|
|
Политический конфликт, семья как важнейший социальный институт обществаПЛАН 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 1.1.Теории политических конфликтов 1.2.Типология политических конфликтов 1.3.Методы разрешения политических конфликтов 2. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ 2.1. Семья как важнейший социальный институт общества 2.2. Проблемы семьи в современном российском обществе 2.3. Противоречия текущего момента и перспективы 3. МИФОЛОГИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ 4. ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА. ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ 1.1.Теории политических конфликтов. Политический конфликт возможно рассматривать с различных позиций. А. Токвиль, К. Маркс, Г. Зиммель, а позже К. Боулдинг, Л. Козер, А. Бентли и другие теоретики рассматривали конфликт как ведущий источник политики, лежащий в основе происходящих в ней изменений и определяющий тем самым границы и характер существования данной сферы общественной жизни. Но существует и противоположная точка зрения. Э. Дюркгейм, М. Вебер, Д. Дьюи и ряд других ученых исходят из вторичности конфликта для понимания сущности политики и его подчиненности базовым общественным ценностям, объединяющим население и интегрирующим социум и политическую систему. С их точки зрения, единство идеалов и социокультурных ценностей позволяет разрешать существующие конфликты и обеспечивать стабильность режима правления. В связи с этим многие конфликты рассматривались ими как аномалии политического процесса, а политика, в свою очередь, наделялась целями поддержания "социальной солидарности" (Э. Дюркгейм) или оказания "педагогического воздействия" на общество (Д. Дьюи) для воспрепятствования конфликтам. Дестабилизация власти и дезинтеграция общества возникают не потому, что возникают конфликты, а из-за неумения урегулировать политические противоречия, а то и просто элементарного игнорирования этих коллизий. Поэтому только непрерывное выявление и урегулирование конфликтов может считаться условием стабильного и поступательного развития общества. Выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными. Позитивная роль конфликтов особенно заметна в современную эпоху, поскольку непримиримые конфликты относятся к политическому контексту XIX в. Характерным для нашего времени становятся гуманизация, постепенный переход приоритетов от групповых к индивидуальным ценностям, увеличивающие предпосылки для согласования и примирения позиций конфликтующих сторон. Источники политических конфликтов ученые, как правило, видят в действии либо внесоциальных, либо социальных факторов. Чаще всего к внесоциальным факторам относятся многочисленные интерпретации различных видов политической напряженности, базирующиеся на признании сходства внутривидовой враждебности животных и агрессивности человека. Более достоверно объясняет природу политических конфликтов признание ведущей роли социальных факторов. Среди них, как правило, выделяют три основные причины, лежащие в основе политической конфронтации. 1. Разнообразные формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых назначений и функций, интересов и потребностей во власти, недостаток ресурсов и т.д. 2.Расхождения людей (их групп и объединений) в базовых ценностях и политических идеалах, в оценках исторических и актуальных событий, а также в других субъективно значимых представлениях о политических явлениях. 3. Процессы идентификации граждан, осознания ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе. 2. Типология политических конфликтов Характер изменений политических процессов, темпы и направленность эволюции системы правления самым непосредственным образом зависят от типа доминирующих политических конфликтов. В самом общем виде в политической науке принято классифицировать конфликты по следующим основаниям: - с точки зрения зон и областей их проявления: внешне- и внутриполитические конфликты; - по степени и характеру их нормативной регуляции. В данном случае можно говорить о способности или неспособности людей подчиняться действующим правилам политической игры; - по их качественным характеристикам, отражающим различную степень вовлеченности людей в разрешение спора, интенсивность кризисов и противоречий, их значение для динамики политических процессов и проч.; - с точки зрения публичности конкуренции сторон. Здесь имеет смысл говорить об (открытые (выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих субъектов) и закрытые (латентные) конфликтах, где доминируют теневые способы оспаривания субъектами своих властных полномочий.) - по временным (темпоральным) характеристикам конкурентного взаимодействия сторон - долговременные и кратковременные конфликты; - в соотнесении со строением и организацией режима правления - выделяют конфликты вертикальные (субъекты принадлежат к различным уровням власти) и горизонтальные (раскрывающие связи однопорядковых субъектов и носителей власти). Каждый тип конфликта, обладая теми или иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в конкретных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и сотрудничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости. 1.3. Методы разрешения политических конфликтов Под "решением конфликта" понимают определенное состояние системы действий, а под "процессом разрешения"- само действие, которое, тем или иным образом, приводит к снятию конфронтации, предполагающему ее завершение. Важнейшую роль в процессе решения конфликта играет фактор адекватности, т.е. предлагаемые методы урегулирования должны быть уместны при нахождении взаимоприемлемого выхода, поскольку в данном случае есть нечто такое, что может быть либо принято, либо отвергнуто изначально. В современной политической науке первостепенное внимание уделяется поиску форм и способов контроля за протеканием конфликтов, выработке эффективных технологий управления ими. К контролю за конфликтом стремятся даже те силы, которые заинтересованы не в урегулировании, а в перманентном его обострении, консервации, что, по их расчетам, могло бы породить ситуацию, которую можно использовать более эффективно, чем противники. Но кто бы ни выступал субъектом управления конфликтом, поиск технологий регулирования конкурентных взаимоотношений неизбежно опирается на решение ряда универсальных задач; - воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которые значительно увеличивают социальную цену за его урегулирование; - вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать; минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого течением политического конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы не сдетонировать более широкие, дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию. 2. СЕМЬЯ КАК ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩСТВЕ 2.1. Семья как важнейший социальный институт общества Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразие форм общественных отношений и процессов, и которому присущи многочисленные социальные функции. Можно определить семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью1. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие: вступление в брак - образование семьи; начало деторождения - рождение первого ребенка; окончание деторождения - рождение последнего ребенка; "пустое гнездо" - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи - смерть одного из супругов. На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. В социологии семьи приняты принципы выделения типов семейной организации: В зависимости от формы брака моногамная и полигамная семьи. В зависимости от структуры родственных связей выделяются простой, нуклеарный, или сложный, расширенный тип семьи. Нуклеарная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Основная, первая функция семьи репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. 2.2. Проблемы семьи в современном российском обществе Долговременная тенденция снижения рождаемости в России, наблюдаемая с конца XIX в. была приостановлена в 70-х гг. В начале 80-х гг. вмешательство государства в демографическую сферу посредством целенаправленной социальной политики взорвало ситуацию. Подъем носил временный характер и свидетельствовал в большей степени об очередном изменении в сроках рождения детей (календаре рождений), чем об изменении желаний по поводу числа детей в семье. Одновременно с временным подъемом показателей обнажились внутренние проблемы российской модели рождаемости, скрытые до этого момента плавностью эволюционных изменений. В России сократился срок между вступлением в брак и рождением первого ребенка и интервал между последующими рождениями детей в семье и резко увеличился темп формирования семей, особенно у самых молодых женщин. Средний возраст вступления в первый брак у женщин достиг рекордно низких величин. Растущая концентрация рождений во все более молодых возрастах (до 25-27 лет), в том числе и у юных матерей (до 20 лет) привела к тому, что уровень рождаемости в России определяется поведением самых молодых представителей общества и ситуацией в молодежной среде в целом. К возрасту 25 лет, когда в западных странах сегодня фактически только начинается брачно-репродуктивный цикл, россиянки уже на 60% выполнили свои планы в отношении детей и 80% всех женщин уже состояли, по крайней мере, один раз в зарегистрированном браке. Среди браков, заключенных до 20 лет, невеста бывает беременной более чем в половине случаев. Такое поведение трудно назвать оптимальным, поскольку оно тормозит повышение образовательного и профессионального уровня молодежи, увеличивает число реципиентов социальной помощи и, соответственно, не способствую росту благосостояния семей и общества в целом. Имеются и другие негативные последствия распространения ранней рождаемости - нестабильный уровень рождаемости в целом, повышенная разводимость, высокая младенческая смертность, плохое состояние здоровья детей и матерей. В силу очевидной неустойчивости положения молодежи в обществе, изменчивости мотивов и норм поведения в этой возрастной группе, общий уровень рождаемости в стране не может быть стабильным. Репродуктивное поведение молодежи всегда вступает в противоречие с другими, не менее важными, сторонами их жизнедеятельности: получением образования, выбором профессии, поиском первой работы, сопряженными нередко с переменой места жительства, неблагоустроенностью бытовых условий и маргинальностью социального статуса молодежи в целом. 