Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Финансовый менеджмент безналичных расчетов населения через отделения Сберегательного банка РФ
 Экспертные системы: характеристика, назначение, основные компоненты, классификация
Рекомендуем
 
Новые статьи
 Онлайн-игра в автоматы без...
 Заочное обучение...
 Заочное обучение...
 Сочинение для ЕГЭ на тему о медицинских работниках по...
 Как оформить кредит на развитие малого...
 Для чего нужна накрутка лайков...
 Особенности местного бюджетного...
 Официальный сайт онлайн-казино русский...
 Главные достоинства Адмирал...
 Лучший азартных отдых в онлайн-казино Вулкан...
 Готовые сочинения по ЕГЭ на тему о влиянии фамилии на...
 Уникальный текст сочинения по русскому языку 11 класс. По...
 Что может...
 Куда вложить деньги? Конечно в недвижимость за...
 Университеты Англии открывают свои двери для Студентов из...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Политология

контрольная работа

Политическая культура как фактор модернизации общества



1. План:
Политическая культура: понятие и структура 3
Типология политических культур 5
Политическое сознание: общая характеристика
Роль и функции политического сознания 13
Уровни политического сознания 16
Политическая социализация: сущность, этапы, факторы 19
Политическая символика как элемент
политической культуры 22
Политическая коммуникация 28
Список литературы 32
1. Политическая культура: понятие и структура
Политизация современной жизни - факт очевидный. Нередко беседа, дискуссия по любой теме - желаем мы того или нет - приобретают политический оттенок. Когда же дискуссия обостряется, и кто-нибудь из спорящих переходит на высокий тон, его упрекают в отсутствии политической культуры.
Политическую культуру часто отождествляют с образованностью. Считается, что политическая культура может быть только у образованных людей, а у людей с низким образованием ее нет. Не менее часто политическую культуру путают с политическим поведением.
Термин "политическая культура" впервые употреблен немецким философом-просветителем И. Гердером в XVIII в. Возникновение же первых концепций политической культуры относится к середине XX в. На западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли X. Файер, Г. Алмонд, С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, М. Дюверже, К. фон Бойм, У. Розенбаум, Р. Роуз, М. Крозье.
Наши отечественные обществоведы активно включились в разработку проблем политической культуры в начале 70-х годов (А. Галкин, Г. Дилигенский, К. Гаджиев).
Анализ соответствующих исследований позволяет выделить наиболее часто встречающиеся трактовки политической культуры.
а) это культура личности, социальной общности, объединяющая в себе политическую образованность, политическую сознательность и общественно-политическую деятельность;
б) это часть духовной культуры общества, включающая в себя те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами;
в) это совокупность стереотипов политического сознания и поведения, присущих конкретной социальной общности или конкретной личности;
г) это реализация политических знаний, ценностных ориентации, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений.
Суммируя все трактовки политической культуры, в самом обобщенном виде ей возможно дать следующее определение.
Политическая культура - это культура политического мышления и политической деятельности, а также степень цивилизованности характера и способов функционирования политических институтов, организации всей политической жизни в обществе.
Как очевидно из приведенных определений, основными характерными чертами политической культуры являются:
- "предписывание" во взаимоотношениях властей и граждан определенных норм, образцов поведения и ценностей. Из них часть оформлена законодательно, а другая часть утверждается в обществе в форме традиций, обрядов, обычаев;
- обеспечение целостности и интегрированности политической сферы. Такое обеспечение происходит через присущие политической культуре принципы политического поведения, политические идеалы. Именно они способствуют единству и взаимодействию политических институтов и организаций общества;
- координация политическими методами жизнедеятельности общества в целом. Сочетание интересов различных социальных групп, интересов государства и его граждан.
Политическая культура имеет особую структуру. В ней выделяются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы.
Познавательный элемент включает в себя политические знания, политическую образованность и способы политического мышления.
Нравственно-оценочный элемент состоит из политических чувств, традиций, ценностей, идеалов, убеждений и конкретных целей.
Поведенческий элемент содержит в себе политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение.
Соответственно знание и понимание гражданами: а) политических интересов - личных, коллективных, государственных общественных, региональных, глобальных; б) конституции и других законов страны; в) программных положений крупных политических партий и других общественно-политических сил; г) сложившихся в стране политических отношений; д) происходящих политических событий и явлений; е) сущности, функций и структуры государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций; ж) основных политических норм и процедур; з) форм и способов участия граждан в общественно-политической жизни, в управлении обществом и государством; и) особенностей политических процессов международной жизни - тесно связаны с познавательным элементом политической культуры.
Осознанное участие граждан: 1) в обсуждении проектов государственных документов в ходе референдумов; 2) в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; 3) в работе различных государственных и общественных организаций; 4) в политических кампаниях и мероприятиях; 5) в деятельности политических партий и общественно-политических организаций - связано с поведенческим элементом политической культуры.
Выделяются три основных уровня политической культуры: мировоззренческий, гражданский и политический.
Мировоззренческий уровень является базовым. На этом уровне происходит самоопределение человека в мире политики. Выбор им тех или иных политических ориентаций и норм политического поведения.
Такой выбор зависит от жизненных позиций человека: от предпочтения им индивидуальных или коллективистских ценностей; от признания им норм западной или восточной цивилизаций; от его религиозного или материалистического мировосприятия; от его отношения к идеологии, насилию и т. п.
Гражданский уровень. На этом уровне формируется "ядро" политической культуры. Данный уровень характеризует отношение людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Человек, соприкасаясь с миром политики, либо вступая в него, неизбежно формирует свое отношение к власти, к ее возможностям и полномочиям. А на основе восприятия власти человек определяется в отношении своих гражданских прав и обязанностей.
Именно на гражданском уровне формируется убежденность либо в справедливости подчинения гражданина власти, либо в приоритетности прав (свобод) гражданина по отношению к власти. Для очень многих людей такая внутренняя убежденность более значима, чем их партийные или политико-групповые пристрастия.
Политический уровень. На данном уровне складываются ценностные отношения человека к собственно политическим явлениям: от государства и межгосударственных связей до самовосприятия как субъекта политики. Окончательно "проясняются" взаимоотношения человека и политики. Определяется роль политики в жизни человека. Ценностные ориентации материализуются в политическое (либо аполитичное) поведение.
Достигнув этого уровня, люди или активно включаются в политическую жизнь общества, или сознательно устраняются от политики. При этом определенная часть людей занимает и позицию "наблюдателей". Они предпочитают надеяться на то, что их проблемы когда-нибудь решит кто-то другой.
Типология политических культур
Основные модели политической культуры - тоталитарно-авторитарная и либерально-демократическая.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры характеризуется приоритетностью коллективистских качеств гражданина над его индивидуальными качествами. Этой модели присущи следующие характерные черты:
- политическое сознание и ценности общества формируются централизованно, государством. В соответствии с ними государственные интересы важнее интересов отдельных людей, социальных групп. К основным ценностям относятся: порядок, лояльность, политическое доверие, поддержка государственной политики, единая идеология, политическое единство;
- политическое информирование общества дозировано и одно-канально, монопольно регулируется властями. Активно практикуется политическая цензура;
- политический язык стандартизирован и скуден. Ему присущи категоричность, а нередко и ограниченность, шаблонность. Соответствующая символика маловариантна, однообразна и редкооб-новляема;
- политическая культура общества формируется "сверху" на безальтернативной основе;
- уровень политической культуры большей части общества невысок. Политико-культурный прогресс малодинамичен.
Тоталитарно-авторитарная модель политической культуры отличается "самоизолированностью" от внешнего мира, "замкнутостью" политико-культурного пространства. В пределах этого пространства доминирует насилие, в том числе и прямое.
В случае контактирования с внешней средой данная модель политической культуры характеризуется низким уровнем восприимчивости и толерантности (терпимости), а также жестокостью с элементами агрессивности.
Но в то же время внутри этой модели ее тоталитарные и авторитарные сферы не бывают пропорциональны. Преобладают либо тоталитарные тенденции, либо авторитарные. В первом случае приведенные выше характеристики присутствуют полностью. Во втором случае в политической культуре соответствующего общества могут присутствовать отдельные либерально-демократические элементы.
