|
|
Агрессия, трактовки, типы, основные теории, предмет и методы исследованийСодержание Введение 3 1. Понятие агрессии. Теории агрессии. 8 1.1. Две основные трактовки агрессии. 8 1.2. Типы агрессии. Определение Дэвида Майерса. 9 1.3. Причины агрессии. Основные теории агрессии. 12 2. Психодиагностика как наука и методология. 24 2.1. Предмет и методы исследований. 24 2.2. Психодиагностика и психометрия в изучении агрессии. 28 3.Эмпирическая часть 32 3.1. Тест Розенцвейга. 3.2. Использование теста руки для оценки агрессивности подростков. 36 Заключение 39 Список литературы 40 Введение Постоянно растущее во всем мире насилие и деструктивность привлекли внимание специалистов и широкой общественности к теоретическому исследованию сущности и причин агрессии. Агрессия обычно резко отрицательно оценивается общественным мнением как непосредственное выражение антигуманизма и культуры грубой силы. Не стоит, однако, забывать, что само это слово происходит от латинского "adgradis" (gradus - шаг, ступень; ad - на) и в дословном переводе получается "наступать". В первоначальном значении выражение "быть агрессивным" означало - двигаться к намеченной цели без страха и сомнений. Агрессия вовсе не должна пониматься как феномен исключительно деструктивный и дисгармоничный. Лишь цели, преследуемые личностью (или группой), движущие мотивы и реализуемые в процессе обнаружения агрессивных импульсов ценности должны служить критериями оценки того или иного агрессивного эксцесса. Энергия агрессивности может успешно анализироваться в напряженной конкурентоспособности и творческой пассионарности, направляться на самосохранение, на защиту слабых и угнетенных, способствовать скорейшему выздоровлению или усердно преследуемому физическому или интеллектуальному развитию. К сожалению, те же силы могут актуализировать межэтнические и межпрофессиональные конфликты, приводить к сексуальным преступлениям, провоцировать на первый взгляд немотивированные вспышки насилия. Психофизический феномен во всех этих случаях один, но проявления его совершенно различны. Люди не могут обойтись без известной доли управляемой агрессивности. Деструктивное стремление к конфликтам, столкновениям и разрушению опасно, но и попустительство, излишняя мягкость в известном смысле опасны не менее. Агрессивность в спортивных соревнованиях, агрессивность в случае необходимой оборон (человек должен быть психологически готов защитить себя и своих близких, а в идеале любого другого человека от нападения, допустим, пьяного хулигана), наконец, защита Родины в вооруженном конфликте - все эти ситуации требуют достаточно высокого уровня управляемой агрессивности. В свою очередь, само понятие "высокий", "средний", "низкий" уровень требует объективизации подобных вербальных оценок.1 В решении такой задачи могут серьезно помочь такие ныне развивающиеся области психологии, как психодиагностика и психометрия, о методе и предмете этих дисциплин в этой работе будет подробно сказано ниже. Пожалуй, мало где в современном мире вопросы, связанные с понятием агрессии, ее качественным определением и измерением так актуальны сегодня, как в России. Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом и другой личностью, - все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.2 Социальные кризисные процессы, происходящие в современном российском обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжелое экономическое положение страны привело общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов деструктивного, отклоняющегося поведения. статистика свидетельствует об интенсивном росте такого поведения среди лиц различных социальных и демографических групп.3 Не только статистика красноречиво свидетельствует о том, с какой частотой наши соотечественники ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Не возможно представить себе такую газету, журнал, программу радио или телевидения, где не было бы ни одного сообщения о каком-либо акте агрессии и насилия. И хотя, чаще всего, взаимодействуя с другими людьми и обществом мы не ведем себя намеренно жестоко и агрессивно, наше поведение все равно нередко оказывается источником физических и душевных страданий других членов социального общества. Таким образом, невозможно не признать, что насилие, агрессия, конфликт относятся к числу наиболее серьезных проблем, перед которыми сегодня оказалось человечество. Обратим внимание на то, что как в мире вообще так и в нашей стране в частности по сравнению с недавним прошлым резко возросло число тяжких преступлений, и даже обыденное сознание фиксирует увеличение числа конфликтов и факторов агрессивного поведения всей социальной структуре общества, интенсивных процессов расслоения населения страны по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных и экономических противоречий закономерно возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Особенно тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющимся в социальных действиях (алкоголизм, наркомания и токсикомания, нарушения общественного порядка, вандализм, хулиганство и проч.). Участилось и усилилось вызывающее по отношению к взрослым поведение. Жестокость и агрессивность стали проявляться в крайних формах, преступность в молодежной среде значительно возросла. Появляются все новые виды отклоняющегося поведения: подростки вступают в военизированные формирования политических организаций экстремистского толка, участвуют в рэкете, сотрудничают с мафиозными структурами, занимаются проституцией и сутенерством.4 Существующая практика профилактики не в полной мере решают задачи по предупреждению девиантного поведения, и одна из важнейших таких проблем - ранняя психодиагностика агрессивности личности или групп и, по возможности, количественное выражение этой характеристики с целью дальнейшего мониторинга и отслеживания динамики измерения уровня агрессии. Здесь на помощь должны приходить психометрия. При этом не следует забывать, что отклоняющееся поведение имеет сложную многофакторную природу, его изучение и коррекция требует, во-первых, реализации системного подхода, выявляющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, - применения сравнительного анализа, сопоставляющего условия благоприятного социального развития с процессами социопатогенеза и, наконец, в-третьих, реализации междисциплинарного подхода, который не позволяет замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагает комплексное использование таких отраслей психологии, как возрастная, социальная, педагогическая, медицинская, психологическая диагностика и психометрия. Суммируя сказанное выше, можно сделать вывод, что одно из первых мест в ряду дестабилизирующих факторов, делающих современный мир все более и более непредсказуемым и опасным занимает эскалация агрессии в самых разнообразных формах. И если ранее традиционные ценности и идеалы сдерживали и ограничивали агрессивные эксцессы и способствовали упорядочению межличностных отношений, то ныне они, к сожалению, деактуализированы в процессе развития технологической цивилизации. Слишком для многих людей фиксирующие рамки этики и духовности полностью утратили свое былое значение. Таких людей от деструктивного поведения и прямой агрессии удерживают лишь юридические норм (проще говоря - страх наказания). Но практика показывает, что чисто правовая защита обычно не слишком надежна. Признание самого этого факта - это лишь первый шаг на пути решения комплекса проблем, им порождаемых. Следующим шагом должен стать ответ на вопрос: почему люди действуют агрессивно и какие меры необходимо принять для того, чтобы предотвратить или взять под контроль подробное деструктивное поведение? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, по крайней мере, четко сформулировать определение агрессии, понять причины и динамику ее генезиса, как отдельной личности, так и у групп. В данной работе была предпринята попытка анализа скрытой агрессивности у подростков - школьников из "среднеблагополучных" семей путем использования двух , достаточно валидных и референтных психодиагностических тестов - стандартной шкалы Штрауса - Штаймеца по тактике решения конфликтных ситуаций в семейных отношениях ( подробнее см. раздел 2.2 и приложения ) и так называемый НТ ( Hand Test - тест руки ) предложенный Э.Вагнером и З.