Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Совершенствование системы местного налогообложения г. Москвы
 Правовой статус сотрудников дипломатических представительств и
сотрудников международных организаций: сравнительный анализ

Рекомендуем
 
Новые статьи
 Выдаем микрозаймы безработным без проверки кредитной...
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Педагогика

курсовая работа

Использование занимательного материала на уроках естествознания как средство формирования системы знаний учащихся начальной школы



ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Задачи и содержание курса естествознания
в начальных классах. 6
1.1. Из истории развития преподавания естествознания. 6
1.2. Система природоведческих знаний как методическое
условие формирования познавательных интересов. 9
2. Средства обучения естествознанию. 14
2.1. Сочетание различных методов при обучении
естествознанию. 14
2.2. Применение занимательного материала на уроках
естествознания. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
В период школьного детства при благоприятных условиях жизни интенсивно развивается интеллектуальная и эмоционально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного отношения к предметам и явлениям окружающей действительности. Важный фактор воздействия на детей - систематическая, целенаправленная воспитательно-образовательная работа, в которой особое место занимает процесс ознакомления с природой.
Выдающиеся деятели прошлого видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Мысль об огромном воспитательном значении материалистических представлений была сформулирована А. И. Герценом: "Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать... мощное умственное развитие; никакая отрасль знаний не приучает так ума к твердому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду, и что еще важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы...". Очень важное значение придавал природе как фактору воспитания детей с раннего возраста русский педагог К. Д. Ушинский.
Приобщение человека к природе через ее познание всегда служило средством формирования его мировоззрения. Природоведческое образование стало особо важным на современном этапе исторического развития, когда хозяйственная деятельность человека чрезвычайно изменила природный облик земли. На первый план выдвинулась задача формирования научно обоснованного взгляда на природу, опирающегося на полноценное интеллектуальное и нравственное развитие подрастающего поколения.
Обучение в школе рассматривается большинством ученых как комплексная проблема формирования физических, этических, нравственно-волевых и интеллектуальных качеств личности дошкольника. Первоочередное значение придается достижению надлежащего умственного уровня, составляющего основу психической готовности детей к систематическому обучению. Ознакомление с природой при специальной организации обучения приносит положительные результаты в развитии восприятия, мышления и речи каждого ребенка.
Еще К. Д. Ушинскнй обращал внимание на положительное воздействие природы на психику детей, на всестороннее, развитие их в процессе общения с природой. "Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная, неоспоримая. Всякий новый предмет дает возможность упражнять рассудок сравнениями, вводить новые понятия в область уже приобретенных, подводить изученные виды под один род"1.
Наши психологи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Г С. Костюк, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. А. Люблинская, Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, В. В. Давыдов и др. в своих исследованиях показали, что между обучением, развитием и воспитанием существует тесная связь Много сделано в решении проблемы соотношения обучения и развития в дидактическом плане лабораторией, которой руководил Л. В. Занков. В исследованиях этой лаборатории утверждается, что обучение, направленное только на усвоение знаний и выработку навыков, не может результативно воздействовать на развитие школьников.
Развивающее обучение есть средство активизации познавательных процессов, направленных на осознанное, более быстрое усвоение знаний учащимися.
Когда говорят о развивающих возможностях обучения природоведению, то обращают внимание на содержание предмета, логику его построения; соответствуют ли они выявлению причинно-следственных связей, в раскрытии которых развиваются многие черты личности школьников, их психическая деятельность, и прежде всего мышление.
Еще А. Я. Герд, разрабатывая предмет естествознания для младших классов школы, обращал внимание на установление связей и взаимосвязей природных явлений, на логику построения предмета.
Содержание курса естествознания, разработанное А. Я. Гердом, послужило основой для последующих построений предмета. Эта основа принята и в новых программах современной школы.
Ввиду комплексного содержания предмета природоведения, базирующегося на многих науках, на первый план выдвигается задача приведения его в единую систему, установления строгой последовательности в изучении. По существу, все виды работы при изучении природоведения включают в себя возможности развития детей: мышления, памяти, воображения, интереса.
1. Задачи и содержание курса естествознания в начальных классах.
1.1. Из истории развития преподавания естествознания.
Останавливаясь на истории развития обучения естествознанию и географии в школе, условно можно выделить три периода.
Первый период с 60-70-х годов XIX в. до Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникли и по существу создались начальные курсы естествознания и географии. В это время работали передовые педагоги К. Д- Ушинский, А. Я. Герд, В. П. Вахтеров и др.
Второй период с 1917 г. и до начала 30-х годов - этап, который характеризуется поисками в области методики преподавания естествознания и географии в начальных классах школы и ломкой традиций старой школы.