Либерально-демократическая модель политической культуры характеризуется ориентацией на обеспечение политических прав и свобод гражданина, регламентацией жизнедеятельности общества исключительно через правовое регулирование.
Этой модели присущи следующие характерные черты:
- политические сознание и ценности общества формируются децентрализованно (многоканально), из многообразных источников. Согласно им уровень приоритетности государственных интересов зависит от степени их совпадения с интересами общества, его социальных групп, граждан.
Основные ценности: пpaвa человека, свобода, плюрализм (т. е. многообразие) в идеологии, политике, экономике, демократия, правопорядок, неприкосновенность частной жизни и частной собственности, приоритетность общественного мнения, гражданское общество, экология и др.;
- политическое информирование общества многоканально и альтернативно. Прямая политическая цензура минимальна, применяется в основном к информации радикального, экстремистского толка;
существует свобода слова и печати, однако уровень этой свободы различен. Он зависит от финансовых возможностей источников политической информации, их доступа к средствам массовой коммуникации (прежде всего к телевидению), а также от величины аудитории и тиража изданий;
- политический язык обширен и нестандартен. Непрерывно совершенствуется и обогащается. Политическая символика много-вариантна, развивается в режиме модернизации;
- политическое поведение многообразно;
- политическая культура общества находится на достаточном уровне. Ей присущ политико-культурный прогресс, подкрепляющийся технико-технологическим прогрессом.
Названные обстоятельства в совокупности обеспечивают вы-сокодинамичную и активную политическую жизнь общества. Политическая стабильность при этом поддерживается оперативным политическим реформированием, политической корректировкой.
Либерально-демократическая модель политической культуры отличается "открытостью" перед внешним политико-культурным пространством. Эта модель обладает способностью к расширению сферы своего влияния. В ее пределах доминирует косвенное политическое насилие.
В ряде ситуационных случаев (внешняя угроза, политический, либо социально-экономический кризис и т. п.) в пределах либерально-демократической модели политической культуры могут возникать прецеденты авторитаризма в виде расширения государственного вмешательства в жизнедеятельность общества, ограничения политических прав и свобод граждан, ужесточения политической цензуры и т. п.
Наряду с уровнями и моделями в политической культуре выделяются и типы. Они различаются по особенностям взаимодействия с внешней политико-культурной средой, по специфике контактирования с другими политико-культурными образованиями, а также по своему внутреннему содержанию.
Охарактеризуем основные типы политической культуры:
1. "Закрытый" тип. Отличается политической замкнутостью. Сориентирован на собственные политические ценности и нормы. Развивается в режиме политико-культурной автономии. Четко привержен к собственным этническим, религиозным (либо идеологическим) историческим, социальным традициям. Невосприимчив к другим системам политических норм и ориентации.
Данному типу свойственны ограничение и регулирование политических пристрастий граждан. Склонность к идеологическому (политико-религиозному) радикализму и прямому насилию. Этот тип тяготеет к тоталитарно-авторитарной модели политической культуры.
2. "Открытый" тип. Восприимчив к инокультурному опыту. Имеет богатые политические традиции, корректируемые в соответствии с изменяющимися реалиями. Развивается в режиме постоянного самореформирования. Отличается высокодинамичной политической жизнью, многообразием политического процесса и высоким уровнем социально-политической мобильности.
Политически прагматичен и рационален. Тяготеет к либерально-демократической модели политической культуры.
3. Патриархальная политическая культура. Данный тип присущ неразвитой культуре, существующей в обществе, в котором идет процесс становления политической системы.
У людей - носителей этого культурного типа отсутствует политическая активность и разборчивость. Распространена политическая наивность. Политические взгляды людей "растворены" в религиозных и социальных стереотипах и традициях.
Носители этого типа аполитичны, не проявляют интереса к политическим ценностям, нормам и институтам.
4. Подданическая политическая культура. Носители этого типа предпочитают подчиняться властям. Не пытаются оказывать воздействие на власти политическими методами, имеющимися в их распоряжении.
Представителям данного типа свойственны отсутствие активной гражданской позиции, стремление к самоотстранению от каких-либо механизмов политической системы. Они не готовы к активному участию в политической жизни. Для таких людей характерны также надежды, что их проблемы решит кто-нибудь другой.
5. Активистская политическая культура. Отличительной чертой этого типа является отчетливая ориентация гражданина на действенную личную роль в политической жизни общества, на обретение достаточного личного статуса в политической системе.
Третий, четвертый и пятый типы политической культуры относятся к категории "чистых", - т. е. достаточно ярко выраженных. Наряду с ними существуют и "смешанные" типы политической культуры:
6. Патриархально-подданическая политическая культура.
7. Подданическо-активистская политическая культура.
8. Патриархально-активистская политическая культура.
Дело в том, что в реальной политической жизни различные политико-культурные типы взаимодействуют между собой и взаимовлияют друг на друга. В результате этого и образуются "смешанные" типы политической культуры.
9. "Культура гражданина" (относится к числу "смешанных" типов) Данный тип наиболее характерен для буржуазно-демократических политических систем. Он наиболее эффективно сочетает элементы других типов политической стабильности Способствует конструктивному функционированию соответствующих политических режимов.
10. Фрагментарная политическая культура. Наиболее отчетливо этот тип наблюдается в обществе, вошедшем в полосу нестабильности, переживающем переходный период и социально-экономическую "ломку".
В данном политико-культурном типе отражаются раскол общества, сильная поляризация составляющих его социальных групп, маргинализация общества.
Фрагментарная политическая культура может отличаться радикализмом, политической агрессивностью и нетерпимостью. Ей свойственна и харизматичность, - то есть ориентация не на политические объединения и их программы, а на конкретных политиков, обладающих в глазах общества (социальной групп, отдельных граждан) исключительными талантами, достоинствами и "доблестями".
Данный тип может характеризоваться также политическим нигилизмом и растерянностью. Он может усиливать в обществе чувство изолированности и разногласия между социальными группами, нарушать политическое равновесие и гражданское согласие.
11. Интегрированный тип политической культуры. Отличается наличием сравнительно высокой степени общественно-политического согласия по основополагающим вопросам политического устройства, преобладанием гражданских процедур в улаживании споров и конфликтов, низким уровнем политического насилия и высокой степенью многообразия политической жизни.
Наряду с типами политической культуры в общечеловеческом политико-культурном пространстве наблюдаются и политические субкультуры
Речь идет о специфических "подкультурах" ("суб" в данном случае в переводе с латинского означает "под").
Политические субкультуры характерны для конкретных субъектов политики. Они отличаются своеобразными взглядами, предпочтениями и поведением соответствующих групп людей в сфере политики.
К числу наиболее важных и ярко выраженных из них относятся следующие.
а) политическая субкультура Запада. Ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политических пристрастий.
Статус гражданина как субъекта политики в ее пределах относительно высок. Политическая жизнь регулируется детальной правовой регламентации, отличается многообразием.
Эта политическая субкультура является базовой основой либерально демократической модели политической культуры;
б) политическая субкультура Востока. Ориентирована на историко-религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченного политического выбора. Харизматична.
В ее пределах многие слои общества, большая часть женщин и молодежи изолированы от политической жизни. Эта субкультура отличается отчетливой политической субординацией. Характеризуется превосходством административной власти над представительной и судебной.
Распространена передача власти по наследству и ее элитарность;
в) региональные политические субкультуры. Выделяются по регионально-государственным признакам.
По этим признакам наблюдаются различия в стилях политического мышления и поведения, например, граждан США и России, ближневосточных (за исключением Израиля) и западноевропейских государств, африканских и латиноамериканских стран и т. п.
Так, политической культуре граждан США свойственны: индивидуализм; высокое гражданское самосознание; склонность к политической состязательности; относительная толерантность (терпимость) к иным политическим позициям; приверженность к легитимным (законным) формам политического поведения; ориентация на общественное мнение; взыскательность электората (избирателей) к политикам и властям.
Политической же культуре россиян присущи: ориентация на нормы коллективистской морали; идеологизированность; склонность к политическому радикализму, политическим крайностям; ограниченность личных притязаний на власть; политическая лояльность и подданническое отношение к государству; правовой нигилизм; предрасположенность к политическому конформизму (т. е. приспособление к конкретному политическому режиму); политическая наивность, доверчивость и др.
