Refbank.Ru - рефераты, курсовые работы, дипломы по разным дисциплинам
Рефераты и курсовые
 Банк готовых работ
Дипломные работы
 Банк дипломных работ
Заказ работы
Заказать Форма заказа
Лучшие дипломы
 Гражданско-правовой договор как юридический факт
 Формы международных расчетов и пути их совершенствования
Рекомендуем
 
Новые статьи
 ЕГЭ сочинение по литературе и русскому о проблеме отношения...
 Современные камеры и стабилизаторы. Идеальный тандем для...
 Что такое...
 Проблема взыскания...
 Выбираем самую эффективную рекламу на...
 Почему темнеют зубы и как с этом...
 Иногда полезно смотреть сериалы целыми...
 Фондовый рынок идет вниз, а криптовалюта...
 Как отслеживают частные...
 Сочинение по русскому и литературе по тексту В. П....
 Компания frizholod предлагает купить...
 У нас можно купить права на...
 Сдать курсовую в срок поможет Курсач.эксперт. Быстро,...
 Размышления о том, почему друзья предают. Поможет при...
 Готовая работа по теме - потеря смысла жизни в современном...


любое слово все слова вместе  Как искать?Как искать?

Любое слово
- ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется).

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ('строгий' поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*
Промышленность и технологии

реферат

Развитие рынка нефти и газа



СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНКА НЕФТИ И ГАЗА 5
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА
НЕФТИ И ГАЗА 7
2.1. Развитие мирового рынка сырой нефти 7
2.2. Развитие мирового рынка газа 14
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА НЕФТИ И ГАЗА 17
3.1. Интеграция Российского рынка нефти и газа
в мировую экономику 17
3.2. Положение в отраслях 18
3.3. Правительственная поддержка рынка нефти и газа 20
3.4. Пути оживления инвестиций в топливно-энергетическом комплексе 22
3.5. Проблема естественных монополий 24
3.6. Проблема экологии в топливно-энергетическом комплексе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
ЛИТЕРАТУРА 28
ВВЕДЕНИЕ
Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты - серьезный удар по российскому нефтяному бизнесу. Настолько серьезный, что согласно заявлению Анатолия Чубайса страна может лишиться полумиллиарда долларов. Между тем снижение цен - лишь внешний и, по существу, вторичный фактор, влияющий на развитие отечественной нефтяной промышленности. Накапливавшиеся годами производственные и технологические проблемы - вот подлинная причина надвигающегося кризиса.
Ведущее место в мире по добыче нефти Россия заняла в 80-х годах прошлого века. На рубеже XIX и XX веков почти половина добываемого в мире "черного золота" (около 10 млн. тонн) приходилась на бакинские, грозненские и эмбенские промыслы. После резкого снижения, вызванного Гражданской войной, нефтедобыча росла и в 1940 году достигла 34 миллионов тонн. В годы Великой Отечественной войны нефтяники добывали по 19 миллионов тонн нефти. В 1946 году Сталин настаивал на ежегодных 60 миллионах тонн - через три послевоенных пятилетки. Действительность превзошла предначертания вождя: уже в 1955 году удалось получить 70 миллионов тонн, а к началу 60-х -благодаря освоению "Второго Баку" -годовая добыча достигла 147 миллионов. В последующие годы, ознаменовавшиеся открытием и вводом в разработку крупных нефтяных месторождений Западной Сибири, ежегодный прирост нефтедобычи превышал 20-25 миллионов тонн. Полагая, что нефтяные запасы страны неисчерпаемы, власти жаждали еще больше "черного золота". И были уверены, что потоки "нефтедолларов" позволят им не только беспечно благоденствовать, но кое-как латать прорехи в разваливающейся экономике.
Максимального уровня (569,5 миллиона тонн) добыча достигла в СССР в 1988 году. Затем началось резкое снижение, во многом напоминающее обвал. В последние годы удается добывать всего по 300 с небольшим миллионов тонн нефти.
У нас почти нет уже самоизливающихся нефтяных скважин - энергия пластов разработанных месторождений основательно истощена. "Черное золото" приходится поднимать насосами, станками-качалками или иными механизированными способами - трудо- и энергоемкими. Содержание воды в продукции скважин дошло до 90 и более процентов. Самая высокая обводненность - на Самотлоре. Крупнейшее в России месторождение, отличающееся довольно сложным строением и введенное в разработку в 1969 году, оказалось на грани краха. Непринятие срочных мер по модернизации системы разработки Самотлора, полагают ведущие тюменские ученые-нефтяники Владимир Ревенко и Леонид Бриллиант, приведет к тому, что в скважинах останется одна вода, а территория вокруг (как и акватория гигантского одноименного озера) окажется загрязненной мазутом и солями.
В категорию месторождений с падающей нефтедобычей перешло и большинство других тюменских месторождений. В этом списке и Федоровское, и Варьеганское, и Лянторское, и Усть-Балыкское...
Предприятия Западной Сибири ныне осваивают современные буровые установки - совместное детище мировых специализированных фирм, приобретаемые с помощью кредита Международного банка реконструкции и развития. И инженеры "Дойтека", "Халлибуртона", "Росхилла", сами прошедшие весь путь буровика - от верхового рабочего до технолога - на промыслах США, Китая или Саудовской Аравии, обучают бурильщиков Нефтеюганска, Сургута, Ноябрьска, Лангепаса новейшим приемам проходки недр. В итоге практически все нефтенасыщенные пропластки, вскрытые скважинами, пробуренными по западной технологии, отдают практически всю нефть - против 65 процентов в среднем по Западной Сибири в годы "плановой" экономики. И приходится теперь горько сожалеть о безвозвратно потерянных в недрах миллионах тонн "черного золота", как и об утопленной в непролазных болотах технике и о неразумных затратах труда в ходе "социалистического соревнования", имитировавшего штурм земных глубин, но на деле являвшегося тривиальной показухой. Устаревшие технологии и жадная погоня за рекордами скорости приводили лишь к забиванию продуктивных пластов частичками глины, солями и иными компонентами промывочных жидкостей. И это не только отрицательно влияло на нефтедобычу, но и приводило к длительному простою нефтяных скважин, пробуренных в рекордно короткие сроки.
В настоящей курсовой работе сделана попытка осветить довольно сложный и многогранный вопрос современного состояния рынка нефти и газа, проанализировать его текущее развитие и оценить перспективы. Рассмотреть особенности развития нефтегазового рынка в России, связанные с тяжёлым внутренним экономическим кризисом, законодательными проблемами, мировым кризисом на рынке нефти и газа.
Для выполнения курсовой работы использованы материалы научных статей, периодических изданий и некоторых официальных документов.
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ РЫНКА НЕФТИ И ГАЗА
Развиваясь, человечество начинает использовать все новые виды ресурсов (атомную и геотермальную энергию, солнечную, гидроэнергию приливов и отливов, ветряную и другие нетрадиционные источники).Однако главную роль в обеспечении энергией всех отраслей экономики сегодня играют топливные ресурсы. Это четко отражает "приходная часть" топливно-энергетического баланса.
Топливно-энергетический комплекс тесно связан со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляют 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам1.
Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.
Наибольшее значение в топливной промышленности страны принадлежит трем отраслям: нефтяной, газовой и угольной, из которых особо выделяется нефтяная.
Нефтяные базы были опорой советского руководства. Дешевая нефть обеспечивала оттяжку структурной перестройки энергоемкой промышленности СССР. Эта нефть привязывала страны восточного блока. Валютные доходы от ее экспорта позволяли обеспечивать потребительский рынок импортными товарами.
С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Разворачивается процесс реорганизации российского административного пространства. Появляются новые региональные образования. Но нефть по-прежнему - важнейший источник валюты для страны.
Действительно, отрасли ТЭК дают не менее 60% валютных поступлений, в Россию, позволяют иметь положительное внешнеторговое сальдо, поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны от акцизов на нефть и нефтепродукты.
Велика роль нефти и в политики. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным аргументом в диалоге с новыми государствами.
Таким образом, нефть и газ - это богатство России. Нефтегазовая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Спрос на нефть всегда опережает предложение, поэтому в успешном развитии нашей нефтедобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира.
Россия пока не выступала как активный самостоятельный субъект в мировой энергетической политике, хотя малейшие социально-экономические и политические обострения в Москве или Тюмени тут же отражаются на стоимости нефти на биржах Нью-Йорка или Лондона.