2.3. Противоречия текущего момента и перспективы В последние десятилетия во всех развитых странах происходит быстрый рост доли детей, родившихся вне брака, что свидетельствует о все большем распространении альтернативных форм супружества. В России доля родившихся вне брака составляла в 1970 - 10,6%, в 1985 - 12,0%, в 1990 -14,6%, в 1995 - 21%, из которых более 40% регистрируются на основании совместного заявления отца и матери. Высокая разводимость, рост внебрачной рождаемости и нерегистрируемых брачных союзов свидетельствуют не только об изменениях функции брака и брачной морали в современном обществе. За этими переменами скрываются глубинные преобразования в социально-демографической сфере жизнедеятельности человека, основанные на отрицании ценностей и стереотипов традиционного общества, где для индивида демографическая несвобода доминировала над свободным принятием решений в области рождения детей. 3. МИФОЛОГИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ Левый экстремизм есть социально-политическое явление второй половины XX в., состоящее в стремлении политически активных групп или отдельных индивидов добиться: I) немедленного разрушения существующей государственной системы, 2) построения "более справедливого" общества на идеологической основе как социалистических и коммунистических концепции XIX - XX вв., так и новейших леворадикальных доктрин. В существующем правительстве к леворадикальным партиям следует отнести коммунистов, ЛДПР. Левый экстремизм существует в двух основных формах: в качестве политического движения и в качестве специфического течения общественной или философской мысли - теоретико-философского течения. Левый экстремизм как политическое движение подразумевает активные усилия исповедующих эту идеологию лиц, направленные на прямой захват власти или влияние на власть. В этом движении участвуют структурно оформленные и иерархически упорядоченные объединения граждан: официально зарегистрированные партии, общественные движения, но также и нелегальные организации, выступающие за немедленное отстранение от власти правящей элиты, слом утвердившихся в государстве социальных, правовых и экономических отношений ради утверждения социалистических, коммунистических или анархических принципов. Формы деятельности левоэкстремистских практиков отличаются немалым разнообразием. Они включают в себя и повседневную агитационную работу и организацию митингов, демонстраций, зачастую переходящих и уличные беспорядки, захват и удержание административных зданий. Публичные акции экстремистов часто приводят к временной дестабилизации обстановки в одном или нескольких районах какого-либо города. При этом экстремисты обычно отказываются от применения огнестрельного оружия и вообще от тех средств, использование которых может повлечь многочисленные жертвы. В отличие от террористических групп умеренные левоэкстремистские движения, несмотря на их агрессивные лозунги, все же не прибегают к сознательной и планомерной физической ликвидации тех, кого они считают своими противниками. Политический левый экстремизм - это "урбанистический" феномен (даже в аграрно-индустриальных странах); акции его сторонников проводились почти исключительно в крупных городских центрах - там они обретали наибольшую публичность, а протестующим было проще выразить властям и обывателям всю степень своего неприятия сложившегося порядка вещей. Самый яркий пример подобного рода "манифестаций неприятия" - так наз. студенческая революция конца 1960-х годов, прокатившаяся по многим странам Запада. Левоэкстремистские движения, как правило, критически и агрессивно относятся к традиционным коммунистическим партиям, хотя различие между ними связано не столько с характером и серьезностью требуемых преобразований, сколько со степенью радикализма предлагаемых методов их осуществления. Если ортодоксальное коммунистическое движение имеет долгосрочную стратегию, в которой полная реализация политических требований отодвинута в неопределенное будущее, то левоэкстремистам чужда идея постепенности "перемен" - они нацелены на переделку общества "сейчас и сразу". В воззрениях левоэкстремистов отсутствует всякая хронополитическая перспектива, они целиком сконцентрированы на текущем моменте. Образно говоря, время - основной враг политического экстремизма, так как, быстро достигнув точки "предельной активности", он начинает терять своих сторонников и постепенно утрачивать влияние на процессы в обществе. В отличие от теоретико-философского, политический левый экстремизм следует рассматривать как фактор, действительно дестабилизирующий государственную систему. Вместе с тем степень опасности нетеррористических левых движений для ее стабильности не стоит переоценивать. Гораздо большую угрозу в этом отношении представляют те ультралевые организации, которые основным средством своей политической борьбы избирают террор. Центристы в российской политике - это "Медведь", ОВР - то есть партия власти и партия согласия. Центристы делают ставку на независимые структуры, связанные не с