Отметим также, что многообразие региональных политических субкультур наблюдается и в пределах отдельных государств. Например, в современной России возможно выделить политические субкультуры Москвы, Санкт-Петербурга, национальных республик-субъектов РФ, а также центрально-черноземного, южного, урало-сибирского и дальневосточного регионов.
С учетом регионального фактора возможно также различать городскую и сельскую политические субкультуры;
г) религиозно-политические субкультуры. Отличаются тесным переплетением религиозной и политической сфер общественной жизни. Существенным влиянием религиозных установок на политические ориентации и поведение субъектов политики.
Например, такие субкультуры в пределах Российской Федерации наблюдаются на Северном Кавказе, а также в Поволжье, Татарстане, Калмыкии и некоторых других регионах.
Носителями религиозно-политических субкультур могут выступать и определенные возрастные категории граждан;
д) этно-политические субкультуры. Характерны для государств, имеющих неоднородный национальный состав.
В этом плане наиболее распространены политические субкультуры национальных меньшинств. Носителями таких субкультур являются, например, греки в Турции, алжирцы во Франции, баски в Испании, индейцы и отчасти негры в США, коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России и многие другие.
Политические субкультуры национальных меньшинств имеют особенно ярко выраженный характер в тех случаях, когда какое-либо этническое меньшинство дискриминируется;
е) молодежная политическая субкультура. Ее основными носителями является учащаяся (и в первую очередь студенческая) молодежь.
Данной субкультуре присущи: эмоциональное восприятие политической жизни общества; противоречивое многообразие политических интересов и поведения.
Ввиду отсутствия достаточного жизненного опыта носителям этой субкультуры свойственны также: политическая неразборчивость; высокий уровень "внушаемости"; эклектичность, - т. е. механическое соединение разнородных политических взглядов, теорий, идейных направлений.
Но именно в недрах молодежной политической субкультуры нередко вызревают многие будущие политические нововведения, впоследствии утверждающиеся в обществе.
Именно молодежная субкультура выступает в качестве принципиальной оппозиции какой бы то ни было власти. Именно молодежь потенциально является одной из наиболее инициативных и активных общественно-политических сил.
Немаловажно и то, что первичная политическая социализация практически всех профессиональных политиков и общественных деятелей происходит именно в рамках молодежной политической субкультуры.
Возникает вопрос: а существует ли общечеловеческая политическая культура? Ведь человечество представляет собой чрезвычайно пеструю социально-политическую общность. В наше время более чем 6 миллиардов землян разделены примерно на 1 тысячу народов, говорящих на более чем 5 тысячах языках и проживающих в государствах, общее количество которых приближается к 200. Соответственно "Среда жизни" людей "разрезана" многими тысячами километров государственных границ. На пути к политико-культурному единству человечества имеются и другие серьезные препятствия: 1) политические режимы; 2) военно-политические и экономические международные блоки; 3) расовые, религиозные и территориальные противоречия и др.
Не преодолено и главное, наиболее серьезное противоречие современности - разрыв в уровнях жизни и технико-экономического развития между "элитными" государствами планеты (североамериканскими, западноевропейскими, Японией и некоторыми другими) и "остальным миром". В первой половине 1990-х годов на долю 20 % наиболее богатой части населения планеты приходилось 83 % мирового дохода, а на долю остальных 80 %; землян - 17%, причем на долю 20 % беднейшей части населения мира - всего 1,4 %. При этом разрыв между 20 % наиболее богатых и 20 % наиболее бедных на нашей планете растет: в 1960 г. он составлял 30:1, а в 1990 г. - уже 60:1.
И все же общечеловеческая политическая культура медленно, но неуклонно становится реальностью
Эта культура просматривается через целую группу политических универсалий (в буквальном переводе с латинского "универсалис" означает "всеобщий").
Под политическими универсалиями следует понимать ряд черт, характерных для значительного большинства государств планеты и известных политических субкультур.
К числу наиболее отчетливых общечеловеческих политико-культурных универсалий относятся следующие:
1. Общечеловеческие политические ценности и принципы. Они признаются как минимум декларативно в масштабах всего международного сообщества. К ним относятся, например, мир, свобода, правопорядок, демократия, суверенитет, права человека, равноправие в международные отношениях и многое другое.
2. Международный политический язык. В нем отражены общечеловеческие политические ценности и их содержание, а также наиболее значимые для всего человечества направления глобального политического процесса.
Ключевыми словами международного политического языка являются, например, ассоциация, парламент, паритет, гарантия, гуманизм, партия, экология, референдум, конверсия, конституция, бюрократия, тоталитаризм и др.
3. Международная политическая символика. Она тесно связана с политическим языком. Но эта универсалия обладает настолько ощутимым эмоционально-психологическим воздействием, что есть все основания для ее выделения.
В международной политической жизни такая символика представлена, например, рядом эмблем, смысл которых однозначно воспринимается всеми людьми.
Так, изображение земного шара символизирует единство человечества и уникальность, хрупкость мира, в котором мы живем. Изображение голубя символизирует миролюбие, жизнь без войн и насилия.
Определенной символичностью в мире политики обладают и некоторые цвета. Голубой цвет - символ миротворчества, защиты. Белый цвет - символ помощи, чистоты помыслов и действий. Зеленый цвет - символ жизни, экологии, общности человека и природы.
4. Существование и функционирование международных политических организаций. Их деятельность во многом способствует утверждению общечеловеческой политической культуры, координации глобальной политической жизни.
5. Международное право. Оно во многом регулирует отношения между государствами и другими объектами международных отношений, "облагораживает" их, опираясь на достижения политической культуры и исторический опыт политических взаимоотношений.
6. Глобальная политическая интеграция (объединение). Она пока имеет форму тенденции. Вызвана обострением глобальных проблем современности, решение которых возможно лишь при условии объединенных усилий всего человечества.
7. Глобальная распространенность государства как политического института. Этот институт представляет собой политико-организационный "фундамент" человеческой цивилизации.
8. Политический абсентеизм (негативная универсалия), - т. е. политическая пассивность, аполитичность, политическое равнодушие.
В современной политической жизни активно участвует лишь 35-50 % взрослого населения планеты.
9. Политический регионализм (негативная универсалия). Он существует как бы "параллельно" глобальной политической интеграции. Дело в том, что современный мир еще весьма противоречив. Он состоит из множества государств. А их внешняя политика строится с первоочередным учетом интересов своих граждан ("национальных", "жизненных"). Несовпадение интересов массы современных государств побуждает их искать и объединяться с потенциальными союзниками.
Поэтому в мире по-прежнему создаются и действуют множество регионально-политических (Европейский Парламент, Организация Американских государств, Лига Арабских государств, Организация Африканского Единства и др.) и военно-политических (НАТО и др.) организаций и блоков.
10. Политическое насилие (негативная универсалия). Оно присутствует в жизнедеятельности человечества на протяжении всей его истории. Его питательной средой является столкновение несовпадающих политических и иных интересов, стремление либо удержать власть, либо добиться ее. По меньшей мере косвенное политическое насилие, - в виде психологического, экономического, дипломатического давления; информационной цензуры; навязывания определенной идеологии; угрозы применения силы к оппозиции;
политически корыстного законотворчества, - будет существовать до тех пор, пока будут иметься политические противоречия и несовпадение политических интересов людей.
Даже представленные универсалии (а их гораздо больше), таким образом, позволяют констатировать реальность общечеловеческой политической культуры, ее развития по определенным параметрам, в определенном русле.
Политическое сознание: общая характеристика.
Роль и функции политического сознания
Политическая культура имеет две стороны: духовную и практическую. Одной из базовых духовных основ политической культуры является политическое сознание.
Политическое сознание - это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями, общественными классами). Оно выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать огромное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества, а также на все другие сферы общественной жизни.
Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений.
По этим причинам состояние политического сознания как общества, так и составляющих его классов, слоев, групп крайне важно учитывать в практике политического управления общественными процессами. В этом плане власти, политические партии должны стремиться к формированию такого сознания, которое способствовало бы поддержанию социально-политического равновесия, наиболее полно выражало бы потребности социального прогресса государства.
Политическое сознание во многом является совокупностью политических представлений. Ведь духовная сфера мира политики состоит из представлений. А ничего политического без сознания нет.
Политическое сознание носит не только групповой, но и индивидуальный характер. В этом плане оно имеет три источника.
Первый источник - семейное окружение человека. Речь идет о совокупности идей и чувств, переданных воспитанием. Соответствующий социально-психологический багаж создает фундамент политического сознания. На его основе формируется личность гражданина.
Второй источник - это в широком смысле информация. Она поступает человеку как через общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио).
Третий источник - это личный опыт индивида. Он опровергает или подтверждает полученное знание, но в любом случае существенно влияет на процесс формирования и развития политического сознания.
Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому "Я" анализировать мир политики и определяться по отношению к нему.
При этом знания, полученные от семьи, могут быть представлены как опыт, накопленный различными поколениями, но вместе с тем могут быть и тканью предрассудков. Информация тоже может быть истинной или ложной. Да и жизненный опыт человека, представляющий для него богатство пережитого, может оказаться нетипичным и не отражать политическую реальность.
В любом случае человек сам преобразовывает эти факторы в единую более или менее ясную и духовно структурированную политическую систему.
У большинства людей этот процесс происходит стихийно, случайно и даже отвлеченно. Более того: большинство людей склонные повторять те политически ориентированные рассуждения, которые им преподавали, или которые они узнали из других внешних источников.
Осознание политических проблем, представления о мире политики у людей тесно связаны с их политическими интересами, пристрастиями. Например, рабочий предприятия, оказавшегося в тяжелом состоянии, считает, что хорошие решения по исправлению ситуации те, которые не предусматривают увольнений. Активист правящей партии полагает, что экономическая ситуация ухудшится, если к власти придет оппозиция. Если политический деятель обвиняется в коррупции, то его считают виновным в зависимости от собственной политической окраски.
Следовательно, действительность оценивается через политическое сознание не сама по себе. Ее восприятие зависит от предшествующих убеждений и интересов людей.
Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями.
Многие политические учения и ценности, являющиеся продуктом политического сознания, имеют в современном обществе мировоззренческое значение. Поэтому они важны не только для совершенствования политической культуры людей, но и для духовного, цивилизованного развития человечества в целом.
В то же время реально несовпадение тех или иных позиций политического сознания в процессе политической деятельности отдельных государств и их объединений, общественных классов, наций, партий. Важно, чтобы обусловленная этим идеологическая и политическая борьба не перерастала в вооруженное противоборство, носила мирный, цивилизованный характер.
Политическое сознание выполняет целый ряд функций:
1. Регулятивная функция. Политическое сознание регулирует социальное поведение людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых им политических идей, норм, представлений и убеждений.
С особой силой потребность в регулятивной функции политического сознания обнаруживается на переломных этапах общественного развития, в кризисные периоды. Именно от политического сознания широких слоев общества, от политических установок "верхов" зависят эффективность политических систем, ход развития событий, направленность социально-политических преобразований.
2. Познавательно-информационная функция. Люди рано или поздно, но неизбежно соприкасаются с миром политики. Даже если они не желают ею заниматься - политика "займется" ими все равно. Она влияет на жизнь и судьбы людей через государство, законы, партии, общественные организации и др. Она "проникает" в людей в виде политической информации.
Механизм современной жизни таков, что люди вынуждены постоянно делать выбор, в том числе и политический. Все это подталкивает их к познанию мира политики, к получению политической информации.
Политическое сознание в этом плане призвано помочь людям усвоить политические знания и информацию, определить свое место в общественно-политической жизни и правильно в ней ориентироваться.
3. Оценочная функция. Политическое сознание предназначено не только для осознания (отражения) социально-политической действительности. В его недрах в процессе осознания мира политики вырабатываются и оценки (отношения) к тем или иным политическим явлениям и проблемам.
Люди таким образом делают для себя определенные выводы, конкретизируют степень важности различных политических явлений и событий.
Именно на основе оценки политической действительности люди формируют свои политические взгляды, убеждения, позиции, пристрастия.
4. Мобилизующая функция. Политическое сознание помогает людям осознать себя гражданами, которые не только "обязаны" обществу и государству, но и обладают определенными правами, свободами и политическими интересами.
В свою очередь гражданское самовосприятие побуждает (мобилизует) людей к переходу от пассивного осознания социальной действительности к конкретному участию в общественно-политической жизни.
В этом плане политическое сознание посредством своей мобилизующей функции побуждает людей к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социально-политических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др.
Уровни политического сознания
Политическое сознание существует на различных уровнях и в различных формах Прежде всего следует выделить специализированное и массовое политическое сознание.
Специализированное сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Первоначально оно является достоянием немногих. Его носители - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения. Они фиксируют необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию массового сознания в соответствующем направлении.
Главное в специализированном сознании - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы (или групп), социального слоя определенных установок.
Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности.
Соответствующие знания, - с одной стороны, - вырабатываются различными идеологиями и закреплены в политической культуре. С другой стороны, такие знания "добываются" и собственной практикой массовых социальных групп.
Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно имеет конкретно-исторический характер, часто переживает периоды подъема и спада. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: политических курсов и тактико-стратегической деятельности тех или иных партий, различных социальных потрясений, содержания конкретно-исторической ситуации и многих других.
В реальности возможны различные варианты взаимосвязи специализированного политического сознания (например, политической партии) и массового политического сознания.
Иногда то, что бывает теоретически и практически изжито и преодолено конкретной политической партией, может еще долгое время оставаться присущим политическому сознанию общества. Это обстоятельство отмечали многие политические деятели. Например, В. И. Ленин, предостерегал своих единомышленников от ошибок, подчеркивал, что "дело как раз в том, чтобы не принять изжитого для нас за изжитое для класса, за изжитое для масс". (Ленин В. И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 42).
Возможна и обратная ситуация: в массовом политическом сознании фиксируется необходимость того или иного политического действия, принятия какого-либо политического решения, а специализированное сознание к этому не готово.
Например, в нашей стране идея о необходимости многопартийности прежде утвердилась в обществе, а соответствующие инициативы со стороны компартии-монополиста и государства последовали с серьезным запозданием.
Очевидно, что для конструктивного и стабильного социально -политического развития общества крайне важно не только взаимодействие специализированного и массового сознания. Еще более важна их обоюдная чуткая реакция на все изменения в умонастроениях людей и общества в целом, и составляющих его социальных групп.
В политическом сознании можно выделить такие уровни:
1. Государственный. На данном уровне политического сознания осуществляются выработка и обоснование официальной политики. Одной из главных черт этого уровня является стремление к выражению общих интересов правящих политических сил. На этом же уровне происходит адаптация (приспособление) интересов общества, общественного мнения к проводимой государственными институтами политике.
"Государственное" сознание регулирует политические отношения путем выработки различных законопроектов, программ, решений, конституций, поправок к их статьям и т. д.
Данный уровень политического сознания отличается наибольшей последовательностью в защите существующих политических порядков и принципов управления. Для него также характерен позитивно-прагматический способ восприятия политической действительности, - т. е. ориентация на достижение успеха, выгоды в процессе приобретения, расширения или удержания власти.
2. Теоретический. Данный уровень политического сознания представлен различного рода идеями, концепциями, взглядами, точками зрения, имеющими политический характер.
Этот уровень тесно связан с наукой и идеологией того или иного общественного класса, правящих кругов.
В политических теориях и учениях, представленных на этом уровне, преследуется цель исследовать следующие проблемы:
а) сущностные проявления политики; б) закономерные политические тенденции и процессы; в) причины, их вызывающие; г) реальный ход политических позиций; д) действительные и возможные последствия политических решений, принимаемых законодательными, административными (исполнительными) и судебными инстанциями.
Особенностью теоретического уровня политического сознания является его теснейшая связь с экономическими, правовыми, военно-стратегическими и другими реалиями. Данный уровень отличается также оформлением политических теорий в соответствующие политические программы, декларации и доктрины.
Будучи реализованы на практике, такие программы, декларации и доктрины закрепляют политическое сознание в качестве ведущего элемента политики. А от данного элемента в свою очередь зависят характер политических отношений и политических институтов, организаций и учреждений, использование материальных средств осуществления политики.
Осознание политики на теоретическом уровне позволяет:
а) ставить и решать ее важнейшие цели и задачи - как фундаментальные (стратегические), так и текущие (тактические); б) определять средства и методы их достижения; в) определять направления и пути организационно-политического обеспечения в ходе решения назревших проблем; г) вырабатывать концептуальные подходы к социальному контролю за ходом выполнения политических решений и целевых программ; д) корректировать политику с учетом данных практического опыта.
3. Эмпирический. Этот уровень политического сознания базируется на непосредственной практике, живом участии в политическом процессе отдельных людей малых и крупных социальных общностей.
Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, представлений, иллюзий, переживаний. Взятые в единстве с теоретическими воззрениями в области политики, они служат, во-первых, питательной почвой для формирования у масс общественного мнения относительно политики и политических деятелей, а во-вторых, духовной основой политической культуры общества.
4. Обыденный. Данный уровень политического сознания тесно связан с эмпирическим уровнем, но в то же время в сравнении с ним имеет ряд отличий.
Так, эмпирический уровень характеризует непосредственно практический опыт субъекта. Обыденный же уровень характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей и взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей.
Обыденный уровень политического сознания отличается от эмпирического и тем, что имеет идеологические и теоретические элементы Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: чувства, настроения, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.
Обыденный уровень политического сознания отличается взаимосвязанностью рационального и эмоционального, свежего житейского опыта и традиций, сиюминутных настроений и устойчивых стереотипов.
Поэтому данный уровень нестабилен, зависим от эмоций и меняющегося непосредственного опыта, подвержен колебаниям.
Таким образом, политическое сознание представляет собой чрезвычайно сложное и многомерное явление. Оно является важнейшим элементом духовной политической культуры. Оно влияет на динамику политической культуры, во многом определяет ее содержание и ее уровень.
Политическое сознание имеет сложную структуру и целый ряд уровней. Оно не только отражает политическую действительность, но и вырабатывает ее определенное восприятие. На основании такого восприятия во многом и строится политическое поведение как отдельных граждан, так и общества в целом.
Соответственно политическое сознание играет важную роль в том, какое реальное и качественное содержание имеют общественно-политическая жизнь, мир политики в целом.
5. Политическая социализация: сущность, этапы, факторы
Политическая социализация является неотъемлемой частью политической культуры. Она представляет собой особый политико-культурный процесс.
Так что же такое политическая социализация? Еще в 430 г. до н. э. Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". И действительно: судить (в данном случае неважно как) о политике могут все. Ведь политика так или иначе затрагивает интересы всех и каждого.
Поэтому люди понимают, что они должны иметь хотя бы самые общие представления о мире политического, о власти, о тех, кто принимает решения, и кто несет ответственность за их выполнение.
Соответственно люди усваивают, "впитывают" в себя господствующую в данном обществе политическую культуру. Каждый отдельный человек (вольно или невольно) включается в процесс властных отношений, постепенно преображается в "политико-культурное существо", обладающее гражданским и политическим самосознанием.
Суть социализации вообще состоит в усвоении человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного и полноправного члена общества.
Политическая же социализация имеет в политологии несколько трактовок. Приведем наиболее типичные
1. Политическая социализация - это процесс включения индивида в политическую систему. (Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 277)
2. Политическая социализация - это процесс усвоения личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, в групповых и общеколлективных ценностях, нормах статусного и ролевого политического поведения. (Политология. Под ред. Г. А. Воробьева и К. М. Мартыненко. Краснодар, 1995. С. 196).
3. Политическая социализация личности - это процесс усвоения и осознания индивидом социальных норм и культурных ценностей той социальной общности, к которой он принадлежит. (Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. М., 1994. С. 161).
Наиболее емким и конкретным представляется следующее определение сущности политической социализации.
Политическая социализация - это процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей политической культуры. (Политическая культура. Теория и национальные модели. М., 1994. С. 52).
При этом существует узкое и широкое понимание политической социализации.
В узком понимании - это сознательное и целенаправленное внедрение политических ценностей, убеждений, навыков и т. д. Данную задачу выполняют в основном официальные и полуофициальные учреждения, институты, организации Они имеют целью создание благоприятных условий для принятия людьми господствующего социального порядка.
В широком смысле политическая социализация - это вся система политического обучения, - формального и неформального, целенаправленного и непредусмотренного, - на всех этапах жизненного цикла
Такая система включает в себя не только сугубо политическое, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках людей.
Подчеркнем также, что проблема политической социализации личности является комплексом вопросов о том, как и почему личность включается в политическую жизнь (или выключается из нее), каковы факторы и результаты этого включения (выключения).
Политическая социализация представляет собой двуединый процесс: а) с одной стороны, она фиксирует перевод требований политической системы во внутреннюю структуру личности в форме определенных норм и ценностей, б) с другой стороны, политическая социализация демонстрирует, как личность осваивает эти нормы и ценности, закрепляя их в определенных формах политического поведения.
Особо подчеркнем, что процесс и результат политической социализации содержат в себе внутреннее противоречие и внутренний конфликт
Так, объективно, политически социализированный человек должен отличаться политической самостоятельностью в своих взглядах, оценках и политическом поведении. Политическая социализация призвана помочь человеку, гражданину избавиться от политической наивности и обрести политическую грамотность Политическая социализация должна помочь человеку правильно ориентироваться в мире политики, в хорошем смысле противостоять попыткам этого мира подчинить его волю и его поведение своим интересам.
Но на практике можно нередко встретить полностью политически социализированных людей, которым не удалось отстоять свою политическую независимость, самостоятельность. Такие люди часто полностью "растворяются" в политической системе. Такие люди мало годны и для активного влияния, воздействия на политическую жизнь общества.
Острота данного противоречия во многом зависит от типа общества, от степени "жесткости" политического режима, в условиях которого оно живет. Не в меньшей мере острота данного противоречия зависит и от типа воспитания, характерного для конкретного общества.
Политической социализации личности как процессу присуща определенная последовательность. В этом плане политическая социализация имеет следующие составляющие компоненты:
1) усвоение и восприятие общественно-политического опыта, накопленного предыдущими поколениями, а также современного опыта;
2) превращение знаний об обществе, политике государства во внутренние убеждения;
3) выработка способности отстаивать свои политические взгляды;
4) приобретение необходимых навыков общественно-политической деятельности, освоение ее основных принципов и норм;
5) реализация знаний и убеждений в практической политической деятельности, в области других сфер общественных отношений.
Очевидно, что политическая социализация имеет свой особый механизм. Он функционирует на трех уровнях.
Первый уровень - социальный. Это уровень общества в целом. На нем человек вовлекается в политику под давлением серьезнейших проблем, с которыми столкнулось все общество.
Например, вовлечение людей в массовые общественно-политические движения происходит под давлением глобальных проблем современности, в том числе и экологической. Политизация людей может быть обусловлена и обострением безработицы, коррумпированностью властей, разгулом преступности, ухудшением качества и уровня жизни.
Второй уровень - социально-психологический. Дело в том, что человек политически социализируется в составе не только больших социальных групп (общественных классов, социальных общностей), но и находясь в малых группах (семья, друзья, товарищи по школьному классу или студенческой группе, коллеги по работе).
Поэтому его политической социализации во многом способствует межличностное общение. В ходе такого общения он подвергается внушению и влиянию собеседников. Через общение во многом происходит его политическая самоидентификация (самовосприятие).
Межличностное отношение, кроме того, во многом способствует и научению человека, его ориентации в политической действительности и политических проблемах.
Третий уровень - внутриличностный. На этом уровне политическая социализация происходит через интересы человека, его потребности, мотивы, установки и ценностные ориентации.
Именно они играют значительную роль в формировании политического сознания человека. Именно они во многом "управляют" его политическим поведением.
Политическая культура общества - чтобы стать частью сознания человека и повлиять на формирование его политических убеждений, должна быть "пропущена" через его индивидуальные потребности. Иначе соответствующая информация о политической действительности лишь "скользит" по поверхности человеческого сознания.
Наконец, особенности и содержание процесса политической социализации зависят и от целого ряда факторов. Эти факторы возможно разграничить на политические и неполитические.
К основным политическим факторам относятся: а) характер и тип государственного устройства; б) политический режим; в) политические институты, партии, организации и движения.
К неполитическим факторам относятся: а) семья; б) группа сверстников; в) учебные заведения; г) работа; д) культура, искусство, литература; е) средства массовой информации; ж) национальные традиции.
Обе группы факторов тесно взаимодействуют друг с другом. Ведь в реальной жизни человека политические и неполитические явления взаимопереплетены. Политическое значение для человека нередко приобретают факторы, на первый взгляд не относящиеся к политике. Например, труд, характер взаимоотношений человека и природы и др. Здесь многое зависит от роли и места неполитических факторов во внутренней и внешней политике государства в отношении общества и других государств.
Таким образом, политическая социализация является чрезвычайно сложным и разнонаправленным политико-культурным процессом. Ее роль и место в политической культуре общества трудно переоценить. Благодаря именно политической социализации человек последовательно становится не только личностью, но и гражданином; не только объектом, но и субъектом политики, а во многом и ее творцом.
6. Политическая символика как элемент политической культуры
Важнейшей составной частью политической культуры является политическая символика. Без уточнения ее особенностей, свойств и характеристик объективное познание политической культуры невозможно.
Что же такое политическая символика? Это совокупность символов в образно-процессуальной форме отражающих либо идеализирующих мир политики.
Символ в широком смысле слова - это образ. Он содержит в себе определенный смысл, нераздельно слитый с образом, но далеко не всегда ему тождественный. Символ характеризуется многослойностью и многозначностью. Он предназначен для воздействия на человека, - на какой бы стадии политической социализации тот ни находится.
В политической жизни общества политическая символика наличествует в самых разнообразных формах. К основным и наиболее распространенным формам политической символики относятся следующие:
1. Национально-государственная символика. Каждый народ создает и почитает собственные национально-государственные символы. В таких символах проявляются вековые традиции его политической культуры.
К национально-государственной символике относятся прежде всего флаги, гербы, гимны, конституции, денежные знаки и др. Цель подобной символики - привлечь внимание граждан, объединить их вокруг какой-то масштабной идеи и соответственно побудить их на определенные действия.
Эмоционально-психологическое, патриотическое воздействие подобной символики на гражданина весьма ощутимо. Так, министр иностранных дел Франции Ламартин в 1848 г. говорил: "Если вы отнимете у меня трехцветный флаг..., то отнимете у меня половину мощи Франции как здесь в стране, так и за границей". То же самое можно сказать применительно к большинству государств современного мира.
Правда, современная Россия в этом плане находится в особой ситуации. Она переживает весьма болезненный процесс кардинальных изменений государственно-политической системы. Россия находится в режиме "формационной ломки". Эта ломка сопровождается не всегда продуманным отказом от "советской" атрибутики. По этим причинам попытка возврата страны в 1989 г. к бело-сине-красному флагу встретила в обществе неоднозначную реакцию.
Тем более, красные флаги (стяги) были распространены на Руси издревле. Например, под красными либо малиновыми стягами русские войска отстаивали независимость нашего народа во время Куликовской битвы с татаро-монголами (1380 г.), в борьбе против польского нашествия под руководством Минина и Пожарского. Красный цвет издавна символизировал те жертвы, которые принес наш народ ради своей свободы и независимости.
Наряду с флагами та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев отождествляется с ее гербом.
Часто в качестве центрального элемента государственных гербов выступают изображения растений или деревьев. Например, у Ливана - кедр, у Канады - кленовый лист и др.
Не менее часто в государственных гербах встречаются и изображения животных. Например, лев - у Великобритании, орел - у США, Германии (с недавнего времени - сова), России.
Отметим, что двуглавый орел - один из древнейших символов власти и господства, встречающийся в таком качестве уже в Древнем Египте. В VII в. до н. э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях Халдеи, датирующихся VI в. до н. э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.
В России же стремление представлять высшую власть над людьми с помощью изображения орла приняло геральдическую форму в XV в. В тот период изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Герб с двуглавым орлом снова стал символом российской государственности по специальному указу Президента РФ в конце 1993 г., - но парламентом России в таковом качестве не одобрен до сих пор.
Одно из центральных мест среди государственных символов занимают национальные гимны. Они представляют собой официальные патриотические символы, особый "музыкальный эквивалент" герба или флага страны. Гимны отражают единство или характер нации - ее настроение, желание и цели так, как их представляют себе существующая власть.
Гимны, подобно другим национальным символам, также являются "визитной карточкой" нации. Они - музыкальные знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей "идентичности".
Современный российский гимн на музыку И. Глинки в этом плане полностью отражает всю сложность периода, переживаемого нашей страной. Он представлен лишь мелодией, слова пока отсутствуют.
Национально-государственные символы и общественные идеалы тесно связаны между собой, взаимодополняют друг друга. В свою очередь идеал не существует сам по себе, а выражается с помощью какого-либо произведения искусства, изречения, документа.
Например, в США первым и основополагающим символом американской нации и государственности является Декларация независимости, принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г.
После гражданской войны 1861-1865 гг. место главного документального символа нации Декларация независимости уступила Конституции с Биллем о правах. Конституция США стала и символом стабильности. Большинство американцев и поныне рассматривает свою конституцию как священный документ. В этом главном государственном документе - символе они видят твердую гарантию своих прав и свобод, своего гражданского статуса, своего будущего.
2. Политическая ритуально-процессуальная символика. Политические ритуалы и процедуры занимают в общественно-политической жизни особое место. Помимо прочего они являются символическим компонентом "гражданской (или политической) религии", характерной для конкретного общества.
С помощью таких ритуалов простые смертные превращаются в президентов и монархов. Например, с помощью церемонии инаугурации (т. е. торжественного вступления в должность) президента США или коронации королей в Англии. При этом коронация представляет собой политико-религиозную церемонию, осуществляемую в Вестминстерском аббатстве под руководством архиепископа Кентерберийского. А Президент США, вступая в должность, произносит свою клятву на Библии.
В общественно-политической жизни ритуально-процессуальная символика представлена также съездами и собраниями политических партий и движений, политическими демонстрациями, митингами, пикетами. Высоким уровнем символичности отличаются также и празднования исторических событий государственной важности, соответствующие салюты и фейерверки. Политико-ритуальная символика проявляется и в процессе возложения венков и цветов к национальным святыням, в процессе задействования в торжественных случаях почетных караулов и т. д.
3. Скульптурно-архитектурная политическая символика. В современном мире политическая символика самым широким образом воплощена во множестве памятников, статуй, скульптур и архитектурных сооружений.
Символами власти и государства выступают дворцы, правительственные здания, площади. Например, Белый дом в США, Елисейский дворец во Франции, Уайт Холл в Великобритании, Кремль и Красная площадь в России, площадь Тяньаньмэнь и Великая Китайская стена в КНР и многое другое.
Политико-национальными символами могут выступать и человеческие фигуры в виде скульптур. Например, такие, как Марианна (Франция), Джон Булл (Англия), дядя Сэм (США) и многое другое.
О статуе Свободы скажем несколько подробнее. Эта статуя возвышается в Нью-йоркской гавани и как бы приветствует всех прибывающих в Америку. Статуя Свободы есть символ "американской мечты", успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия всех обездоленных и угнетенных со всех концов земного шара. По данным социополитических исследований, дети всех начальных школ США называют статую Свободы и национальный звездно-полосатый флаг в качестве лучших выразителей духа Америки.
В современной России восприятие обществом национальной скульптурно-архитектурной политической символики более сложно и противоречиво. У различных поколений россиян свои собственные пристрастия в этом плане. Часть из них эмоционально реагирует на культовые сооружения, а часть - на мавзолей В. И. Ленина. Часть россиян отдает политико-эстетические предпочтения скульптурам царей Российской империи (например, Петру I), а другая часть - скульптурам видных революционеров.
Но есть в нашей стране такая архитектурная символика, которая объединяет на почве патриотизма всех без исключения наших соотечественников. Речь идет о скульптурно-архитектурных сооружениях, увековечивших победу нашего народа над фашистскими агрессорами.
В любом случае, полностью отметать скульптурно-политическую символику какой бы то ни было исторической эпохи по идеологическим соображениям в нашей стране ошибочно. История должна оставаться историей, а не политикой, опрокинутой в прошлое. Замалчивание тех или иных неугодных очередному политическому режиму фактов нашего исторического прошлого может привести лишь к одному: увеличению числа "Иванов, не помнящих родства". Незнание же социально-политического опыта предыдущих поколений, каков бы он ни был, еще нигде и никому ничего, кроме повторных ошибок, не приносило.
4. Города - политические символы. Выразителем национального духа, фактором, способствующим формированию национально-политического самосознания, воплощением облика страны могут выступать и целые города.
Не случайно, когда речь идет о тех или иных политических проблемах, мировое сообщество под Москвой понимает Россию, под Вашингтоном - США, под Токио - Японию, под Хельсинки - Финляндию, под Гаваной - Кубу и т. д.
Многие города мира могут символизировать и стойкость нации, ее мужество и упорство в борьбе против внешних врагов. Среди таких городов возможно назвать Брест, Севастополь, Сталинград, Ленинград, покрывшие себя ратной славой в годы второй мировой войны (Сейчас они относятся к разным государствам СНГ). К таким городам относятся также Иерусалим, Варшава, Барселона, Белград и многие другие.
5. Условно-графическая политическая символика. В современном мире многие политические символы зачастую изображаются условно-графически. К таким символам возможно отнести, например, христианский крест, мусульманский полумесяц, серп и молот, звезды различной вариации, изображение земного шара, голубя, колосьев пшеницы и других растений, свастику и многое другое.
К подобным условно-графическим фигурам национально-политического характера относятся и изображения, например, медведя в России, страуса в Австралии, бобра в Канаде, лотоса в ряде азиатских стран.
Подобная символика представлена также и в определенных цветах. Так, белый цвет символизирует ненасилие, чистоту помыслов, мирные намерения. Красный цвет - символ борьбы, жертвенности, сопротивления. Голубой цвет - символ общности мира, защиты. Зеленый - символ жизни и экологии. Черный - символ скорби, потери, поражения и т. д.
Условно-графическая политическая символика широко отражена также в массе эмблем, значков, партийных билетов, почетных грамот и дипломов, а также в государственных орденах, медалях и иных наградах.
6. Наглядно-агитационная политическая символика. Политическая жизнь современного общества данной разновидностью политической символики оснащена в изобилии.
Редко какое-либо политическое мероприятие обходится без наглядно-агитационной символики. В общественно-политической жизни такая символика представлена: а) лозунгами; б) художественно оформленными призывами; в) транспарантами; г) портретами политических деятелей; д) листовками; е) флажками; ж) политической карикатурой; з) политической рекламой; и) политической фотографией (в т. ч. с элементами фотомонтажа, в виде коллажа) и многими другими.
Наиболее интенсивно подобная символика применяется в период выборной компании, во время государственных праздников, юбилейных торжеств, партийных мероприятий, политических демонстраций, акций протеста либо поддержки.
7. Объективно-предметные политические символы. В таких символах, как правило, материализуется память общества о наиболее значительных событиях его политического прошлого. Например, политико-патриотическими символами героизма нашего народа в период Великой Отечественной войны могут выступать танки, артиллерийские орудия и самолеты, превращенные в "натуральные" памятники. Символом начала в Октябре 1917г. принципиально новой эпохи в истории страны является крейсер "Аврора".
В США воплощением и символом идеала свободы является Колокол Свободы - одна из самых почитаемых американцами реликвий. Во многих странах мира подобными символами выступают, например, меч, щит, вековые деревья, горы и озера, памятные камни и иные объектно-предметные знаки.
8. Политико-музыкальная символика. Она выступает музыкальным эквивалентом политических эмоций, пристрастий, позиций и традиций общества либо его отдельных классов и социальных групп.
К такой символике прежде всего относятся государственные и партийные гимны. Во всем мире известна французская "Марсельеза" как политико-музыкальный символ революционного обновления. В нашей стране музыкальным символом смертельной борьбы с фашизмом стала песня на слова В. И. Лебедева-Кумача "Священная война".
Политико-музыкальная символика имеется практически в любом государстве нашей планеты. Ее эмоциональное, патриотическое воздействие на людей является важным элементом политической культуры. В этом плане данная символика способствует консолидации общества и его граждан вокруг определенных политико-культурных, патриотических ценностей.
9. Политическая мода. В общественно-политической жизни страны она представлена чрезвычайно многообразно.
Политические пристрастия людей могут демонстрироваться:
а) через их одежду (например, через подражание манере одеваться и вести себя конкретных политических лидеров и деятелей); б) через предпочтение отдельных цветов - белого, красного, зеленого, голубого, черного и т. п.; в) через дополнение своего облачения значками, эмблемами, надписями и прочими символами политического толка;
г) через подчеркнутую с помощью одежды свою принадлежность к определенной социальной группе, политическому объединению, политическому течению; д) через использование в процессе общения особой политической терминологии (например, начиная с обращений:"господин", "товарищ" и т. д.; е) через жестикуляцию.
Политическая мода, как правило, концентрирует в себе одновременно несколько форм политической символики. Она позволяет уже на визуальном уровне предпринимать начальную политическую идентификацию (определение) политических позиций гражданина или групп граждан.
10. Политический язык. Известно, что язык как таковой представляет из себя особую знаково-символическую систему. Когда возникает необходимость его использования в мире политики - это делается с помощью специальной политической терминологии и жестикуляции.
Наряду с этим политический язык может придавать политическую окраску очень многим словам и предметам, изначально не относящимся к миру политики. Среди подобных слов к примеру назовем такие, как" борьба", "насилие", "равенство", "объединение" и др. Среди подобных же предметов выделим, например, серп и молот, многие произведения искусства и архитектуры, целый ряд представителей фауны и флоры.
В наибольшей степени политический язык отражен в категориях, которыми оперирует политология как научная дисциплина. Именно в процессе изучения политологии возможно получить наиболее полное представление и ознакомиться с богатым иллюстрированным материалом в отношении того, что собой представляет политический язык.
Составной частью политического языка является политическая жестикуляция. Те или иные индивидуальные либо коллективные жесты играют существенную роль в общественно-политической жизни.
К подобным жестам, например, относят: 1) голосование; 2) аплодисменты; 3) приветствия в различных вариантах (поднятие руки со сжатым кулаком, рукопожатие и др.); 4) активная демонстрация различных политических символов во время политических акций;
5) выражение неодобрения и протеста посредством свиста, топота, забрасывания какими-либо предметами источника, вызвавшего недовольство и т. п.; 6) демонстративный уход в знак протеста с политического мероприятия; 7) демонстративное сожжение в знак протеста каких-либо политических символов (флагов, партбилетов, портретов и т. д.) и многое другое.
Особо подчеркнем, что политический язык является своеобразным "индикатором" уровня политической культуры конкретного общества. Через данный язык возможно разобраться в ее особенностях и сущности, в ее внутреннем содержании.
В то же время политический язык составляет одну из важнейших основных частей политической культуры. В ее общей структуре политический язык "связывает" между собой многие другие компоненты политической культуры.
Таким образом, политическая символика является важным эмоционально-психологическим фоном политической культуры. Одновременно данная символика представляет собой конкретное отражение политико-культурных ценностей общества, уровня развития его политической культуры.
Политическая символика фиксирует определенную политическую культуру как в материальных предметах, так и в духовных формах. Данная символика играет значительную роль в процессе сближения, объединения граждан и социальных групп вокруг определенных политических ценностей и идеалов. Политическая символика заметно способствует утверждению в обществе идей патриотизма, гражданственности и государственно-политической идентичности.
7. Политическая коммуникация
Формирование и эволюция политической культуры общества во многом зависит от развитости и качества политической коммуникации. В переводе с латинского понятие "коммуникацио" означает "связь".
Под политической коммуникацией подразумеваются средства общения и связи между субъектами политических отношений (индивидами, партиями, государствами и т. д.).
Существуют различные типы коммуникаций. Основной из них - коммуникация "лицом к лицу". Этот тип коммуникации позволяет эффективно формировать общественное мнение и вести диалог, осуществлять прямой политический контакт без каких-либо посредников. Но сложность современного общества и развитие техники снизили значение данного типа. В наше время безусловно главенствующее положение принадлежит такому типу политической коммуникации, как средства массовой информации - СМИ.
В современной политической коммуникации при продвижении информации возможно выделить два этапа. На первом этапе коммуникатор передает информацию реципиенту (т. е. "получателю") с помощью технических каналов связи.
Второй этап зависит от лидеров общественного мнения. Ими могут быть популярные или влиятельные общественные, государственные и профсоюзные деятели, министры, предприниматели, учителя, проповедники и т. п. Они внимательно следят за политическими событиями, поступающей информацией. В силу своего особого положения в обществе, они в процессе контактов с людьми, общественностью не только передают политическую информацию, но и интерпретируют (толкуют, объясняют) ее.
Поэтому если на первом этапе политической коммуникации происходит передача и восприятие информации, то на втором - осознание, интерпретация данной информации.
Политическую коммуникацию как политико-культурное явление для более предметного представления лучше всего рассмотреть на примере ее господствующего типа - средств массовой информации.
Средства массовой информации (СМИ) - это совокупность газет, журналов, издательств, информационных агентств, радио-и телеорганизаций, которые обеспечивают удовлетворение информационных интересов и потребностей массовой аудитории.
Какова же конкретная роль средств массовой информации в формировании политической культуры? Здесь можно выделить следующие 10 функций:
1. СМИ играют роль основного агента производства и распределения политической культуры.
2. СМИ способствуют стандартизации и формированию однородности политической культуры, унификации мнений, поведенческих ориентиров.
3. СМИ содействуют расширению возможностей реального участия самых широких слоев общества в политическом процессе.
4. СМИ выполняют политико-интеграционную работу, побуждая людей воспринимать и усваивать господствующие политические ценности, идеалы, установки.
5. СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-либо политических целей, кампаний, курса.
6. СМИ ставят задачу не просто привлечь внимание общественности к тем или иным политическим партиям и их деятелям, но и создать их имидж (специфический образ).
7. СМИ по своему усмотрению тщательно отбирают и интерпретируют происходящие в мире события. Трактовка этих событий, распространяемая аудиовизуальными средствами, как правило, становится точкой зрения миллионов людей. Ведь в колоссальном потоке современной информации основной массе граждан ориентироваться крайне трудно.
8. СМИ могут быть использованы для оказания влияния (а нередко - и давления) на власти, руководство партий, политических и общественных деятелей; на весь процесс принятия политических решений.
9. СМИ представляют собой гораздо более мощные и всесторонние взаимодействия ("силы влияния"), нежели идеологические, социокультурные, духовные и социально-психологические.
10. СМИ способны к гигантской и систематической "подделке" политической реальности. В свою очередь это может спровоцировать общество на ложное восприятие политической действительности и ошибочный политический выбор.
Отметим также, что в условиях либерально-демократически ориентированных политических режимов СМИ как минимум внешне стремятся отстаивать общественные интересы. В этом плане можно говорить и о контролирующей функции СМИ. Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функции "сторожевой собаки общественных интересов". Они предупреждают, например, о спаде в экономике, росте наркомании и преступности или коррупции в коридорах власти и т. д.
Учитывая широчайшие манипуляционные возможности СМИ, власти стремятся контролировать их любыми методами. Ведь в современном мире тот, кто контролирует информацию, может решающим образом влиять не только на политическое сознание общества, но и на его политическое поведение.
Политическая элита в состоянии резко увеличить свое влияние, расширить свою популярность, продлить свое пребывание у власти именно за счет хотя бы относительной информационной монополии. Организация информационного потока "сверху вниз" усиливает власть, укрепляет государство и его институты.
Поэтому в различных политических системах властные структуры всегда тщательно отбирают информацию. Информация "сверху" несет "выверенные" данные о решениях органов политической власти. Обществу (особенно в канун выборов) сообщается то, что помогает сохранить благоприятный образ власти и укрепляет ее легитимность.
Однако подчеркнем, что было бы неверным представлять себе СМИ всего мира полностью "подконтрольными" властям, государствам. Все зависит от степени "жесткости" конкретного политического режима и уровня политической культуры конкретного общества.
Взаимоотношения властей и СМИ варьируются от страны к стране в зависимости от следующих условий: а) о каких органах СМИ идет речь; б) какое правительство в данный момент у власти;
в) какие проблемы находятся в центре внимания общества и государства; г) какова социально-экономическая ситуация в стране и в мире и т. д.
Речь идет о том, что власти, политические группировки всегда стремятся контролировать СМИ. Но не всегда добиваются этого в полной мере.
Примером относительной свободы СМИ от политической опеки может служить Западная Европа. Здесь официальными органами государства либо политических партий выступает лишь часть прессы. Например, газета "Форверст" и журнал "Нойе гезельшафт" в ФРГ, "Юманите" и "Матэн" во Франции, "Фольксштимме" в Австрии и т. д. Большинство же печатных органов западноевропейских СМИ предпочитают подчеркивать свою независимость от государства и партийных группировок.
И все же полностью быть свободными от политических пристрастий не может никто. Ведь любая газета, журнал, телепередача ориентированы на "свою" аудиторию, на конкретные социальные группы, симпатизирующие определенным политическим силам и партиям.
Например, в Великобритании "Тайме" читают те, кто управляет страной; "Файнэншл тайме" - те, кто ею владеет; а "Гардиан" - те, кто хочет управлять страной. Британцы знают, что газета "Дейли телеграф" связана с крупным бизнесом, "Гардиан" выражает позиции реформистских сил, "Дейли миррор" поддерживает лейбористов, а "Файнэншл тайме" отражает интересы финансовых кругов Лондона.
В этом плане аналогичная ситуация и в РФ. Даже если российские газеты именуют себя "общественными", "народными", "общественно-политическими" и претендуют на "надпартийность", политически беспристрастных среди них немного. Вполне очевидны политические ориентации и "Известий", и "Аргументов и фактов", и "Гласности", и "Московских новостей" и т. п.
Следовательно, для получения объективной политической информации необходимо, во-первых, знакомиться с ее альтернативными вариантами; а во-вторых, знать источники финансирования и политические позиции "хозяев" соответствующих органов СМИ.
Необходимо отметить и еще одну особенность средств массовой информации. В связи с развитием СМИ (особенно телевизионных) в современной политике изменились многие традиционные "правила игры". В частности, изменились процессы выдвижения и избрания кандидатов на партийных съездах, характер и ход избирательных кампаний, партийные структуры и функции. Поставлены под сомнение традиционные пути к высшим выборным должностям.
Итак, политическая культура является чрезвычайно многообразным и крайне сложным феноменом. Она несводима лишь к политическому поведению отдельньк людей, общества в целом. Политическая культура как конкретной социальной общности, так и общества в целом может быть объективно воспринята и понята только с учетом целого ряда моментов.
Важную роль в общей структуре политической культуры играет политическое сознание. Кроме того, развитие, уровень политической культуры зависят от динамичности и конкретного содержания политической социализации (ее составной частью и является политическое поведение). Важные эмоционально-психологические и ориентационно-координационные функции в политико-культурном пространстве выполняет политическая символика. Ведущую роль в обеспечении взаимодействия элементов общей конструкции политической культуры играет политическая коммуникация.
Список литературы:
Баталов Э. Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990.
Джунусов А. И. Политическая культура: концептуальные аспекты //Социально-политический журнал. 1994. № 11-12
Житенев В. С. Политическая культура: опыт формирования и проблемы. М., 1990. Кейзеров Н. О соотношении гражданской и политической культур //Социально-политические науки. 1991. № 7.
Политическая культура: теория и национальные модели //Отв. ред. К. С. Гаджиев. М.,1994.
Политология: Учеб. пособие для вузов/Сост. и отв. редактор А. А. Радугин. - М.: Центр, 1999.
1 4

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Контрольная работа 1
 Культура западноевропейского средневековья
Ваши отзывы
Здравствуйте! Заказ получен! Огромное спасибо, очень довольны! Надеемся на дальнейшее сотрудничество! С уважением!!!
Макс

Copyright © refbank.ru 2005-2021
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.