Третий период начался после постановлений ЦК ВКП(б) и Советского правительства о школе в 1931, 1932, 1934 гг. Постановления осудили "теорию отмирания" школы, определили содержание обучения, организационные формы (урок) и методы преподавания в начальной школе.
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870) - крупнейший методист и педагог в области начального обучения. К. Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знании и считал, что обучение дает детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Взгляды К. Д. Ушинского на изучение географии и естествознания в начальных классах раскрыты им в книгах "Родное слово" и "Детский мир", предназначенные для чтения младшим школьникам, а также в "Родном слове" - книге для учащих и в предисловии к учебнику "Детский мир".
Сведения по естествознанию, К. Д. Ушинский группировал так, чтобы учащиеся систематически уясняли единство строения животного и растительного мира, единство состава органической и неорганической природы и т. д.
К. Д. Ушинский считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.
Наглядность понималась К. Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках карт, картин, глобусов, теллуриев, коллекций, макетов и других пособий, помогающих учащимся создать в их сознании определенный образ предмета или явления.
Герд Александр Яковлевич (1841-1888) - основоположник передовой русской методики преподавания естествознания в школах России. Он боролся за возможность правильного обучения детей в начальных классах основам естественных наук, был последователем Ч. Дарвина, переводчиком его трудов и одним из первых в России воплотил в учебнике зоологии идеи дарвинизма.
В своих методических высказываниях А. Я. Герд отстаивал передовые методы и приемы обучения: самостоятельные наблюдения учащихся в природе, экскурсии детей в природу, проведение лабораторных работ, предметных уроков. До настоящего времени огромное методическое значение имеет разработанная А. Я. Гер-дом система изучения природы в начальных классах.
В методическом пособии "Предметные уроки в начальной школе" (1883) А. Я. Герд объяснял учителям, как следует работать по изучению природы в начальных классах, и обосновывал, почему необходимо сначала изучать природу неживую, а потом живую. Он писал, что целью предметных уроков, помимо развития учеников, является сообщение им правильного и цельного представления об окружающем мире, о Земле и о тех живых существах, которые обитают на Земле. В "Предметных уроках" А. Я. Герд дает образцы этих уроков с показом того, какими пособиями следует пользоваться, какие опыты и каким образом проделывать учащимся, к каким выводам они должны прийти.
В журнале "Учитель" на протяжении ряда лет публиковались статьи А. Я. Герда, в которых ярко проявлялась его последовательная борьба с консерватизмом и идеализмом в преподавании естествознания в школе.
Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) - педагог-методист начальной школы.
В своих методических взглядах он продолжал и развивал теоретические основы школьного образования К. Д. Ушинского и А. Я. Герда. Вахтеров В. П. критиковал словесное обучение естественным наукам и требовал, чтобы учителя при изучении с детьми природы опирались на наблюдения, опыты, демонстрацию предметов природы.
Особый интерес представляют его книги для чтения "Мир в рассказах для детей". Они были построены на осуществлении принципа наглядности и содержали не только статьи для объяснительного чтения, но и богатейший материал по естествознанию. В своем основном труде "Предметный метод обучения" он раскрывает требования к проведению наглядного обучения.
Севрук Людовиг Степанович (1867-1918) - методист по естествознанию. Основными методами работы на уроке он считал беседу и рассказ учителя, тесно связанные с наглядностью.
Ягодовский Константин Павлович (1877-1943) - автор большого количества работ по методике преподавания естествознания в начальной школе. В работах К. П. Ягодовского впервые ярко и убедительно была раскрыта психологическая потребность детей младшего школьного возраста в изучении природы.
Перроте Александра Александровна (1880-1963) - методист по естествознанию в начальных классах. Она проводила большую работу с учителями, практически обучая их работе по естествознанию, вела систематические семинары в институте усовершенствования учителей, выступала на курсах и в печати с работами по методике естествознания. Большое значение она придавала наглядным пособиям по естествознанию. Ею созданы коллекции "Известняки", "Соль", "Торф" и методические рекомендации к ним.
Павлович Сергеи Андронникович (1884-1976) - известный методист-биолог, много внимания уделявший преподаванию естествознания в начальной школе и оснащению уроков необходимыми наглядными пособиями. Во многих его статьях и книгах освещался вопрос правильного оснащения уроков естествознания и природоведения учебными пособиями, а также были даны описания изготовления этих пособий самими учащимися.
Валерьянова Екатерина Александровна (1885-1970) - методист по естествознанию в начальных классах. Много сил и времени она уделяла работе с учителями, подчеркивая большую роль и значение принципа наглядности при обучении естествознанию. Ею созданы "Дневники наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека" для учеников I, II, III, IV классов.