общественно-политическими силами, а с наиболее влиятельными социально-экономическими группами. С этой точки зрения правы авторы публикаций по центризму, отмечающие, что на Западе социальную базу соответствующей политики составляет, прежде всего, средний класс - часть предпринимателей и научно-технической интеллигенции, фермеры и т. д. У нас такого влиятельного класса, если учитывать соотношение сил, пока практически нет. Однако уже появились силы, которые пытаются взять под контроль тех, кто в перспективе может образовать необходимое ядро такого класса. Успех возможен, если в политике центризма ориентироваться, прежде всего, на реализацию тех интересов, которые являются всеобщими. Наиболее важны стремления к стабилизации внутриполитической обстановки. Здесь можно многого добиться, если в реализации политики центризма на уровне социально-экономических групп будет сделан правильный выбор "посредника", способного повести общество по пути к согласию. Среди условий, способствующих лучшей реализация политики центризма, в первую очередь следовало бы выделить технологию, которую принято связывать со стремлением к "разумному управлению сопротивлением оппозиции". В этом случае достижение на переговорах согласия с партнером считается более предпочтительным, чем победа над ним. При таком подходе к политике центризма ставка делается, прежде всего, на согласование интересов, которые рекомендуется отделить от позиций, так как для достижения согласия важнее учитывать мотивы противоречий, чем то, из-за чего идет спор. Вероятность успеха в такой политике повышается и в случае отказа от атак на другую сторону, и чрезмерного внимания к отношениям сторон, ибо важнее концентрация по сути дела на имеющихся проблемах, в основе которых обычно лежат противоречия интересов. Политика центризма приносит успех, когда стороны не стремятся видеть причины всех своих бед только в вине другого и главное внимание уделяют защите того, что уже имеют, вместо атак на чужое. Не рекомендуется также делать ставку на "единственно правильный" выход из кризисных ситуации, поскольку больше шансов в поиске путей к согласию обычно имеется в том случае, когда выбор делается из нескольких альтернатив. Полезным считается также выявление самого худшего, что могло произойти, ибо после этого то, что уже произошло. "Яблоко" и СПС относятся к праворадикальным партиям. Их программы учитывают мировой опыт, тенденции, перспективы. Теоретически это должно привести к успеху, однако, учитывая особенности национальной политики, не приводит ни к чему. "Яблоко" - активная оппозиция, которая выдвигает свои требования или предложения и, как правило, не находит поддержки в Думе. 4. ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА теория Основное содержание Патриархальная Конфуций (551-479 до н.э.) был родоначальником философской и политической мысли Китая. Его политическое учение исходит из того, что идеальное правление государством должно опираться на мораль, и прежде всего на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". Конфуций полагал, что эти понятия составляют "правильный путь" (дао), которому должен следовать каждый, кто желает жить в согласии с самим собой и с другими людьми. "Благородные мужи" (правители) должны проявлять заботу о своих подданных, воспитывать их силой собственного нравственного примера. Благородством Конфуций наделял тех, кто в своей жизни следует моральным заповедям: "будь требователен к себе", "живи в согласии с другими", "в делах своих следуй долгу и закону" и т. д. Государство, по Конфуцию, представляет собою большую семью, где правитель - это отец, а подданные - его сыновья. Договорная В основу теории была положена идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появление которого было возможно только благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального здания - общества. В целях реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод совокупность автономных индивидов заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и открыто проявлял свои природные страсти, эгоизм, жестокость, к цивилизованному, т. е. к государственно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию выражал желание человека установить порядок и справедливость, потребность в обеспечении политико-правовых гарантий естественного равенства индивидов. Теорию "общественного договора" развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588- 1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778). Насилие Система организации государства, противоположная патриархальной, была предложена представителями философской школы Древнего Китая, доминировавшей в середине IV в. до н. э., - школы легистов (законников). Мудрого правителя, отца своего народа, добродетели которого прославляли конфуцианцы, легисты заменили деспотом. Он правит с помощью системы жестоких наказаний, круговой поруки и взаимного доносительства. Только так, считали они, можно воспитать истинную добродетель. Необходимость подобных методов правления один из основоположников этой школы, Шан Ян, обосновывал тем, что и люди, и общество меняются. По его мнению, "в древности люди были просты и поэтому честны; ныне