До настоящего времени нефтяную политику определяли два картеля - западный и восточный. Первый объединяет 6 крупнейших нефтяных компаний, на которые приходятся 40% нефтедобычи стран, не входящих в ОПЕК. Совокупный объем продаж этих компаний в 1991 году составил почти 400 млрд. долларов. В восточный картель (ОПЕК) входят 13 стран, дающих 38 процентов всей мировой добычи и 61 процент мирового экспорта нефти. Добыча России составляет 10% мировой, поэтому можно с уверенностью сказать, что страна занимает сильные позиции на международном рынке нефти. Например, эксперты ОПЕК заявили, что государства, входящие в эту организацию, не смогут восполнить нехватку нефти, если мировой рынок покинет РФ.
Кроме того, в обозримом будущем нефть и газ заменить нечем. Мировой спрос будет расти на 1,5 процента в год, а предложение существенно не возрастет. До энергетического кризиса 1973 года в течение 70 лет мировая добыча практически удваивалась каждые десять лет. Однако сейчас из стран - членов ОПЕК располагающих 66% мировых запасов, лишь четыре страны могут ощутимо увеличить объем нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Нигерия, Габон). Тем более существенной становиться роль России, иначе ряд экспертов не исключают возможность скорого возникновения очередного энергетического кризиса.
Итак, российская нефтяная и газовая промышленность имеет важнейшее значение для нашей страны и всего мира в целом. Внутри России топливно-энергетический комплекс остаётся диктующим фактором в экономической стабильности практически всех отраслей хозяйственной деятельности. Тем не менее дешевизна энергоресурсов влечёт безответственное отношение к их использованию, и наоборот дороговизна источников энергии стимулирует поиски путей их рационального использования, совершенствования технологических процессов.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА СЫРОЙ НЕФТИ И ГАЗА
2.1. Развитие мирового рынка сырой нефти.
"Трудные времена" - так большинство руководителей характеризует нынешнее положение международной нефтяной промышленности. Низкие цены на нефть, которые составляют сейчас 12-14 долларов США за баррель, привели к тому, что денежные наличные поступления нефтяных компаний в Европе и в других регионах мира, которые являются главным определяющим фактором для проведения разведочных работ, все время снижаются наравне со снижением прибылей.
На фоне неопределенности в глобальном экономическом положении традиционные инвесторы в нефтяную промышленность проявляют нервозность, а это находит отражение в сравнительно низком уровне цен на акции большинства нефтяных компаний.
Надежды нефтяных кругов на то, что Саудовская Аравия и другие ключевые члены Организации стран-экспортеров нефти /ОПЕК/ тем или иным способом помогут международной нефтяной промышленности, в последнее время испарились, поскольку мировые цены на нефть снова понизились. Руководители нефтяной промышленности сейчас готовятся к тому, что цены на нефть будут оставаться на низком уровне в течение длительного времени, и призывают к сокращению производственных издержек.
Если не будет значительного нарушения поставок нефти из какой-нибудь важной нефтедобывающей страны, то пройдет значительный период времени, пока излишки запасов сырой нефти и продуктов нефтеперегонки, которые и привели к депрессии цен в нефтяной промышленности, не понизятся до более нормального уровня. В последние годы сменились правительства в Норвегии, которая является главным производителем нефти в Западной Европе и занимает второе место по экспорту сырой нефти в мире, а также в Британии, и это вызвало беспокойство в нефтепромышленных кругах.
Норвегия сейчас находится в очень хорошем положении, располагая 50 проц. запасов нефти и газа, оставшихся в Западной Европе. Она израсходовала сейчас только 18% своих разведанных запасов нефти. Это позволит ей сохранять добычу нефти на нынешнем уровне еще в течение 18 лет, после этого она может добывать нефть еще в течение 10 лет при условии введения в строй еще неразведанных месторождений и улучшения технологии добычи на оффшорном шельфе. Добыча газа может продолжаться до 2060 года на уровне 80 млрд. кубических метров газа в год.
В настоящее время в правительственном нефтяном резервном фонде имеется 135,8 млрд. норвежских крон. Однако Норвегия, тем не менее также вынуждена считаться с трудностями, которые испытывает сейчас мировая нефтяная промышленность. Пытаясь укрепить нефтяной рынок и стабилизировать цены на сырую нефть марки "Брент", Норвегия пошла на то, чтобы изымать из рынка, начиная с мая, 100 тыс. баррелей нефти в день. Однако, тем не менее, цены упали приблизительно до 12 долларов за баррель по сравнению с 20 долларами за баррель в предыдущие два года. Министр нефтяной промышленности и энергетики Норвегии Марит Арнстад недавно признала, что "нынешнее положение на нефтяном рынке характеризуется неопределенностью и беспорядком".
Принадлежащая государству нефтяная компания "Статойл" сообщила, что ее прибыли в первой половине этого года сократились на 44% по сравнению с уровнем прибылей в 1997 году. Сократились прибыли и у компании "Сага петролеум" и даже прибыли второй по величине нефтяной компании страны "Норск гидро".
Каждая компания борется с падением прибылей своими способами, однако пока что слияния норвежских компаний не предполагается. Главный управляющий компании "Сага петролеум" Дидерик Шнитлер говорит, что его компания не планирует слияния со "Статойл".
Компания "Статойл" расширяет свою деятельность за пределами страны. Она уже сейчас стала третьим по величине экспортером нефти после государственной компании Саудовской Аравии "Арам-ко" и Иранской национальной нефтяной компании. Она также стала крупнейшим производителем газа в горах Аппалачи на территории США. В этом году впервые после создания "Статойл" в 1972 году ее инвестиции в разработку нефтяных и газовых месторождений вне территории Норвегии превысили ее инвестиции внутри страны. В частности, компания подписала соглашение с "Газпромом" о сотрудничестве в разработке месторождения в Тимано-Печорском районе.
В 1992 году "Статойл" заключила союз с "Бритиш петролеум" с целью сотрудничества в разведке и разработке новых месторождений в странах бывшего Советского Союза, в Китае, Вьетнаме и Западной Африке. Наиболее дорогостоящим международным проектом станет для "Статойл" участие в разработке оффшорного нефтяного месторождения "Азери-Шираг" в Азербайджане. Азербайджанская международная операционная компания и ее западные партнеры, включая "Статойл", уже сделали первоначальные инвестиции в 1 млрд. долларов в разработку этого месторождения, добыча нефти на котором, как ожидают, достигнет 300 тыс. баррелей в день в этом году. Общая стоимость проекта разработки этого месторождения, запасы которого оцениваются в 4 млрд. баррелей нефти, как считают, составит 10 млрд. долларов и будет осуществляться в несколько этапов2.
После Азербайджана наибольшие капиталовложения будут сделаны "Статойл" в Анголе, где вместе с французской компанией "Эльф акитэн" она будет разрабатывать месторождение "Жирасол" общей стоимстью в 2,75 млрд. долларов, а также участвовать вместе с компанией "Экссон" в разработке месторождений "Хунго", "Кис-синдже" и "Маримба". Компания также намерена принять активное участие в разработке месторождений в Венесуэле, в Мексиканском заливе и глубоководных оффшорных месторождений в Бразилии как в сотрудничестве с другими местными и иностранными компаниями, так и самостоятельно.
К 2005 году "Статойл" намерена повысить производство нефти газа до 1 млн. баррелей в день, из них за пределами страны будут добываться 300 тыс. баррелей в день, то есть в три раза больше, чем сейчас. К 2010 году зарубежная добыча достигнет 500 тыс. баррелей в день.
В Норвегии считают, что главным ответом на падение цен на нефть должно быть улучшение технологии разведки и добычи нефти. Новые технологии могут обеспечить извлечение из норвежского шельфа дополнительно 5,3 млрд. баррелей нефти, что составляет половину сырой нефти, проданной Норвегией с 1971 года.
Однако в этом плане дела обстоят не всегда благополучно, о чем свидетельствует, например, неудача с освоением месторождения "Эссо - Балдер" в Северном море, пуск которого отложен до 1999 года, а расходы на строительство, как ожидают, превысят первоначальную смету на 3 млрд. норвежских крон. Освоение месторождения Аасгард в Норвежском море обойдется компании "Статойл" в 33,6 млрд. норвежских крон, в то время как вначале предполагалось, что это строительство обойдется в 27 млрд. норвежских крон.