Е. А. Валерьянова создала ряд наглядных пособий и методических руководств к ним, в том числе диафильмов, диапозитивных серий, была консультантом учебных кинофильмов, автором ряда печатных работ в помощь учителю начальных классов.
Сухомлинский Василий Александрович (1918-1970), выдающийся советский педагог. Он создавал детям условия, при которых расцветали их фантазия, мечта, чувства. Василий Александрович знал духовный мир детей, всячески содействовал их умственному развитию, пробуждению у них интереса к знаниям.
1.2. Система природоведческих знаний как методическое условие формирования познавательных интересов.

Система природоведческих знаний, которой овладевают школьники в процессе обучения естествознанию, включает систему познавательных задач. Наряду с содержанием знаний о природе, она является методическим (педагогическим) условием формирования познавательных интересов. Именно путем введения постепенно усложняющихся заданий (познавательных задач) реализуется обучение систематическим знаниям о предметах и явлениях природы. Кроме того, познавательные задачи повышают эффективность и осознанность усвоения учебного материала, развивают мыслительную деятельность школьников.
Познавательные задачи по естествознанию включают задания, вопросы и проблемы, которые дети решают в процессе овладения природоведческими знаниями. Каждая познавательная задача содержит определенную цель, имеет определенное содержание и требование, оформленное часто в виде вопроса. По содержанию учебного материала познавательные задачи классифицируются на несколько групп: задачи о неживой природе (солнце, погода, водоемы, почвы), о растениях, о животных, о труде людей в разные времена года.
В учебном процессе следует выделить основные познавательные задачи, решаемые в течение всего учебного года, раздела программы или урока, и частные, решаемые на отдельных этапах урока:
1) принцип единого целого, т. е. содержание всех задач должно быть объединено одной идеей (природоведческой закономерностью). Такой идеей является зависимость сезонных явлений в неживой и живой природе от положения солнца на небосводе в разные времена года;
2) принципам усложнения познавательных задач: усложнение учебного материала; повышение степени его обобщения; увеличение объема знаний, которыми должен овладеть ученик.1
Усложнение природоведческого содержания познавательных задач заключается в последовательном включении новых "порций" знаний о природе. Так, сначала изучается объект или явление с внешней стороны (признаки погоды сегодня форма, величина, окраска и другие внешние признаки растений и животных).
Более сложны задачи об образе жизни растений и животных, их развитии и размножении. Чтобы ученик мог решить задачу типа "Как развивается бабочка-капустница?", он должен узнать это животное по внешним признакам, отличать его от других, похожих насекомых. Еще более сложны задачи, связанные с признаками природы в различные сезоны.
Сложны также задачи, отражающие условия жизни живых организмов, которые влияют на строение, развитие, размножение, происхождение растений и животных. Примеры таких заданий: "Почему дятел может жить только в лесу?", "Докажи, что белка - житель леса" и т. п.
Другое направление в усложнении познавательных задач связано с повышением степени обобщения знаний учащихся о природе. Просты с этой точки зрения познавательные задачи, содержанием которых служат конкретные единичные явления и предметы, например: "Как зимует белка?", "Определить температуру воздуха в классе".
Природоведческие представления характеризуют довольно высокую степень обобщения знаний учеников. Задания типа "На какие группы можно разделить животных: лисица, сорока, пчела, медведь, воробей, муравей?", используемые на первых уроках естествознания требуют обобщенных знаний о животных.
Степень обобщения познавательных задач повышается, если для их выполнения ученику необходимо знать существенные признаки группы явлений (ученик должен оперировать понятиями): "Доказать, что утка - птица", "К какой группе животных относится еж?".
Задания, требующие умений устанавливать закономерности явлений, представляют самый высокий уровень обобщения. Задачи типа "Расскажите о жизни животных в разные времена года" наиболее трудны для учеников. Они требуют владения такими понятиями, как "животные", "звери", "птицы", "насекомые", требуют знаний обобщенных признаков жизни животных осенью, зимой, весной, летом, способов питания и развития животных.
Следующее направление в усложнении познавательных задач характеризуется количественно: задачи, содержащие больший объем знаний, необходимых для решения, - самые сложные. Например, задача "Что это?" (показывается изображение растения) требует прямого ответа ученика. Но чтобы ответить на вопрос "Какие звери живут в наших лесах?", необходимо промежуточное знание: что такое звери? Для ответа на вопрос о жизни растений или животных в разные сезоны ученики также должны иметь промежуточные знания о растениях или животных, их классификации в природе, о деревьях, кустарниках, травянистых растениях, зверях, птицах, насекомых, местах их распространения в наших лесах и охране.