Пиотровским. Предполагалось, что скрытая агрессивность, выявленная по результатам НТ будет хорошо кореллировать с уровнем конфликтности в семьях опрашиваемых подростков. Кроме того, проводился анализ половой зависимости в рамках обсчета НТ и высказывалось предположение, что уровень скрытой агрессивности мальчиков и девочек будет приблизительно одинаковым, возможно, в этой возрастной группе у девочек немного более высоким. Во всяком случае значения по НТ ( методику расчета см. раздел 3.2 ) ожидались в пределах 9 - 15 %. При работе с тестом рисуночной фрустрации Розенцвейга ( подробнее см. раздел 3.1 ) анализировались две независимые группы - семья из четырех человек и четверо сотрудников средней школы, мужчины, трое из которых учителя и один - сотрудник охраны. Выдвигалась гипотеза, что уровень фрустрационной агрессивности в обеих группах не будет выше средней нормы и, во всяком случае, не превысит значения 0,58. 1. Понятие агрессии. Теории агрессии. 1.1. Две основные трактовки агрессии. К настоящему времени разными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Но можно, однако, выделить две основные трактовки.5 Во-первых, под агрессией понимается повышенная агрессивность, напористость, наступательный характер действий, стремление к самоутверждению. Так, Ф. Аллан описывает агрессию как некую внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), которая дает человеку возможность противостоять силам внешним, враждебным для него. Во-вторых, агрессией часто называют акт враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые активно вредят другому лицу или объекту. К примеру, Х. Дельгадо утверждает, что "человеческая агрессивность - есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлениями силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.6 Существенным недостатком приведенных определений, не позволяющим раскрыть психологическое содержание агрессии, является то, что конкретные действия рассматриваются независимо от их мотива. Сейчас все больше утверждается представление об агрессии как о мотивированных, направленных вовне действиях, нарушающих нормы и правила существования, наносящих вред, приносящих боль и страдания. Заслуживает внимания различие агрессии инструментальной и враждебной. Д. Майерс определил враждебную агрессию как побуждаемую злостью, ее единственной целью является причинение вреда и ущерба объекту агрессивных действий. Инструментальная же агрессия - есть средство для достижения какой - либо другой цели. Боль и страдания объекта агрессии - это своего рода ее "побочный продукт". Так, например, в 1990 году политические лидеры большинства стран мира оправдали войну в Персидском Заливе, рассматривая ее не как злодейскую попытку убить побольше иракцев, а как средство освобождения Кувейта. Другой пример: футболист может намеренно нанести травму защитнику соперника с целью вывести его из игры и тем самым увеличить шансы своей команды на выигрыш. Это интеллектуальная агрессия. Но тот же футболист мог сделать это чтобы отплатить защитнику за некое реальное или воображаемое оскорбление или унижение. Это акт враждебной агрессии, так как в данном случае она выступает как самоцель.7 Правда, на практике зачастую нелегко установить, является агрессия средством или целью. 1.2. Типы агрессии. Определение Дэвида Майерса. Существуют разнообразные классификации типов Агрессии. Например, Басс различает прямую и косвенную агрессию.8 Первая направлена непосредственно против жертвы. В случае косвенной агрессии жертва не присутствует, но о ней, например, раскрывается клевета, или же агрессия направляется не против жертвы, а против объектов - заместителей, суррогатов жертвы, представителей ее круга. Эрих Фромм отдельно выделяет псевдоагрессию; под таковой понимаются действия, в результате которых может быть нанесен вред, но которым не препятствуют злые намерения. Псевдоагрессия может подразделяться на непреднамеренную (классиче6ский пример - чистка огнестрельного оружия и непроизвольный выстрел), игровую - это фехтование, стрельба, бокс, спортивная борьба, регби и американский футбол и проч. Агрессия проявляется у людей самыми разнообразными способами. Басс предложил концептуально ограничить изучение подобного поведения в рамках трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Восемь возможных категорий, которые дает комбинация этих трех шкал, охватывает большинство агрессивных действий.9 Так, например, словесное оскорбление или унижение другого человека соответствует типу агрессии "вербальная - активная - прямая", а распространение о нем сплетен или злостной клеветы соответствует "вербальной - активной - непрямой" агрессии. Или же нанесение объекту агрессии побоев, избиение, ранение холодным или огнестрельным оружием будет отнесено к типу "физической - активной - прямой" агрессии, а стремление не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью - это уже "физическая - пассивная - прямая" агрессия, например ограничение свободы объекта агрессии, допустим, содержание заложника в запертом помещении. Кстати, последний пример хорошо иллюстрирует рассмотренное выше определение инструментальной агрессии. Общим и неустранимым недостатком всех классификаций подобного рода является отсутствие связи "агрессии", как определенного понятия, с ее мотивом. Обобщив сказанное, можно прийти к выводу: для того чтобы улучшить понимание анализируемого понятия и успешно предупреждать агрессивные эксцессы, нам необходимо каким - то образом пробраться сквозь это терминологическое болото и, прежде всего, отделить те аспекты, которые указывают на пассионарность и напористость личности от аспектов, связанных с деструктивным, девиантным характером ее поведения. Так, например, Бостонский душитель, сделавший своим хобби убийства женщин, совершал акты агрессии. Но можно ли рассматривать как агрессивные действия боксера на ринге или хоккеиста, проводящего силовой прием? Можно ли отнести к агрессивным действиям хирурга, который знал, что причинит больному страдание, тем не менее проводит операцию? Это вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. Кроме того, существуют и более сложные, незаметные и с трудом распознаваемые формы агрессии. Как оценить поведение мужа, который остался на вечеринке без внимания своей супруги, и оставшееся время "дуется" в углу - это вполне можно расценить как акт пассивной агрессии.10 Аналогичным актом пассивной агрессии можно распространение отвергнутым влюбленным слухов о его возможном самоубийстве и проч. Дэвид Майерс дает, на наш взгляд, наиболее адекватное определение понятию "агрессия" - это "физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому - либо".11 В свете работ последних лет это определение стоит несколько уточнить. Еще одной дихотомией понятие агрессии является ее деление на реактивную и проактивную, согласно Доджу и Койну (1987). Если проактивная агрессия (из вышеперечисленных дефиниций к ней ближе всего термин "инструментальная агрессия") определяется ненаправленностью на получение некоего позитивного результата с точки зрения агрессора, то агрессия реактивная предполагает возмездие или превентивные меры в ответ на осознаваемую угрозу. Автор этой теории экспериментально доказали (на примере учащихся младших классов), что те, кто проявляет реактивную агрессию склонны, в свою очередь, преувеличивать агрессивность своих сверстников и в силу этого отвечать на кажущуюся враждебность агрессивными действиями те учащиеся, которые были склонны к проактивной агрессии не ошибались подобным образом при интерпретации поведения своих соучеников.12 Суммируя изложенное выше, остановимся на определении агрессии, которое приводится в фундаментальном труде Р. Бэрона и Д. Ричардсона. Это, по сути, несколько модифицированное определение Майерса. Итак, в настоящей работе мы будем исходить из того, что "агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, на желающему подобного обращения".13 Это определение удачно совмещает как рассмотрение актуального причинения жертв ущерба, так и категорию намерения, мотива агрессивного поведения. В свете такого определения (принятого большинством психологов) агрессия рассматривается не как установка, эмоция, мотив, но как модель поведения. Это, кстати, позволяет более объективно подходить к агрессивным эксцессам и эффективно использовать методологический аппарат психодиагностики и психометрии при изучении этого феномена. Мало того: отношение к агрессии, как к форме поведения, способу межличностных отношений и межгрупповых контактов, позволят избежать опасной путаницы. Дело в том, что обыденное сознание часто ассоциирует интересующие нас понятия с негативными установками (этническими, расовыми, конфессиональными, политическими и проч.), негативными мотивами (стремление унизить, оскорбить, навредить и т.