Тем не менее, нефтяные компании в этом году запросили у правительства разрешения на освоение месторождений на норвежском шельфе на рекордную сумму - 68 млрд. норвежских крон. В то же время правительство Норвегии заявляет, что хочет ограничить темпы развития нефтяной промышленности, поскольку это может дестабилизировать те отрасли экономики страны, которые не связаны с нефтью. Безработица в Норвегии сейчас составляет всего 2 процента. На министра нефтяной промышленности и энергетики Арнстад в марте было оказано давление с тем, чтобы она отложила на один год инвестиции в разработку 12 оффшорных нефтяных месторождений, в том числе разработку месторождения Снорре, которую ведет компания "Сага петролеум". Арнстад недавно объявила, что правительство создает комиссию для изучения причин значительного перерасхода средств при разработке норвежских нефтяных месторождений, несмотря на инициативы по сокращению расходов, подготовленные в "Норсак". Она представляет собой форум, созданный в 1992 году, для выработки путей повышения эффективности нефтяной промышленности страны. В него входят производители нефти и поставщики оборудования для нефтяной промышленности.
Инициатива, подобная "Норсак", действует и в Британии под названием "КРИН" /CRINE - Cost Reduction Initiative for the New Era/. Она была организована во время очередного падения цен на нефть в начале 1990-х гг. для принятия мер по сокращению стоимости строительства нефтедобывающих сооружений и содействовала ликвидации некоторых барьеров между нефтяными компаниями и их строительными подрядчиками В результате стоимость строительства оффшорных разведывательных и добывающих сооружений в Северном море сократилась, как и планировалось, на 30% и имеется надежда, что такое сокращение достигнет 40 процентов
"КРИН" также ставит цель увеличения доли Британии на глобальных рынках нефти и газа к 2002 году, вне региона Северного моря, до 5% , или 3,5 млрд. фунтов стерлингов, в то время как в 1997 году рост составил 2,4%, в 1996 году - 1%.
Среди успехов в этой области - получение компанией "Кварнер ойл энд гэс" контракта от консорциума "Сахалин-1" на помощь в строительстве добывающей платформы на Аркутун-Дагинском месторождении у берегов Сахалина, стоимость которой составит 1 млрд. долларов В то же время британская компания "Браун энд Рут" заключила контракт на поставку оборудования для разработки месторождения Саут Арне в районе Дании, которую ведет компания "Амераца Хесс" Концерн "Вуд груп", который является частью концерна, ведущего разработку месторождения на озере Маракайбо Венесуэле для венесуэльской государственной нефтяной компании, получил контракт на 16 лет на общую сумму 800 млн. фунтов стерлингов.
Внешне нефтяная промышленность Британии работает нормальными темпами, и нет признаков остановки или замедления работы буровых платформ. Однако за этим благополучием ощущается сильное беспокойство вследствие сочетания низких цен на нефть и неопределенности, вызванной некоторыми шагами правительства, которое провело несколько обследований положения в энергетическом секторе страны, в частности в отношении его налоговой структуры. Бурение разведочных скважин сократилось. Это оказало большое влияние на разведку нефтяных месторождений в пределах Британии Число разведочных скважин, находящихся в стадии бурения, сократилось в этом году почти наполовину, в то время как большинство компаний сосредоточили свои усилия по бурению добывающих скважин. В этом году шло бурение только 29 разведочных скважин по сравнению с 48 скважинами в прошлом году. Также резко сократилось бурение оценочных скважин - только 16 в этом году по сравнению с 26 оценочными скважинами в прошлом году.
Особое беспокойство нефтяных компаний вызвали планы правительства по изменению налоговой системы в этой отрасли. В частности министерство финансов разрабатывало два варианта введение дополнительного налога на корпорации или восстановление налога на доходы с нефти, который для новых месторождений был отменен в 1993 году. Однако резкое падение мировых цен на нефть вынудило правительство изменить свою позицию, и в начале сентября оно решило отменить планы увеличения налогов на оффшорные месторождения
В ходе борьбы против планов правительства по увеличению налогов на оффшорные месторождения консалтинговые фирмы провели ряд обследований для нефтяных кампаний, которые показали, что дела в нефтяной промышленности Британии, где от оффшорного сектора зависят прямо или косвенно 400 тыс. рабочих мест, ищут не так уж хорошо, и она не является такой привлекательной областью для инвестиций, как думали некоторые ее руководители. Другие обследования показали, что темпы разработки новых оффшорных месторождений в Британии резко снизятся, если правительство будет продолжать политику сохранения рабочих мест в угольной промышленности путем ограничения строительства новых электростанций, работающих на газе.
Это вынуждает нефтяных предпринимателей призывать к резкому сокращению расходов на бурение и эксплуатацию оффшорных месторождений Управляющий директор компании "Амерада Хесс" в Британии Фрэнсис Хьюджен, который в настоящее время является также председателем "КРИН", заявляет, что снижение наполовину стоимости бурения и улучшение отношений между нефтяными компаниями и подрядчиками является обязательным условием выживания оффшорного сектора в Британии, не говоря уже о его процветании.
Роль Британии в международной нефтяной промышленности не ограничивается, однако, ее оффшорным сектором. В последние годы Лондон превратился в международный центр нефтяной промышленности. Хотя в нем находятся штаб-квартиры только двух крупнейших британских нефтяных компаний "Ронял датч-Шелл" и "Бритиш петролеум", многие иностранные нефтяные компании разместили в Лондоне свои штаб-квартиры по операциям в Европе, на Ближнем Востоке, Африке и бывшем Советском Союзе. Но развитие Лондона как мирового центра нефтяной промышленности, так же как и состояние нефтяной промышленности Европы в целом, зависит в большой степени от цен на нефть. Многие аналитики прогнозируют, что спад цен будет, вероятно, продолжаться до четвертого квартала этого года, когда сочетание сокращения добычи нефти в странах ОПЕК и наступление зимы на Севере приведут к сокращению излишков запасов нефти и, следовательно, к повышению цен. Но неустойчивое положение на биржах, которое наблюдается в последние недели, и мрачное положение экономики в развивающихся странах вряд ли могут быть подтверждением этих благоприятных прогнозов. Хотя все нефтяные компании верят в предстоящее повышение цен, в нефтяной промышленности неминуема реорганизация в связи с возможностью продолжительного периода низких цен на нефть.
В предстоящее десятилетие положение в мировой нефтяной промышленности будет определяться двумя основными факторами: перемены и неопределенность. Она будет все больше сталкиваться самыми разнообразными проблемами, начиная от часто непредсказуемой эволюции в технологии и кончая быстрыми изменениями на энергетических рынках, на которые будут оказывать все большее влияние в равной степени непредсказуемые факторы.
Одним из таких факторов является положение в главном нефтедобывающем регионе мира - Ближнем Востоке. В последнее время участились предупреждения о возможности повторения нефтяных кризисов 1970-х гг., когда страны Ближнего Востока сокращали поставки нефти в страны Запада по политическим причинам и добились резкого повышения цен на нефть. Но, по мнению обозревателя Майкла Чарнли-Фишера, у стран Ближнего Востока сейчас нет больших возможностей повторить кризисы 1970-х гг. За последние два десятилетия положение со снабжением нефтью в мире значительно изменилось, причем главным фактором стало то, что страны мира теперь в состоянии заменить источники снабжения энергией в случае, если страны Ближнего Востока снова попытаются резко повысить цены.
Это прежде всего природный газ, который и без того оказывает большое влияние на традиционные рынки нефти, особенно в области производства электроэнергии. Если очень низкие цены на нефть сохранятся в течение длительного времени, это может вызвать замену нефти на газ в некоторых странах, при этом одни лишь экологические факторы указывают на то, что газ будет оставаться приоритетным видом топлива при строительстве новых электростанций в большинстве регионов мира.
В настоящее время в Европе имеются достаточные запасы природного газа и инфраструктура для его транспортировки, особенно из стран бывшего Советского Союза. На тихоокеанском побережье Азии также создаются региональные и национальные структуры транспортировки газа, как, например, планируемые газопроводы из газовых месторождений в районе острова Сахалин и распределительная сеть в Южной Корее. Не осталась незамеченной и близость Китая к месторождениям газа в Сибири.
С другой стороны, турбинная технология, которая применяется сейчас для производства электроэнергии, обладает большей способностью выбирать для себя экономичный вид топлива, о чем в частности свидетельствует быстрое увеличение числа мелких независимых производителей электроэнергии во всем мире.
В числе других факторов - появление новых поставщиков на международном рынке энергии, сильные позиции потребителей на рынке, чему, в частности, способствует развитие глобальных коммуникаций при относительной слабости в этом плане поставщиков нефти, острая конкуренция между нефтяными компаниями. Все это говорит о том, что цены на нефть будут ориентированы на рынок, не на политику. Это предложение подтверждается тем фактом, что страны-члены ОПЕК так и не смогли наладить сотрудничество до тех пор, пока цены на нефть не снизились до нынешнего уровня.