же люди хитры и поэтому нечестны". Если раньше и можно было управлять людьми, исходя из добродетели, то теперь необходимо, чтобы в государстве было много наказаний и мало наград; следует жестоко карать за самые мелкие преступления, тогда больше им неоткуда будет взяться; разобщать людей нужно взаимной подозрительностью, слежкой и доносительством. Люди несовершенны, эгоистичны и не склонны сознательно следовать своему долгу (дхарме). Данное положение является исходным для политической мысли Древней Индии- Каутилья (IV в. до н. э.). Психологическая Направление также сформировалось на рубеже 19-20 веков, объединив социологические теории, построенные на психологических данных. Объяснение общественных явлений "психологисты" искали в психике людей. Они полагали, что социальное поведение индивидов во многом определяют их врожденные инстинкты внутренние склонности, желание и психические свойства (инстинкт самосохранения, сексуальность, голод, жажда, и т.д.) Основоположником психологической школой был американский социолог Лестер Уорд (1841-1913), считавший, что действиями людей "руководят" два основных желания - удовлетворение голода и стремление к продолжению рода. Заметное влияние на процесс психологизации социологии оказал австрийский врач (невропатолог и психиатр) Зигмунд Фрейд (1856-1939). По Фрейду, людьми управляют бессознательные (инстинктивные) влечения, прежде всего сексуального характера (либидо*). При этом "дурные" бессознательные импульсы всё время конфликтуют с "совестливым" сознанием человека, что ввергает индивида в состояние психической напряжённости и постоянной борьбы с обществом и самим собой. Расовая Суть этой школы сводится к тому, что социальная жизнь и культура народов определяются расово-антропологическими факторами. Расы- это исторически сложившиеся группы людей, объединённых общностью происхождения и общими наследственными физическими признаками (цвет кожи и волос, форма головы, рост и т. п.). Биологическая наследственность целиком или преимущественно обусловливает социальное поведение людей. Кроме того, расы не равны между собой по интеллектуальным, творческим и другим способностям, поэтому их смешение вредно для общественного и культурного развития. Представления о природном неравенстве рас возникли еще в эпоху рабовладения. В период европейских колониальных захватов (16-18 в. в.) они получили новое развитие. А несколько позднее (в сер. 19 века) появились первые обобщающие теории. Одна из них - расовая концепция французского философа, писателя и дипломата Жозефа Гобино (1816-1882). В ней он обосновывал превосходство "белой" и неполноценность других рас. В 20 веке его идеи способствовали формированию идеологии нацизма и расизма. Марксистская Маркс исходил из того, что люди не свободны в выборе форм общественного развития. Их выбор объективно обусловлен степенью развития производительных сил и характером производственных отношений (содержание последних определяется формой собственности), которые они застают при рождении. Эти факторы материального производства составляют основу человеческого общества, обеспечивают его прогресс. Изменения в развитии производительных сил приводят к новому разделению труда, новым формам собственности, порождают определенные формы обмена и потребления. К. Маркс считал, что политика и ее институты (право, государство) не имеют самостоятельного характера, а являются производными от экономической структуры общества. Политические институты выражают интересы класса-собственника. На этом основании он выдвинул идею о необходимости слома буржуазного государства как органа политического господства капиталистов-собственников, а в исторической перспективе (когда будет полностью преодолено социальное неравенство как источник тех конфликтов в обществе, которые и призвана разрешать политика) - ликвидации всякого государства вообще. На его место, по мысли К. Маркса, придет народное самоуправление во всех сферах общественной жизни. Это, в свою очередь, предполагает, что на смену политике в качестве регулятора жизни людей вновь должна прийти мораль, но уже впитавшая в себя все общечеловеческие нравственные ценности, прошедшие проверку историей. Литература Борцов Ю.С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю. Политология в попросах и ответах - Ростов н/Д "Феникс", 1998. Введение в политологию. К.С. Гаджиев, Г.В.Каменская, А.Н. Родионов - М.: Просвещение, Владос, 1994. Гоптарева И.Б. О возможных механизмах разрешения конфликта// Полис.- №6, 1998 . Елизаров В.В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социс, №2, 1998. Морозов И.П. Левй экстремизм в современном обществе: особенности стратегии и тактики// Полис, №3, 1998. Политология - студенту в вопросах и ответах/ под ред. Е.А. Ануфриева, М.Н. Марченко- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. Пугачев В.И. , Соловьев А.И. Введение в политологию.- М.: Аспект Пресс, 1995. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр,1997. Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. - М.: "Логос",1997. 1 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр,1997 - с101. 2 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|