д.) или с негативными эмоциями (такими как злость). Но хотя все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их значение не абсолютно и наличие этих факторов не является необходимым условием агрессивных действий. Так, например, злость вовсе не является непременным спутником и спусковым механизмом агрессии, она может происходить не только в моменты сильного эмоционального возбуждения, аффекта, но в состоянии полного хладнокровия агрессора. Аналогично нет никакой необходимости в том, чтобы агрессор испытывал к объекту агрессии ненависть. Многочисленные случаи насилия в семье показывают, что зачастую причиняться людям, к которым агрессор относится скорее положительно, чем отрицательно. 1.3. Причины агрессии. Основные теории агрессии. Анализируя причины возникновения агрессии и многообразия ее форм исследователи выдвигали многочисленные концепции, объясняющие этот феномен.14 В самом общем виде эти концепции можно отнести к трем основным группам. Первой из них будет группа теорий врожденной агрессии. Все эти теории рассматривают агрессию как инстинктивное поведение, врожденное стремление к смерти и разрушению. Философы издавна спорили, является ли человек по своей природе добродушным и покладистым "благородным дикарем" или все же в основе своей он представляет собой неуправляемое, импульсивное животное. Первая точа зрения обычно связывается с известным французским философом Жан-Жаком Руссо. Он утверждал, что люди в своем естественном состоянии являются добрыми, порядочными и счастливыми существами, которым дурно устроенное общество, полное запретов и ограничений навязывает агрессию и порочность. вторая позиция связывается с именем философа Томаса Гоббса. В ее рамках социальные ограничения рассматриваются как благо; они необходимы для обуздания животных проявлений человеческой натуры, нуждающейся в постоянном и строгом контроле. В нашем столетии взгляды Гоббса, сводящиеся к тезису: агрессивные побуждения являются врожденными и поэтому неизбежными, развивались Зигмундом Фрейдом, Конрадом Лоренсом и их учениками. Фрейд объяснял агрессию с позиций психоанализа.15 В своих работах Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (известная как либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. В этом общем контексте агрессия рассматривалась как реакция на блокирование или разрушение либидозных импульсов. Агрессия, как таковая, не трактовалась ни как неотъемлемая, ни как неизбежная часть жизни. Пережив опыт первой мировой войны, Фрейд постепенной пришел к более мрачному убеждению в отношении сущности источника агрессии. Он предположил существование второго источника - танатоса - влечение к смерти, чья энергия направлена на прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от "Я". Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других. Положение об инстинкте стремления к смерти является одним из наиболее спорных в теории психоанализа. Оно было фактически отвергнуто многими учениками Фрейда, разделявшими его взгляды по другим вопросам. Тем не менее, утверждение о том, что агрессия берет начало из врожденных, инстинктивных сил, в целом находило поддержку даже у критиков. Взгляды Фрейда на природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее начало из "встроенного" в человеке инстинкта смерти, но так же неизбежное, поскольку, если энергия танатоса не будет обращена вовне, это скорее приведет к разрушению самого индивидуума. Единственный проблеск надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и, таким образом, уменьшить вероятность проявление более опасных действий. Этот аспект теории Фрейда (положение о катарсисе) часто интерпретировался следующим образом: совершение экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения более опасных поступков. Однако, при лучшем знакомстве с произведениями Фрейда, обнаруживаются доводы против подобных утверждений. Хотя у Фрейда не было четкой позиции по отношению к силе и продолжительности действия катарсиса, он все же склоняется к тому, что это действие является минимальным и кратковременным по своей природе. Таким образом, Фрейд проявил на этот счет меньший оптимизм, чем полагали теоретики более позднего периода. Нобелевский лауреат Конрад Лоренц, специализирующийся в этологии и зоопсихологии, издал работу "Так называемое зло". За ней последовали книги учеников Лоренца: "Голая обезьяна" Десмонда Мориса и "Любовь, и Ненависть" Иррениуса Эйбл-Эйбесфильда. Все эти работы содержат, по сути, один и тот же тезис: агрессивное поведение людей, проявляющееся в войнах, преступлениях, личной драчливости и прочих проявлениях деструктивного, девиантного поведения имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в человеке, связано с врожденным инстинктом, который использует любой повод для своего выражения. Эта школа исследователей выделяет два принципиально отличающихся вида агрессии. Первый, общий как для человека, так и для всех высших млекопитающих, это генетически запрограммированный импульс к атаке в ситуации, когда возникает угроза жизни или потомству. Это оборонительная, "доброкачественная" агрессия, она исправно служит делу выживания индивида и рода и затухает, как только исчезает опасность. Другой вид - "злокачественная" агрессия, деструктивность и жестокость, свойственные человеку и практически отсутствующие у других млекопитающих, она не служит конкретной цели и не способствует биологическому процветанию вида. Однако Лоренц идет дальше. Используя целый ряд уточненных логических конструкций, он представляет любую человеческую агрессию, включая жажду мучить и убивать, как следствие биологически заданной активности, которая (с его точки зрения) под влиянием ряда социальных факторов из необходимости защитной превращается в деструктивную силу. Сделав еще один шаг вперед в развитии теории врожденной инстинктивной агрессии, некоторые ученые пришли к выводу, что человеческая тяга к агрессии, насилию и разрушению уникальна и не свойственна другим общественным животным, а человек в естественном состоянии (по их мнению) - насильник и убийца. Аронсон 16 в своей монографии приводит следующие слова: "мы принадлежим к наиболее жестокому и безжалостному виду, который когда-либо населял Землю. И ... в глубине души мы знаем, что внутри каждого из нас скрыты те дикие импульсы, которые ведут к преступлениям, мучениям, войнам, убийствам". Это и есть, та самая биологически аномальна, филогенетически незапрограммированная "злокачественная" агрессия, которая представляет серьезную проблему и опасность для выживания человечества. Выяснение сущности и условий возникновения такой деструктивной агрессии как раз и составляет основную цель исследований в этой области. То, что агрессия является следствием инстинктивных, врожденных факторов, логически ведет к заключению, что агрессивные проявления почти не возможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни другие позитивные изменения в структуре человеческого общества не смогут предотвратить зарождения и проявления агрессивных импульсов. Самое большое, чего можно достичь, - это временно не допускать подобных явлений, или ослабить их интенсивность. Поэтому, согласно данной теории, агрессия в той или иной форме всегда будет на сопровождать. И в самом деле, агрессия является неотъемлемой частью нашей человеческой природы. Вторая (и наиболее обширная) группа теорий происхождения агрессии базируется на предложении, согласно которому агрессия берет начало от побуждения, определяе6мого как неинстинктивная мотивационная сила, являющаяся результатом лишения личности каких - либо существенных для нее вещей, условий и проч. и возрастающая по мере усиления такого рода деприваций. Очевидно, что подобная точка зрения тесным образом связывает агрессию с понятием фрустрации. Само это понятие - одно из наиболее сложных в психологии, поэтому в данной работе мы будем вкладывать в него узкоспециальный смысл, понимая под фрустрацией внешнее блокирование целенаправленного поведения личности, все, что препятствует (активно или пассивно) личности в достижении ее целей.17 Центральное и наиболее презентабельное место в этой группе теорий занимает теория, выдвинутая Доллардом с учениками (Dollard and others, 1939). В основе теории агрессии, сформулированной Доллардом, лежат два положения: Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме. Агрессия всегда является результатом фрустрации. При этом не предполагается, что фрустрация, определяемая как блокирование или создание помех для какого - либо целенаправленного поведения, вызывает агрессию напрямую, считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение. Теория фрустрации - агрессия была объектом пристального внимания и выдержала не одну ревизию. Берковиц внес наиболее значительные поправки и уточнения в эту теорию. Он утверждал, что фрустрации - один из множества различных стимулов, которые способны спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создать готовность к агрессивным действиям. Подобное поведение возникает лишь только тогда, когда присутствуют соответствующие посылки к агрессии - средовые стимулы, которые могут постепенно склонять к агрессивным действиям индивидуумов, ранее спровоцированных, или фрустированных. Берковиц утверждал так же, что у сильно фрустированных индивидуумов агрессивное побуждение может сильно ослабевать только при условии причинения ущерба фрустатору. "Если имеет место катарсис, то он происходит не по той причине, что агрессор вплеснул какое-то количество предположительно не находившей выхода агрессивной энергии, а потому, что он достиг своей агрессивной цели и, тем самым, завершил определенную последовательность в виде ответа на подстрекательство к агрессии". Далее Берковиц утверждает: поскольку безуспешные попытки причинить вред тому, кто вызвал фрустацию, сами по себе являются фрустирующими, они фактически могут скорее усиливать, чем ослаблять стремление действовать агрессивно. И первоначальная теория фрустрации - агрессии Долларда, и теория посылов к агрессии Берковица, трактуют агрессию, как неинстинктивную потребность, которая может быть ослаблена посредством агрессивного поведения, и которая возникает под влиянием особых условий окружающей среды, нежели в результате врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий. Другими словами, они предполагают, что устранение всех внешних источников аверсивной стимуляции из окружающей среды, приведет к мгновенному исчезновению опасных случаев человеческой агрессии. К сожалению, аверсивные условия в той или иной форме встречаются настолько часто и повсеместно, что их тотальное устранение совершенно нереально. Поэтому и теории, посвященные агрессивным побуждениям, подразумевают действие неиссякаемого и, в общем, неизбежного источника агрессивных импульсов. Необходимо во избежание путаницы, ясно различать понятия фрустрации и депривации. "Человек испытывает депривацию, если он безнадежно лишен чего-либо ... но только тогда он может считаться фрустированным, когда он уже предвкушал удовольствие от обладания объектом своего желания, но его ожидания не сбылись", - писал Леонард Берковиц. Дети, у которых нет и не было игрушек, с гораздо меньшей вероятностью будут вести себя агрессивно, чем те дети, у которых игрушки отняли, или пообещали их купить, подарить и проч., а затем отказали. В приведенном примере фрустрация будет особенно сильной, если отказ не мотивирован. Таким образом, фрустрация есть не просто результат депривации, это результат сравнительной депривации. Фрустрация произрастает из разрыва между ожиданиями и достижениями. Если учесть все экономические и социальные фрустрации, с которыми сталкиваются различные группы внутри современного Российского общества, то остается только удивляться, что вооруженных конфликтов в стране не так уж и много. Более 150 лет назад Алексис Де Токвиль писал: "Зло терпеливо сносилось до тех пор, пока считается неизбежным, и оно становится нетерпеливым, как только возникает мысль об избавлении от него" (цитируется по книге Д. Майерса).18 Пока есть несбывшиеся надежды, будет существовать и фрустрация, которая, в своем развитии, может обратиться в агрессию. Эту опасность можно уменьшить, либо дав надежде сбыться, либо лишить этой надежды. Последнее, к сожалению, встречается гораздо чаще. Существует множество доказательств, поддерживающих утверждение Леонарда Берковица о том, что у людей врожденные поведенческие структуры очень лабильны, гибки и поддаются бесконечным модификациям. Человеческие культуры в силу этого, весьма отличаются друг от друга по параметру агрессии. Так на земле до сих пор существует ряд первобытных племен (пигмеи центральной Америки, маори, аборигены Австралии), которым удавалось построить свою жизнь в духе дружбы и сотрудничества как внутри племени, так и в отношении с другими племенами. Среди этих людей акты агрессии чрезвычайно редки.19 Между тем в более "цивилизованном" обществе - таких как наше, существуют астрономический военный бюджет "мирного времени", а стрельба по людям из машин и прочие акты террора превратились в почти что обыденный факт городской жизни. Кроме того, и внутри одной культуры, изменяющиеся социальные условия могут привести (и приводят) к значительному сожалению, как правило, в сторону ее возрастания. Таким образом, хотя нелепо отрицать наличие инстинктивной, врожденной компоненты человеческой агрессии, для социопсихолога важно, прежде всего, то, что агрессия доступна для модификации. Люди учатся "выплескивать наружу" свою агрессию. Как это делается? На собственном опыте (и примере окружающих) индивид узнает о том, что агрессивная поведенческая тактика часто вознаграждается. Скажем, ребенок, который своими агрессивными действиями запугивает других детей, и становится лидером в своем коллективе, будет становиться все более и более агрессивным просто в силу положительной обратной связи. То же самое верно и в отношении террористических актов, посредством которых не обладающие вниманием и властью люди, завладевают всеобщим вниманием и начинают диктовать свои условия. "Убей одного, - устранишь тысячи", - уверяет древняя китайская поговорка. Теория, согласно которой люди учатся социальному поведению посредством наблюдения и имитации, под воздействием вознаграждения и наказания, называется теория социального научения. Альберт Бандура, ведущий специалист в теории социального научения убежден, что "как и большинство прочих социальных навыков, мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий". Повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам примеры и модели агрессивного поведения в семье, школе, на работе, в общественном транспорте и т.д. Да еще громадную агрессивную нагрузку несут СМИ, видеопродукция (а в последнее время и компьютерные игры, так называемые "стрелялки" типа Wolf, Doom и проч.) Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается точно так же, как и другие формы социального поведения. Коротко данную теорию можно изложить следующим образом: Агрессия приобретается посредством: Биологических факторов (гормоны, нервная система); Научения (непосредственный опыт, наблюдения). Агрессия провоцируется: Воздействием шаблонов (побуждение, внимание); Неприемлемым обращением (нападки, фрустрации); Побудительными мотивами (деньги, восхищение); Инструкциями (приказы); Эксцентричными побуждениями (параноидальные идеи). Агрессия регулируется: Внешними поощрениями и наказаниями (материальное вознаграждение, неприятные последствия); Викарными подкреплениями (наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других); Механизм саморегуляции (гордость, вина). Теория социально научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, "за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения". Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а так же нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно. Один из важнейших способов усвоения человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем. Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают - сохранение, усиление или контроль. Неудивительно, что многие из них схожи с факторами, способствующими первоначальному усвоению агрессии. Регуляторами агрессии в данном случае выступают: материальные поощрения и наказания, викарный опыт и самопоощрения или самонаказания. Теория социального научения оставляет гораздо больше шансов предотвратить и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий. Во-первых, согласно этой теории, агрессия представляет собой приобретенную в процессе научения модель социального поведения. В этом качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. Во-вторых, в отличие от теорий мотивации и инстинкта, подход с позиций социального научения не представляет людей как постоянно испытывающих потребность или побуждение к совершению насилия под влиянием внутренних сил или вездесущих внешних (аверсивных) стимулов. Скорее социальное научение предполагает проявление агрессии людьми только в определенных условиях, способствующих данному поведению. Утверждается, что изменение условий ведет к предотвращению или ослаблению агрессии. Резюмируя вышесказанное в данном разделе настоящей работы, отметим, что все определения агрессии и теории ее происхождения хорошо и адекватно описывают какие - то одни стороны анализируемого феномена и слабо освещают другие его сторон и особенности. Это, по всей видимости, неизбежно при изучении столь сложного психического явления. Примем за конечный вывод этой части работы ряд следующих положений: Агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому существу, имеющему все основания избегать подобное с собой обращение. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живыми организмами; жертвы должны обладать мотивизацией подобного с собой обращения. Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и целенаправленный на внешние объекты. Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемой внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теории этого направления пользуется теории фрустрации - агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает, какие - то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако, и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут направлены не на истинного фрустатора, а на другие объекты, по отношению к которым действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. И последнее теоретическое направление, рассматривает агрессию, прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с этой теорий глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания на то, каким путем агрессивная модель проведения была усвоена, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные ситуации усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявлениях агрессии. Теории социального научения утверждает, что агрессия проявляется только в соответствующих условиях, то есть в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль. 2. Психодиагностика как наука и методология. 2.1. Предмет и методы исследований. Психодиагностика является специфической областью психологии, в рамках которой разрабатываются и используются методы распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Само это слово означает буквально "постановка психологического диагноза", то есть принятие квалифицированного решения и наличном психологическом состоянии человека (или групп людей) в целом или, в каком - либо отдельно взятом психологическом свойстве. По мнению академика Р.С. Немова20 в русле психодиагностики ставятся следующие общие вопросы: Какова природа психодиагностических явлений и принципиальная возможность их научной оценки? Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и количественной оценки психологических явлений? В какой мере применяемые в настоящее время средства психодиагностики соответствую принятым общенаучным, методологическим требованиям? Каковы основные методические требования, предъявляемые Каковы основания достоверности результатов практической психодиагностики, включая требования, предъявляемые к условиям проведения психодиагностики, средством обработки полученных результатов, и способами их интерпретации? Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики, включая тесты? Психодиагностики возникла так же давно, как и сама психологи, эмпирической ветвью которой она и является. Первые "тесты", предназначенные для определения индивидуальных психологических различий, были известны более четырех тысяч лет назад. История древнейших цивилизаций дает тому немало свидетельств. В конце XIX века в психологию проникает и быстро завоевывает популярность идея измерения. Психологическая наука получает возможность количественного выражения индивидуальных различий. Это способствует оформлению психодиагностики в самостоятельную область исследований, и к концу 20-х годов нашего столетия этот процесс завершается. Значительный вклад в становление этой бурно развивающейся дисциплины внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кэттела, Г. Эббингауза, Э. Крепелина - именно они начали на практике широко использовать методики измерения психологических различий. Начавшись с первых "тестов интеллекта" психодиагностика под непосредственным воздействием общественной практики пробует, и небезуспешно, свои силы в измерении других индивидуально-психологических особенностей. Так уже в 20 - 30-е годы появляются прообразы тех инструментов исследования личности, которые затем разовьются в так называемые проектные методики и опросники. И уже тогда проявляется основная проблема психодиагностики: заметное отставание теоретического уровня от осмысления явлений, на измерение которых направлена пиходиагностика, от ее -методического оснащения. Этот разрыв между теорией и практикой сохраняется и по сей день, что очень ярко иллюстрируется темой данной работы. Ведь для того, что бы интерпретировать результаты исследований, нужно, по крайней мере, четко определить, что исследователь понимает под термином "агрессия", "агрессивность". Развитие психодиагностики было с самого начала теснейшим образом связано с появлением и совершенствованием математико-статистического аппарата, прежде всего корреляционного, регрессивного и факторного анализа. Требования, предъявляемые к измерению индивидуально-психологических различий, психодиагностика обосновывает с помощью психометрии. Таким образом, по отношению к психодиагностики и дифференциальной психологии она выступает, как методологическая дисциплина, дающая объективный критерий оценки психодиагностических методик, обосновывающая процедуры их разработки, применения статистического анализа. Психометрия незаменима при адаптации апробированных методик к новым условиям (например, перенос комбинированных тестов, разработанных для определения возрастной или социальной группы на другую группу), при интерпретации тестовых данных.21 Общая психометрия направлена на решение задач измерения психологических характеристик, стимула, в частности моделирование общепсихологических, присущих всем людям функциональных зависимостей между свойствами стимулов и иных провоцирующих воздействий и субъективными реакциями на них. В контексте темы данной работы можно привести такой пример, как влияние уровня шума или температуры на степень агрессивности. Предметом дифференциальной психометрии является комплекс сведений о дифференциально - психологических измерениях. В этом случае числовые значения (ранги, балы, шкальные и рейтинговые оценки) приписываются не стимулам и воздействиям, а индивидам или группам. При этом анализируются качественные и количественные индивидуальные различия по психологическим свойствам, способностям, когнитивным функциям (внимание, память, мышление и т.д.), а также эмоциональные особенности личности, мотивы и характеристики ее поведения, в том числе и присущая ей агрессивность, которая действенно проявляется в актах агрессии. В середине ХХ века в мировой психодиагностике сформулированы основные подходы, была в той или иной степени завершена разработка всех наиболее известных тестов (шкала Рормаха, тест тематической апперцепции, опросник "шестнадцать личностных факторов" и пр.). В контексте данной работы важно отметить, что как раз в это время разработаны два наиболее известных и популярных теста на агрессивность личности (как внутреннее качество этой личности) и, собственно агрессию, как характеристику поведения личности. Это метод рисуночной фрустрации по Розенцвейгу и предложенная Б.Брайклином, З.Пиотровским и Э.