С другой стороны, страны Ближнего Востока очень зависят от экспорта нефти, поскольку доходы от этого экспорта необходимы им для того, чтобы поддерживать и развивать инфраструктуру, обеспечивать безопасность и удовлетворять требования народов для обеспечения стабильности внутри нефтедобывающих стран. Даже кратковременные повышения цен на нефть странами Ближнего Востока по политическим соображениям лишь ускорят усилия стран-потребителей нефти по переходу на другие виды топлива - особенно газ.
Поэтому невероятно, что произойдет новый кризис образца 1970-х гг. Скорее можно согласиться с выводами ежегодного доклада министерства энергетики США за 1998 год, согласно которому цены на нефть будут оставаться ниже уровня 20 долларов за баррель в течение всего следующего десятилетия, а снабжение нефтью будет обеспечено и после 2020 года.
Однако беспечное отношение может также быть опасным. Печать стран Ближнего Востока предупреждает об опасности анархии по образцу Индонезии. Прекращение поставок нефти из любой страны Ближнего Востока привело бы к очень тяжелым последствиям.
Предсказания о неизбежном кризисе преувеличены, но нужно учесть, что уже при поколении наших детей производство нефти не будет удовлетворять потребности. Поэтому правительства должны усилить меры по урегулированию потребления нефти с тем, чтобы сохранить запасы, которые еще остаются. Очень важно делать долгосрочные инвестиции в разработку других видов энергии, и нужно сопротивляться краткосрочному экономическому давлению отложить эти расходы до того, как будущее станет более ясным.
Но наряду с инвестициями в альтернативные источники энергии нужно поощрять страны Ближнего Востока наращивать их мощности по добыче нефти, поскольку это поможет установить более правильный баланс между запасами и добычей и обеспечит большую стабильность снабжения энергией в долгосрочном плане.
В этой связи следует упомянуть еще об одной проблеме для международных нефтяных компаний, которая появилась год-два тому назад. Эта проблема - так называемая "социальная ответственность", которая становится важной по мере того, как нефтяные компании в поисках месторождений нефти продвигаются в географически более отдаленные регионы мира или в регионы со сложным политическим положением. Это продвижение все больше приводит нефтяные компании к конфликтам с местным населением и местными группами политического давления.
В других случаях они оказываются увязшими в таких странах со сложным политическим положением как Алжир, и это приводит к подрыву их корпоративной репутации. Так, концерн "Ройял датч-Шелл" за последние годы дважды оказывался объектом резкой критики со стороны общественного мнения - в первый раз за попытку в 1995 году затопить морскую нефтяную платформу "Брент стар", а затем за ее роль в Нигерии, где власть захватили военные. В то же время компанию "Бритиш петролеум" обвинили в том, что она поддерживала "эскадроны смерти", которые вели борьбу с повстанцами в районе Касанаре в Колумбии. Компании пришлось даже нанять бывшего министра финансов Британии в правительстве Тэтчер лорда Хов для расследований действий компании в Колумбии.
В то время как большинство нефтяных компаний признают необходимость проведения более широких консультаций, когда они начинают осуществлять крупные проекты, которые могут сильно повлиять на экономику данной страны и затронуть интересы больших групп населения, а также необходимость играть большую роль в общественной жизни этих стран, их отношение к этому сильно разнится. Различие в национальной и корпоративной культурах играют при этом большую роль. Считают, что европейские нефтяные компании более "прогрессивны", но американские компании "инстинктивно" лучше понимают необходимость привлекать местное население, поскольку они имеют опыт в работе с местными, региональными и национальными властями, а также группами интересов в США.
Кстати неудачная попытка затопить нефтяную платформу "Брент стар" в глубоководном районе Атлантического океана имела далеко идущие последствия для компаний, ведущих добычу нефти и газа с морских платформ. В июле 1998 года министры стран, подписавших осло-парижскую конвенцию о защите северо-восточной Атлантики /OSPAR/, которая регулирует защиту окружающей морской среды в Северном море и северо-восточном регионе Атлантического океана, решили, начиная с 9 февраля 1999 года, запретить затопление в море стальных конструкций нефтяных и газовых платформ, отработавших свой срок.
В то же время за последующие 25 лет международные нефтяные газовые компании должны будут вывести из эксплуатации 6500 оффшорных сооружений, самых различных по размерам - от мелких односкважных установок в Мексиканском заливе до крупных и тяжелых платформ в Северном море. По расчетам специалистов, общие расходы по выведению из эксплуатации всех этих сооружений составят более 20 млрд. долларов. Из них 50-60% будет израсходовано в Северном море и в северо-восточной части Атлантического океана, где находятся всего 5% оффшорных сооружений - в общей сложности 448. В Британии в последующие десять лет, по самым скромным подсчетам, будет затрачено 2,4 млрд. долларов на вывод из эксплуатации 50 оффшорных сооружений, в то время как расходы Норвегии составят около 7,5 млрд. долларов. Всего на конец 1997 года было уже выведено из эксплуатации 27 оффшорных сооружений.
2.2. Развитие мирового рынка газа
Ведущие энергетические компании мира сейчас обращают большое внимание на такой огромный рынок для энергетических материалов Южной Азии, как Индия и в меньшей степени Пакистан. Однако в этих случаях речь идет не столько о нефти, сколько о природном газе.
В настоящее время потребности Индии в природном газе для промышленных целей и производства электроэнергии составляют 90 млрд. кубометров в год, в то время как в стране добывается только 25 млрд. кубометров природного газа. К чему это приводит, видно на примере крупной тепловой электростанции Гандхар, принадлежащей государственной корпорации тепловых электростанций. Ее мощности в 650 мегаватт используются менее чем наполовину, поскольку она не получает нужного количества природного газа.
В будущем этот дефицит газа станет еще острее. Одна правительственная комиссия определила, что к 2006-2007 гг. спрос на природный газ достигнет 188 млрд. кубометров, хотя экономический советник индийской государственной компании "Ойл энд натурэл гэс корпорейшн" Бхатгачаррия считает, что спрос на газ к тому году достигнет только 140 млрд. кубометров. К тому времени добыча природного газа внутри страны достигнет 40 млрд. кубометров, а по более оптимистическим прогнозам - 70 млрд. кубометров, но все равно это далеко от удовлетворения внутреннего спроса3.
Индийские чиновники мечтают, что в конечном счете Индия сможет получать природный газ по газопроводам из Бангладеш, Центральной Азии, Ирана и Ближнего Востока, что было бы наиболее дешевым способом импорта иностранного газа. Но Бангладеш, опасаясь сверхзависимости от своего гигантского соседа, не смогла обеспечить политического консенсуса, который позволил бы ей изменить политику, запрещающую продажу природного газа в Индию. Что касается газопроводов с Запада, то они должны проходить через территорию Пакистана, который является заклятым врагом Индии. Впрочем эта вражда не мешает чиновникам в министерстве водных ресурсов и энергетики Пакистана разрабатывать планы поставок в Индию электроэнергии с электростанций государственных пакистанских компаний, которые находятся на грани банкротства. Если учесть и положение в Афганистане, то газопроводы с Запада можно будет построить только в отдаленном будущем.
Но в нынешних обстоятельствах наилучшим выходом считаются поставки в Индию сжиженного природного газа /СПГ/. В этих поставках хотели бы принять участие почти все ведущие нефтегазовые компании мира, в том числе "Ройял датч-Шелл", "Бритиш гэс", "Энрон", "Тоталь", "Мобил", "Петронас" и "Рее гэс". Они разрабатывают планы строительства в морских портах Индии терминалов по приему СПГ, так же как и такие индийские компании, как "Реляйенс" и "Финолекс".
Четыре индийские государственные нефтяные и газовые компании образовали с французской компанией "Газ дс Франс" совместное предприятие под названием "Петронет", которое должно построить два терминала по приему СПГ. Консорциум "Петронет" ведет сейчас переговоры с семью иностранными компаниями о поставках СПГ и строительстве терминалов.
Год тому назад компания "Бритиш гэс" купила за 55 млн. долларов 61 проц. акций частной индийской компании "Гуджарат гэс", которая продает в день 6700 тыс. кубометров газа 280 промышленным предприятиям, 900 коммерческим потребителям и примерно 90 тыс. бытовым потребителям в индустриальном штате Гуджарат. Единственный недостаток - нехватка природного газа, но британская компания намерена построить терминал по приему СПГ в порту Пипавап.
