|
|
Как повысить успеваемость в ВУЗе и в школе. МотивацияМотивация – величина переменная. Когда она высокая, мы достигаем успеха, творим великие дела. Когда ее недостаточно, мы даже в простых ситуациях терпим поражение. И у каждого из нас перед глазами есть пример людей, которые поддерживают мотивацию на высоком уровне. А другие испытывают вечный дефицит куража и драйва. Психологи из Йенского университета имени Фридриха Шиллера в Германии под руководством доктора наук Джулии Дитрих изучали разнообразие форм мотивации студентов этого вуза. Данные своего исследования она опубликовала в журнале Learning & Instruction. Ученых интересовало ожидание студентов от обучения и прилагаемые к нему усилия. – Широко известно, что мотивация является важным фактором в обучении, обеспечивает высокую работоспособность, – говорит доктор Дитрих. – Но большинство исследований мотивации являются слишком обобщенными и абстрактными. Однако до сих пор никто толком не изучал индивидуальную мотивацию в специфических ситуациях, ограниченных по времени. К ним можно отнести лекции в вузе или уроки в школе. Три ключевых моментов в занятии Джулия Дитрих с коллегами изучала 155 студентов в течение одного учебного семестра. Во время полуторачасовой лекции их мотивация измерялась трижды. – Мы использовали опросники, которые в течение всего проекта оставались одинаковыми, – поясняет Дитрих. – Они раздавались в течение 10 лекций по педагогической психологии. На вопросы можно было отвечать при помощи смартфона или на бумаге. Помимо прочего, нам хотелось понять, насколько компетентными они чувствуют себя в каждый момент времени, понимают ли материал или с трудом выдерживают лекцию. Мы спрашивали учеников о том, нравится ли им содержание курса, считают ли они его полезным. Данные исследования нельзя назвать репрезентативными, ведь их с трудом можно переносить на другие группы учеников и студентов. Но кое-что интересное исследователи обнаружили. Как оказалось, мотивация к обучению гораздо сильнее колеблется в течение 90 минут, чем было принято думать. Во время лекции каждый студент проходил через фазы высокой мотивации и сильной демотивации. И это не зависело от реакций других студентов. У каждого учащегося эти фазы сменялись в индивидуальном порядке. – Разумеется, сферы интересов очень индивидуальны, – говорит автор исследования. – Во всяком случае, мы не сумели увидеть какие-то тренды, систему в смене фаз. Ведь разные темы лекций неодинаково влияли на взлеты и спады мотивации у всех участников. Причины таких колебаний требуют более тщательного изучения в будущем, это поможет выстроить контекст обучения так, чтобы он сильнее мотивировал на получение знаний. Мотивация и усилия, прикладываемые к получению знаний, оказались сильно взаимосвязанными. Чем больше усилий прикладывает студент, тем более мотивированным он становится. Обратное тоже верно.
Рекомендации для преподавателей Если верить данным исследования Джулии Дитрих, каждый преподаватель сталкивался с ситуацией, когда некоторые студенты выпадали из учебного контекста, а потом возвращались в него снова. Многие учителя имеют свои секреты по вовлечению подопечных в активное слушание и участие в лекции. Несмотря на существенные индивидуальные различия, есть шанс разработать практические рекомендации для учителей и преподавателей, например, касающиеся структуры и содержания занятий, педагогических методов преподнесения материала. Преподаватели и сами могут, следуя примеру Дитрих, регулярно изучать мотивацию студентов, чтобы пробовать новые методы обучения, а не просто дожидаться конца семестра. Что касается Джулии Дитрих, то она продолжит изучение мотивации к обучению. Она считает, что ей и ее коллегам стоит сосредоточиться на изучении студентов, которые, несмотря на огромные усилия, затрачиваемые на постижение наук, не выгорают, не демонстрируют снижения мотивации. Изучив природу их активности, есть шанс разработать методы, которые помогут и другим учащимся лучше усваивать материал, дольше сохранять мотивацию к обучению. Размещено: 22.01.2018 |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|