Вагнером в 1962 году проективная методика, известная как "Hand Test" или тест руки. Стимулом дальнейшего развития психодиагностики и психометрии послужили работы, в которых обосновывалось положение о том, что ситуационными , а не индивидуально - психологическими различиями, на которые прежде всего была нацелена психодиагностика, объясняется вариативность поведения. Это во многом спорный подход, однако большинство исследователей считают необходимым учет взаимодействия индивидуально - психологических и ситуационных переменных. Это ставит перед психодиагностикой задачу разработки новых инструментов исследования, более надежных, нежели имеющиеся сегодня. Точная психодиагностика в любом эксперименте предполагает квалифицированное оценивание степени развитости тех или иных психологических свойств. Как правило, это те свойства, закономерные изменения которых предполагаются в гипотезах, проверяемых в этом эксперименте. К примеру, проблемой научного психологического исследования могут быть некоторые особенности эмоционального статуса человека (агрессивности) и его поведения (агрессия), относительно которых утверждается, что они существуют и изменяются по некоторым законам или определенным образом зависят от различных переменных. В любом из этих случаев требуется точная психодиагностика соответствующих свойств и качеств, ориентированных, во-первых, на прямое доказательство их существования, во-вторых, на демонстрацию постулированных закономерностей их изменения, в-третьих, на показ того, что они действительно зависят от тех переменных параметров, которые фигурируют в гипотезе. Нельзя обойтись без точной психодиагностики и в прикладных исследованиях, так как в любых подобного рода экспериментах необходимо достаточно убедительное доказательство того, что в результате нововведений действительно и в нужном направлении изменяются оцениваемые психологические особенности личности или группы лиц. Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что современная психодиагностика является одной из основных и наиболее перспективных форм практического приложения профессиональных возможностей психологов. Методики психодиагностики ныне широко внедряются в профессиональный отбор и расстановку кадров, для контроля психического развития личности (с целью возможно более ранней коррекции патологий), для оптимизации процесса обучения, прогнозирования поведения, изучения личности в медицинских и экспертных целях. Особую актуальность приобретает широкое внедрение психодиагностических и психометрических исследований в сферу образования. Последнее время эти дисциплины все теснее взаимодействуют с педагогикой и взаимно обогащают друг друга. Так, если педагогика позволяет расширить и углубить концептуальную базу психодиагностики (например, четко ответить на вопрос, что же надо измерять и исследовать, чтобы решать проблемы, связанные с понятием "детская и подростковая агрессия"), то психодиагностика вооружает педагогику мощным методическим аппаратом, подкрепленным арсеналом математической статистики и факторного анализа, что способствует превращения педагогики в "точную" науку. Можно с уверенностью сказать, что за этой областью психологической науки большое будущее. 2.2. Психодиагностика и психометрия в изучении агрессии. Неустранимой методологической трудностью при изучении агрессивного поведения людей является то, что такое поведение само по себе опасно. Исследователь должен изучать агрессию так, чтобы при этом не провоцировать причинение вреда и ущерба. Здесь на помощь приходят психодиагостические методы, которые, к тому же, позволяют хоть, сколько нибудь формализировать изучаемое явление, объектировать его, выразить численно и тем самым сделать доступным применение мощного аппарата матстатистики. Роберт Бэрон и Дэбора Ричардсон в своей фундаментальной монографии "Агрессия"22 подробно останавливаются на ряде опросников, экспериментальных шкал и тестов, которые применяются при изучении интересующего нас феномена. Уже старейшие (и заслуженно исключительно популярные) психодиагностические методики - тест тематической апперцепции (ТАТ) или тест Роршаха могут дать значительную информацию в рассматриваемой области. Так, изучая аспекты агрессивного поведения, в рамках теста чернильных пятен Роршаха исследователь может применить разработанную Элизаром систему отнесения ответа испытуемого по шести категориям, связанным с гневом, враждебностью, агрессией. Если человек говорит, например, что он увидел в пятне схватку зверей, то он описывает агрессивное поведение, и ответ будет засчитан в качестве агрессивного. Аналогично как агрессивный будет оценен ответ, в котором пятно Роршаха проассоциировалось у опрашиваемого с револьвером, ружьем, танком, ядерным взрывом и проч. Такой метод подсчета обладает хорошей внутренней надежностью (от 0,82 до 0,93) хотя тест - ретестовая надежность не слишком высока. По крайней мере, подобная методика позволяет различать релевантные группы (люди с опытом насилия и агрессивного поведения, например, заключенные и тех, кто не имеет такого опыта). Баллы, набранные испытуемыми, хорошо коррелируют с их самооценкой и мерой агрессивности, установленной по опросникам. Авторы монографии подробно описывают и анализируют разнообразные личностные тесты, уделяя особое внимание тесту враждебности по Бассу и Дарки (ВДНУ, Bass, Durke, 1957).23 Прежде всего, автор ВДНУ разграничили понятие враждебности и агрессии. Так, по Бассу враждебность - это "реакция отношения, ...скрыто-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства (злая воля) и негативная оценка людей и событий. Агрессию Басс определил как "ответ содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу". В дальнейшем авторы ВДНУ выдели подклассы во враждебно-агрессивном поведении. Более подробно о классификации агрессии по Бассу (см. пункт 1.2. настоящей работы). В конечном итоге Басс и Дарки установили меру 5-ти видов агрессии (нападение, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, вербальная агрессия) и двух - враждебности (негодование, подозрение). Начальный массив теста состоял из 105 вопросов типа "да" и "нет", причем вопросы формулировались таким образом, чтобы по возможности блокировать нежелание опрашиваемого показаться агрессивным, или показать качества, желаемые обществом. При "обкатке" теста в студенческой среде он был сведен к 66 вопросам в наибольшей степени связанных друг с другом. Шкала, неоднократно проверяемая независимыми исследователями, оказалась высоковалидной. Ретестовая стабильность ВДНУ проверялась самими авторами на группе студентов с перерывом в 5 недель. Общий бал - сумма всех шкалам - оказался равен 0,82. Это свидетельствует о том, что ВДНУ - достаточно удобный и надежный психодиагностический инструмент для изучения агрессии. Представляется интересным и полезным использование стандартного опросника Штрауса - Штаймметца "шкала тактики поведения в конфликтах". Эта шкала (см. приложение) была использована в эмпирической части настоящей работы. В заключении приведем два, на наш взгляд, удачных примера применения психодиагностических подходов для изучения агрессивности у подростков, осуществленных в нашей стране. Таблица 2 Проявления различных форм агрессивности у подростков 10 - 15 лет Возрастные группы формы агрессивности, % физическая косвенная вербальная негативизм 10-11 лет 49 32 44 45 12-13 лет 56 48 51 64 14-15 лет 61 51 72 65 Анализ приведенных данных, свидетельствует о том, что у 10 - 11-летних детей преобладают физические формы агрессивности. Особенно быстрыми темпами с возрастом растет негативизм. По мере взросления у подростков все сильнее проявляется вербальная агрессия. Таблица 3 Проявление различных форм агрессивности у подростков из разных социальных слоев населения социальные слои формы агрессивности, % физическая косвенная вербальная негативизм рабочая среда 70 45 50 30 среда строителей 65 55 60 40 сельские труженики 67 60 65 20 малоквалифицированные работники 30 65 75 50 служащие среднего звена 40 45 75 60 руководящие работники 60 67 35 90 торговые работники 20 30 25 10 интеллигенция 20 40 55 80 Приведенные данные проявлений разных форм агрессивного поведения подростков из разных социальных слоев населения и их анализ имеют не только психолого-теоретическое, но и практическое значение, позволяя ориентироваться в характере подростка, учитывая особенности влияния социальной ситуации, воздействия семьи. 3.