В то время как многие крупнейшие иностранные газовые компании стремятся построить терминалы СПГ в Индии, только немногим это удастся из-за отсутствия кредитоспособных потребителей, которые могли бы содействовать в обеспечении финансирования для строительства. Правительство Индии мало способствовало тому, чтобы сделать привлекательными инвестиции в газовую промышленность. В отличие от нефтеперегонных заводов или электростанций терминалы СПГ не имеют статуса "инфраструктурных объектов", что дало бы им освобождение от налогов на несколько лет. Импортированный СПГ также облагается пошлиной в 23%, что делает его неконкурентоспособным по сравнению с нефтяными продуктами, которые могут быть ввезены без пошлины.
В Пакистане открытие новых газовых месторождений вселяет надежду на возможность найти выход из нынешнего энергетического кризиса, охватившего страну. По прогнозам экспертов, общие запасы природного газа в Пакистане могут составить 200 триллионов кубических футов, в то время как в настоящее время разведанные запасы составляют 31 триллион кубических футов.
Это позволит сократить импорт нефти, который сейчас ложится тяжелым бременем на внешнеторговый баланс страны. В 1997 году импорт нефти обошелся приблизительно в 2 млрд. долларов, что составляет около одной шестой части общей стоимости импорта страны. По словам правительственных экономистов, стоимость импорта нефти может повыситься в ближайшие три-пять лет до 5 млрд. долларов в год, если не будут найдены ее заменители, такие как природный газ.
Многие открытия новых месторождений газа являются результатом льгот, введенных в 1994 году, когда Пакистан либерализовал условия для иностранных компаний по проведению разведки на газ в стране. Правительство надеется использовать газ для тепловых электростанций, бытовых нужд и частично для промышленности. Некоторые чиновники считают, что местный газ может удовлетворить до 50% потребности Пакистана в энергии в случае, если новые месторождения будут освоены. Сейчас свой газ удовлетворяет 37,6% потребностей страны в энергии.
Однако освоение новых газовых месторождений упирается в финансирование. Внешняя задолженность Пакистана составляет сейчас 42 млрд. долларов, и страна находится под угрозой дефолта в выплате долгов, особенно после введения некоторыми западными странами экономических санкций против Пакистана в связи с проведенными им в мае испытаниями ядерного оружия. Эти санкции затрудняют для Пакистана получение новых кредитов, которые могли бы быть использованы для разработки новых месторождений газа, тем более что для этого требуется иностранная технология и помощь иностранных специалистов.
Но, даже несмотря на открытие новых месторождений газа, Пакистан не может в течение длительного времени обходиться без импорта из-за границы. В последние годы разрабатывались планы постройки газопроводов из Туркменистана и Ирана. Однако продолжение войны в Афганистане может надолго отсрочить постройку газопровода из Туркменистана через территорию Афганистана. Единственным возможным выходом является строительство газопровода из Ирана, но оно обойдется во многие миллионы долларов.
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ОТЕЧЕСТВЕННОГО РЫНКА НЕФТИ И ГАЗА
3.1. Интеграция Российского рынка нефти и газа в мировую экономику.
Для мировой нефтяной промышленности прошедший год был поистине бедственным с точки зрения цен на ее продукцию. Сложившаяся в конце 1997 г. неблагоприятная конъюнктура мирового рынка нефти сохранилась в 1998 г. и мало что указывает на возможность ее улучшения в ближайшем будущем. С января 1997 г. по декабрь 1998 г. мировые цены на нефть упали с 23 до 9,7 долларов США за баррель. Проявляющийся как долгосрочная тенденция рост предложения на мировом нефтяном рынке при одновременном снижении спроса, в значительной степени обусловленным азиатским финансовым кризисом, - вот важные факторы, определяющие падение мировых цен на нефть.
Оценивая ситуацию с падением цен на нефть, сложившуюся на мировом рынке применительно к России, мы исходим из того, что интеграция России в мировое хозяйство произошла в неоптимальных для нас формах, вследствие чего наша экономика в очень большой степени оказалась зависимой от экспорта товаров топливно-сырьевой группы, в том числе нефти. По имеющимся оценкам, потери федерального бюджета от снижения цен на нефть и нефтепродукты составили в 1998 г. около 6 млрд. долл., или около 10% доходной части бюджета. Средняя цена на европейском рынке нефти ("брент") в 1998 г. колебалась в пределах 13 долл. за барр., что соответствует 85 долл. за тонну (фоб точка экспорта). Это значительно ниже принятой в расчетах к российскому бюджету на 1998 г.: 115 долл. за тонну.
Крайне неблагоприятная ситуация с динамикой мировых цен на нефть наряду с другими нерешенными проблемами (дефицит инвестиционных ресурсов, высокие издержки производства, тяжелое финансовое положение предприятий, несовершенство налоговой системы) оказывает существенное влияние на функционирование российской нефтяной промышленности. И тем не менее, анализ итогов работы в 1998 г. показал, что положение в отрасли нельзя считать катастрофически безнадежным - возможности месторождений пока превышают существующий уровень добычи нефти, все еще сохраняется значительный производственный потенциал, отрасль располагает новыми технологиями, что в целом создает реальные предпосылки для стабилизации ее работы.
Результатом действия перечисленных выше негативных факторов стало падение объемов добычи нефти в России до 303,2 млн. т., что составляет 99,2% к уровню 1997 г. Принимая во внимание сложившуюся динамику, в ближайшие годы можно ожидать снижения добычи нефти на 6-7 млн. т. ежегодно. Объемы эксплуатационного бурения за год уменьшились на 38,6%, ввод новых скважин - на 20,6%. Высокие налоговые ставки и отсутствие налоговых льгот для месторождений с истощенными запасами также способствовали снижению добычи нефти4.
Еще одно серьезное отрицательное последствие сложившейся ситуации - необходимость консервации скважин. В настоящее время общий неработающий фонд нефтяных скважин превысил 35 тыс. и составил 26% от эксплуатационного фонда. Консервация скважин ведет к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов, в результате чего, по оценкам экспертов, конечная нефтеотдача может уменьшиться на 5-7%. Здесь необходимо учитывать и социальные осложнения, связанные с необходимостью увольнения работников отрасли.
Одновременно наблюдается спад в отечественной нефтеперерабатывающей промышленности, которая субсидируется в конечном итоге за счет выручки от экспорта нефти. Резко сократились поставки нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы - до 163,7 млн. т. в 1998 г., что на 7,4% ниже уровня 1997 г. В результате среднеотраслевая загрузка мощностей предприятий нефтеперерабатывающей промышленности составила в 1998 г. всего 60%. При этом в отрасли сохраняется тенденция роста глубины нефтепереработки (до 65%) и производства высококачественных моторных топлив (автомобильного бензина, малосерийного и экологически чистого дизельного топлива). Снижение поставки нефти на переработку привело к сокращению производства нефтепродуктов: автобензина - на 4,5% к 1997 г., дизельного топлива - на 4,2%, топлива для реактивных двигателей - на 13,3%5.
Процессы, происходящие на нефтяном рынке России, в значительной степени контролируются соотношением цен на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время реально складывающаяся экономическая ситуация характеризуется сжатием внутреннего платежеспособного спроса на нефть и нефтепродукты. Поэтому, даже в условиях предельно слабой конъюнктуры на мировом рынке, экспорт нефти из России в дальнее зарубежье и страны Балтии целесообразнее поставок на российские нефтеперерабатывающие заводы. Именно за счет недопоставок нефти на внутренний рынок почти все нефтепроизводители в 1998 г. смогли увеличить свой экспорт, который достиг 135,3 млн.т (109% к уровню 1997 г.).
3.2. Положение в отраслях
Резкое сокращение капитальных вложений в добывающие, перерабатывающие и энергопреобразующие отрасли не могло не вызвать спада производства фактически во всех отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК). За 1992-1996 гг. добыча нефти упала на 25%, газа - на 6, угля - на 24, переработка нефти - на 30 и выработка электроэнергии - на 16%.
Падение объемов производства связано также со снижением спроса на продукцию отраслей ТЭК практически во всех сферах российской экономики. Особо тяжелое положение сложилось в нефтепереработке, где из-за снижения спроса коэффициент использования мощностей упал с 85% в 1991 г до 53% в 1996 г. Негативное влияние на объем переработки нефти оказывает изношенность технологического оборудования, нормативные сроки службы которого во многих случаях превышены в 2-2,8 раза. Амортизация основных производственных фондов достигла 86-90%.