Таким образом, программой предусмотрено сообщение детям системы знаний, отражающих важнейшие зависимости и закономерности в той или иной области действительности. К ним относятся представления о физических изменениях агрегатного состояния веществ (например, воды), перемещении тел в пространстве, о приспосабливании растений и животных к условиям внешней среды, о некоторых формах экологических взаимосвязей в природе и т. п. В результате у детей совершенствуется наглядно-образное мышление (расширяется круг представлений, появляется способность манипулировать ими, видоизменять их и пр.), развивается словесно логическое мышление (дети учатся устанавливать взаимосвязь явлений, видеть их причину и следствие, строить логические суждения, делать выводы и пр.). В нравственном плане понимание зависимости объектов и явлений в природе служит основой правильного отношения детей к растениям и животным.
Школьники проявляют большой интерес к физическим явлениям неживой природы. Поддерживая этот интерес детей, необходимо давать им определенные знания в данной области. Остановимся подробнее на содержании таких знаний.
Формирование представлений о различных состояниях веществ (твердом, жидком, газообразном), об их переходе из одного состояния в другое, например, при тепловом воздействии, о способах распространения тепла (теплопроводности и конвекции) позволяет показать характер и причины изменений некоторых предметов и явлений окружающей действительности.
Знакомство со свойствами воздуха (он есть повсюду, имеет вес, может сжиматься), магнита (притягивает к себе некоторые металлические предметы), которые обнаруживаются в лабораторных условиях, дает возможность продемонстрировать школьникам, как широко распространены скрытые от глаз физические явления. Воздух невидим, но легко обнаруживает себя, если им надувать воздушный шарик; магнитное поле также невидимо, но его интересное свойство отчетливо проявляется, как только вблизи появляются мелкие металлические предметы. Выявление скрытых свойств предметов в процессе обучения, которое происходит под руководством педагога, положительно влияет на формирование у школьников материалистических представлений о природе, служит основой понимания более сложных физических явлений, изучаемых в школе.
Сообщение школьникам знаний о живой природе идет по трем взаимообусловленным направлениям: взаимосвязь растений и животных со средой обитания, особенности их развития, многообразие видов живых существ. При этом главное - научить ребенка понимать связь между живым организмом и средой обитания.
Рост и развитие есть не что иное, как упорядоченная во времени, строго последовательная цепочка взаимосвязей развивающегося организма с внешней средой. Связь третьего понятия - "многообразие организмов" - с первыми двумя легко прослеживается, если рассматривать его как результат исторического развития. Это легко продемонстрировать на разных живых существах, приспособившихся к однотипным условиям жизни. Наблюдая и ухаживая за растениями и животными уголка природы, дети постоянно убеждаются в том, что все живое требует питания (животных надо кормить, растения - поливать и удобрять), надлежащих условий жизни (рыбам нужна вода определенной терпературы, освещение, растения и пр.; птицам необходимо воздушное пространство, песок, вода и пр.). В результате складывается реальное представление о живом организме.
Рассмотренные примеры связи и взаимосвязи, заложенные в предмете природоведения, представляют собой важнейшее средство развития мышления учащихся. Весь процесс мышления при выявлении связей выражен в обобщениях, степень которых постепенно усложняется по мере привлечения новых понятий. Первоначальная ступень обобщений проявляется в чувственном познании: от ощущений к восприятиям, от восприятий к представлениям. Чувственный этап познания имеет важное значение в обучении младших школьников, являясь фундаментом формирования понятий, суждений, умозаключений.
2. Средства обучения естествознанию.
2.1. Сочетание различных методов при обучении естествознанию.
Главная забота учителя должна быть о том, чтобы на уроке началась содержательная, интересная и активная работа, дающая ощутимые результаты труда ребят, которая стала бы ростком того нужного, что поможет развить постоянный интерес к природе, потребность в знаниях о ней.
В работе должны правильно сочетаться различные методы: словесное сообщение учителя и учащихся с демонстрацией натуральных или изобразительных наглядных пособий, с общественно полезными делами детей, направленными на формирование практических умений и навыков, наблюдения и опыты и др.
Одна из важнейших задач, стоящих перед школой и учителем, - научить детей работать с книгой вообще и с учебником в частности. Каждый учебник обеспечивает детям определенный минимум знаний и служит для закрепления полученных на уроке сведений, учит применять полученные знания на практике. Видный методист проф. В. П. Буданов писал: "Без учебника преподавание теряет точность и определенность. Учебник обеспечивает определенный уровень знаний"1.
В изучении естествознания значительное место отведено работе с учебником как в классе, так и дома. Учителю необходимо помнить, что учебник не заменяет наблюдения детей в природе, а только направляет их внимание на определенные объекты, способствует обобщению наблюдаемых явлений и их систематизации. Дети с помощью учебника (статей, заданий, вопросов, иллюстраций) учатся выделять основное в наблюдаемых явлениях, обобщать их и на этой основе создавать представления и элементарные понятия.
Учебник помогает школьникам освоить определенные программой представления о живой и неживой природе, их взаимодействии и влиянии на труд человека.
"Знать карту - значит овладеть возможно лучше и полнее картографической грамотой... т. е., пользуясь ее азбукой, научиться свободно читать карту"1. Овладеть картографической грамотой - значит понять условную символику карты, а для этого необходимо последовательно знакомить учащихся с условным языком сначала простейшего чертежа (схемы) местности, плана а затем карты. Постепенное, последовательное изучение плана и карты в III классе подготавливает школьников к работе с картой в старших классах. Вначале дети должны понять смысл и значение условных знаков плана и карты (ее легенды, масштаба изображения направлений на плане и карте).
В начальных классах на уроках естествознания учителя широко применяют натуральные наглядные пособия (образцы почв, коллекции полезных ископаемых с раздаточным материалом, гербарии культурных и дикорастущих растений, живые растения, принесенные с экскурсии, коллекции полезных и вредных насекомых, чучела животных и т.п. Эти пособия, показывающие предметы природы в натуральном виде, важны и необходимы на уроках естествознания, работа с ними увлекает школьников и помогает в приобретении знании.
Часто учащиеся не имеют возможности наблюдать многие объекты и явления непосредственно в природе. Для знакомства с ними на уроках естествознания учителя используют печатные наглядные пособия: картины, таблицы, фотографии, открытки, иллюстрации. Учебные таблицы и картины в сочетании с другими пособиями создают у учащихся образное представление о многих природных объектах и явлениях.
^Методика использования таблиц имеет следующие основные моменты: рассматривание таблицы, изучение и выделение отдельных объектов, установление связей между ними, сравнение объекта с другими и определение его места в природе. Путем вопросов учитель выясняет, что учащиеся знают о показанном объекте, направляет их внимание на наиболее характерные признаки. С этой целью можно дополнительно использовать натуральные объекты: гербарии, чучела, модели.
Таблицы, картины, рисунки в учебниках, создавая общее впечатление о природном явлении или объекте, не всегда могут показать их детали, наглядно объяснить причины данного явления. В таких случаях на помощь учителю приходят детализирующие картинки, схемы, чертежи и рисунки на доске.
Рисунок на доске - это упрощенная схема, раскрывающая детям содержание статьи в учебнике, рассказа учителя, выполненного опыта. Например, при объяснении в III классе образования родника учитель чертит на доске схему расположения водопроницаемых и водоупорных слоев, показывает движение воды над водоупорным слоем. Дети наглядно представляют себе весь процесс образования родника (рис.1).

Рис.1. Образование родника (рисунок мелками на классной доске).
Рисунок не только объясняет содержание темы урока, но и делает ее более доходчивой и интересной для школьников.
А. А. Половинкин, рассматривая данный вопрос, подчеркивал, что ученик с помощью рисунка на доске может проследить весь ход рассуждения учителя. "Слух и зрение участвуют вместе. Это дает возможность не только глубже понять излагаемую мысль, но и крепче запечатлеть ее в памяти"1.
Особое значение на уроках естествознания приобретает использование игровых приемов и занимательных материалов.
2.2. Применение занимательного материала на уроках естествознания.
В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигаются на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей.
К. Д. Ушинский указывал, что на первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью либо в своем содержании, либо в своей форме. Но он же предупреждал учителей о том, что злоупотребление занимательностью развращает учеников. Поэтому все должно быть использовано в меру.
Игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.
На уроках естествознания учитель использует игры, загадки, шарады, викторины и т. д. в зависимости от цели урока, его содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения.
Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников.
Включение его развивает интерес и любовь к природоведению, делает радостной и энергичной деятельность учащихся, вносит элементы здорового отдыха, создает хорошее настроение.
Игры и занимательность должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поисков ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно, умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая игры с программным материалом по природоведению, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению усилий.
Познавательные, игры требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определенных условиях, вызывают максимум активности, развивают внимание, зрительную память, органы чувств.
Вот описание некоторых игр. Они проводятся в рабочей комнате или на природе.