Эмпирическая часть 3.1. Тест Розенцвейга. Одним из самых популярных психодиагностических методик, используемых при изучении агрессии, является рисуночный фрустрационный тест Розенцвейга. Он предложен С. Розенцвейгом в 1945 году и основан на теории фрустрации. Автор окончательно доработал свой тест 20 лет тому назад и опубликовал его последнюю редакцию. Это ярко выраженная проективная методика, в ней используются неоднозначные стимулы, которые испытуемый должен развивать, дополнять, интерпретировать. Стимулы методик такого рода приобретают смысл не только в силу их объективного содержания, столько в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемым. Отсюда характерное для семейства проекционных методик отсутствия оценки ответов - реакций как "правильных" или неправильных" или "ошибочных", ограничений в их выборе.24 Стимульный материал PFS состоит из 24-х рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Персонаж изображен слева, произносит слова, которыми описывается фрустрации. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписывать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две групп: 1. Ситуации - препятствия или по терминологии С. Розенцвейга, "Эгоблокинговые". Здесь, какое - либо препятствие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку, фрустирует любым прямым способом персонаж, находящийся на рисунках справа. 2. Ситуация обвинения, или "суперэгобликинговые". В этих ситуациях персонаж обвиняется в чем-либо, или его привлекают к ответу. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С. Розенцвейга, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции подразделяются на а) экстрапунитивные - реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица; б) интропунитивные - реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустирующая ситуация не подлежит осуждению; в) импунитивные - фрустирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное ли неизбежное, преодолимое со временем; обвинение окружающих и (или) самого себя отсутствует. Кроме того, существует деление реакций по типу, а именно а) препятственно-доминантные, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные или нет; б) самозащитные - активность в форме порицания кого-либо, отрицание собственной вины; в) необходимо-упорствующие - для них характерна постоянная проблема поиска конструктивного решения конфликтной ситуации в форме требования помощи от других или принятия на себя обязанности разрешить ситуацию. При работе с группами помимо, количественной и качественной оценок направленности и типа реакции личности, во фрустирующих ситуациях на основе стандартных ответов (ответ, который дают не менее 40% обследуемых) рассчитывается "показатель групповой конформности", позволяющей судить о состоянии социальной адаптации индивидуума или группы. В соответствии с теорией С. Розенцвейга, фрустация возникает в тех случаях, когда организм встечает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Защита организма во фрустирующих ситуациях осуществляется на трех уровнях: клеточном (иммунитет), автономном - защита организма в целом от физических агрессий, кортикальном, психологическом уровне, на котором и осуществляется выделение соответствующих типов и направленности реакций личности. Хотя теории С. Розенцвейга присуща расширенная трактовка фрустрации, вбирающая в себя понятие стресса. PFS предназначена прежде всего для диагностики особенностей поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели. PFS, будучи достаточно структурированной, направленной на определенную область поведения и обладая относительной объективной процедурой оценки, более доступна статистическому анализу, нежели большинство проективных методик. По имеющимся в зарубежной литературе данным, коэффициент ретестовой надежности этой методики колеблется в пределах 0,6 - 0,8. Достаточно высока и валидность PFS, например, по параметру экстрапунитивности, выявленному независимо по PFS и по тесту тематической апперцепции. На практике PFS часто принимают при дифференциальной диагностики неврозов, при прогнозировании общественно опасных действий психических больных. Важно отметить, что сам автор несколько отклоняется от классического определения агрессии (предпочитая использовать термин "агрессивность") и понимая под ней не вызванную объективными обстоятельствами и необходимостью тенденцию враждебно реагировать на большинство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность по Розенцвейгу - это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к другим людям, животным и предметам природы и материальной культуры, склонность к причинению им вреда, ущерба и неспровоцированным агрессивным действиям. Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера "агрессивность" на большинство действий со стороны окружающих людей будет реагировать агрессией в PFS, причем даже тогда, когда действие другого человека не было вызвано стремлением, причинить ему неприятности. В данной работе перед началом исследований все испытуемые получали инструкцию следующего содержания: "На каждый из 24-х предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек. Один из них совершил какое-то действие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого человека и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же записать его на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка". При оценке результатов в этой работе ответ испытуемого на каждую картинку анализировался и относился к одной из следующих категорий: 1. Агрессивные реакции (в листках ответов обозначились знаком "+", см. приложение) 2. Неагрессивные реакции (обозначались знаком "-"). Агрессивные реакции - реакции, в которых действия другого лица рассматриваются как преднамеренно враждебные и сама ответная реакция на них так же является враждебной. В этом случае ответ испытуемого должен содержать осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица. Неагрессивные реакции - их суть состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испытуемого взять на себя вину, не придавать значения случившемуся, без эмоций разобраться в сложившейся ситуации и принять спокойно, взвешенное решение. Затем подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций. Если количество первых доминирует, то делается вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мотив агрессивности. При обратном результате - вывод противоположный. Число агрессивных реакций относили к 24 (общее число рисунков) и выражали десятичной дробью. Тогда при значении большем или равным 0,58 испытуемый попадал в 1 из выше указанных категорий, при значении 0,41 и менее во вторую, а промежуточное значение давало основание отнести испытуемого в третью категорию (неагрессивен, но и не напротив). В данной работе исследовались две группы людей - семья Галкиных и четверо мужчин, работников средней школы - трое учителей и сотрудник охраны. Полученные данные свидетельствуют о низком (весьма) уровне агрессивности испытуемых. Только один из них (младший сын в семье Галкиных) показал значение равное 0,79, что соответствует довольно высокому уровню агрессии. Это отражает реальное положение дел, (подтверждено опросом членов семьи). Особенно отрадно отметить низкий уровень агрессивности у работников школы. Ее ученикам можно позавидовать! 3.2. Использование теста руки для оценки агрессивности подростков. В работе использовалась еще одна методика исследования личности, предложенная в 1962 году Э. Вагнером, З. Пиотровским и Б. Брайклином и известная как тест руки. Она предназначена для предсказания открытого агрессивного поведения.25 Стимульный материал НТ - стандартные 9 изображений кисти рук (см. приложение) при показе которых просят выбрать какое-то одно, "наиболее понравившееся". Обследуемый должен ответить на вопрос о том, какое, по его мнению, действие выполняет изображенная рука. Оценка полученных данных осуществляется по следующим категориям: 1. агрессия - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждение, активно захватывающая какой-либо предмет. 2. Указание - рука ведущая, направляющая, господствующая над другими людьми. 3.Привязанность - рука выражает симпатию, позитивные эмоциональные установки. 4. Коммуникация - рука контактирует или стремиться установить контакт. 5. Страх - рука - жертва агрессивных действий. 6. Зависимость - подчинение другому лицу. 7. Эксгибиционизм - рука выставляет себя на показ. 8. Увечность - рука деформирована. 