Итоги работы отраслей ТЭК за 1996 г. свидетельствуют о некоторой стабилизации объема производства топливно-энергетических ресурсов Его сокращение составило в целом 0,8% по сравнению с 2,5% в 1995 г., а добыча газа даже превысила уровень 1995 г на 1% Относительная стабильность в работе отраслей ТЭК не говорит, однако, об улучшении общего состояния российской экономики, структура которой за годы перестройки угрожающе перекосилась в сторону ТЭК из-за резкого спада производства в других отраслях. В 1996 г. поступления в бюджет от отраслей ТЭК превысили 60%, хотя в госбюджете планировалось совсем наоборот - 39% от ТЭК и 61% от остальных отраслей6.
Проводимая правительством политика снижения инфляции любой ценой под лозунгом "вначале стабилизация, затем - экономический рост" не привела к созданию благоприятного инвестиционного климата и условий для экономического роста. Стабилизация экономики путем жесткого формального планирования денежной массы резко снизила темпы инфляции. Однако это было достигнуто ценой колоссального роста неплатежей, в первую очередь отраслям ТЭК, так как потребители его продукции фактически не несут за это никакой ответственности.
Взаимные неплатежи, в свою очередь, стали результатом проводимой государством политики либерализации и стабилизации экономики путем жесткого планирования денежной массы - политики, приведшей к масштабному перетоку денег из производственной в сферу обращения. Произошло разрушение сбалансированной экономической системы, при которой сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют в едином воспроизводственном процессе взаимодополняющие функции. Государство фактически потеряло контроль над производственной сферой и не создало условий для ее развития. Основные его усилия были направлены на контроль за денежной массой, что и привело к полной разбалансированности хозяйства.
Сложилась ситуация, когда отрасли ТЭК, с одной стороны, выступают в качестве кредитора фактически всех отраслей экономики, а с другой - сами вынуждены подавлять другие отрасли высокими ценами на энергоресурсы из-за существующей налоговой системы. В условиях, когда в структуре цены на газ налоги составляют свыше 60%, а на нефть - от 45 до 75%, взвинчиваются цены на энергоносители. Высокая энергетическая составляющая в цене на продукцию остальных отраслей промышленности, в первую очередь энергоемких, ведет к их разрушению. Свою лепту в этот процесс вносят и естественные монополии неэнергетического профиля (транспорт, связь), деятельность которых фактически не регулируется государством. При нормальном функционировании экономики благополучие естественных монополий - одно из важнейших условий сохранения единства России.
Сложившаяся ситуация создала неблагоприятные условия для поддержания производства фактически во всех отраслях экономики. Бюджет не собирает налоги, неплатежи растут (особенно отраслям ТЭК, в которых задолженность по заработной плате достигает 3-5 месяцев), безработица увеличивается. Все это может привести к непредсказуемым социальным последствиям.
3.3. Правительственная поддержка рынка нефти и газа.
Правительство Российской Федерации своевременно предпринимает меры, обеспечивающие поддержку внутреннего рынка нефтепродуктов. Так, в декабре 1998 г. на период с 1 января по 31 марта 1999 г. были введены экспортные пошлины в размере 10 экю за 1 т топочного мазута, вывозимого с территории России за пределы СНГ. Введены также экспортные пошлины на нефть (2,5 евро за тонну), уровень которых определяется в зависимости от среднемесячной мировой цены. При цене ниже 9,5 долл. за барр. пошлина может быть отменена, если же цена превысит 12 долл. за барр., она может быть увеличена до 5 евро.
Продолжающееся падение цен на нефтепродукты на мировом рынке привело к тому, что для России, несмотря на внутренний кризис, импорт нефтепродуктов становится все более выгодным. В результате сейчас российские производители вытеснены с 4% внутреннего рынка нефтепродуктов. С другой стороны, сокращается экспорт российских нефтепродуктов. Например, почти в два раза в 1998 г. сократился экспорт российского мазута, который вытесняется с традиционных внешних рынков более дешевым мазутом из Туркмении и Казахстана.
Предпринимаемые рядом добывающих и экспортирующих нефть государств (в первую очередь, странами ОПЕК) коллективные усилия по ограничению нефтедобычи, направленные на изменение сложившейся рыночной ситуации, не смогли повлиять на снижение предложения нефти на мировом рынке. Для России принятие решений относительно ограничения добычи и экспорта нефти осложняется необходимостью сохранить позиции российских компаний на внешних рынках при наличии стран (в том числе СНГ), которые не станут принимать на себя обязательств о снижении объемов добычи и экспорта нефти. Воздействовать же на рыночную ситуацию со стороны спроса, на наш взгляд, можно только в масштабе внутреннего рынка, что связано к тому же с оживлением российской экономики в целом, и поэтому требует немало времени и затрат.
Согласно большинству прогнозов западных и российских аналитиков, в ближайшей перспективе не просматривается принципиальное изменение конъюнктуры мирового рынка нефти7. Поэтому, при определении мер, направленных на создание благоприятных условий для функционирования нефтяной отрасли, правительству Российской Федерации необходимо исходить из того, что наиболее вероятным сценарием развития рынка является сохранение низких цен на нефть и нефтепродукты. В этих условиях усилия должны быть направлены, с одной стороны, на защиту внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов с целью обеспечения энергетической безопасности России и, с другой - на сохранение места российских нефтяных компаний на мировом рынке с целью пополнения государственного бюджета.
Для решения поставленных задач необходимо, используя такие основные рычаги управления, как налоги и транспортные тарифы, осуществить следующие меры:
снизить себестоимость добываемой в России нефти благодаря увеличению объемов добычи на месторождениях с более низкой себестоимостью, имея в виду также добычу нефти силами российских нефтяных компаний в районах с низкой себестоимостью добычи (Казахстан, Азербайджан, Ирак);
сохранить условия экспорта нефти, позволяющие нефтедобывающим компаниям покрывать затраты на добычу нефти и избежать обвального падения добычи нефти в России, обеспечивая при этом рациональный баланс между ее экспортом и поставками на внутренний рынок;
снизить цены производителей на нефтепродукты путем снижения налогов с НПЗ, одновременно перенеся налоговое бремя на сектор розничной продажи нефтепродуктов;
сократить транспортные расходы при транспортировке нефти и нефтепродуктов.
Правительство Российской Федерации уже разработало и частично реализовало комплекс мер по снижению себестоимости добычи и транспортировки нефти, уменьшению объема бюджетных отчислений со стороны добывающих компаний. Предпринимаемые меры по снижению себестоимости для российских нефтяных компаний особенно важны еще и потому, что в России, где трудноизвлекаемые запасы нефти составляют 50% от общего известного ныне объема запасов, этот показатель значительно выше, чем у ряда других стран.
Один из наиболее острых вопросов, от решения которого зависит оживление инвестиционного процесса в нефтяной отрасли и улучшение финансового положения российских нефтяных компании - совершенствование налоговой системы. Можно с уверенность утверждать, что существующая налоговая политика препятствует расширенному воспроизводству в нефтяной отрасли. Необходимо создать гибкую систему налогообложения, зависящую от результатов хозяйственной деятельности нефтедобывающих организаций, обеспечивающую перенос налоговой нагрузки с производства нефтепродуктов на их розничную реализацию, реагирующую на конъюнктуру цен на внутреннем и мировом рынке. Необходимо учитывать также, что стратегическая задача вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти требует не только применения дорогостоящих технологий, но и специального налогового режима, создающего благоприятные экономические условия для ее решения.
Правительство Российской Федерации рассматривает в настоящее время законопроект о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородов для всех лицензионных участков с одновременной отменой акциза на нефть. Данный налог, взимаемый при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и прогрессивно возрастающий по мере увеличения добычи, создает более гибкий и мягкий режим налогообложения, способствует созданию благоприятного и стабильного инвестиционного климата и стимулирует развитие нефтегазового комплекса.
Если меры по преодолению негативных тенденций в нефтяной промышленности будут реализованы, можно ожидать, что ежегодное увеличение инвестиций в отрасль на 10-15% позволит к 2005 г. стабилизировать добычу нефти на уровне 300-305 млн. т. в год, (а при благоприятных мировых ценах на нефть добыча может быть увеличена до 320 млн. т.).
3.4. Пути оживления инвестиций в топливно-энергетическом комплексе.
Еще в конце 1996 г. по инициативе Минтопэнерго РФ были разработаны меры по выходу из кризиса. В правительство было внесено предложение о снижении цен на продукцию и услуги трех естественных монополий - электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта Оно было согласовано с Министерством путей сообщения, РАО "Газпром" и "ЕЭС России", а также с Министерством промышленности и ГП "Рос-уголь". Имелось в виду снизить цены на газ с 1 октября 1996 г на 30-40%, тарифы на железнодорожный транспорт - на 30%, а цены на электро- и тепловую энергию стабилизировать на уровне цен 1 июля 1996 г.
