льдом ставные сети. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками, по снегу ходили на лыжах-"ракетках", по льду - с помощью специальных, укрепленных на обуви шипов из кости. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю полом, который мостили костями черепа и лопатками кита. Одежда глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов.
Эскимосы практически не подверглись христианизации, в каждом селении жил шаман. К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости. Продолжают развиваться традиционные промыслы - рыболовство, охота на морского зверя, а также меховая мозаика. Сохраняются традиционные верования, шаманизм, песни и танцы. В школах изучают национальный язык.
В данном реферате на основе изучения культуры, быта, занятий эскимосов будет рассмотрена проблема семейного воспитания детей.
1. Расположение
Эскимосы - этническая общность, группа народов в США (на Аляске - 38 тыс. человек), на севере Канады (28 тыс. человек), в Дании (остров Гренландия - 47 тыс.) и Российской Федерации (Чукотский автономный округ Магаданской области - 1,5 тыс. человек).
Общая численность 115 тыс. человек.
Языки эскимосско-алеутской семьи, разделяются на две группы: инупик (близкородств. диалекты островов Диомида в Беринговом проливе, севере Аляски и Канады, Лабрадора и Гренландии) и юпик - группа из трех языков (центральный юпик, сибирский юпик и сугпиак, или алутиик) с диалектами, на которых говорит население запада и юго-запада Аляски, острова Святого Лаврентия и Чукотского полуострова.
Сформировались как этнос в районе Берингова моря до конца 2-го тысячелетия до нашей эры. В 1-м тысячелетии нашей эры предки эскимосов - носители археологической культуры туле расселились на Чукотке и вдоль арктического побережья Америки до Гренландии.
На протяжении своей истории эскимосы создали формы культуры, приспособленные к жизни в Арктике: гарпун с поворотным наконечником, охотничья лодка-каяк, глухая меховая одежда, полуземлянка и куполообразное жилище из снега (иглу), жировая лампа для варки пищи, освещения и обогрева жилища и др. Для эскимосов были характерны неоформленность племенной организации, отсутствие в 19 веке родов (кроме, по-видимому, берингоморских эскимосов). Хотя некоторые группы были христианизированы (18 век), эскимосы фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм.
У эскимосов выделяется пять хозяйственно-культурных комплексов: охота на крупных морских животных - моржей и китов (Эскимосы Чукотки, острова Святого Лаврентия, побережья северо-запада Аляски, древнее население западной Гренландии); охота на тюленей (северо-западная и восточная Гренландия, острова Канадского Арктического архипелага); рыболовство (эскимосы запада и юго-запада Аляски); бродячая охота на оленей-карибу (эскимосы-карибу, часть эскимосов севера Аляски); сочетание охоты на карибу с морской охотой (большинство эскимосов Канады, часть эскимосов севера Аляски). После втягивания эскимосов в орбиту рыночных отношений значительная часть их перешла к товарной пушной охоте (трапперству), в Гренландии - к товарному рыболовству. Многие работают на строительстве, железорудных рудниках, нефтепромыслах, в арктических факториях и пр. У гренландцев и эскимосов Аляски появились зажиточная прослойка и национальная интеллигенция.
К середине 20 века сформировалось четыре самостоятельных этнополитических общности эскимосов.
1) Эскимосы Гренландии.
2) Эскимосы Канады (самоназвание - инуит). С 1950-х годов канадское правительство стало проводить политику концентрации коренного населения и строительства крупных поселков. Сохраняют язык, распространены также английский и французский языки (Эскимосы Квебека). С конца 19 века имеют письменность на основе силлабического алфавита.
3) Эскимосы Аляски, в значительной степени англоязычны, христианизированы. С 1960-х годов ведут борьбу за экономические и политические права. Сильны тенденции к национально-культурной консолидации.
4) Эскимосы азиатские (сибирские), юпигыт, или югыт (самоназвание - "настоящие люди"; юиты - официальное название в 1930-х годах). Язык относится к группе юпик, диалекты - сиреникский, центрально-сибирский, или чаплинский, и науканский. Письменность с 1932 на основе чаплинского диалекта. Распространен русский язык. Расселены на побережье Чукотского полуострова от Берингова пролива на севере до залива Креста на западе. Основные группы: навукагмит ("науканцы"), живущие на территории от поселка Инчоун до поселка Лаврентия; унгазигмит ("чаплинцы"), расселившиеся от пролива Сенявина до бухты Провидения и в поселке Уэлькаль; сиренигмит ("сиреникцы"), жители поселка Сиреники.
По данным Переписи населения 2002 года численность эскимосов, проживающих на территории России, составляет 19 тысяч человек.
2. Быт эскимосов
Основное традиционное занятие - охота на морского зверя, в основном моржа и тюленя. Развитая до середины 19 века добыча кита затем сократилась из-за истребления его промысловыми китобоями. Зверя били на лежбищах, льду, в воде с лодок - дротиками, копьями и гарпунами с отделяющимся костяным наконечником. Охотились также на северного оленя и горного барана с луками и стрелами. С середины 19 века распространяется огнестрельное оружие, возросло товарное значение пушной охоты на лисицу и песца. Приемы охоты на птиц были близки к чукотским (дротики, птичьи бола и др.). Занимались также рыболовством и собирательством. Разводили ездовых собак. Был развит натуральный обмен с оленными чукчами и американскими Эскимосами, регулярно совершались торговые поездки на Аляску и остров Святого Лаврентия.
Основная пища - моржовое, тюленье и китовое мясо - мороженое, квашеное, вяленое, вареное. Высоко ценилась оленина. Приправой служили растительная пища, морская капуста, моллюски.
Первоначально жили крупными поселениями в полуземлянках (нынлю), бытовавших до середины 19 века. В 17-18 веках под влиянием чукчей основным зимним жилищем стали каркасные яранги из оленьих шкур (мынтыгак). Стены яранг часто обкладывали дерном, делали из камней или досок. Летнее жилище - четырехугольное, из моржовых шкур на деревянном каркасе, с покатой крышей. До начала 19 века сохранялись общинные дома - большие полуземлянки, в которых жили неск. семей, а также проходили собрания и праздники.
Основными средствами передвижения служили зимой собачьи нарты и ступательные лыжи, при открытой воде - кожаные лодки-каяки. Нарты, подобно чукотским, были до середины 19 века дугокопыльными и запрягались веером, затем распространилась восточно-сибирская нарта с упряжкой цугом. Каяк представлял собой решетчатый остов, обтянутый кожей за исключением небольшого круглого отверстия сверху, которое стягивалось вокруг пояса гребца. Гребли одним двухлопастным или двумя однолопастными веслами. Бытовали и многовесельные байдары чукотского типа на 20-30 гребцов (аняпик).
До конца 19 века Эскимосы носили глухую одежду - кухлянку, сшитую из птичьих шкурок перьями внутрь. С развитием обмена с чукчами-оленеводами одежда стала шиться из оленьего меха. Женская одежда - двойной меховой комбинезон (калъывагын) такого же покроя, как и у чукчей. Летней одеждой, как мужской, так и женской, была глухая камлейка, шитая из нерпичьих кишок, позднее - из покупных тканей.
Традиционная обувь - меховые унты (камгык) с кроеной подошвой и часто с косо срезанным голенищем, мужская - до середины голени, женская - до колена; кожаные поршни с носком, выкроенным значительно больше подъема ноги в виде "пузыря".
Женщины заплетали волосы в две косы, мужчины - выбривали, оставляя кружок или несколько прядей на макушке. Татуировка у мужчин - кружки около углов рта (пережиток обычая носить губную втулку), у женщин - сложные геометрические узоры на лице и руках. Для защиты от болезней применялась также раскраска лица охрой и графитом
3. Состав семьи и взаимоотношение ее членов
Наряду с универсальными чертами, сближающими эскимосов с другими охотниками и собирателями, общественная организация эскимосов обладала и такими особенностями, которые связаны со специфическими природными условиями, с разбросанностью и крайне низкой плотностью населения. К числу этих особенностей относятся открытость общины, текучесть ее состава, а также отсутствие общинной экзогамии в некоторых территориальных группах эскимосов.
Основную социально-экономическую ячейку общества - общину - у большинства эскимосов составляли обитатели зимнего стойбища. Община-стойбище, община-поселение - сезонное объединение односемейных домохозяйств, связанных или даже не связанных родством.
Такие объединения почти всюду на территории расселения эскимосов насчитывали от 50 до 150 человек, но иногда значительно больше. В 20-х годах XX в. численность жителей эскимосских поселений Аляски колебалась от 75 до 319 человек, составляя в среднем 165 человек. Продолжительность непрерывной совместной жизни всех членов общины в стойбище или поселении зависела от местных экологических условий, от наличия охотничьей добычи. Например, эскимосы Северо-Западной Аляски жили в крупных поселениях-общинах 10 месяцев в году.
Итак, можно говорить о двух основных уровнях социальной организации эскимосов - семье, или односемейном домохозяйстве, и общине-стойбище, или общине-поселении. У эскимосов Гренландии существовал и третий уровень - домовая община, которая состояла из нескольких простых семей, тесно связанных родственными узами, и входила в общину1. В некоторых случаях сложилась двухстепенная общинная структура.