9. Активная безличность - ответы, в которых рука проявляет тенденцию к действию, не требующему присутствия других людей. 10. Пассивная безличность - рука не совершает никаких действий. 11.Описание - ответы, в которых рука только описывается, тенденций к действию нет. В теоретическом обосновании НТ его авторы исходили из положения о том, что развитие функций руки тесно связано с развитием головного мозга. Интересно, что такая точка зрения прекрасно коррелирует с известным тезисом Ф. Энгельса о руке, как органе познания объективной действительности, органе и продукта труда, сформулированном им в "Диалектике природы". Велико значение руки в восприятии пространства, ориентации в нем, необходимых для организации любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей разные действия, можно сделать вывод о тенденциях активности обследуемых. Э. Вагнер на основе анализа многих работ, выполненных с помощью НТ, сделал вывод о его высокой валидности и ретестовой надежности. В 1971 году В. Белшнером с соавторами был на базе НТ разработан расширенный тест, состоящий из 34 фотографий кисти рук. В данной работе исследовалась НТ группа подростков - школьников в возрасте 12 - 15 лет. В соответствии с рекомендациями авторов методики ответы, относящиеся к первым двум категориям (см. выше) рассматривались как связанные с готовностью обследуемого, к высшему проявлению агрессивности, нежеланием приспосабливаться к окружению. Четыре последующих категории ответов принимались за отражающие тенденцию к действиям, направленным на приспособление к социальной среде, здесь вероятность агрессии незначительна. Количественный показатель открытого агрессивного поведения рассчитывали, согласно использованной НТ методике, путем высчитывания сумм "адаптивных" ответов из суммы ответов по двум первым категориям и выражали в % от общего числа ответов. Таким образом . Здесь под N понимается интегральный параметр открытой агрессии согласно Вагнеру и Пиотровскому, суммы в рамках каждой категории вычислялись простым сложением ответов опрашиваемых подростков. Разность полученных сумм приводили к общему числу опрошенных подростков ( группа включала 50 опрашиваемых, но две анкеты не были возвращены ). Ответы и их категории см. приложение. Категории с 7 по 11 не учитывались (согласно методике). Результаты несколько обескураживают:, . Это исключительно высокий процент, и педагогам, работающим с данными контингентом, есть о чем задуматься. Интересно и то, что категории ответов совершенно не коррелируют с полом подростка, если рассчитывать значения N для мальчиков и для девочек, то они будут примерно одинаковыми (очень высокими). Полученные результаты особенно интересны в свете того, что исследования по методике Штрауса - Штаймметца (см. приложение) показали низкую внутрисемейную агрессивность в той же группе подростков, хотя критерии агрессии были нами значительно занижены. В рамках предложенных изначально гипотез (см. введение) можно сказать, что часть из них подтвердилась, а часть оказалась ошибочной. Так мы не обнаружили корреляции у группы опрошенных подростков по уровню внутрисемейной агрессивности по Штраусу - Штаймецу с результатами по НТ. Также оказалось неверным и наше предположение о сравнительно невысоком уровне открытой агрессивности референтной группы - он оказался равен 27%, что почти в два раза выше ожидавшегося нами. Еще раз стоит отметить, что это сигнализирует о неблагополучии в среде даже вполне адевиантных подростков. Зато предположение о том, что в этом возрасте пол подростка не влияет на уровень агрессивности подтвердился ( мальчики - 22,4% , девочки - 23,3% -см. приложение, каждая карточка имеет пометку половой принадлежности). Наконец, наши предположения о невысоком уровне агрессивности по материалам семейной группы Галкиных и сотрудников средней школы с использованием PFS (теста Розенцвейга) также оправдались. Семь из восьми результатов значительно ниже 0,58 и лишь результат младшего сына в семье Галкиных выпадает из этого ряда, видимо, родителям стоит рекомендовать обратить внимание на психологический статус подростка. Заключение Агрессия живо интересует специалистов самого разного профиля: социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - один из центральных вопросов понимания человеческой природы. Многие вопросы в контексте исследований агрессии еще ждут своего разрешения, например - агрессия и право, юридическое оформление агрессии со стороны государства по отношению к правонарушителю. Или вопрос, является ли угроза и месть упреждающей реакцией на угрозу, актом агрессии. Важной является проблема антиципации правовых последствий агрессии - "контрагрессия" и ее воздействие на индивидуальное и общественное сознание. Настоящая работа представляется актуальной, так как именно объективные, инструментальные методы исследования агрессии из арсенала психодиагностики позволят найти надежные пути снижения ее уровня и канализации агрессивного потенциала в социально приемлемые формы. Конрад Лоренц язвительно заметил, что человек, видимо, произошел от хорька, а не от обезьяны, имея в виду репутацию этого зверька, как самого злобного животного. Только за 20 век насильственной смертью погибло около 200 млн. человеческих существ. Есть печальная ирония в том, что хотя сегодня мы понимаем человеческую агрессию лучше, чем когда-либо, "человеческая бесчеловечность" едва ли уменьшилась. Однако, не стоит терять надежды и активное внедрение прогрессивных научных методов психодиагностики и психометрии дают к тому все основания. Список литературы Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. Барланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. Иванова Л.Ю. "Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям". В сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. М., Архангельск, 1993. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Практикум по психологии. ч.1. Обща психология. М., 1983. Немов Р.С. Психология т. 3. Психодиагностика., М., 1998. Психодиагностика: Теория и практика. Пер. с нем. М., Прогресс, 1986. Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000. Сб. Психология человеческой агрессивности. Минск, 1999. Степанов В.Г. психология трудного школьника. М., 1998. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. М., 1996. Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси, 1991. 1 Сб. Психология человеческой агрессивности. Минск, 1999. 2 Иванова Л.Ю. "Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям". В сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. М., Архангельск, 1993. 3 Иванова Л.Ю. "Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям". В сб. Проблемы личности, профилактика отклонений в ее развитии. М., Архангельск, 1993. 4 Степанов В.Г. психология трудного школьника. М., 1998. 5 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. М., 1996. 6 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. М., 1996. 7 Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. 8 Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000. 9 Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000. 10 Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. 11 Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. 12 Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000. 13 Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000. 14 Сб. Психология человеческой агрессивности. Минск, 1999. 15 Фрейд З. Я и Оно. Тбилиси, 1991. 16 Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. 17 Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. 18 Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. 19 Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998. 20 Немов Р.С. Психология т. 3. Психодиагностика., М., 1998. 21 Психодиагностика: Теория и практика. Пер. с нем. М., Прогресс, 1986. 22 Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000. 23 Р. Бэрон, Д. Ричардсон. Агрессия. СПб., 2000. 24 Барланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 25 Барланчук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь - справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 1 39 Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ. |
|
Copyright © refbank.ru 2005-2024
Все права на представленные на сайте материалы принадлежат refbank.ru. Перепечатка, копирование материалов без разрешения администрации сайта запрещено. |
|