Предполагалось, что между участниками альянса будет заключено соглашение о скоординированном снижении цен, от которого выигрывала бы вся промышленность Загнанное в тупик сельское хозяйство получило бы тройное послабление по электроэнергии, транспорту и вследствие снижения цен на удобрения, сырьем для производства которых является природный газ. Осуществление этих мер оказало бы благоприятное воздействие и на развитие нефтяной промышленности, где сразу снизились бы затраты на выпуск продукции, а значит стабилизировались цены на нефть и нефтепродукты. Снижение издержек производства предотвратило бы дальнейшее падение добычи нефти и оживило инвестиции.
К сожалению, такой шаг, направленный на реанимацию всей экономики, не нашел тогда поддержки со стороны правительства. Было принято решение о замораживании цен на газ и тарифов на железнодорожный транспорт, что не обеспечило кардинального изменения инвестиционного климата в ТЭК и других отраслях экономики.
Следующим болезненным фактором, сдерживающим приток инвестиций в отрасли ТЭК, является существующая многоуровневая запутанная налоговая система. Она не позволяет предприятиям отрасли аккумулировать средства в фонде накопления для дальнейшего инвестирования. За 1996 г из 1080 предприятий ТЭК 34% были убыточные (убытки -7,5 трлн. руб.). Наибольшее число убыточных предприятий в угольной промышленности -59%, в газовой - 33%, в нефтяной - 27% и в электроэнергетике - 25%8.
В этих условиях основными источниками финансирования капитальных вложений становятся амортизационные отчисления, фонды восстановления минерально-сырьевой базы, отвлечения из оборотных фондов, а для рентабельных предприятий - небольшая доля от прибыли при фактическом отсутствии заемных средств из-за высоких ставок на кредиты.
Объем инвестиций из всех источников финансирования по Минтопэнерго России в 1996 г. составил 104,0 трлн. руб., что в сопоставимых ценах на 12% ниже уровня 1995 г Намеченную программу капитальных вложений выполнило только РАО "Газпром" -107,7%, в то время как предприятия электроэнергетики выполнили ее всего на 70,4%. Наиболее крупное сокращение капитальных вложений произошло в нефтяных компаниях "СИДАНКО" - на 45%, "ЮКОС" - на 42%, "Славнефть" - на 41% и в Тюменской нефтяной компании - на 35%.
Чрезмерная налоговая нагрузка на предприятия ТЭК создает мощный барьер для активизации инвестиционного процесса Высокие налоговые ставки, базирующиеся в основном на валовом доходе, во многих случаях крайне негативно сказываются на финансовых результатах предприятий. Это можно показать на примере получения чистых свободных средств от продажи 1 т нефти, добытой в Техасе /США/ и в Западной Сибири.
При одинаковой продажной цене - 125 долл. за 1 т и при меньших издержках производства у нас по сравнению с США российские предприятия будут иметь отрицательный поток наличности (-18,7 долл. за 1 т), компании в Техасе - положительный (+5,96 долл.) Существующие в США более умеренные ставки налога, базирующиеся на прибыли, позволяют компаниям получать в достаточном объеме свободные средства для реинвестиций в производство. В нашей же стране налоги пока не нацеливают российские компании на увеличение объемов производства и, соответственно, не обеспечивают аккумуляции средств в фонде накопления.
По мнению многих экспертов, только в нефтяной промышленности для достижения в 2000 г. необходимого уровня добычи в объеме 315 млн. т. требуются инвестиции порядка 335 трлн. руб. При существующей системе налогообложения объем инвестиций в эту отрасль вряд ли превысит 150-160 трлн. руб., что заранее предопределяет дальнейшее снижение добычи нефти. Аналогичное положение будет складываться и в других отраслях ТЭК, который пока остается единственным гарантом от дальнейшего развала экономики страны9.
Сохранение стабильности комплекса требует срочного принятия Налогового кодекса, который бы способствовал созданию благоприятных условий для повышения эффективности производства и соответствующего оживления инвестиционного процесса, прежде всего за счет внутреннего накопления предприятий как в ТЭК, так и в других отраслях экономики.
3.5. Проблема естественных монополий
В отраслях ТЭК к предприятиям с присущими им по природе свойствами естественных монополий относятся РАО "ЕЭС России" с его дочерними акционерными обществами, РАО "Газпром" и в какой-то степени - АК "Транснефть" с ее единой нефтепроводной системой.
В последнее время Министерство экономики РФ и ряд государственных ведомств проводят линию на так называемую реструктуризацию этих естественных монополий, требуя их расчленения. Из состава РАО "Газпром" предлагается выделить добывающие, газотранспортные и сбытовые предприятия. Особенно острой критике подвергаются естественные монополии в средствах массовой информации они-де откровенно "жируют" за счет обирания остальных и т.д.10
Как известно, во всех странах с развитой рыночной экономикой существовали и существуют естественные монополии в тех отраслях, где это наиболее выгодно государству. Это относится и к топливно-энергетическим отраслям, которым присущ встроенный элемент монополизации, определяемый природными и технологическими факторами. Электроэнергетика и газовая промышленность особенно близки по характеру к естественным монополиям - отраслям, где технология производства и распределения продукции требуют наличия одного производителя.
В послевоенные годы ряд отраслей энергетики в Великобритании, Франции и Италии были полностью монополизированы государством. Это в первую очередь коснулось электроэнергетики, угольной промышленности и газового хозяйства. Государство взяло их в свои руки, поскольку они по многим причинам стали невыгодными для частного капитала, осуществило их реконструкцию. Укрепление и сравнительно быстрое развитие энергетического комплекса стало одним из важнейших условий относительно высоких темпов экономического развития этих стран. По мере повышения их экономической мощи в 70-80-е годы там были приватизированы многие ранее национализированные отрасли. Однако ряд монополий продолжает успешно функционировать, и пока никто их не собирается ни приватизировать, ни расчленять. К ним относятся компании "Электрисите де Франс" и "Газ де Франс" во Франции, "Рургаз" в Германии, "ЭНИ" в Италии и т.д. У нас же предлагается разрушить эти отрасли в период спада экономики и неустоявшихся рыночных отношений.
Монополия, естественно, обеспечивает производителю условия для злоупотреблений своим положением путем завышения издержек, цен, снижения качества и т.д. Однако это можно пресечь с помощью эффективного государственного регулирования. Например, в США все аспекты деятельности электроэнергетических компаний подлежат детальному регулированию со стороны Федеральной комиссии по энергетике и соответствующих органов штатов, графств и муниципалитетов Предприятия электроэнергетики в США должны получать разрешение не только на повышение тарифов, но и на изменение их структуры, а в ряде случаев даже на их снижение. Компаниям разрешено получать чистую прибыль в пределах 15%. Такое требование ограничивает эксплуатацию естественного монопольного положения.
Следует добавить, что у наших сверхмонополий РАО "ЕЭС России" и РАО "Газпром" главным акционером является государство. Однако проводимая Госкомимуществом России поспешная кампания по реализации за бесценок 8,5% акций уставного капитала РАО "ЕЭС России" может привести к непредсказуемым последствиям. На сегодня уже 22,2% акций продано иностранцам. От голосующих акций это составляет 23,4%. Если продать еще 1,7%, тогда ни одно решение по определяющим вопросам не сможет быть принято без участия иностранцев. Последние уже скупили акции РАО "ЕЭС" и, еще не вложив ни цента в развитие энергетики, смогут блокировать любые важные для России решения. Аналогичная угроза создавалась и для РАО "Газпром". Разрушение предприятий отдельных важнейших отраслей экономики, где контрольные пакеты акций сосредоточены в руках иностранцев, наглядно демонстрирует цветная металлургия.
3.6. Проблемы экологии в топливно-энергетическом комплексе.
Мировые производители энергии оказались в центре споров по вопросу возможного потепления климата на Земле, которые оживились во время необычайно жаркого лета этого года. Но пройдут годы, а возможно и десятилетия, прежде чем можно будет полностью оценить полное влияние потепления на энергетическую промышленность. Многое будет зависеть от выполнения международных соглашений о сокращении выбросов в атмосферу углекислого газа, который создает "парниковый" эффект, ведущий к потеплению климата.
Разные сектора энергетической промышленности реагируют по-разному. Производители природного газа могут получить выгоду от мероприятий по снижению выбросов углекислого газа. Например, замена тепловых электростанций, работающих на угле, на электростанции, работающие на природном газе, является сравнительно быстрым и дешевым способом сокращения выбросов.