"Найди деревья и кустарники по листьям". В осеннем парке, лесу, сквере учитель выбирает место, где растет несколько видов деревьев или кустарников. Предлагает детям взять несколько опавших листьев, найти деревья и кустарники, которым они принадлежат.
В другом случае игру можно видоизменить: показать деревья и кустарники, а учащимся предложить найти среди собранных ими листьев те, которые принадлежат этим деревьям или кустарникам.
"Наблюдателен ли ты?". Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину, кадр диапозитива, диафильма, растение, чучело животного, затем отвернуться и рассказать о том, что запомнил.
Игру можно провести на природе, предложив для внимательного рассмотрения интересный яркий уголок природы.
"Будь внимателен!". Играющие становятся в круг. Ведущий называет растение или животное и говорит, где растет растение или обитает Животное. Например, "ель растет в лесу" или "ель растет на болоте". Если ведущий сказал правильно, то играющий, к которому он обращается, должен сказать "да", а если неправильно, - "нет".
За неправильный ответ участник игры выбывает из круга, а победителем становится оставшийся в круге. Он и назначается ведущим.
"Найди такое же". На экскурсии учитель делит детей на несколько групп, каждой показывает по одному - два сорванных растения и предлагает поискать такие же и принести. Найденные растения учащиеся рассматривают, сравнивают и устно описывают.
"Узнай растение или животное по описанию". Учитель заготавливает открытки или картинки с изображением растений или животных и, не показывая их, дает устное описание. Кто правильно назовет растение или животное, получает его изображение. Выиграет тот, кто сможет получить больше картинок или открыток.
"Узнай растение по запаху или на ощупь". Используют хорошо известные играющим цветковые растения. Детей делят на группы - звенья и знакомят с предлагаемыми учителем 8-10 растениями. Затем вызывают по одному человеку от каждого звена, завязывают глаза и дают набор из 3-4 растений (всем разные наборы). Выигрывает то звено, чей представитель быстрее и правильнее определит растения на ощупь или до запаху.
"Кто больше знает?" Игра проводится после ознакомления с каким-либо интересным предметом или явлением природы. Каждый учащийся должен составить по одному предложению о данном объекте или явлении, не повторяясь. В .итоге получается полная характеристика предмета или явления, составленная детьми. Составивший больше предложений и ответивший последним считается победителем.
Содержание викторин включает занимательные вопросы, вопросы-шутки, загадки, ребусы, кроссворды, шарады и др. Чтобы у школьников не ослабевал интерес к викторинам, они должны содержать элементы новизны, помогающие открывать, находить неизвестное ранее.
Используют вопросы-шутки: много рук, а нога одна. (Дерево.) Без головы, а в шляпе. Одна нога - и та без сапога. (Гриб.)
Звуковые викторины "Узнайте нас" (по звуковой записи надо определить птичьи голоса).
Викторины бывают тематическими, если они посвящены определенной теме, например, "Знаешь ли ты наших зимующих птиц?" пли смешанными, включающими вопросы из различных природоведческих тем, как "Знаешь ли ты свой край?".
Можно использовать для закрепления материала географическое, топографическое или биологическое лото. С этой целью учитель раздает карточки группе учащихся и называет какой-нибудь объект, учащиеся закрывают его. Кто быстрее закроет все объекты и назовет их правильно, тот выигрывает. Можно проводить эту игру у доски. Трое учащихся (из каждого звена по одному человеку) по команде учителя выбирают и вывешивают названия объектов, остальные внимательно наблюдают, исправляют и дополняют ответы товарищей.
Много игр можно организовать с целью проверки знаний детьми природоведческих объектов и их краткой характеристики. Это могут быть задания: выбрать растения из гербария, открытки с изображениями животных, муляжи овощей и фруктов и т. п. Для проверки умения классифицировать объекты можно предложить выбрать из гербария полевые культуры, ветки лиственных и хвойных деревьев, растения луга, отобрать растения, произрастающие в тундре, тайге, смешанных лесах, пустыне.
Для развития сообразительности учащихся в начальных классах широко используют загадки. Загадка всегда неполное, но очень точное описание какого-либо предмета или явления природы. Природа, окружающая человека, дает огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, отдельных природных явлениях. Учителю важно продумать, на каком этапе урока лучше всего использовать загадки. Это может быть занимательное начало урока (например, "Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю" - при беседе о хвойных деревьях, когда учащиеся на предметном уроке ознакомятся с ними и смогут объяснить сущность загадки). Иногда загадка является как бы закрепляющим вопросом: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (дерево), "Никто не пугает, а она вся дрожит" (осина), "Зимой и летом одним цветом" (ель) - после беседы о лиственных и хвойных деревьях. При знакомстве с отдельными явлениями природы можно предложить такие загадки: "Среди зеленого поля серебристые зерна лежат" (роса), "И тонок и долог, а сядет - в траве не видать" (дождь), "Вокруг носа вьется, а в руки не дается" (ветер).
Викторины чаще всего проводят устно, что экономит время и позволяет сразу выявить победителей. Вопросы задают всем участникам викторины или же учащихся разбивают на группы, команды, которые соревнуются между собой.
Вот фрагмент одного из занятий "Растения в загадках", проведенного во II классе. Подготовка к этой части занятия состояла в том, что учащиеся должны были собрать как можно больше загадок о растениях, найти рисунок отгадки или приготовить гербарий. Учительница пояснила, что загадки можно найти в книгах, детских журналах, календарях, спросить у старших.
На занятиях работа с загадками проводилась так.
Загадывающий выходил к столу, читал или говорил свою загадку.
Иногда загадку повторял, если ее сразу не отгадывали. Все пояснения делал загадавший ее. На обозрение класса выставлялся рисунок, гербарий, открытка отгадки.
Отгадавший загадку, правильно и точно пояснивший ее смысл получал право загадать свою загадку.
Такая работа приучает детей к умению вникать в содержание загадки, выделять все указанные свойства и признаки загаданного предмета.
Популярны у детей рифмованные загадки о явлениях природы, растениях, животных. Вот некоторые из них.
Он всюду - в поле и в саду,
Но в дом не попадет.
Но никуда я не иду, Покуда он идет.
(Дождь)
Мухи белью летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают словно пух.
(Снежинки)
Телятин гладки
Привязаны к грядке.
(Огурцы)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
(Крапива)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный.
(Мухомор)
На когтях на столб сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
С успехом можно использовать текстовые загадки, рассказы с ошибками.
О каком месяце года рассказывает юный наблюдатель?
"Оживает заснувшая за зиму природа. Зима сдается не сразу. Часто оттепель и звонкая капель сменяются морозом, метелью. Световой день равен ночи. Первые горячие лучи солнца будят жизненные силы деревьев и кустарников. Это месяц семейных забот. У большинства зверей появились или появляются детеныши. Почти каждый день несет новость. В природе все меняется на глазах", (О марте.)
О каких животных идет речь?
"Встречаются эти животные везде в Белоруссии, где есть густые леса, Но увидеть их не так просто. Это чуткие осторожные звери. Питаются ночью желудями, подземный ми частями растений, ловят грызунов, а днем лежат в глухом уголке леса. Когда наступают холода, собираются а] стада. Встреча с ними небезопасна". (Дикие кабаны.)
На занятиях учащиеся с удовольствием разгадывают ребусы, кроссворды, шарады и др. Это способствует развитию фантазии, упражняет остроумие, сообразительность, быстроту мысли, дает хорошее основание, для самостоятельного мышления.
При их использовании необходимо предварительно познакомить детей с правилами разгадывания.

По горизонтали впишите названия деревьев. В выделенной графе прочтете название еще одного дерева. (Ответ. 1. Сосна. 2. Липа. 3. Ива. 4. Вишня. 5. Акация.)
Кроссворд "Наши овощи"

1. Репа. 2. Тыква. 3. Капуста. 4. Редиска. 5, Петрушка, 6. Морковка.
Шарады - это загадки, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей, Каждая часть его является самостоятельным словом.
Первое нота, второе - тоже,
А целое на горох похоже.
(Фа - соль)
Мой первый слог в линейках нотных,
Два остальных - ищите у животных.
А целое соединит всегда
Деревни, села, города.
(До-рога)
Метаграммы - это загадки, в которых из заданного слова путем замены одной буквы на другую получается новое слово.
Как инструмент меня ты ценишь
В искусной плотничьей руке,
Но если "д" на "б" мне сменишь,
Во мне утонешь, как в реке.
(Долото - болото)
Я - сибирская река,
Широка и глубока.
Букву "е" на "у" смени -
Стану спутником Земли.
(Лена - Луна)
Часто у ребят возникает желание собирать занимательный материал. И тогда учителя предлагают учащимся завести тетради и переписывать или наклеивать в них из журналов, газет, календарей небольшие тексты, загадки, ребусы, кроссворды и др. Тетрадям дают названия "Интересные или забавные странички", "Тетрадь занимательного материала". Собранный материал можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, уроков естествознания.
Изменение, движение, развитие - это универсальные свойства объектов окружающей среды. Если ребенок будет иметь представления об этих свойствах, он быстрее научится обобщать то, что видит. Наблюдая за явлениями живой природы, дети знакомятся с ростом и развитием живых существ, видят, как они приспособлены к сезонным условиям. Изменения в природе носят строго последовательный характер, определяемый временными промежутками. Особую роль в познании закономерных изменений в природе играет сопоставление, которое позволяет выявлять устойчивые и меняющиеся признаки объектов.
Чтобы закрепить, уточнить и систематизировать чувственные представления, следует результаты наблюдений фиксировать в календарях и альбомах природы. Особенно ценными они становятся тогда, когда отражают закономерно меняющиеся явления природы (рис.2,3).

Рис. 2. Страницы весеннего календаря, соединенные в вертикальную ширму.

Рис. 3. Образец заполнения страницы "Календаря
наблюдений за сезонными явлениями природы".
Ежедневно дети наблюдают и отмечают значками погоду, в виде картинки состояние живой природы (растительного и животного мира). Так же ведется работа с "Календарем наблюдений за ростом растений". Еженедельно дети под руководством учителя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погода и трудовые операции), при которых растение развивается. К моменту окончания его развития (созревание плодов и семян) накапливается серия страниц календаря, наглядно отражающих последовательный рост и изменения, характерные для растения. Страницы, собранные в ширму, превращаются в графическую модель развития конкретного живого организма.
Успешному формированию представлений о взаимосвязи растений и животных со средой их обитания, о физических явлениях и свойствах неживой природы также способствуют такие методы обучения, как элементарные опыты, проводимые учителем или самими детьми, и демонстрация моделей. Простые опыты с растениями, помещенными в однотипные, но различающиеся по одному из признаков условия, помогают сравнивать наблюдения и убеждаться в значимости отдельных факторов, способствующих росту и развитию живых организмов. А демонстрация моделей (например, обобщенная модель маскировки или конкретная модель бабочки-павлиний глаз) дает последовательное представление о приспособленности животных к среде обитания.
Итак, усвоение относительно небольших по объему, но глубоких знаний о разнообразных связях и явлениях в природе, опора на эстетическое восприятие и познавательную заинтересованность школьников обеспечивают всестороннюю готовность каждого ребенка к практической деятельности, направленную на сохранение и рациональное использование природы. Такой подход служит основой формирования у детей познавательных интересов, начал на материалистического взгляда на природу, который в дальнейшем может перейти в экологическое мировоззрение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Познавательные интересы младших школьников не устойчивы и не дифференцированны. Они находятся в стадии развития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т. д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению личности школьника.
Задачи естествознания как учебного предмета не только в том, чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы они овладели системой знаний, т. е. понимали доступные их возрасту причинные зависимости в природе, связь между деятельностью людей и особенностями природы.
Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты.
Использование занимательного материала на уроках естествознания способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Игры и занимательность выступают как средство, будящее мысль, увлекают на путь поисков ответов на волнующие вопросы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Буданов В. П. Методика преподавания физической географии. М., 1947.
Герд А.Я. Избр. пед. труды. М., 1953.
Горощенко В.П., Никитина В.С. Таблицы по природоведения, 2 класс. 2-е изд. М., 1984.
Горощенко В.П., Степанов И.А. Методика преподавания природоведения: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2001. - 2-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 1984.
Методические рекомендации для работы в подготовительном классе (работа с детьми шестилетнего возраста). М., 1981.
Минаева В.М. Внеклассная работа по природоведению в начальных классах. - Мн.: Нар. асвета,1980.
Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: Свердловский педин-т, 1983.
Половинкин А. А. Методика преподавания физической географии. М.. 1950.
Скаткин М.Н. Внеклассная работа по естествознанию в начальной школе. - М., 1953.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Избр. пед. соч. М., 1979.
Ушинский К.Д. Избр. соч. М., 1968.
Ягодовский К.П. Вопросы общей методики естествознания. 2-е изд., дополн. М., 1954.

1 УшинскийК.Д. Избр. соч. М., 1968, с. 207 1 Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе. - Свердловск: Свердловский педин-т, 1983. С.16. 1 Буданов В. П. Методика преподавания физической географии. М., 1947, с. 86. 1 Буданов В. П. Методика преподавания физической географии. М., 1947, с. 89. 1 Половинкин А. А. Методика преподавания физической географии. М.. 1950. 29 27

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Вкладные операции населения
 Стили руководства персоналом, конфликты, практическое задание (выбор зама)
Ваши отзывы
Здравствуйте. Огромное спасибо, мой заказ пришел. Вы меня очень выручили, в следующий раз обращусь к вам опять. Удачи.
Денис

Copyright © refbank.ru 2005-2021
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.