Л.А. Файнберг полагает, что в конце XVIII - начале XIX в. у эскимосов западного побережья Аляски существовала племенная организация2. У остальных эскимосов племенная структура, видимо, лишь складывалась, племя как этническая общность и социальный институт только формировалось. Этот процесс шел на основе территориальных групп. Так, у центральных эскимосов территориальные группы выступали как эмбриональные племена, имевшие тенденцию к эндогамии, к культурному и языковому обособлению, и другие эскимосы рассматривали их как единые общности
Община-поселение, или стойбище, является по мнению М. Мосса, подлинным территориальным единством. По его определению, это группа тесно связанных семей, населяющих и осваивающих некую территорию с четко очерченными границами, иными словами, совокупность угодий для охоты и рыболовства, находящихся в ее собственности. Группа имеет название, образованное от собственного имени, которое используется всеми ее членами (обычно - название населяемой ими местности), и суффикса "мюит", обладает некоторыми, присущими только ей особенностями в языке и культуре.
Иначе говоря, общинам эскимосов были свойственны ведущие признаки этнических общностей, в том числе групповое, или этническое, самосознание. Этими же признаками обладали и состоявшие из общин территориальные группы, которые также идентифицировали себя и других по названию определенной местности. По словам К. Биркет-Смита и Д. Дженнеса, каждая территориальная группа имела название, образованное от названия местности, в которой она обитала, и суффикса "мют" или "миут". Обычно такие группы говорили на особом диалекте.
Суффикс "миут", с помощью которого идентифицировали самих себя и друг друга центральные и медные эскимосы, указывает на связь данной группы с определенной территорией. Так, отдельные группы медных эскимосов называли себя куугмиут, нувугмиут и т. д. по местностям, где они охотились летом.
Э. Берч прослеживает этнические различия между общинами Северо-Западной Аляски, существовавшие в XIX в. Эти различия были обусловлены тесной связью каждой общины с определенной территорией. Эскимосский термин для такой общности - "нунакатигийт", что означает "люди, связанные друг с Другом общим обладанием территорией"3.
Каждая из общностей имела собственное название, свой стиль одежды и украшений, говорила на особом диалекте, ее члены обладали определенным групповым самосознанием. Между общностями были различия и в сфере духовной культуры.
Итак, и территориальным группам, и общинам были присущи некоторые основополагающие этнические признаки. Этнообразующим фактором, объединяющим соответствующую общность, была ее территория, точнее, осознание связи общности с ее территорией.
Л. Гемпл выделяет в структуре эскимосского общества три основные структурные единицы:
1) семью как хозяйственную ячейку, или домохозяйство (household);
2) локальную общину (local band);
3) региональную общину (regional band).
Домохозяйство в большинстве районов Арктики - это простая семья, но в нее могут входить единокровные или усыновленные родственники, родственники жены или мужа, их дети. Обычно она размещается в одном жилище. Локальная община состоит из нескольких домохозяйств и в большинстве случаев сохраняется в течение года. Ее можно рассматривать как общину второй степени. Региональная община, в которую входит несколько локальных общин, составляет единую общину лишь во время зимовий. Она менее устойчивое объединение, чем локальная община. Ее можно рассматривать как общину первой степени. В целом это гибкая структура, сложившаяся в условиях "постоянной нестабильности".
Вместе с тем трудно согласиться с Гемплом, что локальная община, или община второй степени, сохраняется в течение года. В определенное время года она, подобно региональной общине, как правило, распадается на хозяйственные группы или отдельные семьи (домохозяйства). Реорганизацию общин, состав которых после дисперсии меняется, Гемпл объясняет стремлением к установлению разносторонних социальных связей и мобильностью, необходимой для добывания пищи на обширных пространствах. В отдельные периоды, главным образом зимой, общины должны объединяться, чтобы поддерживать производительность своего труда на оптимальном уровне и устанавливать более широкие социальные связи. Подвижность всей структуры достигается доступностью статуса члена общины при помощи обмена женщинами, обручения детей, усыновления, побратимства, ритуального покровительства, партнерства и т. п. Эти социальные институты, призванные дополнять реальные родственные связи, Гемпл называет "вспомогательными формами родства". Подобные институты, существовавшие у австралийцев, андаманцев, бушменов и некоторых других охотников и собирателей, дополняли и расширяли систему родственных связей, они были важным регулятором внутриобщинных и межобщинных отношений, что имело особенно большое значение в условиях атомизации эскимосского общества, разобщенности эскимосских общин. Таким образом, в самой структуре эскимосского общества, как и других охотничье-собирательских обществ, были заложены необходимые предпосылки социальных изменений. Когда возникала потребность в последних, общество создавало соответствующие средства и механизмы. Это еще одно подтверждение того, что структура первобытного общества была не жесткой, а, напротив, открытой и подвижной. Иначе она не смогла бы сохраниться в условиях окружающей первобытное общество среды.
Итак, в общинах эскимосов доминировали родственные связи, а там, где этих связей оказывалось почему-либо недостаточно, они дополнялись квазиродственными связями. Иными словами, эскимосская община, по существу, ничем не отличалась от общин других охотников и собирателей. В конце XIX - начале XX в. общинная собственность на землю как главное средство производства оставалась у эскимосов господствующей формой собственности, а в производстве и распределении господствовали принципы коллективизма. Все сказанное не дает оснований характеризовать эскимосскую общину как соседскую.
4. Общественный быт и его влияние на воспитание
В традиционном обществе эскимосов коллективных форм обучения не существовало - все заботы о воспитании детей принимала на себя семья. Причем, дети всегда были окружены любовью и вниманием, а рождение ребенка являлось важным событием.
У чукчей и коряков имя новорожденному выбирали, гадая по подвешенному камню или другому предмету. Причем, в случае тяжелого недуга имя ребенка и даже взрослого человека могло быть изменено - считалось, что так можно обмануть "духа" болезни. Иногда человек получал новое имя благодаря своим отличительным качествам или особенностям характера. Наряду с именами бытовали и прозвища.
Так как возраст людей в единицах времени не играл какой-либо роли в определении социального статуса человека, то и возраст детей определялся тем, что они умеют: "ребенок уже ходить начал", "уже из игрушечного лука птиц стрелять начал" (5-6 лет), "уже охотиться начал" (11-13 лет).
Нормы поведения и морали были едиными для всего общества - дети были вправе делать все то же самое, что позволялось взрослым (конечно, если это было им по силам). Единство норм для детей и взрослых исключало дурные примеры и немотивированные запреты для ребят, обеспечивая высокую эффективность их воспитания и обучения жизненно важным навыкам. Оборотная сторона такого равноправия - раннее приобщение детей к курению и употреблению алкоголя - проявилась с приходом цивилизации.
По сути, традиционное воспитание и обучение детей у народов Чукотки основывалось на удовлетворении их психологической потребности в стремлении подражать взрослым. Уже с 4-5 лет малышей начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков - с охотой и выпасом оленей, девочек - с ведением домашнего хозяйства, шитьем, приготовлением пищи и т.д. Детские игрушки часто воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан). Достаточно рано дети получали и настоящие орудия охоты.
Приобщение к духовной жизни общества начиналось с раннего детства и представляло собой непрерывный процесс. Дети слушали сказки, предания, знакомились с загадками и скороговорками, вместе со взрослыми принимали участие в праздниках и обрядах.
У эскимосов с давних времен существовала система физического воспитания детей и молодежи, включающая разнообразные тренировочные упражнения (поднятие тяжестей, бег с тяжестями на ногах) и подвижные игры. Во всевозможных спортивных состязаниях - гонках на оленьих упряжках, стрельбе, борьбе - принимали участие и мужчины, и женщины, и дети.
Народная педагогика коренного населения Чукотки обеспечивала максимальную степень гармонии традиционного общества, не знавшего специфических "молодежных проблем".
Физическая зрелость означала и социальную зрелость. Ранние браки встречались, но были редкостью. Чаще молодые вступали в брак в возрасте от 16 до 20 лет.
В 50-е годы вышло ставшее роковым для многих поколений постановление чукотского окружкома партии: за три месяца до родов вывозить беременных женщин из тундры. Детей отбирали и отдавали в интернаты, где учили на оленеводов и "чумработниц" - домашних хозяек. Получив образование в городе, к занятиям предков возвращались единицы. Сегодня старики сетуют на детей и внуков, что их одних в тундре и оставить-то нельзя: "Ничего не умеют. Свечей не завезли, так даже жирника сделать не смогли. Ярангу, и ту не поставят".
Традиционное воспитание основывалось на удовлетворении их психологической потребности в общении со взрослыми и стремлении подражать деятельности взрослых.
5. Труд эскимосов, детей
Для эскимосской семьи и общества в целом были характерны строгое разделение труда между мужчинами и женщинами, взаимозависимость и взаимопомощь мужчин и женщин во всех сферах хозяйственной, семейной и общественной жизни, равноправие женщин и мужчин в семье. Добывание пищи лежало почти исключительно на мужчинах, однако в загонной охоте на оленей у эскимосов карибу и в весенней охоте на тюленей у эскимосов нетсилик принимали участие и женщины. В определенное время года женщины вовлекались и в рыболовство.
Мужчины делали каяки, гарпуны и другое охотничье снаряжение, женщины заготовляли пищу впрок, обрабатывали шкуры и шили одежду. Развитая технология добывания и хранения пищи, строительства жилищ и лодок, изготовления одежды была жизненно необходима в условиях крайнего Севера. Труд мужчин и женщин был здесь одинаково незаменим.
Хозяйство эскимосов в целом было комплексным, зависело то в большей, то в меньшей степени от традиционной, устойчивой специализации в тех или иных видах промысла. Основой существования эскимосов были морской зверобойный промысел и охота. Зверобойный промысел определял местоположение эскимосских поселений - все они располагались по пути движения морских животных и в зонах их концентрации, т.е. в местах, наиболее благоприятных для охоты. Мясо, сохранявшееся в специальных мясных ямах, обеспечивало эскимосов пищей на протяжении многих месяцев.
В соответствии с условиями производства складывалась и территориальность эскимосских обществ. Сравнительно слабо она была выражена у центральных эскимосов. Это было связано с тем, что места охоты на тюленей каждый год менялись вследствие изменения характера ледяного покрова, а, следовательно, экологических условий в целом. На северо-западе Аляски в местах китобойного промысла была особенно высокая концентрация населения, и здесь территориальность имела более законченные формы.
Несмотря на сравнительно высокий уровень развития техники и материальной культуры в целом, в общественной организации эскимосов были черты, типичные для обществ других первобытных охотников и собирателей. Еще В.Г. Тан-Богораз отметил, что нет прямой зависимости между относительным развитием материальной культуры и уровнем развития социальной организации эскимосов. "Первобытная организация общества американских эскимосов кажется тем более примечательной, - писал он, - если сопоставить ее с развитием техники, которая во многих отношениях достигла такого совершенства, какого нельзя встретить у других народов со значительно более сложной общественной организацией"4. Техника и общественная организация не противоречили друг другу, а, напротив, хорошо дополняли одна другую в борьбе эскимосов за овладение пространствами Севера.
С 4-5 лет мальчиков и девочек начинали знакомить с традиционными занятиями: мальчиков - с охотой, выпасом оленей; девочек - с приготовлением пищи, шитьем, ведением домашнего хозяйства. Детские игрушки воспроизводили хозяйственные предметы (лук, аркан), достаточно рано дети получали и настоящие орудия охоты.
6. Традиционные праздники
Суровые условия существования оставляли немного времени для отдыха и веселья, и все же праздники и развлечения, которые эскимосы устраивали внутри жилища, играли в их жизни большую роль. В свободное время развлекались, слушая сказки, рассказы и песни, сопровождаемые звуками бубна. У чукчей, как и у эскимосов, бубен и сейчас не только обрядово-ритуальная принадлежность, но и просто музыкальный инструмент. В каждой семье были свои напевы и танцы, передававшиеся из поколения в поколение.
Обрядовые танцы эскимосов составляли неотъемлемую часть традиционных праздников, уходящих в глубокую древность и связанных с культом промысловых животных. Особо почитаемыми животными были кит, медведь и ворон.
Добыча зверя не считалась его убийством. По представлениям эскимосов, зверь сам жаловал в гости к людям. О промысле зверя говорили "оморожился", "онерпился" и т.д. "Гостя" старались всячески ублажить, чтобы он остался доволен приемом и снова пришел к охотникам. Смысл обрядовых праздников эскимосы видели с одной стороны в благодарении за удачную охоту, с другой - в испрашивании богатой добычи в будущем.
Самым большим у эскимосов был праздник кита. Важным считался и праздник моржовых голов. Особенно отмечали спуск первой байдары на воду, добычу первой нерпы, лахтака и медведя, а также окончание сезона охоты и проводы душ убитых морских зверей. Многие ритуальные действия на праздниках сопровождались танцами, в которых проявлялось стремление задобрить, развеселить духов тех или иных животных.
Праздники проходили обычно в меховом пологе (агра) яранги. Здесь было тепло, и люди обычно снимали с себя меховую одежду: мужчины - кухлянки (аткук), женщины - меховой комбинезон (альпвачык).
Особо торжественно отмечали праздник кита. Участие в нем принимали все жители селения, так как охота на кита проводилась коллективно. Только усилиями всех байдарных артелей удавалось загарпнуть и подвести к берегу огромную тушу морского исполина. Охота на кита была сопряжена с риском для жизни охотников, и от них требовалось большое мужество. Успех зависел, прежде всего, от умения правильно направить байдару к месту появления животного и метко бросить гарпун. Гарпунщик должен был обладать сильным ударом и точным броском.
Маневрирование возле раненого кита, подтягивание туши к берегу, разделка ее требовали особых навыков и сноровки. В разделке добытого кита, которая проводилась в ледяной воде, принимало участие все население - и стар и млад. На берегу охотников встречали жители поселка, и мужчины танцами приветствовали кита. Танцоры прыгали с места на место, поворачивали при этом голову направо и налево, выражая радость по случаю удачной охоты и благополучного возвращения охотников. Женщины преподносили участникам охоты традиционное кушанье наюхтак ут (вареное оленье мясо с кореньями).
Охотники в свою очередь одаривали женщин китовым мясом и жиром. Таким образом, праздник кита был праздником всего селения. К нему тщательно готовились, специально создавали и разучивали танцы. Праздник длился около месяца и заканчивался торжественной церемонией проводов кита. Готовясь к танцу, женщины и мужчины раскрашивали лицо черным камнем (графитом). В танцах могли принять участие все желающие. Женщины всегда танцевали сидя. Обычно танцоров было так много, что вдоль трех сторон полога устраивали специальные сидения из досок и бревен, покрытых оленьими шкурами (кулинак). На них в определенном порядке усаживались женщины, и даже девочки. На полу у входа в полог размещались певцы и играющие на бубнах.
7. Обряды
Обрядовую хореографию эскимосов можно разделить на обрядово-ритуальные, имитационно-подражательные танцы, танцы-инсценировки (пантомимы), игровые и импровизационные (индивидуальные).
Все они, в свою очередь, делятся на танцевальное искусство оленных и береговых чукчей. Танцевальное искусство оленных чукчей, живущих в настоящее время на Чукотке и других территориях, по сути, едино. Все танцы связаны с их основным занятием - оленеводством, так как благосостояние оленных чукчей целиком зависело от оленя.
Обрядово-ритуальные танцы в настоящее время почти не исполняются в быту и описаны по воспоминаниям и показу пожилых чукчей. Танцы оленных чукчей исполнялись в праздники, которыми они отмечали возвращение стада после летовки (нэнриръун - праздник осеннего забоя оленей) и осенний забой оленей, во время "Праздника рогов", обрядовых церемоний по случаю удачной охоты на волка, а также окончания сезона охоты на морского зверя - "Проводов нерпичьих голов". Своими танцами и песнями чукчи-оленеводы стремились повлиять на духов, от которых, по их убеждению, зависели благосостояние и благополучие оленных стад.
Дошедшие до нас обрядовые танцы оленных чукчей весьма архаичны, о чем свидетельствуют приемы их исполнения - стоя на месте или двигаясь по незамкнутому кругу по ходу солнца. Женщины участвовали в них чаще, чем мужчины. Танцы сопровождали ударами в бубен и пением, а также шумовым оформлением - хлопками в ладоши, топотом ног, выкриками и игрой на шумовых инструментах. По поверьям, шум должен был напугать злых духов, отогнать их5.
Обряды и танцы береговых чукчей во многом сходны с бытовавшими у их соседей - давних охотников на морского зверя азиатских эскимосов и алеутов. Особенно ярко эскимосское влияние прослеживается в обрядовых танцах береговых чукчей. Осев на побережье, чукчи заимствовали от своих соседей-эскимосов не только их промысел, но и праздники, и обряды. Тем не менее в танцах береговых чукчей отмечаются и присущие только им особенности: движения более плавные, округлые, менее темпераментные, чем у эскимосов, пластика мягче. Береговые чукчи, перейдя к оседлой жизни на побережье и занявшись морским промыслом, со временем утратили свои исконные праздники и обрядовые танцы, связанные с их прежним занятием - оленеводством.
Игровые, импровизационные, имитационно-подражательные танцы и танцы-инсценировки (пантомимы) оленных и береговых чукчей в отличие от обрядовых танцев, в настоящее время почти полностью исчезнувших из повседневного быта, в наши дни не только сохраняются, но и развиваются.
8. Игра и игрушка в роли воспитателей
В отношении наиболее важных, но недоступных для детей областей труда перед ними ставится задача возможно более раннего овладения сложными орудиями такого труда.
Возникают уменьшенные орудия труда, специально приспособленные к детским возможностям, с которыми дети упражняются в условиях, приближающихся к условиям реальной деятельности взрослых, но не тождественных с ними. Каковы эти орудия, зависит от того, какая отрасль труда является основной в данном обществе.
У народов Крайнего Севера нож является необходимым орудием оленевода, рыболова. Обращению с ножом начинают учить уже с самого раннего детства. Н.Г. Богораз-Тан пишет. "Детство у чукчей проходит очень счастливо. Детей ни в чем не стесняют и не запугивают. Маленьким мальчикам, как только они начинают цепко хватать вещи, дают нож, и с этого времени они с ним не расстаются. Я видел одного мальчика, старавшегося резать ножом по дереву; нож был немногим меньше его самого".
"Так же как и взрослый охотник, - пишет А.Н Рейнсон-Правдин), - каждый мальчик имеет пояс, к которому на цепочке или на ремешке прикреплен нож, не игрушечный, а самый настоящий, иногда даже весьма внушительных размеров. Случайный порез лишь быстрее научит ребенка правильно обращаться с самым необходимым в жизни оружием. Нож нужен мальчику и для еды - отрезать кусочек мяса, и для того, чтобы сделать игрушку, выстрогать стрелу, содрать шкуру с убитого зверька и т. д. Таким же обязательным орудием является для мальчика и топор..."
То, что ножом дети вырезают игрушки, а на лыжах детьми могут разыгрываться состязания, также не дает права относить их к игрушкам. Это не игрушки, а предметы обихода, употреблением которых ребенок должен овладевать возможно раньше и которыми он овладевает, практически используя их так же, как взрослые. К этим общим для всех народов Крайнего Севера орудиям, которыми дети должны овладеть возможно раньше, прибавляются у охотничьих народов - лук и стрелы, у рыболовов - удочка, у оленеводов - аркан.
У народов, основным промыслом которых является рыболовство дети столь же рано получают в руки удочки и ловят небольших рыбок, постепенно переходя к промысловому лову совместно со взрослыми посредством других, более сложных орудий лова. Таким образом, нож и топор, лыжи, лук и стрелы, арканы и удочки - все это в уменьшенном масштабе, приспособленное к детским рукам, очень рано передается в пользование ребенка и дети под руководством взрослых овладевают употреблением этих орудий. Особый интерес для рассмотрения интересующего нас вопроса имеет анализ функций куклы, которая бытует у детей почти всех народов на этой ступени общественною развития.
Интересные материалы по этому вопросу содержатся в работах советских исследователей Крайнею Севера. Н.Г. Богораз-Тан, описывая кукол чукотских девочек рассказывает: "Чукотские куклы изображают людей, мужчин и женщин, но всего чаще детей, особенно грудных. Величина их почти так же изменчива как и у культурных детей.
Сшиты они довольно похожими на действительность и наполнены опилками, которые при каждом несчастном случае высыпаются. Куклы эти считаются не только игрушками, но отчасти и покровительницами женского плодородия. Выходя замуж женщина уносит с собой свои куклы и прячет их в мешок в тот угол, который приходится под изголовьем, для того, чтобы воздействием их получить скорее детей.
Отдать кому-нибудь куклу нельзя, так как вместе с этим будет отдан залог плодородия семьи. Зато когда у матери родятся дочери, она отдает им играть свои куклы причем старается разделить их между всеми дочерьми. Если же кукла одна, то она отдается старшей дочери, а для остальных делают новые. Есть, таким образом, куклы, которые переходят от матери к дочери в течение нескольких поколений - каждый раз в исправленном и заново возобновленном виде".
Таким образом, Н.Г. Богораз-Тан выделяет особую функцию куклы - функцию охраны рода, кукла должна была обеспечить девочке плодородие и благополучное деторождение в будущем.
По данным П.М. Оберталлера куклы изготавливаются преимущественно девочками разных возрастов, начиная с дошкольного и кончая подростковым возрастом включительно.
Таким образом кукла, являясь предметом постоянной заботы со стороны девочек, как охранительница родовых функции будущей женщины, с раннего детства служила обучению ведению хозяйства и шитью.
9. Народный фольклор
Согласно эскимосской мифологии природа населена духами. Наиболее распространенная разновидность духов - инуа - хозяева или хранители предметов, животных, явлений природы. Инуа есть у скал, озер, мысов и т. п. особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. От инуа отличают тарнек - души людей и животных. Одним из наиболее характерных и значительных персонажей эскимосской мифологии является хозяйка тюленей и других морских животных Седна. Это божество известно в разных частях эскимосского мира под разными именами. В западной Гренландии ее называют Арнаркуагссак ("старая женщина"), в восточной Гренландии - Имап-инуа ("мать моря"), у канадских эскимосов нетсилик - Нулиаюк. Седна обитает на дне моря и повелевает всеми животными, которых она время от времени дает людям. Если люди грешат, их грехи, как грязь, запутываются в волосах Седны, тогда она гневается, держит моржей и тюленей далеко от берега, и в эскимосских селениях наступает голод. По мифам некоторых эскимосских групп, например нетсиликов, Седна - хозяйка не только морских, но и сухопутных животных, в частности оленей карибу, а также речных рыб и птиц. У обитателей Арктического побережья Канады - медных эскимосов и эскимосов нетсилик Седна считается самым могущественным из духов. Она управляет погодой, загробным миром и др. Седна враждебна мужчинам.
Характерным персонажем эскимосов Лабрадора является Торнгарсоак, дух - хозяин морских животных, которого представляют в образе белого медведя, живущего в пещере в горах на северной оконечности Лабрадора. Согласно некоторым мифам, Торнгарсоак является хозяином не только морских животных, но и оленей карибу, созданных его женой Супергаксоак. В большинстве мифов Супергаксоак выступает не только создательницей, но и хозяйкой оленей карибу. Большое место в эскимосской мифологии занимают рассказы о многочисленных злых духах, которых азиатские эскимосы называют тугныгат, лабрадорские - торнайт, медные - торнрайт, эскимосы Аляски - тунерак. Торнайт представляют в виде антропоморфных гигантов или карликов, или людей с одной рукой и ногой, или в виде существ самых различных фантастических форм.
Заметную, хотя и меньшую, чем у индейцев, роль в эскимосской мифологии играет Ворон, выступающий как культурный герой. У эскимосов Аляски Ворон создал мужчину из бобового стручка, а из глины вылепил различных животных и вдохнул в них жизнь. Первыми он создал горных козлов, потом оленей, а уже затем женщину, ставшую женой первого мужчины. Ворон научил эскимосов, как жить на земле, как добывать пищу. Согласно мифу эскимосов острова Кадьяк, Ворон принес в мир свет, и в тот же момент с неба упал пузырь с мужчиной и женщиной, которые создали горы, леса, море и населяющих их животных.
Интересные материалы по эскимосским этнокультурным аналогиям содержит сюжетный репертуар сказочного фольклора. Фольклор азиатских эскимосов благодаря собирательской работе и публикациям Г. А. Меновщикова изучан лучше, чем устное народное творчество любого другого народа Северо-Востока Азии. Фолькор эвенов Охотского побережья не менее богат и хорошо сохранился в бытовании до наших дней, однако серьезное собирание и изучение его началось лишь в 80-е годы. В ходе этой работы выяснилось, что некоторые сказочные сюжеты и мотивы оказываются общими для эвенов и эскимосов, но отсутствуют у чукчей и коряков.
Правда, при подобном сравнении надо иметь в виду, что некоторые тексты и сюжеты имеют очень широкое распространение и являются едве ли не общевосточносибирскими (например, сказка-диалог о птичке и девушке), а некоторые тексты привнесены в современный фольклорный репертуар эвенов из опубликованных в 50-е-80-е годы сборников эскимосских сказок, имеющих значительную популярность в регионе. Например, сказка, записанная на русском языке от мальчика-школьника в 1982 году и обнаруживающая значительное сходство с эскимосской сказкой "Пять девушек и Майирахпак", наверняка почерпнута из этого же сборника. Но эвенская сказка о волшебном помощнике, собранном из посуды, имеющая большое сходство с эскимосской сказкой "Камыснап", записана от нашего информатора В. Е. Кундырь на эвенском языке в 1980 году, при этом известно, что исполнительница по-русски сказок не читает, и едва ли она могла почерпнуть этот сюжет из изданной литературы (хотя нельзя полностью исключить такую возможность).
Для сказок эвенов Охотского побережья весьма характерен следующий мотив: после того, как убивают и сжигают злого духа-арингка, из его головы вылетают и разлетаются во все стороны комары и мошки. Аналогичный мотив встречается в сказке канадских эскимосов6.
В одной из эвенских сказок фигурирует персонаж по имени Ниса Гургата - "Бисерная Борода", такой же персонаж есть и в юкагирской сказке. Это имя, не имеющее никакой мотивировки в культуре эвенов и юкагиров, заставляет вспомнить о том, что обычай носить подвески из нескольких ниток бисера, вколотых в нижнюю губу или прикрепленных к вкладышам, вставлявшимся в проколотое в нижней губе отверстие, был распространен у аляскинских эскимосов и алеутов: судя по рисункам, такие подвески действительно напоминали бисерную бороду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки - охоты на мелких ластоногих.
Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унгак) с отделявшимся наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде. Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от одноместных до огромных 25-местных парусников.
Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив: весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай "товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы (гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В зажиточных семьях встречалось многоженство.
Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов, хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы, местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.
В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми. Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними союз о посредничестве.
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник "моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.
Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества подразделяют на унипак - "весть", "новость" и на унипамсюк - рассказы о событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и развивающем мироздание.
К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости. Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода; изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Burch E.S. Traditional Eskimo Societies in Northwest Alaska. - Wash., 1979.
Бурыкин А.А. Следы культуры эскимосов на Охотском побережье по археологическим, этнографическим, фольклорным и лингвистическим данным. // Сибирская заимка. - №1. - 2001.
Полет чайки против ветра. // Республиканская газета коренных малочисленных народов Севера. - №6(41). - 2003 г.
Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. - М., 1974.
Тан-Богораз. В.Г. Социальный строй американских эскимосов. - Вопросы истории доклассового общества. - М.-Л., 1936.
Файнберг Л.А. Общественный строй эскимосов и алеутов. - М., 1964.
Хореографические традиции эскимосов. // Народное творчество. - № 2. - 2003.
Эскимосы Канады о себе. - М., 1988.

1 Тан-Богораз. В. Г. Социальный строй американских эскимосов. - Вопросы истории доклассового общества. - М.-Л., 1936. С. 216. 2 Файнберг Л. А. Общественный строй эскимосов и алеутов. - М., 1964. С. 145. 3 Burch E.S. Traditional Eskimo Societies in Northwest Alaska. - Wash., 1979. С. 48. 4 Тан-Богораз. В.Г. Социальный строй американских эскимосов. - Вопросы истории доклассового общества. - М.-Л., 1936. С. 199. 5 Хореографические традиции эскимосов. // Народное творчество. - № 2. - 2003. С. 41. 6 Эскимосы Канады о себе. М., 1988, с.139-142. 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Сравнительный исторический метод в языкознании
 Особенности исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР
Ваши отзывы
Здравствуйте! Большое спасибо за отлично выполненный заказ. Диплом я защитил на отлично. Через год защищается жена – так что я опять к вам :) С искренним уважением.
Владимир Н.

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.