Самые большие потери, как ожидают, может понести угольная промышленность, которая несет самую большую ответственность за загрязнение атмосферы. В некоторых местах зависимость от угля уже сокращается. Например, в Германии принудительное закрытие неэффективных отраслей, работающих на угле, а также тепловых электростанций в восточной части страны наряду с реформой энергетической политики привело за период с 1990 по 1996 г.г. к снижению выбросов на 7,6%.
Нефтяные компании также связаны с попытками сократить выбросы. Организация "Гринпис" пытается вынудить нефтяные компании сократить разведку новых месторождений нефти, утверждая, что открытие новых месторождений продлит зависимость от углеводородов и задержит переход к возобновляемым источникам энергии. Однако нефтяные компании, такие как "Бритиш петролеум" и "Ронял датч-Шелл", резко увеличив свои инвестиции в разработку возобновляемых источников энергии, заявляют, что переход на возобновляемые источники энергии не устраняет необходимости продолжения эксплуатации нефтяных месторождений. До тех пор, пока будут разработаны крупномасштабные источники возобновляемой энергии, потребуется большинство, если не все мировые запасы нефти.
Несмотря на амбициозные планы, мало кто считает, что прекращение выбросов углекислого газа будет легким делом. Энергия из ископаемых источников имеется в изобилии, цены низкие, и потребители все больше, а не меньше зависят от автомашин и других машин и аппаратов, интенсивно потребляющих энергию. Во многих случаях повышение эффективности в использовании энергии в значительной степени сводится на нет повышением спроса на нее.
В США, где в воздух выбрасывается огромное количество "оранжерейных" газов, имеют место сильный скептицизм /относительно научных доказательств по поводу изменений климата/ и опасения, что обязательства, взятые Соединенными Штатами в Киото в 1997 году, нанесут огромный вред благосостоянию страны. Тем не менее, потребление нефтяных материалов для отопления домов сократилось в США с 1,72 баррелей нефти в день в 1982 году до 800 тыс. баррелей в день в 1997 году11.
В то же время, по данным Международного энергетического агентства, потребление автомобильного бензина в США увеличилось с 6,54 млн. баррелей в день в 1982 году до 8,01 млн. баррелей в день в 1997 году.
С другой стороны, за последнее десятилетие повышается спрос на более чистое топливо и горючее, и нефтеперегонные предприятия вынуждены все больше снижать количество загрязнителей в бензине и дизельном топливе, таких как сера и ароматические вещества.
Различные страны по-разному подходят к проблемам возобновляемых источников энергии в зависимости от их климата, географии и ресурсов. В различной стадии разработки находятся различные источники энергии от традиционной практики сжигания дров для отопления и приготовления пищи до современных процессов, таких как газификация биомассы для выработки электричества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя производственные расходы нефтяников в США значительно выше, чем у нас, при продаже нефти отечественные нефтепромыслы несут даже... убытки - до 18 долларов за каждую добытую среди болотных топей тонну "черного золота". Заокеанские же стабильно получают прибыль по 6 долларов за тонну. Одна лишь транспортировка нефти съедает у наших промысловиков до четверти валового дохода - в 1992-1996 годах тариф вырос с 8 до 28 долларов за тонну. В 1997 году истек "временный лаг" - срок действий льгот, предоставленных ряду нефтедобывающих и сервисных российско-иностранных СП. И они, несмотря на немалую пользу, приносимую отрасли, рискуют столкнуться с серьезнейшими трудностями, потому что ведь, как правило, владеют самыми трудноизвлекаемыми запасами.
Простые финансовые вливания - даже если они вдруг окажутся значительными - не в состоянии предотвратить крах важнейшей отрасли отечественной экономики. Любые деньги (инвестиции, субсидии или налоговые льготы) будут утекать "в песок" до тех пор, пока нефтяные "генералы", "полковники" и "лейтенанты" не разучатся смотреть на месторождения, пласты, скважины, трубопроводы и лаборатории как на средство откровенной наживы.
Характеризуя нынешнюю ситуацию в российской нефтяной отрасли, нельзя забывать о вкладе России в устойчивое энергообеспечение на глобальном уровне. Если в результате нынешнего кризиса инвестиционный процесс в российском ТЭК прервется, наша нефть может выпасть из мировой торговли. Чтобы избежать изменения расстановки сил на мировом рынке нефти и сохранить позиции на нем российской нефти, необходимы меры, обеспечивающие приток инвестиций в отрасль. Помимо уже упомянутого совершенствования налоговой системы к таким мерам относится договоренность с международными и национальными кредитно-финансовыми организациями, реализацию международных инвестиционных проектов, создание нормативной базы по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции, развитие двустороннего сотрудничества с зарубежными странами, активизацию взаимодействия с Европейским союзом и международными энергетическими организациями по линии взаимного обмена информацией, мониторинга ситуации на мировом рынке, координации ценовой политики.
Проводимая российским правительством политика снижения инфляции любой ценой не привела к созданию благоприятного инвестиционного климата и условий для экономического роста как в ТЭК, так и в других важнейших отраслях экономики. Результатом стали колоссальные суммы взаимных неплатежей, в первую очередь отраслям ТЭК, а также широкомасштабный поток денег из производства в сферу обращения. Наиболее болезненный фактор, сдерживающий приток инвестиций в отрасли ТЭК, - существующая налоговая система. Предотвращение дальнейшего спада производства требует принятия Налогового кодекса, который снял бы чрезмерную нагрузку на предприятия и создал более благоприятные условия для оживления инвестиционного процесса, прежде всего за счет собственных накоплений предприятий ТЭК и других отраслей экономики.
ЛИТЕРАТУРА
"Итоги работы Минэнерго за 1996 год". М., 1997
Байков Н. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественные монополии. // Мировая экономика и международные отношения., №1, 1998. - С.130 - 134
Кузнецов В. Курица надежды больше не несёт золотых яиц // "Новое время", №12, 1998. - С.17
Кузнецов В. Чёрное золото или кровь земли? // "Новое время", №34, 1997. - С.17-18
Мухин В. Российские вертикально интегрированные нефтяные компании: проблемы управления. // Вопросы экономики, №1, 1998. - С.148-159
Некоторые проблемы мировой энергетики: настоящее и будущее (Реферат приложения к газете "Файнешл таймс") // КОМПАС, №40, 1998. - С.21-34
Проблемы мировой нефтяной промышленности (ИТАР-ТАСС и иностранная печать) // КОМПАС, №26, 1999. - С.51 - 64
Савватеева И. Естественные монополии: их боится государство ("Известия", 6 II 1997).
Телегина Е. Нефтяная промышленность России в условиях снижения цен на мировом рынке нефти. // Мировая экономика и международные отношения, №6, 1999. - С.92 - 94

1 Отчет "О технико - экономических показателях нефтяной и газовой промышленности за 1993 год. М.: Государственный комитет РФ по статистике. 1994. 2 Проблемы мировой нефтяной промышленности (ИТАР-ТАСС и иностранная печать) // КОМПАС, №26, 1999. - С.54 3 Проблемы мировой нефтяной промышленности (ИТАР-ТАСС и иностранная печать) // КОМПАС, №26, 1999. - С.51 - 64 4 Телегина Е. Нефтяная промышленность России в условиях снижения цен на мировом рынке нефти. // Мировая экономика и международные отношения, №6, 1999. - С.93 5 Кузнецов В. Курица надежды больше не несёт золотых яиц // "Новое время", №12, 1998. 6 "Итоги работы Минэнерго за 1996 год". М., 1997, стр. 5 7 Телегина Е. Нефтяная промышленность России в условиях снижения цен на мировом рынке нефти. // Мировая экономика и международные отношения, №6, 1999. - С.92 - 94 8 Байков Н. Инвестиции в отраслях ТЭК и естественные монополии. // Мировая экономика и международные отношения., №1, 1998. 9 Кузнецов В. Чёрное золото или кровь земли? // "Новое время", №34, 1997. 10 Ирина Савватеева. Естественные монополии: их боится государство ("Известия", 6 II 1997). 11 Некоторые проблемы мировой энергетики: настоящее и будущее (Реферат приложения к газете "Файнешл таймс") // КОМПАС, №40, 1998. 1 2

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.



Мы выполняем любые темы
экономические
гуманитарные
юридические
технические
Закажите сейчас
Лучшие работы
 Преступление и наказание, выборы президента, понятие коммунистической организации
 Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами природы
Ваши отзывы
yu1qvq
рџ“„ You got a transaction from our company. WithdrР°w =>> https://telegra.ph/BTC-Transaction--190132-05-10?hs=783d2f67c55237fa35c34194f2c0ea1b& рџ“„

Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru.
Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено.