Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Управление персоналом в региональной телекомпании
 Разработка бизнес-плана строительства АЗС
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Подскажем где и как открыть категорию...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...
 Рассуждения о проблеме влияния окружающего шума на...
 Рассуждения по тексту Владимира Харченко о роли науки в...
 Проблема отношений человека с природой в сочинении с...
 Рассуждение по теме ограниченности...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Педагогика

курсовая работа

Диагностика уровня развития познавательных процессов и речи у детей дошкольного возраста (от 3-х до 6-7 лет)



Содержание
Введение 3
Глава 1. Познавательные процессы как психические
явления человека 5
1.1.Общая характеристика внимания. 5
1.2 Восприятие человека - необходимая предпосылка и
условие его жизни и деятельности. 7
1.3. Понятие об ощущениях. 9
1.4. Память и ее развитие. 9
1.5. Развитие мышления и речи у детей. 12
1.6. Роль развития воображения в обучении и воспитании детей. 13
Глава 2. Методы психодиагностики детей дошкольного
возраста 16
2.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного
возраста. 16
2.2. Методы диагностики познавательных процессов
и речи дошкольников. 19
Глава 3. Определение уровня развития
познавательных процессов и речи у детей от 3-х до 7 лет 34
Заключение 51
Литература 52
Введение
Мозг человека - один из самых сложных механизмов, которые существуют в природе. Длительное время он считался "черным ящиком", о деятельности которого нечего не было известно. Даже попытки "поместить" туда душу, разум, мышление отвергались как фантастические. Так и существовали отдельно представления о мозге и психики как не связанных друг с другом понятий.
Развитие наук, изучающих человека и процессы его жизнедеятельности, привело к тому, что стали накапливаться данные о работе головного мозга человека, как органа психической деятельности.
В настоящее время трудно перечислить все области знания, которые имеют отношение к изучению мозговых основ психической деятельности. Это и медицинские дисциплины, и психология, и биология, и социология, и многие другие.
Что же представляет сейчас та система знаний, которые составляют предмет психологической науки, та совокупность явлений, которые исследуются в ней? Это психика человека и животных: ощущения и восприятие, внимание и память, сознание и речь, а так же многое другое.
Сила науки во многом зависит от разработанности методов исследования, от того, насколько быстро и эффективно она способна воспринять и использовать все самое новое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, наблюдается и порыв вперед в познании.
Общая тенденция, которая отчетливо проявилась в улучшении методов исследования в разных науках за последнее время, заключается в их математизации и технизации, т.е. во все более широком использовании математики для получения точных, достоверных знаний и техники для ускорения исследований, а так же проникновения за пределы непосредственно воспринимаемого органами чувств. Эта тенденция проявилась и в психологии, начиная со второй половины 19 века, придав современной психологии статус самостоятельной, достаточно точной экспериментальной науки.
Наряду с математизацией и технизацией методов исследования в психологии не утратили свое значение, и до сих пор применяются общие традиционные, методы сбора информации, такие, как наблюдение и опрос. Главная причина сохранения их значения состоит в том, что явления, изучающие в психологии, уникальны и сложны, их не всегда можно выявить с помощью технических средств и описать в точных математических формулах. Но данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, не всегда достоверны. Они порой субъективны и требуют проверки. Там, где это возможно, а в психологии это возможно далеко не всегда, - эти данные необходимо перепроверять при помощи других, более объективных методов, в частности математических расчетов.
Для того, чтобы психолого-педагогический эксперимент был достаточно надежный средством исследования и позволял получать, вполне, достоверные результаты, которым можно доверять и на основании которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемые в нем психодинамические методы были надежно обоснованными. Кроме того, к людям, занимающихся психодиагностикой, предъявляются особые требования. Основные из них - следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения, наличие достаточного опыта практического использования соответствующих методик.
Глава 1. Познавательные процессы как психические явления человека.
Чтобы жить и действовать, совершая определенные поступки, творить с помощью таких психических процессов как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир.
Обща характеристика внимания.
Дети и взрослые постоянно находятся под влиянием воздействия многочисленных предметов и явлений окружающего мира. Однако, в каждый данный момент или производится отбор того, что должно быть воспринято. Все остальное подмечается неопределенно или вообще не замечается. Эта направленность психической деятельности сознания человека на избирательное восприятие определенных предметов и явлений называется вниманием.
Внимание - это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологическое и физическое усилия человека в течение определенного периода времени.
Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательно процесса.
Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а к вторичным - колебания, переключаемость внимания.
Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а торе - произвольным.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают своего максимума в школьном возрасте, а затем обнаруживают тенденцию к уравниванию. Все стороны внимания с возрастом претерпевают существенные изменения. Первоначально внимание непроизвольно и полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов.
Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. Постепенно идет нарастание произвольного внимания. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесные задания и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. И все же уровень развития дошкольного внимания еще не высок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания.
С первых дней жизни ребенка внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов - стимулов. Л.С.Выготский считал, что употребление языка как средства направления внимания и указателя к образований представлений, имеет для педагогики огромное значение, поскольку с помощью слов ребенок входит в сферу межличностного общения, где для него открывается простор для личного развития.
Первоначально процесс произвольного внимания, направляемые речью взрослого, являются для ребенка, скорее, процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит с самоуправлению поведением, т.е. к произвольному вниманию.
Можно выделить последовательность основных этапов развития детского внимания:
Первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно 0- исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослых, направление взора на названный предмет.
Второй - третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
Четыре - пять лет. Появление способности направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого.
Пять - шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Восприятие человека - необходимая предпосылка и условие его жизни и деятельности.
Восприятие является непосредственным, чувственно - предметным отражением внешнего мира. Именно на основе восприятия возможна деятельность других психических функций - памяти, мышления, воображения. Вместе с тем, оно служит регулятором взаимодействия человека с окружающим миром, без которого невозможна не только практическая деятельность людей, но и жизнедеятельность в целом.
Итак, восприятие - психический процесс отражения в сознании человека совокупностей свойств предмета или явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы).
Восприятие - это сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, т.е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, то воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. для того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.
Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) - это основные свойства образа, складывающегося в процессе и в результате восприятия.
Предметность восприятия формируется у ребенка постоянно в процессе углубления его в суть предметного мира. Играя с предметами, взаимодействуя с объектами учебной деятельности, он обязательно, зрительно и через движения знакомится с ними.
В процессе сенсорного развития у ребенка создается целостный образ о предметах и явлениях. Он возникает из отдельных, частных качеств предмета, отражаемых мозгом. Целостность образа складывается на основе совокупности воспринимаемых ощущений и действий.
С целостностью восприятия связана его структурность. Структурность восприятия - это сформированность цельного образа во времени о предметах и явлениях окружающего нас мира. Целостность и структурность восприятия являются результатом взаимосвязанной деятельности анализаторов.
Обычно выделяют зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные восприятия и соответствующие зоны коры головного мозга.
Прошлый опыт ребенка участвует в формировании образа предмета или явления и зависит от его интересов, потребностей, мотивов, целей и задач деятельности. Чем богаче прошлый опыт и выше мотивы, тем богаче восприятие и образы ребенка.
Понятие об ощущениях.
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Они в своем качестве и многообразии отражают разнообразие свойств окружающего мира. Ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания живыми существами свойств окружающего мира.
Отражение мира на уровне ощущений присутствует практически у всех живых существ - от простейших до высших. Эволюционно ощущения возникли на базе раздражимости, представляющей собой изменение своего внутреннего состояния на биологически значимые воздействия среды.
Выделяют разные виды ощущений, непосредственно связанные с анализаторами как органами ощущения: слуховые ощущения (речевые, звуковые, шумы); вкусовые и обонятельные ощущения; статические и кинестетические ощущения (двигательные).
Ощущения, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной отрасли психологии, называемой психофизикой.
Память и ее развитие.
Памятью называется психический процесс запечатленный, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта.
Ребенок постоянно находится од влиянием огромного потока впечатлений. Часть этих впечатлений и связанных с ними переживаний, мыслей и действий запоминается и может быть вновь воспроизведена, когда предметы и явления, вызвавшие впечатления, уже не действуют непосредственно на анализаторы. Благодаря памяти содержание сознания детей не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, а включает в себя прошлый опыт и знания. Используя память, дети обучаются движениям, речи и ориентировке, создавая в памяти с их помощью образы об окружающем мире, воспроизводят свой опыт.
Существуют многообразие видов памяти. П.П.Блонский разделил память на четыре вида: двигательную; эмоциональную; образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; словесно - логическую (вербальную) память.
В зависимости от характера деятельности, в ходе совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную и произвольную. По способу запоминания выделяются механическая и смысловая память. По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память.
У детей дошкольного возраста первоначально преобладает наглядно - образный вид памяти и он формируется на основе воспитания. При преобладании наглядно - образной памяти дети запоминают любой материал, в том числе и отвлеченный, с помощью конкретных образов, предметов и явлений. Позже происходит формирование словесно - логического вида памяти. В процессе запоминания в той или иной мере участвуют все перечисленные иды памяти, но у одних детей наиболее успешными является запоминание материала, предъявленного зрительно, у других - на слух, у третьих - с помощью мышечно-двигательных ощущений, у четвертых - в различных вариантах смешанного способа запоминания.
различают следующие основные процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Эти процессы тесно связаны друг с другом.
Запоминание может быть произвольным и непроизвольным. При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель в отношении того, что надо запомнить. Запоминание происходит как бы само собой. Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача.
Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом базируется один из способов улучшения запоминания дошкольниками и младших школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызвал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
Объем запоминаемого материала значительно возрастает, если вместо механического заучивания ребенок использует логические, смысловые связи между отдельными частями материала. Запоминанию помогает специальная организация материала: рифмование, установление в материале связей, несуществующих с точки зрения его содержания и др.
Произвольное и непроизвольное запоминание в значительной мере зависит от направленности интересов, внимания и действий детей.
Сохранение. Различают два вида сохранения материала в памяти: кратковременную и длительную память.
Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Такой механизм ограждает долговременную память от огромного потока второстепенных впечатлений.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное осуществляется без специальной цели, что-либо вспомнить, оно вызывается непреднамеренно. Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательность.
Развитие памяти детей начинается с рождения и продолжается в течение всей дальнейшей жизни. Развитие памяти происходит под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Благоприятным условием развития памяти является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное развитие детей.
Индивидуальные развития, имеющие значение для развития памяти, выражается в скорости, точности запоминания и готовности к воспроизведению.
Эти особенности индивидуальных различий у детей связаны с особенностями типа высшей нервной системы, состоянием здоровья, с навыками к точности и аккуратной деятельности (игровой, учебной, трудовой и т.д.), наличием интереса, настойчивости и ответственного отношения к деятельности.
Развитие мышления и речи у детей.
Познания объективной действительности начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. От ощущений и восприятий познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственно - осязательного данного предмета и расширяет границы нашего познания.
Мышление - процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А.Н.Леонтьев).
Мышлению свойственны такие процессы, как абстракция, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения и т.п.
Важной особенностью процесса мышления является его связь с речью. Слово в мышлении отражает общие свойства и связи предметов и явлений, недоступные непосредственному восприятию. Опираясь на речь, мышление позволяет изучать детям сложные процессы и явления в жизни. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и проверяется практикой.
В психологии принято несколько классификаций мышления.
По содержанию мышления выделяют: наглядно - действенное мышление, наглядно - образное (конкретное) и словесно - логическое мышление.
По характеру решаемых задач выделяют: практическое и теоретическое мышление.
По степени новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (шаблонное) и творческое (продуктивное) мышление.
Мыслительная деятельность осуществляется с помощью следующих мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения и классификации, абстракции и конкретизации.
На протяжении всей истории развития психологических исследований мышления проблема соотношения и речи привлекла к себе особенно много внимания. Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. "Именно в значении слова, - говорил Л.С.Выготский, - завязан узел того единства, которые мы называем речевым мышлением". Выготский считал, что в возрасте около 2-х лет в отношениях между мышлением и речью наступает практический, переломный момент: речь становится интеллектуальной, а мышление - речевое.
Признаки наступления этого перелома являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваивает понятия. Решая какие - либо интеллектуальные задачи, он начинает рассуждает вслух, а это в свою очередь признак того, что он не только использует речь как средство для общения, но и для мышления. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.
На эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение длительного времени, вплоть до подросткового возраста.
Роль представлений и воображения в обучении и воспитании детей.
Представления относятся к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно - образным мышлением.
Под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением - психический процесс, заключающийся в сознании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
Различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). По способам создания образов различают воссоздающее и творческое воображение.
Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность. Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск удовлетворения творческих потребностей.
Воссоздающее воображение - это воображение, имеющее в своей основе создание новых образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при чтении книг, просмотре диафильмов, кино и т.д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино помогает им в жизни приблизить к своей действительности образы воображения. Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно.
Дошкольное детство характеризуется развитием фантазии у детей. Игра является одним из важных условий воображаемой ситуации, при которой происходит преобразование образов, накопленных в представлениях. Образ воображения выступает как потребность игровой деятельности, как его цель и программа действий.
Воображение возникает в разных видах деятельности и протекает то усиливаясь, то постепенно затухая, или совсем переходит в грезы или мечту.
Воображение расширяет человеческое познание; оказывает существенное влияние на развитие личностных качеств ребенка; способствует развитию мышления, воли, эмоций и чувств. Благодаря воображению ребенок может предвидеть результаты своей деятельности.
Глава 2. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста.
2.1. Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста.
Слово "психодиагностика" означает буквально "постановка психологического диагноза", или принятие квалифицированного решение о конечном психологическом состоянии человека в целом или о какой - либо отдельно взятом психологическом свойстве.
Практическая психодиагностика используется в самых разных областях деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник прикладных психолого - педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят психологическим консультированием или психической коррекцией. Но чаще всего психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера деятельности. Ее целью становится постановка психологического диагноза, т.е. оценка наличного психического состояния человека.
Дети дошкольного возраста обладают рядом психологических и поведенческих особенностей, знание которых необходимо для того, чтоб получать достоверные результаты в процессе их психодиагностического обследования. К этим особенностям прежде всего относится сравнительно низкий уровень сознания и самосознания. У большинства дошкольников такие познавательные процесс как внимание, память, восприятие, воображение и мышление находится на сравнительно низком уровне развития.
Чтобы правильно судить об уровне развития, достигнутом ребенком, необходимо тестовые психодиагостические задания подбирать таким образом, чтобы они одновременно были рассчитаны как на произвольный, так и непроизвольный уровень регуляции когнитивной сферы. Это позволяет адекватно оценить, с одной стороны, степень произвольности познавательных процессов, а с другой стороны - реальный уровень их развития в том случае, если они еще не являются произвольными. У детей 3-6 лет уже есть элементы произвольности в управлении своими познавательными процессами. Но основная часть детей этого возраста характеризуется преобладанием непроизвольных познавательных процессов, на них и опирается ребенок, познавая окружающий мир. Психодиагностика детей этого возраста, следовательно, должна быть двояконаправленной:
Детальное изучение развития непроизвольных познавательных процессов.
Своевременное обнаружение и точное описание произвольных когнитивных действий и реакций.
Дети -дошкольники очень слабо осознают собственные личностные качества и не могут правильно оценить свое поведение. Начиная с 4-х - 6 лет, дети уже могут оценить себя как личность, но в ограниченных пределах. Поэтому здесь рекомендуют обращаться к методу внешней экспертной оценки, используя в качестве экспертов взрослых людей, хорошо знающих данного ребенка.
Также для детей - дошкольников не вполне годятся личностные опросники, содержащие в себе прямые суждения самооценочного типа. Если речь идет о косвенных суждениях, то они также не должны включать в себя особенности психологии поведения, которое ребенок еще недостаточно хорошо осознает. Вообще, использование подобных опросников в психодиагностических целях дошкольном возрасте следует свести к минимуму, и если обращение к ним неизбежно, то каждый вопрос необходимо подробно и доступно объяснять ребенку.
Дошкольники лишь тогда будут в процессе психодиагностики демонстрировать свои способности, т.е. показывать результаты, правильно отражающие уровень их психического развития, когда сами методики и имеющиеся в них задания вызывают и поддерживают к себе на протяжении всего времени интерес ребенка. Как только непосредственный интерес ребенка к выполненному заданию утрачивается, он перестает проявлять те способности и задатки, которыми реально обладает. Поэтому, если мы хотим выявить действительный уровень психологического развития ребенка и его возможности, например, зону потенциального развития, необходимо заранее, составляя инструкцию и методику, позаботиться о том, чтобы все это вызывало со стороны ребенка непроизвольное внимание и было достаточно интересно для него.
Наконец, следует учитывать особенности самих непроизвольных познавательных процессов, к примеру, непостоянство непроизвольного внимания и повышенную утомляемость детей данного возраста. Поэтому серию тестовых заданий не следует делать слишком длинной, требующей большого количества времени. Оптимальным для детей дошкольного возраста считается время выполнения тестовых заданий, находящихся в пределах от одной до десяти минут, причем, чем меньше возраст ребенка, тем более коротким оно должно быть.
Наилучшие психодиагостические результаты можно получить, наблюдая за детьми в процессе занятия ведущей для данного возраста деятельностью - игрой.
При проведении психодиагностики детей младшего и среднего дошкольного возраста следует иметь в виду, как изменение формы игр, так и возникновение нового вида социальной активности - межличностного общения. Соответственно и методики психодиагностики следует разрабатывать так, чтобы они предполагали не только наблюдения за детьми в индивидуальной предметной деятельности, но и в коллективной игре сюжетно - ролевого плана. Такую игру с ребенком может организовать и в психодиагностических целях и провести сам психолог.
В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности добавляются игры с правилами и, кроме того, возникают элементарные рефлексивные способности. Старшие дошкольники не только осознают и руководствуются в своем поведении некоторыми правилами межличностного общения, особенно в играх, но в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например чтением и игрой, анализировать собственное поведение в нем, давать оценки самому себе и окружающим людям. Это открывает возможность для использования в данном возрасте тех психодиагностических методик, которые обычно применяются для изучения психологии школьников и взрослых людей. Сказанное, прежде всего, относится к методам исследования познавательных процессов.
2.2. Методы диагностики познавательных процессов и речи у дошкольников.
Для того чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей дошкольного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам, необходим определенный набор методик, который называется "стандартизированным комплексом психодиагностических методик". Данный комплекс позволяет не только определить уровень развития познавательных процессов, но и сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год.
Результаты предложенных тестов оцениваются по десятибалльной шкале. К каждой использованной методике после ее описания дается способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка.
Тест всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка.
Если ребенку 5-6 лет, то по полученным показателям прямо можно делать заключение об уровне его психического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако, в этом случае они могут быть только относительными, т.е. рассматриваться в сравнении с 5-6 летними детьми.
Методы диагностики восприятия.
Здесь используются методики:
1) "Чего не хватает на этих рисунках?" (рис. 1.)
Оценка результатов: 10 баллов - t < 25 сек, назвав при этом 7 недостающий предметов; 8-9 баллов - t = от 26 до 30 сек, названы все недостающие предметы; 6-7 баллов - t = от 31 до 35 сек; 4-5 баллов - t =36 - 40 сек; 2-3 балла - t = 41 - 45 сек; 0-1 балл - t > 45сек.

Рис. 1. Серия картинок к методике "Чего не хватает на этих картинках?"
2) "Узнай, кто это". (рис.2.)
Ребенку показываются фрагмент рисунка собаки, выяснятся, по какому фрагменту (каждый фрагмент предъявляется на 10 сек) ребенок определил, что это собака?

Рис. 2. Картинки к методике "Узнай, кто это"
Оценка результатов: 10 баллов - по фрагменту "а" определил изображение собаки, t < 10 сек; 7-9 баллов - фрагмент "б", t = 11 - 20 сек; 4-6 баллов - фрагмент "в", t = 21 - 30 сек; 2-3 балла - фрагмент "г", t = 30 - 40 сек; 0-1 балл - t > 50 сек, так и не догадался, то это за животное, просмотрев фрагмент а, б, в.
3) "Какие предметы спрятаны в рисунках?".
Предлагается рисунок 3.

Рис. 3. Картинки к методике "Какие предметы спрятаны в рисунках?"
От рисунка к рисунку можно переходить лишь тогда, когда в предыдущем найдены все предметы.
Оценка результатов: 10 баллов - все предмет, t < 20 сек; 8-9 баллов - все предметы за t = 21 - 30 сек; 6-7 баллов - все предметы, t = 31 - 40 сек; 4-5 баллов t = 41 - 50 сек; 2-3 балла - t = 51 - 60 сек; 0-1 балл t - > 60 сек, ребенок не смог найти всех "спрятанных" предметов.
4) "Чем залатать коврик?".
Из нескольких кусочков материала, необходимо подобрать такой, который наиболее всего подходит к рисунку коврика.

Рис. 4. Картинки к методике "Чем залатать коврик?"
Оценка результатов: 10 баллов 20 сек; 8 - 9 баллов - = 30 сек; 6 - 7 баллов - = 31 - 40 сек; 4-5 баллов - = 41 - 50 сек; 2-3 балла - 51 - 60 сек; 0-1 - ребенок не справился с выполнением задания за 60 сек.
Выводы по четырем выше представленным методикам:
10 баллов - очень высокий; 8-9 баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 балла - низкий; 0-1 - очень низкий.
Методы диагностики внимания.
В данном разделе изучаются такие качества внимания, как продуктивность, непереключаемость, объем. Для определения продуктивности и устойчивости внимания используются различные материалы, причем для детей разного возраста они носят различное содержание, хотя инструкции даются одинаковые. Так, для детей 3-4 лет дают матрицы с изображением игрушек, для 4-5 -ти летних уже с изображением более сложных фигур: треугольник, флажок, квадрат и т.д. Для детей 6 - ти летнего возраста смело можно дать кольца Ландальта (рис. 5.). Ребенок должен просматривая фигуры или кольца, вычеркивать заданные. Затем результаты обсчитываются по формуле: S = ,
Оценка результатов производится по 10 -ти бальной шкале. 10 баллов - S = 1,25 балла; 8-9 баллов - S = 1,00 - 1,25 балла; 6-7 баллов - S = 0,75 - 1,00 баллов; 4-5 баллов - S = 0,50 - 0,75 баллов; 2-3 балла - S = 0,24 - 0,50; 0 - 1- S = 0,00 - 0,02.

Рис. 5. Матрица с кольцами Ландольта, используемая в методиках определения продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания.
Устойчивость определяется по графику (см. гл. 3).
Оценка результатов: 10 баллов - очень высокий уровень; 8-9 баллов - продуктивность и устойчивость внимания высокая; 4-7 баллов - средняя; 2-3 баллов - низка; 0-1 балл - очень низкая.
2) "Проставь значки". Для переключения и распределения внимания. В течение 2-х минут ребенок в определенных фигурках расставляет определенные значки (рис.6). При обработке результатов учитывается время, количество просмотренных фигур и количество ошибок. Общий показатель определяется по формуле: S = =.
N - количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течении двух минут.
n - количество ошибок. Ошибками считаются неправильно проставленные значки или пропущенные.

Рис. 6. Лист к методике "Проставь значки"
Оценка: 10 баллов - S = 1,00; 8-9 баллов - S = 0,75 - 1,00; 6-7 баллов - S = 0,50 - 0,75; 4-5 баллов - S = 0,25 - 0,50; 0-3 баллов - S = 0,00 - 0,25.
5) "Запомни и расставь точки". Оцениваем объем внимания (рис. 7).
Ребенку предлагают 8 малых квадратов с изображением на них точек. Первым идет квадрат с 2-мя точками, последний - с 9-ю.
Ребенку на 1-2 сек, последовательно показывают каждую из 8-ми карточек. Дают ребенку пустую карточку, и он должен воспроизвести на ней только что увиденное. Объемом считается максимальное число точек, правильно воспроизведенное на любой из карточек (выбирается та, на которой безошибочно воспроизведено самое большое количество точек).

Рис. 7. Стимульный материал к заданию "Запомни и расставь точки".
Оценка: 10 баллов - 6 и более точек за 2 минуты; 8-9 баллов - 4 -5 точек; 6-7 - 3-4 точки; 4-5 балов - 2-3 точки; 0-3 баллов - не более 1 точки.
Выводы для двух указанных методик: 10 баллов - очень высокий , 8-9 - высокий - средний, 4-5 баллов - низкий, 0-3 балла - очень низкий.
Методы диагностики воображения.
"Придуманный рассказ".
Ребенку дается задание придумать рассказ о ком - либо или о чем либо, затратив на это всего 1 минуту, а за 2 мин. пересказать его. Оценивается методика от 0 до 2 баллов: 2 балла - 30сек; 4 и более персонажа; 1 балл - = 30 сек - 1 мин, 2-3 персонажа; 0 баллов - если за минуту не смог ничего придумать, механически пересказывает что - либо слышанное или виденное. При оценке учитывается:
Скорость придумывания рассказа.
Необычайность, оригинальность рассказа.
Разнообразие образов.
Проработанность и детализация образов.
Впечатлительность и эмоциональность образов.
По каждому из этих параметров ставится 0, 1 или 2 балла. Баллы складываются и делаются выводы: 10 баллов - очень высокий уровень; 8-9- баллов - высокий; 4-7 баллов - средний; 2-3 низкий; 0-1 балл - очень низкий.
"Нарисуй что - ни будь".
Ребенку дается бумага и набор фломастеров. За 4 минуты его просят нарисовать, что - нибудь необычное.
10 баллов - оригинальный, необычный, с незаурядной фантазией. Рисунок оказывает большое внимание на зрителя, его образы тщательно проработаны.
8-9 баллов - не является совершенно новым, но достаточно оригинальный, с фантазией, эмоциональный и красочный, детали неплохо проработаны.
5-7 баллов - в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя впечатление. Детали проработаны средне.
3-4 балла - очень простой, неоригинальный, слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
- за четыре минуты ребенок так и не смог ничего придумать.
Выводы: 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 5-7 - средний, 3-4 балла - низкий, 0-2 балл - очень низкий.
3)"Придумай игру". За 5 мин. ребенок должен придумать игру, отвечая на вопросы экспериментатора. В ответах должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры.
Критерии оценки таковы: 1. Оригинальность и новизна. 2. Продуманность условий. 3. Наличие разных ролей. 4. Наличие определенных правил. 5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.
По каждому из критериев дается оценка 0-2 балла, которые потом суммируются, и делаются выводы: 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 6-7 баллов - средний, 4-5 - низкий, 0-3 балла - очень низкий.
Методы диагностики памяти.
В практической психодиагностике приходится ограничиваться только некоторыми видами памяти: узнавание, воспроизведение, запоминание.
1)"Узнай фигуры". По пяти картинкам, расположенных рядами, определяется узнавание. Ребенок должен найти картинку похожую на картинку слева. Ребенок должен решить все задачи за время, не больше чем 1,5 мин. (рис.8).
10 баллов - t < 45 сек, 8-9 баллов - t = 45-50 сек, 6-7 баллов - t = 50-60 сек, 4-5 баллов - t = 60-70 сек, 2-3 бала - t = 70-80 сек, 0-1 балл - t > 80 сек.
Выводы: 10 баллов - очень высокий, 8-9 баллов - высокий, 4-7 - средний, 2-3 балла - низкий, 0-1 - очень низкий.
Для определения объема кратковременной зрительной памяти используют рисунок (рис. 9).
Рисунок "а" представляют на 30 сек, затем на рисунке "б" ребенок знает изображения рисунка "а".
10 баллов - все изображения, t < 45 сек = очень высокий уровень.
8-9 баллов - 7-8 изображений, t = 45-55 сек = высокий.
6-7 баллов - 5-6 изображений, t = 55-65 сек = средний.
4-5 баллов - 3-4 изображения, t = 65-75 сек = средний.
2-3 баллов - 1-2 изображения, t = 75-85 сек = низкий.
0-1 балла - не узнал ни одного изображения за t = 90 сек - очень низкий.


А
Рис. 9. Набор фигур к методике "Запомни рисунки".
"Запомни цифры".
Экспериментатор зачитывает ряд цифр сверху вниз (рис.10, рис.11).
9
2 4
3 8 6
1 5 8 5
4 6 2 3 9
4 8 9 1 7 3
5 1 7 4 2 3 8
1 4 2 5 9 7 6 3 3
7 9
1 5 4
6 8 5 2
3 5 9 6 1
7 9 6 4 8 3
9 8 5 2 1 6 3
4 2 7 0 1 8 9 5 Рис. 10
4 9 1 6 3 2 5 8
8 5 9 2 3 4 6
1 6 5 2 9 8
4 1 3 7 2
9 2 6 5
4 1 7
2 5
3 4 5 7 1 9 2 8 3
1 7 9 5 8 4 6
3 1 7 6 9 2
2 8 5 9 1
4 9 3 7
1 5 2
8 3
6 Рис.11
Ребенок должен повторить каждый ряд после его прослушивания. Если допускается ошибка, то повторяется соседний ряд цифр "б", состоящих из такого же количества цифр, как тот, в котором допущена ошибка. Если ребенок дважды ошибается, то переходят к зачитыванию других рядов "а" и "б". В заключение определяется объем кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведенных в 1 и во 2 попытках.
10 баллов - 9 цифр в среднем, 8-9 баллов - 7-8 цифр, 6-7 баллов - 5-6 цифр, 4-5 баллов - 4 цифры, 2-3 балла - 3 цифры, 0-1 балл - от 0 до 2 цифр. выводы те же, что и в предыдущем методе.
4) "Запомни слова". Ребенку дается ряд слов (12). За 6 попыток должен произвести все слова.
10 баллов - 12 слов за менее 6 попыток, 8-9 баллов - 10 - 11 слов, 6-7 баллов - 8-9 слов, 4-5 балла - 6-7 слова, 2-3 балла -4-5 слов, 0-1 балл - не более 3 слов. Выводы те же, что и в предыдущем методе.
Методы диагностики мышления.
Для диагностики мышления используются различные вид тестов. Детям предлагается работа по картинкам, т.к. у детей дошкольного возраста преобладает образно - логическое и наглядно - действенное мышление. Для этого используют методики типа "Нелепицы", где ребенок должен все "расставить" по своим местам, "Времена года", где ребенок за отведенное время должен не только назвать время года, но и указать те признаки, которые свидетельствуют о том, что именно это время изображено на картинке.
Так же дети 4-5 лет выделяют лишние предмет на картинках типа "Четвертый лишний", или на которых его - то не хватает: "Кому чего не достает?". Результат оцениваются в основном по времени, затраченному на выполнение заданий по 10-ти бальной системе. Методика "Разделим на группы", предназначена для детей 4-5 ти летнего возраста, но ее можно применить и к детям 5-6 лет, немного изменив. Пример приведен в главе 3 данной работы.
Для наглядно - действенного мышления применимы методики "Обведи контур", "Пройди через лабиринт", где оценивается время работы и точность выполнения действий. Методика "Воспроизведи рисунок" предназначена для детей 3-4 лет, а "Вырежи фигуры" для детей 4-5 лет.
В экспериментальной части предоставлены результаты обследования ребенка по методике "Пройди лабиринт". Результаты оцениваются по 10-ти бальной системе: 10 баллов - t < 45 сек, ни разу не коснулся стенок лабиринта палочкой, - очень высокий уровень; 8-9 баллов - t =45-60 сек, 1-2 касания, - высокий уровень; 6-7 баллов - t = 60-80 сек, 3-4 касания, - средний уровень; 4-5 балла - t = 90-100 сек, 5-6 касаний, - средний уровень; 2-3 балла - t = 100-120 сек, 7-9 касаний, - низкий; 0-1 балл - t > 120 сек, - очень низкий.
Методы диагностики речи так же проводятся с опорой на картинки. По методу "Расскажи по картинке", результат оцениваются по фрагментам реи, использованным в рассказе и занесенными в соответствующую таблицу. Картинки предлагаются сериями и сюжетные, причем от возраста к возрасту их содержание усложняется. Приводим пример картинки, используемой в работе с 6-7 летними детьми (рис. 12.). Образец таблицы и результаты обследования приведены в главе 3 данной работы.
Кроме того, с детьми дошкольного возраста можно использовать методику "Назови слова", результаты оцениваются так: 10 баллов - 40 и более слов, относящихся ко всем группам - очень высокий уровень; 8-9 баллов - 35-39 слов из различных групп - высокий; 6-7 баллов - 30-34 слова из разных групп - средний; 4-5 баллов - 25-29 слов - средний; 2-3 балла - 20-24 слова - низкий уровень; 0-1 балл - не более 19 слов - очень низкий. На каждую группу приходится по 20 сек.

Рис. 12. Примерная картинка к методике, предназначенной для определения активного словарного запаса ребенка младшего школьного возраста.
Таким образом, мы видим, то все методики предназначены для детей разного возраста. Задания либо усложняются, либо упрощаются. Или же изменяется время работы. Где это сделать невозможно, то предлагаются разные картинки и задания. Все оценки производятся по 10-ти бальной системе, но исследователю разрешается прибавлять, или отнимать 1-2 балла, в связи с поведением ребенка, его усердием и т.д. Кроме того, в некоторых методиках необходимо делать сноску: по сравнению с детьми 5-6 лет или по сравнению с другими детьми. Текст всего комплекта методик завершается "Индивидуальной картой психологического развития ребенка", в которую заносятся в течение нескольких лет данные, касающиеся повторных и последующих обследований данного ребенка. Это помогает следить за развитием его психических функций.
Глава 3. Определение уровня развития познавательных процессов и речи у детей от 3 до 7 лет
В экспериментальной части представлено тестирование детей разного дошкольного возраста. У разных детей были исследованы разные познавательные процессы и результаты заносились в таблицу. Так, например, одних детей обследовалось восприятие, у других воображение, у третьих память и т.д.
Киянский Игорь 4,5 лет; средняя группа дс.
Диагностика внимания. "Поставь значки" "Запомни и расставь точки" "Найди и вычеркни" Переключение и
распределение Объем Продуктивность Устойчивость S = 0,2 = 0-3 балла
Очень низкий уровень (по сравнению с детьми 6 лет) 2-3 точки = 4-5 баллов.
Низкий уровень (по сравнению с детьми 6 лет) S=0,44 = 2-3 балла.
Низкая (по сравнению с детьми 6 лет) Низкая очень

Диагностика восприятия Дата "Чего не хватает" "Узнай кто это?" "Какие предметы спрятаны на рисунке" "Чем залатать коврик?" t= 37 сек =4-7 баллов -средний уровень t= 20сек = 7 баллов - средний уровень (по сравнению с детьми 5-6 лет) t= 60 сек = 3 балла - низкий уровень (по сравнению с детьми 5-6 лет) t= 50 сек = 4 балла - средний уровень (по сравнению с детьми 5-6 лет)
Делая выводы из результатов обследования, можно сказать, развитие внимания и восприятия находится у Игоря К. на среднем уровне, причем восприятие более развито, чем внимание.
Кобзев Саша 4 года (средняя группа дс).
Диагностика воображения. Дата "Придумай рассказ" "Нарисуй то - нибудь" "Придумай игру" = 1мин=1 балл
2. Необычность = 0 балла
3. Разнообразие образов = 0 баллов
4. Детализация образов =0 баллов
5. Эмоциональность =0 баллов
-0-1б. уровень очень низкий (по сравнению детьми 5-6 лет) t= 5 мин =5 баллов - средний уровень (рисунок прилагается) по сравнению с детьми 5-6 лет. Оригинальность = 0 баллов
продуманность условий = 1 балл
наличие разных ролей = 1 балл
Наличие правил =1 балл
Точность оценки успешного проведения игры = 0 баллов
-3 б. уровень очень низкий(по сравнению с детьми 5-6 лет)
При оформлении документации, таблица заполняется не та подробно, ней лишь указывается уровень развития тех или иных процессов познания.
Гурьянова Ксения 5 лет 3 месяца (старшая группа дс).
Диагностика памяти. Дата Узнавание Запоминание и воспроизведение "Узнай фигуру" "Запомни рисунки" "Запомни цифры" "Выучи все слова" оперативная память кратковременная зрительная память кратковременная слуховая память динамика заучивания t = 65 сек = 4-5 балла- средний уровень t = 60 сек = 7 баллов - средний уровень 3 цифр с среднем - 3 балла - низкий уровень за 6 попыток -8 слов = 6-7 баллов -средний уровень
Мурадханова Ирина 3 года 8 месяцев.
Диагностика образно - логического мышления. Дата "Нелепицы" "Времена года" "Кому чего недостает" Заметила все, не объяснила 3 =6-7 баллов - средний уровень правильно назвала, указала 6 признаков - 8-9 баллов - высокий уровень t = 47 сек = 8-9 баллов - высокий уровень
Образно - логическое мышление
Гусева Ира 4 года 3 месяца. Дата "Что здесь лишнее" "Раздели на группы" t= 1,5 мин = 8-9 баллов = высокий уровень t= 3 мин. Выделила 5 групп фигур = 4 балла - средний уровень
Наглядно - действенное мышление.
Гусева Оля 6 лет 2 месяца. Дата "Обведи контур" "Пройди через лабиринт" "Воспроизведи рисунок" "Вырежи фигуры" t= 123 сек, 4 линии не вполне прямые= 5-6 баллов - средний уровень t=45 сек, 6 касаний = 8-9 баллов - высокий уровень t= 96 сек, двух случаях не точное соединение углов - 8-9 баллов - высокий уровень t = 3,5 мин, контуры отличаются от оригиналов на 1-2 мм = 7-9 баллов - высокий уровень
Речь.
Гурьянова Ксения 3года 4 месяца. Дата "Назови слова" "Расскажи по картинке" t= 60 сек, 18 слов, не из всех групп (1,2,3,4,6 группы) = 1 балл = очень низкий (по сравнению с детьми 5-6 лет) В речи имеются 6 из содержащихся в таблице фрагментов речи = 6-7 баллов - средний уровень развития.
Кроме того, что обследовались разные познавательные процессы у разных детей (от 3 до 7 лет), было проведено полное обследование познавательных процессов у отдельно взятого ребенка, результаты занесены в таблицу и сделаны соответствующие вывод об уровне развития этих процессов у ребенка. В обследовании даны подробные ответы ребенка, приложены его рисунки, образцы рассказов и продуктивной деятельности.
Юдин Костя 6 лет 6 месяцев (подготовительная к школе группа дс).
Диагностика восприятия.
"Чего не хватает на этих картинках?"
Предоставлена серия картинок с недостающими деталями. Ребенок нашел все недостающие детали (у слона бивни с помощью психолога) за 30 сек, это 8-9 баллов, что является высоким уровнем развития (см. оценку результатов и выводы в гл.2)
2) "Узнай, кто это?"
Даны картинки с фрагментами некоторого рисунка (собаки). Костя за 10 сек по изображению "а" определил, что на целом рисунке изображена собака. Это приравнивается к 10 баллом, что говорит об очень высоком уровне развития.
3)"Какие предметы спрятаны в рисунках?"
Были предложены 3 картинки. мальчик за 20 сек назвал все очертания фигур, спрятанных друг в друге, что равно 10 баллам, а это очень высокий уровень развития.
4)"Чем залатать коврик?"
Ребенок должен был подобрать вырезанную из рисунка деталь. Мальчик справился с заданием за 19 сек, 10 баллов - это очень высокий уровень развития.
Делая выводы из тестирования, можно сказать, то восприятие Юдина Кости находится на очень высоком уровне развития.
Диагностика внимания.
1) Определение продуктивности и устойчивости внимания.
Ребенку был предложен бланк с кольцами Ландольта и результат обработан по следующей формуле: S = ,
где t - время, N - количество колец, просмотренных за t; n - количество ошибок, допущенных за определенное время, причем t - число переменное, равное 60 или 300. Это зависит о того, определяем ли мы продуктивность внимания за минуту или пять минут.
Юдин Костя за пять минут просмотрел 399 колец и допустил 3 ошибки (пропустил нужные кольца), значит:
S = = 0,3 (за пять минут).
Показатель 0,3 находится в границе от 0,24 до 0,50, то равно 2 - 3 баллам, а это значит, что продуктивность внимания у ребенка низкая.
S1 = = 0,65(первая минута)
S2 = = 0,66 (вторая минута)
S3 = = 0,71 (третья минута)
S4 = = 0,59 (четвертая минута)
S5 = = 0,55 (пятая минута)
По полученным данным строим график:

Из графика делаем вывод, что все точки графика не выходят за пределы одной зоны, это значит, что внимание ребенка очень устойчивое.
Оценка переключения внимания.
"Проставь значки"
Ребенку показывают рисунок, где он должен в определенной фигуре поставить определенный знак (см. описание методики в гл. 2).
Костя за 2 минуты, просмотрел и отметил, не сделав ни одной ошибки, 45 фигур. Определил общий показатель переключения и распределения внимания по формуле:
S = = 0,19
Данный показатель оценивается 3 баллами, что показывает очень низкий уровень развития.
Оценка объема внимания
"Запомни и расставь точки".
Мальчику предоставили стимульный материал, где он по памяти воспроизвел положение точек на той или иной карточке (описание см. в гл. 2).
Предоставляется образец работы ребенка:
1 2 3 4
,.


5 6 7 8



Максимальное, безошибочное количество указанных точек было воспроизведено на 5 карточке. Костя точно указал количество (6 точек) и местоположение их. Это приравнивается к 10 баллам. 10 баллов - это очень высокий уровень развития.
Так же на 6 карточке точно было воспроизведено 6 точек (одну пропустил), что так же равно 10 баллам.
Диагностика воображения.
Придумай рассказ.
Ребенку было дано задание за 1 минуту придумать и за 2 минуты пересказать его. Причем оценивался рассказ по определенным критериям (см. описание в гл.2). Предлагается копия придуманного рассказа:
"Однажды мне очень сильно захотелось картошки. Мама сказала: "Давай наварю". Я сказал: "Нет, я хочу другого картофеля. Хрустящего, тонкого, в пакетике". Я взял маму за руку и повел в магазин. Я сказал: "Вот, что я хочу". Мама сказала: "Да это же чипсы!" Я сказал: "Я их и хотел, вкусные, хрустящие, соленые чипсы!" Все закончилось, что мама мне купила и, хоть и дорого".
Рассказ был придуман за 30 сек, это равно 2 баллам.
Рассказ был придуман самим ребенком (диагност спрашивал у ребенка: "Это было с тобой, или ты придумал?"), что приравнивается к 2 баллам.
В рассказе используются два образа и одна вещь, причем довольно ярко характеризуется. Это равно 1 баллу.
Вещь характеризуется 3 и более признаками, что равно 2 баллам.
Ребенок очень эмоционально и образно передавал рассказ, сопровождая его жестами и своеобразной мимикой. Слушатель явно зарядился эмоциями ребенка и ярко представил предмет, описываемый ребенком = 2 балла.
Баллы просуммированы: ребенок получил 9 баллов, что говорит о высоком уровне развития.
"Нарисуй что - нибудь".
За 4 минуты ребенок нарисовал рисунок (Приложение 1) и рассказал о том, что он нарисовал. Последнее важно, т.к. техника рисования у всех детей разная и хороша техника отнюдь не характеризует воображение ребенка. Здесь более всего важен смысл, вложенный в рисунок и его образы.
Описание рисунка: "Я хоть и не дорисовал... Это машина - турбовик, смешанный с поездом и самолетом, с автомобилем, автобусом и с домом. Он называется "Супер - сникерс". Если бы дома были на колесах, то он бы перегнал, потому что у него сильный двигатель. На него нужно много денег. В Америке бы он стоил от 3-х до полтора миллиона долларов".
За отведенное время ребенок придумал и нарисовал нечто оригинальное, что свидетельствует о незаурядной фантазии и богатом воображении. Но дорисовать не успел, детали рисунка проработаны средне. Сам рисунок оказывает на зрителя определенное впечатление, но рассказ о рисунке оказывает на слушателя более эмоциональное впечатление. Следовательно, результаты оценки будут колебаться в пределах пяти - девяти баллов, что не является и средним, и высоким уровнем развития. Значит, охарактеризуем его как уровень развития воображения (по данной методике) - выше среднего.
"Придумай игру".
Ребенок получает задание за 5 минут придумать игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора:
Как называется игра?
В чем она состоит?
Сколько человек необходимо для игры?
Какие роли получают участники?
Как будет проходить игра?
Каковы правила игры?
Чем она должна закончиться?
Как оцениваются результаты игры?
Приводим игру, составленную ребенком:
"Игра называется "На Второй Мировой войне". Нужно 5 человек. Будет 1 корабль, 1 истребитель, 1 обычный боевой самолет и 2 танка. Смысл в том, кто первый ранит этот корабль, а чтобы корабли подбить, нужно выбросить на кубике 5 или 6, если вы выбросили 3 или 4, то захватывают в плен, а 1-2 - убили. Кто больше разрушит кораблей, захватит взлетную полосу истребителя, то тот побеждает. Если двое захватили полосу и накопили общее количество кораблей, то побеждает тот, кто быстрее всех дошел до радиостанции и набрал большее количество кораблей, тот побеждает". (Рассказ записан точно со слов ребенка).
Критерии оценки содержания игры описаны в главе 2. оценим придуманную ребенком игру. По всем критериям ребенок получает 2 балла, т.к. игра нова и оригинальна, условия довольно четко продуманы, использовано много участников и распределены роли, установлены правила игры, точно определены критерии оценок успешности проведения игры. В сумме ребенок набрал 10 баллов, что свидетельствует об очень высоком уровне развития.
Диагностика памяти.
Методика на узнавание: "Узнай фигуры".
Ребенку давалось пять картинок, расположенных рядами. Слева дана картинка, которую ребенок должен выбрать из 4-х других (т.е. найти в ряду похожую на нее). Предлагается 10 полосок (рядов) разных картинок (описание см. в гл. 2).
За 1,5 мин. ребенок должен решить все задачи. Мальчик справился со всеми задачами за 48 сек., что говорит о высоком уровне развития.
Объем кратковременной зрительной памяти: "Запомни рисунки".
Ребенок за 30 сек должен запомнить фигуры, изображенные на рисунке и за 1,5 сек узнать и вычеркнуть те же фигуры на другом рисунке (описание см. в гл. 2).
Костя узнал на картинке "б" все девять изображенных фигур, представленных ему на картинке "а", затратив на это 30 сек, что свидетельствует 10 балла и говорит об очень высоком уровне развития.
Объем кратковременной слуховой памяти. Ребенок должен был повторить ряд цифр, предложенных ему взрослым (описание см. в гл.2).
В первой попытке ребенок правильно воспроизвел 11 цифр. В во второй - правильно 5 цифр. Всего было 16 правильно воспроизведенных цифр. Разделим эту сумму на 2 и получим в среднем 8 правильно воспроизведенных цифр. Это соответствует 9 баллам, что свидетельствует о высоком уровне развития.
Динамика заучивания. "Выучи слова".
Костя получил задание за 6 попыток запомнить и воспроизвести 12 слов, предложенных взрослым: дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картина, человек, книга. На 1 попытке мальчик воспроизвел 6 слов; на второй - 11 слов; на третьей - 12 слов. Это соответствует 10 баллам и говорит об очень высоком уровне развития. Но чтобы построить график заучивания ряда слов, экспериментатор продолжил эксперимент до 6 попыток, из чего получилось, что на 4 попытке ребенок воспроизвел 11 слов, на 5 - 11, на 6 - 9 слов (причем забывались все время разные слова).
Строим график:
Диагностика мышления.
Образно - логическое мышление: "Раздели на группы"
ребенку дано задание разделить на группы, предложенные ему фигуры разной формы, величины и цвета. Экспериментатор немного изменил методику, предоставленную Р.С.Немовым, следующим образом: фигуры предоставлялись не на общей картинке, а вырезанными.

- 3 штуки: красный, желтый, зеленый

- 3 штуки: желтый, зеленый, синий


- 3 штуки: желтый, зеленый, синий

- оранжевый, желтый, зеленый

зеленый, красный, синий


оранжевый, зеленый, синий

- зеленый, желтый, синий

- синий, зеленый, красный
Фигуры были разложены ребенком, следующим образом:








Таким образом, была добавлена еще одна группа фигур, а следовательно, и увеличено время работы до 3,5 мин.
Ребенок выделил все группы фигур за 2,5 мин., т.к. добавлена еще 1 группа, то ребенку можно поставить 10 баллов, что соответствует очень высокому уровню развития.
Наглядно - действенное мышление: "Пройди через лабиринт".
Ребенку была дана картинки - лабиринт, через который он должен был пройти (ведя палочкой или карандашом) как можно скорее и не касаясь стенок лабиринта (рис. представлен в главе 2). Костя выполнил задание за 40 сек., при этом 3 раза коснулся стенок лабиринта, значит, ребенку можно поставить8-9 баллов и можно считать уровень развития высоким.
Диагностика речи.
Определение запаса слов: "Назови слово".
Мальчику называлось некоторое слово из соответствующей группы и просили его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к той же группе: 1. животные - 9 слов, 2. растения - 8 слов, 3. цвета - 9 слов, 4. другие признаки предметов - 10 слов, 5. действия человека - 8 слов, 6. формы предметов - 5 слов, способы выполнения действий - 2 слова, 8. качества действий - 7 слов. Всего ребенок назвал 58 слов, относящиеся к разным группам. Это очень высокий уровень развития.
Определение активного словаря.
Косте предложили картинку, на которой изображены люди и предметы, и попросили в течение 5 мин. подробно рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. По окончании результаты были занесены в таблицу.
№ Фиксируемые признаки Частота употребления 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
существительные
глаголы
причастия
деепричастия
прилагательные в начальной форме
прилаг. в сравнительной форме
прилаг. с превосходной форме
союзы
предлоги
частицы
однородные члены предложения
сложные члены предложения
вводные конструкции, начинающие со слов "во-первых", "по моему мнению"
сложные предложения с союзами (который, потому что, так как) часто
часто
редко
не употребляются
часто
не употребляются
не употребляются
часто
часто
не употребляется
не часто
часто
не часто
не часто
В рассказе Кости встречаются 10 из перечисленных в протоколе признаков, что соответствует 10 баллам и говорит об очень высоком уровне развития.
По окончании обследования, результаты в таблицу, делается вывод о развитии познавательных процессов у ребенка, и деются соответствующие рекомендации воспитателям и родителям.
Карта индивидуального психологического развития ребенка.
Фамилия имя ребенка Юдин Костя
Возраст ребенка 6 лет 6 месяцев
Группа детского сада подготовительная группа
Дата обследования Восприятие Внимание "Чего не хватает на этих рисунках" "Узнай, кто это" "Какие предметы спрятаны в рисунках" "Чем замотать коврик "Найди и вычеркни" "Проставь значки" "Запомни и проставь точки" Продуктивность устойчивость высокий уровень оч. высокий оч. высокий оч. высокий низкая оч. устойчивое оч. низкий оч. высокий
Продолжение таблицы дата обследования Воображение Память Узнавание Запоминание и воспроизведение "Придумай рассказ" "Нарисуй что - нибудь" "Придумай игру" "Узнай фигуру" "Запомни рисунки" "Запомни цифры" "Выучи слова" оперативная память кратковременная зрительная память (объем) кратковременная слуховая память (объем) динамика заучивания высокий уровень выше среднего оч. высокий высокий оч. высокий уровень высокий уровень оч. высокий
Продолжение таблицы Мышление речь Личностные особенности и т.д. образно-логическое наглядно действенное "Назови слова" "Расскажи по картинке" В данной графе указываются результаты обследования личностных и межличностных отношений данного ребенка. "Раздели на группы" "Пройди через лабиринт" очень высокий высокий уровень очень высокий очень высокий 1.
Таким образом, мы видим, что развитие познавательных процессов в основном находится на высоком и очень высоком уровне развития. Особый акцент необходимо сделать на развитие внимания, т.к. его продуктивность и распределение находятся на низком и очень низком уровне. При обучении в школе это сыграет отрицательную роль, т.к. все процессы познания тесно связаны между собой. Отставание в развитии одного из них обязательно повлечет за собой отставание развития других познавательных процессов.
Заключение
В данной работе были предоставлены методики и их описание для дошкольного возраста. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство о специфической стороны, и в итоге, мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики, и получаемые показатели предоставлены в "Карте индивидуального обследования ребенка".

Литература.
Выготский Л.С. Воображение и его развитие детском возрасте. /Собр. соч. М., 1982. - Т.2./
Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978/.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Психология. М., 1990.
Забранская С.Д. Наглядный материал для психолого - педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. Киев, 1988.
Зинченко Г.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
Немов Р.С. Психология. М., 1990.
Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981.
Познавательные процессы с способности в обучении /Под ред. В.Д.Шандрикова. М., 1990.
Практикум по общей психологии /Под ред. А.И.Щербакова. М., 1990/.
Соколов А.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
51

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 История и перспективы развития экономического анализа
 Аналогии в праве
Ваши отзывы
r0z3nw
✔ You got 48 094 US dollars. GЕТ >>> https://telegra.ph/BTC-Transaction--174015-03-14?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& ✔

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.